Пришло-таки время мне сделать полноценный пост про Школу Карла Мая. Надо сказать, долго же я откладывала. Ну зато теперь...
Начинаю, как обычно, с начала:
Как прилежная ученица, всегда имевшая 5 по немецкому языку, я в 11 классе сдавала экзамен по немецкому языку рефератом.
Моя учительница сказала мне: "Вот тут в брошюре есть статья про какую-то гимназию К. Мая. Попробуй что-нибудь узнать по этой теме и бери её для реферата".
Это было в 2008 г. Я перерыла весь интернет, нашла несколько упоминаний о гимназии и недоделанный сайт, на котором были только адрес и телефон, всё остальное "в разработке". Ко всему прочему телефон не работал. После тщетных попыток склепать реферат из тех обрывков информации, которые я нашла, я решила заявиться по адресу (14 линия В.О. , д.39).Шла я туда фактически наугад.
Подхожу, смотрю - две таблички: СПИИРАН и Музей Школы К. Мая. Определив, что там всё-таки есть музей, я решилась зайти. Что вы думаете? Мне там обрадовались, как долгожданному гостю! Меня посадили смотреть фильм про школу на огромном экране, совершенно неподходящем для небольшой плотно заставленной комнаты. Меня провели по музею с экскурсией, мне разрешили фотографировать, с меня не взяли денег, меня подробно расспрашивали, откуда я взялась и для чего мне всё это надо, а потом посадили вырезать визитки. Когда я сказала, что пишу реферат, мне дали книжку "Школа на Васильевском" со словами "Может, что-нибудь почерпнёшь".Я вцепилась в книгу и стала судорожно выписывать цитаты, фамилии, даты, события. Тогда мне предложили книгу купить. Думаете, я сомневалась хоть секунду?
За реферат я получила 5. Наверное потому что безнадёжно влюбилась в выбранную тему. =)
Теперь поясняю, что же это за школа, и почему я так подробно о ней пишу. Знакомые знают, что когда я о ней говорю, у меня загораются глаза, я сыплю датами и именами и становлюсь похожа на фанатика, который хочет всех перетащить в свою веру.

Школа Карла Мая - уникальная по своему устройству гимназия, существовавшая в Санкт-Петербурге с середины ХIХ века до начала ХХ-ого.
Выпускниками этой гимназии были Н.К. Рерих, Д. С. Лихачёв, Л. В. Успенский, А.Н. Бенуа, Д.В.Философов, К.А.Сомов,В.А.Серов и ещё многие известные учёные и деятели культуры.
Эта школа действительно была уникальна.Она давала высочайшего уровня образование и воспитание. Созданная система предусматривала взаимное уважение учеников и учителей, взаимосвязь с семьёй, развитие нравственных качеств. Но основным отличием от других школ (как того времени, так и нынешних) являлось стремление педагогов учесть и развить индивидуальные способности каждого ученика, научить их самостоятельно мыслить.К каждому ученику был свой подход, и в то же время один ко всем. По словам выпускника Д. В. Философова, гимназия была «государством в государстве, отделённом бесконечным океаном от казёнщины».
Система образования, атмосфера, "майский дух" несомненно были заслугой основателя гимназии - Карла Ивановича Мая. Э.Блессинг, выпускник, написал о нём "В своём отношении ко всем он был одинаков и справедлив, никто не мог похвастать его предпочтением или пожаловаться на пренебрежение". Другой выпускник Г. Гадд сказал: "Карл Иванович прекрасно постиг душу своих молодых питомцев и сумел внушить им любовь к правде, уважение к себе и преподавателям".

Почти год назад - 27 мая 2009 я создала группу в контакте, посвящённую ШКМ. Мне очень хотелось хоть как-то привлечь внимание к этой всеми забытой гимназии. Примерно полгода в ней участвовало 17 человек, из которых 15 - мои друзья, которые вступили только чтобы меня не обижать. Но я продолжала бороться - оставляла сообщения во всяких группах, схожих по теме или направлению (попросту пиарилась). Где-то полгода назад мне стало везти: о группе узнали сотрудники музея Рерихов, администратор оф. сайта М. Колодин, а также выпускники школы №5, которая находилась в здании ШКМ в советское время. На каникулах, когда я была в Питере, я встретилась с теми, кто узнал об истории школы через мою группу и посетила с ними музей.
Мне было безумно приятно познакомиться лично с директором музея Никитой Владимировичем Благово. Именно он написал ту книгу "Школа на Васильевском", о которой шла речь в первом абзаце.

Всем, кто увлекается историей этой школы, очень хочется её возрождения, создания новой современной Школы К. Мая. Однако, пока это невозможно, мы просто стараемся рассказать историю этого уникального заведения как можно большему количеству людей. На мой взгляд, это действительно была идеальная школа, совмещавшая образование, воспитание и творческое развитие.

Контакты музея ШКМ:

Адрес: 14 линия В.О., д.39
телефон: 323 37 10
Директор - Никита Владимирович Благово. О визитах лучше договариваться заранее.
Можно нагрянуть, как я, неожиданно, но не факт, что будет открыто.

ПО МАТЕРИАЛАМ СТАТЬИ:

ГАВРИЛИН А. В.

