Черт – один из самых популярных персонажей народной демонологии славян. В нем смешались христианские представления о Диаволе – враге, человеческого рода, сверженного Богом в начале времен с небес в преисподнюю, и древнейшие, языческие верования о демонах и духах, населяющих весь мир.

Эти два толкования никак не противоречат друг другу. Когда на Русь пришло христианство, новая вера попросту объявила чертями, слугами Сатаны всех леших, домовых, банников, овинников, кикимор и прочих. Однако, приписывая домовым и лешим демонические черты, народ все же видел некоторую разницу между этими духами и чертями, наделяя последних совершенно особым обликом и местом обитания, и особыми занятиями.

Облик

Как выглядит черт, знают все. У него есть копыта, хвост, на голове – рожки, он вертляв и подвижен. Цвет у него непременно черный. Некоторые собиратели фольклора считают, что именно от слова «черный» и происходит название «черт». Лучше всего черта, такого, каким он предстает в народной фантазии, описал Гоголь в «Ночи перед Рождеством»: «Спереди совершенно немец: узенькая, беспрестанно вертевшаяся и нюхавшая все, что ни попадалось, мордочка оканчивалась, как и у наших свиней, кругленьким пятачком, ноги были так тонки, что если бы такие имел яресковский голова, то он переломал бы их в первом козачке. Но зато сзади он был настоящий губернский стряпчий в мундире, потому что у него висел хвост, такой острый и длинный, как теперешние мундирные фалды; только разве по козлиной бороде под мордой, по небольшим рожкам, торчавшим на голове, и что весь был не белее трубочиста, можно было догадаться, что он не немец и не губернский стряпчий, а просто черт».

В таком облике черт изображается и на старинных церковных росписях, сюжетом которых является Ад. Однако, далеко не всегда черт предстает перед человеком в таком виде. Он может принимать облик людей, причем, не только взрослых мужчин и женщин, но и детей. Любит черт перекидываться в животное: в черную кошку или в черную собаку, в свинью, в змею, в зайца, в щуку, в сороку. Никогда черт не превращается лишь в петуха, поскольку именно эта птица возвещает рассвет, в голубя, который относится к числу самых любимых христианских символов, и в осла, ведь именно на осле Христос въехал в Иерусалим.

Обиталище

Самые главные черти находятся, конечно же, в преисподней. А те, что попроще, обитают на земле. Они любят места уединенные и страшные, такие, куда по доброй воле ни один человек не пойдет. В старину едва ли не в каждом городе приезжему человеку могли показать заброшенный пустой дом, где живет «нечистая сила». Вне городов черти выбирают себе для жилья болота. «В тихом болоте черти водятся», «Было бы болото, а черти будут», «Не ходи при болоте, черт уши околотит» -- такие пословицы записал еще в XIX веке собиратель русского фольклора С. В. Максимов. Любят черти, впрочем, и воду. «В тихом омуте черти водятся» -- эту пословицу знают все, как все помнят и пушкинского Балду, который веревкой баламутил воду, вынудив чертенка явиться к нему для услуг.

Живут черти, как видно из народных поверий, семьями. У них есть жены – чертовки, и дети – чертенята. Черти любят ходить друг к другу в гости, устраивать праздники и свадьбы. Для этого они выбирают, обыкновенно, перекрестки дорог. Догадливые люди говорили, увидев в таком месте пыльные вихри, что это черти с ведьмами пляшут, свадьбу играют. Если бросить в самую середину такого завихрения нож или топор, то «свадьба» тотчас завершалась, нож обнаруживался окровавленным, а какая-нибудь баба из соседней деревни, слывшая ведьмой, непременно появлялась на людях с перевязанной рукой или головой.

Занятия

Главное занятие черта – вредить человеческому роду. Вероятно, именно поэтому черта, чтобы не накликать, остерегались называть по имени, предпочитая иносказания: «нечистый», «анчутка», «лукавый», «враг», «шут», «нелегкая», «ненаш» и так далее.

В народных поверьях «враг» предстает злым, игривым и похотливым духом. Шутить он особенно любит над пьяными, и шутки эти часто заканчиваются если не гибелью, то увечьем несчастного, которого «нелегкая» носит по оврагам и буеракам, сбивает с верной дороги до дома, заставляет блуждать и падать. Свой, персональный «враг» есть у каждого человека. Он стоит за левым плечом и нашептывает свои злобные советы в левое ухо. С правой стороны у каждого из людей – ангел, который, напротив, советует, шепча в правое ухо. Поэтому русский человек никогда не плюнет через правое плечо, а только через левое. Когда черту удается возобладать над ангелом, человек совершает злые дела, а будучи схваченным за руку, кается: «Нечистый попутал! Сам не знаю, как оно вышло!».

Черти забирают детей, особенно некрещеных младенцев, которых матери «приспали», задушили нечаянно во сне. Чтобы отмолить душу такого младенца, мать должна три ночи простоять в церкви. При этом испытания ей выпадают – куда там гоголевскому Хоме! В первую ночь сзади нее воют и хохочут черти, а ребенок кричит: «Не мать ты мне, а змея подколодная!». Обернуться нельзя, иначе черти разорвут на куски. Под утро ей показывается ребенок – весь черный, как головешка. Вторую ночь крики и хохот становятся еще ужаснее, ребенок при этом твердит только одно слово: «Молись!», и является уже наполовину белый. В третью ночь мать слышит жалобный плач и просьбы оборотиться и взять на руки, сквозь которые едва слышен тихий голосок: «Молись, матушка, почти отмолила!». Под утро младенец оказывается лежащим на полу, беленьким и чистеньким, и тут же умирает.

