. Лотос - . Основное и, видимо, исходное значение этого мифопоэтического символа - творящая сила, связанная с женским принципом, отсюда - более специальные символические значения Лотоса: лоно как место зарождения жизни; плодородие, процветание, потомство, долголетие, здоровье, жизненная полнота, слава; земля как космическая, самопорождающая суть; спонтанное творение, вечное рождение (божественное, сверхчеловеческое); бессмертие и воскресение к вечной жизни; чистота, духовность, смиренномудрие. В разных традициях с Лотос связываются также жизнь, чистота, андрогинность, согласие, мечтательность, забвение, мир, тишина, твёрдость, непрерывность, солнце. Структура цветка Лотоса (периферийная, лепестковая часть и центр) символизирует взаимодействие женского и мужского начал. В Древнем Египте известны изображения Лотоса в сочетании с образами богов и другими сакральными символами. С Лотосом, подобно Нилу (по берегам которого он рос), связывалось плодородие и производительная сила, а также солнце как источник жизни и воскресения (ср. роль Лотоса в похоронных обрядах египтян). На изображениях более позднего периода на цветке Лотоса помещали бога Гора , либо он служил троном Исиды , Нефтиды , Осириса и соотносился таким образом с царской властью (цветок Лотоса носила Нефертити ). Как эмблема Верхнего Египта Лотос противопоставлялся папирусу - эмблеме Нижнего Египта. В некоторых вариантах египетского космогонического мифа солнечное дитя, «осветившее землю, пребывавшую во мраке», выходит из распустившегося цветка Лотоса, росшего на холме, который возник среди изначального хаоса. Изображение младенца, сидящего на лепестках Лотоса, воспроизводилось вплоть до римской эпохи. В ряде изображений новорождённое солнце восседает на Лотосе, из Лотоса же рождается бог Ра .
В Индии символ Лотоса, соотнесённый с женским детородным органом - йони, олицетворяет богиню-мать, космический Лотос как творящее лоно, седалище или источник божественного принципа, особой сакральной силы и т. п. С мотивом Лотоса связаны и более сложные образы дуальности, олицетворяющие женское (йони) и мужское (линга) начала. Культ лотосовой богини плодородия (статуэтка обнажённой богини с цветком Лотоса в волосах) был широко распространён в земледельческих культурах Индии. Лотосовые богини были излюбленными (особенно среди женщин) низовыми божествами, с которыми сохранялись интимные связи в ритуалах и в ритуализованном быту. В изобразительном искусстве (реже в письменных текстах) известны композиции с лотосовой богиней, сидящей на коленях мужского божества или обнимающей его стопы [Вишну и его «лотосовые» жёны Падма (др.-инд. padma, «лотос»), Лакшми , Шри (которая, по преданию, возникла из Лотоса, выросшего из чела Вишну)]. Та же схема реализуется в изображении Шивы с лингой и его божественной супруги Шакти . На Лотосе нередко восседает Будда , связанный также и с лотосовой супругой по имени Прадж-ня-парамита («совершенная мудрость»), несущей Лотос. Нередко лотосовая богиня связана с водами (в частности, с женскими, жизнетворными); она фигурирует в мифе о пахтанье океана. В 1 в. до н. э. появляются изображения лотосовой богини на Лотосе со стоящими подле неё слонами, которые изливают на богиню и Лотос воду из хобота.

Путём деперсонификации и абстрагирования основных идей образа Лотоса конструируется понятие космического Лотоса как особого универсального принципа, управляющего миром и развивающейся в нём жизнью. Космический Л. выступает как образ (иногда посредствующего характера) творения, возникновения мира из космических вод или из пустоты, на которой покоится спящий Вишну, и как символ соития. «Лотосопупковый» Вишну, демиург вселенной, порождает из своего тела гигантский Лотос., на котором находится «лотосорождённый» творец Брахма. По мере роста тысячелепесткового золотого Лотоса растёт вселенная; лепестки дают начало горам, холмам, рекам, долинам (на самом Лотосе изображались символы земли или богиня земли, под лепестками Лотоса - демоны, змеи и т. п.). В другом варианте космогонического мифа Праджапати узрел в первоначальных водах лист Лотоса, обратившись в вепря, он нырнул в воды, достал со дна кусок земли и положил его на лист, а затем утвердился на листе и сам. В буддизме с появлением Лотоса также связывается начало новой космической эры. Кроме того, Лотос указывает место для священного дерева Будды . Буддийский рай нередко изображался как место, где люди, подобно богам, рождаются на цветке Лотоса. В буддийской традиции в Индии создаётся особая «лотосовая» литература («Падма-пурана», описывающая, в частности, время, когда вселенная была «золотым Лотосом», т. н. «Лотосовая сутра», сыгравшая особую роль в китайском буддизме 5 в. н. э.; ср. также «Лотос истинного Закона» - величайший памятник махаянического буддизма).
В мифопоэтической традиции Древней Индии образ Лотоса выступает и в качестве независимого символа творческой силы. В числе таких атрибутов - седалище или опора в виде Лотоса, соотносящегося с большинством индуистских божеств, с буддой и бодхисатвами; Лотос в руках божества иногда в сочетании с мечом, палицей, драгоценным камнем, солнцем или даже книгой; Вишну держит в одной из четырёх рук Лотос; Падмапани, «лотосору кий», выступает как один из получивших известную независимость эпитетов Авалокиты; в джайнском каноне Лотос в руке - символ 6-го Джины, и в Тибете - эмблема основателя ордена Падмакары; «лотосовая» формула - «От mani padme Hum» (по приблизительному толкованию, - «Да будет так, драгоценный каменьлотос»), воспринимающаяся уже как целостный сакральный символ, коренящийся в брахманизированном ритуале. Отсюда она проникла как в более поздние филиации индуизма, так и в буддизм, где она обращена к Авалоките (Авалокитешваре ), изображающемуся в виде гермафродита, который восседает на Лотосе своего отца или держит Лотос и драгоценный камень. Некоторые другие атрибуты имеют более узкое распространение. Например, образ Лотоса и пламени символизирует в буддизме не только идею союза воды и огня, но и форму, в которой Ади-будда впервые открылся на горе Сумеру (в маздеизме этот же образ трактуется как эмолематическое выражение древа жизни). Об укоренённости темы Лотоса в индийской мифопоэтической традиции и культуре свидетельствуют также «лотосовые» названия особой отметины на человеческом теле и лице, хоботе слона, части колонны, особого типа храма, воинского построения, положения тела человека в состоянии медитации, вида соития, одного из девяти сокровищ Куберы , одного из восьми сокровищ, связанных с магическим действием, в свою очередь, называемым Падмини, большого числа, созвездия, разновидностей слонов, змей, обезьян, демонов, растений, специй, а также многие собственные имена, как мифологические и сакральные, так и демифологизированные и профанные, и т. п. Только в древнеиндийском языке отмечено более ста названий Лотоса (значительная часть их связана с мотивом воды или цвета). Образ Лотос - один из ведущих в индийской поэзии (Ашвагхоша, Бхаса, Калидаса, Бхартрихари и др.) и изобразительном искусстве. Красный Лотос - эмблема современной Индии.
В Китае Лотос почитался как священное растение ещё до распространения буддизма. В даосской традиции одна из восьми бессмертных, добродетельная дева Хэ Сянь-гу изображалась держащей в руках «цветок открытой сердечности» - Лотос или жезл с элементами Лотоса. Цветок Лотоса олицетворяет в Китае чистоту и целомудрие, плодородие и производительную силу; он соотносится с летом и является одной из восьми эмблем удачного предсказания. Возникновение Лотоса трактуется как благовещение о рождении Будды, изображения которого имеют лотосовый знак на стопе. Духу Лотоса жгут благовония с целью изгнания злых духов. Лотос играет важную роль в китайском буддийском искусстве, в частности в живописной концепции западного неба, на котором находится лотосовое озеро. Каждый Лотос, растущий на этом озере, соотносится с душой умершего человека. В зависимости от степени добродетельности земной жизни человека цветы Лотоса расцветают или вянут. Западное небо изображается в китайской живописи как лотосовый рай («западный рай») с обилием Лотосов разных форм, размеров и оттенков; среди цветов Лотоса, в окружении бодхисатв восседает Амитабха (Амитофо), будда запада.

