Тема: Животные. Их виды.

Цель:

Задачи:


«Самостоятельная работа по теме»

Самостоятельная работа по теме «Животные».

№ 1. Проверь, правильно ли подписаны названия групп животных.

№ 2. Отметь ь верное рассуждение:

№ 3. Обведи лишнее животное. Объясни своё решение.

№ 4. Распредели животных по группам. Напиши названия групп.

№ 5. Запиши в таблицу названия животных по группам: ворона, волк, пчела, муха, олень, орёл.

Млекопитающие

Насекомые

№ 6. Распредели животных по группам.

№ 7. Напиши, как ещё называют эту группу животных.

а) Млекопитающие – _________________________.

б) Земноводные – ____________________________.

в) Птицы – __________________________________.

г) Пресмыкающиеся – _________________________.

Просмотр содержимого документа
«для групп»

Земноводные

Все земноводные – хищники .

Пресмыкающиеся

Рождаются на суше .

Звери

Тело покрыто шерстью.

Они питаются насекомыми.

Птицы

. Клюв бывает только у птиц.

Рыбы

Живут рыбы от 5 до 100 лет.

Насекомые

У них 6 ног (3 пары).

Просмотр содержимого документа
«на столы»

Просмотр содержимого документа
«тест»

А) земноводные

В) пресмыкающиеся

2.Летучая мышь- это…..

Д) насекомое

А) перьевыми

В) перистыми

Д) пернатыми

4.Найди описание рыб

У многих рыб хорошее зрение, но у них нет век. Они даже спят с открытыми глазами.

А) 3 частей

В) 5 частей

Д) 2 частей

ИМЯ__________________

1.О какой группе животных идет речь. «Ног может быть четыре или не быть совсем. Тело покрыто роговыми щитками. Могут плавать и ползать. Дышат лёгкими. Развиваются из яиц.»

А) земноводные

В) пресмыкающиеся

2.Летучая мышь- это…..

Д) насекомое

3.Тело птиц покрыто перьями. Поэтому их называют…

А) перьевыми

В) перистыми

Д) пернатыми

4.Найди описание рыб

А) Бывают с хвостом и без хвоста. Кожа без защитного покрытия. Любят влажные места. Дышат лёгкими и кожей. Развиваются из икринок.

В) Живут в воде. Дышат они жабрами. Плавают с помощью плавников и хвоста. Тело покрыто чешуёй. У многих рыб хорошее зрение, но у них нет век. Они даже спят с открытыми глазами.

Д) Ног может быть четыре или не быть совсем. Тело покрыто роговыми щитками. Могут плавать и ползать. Дышат лёгкими. Развиваются из яиц.

5. Тело насекомых состоит из…

А) 3 частей

В) 5 частей

Д) 2 частей

ИМЯ__________________

Просмотр содержимого документа
«урок»

Ершова Н.Н., учитель начальных классов гимназии им А.М. Горького

Выполнила: Ершова Н.Н.

2016Г

Тема: Животные. Их виды.

Цель: Рассказать учащимся о разнообразии животных, видах животных, о взаимосвязи их в природе.

Задачи:

Углубить знания учащихся о жизни животных.

Развитие мышления, памяти, воображения и речи.

Воспитание бережного отношения к природе.

Ход урока

    Актуализация знаний

Разгадать кроссворд.Назови, одним словом

Проблемный вопрос

Сколько групп животных существует?

Мы ответим на этот вопрос, выполнив следующие задания

1задание

Исключи лишнее и назови, одним словом

1 группа- Звери

2 задание

Аналогия

Плавают- рыбы

Летают- ? 2 группа- птицы

3 задание

Отгадай загадку

Плавают под мостиком

И виляют хвостиком.

По земле не ходят,

Рот есть, да не говорят,

Глаза есть - не мигают,

Крылья есть - не летают. 3 группа- рыбы

4 задание

4 группа- насекомые

5 задание

ноЗемныевод 5 группа- земноводные

6 задание

Прочитай слово из букв русского алфавита

Пgf рl есмыd каюw щиq есjh я 6 группа- пресмыкающиеся

Сделаем вывод: Сколько групп животных существует?

Физминутка для глаз

Стратегия зигзаг

Задания для групп

Земноводные

Земноводных (лягушек, жаб, тритонов) можно обнаружить в пруду, озере и речке. Рождаются в воде. Живут в воде и на суше. Когда же малыши -головастики подрастут, они теряют жабры и начинают дышать лёгкими, как и все наземные животные.