ГИМНАЗИЯ К. МАЯ:

СОХРАНЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ШКОЛЬНЫХ ТРАДИЦИЙ

В сентябре 1856 года в Санкт-Петербурге молодой педагог, поклонник Я. А. Коменского, пропагандист идей К. Д. Ушинского и Н. И. Пирогова, Карл Иванович Май открыл частную школу для мальчиков. На этот шаг его толкнула неудовлетворенность состоянием учебного процесса в гимназиях и реальных училищах, но кроме этого К. Май, как он сам писал позднее, «чувствовал потребность применить некоторые теоретические вопросы педагогики к делу, некоторые опыты, произведенные ранее, при одиночном обучении, произвести в более широких размерах». Школа быстро завоевала популярность, и в 1860 году она при официальном утверждении (аккредитации) получила необычное, но соответствующее ее сути название «Реальное училище на правах гимназии». Это объяснялось тем, что в первый период ее существования, до 1864 года, большинство предметов, в том числе и греческий язык, преподавалось на немецком языке, по-русски излагались грамматика, словесность, история, реальные предметы. Естественным наукам в учебных программах отводилось значительно больше времени, чем в казенных гимназиях, ибо К. И. Май считал необходимым развивать прикладную направленность в обучении, расширяя тем самым кругозор учеников и обеспечивая этим лучшую подготовку к практической деятельности. С первого года в учебный план гимназии как предмет входила гимнастика.

В 1868 году выпускники частных гимназий получили право на поступление в университет. При этом за частными гимназиями сохранялась свобода в составлении учебных программ и распределении учебного материала по классам, в общей организации педагогического процесса. В училище К. И. Мая было два отделения. Школьная программа в начальных классах была общей для будущих реалистов и гимназистов. Начиная с пятого класса, по желанию родителей или по желанию самих учеников, одни из них начинали изучать древние языки – латинский и греческий, другие же в эти часы посещали уроки естественной истории, рисования, в большем объеме изучали математику и новые языки – немецкий, французский, английский (последний по желанию). Кроме этого, несколько позже, было образовано коммерческое отделение, непосредственно готовившее учеников к коммерческой деятельности. Им кроме остальных предметов читался курс купеческой арифметики.

В 1882 году школе были присвоены права гимназии министерства народного просвещения, а к 1885 году права казенных реальных училищ получило реальное отделение.

Душой школы с момента ее образования был К. И. Май, Он разработал и постоянно развивал педагогическую концепцию своей школы, заложил многие ее традиции, которых единый воспитательный коллектив придерживался более полувека. Основной целью воспитания К. И. Май считал гармоничное развитие всех сил и природных данных человека. В качестве девиза педагогического коллектива школы он провозгласил изречение основателя современной педагогики, чешского просветителя Я. А. Коменского: «Сперва любить – потом учить». Сам Май всю свою долгую самоотверженную жизнь неукоснительно следовал этому девизу. В 1906 году, на юбилейном вечере, последний директор гимназии А. Л. Липовский, бывший выпускник Мая, назвал его «добрым гением школы» и отметил, что «Карл Иванович создал особую среду в школе, в которой так легко дышалось, так светло, несмотря на все жизненные невзгоды, верилось в будущее».

День гимназии начинался с того, что директор лично за руку приветствовал всех учеников, и только провинившийся вчера воспитанник не удостаивался рукопожатия. Важной личностной чертой Мая как воспитателя был беспристрастный подход к разным ученикам. «В своем отношении ко всем он был одинаков и справедлив, никто не мог похвастаться его предпочтением или пожаловаться на пренебрежение», – отмечал один из воспитанников.

В 1860 году в журнале «Воспитание» К. И. Май провозглашает основную, в его понимании, цель, которую должен ставить перед собой каждый педагог: «Главная задача наставника – приготовить юношу к труду, полезному для общества». Одним из наиболее важных Май считал суждение Н. И. Пирогова о том, что «нельзя всех и каждого стричь под один гребень, а действовать разумно, применяясь к свойству предмета, личности, степени развития учеников и учителя», и всегда следовал этому завету. Недаром Д. И. Семенов, выпускник 1872 года, вспоминал, что он «умел всегда встать в такие простые и откровенные отношения с каждым воспитанником, что они, хотя, конечно, безусловно слушали своего директора, но чувствовали себя с ним гораздо свободнее, чем с некоторыми из преподавателей». Он сумел внушить своим питомцам любовь к правде, уважение к себе и преподавателям. Школа стала своеобразной общиной со своим «духом».

Помощник попечителя Санкт-Петербургского учебного округа В. А. Латышев в своем выступлении по поводу пятидесятилетия школы выделил следующие педагогические принципы К. И. Мая, составившие основу концепции развития гимназии, следовать которым считал своим нравственным долгом и его преемник В. А. Кракау. Эти принципы и сегодня остаются крайне современными:

Пусть пути будут различны, смотря по индивидуальности учителя, но образование и воспитание ученика во всяком случае должно оставаться конечной целью преподавания;

Не объектное отношение к воспитанию и преподаванию, а субъектное;

Пример преподавателя – самое действенное воспитательное средство;

Работая неусыпно, мы тем самым исполняем одну из важнейших задач школы: мы приучаем воспитанников к труду.