Из Египта, Индии и Китая лотосовая символика проникла и в смежные или близлежащие страны Средиземноморья, Ближнего Востока, Центральной и Юго-Восточной Азии. На Ближнем Востоке были распространены медальоны, розетки, орнаменты с образом Лотоса. Лотос считался растением, посвящённым Гере. В золотом солнечном челне в форме Лотоса. совершает одно из своих путешествий Геракл . Лотос. многократно упоминается Гомером; отмеченность Лотоса подтверждается включением его в один ряд с такими мифологизированными цветами, как шафран и гиацинт . В «Одиссее» излагается сюжет мифа о поедателях Лотоса - лотофагах (ср. также свидетельства Геродота - Herodot. IV 177). Отчётливые следы лотосовой символики сохраняют образы лилии и тюльпана в христианской традиции (было распространено представление, согласно которому Лотос наряду с лилией посвящён деве Марии).
Наряду с цветком Лотоса. определённое мифопоэтическое значение имеет и т. н. лотосовое дерево (киренейский Лотос, дерево ююба). В греческой традиции известен миф о нимфе Лотис (Лотиде), которая, спасаясь от преследовавшего её Приапа , превратилась в лотосовое дерево; в лотосовое дерево была превращена и нимфа Дриопа , повредившая дерево, в которое превратилась Лотис (Ovid. Met. IX 326-393). В мусульманской мифологии лотосовое дерево помещается на седьмом небе, справа от трона аллаха.
В Китае это - цветок июля. Нераспустившийся бутон, распустившийся цветок, а также семена лотоса символизировали прошлое, настоящее и будущее.
Белоснежный, розовый или голубой лотос - священный царственный цветок Востока, точно так же, как нежная благоуханная роза - признанная королева цветов на Западе. Лотос, главный атрибут восточных богов-демиургов, символизирует их чистоту, целомудрие и мощную творческую энергию. Лотос является эмблемой совершенства, поскольку его листья, цветы и плоды образуют круг. Лепестки лотоса, напоминающие солнечные лучи, олицетворяют божественный источник жизни, а коробочка семян в культуре Древнего Египта, Индии, Китая и Японии рассматривается как символ плодовитости, рождения и возрождения. Венки и другие декоративные траурные атрибуты, изготовленные из лотоса, использовались во время похоронных церемоний как знаки воскрешения.
В мифологии народов Востока лотос, вырастающий сам по себе среди первозданного хаоса, символизирует центр мироздания. Согласно древнеиндийскому мифу, божественный гигантский лотос, вырос¬ший из пупка великого Вишну, отдыхавшего среди бесформенных первозданных вод, распустил тысячи сияющих благоуханных лепестков, из которых по мере их роста и образовалась Вселенная. По древнеегипетскому мифу цветок лотоса послужил колыбелью солнечному богу Ра. В бирманском мифе рассказывается о том, как из цветка лотоса, посланного на землю богами, поднялась Мировая гора Лойсаомонг - центральный столп Вселенной.
В китайской мифологии лотос, подобно христианской розе, произрастает в небесных райских кущах. Однако в поверьях китайцев лотосы, покрывающие гладв райских озер, не простоцветы, а души умерших людей. Лотосы, воплощающие души праведников, вечно цветут и благоухают, а те цветы, в коих заключены грешные душонки, быстро увядают, не приживаясь в райском климате.
Великий Гомер поведал в «Одиссее» о гостеприимном мифическом племени лотофагов («пожирателей лотоса»), населявшем территорию древней Ливии. Спутники хитроумного Одиссея, отведав сладкомедвяного лотоса, погрузились в блаженное забвение, утратив всякую па-мять о прошлом и воспоминания о далекой родине. Царю Итаки пришлось применить силу, чтобы доставить их на корабли, после чего герои Эллады спешно покинули опасных в своем радушии лотофагов.
Легенда о лотофагах возникла не на пустом месте. Древние египтяне считали белый нильский лотос, раскрывавший свой бутон только по ночам, символом сна и сладостного забвения, а китайцы и японцы до сих пор употребляют в пищу засаха-ренные лотосовые корешки, полагая, что такой божественный продукт способен продлить молодость и сохранить красоту.
В религии Древнего Египта наиболее важную роль играл не белый, а голубой нильский лотос, расцветавший на рассвете и закрывавший бутон на закате солнца. В отличие от «ночного» белого лотоса, его голубой (а точнее, васильково-синий) собрат символизировал пробуждение и воскрешение, поэтому древние египтяне украшали гирляндами из голубого лотоса гробницы и саркофаги.
В Индии особая разновидность лотоса с розово-красными цветами, покрывающая долины священного Ганга, служит эмблемой божественного совершенства и духовного развития человека.
В буддизме розовый индийский лотос является эмблемой самого Будды. В преданиях, посвященных его жизни, сообщается о том, что в момент рождения царевича Гаутамы небо разверзлось и раз-разилось чудесным дождем из лотосов. С тех пор все важные события в его жизни отмечались выпадением лотосового дождя. Лотос ассоциируется и с ключом к блаженному состоянию нирваны, кото¬рого Будда достиг первым из смертных.
В тантрической традиции йогов лотос символизирует чакры - энергетические центры человека. Энергетические потоки, проходя через все чакры человеческого тела, вырываются вверх через самую главную из них, расположенную в районе темени. Эта венечная чакра именуется в йоге сахасрарой, т.е. тысячелепестковым лотосом.
В тантрическом буддизме, где стебель лотоса олицетворяет мужское начало, а чашечка цветка - женское начало, священное растение символизирует гар-монию и духовное единство.
В китайском буддизме лотос - один из Восьми добрых знаков, воплощение искренности, стойкости, решительности, семейной гармонии и процветания.
В восточной иконографии распространено изображение богов, восседающих на пламенеющем лотосе со скрещенными ногами. Это аллегория свободной души, не обремененной тленным телом, поскольку лотос, пустивший корни в темном иле на дне реки, вырывается в чистую свободную сферу воздуха и гордо возвышается над водой, словно утратив всякую связь с бренными корнями.
