Морские боеприпасы включали в себя такое оружие: торпеды, морские мины и глубинные бомбы. Отличительной чертой этих боеприпасов есть среда их применения, т.е. поражение целей на воде или под водой. Как и большинство других боеприпасов, морские подразделяются на основные (для поражения целей), специальные (для освещения, задымления и т.д.) и вспомогательные (учебные, холостые, для специальных испытаний).

Торпеда — самодвижущееся подводное оружие, состоящее из цилиндрического обтекаемого корпуса с оперением и гребными винтами. В боевой части торпеды заключён заряд взрывчатого вещества, детонатор, топливо, двигатель и приборы управления. Наиболее распространённый калибр торпед (диаметр корпуса в наиболее широкой его части) - 533 мм, известны образцы от 254 до 660 мм. Средняя длина - около 7 м, масса - около 2 т, заряд взрывчатого вещества - 200-400 кг. Состоят на вооружении надводных (торпедных катеров, сторожевиков, эсминцев и пр.) и подводных лодок и самолётов-торпедоносцев.

Торпеды классифицировались следующим образом:

— по виду двигателя: парогазовые (жидкое топливо сгорает в сжатом воздухе (кислороде) с добавлением воды, а полученная смесь вращает турбину или приводит в действие поршневой двигатель); пороховые (газы от медленно горящего пороха вращают вал двигателя или турбину); электрические.

— по способу наведения: неуправляемые; прямоидущие (с магнитным компасом или гироскопическим полукомпасом); маневрирующие по заданной программе (циркулирующие); самонаводящиеся пассивные (по шуму или изменению свойств воды в кильватерном следе).

— по назначению: противокорабельные; универсальные; противолодочные.

Первые образцы торпед (торпеды Уайтхеда) были применены англичанами в 1877 г. А уже во время Первой мировой войны парогазовые торпеды использовались воюющими сторонами не только в условиях акватории моря, но также и на реках. Калибр и габариты торпед по мере своего развития имели тенденцию к неуклонному росту. В годы первой мировой войны стандартными были торпеды калибра 450 мм и 533 мм. Уже в 1924 г. во Франции была создана 550-мм парогазовая торпеда «1924V», ставшая первенцем нового поколения этого вида вооружения. Еще дальше пошли англичане и японцы, спроектировав для крупных кораблей 609-мм кислородные торпеды. Из них наиболее известна японская типа «93». Было разработано несколько моделей этой торпеды, причем на модификации «93» модель 2 массу заряда в ущерб дальности и скорости хода увеличили до 780 кг.

Основная «боевая» характеристика торпеды — заряд взрывчатых веществ — обычно не только увеличивалась количественно, но и совершенствовалась качественно. Уже в 1908 г. вместо пироксилина начал распространяться более мощный тротил (тринитротолуол, ТНТ). В 1943 г. в США специально для торпед было создано новое ВВ «торпекс», вдвое сильнее тротила. Аналогичные работы проводились и в СССР. В целом только за годы второй мировой войны мощность торпедного оружия по тротиловому коэффициенту увеличилась в два раза.

Одним из недостатков парогазовых торпед являлось наличие на поверхности воды следа (пузырьков отработанного газа), демаскирующего торпеду и создающего атакованному кораблю возможность для уклонения от неё и определения местонахождения атакующих. Для устранения этого предполагалось оснастить торпеду электромотором. Однако до начала Второй мировой войны это удалось лишь Германии. В 1939 г на вооружение Кригсмарине была принята электрическая торпеда «G7e». В 1942 г. ее скопировала Великобритания, но смогла наладить производство лишь после окончания войны. В 1943 г. электрическая торпеда «ЭТ-80» была принята на вооружение и в СССР. При этом до конца войны было использовано лишь 16 торпед.

Для обеспечения взрыва торпеды под днищем корабля, что в 2-3 раза наносило больше повреждений, нежели взрыв у его борта, Германией, СССР и США были разработаны магнитные взрыватели вместо контактных. Наибольшей эффективности достигли немецкие взрыватели «TZ-2», которые были приняты на вооружение во второй половине войны.

В период войны Германией были разработаны приборы маневрирования и наведения торпед. Так торпеды оснащенные системой «FaT» в период поиска цели могли двигаться «змейкой» поперек курса движения корабля, что значительно увеличивало шансы на поражение цели. Наиболее часто они применялись навстречу преследующему эскортному кораблю. Торпеды с прибором «LuT», производимые с весны 1944 г., позволяли атаковать корабль противника с любой позиции. Такие торпеды могли не только двигаться змейкой, но и разворачиваться для продолжения поиска цели. В ходе войны немецкие подводники выпустили около 70 торпед, оснащенных «LuT».

В 1943 г. в Германии была создана торпеда «T-IV» с акустическим самонаведением (АСН). Головка самонаведения торпеды, состоящая из двух разнесенных гидрофонов, захватывала цель в секторе 30°. Дальность захвата зависела от уровня шума корабля-цели; обычно она составляла 300-450 м. Торпеда создавалась в основном для подводных лодок, но в ходе войны поступала и на вооружение торпедных катеров. В 1944 г. выпущена модификация «T-V», а затем «T-Va» для «шнелльботов» с дальностью хода 8000 м при скорости 23 узла. Вместе с тем эффективность акустических торпед оказалась низкой. Чрезмерно сложная система наведения (а она включала 11 ламп, 26 реле, 1760 контактов) была крайне ненадежной — из 640 торпед выпущенных за годы войны, в цель попали только 58. Процент попаданий обычными торпедами в германском флоте был в три раза выше.

Однако, самой мощной, самой быстрой и наибольшей дальностью хода обладали японские кислородные торпеды. Ни союзники, ни противники не смогли достигнуть даже близких результатов.

Поскольку торпед, оснащенных вышеописанными приборами маневрирования и наведения, в других странах не было, а в Германии было только 50 подводных лодок, способных их запускать, для пуска торпед применялось сочетание специальных маневров корабля или самолета для поражения цели. Их совокупность определялась понятием торпедная атака.

