Многие европейские государства объединены в так называемый Евросоюз. Это название находится на слуху, но не все знают, что же оно означает и какие страны в него входят.

Более того, его часто путают с Шенгенской зоной и Еврозоной – а это далеко не одно и то же. Это принципиально разные понятия, которые необходимо разделять особенно тем, кто собирается посетить Европу в качестве туриста или по приглашению. Пойдём по порядку.

Что такое Евросоюз?

Это особое международное образование, которое совмещает характеристики, присущие единовременно государству и международной организации.

Это значит, что все страны, которые входят в это объединение, являются всецело независимыми, но на их территории действуют единые нормированные правила.

Нормированными являются медицинское обслуживание, образование, судебная и пенсионная система, а также свод законов, которые действуют на всей территории ЕС абсолютно одинаковым образом.

Какие страны входят в Евросоюз?

На текущий момент список стран Евросоюза насчитывает 28 государств. Постоянно этот список увеличивается за счёт новых участников. Членами ЕС являются:

  • С 1957 года: Бельгия, Германия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Франция
  • С 1973 года: Великобритания, Дания, Ирландия,
  • С 1981 года: Греция
  • С 1986 года: Испания, Португалия
  • С 1995 года: Австрия, Финляндия, Швеция
  • С 2004 года: Венгрия, Кипр, Латвия, Литва, Мальта, Польша, Словакия, Словения, Чехия, Эстония
  • С 2007 года: Болгария, Румыния
  • С 2013 года: Хорватия

Наиболее актуальным добавлением в список является Хорватия. Но, возможно, в будущем в состав этого объединения войдут новые участники. Уже имеется пять наиболее вероятных кандидатов, которые могут присоединиться к ЕС. Это Исландия, Македония, Сербия, Турция, а также Черногория.

В чем разница между ЕС, Еврозоной и Шенгеном?

Многие считают, что вхождение ЕС означает автоматическое вхождение в Шенгенскую зону. Это не совсем так.

На практике список стран, входящих в шенген не совпадает с перечнем стран ЕС. Некоторые страны входят в Шенгенскую зону, но не попадают в ЕС, либо наоборот, состоят в ЕС, но не входят в Шенген.

И аналогичная ситуация у Еврозоны и Евросоюза. Это также не одно и то же. Многие страны, которые находятся в составе ЕС (конкретнее говоря, Болгария, Великобритания, Венгрия, Дания, Литва, Польша, Румыния, Чехия и Швеция), оставили за собой право на применение национальных валют. Равно как и некоторые страны, принимающие Евро, не имеют к ЕС никакого отношения. Важно учитывать подобные нюансы, чтобы избежать возможной путаницы.

Какие государства входят в Евросоюз, какие в Шенген, а какие в зону евро? В Европе сложилась интересная ситуация: интеграция есть, но каждая страна пытается свой конструктор собрать по своему выбору. Поэтому колхозов здесь несколько. Наиболее продвинутый вариант, это когда государство является одновременно членом Европейского Союза, Шенгенского пространства и еврозоны.

Надо немного прояснить, что дает государству вход в то или иное сообщество.

Список стран ЕС сегодня довольно внушителен (таблица ниже). Сегодня Евросоюз (до июня 2011 года Западноевропейский союз) – это, проще говоря, подобие бывшего СССР. Оно и образовалось еще в далеком 1948 году в качестве противовеса СССР. Была и вторая веская причина: недопущение возрождения самостоятельной Германии после второй мировой войны. Вот и сейчас ФРГ отвели почетное право быть локомотивом экономики всея Евросоюза, чтобы не разбогатела, но это тема отдельного непростого разговора.

Различий с Советским Союзом, конечно, еще очень много. Например, отсутствие единой валюты. Но и общего много: практически федеративное устройство на основе общего законодательства, есть общая касса, из которой можно зачерпнуть. Единый центральный банк (ЕЦБ) , единое таможенное пространство. Централизация в качестве командно-административного правлния - сверху спускаются лимиты на площади посевов сельскохозяйственных культур, например.

Именно таким образом здесь пытаются повысить рентабельность сельхозпроизводителей. Результатом этой политики Чехия почти лишилась своих овощей, а взамен нарастила объемы выращивания рапса. А потом дотации на рапс, масло из которого взяли в моду добавлять в дизельное топливо, стали сокращаться. Теперь в Чехии и соседних странах майонез на подсолнечном масле, как раньше, не найдешь.

