Епископ Русской Православной Церкви; с 1960 по 1972 председатель Отдела внешних церковных сношений Московской Патриархии.


Борис Георгиевич Ротов родился 15 октября 1929 в деревне Фролово, Кораблинского района Рязанской области, согласно легенде, в семье секретаря Рязанского обкома ВКП (б); книга Человек Церкви, составленная митрополитом Ювеналием, о родителе будущего митрополита говорит так: «Отец, Георгий Иванович, работал в Рязанском Губернском Земельном управлении инженером-землеустроителем».

По окончании средней школы юноша поступил в Рязанский педагогический институт на факультет естествознания.

19 августа 1947 принял монашеский постриг; рукоположен во иеродиакона архиепископом Ярославским и Ростовским Димитрием (Градусовым; в схиме - Лазарь) и причислен к Ярославскому архиерейскому дому. Как вспоминал сам Никодим в речи при наречении, 9 июля 1960, в Трапезном храме Троице-Сергиевой Лавры, «на служение Святой Церкви я вступил, когда приснопоминаемый мною схиархимандрит Лазарь облек меня в иночество» Своё иноческое имя Никодим он позднее оформил и как гражданское имя.

20 ноября 1949 архиепископом Димитрием рукоположен во иеромонаха и назначен настоятелем храма в честь Рождества Христова в селе Давыдове Толбухинского р-на Ярославской области.

Некоторое время состоял вторым священником Покровского храма в Переславле-Залесском.

7 августа 1950 назначен настоятелем храма в честь Святого Димитрия царевича в Угличе и благочинным Угличского округа.

В том же году поступил на заочный сектор Ленинградской духовной семинарии, по окончании которой был зачислен студентом Ленинградской Духовной Академии.

В январе 1952 иеромонах Никодим назначен клириком кафедрального собора в Ярославле и секретарем архиепископа Ярославского и Ростовского; затем ключарем собора.

С декабря 1954 - исполняющий обязанности настоятеля.

В 1955 окончил Ленинградскую Духовную Академию со степенью кандидата богословия.

25 февраля 1956 назначен членом Русской Духовной миссии в Иерусалиме, а затем заместителем начальника Миссии.

31 марта 1957 митрополит Крутицкий и Коломенский Николай (Ярушевич) возвёл отца Никодима в сан игумена и возложил на него палицу.

25 сентября 1957 назначен начальником Русской Духовной Миссии в Иерусалиме; возведён в сан архимандрита Митрополитом Назаретским и всея Галилеи Исидором по просьбе Патриарха Алексия (Симанского).

В марте 1959 архимандрит Никодим по возвращении в Москву назначен заведующим канцелярией Московской Патриархии.

С 4 июня 1959 - заместитель председателя Отдела внешних церковных сношений (ОВЦС) - митрополита Николая (Ярушевича) - с сохранением за собою должности заведующего канцелярией Московской Патриархии.

21 июня 1960 состоялось решение Священного Синода об освобождении от должности митрополита Николая (Ярушевича), что было сделано по прямому требованию Куроедова, Председателя Совета по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров СССР. На его место был назначен архимандрит Никодим с возведением в сан епископа Подольского.

10 июля 1960 в Троицком соборе Троице-Сергиевой Лавры хиротонисан сонмом епископов во главе с Патриархом Алексием I во епископа Подольского, викария Московской епархии; как Председатель ОВСЦ епископ Никодим вступил в управление приходами Русской Православной Церкви в Венгрии, Финляндии и Японии.

16 марта 1961 на заседании Священного Синода Патриарх Алексий предложил, чтобы «лица, занимающие должности Управляющего делами Московской Патриархии и Председателя ОВЦС Московской Патриархии, были в епископском сане и состояли в звании Постоянных Членов Священного Синода», в связи с чем Синод постановил «утвердить в звании Постоянных членов Священного Синода <...> епископа Ярославского и Ростовского Никодима».

14 мая 1963 Священный Синод постановил «согласно поданному прошению освободить Преосвященного архиепископа Ярославского и Ростовского Никодима от должности председателя Издательского отдела».

3 августа 1963 назначен Председателем Комиссии Священного Синода по вопросам христианского единства, в которую тогда была преобразована Комиссия по межхристианским связям при Священном Синоде; возведён в сан митрополита и назначен на Минскую и Белорусскую кафедру.

7 октября 1967 назначен по совместительству управляющим Новгородской епархией с титулом «Ленинградский и Новгородский».

С 4 по 19 июля 1968 возглавлял делегацию Московского Патриархата на IV Ассамблее ВСЦ в Упсале, Швеция; избран в состав Центрального Комитета ВСЦ; в том же году избран Председателем Комитета продолжения работ Христианской Мирной Конференции (ХМК).

20 марта 1969 назначен представителем от Московского Патриархата в Межправославную подготовительную комиссию Святого Всеправославного Собора и утвержден председателем Комиссии Священного Синода по вопросам христианского единства.

16 декабря 1969 назначен председателем комиссии по изучению вопроса о прославлении в лике святых приснопамятного архиепископа Японского Николая.

17 марта 1970 ему поручено временное управление Патриаршими приходами Северной и Южной Америки.

В апреле 1970 в Соединенных Штатах Америки подписал соглашение с митрополитом Нью-Йорским Иринеем об условиях дарования автокефалии Американской митрополии.

В апреле 1972 в числе прочих религиозных деятелей СССР подписал Проект письма, осуждавшего «клеветническую» деятельность А. Солженицына..

30 мая 1972 освобождён от должности Председателя отдела внешних церковных сношений, согласно прошению в связи с перенесенной тяжелой болезнью; оставлен председателем комиссии Св. Синода по вопросам христианского единства.

С 23 ноября по 10 декабря 1975 возглавил делегацию Русской Церкви на V Генеральной Ассамблее ВСЦ в Найроби; был избран Президентом Всемирного Совета Церквей.

[править] Внешнеполитическая деятельность

Возглавлял делегации Московского Патриархата на Всеправославных Совещаниях 1961, 1963, 1964 и 1968 годов.

Сыграл ключевую роль в переговорном процессе, в результате которого было урегулирован канонический статус - с точки зрения Московского Патриархата - Митрополичьего Округа в Северной Америке (Русской Православной Греко-Кафолической Церкви в Америке): последней была дарована автокефалия Патриаршим и Синодальным Томосом в 1970, учреждавшим Автокефальную Православную Церковь в Америке.

Наибольший интерес традиционно вызывают осуществлявшиеся Никодимом Ротовым от имени Московского Патриархата сношения с Ватиканом. Характерно, что Иоанну XXIII он посвятил монографию, изданную уже посмертно.

Анализ документов свидетельствует, что каким бы ни было его личное отношение к Римской Церкви, политика, проводившаяся Никодимом всегда была в русле внешнеполитической линии руководства СССР, не имевшего дипломатических отношений со Святым Престолом и до августа 1962 полагавшего Ватикан одним из центров глобального «антисоветского влияния».

Первые выступления Никодима по вопросу не отличаются по своей тональности от речей других иерархов Патриархии в послевоенный период, разоблачавших «не только антихристианскую, но даже и аморальную сущность папизма».