В иконографии наиболее значительным представляется изображение двух великих индуистских богов - Вишну и Брахмы. Утомленный Вишну лежит в кольце священной кобры, а из его живота прорастает стебель лотоса. В центре цветка расположился четырехголовый Брахма с четырьмя руками, что символизирует четыре стихии и четыре стороны света. В его руках находятся круг и огонь - эмблемы вечности и власти.
По волнам Великого океана в цветке лотоса плавает супруга Вишну, красавица Лакшми, богиня счастья, здоровья и богатства.
На лотосовом троне восседает и египетская божественная чета - Осирис с Исидой, а китайская бессмертная дева Хэ Синьгу ласкает божественный цветок в своих руках.
В истории античных народов различные виды лотоса (древовидный, лотос-трилистник, египетские и индийские водяные лилии) нашли самое широкое применение. В Древнем Египте божественный цветок, ставший символом царской власти фараонов, чеканился на монетах, наносился в качестве орнамента на священные сосуды, а изображенный в виде иероглифа - обозначал понятие «счастье». Пальметта, орнаментальный мотив из лотоса, заимствованный у египтян греками, послужил основой для создания капители в ионическом ордере.
Лотос повсюду использовался и в быту: из его цветов плели венки, гирляндами украшали жилища и гробницы, а семена, листья и коренья употребляли в пищу. Применялся лотос и в медицине при лечении сердечно-сосудистых и нервных заболеваний, в качестве антисептического, тонизирующего и мочегонного средства.
Свой царственный след лотос оставил и в эмблематике государств древнего Востока. Голубой нильский лотос является одной из эмблем Египта, а священный розовый лотос с берегов Ганга - эмблемой знаменитой индийской провинции Бенгалия.
В современной геральдике лотос, как эмблема процветания, украшает герб не-большого азиатского государства Бангладеш.
Лотос - цветок, который на юго-востоке Средиземноморья и в Азии так же знаменит, как в Европе роза и лилия. Под этим названием объединяются различные виды растений; в Египте это белый лотос (Nymphaea lotus) и синий лотос (Nymphaea cerulea), в Индии водное растение, цветущее белым и красноватым цветом (Nelumbium nelumbo и Nelumbium nucifera), в некоторых книгах лотосом также называют белые кувшинки Центральной Америки, Nymphaea ampla (майя: нааб или никтё ха). В Древнем Египте цветок лотоса упоминался в мифе о сотворении мира он возникал из первичного ила, и божественный творец мира появлялся "в виде прекрасного юноши" из чаши цветка. Цветы, которые раскрываются при восходе Солнца и вечером закрываются, ставились в связь с богом Солнца и появлением света из ила мифических доисторических времен. Многие жи-вописные произведения на стенах фиванских надгробий изображают заводи с лотосом, где погребенный разъезжает в тростниковой лодке, "колонны из пучков лотоса" принадлежат к великой египетской архитектуре; венки из цветов лотоса клали умершим в могилу. Папирус и лотос в их соединении символизировали объединение частей государства. Больше, чем белый, ценился сладко пахнущий синий цветок лотоса. Он был атрибутом Нефертума, юного бога Мемфиса, "бога благоуханий", и назывался "красавица" (неннуфер). Индийский цветок лотоса - важнейший символ этого региона для обозначения духовного начала и искусства. Его богиня Падма доарийского происхождения обозначала воду и плодородие; в арийское время ее связывали с супругой Вишну Лакшми и Брахмой: в индуистской мифологии творец мира Брахма рождался из цветка лотоса, который рос из пупа спящего в воде Вишну. В рамках буддизма лотосу уделяется еще большее внимание. У Будды Гаутамы "глаза лотоса, ноги лотоса и бедра лотоса". Учитель (гуру), который распространил буддизм на Тибет (8 в.), носит имя Падмасамбхава ("возникший из лотоса"). Бодхисатву Авалоки-тешвару в одном облике зовут Па-дмапани ("держащий в руках лотос"), причем цветок выступает символом сострадания. В другом облике его зовут Падманартешвара ("бог танца с лотосом") и он несет красный цветок лотоса. Он является также великим символом познания, которое ведет из круго¬ворота перерождений в нирвану. Тибетская формула молитвы "Ом мани падме хум" переводится "Ом, сокровище лотоса, аминь", причем толкование тантризма "психоаналитично" и намекает на духовно созерцаемое сексуальное слияние женского цветка с мужской энергией. В системах йоги высшее духовное познание подни-мающихся в теле потоков энергии сравнивается с распусканием цветка лотоса на темени, точно так же в даосизме с "золотым цветком" как высшим лотосом. И в Китае символика лотоса связана с буддизмом. Лотос, который имеет начало в иле, но выходит из него чистым, лишенный веток благоухает, распускает цветок и смотрит вверх, является образом чистого стремления, а также сим¬волом одного из "сокровищ" или "драгоценностей" как в буддизме, так и в даосизме, равно как и атрибутом "бессмертной" Хэ Сяньгу. Слог "хэ" (лотос) в мужских именах раньше выражал связь с буддийским учением. Синий цветок лотоса (ч"инг) увязывают с одноименным понятием "чистота". Другое имя лотоса, лиен, звучит так же, как "обязывать" или "скромность", что опять дает повод к ребусным зашифровкам пожеланий счастья. Так, например, мальчик с цветком лотоса представляет пожелание "Пусть ты будешь снова и снова наслаждаться изобилием". Изуродованные путами ноги знатных китаянок назывались "согнутым лотосом" и должны были обеспечить изящную походку и воздушность в танце. Этот жестокий обычай был официально запрещен только в конце 19 в. Традиция установила 8-й день четвертого месяца как день рождения Фо (Будды) ("в который цветет Лотос"). У юкатанских майя лотосоподобная белая кувшинка была "цветком воды" и часто изо-бражалась на глиняных сосудах и в виде рельефа. Быть может, она добавлялась в наркотическое питье, некий медовый напиток "балче", смешанный с корой ло-нхокарпуса, чтобы приводить жре-цов ягуара в экстаз.