Все земноводные – хищники . Они ловят насекомых, поедают червей и моллюсков.

А головастики питаются подводными растениями.

Пресмыкающиеся

Рождаются на суше . Живут в воде и на суши. Болотные и морские черепахи, морские змеи и крокодилы часть времени проводят в воде. Кожа у пресмыкающихся покрыта роговыми чешуйками и сухая на ощупь. У некоторых пресмыкающихся роговые пластинки срослись с костями. Передние и задние ноги у них выглядят почти одинаково. У змей ноги стали совсем маленькими или совсем отсутствуют.

Звери

Тело покрыто шерстью. Шерсть – мех или волосы. Это первый отличительный признак зверей.

Количество шерсти у них может быть различным, например, у слона ее мало, а у белого

медведя ее много. Это зависит от того, в каком месте живет зверь. Летучие мыши – единственные летающие животные в группе зверей. Они питаются насекомыми.

В группе зверей кит – самое большое животное. С помощью плавников кит плавает. Тело его скользит в воде. В давние времена у предков китов была шерсть, но постепенно она исчезла. У кита есть несколько одиночных волосков на голове. Они очень чувствительны и помогают киту найти пищу. Киты бывают зубастые и усатые.

Птицы

Птиц называют пернатыми, потому что их тело покрыто перьями . Клюв бывает только у птиц. Клювы у птиц разные, потому что пища у них тоже разная. У птиц, которые питаются насекомыми, клювы тонкие и острые. У тех, кто клюёт зёрна – толстые и тупые. Клювом птицы щиплют, хватают, копают, долбят. Без носа птица – как без рук.

В отличие от других животных, у птиц всего две ноги. Ногами птицы хватают, гребут, защищаются, нападают, держатся за ветки, когда сидят. Обычно на птичьей ноге 4 пальца. У водоплавающих птиц между пальцами – кожные перепонки, которые помогают им грести лапами, будто вёслами.Страус – самая крупная птица в мире. Он не летает.

Рыбы

Рыбы живут в воде. Дышат они жабрами. Плавают с помощью плавников и хвоста. Тело покрыто чешуёй. У многих рыб хорошее зрение, но у них нет век. Они даже спят с открытыми глазами. Некоторые рыбки при этом даже ложатся на бок. У большинства рыб глаза расположены по обе стороны от головы, причём рыба умеет видеть каждым глазом по отдельности: она видит сразу и перед собой и над собой, и сзади, и под собой. Рыба-нож умеет плавать хвостом вперёд. Рыба - ёж покрыта длинными иголками. А рыба - землекоп любит покопаться в земле. Рыбки умеют хорошо прятаться, в этом им помогает их окраска. Они могут притаиться у камня или у водорослей так, что их будет совсем не видно. Живут рыбы от 5 до 100 лет.

Насекомые

Насекомые- это самая большая группа животных.

У них 6 ног (3 пары). У разных видов насекомых лапки служат для различных целей. Например, пчелы и шмели с помощью лапок собирают цветочную пыльцу в «корзиночки» на задних лапках. Богомолы используют передние лапки для охоты, зажимая ими свою жертву. Кузнечики и блохи совершают мощные прыжки, спасаясь от врага, а водяные жуки используют их для плавания. Тело насекомого состоит из 3 частей (голова, грудь и брюшко). Усики характерный признак многих насекомых, который помогает им питаться . У некоторых насекомых есть 2 крыла.

Итог урока

Тест

1.О какой группе животных идет речь. «Ног может быть четыре или не быть совсем. Тело покрыто роговыми щитками. Могут плавать и ползать. Дышат лёгкими. Развиваются из яиц.»

А) земноводные

В) пресмыкающиеся

2.Летучая мышь- это…..

Д) насекомое

3.Тело птиц покрыто перьями. Поэтому их называют…

А) перьевыми

В) перистыми

Д) пернатыми

4.Найди описание рыб

А) Бывают с хвостом и без хвоста. Кожа без защитного покрытия. Любят влажные места. Дышат лёгкими и кожей. Развиваются из икринок.

В) Живут в воде. Дышат они жабрами. Плавают с помощью плавников и хвоста. Тело покрыто чешуёй. У многих рыб хорошее зрение, но у них нет век. Они даже спят с открытыми глазами.

Д) Ног может быть четыре или не быть совсем. Тело покрыто роговыми щитками. Могут плавать и ползать. Дышат лёгкими. Развиваются из яиц.

