Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Найти

Значение слова квакеры

квакеры в словаре кроссвордиста

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

квакеры

мн. Одна из протестантских сект, возникшая в середине XVII в. и распространенная преимущественно в англоязычных странах, члены которой отвергают церковную организацию, церковные проповеди и обряды, проповедуют пацифизм.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

квакеры

КВАКЕРЫ (от англ. quakers, букв. - трясущиеся; самоназвание - Общество друзей) члены религиозной христианской общины, основанной в сер. 17 в. в Англии. Отвергают институт священников, церковного таинства, проповедуют пацифизм, занимаются благотворительностью. Общины квакеров распространены главным образом в США, Великобритании, странах Вост. Африки.

Квакеры

(от англ. quakers, буквально ≈ трясущиеся; первоначально употреблялось в ироническом смысле; самоназвание Society of Friends ≈ общество друзей), члены религиозной христианской общины, основанной в середине 17 в. в Англии ремесленником Дж. Фоксом. К. отвергают институт священников и церковные таинства (человек, согласно учению К., может вступать в непосредственный союз с богом), проповедуют пацифизм, занимаются благотворительностью. Преследуемые английским правительством и англиканской церковью, многие общины К. начиная с 60-х гг. 17 в. эмигрировали в Северную Америку. В 1689 положение английской и американской К. было легализовано «Актом о терпимости». Вначале движение К. было чисто мелкобуржуазное по социальному составу участников; позже среди К. появились крупные капиталистические элементы. К началу 70-х гг. 20 в. общины К. насчитывали около 200 тыс. членов (главным образом в США, Великобритании, странах Восточной Африки).

Википедия

Квакеры

Ква́керы , официальное самоназвание Религиозное общество Друзей - изначально протестантское христианское движение, возникшее в годы революции (середина XVII века) в Англии и Уэльсе. Датой возникновения квакерства обычно считают 1652 год (иногда - 1648 , когда Джордж Фокс впервые выступил с проповедью).

Религиозное общество Друзей представляет собой объединение независимых религиозных организаций, чьи вера и практика могут существенно отличаться друг от друга. На сегодняшний день богословские взгляды собраний и отдельных членов колеблются в широком диапазоне от евангелизма и либерального протестантизма до различных форм универсализма и нетеизма.

Число последователей квакерства в мире ныне составляет порядка 360 000 человек. Наибольшие по численности группы квакеров сосредоточены в Северной Америке, Боливии и Гватемале.

Форма проведения собраний также различается для различных групп Друзей: некоторые практикуют лишь традиционную молчаливую молитву без пасторов и подготовленной заранее программы, другие в той или иной степени прибегают к проповедям, чтению и песнопениям.

Примеры употребления слова квакеры в литературе.

После реставрации Стюартов квакеры , как и все протестантские секты, чье вероучение отклонялось от англиканской догмы, подвергались жестоким гонениям.

Даже квакеры - и те отказались от нее, заменив ее доброй старой флейтой по имени Лицемерие, которая наружностью напоминает Искренность, но голос у нее гораздо больше и берет всю гамму.

Слово "квакер" имеет в русском языке несколько значений. Чаще всего так называют представителей одного из Кто же это — квакеры, и какие еще значения есть у этого слова, будет рассказано в статье.

Кто такие?

Это течение протестантизма возникло в 1652 году на территории Англии и Уэльса. Основателем учения считается английский ремесленник. Сами квакеры предпочитают называть себя Религиозное общество Друзей.

Современное квакерство объединяет различные религиозные направления: либеральный протестантизм, евангелизм, нетеизм и универсализм. В мире насчитывается примерно 377 тысяч представителей. В основном учение распространено на территориях США, Великобритании, Кении (Африка), Боливии, Гватемалы. Символ организации — восьмиконечная черно-красная звезда.

Квакеры в России тоже есть, но очень мало. Известно об их представителях в городах Петербург, Казань, Барнаул.

История названия

Квакер — это слово английского происхождения. Глагол quake означает "дрожать, трепетать, трястись". Существуют различные гипотезы происхождения названия.

  1. Основатель течения — Фокс — на заседании призвал судью трепетать перед именем Божьим, за что тот назвал его "трепетуном" (quaker).
  2. По другой гипотезе, представители учения утверждали, что постоянно ощущают "духовный трепет" перед Господом.
  3. Менее распространенная версия гласит, что входя в религиозный экстаз, квакеры тряслись от волнения в физическом смысле.

Доподлинно нельзя сказать, какая из гипотез является верной, но известно, что название изначально считалось ими оскорбительным, и сами квакеры называли себя «Христианское общество друзей внутреннего света».

Суть квакерского учения

Как и большинство представителей протестантизма, общество Друзей отвергает необходимость церкви, обрядов, ритуалов, икон и прочей символики религиозного характера.

В основе учения лежит идея "божественной искры" и "внутреннего света". По мнению квакеров, Господь обращается к людям напрямую, без посредников в виде священнослужителей.

Поэтому ритуалы и таинства, характерные для католицизма, например, причащение, отсутствуют в их религиозных практиках.

Молитвенные собрания проходят следующим образом: квакеры собираются в молельном доме, рассаживаются и молчат, пытаясь услышать в себе глас Божий. Это называется молчаливая молитва. Иногда кто-то один может высказаться с короткой проповедью, если почувствует внутреннее желание это сделать.

У квакеров-евангелистов собрания проходят как и у большинства протестантов.

Общие принципы учения общества Друзей:

  1. Все люди равны перед Богом, независимо от пола, национальной принадлежности, происхождения, вероисповедания и т. д.
  2. Честность — основная добродетель, поэтому необходимо всегда говорить людям правду, независимо от последствий.
  3. В жизни нельзя стремиться к материальным благам, нужно довольствоваться самым простым.
  4. Насилие неприемлемо, необходимо стремиться к миру, отказу от милитаризма.

Фото квакеров во время религиозного собрания можно увидеть в статье.

Другие значения слова "квакер"

Представленное слово имеет еще несколько значений. Вот они:

  • Квакер — это недозревшее кофейное зерно, которое при обжарке имеет более светлый оттенок, чем другие зерна.
  • На компьютерном сленге "квакерами" называют игроков в Quake.
  • "Квакер" — неопознанный источник звуковых подводных волн. Звук напоминает лягушачье кваканье, за что и получил свое название. Впервые обнаружен был в 70-х гг. Мнения о происхождении до сих пор расходятся. Основные гипотезы: животные; подводное военное оборудование США; НПО — неопознанный плавающий объект.

