Какие месяцы года вы знаете? Пожалуй, на этот вопрос может ответить даже обычный ученик средней школы, причем, скорее всего, он назовет их сразу же на нескольких языках, например, на русском, английском и немецком. А задумывались ли вы когда-нибудь над тем, почему эти важнейшие составляющие года имеют именно такие названия?

Раздел 1. Актуальность вопроса

Месяцы года… Казалось бы, что может быть проще: январь, февраль, март и т. д. За считанные секунды их можно без проблем перечислить как в прямом, так и в обратном порядке.

Однако в последнее время все больше и больше людей интересуются этимологией слов. Почему? Прежде всего, из-за того, знания помогают лучше проследить историю и культуру как отдельно взятой местности, так и всей страны или народности. А владеть такими знаниями не только модно, но и весьма перспективно, так как через прошлое, как известно, практически всегда можно предугадать дальнейшее развитие событий применительно к будущему.

Попробуем приоткрыть завесу тайны и узнать, каким же древнеславянским названиям удалось войти в современный язык и закрепиться в нем, как говорится, на века.

Раздел 2. Борьба двух календарей

Вообще, по мнению ученых, список месяцев года пришел к нам из Древнего Рима. Именно в той великой стране местные мудрецы разработали солнечный календарь, состоявший из названий, которые были напрямую связаны с императорами и обычными числами. Он в результате и был взят за основу.

Вообще, существуют разные версии того, как и по какой причине римский календарь преимущественно вытеснил древнеславянский, но основная из них все же религиозная.

Считается, что православная церковь так старательно стремилась искоренить язычничество, в итоге это сказалось даже на календаре. Так как в то время Русь имела тесные взаимоотношения с Византией, то как раз и пришелся к нашему двору римский календарь.

В нашем современном сохранилась суть римского календаря, который насчитывал 12 месяцев, единственное отличие, правда, касается начала года.

Сезоны у них были те же, что и сейчас, да и располагались они в той же последовательности, относясь к тому же времени года. Но некоторые изменения все же произошли, хотя их и не стоит считать принципиальными. Дело в том, что у древних римлян изначально первым в году являлся март.

Раздел 3. Зимние месяцы года

Декабрь для римлян просто считался «десятым», а вот называли его студень. В принципе, понятно, почему: как правило, в этом месяце становилось холодно или студено, замерзали реки, а перемещения из-за низких температур и обильных осадков становились практически невозможными. Местные жители оставались заложниками своих собственных домов, а торговля и войны практически останавливались.

Сколько месяцев в году, знает даже ребенок, и даже малыш в состоянии запомнить первый. Почему? Из-за празднования Нового года, конечно же.

Январь стал январем в честь двуликого бога Януса, который по праву считался богом всяких начинаний и соединял прошлое и будущее. Он же являлся и хранителем входов и выходов в различные помещения и в Кстати, Янус известен в качестве покровителя путников и отважного хранителя дорог, его почитали италийские моряки, верившие, что именно он научил людей создавать первые корабли.

Вообще в древнеславянском календаре январь называли «сечень». Слово происходило от глагола «сечь», что означало рубить лес. Как правило, все заготовки для строительства и подготовка посевных площадей проводились зимой. Было у января и третье название - «просинец», что значило «появление синего неба после очень затяжной облачности».

Февраль происходит от латинского слова Februa, обозначающего дословно «праздник очищения». Именно в этот месяц проводили обряд очищения и искупали грехи. Есть версия, что название месяца связано с богом подземного царства по имени Фебрууса.

В древнеславянской версии февраль звучит как лютый, то есть месяц морозов и метелей.

Раздел 4. Весенние месяцы года

Март получил такое название в честь Марса — бога войны. Это божество римляне чрезвычайно почитали, а так как вместе с теплыми весенними днями обычно планировались военные походы, возникло данное название.

В древнеславянском календаре март назывался «березень». Название логически понятное, так как именно в это время сжигались срубленные зимой деревья на уголь, в основном это были березы. По некоторым версиям март назывался также «сухий», так как наступало время просыхания земли от снегов.

История названия месяца апреля уходит к латинскому слову Aprilis. Насколько известно, в переводе оно обозначает «раскрытие». Это и понятно, ведь именно в эту пору раскрывались почки на деревьях. Но есть, кстати, и альтернативная версия происхождения названия от другого латинского слова apricus, что обозначает согреваемый солнцем. Правда, согласитесь, суть от этого почти не меняется.