5. Тело насекомых состоит из…

А) 3 частей

В) 5 частей

Д) 2 частей

Просмотр содержимого презентации
«Какие бывают животные»



Разгадай кроссворд


Назови все эти существа одним словом.



Исключи лишнее и назови одним словом


Аналогия

Плавают- рыбы



Отгадай загадку.

Плавают под мостиком

И виляют хвостиком.

По земле не ходят,

Рот есть, да не говорят,

Глаза есть - не мигают,

Крылья есть - не летают.





Земноводные





Дайте характеристику каждой группе животных и приведите свои примеры.

Название группы

4. Насекомые

5. Земноводные

6. Пресмыкающиеся





Спрашивает:

>Не могу понять: Откуда стремление(не первый раз)
>походя, невзначай упоминать Мамардашвили? Если у
>Вас конкретные "претензии" к нему/его работе/наследию
>- выскажите, а то уже скулы сводит, когда в очередной
>раз встречаешь какие-то намёки...
>Выскажите прямо.

Прошу понять меня правильно. У меня нет никаких претензий ни к грузинам, ни к армянам, ни к чеченцам, ни к любому другому народу. Каждый народ имеет право на существование, каждый народ уникален. К тому же для историка и грузины, и чеченцы, и, особенно, армяне представляют большой интерес. По этой причине эти три народа у меня, как историка, вызывают дажу симпатию. "Любимцы". Вот скандинавы, американцы или русские не интересны. Всё очень просто, понятно. Русские интересны только потому что я сам русский, ну и потому что русским, как (надеюсь) хорошо мне известным славянским языком, можно пощупать славян интересных - сербов, поляков и чехов.

У каждого народа есть собственная национальная, или, точнее, националистическая, легенда. В этом тоже нет ничего страшного. Было бы странно увидеть мартышку без хвоста или осла без длинных ушей. Плохо когда к мартышке приставляют ослиные уши. То есть берут грузинский националистический бред и используют его как доказательство величия русского народа.

Мамардашвили типичный государственный изображалкин. Философия была раздавлена в 19 веке объятиями централизованных государств. Пока "Дмитрии Евгеньевичи" жили в полисе, всё было нормально. На Гончарной улице в амфоре живёт Чудак. Или в домике на Тенистой улице. Можете посмотреть, поговорить. "Достопримечательность". Решили завести чудака в соседнем городе, наш чудак пришёл и его перечудил. Тот заплакал и умер.

В нашем городе два моста.
- А в нашем три.
- У нас ратуша на 6 локтей выше.
- Ха, а у нас кренделя на всю округу славятся.
- Ну и что, крендель съел и забыл. Джованни Хромоногий глиняные свистульки делает вечные.
- "Свистульки". Сидите, город дураков. У нас Дмитрий Евгеньевич живёт. Иногда такое говорит, что даже и непонятно. От ума заговаривается.

А государство? С государством не поспоришь. Объяснит кто умнее быстро, кого надо умным назначит. Дмитрий Евгеньевич и не пикнет. Одно дело спорить с таким же Дмитрием Евгеньевичем, и совсем другое - с крепостной башней. Было такое государство на окраине цивилизованной Европы - Пруссия. Вроде как немецкое. Но немцы пруссаков не любили, считали тупыми славянскими метисами. Что в общем соответствовало действительности. Однако с точки зрения государственного управления Пруссия в 18 веке была новым типом общества. Как следствие - в военном отношении вырвалась вперёд. Появились деньжата, началась планомерная колонизация. И пруссаки решили стать умными. С этой целью в далёком провинциальном захолустье нашли Канта и превратили его в великого философа.

Кто такой Кант? Жил-был философ Юм. Даже не философ, а историк. Будучи совсем молодым человеком, как он сам потом говорил, в шутку написал "Трактат о человеческой природе". Если убрать многословие, излишнюю "систематичность" - то есть сделать поправку на контекст эпохи, - это ВЕЩЬ. Юм - МОЗГ. Книгу не поняли, хотя он её писал в расчёте на скандал. Далее он "трактат" сильно сократил, уработал и в таком виде он получила некоторое признание. Некоторое, но ВЕЧНОЕ. Далее он посвятил себя истории Англии.