Итак, в наиболее частом значении, квакер — это представитель религиозно-протестантского течения, появившегося в середине XVII века в Великобритании и сохранившегося до наших дней.

Неофициальный символ некоторых организаций квакеров - восьмиконечная красно-чёрная звезда - использовалась с конца XIX века

Религиозное общество Друзей представляет собой объединение независимых религиозных организаций, чьи вера и практика могут существенно отличаться друг от друга. На сегодняшний день богословские взгляды собраний и отдельных членов колеблются в широком диапазоне от евангелизма и либерального протестантизма до различных форм универсализма и нетеизма .

Число последователей квакерства в мире ныне составляет порядка 377 000 человек . Наибольшие по численности группы квакеров сосредоточены в Северной Америке (преимущественно в США), Африке (в Кении), Европе (в Великобритании), Боливии и Гватемале.

Форма проведения собраний также различается для различных групп Друзей: некоторые практикуют лишь традиционную молчаливую молитву без пасторов и подготовленной заранее программы, другие в той или иной степени прибегают к проповедям, чтению и песнопениям.

Происхождение названия

Первоначальное название - «Христианское общество друзей внутреннего света». С начала 1660-х годов самоназвание участников движения постепенно меняется на quakers (квэйкерс) - «трепещущие». Название «квакеры», использовавшееся сначала противниками этого течения, как оскорбительное прозвище, имеет несколько версий происхождения. Наиболее вероятна версия, согласно которой основатель данного направления - Джордж Фокс - на заседании суда призвал судью «трепетать перед именем Бога», за что тот назвал Фокса «трепетуном» (англ. quaker). Другая версия приписывает ранним квакерам утверждения по поводу «духовного трепета» от постоянного ощущения присутствия живого Бога .

История Общества Друзей

Формирование теологии квакеров проходило под влиянием различных течений в богословской и общественной мысли Европы XVI-XVII вв., которые можно разделить географически:

  • континентальное влияние, представленное идеями М. Лютера , Ж. Кальвина , народных движений, фамилистов , анабаптистов , меннонитов , идеями немецких мистиков (Я. Беме , М. Экхарта , К. Швенкфельда), а также движениями пиетизма и квиетизма ;
  • собственно английское, представленное англиканской и пуританской (в лице пресвитериан) религиозными системами, а также воззрениями искателей (seekers), лоллардов , баптистов , рантеров, магглтониан, филадельфийцев, людей пятой монархии и др.

Основание квакерской общины приписывается исследователями Джорджу Фоксу (1624-1691), сыну ткача из Лестершира. Он обучался сапожному ремеслу, но школьного систематического образования ему получить не удалось. В восемнадцать лет Фокс ушёл из дома и торговал одно время шерстью. В 1646 или 1647 г. он объявил, что обрёл опору во «внутреннем свете живого Христа» и начал проповедовать учение о «внутреннем свете», настаивая на том, что истину следует искать прежде всего не в «Священном Писании» или «Символе веры», а в голосе Божьем, обращённом к душе человека. Фокс провозглашал всеобщее священство верующих, призывал к отказу от видимых таинств, от платного священства и посещения церкви. В 1652-1653 гг. возникла группа последователей Фокса, именовавших себя «Друзьями Истины», «Друзьями Бога», «Детьми Света».

В истории квакеров XVII века российский историк Т. А. Павлова выделяет три этапа:

  • «революционный» (1648-1661);
  • время гонений эпохи Реставрации и пассивного сопротивления Друзей властям (1661-1689);
  • «конформистский» (после 1689).

Первый этап характеризуется активной деятельностью квакерских проповедников при отсутствии четкой организационной структуры движения. Первые сподвижники Фокса, такие как Эдвард Берроу, Уильям Дьюсбери, Мэри Фишер, Джеймс Нейлер, Джон и Томас Лоусоны, Фрэнсис Хоуджилл, Маргарет Фелл , Джон и Джордж Уайтхеды и многие другие, организовали группу путешествующих проповедников и стали известны в квакерской среде как «Отважные шестьдесят» (Valiant Sixty) или «Первые глашатаи Истины» (First Publishers of Truth). Они ездили с миссионерской целью по всей Британии, Ирландии, в континентальную Европу, колонии Северной Америки и Турцию . Благодаря их деятельности движение квакеров распространилось в Ирландии, Шотландии и Уэльсе. Первыми миссионерами в Новом Свете были Мэри Фишер и Энн Остин, которые прибыли в Массачусетс в 1656 г. В своих многочисленных памфлетах, трактатах, письмах, посланиях и дневниках, а также устных проповедях, выступлениях и диспутах, квакеры подвергали острой критике устои наиболее влиятельных религиозных систем, сложившихся к тому времени в Англии : католической, англиканской и пуританской в лице пресвитериан. За антиклерикальные взгляды, отказ приносить присягу, давать клятвы и платить церковную десятину они претерпевали суровые преследования. Некоторые из последователей Фокса подверглись смертной казни за свои убеждения (в североамериканских колониях в 1659 г. были повешены У. Робинсон и М. Стефенсон, в 1660 - Мэри Дайер). Сам Фокс сидел в тюрьме восемь раз.

В вопросе о социальном составе первых квакеров существуют разногласия среди историков: некоторые из них полагают, что ранними последователями учения Фокса были в большинстве представители мелкой и средней городской и сельской буржуазии и мелкопоместного дворянства - джентри , другие же, напротив, считают, что основу «Общества Друзей» составляли торговцы, ремесленники, наемные рабочие и крестьяне. Также исследователи (например, Барри Рей, Кристофер Хилл, Герман Вейнгартен) выражают сомнения относительно главенствующей роли Фокса в вопросе возникновения и становления раннего квакерства. Так, Барри Рей пишет, что «рождение квакерского движения представляло не столько собрание воодушевленных прозелитов у ног харизматичного пророка, сколько объединение прогрессивно мыслящих протестантских сепаратистов в некое подобие церковного содружества с со-направленной идеологией и развивающимся моральным кодексом».