Удачнее всего этим странам удалось выработать единую внешнюю политику. В этой области, пожалуй, разногласий меньше всего. Кого казнить, кого миловать в Брюсселе решается весьма дружно. Хотя, в последние годы этот механизм начал пробуксовывать. Экономический кризис остудил воинственность европейских правительств, а, точнее, сделал их менее решительными и дружными. Да и санкции против РФ принимались под стоны некоторых членов, для которых потеря восточных рынков грозит экономической деградацией.

Исполнительными органами ЕС являются Европейская комиссия , возглавляемая председателем, и Европейский Совет , состоящий из глав государств-членов. Законодательство регулирует Европейский парламент, в свою очередь со своим председателем, и Совет Европейского союза.

Смотрите, тут и ЦК КПСС, и Политбюро, и Верховный Совет, и съезды партии, и Генеральный секретарь, и председатель президиума! Правда, парламент организован на многопартийной основе.

А вот Конституции у Евросоюза пока нет. Отчасти от сложности его политического устройства, не понятой сначала народами Нидерландов и Франции, а позже Ирландии и Чехии. В настоящее время членам союза удалось принять так называемый Лиссабонский договор. Этот документ призван упростить порядки и бюрократическое устройство организации и впоследствии принять единую Конституцию

Фискальное устройство ЕС

Таможенные границы между странами ЕС условны. Внутренние таможенные пункты как таковые упразднены, но таможни государств перешли на передвижной вариант службы. В Чехии на основных транзитных маршрутах очень часто можно наблюдать микроавтобусы таможенной службы, ведущих наблюдение за проходящим транспортом.

Передвижение граждан Евросоюза внутри сообщества свободное, но рынки труда регулируются отдельными положениями, требующими, например, получения разрешения на трудоустройство.

Все плательщики НДС (налога на добавленную стоимость) в государствах Евросоюза объединены в единую электронную базу данных. В Чехии чтобы узнать, является ли фирма или предприниматель плательщиком НДС, можно зайти посредством Интернета в электронный регистр плательщиков НДС Министерства финансов Чешской Республики. Информация открытая. Для ее получения достаточно ввести ИНН предпринимательского субъекта.

Многое определяют для себя члены ЕС и самостоятельно, например, ставки налогов. Так ставки НДС в странах Евросоюза регулируются лишь в минимальном размере основной (базовой) ставке. Следствие, судопроизводство, кодексы могут значительно отличаться в разных государствах сообщества.

Размеры отчислений с фонда оплаты труда вообще не регулируются в рамках союза. Поэтому социальные платежи, отчисления в фонды медицинского страхования ощутимо различаются по странам ЕС.

Шенгенский союз – стран много, виза одна

Часть европейских стран в свое время пожелало основать общность на основе Шенгенского соглашения об общей внешней границе. Что там говорить, очень удобная структура, которой граждане государств бывшего СССР, за исключением прибалтийских, могут только позавидовать. Сегодня несколько тысяч километров можно проехать по дорогам Европы, не встречая пограничников.

Правда, передвижной контроль остается, он работает. Об этом нужно помнить тем иностранцам, которые получают в свои паспорта не шенгенскую визу, а, например, национальную визу типа «D». С такой визой выезжать за пределы государства можно только при наличии дополнительных виз тех государств, которые предназначены для поездки.

Зона евро

Чешская Республика входит в список ЕС и Шенген из этого триумвирата, но не входит в еврозону по той причине, что вводить евро в Чехии граждане у себя не желают. А после осени 2008 уже сильно не желают. Вот и соседняя Польша тоже в связи с экономическим кризисом резко затормозила свой нарядный поезд, как раз в тот момент бегущий к евро на всех парах. Как-то им сразу раз, и расхотелось.

Чтобы моему читателю, а часто и мне при написании заметок, было удобно, пусть у нас под рукой будет эта таблица.

Табица 1. Страны ЕС, Шенгенского пространства и зоны действия евровалюты на 2015 год

Государство Евросоюз Еврозона Шенген НАТО
1 Австрия + + +
2 Бельгия + + + +
3 Болгария + +
4 Великобритания + +
5 Венгрия + + +
6 Германия + + + +
7 Голландия + + + +
8 Греция + + + +
9 Дания + + +
10 Ирландия + +
11 Исландия + +
12 Испания + + + +
13 Италия + + + +
14 Кипр + +
15 Латвия + + + +
16 Литва + + + +
17 Лихтенштейн +
18 Люксембург + + + +
19 Мальта + + +
20 Норвегия + +
21 Польша + + +
22 Португалия + + + +
23 Румыния + +
24 Словакия + + + +
25 Словения + + + +
26 Финляндия + + +
27 Франция + + + +
28 Хорватия +
29 Чехия + + +
30 Швейцария +
31 Швеция + +
32 Эстония + + + +
www.сайт

