Вы – в центре внимания. От одной мысли об этом у вас отказывают руки, ноги, голос, память. Вы забываете слова, пальцы теряют подвижность, зубы стучат, ноги подкашиваются и дрожат мелкой дрожью...

Знакома ли вам такая ситуация? Впереди концерт, ваш отчет о проделанной работе, а вы за полгода начинаете переживать, как все пройдет. У вас уже сейчас стынут руки и перехватывает дыхание при одной мысли, что вы окажетесь на сцене. Потому что когда вы выходите на нее, вы словно проваливаетесь в параллельную реальность, где слышите только громкий стук собственного сердца и, как сомнамбула, двигаетесь к своей голгофе.

Все остальное кажется нереальным. Звуки как будто вязнут в плотном тумане. Все плывет перед глазами, как в ночном кошмаре. Вас слепит яркий свет осветительных приборов, а там, в черной яме зрительного зала, сидят те, кого вы боитесь больше всего – зрители. Вы стараетесь не смотреть туда, но вы же знаете, что они будут слушать и смотреть только на вас. Вы – в центре внимания. От одной мысли об этом у вас отказывают руки, ноги, голос, память. Вы забываете слова, пальцы теряют подвижность, зубы стучат, ноги подкашиваются и дрожат мелкой дрожью.

Все! Вы уже опозорены, потому что все видели, как вам страшно. Вы еще ничего не сделали, но вам уже стыдно, потому что вы не на высоте, вы не совершенны, не идеальны. А если вы еще и ошибку совершили, то это позор на всю оставшуюся жизнь! Вы больше никогда не выйдете на сцену. Вы уже не сможете сказать людям то, что было для них так важно. Вы не сможете разбудить их сердца поэмой, музыкой или пламенной речью. Вы не выполните свое предназначение в этой жизни.

Страх, который мешает реализации

Страх сцены и публичных выступлений – это не шутка. Это крест на реализации таланта. А что может быть для человека важнее, чем реализация своих свойств? Ведь только это дает ему ни с чем несравнимое ощущение счастья и удовольствия от жизни. Отказаться от реализации – все равно, что не жить.

Когда люди испытывают страх сцены, они часто рационализируют, что «раз у меня это не получается, значит, это не мое». Но почему-то все равно хочется оказаться там, испытать сумасшедший подъем от всеобщего внимания и последующей за выступлением благодарности, которая может выражаться по-разному – в виде цветов, восхищения талантом, уважения. В конце концов, хочется почувствовать, что жизнь прожита не зря, что все то, что наполняет вас, может быть разделено с другими людьми.

Мы живем среди людей и, так или иначе, должны уметь находиться в центре внимания, доносить до окружающих свои мысли. Можно сказать, что в какой-то мере вся жизнь – это сцена. Поэтому проблема страха перед публичными выступлениями для многих людей становится настоящим камнем преткновения. Можно ли помочь в этом случае? Системно-векторная психология Юрия Бурлана утверждает, что это возможно.

Эмоциональность внутрь и наружу

Системно-векторная психология говорит, что существует восемь векторов – наборов врожденных психических свойств человека, которые определяют его желания и способности. Как объясняет системно-векторная психология, прежде всего, страх сцены характерен для людей со . Это очень эмоциональные люди, экстраверты, которые, к тому же, в определенных состояниях очень любят себя показывать, имеют склонность к публичности, демонстративности. То есть это как раз те люди, которые при правильном развитии своих свойств чувствуют себя на сцене наиболее органично, выступают с удовольствием, раскованно, свободно, заражая своими эмоциями зрителей, пробуждая в них сопереживание.

Однако свойства зрительного вектора могут быть не развиты в детстве. Это означает, что ребенка с богатым эмоциональным потенциалом не научили выносить свои эмоции наружу, проявлять свои чувства. Например, зрительному мальчику запрещали плакать, потому что «мужчины не плачут». Или у родителей просто не было времени, чтобы проявлять внимание к ребенку, в то время как маленький зрительник особенно сильно нуждается в нем, гораздо больше, чем другие дети. Ему обязательно нужно выражать свои эмоции, а родителям некогда. Ситуации бывают разные, а вот результат всегда один – закупоривание эмоций внутри.


Обладая огромнейшей эмоциональной амплитудой, зрительные люди часто попадают в крайние ее состояния – переживание невероятной любви на одном конце и страх смерти на другом. У последнего есть корень в нашем коллективном бессознательном. Кожно-зрительная женщина была дневной охранницей древней человеческой стаи. Она первая своим зорким зрением замечала в саванне притаившегося хищника и пугалась, выделяя феромоны страха. Сильнейший страх смерти, который могла испытывать только эта женщина с большим чувственным потенциалом, спасал жизнь стае. Тогда он был оправдан, однако и сейчас он по-прежнему присутствует в психике зрительных людей.