Лотос в руках Будды, «Лотосовая сутра», поза лотоса в йоге, рождённые из лотоса — этот цветок в мифологии и религиях Востока, пожалуй, самый популярный и загадочный. Его образ часто упоминается в древних преданиях и текстах, он использовался и до сих пор используется в религиозных обрядах и духовных практиках.
Обычно растущий в мутной, стоячей воде или на болотах, вдали от шумных городов, лотос чист и прекрасен. Каждый вечер он закрывает свой цветок и прячется под воду, а утром появляется снова. Но цветок его всегда остается сухим, излучает чистоту и свежесть. Причина этого — особая структура лепестков и листьев: они могут отталкивать воду и самоочищаться. Поэтому его сравнивают с духом: также как дух не пятнается материей, так и лотос не пачкается илом, из которого растёт, а потому он олицетворяет вечную жизнь, бессмертную природу человека, духовное раскрытие. Лотос также является эмблемой совершенства, поскольку его листья, цветы и плоды образуют круг. Лепестки лотоса напоминают солнечные лучи. Вырастающий среди первозданного хаоса, он символизирует центр мироздания.
Я собрала информацию о том, какую роль играет лотос в символике индуизма, буддизма и в современных духовных практиках.

Лотос в индуизме

В Древней Индии нашу землю представляли как гигантский лотос, распустившийся на поверхности воды. В Упанишадах рассказывается, что когда творец и хранитель мира Вишну отдыхал среди бесформенных первозданных вод, из его пупка вырос божественный гигантский лотос. В нём родился Брахма, создающий миры, от которого и образовалась наша Вселенная.



Вишну, из пупка которого родился Брахма, и богиня Лакшми
Брахма в обычной иконографии изображается либо стоящим, либо сидящим на лотосовом троне.

С лотосом связана и супруга Вишну — Лакшми, богиня счастья, богатства и красоты. Согласно одному из мифов, когда боги и асуры пахтали океан, из него с лотосом в руках вышла Лакшми.

Богиня Лакшми
По другим представлениям, Лакшми возникла в самом начале творения, всплыв из первозданных вод на цветке лотоса; отсюда её имена Падма или Камала («лотосная»).

Трон в виде лотоса - атрибут большинства индуистских и наиболее почитаемых буддийских божеств.

Ганеша - бог богатства и благополучия

В Древней Индии в лотосе усматривали образ творческой силы, символ Вселенной, отображение земли, которая плавает, подобно цветку по поверхности океана. Раскрытая чашечка цветка, расположенная посредине, - священная гора Меру, которая рассматривается как центр всех материальных и духовных вселенных. Согласно легендам, на вершине горы Меру пребывали небожители и величайшие боги. Среди современных названий гималайских вершин есть также вершина Меру, но в представлении индусов наиболее священной считается гора Кайлаш.

Лотос в буддизме

Розовый индийский лотос является эмблемой Будды Шакьямуни. В преданиях, посвященных его жизни, сообщается о том, что в момент рождения царевича Гаутамы небо разверзлось и разразилось чудесным дождем из лотосов, и всюду, где ступала его нога, вырастал огромный лотос. С тех пор все важные события в его жизни отмечались выпадением лотосового дождя.

Рождение царевича Сиддхатртхи Гаутамы

Гуру Ринпоче, который распространил буддизм на Тибет (VIII в.), известен в буддийской традиции как Лотосорождённый. Говорится, что в стране Уддияна (Оргьен) на озере Данакоша в лепестках лотоса материализовался человек. В знак этого чудесного события его назвали «рождённый из лотоса» — Падмасамбхава. Гуру Ринпоче был полностью просветлённым, буддой, который появился в этом мире, чтобы помогать всем живым существам.



Падмасамбхава

Одного из учеников Будды Шакьямуни — бодхисаттву Авалокитешвару в одном облике зовут Падмапани («держащий в руках лотос»), причём цветок выступает символом сострадания. В другом облике его зовут Падманартешвара («бог танца с лотосом»), и он несёт красный цветок лотоса. Он является также великим символом познания, которое ведёт из круговорота перерождений.

Авалокитешвара
Один из главнейших атрибутов Авалокитешвары — знаменитая шестисложная мантра «Ом мани падме хум» — «О Сокровище в сердцевине лотоса».

Белый лотос — непременный атрибут мирных буддийских божеств, многие из которых — Белая Тара, Манджушри, Будда Майтрейя и другие — традиционно изображаются стоящими или сидящими на лотосе или с цветком лотоса в руке.



Белая Тара

Лотос — одно из восьми сокровищ или благоприятных символов буддизма. Согласно легенде, когда Будда Шакьямуни достиг просветления под деревом Бодхи, божества преподнесли ему восемь благоприятных символов, указывающих на непосредственную связь его учения с жизнью людей. Лотос, рожденный из грязи незапятнанным, олицетворяет собой непривязанность к сансаре, хоть и пребывает в ней.

Современные практики

Образ лотоса напоминает нам о качестве ума — его изначальной светоносной природе, которая присутствует в нас всегда, несмотря на приобретенные силой кармы загрязнения. Для концентрации ума во время медитации, особенно на ранних этапах практики, очень важна правильная поза, которая так и называется «поза лотоса».

Выпрямляя спину, скрещивая ноги и складывая руки ладонями вверх или вниз, человек действительно становится внешне похож на этот цветок: конечности ассоциируются с лепестками, а прямая как стрела спина — со стеблем.

Позе лотоса обучаются йоги. Визуализируя свою энергетическую систему, они представляют чакры (энергетические центры) в виде лотосов разных цветов, с разным количеством лепестков, повернутыми вверх или вниз. Энергетические потоки, проходя через чакры, вырываются вверх через самую главную из них, расположенную в районе темени. Венечная чакра именуется сахасрарой, то есть тысячелепестковым лотосом.

Растение лотос (которое можно встретить в разных странах, в том числе и в России — в основном, в дельте Волги и на Дальнем Востоке), находит и своё практическое применение в жизни людей. Из семян лотоса, вырастающих величиною с орех, делают чётки. Издревле лотосы давали людям и пищу, и лекарство от многих болезней. В традиционной китайской, индийской, вьетнамской, тибетской медицине для приготовления лекарств использовали все части растения. Уникальные свойства лотоса как будто символизируют качества бодхисаттв, которые стремятся принести пользу всем живым существам.



Цветение лотосов в дельте Волги

Лотос - священный цветок буддизма удивляет ученых всего мира, его листья и лепестки всегда остаются чистыми. Цветок служит символом духа, возвысившегося над чувственным миром, так как он сохраняет свой незапятнанно белый цветок, появляясь из илистой воды. Это объясняется его шероховатой поверхностью, различимой в микроскоп, с которой дождем смывается вся грязь.

Фото розового лотоса в лучах солнца. Три дня нежно-розовые или белые цветы раскрываются утром во всем своем великолепии и закрываются вечером. Но уже на четвертый день прекрасные цветки вянут. И в этом нет ничего удивительного, ведь цветы лотоса потратили много сил...

Лотос - родственник кувшинок и растет в Африке в водах реки Нил. Листья у лотоса вогнутые посередине, в 1,5 м шириной, а его розоватые или белые цветы достигают 35 см в диаметре. Когда Нил разливается, неся на поля плодородный ил, то по берегам реки, во рвах и канавах начинали цвести лотосы. С древних времен сохранилась пословица: "Много лотосов на воде, велико будет плодородие".

Древнегреческий историк Геродот писал: "Когда река выступает из берегов и заливает равнину, на воде вырастают в большом количестве лилии , называемые у египтян "лотосом". Они срезают их, сушат на солнце, потом разбивают макоподобные семена, добываемые из середины лотоса, и приготовляют тесто, которое пекут на огне. Корень этого растения также съедобен и имеет довольно приятный сладковатый вкус, он круглый и величиною с яблоко". Растение давало людям вкусную пищу и лекарство от многих болезней.

