Причины обиды

Обидеть нас могут разные вещи и разные люди, но суть проблем чаще всего сводится всего к двум причинам.

1) Несовпадение ваших ожиданий и поступков окружающих людей.
Ситуаций, которые приводят к обидам, великое множество. Вы можете затеять какое-то важное дело дома или на работе, вполне естественно, что вы рассчитываете на поддержку и помощь. Бывает особенно обидно, когда этой поддержки не получаете. Обида возникает, когда близкие люди не сдерживают своих обещаний, предают или подставляют. Какими бы ни были причины, по которым наши ожидания не оправдываются, они всегда причиняют боль.

2) Агрессивное поведение окружающих.
Ситуации, когда агрессивное поведение окружающих вызывает обиду, встречаются не так уж и редко. Это может быть обычное уличное хамство, плохие манеры кого-то из близких или коллег, намеренная жестокость по отношению к людям. Естественно, что такое поведение вызывает обиду.

Как бороться?

Если вы чувствуете, что ситуация, при которой вас кто-то обидел, захватила вас слишком сильно, если вы не можете прийти в себя долгое время, если вы обижаетесь даже на те мелочи, которые другие люди просто не замечают, скорее всего, настало время что-то менять в себе.
Для начала важно определиться, что это такое - ваша обида? Она может быть разной. Возможно, вы чувствуете, что несправедливо обижены и хотите восстановить справедливость. Может быть, вы злитесь и хотели бы отомстить обидчику. Так или иначе, это уже негативная эмоция, которую вы сами направили внутрь себя.

Прежде всего, не потакайте эмоциям, не стоит жалеть себя и тем самым только увеличивать обиду. Подумайте, действительно ли вы вправе ожидать от этого конкретного человека чего-то большего, чем он вам может дать? Зачастую обидчивые люди страдают тем, что считают, будто все вокруг им должны и чем-то обязаны. Естественно, это не так. Конечно, взаимопомощь очень важна, но прежде всего, человек должен помогать себе сам.
Если обида всё-таки завладела вами, важно разобраться со своими эмоциями. Разберите ситуацию подробно. Можно взять лист бумаги, написать на нём всё, что вы чувствуете, не стесняясь в эмоциях и выражениях. Затем напишите всё, что по-вашему, сделай кто-то по отношению к вам, но руководствуйтесь только разумом. В сухом остатке вы получите золотую середину, трезвый взгляд на то, что на самом деле произошло. Вы вполне можете убедиться, что никто не хотел вас обидеть, во всяком случае, специально.

На будущее учитесь предотвращать накопление обиды. Если вы видите, что между вами и кем-то из окружающих возникла неловкая ситуация, которая вам неприятна, лучше сразу поговорить и спокойно выяснить отношения, чем оставлять недомолвки.
Если вы недовольны реакцией людей на какие-то ваши поступки, считаете, что вас недооценили или пренебрежительно с вами обошлись, подумайте о том, что негативной реакции на свои действия не имеет только тот, кто ничего не делает. К тому же, даже негативные отзывы могут быть очень полезными, поскольку у вас будет возможность в дальнейшем не совершать подобных ошибок.

О том, как победить обиду, рано или поздно задумывается каждый. Если это чувство тяготит вас часто и мешает быть счастливым, задумайтесь, нет ли в этом иных причин. Вряд ли окружающие стремятся сознательно испортить вам жизнь. Скорее всего, вы слишком большое внимание уделяете мелочам, чувствуете неуверенность в себе, а это уже требует более детальной и серьёзной работы над собой, возможно, с помощью психолога.

Человек обижается, когда воспринимает какое-то событие как несправедливое по отношению к себе. Чаще всего обижают словом, порой неумышленно. Сильнее всего бьют слова и поступки тех людей, которых мы ценим, любим, чье мнение для нас важно.

Обида во многом похожа на болезнь – ее легче предупредить, чем . Умению не обижаться можно , но для этого надо знать, что лежит в основе возникновения этого чувства. Почему мы воспринимаем чье-то как оскорбительное и недопустимое по отношению к нам? Потому что в сознании существует понимание того, что «можно» и «правильно», а что «нельзя» и «недопустимо». Исходя из этих критериев, мы и оцениваем ситуацию. Одно дело, если нас непреднамеренно толкнули в сутолоке, на это можно просто не обратить внимания. Но если толкнули нарочно, мы воспринимаем это как вызов, посягательство на наши права. Одно и то же действие может восприниматься совершенно по-разному в зависимости от ситуации. И все потому, что мы понимаем мотив поведения человека – специально он нас толкнул, ударил, обидел, или случайно, непреднамеренно. Непреднамеренную обиду нам простить гораздо легче, но именно в этом постулате кроется один из ключей к умению не обижаться.