Зрительники от рождения подвержены страху смерти, а он, в свою очередь, является причиной множества других страхов, в том числе, и страха сцены. Развитие чувств, вынос их наружу, на других людей помогают избавиться от этого коренного страха, а заодно и от всех других страхов разом.

Бесполезно уговаривать себя и представлять, что в зале вместо людей сидят тыквы. Бесполезно обивать пороги ораторских курсов, пытаясь регулярной тренировкой избавиться от онемения, которое охватывает тебя при виде зрителей. Нужно осознать свои свойства и научиться направлять их в правильное русло. Страх сцены уходит, как только удается забыть о себе и сосредоточить свои чувства на тех, кому они предназначены – на зрителях.

Как я выгляжу?

Есть еще один фактор, который мешает зрительным людям почувствовать себя свободно на сцене – это зацикленность на собственном внешнем виде. Они могут подолгу смотреться в зеркало. Их приводит в отчаяние маленький прыщик на носу. Посадив пятно на одежду, они пробираются «по стеночке», чтобы кто-нибудь не заметил, что с ними что-то не так. Мятые брюки, испортившаяся прическа, грязные туфли вызывают у них чувство физического дискомфорта. Представьте теперь, что трясущиеся руки такого человека, мертвенную бледность и подкашивающиеся ноги видят десятки людей. Это же ужас!

Но чаще всего неудачи, связанные с фиксацией на том, как он выглядит, проявляются у человека при наличии анально-зрительной связки векторов. Как говорит Системно-векторная психология Юрия Бурлана, именно способствует тому, что человек хочет видеть себя совершенным, без изъянов и недостатков, а также чтобы и другие люди видели его таким. Так проявляется анальный перфекционизм, стремление к совершенству.

Сцена часто обнажает внутренние зажимы человека. Человек теряет естественность, поэтому не всегда выглядит привлекательно. И человеку с анальным вектором это бывает очень сложно принять. Редко ему удается простить себе минуты позора. И хотя с точки зрения зрителей позора может и не быть (бывает, что они и не замечают, что человек сильно волнуется), но зрительный вектор человека уже расписал все происходящее в самых мрачных тонах. Выступающий уже уверен, что был безнадежно плох на сцене. Все пропало! Финита ля комедия! Зрительники - большие фантазеры, склонные «делать из мухи слона».

В плену плохого опыта

Анально-зрительный человек, совершивший хоть раз ошибку на сцене в состоянии сильнейшей зрительной экзальтации, может больше никогда на нее не выйти. Он будет долго переживать собственную неудачу, вплоть до того, что постарается оборвать связи с людьми, которые видели его позор. По-зрительному он будет драматизировать ситуацию. По-анальному постоянно прокручивать свою неудачу в голове, не в состоянии простить себе того, что случилось. Для этого есть предпосылки – у анального человека очень хорошая память, но, к сожалению, он долго помнит не только хорошее, но и плохое.

Плохой опыт может стать для него ориентиром в жизни, и он навсегда поставит крест на том, что у него не получилось однажды.


Страх опозориться

Есть еще категория людей, которые принципиально не хотят рисковать выступать на сцене. Это чисто анальные люди. Выступление на сцене не входит в область их желаний. Они являются интровертами и гораздо более комфортно ощущают себя дома, в кругу семьи, или занимаясь скрупулезной, точной работой, а не под светом рампы. Они не рвутся на сцену. Она для них стрессовый фактор. А в стрессе анальный человек может впадать в ступор, вплоть до неспособности двигаться (когда отказывают руки и ноги). Но будучи ученым, аналитиком, преподавателем, он вынужден бывает выступать перед публикой. И здесь ему также может мешать его родной страх опозориться, природу которого раскрывает Системно-векторная психология Юрия Бурлана.

Стресс вызывает у такого человека сжатие всех сфинктеров в организме. Именно анальный человек от стресса теряет на сцене голос, так как сжимается горловой сфинктер. Но больше всего страдает самая чувствительная его зона – анальный сфинктер. Поэтому состояние длительного стресса ведет к запорам у такого человека. А вот внезапный стресс может привести к потере контроля над анальным сфинктером и вызвать диарею. Это случается не всегда, но подсознательно анальный человек всегда боится этого, боится опозориться.

Наши свойства даны нам на счастье

Природа не создает дефекта. Это мы неверным использованием наших свойств превращаем нашу жизнь в сплошное страдание. Просто потому, что не понимаем, почему мы созданы такими и для чего в нас вложены те или иные качества. Системно-векторная психология Юрия Бурлана позволяет нам глубже понять себя.

Мы начинаем видеть, что наши эмоции имеют два полюса – страх и развитая чувственность, любовь. И чтобы не бояться, надо любить. Причем не себя, а другого человека. Мы осознаем, что анальный вектор дается нам для передачи опыта следующим поколениям, для выполнения качественной и нужной обществу работы. Поэтому и память у людей с анальным вектором хорошая, и перфекционизм идет в дело.