Цветы лотоса изумительно красивы и всегда обращены к солнцу. Чистота и красота - вот то, что делает его священным. Хотя лотос вырастает из илистой воды, но всегда остается сухим, излучает чистоту и свежесть. Тому причиной - особая структура его лепестков и листьев: они могут отталкивать воду и самоочищаться. Вода собирается в капли и стекает, собирая при этом с листа все, что может его загрязнить.

Священному цветку лотосу многие века поклонялись, он занимал почетное место в религиозных обрядах, преданиях и легендах, об этом свидетельствуют многочисленные памятники письменности, архитектуры и искусства. Более пяти с половиной тысяч лет назад египтяне изображали лотосы на гробницах, а на алтарях жертвоприношений он символизировал воскресение из мертвых, хотя в иероглифах египтян означал радость и удовольствие. Женщины, идя в гости, цветами лотоса украшали прически, держали их букеты в руках.

Священный лотос древних египтян, из которого был рожден бог Ра и который служил троном для богини Плодородия Исиды и бога Солнца Осириса, который изображался сидящим на листе лотоса, а бог Света Гор - на цветке. Этим была выражена связь цветка с солнцем, который, как и цветок кувшинки, раскрывается утром, а вечером опускается в воду. Еще в древности египтяне заметили, что лотос очень светолюбив, он может раскрываться и при восходе солнца, и при восходе луны.

Цветок стал символом Египта и в государственном гербе с древнейших времен красуются пять цветов лотоса, а скипетр - знак власти египетских фараонов - делался в виде цветка на длинном стебле. Цветок и бутоны выбивались на египетских монетах, изображением его украшали колонны египетских дворцов и храмов, в основании которых находились листья лотоса, а в верхней части - связка стеблей с цветами и бутонами.

Кроме белого, в долине Нила встречается ещё и голубой нильский лотос, который египтяне называют "небесной лилией", а в Тибете, Индии и Монголии растут даже ярко-красные лотосы. В Индии их любят и почитают, до сих пор воспевая его в ритуальных танцах. Красный лотос и поныне является эмблемой современной Индии. Существует даже поговорка: "Цветы лотоса - корабль, на котором утопающий среди океана жизни может найти свое спасение".

Мифопоэтическая традиция Древней Индии представляла землю как гигантский лотос, распустившийся на поверхности вод, а рай - как огромное озеро, поросшее прекрасными розовыми лотосами, где обитают праведные, чистые души.

В древнеиндийском эпосе "Махабхарате" описывается лотос, который имел тысячу лепестков, сиял как солнце и рассеивал вокруг восхитительный аромат. Этот лотос, по поверьям, удлинял жизнь, возвращал молодость и красоту.

Белый лотос - непременный атрибут божественной власти. В Индии цветок является символом чистоты - вырастая из грязи, он никогда не бывает испачкан, и потому его сравнивают с целомудренным человеком, к которому не пристает никакая скверна. Таким целомудрием индийская мифология наделила богиню Шри, или Лакшми, супругу Вишну, которая считалась покровительницей плодородия и процветания. Ее называли "рожденная лотосом", "стоящая на лотосе", "окрашенная лотосом". В одном из храмовых медальонов богиня Шри изображена стоящей на лотосе. В окружении листьев и цветов она переплывает океан.

Многие боги Индии традиционно изображались стоящими или сидящими на лотосе или с цветком в руке. На нем восседает Будда и покоится Брахма. Вишну-демиург вселенной держит в одной из четырех рук лотос. “Лотосовые богини” изображаются с цветком в волосах. Обильный дождь из лотосов полил с неба в момент рождения Будды, и всюду, где только ступала нога божественного новорожденного, вырастал огромный лотос.

И в Китае лотос почитался как священное растение. Там цветок также олицетворяет чистоту, целомудрие, плодородие, производительную силу. Кроме того, он символ лета и является одной из восьми эмблем удачного предсказания.

В даосском фольклоре добродетельную деву Хэ Сяньгу изображали держащей в руках "цветок открытой сердечности" - лотос или жезл с элементами этого цветка. Его изображение играет важную роль в китайском, буддийском искусстве, в частности в живописи: - на западной части неба древние китайские художники рисовали лотосовое озеро. Лотос, растущий на этом озере, по их представлениям, общался с душой умершего человека. В зависимости от степени добродетельности человека в земной жизни цветы распускались или вяли.

Красочные фото цветущих лотосов подарят счастье и удачу в стремлении постигнуть все тайны природы. .

Лотос в жизни человека

Как лекарственное растение, цветок был известен в Китае за несколько тысячелетий до новой эры. В традиционной китайской, индийской, вьетнамской, арабской, тибетской медицине для приготовления лекарств использовали все части растения - семена целиком или их крупные мучнистые зародыши, цветоложе, лепестки, цветоножки, тычинки, пестики, листья, корни и корневища.

Кроме того, это ценное пищевое и диетическое растение. Корень и плоды его употребляются в пищу. После успешного опыления растение образует съедобные семена величиной с лесной орех. Сваренные в сахаре, они считаются в Азии излюбленным детским лакомством.

В Японии и Китае так же готовят различные блюда из корней и листьев этого растения . Сельское население Китая, Индии и Японии до сих пор использует их семена и корневища для изготовления муки и получения крахмала, сахара и масла. Из корневищ нередко варят суп или готовят их в качестве гарнира. Рассказывают, что среди кондитерских изделий в Китае славятся нарезанные мелкими ломтиками засахаренные корневища лотоса, напоминающие по вкусу мармелад. Кроме того, китайцы едят тычинки и стебель, считая, что еда эта возвращает старикам красоту и молодость. Китаянки же украшают себя его цветами, как некогда это делали древние египтянки и финикийки.

В Древней Греции были распространены рассказы о людях, питающихся лотосом - "лотофагах" ("поедатели лотоса"). По преданию, тот, кто отведает цветов лотоса, никогда не захочет расстаться с родиной этого цветка.

Обычный лотос имеет плоды не сладкие, цветок лотофагов - другой вид (лотосовое дерево), обладающий сладкими плодами. Лотосовое дерево наряду с цветком в символике имеет немалое значение. В той же греческой мифологии нимфа Лотис (Лотида), спасаясь от преследовавшего ее Приапа, превратилась в лотосовое дерево.

Лотос недаром практически во всех традициях является символом чистоты. Он способен очищать пространство вокруг себя от негативных вибраций. Аура этого растения источает настолько мощное энергетическое поле, что рядом с ним не может сосуществовать никакая скверна. Помещение, где находится лотос, уже от одного его присутствия становится священным, поэтому так часто лотос используют для освящения алтаря.

Часто лотос используется для защиты от колдовства. Биополе этого растения способно нейтрализовать любые отрицательные энергии. Там, где находится лотос, не действует ни одна черная магия, любые попытки сотворить какое-либо зло будут сведены на нет.