Во второй и третий периоды ранней квакерской истории, отмечает Т. А. Павлова, происходит «обуржуазивание, её организационное оформление; разрабатывается теологическая доктрина». Гонения на «Общество Друзей» не ослабели после реставрации монархии в 1660 г. Так как приверженцы различных религиозных движений (как правило, радикального направления) присоединялись к квакерам, «друзья истины» рассматривались властями в качестве сборища всех сектантов и заговорщиков против правительства Оливера Кромвеля , а после реставрации - против Стюартов . Как полагают некоторые историки, прежде всего против квакеров было направлено восстановление «Акта о единообразии » в 1662 г. В том же году был принят «Акт о квакерах», который поставил вне закона тех, кто отказывался приносить клятву верности, и запрещал проводить религиозные собрания вне государственной церкви. «Акт о корпорациях» (1661), «Акт о молельных собраниях» (1663), «Акт о пяти милях» (1665), а также многие другие постановления властей значительно усложняли становление и развитие этого протестантского направления.

В свою очередь, квакерам пришлось направить усилия на идеологическое обоснование своих пацифистских убеждений и лояльности существующей власти, в связи с чем в 1660 г. Карлу II была представлена «Декларация мира», а также началась работа над теологическим оформлением догматики. Несмотря на доктринальную близость радикальным течениям, квакеры отграничивают себя от рантеров из-за их нравственного либертинизма, от хилиастически настроенных «людей пятого царства», ожидавших пришествия Христа в 1666 году, а также от социально-революционных течений левеллеров и диггеров . Исследователи отмечают, что квакерство становится «мирным» движением только после 1660 г.

Ближайшими сотрудниками Фокса становятся шотландский аристократ Роберт Баркли (1648-1690) и Уильям Пенн (1644-1718) , взявший на себя руководство практическими делами общины. В 1681 г. в уплату за долг Пенн получил от короля Карла II землю в североамериканских колониях, названную в честь отца Уильяма (англ. Pennsylvania - «лесная страна Пенна»), для которой составил конституцию, устанавливающую большую для того времени гражданскую и религиозную свободу. Провозглашенная терпимость привлекала в это поселение не только квакеров, но и также эмигрантов из разных мест. С индейцами Пенн заключил в 1681 г. договор о дружбе. Так начался «священный эксперимент» (Holy Experiment), который длился фактически до середины XVIII века, когда квакеры полностью потеряли бразды правления в ставшей провинцией колонии. Сам Фокс ездил проповедовать в Ирландию , Голландию , Германию и Северную Америку (в 1672-1673 гг.), где он посетил, главным образом, Мэриленд и Род-Айленд и основал новые группы квакеров.

Со временем революционный дух ранних годов постепенно сменился в квакерском движении по обе стороны океана на стремление к отходу от активной деятельности, минимизации внешних контактов, что привело к своего рода замкнутости «Общества Друзей», длившейся до начала XIX столетия (период «квиетизма»).

XVIII век в истории североамериканских квакеров отмечен деятельностью борца за отмену рабства Джона Вулмана , чей «Дневник» до сих пор является одной из значимых вех в истории квакерской литературы.

В XIX веке в среде американских квакеров произошёл ряд расколов. В 1827 г. в «Обществе Друзей» под влиянием тенденции к либерализации и секуляризации выделилось более либеральное направление во главе с Элиасом Хиксом в противовес ортодоксальному течению. В 1845 и 1854 гг. ортодоксальное направление под воздействием ревайвелистского движения разделилось на евангелическое во главе с Джозефом Герни (обозначаемое также как «христоцентрическое»), позднее принявшее «Ричмондскую Декларацию Веры» (1887), и консервативное, самым известным представителем которого являлся Джон Вилбур.

В период с 1875 по 1900 год евангельские («гернитские») собрания почти полностью перешли на пасторскую форму богослужения.

В 1900 г. либеральные собрания квакеров объединились в Северной Америке в организацию, названную Всеобщая конференция Друзей (Friends General Conference) с центром в Филадельфии , шт. Пенсильвания .

В 1979 г. для продвижения ценностей Общества Друзей в европейском контексте основан Квакерский совет по европейским делам (QCEA). Его офис расположен в Брюсселе. Организация взаимодействует с членами Европейского парламента и принимает участие в деятельности Совета Европы.

В России

В начале XX века квакеры из Великобритании и США работали с беженцами, жертвами Первой мировой войны, голодающими в Поволжье (Бузулук). Квакеры открывали пункты питания, больницы, детские дома, школы, кустарные мастерские.

В Москве в 1921-1931 годах существовал квакерский офис, который в сталинские времена был закрыт самым последним из зарубежных религиозных представительств.

Московское месячное собрание Друзей (квакеров) получило свой официальный статус в 1995 году. В 2012 году оно насчитывало порядка 15 официальных членов. Обычно молитвенные собрания немногочисленны (4-10 человек).

На территории России отдельные квакеры проживают в Казани , Барнауле , Петербурге .

На территории бывшего СССР квакерские группы есть в Грузии , Латвии , Эстонии . Все они относятся к либеральному направлению, то есть не имеют пасторов.

Вероучение

Несмотря на существенные внешние различия и отсутствие определённого символа веры , все квакеры разделяют определённые убеждения, в основе которых лежит вера в существование в каждом человеке некой сущности (для её обозначения используются различные термины: Свет, Дух Божий, внутренний Христос и другие), в подчинении воле которой состоит истинная жизнь и через которую возможно непосредственное общение с Богом .

По представлениям квакеров, взаимоотношения человека со Светом невозможно точно передать словами, поэтому квакеры основное значение придают личному религиозному опыту и тому образу жизни, которого требует Свет.

Совокупность представлений о такой жизни формулируется квакерами в виде четырёх основных принципов или «свидетельств»:

  • Равенство всех людей перед Богом: все люди независимо от каких-либо внешних различий, пола , расы , национальности , религиозной принадлежности , социального статуса и так далее равны перед Богом. Отсюда следует категорическое неприятие квакерами любых форм угнетения и дискриминации одних людей другими, проявившееся в равноправии между мужчинами и женщинами, борьбе против рабовладения, игнорировании привилегий.
  • Честность : квакеры считают необходимым всегда говорить правду, также отвергают любую клятву или присягу .
  • Простота: стремление довольствоваться только необходимыми для жизни благами, избегать роскоши и излишеств.
  • Мир: неприятие насилия, в частности пацифизм и отказ от военной службы .