Торпедная атака может осуществляться: с подводной лодки по подводным лодкам, надводным кораблям и судам противника; надводными кораблями по надводным и подводным целям, а также береговыми торпедными установками. Элементами торпедной атаки являются: оценка позиции относительно обнаруженного противника, выявление главной цели и её охранения, определение возможности и способа торпедной атаки, сближение с целью и определение элементов её движения, выбор и занятие позиции для стрельбы, стрельба торпедами. Завершением торпедной атаки является торпедная стрельба. Она заключается в следующем: производится вычисление данных стрельбы, далее они вводятся в торпеду; выполняющий торпедную стрельбу корабль занимает расчётную позицию и производит залп.

Торпедные стрельбы бывают боевыми и практическими (учебными). По способу выполнения они делятся на залповые, прицельные, одиночной торпедой, по площади, последовательными выстрелами.

Залповая стрельба состоит из одновременного выпуска из торпедных аппаратов двух и более торпед для обеспечения повышенной вероятности попадания в цель.

Прицельную стрельбу производят при наличии точного знания элементов движения цели и дистанции до неё. Она может выполняться одиночными выстрелами торпед или залповой стрельбой.

При торпедной стрельбе по площади торпедами перекрывается вероятная площадь нахождения цели. Этот вид стрельбы применяется для перекрытия ошибок в определении элементов движения цели и дистанции. Различают стрельбу сектором и с параллельным ходом торпед. Торпедная стрельба по площади производится залпом или с временными интервалами.

Под торпедной стрельбой последовательными выстрелами подразумевают стрельбу, при которой торпеды выстреливаются последовательно одна за другой через заданные интервалы времени для перекрытия ошибок в определении элементов движения цели и дистанции до неё.

При стрельбе по неподвижной цели торпеда выстреливается в направлении на цель, при стрельбе по движущейся цели — под углом к направлению на цель в сторону её движения (с упреждением). Угол упреждения определяется с учётом курсового угла цели, скорости движения и пути корабля и торпеды до их встречи в упреждённой точке. Дистанцию стрельбы ограничивает предельная дальность хода торпеды.

Во Второй мировой войне подводными лодками, авиацией и надводными кораблями было использовано около 40 тыс. торпед. В СССР из 17,9 тысяч торпед было использовано 4,9 тысяч, которыми потопили или повредили 1004 корабля. Из 70 тысяч выпущенных торпед в Германии, подводные лодки израсходовали около 10 тыс. торпед. Подводные лодки США использовал 14,7 тыс. торпед, а торпедоносная авиация 4,9 тыс. Около 33% из выпущенных торпед попали в цель. Из всех потопленных кораблей и судов в период Второй мировой войны — 67% приходится на торпеды.

Морские мины — боеприпасы, скрытно установленные в воде и предназначенные для поражения подводных лодок, кораблей и судов противника, а также для затруднения их плавания. Основные свойства морской мины: постоянная и длительная боевая готовность, внезапность боевого воздействия, сложность обезвреживания мин. Мины могли устанавливаться в водах противника и у своего побережья. Морская мина представляет собой заряд взрывчатого вещества, заключённый в водонепроницаемом корпусе, в котором помещены также приборы и устройства, вызывающие взрыв мины и обеспечивающие безопасность обращения с ней.

Первое успешное применение морской мины состоялось в 1855 года на Балтике во время Крымской войны. На гальваноударных минах, выставленных русскими минёрами в Финском заливе, подорвались корабли англо-французской эскадры. Эти мины устанавливалась под поверхностью воды на тросе с якорем. Позже стали применяться ударные мины с механическими взрывателями. Морские мины широко применялись во время русско-японской войны. В Первую мировую было установлено 310 тыс. морских мин, от которых затонуло около 400 кораблей, в том числе 9 линкоров. Во Второй мировой войне появились неконтактные мины (главным образом магнитные, акустические и магнитно-акустические). В конструкции неконтактных мин были введены приборы срочности и кратности, новые противотральные устройства.

Морские мины устанавливались, как надводными кораблями (минными заградителями), так и с подводных лодок (через торпедные аппараты, из специальных внутренних отсеков/контейнеров, из внешних прицепных контейнеров), или сбрасывались авиацией (как правило, в воды в противника). Противодесантные мины могли устанавливаться с берега на небольшой глубине.

Морские мины подразделялись по типу установки, по принципу действия взрывателя, по кратности, по управляемости, по избирательности; по типу носителя,

По типу установки выделяют:

— якорные — корпус, обладающий положительной плавучестью, удерживается на заданной глубине под водой на якоре с помощью минрепа;

— донные — устанавливаются на дне моря;

— плавающие — дрейфующие по течению, удерживаясь под водой на заданной глубине;

— всплывающие — установленные на якорь, а при срабатывании отдающие его и всплывающие вертикально: свободно или при помощи двигателя;

— самонаводящиеся — электрические торпеды, удерживаемые под водой якорем или лежащие на дне.

По принципу действия взрывателя различают:

— контактные — взрывающиеся при непосредственном соприкосновении с корпусом корабля;

— гальваноударные — срабатывают при ударе корабля по выступающему из корпуса мины колпаку, в котором находится стеклянная ампула с электролитом гальванического элемента;

— антенные — срабатывают при соприкосновении корпуса корабля с металлической тросовой антенной (применяются, как правило, для поражения подводных лодок);

— неконтактные — срабатывающие при прохождении корабля на определённом расстоянии от воздействия его магнитного поля, или акустического воздействия и др. В том числе неконтактные подразделяются на: магнитные (реагируют на магнитные поля цели), акустические (реагируют на акустические поля), гидродинамические (реагируют на динамическое изменение гидравлического давления от хода цели), индукционные (реагируют на изменение напряженности магнитного поля корабля (взрыватель срабатывает только под кораблем, имеющим ход), комбинированные (сочетающие взрыватели разных типов). Для затруднения борьбы с неконтактными минами в схему взрывателей включались приборы срочности, задерживающие приведение мины в боевое положение на любой требуемый период, приборы кратности, обеспечивающие взрыв мины только после заданного числа воздействий на взрыватель, и приборы-ловушки, вызывающие взрыв мины при попытке её разоружения.

По кратности мины бывают: некратные (срабатывают при первом обнаружении цели), кратные (срабатывают после заданного числа обнаружений).

По управляемости различают: неуправляемые и управляемые с берега по проводам или с проходящего корабля (как правило, акустически).

По избирательности мины подразделялись: обычные (поражают любые обнаруженные цели) и избирательные (способны распознавать и поражать цели заданных характеристик).