Третьи государства

В чешских законах, регламентирующих иммиграцию в Чехию, часто применяется термин «граждане третьих государств» С табличкой, размещенной выше, теперь значительно проще разобраться, кто есть кто. Все государства, которых нет в табличке, - это в смысле Закона 326/1999 Sb. «О пребывании иностранцев на территории Чешской Республики» , как раз и называются третьими. Исключение в таблице - Лихтенштейн, он тоже "третий".

Табица 2. История развития еврозоны

Год вступления Государство
1999 Австрия, Бельгия, Германия, Голландия, Ирландия, Испания, Италия, Люксембург, Португалия, Финляндия, Франция
2001 Греция
2007 Словения
2008 Мальта, Кипр
2009 Словакия
2011 Эстония
2014 Латвия
2015 Литва
Государства и территории, использующие евро самовольно Андорра, Ватикан, Монако, Косово, Сан-Марино, Черногория
Соглашение об ассоциации с Европейским союзом

Существует еще обширный список государств, не являющихся членом ЕС, с которыми у Евросоюза на двусторонней основе подписаны договора об ассоциации. Хрестоматийным примером этого вида взаимоотношений может служить Турция, которая очень хочет вступить в ЕС аж с 1963-го года, когда было подписано Соглашение об ассоциации между Турцией и Европейским союзом. В нем было выработано три этапа, выполнение которых позволило бы Турции вступить в ЕС.

Каждый такой договор - это долгая, кропотливая работа сотен людей с разных сторон. Оно и немудрено, ЕС учреждался отнюдь не для благотворительной деятельности. В настоящее время руководители союза озабочены двумя вещами: куда деть свои товары, чтобы ослабить дефляцию, и как защитить свой рынок труда от наплыва новичков, а кризис только подстегивает решение этих проблем.

Глядя на список государств, ассоциированных с Европейским союзом, понимаешь, что, если такую страну, как Турция, столько лет не берут в полноправные члены ЕС, то многим остальным это не светит еще десятки лет. В прошлом году турецкие политики, в частности премьер-министр Реджеп Эрдоган, высказались в том ключе, что, мол, все понятно, еще немного подождут, и ну его этот проект...

Этим видом соглашений список не исчерпывается. Есть еще такие виды договорных отношений, как соглашение о таможенном союзе, о свободной торговле (обычное и расширенное), политика соседства.

Табица 3. Ассоциированные члены Евросоюза
Год соглашения Государство
1963 Турция
1998 Тунис
2000 Израиль, Марокко, Мексика, ЮАР
2002 Иордания
2003 Чили
2004 Египет
2005 Алжир
2006 Ливан
2008 Босния и Герцеговина
2009 Албания
2010 Черногория
2011 Сербия
2013 Грузия, Канада, Центральноамериканский общий рынок (Гватемала, Гондурас, Никарагуа, Сальвадор)
2014 Грузия, Молдова, Украина
Евросоюз и общий рынок

Cегодня Европейский союз – это некое либеральное федеративное образование, которое позволило объединить примерно 500 миллионов человек в единый рынок. Не смотря на то, что не все государства пожелали войти еще и в зону единой валюты, так или иначе они крепко привязаны к евро.

Наличие такого огромного рынка потребителей дает возможность получить свою выгоду экономикам государств ЕС, особенно промышленно развитых, имеющих высокую долю технологичных товаров в промышленном производстве (ФРГ, Франция).

В свое время СССР провел практически молниеносную индустриализацию, победил в тяжелой войне и потом еще долго пожинал лавры прошлого после провальных хрущевских реформ. Это произошло еще и потому, что Советский Союз за короткое время создал свой грандиозный общий рынок, который включал не только свои республики, но и страны Варшавского договора. Товарные потоки в пределах такой большой и многонаселенной территории были гигантские, а промышленность этих стран производила большую часть номенклатуры самостоятельно. В современной терминологии возврат к такой экономической модели называется импортозамещением.

Рынки труда в пределах Евросоюза разделяются наподобие Варшавскому Договору. Но статистика говорит о том, что, в отличие от бывшего СССР, сейчас ведущие страны ЕС стремятся получить для себя максимум выгоды. Например, закрыть ряд производств в государствах новичках, сократить плантации до того распространенных у новичков сельскохозяйственных культур. Скупить действующие предприятия, банки, операторов связи, транспорт.