Далее Латышев продолжает: «Карл Иванович стремился воспитать в своем ученике всесторонне развитого человека. Ум, нравственные качества, эстетическое чувство, воля и здоровье питомцев вызывали одинаковые заботы со стороны Карла Ивановича».

В организации внеклассной, внеурочной жизнедеятельности большую роль играли пешеходные экскурсии в окрестности Санкт-Петербурга. Во время таких прогулок и походов учащиеся, собирая ботанические, зоологические и минералогические коллекции, пополняли и систематизировали на практике свои знания в этих предметах, расширяли исторический и общекультурный кругозор. Это было время неформального общения с элементами некой романтичности и загадочности благодаря переходам через таинственный лес, ночлегам на сене, вечернему костру.

Еще более важное значение в развитии и воспитании учащихся имели школьные праздники, проводимые по традиции 29 октября, в день рождения Карла Мая. Они отмечались новыми спектаклями школьного театра, специальной праздничной программой. Приготовления к спектаклю, выбор того или иного действия из намеченной пьесы, репетиции, хозяйственные хлопоты, создание декораций и разработка сценария вечера способствовали сближению воспитанников, развитию в них творческих способностей, углубленному изучению искусств, реализации их интересов и формированию «духа» школы.

Однажды в представлении участвовали герольды со знаменами, на которых в виде герба был изображен майский жук. С этого времени за воспитанниками школы утвердилось и стало почти официальным необычное прозвище «Майские жуки», или «Майцы», которое они чтили и очень гордились им как символом своей принадлежности к некому сообществу, которое представляли выпускники гимназии Мая.

Состав же учеников этой гимназии, пожалуй, самый яркий во всей истории России. Среди ее выпускников – ученые, писатели, артисты, художники, педагоги, путешественники, но главное, что все они – достойные граждане. Достаточно назвать фамилии академика Н. А. Бруни и писателя Л. К. Успенского, академика Д. С. Лихачева и архитектора В. О. Мунца, художников P. M. и В. М. Добужинских и В. А. Серова. Здесь учились целыми семьями Бенуа, Гримм, Римские-Корсаковы, Гагарины, Семеновы-Тянь-Шанские, Голицыны. Эту гимназию закончили глава знаменитой российской торговой фирмы Г. Г. Елисеев и капитан крейсера «Паллада» И. В. Коссович, а также многие и многие другие воспитанники, составившие впоследствии славу и гордость России.

Всех их объединяла не только гимназическая скамья, не только бережно сохраняемые «майские» традиции. Их объединяла уверенность в том, что именно в гимназические, школьные годы окончательно сложились их духовные убеждения, научные и художественные пристрастия, верность избранному пути и идеалам. «И быть может, более других званий, которых они достигли в гордом и терпеливом служении обществу, звание «Майского жука», «Майца» было для них едва ли не самым высоким, ибо за ним, как правило, следовали прежде всего интеллигентность, духовное благородство».

В 1890 году К. И. Мая, ушедшего в отставку по состоянию здоровья, сменил на посту директора Василий Александрович Кракау. Тот же В. А. Латышев отмечает, что в своей деятельности он руководствовался следующим положением: «Ученикам следует давать как можно больше свободы. Необходимо давать исход естественной живости ребенка: нормальный, не искалеченный условиями воспитания ребенок – всегда живой. Мальчик, сдерживаемый требованиями излишней внешней дисциплины, уходит в себя, делаясь скрытным, часто апатичным, или ищет исхода своей живости, вопреки воспитателю, за спиной его, становится сердитым и грубым».

Продолжая развивать воспитательную систему гимназии, В. А. Кракау вводит уроки музыки, танцев, фехтования. Была организована столярная мастерская. Регулярными стали литературные вечера в день рождения Кракау 7 декабря. Особое внимание было уделено развитию метода преподавания, с целью сделать его более творческим, самодеятельным и носящим прикладной характер.

В 1900 году В. А. Кракау на одном из заседаний педагогического совета выступил с обстоятельным докладом, в котором проанализировал состояние преподавания в школах того времени и разработал основные предложения по его совершенствованию. С его точки зрения, школа должна была обеспечить, чтобы за годы учения воспитанник:

Усвоил полностью программный курс каждого предмета;

Развил свои мыслительные способности: память, логическое рассуждение, способность владеть и перерабатывать учебный материал;

Получил умственные интересы к вопросам жизни, науки, литературы, сознательно и живо относился к экономической и социальной жизни;

Расширил бы дома свой кругозор и свои познания внеклассным чтением книг;

Занимался бы музыкой и другими искусствами, ручным трудом, ремеслами;

Выработал способность к труду,

Выработал характер.

Чтобы обеспечить выполнение этих позиций, ученик не должен быть перегружен занятиями. Поэтому домашние задания в начальных классах были отменены, для старших классов были выработаны основные принципы организации учебного процесса:

Центр тяжести учебной работы перенести на классное время, а не на домашнюю работу, которая может служить повторением и освоением пройденного в классе;

Необходимо задавать только то, что разобрано, разъяснено и выучено в классе;

Классная работа должна захватывать весь класс, а не отдельных учеников;

Классная работа должна вестись строго систематически и методически – учитель должен в точности знать, на что он обратит внимание при опросе, что пройдет и задаст;

Проходить новое, лишь убедившись, что пройденный раздел выучен и усвоен;

Данные принципы свидетельствовали о том, что гуманистический подход в гимназии не только провозглашался, но и реализовывался на практике.

