Вопрос 1. Что такое грибница?

Грибница – вегетативное тело гриба, образованное тонкими ветвящимися нитями – гифами.

Вопрос 3. Что такое симбиоз?

Симбиоз (от греч. симбиозис – совместное проживание, сожительство) – тип межвидовых взаимоотношений между организмами: совместное существование, выгодное для особей обоих видов или хотя бы для одного (клубеньковые азотфиксирующие бактерии на корнях растений).

Вопрос 1. Где встречаются лишайники?

В тёмном еловом лесу со старых ветвей до самой земли спускаются косматые седые бороды лишайника-бородача. В сухих сосновых борах образуется сплошной ковёр из ветвистых розовых, серых и белых лишайников. Они хрустят под ногами в сухую погоду. Это кустистые лишайники. Известный под названием «олений мох» кустистый лишайник ягель широко распространён в тундре. На камнях поселяются накипные лишайники, похожие на застывшую коричнево-серую пену. Широко распространены листоватые лишайники в виде пластинок разной окраски. Они разрастаются на камнях и на коре деревьев. Из таких лишайников особенно часто встречается на коре осин золотисто-жёлтая ксантория настенная.

Вопрос 2. Как устроены лишайники?

Тело лишайника - слоевище - состоит из гриба и водоросли, живущих в симбиозе как один организм. Оно образовано переплетающимися нитями грибницы, между которыми расположены одноклеточные зелёные водоросли или сине-зелёные (цианобактерии). На грибных нитях иногда появляются присоски, которые проникают внутрь клетки водоросли.

Вопрос 3. Как они питаются?

Нити гриба лишайника поглощают воду и растворённые в ней минеральные вещества, а в клетках зелёных водорослей образуются органические вещества. Водоросль, входящая в организм лишайника, отделённая от гриба, как правило, может существовать самостоятельно. Гриб отдельно от водоросли жить не может.

Вопрос 4. Почему лишайники называют пионерами растительного покрова?

Лишайники первыми поселяются в самых бесплодных местах. Выделяя особые кислоты, лишайники медленно разрушают горные породы. Отмирая, они образуют почву, на которой могут жить другие растения.

Вопрос 5. Каково их практическое значение?

На Севере они служат основным кормом для оленей зимой. Из некоторых видов лишайников получают краску и лакмус, необходимый химической промышленности. Многие виды лишайников используют в медицине и парфюмерной промышленности.

Вопрос 6. В чём заключается явление симбиоза?

Явление симбиоза заключается во взаимоотношении между организмами на таких условиях, что совместное существование, выгодное для особей обоих видов.

Вопрос 7. С какими ещё примерами симбиоза вы знакомы?

Гриб и водоросли в лишайнике, клубеньковые азотфиксирующие бактерии на корнях растений, грибы и деревья.

Подумайте

Почему лишайники рассматривают как особую группу организмов?

Лишайники представляют своеобразную группу комплексных организмов, тело которых всегда состоит из двух компонентов - гриба и водоросли. Чем же лишайники отличаются от других растений? Во-первых, специфичный признак лишайников-симбиотическое сожительство двух разных организмов - гетеротрофного гриба и автотрофной водоросли. Не всякое сожительство гриба и водоросли образует лишайник. Во-вторых, лишайники образуют особые морфологические типы, жизненные формы внешнего и внутреннего строения, не встречающиеся отдельно у слагающих лишайниковое слоевище грибов и водорослей. В-третьих, лишайники существенно отличаются от других групп организмов, в том числе и от свободноживущих грибов и водорослей, особой биологией: способами размножения, медленным ростом, отношением к экологическим условиям.

Задания для любознательных

Загрязнение атмосферы губительно для большинства лишайников, поэтому наличие лишайников свидетельствует о чистоте воздуха в данной местности. Изучите лишайники вашей местности. Определите, какие формы лишайников здесь встречаются. Сделайте их рисунки и описания. Сделайте вывод о чистоте воздуха в вашей местности.