Если Чехия или Польша смогли для себя выторговать преференции и сохранить индустрию и энергетику, то вступление в ЕС, например, Болгарии, прибалтийских и средиземноморских государств ослабило их экономики и подорвало рынки труда. Многочисленные потоки граждан этих государств устремляются заграницу в поисках работы, а в это время свои предприятия либо банкротятся, либо постепенно переходят в собственность граждан более состоятельных государств.

Мне любопытно, насколько политики ЕС способны и дальше оценивать опыт советского прошлого, не обращая внимания на идеологическую подоплеку того государственного устройства? Пока им неплохо удается обывателя пугать советской коммунистической диктатурой, в это же время копируя в той или иной степени устройство развалившегося социалистического лагеря.

Шенгенская зона – это группа из 26 стран Европы, которые решили убрать иммиграционный и паспортный контроль на общих границах. Шенгенское соглашение было подписано 14 июня 1985 года. А 5 апреля 2010 года вступил в действие новый Шенгенский кодекс. Внутри этой зоны граждане обладают равными международными правами передвижения, т.е. у них есть право свободно перемещаться почти по всей Европе. Итак, входит ли Королевство Швеция в Шенген или нет?

Подписала ли Швеция Шенгенское соглашение

Королевство присоединилось к Шенгенскому соглашению 19 декабря 1996 года. И хотя Швеция входит в Шенген уже 20 лет, здесь осуществляется особый пограничный контроль в портах на западе и юге государства, а также на мосту Эресунн. Впрочем, особый контроль на границах с другими странами Шенгенской зоны введен не только в этом государстве, но и в таких странах, как Дания, Германия, Австрия и Норвегия.

Оформление визы

Для поездки в Швецию гражданам России и СНГ необходимо оформить визу. Ее тип зависит от цели пребывания в стране. Так, наиболее распространенным видом является шенгенская виза C. Национальная виза D открывает более широкие возможности именно на территории Швеции и может стать основанием для получения вида на жительство в этой стране.

Список других стран-участников Шенгенской зоны

Является ли Швеция членом Европейского союза (ЕС)

Европейский союз существует с пятидесятых годов XX века. Отвечая на вопрос о том, входит ли Швеция в Евросоюз, следует сказать, что сегодня Европейский союз объединяет 28 стран центральной и западной Европы и процесс его расширения продолжается. Швеция тоже является членом ЕС.

К явным преимуществам членства в ЕС следует отнести:

  • стабильность экономики;
  • доступность , тесная взаимосвязь учебных программ;
  • высокий уровень социальной защищенности граждан;
  • высокое качество товаров местного производства;
  • высокий уровень медицины и т.д.

Вступление Швеции в Евросоюз произошло 1 января 1995 года. При помощи общих законов входящие в ЕС страны фактически создали единый рынок. Многие из них пользуются единой денежной валютой – евро.

Однако Швеция не использует евро в качестве своей денежной единицы и пока не планирует заменять им шведскую крону. Страна известна во всем мире рекордно низким использованием населением наличных денег. страны внедряет собственную электронную валюту под названием e-krona. Таким образом Швеция стремится уйти от расчетов наличными.

Швеция в ЕС занимает одно из первых мест в мире по уровню и качеству жизни. Это одно из наиболее высокоразвитых и экологически чистых европейских государств. Высокий уровень жизни в Королевстве прежде всего характеризуется высокими , социальными гарантиями, страховками. Поездка сюда с целью туризма, или постоянного проживания откроет новые горизонты, а сама страна покоряет своих гостей красотой и самобытностью.

Сравниваем страны Евросоюза: Видео


(с 1 января ) Председатель
Совета Евросоюза Ян Фишер
(с 8 мая ) Площадь
- Общая 7-я в мире *
4 892 685 км² Население
- Всего ()
- Плотность 3-е в мире *
499.673.325
116,4 чел/км² ВВП (на базе PPP)
- Всего ()
- ВВП/чел 1-й в мире *
$ 17.08·10¹²
$ 39,900 Образован
Подписан
Вступил в силу Маастрихтский договор
7 февраля
1 ноября Валюты сообщества Часовой пояс UTC от 0 до +2
(от +1 до +3 в период Летнего времени)
(с заморскими департаментами Франции,
UTC от −4 до +4) Домен верхнего уровня Телефонные коды Каждый член Евросоюза имеет свой собственный телефонный код в зонах 3 и 4 Официальный сайт http://europa.eu/ * Если рассматривать как единое целое.