Любит нечистый дух вселяться в людей, особенно в женщин. Такие женщины в старину назывались кликушами. Они бесились, завывали на разные голоса, вытворяли разные грубые и грязные вещи, и их за это не только не наказывали, но даже жалели, как пострадавших от извечного врага рода человеческого. Спасти от такого вселившегося черта бедную кликушу можно было лишь особыми молитвами, «отчиткой». И теперь еще встречаются в некоторых деревнях священники, умеющие «отчитывать» таких одержимых бесами людей, изгоняя вселившуюся в них нечисть. Умение «отчитывать» довольно редкое. Занятие это считается опасным, требующим от священника немалого присутствия духа и безупречно праведного поведения.

Еще одно излюбленное занятие нечистого духа – соблазнение женщин. В старину считали, что если вдова сильно убивается по покойному мужу, то черт запросто может явиться к ней, приняв его облик. Бедная баба, конечно же, не устоит. Тут-то она и погибла! Являются к таким неутешным вдовицам бесы в виде огненного змея. Проникнув в окно или в дымоход, змей ударяется оземь, рассыпается искрами и предстает в виде любимого супруга. Если вдова начинает вдруг худеть и таять, или, напротив, делается вдруг беременной, а после ходит, как ни в чем не бывало, выходит в поле одна и ловко справляется с работой, которая троим лишь по силам – это все верный признак, что повадился к ней огненный змей. Избавиться от него можно, начертив в избе по углам кресты, или развесив чертополох, или заказав молебен и накурив в доме ладаном.

Правда, сварливая и ушлая баба может и сама оставить черта в дураках, так что тот будет бежать от нее опрометью, раз и навсегда.

Черта вообще, довольно часто обводят вокруг пальца хитрые персонажи сказок. В литературе яркими примерами такого рода являются Балда и гоголевский кузнец Вакула. Да и любой человек может справиться с чертом, нужно лишь не забывать о крестном знамении. В старину даже кадки с водой и кувшины с молоком на ночь покрывали двумя положенными крест-накрест лучинками – чтобы черт не пролез. Не забывали русские люди перекрестить рот при зевке – с той же самой целью.

Посмотрело: 8151

0

Черт в русском фольклоре - самый популярный персонаж. В многочисленных байках и историях он выступает в привычном для себя и окружающих амплуа заклятого врага человека, пытающегося всеми доступными нечистой силе способами одержать верх над людской сметкой.

С другой стороны, черт - самый любимый сказочный герой! Несмотря на кажущуюся парадоксальность такого утверждения, не требует доказательства тот факт, что, если бы чертей на свете не было вовсе, им обязательно бы придумали замену. Утверждать торжество человеческого разума над нечистой силой без обязательного «козла отпущения» во все времена считалось недостойным публике фарсом. А черт как нельзя более подходил на роль «козла»: рогатенький, бородатенький, хвостатенький. В общем, урод, на которого можно списать все напасти.

В тех случаях, когда черт материализуется, перед человеком предстает существо, больше похожее на ночной кошмар: черного цвета, с когтями, хвостом и рогами, широкой мордой, длинным носом или, наоборот, со свинячьим пятачком и ярко светящимися в темноте глазами.

«Летом прошлого года я и двое моих друзей отдыхали на побережье Азовского моря, - рассказывает москвич Владимир Новиков. - В силу ряда причин цивилизованного отдыха у нас не получилось, поэтому три недели отпуска мы были вынуждены жить, уподобившись «диким» туристам - на природе.

В один из вечеров мы расположились на ночлег на песчаном пляже близ Мариуполя. Мои друзья быстро заснули, я же долго ворочался на своем неудобном ложе. В конце концов, только намяв себе бока, я лег на спину и попытался заснуть, считая звезды на небе. Но вскоре мое внимание привлекли две яркие точки, которые с большой скоростью двигались вниз по небосклону. Продолжая наблюдать за ними, я понял, что это не космические тела. Точки на глазах увеличивались в размерах и вот-вот должны были упасть в непосредственной близости от меня!

Шума от падения на землю неизвестных тел я не услышал. Однако минут через пять после их предположительного приземления мне показалось, что за ближайшей каменной грядой кто-то тонко и громко взвизгнул. Тут уж стало совсем не до сна!

А за каменной грядой вдруг послышалось частое фырканье, тяжелое сопение и, наконец, я ИХ увидел! Это были черти, настоящие черти!! С рогами, хвостами и копытами!!! Мне они были отчетливо видны потому, что их шерсть в ночи светилась, будто была натерта фосфором. С каждым шагом черти приближались к месту нашего ночлега. Я зажмурил от ужаса глаза, открыл рот, чтобы закричать и... не смог произнести ни звука. Знаете, как бывает во сне: вас преследуют, вы хотите позвать на помощь, но почему-то не можете...

Продолжая изображать из себя спящего, я приподнял веки и... тут же захлопнул их. На меня в упор смотрел один из чертей. Зрелище было столь впечатляющим и в то же время отталкивающим, что даже с закрытыми глазами я еще долго держал в памяти его невероятный образ. Чудовище было ростом под два метра, безобразного телосложения - будто громадных размеров черный рогатый козел встал на дыбы - и со сверлящим сумасшедшим взглядом больших и круглых глаз ярко-желтого цвета. Когда через некоторое время я вновь приоткрыл глаза, то увидел, что меня и моих спящих друзей рассматривают уже оба черта.

Не знаю, сколько времени продолжался этот обмен взглядами. Помню только, что пока мы смотрели друг на друга, я задал сам себе идиотский вопрос: почему от них не воняет - как в большинстве сказок - серой?