В зависимости от их носителей мины делятся на корабельные (сбрасываются с палубы кораблей), лодочные (выстреливаются из торпедных аппаратов подводной лодки) и авиационные (сбрасываются с самолёта).

При постановке морских мин существовали специальные способы их установки. Так под минной банкой подразумевался элемент минного заграждения, состоящий из нескольких мин, поставленных кучно. Определяется координатами (точкой) постановки. Типичны 2-х, 3-х и 4-минные банки. Банки большего размера применяются редко. Характерна для постановки подводными лодками, или надводным кораблями. Минная линия — элемент минного заграждения, состоящий из нескольких мин, поставленных линейно. Определяется координатами (точкой) начала и направлением. Характерна для постановки подводными лодками, или надводным кораблями. Минная полоса — элемент минного заграждения, состоящий из нескольких мин, поставленных случайным образом с движущегося носителя. В отличие от минных банок и линий, характеризуется не координатами, а шириной и направлением. Характерна для постановки самолётами, где предсказать точку падения мины невозможно. Сочетание минных банок, минных линий, минных полос и отдельных мин создает минное поле в районе.

Морские мины во время Второй мировой войны являлись одним из наиболее эффективных видов оружия. Стоимость производства и установки мины составляли от 0,5 до 10 процентов стоимости ее обезвреживания или удаления. Мины могли использоваться и как наступательное (минирование фарватеров противника), и как оборонительное оружие (минирование своих фарватеров и установка противодесантное минирование). Использовались они и как психологическое оружие – сам факт наличия мин в районе судоходства уже наносил урон противнику, заставляя обходить район или проводить долговременные дорогостоящее разминирование.

В период Второй мировой войны было установлено более 600 тыс. мин. Из них Великобританией во вражеских водах авиацией было сброшено – 48 тысяч, а 20 тысяч – уснановлено с корабей и подводных лодок. 170 тысяч мин Британией было установлено для защиты своих вод. Авиацией Японии было сброшено 25 тысяч мин в чужих водах. США из установленных 49 тысяч мин, только у берегов Японии сбросили 12 тысяч авиационных мин. Германия в Балтийском море выставила 28,1 тысяч мин, СССР и Финляндия – по 11,8 тысяч мин., Швеция – 4,5 тысячи. В годы войны Италия выпустила 54,5 тыс. мин.

Наиболее плотно в период войны был заминирован Финский залив, в котором противоборствующие стороны установили более 60 тыс. мин. На их обезвреживание понадобилось почти 4 года.

Глубинная бомба — один из видов оружия ВМФ, предназначенный для борьбы с погруженными подводными лодками. Она представляла собой снаряд с сильным взрывчатым веществом, заключённым в металлический корпус цилиндрической, сфероцилиндрической, каплеобразной или др. формы. Взрыв глубинной бомбы разрушает корпус подводной лодки и приводит к её уничтожению или повреждению. Взрыв вызывается взрывателем, который может срабатывать: при ударе бомбы о корпус подводной лодки; на заданной глубине; при прохождении бомбы на расстоянии от подводной лодки, не превышающем радиуса действия неконтактного взрывателя. Устойчивое положение глубинной бомбе сфероцилиндрической и каплеобразной формы при движении на траектории придаётся хвостовым оперением - стабилизатором. Глубинные бомбы подразделялись на авиационные и корабельные; последние применяются пуском реактивных глубинных бомб с пусковых установок, выстреливанием из одноствольных или многоствольных бомбомётов и сбрасыванием с кормовых бомбосбрасывателей.

Первый образец глубинной бомбы был создан в 1914 году и после испытаний поступил на вооружение британского военно-морского флота. Глубинные бомбы нашли широкое применение в Первой мировой войне и оставались важнейшим видом противолодочного вооружения во Второй.

Принцип действия глубинной бомбы основан на практической несжимаемости воды. Взрыв бомбы разрушает или повреждает корпус подводной лодки на глубине. При этом энергия взрыва, моментально возрастая до максимума в центре, переносится к цели окружающими водными массами, через них деструктивно воздействуя на атакуемый военный объект. По причине высокой плотности среды, взрывная волна на своем пути не теряет существенно исходную мощность, но с увеличением расстояния до цели энергия распределяется на большую площадь, и соответственно, радиус поражения ограничен. Глубинные бомбы отличаются своей низкой точностью — для уничтожения подводной лодки иногда требовалось около сотни бомб.

Противника, а также для затруднения их плавания.

Описание

Морские мины активно используются в качестве наступательных или оборонительных вооружений в реках, озерах, морях и океанах, этому способствует их постоянная и длительная боеготовность, внезапность боевого воздействия, сложность обезвреживания мин. Мины могут устанавливаться в водах противника и у своего побережья минные заграждения . Наступательные мины размещаются во вражеских водах, преимущественно через важные судоходные маршруты с целью подрыва как торговых так и военных кораблей . Оборонительные минные заграждения защиты ключевых участки побережья от вражеских кораблей и подводных лодок, заставляя их в более легко защищали областях, или держать их подальше от чувствительные.. М. м. представляет собой заряд взрывчатого вещества, заключённый в водонепроницаемом корпусе, в котором помещены также приборы и устройства, вызывающие взрыв мины и обеспечивающие безопасность обращения с ней.

История

Предшественница морских мин была впервые описана китайским артиллерийским офицером начального периода империи Мин Цзяо Ю в военном трактате XIV века под названием Холунцзин (en:Huolongjing). Китайские хроники рассказывают также об использовании взрывчатых веществ в XVI веке для борьбы против японских пиратов (вокоу). Морские мины помещались в деревянный ящик, герметизированный с помощью шпатлёвки. Генерал Ци Цзюйгуан сделал несколько таких дрейфующих мин с отложенным подрывом для преследования японских пиратских судов. В трактате Сут Инсина Тяньгун Кайу ("Использование явлений природы") 1637 г. описаны морские мины с длинным шнуром, протянутым до скрытой засады, расположенной на берегу. Дёргая за шнур, человек из засады приводил в действие стальной колесцовый замок с кремнём для получения искры и воспламенения взрывателя морской мины. «Адская машина» на реке Потомак в 1861 г. во время Гражданской войны в США, эскиз Альфреда Вауда Английская минная тележка

Первый проект по применению морских мин на Западе сделал Ральф Раббардс, он представил свои разработки английской королеве Елизавете в 1574. Голландский изобретатель Корнелиус Дреббель, работавший в артиллерийском управлении английского короля Карла I, занимался разработками оружия, в том числе «плавающих хлопушек», которые показали свою непригодность. Оружие этого типа, по-видимому, пытались применить англичане во время осады Ла-Рошели в 1627 году.