Пармелиопсис сомнительный. Таллом в виде розеток до 10 см в диаметре, состоит из тонкокожистых, рассеченных по краю лопастей, плотно срастающихся с субстратом. Верхняя сторона оранжево-желтая, иногда темно-зеленоватая, густо покрыта желтовато-зеленоватыми головчатыми соралями; нижняя - почти черная, густо покрыта темными ризоидами. Местообитания. На стволах и ветвях хвойных и лиственных пород (особенно часто на березе); обычен на веточках кустарников, кустарничков, обработанной древесине и пнях. Распространение. По всей России в хвойных и смешанных равнинных и горных лесах. Один из самых распространенных лишайников.

Бриория волосовидная. Таллом кустистый, повисающий, 10–20 см длиной, зеленовато-белый. Ветви нитевидные, мало разветвленные, тонкие (0,15–0,3 мм в диаметре). Распространение. Бурятия вид распространен в европейской части России, на Урале, Северном Кавказе, в Сибири и на Дальнем Восток. Местообитания. Произрастает в старовозрастных темнохвойных и черневых лесах, на стволах и ветвях преимущественно темнохвойных пород.

Цетрария Исландская. Его слоевище внешне похоже на рыхлую дернинку высотой до 10-15 см. Оно образовано плоскими, местами желобчато-свёрнутыми, лопастями. Нижняя поверхность окрашена светлее, она светло-коричневая, почти до белого, с многочисленными белыми пятнышками и разрывами коры, которые служат для проникновения воздуха. представитель напочвенных лишайников сосновых лесов, верещатников, болот, тундр и лесотундр. Растёт прямо на почве или на коре старых пней. Предпочитает песчаные незатенённые места, где иногда образует почти чистые заросли. Развивается только в условиях чистого воздуха.

Эверния мезоморфная. Слоевище кустистое, прямостоячее, чаще повисающее, 2,5-10,0 см длины. Лопасти 1,0-2,5 мм ширины, разветвлённые, более или менее уплощённые, иногда слегка округлые, радиального строения, одинаково окрашенных с обеих сторон. Растет на коре деревьев, обработанной древесине, изредка на мшистой почве. Встречается в умеренной и тропической зонах Азии, Европе, Северной Америке, включая Мексику, арктической зоне. В России - по всей территории.

Вывод: это далеко не все лишайники, но даже и по наличию этих можно сказать, что воздух в наших лесах чистый.

В природе существует несколько групп удивительных организмов, которые не относятся ни к одному из известных А все потому, что они представляют собой совокупность нескольких из них. Одним из самых ярких подобных примеров являются лишайники. Их даже изучает отдельная наука, которая называется лихенология. Каковы особенности строения лишайников, среды их обитания и процессов жизнедеятельности? Все это будет подробно рассмотрено в нашей статье.

Удивительный симбиоз

Эти ни на кого не похожие организмы являются результатом сожительства грибов и водорослей. Но не все представители названных групп способны образовать это взаимовыгодное сожительство. Каковы особенности строения лишайников? Тело грибов, или мицелий, состоит из множества тонких нитей, которые называются гифами. Между ними располагаются клетки цианобактерий - сине-зеленых водорослей. В результате образуется единый организм. Он способен функционировать только при наличии жизнеспособных грибов и водорослей.

Каковы особенности строения лишайников

Составляющие части этого природного симбиоза расположены вовсе не хаотично. Строение лишайника (схема иллюстрирует расположение отдельных элементов) имеет четкую структуру. Тело этих организмов представляет собой слоевище? или таллом. Его основу составляют гифы гриба, которые сверху и снизу уплотняются, образуя так называемую корку. Ее функции сходны с таковыми у покровной ткани растений. Это защита от неблагоприятных условий и взаимосвязь организма с окружающей средой.

Внутри лишайника также располагаются грибные нити, но более рыхло и просторно. Это является обязательным условием, ведь между ними находятся клетки цианобактерий. Подобно грибам, лишайники имеют ризоиды. Эти образования по выполняемым функциям и расположению в организме напоминают корни высших растений. А главным их отличием является отсутствие всех видов тканей. Таким образом, клетки ризоидов не являются специализированными и объединяются лишь анатомически.