Ответить на него я так и не успел: один из чертей нагнулся, поднял с земли увесистый, килограммов на тридцать, булыжник и, держа его словно пушинку в своей то ли руке, то ли лапе, сделал шаг в мою сторону. Я понял, что сейчас мне придет конец, но, повторяю, спастись бегством не мог: все мои члены были парализованы. Я закрыл глаза, прощаясь с жизнью, и... в следующее мгновение услышал шум борьбы!

Вновь открыв глаза, я увидел, что черти дерутся! Драка была ужасной: один из чертей дубасил другого тем самым булыжником, который предназначался для меня. Воздух быстро наполнялся их нечеловеческими криками и настоящим свинячьим визгом. Я вдруг почувствовал, что уже могу владеть своим телом, и попытался растолкать своих товарищей. Но ни мои тумаки, ни истошные крики дерущихся чудовищ не смогли их разбудить. С чем это было связано, до сих пор понять не могу. Как не могу понять и другого: почему одно из ночных чудовищ решило вступиться за меня?

Драка между чертями закончилась так же неожиданно, как и началась. Они быстро вскочили с земли, отряхнулись, словно собаки, всем телом и... Момент их исчезновения я упустил, зажмурившись от первых лучей восходящего солнца.

Утром я рассказал о своем ночном приключении друзьям и показал им сломанный рог с запекшейся кровью и большой клок шерсти - все, что я обнаружил на месте ночной драки чертей. В ответ друзья подняли меня на смех.

Обидевшись, я не рассказал им о самом главном. О том, что клок чертовой шерсти продолжал светиться в темноте! Вернувшись из отпуска домой, я отдал знакомому эксперту из МВД несколько шерстинок. Тот, пропустив их через десяток спектрометров и других «умных» приборов (я в них мало разбираюсь), высказался однозначно: шерстинки принадлежат неизвестному науке гоминоиду, волосяной покров которого частично схож с волосяным покровом так называемого «снежного человека». Что же касается свечения шерсти, то здесь он ничего конкретного не сказал, уточнив лишь, что фосфора в шерсти не обнаружил.

Сейчас моими таинственными находками занимаются в одном закрытом НИИ».

Тайна шатурского пруда

Чертям не чужд семейный уклад, но так как среди них нет особ женского пола, женятся они, как стукнет им тридцать лет, на ведьмах, удавленницах или утопленницах.

С только что родившимися чертенятами взрослые черти обходятся довольно бесцеремонно. Темными ночами они подкрадываются к дому, где есть некрещенный или проклятый матерью младенец и совершают подмену. Подменыши (чертенята), как правило, «тощи телом и крайне уродливы». Они постоянно кричат и много едят. Голова у них непомерно большая и свисает на сторону. Года через два они странным образом исчезают.

Многим известно выражение: «В тихом омуте черти водятся». И они там действительно водятся! Это чертенята, которых взрослые черти переносят в омуты из домов. Здесь потомки нечистой силы живут до семи лет.

…Этот пруд был выкопан на окраине Шатурского леса с помощью гусеничного экскаватора дачниками, которым подмосковные власти выделили здесь, в абсолютно необжитом месте, шестисоточные участки. Котлован вырыли на месте, где лозоходцы нашли подземные ключи. У нового пруда их оказалось 13: семь были расположены с одной стороны и шесть - с другой.

С тех пор прошло десять лет, и история пруда обросла многочисленными тайнами и загадками. Одна из них – зеленый туман, который окутывает пруд в тихие лунные ночи, и в это время из-под воды слышатся жуткие крики и всхлипы.

Местные теперь в этом пруду не купаются: боятся. Не проходит и года, чтобы кто-нибудь в нем не утонул и, что особенно странно: в районе семи ключей. Причем тонут только юноши и мужчины, а дети и женщины невероятным образом выживают

Год назад в середине июля в пруду купалась девочка с большим надувным мячом. Она плескалась достаточно близко от берега, как вдруг посередине водоема появилась воронка, и ребенка стало подтягивать к семи ключам.

Силы стихии и ребенка были неравны, водоворот притянул ее к гиблому месту, вырвал мяч и… вновь отбросил к берегу, где бедную девочку подхватили на руки подбежавшие взрослые. Мяч же покрутился в водовороте, замер, затем из воды поднялись две лохматые руки и утащили его на дно.

Спасатели в россказни про тварь, живущую на дне водоема, не верят, но, тем не менее, лишний раз опускаться туда не рвутся.

Естественно, аномалии и чертовщина, творящиеся на проклятом пруду, привлекают к нему внимание всевозможных любителей приключений. Так, сразу после случая с девочкой в дачном поселке объявился некий Евгений, представившийся как столичный исследователь паранормальных явлений. Несколько ночей подряд он караулил в зарослях у пруда неведомое существо, пока, наконец, как-то утром дачники не нашли его на берегу лежащим без сознания.

Придя через несколько часов в себя, Евгений поведал собравшимся совершенно невероятную историю. Сразу после полуночи поверхность пруда, по его словам, сильно забурлила, и затем на берег выбралось некое существо на четырех лапах. Размерами оно было с большую собаку. Существо отряхнулось от воды, встало на задние конечности и направилось как раз в ту сторону, где в зарослях сидел Евгений. В это время луна вышла из-за туч, и в ее призрачном свете Евгений разглядел, что прямо на него движется настоящий черт! С хвостом, рогами и светящимися в темноте глазами.

