Зеркало из особняка купца Брусницына (Ещё о городских легендах)
Могла ли я предположить, что покупка ручного зеркальца для новой сумочки заставит меня… содрогнуться от нечаянно услышанного? А было так. В небольшом галантерейном магазине продавец вот уже с полчаса показывала мне зеркала. Но никакое из них мне не нравилось. Продавщица стойко держалась, но после моих слов: «Мне нужно не простое зеркало, а, как бы вам объяснить, с некоторым магическим эффектом…», не выдержала и странным таким, приглушённым голосом ответила: «Может, вы хотите такое зеркало, какое висело в доме Брусницыных, чтобы избавиться от кого-то?» Меня чуть ветром не сдуло. Видимо, в магазине образовался сильный магический сквозняк. Заметив мой полуоткрытый рот и немой вопрос во взгляде, продавец уже спокойно обратилась ко мне: - Извините, но я уже не знаю, что вам предложить. - Скажите, а…Особняк купца Брусницына Санкт-Петербург - А-а! Это давняя история. Я как пришла рабо..

Могла ли я предположить, что покупка ручного зеркальца для новой сумочки заставит меня… содрогнуться от нечаянно услышанного? А было так.
В небольшом галантерейном магазине продавец вот уже с полчаса показывала мне зеркала. Но никакое из них мне не нравилось. Продавщица стойко держалась, но после моих слов: «Мне нужно не простое зеркало, а, как бы вам объяснить, с некоторым магическим эффектом… », не выдержала и странным таким, приглушённым голосом ответила: «Может, вы хотите такое зеркало, какое висело в доме Брусницыных, чтобы избавиться от кого-то? » Меня чуть ветром не сдуло. Видимо, в магазине образовался сильный магический сквозняк.
Заметив мой полуоткрытый рот и немой вопрос во взгляде, продавец уже спокойно обратилась ко мне:
- Извините, но я уже не знаю, что вам предложить.
- Скажите, а…Особняк купца Брусницына Санкт-Петербург
- А-а! Это давняя история. Я как пришла работать на зеркала, так много всякой литературы про них читаю. Однажды наткнулась на газетную статью о зеркальном полтергейсте, замеченном в прошлом веке в особняке купца Брусницына, что на Кожевенной линии. Брусницын оставил после себя целый архитектурный памятник федерального значения, - женщина заговорщицки подмигнула мне.
- И памятник зеркального полтергейста… Петербург хранит много легенд, - продолжала она.
- Одна из них о мистическом зеркале из особняка Брусницына.
Для оформления гостиной знатный российский кожевенник заказал из-за границы, куда часто ездил, большое зеркало. В Петербург зеркало доставили в начале ХХ века. Этот символ связи нашего мира с параллельным, этот желанный для хозяина предмет интерьера будто бы висел в одном из венецианских палаццо (итальянский городской дворец-особняк XV - XVIII вв.), где хранился прах графа Дракулы.
Знал ли об этом Брусницын, или нет - науке, как говорится, это не известно. Рассказывают, что те, кто смотрелся в зеркало, испытывали странные ощущения, а впоследствии с этими людьми происходили всяческие неприятности. Начало слухам положила внезапная кончина внучки купца - дочери кожевенного заводчика, а также постоянное плохое самочувствие членов семьи. Из-за этих событий зеркало запрятали в кладовую.
После революции мистический предмет интерьера оказался во Дворце Культуры имени С.М.Кирова , а позже, по решению Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры снова возвращён в особняк и повешен в кабинете заместителя директора завода.
Через некоторое время зам. директора бесследно и загадочно исчез. Один рабочий, увидевший своё отражение в зловещем зеркале, также внезапно исчез. Тогда кабинет вообще заколотили, входить в него запретили, заводоуправление переселили в новое здание.
Особняк долго пустовал. Особняк купца Брусницына Санкт-Петербург
- Да-а, - вздрогнув, ахнув и многозначительно улыбнувшись, резюмировала я.
- Спасибо за рассказ, только я зеркальце пока покупать не буду...

Фотографии

виктор юльев

В начале лета основатели команды Tekstil Music Петр Ульянов, Артур Катаев и Денис Шубин открыли на Кожевенной линии Васильевского острова культурное пространство DOT - 2 тысячи квадратных метров на крыше бывшей кожевенной фабрики 1893 года постройки. За несколько месяцев в исторический городской квартал Чекуши вдохнули новую жизнь: рейвы и концерты с видом на Финский залив и новый вантовый мост здесь соседствуют с дизайнерским лофтом и особняком XIX века, который уже скоро станет центром притяжения официальных экскурсий. The Village побывал на Кожевенной линии, узнал, что там происходит сейчас и что будет происходить дальше.