Американец Давид Бушнель изобрёл первую практичную морскую мину для применения против Великобритании во время американской войны за независимость. Она представляла собой загерметизированную бочку с порохом, которая плыла в направлении противника, а её ударный замок взрывался при столкновении с судном.

В 1812 году русский инженер Павел Шиллинг разработал электрический взрыватель подводной мины. В 1854 году, во время неудачной попытки англо-французского флота захватить крепость Кронштадт, несколько британских пароходов были повреждены в результате подводного взрыва российских морских мин. Более 1500 морских мин или «адских машин», разработанных Якоби, были установлены российскими военно-морскими специалистами в Финском заливе во время Крымской войны. Якоби создал морскую якорную мину, обладавшую собственной плавучестью (за счёт воздушной камеры в её корпусе), гальваноударную мину, ввёл подготовку специальных подразделений гальванёров для флота и саперных батальонов.

По официальным данным ВМФ России, первое успешное применение морской мины состоялось в июне 1855 года на Балтике во время Крымской войны. На минах, выставленных русскими минёрами в Финском заливе, подорвались корабли англо-французской эскадры. Западные источники приводят более ранние случаи - 1803 и даже 1776 год. Успех их, однако, не подтвержден.

Морские мины широко применялись во время Крымской и русско-японской войн. В Первую мировую было установлено 310 тыс. морских мин, от которых затонуло около 400 кораблей, в том числе 9 линкоров. Носители морских мин

Морские мины могут устанавливаться как надводными кораблями (судами) (минными заградителями), так и с подводных лодок (через торпедные аппараты, из специальных внутренних отсеков/контейнеров, из внешних прицепных контейнеров), или сбрасываться авиацией. Также могут устанавливаться с берега на небольшой глубине противодесантные мины. Уничтожение морских мин Основные статьи: Тральщик, Боевое траление

Для борьбы с морскими минами используются все наличные средства, как специальные так и подручные.

Классическим средством являются корабли - тральщики. Могут использовать контактные и неконтактные тралы, поисковые противоминные аппараты или другие средства. Трал контактного типа перерезает минреп, и всплывшие на поверхность мины расстреливаются из огнестрельного оружия. Для защиты минных заграждений от вытраливания контактными тралами используется минный защитник. Неконтактные тралы создают физические поля, вызывающие срабатывание взрывателей.

Кроме тральщиков специальной постройки используются переоборудованные корабли и суда.

С 40-х годов в качестве тральщиков может использоваться авиация, в том числе с 70-х вертолёты.

Подрывные заряды уничтожают мину в месте постановки. Могут устанавливаться поисковыми аппаратами, боевыми пловцами, подручными средствами, реже авиацией.

Прорыватели минных заграждений - своего рода корабли-камикадзе - вызывают срабатывание мин собственным присутствием. Классификация Малая якорная корабельная гальваноударная мина образца 1943 года. Мина КПМ (корабельная, контактная, противодесантная). Донная мина в Музее КДВО (Хабаровск)

Виды

Морские мины подразделяются:

По типу установки:

  • Якорные - корпус, обладающий положительной плавучестью, удерживается на заданной глубине под водой на якоре с помощью минрепа;
  • Донные - устанавливаются на дне моря;
  • Плавающие - дрейфующие по течению, удерживаясь под водой на заданной глубине
  • Всплывающие - установленные на якорь, а при срабатывании отдающие его и всплывающие вертикально: свободно или при помощи двигателя
  • Самонаводящиеся - электрические торпеды, удерживаемые под водой якорем или лежащие на дне.

По принципу действия взрывателя:

  • Контактные мины - взрывающиеся при непосредственном соприкосновении с корпусом корабля;
  • Гальваноударные - срабатывают при ударе корабля по выступающему из корпуса мины колпаку, в котором находится стеклянная ампула с электролитом гальванического элемента
  • Антенные - срабатывают при соприкосновении корпуса корабля с металлической тросовой антенной (применяются, как правило, для поражения подводных лодок)
  • Неконтактные - срабатывающие при прохождении корабля на определённом расстоянии от воздействия его магнитного поля, или акустического воздействия и др.; в том числе неконтактные подразделяются на:
  • Магнитные - реагируют на магнитные поля цели
  • Акустические - реагируют на акустические поля
  • Гидродинамические - реагируют на динамическое изменение гидравлического давления от хода цели
  • Индукционные - реагируют на изменение напряженности магнитного поля корабля (взрыватель срабатывает только под кораблем, имеющим ход)
  • Комбинированные - сочетающие взрыватели разных типов

По кратности:

  • Некратные - срабатывают при первом обнаружении цели
  • Кратные - срабатывают после заданного числа обнаружений

По управляемости:

  • Неуправляемые
  • Управляемые с берега по проводам; или с проходящего корабля (как правило акустически)

По избирательности:

  • Обычные - поражают любые обнаруженные цели
  • Избирательные - способны распознавать и поражать цели заданных характеристик

По типу заряда:

  • Обычные - ТНТ или сходные взрывчатые вещества
  • Специальные - ядерный заряд

Морские мины совершенствуются в направлениях увеличения мощности зарядов, создании новых типов неконтактных взрывателей и повышения устойчивости к тралению.

Как уже отмечалось в предыдущем разделе, основным признаком классификации современных морских мин является способ сохранения ими мести в море после постановки. По этому признаку все существующие мины подразделяются на донные, якорные и дрейфующие (плавающие).

Из раздела об истории развития минного оружия известно, что первыми морскими минами были донные. Но недостатки первых донных мин, выявленные при боевом применении, вынудили на длительный срок отказаться от их применения.

Дальнейшее развитие донные мины нашли с появлением НВ, реагирующих на ФПК. Первые серийные неконтактные донные мины появились в СССР и Германии почти одновременно в 1942 г.

Как уже отмечалось ранее, основной особенностью всех донных мин является то, что они имеют отрицательную плавучесть и после постановки ложатся на грунт, сохраняя свое место в течение всего срока боевой службы.