От испуга любитель ночных приключений, понятно, пошевелился. Черт остановился и… тут же превратился в небольшой зеленый шар, который помчался с невероятной скоростью на Евгения и ударил его в голову…

В последнее время местные подходят к пруду все реже и реже: в непосредственной близости от него люди начинают чувствовать безотчетный, непонятный страх, который перерастает в жуткую головную боль, не проходящую в течение нескольких часов.

Московские специалисты выдвинули гипотезу, что на дне чертова пруда находится трещина, ведущая в иное, параллельное, измерение, до которого десять лет назад дачный экскаватор лишь чуть-чуть не докопал…

Ученые верят в чертей!

Во все времена излюбленным обиталищем чертей считались всевозможные питейные заведения. Здесь для рогатой нечисти открыты широкие возможности по вербовке наемников в свою армию. Вселившись в пьяницу, черти быстро доводят его до гробовой доски. После смерти мясо его черти съедают, а душу берут себе в услужение.

К этому следует добавить, что черт также всегда и там, где на столе «без дела» стоит бутылка водки или вина. Дело в том, что рогатый не признает медицинских утверждений, что, мол, рюмка к обеду или перед сном полезна для здоровья. Пить – так до белой горячки или не пить вовсе! – считает черт. Что из этого вытекает, становится ясно из истории, которая произошла с жителем Ульяновска Борисом Л. Вот его рассказ.

«Поехал я как-то в свой сад на последнем автобусе, чтобы утром пораньше собрать ягоды и успеть на работу. Из всех строений в саду была небольшая сколоченная из старых досок будка, в которой внутри стоял топчан для отдыха, столик, а в углу находился садовый инвентарь.

Нарезал я хлеба с луком, налил водки в рюмку и вышел в сад - посидеть перед сном на пеньке. Вдруг слышу, в будке стук какой-то. Я удивился, кто там может быть? Зашел в будку, зажег свечку, смотрю - рюмка пустая и закуска разбросана по столу. Всю вину я свалил на крыс. Они большие специалисты по такому делу. Но на всякий случай решил сделать эксперимент. Налил в рюмку водку, нарезал закуски, потушил свечу, а сам спрятался под топчан.

Темень, но постепенно глаза в темноте стали привыкать. Слышу, открывается дверь, чуть скрипя, чья-то тень подходит к столу. Каким бы ни был я отчаянным человеком, но все равно чувствую, что по всему телу пошли мурашки. Напряг я глаза в сторону стола, и вижу: рога на голове, острые уши, длинный хвост метелкой на конце. Сомнений нет – черт собственной персоной!

Как утверждает исследователь паранормальных явлений Ольга Кольченко, выражение: «Допился до чертиков» отнюдь не фигуральное. Врачей во все времена изумляли рассказы алкоголиков, в которых с точностью до деталей повторялись описания рогатых бесов. Лишь одно было различным- их рост. К одним в галлюцинациях являлись исполины, других преследовали маленькие, с палец величиной, рогатые человечки. Впрочем, врачам недосуг было рассуждать о похожести симптомов. Время и силы их уходили на то, чтобы лечить. А объяснять - это уже привилегия специалистов.

Современным ученым с помощью специальных приборов удалось зафиксировать на пленке «ужасы» галлюцинаций. И оказалось, что образы рождает не расстроенный алкоголем мозг. Пленка объективно отразила то, что было в поле зрения больного белой горячкой. Это были чертики!

И, получается, - рассуждает Ольга Кольченко, - что вроде бы не столь уж бессмысленное занятие - искать истину в вине. Ведь смысл принятия алкоголя - ввести себя в особое состояние, когда реальность замещается ощущением ирреальности. Именно в моменты опьянения многих людей охватывает чувство всезнания, подобное религиозному озарению. В момент алкогольного транса человек, словно корабль без руля и ветрил, пускается в опаснейшее путешествие по воле волн. Энергетических волн. И даже если первоначально его ожидает какой-то видимый взлет (приятные ощущения, чувство блаженства), в конце концов падение неминуемо, причем в самые низкие сферы. Отсюда страшные «картинки».

Оккультные науки давно их объяснили пробуждением ясновидческих способностей в момент опьянения. Но это ясновидение работает на очень грубом энергетическом уровне. Как раз на том, где живут черти.

Конечная цель чертей, существующих за счет пьяниц, окончательно завладеть человеком, - утверждает Ольга Кольченко. - Он становится одержимым в прямом смысле слова. Процесс этот довольно скоро продвигается: всем известно, как быстро морально и физически деградируют люди, прикладывающиеся к чарке.

Бесы необычайно изобретательны. Они способны материализоваться и дематериализоваться, принимать любые формы - от закадычного друга до внутреннего голоса, подсказывающего «правильные решения».

Пьяница в какой-то мере становится подобен животному и своим обостренным чутьем проникает в самую примитивную сферу астрального мира, в котором обитают низшие сущности. Так, один из пациентов Президента Академии русского целительства В. Розенталя, прошедший войну, регулярно наблюдал чертей в виде фашистской диверсионной группы, целью которой было перерубить трос лифта в его подъезде, чтобы он не мог ходить в магазин за продуктами. У ветерана в доме был штык-нож: с ним-то в состоянии опьянения он и набрасывался на выходящих из лифта на его этаже, принимая их за диверсантов.

Нередко алкогольный черт завладевает душой человека незаметно для него самого и для окружающих. Он подстерегает свою жертву в моменты душевных потрясений, когда ее защита временно слабеет. У человека горе, умер кто-то из близких, и бес уже тут как тут. На поминках он помогает забыться, отключиться от тяжелых воспоминаний.

Черти стараются сделать все, чтобы не выпустить душу человека из-под своей власти. Именно поэтому не всем помогают кодирование, таблетки, травы, акупунктура. И они уже через неделю снова впадают в запой.