Классификация лишайников

Особенности строения лишайников обусловливают их объединение в группы по форме тела − слоевища. В зависимости от этого различают несколько групп:

  • Накипные − по внешнему виду напоминают порошок. Они покрывают камни или кору деревьев тонкой коркой, иногда визуально сливаясь с поверхностью.
  • Листоватые − имеют более четкую структуру. Их слоевище представляет собой небольшие чешуйки, без труда отделяющиеся от субстрата.
  • Кустистые − больше всего по внешнему виду напоминают низшие растения. Как правило, имеют широкое и плоское основание, форму небольшого кустика или волосообразную структуру.

Основные процессы жизнедеятельности

Внутреннее строение лишайника обусловливает и физиологические особенности данных организмов. Поскольку образованы они грибами и водорослями, все процессы жизнедеятельности подобны этим группам представителей живой природы.

Питание

Грибы и зеленые водоросли питаются принципиально разными способами: гетеро- и автотрофным. Поэтому для лишайников характерны и первый, и второй. Это имеет большое значение для процесса адаптации данных организмов к разным условиям обитания. Ведь если условий для самостоятельного образования углеводов нет, организм поглощает необходимые для жизни питательные частицы из почвы или другого субстрата. Водоросли осуществляют процесс фотосинтеза, обеспечивая лишайники необходимыми органическими веществами и обогащая воздух кислородом. А грибы всасывают из субстрата воду с растворенными минералами. Они и используются цианобактериями для осуществления процесса фотосинтеза. Такой способ питания называется миксотрофным.

Размножение

Чтобы определить тип размножения этих организмов, необходимо еще раз вспомнить, каковы особенности строения лишайников. А поскольку состоят они из грибов и водорослей, то и процесс воспроизведения себе подобных способны осуществлять как первые, так и вторые. Этот факт также немаловажен для их адаптации и распространения.

Подобно грибам, лишайники образуют споры − клетки бесполого размножения. Они переносятся при помощи ветра и воды на дальние расстояния и очень жизнеспособны. В благоприятных условиях они начинают развиваться, образуя взрослый организм. Как лишайники размножаются бесполым вегетативным путем, а именно − частями таллома. Это могут быть достаточно крупные кустики или совсем мелкие фрагменты, содержащие всего несколько гиф грибов и клеток цианобактерий. Этого достаточно для быстрого развития целого организма. Вегетативный способ размножения является преобладающим по сравнению со спорообразованием.

Значение лишайников в природе и жизни человека

Каково строение лишайника, мы выяснили. Теперь давайте рассмотрим основные аспекты его значения в живой природе. Лишайники не случайно называют "пионерами" растительного мира. Ведь именно они способны развиваться в местах, где другие организмы жить не могут. Например, поселяясь на твердых горных породах, они постепенно разрушают их. В результате возникает основа для формирования почвенного покрова − необходимого условия жизни растений.

Лишайники абсолютно неприхотливы к условиям обитания, но предпочитают повышенную влажность. Когда наступает засуха или заморозки, они приостанавливают интенсивность процессов жизнедеятельности и возобновляют их после. Лишайники являются пищей для некоторых северных животных. В медицине они используются в качестве бактерицидных средств.

Лишайники − особая группа организмов, которая представляет собой взаимовыгодное сожительство грибов и водорослей. Они объединяют в себе свойства этих царств природы, являясь индикаторами чистоты окружающей среды и основой растительного покрова тундры.

06.03.2015 19:07

Олимпиада по биологии для 9 класса предназначена для школьного этапа Всероссийской олимпиады, и позволяет повторить изученный ранее материал. На выполнение отводится 45 минут. Предназначена как для средних так и для сильных обучающихся. Олимпиада включает три задания.Первое - с выбором одного правильного ответа, второе - из двенадцати утверждений выбрать только правильные утверждения. К третьему заданию необходимо подобрать термины к соотетстующим определениям.

Просмотр содержимого документа
«олимпиада биология 9 класс»

г.МЕЖДУРЕЧЕНСК 121
Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по биологии

20015/16 учебный год 9 класс.

Часть 1. Задание содержит вопросы, к каждому из которых даны несколько вариантов ответа; среди них только один – верный .