Особняк Брусницыных

Кожевенная линия находится недалеко от Морского вокзала. С XVIII века здесь развивались кожевенные производства, а в советское время располагался Кожевенный завод имени А. Н. Радищева. Упадок промзоны, по воспоминаниям очевидцев, начался во второй половине 90-х. Сейчас в исторических зданиях на Кожевенной линии доминируют авторемонтные мастерские.

С шиномонтажом и автомойкой диссонирует историческая и архитектурная доминанта местности - особняк купцов Брусницыных (Кожевенная линия, 27), построенный в 1884 году. Обычно он закрыт для посторонних и давно привлекал краеведов-энтузиастов своей заброшенностью и сохранившимися подлинными интерьерами. Но уже в эту субботу, 24 сентября, в особняке пройдет первая бесплатная экскурсия в рамках проекта «Открытый город», организованного Смольным и Всероссийским обществом охраны памятников.

В программе: столовая, оформленная в стиле позднего ренессанса, с впечатляющей лепниной и резным деревянным буфетом, танцевальный зал в стиле Людовика XV с мраморным камином, кальянная комната в мавританском стиле с уникальной люстрой, гостиная, стены которой обтянуты шелком столетней давности, бильярдный зал и оранжерея.

Проект «Открытый город» долгосрочный, так что официальные экскурсии в особняк будут теперь регулярными.

Летний проект

Через дорогу от особняка Брусницыных находится пространство дизайна InterLoft , созданное командой Freedom Team. Директор компании Дмитрий Тимуршин несколько лет искал субарендатора для крыши лофта. Tekstil Music же сначала всерьез рассматривали другую площадку - фабрику « » на Петроградской стороне. Хотели провести там двухдневный фестиваль, однако не встретили заинтересованность со стороны собственника. Так и сложилась история с Кожевенной линией: то, что задумывалось как фестиваль, переросло в полноценный летний проект.

«Все друзья и знакомые говорили: „Вы с ума сошли, сюда никто не поедет!“ Мол, это утопия - создавать летний проект при такой петербургской погоде и такой транспортной доступности острова. Но по итогам летнего сезона можем сказать, что решение открыться здесь было правильным», - рассказывает Петр Ульянов.

Самой трудозатратной оказалась инженерная составляющая - электро- и водоснабжение. А также расчистка от мусора: Артур Катаев говорит, что вывезли не одну тонну. Сейчас на самой крыше ничто о запустении не напоминает. Здесь выстроили две полусферы, одну из которых, крытую, используют как бар. «Мы два года подряд на „Казантипе“ участвовали в организации площадки Bubble Bar, архитектурный комплекс которого состоял из этих сфер, - рассказывает Артур. - Нам так нравится эта форма, что решили создать нечто подобное и в DOT. Приобрели доски, нарезали и собрали своими руками». Из других арт-объектов - причудливые формы из гипса от «Анатомического театра культуры»: скульптуры видит каждый, кто поднимается по сумрачной лестнице наверх. На самой крыше также функционирует фуд-корт, куда можно прийти в рабочий полдник и заказать веганскую пиццу «Береза и базилик ».

Помимо резидентов InterLoft, в здании работают другие арендаторы (например, как напоминание о былых временах 24 часа в сутки функционирует маленькое производство по выделке кожи и изготовлению одежды). Петр Ульянов вспоминает, что поначалу к новичкам отнеслись не очень дружелюбно: «Первый месяц было тяжело сотрудничать с арендаторами смежных помещений: здесь тишина, ничего не происходило. Внезапно появились мы и встряхнули этот покой. Но сейчас все привыкли, появились система и регламент».

Музыка

Впрочем, говорят основатели DOT, не со всеми соседями у них совпадают музыкальные вкусы. В окне соседнего здания висит плакат с надписью: «Поставьте что-нибудь другое».

На самом деле музыкальная программа DOT вполне разнообразна: от брейкбита и драм-н-бейса до «Пост-феста» - рок-события от группы «Психея». Самым же аншлаговым оказался концерт хип-хоп-исполнителя Ассаи. Однажды приютили заключительную часть фестиваля , который проводила дружественная команда , - по требованию городской администрации событие на Петровской косе свернули и за три часа перебазировали на Васильевский остров.