Почему звенит в левом ухе?

О происхождении чертей ходит множество различных легенд. Одну из них рассказал этнограф М. Орлов: «Когда земли еще не было, а была только вода, покрытая мутной пеной, в этой пене сидел черт и пищал. Бог сжалился над ним и взял с собой на небо. В то время, когда Бог сеял землю, он разрешил черту сеять камни, и тот насеял их столько, что выросшие из них горы достали вершинами до неба. Для того чтобы его племя размножилось, черт придумал такой прием. Он умывал себе лапы и, заведя их за спину, отряхивал их. С лап во все стороны летели брызги, и каждая капелька воды превращалась в чертенка. Вот почему в народе до сих пор существует поверье, что, умывшись, не следует отряхивать руки, иначе от брызг родятся новые черти».

"Иногда черт приходит к людям во сне и начинает терзать их плоть и душу. Как от этого защититься? Знающие люди предлагают следующие способы. Если черт пришел к вам во сне: а) подойдите к нему, схватитесь за рога, обломайте их и воткните остриями ему же в голову

В иных случаях, если вы не хотите частого вмешательства черта в вашу жизнь, следует соблюдать несколько простых правил. Помня, что черти водятся на перекрестках дорог, оказавшись в таком месте, обязательно перекреститесь.

После третьего удара церковного колокола при благовесте черти проваливаются в преисподнюю или прячутся в людях. Именно поэтому, кто из людей в этот момент не крестится, в том рогатые бестии и оказываются. Черти на дух не переносят чертополох и ладан. И если носить эти растения как талисман на теле - никакая нечистая сила не страшна.

Любого человека со дня его рождения и до самой смерти сопровождают по жизни два духа: добрый и злой. Злой - черт - всегда находится за левым плечом человека. Поэтому при предполагаемых сглазе, порче и других напастях следует плевать через левое плечо, прямо в рожу рогатого урода. Если у вас зазвенело в левом ухе, значит, черт летал сдавать Сатане грехи, сделанные вами за день, и вот теперь прилетел назад, чтобы снова стать на страже и ждать, когда вы совершите очередной грех.

В этой публикации мы собрали 50 фото призраков и духов , которых удалось заснять в разное время, разными людьми по всему миру. Реальны ли эти фотографии или они всего лишь продукт фотомонтажа и хорошего знания Фотошопа? На этот вопрос нет единого мнения, но снимки и правда занятные.

1). Девочка справа плакала, уверяя окружающих, что она боится другого ребёнка, которого никто, кроме неё, не увидел:

2). Так называемая Розовая леди в одном strashno.com из поместий Гринкэстл в штате Индиана, США:

3). Строго одетая дама при жизни приходилась матерью хозяину дома и свекровью хозяйке. Ее случайно сфотографировали, когда снимали новые жалюзи:

4). Лестницу в стиле тюльпан запечатлел священник в Национальном музее в Англии. Вот что на ней проявилось позже:

5). Пожалуй, самая известная фотография привидения — так называемой Коричневой леди, стоящей на лестнице имения Рейнхэмхолл в Англии:

6). Родственники усопшего прощаются с ним, стоя у гроба. Но вот кто маячит на первом плане?

7). Снимок коридора служебного помещения. По всей вероятности, кто-то призрачный продолжает свою работу, несмотря на позднее время:

8) . Мать сфотографировала надгробие своей дочери, рядом с которым сидел другой ребёнок. Как выяснилось позже, похороненный неподалёку:

strashno.com

9). В этой фотографии с кладбища угадывается пожилая женщина:

10) . На фотографии с вечеринки военных на заднем плане появляется призрак солдата, уже убитого к моменту праздника:

11) . Вдовец, запечатлённый на плёнку во время спиритического сеанса по вызову его умершей супруги:

12). Хозяйка фотоаппарата снимает свою дочь, а позади виднеется фантом женщины в чёрном плаще без ног:

13). Призрак солдата в музее Александрии:

14). Разбушевавшийся полтергейст во время спиритического сеанса в Лондоне (1940 г):

15). Элегантное бюро в стиле королевы Анны, сфотографированное по просьбе мебельного продавца для каталога. Чья-то тонкая кисть касается поверхности бюро:

16). Камера фиксирует буквально последние секунды жизни умирающего. Белая субстанция отделяется от его лица вместе с выдохом:

17). Молодой человек испытывал проблемы с засыпанием, тяжесть в груди и беспокойство. На strashno.com проявившейся фотографии ясно видна причина — сидящий прямо на нём призрак:

18). Туристка, запечатлевшая водный поток в лесу, с удивлением обнаружила на фото что-то похожее на привидение красного цвета. Погода была облачная, совершенно без лучей солнца:

19) . Призрак рядом с женщиной, сфотографированной у себя дома и стоящей возле телевизора:

20). Любимое кресло лорда Комбермера, задавленного экипажем, оказывается занято и после его смерти. Им самим:

21). Мама с сыном, позируя, не догадывались, что в их доме обитает кто-то ещё. Видно лицо слева и что-то справа, напоминающее собаку:

22). Муж сфотографировал свою жену за молитвой в английской церкви Уорстед Чёрч. На плёнке проявилась дама в чепчике и старинном наряде:

23). Что это: ангел-хранитель или душа пассажира авто, попавшего в страшную аварию?