Так, в своём Докладе Мир - последование Христу на Первой Всемирной общехристианской конференции в защиту мира 14 июня 1961 Никодим говорил:

Две тенденции усматриваются в развитии папской системы - тенденция к утверждению владычества папы над Церковью и миром и тенденция к провозглашению папской непогрешимости в делах веры. Папская теория есть наиболее яркое и сконцентрированное выражение того духа внешнего законничества и обмирщения, который проник в значительной степени в учение и жизнь Католической Церкви. <...> Стремление к владычеству земному кидало и кидает Римскую Церковь в самый центр политической международной борьбы. Это стремление заставляло и заставляет и поныне Папский Рим быть двигающей силой различных агрессивных политических ассоциаций и действовать во вред христианству, подрывать сымые корни христианской веры и сегодняшней великой миссии церковного общения. <...> Загипнотизированная перспективой полноты папской власти, римская курия своими земными интересами и связями прочно вросла в старый строй жизни, неразрывно связала себя с империалистическими замыслами и доселе остается глухой, и чаще враждебной, к морально-социальным запросам масс, борющихся за идеалы свободы, равенства и братства.

В связи с подготовкой Второго Ватиканского Собора, секретарь по вопросам христианского единства кардинал Августин Беа предложил представителям Православной Церкви присутствовать на Соборе в качестве наблюдателей; предложение было прежде всего обращено Константинопольскому Патриархату - Патриарху Афинагору. В ЖМП № 5 1961 появилась редакционная статья Non possumus, которая, перечислив обычные пункты православной критики католицизма, отвечала на приглашение кардинала: «Московская Патриархия отвечает кардиналу Беа: NON POSSUMUS!»

Летом 1962 начало меняться отношение к Папе Римскому руководства СССР. «Советские дипломаты и спецслужбы начали наводить мосты для контактов с Ватиканом, глава которого в тот период - „красный папа“ Иоанн XXIII также старался наращивать мирные усилия».

Во время конфиденциальной встречи в августе 1962 в Париже секретаря Комиссии по содействию христианскому единству Й. Виллебрандса с Никодимом (Ротовым) выяснилось, что «Кремль мог бы согласиться на присутствие наблюдателей Русской Православной Церкви на Втором Ватиканском Соборе, если бы Ватикан смог гарантировать, что этот Собор не станет антисоветским форумом».

В сентябре 1962 в интервью французскому журналисту Жану Гулье Патриарх Алексий говорил о близости Церквей «друг другу в области вероучительной и литургической». Статья Non possumus была официально объявлена частным мнением её автора А. В. Ведерникова.

27 сентября - 2 октября 1962 Й. Виллебрандс официально посетил Москву, где 30 сентября «присутствовал в церкви Петра и Павла в Лефортове за литургией, которую совершал архиепископ Никодим»; 10 октября Священный Синод постановил принять приглашение Ватикана прислать наблюдателеей, определив состав делегации: протоиерей Виталий Боровой и архимандрит Владимир (Котляров).

12 октября 1962, совершенно неожиданно для всех прочих поместных православных Церквей, делегация РПЦ отбыла из Москвы в Рим на первую сессию Собора, открывшегося 11 октября.

«Тем временем, накануне вечером, патриарх Афинагор телеграфировал в Рим, что главы православных церквей, включая патриарха Московского, решили не присылать наблюдателей».

Протопресвитер Сергий Голованов пишет: «Тайным условием Никодима было отказ Ватикана от критики внутренней политики в СССР, в первую очередь религиозной несвободы, и прекращение моральной помощи религиозным диссидентам (имелись в виду подпольные епископы и священники УГКЦ). <...> Визиты Никодима в Рим странным образом совпадали с волнами гонения на религиозных диссидентов в СССР, в том числе на украинских греко-католиков. На вопли русских эмигрантских газет: „Куда не доехал красный танк, туда дошел красный митрополит!“ уже никто не обращал внимания».

По утверждению дочери Н. Хрущёва, Рады Хрущёвой, во время состоявшейся 7 марта 1963 года аудиенции у Папы Иоанна XXIII, на которой были её муж, тогда главный редактор «Известий» Алексей Аджубей , она сама и некий иезуит русского происхождения «отец Кулик», Аджубей передал Папе письмо Хрущева; а Папа, по её словам, «вручил ему своё письмо для моего отца, которое написал на кириллице в нашем присутствии».

Вторая сессия Ватиканского Собора открылась 29 сентября 1963 года. Митрополит Никодим «15 сентября 1963 года нанёс визит вежливости Его Святейшеству Папе Павлу VI, который принял его в частной аудиенции <...> возложил цветы на могилу Папы Иоанна XXIII и совершил литию об упокоении его души». Примечательно, что Патриарх Афинагор даже не послал поздравлений по случаю избрания Павла VI и не направил представителя на его интронизацию.

В 1963 в Риме начались переговоры между Ватиканом и СССР об установлении дипломатических отношений. В них участвовали посол СССР в Риме С. П. Козырев и кардинал Беа. Как и первая аналогичная попытка в средине 1920-х, переговоры закончились безрезультатно из-за нежелания советского руководства облегчить положение верующих в СССР.

Обстоятельства смерти митрополита Никодима весьма подробно изложены в № 11 ЖМП за 1978 год.

Никодим был в Ватикане во главе делегации Русской Церкви по случаю интронизации папы римского Иоанна Павла I 3 сентября 1978.

5 сентября, в 10-м часу утра во время аудиенции у Папы, на которую митрополит Никодим пошёл, невзирая на то, что, по свидетельству очевидцев, выглядел очень уставшим, с ним случился сердечный приступ - мгновенная остановка сердца. Приступ произошёл, когда Никодим представлял Папе архимандрита Льва (Церпицкого). «Папа прочитал отходные молитвы и молитву об отпущении грехов. Прибыл государственный секретарь кардинал Иоанн Вилло и также совершил молитву у тела почившего митрополита.»

Внезапная смерть Никодима породила конспирологическую версию об отравлении русского митрополита ядом, предназначенным якобы понтифику . Действительно, во время аудиенции незадолго перед приступом Никодиму принесли кофе, однако версия его случайного или намеренного отравления не находит никаких официальных и документальных подтверждений.

Прощание было и в Риме, отпевание в Ленинграде.

То, где и как произошла смерть, произвело недоумение в среде Русской Церкви; характерны слова архиепископа Василия Кривошеина в его воспоминаниях :

Это случилось в Ватикане, в присутствии Папы, вдали от своей епархии и вообще от православных. Конечно, всякая смерть есть тайна Божия, и является дерзновением судить, почему она случается в тот или иной момент и что она означает, но лично я (и думаю большинство православных) восприняли её как знамение Божие. Может быть, даже как вмешательство Божие, как неодобрение той спешки и увлечения, с которыми проводилось митрополитом дело сближения с Римом. Все его поездки на поклон к Папе, причащения католиков и даже сослужения с ними, и всё это в атмосфере одновременно скрытости и демонстративности. Правы мы были или не правы, - один Бог это может знать. Но таково было наше непосредственное подавляющее православное переживание.