И это осознание бесценно, потому что оно меняет жизненные ориентиры, и плохие состояния, в том числе и любые страхи, уходят мягко и естественно. Так, что мы даже не замечаем, как стали другими. Не верите? Почитайте отзывы тех, кто прошел тренинг:

«Начну с того, что постепенно начали уходить страхи, которые очень мешали жить! Огромная благодарность Юрию за эти бесценные знания! В особенности снизился страх публичных выступлений, на сцене начала чувствовать себя свободнее. Видение мира кардинально изменилось, начинаю чувствовать людей не как раньше (через призму своих убеждений), а по-настоящему понимаю мотивы их поступков! Это невероятно!»

Если вам мешает страх перед публичными выступлениями, начните с познания самого себя на бесплатных вводных онлайн-лекциях по Системно-векторной психологии Юрия Бурлана. Зарегистрироваться на них можно по ссылке:

Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология »

Многие из нас испытывали неудобство и страх, в большей или меньшей степени, перед выступлением на публику. В такие минуты кажется, что лучше провалиться или исчезнуть, только бы не выступать, только бы не выступать…
Вы уже готовы всё отдать, только бы избежать этой пытки. Что? Вы ничего подобного не испытывли, и всё вышеописанное кажется вам полным бредом? Да и вообще вы уже депутат? Так чего вы читаете дальше? Вам на телевидение бы или на трибуну. А всем остальным МирСоветов поможет избавиться от фобии, и вообще научит срывать бурные аплодисменты по окончанию выступления.

Подготовка к выступлению

Итак, выясним, чего вы боитесь перед публичным выступлением. Обычно боятся того, что вас плохо воспримут, прервут, зададут трудный вопрос, заметят ошибки и. т.д., ваш мозг, наверное, лучшее в мире устройство для придумывания отмазок.
Естественно, нужно заранее отрепетировать выступление, качественно подготовить материал, показать его другим людям, чтобы сомнения в его качестве со стороны вашего внутреннего диверсанта, были для вас просто смешными.
Не стоит держать в голове мысли о неудаче и.т.д. Таким образом вы можете запрограмировать себя на провал. Если вы будете держать в голове мысль “как бы не забыть текст”, то наверняка вы его забудете. Вообще МирСоветов рекомендует вам сосредоточиться на 2-х мыслях:
1) Информация – вы должны держать в голове, то, что будете докладывать;
2) Способ – как вы будете это докладывать.
Это и есть основные компоненты доклада. В зависимости от аудитории, приоритетным нужно делать тот или иной компонент. Подробней об этом читайте чуть дальше.
Все остальные страхи, догадки и. т.д. вы должны оставить где-то в стороне.
Познакомьтесь с местом выступления и с аудиторией до начала выступления. Расслабьтесь. Прокрутите в голове успешный вариант вашего выступления перед публикой, пусть даже он покажется фантастическим и вперёд.
Помните: всем понравиться всё равно не удастся. Около 5% аудитории всё равно останутся недовольными. С этим ничего не поделаешь, это закон жизни, так стоит ли тратить на это нервы?