24). Казалось бы, обычная фотография рабочего strashno.com места в квартире. На фоне выключенного монитора можно видеть голову человека. Сфотографировавшая рабочее место женщина утверждает, что это голова её умершего мужа. Но он выглядит гораздо моложе, чем в момент своей смерти:

25) . Старик-гид водил экскурсии в месте, знаменитом своими гейзерами и кипящей грязью. Гида и после его смерти можно увидеть на этой фотографии:

26). Новый владелец дома нанял двух рабочих для работ на крыше. Всё время, пока они работали, они оставались совершенно одни в здании. Предыдущая хозяйка дома, пожилая женщина, скончалась за 3 месяца до этого:

27). На этой фотографии мальчик-призрак (возле стула) играет в прятки с живым ребёнком:

28). Фантом в английском пабе:

29). Молодой человек позировал с собакой, но после проявки обнаружил в кадре присутствие незнакомой женщины:

30). Самая известная фотография призрака в strashno.com машине, сделанная супругой человека, сидящего за рулём. В призраке на заднем сиденье оба узнали её ранее умершую маму:

31). Призрак, запечатлённый у дороги:

32). Огоньки над Вашингтоном однажды ночью (1952 г.):

33). Вполне реальный, но оттого не менее страшный огненный смерч в Венгрии:

34) . Привидения, незаметные в студии во время записи передачи, но отображённые телевизором:

35). Это фотография была сделана с монитора медсестры. Чёрная фигура появилась стоящей на пациенте, лежащем на больничной койке. Он умер вскоре после появления фигуры:

36). В центре за окном виднеется белое лицо, заглядывающее в комнату. В комнате нет балкона, а если бы и был, лицо превышает по размеру лицо настоящего человека:

37). Во время реставрации канадского отеля рабочие делали фото, чтобы фиксировать изменения. Очевидно, не все постояльцы на тот момент strashno.com съехали:

38). Заброшенный санаторий в штате Кентукки знаменит своими призраками — бывшими пациентами:

39). Одно из самых скандальных фото призраков, сделанное в 1963 году в английской церкви. Снимок вызвал бурю споров, т.к. многие подозревали накладку кадров при его создании. Некоторые эксперты, изучавшие фотографию, утверждают, что это именно один цельный подлинный снимок:

40). Эта фотография была сделана у старого склепа. Интересно, что это не отражение в окне, т.к. стекла в нем давно нет:

41). Настоящий олень смотрит в упор на призрачного ребёнка. Мы бы увидели только оленя, камера фиксирует обоих:

42). Две девушки с улыбкой позируют, проверяя то, как снимает камера телефона. Как оказалось, они позировали не вдвоём, а втроём:

43). Молодой человек явно не видит, кто идёт впереди, иначе можно испугаться:

44). Собака на вечерней strashno.com прогулке прекрасно видит, кто к ней подошёл, и, наверно, удивляется слепоте хозяина:

45). Реальна ли эта фигура, сосредоточенно идущая по мосту в сердце Старого города?

46). Сгусток эктоплазмы имеет очертания фигуры, скорее всего, жителя средневекового города, где и был сделан кадр:

47). Привидение явно женщины, остановившейся перед алтарём — у призрака прослеживаются туфли:

48). Люди беседуют друг с другом позади белой машины. А вот кто тёмный стоит впереди неё?

49). Счастливые новобрачные фотографируются со свитой на фоне церкви. Чьё-то призрачное личико проглядывается в кружке под цифрами 666:

50). Очень интересный и неоднозначный снимок закрытого бассейна. Белая фигура напоминает кого-то, вылезающего из него, к тому же над нею видны орбы:


Как вы думаете, действительно strashno.com ли призраков и духов можно сфотографировать? Напишите, пожалуйста, свое мнение в комментариях ниже.

В славянской мифологии демонический персонаж, злой дух. Популярный представитель нечистой силы в восточном фольклоре. Его образ очень схож с человеческим, так же у него две руки и две ноги, человечья голова, но с большими ушами и рожками, тело покрыто черной косматой шерстью с хвостом. У черта на ногах копыта, а на руках когти. Он несет в себе зло и не выступает в роли покровителя и благодетеля, как леший или домовой. Его постоянное присутствие дает человеку осознанное представление о вездесущем черте: «Богу молись, а черта не гневи». Черт крадет маленьких детей, соблазняет женщин, доводит до самоубийства и толкает на страшные преступления. Зло причиняемое чертом всегда опасно, но иногда человеку все же удается обмануть или перехитрить его при помощи ангела или крестной силы. Он существенно отличается в русских поверьях от дьявола, который представляет собой абсолютное зло.

У народа о черте разнообразные представления: он может предстать как хитрый искуситель, а может выглядеть, как смешной глупец, который постоянно попадает в глупые ситуации.

С чертом можно померится силой или договориться с ним. На Орловщине считается, будто черти пошли от сатаны, который произошел от плевка духа святого в воду еще до сотворения мира. Они творят себе подобных для войны с ангелами. У них существует своя иерархия: в аду находятся самые лихие черти, на земле живут уже рангом пониже, их обиталища - болота, глухие леса, заброшенные дома. В легендах и сказаниях черт является к человеку, как правило, в образе странника, соседа или в женском образе. Но может предстать и в образе собаки, свиньи или змеи. Черта распознают по рожкам, торчащим на голове, либо копытам.

Согласно поверьям нечистая появляется на перекрестках или росстанях. Здесь не надо поминать черта даже днем. Считается, что если кому нужно повидаться с чертом, то пусть в полночь идет с черным котом на перекресток, что черти за большую сумму кота выкупят. При этом нужно идти уверенным шагом и нельзя оборачиваться, если обернешься, то могут изорвать в клочья.