Оценки митрополита Никодима как при его жизни, так и по смерти, - весьма различны. Большинство священнослужителей, выпестованных и поставленных им (как, например, митрополиты Ювеналий (Поярков), Кирилл (Гундяев), архимандрит Августин (Никитин)), полагают его выдающимся церковным деятелем и личностью своего времени. О заслугах Никодима говорится, в частности:

Известно ли вам, что именно благодаря митрополиту Никодиму в 60-е годы были спасены наши духовные школы? Знаете ли вы, что митрополит Никодим спас наш епископат? Ведь Хрущев однажды заявил, что через 20 лет покажет по телевидению последнего попа. Проводилась страшная антирелигиозная кампания, планировалось закрытие духовных школ. Совет по делам религий имел указание от Политбюро не рукополагать священников в епископы. Ожидалось, что старые епископы вымрут и церковь погибнет. Но неутомимая деятельность митрополита Никодима принесла свои плоды. Он сумел доказать, что для поддержания международного престижа Русской Православной Церкви необходима плеяда молодых, грамотных епископов. И буквально пробил рукоположение. Этих епископов называли никодимовцами и подозревали в грехах только из-за духовной близости с митрополитом.

В консервативных кругах Русской Церкви преобладает негативная оценка: в вину ему ставится, прежде всего, экуменизм и в особенности его увлечение католичеством. О последнем с некоторым недоумением пишет в своих воспоминаниях о нём архиепископ Василий Кривошеин.

Что многих из нас смущало (как в России, так и на Западе), так это увлечение митрополита Никодима католичеством! Увлечение это было во многом иррациональное, почти патологическое. Началось оно не сразу и с каждым годом всё более развивалось. Думаю, что вначале на него повлиял А. Л. Казем-Бек. Помню как ещё в 1960году в Москве, в разгар хрущёвского гонения на Церковь, он развивал мне мысль, что нам не нужно искать сближения с ВСЦ (это не серьёзная организация), а вот католики - это другое дело, они нам могут помочь и сними нужно объединяться. Говорят также, что длинная, в 600 страниц, магистерская диссертация митрополита Никодима в значительной степени была написана Казем-Беком. Полагаю, что к католицизму митрополита Никодима прежде всего привлекало имевшееся у него представление о нем как о могущественной, строго дисциплинированной единой Церкви. Напрасно мы много раз ему говорили, что такая картина не соответствует современной действительности, что сейчас в католической Церкви дисциплина подорвана хуже, чем в Православии. Говорили ему, что священники служат мессу, как кому вздумается, а богословы отрицают основные догмы веры. Митрополит Никодим ни за что не хотел отрешиться от сложившегося у него убеждения на католицизм! На него действовала внешность.

По смерти Патриарха Алексия I возникла реальная возможность, что патриархом будет избран митрополит Никодим. В Обращении к Поместному Собору 1971 г. «По поводу новоявленного лжеучения митр. Никодима (Ротова)» священника Н. Гайнова и мирян Ф. Карелина, Л. Регельсона и В. Капитанчука делалась попытка показать, что митрополит Никодим с группой богословов на протяжении ряда лет «развивал и насаждал в Русской Церкви новое, соборно не обсуждавшееся учение в духе апокалиптического религиозного коммунизма, в котором давалась новая догматическая формулировка тех основ христианской веры, которые не были сформулированы в Догматах Вселенских Соборов.»

«Всемогущим ересиархом», «никодимовщиной» называет его и его деятельность православный публицист К. Ю. Душенов, оппозиционно настроенный по отношению к руководству Московской Патриархии. В СМИ выплеснулись обвинения Никодима в гомосексуализме, использующие клише неясного происхождения - «никодимов грех».

В связи с общеизвестными обстоятельствами нашего бренного мира - вашему вниманию, знакомьтесь, мой личный герой, митрополит Никодим (Ротов).

Почему герой - скажу ниже. А пока о принципе:
искать неизвестных широкому кругу лиц героев для себя лично и брать от них лучшее = это правильная христианская установка. Среди моих неизвестных героев и Юлия (Рейтлингер), и Жозеф де Местр, и Семен Франк, - и многие и многие другие, малоизвестные или и совсем неизвестные православной общественности лица.

Никодим (Ротов), монах, митрополит Святой Церкви - является исключением из этого принципа - поскольку он широко и повсеместно известен среди всего черного духовенства всей Православной Церкви планеты Земля. Извините за пафос - но это именно так, другими словами не скажешь.

Чем владыка Никодим известен и чем дорого автору текста лично?

Никодим был призван в 1947 году на служение Богом - в самый трудный период сталинского всевластия.
Тогда молодой монах быстро продвинулся по карьерной лестнице - потому что других монахов, старой генерации всех убили.
И соответственно, на расстрельное место монаха Православной Церкви особо не торопились. Это была своего рода гарантия репрессий в том или ином виде, вплоть до пули в голову. Такова была практика эффективного менеджера тов Сталина.

Взлет начался не сразу, - а только через 12 лет, в 1957, - когда молодого и подающего надежды Никодима возвысил митрополит Николай (Ярушевич). Опять "повезло" нашему герою - он попал в самые жернова хрущевского гонения, когда безумный кукурузник решил уничтожить Святую Церковь за 20 лет и построить свой кукурузный коммунизм.

Сам Всемилостивый Господь вмешался в этот замысел (мое мнение) - и разрушил его через известный Карибский кризис 1963, когда мир стал на грань ядерной войны между США и СССР. Никита Хрущев сам заварил эту кашу, но расхлебать ее пришлось Никодиму (Ротову). Именно тогда Никодим проявил себя как дипломат председателя Отдела внешних церковных сношений (ОВЦС) РПЦ. Тогда церковные конференции были очень-очень-очень интересными! Настолько, что в них принимали участие высшие руководители политической полиции двух антагонистов, КГБ и ЦРУ соответственно.

Мы до сих пор точно не знаем, что там произошло - но факт, что с этого момента разрешили рукополагать молодых образованных епископов. И это всецело заслуга Никодима (Ротова). Замысел Хрущева был прост - старые епископы умирают, а новых нету = вот и Церкви конец. Но не сложилось кукурузная идиллия, в чем роль главы ОВЦС: спасение всей Церкви и активное влияние на примирене сторон в Карибском кризисе.
Это общеизвестно и не-удивительно тем, кто знает церковную историю.

Почему герой мой личный - вот напишу, то что мало кто знает, скорее мое оценочное суждение, ощущение.
Полагаю, что Никодим (Ротов) разрушил фундамент атеизма в душах целой плеяды деятелей политической полиции, КГБ!
Он уничтожил в них коммунизм простыми интеллектуальными доводами. Бог разумеется уничтожил - но через Никодима.
Доказательство косвенные, но реальные: Юрий Андропов, председатель КГБ, генсек ЦК КПСС и лютый враг Церкви - фактически до конца жизни воевал с призраком Никодима, с его делами. Никодим поставил четкую цель подменить атеизм Христианством в СССР, - и почти достиг цели. После Никодима - никого из лидеров Церкви не подпускали и на пушечный выстрел к реальному управлению страной.

Поставьте себя на место Андропова - Вы всю жизнь воплощали идеалы строителя коммунизма, - а тут вдруг приходит некий молодой монах и все разрушает, не оставляет камня на камне от ваших жизненных целей. Он еще и результативно доказывает полезность религии в практическом решении Карибского кризиса - где СССР должен был погибнуть.