1. Неправильно и НЕКОРРЕКТНО следующее утверждение: «Лишайник - симбиоз

а - гриба и цианобактерии» б - автотрофа и гетеротрофа»

в - прокариота и гетеротрофа» г - гриба и водоросли»

2. . Найдите аналогию: Железо: Анемия = Йод: ?

а - микседема б - бронзовая болезнь в - диабет г - базедова болезнь

3. Насекомых среди других членистоногих можно узнать по наличию у них:

а – Хитинового покрова; б – Трех пар ног;

в – Членистых конечностей; г – Отделов тела.

4. Наследственная информация в клетке эукариот зашифрована в молекулах:

а – АТФ; б – ДНК; в – Белков; г - РНК

5. Какова роль организмов-разрушителей в круговороте веществ в природе?

а – Разлагают остатки мертвых организмов до неорганических веществ;

б – Служат пищей для растений;

в – Создают органические вещества из неорганических;

г – Обогащают атмосферу кислородом.

6. В листе молекулы воды проходят восходящий путь:

а – устьице – мезофилл – ксилема; б – ксилема – мезофилл – устьице; в – флоэма- ксилема - мезофилл; г – флоэма – мезофилл - устьице.

7. Главный признак царства грибов:

а – Наличие в клетках ядра; б - Наличие оболочки из хитиноподобного вещества;

в – Питание готовыми органическими веществами;

г – Клеточное строение организмов.

8. Парные примитивные «конечности» (параподии) впервые появились у

а - ресничных червей б - ракообразных

в - многощетинковых червей г - малощетинковых червей

9. Растения, достигшие в процессе эволюции наиболее высокого уровня организации, это:

в – Папаротниковидные; г – Моховидные.

10. Гладкая эндоплазматическая сеть участвует в образовании:

а – Белков; б – Жиров; в- АТФ; г – Углеводов и жиров.

11. Микориза:

а – Плодовое тело гриба; б – Симбиоз гриба и корней дерева;

в – Болезнь растений, вызываемая грибами; г – Часть грибницы.

12. К теплокровным животным относятся:

а – Птицы; б – Насекомые; в – Земноводные; г – Пресмыкающиеся.

13. Растения класса однодольных имеют:

а – Листья с параллельным жилкованием, стержневую корневую систему;

б – Листья с параллельным и дуговым жилкованием, мочковатую корневую систему;

в – Листья с сетчатым жилкованием, стержневую корневую систему;

г – Листья с сетчатым жилкованием, мочковатую корневую систему.

14. Какая по­сле­до­ва­тель­ность из пред­ло­жен­ных пра­виль­но от­ра­жа­ет схему клас­си­фи­ка­ции рас­те­ний?

а - вид → род → се­мей­ство → класс → отдел

б - вид → отдел → класс → род → се­мей­ство

в - вид → се­мей­ство → род → класс → отдел

г - вид → класс → отдел → род → се­мей­ство

15 . О единстве органического мира свидетельствует:

а – Связь организмов со средой; б – Приспособленность организмов к среде обитания;

в – Сходство строения и жизнедеятельности клеток организмов, разных царств

живой природы; г – Взаимосвязь клеток в организме.

16. Только для живых организмов характерно:

а – Уменьшение веса; б – Изменение окраски;

в – Дыхание; г – Взаимодействие со средой.

17. Грибы питаются:

а – Образуя на свету органические вещества;

б – Готовыми органическими веществами;

в – Только органическими веществами живых организмов;

г – Поселяясь на продуктах питания.

18. Размножение грибов, мхов, папоротников осуществляется:

а – С помощью спор; б – Путем деления клеток;

в – С помощью семян; г – С помощью черенков.

19. Кто из перечисленных ученых создал учение о биосфере?

а – Владимир Николаевич Сукачев; б – Владимир Иванович Вернадский;

в – Карл Линней; г – Николай Алексеевич Северцов.

20. Раздел ботаники, изучающий мхи:

а – Бриология; б – Лихенология; в – Птеридология; г – Альгология.