Специфика применения донных мин откладывает отпечаток на их конструкцию. Современные донные мины против НК выставляются в районах с глубинами до 50 м, против ПЛ - до 300 м. Эти пределы обусловливаются прочностью корпуса мины, радиусом реагирования НВ и тактикой действия НК и ПЛ. Основными носителями донных мин являются НК, ПЛ и авиация.

Устройство и принцип действия современных донных мин можно рассмотреть на примере абстрактной синтетической мины, максимально объединяющей в себе все возможные варианты. В боевой комплект такой мины входят:

Заряд ВВ с запальным устройством:

Аппаратура НВ:

Предохранительные и противотральные приборы;

Источники питания;

Элементы электрической схемы.

Корпус мины предназначен для размещения в нем всех перечисленных приборов и устройств. Учитывая, что современные донные мины устанавливаются на глубинах до 300 м, их корпуса должны быть достаточно прочными и выдерживать соответствующее давление водяного столба. Поэтому корпуса донных мин изготавливают из конструктивных сталей или алюминиево-магниевых сплавов.

В случае постановки донных мин с авиации (высота постановки от 200 до 10000 м) на корпус дополнительно крепиться либо парашютная система стабилизации, либо жесткая система стабилизации (беспарашютная). Последняя предусматривает наличие стабилизаторов, аналогичных стабилизаторам авиационных бомб.

Кроме того, корпуса авиационных донных мин имеют баллистический наконечник, благодаря которому при приводнении мина резко разворачивается, теряя инерцию и ложится на грунт горизонтально.

Ввиду того, что донные мины являются минами со стационарной боевой частью, их радиус Поражения зависит от количества ВВ, поэтому соотношение массы ВВ к массе всей мины достаточно велико и составляет 0.6...0.75, а в конкретном выражении - 250... 1000 кг. ВВ, применяемые в донных минах, имеют тротиловый эквивалент 1.4 ..1.8.

НВ, применяемые в донных минах, являются НВ пассивного типа. Это вызвано следующими причинами.

1. Среди НВ активного типа наибольшее распространение нашли акустические, т.к. они обладают большей дальностью обнаружения и лучшими возможностями по классификации цели. Но для нормальной работы такого НВ необходима точная ориентация приемоизлучательной антенны. В донных минах чисто технически это обеспечить сложно.

2. Донные мины, как уже указывалось, относятся к минам со стационарной боевой частью, т.е. радиус поражения корабля-цели зависит от массы заряда ВВ. Расчеты показали, что радиус поражения современных донных мин составляет 50.. 60 м. Это условие накладывает ограничение на параметры зоны реагирования НВ, т.е. она не должна превышать параметров зоны поражения (в противным случае мина будет взрываться, не нанося кораблю-цепи ущерба). На таких небольших расстояниях достаточно легко обнаруживаются почти все первичные ФПК, т.е. вполне достаточно НВ пассивного типа.

Из 1.2.2 известно, что главным недостатком НВ пассивного типа является сложность выделения полезного сигнала на фоне помех окружающей среды. Поэтому в донных минах используются многоканальные (комбинированные) НВ. Наличие в таком НВ воспринимающих устройств, реагирующих на различные ФПК одновременно, позволяет устранить недостатки, присущие одноканальным НВ пассивного типа, повысить их избирательность и помехозащищенность.

Принцип действия многоканального НВ донной мины рассмотрен на схеме (рис. 2.1).

Рис. 2.1 .Структурная схема НВ донной мины

При сбрасывании мины в воду включаются ПП (временные и гидростатические). После их отработки через релейный блок источники питания подключаются к долгосрочному часовому механизму. ДЧМ обеспечивает приведение мины в опасное положение через заранее установленное время после постановки (от 1 ч до 360 сут). Отработав свои установки, ДЧМ подключает источники питания к схеме НВ. мина переходит в боевое положение.

Первоначально включается дежурный канал, состоящий из акустического и индукционно воспринимающих устройств и общего (для обоих) анализирующего устройства.

При входе корабля-цели в зону реагирования дежурного канала его магнитное и акустическое поля воздействуют на приемные устройства ДК (индукционную катушку ИК и акустический приемник - АП). При этом в приемных устройствах наводятся ЭДС, которые усиливаются соответствующими усиливающими устройствами (УИК и УАК) и анализируются по длительности и амплитуде анализирующим устройством дежурного канала (АУД). Если значение этих сигналов достаточное и соответствует эталонному, срабатывает реле Р1, подключающее на 20...30 с боевой канал. Боевой канал, соответственно, состоит из гидродинамического приемника (ГДП), усилителя (УБК) и анализирующего устройства (АУБК)- Если в зоне реагирования БК мины действительно находится корабль-цель, т.е. его гидродинамическое поле воздействует на воспринимающие устройства боевого канала, подается сигнал на запальное устройство и происходит подрыв мины.

В том случае если на приемное устройство боевого гидродинамического канала полезный сигнал не поступит, анализирующее устройство воспринимает сигналы, полученные от дежурного канала как воздействие неконтактных тралов и выключает на 20...30 б схему НВ: по прошествии этого времени вновь включается дежурный канал.

Устройство и принцип действия остальных элементов боевого канала данной мины были рассмотрены ранее.

Морская мина

Морская мина – морской боеприпас, устанавливаемый в воде для поражения подводных лодок, надводных кораблей и судов противника, а также для затруднения их плавания. Состоит из корпуса, заряда взрывчатого вещества, взрывателя и устройств, обеспечивающих установку и удержание мины под водой в определенном положении. Морские мины могут ставиться надводными кораблями, подводными лодками и летательными аппаратами (самолетами и вертолетами). Морские мины подразделяются по назначению, способу удержания в месте постановки, степени подвижности, по принципу действия взрывателя и управляемости после постановки. Морские мины снабжаются предохранительными, противотральными приборами и другими средствами защиты.

Существуют следующие виды морских мин.

Авиационная морская мина – мина, постановка которой осуществляется с авиационных носителей. Могут быть донными, якорными и плавающими. Для обеспечения устойчивого положения на воздушном участке траектории авиационные морские мины оснащаются стабилизаторами и парашютами. При падении на берег или мелководье взрываются от самоликвидаторов.