Именно в 1957 два молодых функционера противоположных мировоззрений встали у руля внешней политики ССР - Андропов как заведующий отделом социалистических стран ЦК КПСС и Ротов - как заместитель председателя Отдела внешних церковных сношений (ОВЦС).

Мое предположение - что заочный спор между ними длился всю жизнь и Никодим Ротов выиграл его!
Выграл у целой плеяды лучших интеллектуалов КГБ, чем и предопределил в значительной мере крах всей этой системы.
Никодим их запугал! Именно запугал, обличив ложность атеизма и разрушив замок коммунизма, построенный на крови и слезах.

Замечу - что ярая, неукротимая ненависть владыки Никодима к работникам спецслужб была общеизвестной.
Мелкие чины КГБ его просто боялись до дрожи в коленках.
Последнее - исторический факт.

Так вот чтобы запугать такую структуру как КГБ - нужно было очень презирать свою собственную жизнь - в пользу блага Церкви.

Вот исходя из этого, я лично ценю Никодима (Ротова). К тому же, значительная часть епископата РПЦ была поставлена митрополитом Никодимом - от того ее представители и получили название "никодимовцы". Одним из них и является нынешний патриарх Кирилл (Гундяев).

Сам пытаюсь наследовать методологию Никодима (Ротова) относительно элитариев. Именно его влиянию автор текста обязан своими взглядами на епископат и его роль в борьбе против атеистического Государства за интерсы Церкви и народа.

Если говорить в научном, эклезиологическом аспекте - то митрополит Никодим (Ротов) является последователем той православной политической теологии, которую пытался вести Иоанн Кронштадский (мало-успешно, к сожалению).
Успехи и неудачи Никодима (Ротова) проистекали из того сложного и героического времени - в котором Владыка исполнил свой долг перед Богом.

Да помянет раба своего Никодима за вышеуказанное Всесвятой Господь в Царствиии Своем!
***

Этот экскурс в историю есть необходим в связи с весьма прискорбными последними событиями в РПЦ.
Память митрополита Никодима пытаются очернить некие силы, - которые развязали клеветническую кампанию против всего (sic!) епископата РПЦ и против самого Патриарха Кирилла.

Цель атакующих,(насколько я понимаю) - ни много ни мало - разрушение самого Патриаршества через возвращение государственного контроля над Церковью в лице Обер-прокурора (как это было в Российской империи).
Этот дух является четко антихристианским, клеветой и оскорблением всех православных мучеников ХХ столетия и приведет к разрушению Церкви и Российской Федерации, как это уже было ранее.

Исторический преступник, Обер-Прокурор Священного Синода г-н Победоносцев несет всецело отвественность за разрушение православной Российской Империи и бездействие православных в этой катастрофе библейских масштабов.
Очень похоже на то, что сейчас некие силы в РПЦ пытаются свергнуть Кирилла (Гундяева) и вернуть госконтроль в духе Победоносцева за Церковью в своих частных интересах.
Именно для этого они очерняют память Никодима (Ротова)!

У меня нет никаких сентиментов относительно нынешнего главы РПЦ - из общеизвестных соображений.
Тем более высших епископов РПЦ и в частности ее украинского крыла. Однако свидетельствую: очернение памяти Никодима (Ротова) - это атака на всю Святую Церковь!
Имеющий уши да услышит!

Мой призыв к настоящим никодимовцам будет прост, в духе самого Владыки:
братья - встаньте и сделайте то, что велит вам ваша совесть!

Отрадно мне, что уже вижу, как подтягивается тяжелая артиллерия к этой ситуации.
Личная благодарность тем, кто уже пошел в ответный стык.

Верующим РПЦ скажу следующее:

1. 100% епископата РПЦ - это верующие люди. Даже если их вера не всегда на высоте.
2. 99% из мне известных епископов - это достойные христиане, искренние братья во Христе.
Лично со некоторых беру пример (см начало поста о принципе поисках героев).
Те проблемы, которые так бессмысленно и огульно подняты - они вечны, какая-то часть иерархов может падать, все мы люди.
Но эта часть микроскопична в том ракурсе, как это подано клеветниками.

Одно дело - любовь к автомобилям, что является данью духа стяжательства.
И совсем другое - то, в чем безосновательно обвинили высших епископов РПЦ и весь епископат сегодня.

Потому покидать Святую Церковь на основании вышеуказанной лжи считаю тяжкой ошибкой.

В последнее время появились «материалы по канонизации» одной из самых пререкаемых фигур новейшей истории Московского Патриархата - митрополита Никодима (Ротова). После Великой Отечественной войны, Львовский собор 1946 года позволил митрополиту Николаю (Ярушевичу) решить проблему униатов. Последующая борьба с безродными космополитами и Архиерейское совещание 1948 года (несмотря на досадные проблемы с Греческими Церквами) были направлены на сохранение чистоты догматического учения Православия.

Прежде всего, экклезиологии, против которого восстали ереси экуменизма и филетизма. Новые проблемы начались с кончиной Иосифа Сталина и приходом к власти демократа и либерала Хрущева, воздвигнувшего, подобно языческим царям древности, новое гонение на Святую Церковь...

Первый Начальник ОВЦС, митрополит Николай (Ярушевич), по ходу дел своего сотрудничества с Советской властью, безусловно, вынужден был идти на многие компромиссы (только не в догматической сфере). Возможно, также и со своей совестью (не нам судить!), однако, его мученическая (на операционном столе) кончина, несомненно, соединила его с Праведными - вот воистину иерарх достойный канонизации, которую прочат его преемнику и сопернику в борьбе за власть в церкви — митрололиту Никодиму (Ротову).

Это иерарх совсем иного склада, не случайно выбранный Хрущевым для «работы» с Церковью, дерзнувший поднять руку на каноническую и догматическую часть Предания Православной Церкви. Некоторые современные церковные историки-подхалимы, которые пишут об этом периоде, пытаются представить сотрудничество митрополита Никодима (Ротова) с Хрущевым в безоблачном стиле нынешнего сотрудничества «чекистов-патриотов» с патриотически настроенной церковной иерархией, с легким грустным налетом либерализма и «общечеловеческих ценностей».

Это является, мягко говоря, грубой псевдоисторической абберацией. Что же касается пререкаемой личности и роли в церковной истории митрополита Никодима (Ротова), то здесь уместно вспомнить русскую поговорку, которая гласит, что «черного кобеля не отмоешь добела». Из книги архиепископа Василия (Кривошеина) «Воспоминание о митрополите Никодиме (Ротове)»:

«В Риме митрополит Никодим стал широко, более или менее без разбора, причащать католиков за православной литургией. Об этом свидетельствуют рассказы множества очевидцев, хотя сам митрополит Никодим не раз пытался это отрицать, но эта ложь только усугубляла соблазн. Уже постановление Священного Синода от 16 декабря 1969 года о допущении католиков к причастию там, где нет католических церквей, вызвало резкую критику против Русской Православной Церкви среди греков и на Афоне.

Но мне удавалось на Всеправославных совещаниях (таких, как Всеправославная комиссия по диалогу с англиканами) защищать доброе имя и Православие Русской Церкви следующей аргументацией:

«Это постановление Синода вызвано совсем особым положением верующих и, в частности, католиков в Советском Союзе. Где, как известно, на протяжении тысяч километров нет ни одной католической церкви или священника. В таких случаях им разрешается давать причастие. Такое же постановление вынес константинопольский Синод и Патриарх Иоаким II в 1878 году относительно армян. Богословски мне трудно оправдать такую икономию, но не могу судить русских иерархов, живущих в современной России, в трудных условиях. Они лучше нас знают, что делают».