Европе́йский сою́з (Евросою́з , ЕС ) - объединение 27 европейских государств, подписавших Договор о Европейском союзе (Маастрихтский договор). ЕС - уникальное международное образование: он сочетает признаки международной организации и государства , однако формально не является ни тем, ни другим. Союз не является субъектом международного публичного права , однако имеет полномочия на участие в международных отношениях и играет в них большую роль.

Особые и зависимые территории государств-членов ЕС

Территория ЕС на карте мира Европейский союз Внешние регионы Неевропейские государства и территории

Особые территории вне Европы, входящие в Европейский союз:

Также, согласно ст.182 Договора о функционировании Европейского союза (Treaty on the Functioning of the European Union ), страны-члены Евросоюза ассоциируют с Евросоюзом земли и территории вне Европы, которые поддерживают особые отношения с:

Францией -

Нидерландами -

Соединенным Королевством -

Требования к кандидатам для вступления в ЕС

Для вступления в Евросоюз, страна кандидат должна соответствовать Копенгагенским критериям . Копенга́генские крите́рии - критерии вступления стран в Европейский союз, которые были приняты в июне 1993 года на заседании Европейского Совета в Копенгагене и подтверждены в декабре 1995 года на заседании Европейского Совета в Мадриде . Критерии требуют, чтобы в государстве соблюдались демократические принципы , принципы свободы и уважения прав человека , а также принцип правового государства (ст. 6, ст. 49 Договора о Европейском союзе). Также в стране должна присутствовать конкурентоспособная рыночная экономика , и должны признаваться общие правила и стандарты ЕС, включая приверженность целям политического, экономического и валютного союза.

История

Логотип президентства Чехии в первой половине 2009 года

Идеи панъевропеизма, долгое время выдвигавшиеся мыслителями на протяжении истории Европы, с особой силой зазвучали после Второй мировой войны . В послевоенный период на континенте появился целый ряд организаций: Совет Европы , НАТО , Западноевропейский союз .

Первый шаг в сторону создания современного Евросоюза был сделан в : ФРГ , Бельгия , Нидерланды , Люксембург , Франция , Италия подписали договор об учреждении Европейского объединения угля и стали (ЕОУС, ECSC - European Coal and Steel Community ), целью которого стало объединение европейских ресурсов по производству стали и угля, в силу данный договор вступил с июля 1952 года .

С целью углубления экономической интеграции те же шесть государств в учредили (ЕЭС, Общий рынок) (EEC - European Economic Community ) и (Евратом, Euratom - European Atomic Energy Community ). Самым важным и широким по сфере компетенции из этих трёх европейских сообществ являлось ЕЭС, так что в 1993 году оно было официально переименовано в Европейское сообщество (EC - European Community ).

Процесс развития и превращения этих европейских сообществ в современный Европейский союз происходил путём, во-первых, передачи всё большего числа функций управления на наднациональный уровень и, во-вторых, увеличения числа участников интеграции.

История расширения ЕС

Год Страна Общее
количество
членов
25 марта 1957 Бельгия , Германия 1 , Италия , Люксембург , Нидерланды , Франция ² 6
1 января 1973 Великобритания *, Дания ³, Ирландия 9
1 января 1981 Греция 10
1 января 1986 , 12
1 января 1995 , Финляндия , Швеция 15
1 мая 2004 Венгрия , Кипр , Латвия , Литва , Мальта , Польша , Словакия , Словения , Эстония 25
1 января 2007 Болгария , Румыния 27

Примечания

² Включая заморские департаменты Гваделупа , Мартиника , Реюньон и Французская Гвиана . Алжир вышел из состава Франции (и ЕС) 5 июля 1962 года . Сен-Пьер и Микелон были заморским департаментом (и частью ЕС) с по 1983 год . Сен-Бартельми и Сен-Мартен , вышедшие из состава Гваделупы 22 февраля 2007 года , вернутся в состав ЕС после вступления в силу Лиссабонского договора .

° В 1973 году Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии (Великобритания) присоединилось к ЕС вместе с Нормандскими островами , Островом Мэн и Гибралтаром

Норвегия

  • Первая опора «Европейские сообщества» объединяет в себе предшественниц ЕС: Европейское Сообщество (бывшее Европейское экономическое сообщество) и Европейское сообщество по атомной энергии (Евратом). Третья организация - Европейское объединение угля и стали (ЕОУС) - прекратила своё существование в 2002 году в соответсвии с учреждавшим ее Парижским договором.
  • Вторая опора носит название «общая внешняя политика и политика безопасности» (ОВПБ).
  • Третья опора - «полицейское и судебное сотрудничество по уголовным делам».