Юм был настоящим философом. Философия это прежде всего интеллектуальный и филологический эксперимент. То есть настоящий философ философствует не совсем серьёзно. "Сурьёзно" люди молятся. Или детей делают. А мыслят они "вполпьяна". Ибо "свободное мышление", "эксперимент". А что будет, если представить, что материальный мир иллюзорен. Или что нет причинно-следственной связи. Или что есть Бог. По инерции, в безвоздушном пространстве идеального мира мысль проскальзывает до конца, подчиняясь простым математическим законам. Но "траектория полёта" выбирается произвольно и определяется критериями скорее эстетическими.

Юм был интеллектуальным чудовищем, забавлявшимся своими мыслями. И людьми, которые его окружали. После провала своей книги он не смог стать профессором в Эдинбурге и устроился опекуном к богатому шизофренику. А затем стал секретарём генерала.

Что писал? Да вот:

"Если мы верим, что огонь согревает или вода освежает, так это оттого, что иное мнение стоило бы нам слишком больших страданий."

Одно предложение, а смысла в нём три, причём каждая последующая интерпретация есть одновременное издевательство над предыдущей.

Писано ЧЕЛОВЕКОМ.

И вот через 50 лет в каком-то кривом "Кенигсберге" 45-летний богослов читает книгу Юма и на него снисходит озарение. Научные достижения к этому возрасту? Написал анонимно астро(лого)номический трактат, где доказывал, что все планеты солнечной системы населены разумными существами, причём чем дальше тем лучше: земляне умнее венериан, марсиане умнее землян, юпитериане умнее марсиан.

И вот после Юма на Канта снизошло озарение. Расшиб трясунец, начались глюки. Пруссии в очередной раз повысили градус (т.е. разрешили быть умными) и началась ВАКХАНАЛИЯ.

Статья в Брокгаузе о Канте начинается так:

"Основатель философского критицизма, представляющего главную поворотную точку в истории человеческой мысли, так что все развитие философии, если не по содержанию, то по отношению мысли к этому содержанию, должно быть разделено на два периода: докритический (или докантовский) и послекритический (или послекантовский). Согласно его собственному сравнению (с Коперником) Кант не открыл для ума новых миров, но поставил самый ум на такую новую точку зрения, с которой все прежнее представилось ему в ином и более истинном виде."

Между тем писаны произведения Канта устаревшим языком 17 века. Для времени Юма это простительный и понятный недостаток, для эпохи Канта - признак смешной отсталости. А главное в чём оригинальность-то? "Люди, я люблю вас", "нельзя объять необъятное". Сурьёзное и лишённое всякого юмора разжёвывание мыслей Юма полувековой давности (кстати, практически без ссылок).

Так кто таков Кант? Масонский дурак.

Забыть-выбрость? ЗАЧЕМ ЖЕ. Прекрасное пособие по идеологической жизни к.18, 19, да и 20 века. КЛЮЧ к очень многим явлениям. Отчасти - проявление германского национального характера. Да и в целом - неотъемлемая часть культуры. Как же можно изучать историю духовной жизни СССР без краткого курса ВКП(б). А тут речь идёт о германском субгегемоне 1871-1918 и (главное) об английском гегемоне 1815-1945. Без Канта никуда.

Какие у меня претензии к Мамардашвили? Ну, во-первых, Мамардашвили не Кант. Одно дело быть изображалкиным (т.е. изображать абстрактную интеллектуальную деятельность, отождествляемую с "умом" данного государства), в Германии, и совсем другое - в СССР. Во-вторых, есть замечательная страна Грузия, которая прямо-таки жаждет стать новой Древней Грецией. Мамардашвили перевести на грузинский и туда. Вслед за кахой. Зачем такой роскошный подарок? А не годится Мамардашвили на образцово-показательного ду..., извините, мыслителя. Кант позиционировал себя как верноподданного немца. А кого из себя изображал Мамочка? Даже не грузина, а абстрактного советского человека. Под русского его не заретушируешь. А в бурке и папахе будет гарцевать, как на коробке папирос - КАРТИНКА.

В общем в чемодан и в Тбилиси.

Это я говорю шутейно, намёком. Прямо, как ни просИте, не могу. Боюсь, зрение потеряете. Надо чёрные очёчки надеть. Помните, как утята высшей категории ходят? Все в чёрных очёчках. Берегут зрение;-)

Тесты по окружающему миру

по теме «Животные»

Для 2-го класса по ПНШ

1.К насекомым относятся…

а)животные, у которых четыре крылышка;

б)животные маленького размера;

в)шестиногие животные.

2.Тело насекомого поделено …

а)на 2 части: голова и брюшко; б)на 2 части: голова и грудь;

в)на 3 части: голова, грудь и брюшко; г)на 3 части: голова, усики, брюшко;

д)на 4 части.