Музыкой в пространстве DOT ограничиваться не стали: на крыше бывшего завода проходили групповые занятия по йоге, инженерный театр АХЕ ставил «Пену дней», были соревнования по стритболу, а пару недель назад здесь отпраздновали День Василеостровского района.

В итоге за летний сезон в DOT побывало больше 10 тысяч человек, в основном люди старше 21 года. Пробовали проводить мероприятия для более молодой публики, но одна из таких вечеринок закончилась изрисованными в округе стенами, чего совсем не поняли другие арендаторы на Кожевенной линии.

Сколько раз бывала на Балтийском заводе по своим антикоррозионным делам, не знала, что рядом находится историческое здание – особняк купца Брусницына, основателя кожевенного завода, находящегося на Кожевенной линии, рядом с Балтийским заводом.
В ХVIIIв. на территории, ограниченной Косой линией, Детской улицей и Невской губой находились мучные склады. Местность называлась Чекуши - по названию молоточков, которыми разбивали комочки слежавшейся муки.
Застройка Кожевенной линии началась где-то в 1770-х годах.
В 1780-х годах сюда, по указу Екатерины II были переведены кожевенные заводы. На месте нынешнего дома №27 (особняка Брусницына) находился каменный дом, обращённый к заливу. Владелицей участка стала А.Е.Фишер, которая занималась организацией кожевенного производства. Дом был для неё перестроен в 1787г. На первом этаже разместилась контора завода и прислуга, на втором – жилые помещения.
В 1844г. купец Николай Мокеевич Брусницын купил в Чекушах этот дом, а в 1847г. - кожевенную мастерскую и начал заниматься переработкой кож. Постепенно из маленькой мастерской вырос кожевенный завод, который работал вплоть до перестройки.
По проекту архитектора А.С.Андреева, Н.М.Брусницын пристроил к западной стороне своего дома дополнительный объём. В 1860г.г. им же были увеличены окна первого этажа и высота второго этажа, и изменён лицевой фасад.
В 1868 году участок с особняком перешёл к Е. И. Брусницыной, Н. М. Брусницын стал владельцем земли южнее Кожевенной линии. В 1877 году по проекту Н. Ф. фон Брюлло во дворе был построен двухэтажный склад. Умер Н.М.Брусницын в 1878г. и его дело перешло к трём сыновьям.
В 1882 году особняк перешёл к братьям Брусницыным, для которых через два года его перестраивал А. И. Ковшаров. Второй этаж вновь был повышен. С восточной стороны для парадной лестницы к зданию добавлена пристройка. Со стороны двора был организован зимний сад. Лицевой фасад был надстроен под один карниз. Именно при этой перестройке здание получило существующий сейчас облик. Отделка интерьеров особняка отличалась особым богатством. Выделялись Белый зал, столовая и гостиная. Во второй половине XIX века перепланировали сад, соорудили садовую ограду.
После 1917 года особняк стал принадлежать кожевенному заводу имени А. Н. Радищева. Здесь разместилось заводоуправление. В 1925-1930х годах на месте ворот были устроены вестибюль и проходная. Помещения парадной лестницы разделили деревянными перекрытиями, часть дверных проёмов была заложена. В 1993 году над зимним садом соорудили металлическое перекрытие, реставрировали Белый зал и столовую.
Всё это нам предварительно рассказала экскурсовод. А потом мы пошли смотреть на останки былой роскоши.
Сам особняк представлял весьма грустное зрелище.


Парадный подъезд после революции, по традиции, был заколочен, монограмма Брусницыных над ним была заменена серпом и молотом, чтобы сразу стало ясно, кто в доме хозяин. А государство взяло здание под охрану, о чём свидетельствовала доска (ржавый прямоугольник) справа от заколоченного входа.


Внутри нас предупредили, что самим нельзя открывать ни двери в залы, ни дверцы шкафчиков, всё держится на честном слове.
Всё, что осталось в доме от былого великолепия - подлинное. В основном, это декор стен и потолков.
Итак: парадная столовая. Стены отделаны дубовыми панелями, над которыми была раньше натянута светлая кожа. В настоящее время там остатки светлых обоев.

Эта кошечка сопровождала нас во время всей экскурсии и вела себя очень прилично.
А это элемент украшения этой двери:


Буфет в парадной гостиной.

Эта дверь ведёт в зимний сад. Бра - подлинные.