Представьте себе, что вас ударил больной человек, не отдающий себе отчета в своих действиях. Можете ли вы на него обижаться? Нет, потому что он не понимает, что творит. Пенять, скорее, надо на себя – за то, что вы допустили ситуацию, при которой вас смогли ударить. Но если человек нервничает, злится, пытается вас унизить, оскорбить, сделать вам больно, то , как не проявление болезни души? Далеко не каждый внешне здоровый человек действительно здоров – скорее наоборот, действительно здоровых людей, в том числе и психически, очень мало. Обида больно бьет тогда, когда мы воспринимаем ее серьезно. Но если понимать, что обижающий нас человек нездоров, что он не принадлежит себе и действует под влиянием болячек души, его действия уже не воспринимаются столь болезненно. Важно лишь уметь хоть на несколько секунд отстраниться от ситуации, посмотреть на нее со стороны – и тогда обида просто не возникнет, а значит, ее и не надо будет .

Относясь к другим людям как к больным, очень важно не попасть в ловушку гордыни. Диагностируя у кого-то болезнь души, взгляните и на себя – а нет ли и у вас этой болезни? Вас обижают – но не обижаете ли и вы? На вас клевещут – не приходится ли и вам клеветать, выдавая свои домыслы и догадки за истину? Видеть во всей полноте душу другого человека может лишь тот, кто изучил свою душу со всеми ее болячками. Тот, кто вылечился сам, может исцелить другого. И в этой ситуации уже не остается места для обид – разве что сожаление и сочувствие. При этом человек, не умеющий (разучившийся) обижаться, не становится мальчиком для битья – люди просто чувствуют его силу и мудрость. Кроме того, неумение обижаться не означает неумения поставить на место зарвавшегося человека.

Легче всего простить тех, кого мы любим. Любовь все покрывает, говорили святые отцы, и были тысячу раз правы. Невозможно обижаться на того, кого любишь – ты всегда ищешь оправдание поступкам любимого человека. Да, он не сдержался – но с кем не бывает? Если два любящих человека после нелепой ссоры просто посмотрят друг другу в глаза, все обиды тут же исчезают. И очень важно уметь первому подойти и сказать волшебное слово – «прости».

Иногда, очень редко, бывает так, что какая-то обида никак не хочет уходить. Человек понимает, что обижаться глупо и нелепо, но ничего не может с собой поделать. В этой ситуации верующему человеку достаточно попросить Бога, Богородицу , унять обиду. И она тут же, самым удивительным образом, исчезает…

Обида - изначально: событие, которое оценивается как несправедливое и оскорбительное отношение, нанесение ущерба для чести (статуса). На сегодняшний день понятие обиды стало расплывчатым, оно может означать и само событие, и эмоциональные переживания (обидчика или человека, претерпевшего обиду), и возможные реакции на событие (например, отказ от общения с человеком вследствие ссоры). Обида – одна из самых сильных эмоций, которые мы испытываем. Это чувство знакомо практически каждому человеку. Просто у кого-то обида занимает почти всё жизненное пространство, а кто-то научился с этим чувством справляться и лучше понимать себя и свои желания. Часто она настолько захватывает нас, что мы становимся заложниками негатива, который она несёт с собой. Некоторые менее обидчивы, другие – более. Если вы заботитесь об улучшении качества своей жизни, если вы не хотите чувствовать себя несчастным, то от обидчивости нужно избавляться. Сделать это порой не просто, но если вы готовы к работе над собой, вам нужно просто узнать, как справиться с обидой. Как правило, чувство обиды возникает, когда наши ожидания не оправдываются. «Я думал, меня позовут в компанию, а меня не позвали», «меня не заметили», «меня не отметили», «мне не дали», «не сказали» и т.д. Чаще всего обижаются люди, которые себя не ценят, а очень много ждут от близких, родственников, своих сотрудников. Они недооценивают свое влияние на отношения с другими людьми. И тогда им кажется, что всё зависит от других.

Причины обиды.

Обидеть нас могут разные вещи и разные люди, но суть проблем чаще всего сводится всего к двум причинам:

1) Несовпадение ваших ожиданий и поступков окружающих людей. Ситуаций, которые приводят к обидам, великое множество. Вы можете затеять какое-то важное дело дома или на работе, вполне естественно, что вы рассчитываете на поддержку и помощь. Бывает особенно обидно, когда этой поддержки не получаете. Обида возникает, когда близкие люди не сдерживают своих обещаний, предают или подставляют. Какими бы ни были причины, по которым наши ожидания не оправдываются, они всегда причиняют боль.

2) Агрессивное поведение окружающих. Ситуации, когда агрессивное поведение окружающих вызывает обиду, встречаются не так уж и редко. Это может быть обычное уличное хамство, плохие манеры кого-то из близких или коллег, намеренная жестокость по отношению к людям. Естественно, что такое поведение вызывает обиду.

Как бороться ?