Особенности публичного выступления

Сначала определимся, перед какой аудиторией – разнородной или однородной – вы выступаете. От этого и будет зависеть манера вашего выступления.
Разнородная аудитория – это аудитория, которая собралась на месте вашего выступления по собственной воле с целью послушать. Примеры такой аудитории – митинг, выступление на празднике, на собрании коллектива и.т.д.
В данном случае упор в выступлении нужно делать на манеру. Будет в основном оценено не то, что вы говорили, а то, как вы это говорили. Между делом можно ввернуть и основную тему.
Вот вы видите множество людей, перед которыми вам предстоит выступить. МирСоветов догадывается, каким вопросом вы задаетесь в такой момент: что нужно, чтобы понравиться каждому из них? Вы считаете, что публичное выступление будет успешным, если вы придетесь по вкусу множеству достаточно умных людей? С таким подходом у вас мало что выйдет.
Давайте понравимся только одному, причём далеко не самому умному существу, которое понимает примитивные шутки. А где его взять? Итак, с самого начала публичного выступления мы превращаем множество людей в толпу, с лидером в вашем лице. Для этого нужно заставить большинство из них сделать однообразное действие, чтобы они почувствовали друг друга. Вы можете напугать их проблемой (страх), рассказать им шутку (смех), удивить, напомнить что-нибудь на ваш вкус и цвет.
Но я порекомендую попросить их сделать какое-то движение. Например, можно попросить их взглянуть вверх, на что-нибудь или на кого-нибудь. Возьмём тему для выступления n-летие какого-нибудь рабочего коллектива.
[пару фраз, типа, здравствуйте или зачем вы тут]
- Давайте посмотрим все на свои руки!
Тут важно дождаться, пока большинство сделает так, все должны понять, что задача не риторическая и нужно подчиняться.
Всё теперь они ваши. Теперь вы должны осознавать, что общаетесь вы с одним, низко интеллектуальным существом, у которого преобладают эмоции над разумом. Естественно, что на протяжении всего публичного выступления нужно закреплять такое состояние несколько раз, можно использовать при этом вышеописанное условие (в виде эмоциональных шуток, не важно качество, важно, чтобы они видели, что это шутка и тут нужно смеяться).
Успех вашего выступления перед публикой будет зависеть от экспрессивности и эмоциональности вашей речи. Очень хорошо, если вдобавок вы сможете донести до слушателей свою мысль. Для этого нужно несколько раз повторить, выделив в тексте то, что вы хотите сказать своим выступлением. Можно закрепить и на уровне эмоций, сказав вместе с какой-нибудь шуткой.
Вывод: мысль во время публичного выступления вы должны передавать лишь основную. А остальная часть выступления должна работать на то, чтобы вашу основную часть услышали.
Публичное выступление перед однородной аудиторией несколько иное.
Примерами однородной аудитории будут аудитории во время научного доклада, отчёта о проделанной работе и.т.д. Естественно, что в данном случае не стоит использовать предыдущую манеру выступления.
Главной, в этой ситуации будет информация, которую вы преподносите, а основной задачей, не понравиться публике (хотя это тоже нужно), а грамотно донести подготовленный материал.
Поэтому степень экспрессивности должна быть меньше. Но основные положения должны выполняться. Просто нужно быть аккуратней, потому что в толпу данную группу будет превратить сложней. Да и толпой она будет в меньшей степени. Но я уверен, что с этой задачей вы справитесь. Несколько общих советов по поведению во время публичного выступления.
Подготовьте план. Вы должны набросать себе план, по которому вы будете говорить. Не стоит записывать весь текст, но его пункты должны лежать перед глазами.
Говорите, а не читайте. Не читайте, ни с памяти, ни с листочка. Когда вы говорите своими словами – речь выглядит в разы привлекательней.
Ведите диалог с публикой. Не ведите монолог, многие докладчики делают именно такую ошибку. Ведь если вы говорите сами с собой, то почему вас должны слушать остальные. МирСоветов советует вам поступить иначе. Говорите, рассказывайте, дайте принять небольшое участие в выступлении и группе слушателей, прислушивайтесь к публике, иначе вы рискуете остаться без внимания.
Краткость и простота. Не затягивайте выступление, вас должно ещё хватить к концу. Используйте как можно более простые выражения, помните, что в толпе – у людей снижается интеллект (чем больше толпа – тем больше снижается). Старайтесь по максимуму учитывать это.
Используйте паузы. Читать текст с абзацами гораздо легче, слушать речь с паузами тоже. Люди должны осмыслить и дать реакцию на сказанное, а вы сосредоточиться на следующем пункте.
Четче и громче. Вы должны говорить четко, громко и внятно. Это обязательное условие для любого выступления, иначе вас просто не услышат и все остальные ваши телодвижения смысла не возымеют.
Практикуйтесь. Только практика публичных выступлений поможет вам действительно понять и научиться использовать все перечисленные советы. А возможно вы и дописать что-нибудь от себя сможете на пользу другим. Оттачивайте своё мастерство выступления.

МирСоветов искренне уверен, что эта статья поможет вам в будущем не только перебороть свой страх перед публичными выступлениями, а и просто «порвать» зал. Удачи!

Выступление перед публикой – целое искусство. Но что делать, если вы не просто не умеете выступать перед аудиторией, но и боитесь этого? Глософобия, или страх публичных выступлений (страх сцены) находится на втором месте по популярности после страха смерти. Его причины могут иметь самые разные корни: от до детства. Но преодолеть глософобию можно. И это доказали такие известные люди, как Джим Керри, Бенедикт Кембербэтч, Меган Фокс. Да-да, они тоже боялись сцены. И далеко не только они.

Самая популярная причина – . Если вы еще никогда не выступали публично, то страх вполне понятен. Просто вам это незнакомо, это пока лежит за границами вашей . Другого варианта нет, кроме как пробовать, заставлять себя выступать публично, расширять зону комфорта. Всегда бросайте себе вызов, сами напрашивайтесь на публичные выступления, раз решили, что вам нужно научиться этому. Чем чаще вы будете выступать, тем проще это будет происходить. Вы накопите опыт. В итоге страх уйдет, останется только приятное волнение и эмоциональный подъем.

Еще одна возможная причина – неудачное выступление и как следствие – психотравма. С этим справиться сложнее, но попробуйте проанализировать предшествующий опыт. Что именно повлекло неудачу? Что именно случилось? Сравните старого себя и прежнего. Думаю, эти люди явно отличаются. Возможно, новый вы обладает всеми инструментами, чтобы предыдущий опыт не повторился.