_____________________________________________________________________________________

4.Подчеркни насекомых, которые относятся к растительноядным :

стрекоза, шмель, муравей, бабочка, комар, тля, божья коровка.

5.Подчеркни «лишнее» животное : белка, лягушка, лиса, волк, заяц, мышь.

Объясни свой ответ. ……………………………………………………………………………………….

Вариант 2.

1.К насекомым относятся…

а)животные, у которых есть хвостик;

б)животные, у которых шесть или восемь ног;

в)животные, у которых шесть ног и пара усиков.

2.Тело насекомого поделено…

а)на 6 частей; б)на 2 части: грудь и брюшко;

в)на 3 части: голова, грудь и брюшко; г)на 2 части: голова и брюшко;

д)на 3 части: ноги, усики, брюшко.

3.На какие группы делятся насекомые по способу питания?

4.Подчеркни насекомых, которые относятся к хищникам : божья коровка, тля,

бабочка, стрекоза, комар, шмель.

5. Подчеркни лишнее животное : муравей, пчела, рак, муха, комар, таракан.

Объясни свой ответ. …………………………………………………………………………………………

1 вариант

1.Соедини стрелками :

Пчела Земноводные

Тритон Пресмыкающиеся

Журавль Насекомые

Черепаха Звери

Белуга Птицы

Олень Рыбы

2.Прочитай названия животных. Назови каждую группу .

Сорока, гусь, ворона _______________________________

Щука, карась, скат, ____________________________________

Муравей, пчела, божья коровка ___________________________

3. Напиши к какой группе животных относятся признаки :

1) Четыре ноги. Без хвоста.

2) Шесть ног. Три части тела.

3) Четыре ноги. Есть хвост.

4) Две ноги. Два крыла.

4. Хищниками называют животных, которые питаются

2 вариант

1.Соедини стрелками:

Шмель Земноводные

Лягушка Пресмыкающиеся

СорокаНасекомые

Крокодил Звери

Щука Птицы

ВолкРыбы

2.Прочитай названия животных. Назови каждую группу .

Сойка, утка, воробей _______________________________

Тритон,лягушка, жаба____________________________________

Уж, гадюка, черепаха___________________________

3. Напиши, к какой группе животных относятся признаки:

1) Четыре ноги. Есть хвост.

Тело покрыто роговыми чешуйками. ……………………………….

2) Шесть ног. Три части тела.

Пара усиков. ……………………………………………….

3) Две ноги. Два крыла.

Тело покрыто перьями. ……………………………………..

4) Четыре ноги. Без хвоста.

Кожа без защитного покрова……………………………….

4. Растительноядными называют животных, которые питаются…

а) растениями б) грибами в)другими животными

5.Назови признаки всех животных

Александр Шленский

Бред с хвостом и без хвоста

У кошки четыре лапы с острыми когтями и хвост. У собаки четыре лапы с тупыми когтями и тоже хвост. У пони четыре ноги с копытами и опять же хвост. У белой крысы тоже четыре ноги и голый розовый хвост. У табуретки четыре ножки, без когтей и без копыт, и обратите внимание, никакого хвоста нет и в помине. И почему-то никто не замечает этой вопиющей несправедливости.

Все с хвостами, а табуретка - без хвоста!

Вы, конечно, скажете, что зачем ей хвост, если у нее ножки деревянные. Только учтите - это не оправдание. Ножки деревянные? Так пусть и хвост будет деревянный! Зато обидно не будет. Опять же, от табуреткиного хвоста будет несомненная польза: пусть лучше дети таскают за хвост табуретку, а не кошку. По крайней мере, табуретка не будет при этом душераздирающе мяукать, шипеть и цепляться когтями за что попало, в том числе и за новый, только что повешенный нарядный тюль. Хотя, конечно, кошку для того и таскают за хвост, чтобы она вопила, шипела и цеплялась когтями. Табуретку таскать за хвост без такого аккомпанемента, наверное, будет совсем не так интересно.

Зато на табуретке гораздо удобнее сидеть, чем на кошке. Кроме того, кошка не такая дура, чтобы позволить на себя сесть. Если попытаться сесть на кошку, то она, скорее всего, ускачет на шкаф. А табуретка не ускачет на шкаф. Табуретка почти и не обратит внимания, что на нее сели, разве что скрипнет слегка. Потому что табуретка уже давно привыкла, что на ней сидят. Вот поэтому на табуретке сидеть гораздо удобнее.