Такая аргументация всех удовлетворяла, даже на Афоне. Но все разрушало причастие католиков в Риме митрополитом Никодимом». «А там какая "пастырская икономия" заставляла его причащать католиков, где так много католических храмов?» — спрашивали меня. «Единственный ответ, который я мог дать, был: «Ваши архиереи поступают ещё хуже, когда причащают всех без разбора».

«Наши архиереи, такие как архиепископ Иаков Американский или Афинагор Лондонский, есть предатели Православия, это мы знаем давно (ответил мне на Афоне игумен монастыря Григориат архимандрит Георгий). Но что Московская патриархия, Русская Православная Церковь, которую мы так уважаем за её стойкость в Православии, так поступает в лице митрополита Никодима, эта нас поражает и глубоко огорчает».

Существуют также и другие свидетельства об этих печальных фактах, в том числе, и моего духовного отца в Италии, святогорца архимандрита Нила (Ватопединос), проживающего в настоящее время в Калабрии. Он, будучи молодым человеком, сам явился очевидцем данного факта (причащения латинян) во время служения митрополита Никодима в Риме, в храме на via Palestro.

В этой связи возможная канонизация митрополита Никодима смущает как мою совесть православного клирика, так и совесть миллиона простых людей из церковного народа, живущих в России и иных странах. Ведь невозможно представить такую строку из акафиста «святому»: «Радуйся, Никодиме, латинских еретиков дерзновенно причастивый!» Свое отношение к еретикам Церковь выразила в канонах или церковных законах, согласно с которыми:

1. Нельзя православным молиться с еретиками. «Аще кто с отлученным от общения церковного помолится, хотя бы то было в доме: таковый да будет отлучен». (Правило 10-е Святых Апостолов).

2. Принимать от них дары. «Аще кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или вообще из списка клира, постится с иудеями, или празднует с ними, или приемлет от них дары праздников их, как-то: опресноки, или нечто подобное; да будет извержен. Аще же мирянин: да будет отлучен» (Правило 70-е Святых Апостолов).

3. Допускать их к Таинствам Церкви или самим приступать к еретическим лжетаинствам. «Епископ, или пресвитер, или диакон, с еретиками молившийся токмо, да будет отлучен. Аще же позволит им действовать что либо, яко служителям церкви: да будет извержен». (Правило 45-е Святых Апостолов). Существуют и другие запреты, касающиеся общения православных с еретиками.

4. Брать у еретических священников благословение. «Так как теперь время ереси, то без дознания не должно им говорить: «Благословите, святые», ни испрашивать у них молитвы», - пишет преподобный Феодор Студит.

5. Принимать вместе с ними пищу. Тот же святой говорит: «Если кто вкушает вместе с сочетавшим и прелюбодеев или с другим еретиком безразлично, то не надобно и принимать пищи вместе с таковыми...».

Но во второй половине ХХ в. В Русской Православной Церкви появился архиерей, который дерзнул нарушить правила Святых Апостолов, а так же Вселенских Соборов и Святых Отцов, делая все с точностью до наоборот. Речь идет о митрополите Никодиме (Ротове). «Конец, - как говорят в народе, - делу венец».

Конец Ротова был ужасен. 10 августа 1978 г. вопреки строжайшему запрету Святых Апостолов он отслужил панихиду на гробе папы римского Павла VI. 12 августа так же вопреки канонам он участвовал в его отпевании. А 5 сентября в Ватикане он скоропостижно скончался на приеме у папы Иоанна Павла I у туфли римского понитифика, как верный его пес.

Сбылось пророчество блаженной Пелагии Рязанской, которая предрекла экуменисту страшную и позорную смерть: «Как собака сдохнешь у ног своего папы». Уже после смерти Ротова «Радио Ватикана» объявило, что он был тайным католическим кардиналом.

1. Сотрудничество с КГБ под оперативным псевдонимом «Святослав» («Частное определение Комиссии Президиума Верховного Совета России по расследованию причин и обстоятельств ГКЧП»).

2. Вовлечение Русской Православной Церкви в еретический Всемирный Совет Церквей, который преподобный Иустин (Попович) назвал «еретическим, гуманистическим и человекоугодническим собором, состоящим из 263 ересей (1961 г.), каждая из которых означает духовную смерть».

3. Совместное служение с еретиками в нарушение церковных законов на Западе и в Ленинградской духовной академии, причащение еретиков Святых Христовых Таин.

4. Воспитание новой прослойки архиереев, готовых ради карьеры предать Православие.

5. Псевдобогословские труды, в которых Ротов оправдывает коммунистический атеизм и призывает к единению со всеми иноверцами и еретиками.

6. Гонение на твердых в Православии архипастырей и пастырей.

Все это ни для кого сейчас не является секретом. Потому было странно слышать, когда 17 июля 2010 года в эфире передачи «Церковь и мир» председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион в ответ на вопрос со-ведущего программы Ивана Семенова о Никодиме (Ротове) начал его превозносить как подвижника благочестия.

В 1965 г. митрополит Никодим повстречался с блаженной старицей Пелагей Рязанской, которая ему прямо сказала: «Сдохнешь, как собака, у ног своего папы».

И вот, спустя 13 лет митрополит Никодим отправляется в Ватикан на аудиенцию к новому папе Иоанну Павлу I. Полон желаний поскорее приблизить заветное соединение, Ротов исполняет обязательный для всех обряд, целуя папскую туфлю.

После непродолжительной беседы, Ротову стало плохо, и он, склонившись на колени перед римским первосвященником, испустил дух.

При этом папа-еретик прочитал молитву над умирающим митрополитом, а затем, выступая перед кардиналами, Иоанн Павел I сказал:

«Третьего дня скончался в моих объятиях православный митрополит Ленинграда. Какие прекрасные вещи он рассказывал мне о Православной Церкви...»

Что же могло привести в восторг главу латинян? Неужели он, имеющий столь обширные знания в церковной истории, никогда не слышал о Православной Церкви? Конечно же, слышал. Но Ротов проповедал в Ватикане новое, еще неведомое католикам «православие», готовое отвергнуть вековые истины и предательски последовать еретическому папскому учению.

В России настолько были ошеломлены вестью о смерти митрополита Никодима, что многие не поверили и подумали, что Владыка просто решил навсегда остаться в возлюбленном им Ватикане.

Удивительно, что ставленники Ротова не желают видеть в его кончине следствие гнева Божия, но всячески оправдывают своего «авву», оставаясь верными его экуменической ереси. Видимо, в этом и кроется причина официального гонения на блаженную старицу Пелагею, предсказавшую позорную смерть митрополита Никодима и последующее горькое отступничество архиереев - экуменистов.

P.S. Одним из ставленников Никодима Ротова, можно сказать - основным его ставленником, является нынешний патриарх Кирилл (Владимир) Гундяев (Евгений Обухов-Петрник). Как говорится, комментарии излишни.