Лотос нередко применяют и для избавления от депрессий, тоски и печали. Причем его свойство таково, что из подавленного состояния он выводит очень плавно, постепенно. Это дает возможность организму и психике человека правильно адаптироваться к окружающей действительности. А если выйти из депрессии резко, то есть из тоски сразу в бурное веселье, то это даст только отрицательный результат, так как это уже крайность, в то время как здоровье - есть гармония.

Аура лотоса способна изменять сознание человека, направлять его помыслы к более духовным сферам. Ведь недаром на Востоке с древнейших времен и по сей день лотос служит самым популярным символом Духовного развития, а также символом практически всех восточных божеств.

Применять лотос особенно рекомендуется тем людям, которые слишком погрязли в материальном мире, которые все время думают только о работе, деньгах и наживе, совершенно забывая о второй стороне своей личности - духовной. Если такой человек будет носить при себе лепестки лотоса или хотя бы по полчаса сидеть возле этого растения, то постепенно его характер и сознание изменятся. Натура его станет более утонченной, он постепенно начнет обращать свой взгляд и на дела духовные.

Сила жизни лотоса

В 1881 году при раскопках гробницы фараона Рамзеса II и принцессы Нси-Хонсу нашли несколько засушенных бутонов голубого лотоса, которые пролежали в земле 3000 лет и сохранили цвет. Среди ослепительных богатств гробницы наибольшее впечатление произвели эти цветы. Такова магическая сила и обаяние цветов.

Иногда семена лотоса хранятся сотни лет и таят в себе научную сенсацию. В 1933 году в журналах промелькнуло сообщение о том, что в ботаническом саду Кью близ Лондона зацвели растения индийского лотоса, возраст семян которых равнялся четырем столетиям. Когда ученые усомнились в подобном утверждении и решили проверить это на опыте, им удалось прорастить семена, возраст которых исчислялся 1040 годами!

Американским ученым из Калифорнийского университета удалось вырастить здоровое молодое растение из семени лотоса возрастом 1228 лет, которое хранилось как реликвия в одном из музеев. Они прорастили семечко за четыре дня, маленькое семя дало ростки, как будто появилось на свет совсем недавно. До начала этого эксперимента были выращены еще несколько древних лотосов из семян, привезенных из Пекинского института ботаники, из семян не менее "почтенного" возраста. Вероятно, это самое древнее проросшее семя. Оно было найдено в пересохшем лотосовом пруду в Китае. Семя лежало многие сотни лет, а через четыре дня выпустило маленький зеленый росток.

Опустясь головкой сонной
Под огнем дневных лучей,
Ждет мерцающих ночей.
И лишь только выплывает
В небо красная луна,
Он головку поднимает,
Пробуждаясь ото сна.
На листах душистых блещет
Чистых слез его роса,
И любовно он трепещет,
Грустно глядя в небеса.
Г. Гейне

Лотос всегда занимал особенное место в древневосточной философии, не зря его называют "священный цветок египтян". В некоторых религиях до сих пор бытует мнение, что Земля - это большой лотос, который распустился на поверхности Несмотря на то что эти далекие «темные» времена заблуждений уже давно канули в Лету, а большое количество революционных, великих открытий прояснили все тайны мироздания, легенды все-таки продолжают существовать и на данный момент.

Лотос

Для того чтобы понять это растение, необходимо узнать его значение. Лотос - священный цветок египтян, он олицетворяет красоту, стремление к чистоте, свету, солнцу. Этот символ имеет лунарное и солярное значение, потому как имеет одинаковое отношение к огню и воде, божественному свету и адской темноте. Это некое взаимодействие лунной силы воды и солнца, мир, который перерождается в жизненном вихре.


Значение символа


Главным и основным значением символа остается некая основополагающая сила, напрямую связанная с женским началом. И как бы там ни было, любое его олицетворение так или иначе затрагивает такие моменты, как плодородие, слава, процветание, здоровье, потомство и долголетие. Есть некоторые традиции, которые также белый лотос связывают непосредственно с солнцем, чистотой, тишиной, забвением и миром. А его структура благодаря своей периферийности говорит нам о взаимодействии ян и инь, мужского и женского начала.

Священный цветок древних египтян

Переносясь в древний Египет, нельзя не заметить, что лотос был одним из самых почитаемых растений. После того как воды Нила разливались по полям в результате наводнения, там оставалось много семян этого цветка. Как только цветы распускались во время чем больше было цветов, тем радостнее становились люди. Священный цветок египтян означал для них хороший урожай. Лотос считался кормильцем всего народа. А те девушки, которые собирались замуж, плели из него венки, точно таким же образом украшались и помещения молодоженов, а лепестки клали даже на свадебное ложе.

В то время, когда на пороге появлялись гости, хозяева украшали их головы подобными венками. Лотос обязательно клали на стол ближе к сладостям, а в случае если он начинал вянуть, его мгновенно меняли на свежий. Таким образом, ни гости, ни помещение, где находились они, никогда не испытывали недостатка в этих цветках.

Из этих растений создавали очень красивые украшения в виде гирлянд, которым во время праздников наряжали всю страну, особенное внимание уделялось храмам и статуям.


Сравнение с богами

Ни для кого не секрет, что священный цветок египтян достаточно часто сочетался с божественными образами и другими сакральными символами. С ним связывали одного самого почитаемого бога, символа восходящего солнца - Гора. Также лотос делали в виде трона для таких божеств, как Осирис, Нефтида и Исида. Известно, что его носила и царица Нефертити. Последние исследования показали, что у верхнего и нижнего Египта были разные эмблемы, и если у последнего она изображалась в виде папируса, то у первого как цветок лотоса. Все новорожденные младенцы были исключительно на лепестках этого цветка, аж до того времени, пока не появилась Великая Римская эпоха. Так и родился из лотоса.

Растение в Китае

В Поднебесной лотос - символ буддизма. Цветок, который укореняется непосредственно в тине, но после этого растет из нее уже чистым, плод которого тянется к небу, представляет собой образ устремления к чистому, небесному и высшему. Это относится не только к буддизму, но и к такой религии, как таосизм. В древних писаниях говорится о том, что в тот день, когда родился Будда (по современному календарю 8 апреля), цвел лотос. Также этот цветок постоянно вспоминают в разных пожеланиях и поздравлениях и по сей день. Например, в современном Китае можно встретить открытки, на которых будет изображен мальчик, держащий в руках это растение, дословного перевода нет, но образно, говорится о том, что это пожелание иметь в изобилии все, что необходимо. А в смутные времена Китая молодым девушкам, которые были в благородных и приличных семьях высшего общества, калечили ноги, связывая их, и называли это «выгнутым лотосом». Считалось, что благодаря такой процедуре девушка имела очень грациозную походку.