Хотя с другой стороны, на пони сидеть ничуть не менее удобно. Скорее всего, сидеть на пони даже гораздо более интересно и приятно, чем сидеть на табуретке. Даже чем на табуретке с хвостом. Табуретка с хвостом - это еще не пони! В этом плане совершенно непонятно, зачем вообще существуют табуретки. Хотя нет, все-таки понятно. Это потому, что на табуретке можно просто сидеть, а на пони надо обязательно куда-нибудь ехать. Например, на футбол.

А вы знаете, как это замечательно, когда можно вот так запросто сесть на пони и поехать смотреть футбол, а табуретку с хвостом оставить дома. И пока меня нет дома, в смысле, тебя нет дома, в смысле, вообще неважно кого, нет дома, то пускай на ней сидит кошка. Тоже с хвостом. Кошка с хвостом - и табуретка с хвостом. Все замечательно, и никому не обидно, и можно спокойно ехать на футбол, удобно сидя на пони.

Ну вот, пони не спеша цокает копытцами по асфальту, и в конце концов, я приезжаю на стадион. Или это ты приезжаешь на стадион? Как-то мы плохо договорились, кто из нас приезжает на стадион, но во всяком случае это не мы приезжаем на стадион, потому что пони только одна. Нет, пони только один. Черт, опять не так! Какого рода пони?

Эй. кто-нибудь! Кто может подсказать на ходу, какого рода пони, чтобы мне не отвлекаться и не лезть в словарь иностранных слов? Что-что? Пони только одно? Все вы напутали! Это кофе только одно. Как-как? Пони только одни? Повторите пожалуйста! Ах, пони только одни! Что ясно? Ну мне-то ясно, а вы-то сами поняли, что сказали? Так какого все-таки рода пони? Посмотреть под хвостом? Вы что думаете, что у пони под хвостом словарь иностранных слов? Нет? Что-то совсем другое? И в зависимости, от того, что под хвостом, меняется род пони? Здорово это вы придумали!

А может быть, вообще можно учить русский язык, глядя не в учебник, а под хвост? А скажите, чтобы отличить табурет от табуретки, ей, в смысле ему, тоже надо посмотреть под хвост? А куда смотреть, если ей или ему хвост еще не приделали? Ага, понятно! Чтобы понять, что именно стоит в углу - табурет или табуретка, надо сперва приделать ему или ей хвост, а потом под этот хвост посмотреть. Логика железная.

Ну хорошо хоть, что футбольный мяч точно мужского рода, и под хвост ему смотреть не надо, тем более что хвостатых мячей не бывает. Хотя, впрочем, почему не бывает? Возможно и бывают, но только в футбол хвостатыми мячами не играют, потому что хвост футбольными правилами не предусмотрен. Поэтому хвосты у футбольных мячей купируют еще в щенячьем возрасте, и только после этого отвозят на теннисный корт, где ими играют в большой теннис. Когда мяч подрастет, им играют в очень большой теннис. А потом он дорастает до размеров нормального футбольного мяча, и тогда его забирают с корта и привозят на футбольное поле. По правилам таким мячом уже нельзя играть ни в какой теннис, а только в футбол.

Кстати, а из чего состоит футбол? Из мяча, игроков, формы с номерами игроков, футбольного поля с воротами, судьи, свистка, секундомера и зрителей. Как вы думаете, ничего я не забыл? Вроде, ничего. А что если футболисты начнут ползать по полю, катать мяч руками и закатывать его в собственные ворота? Тьфу ты чорт, так и есть, самое главное и забыл! Правила забыл! Значит, футбол состоит из мяча, игроков, формы с номерами игроков, футбольного поля с воротами, судьи, свистка, секундомера, зрителей и ПРАВИЛ. Вот теперь вроде все. Ой, нет! Все-то все, да опять получается беда. Получается много лишнего. Ведь в правилах уже написано и про мяч, и про форму, и про поле с воротами, и про свисток с судьей, который в него свистит. Зачем же перечислять их еще раз! Выходит, что футбол состоит из одних правил. И хоккей тоже состоит из одних правил, как и футбол. Вот теперь все получается правильно.

Стоп! Футбол состоит из правил, и хоккей состоит из правил. Тогда непонятно, чем отличается футбол от хоккея?