На фото: Митр. Никодим (Ротов) - панихида в Ватикане.
Заупокойное богослужение в храме св. Анны в Ватикане

Ваше Святейшество, досточтимые собратья по епископату и священнослужению, братья и сестры во Христе!

Мы находимся здесь прежде всего для того, чтобы выразить наши соболезнования и засвидетельствовать наше сочувствие Его Святейшеству Патриарху Пимену, всей Русской Православной Церкви и особенно Церкви, находящейся в Ленинграде и Новгороде, достойным и ревностным пастырем которой был митрополит Никодим.

Эти соболезнования мы выражаем от имени всей Католической Церкви, начиная с Его Святейшества Папы Иоанна Павла I, от имени Секретариата по содействию христианскому единству, который на протяжении долгих лет поддерживал отношения с вашей Церковью через экуменическую деятельность митрополита Никодима.

Но мы находимся здесь также во имя той братской дружбы, которая связывала нас с тем, кого мы оплакиваем вместе с вами.

Митрополит Никодим приехал в Рим месяц тому назад для того, чтобы исполнить перед Католической Церковью по случаю кончины Папы Павла VI тот долг братского сочувствия, который мы исполняем сегодня.

Со среды 9 августа он был в Риме, молясь перед телом покойного Папы, а в четверг 10 августа в соборе святого Петра он совершил богослужение по почившем Папе. Он находился в первом ряду делегаций Церквей, присутствовавших в субботу вечером 12 августа на литургии, совершенной на площади святого Петра.

Он чувствовал себя утомленным — так как климат в Риме бывает очень тяжел летом — и поэтому он принял братское гостеприимство, предложенное ему генеральным настоятелем Общества Иисуса, на холмах, возвышающихся над Римом, где климат более полезен для здоровья. И действительно, он чувствовал себя там лучше, свидетелем чего я был сам.

Он пожелал присутствовать на мессе Духу Святому, на которой сослужили все кардиналы в день открытия конклава.

После избрания нового Папы Иоанна Павла I он принял участие в богослужениях по случаю начала нового понтификата. Так что в воскресенье 3 сентября он был в первом ряду делегаций Церквей, приехавших для присутствия на этой торжественной литургии.

Во вторник 5 сентября Папа принимал некоторые из делегаций. Первым из тех, кто должен был быть принят, был в 9 часов 30 минут утра митрополит Никодим. Я сам встретил его в Ватикане и проводил в личную библиотеку Папы. Митрополит был усталым, все утро и перед тем, как войти к Папе, он принимал лекарства. В этом ему по-сыновнему помогал архимандрит Лев. Папа и митрополит приветствовали друг друга и по-братски заключили друг друга в объятия. Митрополит выразил пожелания от имени Его Святейшества Патриарха Пимена, от имени Священного Синода и всей Русской Православной Церкви долгого понтификата, благословенного Господом на благо Церкви и всего мира. Затем он выразил надежду, чтобы сближение между нашими Церквами, так хорошо начавшееся во время правления Пап Иоанна XXIII и Павла VI, продолжалось и приносило плоды, для того, чтобы мы по воле Господа нашего и Его благодати пришли к тому единению, тому совершенному общению, о котором молился Христос перед Своей смертью. И пусть любовь Господа и Его Церкви, которой так преданы мы, пусть она двигает нас к этому делу единства христиан.

Папа поблагодарил митрополита за его пожелания и, со своей стороны, попросил митрополита передать его наилучшие пожелания здоровья и плодотворных трудов Его Святейшеству Патриарху Пимену на благо всей Русской Православной Церкви. Он сказал, что он не знаком лично с Патриархом и не был знаком ранее с митрополитом Никодимом, но что он всегда всем сердцем следил за развитием экуменического движения. Он выразил надежду, что это дело продолжится успешно по благодати Божией и дальше с тем, чтобы осуществилась молитва Господня.

После слов Папы митрополит и Папа сели. В этот момент вошел архимандрит Лев и был представлен митрополитом Папе. Папа сказал ему несколько слов, которые митрополит слушал улыбаясь. Едва закончилась эта короткая беседа, как я увидел, что лицо митрополита побледнело, затем он стал сползать со своего кресла на ковер, испустив глубокий вздох. Папа и я, оба потрясенные, приблизились к нему. Папа вызвал врача. Мы положили митрополита в более удобное положение, подложив под его голову подушку. Прибежавший архимандрит Лев проверил пульс и стал выслушивать стетоскопом биение сердца. Митрополит еще два раза испустил глубокий, безболезненный вздох. Вошел врач, он сделал массаж сердца и укол. Тогда Папа, я, архимандрит Лев и переводчик отец Арранц опустились на колени, и Папа стал читать отходные молитвы, на которые мы отвечали. Папа также прочитал молитву об отпущении грехов. Врач, закончив последний массаж и контроль, смог лишь констатировать смерть. Это была остановка сердечной деятельности.

Позвали санитаров с носилками. После молитв Папа пошел в другое помещение принимать другие делегации.

Немедленно пришел кардинал государственный секретарь, он помолился над телом и дал распоряжения о перенесении смертных останков в приходской храм Града Ватикана во имя святой Анны. Архимандрит Лев, подавляя свою боль, предпринял все необходимые распоряжения и занялся облачением тела в богослужебные одеяния согласно правилам Православной Церкви для помещения тела посреди храма.

Во второй половине дня к телу почившего пришли помолиться многие кардиналы, в том числе и старейшина Священной коллегии кардиналов и другие епископы и прелаты.

В 6 часов вечера совершил панихиду архимандрит Лев. Я присутствовал на ней вместе с моими сотрудниками Секретариата по содействию христианскому единству. Присутствовали делегации Румынской и Болгарской Православных Церквей, а также многочисленные католические архиепископы и епископы, среди которых находились Его Высокопреосвященство монсиньор Августин Казароли и генеральный викарий Града Ватикана Его Высокопреосвященство монсиньор Пьетро Канизио ван Лиерде. Присутствовали также литовские епископы и их священники, приехавшие в Рим одновременно с Владыкой Никодимом, и многие прелаты Римской курии и монахини, бывшие знакомыми с митрополитом.

Обстоятельства нашей жизни и нашей смерти не являются результатом какого-либо случая, они являются волей Провидения. И нам предстоит распознать и воспринять их глубокое и таинственное значение,

Печать широко откликнулась на эту кончину, называя митрополита одним из величайших исторических личностей современного экуменизма. И это я могу подтвердить, лично зная митрополита и в результате той христианской дружбы, которая связывала нас. Его любовь к Христу и к Церкви побуждала его к стремлению к единству. Он прилагал неутомимые усилия для того, чтобы познакомить нас, католиков, с богословскими, духовными и историческими богатствами Православной Церкви и, в частности. Русской Православной Церкви, верным и любящим сыном и служителем которой он был всегда. Проблемы, связанные с единством всех верующих во Христа, стоят превыше нашего понимания. Единство Церкви зависит от ее тайны. Здесь мы следуем пути Господа нашего, готовившегося к Своим страданиям и Своей смерти через молитву, и через молитву к единству. Митрополит скончался, исполняя миссию единства.

Он не только познакомил нас со своей Церковью, но, поскольку он глубоко любил свою Родину, он познакомил нас еще больше с русским народом и его душой.