Если вы чувствуете, что ситуация, при которой вас кто-то обидел, захватила вас слишком сильно, если вы не можете прийти в себя долгое время, если вы обижаетесь даже на те мелочи, которые другие люди просто не замечают, скорее всего, настало время что-то менять в себе. Для начала важно определиться, что это такое – ваша обида? Она может быть разной. Возможно, вы чувствуете, что несправедливо обижены и хотите восстановить справедливость. Может быть, вы злитесь и хотели бы отомстить обидчику. Так или иначе, это уже негативная эмоция, которую вы сами направили внутрь себя. Прежде всего, не потакайте эмоциям, не стоит жалеть себя и тем самым только увеличивать обиду. Подумайте, действительно ли вы вправе ожидать от этого конкретного человека чего-то большего, чем он вам может дать? Зачастую обидчивые люди страдают тем, что считают, будто все вокруг им должны и чем-то обязаны. Естественно, это не так. Конечно, взаимопомощь очень важна, но прежде всего, человек должен помогать себе сам. Если обида всё-таки завладела вами, важно разобраться со своими эмоциями. Разберите ситуацию подробно. Можно взять лист бумаги, написать на нём всё, что вы чувствуете, не стесняясь в эмоциях и выражениях. Затем напишите всё, что по-вашему, сделай кто-то по отношению к вам, но руководствуйтесь только разумом. В сухом остатке вы получите золотую середину, трезвый взгляд на то, что на самом деле произошло. Вы вполне можете убедиться, что никто не хотел вас обидеть, во всяком случае, специально. На будущее учитесь предотвращать накопление обиды. Если вы видите, что между вами и кем-то из окружающих возникла неловкая ситуация, которая вам неприятна, лучше сразу поговорить и спокойно выяснить отношения, чем оставлять недомолвки. Если вы недовольны реакцией людей на какие-то ваши поступки, считаете, что вас недооценили или пренебрежительно с вами обошлись, подумайте о том, что негативной реакции на свои действия не имеет только тот, кто ничего не делает. К тому же, даже негативные отзывы могут быть очень полезными, поскольку у вас будет возможность в дальнейшем не совершать подобных ошибок. О том, как победить обиду, рано или поздно задумывается каждый. Если это чувство тяготит вас часто и мешает быть счастливым, задумайтесь, нет ли в этом иных причин. Вряд ли окружающие стремятся сознательно испортить вам жизнь. Скорее всего, вы слишком большое внимание уделяете мелочам, чувствуете неуверенность в себе, а это уже требует более детальной и серьёзной работы над собой, возможно, с помощью психолога.


«На обиженных воду возят!» - шутливо утешают друзья или любимый, видя, что ты уже надула губки и готова поддаться захлестнувшей тебя обиде. А ну-ка остановись! Стать водовозом тебе, конечно, не грозит, но обиду гони прочь, побереги здоровье…

«Сердечные объятия» обиды

Эту неприятную «гостью» не надо звать, она сама придет. Причем особый повод не нужен: начальник несправедливо раскритиковал, нагрубили в транспорте, любимый мужчина неудачно пошутил по поводу обновки. И все – тебя душит ! Причем душит в буквальном смысле слова, как утверждают медики.

«Было так обидно, что внутри все сжалось». Наверняка тебе приходилось слышать такие жалобы или произносить их самой. Симптомы указаны абсолютно верно: на обиду организм реагирует в первую очередь мышечным напряжением . И чем старательнее прячем «оскорбление в лучших чувствах», тем сильнее «зажимаемся».

Специалисты, исследовавшие этот вопрос, утверждают, что самые крепкие «объятия» обиды достаются грудной клетке и горлу – вот вам и «обида душит». Со временем инцидент забывается, но не проходит бесследно для здоровья: в часто сжимающихся мышцах нарушается кровообращение, а это снижает иммунитет . Это дает «зеленый свет» серьезным заболеваниям. В общем, если хочешь пополнить медицинскую карточку такими диагнозами, как ишемическая болезнь сердца, бронхиальная астма, тахикардия, инфаркт миокарда – обижайся по мелочам, копи обиды годами, носи их в себе.

Частые обиды наносят сокрушительный удар и по психике. Если будешь идти на поводу у своих подавленных эмоций, глубокая тебе обеспечена. А от нее недалеко и до серьезного психического расстройства.

Три способа победить обиду

Теперь, когда ты знаешь «врага» в лицо, самое время поговорить о методах борьбы с ним. Поскольку всех потенциальных обидчиков «обезвредить» (не говоря уж о том, чтобы уничтожить) не удастся, самый простой способ научиться следующим вещам.

1. Не обижаться.

На первый взгляд, это кажется невыполнимым – как отключить эмоции? Но на самом деле достичь такой степени «духовного просветления» вполне возможно, главное - поставить цель. Держи равнение на великих людей. Например, Франсуа де Ларошфуко говорил: «Люди мелкого ума чувствительны к мелким обидам, люди большого ума все замечают и ни на что не обижаются». Ему вторил Франтишек Крышка: «Разумного человека невозможно обидеть; обижаешься ровно настолько, насколько чувства превосходят разум». Наверняка ты считаешь себя человеком если не большого ума, то уж разумным точно. А как разумные люди реагируют на обиду (смотри выше)? Правильно, никак.

Еще один способ «безобидного» существования – заменить это чувство жалостью к обидчику . Странно звучит, не правда ли? «Ах, бедный наш начальник, сколько нервов он потратил, распекая меня на все лады...» Нет, не так. Наверняка тебе известны слабые стороны его натуры или сложные моменты жизни, будь то нагоняй от вышестоящего руководства или «выкрутасы» младшего сына. Вот и прояви великодушие, списав его на личные обстоятельства. И даже если шеф кажется неуязвимым «железным Феликсом» и пожалеть его вроде бы не за что, просто скажи себе: «Наверное, неважно себя чувствует». Но ни в ком случае не обижайся!