Таким образом, причиной страха выступления может быть:

  • зацикливание на своих переживаниях, на своем страхе;
  • неудачный предшествующий опыт, воспоминания о нем;
  • плохая подготовка к выступлению;
  • недостаток опыта.

Ну и дополняет картину неуверенность в себе, робость, застенчивость, и много чего еще. Каковы ингредиенты вашего коктейля глософобии?

Как выступать перед аудиторией

В первую очередь измените свое отношение к страху. Перестаньте воспринимать его как преграду, а начните видеть в нем возможности. Дело в том, что страх и волнение заставляют наш организм на психофизиологическом уровне работать на полных мощностях. Мы становимся быстрее, сильнее, умнее и ловчее. Осознайте, что волнение разгоняет по организму кровь, за счет чего вы можете быстрее анализировать информацию, быстрее говорить, быстрее и точнее подбирать слова. Вы можете быть в разы продуктивнее, если позволите волнению помогать вам, а не будете относиться к нему с еще большим страхом.

Всегда выглядит приятнее тот оратор, который не прячется за трибуной и не читает по бумажке. Но это верх искусства и, конечно, пока жив страх выступления, достичь такого не получится.

Упражнения по преодолению страха

Подготовка – основной способ избавления от страха. Но неплохо дополнить его еще некоторыми методиками.

Для нормализации нейрогормонального состояния полезно нагрузить себя физически. Отожмитесь, поприседайте, пробегитесь, помашите руками. И телу полезно, и «антистрашин» выработается, проще говоря, эндорфины – гормоны антистресса и счастья. Но не делайте этого непосредственно перед выступлением, ваше дыхание должно нормализоваться, а вид быть опрятным.

Визуализация

Представьте и проиграйте в голове предстоящее выступление перед публикой. Прочувствуйте его каждым из основных чувств. Представляйте каждую деталь, чем точнее, тем лучше. Представьте внимательные взгляды слушателей, обмен энергией. Представляйте только успешное и приятное. Представьте самый удачный сценарий: как вы шутите, как положительно на это реагирует публика, как мастерски вы отвечаете на неожиданные и сложные, а то и каверзные, вопросы.

Самовнушение

Прежде чем выйти на сцену (выступить), проговорите несколько фраз:

  • Я рада, что я здесь.
  • Я рада, что вы здесь.
  • Я уверена в своих знаниях.
  • Я знаю и понимаю то, о чем хочу рассказать.
  • Вы мне нравитесь.
  • Я вам нравлюсь.

Преодолеть страх можно только одним путем – тренироваться. И, конечно, нужно помнить, что на 90 % успех выступления зависит от подготовки. с людьми, научитесь понимать их, научитесь владеть собой. Поработайте над своей уверенностью и Разложите ваш страх на подпункты и решите их.

Человеку, желающему добиться определенных успехов в современном обществе, приходится постоянно разговаривать с другими людьми и выступать перед маленькими и большими аудиториями. Профессия учителя и политика, ученого и обычного менеджера требует развитых коммуникативных навыков. Раскрыть ораторские таланты человеку может помешать боязнь сцены (пейрафобия, глоссофобия,), которая есть практически у 95% населения.

Глоссофобия: симптомы

Страх публичных выступлений знаком каждому: дрожание конечностей, легкое волнение, бессонница, которая появляется только накануне того самого важного дня, и спутанные мысли. Однако, достаточно заговорить перед аудиторией, увидеть одобрение и понимание в глазах слушателей, и новоиспеченный оратор становится более уверенным и раскрепощенным. Пейрафобия вызывает у человека куда более глубокое беспокойство и тревогу, она является лишь одним из вариантов боязни говорить вообще. В медицине связанный с заиканием страх говорить с людьми называется логофобия либо глоссофобия. Если страх перед сценой связан именно с тем, как бы ни начать заикаться на людях, такой вариант расстройства именуется лалофобия. Бывают ситуации, когда панический страх вызывает необходимость говорить какие-то конкретные слова, произношение которых вызывает у человека заикание. Такая форма расстройства носит название вербофобия.

Логофобия в любом ее проявлении вызывает характерные симптомы:

  • повышенное артериальное давление и пульсация в висках;
  • тахикардия и усиленное потоотделение;
  • сухость во рту и «ватные» ноги;
  • иногда пропадает голос, может меняться его тембр: становится писклявым или грудным, слишком громким или тихим;
  • в других случаях человек паникует настолько, что не может выдавить из себя ни слова.