Оценки выставлялись ученику только за четверти, и то лишь для того, чтобы выдать ему итоговые документы или документы для перехода в другую школу. Взамен текущих отметок применялись характеристики, в которых по специально разработанной форме отмечался личностный рост воспитанника.

Последним директором школы стал ее бывший выпускник Александр Лаврентьевич Липовский, избранный на этот пост тайным голосованием педсовета в сентябре 1906 года. Свое педагогическое кредо он изложил в напутственной речи на выпускном акте 29 октября 1908 года.

«Воспитывая вас, мы прежде всего стремились сообразоваться с вашей природой. Мы признавали ваше право на настоящее, на ваше детство и юность, которые вы должны были пережить именно как детство и юность, независимо от того, чем вы будете впоследствии... В обучении вашем мы прежде всего имели в виду развитие вашей личности, а не какие-либо посторонние цели. Человек не как средство, а как самоцель. Не идеал гражданина, прежде всего, не профессиональный работник и т. п. специальные задачи преследовали мы, а выработку в вас широкого и глубокого понимания жизни. Вспомните, сколько говорилось о красоте человеческих переживаний и ощущений, о правде истины и познания, о правде справедливых общественных отношений... И теперь, когда вы ушли из-под нашего влияния, а школы, в которые вы поступили, не ставят задач воспитания, вспоминайте наши слова; воспитание ваше не закончено, продолжайте воспитывать сами себя в духе той человечности, зерна которой старались взрастить мы... Никто не может, кроме вас самих, определить смысл вашей жизни. Будьте же людьми, и радость вашей жизни будет радостью для нас, свидетелей невозвратной поры вашего детства и юности!».

В этот период в гимназии организованы предметные комиссии, занимавшиеся изучением и коррекцией учебных программ. В школе развивается самоуправление. Была разработана и утверждена школьная конституция. Педсовет и подотчетные ему совет классных наставников и совет воспитателей главное внимание в своей работе, наряду с традиционными учебно-воспитательными формами, уделяли индивидуализации воспитания, развитию самодеятельности учащихся, усилению наглядности в преподавании и организации досуга.

Такие успехи школы были возможны только потому, что ее педагоги образовывали коллектив единомышленников, преданных своему делу и знающих его. Подбору учителей в Майской гимназии всегда уделялось первостепенное значение. Приглашались, как правило, люди, обладающие не только высокопрофессиональным знанием предмета, но и непременно талантом воспитателя. Они выступали в роли духовных наставников своих воспитанников, а главным наставником всегда был директор.

Довольно разнообразно была организована внеклассная работа, сориентированная в основном на познавательную деятельность, которая являлась системообразующей, и на развитие индивидуальных способностей. Среди кружков особо следует отметить первый в России авиапланерный и литературный. «Для помещения самостоятельных опытов учащихся литературного и научного характера» было организовано собственное издание «Майский сборник». Все это подтверждает главный закон школы: уважение к личности ученика, индивидуальный подход в развитии способностей, предоставление максимальных возможностей для самореализации.

Майская гимназия может служить примером гуманистической воспитательной системы школы, успешно сформировавшейся, постоянно поддерживавшей свои традиции и развивавшей особое, интегративное качество, своеобразный «дух» школы, который стал мощным воспитывающим фактором и позволил системе сохраниться не только при смене педагогических лидеров, но и в обстановке окружающей антигуманистической среды, когда другие заведения превращались в школы зубрежки и муштры.

Бывший воспитанник гимназии публицист Д. В. Философов вспоминал: «Я окончил гимназию в 1889 г., следовательно, провел в ней восьмидесятые годы, пожалуй, самые тяжелые времена в жизни русских гимназий...

Когда я спрашиваю своих сверстников о гимназических годах, они все вспоминают их с ненавистью. Я почти никого не встречал, кто бы вспомнил с любовью казенную гимназию восьмидесятых годов. «Майские жуки» – счастливое исключение. Гимназия Мая была каким-то государством в государстве, таинственным островом, отделенным бесконечным океаном от казенщины» 8 .

На участке дома №39 по 14-й линии Васильевского острова в 1844 году был построен деревянный дом с мезонином. В 1907 году он был приобретён гимназией К. Мая, размещавшейся тогда в помещениях дома №13 по 10-й линии.

Школа была основана в 1856 году педагогом Карлом Ивановичем Маем. Немцу, родившемуся в Санкт-Петербурге, удалось создать на её базе мужскую гимназию и реальное училище. Это учебное заведение стало к концу XIX века одним из самых популярных в Санкт-Петербурге. Здесь учились художники В. А. Серов, А. Н. Бенуа, Н. К. Рерих, К. А. Сомов, архитекторы Ю. Ю. Бенуа, Г. Д. Гримм, Ф. Ф. фон Постельс, А. А. Оль, учёный Н. Н. Качалов, купец Г. Г. Елисеев, психиатр А. Э. Бари. Известен случай, когда некий швейцар выиграл в лотерее крупную сумму - 100 000 рублей. На эти деньги он первым делом купил дом, в котором до того служил. Сразу за тем - отправил своего сына в гимназию К. Мая. Растущие авторитет и потребности школы К. Мая к началу XX века вынудил её директора А. Л. Липского строить специальное здание. Для этого и был приобретён участок на 14 линии.