Если не реагировать на выпады обидчика не получается, научись
2. Выплескивать обиды.

Первый вариант – делать это, «не отходя от кассы». Метод простой, но требует определенной силы воли и выдержки. Обиделась - и моментально скажи об этом оппоненту. Ни в коем случае не стоит яростно кричать «да вы у меня в печенках сидите!» и прочие «любезности», стучать кулаком по столу, топать ногами и багроветь лицом. Достаточно просто сказать: «Меня это злит и расстраивает», «У меня другое мнение по этому поводу», «Я не со всем согласна». Причем, эти фразы обязательно нужно говорить на выдохе, чтобы отрицательные эмоции не осели в теле.

Если, разговаривая с любимым мужчиной «на высоких тонах», ты произнесла коронную фразу многих женщин «я обиделась», не забудь ее расшифровать. Ведь он не умеет читать мысли и может превратно истолковать полученную в усеченном объеме информацию: «Я обиделась, потому что ты не дослушал меня до конца и сделал поспешные выводы». Достаточно тебе произнести эти волшебные слова, и обида сразу же проявляется в сознательной части, минуя тело.

Второй вариант – «выбрасывать» негативные эмоции, словно мусор. Что это значит? Для начала притча. Молодые люди собираются пожениться. Невеста говорит: «Я буду спокойной, уравновешенной женой. Слова плохого тебе не скажу, за обиды не стану корить, но только при одном условии: ты будешь раз в год отпускать меня и не станешь следить, куда и зачем я хожу». Сказано-сделано! Они прожили душа в душу целых шестнадцать лет. За это время жена ни разу не нарушила данного слова. Но супруга стало разбирать любопытство: почему и куда, собственно, ходит его благоверная. И он решил проследить за ней. Жена пришла в лес, забралась на высокую гору, вошла в пещеру и… превратилась в змею. Целый день она ползала по пещере, шипела и выпускала яд. Вдоволь нашипевшись, змея вновь приняла женский облик. Мораль такова: только избавляясь от отрицательных эмоций, можно всегда оставаться спокойной и рассудительной.

Разумеется, никто не предлагает тебе постичь таинство превращения в пресмыкающихся. Есть и более приемлемые способы «выпустить пар». Например, и поколотить боксерскую грушу, пометать дротики (в специальную мишень, конечно). Кстати, предприимчивые японцы этот способ буквально «поставили на поток», превратив в хорошо оплачиваемый бизнес. Происходит «релаксация» так: замученному работой японскому клерку за его кровные йены на время предоставляется звуконепроницаемая комната. А там чего только нет для исстрадавшейся души! И манекен «обидчика», и шкаф с посудой, звонко разлетающейся на куски при ударе об стену, и кипа бумаги, которую можно рвать в клочки для собственного удовольствия. Вволю побуянив, жители Страны восходящего солнца вновь становятся дисциплинированными трудоголиками.

И, наконец, научись

3. Прощать.

Для собственного же блага - , прощать и еще раз прощать! Наука эта не из легких, требует серьезной работы над собой, поэтому возьми «на вооружение» следующие советы психологов.

1. Приготовься к тому, что переход от обиды к прощению не будет быстрым. Первый и самый трудный шаг - перестать зацикливаться на своих душевных переживаниях. Как только почувствуешь, что снова и снова упиваешься собственной болью и обидой, немедленно переключайся на другие темы. Поступай с негативными мыслями, как Скарлетт из «Унесенных ветром»: «Об этом я подумаю завтра». Только постарайся, чтобы завтра никогда не наступило. Когда поймешь, что удалось подавить болезненные воспоминания, поздравь себя с маленькой победой.

2. Не жди извинений. Очень часто после обиды мы говорим себе: «Ну ладно, прощу его (её), если он (она) извинится». И тем самым ставим себя в зависимость от обидчика, ведь если тот не извинится, мы не сможем простить его. И обида может тянуться годами, зачастую в ущерб собственному здоровью. Спрашивается – тебе это нужно?

3. Сопереживай. Часто обидчик руководствуется незнанием, заблуждениями, страхом или собственной обидой. У американцев, например, существует поговорка, что у любого негодяя есть в багаже печальная история. К тому же, обидчику тоже бывает несладко из-за . Вспомни, какое облегчение ты испытала, когда тебя простил дорогой и близкий человек. Проанализируй свое поведение, возможно, твои поступки тоже нельзя назвать идеальными. Подобная снисходительность автоматически ставит тебя выше «противника» и избавляет от роли жертвы.

4. Проведи символический акт прощения , он поможет быстрее смириться с обидой. Можно просто взять в руку тяжелый камень, а потом выбросить его вместе с отрицательной эмоцией. Или зажечь свечу и представить себе, что вместе с воском тают твои гнев и досада.

5. «Простить» – не значит «забыть». Ощущение боли и обиды может оставаться еще долго после того, как ты решила простить обидчика. Не кори себя – это совершенно нормально. Ты не должна игнорировать неприятные происшествия, да и вряд ли это возможно. Главное, чтобы за первой вспышкой эмоций последовало осмысление произошедшего. Из памяти неприятный инцидент сотрется нескоро, возможно, и вовсе никуда не денется, зато перестанет мучить тебя.