Церковь является народом Воскресшего. Нам известны слова Господа: «Я есмь Воскресение и Жизнь». После смерти Христа смерть является уже не отнятием жизни, а скорее ее изменением, ее преображением, через которое мы принимаем участие в славе Господа Воскресшего, в Царствии Бога, Отца, Сына и Святого Духа.

Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими. Аминь.

Высокопреосвященный ИОАНН, кардинал Виллебрандс
сентябрь 1978 год

21 июня 1960 года - 30 мая 1972 года Церковь: Русская православная церковь Предшественник: Николай (Ярушевич) Преемник: митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий (Поярков) Имя при рождении: Борис Георгиевич Ротов Рождение: 15 октября (19291015 )
д. Фролово, Кораблинский район Рязанской области Смерть: 5 сентября
Ватикан Похоронен: Никольское кладбище Александро-Невской лавры , Санкт-Петербург , Россия . Принятие священного сана: 19 августа 1947 года Принятие монашества: 19 августа 1947 года Епископская хиротония: 10 июля 1960 года

Митрополи́т Никоди́м (в миру - Бори́с Гео́ргиевич Ро́тов ; 15 октября д. Фролово Кораблинского р-на Рязанской обл. - 5 сентября , Ватикан) - епископ Русской Православной Церкви ; с 9 октября 1963 года митрополит Ленинградский и Ладожский . С по председатель Отдела внешних церковных сношений Московской Патриархии.

Детство и образование

Борис Георгиевич Ротов родился 15 октября в деревне Фролово, Кораблинского района Рязанской области, согласно легенде, в семье секретаря Рязанского обкома ВКП (б) ; книга Человек Церкви , составленная митрополитом Ювеналием , о родителе будущего митрополита говорит так: «Отец, Георгий Иванович, работал в Рязанском Губернском Земельном управлении инженером-землеустроителем» .

По окончании средней школы юноша поступил в Рязанский педагогический институт на факультет естествознания.

Постриг, иерейское рукоположение и духовное образование

Некоторое время состоял вторым священником Покровского храма в Переславле-Залесском .

На Архиерейском Соборе 18 июля 1961 года (о созыве Собора заранее объявлено не было: архиереев собрали в Троице-Сергиевой лавре в связи с днём памяти преп. Сергия) сделал доклад о необходимости и своевременности вступления РПЦ во Всемирный Совет Церквей .

14 мая 1963 года Священный Синод постановил «согласно поданному прошению освободить Преосвященного архиепископа Ярославского и Ростовского Никодима от должности председателя Издательского отдела» .

3 августа 1963 года назначен Председателем Комиссии Священного Синода по вопросам христианского единства, в которую тогда была преобразована Комиссия по межхристианским связям при Священном Синоде; возведён в сан митрополита и 4 августа назначен на Минскую и Белорусскую кафедру .

Сыграл ключевую роль в переговорном процессе, в результате которого было урегулирован канонический статус - с точки зрения Московского Патриархата - Митрополичьего Округа в Северной Америке (Русской Православной Греко-Кафолической Церкви в Америке): последней была дарована автокефалия Патриаршим и Синодальным Томосом в , учреждавшим Автокефальную Православную Церковь в Америке .

Наибольший интерес традиционно вызывают осуществлявшиеся Никодимом Ротовым от имени Московского Патриархата сношения с Ватиканом . Характерно, что Иоанну XXIII он посвятил монографию, изданную уже посмертно .

Анализ документов свидетельствует, что каким бы ни было его личное отношение к Римской Церкви , политика, проводившаяся Никодимом всегда была в русле внешнеполитической линии руководства СССР , не имевшего дипломатических отношений со Святым Престолом и до августа полагавшего Ватикан одним из центров глобального «антисоветского влияния».

Первые выступления Никодима по вопросу не отличаются по своей тональности от речей других иерархов Патриархии в послевоенный период, разоблачавших «не только антихристианскую, но даже и аморальную сущность папизма» .

Так, в своём Докладе Мир - последование Христу на Первой Всемирной общехристианской конференции в защиту мира 14 июня 1961 Никодим говорил:

Две тенденции усматриваются в развитии папской системы - тенденция к утверждению владычества папы над Церковью и миром и тенденция к провозглашению папской непогрешимости в делах веры. Папская теория есть наиболее яркое и сконцентрированное выражение того духа внешнего законничества и обмирщения, который проник в значительной степени в учение и жизнь Католической Церкви. <...> Стремление к владычеству земному кидало и кидает Римскую Церковь в самый центр политической международной борьбы. Это стремление заставляло и заставляет и поныне Папский Рим быть двигающей силой различных агрессивных политических ассоциаций и действовать во вред христианству, подрывать сымые корни христианской веры и сегодняшней великой миссии церковного общения. <...> Загипнотизированная перспективой полноты папской власти, римская курия своими земными интересами и связями прочно вросла в старый строй жизни, неразрывно связала себя с империалистическими замыслами и доселе остается глухой, и чаще враждебной, к морально-социальным запросам масс, борющихся за идеалы свободы, равенства и братства.

Во время конфиденциальной встречи в августе в Париже секретаря Комиссии по содействию христианскому единству Й. Виллебрандса с Никодимом (Ротовым) выяснилось, что «Кремль мог бы согласиться на присутствие наблюдателей Русской Православной Церкви на Втором Ватиканском Соборе , если бы Ватикан смог гарантировать, что этот Собор не станет антисоветским форумом» .

«Тем временем, накануне вечером, патриарх Афинагор телеграфировал в Рим, что главы православных церквей, включая патриарха Московского, решили не присылать наблюдателей» .

Протопресвитер Сергий Голованов пишет: «Тайным условием Никодима было отказ Ватикана от критики внутренней политики в СССР, в первую очередь религиозной несвободы, и прекращение моральной помощи религиозным диссидентам (имелись в виду подпольные епископы и священники УГКЦ). <...> Визиты Никодима в Рим странным образом совпадали с волнами гонения на религиозных диссидентов в СССР, в том числе на украинских греко-католиков. На вопли русских эмигрантских газет: „Куда не доехал красный танк, туда дошел красный митрополит!“ уже никто не обращал внимания» .

Вторая сессия Ватиканского Собора открылась 29 сентября 1963 года . Митрополит Никодим «15 сентября 1963 года нанёс визит вежливости Его Святейшеству Папе Павлу VI, который принял его в частной аудиенции <...> возложил цветы на могилу Папы Иоанна XXIII и совершил литию об упокоении его души» . Примечательно, что Патриарх Афинагор даже не послал поздравлений по случаю избрания Павла VI и не направил представителя на его интронизацию .

Гимнотворчество

Малоизвестной областью деятельности митрополита Никодима являлось церковное гимнотворчество. Им были составлены несколько служб святым, которые используются в православном богослужении, среди них служба святому Иоанну Русскому , служба святой Тавифе, святому равноап. Николаю, архиепископу Японскому , Собору ярославских святых и пр.

Смерть в Ватикане

Обстоятельства смерти митрополита Никодима весьма подробно изложены в ЖМП № 11 за 1978 год.