В том же 1907 году архитектором Г. Д. Гримом был составлен проект здания. Позже проект здания был незначительно изменён, согласован в Городской управе 21 января 1909 года. Закончено строительство было весной следующего года. Торжественное открытие здания гимназии и реального училища К. Мая состоялось 31 октября 1910 года.

Первый этаж гимназии заняли помещения для директора, учителей и библиотека. На втором - четвёртых этажах расположились классы. Они находились в лицевой части здания, во двор выходили окна столовой и гимнастического и актового зала. В дворовых флигелях обустроили кабинеты по специальным предметам, аудитории в виде амфитеатра.

Над входом в школу был помещён барельеф - изображение майского жука, символа гимназии. Воспитанников гимназии в городе называли не иначе как "майские жуки".

Оборудование для гимназии приобреталось под заказ, для каждого возраста изготовлялась особая мебель. Перила парадной лестницы были украшены латунными шариками, что не позволяло ученикам играя съезжать по ним. На стенах парадной лестницы были установлены бюсты знаменитых учёных и писателей.

В 1912 году по проекту Г. Д. Гримма во дворе был построен флигель со спортивным залом.

После 1918 года гимназия К. Мая была национализирована и объединена с женской гимназией Э. П. Шаффе. После этих преобразований здесь открылась Советская единая трудовая школа I и II степени №217, в учебном заведении были отменены оценки и аттестаты. До 1929 года в школе сохранялись некоторые традиции гимназии К. Мая. Однако после некоторых публикация в газете "Ленинградская правда" преподавательский состав был изменён. Барельеф майского жука сбили (сейчас восстановлен). В 1937-1942 годах - 6-я артиллерийская спецшкола. После эвакуации учеников в 1942 году в Тобольск здание пустовало 2 года.

В 1944 году здесь была открыта школа №5, с 1954 года здесь вновь стали учиться девочки. Школа занимала этот дом до 1976 года. С 1977 года здесь работает Вычислительный центр Академии Наук СССР (ныне - Санкт-Петербургский институт информатики и автоматизации РАН).

В 1995 году в здании был открыт мемориальный музей, посвящённый гимназии К. Мая.

I этап До 1917 г.
1856 В доме № 56 по 1 линии В. О. открыта частная мужская школа.
1861 Школа переехала по адресу: 10 линия, д. 13.
1863 Первый выпуск реального отделения.
1865 Первый выпуск гимназического отделения.
1881 Отмечено двадцатипятилетие школы.
1882 Школе присвоены права учебных заведений Министерства народного просвещения. Введено преподавание на русском языке.
1890 К.И. Май вышел в отставку и продолжил деятельность в качестве почётного попечителя. Директором утвержден В.А. Кракау.
1895 Кончина К.И. Мая. Учреждена стипендия им. К.И. Мая.
1906 В.А. Кракау вышел в отставку. Директором избран А.Л. Липовский. Отмечено пятидесятилетие школы.
1910 Школа переехала в новое здание по адресу: 14 линия, д. 39 .
1914 Открыт лазарет им. Гимназии и реального училища К. Мая в память императора Александра I.

II этап 1918-1937 гг.
1918 Образована Советская Единая Трудовая школа I и II ступени (девятилетка).
1919 Присвоено наименование: 15 Советская Единая Трудовая школа (девятилетка).
1920 Присвоено наименование: 12 Советская Единая Трудовая школа (девятилетка).
1922 Присвоено наименование: 217 Советская Единая Трудовая школа (девятилетка).
1931 Присвоено наименование: 217 Фабрично-заводская семилетка.
1933 Присвоено наименование: 17 Фабрично-заводская девятилетка.
1935 Присвоено наименование: 17 средняя школа десятилетка.

III этап 1937-1944 гг.
1937 Образована 1 Ленинградская специальная артиллерийская школа (1ЛСАШ).
1939 1ЛСАШ переименована в 6-ю специальную артиллерийскую школу (6САШ).
1942 6САШ эвакуирована в Тобольск.

IV этап С 1944 г.
1944 1 сентября. Открыта 5 мужская средняя школа.
1948 Первый послевоенный выпуск, 20 юношей.
1949 Второй послевоенный выпуск.
1954 Восстановлено совместное обучение мальчиков и девочек. Присвоено наименование - 5 средняя школа.
1955 Последний выпуск мужской школы.
1962 Присвоено наименование: 5 неполная средняя (восьмилетняя) школа.
1967 Присвоено наименование: 5 средняя школа.
1976 Присвоено наименование: 5 неполная средняя (восьмилетняя) школа. Коллектив переведен по адресу 13 линия, дом № 28.
1978 В здании школы № 5 (14 линия, д. 39) размещен Ленинградский Научно-исследовательский вычислительный центр АН СССР, с 1992 г. - Санкт-Петербургский институт информатики и автоматизации РАН
1990 Опубликована книга "Школа на Васильевском". Авторы: Д.С. Лихачев, Н.В. Благово, Е.Б. Белодубровский.
1995 В доме №39 по 14 линии открыт Музей истории школы К. Мая. На фасаде этого дома установлены две мемориальные доски.
1999 Присвоено наименование: 5 средняя (одиннадцатилетняя) школа.
2005 Опубликована монография Н.В. Благово "Школа на Васильевском острове". Часть I 1856-1918 г.г.
2006 Торжественно отмечено 150-летие школы. Опубликованы книги: В.Г. Рожкова "Шестая специальная артиллерийская школа" и Н.В. Благово "Семья Рерихов в гимназии К.И. Мая".
2007 Отремонтирован фасад школы (14 линия, д. 39) с воссозданием первоначального декора и надписи на фронтоне "ГИМНАЗIЯ И РЕАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ К.МАЯ". Режиссёром телестудии канала "Культура" Е.Г. Плугатырёвой снят и показан 21 ноября 2007 г. фильм "Время майских жуков". Ведущий - народный артист России В.А. Дегтярь.
(С моими сокращениями)