6. Начни с себя! Для того чтобы прощать других, надо научиться прощать себя, ведь, положа руку на сердце, ошибки и никого из нас не обошли стороной. И признавать собственные промахи и огрехи гораздо больнее и неприятнее, чем чужие. Поэтому для начала поступи так: встань перед зеркалом и прости поступки, за которые тебе до сих пор стыдно, прости свои недобрые мысли, прости все, что ты когда-либо сама себе причинила. Получилось? А теперь начинай жить с чистого листа! И помни – в новой жизни обидам нет места.

Введение

В Священном Писании и святоотеческом наследии большое внимание уделено борьбе против грехов, наиболее опасным и коварным из которых является гордость. Если человек более или менее успешно преодолевает в себе чревоугодие, блудную страсть, сребролюбие, печаль, гнев, уныние и даже тщеславие – его подстерегает грех гордости. Проявления гордости многоаспектны: это и превознесение себя и своих дел выше прочих, и пренебрежение, презрение по отношению к другим людям, и морализаторство, стремление поучать, и неспособность признавать свои ошибки, и упорство в собственных заблуждениях, и неумение просить прощение, и многое другое, в частности – обиды на ближних.

Исследование чувства обиды (обиженности) и вообще обидчивости как качества души человека весьма актуально, интересно и полезно. Во-первых, несмотря на то, что обида – одна из древнейших проблем, она не потеряла остроты до наших дней. Во-вторых, обида – это не просто чувство, это целая гамма чувств, своеобразное психофизиологическое и душевное состояние, отличающееся устойчивостью и длительностью. В-третьих, во многих случаях, особенно в бытовой и нецерковной практике, обиды расцениваются как обычное, весьма распространённое и вполне нормальное явление. Более того, некоторые люди считают обиду началом формирования характера, вырабатывания воли, развития чувства чести и личного достоинства человека, толчком к самореализации. Разрушительное же начало, содержащееся в обиде и, подобно невидимой радиации, разъедающее душу человека, обычно не принимается во внимание. Или даже считается полезной «прививкой» для поддержания «психологического иммунитета», по ложному принципу: «То сердце не научится любить, которое устало ненавидеть» (!)

В-четвёртых, при кажущейся простоте святоотеческой духовной практики во многом остаётся сложным и открытым вопрос о правильном анализе и рассуждении при поиске способов преодоления обид, о правильном их разрешении с точки зрения христианской нравственности вообще и православной психологии в частности.

В-пятых, вопрос важен именно в наше время ещё и потому, что нынешняя идеология через средства массовой информации (СМИ) усиленно культивирует многие ложные ценности, которые являются питательной средой и катализатором всевозможных обид. Всячески раздуваются: корпоративная честь, ложно понимаемое «достоинство» личности, самореализация любой ценой, «правила игры», «права человека», индивидуализм, потребительские инстинкты и рыночная психология. Многочисленные отступления и нарушения этих искусственных правил и догм, частое несоответствие их друг другу, постоянная борьба вокруг них порождают систему непрерывных обид, невротизирующих общество и разделяющих людей.

«Немирный дух, поразивший в последние годы как общество в целом, так и множество отдельных его членов, пытается сегодня, как бы узаконить некоторые, ставшие привычными, грехи против ближнего: мстительность, осуждение, недоверие, недоброжелательность, ненависть» .

Люди верующие более устойчивы, но обиды мешают и им, потому что не дают правильной молитвы, для которой необходимы:

  • внимательность и искренность,
  • сокрушение о своих грехах и покаянное смирение,
  • примирение со всеми и прощение всех обид.

Православие сегодня вновь становится стержнем духовной жизни общества, оказывающим влияние на облик России, её традиции и уклад жизни. Сегодня 75% молодежи признает православие основой русской культуры. Более 58% молодых людей не согласны с тем, что для России будет лучше, если влияние русской православной церкви уменьшится. Важно понимать, что таково мнение россиян в возрасте от 15 до 30 лет, являющихся будущим российского общества.

8% участников исследования отнесли себя к воцерковленным православным, 55% – к невоцерковленным православным. 33% молодых людей, вне зависимости от вероисповедания, заявили о положительном отношении к Русской Православной Церкви и лишь 4% – об отрицательном.

Причина вреда – в самолюбии. Святые отцы вырывали из сердца этот продукт гордыни, а светское искусство, наоборот, всячески взращивает и культивирует его под благовидными вывесками «гордости» и «чести». «Погиб поэт! – невольник чести», – а ведь здесь Лермонтов не вполне точен: если в жизни Пушкин и бывал иногда «невольником чести», то кончина его была истинно христианской, в покаянии и всепрощении.

Другой известный пример – из песни: «Мужчины, мужчины, мужчины к барьеру вели подлецов!» Звучит вроде бы красиво. А если разобраться по существу – это их самих влекли к барьеру гордыня и жажда мести. И где гарантия, что на дуэли восторжествует справедливость?