Цветок в Индии

В этой стране лотос - символ духовного мира и некоего пространства для возможности творить. И точно так же, как и в Египте, этот цветок связывают непосредственно с плодородием, водой и богиней Падмой, которая все это олицетворяет. В Индии в эпоху ариев связывали растение вместе с женой Вишну, которую звали Яакшми. По легенде, в которую до сих пор верят многие современные жители страны, Брахма, который непосредственно и создал весь наш мир, сам родился из цветка лотоса, который вырос в пупке у Вишны, что спал на воде. Таким важным и до сих пор считается в индуизме лотос. Значение этого цветка в буддизме не менее достойное. Считается, что Гаутама Будда имел из лотоса бедра, ноги и глаза. А все буддистские учения, которые впоследствии дошли до Тибета, так или иначе, имеют отношение к этому растению. Даже в тибетских молитвах часто упоминается именно лотос. А трактовка некоторых из них побуждает рассматривать сексуальное соединение мужской энергии и женского цветка как некое духовное начало, без которого не может быть полноценной жизни в природе. В учениях йоги максимальное интеллектуальное познание, которое ассоциируется с подъемом в теле энергетических лотосов, также имеет сравнение с его цветением на темени.


Растение лотос

Духовный цветок лотоса, значение которого тяжело переоценить, имеет несколько отличий от его определения в ботанике. Само по себе растение имеет несколько разновидностей, например, в Индии и Китае это преимущественно злак. Из него делают не только хлебобулочные изделия, но и настойки для перорального употребления, а также благовония. Что касается Египта, то это больше водная лилия, корни которой находятся непосредственно в земле, стебель проходит через воду, а лепестки и цветок на поверхности. Несмотря на то что существуют и другие виды растений, которые растут подобным образом, только белый лотос способен подняться на высоту до 30 см над поверхностью воды благодаря своему невероятно мощному стеблю.


Древняя и современная наука

На самом деле, любой цветок лотоса, значение которого непрерывно связано с техникой фэншуя, имеет достаточно большое, если не сказать, главное, место в этом учении. Растение олицетворяет зарождение жизни, поэтому так много о нем упоминаний в китайской поэзии. Исходя из методики учения фен-шуй лотос является олицетворением чистоты и гармонии формы. Благодаря ему любой человек может, наконец-то, получить долгожданный внутренний покой и большую жизненную мудрость. С первого взгляда этот цветок может показаться очень нежным, легким и ранимым, но вместе с этим он имеет огромную энергетическую силу. Для многих людей он служит тем примером, который в очередной раз доказывает свою веру в лучшее, несмотря даже на самую сложную жизненную ситуацию. Для того чтобы самостоятельно убедиться в том, что этот цветок заслуживает самых лестных слов и высших похвал, достаточно всего лишь посмотреть на полный цикл его роста.

Талисман

Если вы решили сделать подарок себе или близкому человеку, то наилучшим образом подойдет цветок лотоса, что означает не только ваше пожелание всего наилучшего, но и заботу о человеке, при этом необходимо сделать правильный выбор. При рассмотрении множества форм и фигур этого растения стоит отметить, что не нужно гнаться за большим размером. Иной раз крупный цветок будет неоправданной тратой сил, времени и денег. Необходимо в первую очередь ориентироваться на свои предпочтения и относительно интерьера помещения.


Если предполагается его покупка для последующей установки в ярком помещении, то отличным вариантом станет именно хрустальная фигура. Благодаря потрясающему эффекту от на ее лепестках все помещение засияет по-новому, а свет станет бесконечно чистым. Такая хрупкая и легкая фигурка привнесет в ваше помещение массу вдохновения, от чего новыми яркими красками засияет и ваша жизнь.

Приобрести подобные фигуры можно в специализированных магазинах восточной направленности, или если вы окажетесь в одной из тех стран, где почитается этот цветок, то лучшего сувенира не найти вовсе. К такому талисману стоит относиться очень осторожно, оберегая его, тогда он сможет подарить вам массу новых эмоций, успехов во всех ваших творческих начинаниях, любовных делах, духовных порывах, которые будут сопровождать вас всю жизнь.

Лотос закрывает вечером свои лепестки и возвращается обратно в мутную болотную воду, чтобы вынырнуть только на восходе солнца и, сияя, раскрыться. Таким образом, он олицетворяет незапятнанную красоту и нетронутую чистоту в загрязненной среде. Лотос - распространенный и многозначный символ в китайской, японской, индийской и египетской традициях. Это образ истока мира, производительной силы, развертывания бытия, он выступает в качестве символа возрождения, красоты, жизни, счастья, чистоты и духовности. Раскрываясь с рассветом и закрываясь на закате, лотос олицетворяет возрождение Солнца, а значит, и любое другое возрождение, возобновление жизненных сил, возращение молодости, бессмертие. Восточная традиция использует лотос для обозначения трех этапов в духовном росте человека: невежество, попытку его преодоления и обретенное понимание.

В буддизме лотос служит традиционным символом чистоты. Это символ просветления Будды. Лотос рождается в мутной болотной воде, однако появляется на свет незапятнанным и чистым. Подобно этому «существа, рожденные в одном из миров сансары, но искренне практикующие учение Будды, способны со временем избавиться от омрачений». Лотос - один из наиболее признанных и досконально продуманных буддийских символов. Каждое важное и почитаемое божество в буддизме ассоциируется с лотосом. Обычно в изображениях божеств они либо сидят на нем, либо держат его в руках.

В буддизме лотос символизирует изначальные воды, духовное раскрытие, мудрость и нирвану. Лотос посвящен Будде, "Жемчужине Лотоса", явившемуся из лотоса в виде пламени. Это образ чистоты и совершенства: вырастая из грязи, он остается чистым - так же, как Будда, рожденный в мире. Будда считается сердцем лотоса, он восседает на троне в виде полностью раскрывшегося цветка.

Кроме того, в буддизме с появлением лотоса связывается начало новой космической эры. Полный расцвет лотоса олицетворяет колесо непрерывного цикла существования и является символом Гуань-иня, Будды Майтрейи и Амитабхи. В буддийском раю, как и в раю Вишну, в водоемах, сделанных из драгоценностей, "цветут удивительные лотосы разных цветов".

Одним из наиболее могущественных и любимых бодхисаттв буддизма махаяны Тибета, Китая и Японии, является Несущий Лотос Авалокитешвара, "Бог, который смотрит вниз с сочувствием"... К нему обращена миллионы раз повторяемая молитва: Ом мани падме хум, "О Сокровище в сердцевине лотоса"… Он удерживает в одной из левых рук лотос мира". (Дж. Кэмпбелл).

Лотос на санскрите - «падма», по-тибетски - пад ма

Лотос бывает разных цветов, каждый из которых ассоциируется с определенным буддийским божеством.
1) белый лотос ассоциируется с . Белый цвет - цвет тела Белой Тары символизирует состояние духовного совершенства - совершенную природу Белой Тары.


2) красный лотос - символизирует первоначальную природу и чистоту сердца. Красный лотос - лотос любви, сострадания, страдание мучеников, страсть и все другие свойства сердца. Красный лотос ассоциируется с Авалокитешварой, боддисаттвой сострадания

3) голубой лотос - символ победы духа над чувствами, символ мудрости обладающего знанием. Этот цветок соотносится с Манжушри, боддисаттвой мудрости.

4) розовый лотос - верховный лотос, всегда соответствует высшим божествам - ассоциируется с самим Буддой.
Розовый Лотос - символ присутствия Божества на земле.