Наши предки именовали апрель не менее красивым названием, «цветень», так как это был месяц, когда все вокруг цвело.

Май назвали в честь богини весны по имени Майя. Кстати, римляне отождествляли данную богиню с италийской богиней Майеста, являющейся покровительницей плодоносной земли. Часто в мае данной богине приносили жертвоприношения.

Согласно древнеславянскому календарю, май именовали как «травень» , то есть месяц активного роста трав.

Раздел 5. «Лето, ах, лето…»

Июнь назвали так в честь которая была женой Юпитера. Она считалась покровительницей женщин. Но существует второе мнение, будто данное название связано с первым консулом Древнего Рима по имени Юний Брут.

Календарь наших предков называл этот месяц «червень». Имя произошло от слова червь. Все просто: это месяц собирания насекомых-вредителей в своих садах и на огородах. Кроме того, в южных районах именно июнь - время покраснения вишни.

Июль, скорее всего, назвали в честь известного Юлия Цезаря, в принципе именно он и затеял всю эту реформу календаря. Ранее данный месяц назывался «Квинтилис» или «Пятый».

Древние славяне называли месяц «липень» , так как именно в данное время

Август называется в честь императора Августа, именно он внес собственные поправки в римский календарь. До этого момента месяц назывался «Секстилис» или «Шестой».

Раздел 6. Сентябрь, октябрь, ноябрь - пора осеннего увядания

С этими месяцами дело обстоит очень просто. Римляне не придумывали им новых названий, они просто соответствуют своему номеру по порядку. Хотя, придать какие-то именные названия старались ранее неоднократно. Ведь многие императоры хотели увековечить свои имена в календаре.

Такие месяцы в году, как сентябрь, октябрь, ноябрь соответственно обозначают латинские порядковые номера: седьмой, восьмой, девятый.

Древние славяне называли сентябрь словом «вересень», ибо это был месяц разгара цветения вереска. Октябрь имел название листопад, так как это было время пожелтения и опадания листвы. Ноябрь именовали же «грудень» из-за мерзлой колеи на дороге.

Называя месяцы, европейские державы проявили удивительную солидарность. Убедиться в этом можно, сравнив названия, принятые в разных странах. Например:

Язык

Месяц

Английский

Немецкий

Французский

Испанский

Итальянский

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Июнь

Июль

Август

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Не правда ли, они все - как под копирку? Это удобно, потому что при определении времени года можно легко сориентироваться в любой стране. Изучение названий месяцев считается одним из самых легких уроков по иностранному языку.

Но чем объясняется такая похожесть?

Все очень просто: в основе всех наименований - древнеримский календарь. Древние римляне в свою очередь называли месяцы в честь своих богов, правителей, важных событий и религиозных праздников.

Однако есть одна особенность: весь календарный год, в зависимости от происхождения названий месяцев, можно разделить на две части. Одна посвящена праздникам и богам, а вторую почему-то называли просто по счету. Но обо всем - по порядку.

Чтобы разобраться подробнее, нужно вспомнить «календарную» историю.

КТО ДАЛ НАЗВАНИЯ МЕСЯЦАМ?

В древности летоисчисление велось по 10-месячному календарю (всего в году было 304 дня), а названия месяцев совпадало с их порядковым номером: первый, второй, шестой, десятый (или unus, duo , tres, quattuor, quinque, sex, septem, octo, novem, decem - по латыни) . В VII веке до н. э. было принято решение реформировать календарь - чтобы привести его в соответствие с солнечно-лунным циклом. Так появилось еще 2 месяца - январь и февраль, а год увеличился до 365 дней.

  • Как показывают исследования, в VIII веке до н. э. римляне решили дать названия месяцам. Первым стал март, названный в честь бога Марса. Древние римляне считали его своим прародителем (отцом Ромула, основателя Рима), поэтому и удостоили такой чести.
  • Следующим месяцем (тогда - вторым по счету) стал Aperire , что в переводе с латинского означает «открывать», - в честь наступления весны и появления первых всходов.
  • Римской богине плодородия Майе отдали третий месяц - Maius . В это время было принято делать жертвоприношения, чтобы добиться благосклонности божества и получить хороший урожай.
  • Месяц июнь (четвертый по старому счету) получил свое название в честь жены Юпитера Юноны - богини материнства (лат. Junius).
  • Июль (Julius) - пожалуй, самый известный месяц. Даже многие школьники знают, что римляне посвятили его величайшему правителю - императору Юлию Цезарю.
  • Следующий месяц (шестой, или sextus, по старому счету) был назван в честь преемника Цезаря - Октавиана Августа. Чтобы уравнять двух великих императоров, к августу (Augustus) даже добавили дни (в шестом месяце на тот момент насчитывалось 30 дней, а в пятом, посвященном Цезарю, - 31). Один день в честь императора Августа «забрали» у нового месяца - февраля. Вот почему он - самый короткий в году.