Если пациент эмоциональный и чувствительный, то в момент, когда он окажется перед аудиторией, у него может побледнеть лицо, появиться тошнота, закружиться голова, конечности могут стать холодными. Закончится такое выступление достаточно быстро, ведь в большинстве случаев оратор либо собирается с духом и успокаивается, либо теряет сознание. У маленьких детей, которых заставили рассказывать стишок перед толпой родственников или отвечать перед всем классом, иногда лалофобия сопровождается непроизвольным мочеиспусканием. У взрослых подобный симптом наблюдается редко.

Боязнь сцены, как результат воспитания

Лалофобия развивается чаще у детей, воспитанных строгими и авторитарными родителями. Маме или папе достаточно сказать ребенку, что нельзя громко разговаривать на улице или в публичных местах и привлекать к себе внимание, чтобы у него со временем появился страх сцены. Других детей стараются воспитывать интеллигентными и скромными, внушают, что лучше сидеть в зрительских рядах, чем пытаться занять место лектора.

Страх публичных выступлений нередко преследует людей, которым в юном возрасте все запрещали, запугивали, к которым применяли физическое или психологическое насилие. Атмосфера постоянного прессинга и обесценивания любых достижений способствует занижению самооценки. Когда оратор не уверен в своих умственных способностях, внешних данных или значимости предлагаемой идеи, ему сложнее собраться и преодолеть страх перед аудиторией

Дети, которым прививали честолюбие и необходимость всегда быть первыми, страдают от перфекционизма и завышенной самооценки. Она заставляет их дорожить мнением общества, из-за чего и формируется страх перед выступлением. Человека пугает возможность быть осмеянным или услышать критику слушателей, которая заденет его самолюбие и заставит сомневаться в собственных силах.

Боязнь публичных выступлений: генетическая память

Некоторые психологи утверждают, что логофобия – это генетическая проблема. В первобытном обществе человек старался не отделяться от массы, чтобы не быть отвергнутым. Изгнание в большинстве случаев означало смерть от хищника или голода. Современные ораторы вполне приспособлены для выживания в гордом одиночестве, но подсознательные инстинкты и страхи могут сыграть с ними злую шутку.

Причиной развития фобии считают и наличие неудачного опыта в прошлом. Например, когда школьника или студента публично высмеяли, заставив почувствовать себя никчемным. Воспоминания глубоко врезаются в подсознание, если активное участие в травле принимали не только одноклассники, но и сам учитель. Сильные личности стараются получить из подобных ситуаций максимальную выгоду, используют полученный опыт для тренировки силы воли и характера. Люди чувствительные, склонные к самокритике и депрессивным состояниям, замыкаются и просто отказываются от возможности делиться мыслями с другими.

Появляется логофобия у пациентов с дефектами речи. Они вполне комфортно себя чувствуют в компании друзей, но большая аудитория их пугает, ведь слушатели могут высмеять его нарушения речи. Таким людям рекомендуют лечение, которое направлено на улучшение дикции и повышение уверенности в собственных силах.

Боязнь покраснеть, как причина глоссофобии

Пациенты с эритрофобией отказываются от публичных выступлений из-за особенностей собственного организма. Испытывая волнение или другие сильные эмоции, они краснеют. Среди причин предательского румянца выделяют проблемы с нервной и сосудистой системой, гормональные нарушения и последствия стрессовых ситуаций.

Чаще глоссофобия в такой форме диагностируется у голубоглазых и светловолосых пациентов с тонкой и бледной кожей. Эритрофобы стараются лишний раз не появляться на публике, ведь скопление незнакомых людей заставляет их волноваться и паниковать, краснеть и смущаться еще больше.

Эритрофобы отказываются от высоких должностей, ведь директору или успешному юристу придется обязательно принимать участие в конференциях, выступать перед подчиненными или присяжными. Некоторым пациентам избавиться от страха публичных выступлений помогают дыхательные гимнастики и лечение самовнушением, другим приходится долгое время работать с психологами. Если лечение препаратами и психотерапией не помогает, человеку предлагают хирургические пути преодоления проблемы. Просто зажимают определенные нервные окончания, и пациент получает возможность общаться с другими людьми, выступать перед огромными аудиториями и не краснеть.

Как побороть страх публичных выступлений?

Кто-то считает страх сцены пустяком, но запущенная логофобия может перерасти в серьезную проблему. Пациент сначала избегает публичных выступлений, после стесняется друзей, а со временем старается отгородиться от социума в целом, чтобы не попадать в неловкие ситуации.

Классический совет, который дают всем ораторам-новичкам, – мысленно раздеть публику или одеть в смешные костюмы, чтобы снять напряжение. Другие рекомендуют подружиться с аудиторией, сосредоточиться на слушателях, которые с интересом и восхищением следят за каждым сказанным словом. Улыбка, жесты одобрения и поддержки помогают справится с напряжением.

Чтобы побороть панику и волнение, рекомендуют тщательно готовиться к выступлению. Подбирать интересный и достоверный материал, несколько раз прорепетировать свою речь перед зеркалом или домашним животным. Можно надиктовать речь на телефон, после прослушать, чтобы найти ошибки и избавиться от них до выступления.