Дореволюционный 1856 – 1918 (Гимназия и Реальное училище)

Предвоенный 1918­ - 1937 (Советская школа)

Военный 1937 - 1944 (6 Спец Арт Школа)

Послевоенный 1944 – настоящее время (5Средняя Школа)

Раздел сайта «История» содержит краткое описание истории развития Школы, а так же хронологическую таблицу главных событий. Для более детального ознакомления с заинтересовавшим Вас фактом истории следует выбрать соответствующую графу таблицы и совершить переход на страничку с его описанием.

ИСТОРИЯ ШКОЛЫ

По инициативе нескольких немецких семейств 22 сентября 1856 г. в надворном флигеле дома № 56 по 1 линии Васильевского острова была открыта частная немецкая мужская школа. Возглавил школу талантливый педагог-практик Карл Иванович Май (1820–1895 - последователь передовых педагогических взглядов А. Дистервега, И.Г. Песталоцци, Н.И. Пирогова, К.Д.Ушинского и Ф. Фребеля.

В первые годы своего существования школа была начальной, а с 1860 г. получила уникальное официальное название «Реальное училище на степени гимназии», что отражало усиленную, по сравнению с казёнными учебными заведениями, прикладную направленность полноценного с этих пор среднего образования. В том же году специально для школы было приобретено здание на участке № 13 по 10 линии Васильевского Острова.

Основным девизом школы было изречение основоположника современной педагогики Яна Амоса Коменского «Сперва любить - потом учить», в соответствии с которым был создан коллектив педагогов, состоящий только из людей, обладавших высокими нравственными и профессиональными качествами. Выпускник школы 1918 г. писатель Лев Успенский отмечал в воспоминаниях: «…у Мая нет и быть не может педагогов-мракобесов, учителей-черносотенцев, людей “в футлярах”, чиновников в вицмундирах. Преподаватели, поколение за поколением, подбирались у Мая по принципу своей научной и педагогической одарённости».

Созданная К.И. Маем система воспитания и образования предусматривала взаимное уважение и доверие учителей и учеников, постоянное взаимодействие с семьёй, стремление педагогов учесть и развить индивидуальные способности каждого ученика, научить их самостоятельно мыслить. Всё это в сочетании с высоким качеством образования позволяло год за годом выпускать из стен школы высоконравственных, разносторонне развитых юношей, готовых к труду, полезному для общества. Благодаря возникшей в этом учебном заведении особой атмосфере, именовавшейся «майским духом», школа К. Мая, по меткому выражению её выпускника 1890 г. Д.В. Философова, была «государством в государстве, отделённом бесконечным океаном от казёнщины».

Состав учащихся, как по социальному положению, так и по национальному признаку, был весьма разнообразен. Без какой-либо дискриминации здесь учились дети швейцара и сыновья князей Гагарина, Голицына, графов Олсуфьева и Стенбок-Фермора, представители семей предпринимателей Варгуниных, Дурдиных, Елисеевых, Торнтонов и потомки либеральной интеллигенции - Бенуа, Гриммов, Добужинских, Рерихов, Римских-Корсаковых, Семёновых-Тяншанских, причём, во многих случаях эта школа давала образование нескольким поколениям одной фамилии. Своеобразным рекордсменом среди таковых является династия Бенуа - 25 членов этого клана учились «у Мая».

В этой школе получали знания мальчики, представлявшие едва ли не все национальные диаспоры Петербурга – русские,немцы, французы англичане, татары, евреи, финны, китайцы и т.п.

Таким образом, как отмечали уже в начале ХХвека, эту школу «никогда нельзя было назвать ни монархической, ни демократической, ни республиканской, ни аристократической. Она всегда стремилась быть общечеловеческой».

В конце 1850-х годов один из школьных спектаклей открылся шествием герольдов с флагами, на которых был изображен майский жук; этот символ очень понравился директору и всем присутствующим. С тех пор учившиеся в этой школе на протяжении всей жизни называли себя «майскими жуками».

С самого начала школа состояла из двух отделений. Дети, обнаружившие гуманитарные способности, в первые годы назывались латинистами и обучались на отделении, позже названным гимназическим. Здесь, помимо немецкого и французского, преподавались древние языки - латынь и греческий. Гимназисты, как правило, готовились к продолжению образования в Университете. Юноши, склонные более к естественным наукам, именовались нелатинистами: они, на реальном отделении в течение 8 лет, получали в большем объёме знания по точным наукам и готовили себя к инженерной деятельности. До1909 г. существовало также небольшое коммерческое отделение, где вместо французского языка изучался английский. Благодаря такой структуре, официальным названием этого среднего учебного заведения с 1881 г. стало - «Гимназия и реальное училище К. Мая».