Среди квакеров присутствуют как консервативные, так и либеральные точки зрения на гомосексуальность . Например, Объединённое собрание Друзей и Международная евангелическая церковь Друзей считают, что сексуальные отношения допустимы только в браке, который они определяют как союз между мужчиной и женщиной . Тем не менее, Всеобщая конференция Друзей (Friends General Conference ) и Британское Годовое Собрание одобряют однополые браки .

Структура Общества Друзей

Квакеры имеют конгрегациональную форму церковной организации: каждая община независима от другой. Структура квакерских организаций следующая:

  • молитвенная группа (worship group);
  • подготовительное собрание (preparatory meeting);
  • территориальное или месячное собрание (area or monthly meeting);
  • годовое собрание (yearly meeting).

Для решения организационных вопросов каждое собрание проводит деловые собрания (meeting for business).
До недавнего времени раз в три года Всемирный консультативный комитет Друзей (ВККД) проводил Триеннале (Triennial) - трёхлетнее деловое собрание для решения административных вопросов, на которое собирались представители квакерских собраний со всего мира. Одной из целей Триеннале было заявлено «общение и обмен опытом между представителями различных квакерских течений».

(англ.) русск. · Живой поток (англ.) русск. · Истинная церковь Иисуса · Ученики Христа (Церкви Христа) · Церкви Бога (англ.) русск. Протестантский фундаментализм

Религиозное общество друзей представляет собой не единую церковь с жестко определенной вертикальной иерархией и набором установленных догматов и обрядов , а объединение независимых религиозных организаций, как вера, так и практика которых могут существенно отличаться друг от друга. На сегодняшний день богословские взгляды собраний и отдельных членов могут колебаться в широком диапазоне от евангелизма и либерального протестантизма до различных форм универсализма .

Число последователей квакерства в мире на сегодняшний момент составляет порядка 360 000 человек . Наибольшие по численности группы квакеров сосредоточены в Северной Америке (преимущественно в США), Африке (в Кении) и Европе (в Великобритании).

Форма проведения собраний также различается для различных групп Друзей: некоторые практикуют лишь традиционную молчаливую молитву без пасторов и подготовленной заранее программы, другие в большей или меньшей степени прибегают к проповедям, чтению и песнопениям.

Происхождение названия

Первоначальное название - «Христианское общество друзей внутреннего света». Название «квакеры», использовавшееся сначала противниками этого течения как оскорбительное прозвище, а впоследствии ставшее самоназванием, имеет несколько версий происхождения. Наиболее вероятна версия, согласно которой основатель данного направления - Джордж Фокс - на заседании суда призвал судью «трепетать перед именем Бога», за что тот назвал Фокса «трепетуном» . Другая версия гласит, что ранние квакеры во время своих богослужений содрогались при снисхождении на них Святого Духа . Третья версия приписывает ранним квакерам утверждения по поводу «духовного трепета» от постоянного ощущения присутствия живого Бога .

История Общества друзей

Формирование теологии квакеров проходило под влиянием различных течений в богословской и общественной мысли Европы XVI-XVII вв., которые можно разделить географически:

Континентальное влияние, представленное идеями М. Лютера , Ж. Кальвина , народных движений, фамилистов, анабаптистов , меннонитов , идеями немецких мистиков (Я. Беме , М. Экхарта , К. Швенкфельда), а также движениями пиетизма и квиетизма;

Собственно английское, представленное англиканской и пуританской (в лице пресвитериан) религиозными системами, а также воззрениями искателей (seekers), лоллардов , баптистов , рантеров, магглтониан, филадельфийцев, людей пятой монархии и др.

Основание квакерской общины приписывается исследователями Джорджу Фоксу (1624-1691), сыну ткача из Лестершира. Он обучался сапожному ремеслу, но школьного систематического образования ему получить не удалось. В восемнадцать лет Фокс ушёл из дома и торговал одно время шерстью. В 1646 или 1647 г. он объявил, что обрёл опору во «внутреннем свете живого Христа» и начал проповедовать учение о «внутреннем свете», настаивая на том, что истину следует искать прежде всего не в «Священном Писании» или «Символе веры», а в голосе божьем, обращённом к душе человека. Фокс провозглашал всеобщее священство верующих, призывал к отказу от видимых таинств, от платного священства и посещения церкви. В 1652-1653 гг. возникла группа последователей Фокса, именовавших себя «Друзьями Истины», «Друзьями Бога», «Детьми Света».

В истории квакеров XVII века российский историк Т. А. Павлова выделяет три этапа:

  • «революционный» (1648-1661);
  • время гонений эпохи Реставрации и пассивного сопротивления «Друзей» властям (1661-1689);
  • «конформистский» (после 1689).

Первый этап характеризуется активной деятельностью квакерских проповедников при отсутствии четкой организационной структуры движения. Первые сподвижники Фокса, такие как Эдвард Берроу, Уильям Дьюсбери, Мэри Фишер, Джеймс Нейлер, Джон и Томас Лоусоны, Фрэнсис Хоуджилл, Маргарет Фелл, Джон и Джордж Уайтхеды и многие другие, организовали группу путешествующих проповедников и стали известны в квакерской среде как «Отважные шестьдесят» (Valiant Sixty) или «Первые глашатаи Истины» (First Publishers of Truth). Они ездили с миссионерской целью по всей Британии, Ирландии, в континентальную Европу, колонии Северной Америки и Турцию . Благодаря их деятельности движение квакеров распространилось в Ирландии, Шотландии и Уэльсе. Первыми миссионерами в Новом Свете были Мэри Фишер и Энн Остин, которые прибыли в Массачусетс в 1656 г. В своих многочисленных памфлетах, трактатах, письмах, посланиях и дневниках, а также устных проповедях, выступлениях и диспутах, квакеры подвергали острой критике устои наиболее влиятельных религиозных систем, сложившихся к тому времени в Англии : католической, англиканской и пуританской в лице пресвитериан. За антиклерикальные взгляды, отказ приносить присягу, давать клятвы и платить церковную десятину они претерпевали суровые преследования. Некоторые из последователей Фокса подверглись смертной казни за свои убеждения (в североамериканских колониях в 1659 г. были повешены У. Робинсон и М. Стефенсон, в 1660 - Мэри Дайер). Сам Фокс сидел в тюрьме восемь раз.