Нет, я определенно запутался. Ведь если так рассуждать, то получается, что нет разницы между кошкой и табуреткой. У кошки четыре ноги, и у табуретки четыре ноги. Хотя, неправда, разница все-же есть! У кошки есть хвост, а у табуретки хвоста нет. Ну а с футболом как быть? У футбола хвоста нет, и у хоккея нет. Так как же их различать? Вот незадача!

Значит так! Чтобы больше не путаться, давайте условимся, что у футбола правила с хвостом, а у хоккея - без хвоста. Тогда различать между собой эти две игры будет чрезвычайно легко, главное не перепутать, у кого хвост. Можете сделать это общим жизненным правилом для лучшего запоминания. Если не можете различить какие-то вещи между собой, мысленно припишите этой вещи хвост. Лучше для каждой вещи придумать свой собственный хвост. Пушистый хвост, длинный хвост, короткий, гладкий, взъерошенный хвост, хвост крючком, хвост морковкой или пистолетиком, хвост с кисточкой на конце, куцый хвост кнопкой... Хвостов много, хватит на всех, и проблема различения неразличимого останется в прошлом. С хвостом - хорошо. Без хвоста - плохо. Шире пользуйтесь хвостами, любознательные граждане. А про надписи на хвостах я расскажу как-нибудь потом.

  1. Стоит кошка о четыре ножки.

    (Скамейка)

  2. Есть спина, а не лежит,
    Четыре ноги, а не ходит,
    Но всегда стоит и всем сидеть велит.
  3. Я с ножками, но не хожу,
    Со спинкою, но не лежу,
    Садитесь вы - я не сижу.
  4. С ногами - а без рук,
    С боками - а без ребер,
    Со спиной - а без живота.
  5. В лесу родился, в лесу вырос,
    В дом пришел, всех вокруг себя собрал.
  6. Четыре ноги:
    Сами не ходят, а на себе держат.
  7. Ножек четыре, шляпок одна,
    Нужен, коль станет обедать семья.
  8. Ни хвоста, ни головы, а четыре ноги.
  9. На широком дворе, на гладком поле,
    Стоят четыре ноги под одной шляпой.
  10. Четыре попа под одной шляпой стоят.
  11. Четыре брата под одной крышей стоят, у всех одно имя.
  12. Четыре брата одним кушаком подпоясаны, под одной шляпой стоят.
  13. Четыре брата под одной шляпой стоят.
  14. Четыре братца под одним шатром стоят.
  15. Четверо братьев под одной крышей стоят.
  16. Четыре братца под дубовой крышкой стоят.
  17. Четыре братца под одним покровом.
  18. Под одной фатицей четыре сестрицы.
  19. Стоит Никола в полуподгорье,
    Копьем оперся, камкой уплелся.

    (Стол со скатертью)

  20. Топили, колотили,
    Трепали, мяли, ткали
    И на стол постлали.
  21. Мочили, колотили,
    Рвали, крутили
    И на стол клали.
  22. Били меня, колотили меня,
    А за стол с царем посадили.

    (Скатерть)

  23. В избе доской, в сенях трубой.
  24. Ночью полем, а днем трубкой.
  25. Ночью ломтем, а днем калачом.
  26. Ночью полями, а днем горами.
  27. Днем бревном, а ночью плотом.
  28. Днем трубкой, а ночью под шубкой.

    (Постель, которую свертывают на день)

  29. Два брюшка, четыре рожка.
  30. Четыре уха, два брюха.
  31. Четыре уха, а перьев не сосчитать.
  32. Без рук, без ног, а рубашку надевает.
  33. Не человек, а рубашку просит.

    (Подушка)

  34. Четыре ноги, да не зверь,
    Есть перья, да не птица.
  35. Четыре ноги, да не зверь,
    На теле одежда, да не человек,
    Есть перья, да не птица.
  36. Есть ноги, да не ходит,
    Есть перья, да не летает.

    (Кровать с периной и подушками)

  37. Без рук, без ног богу молится.
  38. Без рук, без ног во все стороны клонится.
  39. Без рук, без ног все скок да толк.
  40. Маленький Степанко богу молится, не крестится.
  41. Стоит поп голенаст, он и кланяться горазд.
  42. Не роя, а колыбается,
    Не троста, а шатается,
    Сама поскрипывает,
    Сама попрыгивает.