С седьмого и по десятый месяцы сохранили свои обычные названия: седьмой (septem /сентябрь), восьмой (octo /октябрь), девятый (novem /ноябрь) и десятый (decem /декабрь). Видимо, римляне не смогли придумать что-то поинтереснее.

Как уже упоминалось, январь и февраль появились позже. Их названия напрямую связаны с религией. Январь (Januarius) стал именоваться так в честь бога Януса. Он, как считали древние римляне, имел два лица. Одно было обращено в будущее, второе - в прошлое (что символично для первого месяца года, не правда ли?). Февраль (Februum ) был назван в честь одноименного обряда очищения от грехов.

В 45 году до нашей эры Юлий Цезарь постановил отмечать начало нового года 1 января. Так мы получили юлианский календарь и всеми любимый праздник.

СЛАВЯНСКАЯ ВЕРСИЯ

Если говорить о славянских названиях месяцев, то в ряде славянских языков и сейчас используются названия славянского происхождения, а не международные латинские. В отличие от древних римлян, наши далекие предки называли календарные месяцы в соответствии с природными проявлениями.

«Аутентичные» славянские названия

  • Январь - сечень (время, когда рубят или секут лес, готовят древесину под новые постройки);
  • февраль - лютый (месяц, когда лютуют морозы);
  • март - березень (время, когда начинают набухать почки на березе);
  • апрель - цветень, квитень (время начала цветения);
  • май - травень (начинает расти трава);
  • июнь - червень. Существует 2 версии появления этого названия. Первая - по красному цвету распускающихся цветов, вторая - по появлению в это время личинок насекомого кошемиля, из которых изготавливался краситель красного цвета;
  • июль - липень (в честь цветения липы);
  • август - серпень (пора работы жнецов, когда идет уборка урожая серпом);
  • сентябрь - вересень. По одной из версий месяц получил свое название в честь цветения вереска, по другой - в честь молотьбы зерна, которую наши предки называли «врещи»;
  • октябрь - жовтень (листва на деревьях в это время желтая);
  • ноябрь - листопад (пора, когда деревья роняют свою листву);
  • декабрь - снежень, грудень (в это время падает снег, земля превращается в мерзлые грудки).

Теперь вы знаете, как появились наименования 12 месяцев. А какая версия больше нравится вам - латинская или славянская?

Эти дидактические материалы помогут ребенку быстрее выучить и запомнить названия времен года и месяцев. Скачайте и распечатайте картинку-календарь, его нужно будет повесить на видном месте таким образом, чтобы ребенок часто встречал календарь глазами в течение дня. Он невольно будет прокручивать в памяти названия времен года, зимних, весенних, летних и осенних месяцев.

Естественно, перед этим необходимо ребенка с этими временами года ознакомить. Начните свой рассказ с зимы. Обязательно расскажите приметы, что происходит в это время года в природе, какая стоит погода, чтобы ребенок прочувствовал и ярко представил себе полную картину сезона.

Зимой день короткий. Солнце стоит низко и греет слабо. Выпадает снег. Холодно. Люди носят зимнюю одежду. Зимой мы празднуем любимый всеми праздник - Новый год.

Весной день становится длиннее. Солнце греет лучше. Становится теплее. Снег тает. Бегут ручейки. На деревьях появляются листья. Начинает расти трава. Расцветают цветы. Прилетают перелетные птицы. Люди носят демисезонную одежду. Самые известные праздники весны - это 8 марта и первомай.

Летом солнце стоит высоко, светит ярко, хорошо греет. Стоит жаркая погода. Цветут цветы и появляются ягоды. Люди носят летнюю одежду. Можно купаться в природных водоемах и загорать.