В вопросе о социальном составе первых квакеров существуют разногласия среди историков: некоторые из них полагают, что ранними последователями учения Фокса были в большинстве представители мелкой и средней городской и сельской буржуазии и мелкопоместного дворянства - джентри , другие же, напротив, считают, что основу «Общества Друзей» составляли торговцы, ремесленники, наемные рабочие и крестьяне. Также исследователи (например, Барри Рей, Кристофер Хилл, Герман Вейнгартен) выражают сомнения относительно главенствующей роли Фокса в вопросе возникновения и становления раннего квакерства. Так, Барри Рей пишет, что «рождение квакерского движения представляло не столько собрание воодушевленных прозелитов у ног харизматичного пророка, сколько объединение прогрессивно мыслящих протестантских сепаратистов в некое подобие церковного содружества с со-направленной идеологией и развивающимся моральным кодексом».

Во второй и третий периоды ранней квакерской истории, отмечает Т. А. Павлова, происходит «обуржуазивание, её организационное оформление; разрабатывается теологическая доктрина». Гонения на «Общество Друзей» не ослабели после реставрации монархии в 1660 г. Так как приверженцы различных религиозных движений (как правило, радикального направления) присоединялись к квакерам, «друзья истины» рассматривались властями в качестве сборища всех сектантов и заговорщиков против правительства Оливера Кромвеля , а после реставрации - против Стюартов . Как полагают некоторые историки, прежде всего против квакеров было направлено восстановление «Акта о единообразии » в 1662 г. В том же году был принят «Акт о квакерах», который поставил вне закона тех, кто отказывался приносить клятву верности, и запрещал проводить религиозные собрания вне государственной церкви. «Акт о корпорациях» (1661), «Акт о молельных собраниях» (1663), «Акт о пяти милях» (1665), а также многие другие постановления властей значительно усложняли становление и развитие этого протестантского направления.

В свою очередь квакерам пришлось направить усилия на идеологическое обоснование своих пацифистских убеждений и лояльности существующей власти, в связи с чем в 1660 г. Карлу II была представлена «Декларация мира», а также началась работа над теологическим оформлением догматики. Несмотря на доктринальную близость радикальным течениям, квакеры отграничивают себя от рантеров из-за их нравственного либертинизма, от хилиастически настроенных «людей пятого царства», ожидавших пришествия Христа в 1666 году, а также от социально-революционных течений левеллеров и диггеров . Исследователи отмечают, что квакерство становится «мирным» движением только после 1660 г.

Ближайшими сотрудниками Фокса становятся шотландский аристократ Роберт Баркли (1648-1690) и Уильям Пенн (1644-1718) , взявший на себя руководство практическими делами общины. В 1681 г. в уплату за долг Пенн получил от короля Карла II землю в североамериканских колониях, названную в честь отца Уильяма (англ. Pennsylvania - «лесная страна Пенна»), для которой составил конституцию, устанавливающую большую для того времени гражданскую и религиозную свободу. Провозглашенная терпимость привлекала в это поселение не только квакеров, но также эмигрантов из разных мест. С индейцами Пенн заключил в 1681 г. договор о дружбе. Так начался «священный эксперимент» (Holy Experiment), который длился фактически до середины XVIII века, когда квакеры полностью потеряли бразды правления в ставшей провинцией колонии. Сам Фокс ездил проповедовать в Ирландию , Голландию , Германию и Северную Америку (в 1672-1673 гг.), где он посетил, главным образом, Мэриленд и Род-Айленд и основал новые группы квакеров.

Со временем революционный дух ранних годов постепенно сменился в квакерском движении по обе стороны океана на стремление к отходу от активной деятельности, минимизации внешних контактов, что привело к своего рода замкнутости «Общества Друзей», длившейся до начала XIX столетия (период «квиетизма»).

XVIII век в истории североамериканских квакеров отмечен деятельностью борца за отмену рабства Джона Вулмана, чей «Дневник» до сих пор является одной из значимых вех в истории квакерской литературы.

В XIX веке в среде американских квакеров произошёл ряд расколов. В 1827 г. в «Обществе Друзей» под влиянием тенденции к либерализации и секуляризации выделилось более либеральное направление во главе с Элиасом Хиксом в противовес ортодоксальному течению. В 1845 и 1854 гг. ортодоксальное направление под воздействием ревайвелистского движения разделилось на евангелическое во главе с Джозефом Герни (обозначаемое также как «христоцентрическое»), позднее принявшее «Ричмондскую Декларацию Веры» (1887), и консервативное, самым известным представителем которого являлся Джон Вилбур.

В период с 1875 по 1900 год евангельские («гернитские») собрания почти полностью перешли на пасторскую форму богослужения.

В 1900 г. либеральные собрания квакеров объединились в Северной Америке в организацию, названную «Всеобщая Конференция Друзей» (Friends General Conference) с центром в Филадельфии , шт. Пенсильвания .

Квакеры в России

В начале ХХ века Друзья из Великобритании и США работали с беженцами, жертвами Первой мировой войны, голодающими в Поволжье (Бузулук). Квакеры открывали пункты питания, больницы, детские дома, школы, кустарные мастерские.

В Москве в 1921-1931 годах существовал квакерский офис, который в сталинские времена был закрыт самым последним из зарубежных религиозных представительств.

«Московское месячное собрание друзей (квакеров)» получило свой официальный статус в 1995 году. В настоящий момент [какой? ] оно насчитывает порядка 15 официальных членов. Обычно молитвенные собрания немногочисленны.

На территории России отдельные квакеры проживают в Казани , Барнауле , Петербурге .

На территории бывшего СССР квакерские группы есть в Грузии , Латвии , Эстонии . Все они относятся к либеральному течению, то есть не имеют пасторов.

Роль своего рода ресурсного центра для говорящих на русском языке выполняет общественная организация «Дом Друзей» (г. Москва).