21 . Клетка, в которой нет оформленного ядра, принадлежит:

а – Бактерии; б – Растению; в – Грибу; г – Животному.

22. Кровь НЕ вы­пол­ня­ет функ­цию пе­ре­но­са газов у

а - ось­ми­но­га б - реч­но­го рака в - кам­чат­ско­го краба г - лимонницы

23 . Образование органических веществ из неорганических происходит в процессе:

а – Дыхания; б – Передвижения веществ;

в – Фотосинтеза; г – Поглощения веществ из почвы.

24. Основная функция митохондрий:

а – Синтез ДНК; б – Синтез АТФ; в – Синтез углеводов; г- Синтез белков.

25. В отличие от организмов всех царств живой природы вирусы:

а – Не имеют клеточного строения; б – Это одна клетка без ядра;

в – Это одна клетка с ядром; г – Это спора.

26. Организмы, питающиеся готовыми органическими веществами, тело которых

состоит из гифов, - это:

а – Животные; б – Грибы; в – Растения; г – Лишайники.

27. Ука­жи­те при­мер услов­но­го тор­мо­же­ния.

а - не­воль­ник забыл род­ной язык б - спортс­мен после со­рев­но­ва­ний идёт спать

в - в ответ на удар боксёр ата­ку­ет со­пер­ни­к г - при виде яб­ло­ка вы­де­ля­ет­ся слюна

28. Факторы неживой природы:

а – Лишайники, мхи; б – Грибы, бактерии;

в – Вода, воздух, свет; г – Одноклеточные растения и животные.

29. Центры жажды, голода находятся в:

а - продолговатом мозге б - промежуточном мозга

в - среднем мозге г - мозжечке

30. Железы внутренней секреции выделяют в кровь:

а – Витамины; б – Минеральные соли; в – Гормоны; г- Ферменты.

31. Корнеплод – это:

а - Утолщенный придаточный корень

б - Утолщенный стебель в основании главного побега

в - Утолщенный главный корень

г - Утолщенный стебель в основании главного побега и утолщенное основание главного корня

32. Мхи в процессе эволюции достигли более сложного строения по сравнению с:

а – Папоротниками; б – Грибами;

в – Водорослями; г – Лишайниками.

33 .Впервые применил термин "Клетка":

а) Антони ван Левенгук;

в) Р.Броун;

г) М.Шлейден

34 .Формула цветка представителей семейства Лилейные:

а) Ч (5) Л (5) Т 5 П (2) ; в) Ч 5 Л 5 Т ∞ П 1 ;

б) О 2)+2 Т 3 П 1 ; г) О 3+3 Т 3+3 П (3).

35. Полость тела аскариды:

а) отсутствует; в) вторичная;

б) первичная; г) смешанная.

36. О единстве органического мира свидетельствует:

а) связь организмов со средой;

б) приспособленность организмов к среде обитания;

в) сходство строения и жизнедеятельности клеток организмов, разных царств

живой природы;

г) взаимосвязь клеток в организме.

37. Органы выделения ланцетника представлены:

а) мальпигиевыми сосудами; в) нефридиями;

б) почками; г) протонефридиями.

38. Корой головного мозга контролируется:

а) чтение книги; в) реакция на ожог;

б) кашель; г) моргание

39. При пониженной кислотности желудка может быть нарушено расщепление:

а) белков; в) углеводов;

б) жиров; г) нуклеиновых кислот.

40. Неполное закрытие трехстворчатого (трикуспидального) клапана приведёт к обратному забросу крови в:

а) правое предсердие; в) аорту;

б) левое предсердие; г) лёгочную вену.

Часть II . Задания с одним вариантом ответа из четырех возможных, но требующих предварительного множественного выбора. Индекс ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов.

1. Характерные особенности двудольного растения:

I . Хорошо сформированная кора;

II . Наличие камбия;

III . Проводящие пучки закрытого типа;

IV . Наличие сложных листьев.

а) I, II, III; в) I, II, IV;

б) II, IV; г) III, IV.

2. Видоизменение листьев – усики у:

I . Винограда.

II . Гороха.

III . Чечевицы.

IV . Вики.