Акустическая морская мина – неконтактная мина с акустическим взрывателем, срабатывающим при воздействии на него акустического поля цели. Приемниками акустических полей служат гидрофоны. Применяются против подводных лодок и надводных кораблей.

Антенная морская мина – якорная контактная мина, взрыватель которой срабатывает при соприкосновении корпуса корабля с металлической тросовой антенной. Применяются, как правило, для поражения подводных лодок.

Буксируемая морская мина – контактная мина, у которой заряд взрывчатого вещества и взрыватель размещены в корпусе обтекаемой формы, обеспечивающем буксировку мины кораблем на заданной глубине. Применялись для поражения подводных лодок в Первую мировую войну.

Гальваноударная морская мина - контактная мина с гальваноударным взрывателем, срабатывающим при ударе корабля по выступающему из корпуса мины колпаку.

Гидродинамическая морская мина – неконтактная мина с гидродинамическим взрывателем, срабатывающим от изменения давления в воде (гидродинамического поля), вызванного движением корабля. Приемниками гидродинамического поля являются газовые или жидкостные реле давления.

Донная морская мина – неконтактная мина, имеющая отрицательную плавучесть и устанавливаемая на дне моря. Обычно глубина постановки мины не превышает 50-70 м. Взрыватели срабатывают при воздействии на их приемные устройства одного или нескольких физических полей корабля. Применяется для поражения надводных кораблей и подводных лодок.

Дрейфующая морская мина – сорванная с якоря штормом или подсечным тралом якорная мина, всплывшая на поверхность воды и перемещающаяся под воздействием ветра и течения.

Индукционная морская мина – неконтактная мина с индукционным взрывателем, срабатывающим от изменения напряженности магнитного поля корабля. Взрыватель срабатывает только под кораблем, имеющим ход. Приемником магнитного поля корабля служит индукционная катушка.

Комбинированная морская мина - неконтактная мина с комбинированным взрывателем (магнитно-акустическим, магнитно-гидродинамическим и др.), срабатывающим только при воздействии на него двух и более физических полей корабля.

Контактная морская мина – мина с контактным взрывателем, срабатывающим при механическом соприкосновении подводной части корабля с самим взрывателем или корпусом мины и ее антенными устройствами.

Магнитная морская мина – неконтактная мина с магнитным взрывателем, срабатывающим в тот момент, когда абсолютная величина напряженности магнитного поля корабля достигает определенного значения. В качестве приемника магнитного поля используется магнитная стрелка и другие магнитовоспринимающие элементы.

Неконтактная морская мина – мина с неконтактным взрывателем, срабатывающим от воздействия физических полей корабля. По принципу действия взрывателя неконтактные морские мины подразделяются на магнитные, индукционные, акустические, гидродинамические и комбинированные.

Плавающая морская мина – безъякорная мина, плавающая под водой на заданном углублении с помощью гидростатического прибора и других устройств; перемещается под действием глубинных морских течений.

Противолодочная морская мина - мина для поражения подводных лодок в подводном положении при их прохождении на различных глубинах погружения. Оснащаются преимущественно неконтактными взрывателями, реагирующими на физические поля, присущие подводным лодкам.

Реактивно-всплывающая морская мина – якорная мина, всплывающая с глубины под действием реактивного двигателя и поражающая корабль подводным взрывом заряда. Запуск реактивного двигателя и отделение мины от якоря происходит при воздействии физических полей корабля, проходящего над миной.

Самодвижущаяся морская мина - русское название первых торпед, применявшихся во второй половине XIX в.

Шестовая морская мина (ист.) – контактная мина, применявшаяся в 60-80-х гг. XIX в. Заряд взрывчатого вещества в металлической оболочке со взрывателем закреплялся на внешнем конце длинного шеста, который выдвигался вперед в носовой части минного катера перед минной атакой.

Якорная морская мина – мина, имеющая положительную плавучесть и удерживаемая на заданном углублении под водой с помощью минрепа (троса), соединяющего мину с лежащим на грунте якорем.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Мировые СМИ уже несколько недель обсуждают вопрос, в состоянии ли Иран заблокировать Персидский залив и вызвать глобальный нефтяной кризис. Командование американского флота уверяет общественность, что не допустит подобного развития событий. Военные обозреватели всех стран подсчитывают количественное и качественное соотношение кораблей и самолетов вероятных противников. При этом почти ничего не говорится о минном оружии, а ведь именно оно может стать персидской козырной картой.

Минный фактор истории войн

31 марта 1904 года на японской мине взорвался броненосец «Петропавловск». Вместе с броненосцем погиб адмирал Степан Осипович Макаров. С гибелью командующего активные действия Порт-Артурской эскадры прекратились.

В августе 1941 года при эвакуации Таллина на вражеских минах Балтийский флот потерял 12 боевых кораблей и около 30 транспортов.

В 1944–1945 годах из-за наличия мин в Финском заливе надводные корабли Балтийского флота фактически не принимали участия в боевых действиях.

В октябре 1950 года американский флот утратил господство в корейских водах, так как янки наткнулись на мины, которые корейцы выставили с рыбацких джонок.
Оценка дестабилизирующей роли противоракетной обороны в Европе

В 1972 году американцы решили заминировать вьетнамские воды в районе порта Хайфон. Минными постановками север Вьетнама был полностью блокирован с моря почти на девять месяцев.

Как правило, страны третьего мира не могут самостоятельно разминировать мины, наставленные ими самими же в ходе локальных конфликтов, и обращаются с просьбами к сверхдержавам.

Так, с марта 1972-го по июнь 1974-го группа советских кораблей под командованием контр-адмирала Сергея Зуенко проводила разминирование в районе порта Читтагон, воды которого были заминированы в ходе индо-пакистанской войны 1971 года.

В октябре – ноябре 1973 года ВМФ Египта в проливах Губаль и Инкер-Чаннел Суэцкого залива выставили минные заграждения в пять линий. Тралить их пришлось отрядом кораблей Тихоокеанского и Черноморского флотов. Траление выполнялось в период с июля по ноябрь 1974 года. На средиземноморском побережье Египта аналогичные работы выполняли тральщики западных стран.