Вероучение квакеров

Несмотря на существенные внешние различия и отсутствие чёткого кредо , все квакеры разделяют определенные убеждения, в основе которых лежит вера в существование в каждом человеке некой сущности (для её обозначения используются различные термины: Свет, Дух Божий, внутренний Христос и др.), в подчинении воле которой состоит истинная жизнь и через которую возможно непосредственное общение с Богом .

По представлениям квакеров, взаимоотношения человека со Светом невозможно точно передать словами, поэтому квакеры основное значение придают личному религиозному опыту и тому образу жизни, которого требует Свет.

Совокупность представлений о такой жизни формулируется квакерами в виде четырёх основных принципов или «свидетельств»:

  • Равенство всех людей перед Богом: все люди независимо от каких-либо внешних различий, пола , расы , национальности , религиозной принадлежности , социального статуса и т. д. равны перед Богом. Отсюда следует категорическое неприятие квакерами любых форм угнетения и дискриминации одних людей другими, проявившееся в равноправии между мужчинами и женщинами, борьбе против рабовладения, игнорировании привилегий.
  • Честность : квакеры считают необходимым всегда говорить правду, также отвергают любую клятву или присягу .
  • Простота: стремление довольствоваться только необходимыми для жизни благами, избегать роскоши и любых излишеств.
  • Мир: неприятие насилия, в частности пацифизм и отказ от военной службы.

Среди квакеров присутствуют как консервативные, так и либеральные точки зрения на гомосексуальность . Например, «Объединённое собрание Друзей» (Friends United Meeting ) и «Международное [сообщество] евангелических Друзей» (Evangelical Friends International ) считают, что сексуальные отношения допустимы только в браке, который они определяют как союз между мужчиной и женщиной . Тем не менее, Генеральная конференция Друзей (Friends General Conference ) и Британское Годовое Собрание одобряют однополые браки

Структура Общества Друзей

Квакеры имеют конгрегациональную форму церковной организации: каждая община независима от другой. Структура квакерских организаций следующая:

  • молитвенная группа (worship group);
  • подготовительное собрание (preparatory meeting);
  • территориальное или месячное собрание (area or monthly meeting);
  • годовое собрание (yearly meeting).

Для решения организационных вопросов каждое собрание проводит деловые собрания (meeting for business). До последнего времени раз в три года Всемирный Консультативный Комитет Друзей (FWCC) проводил Триеннале (Triennial) - деловое собрание для решения административных вопросов, на которое собирались представители квакерских собраний со всего мира. Одной из целей Триеннале было заявлено «общение и обмен опытом между представителями различных квакерских течений». В данное время идет пересмотр этой практики. Структура всемирных встреч, посвященных деловым вопросам, находится в стадии согласования.

Молитвенное собрание

В разных квакерских традициях молитвенные собрания (meetings for worship), проходят по-разному. Для либеральных и консервативных квакеров характерны непасторские или «непрограммированные» (unprogrammed) формы молитвенных собраний. Для евангельских квакеров - пасторские или «программированные» (programmed). Обычно богослужения проходят по воскресеньям и длятся около часа.

Основой непасторского молитвенного собрания является «ожидание озарения в молчании». Квакер, почувствовавший внутренний призыв выступить с проповедью, как правило встает и произносит короткую речь, которая воспринимается собранием как одна из истин, открываемых свыше. Иногда собрания могут проходить в полном молчании. Подобная форма богослужения может внешне чем-то напоминать медитацию.

Пасторские собрания евангельских квакеров скорее похожи на богослужения христиан-протестантов. Они проводятся пастором и могут включать чтение проповеди, отрывков из Библии, исполнение песен, гимнов. Также небольшое время отводится «молчаливому ожиданию».

В квакерской практике встречаются следующие типы молитвенных собраний:

  1. непасторское/непрограммированное:
    • молчаливая молитва (silent worship);
    • деловое собрание (meeting for business);
  2. пасторское/программированное:
    • частично программированное (partly programmed worship);
    • полностью программированное (fully programmed worship);
  3. общение в духе молитвы (worship sharing) - предполагаются высказывания только на специально избранную тему, участники высказываются по очереди, между высказываниями делаются короткие паузы. Данный тип используется, например, на собраниях, где нужно принять решение по определённому вопросу, на «собраниях для прояснения» (играет роль своего рода исповеди), различных духовных беседах (spiritual sessions) и т. д.

Примечания

  1. http://fwccworld.org/find_friends/map.shtml - FWCC’s map of quaker meetings and churches;
  2. Покровский А. И. Квакеры // Христианство: Словарь в 3 тт. Т.1. - М.: БРЭ, 1993. Стр. 720.
  3. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  4. Пучков П. И. Квакеры // Народы и религии мира. Энциклопедия. - М.: БРЭ, 1999. С. 749.
  5. Дуглас Дж. (Douglas J. D.) Фокс, Джордж // Теологический энциклопедический словарь под редакцией Уолтера Элвелла. - М.: Ассоциация «Духовное возрождение» ЕХБ, 2003. - С. 1295.
  6. Павлова Т. А. Джон Беллерс и английская социально-экономическая мысль второй половины XVII в. - М., 1979. С. 98-99.
  7. Павлова Т. А. Квакерское движение в Англии (вторая половина XVII - начало XVIII в. // Религии мира. История и современность. - М.: Наука, 1982. - С. 186-190.
  8. Reay B. The Quakers and the English Revolution. - London, 1985. - P. 9.
  9. Cooper W.A. A living faith: historical and comparative study of Quaker beliefs. - Richmond, Indiana: Friends United Press, 2001. - P. 7, 12.
  10. АМЕРИКАНСКИЙ КОМИТЕТ ДРУЗЕЙ НА СЛУЖБЕ ОБЩЕСТВУ (American Friends Service Committee). Лауреаты Нобелевской премии. Наука и техника
  11. СОВЕТ ДРУЗЕЙ НА СЛУЖБЕ ОБЩЕСТВУ (Friends Service Counsil). Лауреаты Нобелевской премии. Наука и техника
  12. Barclay’s Apology In Modern English. Ed. by D. Freiday. - Newberg: The Barclay Press, 1998. P. 46.
  13. Cooper W.A. A living faith: historical and comparative study of Quaker beliefs. - Richmond, Indiana: Friends United Press, 2001. P. 46.
  14. «History of FUM policy regarding the appointment of homosexuals» // New England Yearly Meeting of Frends (англ.)
  15. «Quakers said same-sex couples „miss the public recognition of their partnership in a religious ceremony“» (англ.) // Guardian.co.uk, 31 июля 2009
  16. Quaker Lesbian & Gay Fellowship (англ.)