Осенью день становится все короче. Солнце ниже. Холодает. Поспевает урожай овощей и фруктов. С деревьев облетает листва. Перелетные птицы улетают на юг. Часто льет дождь. Люди одевают теплую одежду. Самый известный осенний праздник - день знаний.

И снова наступает зима...

Не забудьте обсудить и само понятие "времена года", что такое год. Детки часто путают "время года", "время суток", "неделя", "месяц" и просто "время", сразу разграничьте эти понятия. Помогут в этом загадки:

В саду царском стоит дерево. На одном боку цветы расцветают, на другом листы опадают, на третьем плоды созревают, на четвертом сучья подрезают. Что это за дерево? (год)

Птицы эти вереницей летят,
И не воротятся больше назад.
В каждой стае птичек - семь,
Вам они известны всем! (Дни недели.)

Двенадцать братьев
Друг за другом бродят,
Но друг друга не обгоняют. (Месяцы.)

Протянулся мост
На семь вёрст,
А в конце моста -
Золотая верста. (Неделя.)

Ежегодно приходят
К нам в гости:
Один седой,
Другой молодой,
Третий скачет,
А четвёртый плачет. (Времена года.)

Предложите ребенку самому придумать рассказ про времена года.

Не забудьте сказать ребенку, что год состоит из 12 месяцев , и на каждое время года приходится по 3 месяца.

Календарь времена года

Далее знания можно углубить, разбив происходящее в природе на месяцы, как изображено на картинках. Задавайте ребенку вопросы: "когда опадают листья с деревьев?", "когда мы поедем купаться на реку?" и тому подобные, чтобы хорошо закрепить в памяти материал.

В продаже бывают календари с подвижной стрелкой для изучения времен и месяцев года. Такой календарь можно смастерить и своими руками, просто распечатав рисунок и прикрепив стрелку из картона.

Хорошо помогут детям в закреплении знаний о временах года карточки, рисунки-раскраски и загадки.

Карточки

Нужно разрезать по линиям.

В детском саду или дома можно сделать аппликацию из цветной бумаги на тему времен года. Шаблон:

Как с ребенком выучить названия месяцев

Запомнить месяцы поможет простое стихотворение:

По сугробам шёл январь, всех морозов зимних царь!
Догонял его февраль - потерял из вьюги шаль.

Прибежал на смену март, зазвенел: "Весна, на старт!"
По ручьям приплыл апрель, он в кармане нёс капель.

Шелестел листвою май: "Куртку тёплую снимай!"
Одуванчик нёс июнь. Хочешь чуда? Просто дунь!

А в июле, а в июле мы на море отдохнули!
Август пчёлами гудел, да грибом в лесу сидел.

В золотистом сентябре мы забыли о жаре!
Ветер дунул октябрём: листьев жёлтых наберём!

Нас ноябрь заморозил, первый снег на землю бросил.
Вот декабрь к нам идёт, завершая длинный год!

(с) Ирина Гурина

Или еще одно стихотворение:

Выучили названия месяцев и их порядок, теперь можно рассказать ребенку секретик, как определить/посчитать количество дней в месяце по кулачкам:)

Не забудьте рассказать и про високосный год!

Тридцать дней всегда в сентябре,
В апреле, июне и ноябре.
На день больше в месяцах прочих,
Только февраль подравняться не хочет.
В нём всего двадцать восемь дней,

Сказка Самуила Маршака «Двенадцать месяцев» расскажет малышу о настоящем чуде, которое может случиться только под Новый Год и только с добрыми ребятами. Сказка о доброй девочке, которая теплом своего сердца смогла растопить лед сурового Января, и взамен получила корзину подснежников. Также сказка рассказывает о злой и корыстной сестре и мачехе девочки, которые не получили ничего, кроме лютого мороза и вьюги. Кроме поучительной истории, малыш познакомится с названиями месяцев в году, узнает о сезонах и их последовательности, о том, что лето не наступит раньше весны, а осень раньше лета.

Сказка: "Двенадцать месяцев"

Знаешь ли ты, сколько месяцев в году?

А как их зовут?

Январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь.

Только окончится один месяц, сразу же начи­нается другой. И ни разу еще не бывало так, чтобы февраль пришел раньше, чем уйдет январь, а май обогнал бы апрель.

Месяцы идут один за другим и никогда не встре­чаются.

Но люди рассказывают, будто в горной стране Богемии была девочка, которая видела все двена­дцать месяцев сразу.

Как же это случилось?

А вот как.