Белый зал:

Здесь был актовый зал завода им. Радищева. На подставках у камина стояли бюсты Маркса и Ленина.


Элемент отделки камина:

Потолочная лепка - гипс. Люстра - подлинная.


Элементы декора люстры в приближении. Фото, конечно, отвратительного качества, но хотелось показать революционные изменения, внесённые в декор: вместо родного рисунка - серп и молот.

Мавританский кабинет. Гипсовая лепка:

Подлинная люстра - стекло:

Парадная гостиная. Весь декор - подлинный. Стены обиты штофом.

Элементы декора потолка:

Бильярдная. Все вещи подлинные.

Одна из дверей:

Элемент отделки двери:

Подлинная люстра:

Зимний сад. Здесь располагалась химическая лаборатория завода им. А.Н Радищева:

Мраморная парадная лестница, на которую ведет заколоченный парадный вход. Благодаря деревянным перекрытиям, которые были построены в 30-е годы, лестница сохранилась, но...

Лестничные перила:


Общежитие для холостых рабочих завода:

Доходный дом для семейных рабочих предприятий в Чекушах. В настоящее время - единственный жилой дом в этом околотке:


Судьба этого особняка туманна и, скорее всего, будет драматична. Несколько лет назад власти Петербурга планировали на месте кожевенного завода, используя старинную промышленную архитектуру, построить гостиничный комплекс, в который входил бы отреставрированный особняк. Но это стоит колоссальных денег, к тому же место здесь достаточно глухое, а Балтийский завод со всеми прелестями машиностроительного производства никуда не деть. Гостиница не состоялась, но, говорят, какая-то московская фирма заинтересовалась особняком. Но планы её неизвестны, так что, скорее всего, Петербург потеряет очередной памятник купеческой старины...


Существует легенда о находящемся здесь зеркале. Этот предмет интерьера с середины XVI века якобы висел в одном из венецианских палаццо, где хранился прах самого графа Дракулы. При оформлении гостиной зеркало было заказано Брусницыным и доставлено в особняк. Все, кто в него смотрели, говорили о странном ощущении. Впоследствии с ними происходили разные неприятности. После несчастного случая с дочерью фабриканта зеркало спрятали в кладовой. После революции оно оказалось в ДК имени Кирова, а позже возвращено в особняк, повешено в кабинете заместителя директора. Через некоторое время заместитель директора бесследно исчез, а кабинет заколотили


Завод Брусницыных возник не на пустом месте. Еще в конце XVIII века угловой участок по жребию достался вдове купца Иоганна Фишера - Анне Екатерине Фишер для устройства здесь кожевенного производства. По Кожевенной линии находился каменный дом с жилыми помещениями и конторой. В нем после покупки и поселился с семьей Николай Макеевич Брусницын.

К этому времени Чекуши стали крупным фабрично-заводким районом Петербурга.

К 1852 году здесь было девять частных кожевенных заводов.
Во второй половине XIX века на своих участках Брусницыны начали активные строительные работы, которые продолжались и после смерти основателя завода старшим сыном Николаем Николаевичем Брусницыным, потомственным почетным гражданином, действенным статским советником, мануфактур-советником. При нем завод стал крупнейшим кожевенным предприятием столицы.

В это же время были построены краснокирпичные производственные корпуса завода, сохранившиеся до сих пор. А каменный дом по желанию владельцев был совершенно перестроен в замечательный двухэтажный особняк с парадной мраморной лестницей, мраморными каминами в парадных залах второго этажа, с деревянной резной отделкой и росписями. Переделкой особняка занимался арх.А.И.Ковшаров.

За особняком находился большой сад. Со стороны сада Ковшаров пристроил оранжерею, в которой находился зимний сад. Остекленную двухэтажную оранжерею и сейчас можно видеть на Косой линии, в ней снимались некоторые эпизоды "Последней сказки Риты" Ренаты Летвиновой

Конечно, кожевенное производство было достаточно вредным. По этой причине его и вынесли на юго-западную оконечность Васильевского острова в XVIII века, и по этой же причине его совсем вывели отсюда за пределы горда в конце ХХ века. В настоящее время старные производственные здания и особняк будут перепрофилированы под новые функции. Новая жизнь старых зданий - следующая страница этого своеобразного уголка Васильевского острова.

Какое-то время ходили слухи о сносе зданий завода и стройке на его месте участка Западного Скоростного Диаметра, но он скорее всегда будет проходить неподалеку, а здания сохранят и
реконструируют под бизнес центры.