Первые двадцать пять лет школа была немецкой,так как уроки по всем предметам, кроме русского языка, литературы и истории, а также некоторых реальных дисциплин, велись на языке Гёте.

Первый выпуск реального отделения состоялся в 1863 г., а гимназического - в 1865 г. В 1890 г. К.И. Май передал бразды правления Василию Александровичу Кракау (1857–1935), выпускнику школы 1873 г., окончившему историко-филологический факультет университета, который преподавал в своей школе историю. При нём была усовершенствована методика преподавания, развито реальное отделение, улучшено оборудование кабинетов.

В 1906 г., после отставки В.А. Кракау, новым директором был избран выпускник историко-филологического факультета университета магистр славяноведения Александр Лаврентьевич Липовский (1867–1942). В период его руководства учебным заведением произошли два важных события. Во-первых, школа отметила своё пятидесятилетие, выпустив по этому случаю уникальный юбилейный сборник воспоминаний бывших учеников. Во-вторых, в связи с тем, что вследствие растущей популярности школы помещений стало не хватать, в 1909 г. был приобретён участок № 39 по 14 линии, где по проекту академика архитектуры Г.Д. Гримма, выпускника 1883 г., было построено уникальное новое здание с барельефом майского жука над аркой входной двери. При большом стечении народа 31 октября 1910 г. состоялось освящение здания. Его проводил епископ Гдовский и Ладожский Вениамин, будущий митрополит Петроградский.

В четырёх этажах школы, помимо классов для 650 учащихся, были устроены 8 прекрасно оснащённых предметных кабинетов физический, химический, естественной истории, исторический, географический, рисования,лепки, пения (три из них имели аудитории в виде амфитеатра), а также столярная мастерская, библиотека, насчитывающая 12 тысяч книг на русском, немецком, французском, английском, латинском и греческом языках, гимнастический зал, столовая.

Накануне первой мировой войны здесь, подруководством 38 высококвалифицированных педагогов, получали знания 567 юношей. Проводились многочисленные экскурсии, не только в знаменитые петербургские музеи, но и на промышленные предприятия. Действовали различные кружки: литературный, выпускавший свой печатный журнал «Майский сборник», исторический, морской, фотографический, спортивный и авиамодельный, где первую в Россиимодель самолёта построил Н.В. Фаусек – выпускник 1913 г.

После начала войны с Германией, в сентябре 1914г. при школе был открыт «Лазарет гимназии и реального училища К.Мая, имениимператора Александра I», где все вспомогательные работы выполняли ученики.

В период 1910–1917 гг. школа достигла своего подлинного расцвета. Последний, пятьдесят пятый, выпуск состоялся 24 февраля 1918 г.

Всего в период 1856-1918 гг. в Школе К. Маяобучалось около 3800 петербургских юношей, 1300 из них получили аттестаты. За отличные успехи в учебе 15% окончивших гимназистов были награждены золотыми медалями и 17% - серебряными. Согласно существующему тогда положению Реалистам медали не полагались.

Осенью 1918 г. частное учебное заведение К.И.Мая было национализировано и преобразовано в Советскую единую трудовую школу I и II ступени, где, согласно указам новой власти, было введено совместное обучение мальчиков и девочек, а также отменены оценки и аттестаты. Позднее был введён бригадно-лабораторный метод обучения, действовавший до 1932 г.

В последующие года в судьбе этого учебного заведения, как и многих других, отразились многочисленные преобразования послереволюционной системы народного просвещения. В соответствии с этим, директора школы, название, продолжительность обучения (семь, девять, десять лет), её порядковый номер (15, 12, 217, 17) неоднократно менялись. «Майские» педагогические традиции в какой-то мере сохранялись до зимы 1929 г., когда в результате развёрнутой в прессе антибуржуазной кампании и публикации необоснованных обвинений в газете «Ленинградская правда» от 15 января 1929 г. многие педагоги и руководство были большей частью заменены, и даже уничтожен барельеф над входной дверью. С начала 1930-х годов заведующим школой стал К.И. Поляков (1902-1946), он вновь создал хороший педагогический коллектив, и школьная жизнь наладилась. Особенно яркой фигурой в это время стал преподаватель физкультуры Р.В. Озоль, организатор кружка «Спартак». Появились также пионерская и комсомольская организации, действовали различные кружки.

С осени 1937 г., согласно постановлению правительства, в здании находилась 6-я Специальная артиллерийская школа (6САШ), образованная на добровольной основе из учеников 8-10 классов этой и близлежащих общеобразовательных школ. В 1938-1941 гг. 6-ую САШ окончили не менее 600 «спецов» (четыре выпуска). В суровую блокадную зиму, 5 февраля 1942г., 239 истощённых спецшкольников были эвакуированы в Тобольск; при этом 65 юношей умерли в пути от голода. Выпускники 6 САШ доблестно сражались на фронтах Великой Отечественной войны, защищали и освобождали родной Ленинград. Первый залп по Берлину сделали орудия капитана И.Р.Миркина, а пятеро артиллерийских разведчиков этого подразделения во главе с капитаном В.Маковым первыми водрузили знамя Победы над Рейхстагом. 111 выпускников 6САШ пали смертью храбрых на полях войны. С 1983г. в нынешней школе № 5 (13 линия, д. 28) действует музей 6 САШ, возникший благодаря усилиям тогдашнего директора школы, а ныне заведующей музеем Л.В. Черненковой. До 2007 г. Совет Ветеранов 6-ой САШ возглавлял генерал-майор В.Г.Рожков, который в 2006 г. написал и опубликовал книгу «Шестая (Первая Ленинградская) специальная артиллерийская школа». В 2007 г. 1-го марта имя генерала-майора В.Г.Рожкова было присвоено музею 6САШ.