И ещё об одном следует помнить: «Истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (), – это относится не только к добрым делам, но и к злым. Значит, не просто с огнём, а с геенским пламенем играет тот, кто оскорбляет человека: «А кто скажет «безумный», подлежит геенне огненной» (). Оскорбляя человека, оскорбляют Бога, и дело возмездия уже не в руках обиженного, а выше: «Мне отмщение, и Аз воздам» (). После такого обетования не должно сердце давать место обидам.

Клевета также возмущает мир нашей души, она основана на лжи, раздувании недостатков, искажении и перетолковывании добрых дел и качеств в дурную сторону. Наибольшую опасность представляет не фантастическая ложь, а правдоподобная клевета, умело увязанная с ситуацией и характерными чертами очерняемого человека, причём не важно с какими – положительными, отрицательными или нейтральными. Пытаясь опровергнуть измышления в свой адрес, человек тратит массу энергии, ума, нервов, добиваясь в итоге мизерного результата, а чаще всего – обратного эффекта.

В отношении клеветы архимандрит пишет: «У северных народов был обычай: когда у человека долго не заживала рана, гноилась, в ней появлялись черви, то эту рану давали лизать псам. Псы своими языками вылизывали её, и рана быстро очищалась. Так клеветники устами своими очищают наши души от грязи и от гноя грехов» .

Замечания – это не оскорбления, но и к ним мы бываем нетерпимы. Даже если замечание по сути справедливо, нас коробит сам факт замечания, его форма, его «тон», да и вообще – «кто бы делал замечания, на себя посмотри!». Тем не менее, мы и сами делаем другим замечания, любим замечать непорядок у других. Как здесь не вспомнить вновь Нагорную проповедь Спасителя, где говорится о сучке в глазе чужом и о бревне в собственном!

Важно помнить: мы охотнее всего делаем другим замечания и укоры по поводу именно тех грехов, которые нам самим свойственны. И наоборот, как сказал В. Гюго: безупречный не упрекает, ему просто незачем упрекать, он живёт на более высоком духовном уровне: он прощает. А прощает он по двум причинам: во-первых, имеет любовь к ближнему, во-вторых, сознаёт своё собственное несовершенство.

4.3. Проявление пренебрежения, презрения, усиленного внимания к другому

Читая святоотеческую литературу, почти совсем не встречаем эти понятия, разве что иногда говорится о презрении к врагу рода человеческого. Прикасаясь же к искусству светскому или просто живя в современном обществе, тотчас видим целый клубок страстей, где презрение, пренебрежение сплошь и рядом ведут к переживаниям и драмам.

Человек ставит вас ниже себя, не считается с вами, пренебрегает вашим мнением. Довольно редко это выражается открыто, обычно мы чувствуем скрытое пренебрежение, отчего не менее обидно. Пренебрежение выражается в форме равнодушия, холодности, отчуждения, предпочтения другого, а не вас, в невнимании к вашим делам. «Вот, полчаса холодности терплю», – обижается Чацкий на Софью; «Свою прочитал, а мою даже не разрезал», – горько досадует Треплев на Тригорина в пьесе «Чайка» А.П.Чехова.

«Когда меня не почтили, не оценили, чего-то лишили или унизили, то я в душе возмущаюсь и осуждаю людей, которые не хотят почитать моего идола – моего «я». Сам я ему поклоняюсь и поэтому считаю, что вправе ждать того же от окружающих» .

Классический пример – притча о блудном сыне. Но не о нём самом здесь речь – о его старшем брате. Услышав в доме веселье и узнав причину (возвращение младшего брата), «он осердился и не хотел войти. Отец же его вышед звал его. Но он сказал в ответ отцу: вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего; но ты никогда не дал мне и козлёнка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший имение своё с блудницами, пришёл, ты заколол для него откормленного телёнка» (). Почему же не обрадовался старший сын вернувшемуся в отчий дом брату, почему обиделся? Потому что место в сердце, свободном для радости, уже заняла расторопная зависть, а радости и зависти не ужиться вместе .

Характеру самолюбивому, склонному к зависти, трудно выносить внимание к кому-либо другому, а не к нему. Возвратившийся блудный сын явился радостью для отца и серьёзным испытанием для брата, который тут же продемонстрировал весь набор греховных состояний обиженности: 1) гордость, потому что «пение и ликование» не в его честь; 2) гнев – «он осердился и не хотел войти»; 3) осуждение – «этот сын твой, расточивший имение своё с блудницами»; 4) зависть – «ты заколол для него откормленного телёнка». К этому можно добавить и неуважение к отцу, и отсутствие братской любви (он говорит не «мой брат», а «этот сын твой»), и стремление придать обиде некий «социальный» вес: «чтобы мне повеселиться с друзьями моими».

Нам тяжело переносить чужое пренебрежение, оттого что мы имеем очень завышенную самооценку, ни на чём не основанную (разве что на гордости). Пусть получил человек какое-то образование – это ещё ни о чем не говорит. Весь вопрос – как учился и чему научился. Допустим, делает какое-то дело – вытачивает гайки или пишет романы, так опять вопрос: может быть, зря, в убыток работает или просто себя тешит? Никто от его труда как будто счастливым не становится. Гордиться-то и нечем! Понятно, что и отчаиваться не стоит, потому что Бог зря жизнь не даёт, но «перетряхнуть» своё самолюбие, свой гонор, перевести взгляд со своих интересов на нужды других людей очень душеполезно.