5 сентября, в 10-м часу утра во время аудиенции у Папы, на которую митрополит Никодим пошёл, невзирая на то, что, по свидетельству очевидцев, выглядел очень уставшим, с ним случился сердечный приступ - мгновенная остановка сердца. Приступ произошёл, когда Никодим представлял Папе архимандрита Льва (Церпицкого) . ЖМП писал: «Папа прочитал отходные молитвы и молитву об отпущении грехов. Прибыл государственный секретарь кардинал Иоанн Вилло [Jean-Marie Cardinal Villot ] и также совершил молитву у тела почившего митрополита.»

То, где и как произошла смерть, произвело недоумение в среде Русской Церкви; характерны слова архиепископа Василия Кривошеина в его воспоминаниях :

Это случилось в Ватикане, в присутствии Папы, вдали от своей епархии и вообще от православных. Конечно, всякая смерть есть тайна Божия, и является дерзновением судить, почему она случается в тот или иной момент и что она означает, но лично я (и думаю большинство православных) восприняли её как знамение Божие. Может быть, даже как вмешательство Божие, как неодобрение той спешки и увлечения, с которыми проводилось митрополитом дело сближения с Римом. Все его поездки на поклон к Папе, причащения католиков и даже сослужения с ними, и всё это в атмосфере одновременно скрытости и демонстративности. Правы мы были или не правы, - один Бог это может знать. Но таково было наше непосредственное подавляющее православное переживание.

Высказывания

Мнение о «коммунистическом атеизме»:

Объективное изучение атеизма показывает необходимость строгого различения мотивов, приводящих к атеистическому мировоззрению. Мы знаем, что атеизм коммунистический представляет собой определенную систему убеждений, включающую в себя моральные принципы, не противоречащие христианским нормам. Другой атеизм - кощунственный, аморальный, возникающий из желания жить «свободно» от божественного закона Правды, существовал преимущественно в недрах старого общества и чаще всего возникал на почве праздной и развращенной жизни имущих классов. Христианство действительно считает смертным грехом атеизм второго типа, но по-иному смотрит на атеизм коммунистический.

Высказывание по поводу "симфонии" Церкви и государства:

Мы ещё застанем то время, когда заседания Политбюро ЦК КПСС будут начинаться с пения "Царю Небесный". (Со слов игум. Иннокентия Павлова)

Награды

Оценки и мнения о нём

Оценки митрополита Никодима как при его жизни, так и по смерти, - весьма различны. Большинство священнослужителей , выпестованных и поставленных им (как, например, митрополиты Ювеналий (Поярков) , Кирилл (Гундяев) , архимандрит Августин (Никитин)), полагают его выдающимся церковным деятелем и личностью своего времени. О заслугах Никодима говорится, в частности:

Известно ли вам, что именно благодаря митрополиту Никодиму в 60-е годы были спасены наши духовные школы? Знаете ли вы, что митрополит Никодим спас наш епископат? Ведь Хрущев однажды заявил, что через 20 лет покажет по телевидению последнего попа. Проводилась страшная антирелигиозная кампания, планировалось закрытие духовных школ. Совет по делам религий имел указание от Политбюро не рукополагать священников в епископы. Ожидалось, что старые епископы вымрут и церковь погибнет. Но неутомимая деятельность митрополита Никодима принесла свои плоды. Он сумел доказать, что для поддержания международного престижа Русской Православной Церкви необходима плеяда молодых, грамотных епископов. И буквально пробил рукоположение. Этих епископов называли никодимовцами и подозревали в грехах только из-за духовной близости с митрополитом.

В консервативных кругах Русской Церкви преобладает негативная оценка: в вину ему ставится, прежде всего, экуменизм и в особенности его увлечение католичеством . О последнем с некоторым недоумением пишет в своих воспоминаниях о нём архиепископ Василий Кривошеин .

Что многих из нас смущало (как в России, так и на Западе), так это увлечение митрополита Никодима католичеством! Увлечение это было во многом иррациональное, почти патологическое. Началось оно не сразу и с каждым годом всё более развивалось. Думаю, что вначале на него повлиял А. Л. Казем-Бек. Помню как ещё в 1960году в Москве, в разгар хрущёвского гонения на Церковь, он развивал мне мысль, что нам не нужно искать сближения с ВСЦ (это не серьёзная организация), а вот католики - это другое дело, они нам могут помочь и с ними нужно объединяться. Говорят также, что длинная, в 600 страниц, магистерская диссертация митрополита Никодима в значительной степени была написана Казем-Беком. Полагаю, что к католицизму митрополита Никодима прежде всего привлекало имевшееся у него представление о нем как о могущественной, строго дисциплинированной единой Церкви. Напрасно мы много раз ему говорили, что такая картина не соответствует современной действительности, что сейчас в католической Церкви дисциплина подорвана хуже, чем в Православии. Говорили ему, что священники служат мессу, как кому вздумается, а богословы отрицают основные догмы веры. Митрополит Никодим ни за что не хотел отрешиться от сложившегося у него убеждения на католицизм! На него действовала внешность.

По смерти Патриарха Алексия I возникла реальная возможность, что патриархом будет избран митрополит Никодим. В Обращении к Поместному Собору 1971 г. «По поводу новоявленного лжеучения митр. Никодима (Ротова)» священника Н. Гайнова и мирян Ф. Карелина, Л. Регельсона и В. Капитанчука делалась попытка показать, что митрополит Никодим с группой богословов на протяжении ряда лет «развивал и насаждал в Русской Церкви новое, соборно не обсуждавшееся учение в духе апокалиптического религиозного коммунизма, в котором давалась новая догматическая формулировка тех основ христианской веры, которые не были сформулированы в Догматах Вселенских Соборов.»

«Всемогущим ересиархом», «никодимовщиной» называет его и его деятельность православный публицист К. Ю. Душенов , оппозиционно настроенный по отношению к руководству Московской Патриархии . В СМИ выплеснулись обвинения Никодима в гомосексуализме , использующие клише неясного происхождения - «никодимов грех» .

В сентябре 2008 года протоиерей Михаил Ардов (РПАЦ) считал: «То, что принято сегодня называть „никодимовщиной“, - это вторая фаза развития сергианства .» Церковный обозреватель Михаил Ситников тогда же писал: «То, что митрополит осознанно шёл на контакт со спецслужбами большевицкого государства с самого начала своей карьеры, не может вызывать особых сомнений. Это было свойственно большинству иерархов Русской Православной Церкви Московского патриархата до и после него. Однако случай именно Никодима (Ротова) логичней всего считать последним апробированием государственно-церковных отношений, после которого политика спецслужб в отношении роли РПЦ МП при советской власти сложилась окончательно. <…> Вполне вероятно, что один из ее ведущих иерархов пошел на личный риск сопротивления планам государства, рассчитывающего сделать из Церкви добровольного партнера в распространении коммунистической идеологии. После обнаружения того, что деятельность митрополита не соответствует интересам государства, но укрепляет позиции Церкви, спецслужбы ликвидировали опасного „двойного агента“ и отказались от перспективы попыток договариваться с РПЦ МП навсегда. <…> После митрополита Никодима Церковь рассматривалась не как возможный партнер власти, а только в примитивно сервильном качестве. После неудачной „пробы пера“ с Никодимом, отказ государства от партнерских отношений с Московской патриархией был настолько категоричным, что все попытки последующего руководства РПЦ МП переиграть ситуацию заново оставались и по сей день остаются обреченными на неудачу.»