Восточнославянские сказки, где присутствует черт, имеют сатирический характер: например как солдат учил черта солдатскому ремеслу, ездил на нем в родное село на побывку. В сказках сопоставляют черта с лихой бабой. Например, мужик бросил лихую бабу в яму с чертями, а потом ее именем заклинает черта, обманывая его с помощью жены. Мораль всех этих сказок одна - «баба хуже черта». Представления о черте часто связываются с гаданиями.

Девушки на Рождество, перед тем как приступить к гаданию, зажигают свечу и ходят с ней в поле «зачертиваться»: «Черти с нам, водяной с нам, маленькие чертяточки все по за нам, из черты в черту и девки к черту», а после слушают, кому отвечают колокольным звоном, та и замуж пойдет, кому доски тешут - та и помрет. Уберечь себя можно от напасти крестным знаменем и различными оберегами (образок, серебряный крест).

В Вологде существует оберег молитвенный: «Враг-сатана, отступись от меня, есть у меня и почище тебя». В демонологии славян образ черта можно рассматривать с двух сторон: как общее представление о нечистой силе, а с другой как отношение народа к неправедному злу.

Этимология

Славянская мифология

Прибалтийская мифология

То же, что бес и близок понятию дьявол. В славянской мифологии - злой дух, озорной, игривый и похотливый. Под различными прозвищами и синонимами является персонажем огромного количества сказок Восточной Европы, самый популярный персонаж русской демонологии.

Использование слова чёрт в русском языке

Слово «чёрт» имеет множество аналогов и синонимов: Дьявол (для рядового дьявола, то есть чёрта, слово пишется со строчной буквы, для старшего - с заглавной, также персонажа называют в англ. языке - devil ), Сатана, Вельзевул (Веельзевул), Мефистофель, слуга Люцифера, анчутка беспятный, просто «беспятный», козлоногий, бес, нечистый, лукавый. При этом, однако, значения этих слов не всегда тождественны.

К чёрту близки образы балтийского велняса (лит. velnias ), шайтана у исламских народов, сурта германо-скандинавов.

Зачастую чертями называют широкий пласт существ. Почти всегда в народной мифологии они отождествляются с лешими, водяными и русалками, банниками, домовыми, духом превращающим людей в ходячих мертвецов, иногда отождествляются с гномами и эльфами. Однако домовой считался более добрым «обрусевшим чёртом», характерные для чёрта облик и оборотничество к нему употребляются реже; ср. также с шишком ихерт-суртом - домовым некоторых финно-угорских и поволжских народов.

Как имя демона ада имя чёрта не полагалось произносить вслух, по крайней мере - без особого повода. Считалось, что простого упоминания чёрта достаточно, чтобы он услышал это и приблизился к неосторожному человеку, а то и навредил ему. Поэтому в обыденной речи, поминая чёрта, часто использовали эвфемизмы, например лукавый , нечистый , неназываемый , враг рода человеческого , шут и другие, см. выше. В. И. Даль и С. В. Максимов перечисляют свыше сотни имен-эвфемизмов.

Ещё в XIX веке «чёрт» имело двоякий смысл. С одной стороны оно было довольно сильным ругательством и оскорблением, как и «devil» в английском языке. Консервативные люди того времени иногда связывали его с различными пугающими механизмами и дикими местами, например, с «чёртовым колесом», верили, что чёрт, водяной и русалки живут на мельницах, в таком смысле синонимы слова используется поныне, например: «шайтан-труба», «сады дьявола». В советской литературе 1920-х гг. ругательства часто классифицируются как «дальше чёрта» (см. например, Н. Огнев «Дневник Кости Рябцева»). Иногда это слово применяют при удивлении работоспособностью и мастерством кого-либо («работает как чёрт»).

Социальный жаргонизм

В уголовной иерархии чёрт - низший из категории «мужиков», который не моется, не стрижётся, не стирается, не следит за собой. Называется также чушок , то есть свинья , в чём проскальзывает аналогия со свиным пятачком в образе мифических чертей. Чёрт может просто перейти в «опущенные», которым зачастую накалывается татуировка с чёртом. В 1930-1950х годах эта категория имела схожее название «козлы», но теперь права категории с этим названием немного отличаются. Этот смысл близок к рационалистической интерпретации античных мифов, что паны и сатиры - это люди, которые жили в горах и не мылись, отчего и считалось, что они покрыты козьим мехом.

Со смыслом грязнули связаны и синонимы слова «чёрт»: нечисть , нечистый , анчутка - синоним слов грязнуля и неряха , а также слова «шишига», означающего то же самое.

Чертями могут обзывать субъективно неприятных и не авторитетных людей, например: молодых наркоманов, милиционеров и т. д.

Этимология

Слово чёрт не встречается в письменных памятниках древнерусского языка. Впервые оно зафиксировано Р. Джеймсом в русско-английском словаре-дневнике 1618-1619 годов: «6:9:tchort - diavolo». Прозвище Черт более старинное: «Васко Черт» зафиксировано в 1495 году. Этимология слова остаётся спорной до сих пор.

По версии А. Н. Афанасьева слово «чёрт» происходит от «чёрный» - названия цвета, обычно ассоциирующегося со злом. Фасмер отмечал, что «чёрный» было всего лишь эвфемизмом для чёрта. По Фасмеру, праславянское čьrtъ - «проклятый», родственно латыш. kyrė́ti «злиться», гипотеза происхождения от лат. curtus , «короткий, обрубленный», менее вероятна.

Между тем, имя созвучного похожего персонажа из германо-сканд. мифологии - сурта, означает «чёрный, смуглый».