а) I, II; б) II, III, IV; в) I, III, IV; г) II, III.

3. Плод- костянку имеют:

I . Персик;

II . Виноград;

III . Грецкий орех;

IV . Мандарин;

V . Барбарис.

a) I, II, IV,V; б) I, III, V; в) II, III, V; г) II, IV, V

4. Особенностью строения зубов млекопитающих является

I . дифференциация зубов на резцы, клыки и коренные.

II . смена молочных зубов постоянными.

III . все зубы одинаковые остроконечные.

IV . срастание с челюстями.

а) II, III, IV; б) I, II, IV; в) I, IV; г) I, II.

5. Основой теплокровности птиц стало

I . Трехкамерное сердце.

II . Полное разделение артериального и венозного кровотоков.

III . Две дуги аорты.

IV . Интенсивное сокращение сердца.

а) II, III, IV; б) I, II, IV; в) I, IV; г) II, IV.

6.Для земноводных характерны следующие признаки:

I . Имеется только легочное дыхание,

II . Наличие мочевого пузыря;

III . Продуктом выделения является мочевая кислота;

IV . Для взрослых особей характерна линька;

V . Отсутствие грудной клетки.

а) II, V; б) I, III, V; в) II, IV, V; г) III, V, I, II

7. Кожа обладает следующими функциями:

I. защитной;

II. выделительной;

III. чувствительной;

IV. дыхательной;

V. терморегуляционной.

а) I, III, IV; б) II, IV,V; в) I, IV; г) I, II, III, V.

8. Функции мозжечка:

I. осуществляет контроль дыхания, деятельности сердца, тонуса сосудов;

II. безусловнорефлекторная координация движений;

III. сохранение равновесия и позы тела;

IV. здесь находятся центры зрения, слуха, терморегуляции;

V. регуляция мышечного тонуса.

а) II, IV,V; б) II, III, V; в) IV, V; г) II, V.

9. Развитие рахита у детей сопровождается следующими симптомами:

I. поражение кожи;

II. искривление ног;

III. малокровие;

IV. уплощение груди;

V. большая голова.

а) I, V; б) I, II, IV; в) II, V; г) II, IV,V.

I. В цикле развития преобладает спорофит.

II. Хорошо размножаются вегетативным способом.

III. Эндосперм гаплоидный.

IV. Эндосперм диплоидный.

V. Деревья, кустарники и травянистые растения.

а) II, IV; б) I, III; в) I, II; г) IV, V

Часть III . Вам предлагаются тестовые задания в виде суждений, с каждым из которых следует либо согласиться, либо отклонить. В матрице ответов укажите вариант ответа «да» или «нет». Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 15.

    Абиотические факторы – это факторы неживой природы.

    Позвоночник человека включает 35-36 позвонков.

    Гаструла – это однослойный зародыш.

    Серое вещество спинного мозга имеет вид мухи.

    У бактерий наследственный аппарат нуклеоид.

    Вирусы имеют капсид.

    Стрептококки имеют вид виноградной грозди.

    Багрянки – это бурые водоросли.

    Дождевого червя относят к полихетам.

    Луковица и клубень – это аналогичные органы.

    Кость в толщину растет за счет клеток хряща.

    При тяжелой физической работе температура тела может подниматься до 39 0 С.

    Пластический обмен идет с выделением энергии.

    Дивергенцией называется расхождение признаков в процессе эволюции.

    Кончик языка более чувствителен к сладкому.

Часть IV . Вам предлагаются тестовые задания, требующие установления соответствия. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 7,5. Заполните матрицы ответов в соответствии с требованиями заданий.

1. Установите соответствие между органическим соединением (А – Д) и выполняемой им функцией (1 – 5).

2. Установите соответствие между типами соцветий (А – Д) и растениями (1 – 5) для которых они характерны.

А. Корзинка 1. Лук

Б. Сложный колос 2. Ландыш

В. Зонтик 3. Пшеница

Г. Метёлка 4. Овёс

Д. Кисть 5. Ромашка

3. Соотнесите принадлежность животных:

1 – португальский кораблик, 2 – дрейссена, 3 – диффлюгия, 4 – трубач, 5 – эхинококк

применительно к типам: А – Плоские черви, Б – Инфузории, В – Кишечнополостные,

Г – Саркомастигофоры, Д – Моллюски.