С помощью «опор» в договорах разграничиваются сферы политики, относящиеся к компетенции ЕС. Кроме того, опоры дают наглядное представление о роли правительств государств-членов ЕС и институтов ЕС в процессе принятия решений. В рамках первой опоры роль институтов ЕС определяющая. Решения здесь принимаются «методом сообщества». К ведению Сообщества относятся вопросы, касающиеся, в частности, общего рынка, таможенного союза, единой валюты (при сохранении собственной валюты некоторыми из членов), общей сельскохозяйственной политики и общей рыболовной политики, некоторыми вопросами миграции и беженцев, а также политики сближения (cohesion policy). Во второй и третьей опорах роль институтов ЕС минимальна и решения принимаются государствами-членами ЕС. Этот метод принятия решений называется межправительственным. В результате Ниццкого договора (2001) некоторые вопросы миграции и беженцев, а также вопросы обеспечения гендерного равенства на рабочих местах были перенесены из второй в первую опору. Следовательно, по этим вопросам, роль институтов ЕС по отношению к государствам-членам ЕС усилилась.

На сегодня членство в Евросоюзе, Евросообществе и Евратоме единое, все государства, вступающие в Союз, становятся и членами Сообществ.

Палата аудиторов

Палата аудиторов (The Court of Auditors) создана в 1975 для аудиторской проверки бюджета ЕС и его учреждений. Состав. Палата состоит из представителей государств-членов (по одному от каждого государства-члена). Они назначаются Советом единогласным решением на шестилетний срок и полностью независимы в исполнении своих обязанностей.

  1. проверяет отчеты о доходах и расходах ЕС и всех его институтов и органов, имеющих доступ к фондам ЕС;
  2. следит за качеством управления финансами;
  3. после завершения каждого финансового года составляет доклад о своей работе, а также представляет Европарламенту и Совету заключения или замечания по отдельным вопросам;
  4. помогает Европарламенту контролировать исполнение бюджета ЕС.

Штаб-квартира - Люксембург.

Европейский Центробанк

Европейский центробанк был образован в 1998 г. из банков 11 стран ЕС, входящих в Еврозону (Германия, Испания, Франция, Ирландия, Италия, Австрия, Португалия, Финляндия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург). Греция, которая ввела евро с 1 января 2001 года, стала двенадцатой страной зоны евро.

В соответствии со Ст. 8 Договора об учреждении Европейского Сообщества была основана Европейская Система Центральных Банков - наднациональный орган финансового регулирования, который объединяет Европейский центральный банк (ЕЦБ) и национальные центральные банки всех 27 стран членов Евросоюза . Управление ЕСЦБ осуществляется органами управления ЕЦБ.

Европейский инвестиционный банк

Создан согласно Договору, на базе капитала, предоставленного странами-членами. ЕИБ наделен функциями коммерческого банка, функционирует на международных финансовых рынках, предоставляет кредиты государственным структурам стран-членов.

Экономический и социальный комитет

(Economic and Social Committee) - консультативный орган ЕС. Образован в соответствии с Римским договором.

Состав. Состоит из 344 членов, называемых советниками.

Функции. Консультирует Совет и Комиссию по вопросам социально-экономической политики ЕС. Представляет различные сферы экономики и социальные группы (работодателей, лиц наемного труда и свободных профессий, занятых в промышленности, сельском хозяйстве, сфере обслуживания, а также представителей общественных организаций).

Члены Комитета назначаются Советом единогласным решением сроком на 4 года. Комитет выбирает из числа своих членов Председателя сроком на 2 года. После приема в ЕС новых государств численность Комитета не будет превышать 350 человек (см. табл.2).

Место проведения заседаний. Комитет собирается 1 раз в месяц в Брюсселе.

Комитет регионов

(Committee of the Regions).

Комитет регионов является консультативным органом, обеспечивающим представительство региональных и местных администраций в работе ЕС. Комитет учрежден в соответствии с Маастрихтским договором и действует с марта 1994.

Состоит из 344 членов, представляющих региональные и местные органы, но полностью независимых в выполнении своих обязанностей. Количество членов от каждой страны такое же, как и в Экономическом и социальном комитете. Кандидатуры утверждаются Советом единогласным решением по предложениям государств-членов сроком на 4 года. Комитет выбирает из числа своих членов Председателя и других должностных лиц сроком на 2 года.