В середине XX в. морякам пришлось столкнуться со странным явлением, которое невозможно объяс­нить при помощи традиционной науки. Сначала исто­рии о встречах в океанских глубинах с загадочными человекоподобными существами передавались из уст в уста. Им не придавалось особого значения, пока ис­торий не становилось все больше и больше и стало невозможно закрывать на них глаза.

В некоторых местах Мирового океана подводные лодки многих стран наблюдали за неопознанными объектами. Этим встречам предшествовали странные звуки, которые фиксировали гидроакустики. Сигналы сильно напоминали кваканье лягушек, поэтому неопознанные объекты, издающие их, стали имено­вать квакерами . Сначала это название присутствовало только в устных рассказах, но постепенно перекочева­ло и в официальные документы, содержащие сведения о встречах со странными объектами.

Однако вскоре выяснилось, что с загадочными ква­керами приходилось встречаться и раньше. Оказалось, что американцы и англичане уже имели с ними дело во время Второй мировой войны. На тот момент армия союзников имела более совершенную, чем у армии Германии гидроакустическую аппаратуру. Во время боев в Атлантике аппаратура фиксировала странные звуки из глубин воды. Американцы и англичане реши­ли, что у немцев появилось новое оружие, что вызвало неподдельную панику. В результате данные об этом событии были засекречены, и к проблеме не возвра­щались до окончания войны.

Советские моряки стали наблюдать квакеров при­мерно с начала 1950-х гг., когда стали использоваться подводные лодки серии 611 и 613. Данные субмарины имели более совершенную акустическую систему, по­этому смогли уловить звуки, недоступные предшест­венникам.

Вот рассказ одного из очевидцев встречи с кваке­рами , командира подлодки Северного флота: «Вы­ходим в Норвежское море, и вдруг акустик слышит, что нас под водой окружают некие враги, причем действуют эти враги весьма энергично: активно ма­неврируют вокруг по вертикали и горизонтали, звуки их нам неизвестны, и мы не можем их классифициро­вать. Порой кажется, что неизвестный враг выходит в атаку, потом звуки распадаются. Все в шоке. По воз­вращении в базу мы, командиры, докладываем о слу­чившемся. Теперь в шоке командование. Сразу воп­рос: что скажет наука? А наука молчит, так как сама ни черта не понимает...»

Почему же примечательны эти странные сигналы, источником которых считают загадочных квакеров? Ведь из океанских глубин доносится множество других не менее загадочных звуков. Дело в том, что звуки, рожденные квакерами, сильно отличаются от других подводных шумов. Очевидцы утверждают, что у них складывалось впечатление, будто неизвестные источ­ники сигналов производили свои действия вполне осознано. Было похоже, что квакеры внезапно появля­ются и пытаются наладить контакт с моряками.

Из рассказов становится заметно, что квакеры пла­вали вокруг подлодок , а частота и тональность их сиг­налов менялась, словно они хотели установить диа­лог. Загадочные существа особенно реагировали на гидроакустические сигналы с лодок. Через некоторое время квакеры уплывали, но лишь затем, чтобы потом опять вернуться. Моряки с российских подводных лодок рассказывали, что квакеры плыли рядом, пока субмарины не покидали какой-нибудь район, затем они издавали прощальный сигнал и исчезали. Никакой агрессии с их стороны никогда не было, на подлодках их появление никаким отрицательным образом не ска­зывалось. Квакеры словно, напротив, показывали свое миролюбие.

Но командиры подводных лодок все же опасались появления загадочных подводных объектов. Ведь они появлялись неожиданно и пересекали курс подлодки, если же субмарина меняла курс, то неопознанный объ­ект вновь пересекал его. Несмотря на то, что за все годы наблюдения за квакерами они не совершали по­пыток нападения, экипажи подлодок постоянно пре­бывали в напряжении при встрече с ними.

Не только подводным лодкам приходилось сталки­ваться с загадочными явлениями. Экипажи надводных кораблей также могут рассказать о странных случаях. Например, судно «Владимир Воробьев» проводило океанографические исследования в Аравийском море, и однажды команда заметила, как вокруг корабля про­тив часовой стрелки вращается светящееся белое пятно. Постепенно оно распалось на восемь равных частей.

При помощи эхолота была измерена глубина под кораблем, которая составляла 170 м, а под килем ко­рабля на глубине около 20 м находилась странная масса, от которой шел легкий вибрирующий звук.

В апреле 1970 г. разведывательный корабль «Харитон Лаптев» проводил прослушивание океан­ских шумов, однако был вынужден прервать дея­тельность, так как поспешил на помощь потер­певшей бедствие советской подводной лодке К-8. Удалось спасти большую часть экипажа.

Для решения проблемы с квакерами на Северном флоте командующим флотом адмиралом Г. М. Его­ровым была создана внештатная спецгруппа , которую возглавил начальник штаба флота. В группу также вхо­дил начальник аналитического отдела Анатолий Григорьевич Смоловский, который впоследствии на­писал много серьезных работ, посвященных квакерам.

В 1960-х гг. был поднят большой шум вокруг НЛО. Также много сообщений поступало о наблюдении неопознанных подводных объектов (НПО). Для совет­ского военно-морского флота эта проблема была также актуальна. Командование ВМФ СССР крайне скепти­чески относилось к сообщениям о разнообразных ано­мальных явлениях и не приветствовало разговоры об этом. Однако, сообщений становилось все больше, а не докладывать о них было просто невозможно.

Если на сообщения о странных объектах раньше было принято закрывать глаза, то в какой-то момент проблема НПО и квакеров все же стала актуальной для командования ВМФ. Министр обороны маршал А. А. Гречко приказал создать при разведуправлении спецгруппу, в которую входило несколько офицеров. В задачу спецгруппы входило изучение, систематиза­ция и анализ всех странных явлений, которые проис­ходят в океанских водах и могут стать опасными для советских кораблей.