Образ в мифологии

В христианской народной мифологии сложились давние и устойчивые представления о внешнем виде чертей, точнее их телесного образа, так как черти - ещё и злые духи . В представлениях о чёрте сохранились остатки индоевропейской мифологии, с наложением более позднего христианского представления, что все языческие божества являются демонами и олицетворяют злое начало, и смешались с иудохристианскими представлениями о Дьяволе и падших ангелах. В представлениях о чёрте прослеживается сходство с греческим Паном - покровителем скотоводства, духом полей и лесов, и Велесом (прибалт. Вяльном). Однако христианский чёрт, в отличие от своих языческих прототипов, не является покровителем скотоводства, а является вредителем людям. Черти в поверьях принимают вид животных старого культа - козлов, волков, псов, воронов, змей и т. д. Считалось, что черти имеют в целом человекоподобную (антропоморфную) внешность, но с добавлением некоторых фантастических или чудовищных деталей. Наиболее распространённый облик идентичен изображению античных Пана, фавнов и сатиров - рога, хвост и козлиные ноги или копыта, иногда шерсть, реже свиной пятачок, когти, крылья летучей мыши и т. п. Нередко их описывают с горящими как угли глазами. В таком виде черти изображены на многочисленных картинах, иконах, фресках и книжных иллюстрациях как в Западной, так и в Восточной Европе.

Сказки повествуют, что чёрт служит Люциферу, к которому мгновенно летает в преисподнюю. Он охотится на людские души, которые обманом, введением во грех, или договором пытается получить у людей, хотя в литовских сказках такой сюжет единичен. При этом чёрт обычно оказывается одурачен героем сказки. Одно из известных древних упоминаний о продаже души и изображение персонажа содержит Гигантский кодекс начала XIII века.

Являются хтоническими персонажами - обитают не только в подземном мире, но и воде, омуте.

Обладают широкими способностями к оборотничеству, невидимости, полётам. Могут превращаться в различных существ и людей, в камни, и предметы.

Черти стерегут драгоценные клады, это описано например в «Ночь перед Рождеством» (1832), «Скрипач в аду» и др. балто-славянских сказках. Этим они похожи на гномов германо-скандинавского фольклора. Иногда, являясь в облике человека, платит за услуги кучей мусора или навоза, которую люди выкидывают, но с рассветом видят, что не выкинутые остатки мусора превратились в золото.

Славянская мифология

Существует много русских народных сказок об этом персонаже. Это «Сказка о попе и о работнике его Балде» (1831) А. С. Пушкина, «Шабарша» и «Чёрт-заимодавец» схожего сюжета, это «Чёрт и мужик», «Солдат и чёрт» и т. д. Он предстаёт комическим персонажем, в надежде заполучить душу тщательно работает по договору с кем-либо, но постоянно обманывается с помощью мужицкой смекалки.

В русских и славянских сказках облик чёрта почти не описан. Но это ярко сделал Н. В. Гоголь в повести «Ночь перед Рождеством»:

Спереди совершенно немец: узенькая, беспрестанно вертевшаяся и нюхавшая все, что ни попадалось, мордочка оканчивалась, как и у наших свиней, кругленьким пятачком, ноги были так тонки, что если бы такие имел яресковский голова, то он переломал бы их в первом козачке. Но зато сзади он был настоящий губернский стряпчий в мундире, потому что у него висел хвост, такой острый и длинный, как теперешние мундирные фалды; только разве по козлиной бороде под мордой, по небольшим рожкам, торчавшим на голове, и что весь был не белее трубочиста, можно было догадаться, что он не немец и не губернский стряпчий, а просто черт, которому последняя ночь осталась шататься по белому свету и выучивать грехам добрых людей. Завтра же, с первыми колоколами к заутрене, побежит он без оглядки, поджавши хвост, в свою берлогу.

Дальше по сюжету чёрт также обзывается «немец проклятый» . Он водится с ведьмами, которые в ряде других сказок летают на нём на шабаш. Пролетает через дымоход. Боится христианского креста, знамения и святой воды. Исчезает с третьим криком петухов и первыми лучами солнца.

Прибалтийская мифология

В прибалтийской мифологии чёрта зовут ве́лняс (лит. velnias ; латыш. velns - вялнс, велнс ), что значит дьявол. Является постоянной жертвой Перкунаса (подобно антагонизму славянского Велеса и Перуна), метающего в него молнии, при этом велняс пытается прятаться у людей, в которых молнии зачастую и попадают. Фольклористы собрали с начала XX века сотни сказок о нём, бесчисленное число их вариаций. Но если славянский чёрт является синонимом грязнули, то в литовской мифологии вяльнас наоборот выглядит престижно. В основном описан как «пан», то есть человек выглядящий как господин или помещик, но иногда имеет облик Пана из греческой мифологии - торчащие из под шляпы рожки, копыта. В нескольких сказках он превращается в чёрного кота или предстаёт в образе ягнёнка. Не боится солнечного света.

В основном велняс вредит людям - пытается повесить, искалечить, заманить в болото. Литовские сказки довольно характерны жестокостью мифических существ к людям, в отличие от сказок других народов. Например, велняс являясь в образе пана, приглашает прохожего мужика или музыканта на свадьбу, где с другими панами и паночками веселиться и часто мажет глаза какой-то мазью. Когда мужик тоже мажет глаз, то видит, что находится среди чертей на болоте или среди вьюги в буреломе. Если кто-то видит невидимого велняса, спрашивает «каким глазом меня видишь?», и после ответа выкалывает его. Зачастую становясь невидимым, толкает посетителей в корчме, провоцируя этим драку. Или мужику пытается повесить на шею праздничное полотенце, от которого тот уворачивается подставив руку, и тут же приходит в себя подвешенный на ветке на удавке за руку.