Ведь нас обижает не только пренебрежение к нашей персоне, но также и невнимание к нашим занятиям и увлечениям. У нас, например, все стены завешаны картинами – а гость ноль внимания! Мы любим поговорить о рыбалке, а знакомый пришёл и весь вечер твердит о своей машине, – тоска! Поэтому особенно приятно, если кто-то разделит наши восторги именно по поводу нашего увлечения. Добрая половина (если не больше) практических советов Д. Карнеги основана именно на такой льстивой тактике. В данном случае возможная обида предотвращается лестью – но доброкачественно ли такое «лечение»?

В романе «Мёртвое озеро» Н.А.Некрасова и А.Я.Панаевой встречаем точное наблюдение: «Несчастная слабость, свойственная многим, – придавать излишнюю важность тому, чем занимаешься». Полезно чаще примерять это к себе: не утомляю ли я других своими интересами? Здесь возможны взаимные обиды: один до тошноты навязывает своё, обижая собеседника, а тот может обидеть равнодушием, а то и ответным раздражением. Вот и приходится себя контролировать, избегать выпячивания себя и своих интересов и одновременно не быть глухим к интересам ближних. «Так называемая «психологическая совместимость» для христианина становится практической нравственной проблемой» .

В плане же психологическом и даже физиологическом факты пренебрежения, отталкивания могут объясняться очень просто: неряшливый внешний вид, неприятные запахи изо рта, от потливости тела, ног, обилие слюны, частые отхаркивающие звуки, сопение носом, привычка близко придвигаться к собеседнику, во время разговора – теребить его пуговицу, галстук, воротник, привычка перебивать собеседника, даже соглашаясь с ним, – всё это может вызывать раздражение, брезгливость и нежелание общаться .

Поэтому – спасибо всем, кто нас презирает, это наши врачи и учители! Но сами презирать других всё же не будем, испытав на себе этот гнёт.

4.4. Отсутствие меры, бесцеремонность, необдуманность

Можно быть и не грубым в обращении, но в то же время держать себя сверх меры близким, развязным в словах и манерах – а этим нарушается добрая благородная связь. «Говорить на «ты», когда приличнее было бы сказать «вы»; шутить со своими знакомыми, как бы в кругу своей семьи, избранить другого будто любя; делать крикливые возгласы; небрежно употреблять в разговоре руки; вмешиваться во всё со своим суждением; рассуждать со старшими в духе ложной свободы, – все подобные вольности неприличны христианину» .

Также обижают нас и необдуманные поступки и слова, задевающие нас и наши интересы, когда это не соответствует нашим представлениям и жизненным установкам. За необдуманностью и неосторожностью единичного проявления мы склонны подозревать целую систему выстроенных лично против нас козней и происков. В этом смысле богата измышлениями и фантазиями ревность, она способна всё преувеличивать и доводить до «скрежета зубовного». Вспомним хотя бы внутренние муки Отелло или Арбенина.

Да, мы желаем, чтобы с нами обращались уважительно, тактично, вежливо. Но каждый должен спросить себя честно: так ли уж мы сами блещем этими добродетелями? Всегда ли мы обладаем деликатностью, терпением, сдержанностью? Умеем ли скрывать своё раздражение, дурное настроение? Не срывается ли у нас порой грубое слово, едкая реплика, ранящая другого человека? Обижаясь на необдуманное слово или действие, неужели мы сами всегда бываем «так осмотрительны, так точны», никогда не ошибаемся, ничего не «ляпаем» невпопад? Ведь «несть человек иже жив будет и не согрешит» – это лично к нам относится. Но себето мы обычно прощаем: подумаешь, ошибся! а другому не спускаем: нет, как он мог?! Однако все просим в молитве: остави нам долги наша, якоже и мы… Какое уж тут «якоже и мы»!

Великий сонм святых сияет, прежде всего, своим смирением, кротостью, даром любить ближнего таким, какой он есть. Даже светские люди высокой культуры были прежде всего требовательны к себе и снисходительны к другим. А.В. Суворов наставлял: «Заранее учись прощать ошибки других и никогда не прощай своих собственных», «Не меньше оружия поражай противника человеколюбием». Что же касается бесцеремонности – это опять-таки проверка нашего смирения и одновременно – нашего достоинства, если мы сумеем, не обижая и не обижаясь подправить отношение ближнего к нам.