В 1984 году в ходе ирано-иракской войны кто-то установил мины в Красном море и Суэцком заливе. За июль – сентябрь 1984 года на минах подорвались 19 транспортных судов. Это вызвало существенное уменьшение потока судов через Суэцкий канал. Обычно ежедневно через канал проходило около 60 торговых судов, но в августе их число сократилось до 42.

Срочно в Красное море были направлены 18 кораблей из четырех стран НАТО: США, Англии, Франции и Италии. Туда же направилась группа советских кораблей во главе с вертолетоносцем «Ленинград». Французы вытралили десять донных мин, англичане – одну, а итальянцы – ни одной.

В ходе войны в Персидском заливе в январе – феврале 1991 года («Буря в пустыне») американцы и их союзники не сумели высадить морской десант на юге Ирака из-за минной опасности. Ирак произвел минирование северной части Персидского залива, особенно на подступах к десантоопасным участкам побережья Кувейта. На иракских минах подорвались американский вертолетоносец «Триполи» и крейсер УРО «Принстон», а эсминец «Пол Фоснер» налетел на старую японскую мину, которая не взорвалась.

В тралении этих мин приняли участи морские тральщики и вертолеты-тральщики США, Англии, Бельгии и ФРГ. Всего за январь – февраль 1991-гo ими было вытралено 112 мин, в основном советского производства, типа АМД, КМД «Краб». Тем не менее, до конца боевых действий ни одно подразделение союзных войск не было десантировано на берег.

Перспективы минирования Ормузского пролива

Ну, а какова перспектива применения минного оружия в Персидском заливе? Начнем с того, что представляет из себя этот залив. Его длина 926 км (по другим сведениям 1000 км), ширина 180-320 км, средняя глубина менее 50 м, максимальная – 102 м. Весь северо-восточный берег залива, то есть около 1180 км – персидский. Он гористый, обрывистый, что облегчает оборону и размещение ракетных и артиллерийских батарей. Самым уязвимым местом является Ормузский пролив. Длина пролива 195 км. Пролив сравнительно мелководный – предельная глубина 229 м, а на фарватере глубина до 27,5 м.

В настоящее время движение судов в Ормузском проливе осуществляется по двум транспортным коридорам шириной в 2,5 км каждый. Танкеры, идущие в залив, идут по коридору ближе к иранскому берегу, а встречные, из залива – по другому коридору. Между коридорами находится буферная зона шириной в 5 км. Эта зона создана, чтобы исключить столкновение встречных судов. Как видим, Персидский залив в целом и Ормузский пролив в частности – идеальный полигон для применения всех типов морских мин.

В ходе ирано-иракской войны 1980–1988 годов обе стороны, начиная с 1984 года, атаковали нейтральные танкеры, следовавшие в Персидский залив. Всего в ходе «танкерной войны» было атаковано 340 судов. Большинство из них подверглись нападению катеров и авиации, а в некоторых случаях были обстреляны береговыми ракетными или артиллерийскими установками. Минные постановки велись крайне ограниченно. Минами было повреждено два судна в 1984 году, восемь – в 1987-м и два – в 1988-м. Замечу, что ограничение использования мин было связано не с техническими, а с политическими причинами, поскольку обе стороны утверждали, что атакуют лишь суда, заходящие в порты противника. Понятно, что мины осуществлять подобную селекцию пока не в состоянии.

16 мая 1987 года на подходе к Кувейту подорвался советский танкер «Маршал Чуйков». Танкер получил пробоину в подводной части площадью около 40 кв. м. Благодаря хорошему состоянию водонепроницаемых переборок судно не погибло.

14 апреля 1988 года в 65 милях к востоку от Бахрейна на старой якорной мине образца 1908 года подорвался американский фрегат УРО «Самуэл Робертс» водоизмещением 4100 тонн. В ходе пятичасовой борьбы за живучесть экипажу удалось оставить корабль на плаву. Ремонт фрегата обошелся американским налогоплательщикам в 135 млн. долл.

Сейчас мало кто сомневается, что в случае широкомасштабного нападения на Иран его ВМС начнут неограниченную минную войну во всем Персидском заливе, включая, разумеется, и Ормузский пролив.

Грозное оружие иранских моряков

Какими образцами минного оружия обладают ВМС Ирана? Не уверен, что его перечень есть в Пентагоне. Мины, в отличие от кораблей, танков и самолетов, прятать легче, в том числе и при доставке из третьих стран. Есть основания полагать, что Иран располагает большинством образцов послевоенных мин. Он мог закупить их как в СССР, так и в новообразованных республиках. Вспомним, как Иран получил ракеты «Шквал» с завода «Дастан» в Кыргызстане. Кроме того, Иран мог получить мины через Ливию, Сирию и ряд других стран.

Что же представляют из себя современные мины?

Одной из наиболее совершенных классических мин, созданных в НИИ-400 (с 1991 года – «Гидроприбор») стала УДМ-2 (универсальная донная мина), принятая на вооружение в 1978 году. Она предназначена для борьбы с кораблями всех классов и подводными лодками. Постановка мин может производиться с кораблей, а также с военных и транспортных самолетов. При этом постановка с самолета производится без парашютной системы, что обеспечивает большую скрытность и возможность постановки мины с малых высот. В случае попадания на сушу или мелководье мина самоликвидируется.

Мина УДМ-2 снабжена трехканальным неконтактным взрывателем с акустическим и гидродинамическим каналами и имеет приборы кратности и срочности.

Длина мины 3055/2900 мм (авиационный/корабельный вариант), калибр 630 мм. Вес 1500/1470 кг. Вес заряда 1350 кг. Минимальная глубина места постановки 15/8 м, а максимальная – 60/300 м. Срок боевой службы один год, как, впрочем, и у остальных отечественных мин.

В 1955 году на вооружение была принята авиационная плавающая мина АПМ. Мина спроектирована в НИИ-400 под руководством Ф.М. Милякова. Она представляла собой гальваноударную мину, автоматически удерживающуюся на заданном углублении пневматическим прибором плавания. Мина имела двухступенчатую парашютную систему, состоявшую из стабилизирующего и основного парашютов.

Мина АПМ обеспечивала поражение надводного корабля при ударе его корпуса по одному из четырех гальваноударных взрывателей мины, расположенных в ее верхней части. Прибор плавания, работавший на сжатом воздухе, обеспечивал удержание мины на заданном углублении с точностью?1 м. Запас сжатого воздуха обеспечивал срок боевой службы мины до 10 суток. Мина предназначалась для применения в районах с глубинами более 15 м. Минимальная скорость корабля, обеспечивавшая надежное срабатывание гальваноударного взрывателя – 0,5 узла.