Как лотос существует в трех элементах (земля, вода и воздух), так и человек живет в трех мирах: материальном, интеллектуальном и духовном. Причем вода, где растет лотос, означает изменчивый мир иллюзий. Как символ творения и познания, цветок лотоса на индийских игральных картах олицетворяет Будду-аватару.

В тибетской традиции лотос обозначает колесо жизни, где прошлое, настоящее и будущее представлены одновременно. Нераспустившийся бутон, распустившийся цветок, а также семена лотоса символизировали соответственно прошлое, настоящее и будущее, а "жемчужина в лотосе" означала выход из колеса перерождений и смерти и достижения Нирваны.

Цвет, размер и число лепестков лотоса определяют его символику.
Пятилепестковый лотос многозначен: он символизирует пять чувств и миров, рождение, посвящение, брак, отдых от трудов и смерть.
Семь лепестков лотоса означают семь планет.
Восьмилепестковый лотос воспринимался в Индии как Сердце Бытия, в котором пребывает Брахма, и как видимое проявление оккультной деятельности.
Девятилепестковый лотос - символ человека, а двенадцатилепестковый - Вселенной и Бога.

Лотос - элемент своеобразной религиозной атрибутики:

* в Египте он означал священное королевское достоинство,
* в Греции служил любовным ложем для Зевса и Геры на горе Ида.
* в Риме нимфа Лотис, преследуемая похотливым Приапом, превратилась в лотос.
* Овидий в "Метаморфозах" описывает, как сорвавшая цветок лотоса Дриопа превратилась в лотосовое дерево.

В Древней Индии лотос выступает как символ творческой силы, как образ сотворения мира. В лотосе усматривали символ Вселенной, отображение земли, которая плавает, подобно цветку по поверхности океана. Раскрытая чашечка цветка, расположенная посредине,- гора богов Меру.

В Упанишадах творцом и хранителем мира становится Вишну. Он - начало, середина и конец всего мира. Когда Вишну просыпается, из его пупа вырастает цветок лотоса, а в нем рождается Брахма, созидающий миры. В центре небесного рая Вишну течет небесный Ганг, дворец Вишну окружают пять озер с синими, белыми и красными лотосами, которые блестят, как изумруды и сапфиры.
С лотосом связана супруга Вишну - Лакшми, богиня счастья, богатства и красоты. Согласно одному из мифов, когда боги и асуры пахтали океан, из него с лотосом в руках вышла Лакшми. По другим представлениям, Лакшми возникла в самом начале творения, всплыв из первозданных вод на цветке лотоса; отсюда ее имена Падма или Камала ("лотосная"). Трон в виде лотоса - атрибут большинства индуистских и наиболее почитаемых буддийских божеств.

Лотос в индийской культуре олицетворяет богиню-мать и соотносится с йони, женским детородным органом. Богиня плодородия изображалась с лотосом в волосах; позднее эта деталь распространилась и на другие женские божества, которые получили название «лотосовых богинь». В целом этот цветок выступает как символ творческой силы: образ космического лотоса рассматривается как формирующий принцип мироздания, как исток творения. Образ лотоса в Индии может наделяться, в связи с его общим значением, функциями мандалы; также он является частью государственного герба этой страны.

Белый лотос

В Древнем Египте с образом лотоса связывалось творение, рождение и Солнце как источник жизни. Этот цветок ассоциировался с представлениями о плодородии и производительной силе, о смерти и воскресении.

С древнейших времен лотос ассоциировался с верховной властью: лотос был символом Верхнего Египта, а скипетр египетских фараонов выполнялся в виде цветка лотоса на длинном стебле. Этот великий цветок распустился, поднявшись из глубин первичных вод, и вынес на своих лепестках бытие, воплощенное в образе солнечного божества, золотого младенца: из лотоса рождается бог солнца Ра. Восходящее Солнце также часто представляли в виде Гора, который поднимается из лотоса, олицетворяющего Вселенную. Цветок лотоса мог служить троном Осириса, Изиды и Нефтиды.

Лотос символизировал обновление жизненных сил и возращение молодости, ибо по воззрениям египтян, старый бог умирает, чтобы возродиться молодым. Изображение умершего, держащего цветок лотоса, говорит о воскрешении из мертвых, пробуждении на духовном плане.

Как символ процветания и плодородия лотос был атрибутом мемфисского бога растительности Нефертума, который изображался юношей в головном уборе в виде цветка лотоса. В "Текстах пирамид" он назван "лотосом из носа Ра". Каждое утро бог Нефертум встает из лотоса и каждый вечер опускается в воду священного озера.

Он связывался с Нилом и с солнцем; а также служил троном для верховных божеств и потому нередко символизировал высшую власть. Лотос стал эмблемой Верхнего Египта, тогда как папирус — Нижнего Египта. Образ лотоса пронизывает все египетское искусство, начиная от лотосовидных капителей храмовых колонн и заканчивая миниатюрными туалетными сосудами и ювелирными украшениями. Египетский голубой лотос цветет днем и закрывается к ночи, он стал символом рассвета, пробуждения от сна; его клали в гробницы, чтобы мертвые проснулись на том свете. Белый лотос днем закрыт и распускается только к ночи; он стал символом сна. Египтяне считали, что плоды белого лотоса дают забвение и блаженство. Впоследствии символика лотоса распространилась из Египта в Грецию; так, например, у Гомера нашел отражение сюжет о лотофагах — поедателях лотоса, остров которых посетил Одиссей: вкусив лотоса, его спутники захотели навсегда остаться на острове.

В Китае лотос почитался как священное растение еще до распространения буддизма и олицетворял чистоту и целомудрие, плодородие и производительную силу. Согласно традиции китайского буддизма, "Лотос Сердца" олицетворяет солярный огонь, а также время, невидимое и всепоглощающее, раскрытие всего сущего, мир и гармонию. На западном небе, в лотосовом раю, находится лотосовое озеро, где среди цветов, в окружении бодхисаттв восседает Амитофо (Амитабха), Будда Запада. Каждый лотос, растущий на этом озере, соотносится с душой умершего человека. В даосской традиции одна из восьми бессмертных, добродетельная дева Хэ Сянь-гу изображалась держащей в руках символ чистоты - цветок белого лотоса на длинном стебле, изогнутом подобно священному жезлу исполнения желаний.

Два растения лотоса считаются в Китае символом брака - они обозначают "одно сердце и гармонию".

Из Египта, Индии и Китая символика лотоса проникла и в другие страны. В греко-римской культуре лотос считался растением, посвященным Гере и Афродите. В золотом челне в форме лотоса совершает одно из своих путешествий древнегреческий герой Геракл. Геродот называл розовый лотос, который считался самым священным и чудодейственным, "розовой лилией Нила". Надпись в Храме Хатхор в Дендерах гласит: "Возьми себе лотос, который существовал с начала времен, лотос священный, который царил над большим озером, лотос, который выходит для тебя из Унит, он освещает лепестками землю, которая до того была во мраке".

Фиолетовый лотос

Белый лотос

Богиня цветов Ваджравараха (женское тантрическое божество, дакиня мудрости)