    (Зыбка, колыбель на гибком шесте)

  43. Два рожка, два ушка, посредине донышко.
  44. Висит килка на двух жилках.
  45. Один богомол и всем кланяется.
  46. Петушок с гребешком всем кланяется.
  47. Курушка с хохлом - всякому поклон.
  48. Висит петушок без кишок и все пить просит.
  49. Сидит сова на примете, не можно ее напоити.
  50. Висит, болтается, всяк за него хватается.
  51. Висит, болтается,
    Настанет утро - всяк притыкается.
  52. Висит, болтается, всяк ему поклоняется.
  53. Висит, болтается,
    Всяк за него хватается,
    Всяк перед ним нагибается.
  54. Носом поводит, к себе людей приводит.
  55. Встану я рано, пойду я к Ивану,
    К долгому носу, к толстой голове.
  56. Встану рано, пойду к Роману,
    К длинному носу, к пустой голове.
  57. Над синим морем печенка виснет.

    (Рукомойник с двумя ушками и носиком)

  58. Над кислой рекой колокольчики звонки.
  59. Над тихой речкой колокольчик висит.
  60. Медный кабачок, воробышков целовальник.

    (Рукомойник металлический)

  61. Стану я рано, пойду к Роману,
    К большой голове, к седой бороде.

    (Рукомойник и полотенце)

  62. На стене висит, болтается,
    За него всяк хватается.

    (Полотенце)

  63. Есть клен, есть и он,
    Есть и платье на нем,
    Есть и шапка с бобром.

    (Портрет на доске или икона)

  64. Есть глаза - не видят,
    Есть уши - не слышат,
    Есть рот - не говорит,
    Есть нос - не нюхает.

    (Портрет)

  65. Светленько, чистенько, посмотреть любенько.
  66. Поле водяно, огороды кожаны.
  67. Блюдо оловянно, а края деревянны.
  68. И языка нет, а правду скажет.

    (Зеркало)

  69. Стучит, вертится, никого не боится,
    Ходит весь век, а не человек.
  70. Стучат, гремят, вертятся, никого не боятся,
    Сами не человеки, а считают чужие веки.
  71. Стоит в углу, без рук, без ног,
    Шумит, гремит, вертится, ничего не боится,
    Считает наш век, а не человек.
  72. Стучит, бренчит, наши годы считает.
  73. Без языка, а говорит:
    Когда нам спать, когда вставать.
  74. Ног нет, а хожу,
    Рта нет, а скажу:
    Когда спать, когда вставать.
  75. Без ног, а ходит,
    Без рук, а указывает.
  76. Кто ходит без ног?
  77. В комнате никого нет, а кто-то стучит.
  78. Без ног ходят целый век,
    За ними смотрит человек.
  79. Нем и глух, а счет ведет.
  80. Ходят, ходят, а не уморятся.
  81. Сидит птичка на поличке:
    «Чилик, чилик».
  82. Что может в одно и то же время:
    Висеть и ходить, стоять и ходить,
    Ходить и лежать, лежать и врать.
  83. Стоят - молчат, пойдут - запоют.
  84. Ходит, ходит, а ни с места.
  85. Без рук, а бьет.
  86. С грузом иду, а без груза не иду.
    Кто я?
  87. Невелик мужичок, ножки жиденькие,
    Подпоясан коротенько,
    По избе пройдет - пыль пойдет.
  88. Скок-поскок, по лавке гудок,
    По полу гудок, по подлавочью гудок,
    Наиграется гудок да и сядет в уголок,
    Не ворохнется.
  89. Бегал, бегал куманек да двиг в уголок.
  90. Кургуз, короток обежал весь городок
    И прижался в уголок.
  91. Шатается, мотается да в подпечье ховается.
  92. Бегал, бегал да шмыг в уголок.
  93. Гудил, гудил гудок да и спрятался в уголок.
  94. Паутя, паутя по горнице шарит и в угол встанет.
  95. Туда Митя, сюда Митя - и под лавку ушел.
  96. Мах, мах, под порог ляг.
  97. Маленький шарик все обшарит,
    Обежит теремок и опять в уголок.
  98. Маленький попок всю избу обволок
    И сел в уголок.
  99. Шарил, шарил, в угол сел.
    изо. Скручен, связан по избе скачет.
  100. Маленький шарик по полу шарит.
  101. Маленький, горбатенький весь пол обегал.
  102. Без рук, без ног по избе пляшет.
  103. Пляшет крошка, а всего одна ножка.
  104. Щеголь щеголился, под лавку завалился.
  105. Днем петух храбрится,
    Ночью под порог ложится.
  106. Лежит косматый старик под лавкой.
  107. Днем шумит, вертится,
    К ночи в углу очутится.
  108. Стоит барин в уголку,
    Поднял ноги к потолку.