Более совершенная плавающая мина МНП-2 была создана в 1979 году в СКБ машиностроительного завода им. Куйбышева в Казахстане под руководством Ю.Д. Монакова. МНП расшифровывается как мина нулевой плавучести. Прилагательное «плавучая» исчезло из названия, так как плавучие мины были запрещены международным соглашением.

МНП-2 предназначена для поражения надводных кораблей и подводных лодок в гаванях или стоящих на якоре вблизи берега, а также для разрушения различного рода гидротехнических сооружений. Носителями мины являются самодвижущиеся подводные средства особого назначения, управляемые боевыми пловцами. Сами «средства» доставляются в район боевого применения сверхмалыми или обычными подводными лодками.

Длина мины 3760 мм, калибр 528 мм. Вес 680 кг. Вес тротила 300 кг. Диапазон глубин плавания от 6 до 60 м. Время нахождения под водой в боевом положении – до 1 года.

Еще в 1951 году вышло постановление Совета Министров СССР № 4482, по которому в план работ НИИ-400 с 1952 года включалась разработка реактивно-всплывающей мины «Камбала». По решению руководства в институт направили группу офицеров-конструкторов НИИ-3 ВМФ, возглавляемую Б.К. Ляминым.

В ходе работ по этой теме Ляминым была создана первая в мире придонная реактивно-всплывающая мина, получившая название КРМ. Она была принята на вооружение ВМФ постановлением Совмина № 152-83 от 13 января 1957 года.

В качестве отделителя в мине КРМ использована пассивно-активная акустическая система, которая обнаруживала и классифицировала цель, давала команду на отделение боевой части и запуск реактивного двигателя, доставлявшего боевую часть с боевого зарядного отделения к поверхности воды в районе нахождения надводной цели.

Габариты мины КРМ составляли: длина 3,4 м, ширина 0,9 м, высота 1,1 м. Мина ставилась с надводных кораблей. Вес мины 1300 кг. Вес взрывчатого вещества (ТГАГ-5) 300 кг. Мина могла устанавливаться на глубину до 100 м. Ширина зоны реагирования взрывателя 20 м.

Однако ширина зоны реагирования КРМ была признана руководством ВМФ недостаточной. В дальнейшем на базе мины КРМ была создана якорная реактивно-всплывающая авиационная малопарашютная мина РМ-1. На вооружение она была принята в 1960 году и стала первой универсальной по целям миной-ракетой, обеспечивающей поражение как надводных кораблей, так и погруженных подводных лодок.

В 1963 году была принята на вооружение придонная якорная реактивная всплывающая мина ПМ-2. Мина создана в НИИ-400. Диаметр ее 533 мм, длина 3,9 м, вес 900 кг, вес взрывчатого вещества 200 кг. Глубина постановки мины 40 – 300 м. Взрыватель активный акустический. Мина ставилась из торпедных аппаратов подводных лодок.

Противолодочная мина-ракета ПМР-1 стала первой отечественной широкополостной самоприцеливающейся миной-ракетой. Первоначально она предназначалась для поражения подводных лодок в подводном положении, но могла поражать и надводные цели. ПМР-1 была создана в 1970 году в НИИ-400 под руководством Л.П. Матвеева.

Постановка мины производится из торпедных аппаратов подводных лодок или сбрасыванием за корму с палуб надводных кораблей. ПМР-1 представляет собой якорную мину, состоящую из соединенных между собой реактивно-зарядного и приборно-механического отделений, а также якоря.

Реактивно-зарядное отделение представляет собой твердотопливную ракету, в головной части которой размещаются заряд взрывчатого вещества и электронная аппаратура боевого канала. В приборно-механическом отделении размещены система управления, источник питания, механизмы наклона мины и установки ее на заданное углубление, барабан с тросом и другое.

После сброса мина под действием отрицательной плавучести погружается, и при достижении глубины 60 м запускается временной прибор. После отработки заданного времени сбрасывается кожух, соединяющий оба отделения, затем отдается якорь, и начинается сматывание минрепа. Через установленное время мина приводится в боевое положение.

При входе подводной лодки противника в опасную зону мины включается система пеленгации, работающая по принципу гидролокации. Электронная акустическая аппаратура определяет направление на лодку и включает систему прицеливания. Гидравлический механизм наклона наводит реактивно-зарядное отделение на цель, а затем выдает команды на запуск реактивного двигателя. Взрыв заряда производится с помощью неконтактного или контактного взрывателя.

Высокая скорость движения ракеты и малое время движения – от 3 до 5 с – исключают возможность использования противолодочных средств противодействия или маневра уклонения.

Полная длина мины 7800 мм, диаметр 534 мм, вес 1,7 т, вес заряда 200 кг. Глубина постановки мины от 200 до 1200 м. Срок службы 1 год.

В конце 1960-х годов в НИИ-400 было создано несколько модификаций мины ПМР-1: МПР-2, ПМР-2М, ПМР-2МУ.

Из американских мин наиболее интересна самозарывающаяся мина «Хантер». Она может ставиться с самолетов, надводных кораблей и подводных лодок. После постановки на дно мина зарывается в него с помощью специальных устройств, а снаружи остается только антенна. Мина может находиться в «усыпленном» состоянии до двух лет. Но в любой момент может быть активизирована специальным сигналом. Корпус мины сделан из пластика. После активизации двухканальный взрыватель обнаруживает вражеский корабль и выпускает по нему самонаводящуюся торпеду Mk-46 или «Стигрей».

Замечу, что проектирование и массовое производство упрощенной модели «Хантера», пусть даже без самонаводящейся торпеды, по силам любой стране, тем более Ирану. Ну, а дно большей части Персидского залива илистое, что облегчает зарывание торпед. Визуально ее невозможно обнаружить ни водолазу, ни специальному беспилотному аппарату – искателю мин.амолеты, вертолеты, различные катера и суда. При взаимодействии минного оружия с артиллерией и ракетами береговых установок и кораблей, а также авиацией Иран имеет все шансы полностью блокировать судоходство в Персидском заливе. Технически это вполне достижимо, необходима лишь политическая воля.