Образованная группа взялась за работу, в которой было много трудностей, ведь до этого никто не выпол­нял похожей работы. Членам группы приходилось ез­дить по флотам и собирать любые возможные сведе­ния, которые так или иначе относились к НПО. Кроме того, было организовано несколько экспедиций с целью обнаружения в воде загадочных сигналов.

С загадочными квакерами встречались и моряки других государств. Особенно много свидетельств встреч с ними у американцев.

В Америке началась буквально-таки настоящая охота за НПО и квакерами . ВВС США применяли самую современную глобальную систему гидроакусти­ческого слежения (СОСУС), которую они использова­ли для поисков советских атомных подлодок. Система перекрывала часть Тихого океана и всю Атлантику. В 1960-х гг. были установлены первые части СОСУС, а в 1991 г. системой разрешено было пользоваться и гражданским ученым, как это произошло с профес­сором К. Фоксом.

На глубине несколько сотен метров были располо­жены посты прослушивания, они могли распознать большую часть звуков, например, пение китов, трение айсбергов об океанское дно, гул винтов подлодок, под­водные землетрясения.

Кроме вполне естественных звуков СОСУС улавли­вает и неопознанные сигналы. При помощи гидро­акустической системы удалось установить, что веща­ние неизвестных источников распространяется практически по всему океану. Длинные волны фикси­руются датчиками, которые расположены в разных частях планеты. В основном это низкочастотные волны, напоминающие звуки, издаваемые работаю­щей техникой. Сигналы записали на магнитофон и прокрутили с увеличенной скоростью. Оказалось, что они вполне различимы для человеческого слуха, кроме того, существует несколько разных видов сигна­лов, каждый из которых имеет свои особенности. Исследователи разделяют их на «свист», «вой», «поезд» и «торможение».

Профессор Фокс, ведущий специалист в области акустических сигналов океана, так характеризует неко­торые звуки: «Взять хотя бы „торможение". Этот звук, похожий на тот, который издает идущий на посадку самолет, впервые появился в 1997 году в Тихом океане. Теперь он переместился в Атлантический. Источник расположен далеко от гидрофонов, и засечь его мы не можем».

С 1991 г. по 1994 г. система фиксировала постоян­ный сигнал, названный «восходящим». Он звучал словно осмысленный. Затем он внезапно пропал. Через несколько лет его вновь удалось зафиксировать, при этом сигнал стал сильнее и разнообразнее. Эксперты ВМС США и гражданские ученые ведут свои исследо­вания параллельно друг другу, но пока ни те, ни другие разобраться в странном сигнале не могут. Они не в со­стоянии установить, где находится источник сигнала, кому он. принадлежит и кому адресован. Источник сигнала словно специально расположен далеко от гид­рофонов, и при этом постоянно перемещается. Подобные источники звуков получили название НЗО - неопознанные звуковые объекты. Перед учеными стоит вопрос: кто же производит эти звуки: неизвестные морские животные, представители вне­земных цивилизаций или таинственная подводная раса?

В марте 1966 г. в США были проведены испытания по дальней подводной связи. Вдоль континентального шельфа была проложена антенна протяженностью в километр.

В море вышло судно, ко дну которого были при­креплены опущенные вниз локаторы. С началом экс­перимента начались аномальные события. Вначале улавливали сигнал, потом нечто похожее на его повто­рение, словно это было эхо, потом стали раздаваться загадочные, будто закодированные послания. Эксперимент провели еще несколько раз и постоянно получали похожие данные.

В эксперименте участвовал полковник Алекс Сандерс, который отмечал, что было похоже на то, как «кто-то там, в глубине, принимал наш сигнал, имити­ровал его с целью привлечь наше внимание, а потом начинал передавать свое сообщение на этой же волне». Удалось засечь источник сигнала, который распола­гался на глубине 8000 м на практически неизученном участке Атлантического океана. Ученые так и не смог­ли разобраться в странностях сигнала, поэтому было решено прекратить эксперимент, назвав его неудач­ным. Только в 1996 г. полученные в ходе того экспери­мента записи внесли в самые совершенные компьюте­ры Пентагона. Криптографы ВМС США так и не обнародовали данные, полученные в результате рас­шифровки записей. Однако военные океанологи стали активно изучать дно в том районе Атлантического океана, откуда донеслись звуки. Также американские военные заняты разработкой новейших способов даль­ней подводной связи.

Профессор К. Фокс так охарактеризовал ситуацию с загадочными подводными звуками: «Никто толком не знает, что вообще от подводных существ можно ус­лышать».

Также является странным тот факт, что неопознан­ные объекты способны развивать невероятно большую скорость . Из акваторий Сиамского и Персидского за­ливов, из Малаккского пролива и Южно-Китайского моря вот уже на протяжении ста лет приходят сообще­ния от торговых и военных судов о светящихся огнях и странных объектах под водой. В последние несколь­ко лет странные звуки все чаще доносятся из одного из самых глубоководных мест Мирового океана - подводного каньона Минданао, глубина которого со­ставляет 9000 м. Для исследования этих звуков в тот район вскоре должна быть отправлена экспедиция, в состав которой войдут исследователи и эксперты из Национального управления по изучению океана и атмосферы США. На эту экспедицию возлагают ог­ромные надежды. Вот только разговоры о ней ходят уже в течение нескольких лет, а сама экспедиция все никак не состоится. Может быть, ее отменили, но также возможен вариант, что она состоялась, но данные, по­лученные в результате исследований, являются засек­реченными.

В доисторическую эпоху в океане на больших глу­бинах обитал китообразный зеглодон, который имел змееподобную форму и, как считается, имел органы передачи звука, как у китов или дельфинов. Возможно, где-то в океане до сих пор обитает потомок этого животного и издает загадочные звуки.

В начале 1980-х гг. исследования, посвященные проблеме квакеров, были внезапно свернуты. Офице­ров направили на другие задания, ученые вернулись в свои лаборатории. Все данные, полученные по этой теме, засекретили и отправили в архив Генерального штаба. Причина, по которой все материалы были под грифом «Совершенно секретно», понятна. Америка просто хочет скрыть свои приоритеты в таком деликат­ном деле и скорее всего передать все документы в одни руки, чтобы избежать утечки информации. И все же, что удалось узнать о загадочных квакерах на данный момент?