Людям, зацикленным на перфекционизме, с педантичными наклонностями, следует немного расслабиться. Дать себе право на одну или несколько несерьезных ошибок, ведь никто не идеален, даже оппоненты, старающиеся с довольной ухмылкой найти неточности в приведенных фактах.

Избавляемся от негативных воспоминаний

Сложнее справиться с воспоминаниями прошлого, которые мешают расслабиться и заставляют ожидать худшего. Психологи дают несколько советов, как побороть страх сцены и поверить в себя. В домашних условиях полезно выполнять специальные упражнения и освоить дыхательную гимнастику, которая поможет нормализовать сердцебиение и приглушить страх.

Преодолеть напряжение, которое вызывает лалофобия, может медитация, но заниматься ею нужно минимум несколько месяцев. За пару часов до выступления полезно решать простые или сложные математические уравнения, чтобы активизировать левое полушарие мозга. Тогда будет проще сконцентрироваться на теме и отвечать на все вопросы аудитории.

Чтобы перебороть панику, следует настраиваться на позитивный результат. Представлять, как слушатели вскакивают с мест и аплодируют стоя, пораженные выступлением. Как предложенная идея перевернет мир или сделает жизнь людей проще, а своему создателю принесет всеобщее признание и славу.

Необходимо следить за своим телом: не скрещивать руки или ноги, не закрываться от аудитории. Мышцы и жесты должны быть максимально расслабленными, а позы открытыми. В серьезных случаях, когда пейрафобия мешает продвижению по карьерной лестнице, а самостоятельно избавиться от проблемы не получается, следует проконсультироваться с психологом и пройти курс лечения. Возможно, придется принимать седативные препараты или транквилизаторы.

Лечение у специалиста поможет раскрепоститься и раскрыть свой ораторский потенциал. Но главное оружие всех успешных лекторов, юристов и тренеров по бизнесу – это улыбка. Искренняя, широкая, уверенная и обезоруживающая. Ведь иногда достаточно улыбнуться миру, чтобы он улыбнулся тебе.

Страх публичных выступлений свойственен всем людям. Но существуют эффективные методики его преодоления, которые состоят из специальных упражнений и практики.

Что такое страх - это древний инстинкт, который оставляет нам всего два варианта для действия: бежать или нападать. Естественно, в современном обществе последний способ борьбы с инстинктами недопустим.

Большинство людей, увидев перед собой полную аудиторию, просто бегут или теряют дар речи. Они путают слова и через несколько минут сами перестают понимать, о чём говорят. К счастью существуют эффективные методики борьбы со страхом такого рода. И первый шаг к победе - понимание его причин.

Фобия или древний инстинкт?

У каждого, даже самого успешного оратора есть страх публики. Это заложено в людях на подсознательном уровне. Вспомните те времена, когда нам приходилось охотиться за опасными хищниками, чтобы добыть себя пропитание. Тогда от работы в команде зависело, что будет есть племя этим вечером.

Времена изменились, но инстинкт оставаться частью «племени» сохранился. Именно поэтому выходя на сцену или читая лекции с трибуны, мы испытываем страх, потому что отделяемся от социума.

Страх публичных выступлений- это нормальная эмоция, которая в руках у умелого оратора превращается в оружие, делая его более сконцентрированным и внимательным. Мало того, он мотивирует нас лучше готовиться к выступлению, заставляя раз за разом просматривать материал и репетировать возле зеркала.

Древние люди боялись выделяться, потому что это означало брать на себя ответственность. Если ваш мозг начинает придумывать себе оправдания вроде: «Если бы я не боялся, то выступил бы лучше всех», - знайте, это боязнь перед ответственностью.

Очень важно не дать страху превратиться в фобию. Фобия - это психологическое заболевание, возникающее на фоне какого-либо травматического воспоминания.

Если человека в детстве публично высмеяли или оскорбили, ему будет очень тяжело заставить выйти себя выступать на публике.

Есть упражнения, которые могут помочь справиться с волнением, но при глубокой эмоциональной травме понадобится помощь психолога. Подобное лечение может занимать от нескольких месяцев, до нескольких лет. Обычно оно включает выполнение специальных упражнений и регулярные посещения психолога.

Упражнения от страха публичного выступления

Чтобы победить страх выступления на публике есть два типа методик:

  • Медленные — позволяют шаг за шагом преодолеть свою неуверенность.
  • Быстрые — работают по принципу: «Бросил человека посреди озера - пусть учится плавать».

Медленный путь

Потренируйтесь с друзьями

Соберите у себя дома всех своих друзей и попробуйте выступить перед ними. Это будет лояльная аудитория, которая позволит почувствовать себя более уверенным. Главное, делайте презентации только на интересную для ваших товарищей тему.