Функции. Консультирует Совет и Комиссию и дает заключения по всем вопросам, затрагивающим интересы регионов.

Место проведения сессий. Пленарные сессии проходят в Брюсселе 5 раз в год.

Институт Европейского омбудсмена

Институт Европейского омбудсмена занимается жалобами граждан относительно плохого управления какого-либо института или органа ЕС. Решения этого органа не носят обязательной силы, но имеют значительное общественное и политическое влияние.

15 специализированных агентств и органов

Европейский мониторинг центр по борьбе с расизмом и ксенофобией, Европол, Евроюст.

Право ЕС

Особенностью Евросоюза, отличающей его от других международных организаций, является наличие собственного права, которое непосредственно регулирует отношения не только государств-членов, но и их граждан и юридических лиц.

Право ЕС состоит из так называемого первичного, вторичного и третичного (решения Суда Европейских Сообществ). Первичное право - учредительные договоры ЕС; договоры, вносящие в них изменения (ревизионные договоры); договоры о вступлении новых государств-членов. Вторичное право - акты, издаваемые органами ЕС. Решения Суда ЕС и других судебных органов Союза широко используются в качестве прецедентного права.

Право ЕС обладает прямым действием на территории стран ЕС и приоритетом по отношению к национальному законодательству государств.

Право ЕС подразделяют на институционное право (нормы, регламентирующие порядок создания и функционирования институтов и органов ЕС) и материальное право (нормы, регулирующие процесс реализации целей ЕС и ЕСообществ). Материальное право ЕС, как и право отдельных стран, можно подразделить на отрасли: таможенное право ЕС, экологическое право ЕС, транспортное право ЕС, налоговое право ЕС и др. C учетом структуры ЕС («три опоры») право ЕС подразделяется также на право Европейских сообществ, Шенгенское право и др.

Языки Евросоюза

В европейских институтах официально равноправно используются 23 языка.

Несмотря на то, что сейчас о ЕС не говорит только ленивый, вопрос какие страны входят в Евросоюз остается актуальным. Ошибочно говорить о государствах Европы и подразумевать политически-экономическое объединение государств на территории материка.

Интересно отметить, что количество стран в ЕС сегодня - 28, а всего в Европе 50 государств.

Создание структуры приходится на пятидесятые годы прошлого столетия. К современному устройству Союз шел более полувека. Принимались законы, вступали новые государства, решалась какая система отбора будет применена, принося свои новшества в консервативную структуру. Сегодня это мощное объединение земель, которое манит своим достатком, чистотой и порядком.

Вконтакте

Европейские страны – список

Европа – это название континента нашей земли. Вместе с Азией она образует материк Евразия. На этой территории находятся пятьдесят государств. Разделение проходит по Уральскому хребту.

К ним также относятся:

  • Земли России до границы с горами;
  • балканские и балтийские государства;
  • северные территории: Норвегия, Швеция;
  • южные: Испания, Мальта, Монако, Гибралтар, Италия, Греция, Словения, Ватикан;
  • центральные земли: Австрия, Чехия, Словакия, Венгрия, ;
  • западные: Великобритания, Ирландия, Нидерланды, Франция, Германия, Бельгия, Андорра;
  • восток: Белоруссия, Украина, Молдавия;
  • часть и Турции.

Деление на группы условное. Разделение носит скорее политический характер. Ведь после каждого распада или объединения, территорию переносят из одной группы в другую.

Страны, входящие в Евросоюз на сегодняшний день

Содружество берет свое начало с пятидесятых годов двадцатого века.

Первыми странами, ставшими членами ЕС, были: ФРГ, Французская Республика, Италия, Бельгия, Люксембург, Нидерланды.

Рим стал историческим городом. Тут в пятьдесят седьмом подписывался договор угля и стали, который является прототипом современного Маастрихтского соглашения. Далее, вплоть до нашего времени, перечень ЕС увеличивался.

Самое большое количество территорий присоединилось в 2004 году. Это были государства из постсоветского пространства: Польша плюс страны Балтики.

Неоднозначным было вхождение Болгарии и Румынии в 2007 году. Эксперты утверждали, что данные страны полностью не отвечают копенгагенским нормам по членству. Но их заявка была удовлетворена. Такое же мнение было о Греции. Последней к Союзу присоединилась Хорватия (2013 г.). Среди кандидатов на вступление в ЕС также Албания. Вот какие государства входят в Евросоюз на 2018 год.