В одной маленькой деревушке жила злая и ску­пая женщина с дочкой и падчерицей. Дочку она любила, а падчерица ничем ей не могла угодить. Что ни сделает падчерица, - все не так, как ни повернется, - все не в ту сторону.

Дочка по целым дням на перине валялась да пряники ела, а падчерице с утра до ночи и присесть некогда было: то воды натаскай, то хворосту из лесу привези, то белье на речке выполощи, то грядки в огороде выполи.

Знала она и зимний холод, и летний зной, и весенний ветер, и осенний дождь. Потому-то может, и довелось ей однажды увидеть все двенадцать месяцев разом.

Была зима. Шел январь месяц. Снегу намело столько, что от дверей его приходилось отгребать лопатами, а в лесу на горе деревья стояли по пояс в сугробах и даже качаться не могли, когда на них налетал ветер.

Люди сидели в домах и топили печки. В такую-то пору, под вечер, злая мачеха при­открыла дверь, поглядела, как метет вьюга, а потом вернулась к теплой печке и сказала падчерице:

Сходила бы ты в лес да набрала там под­снежников. Завтра сестрица твоя именинница.

Посмотрела на мачеху девочка: шутит она или вправду посылает ее в лес? Страшно теперь в лесу! Да и какие среди зимы подснежники? Раньше марта месяца они и не появятся на свет, сколько их ни ищи. Только пропадешь в лесу, увязнешь в сугро­бах.

А сестра говорит ей:

Если и пропадешь, так плакать о тебе никто не станет! Ступай да без цветов не возвращайся. Вот тебе корзинка.

Заплакала девочка, закуталась в рваный платок и вышла из дверей.


Ветер снегом ей глаза порошит, платок с нее рвет. Идет она, еле ноги из сугробов вытягивает.

Все темнее становится кругом. Небо черное, ни одной звездочкой на землю не глядит, а земля чуть посветлее. Это от снега. Вот и лес. Тут уж совсем темно - рук своих не разглядишь. Села девочка на поваленное дерево и сидит. Все равно, думает, где замерзать.

И вдруг далеко, меж деревьев, блеснул ого­нек - будто звезда среди ветвей запуталась.

Поднялась девочка и пошла на этот огонек. Тонет в сугробах, через бурелом перелезает. «Только бы, - думает, - огонек не погас!» А он не гаснет, он все ярче горит. Уж и теплым дымком запахло, и слышно стало, как потрескивает в огне хворост.

Девочка прибавила шагу и вышла на полянку. Да так и замерла.

Светло на полянке, точно от солнца. Посреди полянки большой костер горит, чуть ли не до самого неба достает. А вокруг костра сидят люди - кто поближе к огню, кто подальше. Сидят и тихо беседуют.


Смотрит на них девочка и думает: кто же они такие? На охотников будто не похожи, на дровосе­ков еще того меньше: вон они какие нарядные - кто в серебре, кто в золоте, кто в зеленом бархате.

Молодые у самого огня сидят, а старики - по­одаль.

И вдруг обернулся один старик - самый высо­кий, бородатый, бровастый - и поглядел в ту сто­рону, где стояла девочка.

Испугалась она, хотела убежать, да поздно. Спрашивает ее старик громко:

Ты откуда пришла? Чего тебе здесь нужно? Девочка показала ему свою пустую корзинку и говорит:- Нужно мне набрать в эту корзинку подснеж­ников.

Засмеялся старик:

Это в январе-то подснежников? Вон что выдумала!

Не я выдумала, - отвечает девочка, - а при­слала меня сюда за подснежниками моя мачеха и не велела мне с пустой корзинкой домой возвра­щаться.

Тут все двенадцать поглядели на нее и стали между собой переговариваться.

Стоит девочка, слушает, а слов не понимает - будто это не люди разговаривают, а деревья шумят.

Поговорили они, поговорили и замолчали.

А высокий старик опять обернулся и спраши­вает:

Что же ты делать будешь, если не найдешь подснежников? Ведь раньше марта месяца они и не выглянут.

В лесу останусь, - говорит девочка. - Буду марта месяца ждать. Уж лучше мне в лесу замерзнуть, чем домой без подснежников вернуться.

Сказала это и заплакала.

И вдруг один из двенадцати, самый молодой, веселый, в шубке на одном плече, встал и подошел к старику:

Братец Январь, уступи мне на час свое место!

Погладил свою длинную бороду старик и говорит:

Я бы уступил, да не бывать Марту прежде Февраля.

Ладно уж, - проворчал другой старик, весь лохматый, с растрепанной бородой. - Уступи, я спорить не стану! Мы все хорошо ее знаем: то у проруби ее встретишь с ведрами, то в лесу с вязанкой дров… Всем месяцам она своя. Надо ей помочь.

Ну, будь по-вашему, - сказал Январь.

Стукнул он ледяным своим посохом и заговорил:

Не трещите, морозы,
В заповедном бору,
У сосны, у березы
Не грызите кору!

Полно вам воронье
Замораживать,
Человечье жилье
Выхолащивать!

Замолчал старик, и тихо стало в лесу. Перестали потрескивать от мороза деревья, а снег начал падать густо, большими, мягкими хлопьями.

Ну, теперь твой черед, братец, - сказал Январь и отдал посох меньшому брату, лохматому Февралю.

Тот стукнул посохом, мотнул бородой и загудел:

Ветры, бури, ураганы,
Дуйте что есть мочи!
Вихри, вьюги и бураны,
Разыграйтесь к ночи!

В облаках трубите громко,
Вейтесь над землею,
Пусть бежит в полях поземка
Белою змеею!


И только он это сказал, как зашумел в ветвях бурный, мокрый ветер. Закружились снежные хлопья, понеслись по земле белые вихри.

А Февраль отдал свой ледяной посох младшему брату и сказал:

Теперь твой черед, братец Март.

Взял младший брат посох и ударил о землю.

Смотрит девочка, а это уже не посох. Это боль­шая ветка, вся покрытая почками.

Усмехнулся Март и запел звонко, во весь свой мальчишеский голос:

Разбегайтесь, ручьи,
Растекайтесь, лужи,
Вылезайте, муравьи,
После зимней стужи!

Пробирается медведь
Сквозь лесной валежник.
Стали птицы песни петь,
И расцвел подснежник.

Девочка даже руками всплеснула. Куда дева­лись высокие сугробы? Где ледяные сосульки, что висели на каждой ветке?

Под ногами у нее - мягкая весенняя земля. Кругом каплет, течет, журчит. Почки на ветвях надулись, и уже выглядывают из-под темной кожуры первые зеленые листики.

Глядит девочка - наглядеться не может.

Что же ты стоишь? - говорит ей Март-месяц. - Торопись, нам с тобой всего один часок братья мои подарили.


Девочка очнулась и побежала в чащу подснежники искать. А их видимо-невидимо! Под кустами и под камнями, на кочках и под кочками - куда ни поглядишь. Набрала она полную корзину, полный передник - и скорее опять на полянку, где костер горел, где двенадцать братьев сидели.

А там уже ни костра, ни братьев нет… Светло на поляне, да не по-прежнему. Не от огня свет, а от полного месяца, что взошел над лесом.

Пожалела девочка, что поблагодарить ей неко­го, и побежала домой.

А месяц за нею поплыл.

Не чуя под собой ног, добежала она до своих дверей - и только вошла в дом, как за окошками опять загудела зимняя вьюга, а месяц спрятался в тучи…

Ну что, - спросили ее мачеха и сестра, - уже домой вернулась? А подснежники где?

Ничего не ответила девочка, только высыпала из передника на лавку подснежники и поставила рядом корзинку.

Мачеха и сестра так и ахнули:

Да где же ты их взяла?

Рассказала им девочка все, как было. Слушают они обе и головами качают - верят и не верят. Трудно поверить, да ведь вот на лавке целый ворох подснежников, свежих, голубеньких. Так и веет от них мартом месяцем!

Переглянулись мачеха с дочкой и спрашивают:

А больше тебе ничего месяцы не дали?

Да я больше ничего и не просила.

Вот дура так дура! - говорит сестра. - В кои-то веки со всеми двенадцатью месяцами встретилась, а ничего, кроме подснежников, не выпросила! Ну, будь я на твоем месте, я бы знала, чего просить. У одного - яблок да груш сладких, у другого - земляники спелой, у третьего - грибов беленьких, у четвертого - свежих огурчиков!

Умница, доченька! - говорит мачеха. - Зи­мой землянике да грушам цены нет. Продали бы мы все это и сколько бы денег выручили! А эта дурочка подснежников натаскала! Одевайся, дочка, поте­плее да сходи на полянку. Уж тебя они не проведут, хоть их двенадцать, а ты одна.

Где им! - отвечает дочка, а сама - руки в рукава, платок на голову.

Мать ей вслед кричит:

Рукавички надень, шубку застегни!


А дочка уже за дверью. Убежала в лес.

Идет по сестриным следам, торопится. «Скорее бы, - думает, - до полянки добраться!»

Лес все гуще, все темней, сугробы все выше, бурелом стеной стоит.

«Ох, - думает мачехина дочка, - и зачем только я в лес пошла! Лежала бы сейчас дома в теплой по­стели, а теперь ходи да мерзни! Еще пропадешь тут!»

И только она это подумала, как увидела вдалеке огонек - точно звездочка в ветвях запуталась.

Пошла она на огонек. Шла, шла и вышла на полянку. Посреди полянки большой костер горит, а вокруг костра сидят двенадцать братьев, двена­дцать месяцев. Сидят и тихо беседуют.

Подошла мачехина дочка к самому костру, не поклонилась, приветливого слова не сказала, а вы­брала место, где пожарче, и стала греться.

Замолчали братья-месяцы. Тихо стало в лесу. И вдруг стукнул Январь-месяц посохом о землю.

Ты кто такая? - спрашивает. - Откуда взя­лась?

Из дому,- отвечает мачехина дочка. - Вы нынче моей сестре целую корзинку подснежников дали. Вот я и пришла по ее следам.

Сестру твою мы знаем,- говорит Январь-месяц, - а тебя и в глаза не видали.
Ты зачем к нам пожаловала?

За подарками. Пусть Июнь-месяц мне земля­ники в корзинку насыплет, да покрупней. А Июль-месяц - огурцов свежих и грибов белых, а месяц Август - яблок да груш сладких. А Сентябрь-месяц - орехов спелых. А Октябрь…

Погоди, - говорит Январь-месяц. - Не бы­вать лету перед весной, а весне перед зимой. Далеко еще до Июня-месяца. Я теперь лесу хозяин, тридцать один день здесь царствовать буду.

Ишь какой сердитый! - говорит мачехина дочка. - Да я не к тебе и пришла - от тебя, кроме снега да инея, ничего не дождешься. Мне летних месяцев надо.

Нахмурился Январь-месяц.

Ищи лета зимой! - говорит.

Махнул он широким рукавом, и поднялась в лесу метель от земли до неба - заволокла и деревья и полянку, на которой братья-месяцы сидели. Не видно стало за снегом и костра, а только слышно было, как свистит где-то огонь, потрески­вает, полыхает.

Испугалась мачехина дочка.

Перестань! - кричит. - Хватит! Да где там!

Кружит ее метель, глаза ей слепит, дух перехва­тывает. Свалилась она в сугроб, и замело ее снегом.

А мачеха ждала-ждала свою дочку, в окошко смотрела, за дверь выбегала - нет ее, да и только. Закуталась она потеплее и пошла в лес. Да разве найдешь кого-нибудь в чаще в такую метель и темень!

Ходила она, ходила, искала-искала, пока и сама не замерзла.

Так и остались они обе в лесу лета ждать.

А падчерица долго на свете жила, большая выросла, замуж вышла и детей вырастила.

И был у нее, рассказывают, около дома сад - да такой чудесный, какого и свет не видывал. Раньше, чем у всех, расцветали в этом саду цветы, поспе­вали ягоды, наливались яблоки и груши. В жару было там прохладно, в метель тихо.

У этой хозяйки все двенадцать месяцев разом гостят! - говорили люди.

Кто знает - может, так оно и было.

Пришла пора изучить с детьми времена и месяцы года? Стихи, загадки, игры и песни позволят легко и с интересом освоить материал. Расскажите детям о временах года: какая бывает погода и какую одежду одевают люди, в какие игры можно играть на улице, праздники и приметы сезона.

Календарь в виде циферблата часов наиболее наглядно показывает, как сменяются времена года. Можете вырезать и прикрепить стрелку, как в часах.

Ребенок лучше воспринимает материал, когда задействовано больше органов чувств:

  1. Показываете картинку
  2. Проговариваете название
  3. Ребенок слушает и повторяет
  4. Сделайте поделку, соответствующую времени года

МЕСЯЦЫ ГОДА

МЕСЯЦЫ ГОДА

По сугробам шёл ЯНВАРЬ , всех морозов зимних царь!
Догонял его ФЕВРАЛЬ - потерял из вьюги шаль.