Представим, у вас всегда была идея, которая решает определённые проблемы коллектива. Соберите материал, сделайте слайды и представьте её. Попробуйте заинтересовать слушателей и не делайте себе поблажек!

Создайте уникальный стиль

Каждый хороший оратор обладает уникальным стилем выступления. Нужен образ, который запомнится зрителям. Они не должны его забыть через день и даже неделю после выступления. Это станет их стимулом ещё раз прийти на ваш семинар или тренинг.

Чтобы понять, что такое хороший образ, посмотрите на публичных людей. У каждого выдающегося политика есть свой имидж. Главное, чтобы выбранное вами амплуа, отвечало вашей сфере деятельности. Вряд ли на бизнес-презентации кто-то захочет слушать доклад от Петросяна или Джигурды.

Попробуйте несколько образов перед своими друзьями и спросите, какие им больше всего понравились. Проанализируйте собранную информацию, учтите ошибки и создайте уникальный стиль.

Практика

После того, как у вас появился набор образов, время опробовать их в реальной жизни. Посещайте всевозможные события, на которых у вас будет возможность выступать перед публикой. Запишетесь в дискуссионный клуб, играйте в театре, выступайте на собраниях и консилиумах.

Быстрый путь

Способ № 1. «Продаём!»

Вам приходилось встречать в вашем городе продавцов кваса, мороженого или конфет? Подойдите к такому человеку и предложите свою помощь. Скажите, что проходите специальный тренинг и вам нужно отработать технику продаж.

Вашей задачей является поднятие уровня продаж путём активных действий. Помните, вы продаете не продукт, а решение проблемы: «Вам жарко - наше мороженое поможет охладиться», «Замучила жажда — купите квас, всего за …» Главное не будьте навязчивыми.

Ведите диалог с людьми, а не пытайтесь продать товар. Чтобы упражнение возымело успех, его нужно сделать три раза за один день на разных точках.

Способ № 2. «Задаём глупые вопросы»

В каждом городе проходят разнообразные бесплатные выставки. Соберите группу единомышленников и начните задавать абсурдные вопросы консультантам. Чем страннее и неуместнее вопрос - тем лучше.

Способ № 3. «Посещаем художественные выставки, инсталляции, фестивали и привлекаем внимание!»

Для этого упражнения вам также понадобится группа единомышленников. Это целый комплекс, который поможет побороть страх за 2-3 занятия:

  1. Зайдите на территорию выставки каким-нибудь необычным способом: сделайте колесо, станцуйте танец, прикиньтесь роботом.
  2. Поделитесь на несколько команд. Каждая команда выбирает одну букву алфавита. После чего вы подходите к разным людям и просите их встать в форме вашей буквы. Памятный момент нужно запечатлеть. Команда, которая сделает больше снимков - выиграла.
  3. Возьмите любой текст и начните его громко читать посреди зала или площади. Участники вашей команды должны активно взаимодействовать с оратором, давая свои комментарии, критикуя или поддерживая вас.

Посещение 2-3 мероприятий поможет быстро избавиться от страха выступлений.

Страх перед выступлениями не даёт человеку реализовать себя. Любая руководящая должность требует хороших ораторских навыков. Неудивительно, что люди, которые хотят добиться повышения, ищут пути его преодоления.

Есть ряд психологических приёмов, помогающих в этой борьбе, среди них:

  • расслабление и напряжение всех мышц усилием воли;
  • пара глотков холодной воды;
  • спровоцированное зевание;
  • перенос веса тела с пятки на носок и обратно;
  • серия глубоких вдохов-выдохов;
  • движения челюстью, массаж скул;
  • растирание ладоней;
  • быстрый шаг, гимнастика;
  • выбор максимально удобной позы;
  • напевание любимой мелодии.

Несколько дельных советов:

  1. Если вы чувствуете дрожь в коленках или руках, сделайте такое движение, как будто стряхиваете с них капельки воды.
  2. Не будет лишним пригласить на выступление близких людей. Их поддержка позволит преодолеть страх.
  3. В критичной ситуации просто признайте, что боитесь и улыбнитесь. Публика ценит честность. Но будьте осторожны. Этот приём нельзя использовать дважды.
  4. При крайних обстоятельствах примите специальные средства вроде таблеток. Чтобы минимизировать вред, наносимый организму, существует гомеопатия. Это раздел медицины, который изучает влияние природных веществ на организм человека. Лучше всего помогает справиться с панической атакой Aconite 200 C или Ignatia 200 C.

Страх перед выступлениями присущ каждому человеку. Чтобы преодолеть его нужно много практики и желание стать лучше. Специальные упражнения, которые заставляют вас выходить из зоны комфорта и находить правильные слова в абсурдных и нелепых ситуациях - самый короткий и эффективный путь к выступлениям без страха.

Видео: Говорит специалист