После снятия блокады Ленинграда, с сентября1944 г., в здании возобновились уроки, только теперь учебное заведение называлось 5-й мужской средней школой, а с 1954 г., в связи с восстановлением совместного обучения - просто 5-й средней школой.

В 1944-59 гг. в школе образовался новый очень хороший педагогический коллектив, возглавляемый фронтовиком С.И.Пашковым. Вместе с ним передавали знания нашим детям: кавалеры ордена Ленина завуч М.И.Лопарева и учитель математики В.С.Неверовский, награжденная орденом Трудового Красного Знамени учительница естествознания О.М.Демина и учительница литературы кандидат филологических наук Д.Л.Сорокина.

Первый послевоенный выпуск состоялся в 1948 году. В 1962 году статус школы был понижен, она стала «восьмилеткой» и оставалась неполной средней до 1999 года с перерывом в 1967-1975г.г., когда было восстановлено десятилетнее образование. С 1999 г. в школе было введено одиннадцатилетнее обучение.

В 1964г. пионерской дружине школы было присвоено имя Героя Советского Союза Евгения Никонова.

В 1966 г. по инициативе заведующей учебной частью А.С. Батуриной при школе был создан музей, в котором, наряду с экспозицией, посвящённой трудовым и боевым делам бывших учеников школы, былстенд, посвящённый дореволюционному периоду и первому директору К.И. Маю.Однако, этот музей просуществовал недолго, и его экспонаты, к большому сожалению, почти не сохранились.

В 1976 году школа отмечала 120-летие. Но, в связи с тем, что в том же году произошло обрушение штукатурки одного из потолков, и потребовался косметический ремонт, коллектив педагогов и учащихся временно перевели в другое здание по адресу 13 линия, д. 28. Из-за отсутствия средств ремонт выполнен не был, учебный процесс в старом школьном доме не возобновился. На произвол судьбы оказалось брошенным уникальное оборудование кабинетов, мебель, памятные доски с именами выпускников разных лет, бюсты писателей и учёных, украшавшие интерьеры. Всё это вскоре было расхищено и безвозвратно погибло.

Вот уже 30 лет школа располагается на 13 линии,в доме №28. В 2001 году после 25-летнего перерыва выпускникам вновь вручали аттестаты об окончании средней школы.

Выпускники школы достигли больших успехов в различных отраслях науки и культуры. Более 100 из них стали докторами наук, 30 избраны действительными членами или членами-корреспондентами Академии наук или Академии художеств. Среди учившихся в школе три члена Государственного совета -ректор Университета Д.Д. Гримм, губернатор Петербурга А.Д. Зиновьев и министр внутренних дел, позднее - министр юстиции А.А. Макаров; министр внутренних дел Д.С. Сипягин, ректор Университета Э.Д. Гримм, военачальники - генерал от инфантерии Н.А. Епанчин, генерал-май­оры С.В. Белов, В.В. Волков, В.Г. Рожков, В.А.Сухотский, вице-адмирал Е.И. Во­ло­буев, контр-адмиралы И.В. Коссович, В.А.Петровский, П.В. Римский-Корсаков, деятели культуры – члены объединения «Мир Искусства» художники А.Н. Бе­нуа, Н.К. Рерих, В.А.Серов, К.А. Сомов, А.Е.Яковлев, а также художники О.Г. Ве­рейский, П.Я. Павлинов, И.А. Пуни, С.Н.Рерих, скульптор Б.Е. Ка­плянский, композиторы В.И. Цытович, Ф.Д. Шевцов,писатели Г.И. Алексеев, В.С. Головинский, В.А. Кнехт, А.А. Ливеровский, В.П.Прокопьев, Л.В. Успенский, О.А. Хазин, Ф.К. Эйнбаум, поэт Ю.А. Ливеровский,театральные деятели Ф.Н. Курихин, П.П. Подервянский, М.Ф. Стронин,кинорежиссеры С.В.Бирюк, Д.Д.Месхиев (мл). Тёплые воспоминания о школе сохранил её бывший ученик - дважды Герой Советского Союза, доктор физико-математических наук космонавт Г.М. Гречко. Надо также отметить, что О.Д. Хвольсону в числе первых было присвоено в 1926 г. звание Героя труда, а три выпускника - В.В.Волков, Д.С. Ли­хачёв и В.В. Новожилов были удостоены звания Герой Социалистического труда, шесть выпускников школы - В.В. Беломорец, М.А.Ельяшевич, Л.Л. Кербер, В.Д. Налив­кин, М.М. Четвертаков и В.В. Новожилов стали лауреатами Ленинской премии.

Статья о истории школы подготовлена на базе