Фамилия __________________________ Шифр _____________

Имя __________________________

Школа __________________________

Класс __________________________

Шифр __________________________

Матрица ответов
на задания школьного тура Всероссийской олимпиады школьников
по биологии. 2015-16 уч. год. 9 класс

Задание 1. 40 баллов

Задание 2. 10 баллов

Задание 3. 15 баллов

Задание 4. (7,5 баллов)

1.(мах. 2,5 балла по 0,5 балла за каждый правильный ответ)\

Функции

Соединение

2.(мах. 2,5 балла по 0,5 балла за каждый правильный ответ)

Функции

Соединение

Тип животного

Название животного

Ответы:

Задание 1. 40 баллов

1 – в; 2 – а; 3 – б; 4 – б; 5 – а; 6 – б; 7 – б; 8 – в; 9 – а;

10 – в; 11 – б; 12 –а; 13 – б; 14 – а; 15 – в; 16 – в; 17 – б; 18 – а; 19 – б; 20 – а;

21 – а; 22 – б; 23 – в; 24 – б; 25 – а; 26 – б; 27 – а; 28 – в; 29 – б; 30 – в; 31 – г; 32 – а; 33 – б; 34 - г; 35 - б; 36 -в; 37 -в; 38 - а; 39 -а; 40 -а;

Задание 2. 10 баллов (за каждый правильный ответ 1 балл)

Задание 3. (15 баллов)

Задание 4. (7,5 баллов)

1. (мах. 2,5 балла по 0,5 балла за каждый правильный ответ)

Функции

Соединение

2. (мах. 2,5 балла по 0,5 балла за каждый правильный ответ)

Функции

Соединение

3. (мах. 2,5 балла по 0,5 балла за каждый правильный ответ)

Тип животного

Название животного

МАХ ВСЕГО: 72,5 балла

1. Микориза (грибокорень) - симбиоз гриба и растения. Растение дает грибу глюкозу, которую делает при фотосинтезе, а гриб дает растению воду и минеральные соли.


2. Лишайник - симбиоз грибов и растений (зеленых водорослей) или грибов и цианобактерий (синезеленых водорослей). Водоросли дают грибу глюкозу, которую они делают при фотосинтезе, а гриб водоросли - соли и воду.


3. Клубеньковые бактерии живут в специальных утолщениях (клубеньках) на корнях растений семейства бобовых. Растения дают бактериям глюкозу, которую они делают при фотосинтезе. Бактерии дают растениям соли азота, которые получают при фиксации азота воздуха.


4. В толстой кишке человека живет около килограмма бактерий, в основном бифидобактерии, лактобактерии, а так же кишечная палочка. Они питаются тем, что не смог переварить человек, например, целлюлозой. Они поставляют человеку некоторые витамины, а так же не дают размножаться в кишечнике другим, более опасным бактериям.


5. Рак-отшельник живет в симбиозе с актинией (тип кишечнополостные). Актиния защищает рака своими стрекательными клетками. Рак возит актинию по дну и, возможно, ей достается часть пищи рака.

С момента открытия лишайников как симбиотических организмов существовало множество версий о характере взаимоотношений грибов и водорослей.

Мутуалистический симбиоз . Согласно этой теории водоросль для гриба является источником органических соединений. При этом она извлекает выгоду из такого сожительства - забирает воду, минеральные вещества, поставляемые грибным компонентом. Гриб способствует защите водоросли от чрезмерного нагревания и освещения. На этом основании взаимоотношения компонентов лишайников считали мутуалистическим симбиозом, взаимовыгодным сожительством.

Опровергнуть или подтвердить гипотезы опытным путем пока не представляется возможным, так как пока никому еще не удалось осуществить подобный симбиоз в лабораторных условиях. Одна из причин - медленный рост лишайников. В лесных ценозах умеренных широт слоевище лишайника формируется за 20…50 лет, на севере этот период растягивается до 300 лет.