Страны Европы, не входящие в Евросоюз

Остальные государства Европы, кроме объединённых 28, в состав ЕС не входят.

Путаница со странами-членами и не состоящими в Союзе происходит по причине существования еще нескольких объединений на территории Европы.

Это валютное объединение, а также зона свободного пересечения границ без прохождения таможенного досмотра.

Взаимодействие между сторонами происходит на основании договоров о сотрудничестве в определенной сфере.

На сегодняшний момент Европейским Союзом не охвачены такие территории:

  • четыре государства зарубежной западной стороны, в том числе Великобритания;
  • Россия, Молдова, Украина, Белоруссия;
  • Балканские территории за исключением Хорватии;
  • Европейская часть Турции, Азербайджана, Грузия, Казахстан.
  • Площадь США, Канада и прочие.

Процесс присоединения не останавливается во времени. Желающие участники подают заявки. За ними начинают наблюдать. Наиболее успешных добавляют к программе расширения. Также есть и страны, которые решают выйти и Евросоюза по объективным причинам, например Англия.

Важно знать: границы Европейского Союза, валютного союза, Шенгенской зоны — не совпадают.

Немного истории ЕС

Послевоенное время требовало решительных действий по урегулированию сложившейся экономической ситуации. Ключевые игроки на рынке сталеварения и производства угля решили заключить соглашение о сотрудничестве.

Создание Европейского Союза приходится на 1957 год. К нему вошли шесть государств. С того времени это не только экономический союз, а международное сотрудничество стран.

ЕС стал межгосударственной организацией, которая имела общие договоренности, но каждая отдельная территория сохраняла свою идентичность и традиции.

Современный вид Европейский Союз приобрел в 1992 году после ратификации Маастрихтского соглашения. Далее была попытка введения общей конституции. На референдумах ЕЭС не все страны-участницы поддержали данную инициативу. Отказались французы с нидерландцами.

Урегулировало все споры Лиссабонское соглашение, подписанное в 2007 году. Оно стало прообразом проваленной конституции.

Критерии для вступления в ЕС

Государство-претендент должно изменить устрой трех сфер жизнедеятельности под стандарты объединения.

Такие показатели были разработаны в 1993 году, после чего их утвердили на официальном заседании Совета ЕС. Их название происходит от места проведения сборов – датского города Копенгаген.

Нормы существуют для тех, кто хочет присоединиться к объединению. Всего копенгагенских критериев три: политический, экономический, членства.

Каждый из нормативов имеет свои стандарты:

  1. Согласно политическому критерию, государство должно работать над своими институтами. Их идеальное состояние – это беспрецедентная защита и гарантия демократии, защита прав граждан, толерантное отношение к национальным меньшинствам. Соответствие данному критерию дает право на ассоциацию с ЕС.
  2. Экономические нормы стимулируют систему страны развиваться. Под этим понимается повышение стандартов производства и неуклонное следование им. Ведь на рынке ЕС существует сильная конкуренция. Неподготовленное государство может стать банкротом.
  3. Критерии членства проверяют страну на способность нести коллегиальную ответственность. На территории ЕС все государства независимы со своей законодательной базой. Но существует и общие нормативно-правовые и ограничивающие документы. Они накладывают определенные экономические, политические обязательства на страны-члены.

Особенности экономики стран-участниц ЕС

Каждое государство ведет свою экономическую стратегию. Для стран, входящих в ЕС, обязательны отчисления в бюджет ЕС и нормативы по планированию собственных бюджетов.

Дефицит государственных финансовых планов ≤ 3%, а государственный долг меньше или равен 60 %. Тем не менее встречаются случаи, когда эти нормативы нарушаются.

Отсталые государства могут получать помощь от ЕС. Региональная политика строится на выравнивании общей экономической ситуации по территории союза.

Другим фактором, который увеличивает или уменьшает бюджет стран-членов, является программа квот. Предприниматели всех государств должны придерживаться общих правил и стандартов.

Заключение

На сегодняшний момент на вопрос, сколько стран входит в Евросоюз, ответ следующий — 28.

Процедура получения членства сложная и затратная по времени. Для этого государство должно соответствовать трем главным Копенгагенским критериям: экономическому, политическому и норме членства.

Если страна чувствует, что может побороться за место в ЕС, правительством подается заявка. Комиссия ее рассматривает и принимает решение. Последние присоединения окончательно пошатнули стабильность объединения. Поэтому союзом более тщательно проводится проверка претендентов.

Смотрите видео, в котором приводится обзор стран-участниц Евросоюза: