Лягушка превращается в принца лишь в сказке. Но разве превращения, происходящие с лягушкой в течение её жизненного цикла, не демонстрируют эволюцию? Из напоминающего рыбку головастика (имеющего даже жабры), «детёныш лягушки» быстро «трансформируется» в совершенно новую форму, чтобы начать вести радикально новый образ жизни! Рот становится шире, хвост растворяется, зато формируется «эластичный» язык для ловли мух, а также появляются ноздри, а выпученные глаза перемещаются в другое место на голове. Наконец, когда окончательно созревают лёгкие и вырастают четыре лапки, этот повзрослевший головастик празднует своё «совершеннолетие», выпрыгивая из воды, чтобы теперь жить на суше.

Это потрясающее превращение (метаморфоз) является далеко не просто внешним. Практически все органы и системы тела подвергаются радикальной перестройке. , Например, необходима полная реконфигурация нервной системы, чтобы управлять новыми или перепрограммированными органами - глазами, ушами, лапами, языком и т.д. Подобная же реорганизация должна произойти также и на биохимическом уровне. Изменяется гемоглобин в крови, светочувствительный пигмент в глазах, помимо множества других изменений. Даже экскреторная (выделительная) система лягушки меняется для того, чтобы соответствовать новому образу жизни.

Биологи ломают голову над мегасложностью этого «перерождения», происходящего в обычных прудах. Лягушка, нежащаяся на листе кувшинки, является удивительным результатом множества изменений, происходящих последовательно с поразительной точностью в нужном порядке. Не будет преувеличением сказать, что церемония открытия Олимпийских игр просто меркнет в сравнении с «хореографией» процесса метаморфоза лягушки. Жизнь головастика непременно усложнилась бы, если бы, например, его хвост исчез до того, как выросли лапки. То же самое относится и к его внутренним органам, костям, нервной системе, биохимическим процессам и т.д. Любой сбой может застопорить весь процесс реорганизации организма… и привести к довольно прискорбным результатам (для головастика)!

photolibrary.com


Очень сложная программа

Фантастически сложная информация, закодированная в ДНК, которая позволяет головастику превращаться в лягушку, ясно указывает на Высший Разум, Который создал её. Такая программа не может образоваться естественным образом — она демонстрирует изначально предусмотренный конечный результат.

Все шаги взаимосвязаны

Многолетние исследования обнаружили несколько уровней процессов, необходимых для совершения этой «трансформации жизни». Например, для исчезновения хвоста необходимо точно запрограммированное выполнение операций микрологистики. Сперва головастик останавливает образование клеток мышц хвоста. После этого он производит ряд высокоспецифичных ферментов, которые растворяют клетки хвоста.

Затем в нужный момент эти «маленькие убийцы» соединяются и впрыскиваются в клетки хвоста всех типов. В завершение, бродячие макрофаги поглощают эти убитые клетки, чтобы затем переиспользовать их компоненты и питательные вещества в других частях тела (то есть хвост не отбрасывается, а поглощается организмом).

«Изменяться» не значит «эволюционировать»

Так насколько обосновано утверждение, что это - пример «эволюции в действии »? Является ли превращение головастика в лягушку наглядным примером эволюции?

Совсем наоборот! Хотя головастик может и выглядит внешне как настоящая «рыба», с самого своего рождения он является лягушкой. Всё, что ему необходимо для перерождения (то есть вся генетическая информация, схемы и программы), уже заложено в коде ДНК, хранящемся в ядрах клеток головастика. На этом микроуровне мы обнаруживаем не только полный план развития лягушки, но и полнофункциональную фабрику со всеми необходимыми механизмами и оборудованием для воплощения этого плана в жизнь.

Геном рыб не содержит информации, необходимой для превращения в земноводное, и ей неоткуда взять подобную информацию.

Эта заложенная информация является ключевым отличием между эволюционной сказкой (будто рыба эволюционировала в амфибию) и реальным миром (в котором головастик превращается в лягушку). С самого момента своего рождения из икринки головастик уже снабжён полным набором инструкций «как самостоятельно превратиться в лягушку». Напротив, рыба содержит генетические инструкции только для «построения»… рыбы! Геном рыб не содержит информации, необходимой для превращения в земноводное, и ей неоткуда взять подобную информацию. Фактически, сомнительно, что есть хотя бы один бесспорный пример того, как эволюционные механизмы внесли новую информацию в генетический план какого-либо существа.

Лягушки, гаметогенез, оплодотворение и другие сезонные мероприятия зависят от многочисленных внешних факторов. Жизнь практически всех земноводных зависит от количества растений и насекомых в пруду, а также температуры воздуха и воды. Выделяют различные стадии развития лягушек, включая личиночную (яйцо - зародыш - головастик - лягушка). Метаморфоз головастика во взрослую особь является одним из самых ярких преображений в биологии, так как эти изменения готовят водный организм к наземному существованию.

Развитие лягушек: фото

У бесхвостых амфибий, таких как лягушки и жабы, метаморфические изменения выражены наиболее ярко, почти каждый орган подвергается модификации. Форма тела изменяется до неузнаваемости. После появления задних и передних конечностей постепенно отпадает хвост. Хрящевой череп головастика заменяется лицевым черепом молодого лягушонка. Роговые зубы, которые головастик использовал для поедания прудовых растений, исчезают, рот и челюсти принимают новую форму, сильнее развиваются мышцы языка, чтобы удобнее было ловить мух и других насекомых. Вытянутая толстая кишка, характерная для травоядных, укорачивается, чтобы приспособиться к плотоядной диете взрослой особи. На определенной стадии развития лягушек исчезают жабры, а легкие увеличиваются.

Что происходит сразу после оплодотворения?

Вскоре после начинает переходить из одной клеточной стадии в другую в процессе деления. Первое расщепление начинается от животного полюса и проходит вертикально вниз до вегетативного полюса, разделяя яйцо на два бластомера. Второе расщепление происходит под прямым углом к первому, разделяя яйцо на 4 бластомера. Третья борозда расположена под прямым углом к первым двум, будучи ближе к животному, чем к вегетативному полюсу. Она отделяет четыре верхних маленьких пигментированных участка от четырех нижних. На этом этапе эмбрион имеет уже 8 бластомеров.

Дальнейшие расколы становятся менее регулярными. В итоге одноклеточное яйцо постепенно превращается в одноклеточный эмбрион, который на этом этапе называется бластула, которая еще на стадии 8-16 клеток начинает приобретать заполненные жидкостью пространственные полости. После ряда изменений однослойная бластула превращается в двухслойный зародыш (гаструла). Этот сложный процесс называется гаструляцией. Промежуточные стадии развития лягушек на этом этапе подразумевают формирование трех защитных слоев: эктодермы, мезодермы и энтодермы, которые также известны как первичные Позже из этих трех слоев вылупливаются личинки.

Головастики (личиночная стадия)

Следующей после зародыша является личинка, которая покидает защитную оболочку уже через 2 недели после оплодотворения. После так называемого освобождения личинки лягушки называются головастиками, которые скорее похожи на маленьких рыбок около 5-7 мм длиной. Тело личинки включает в себя отчетливую голову, туловище и хвост. Роль дыхательных органов играют две пары небольших наружных жабр. Полностью сформированный головастик имеет органы, приспособленные для плавания и дыхания, легкие будущей лягушки развиваются из глотки.

Уникальные метаморфозы

Водный головастик претерпевает ряд изменений, которые со временем преобразуют его в лягушонка. Во время метаморфоза некоторые личиночные структуры редуцируются, а некоторые изменяются. Метаморфозы, инициированные функцией щитовидной железы, можно разделить на три категории.

1. Изменения во внешнем виде. Вырастают задние конечности, развиваются суставы, появляются пальцы. Передние конечности, все еще скрытые специальными защитными складками, выходят наружу. Хвост уменьшается, его структуры ломаются и постепенно на его месте ничего не остается. Глаза с боков переходят к верхней части головы и становятся выпученными, система боковой линии органов исчезает, старая кожа сбрасывается, а новая, с большим количеством кожных желез, развивается. Роговые челюсти отпадают вместе с личиночной кожей, они заменяются на истинные челюсти, сначала хрящевые, а затем костные. Разрыв рта значительно увеличивается, позволяя лягушке питаться крупными насекомыми.

2. Изменения во внутренней анатомии. Жабры начинают терять свое значение и исчезать, легкие становятся все более и более функциональными. Соответствующие изменения происходят и в сосудистой системе. Теперь жабры постепенно перестают играть роль в кровообращении, больше крови начинает поступать в легкие. Сердце становится трехкамерным. Переход от преимущественно растительной пищи к чисто плотоядному рациону влияет на длину пищеварительного канала. Он сжимается и скручивается. Рот становится шире, челюсти развиваются, язык увеличивается, желудок и печень также становятся больше. Пронефрос сменяется мезосферными почками.

3. Изменения в образе жизни. Во время переходной от личинки до взрослой стадии развития лягушек с наступлением метаморфоза меняется образ жизни земноводного. Оно чаще поднимается на поверхность, чтобы глотнуть воздуха и надуть легкие.

Лягушонок - миниатюрная версия взрослой лягушки

В возрасте от 12 недель головастик имеет только маленький остаток хвоста и по виду напоминает уменьшенную версию взрослой особи, которая к 16 неделе, как правило, завершает полный цикл роста. Развитие и виды лягушек взаимосвязаны, некоторые лягушки, которые живут на больших высотах или в холодных местах, могут жить в стадии головастика всю зиму. Определенные виды могут иметь свои уникальные этапы развития, которые отличаются от традиционных.

Жизненный цикл лягушки

Большинство лягушек размножаются в сезон дождей, когда водоемы затапливаются водой. Головастики, питание которых отличается от еды взрослых особей, могут воспользоваться изобилием водорослей и растительности в воде. Яйца в особом защитном желе самка откладывает под водой или на растениях, расположенных неподалеку, и иногда даже не заботится о потомстве. Изначально эмбрионы поглощают свои запасы желтка. Как только эмбрион превратился в головастика, желе растворяется и головастик выходит из его защитной оболочки. Развитие лягушек из икры во взрослую особь сопровождается рядом сложных изменений (появление конечностей, редуцирование хвоста, внутренняя перестройка органов и так далее). В итоге, взрослая особь животного по своему строению, образу жизни и среде обитания значительно отличается от предыдущих стадий развития.

Ты не знаешь, как превратиться в зеленую лягушку?
А Маша знает. Но прежде чем я расскажу, как она это делает, давай подумаем вот о чем. Действительно ли тебе нужно превращаться в лягушку? Ведь для того, чтобы не трогали комары и мошки, совсем не обязательно их есть! Превратись, например, в гусеницу или бабочку, а еще лучше в золотую рыбку. Уверяю, ни один комар или мошка в этом случае тебя никогда не укусит! Можно стать слоном или бегемотом – у того и другого кожа толстая!
Еще лучше стать паровозиком, потому что он дымит и свистит - дыма все боятся, а от свиста глохнут.
Тебе, все-таки, хочется стать лягушкой?
А какого цвета в твоей комнате ковер? Маша больше всего любит превращаться в лягушку в комнате, где лежит зеленый ковер, потому что он, как трава. Скакать и прятаться в траве лягушки просто обожают! А еще хорошо становиться лягушкой там, где ковер голубой, как вода. Лягушки здорово в воде плавают.
Ты ведь хочешь стать именно зеленой лягушкой?
Тогда посмотри, что у тебя есть зеленого из одежды. Совсем ничего? Только папины шлепанцы да мамина юбка? Шлепанцы не подойдут, слишком большие! Юбка, конечно, сгодится, хотя и длинновата…
Та-ак, а ножницы зачем, юбку покороче сделать? Но ведь юбка еще и широкая!
Ой, а зачем это ты берешь коричневый фломастер? Пятнышки нарисовать, как у настоящей лягушки?! Что же на это скажет мама?
Ладно уж, делай, как знаешь, такую юбку мама все равно носить больше не сможет…
Кстати, она скоро придет?
Мне, пожалуй, домой пора - засиделся я у тебя!
Что, я не сказал, как Маша становится зеленой лягушкой?
Очень просто. Она садится на четвереньки и начинает говорить вот так: «Ква, Ква-ква! Ква-а-а, Ква-а-а-а!» Потом скачет, как настоящая, из пруда лягушка! Если дома Машенькин дед, то получаются и скачут сразу две лягушки. Правда, соседи иногда на шум жалуются, спрашивают: «У вас что, снова ремонт?» Зато комары и мошки даже близко к лягушкам не приближаются. Особенно зимой.

Рецензии

Хорошо, как превратиться в зелёную лягушку, чтобы соседям мало не показалось, я поняла, а вот как научиться так красочно излагать свои мысли, чтобы тут же захотелось взять фломастер и хотя бы стены превратить в небольшое болотце с камышом и кувшинками, так ведь в лягушку легче превращаться? Или я уже тоже у Вас засиделась и, неровён час, сама начну квакать.
Очень миленькая зарисовочка, Иван. Удачи Вам и вдохновения!
С улыбкой, Анна.

Улыбайтесь, Анна! И даже квакайте, а уж как скакать полезно для здоровья! Я делаю это регулярно.:)
Но есть очень серьёзные люди, которые считают эту "зарисовочку" вредной и "форменным хулиганством":(
Иван.

Не иначе как соседи
Или шатуны-медведи
Иль от зависти, что сами
Не умеют так скакать,
Или, может, графоманы,
Что, пиша свои романы,
Улыбаться разучились
И улыбку понимать.

Ежедневная аудитория портала Проза.ру - порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

Лягушки и их близкие родственницы жабы — земноводные существа, т. е. позвоночные животные, проводящие часть жизни на суше, а часть — в воде. Они составляют большинство из 3,5тысяч земноводных.

С точки зрения биологии, между лягушками и жабами нет почти никакой разницы. У лягушек более гладкая кожа, задние ноги длиннее и хорошо развиты перепонки между пальцами.

У жаб более округлое тело, сухая, часто бородавчатая кожа и короткие задние ноги, удобные для ползания и коротких прыжков. Перепонки на задних ногах у них недоразвиты, поскольку вода — не их стихия. Лягушки и жабы принадлежат к отряду бесхвостых земноводных, которые появились на планете около 150 млн лет назад.

Амфибий считают животными вездесущими, поскольку этим голым созданиям дана возможность обитать и производить потомство в самых различных водных средах и, как ни удивительно, почти во всех частях света, за исключением Антарктиды. Им «подвластны» невероятно сложные условия проживания, в том числе в соленых водоемах, в засуху и мороз.

Их можно обнаружить в Гималаях на высоте 4500 м и под землей, в пустынях и за Полярным кругом. Конечно, больше всего видов земноводных обитает в тропических странах, где тепло, влажно и изобилие пиши. В холодных и сухих районах на суше проживают представители совсем немногих видов.

Но именно они с особой наглядностью демонстрируют, какими феноменальными возможностями наделены такие, казалось бы, совсем беззащитные животные для успешной жизнедеятельности в широчайшем диапазоне природных условий. При этом амфибии не просто «выживают» в сложной для большинства животных среде, а живут той полноценной жизнью, особенности которой записаны в их генетической программе.

В мифологических представлениях многих европейских народов лягушки выступали как превращенные люди. Это можно проследить и по известной русской сказке о Царевне-лягушке. А в германском фольклоре известен образ лягушачьего принца. Мифы о превращении людей в лягушек известны и в других частях света, к примеру, на Филиппинах.

Лягушки использовались в качестве тотема у многих народов, а мексиканские индейцы считали этих животных прародителями человеческого рода. У них же сохранился любопытный миф о божественных близнецах, одним из которых является Ксолотль, его прообразом был аксолотль, хорошо известный многим аквариумистам.

Скрытный образ жизни земноводных был одной из причин того, что в фольклоре все земноводные, и в том числе лягушки и жабы, часто связывались с подземным миром. Так, коренные жители Камчатки — ительмены — считали сибирского углозуба посланником подземного духа Гаеча. Лягушки и жабы широко применялись в колдовстве, в том числе у ряда племен Южной Америки и Африки.

В Сибири изображения лягушек употреблялись шаманами нанайцев, орочей, бурят, алтайцев, удэгейцев и других народов при камланиях против болезней.

С другой стороны, с помощью частей тела лягушки (особенно костей) колдуны оказывали влияние на других людей. Использование лягушачьих костей в магии кое-где сохранилось до наших дней. Яды земноводных (жабы-аги в Северной Америке, древолазов в Южной и т. д.) применялись местными племенами для отравления стрел при охоте и на войне. Об эффективности этого говорит хотя бы тот факт, что яда одной маленькой лягушки-древолаза хватает, чтобы убить 50 ягуаров! И немудрено: ведь у нее самый сильный яд среди позвоночных животных.

Распространены и суеверия насчет того, что эти животные вызывают болезни людей и приносят зло: самозарождаются в человеческом теле, уничтожают урожаи. Некоторые из таких поверий представляют собой смесь реальной биологии земноводных и имитационной магии: например, убийство лягушки вызывает дождь; прикосновение к жабе может вызвать бородавки на коже человека (или, наоборот, выделения жаб можно использовать от бородавок).

Иногда амфибии выступают и как помощницы человека: указывают путь героям, переносят через реку, дают полезные советы. В то же время лягушка может символизировать ложную мудрость как разрушительница знания.

Лягушки и жабы относятся к бесхвостым амфибиям — наиболее высокоорганизованному отряду земноводных — и мало чем отличаются по строению друг от друга. Довольно крупная, широкая и приплюснутая голова без шеи переходит в короткое и плотное тело без хвоста, но с двумя парами хорошо развитых конечностей.

Передние лапы небольшие, а задние очень длинные, в 1,5—Зраза длиннее передних, и служат для характерного передвижения скачками. Между 5 пальцами задних ног натянута кожистая перепонка, помогающая при плавании. Кожа голая, без каких-либо роговых образований или щитков. У лягушек она гладкая и постоянно влажная благодаря слизи — продукту многочисленных кожных желез, а у жаб — более сухая, шероховатая и бородавчатая.

Кожа бесхвостых амфибий — благодатная среда для всевозможных патогенных микроорганизмов. Чтобы избавить себя от нежелательных «квартирантов», земноводные очищают собственную кожу с помощью ядовитых веществ, содержащихся в слизи.

Эти вещества обладают бактерицидными (убивающими бактерий) и бактериостатическими (препятствующими их размножению) свойствами. Если в бидон с молоком посадить лягушку, то оно долго не скисает, потому что выделяющаяся из кожных железок слизь подавляет размножение молочно-кислых бактерий. Этот способ сохранения молока известен давно и кое-где в деревнях применяется до сих пор.

Безобидна и наша серая жаба, которая, вопреки широко распространенному суеверию, не способна вызвать ни бородавок, ни каких-либо других кожных болезней. Яд жабы и ряда других бесхвостых амфибий предназначен не для агрессии, а служит оружием пассивной обороны.

Благодаря ему они несъедобны, и хищники их не трогают. А чтобы враг случайно не ошибся, ядовитые животные облачаются в яркие, броские одежды, предупреждающие об опасности. Все же большинство лягушек и жаб предпочитают другой путь спасения — приобретают покровительственную окраску, позволяющую им ловко скрываться.

С древних времен амфибии использовались в различных областях биологии и медицины как лабораторные животные. С помощью лягушки человечество познакомилось с электричеством, ее лапка оказалась высокочувствительным индикатором. Луидже Гальвани первый провел опыты на лягушках, а затем они стали привычным объектом биологических исследований. В Японии квакушке поставили памятник.

В цивилизованном мире амфибиям поют дифирамбы и биологи, и медики, и гурманы, и фермеры. Блюда из лягушачьих лапок можно заказать в самых респектабельных ресторанах мира. Лягушек, предназначенных для украшения стола, выращивают на специальных фермах в Западной Европе. Взрослые амфибии в природе уничтожают большое количество насекомых — вредителей в садах, парках, в огородах, лесах, на лугах. Они не опасаются поедать насекомых с неприятным запахом и вкусом, которыми брезгуют насекомоядные птицы.

Кроме того, амфибии охотятся ночью, когда птицы спят. Сами они являются кормом для различных хищных животных (выдр, норок, хищных рыб). Головастики, также важное звено в водных биоценозах. Поедая большую массу диатомовых в зеленых водорослях, они предотвращают зацветание водоема, очищают его. Любители террариумов и аквариумов также не пренебрегают амфибиями. Даже у начинающего аквариумиста можно увидеть неприхотливых тритонов, шпорцевых лягушек, амбистом.

Интересен и тот факт, что лягушки были первыми позвоночными, которые «встали на ноги» 300 миллионов лет назад. И кажется, что с 11-х пор совсем не изменили своего образа жизни. Днем они греются на солнышке, усевшись на берегу или на широком листе водного растения, на каком-нибудь плавающем или выдающемся из воды предмете.

Согреваемые яркими лучами солнца, лягушки погружаются в сладкую дремоту и могут оставаться в таком положении в течение нескольких часов, если их никто не потревожит. Такое состояние не мешает им, однако, моментально выбросить липкий язык на приблизившееся неосторожно насекомое и столь же быстро проглотить его. При малейшем шуме или при виде какой-либо опасности лягушка бросается в воду, плывет очень быстро, работая своими перепончатыми лапами, и зарывается в мягкий ил.

С наступлением темноты лягушки «поют» — монотонно и меланхолично. Голоса их звучат, как концерт духовых инструментов низких тонов. Легенды приписывают их голоса, раздающиеся на болотах и озерах, духам и различной нечисти. На самом же деле бесхвостые амфибии обладают развитой слуховой сигнальной системой и издают брачные крики, сигналы бедствия, предупреждающие, территориальные, сигналы освобождения и т. п.

Другие особи прекрасно слышат эти сигналы и соответствующим образом на них реагируют. Так, лягушка способна воспринимать и затем анализировать звуковые сигналы по трем каналам: в воздухе — клетками внутреннего уха, через барабанную перепонку и ушную косточку; звуки, распространяемые в почве, воспринимаются костями и мышцами конечностей и через кости черепа передаются во внутреннее ухо. В воде звуковые волны легко проникают в тело особи и быстро достигают внутреннего уха без специальных каналов.

Удивились бы любители «лягушачьих лапок» и тому, что амфибии, потребляющие совсем не аппетитную, на наш взгляд, пищу, способны различить четыре типа вкусовых веществ — сладкое, горькое, кислое и соленое. Обладают эти земноводные и поразительным обонянием, используя его для ориентации в пространстве, во время охоты.

А вот ощущают химические вещества они не только с помощью обоняния, но и благодаря химическим анализаторам своей кожи. В одном из опытов в банку с водой, где сидела лягушка, было опущено золотое кольцо.

Прошло немного времени, и прямо на глазах экспериментаторов брюшко лягушки стало розовым. Вызвано это тем, что в ответ на полученную анализаторами информацию кровеносные сосуды животного расширились и стали просвечивать сквозь тонкую кожицу. Самое интересное то, что золото практически не растворяется в воде, следовательно, химические анализаторы лягушки смогли почувствовать буквально ничтожное количество атомов.

Для лягушек характерна и пока необъяснима чувствительность к различным природным явлениям. Благодаря своим анализаторам они, например, четко реагируют на любые изменения погоды. Даже с надвигающейся погодной ситуацией цвет кожи у лягушки меняется: перед дождем она приобретает сероватый оттенок, а к ясной погоде — немного желтеет. И таким образом лягушки заранее готовятся к будущему световому спектру, и в клетках их кожи появляются необходимые пигментные зерна.

Но остается пока загадкой, как же земноводные узнают о перемене погоды за несколько часов? Ученые предполагают, что на их теле имеются электрочувствительные анализаторы, которые способны улавливать даже малые изменения зарядов атмосферного электричества. Продолжаются поиски подтверждения тому, что лягушки могут воспринимать информацию о предстоящем изменении погоды посредством взаимодействия природных полей с собственным электрическим полем организма.

Лягушки поражают ученых и своим точным миграционным механизмом, способностью к ориентации и навигации. Многочисленными опытами доказано, что им также дана способность ориентироваться по небосводу. Например, лягушки устанавливали правильное направление пути, видя только Солнце, даже если их перед этим двое суток держали в темноте.

Не менее точно они выбирали путь по положению Луны и звезд. Жабы тоже могут безошибочно находить по оставшимся в памяти приметам свой бывший пруд, даже исчезнувший с лица земли. То есть обыкновенные, на наш взгляд, амфибии наделены отличной памятью и феноменальной навигационной способностью.

Поражает и жизнестойкость «лягушачьих». Удаленные от воды, они быстро худеют, но выживают при потере более 50% массы. Это происходит благодаря чудесному дару природы вездесущим амфибиям — они «пьют» воду кожей. В одном из опытов древесная лягушка массой 95 г после укутывания мокрой тряпкой увеличила массу до 152 г.

Факты говорят, что жаба, посаженная в сырое место, может выдержать без пищи более двух лет. Это связано с тем, что организм амфибий наделен многочисленными возможностями для жизни в таких критических ситуациях, как бескормица. В неблагоприятные засушливые или холодные периоды насекомых бывает мало, но амфибии не гибнут от голода, а лишь перестают расти.

К тому же жабы и лягушки являются безусловными лидерами среди претендентов на звание «вечного животного», хотя официальный рекорд жабьего долгожительства составляет всего 29 лет. Эти амфибии преподнесли нам потрясающую загадку. Дело в том, что именно они чаще всего попадают внутрь комков грязи, которая, застывая, превращается через тысячи и миллионы лет в настоящие камни.

Срок существования камня с «пленником» легко проверить радиоуглеродным или иным геологическим методом. Жабы же, если верить свидетельствам очевидцев, оставались внутри камней все это время живыми. Вот несколько примеров из сотни известных.

В 1835 году Д. Братон из местечка Ковентри (Англия), наблюдал, как с платформы на железнодорожной станции скатилась глыба песчаника. Неизвестно, какой геологический возраст имела эта глыба, — десятки, сотни тысяч, а может и миллионы лет, но из расколовшегося камня на глазах у изумленного человека выпрыгнула... живая жаба! Земноводное прожило у англичанина десять дней, после чего издохло.

А житель графa Лестершира в 1910 году, расколов кусок угля, обнаружил в нем живую молодую жабу. Все бы ничего, но ведь и школьнику известно, что Возраст угля исчисляется миллионами лет. Кроме того, особенности процесса образования полезных ископаемых исключают возможность существования в них чего-либо живого.

Есть и более древние показания. Так, в XVI веке Амбруаз Паре, придворный хирург Генриха III, писал о попытках разбить большие и твердые камни в усадьбе около Медон: «...В середине одного камня мы обнаружили огромную живую жабу. В камне не было никаких щелей, через которые она могла бы забраться внутрь... Рабочий рассказал мне, что он не в первый раз находит жаб и подобных им существ в крупных глыбах породы». Эти сведения были помещены в «Ежегодник» Французской академии наук за 1761 год.

Но особенно урожайным на «вечных жаб» был 1862 год. Тогда даже на Большой лондонской выставке демонстрировались кусок угля с четким отпечатком лягушки и сама лягушка, найденные в Ньюпортской каменноугольной шахте (Монмутшир) на глубине 100 метров. А в замке Чиллинэм такую же находку сделали в мраморной каменной плите... На другой усадьбе после падения каменного шара, украшавшего верхушку ворот уже сотни лет, внутри обнаружили живую жабу!

«Замурованных» жаб находили и внутри стволов только что спиленных деревьев. Доктор Роберт Плот в «Записках» Французской академии наук от 1719 года утверждал, что в его присутствии в нижней части вяза на высоте в один метр от земли «точно в центре его ствола была найдена живая жаба среднего размера, худая, которая полностью заполняла все свободное пространство. Как только вяз был расколот на две части, пленница немедленно ускакала прочь...» Через несколько лет аналогичная находка, по свидетельству месье Сэйна из Нанта, была сделана внутри огромного дуба.

Это вдохновило исследователей на опыты. Английский геолог Вильям Бакленд поставил жестокий эксперимент: он замуровал в песчанике и известняке более двадцати жаб и зарыл их в своем саду. Через год ученый обнаружил живыми и невредимыми тех жаб, которые находились в известняке. Земноводные, помещенные в песчаник, погибли.

А в XIX веке француз М. Сегин замуровал 20 жаб в глыбе штукатурки и через 12 лет нашел четверых из них живыми, о чем поведала читателям газета «Таймс» 23 сентября 1862 года.

В связи с этими и подобными случаями возникает вопрос: каким образом замурованные животные оставались живыми (а иногда даже упитанными!) от нескольких до миллионов лет? Это невозможно объяснить никаким питанием через кожу раствором, просочившимся внутрь камня.

Не срабатывают и предположения биологов о том, что животные впадают в спячку или анабиоз. Ведь по свидетельству большинства очевидцев, никакой атрофии мышц у «спящих в веках» не наблюдалось: животные выскакивают и бегут из каменной тюрьмы, словно с только что нагретого места.

Всех животных обнаруживали в ячейках, похожих на точный слепок, или же в овальных гладких ложах, указывающих на то, что животное не сидело неподвижно в своем заточении. Возможно, пленник был заточен еще в мягкую субстанцию или, подобно американским индейцам (те обладали каким-то секретом), размягчили камень? Но впоследствии любой известняк, гранит или мрамор тысячелетиями находились в недрах планеты. Как пережили века живые существа?

И тогда было выдвинуто совершенно фантастическое предположение. Однако оно сразу все расставляет на свои места: если допустить, что каменные глыбы каким-то образом превращаются в хронокапсулы, внутри которых затормаживается, а то и останавливается время...

Ученые считают, что такое торможение в непосредственной близости от животного повлечет за собой резкое увеличение жизни особи; изменение термообмена в благоприятную для организма сторону; а в некоторых случаях нарушение обычных связей между атомами кремния и, как следствие... размягчение камня! Как говорится, остается только разобраться, что послужило причиной торможения времени и возможно ли людям извлечь из всего этого какую-то пользу для себя?

Волшебное превращение лягушки

Цели образовательной деятельности:

Обучающие: Познакомить детей с лягушкой (обитание, питание, особенности, приспособление к окружающему миру).

Изменить у детей традиционно неприязненное отношение к лягушкам.

Объяснить, насколько полезны и нужны в природе эти безобидные существа.

Показать детям развитие лягушки от икринки до взрослой особи.

Развивающие: Развивать мышление, координацию движений, мелкую моторику, сообразительности, наблюдательности, памяти.

Воспитательные: Воспитывать доброжелательное и бережное отношение к живым организмам

Воспитывать любознательность, интерес к природе.

Оборудование: Картинки с изображением лягушки, с изображением икринки, головастика, малька, лягушонка, художественное произведение Н. Сладков «Жалейкин и лягушонок», игрушечная лягушка, макеты водяной среды и суши, лягушки (оригами), баночки с водой, трубочки, пластилин, дощечки для лепки, стеки для каждого ребёнка.

Предварительная работа: чтение художественной литературы - сказки про лягушек, рассматривание иллюстраций.

Ход образовательной деятельности.

Воспитатель. Сегодня мы с вами узнаем много нового и интересного о хорошо известном обитателе нашего края. О ком пойдет речь вам подскажет загадка:

У болотной мягкой кочки

Под зелененьким листочком

Притаился попрыгушка

Пуче глазая... (Лягушка).

Воспитатель. Правильно, ребята, мы сегодня будем говорить о лягушке.

Весной и летом можно встретить в природе во многих местах лягушек. Они разные и по размеру, и по цвету. Некоторые люди считают их вредными, неприятными, некрасивыми. Но, несмотря на это, про них сочинили и стихи, и сказки. Вы знаете сказки про лягушку?

Дети. Да.

Воспитатель. А какие?

Дети. «Теремок», «Царевна- лягушка», «Лягушка- путешественница».

Воспитатель. Вы правильно назвали сказки. Это и «Лягушка – путешественница» В. Гаршина, и «Теремок» С. Маршака и русская народная сказка «Царевна – лягушка». (Воспитатель показывает книжки.)В этой сказке люди чуть не погубили царевну из-за того, что кощей превратил её в лягушку.

Все говорят о лягушках, а вот никто не знает, как им живётся.

Давайте, превратимся в лягушек, чтобы узнать, как им живется. Сделать это не трудно. Вы закрывайте глаза, я скажу волшебные слова, хлопну в ладоши три раза, и вы превратитесь в лягушат, а я в маму - лягушку. «По щучему веленью, по моему хотению, пусть эти дети превратятся в лягушат, а я в маму – лягушку.»

(Воспитатель надевает шапку лягушки и достает лягушку – игрушку).

Воспитатель. Откройте глаза. Ой, посмотрите мы не одни. К нам присоединился наш родственник. Теперь давайте расскажем, какие мы: какая у нас кожа?

Дети. Кожа лягушки холодная. Мокрая. Гладкая. Голая. Покрытая слизью.

Воспитатель. Правильно. У нас кожа, голая, холодная, покрытая слизью. И люди считают что если взять нас на руки, то у них в руках появятся бородавки. Это не правда.

Ребята, обратим внимание на наши ноги. Какой длины задние и передние ноги?

Дети. Передние короткие, задние длинные.

Воспитатель. Что помогает лягушке плавать?

Дети. Ноги.

Воспитатель. Чем интересен язык?

Дети. Красный. Длинный. Чтобы кушать. Чтобы ловить мух.

Воспитатель. Как мы передвигаемся?

Дети. Прыгаем.

Воспитатель. Дети, скажите, где мы живём?

Дети. В воде. На земле. В речке. В болоте. На озёрах. На суше.

Воспитатель. Правильно, дети, мы лягушки, можем жить и на земле, и в воде.

Лягушка, которая живёт на суше – травяная и она бурого цвета. А лягушка, которая живёт в воде - водяная и она зелёного цвета. (Показывает картинки). Дети, а почему лягушки разного цвета?

Дети. От цвета окружающей среды. Потому что живут в воде. Потому что живут на земле.

Воспитатель. Дети, мы сейчас с вами поиграем в одну игру. Игра называется «Посели лягушек». Вот здесь у нас макет водяной среды и макет суши. В коробке «лягушата» бурого и зелёного цвета. Ваша задача «расселят» лягушек в свою среду обитания.

Воспитатель. Правильно ли вы заселили лягушек? (Анализ работы детей). Значит, где могут жить лягушки?

Дети. На земле и в воде.

Воспитатель. Дети, животные, которые могут жить и на воде, и на суше называют земноводными. Это слово состоит из слов вода и земля. Давайте, все вместе повторим это слово.

Дети. Земноводные.

Воспитатель. Дети мои, нас, лягушат, по-другому как могут назвать.

Дети. Земноводными.

Воспитатель. Детки мои лягушата, а вы знаете, как мы дышим?

Дети. Носом. Вдыхаем воздух носом, набираем его и выдыхаем. Лёгкими. Вдыхаем и выдыхаем.

Воспитатель. Мы, как и люди, вдыхаем воздух носом, набираем его в лёгкие и выдыхаем. Вот сейчас мы с вами глубоко вдохнём и выдохнем. Чем дышим?

Дети. Воздухом.

Воспитатель. Воздух вокруг нас, но мы его не видим, так как прозрачный. А вот в воде можно «увидеть». (Воспитатель проводит с детьми опыт с воздухом: ставит баночки с водой, предлагает подуть через трубочку. Появляются много пузырьков воздуха.) Дети, что мы видим?

Дети. Пузырьки.

Воспитатель. Дети, мы с вами увидели воздуха. Вот так мы, лягушки, и дышим. Но только не зимой. В состоянии зимнего покоя мы дышим не легкими, а кожей. Именно это помогает нам пережить трудное и холодное время.

В начале весны все лягушки просыпаются и начинают готовиться к свадьбам. Самцам – женихам нужно подозвать к себе самочек – невест. А они такие капризные, что без свадебных песен ни за что не придут. Вот самцы и начинают петь и поют они на совесть, громко и старательно. А теперь давайте устроим весёлый лягушачий хор. (Пение). Молодцы лягушата, хорошо квакаете! Но не - долго лягушки дают концерт. Самки – невесты прибудут на свадьбу вечером, а ночью начнут метать икру. Пройдёт время, и из икринок появляются на свет головастики, потом они вырастают вот таких мальков. Ну когда у мальков отломаются хвостики они становятся настоящими лягушатами. (Расставить по порядку картинки, что было в начале, а что потом).

Дети, расставьте картинки с изображением этапов роста лягушки в правильной последовательности. (Анализ работы детей).

Дети, кто скажет, чем питаются взрослые лягушки?

Дети. Мухами. Пауками. Бабочками. Гусеницами.

Воспитатель. Да, дети, вы правы. Мы питаемся насекомыми. Охотятся лягушки только вечером и ночью. Лягушки бросаются только на движущуюся цель. Добычу, которая сидит неподвижно, они не замечают. Лягушки поджидают добычу, затем прицелившись, точным броском выталкивают изо рта свой язык.

Дети, сейчас мы немножко отдохнем и сделаем физкультминутку.

Физкультминутка: "Лягушка"

Лягушечки – квакушечки

По берегу гуляют.

Комариков – судариков

И мошек собирают.

Воспитатель. Дети, если бы нас, лягушек не стало, то что случилось бы в природе?

Дети. Много было бы комаров. Людей укусили бы комары. Не было бы пенье лягушек. Около речек и озёр было бы скучно.

Воспитатель. Да, дети мои, лягушки нужные и полезные существа. Мы приносим большую пользу природе. За ночь мы съедим целые кучи комаров, так же очищаем воду.

Но мы сейчас должны превратиться в детей. Встаем, я скажу волшебные слова: «1,2,3 повернитесь и в людей превратитесь».

Под кочкой в сыром болотце заметил Жалейкин маленького слабенького лягушонка. - Бедный, несчастный малыш! – воскликнул Жалейкин. – Как же плохо тебе, бедняжка, в этом грязном болоте! Темно, сыро, холодно! Но ты не унывай! Я спасу тебя, у меня дома тебе будет хорошо и уютно. Дома Жалейкин посадил лягушонка в самую красивую расписную шкатулку, постелил на дно мягкую сухую вату, поставил шкатулку на теплое солнышко и весело рассмеялся от радости. - Помни, лягушонок, мои заботы! Будешь жить теперь в тепле, сухости и чистоте. Не то, что в твоем грязном болоте! А лягушонок не радуется. А лягушонку не до веселья. Ему очень плохо, он чуть жив. Он перегрелся на солнце, засох и запутался в вате. Как увидел его Жалейкин, так и заревел. Всего лягушонка облил слезами, и вовремя: еще немножко – и лягушонок бы околел (погиб). Помчался Жалейкин с лягушонком к болоту. Тому самому, где сыро, грязно и холодно, но где лягушонку так же хорошо, как Жалейкину в своей теплой и чистой комнате.

Ребята, нельзя брать лягушек из природы к себе домой как будто бы из жалости. На самом деле этим человек губит живое безобидное существо. Всё, что есть в природе должно быть сохранено. Нет в природе полезных и вредных, каждый важен, и у каждого своя роль и место.

Сейчас, ребята, мы с вами сделаем лягушку из пластилина.

Ребята, для лепки какого мы цвета пластилина взяли.

Дети. Зелёного.

Воспитатель. Значит, где живёт наш лягушонок?

Дети. В воде.

Воспитатель. Пластилин поделите на 4 ровные части. Для заготовления лапок возьмите один из четырёх кусочков. Сначала сделаем задние лапы. Ребята, какие у лягушки задние лапы?

Дети. Длинные.

Воспитатель. Да, правильно. Из двух частей скатайте одинаковые по толщине валики.

Сплющите концы валиков и наметьте на них стеком перепонки. Однако запомните: изгибать лапки сейчас нельзя.

Теперь сделайте передние лапки лягушки. Ребята, какими должны быть они?

Дети. Передние ноги короче задних ног.

Воспитатель. Поэтому оставшийся третий кусочек пластилина разделите пополам и с этими половинками повторите всю процедуру изготовления задних лапок.

Получатся передние лапки.

Оставшиеся три части пластилина скатайте в шар. Из шара вылепите заготовку, по форме похожую на небольшой огурчик

Сделайте надрез на одном конце этого «огурчика» и слегка отогните нижнюю часть. Если вы хотите, чтобы лягушка улыбалась, стеком загните уголки рта вверх.

Из белого пластилина скатайте два маленьких одинаковых шарика - глаза лягушки. Закрепите их на голове. Сверху накройте глаза двумя тонкими зелеными веками, следя за тем, чтобы сзади они соприкасались с зеленым туловищем. В рот лягушки вложите красный язычок. Ребята, а для чего нужен язык для лягушек?

Дети. Что бы поймать комаров и мух.

Воспитатель. А как охотятся лягушки?

Дети. Лягушки видят только движущихся комаров и мух. Лягушка сидит и ждёт когда прилетит муха.

Воспитатель. Всё правильно. Молодцы.

Особенность сборки лягушки заключается в том, что если передние лапки можно прикрепить самым обычным способом, то задние следует крепить перепонками вверх. Аккуратно замазав места соединения лапок, загните задние лапки вперед и вниз так, чтобы они плотно касались доски. Теперь лягушка готова.

Воспитатель. Все старались. Все молодцы, ребята.