Прибежал на смену МАРТ , зазвенел: "Весна, на старт!"
По ручьям приплыл АПРЕЛЬ , он в кармане нёс капель.

Шелестел листвою МАЙ : "Куртку тёплую снимай!"
Одуванчик нёс ИЮНЬ . Хочешь чуда? Просто дунь!

А в ИЮЛЕ , а в июле мы на море отдохнули!
АВГУСТ пчёлами гудел, да грибом в лесу сидел.

В золотистом СЕНТЯБРЕ мы забыли о жаре!
Ветер дунул ОКТЯБРЕМ : листьев жёлтых наберём!

Нас НОЯБРЬ заморозил, первый снег на землю бросил.
Вот ДЕКАБРЬ к нам идёт, завершая длинный год!

Игра "Одень по сезону котенка":

Я нарисовала вот такого милого котенка с комплектом одежды на все 4 сезона. Котика лучше напечатать на плотной бумаге, а одежду на обычной, и потом вырезать. В шапочках сделайте прорези для ушек по линии.

Пусть ребенок подберет подходящую одежду для лета, зимы, весны или осени.


Можно также придумать с малышом поделку по сезону. Предлагаю парочку наших идеек:

кликните на картинку для перехода.

Еще несколько идей для поделок:

Следующее пособие -игра "Времена года". Распечатайте картинки и разрежьте их на карточки. Последнюю картинку с надписями разрезать не нужно. На нее нужно выкладывать карточки соответственно сезону.

Загадки о временах года

ЗАГАДКИ О ЗИМЕ

* * *
Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки.
Радость людям подарила
И на санках прокатила
(Зима)
* * *
Дел у меня не мало –
Я белым одеялом
Всю землю укрываю,
В лед реки убираю,
Белю поля, дома
Зовут меня …
(Зима)
* * *
Укрыла землю одеялом,
Сковала реки крепким льдом
И окна нам разрисовала
Искристым белым серебром.
(Зима)
* * *
Снег на полях,
Лед на реках,
Вьюга гуляет.
Когда это бывает?
(Зимой)

ЗАГАДКИ О ВЕСНЕ

* * *
Тает снег, звенят ручьи,
Все сильней потоки.
И летят уже грачи
К нам из стран далеких.
(Весна)
* * *
Я раскрываю почки,
В зеленые листочки
Деревья одеваю,
Посевы поливаю,
Движения полна,
Зовут меня …
(Весна)
* * *
Она приходит с ласкою
И со своею сказкою.
Волшебной палочкой
Взмахнет,
В лесу подснежник расцветет.
(Весна)
* * *
Тает снежок,
Ожил лужок,
День прибывает,
Когда это бывает?
(Весной)
* * *
Пришла, улыбнулась
Утихли метели.
Позванивать стал
Колокольчик капели.
Река пробудилась,
Растаяли льды,
Наряд белоснежный
Надели сады.
(Весна)

ЗАГАДКИ О ЛЕТЕ
* * *
Песен полон лес и крика,
Брызжет соком земляника,
Дети плещутся в реке,
Пляшут пчелки на цветке…
Как зовется время это?
Угадать нетрудно …
(Лето)
* * *
Солнце печет,
Липа цветет,
Рожь поспевает.
Когда это бывает?
(Летом)
* * *
Я соткано из зноя,
Несу тепло с собою,
Я реки согреваю,
«Купайтесь!» - приглашаю.
И любите за это
Вы все меня. Я …
(Лето)
* * *
Оно за весною
К нам в гости идет,
С собою приносит
Немало забот.
Горячие, долгие
Дарит деньки,
Чтоб зрели скорей
На полях колоски
(Лето)

ЗАГАДКИ ОБ ОСЕНИ

* * *
Вот и стали дни короче,
И длиннее стали ночи,
Птицы тянутся на юг,
Пожелтели лес и луг.
(Осенью)
* * *
Пусты поля,
Мокнет земля,
Дождь поливает.
Когда это бывает?
(Осенью)

* * *
Несу я урожаи,
Поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю,
Но не касаюсь сосен
И ёлочек. Я …
(Осень)
* * *
Прошла по лугам,
По лесам, по полям,
Припасы она заготовила нам,
Упрятала их в погреба, в закрома,
Сказала: «За мною нагрянет зима».
(Осень)