4.5. Эгоизм и себялюбие

Если кто-то стремится сделать что-нибудь в свою пользу, да ещё за наш счет, если он живёт только своими нуждами, а от наших отмахивается как от несерьёзных («подумаешь, я испачкал его книгу – велика беда!»), – нас это тоже неприятно задевает и обижает. Также довольно часто в досужих разговорах люди, обычно пожилые, любят нагнетать значимость и тяготы прошлых лет своей жизни. И разговор на скамье во дворе превращается в своеобразное соревнование на тему: «Нет, тебе всё-таки легче было, а вот мне!..». Другая характерная черта подобных бесед – стремление возвысить себя и принизить других: я-то всегда поступал разумно, а вот он ошибался; я-то предвидел, а они не понимали… И когда мы обижаемся на это, то забываем, что сами порой поступаем точно так же. Отчего чужой эгоизм обижает нас? Во-первых, если выражен открыто и грубо, он попирает законы морали, по которым мы стараемся жить. А во-вторых (что и бывает чаще всего), даже если эгоизм внешне незаметен, мы всё же чутко воспринимаем его – почему? Потому что чужой эгоизм болезненно задевает наш собственный. Святые подвижники не оскорблялись чьим-либо эгоизмом, так как он не мешал им – ведь своего эгоизма у них просто не было! Его место занимала любовь к человеку, какой бы он ни был.

А когда любви нет, нет и терпения к слабостям человека. Так в отношениях людей появляется та скорлупа, эгоистическая короста, которую очень трудно счищать и удалять. Поэтому понятно, что на такое объективное зло, как эгоизм, люди обычно реагируют не социально, не как члены общества, а чисто личностно: «А почему со мной можно, а он?», «А как же я могу…, а она…?», т.е. человек, верно почувствовав несправедливость в эгоистичном поведении другого, беспокоится прежде всего не о попранной общественной морали, а о своих личных ущемлённых интересах. В таких случаях полезен самоанализ и самоконтроль в самых различных формах: доверительный разговор с другом, ведение дневника, беседа с духовником, исповедь, чтение святоотеческих книг.

4.6. Неблагодарность

У И.С. Тургенева есть стихотворение в прозе о том, как однажды во время пира две прекрасные дамы были представлены друг другу: благодетельность и благодарность. Они очень удивились, что никогда не встречались раньше! Благодарность – свойство благородной натуры. Мы очень многим обязаны друг другу – и всем обязаны Богу, поэтому в принципе вся наша жизнь должна быть сплошным благодарением. Дал мне – спасибо, принял от меня – также спасибо тебе! «Всяк дар совершен свыше есть».

Но беда в том, что слишком многие и слишком рано соблазняются фикцией «прав человека». «Права» – хорошая вещь, но только если они опираются на всю громаду наших обязанностей. Права каждого работают, только если все исполняют свои обязанности. А когда обязанности выполняются кое-как или совсем не выполняются, жажда своих прав не утолена, – вот тогда и возникают болезненные вопросы о неблагодарности других людей. Ведь обида на неблагодарность – это жажда благодарности. Возникают подсчёты своих затрат и ожидаемой отдачи от ближнего, завышается цена своей помощи: «Я столько в него вложил!..». В общем, как говорится: на грош амуниции, а на рубль амбиции. И в итоге нравственная картина искажается: неблагодарность возмущает нас не сама по себе, как грех пред Богом, а как невозвращённый нам долг, да ещё с процентами! Выходит, мы творили добро не бескорыстно, по любви, а как наёмники – за плату. И – увы! – «наши добрые дела часто бывают хуже злых, потому что мы ими гордимся и этим оскверняем. … Случается, конечно, что мы совершаем нечто хорошее, но всегда забываем, что это не наш дар Богу, а, наоборот, Бог по любви своей дарует нам благодатную силу, чтобы мы могли хоть иногда сделать что-нибудь доброе. Было бы естественно за это от души возблагодарить Господа. Но, ослепленные гордыней, мы приписываем всё хорошее себе, своей мнимой доброте, своей фиктивной праведности. Сами дела остаются добрыми (кто-то, положим, ухаживает за больными или благотворит Церкви, кто-то много трудится, много молитвословит), но для вечности они обесцениваются нашим самодовольством» .

4.7. Нарушение обязательств, отказ в просьбе

Конечно, неприятно, когда тебя подводят, когда не сдерживают своих обещаний – а ты на них так надеялся… Наиболее часты недовольства такого рода между родственниками, они связаны тысячами нитей, каждая из которых, напрягаясь, болезненно тянет оба конца. А когда нить рвётся, нам кажется, что это непоправимо, что её уж не связать – «зачем склеивать разбитое?» – и в унынии мы повторяем:

Ты не узнаешь
и не поможешь:
что не сложилось –
вместе не сложишь…

Отказ в просьбе также неприятен и больно задевает нас. Не вдаваясь в тонкости (корректна ли наша просьба, уместна ли она, способен ли человек её выполнить и т.п.), мы и в просьбе «гнём свою линию». Вспомним хотя бы, «как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем». Если нас в чём-то подвели, нам худо. Конечно, виновник достоин осуждения, считаем мы. Но это поспешное решение. Мы ведь хотим жить праведно, хотим управить жизнь по-христиански. Раскроем же труды святых отцов – и многократно убедимся, что осуждение – грех, а виновник достоин прежде всего — прощения. Как же так? Ведь он обещал – и не сделал, а у нас, например, сорвалась заготовка капусты, поездка за детьми! А если это ещё и родственник – тогда только держись: припоминается всё – и родственные обязанности, и старые грехи… И часто из-за мелочей родные становятся врагами. Прежде всего – из-за неумения и нежелания прощать, неспособности обратить критику на самого себя: а сам-то я каков? Да и в чём трагедия? Капусту можно заготовить и неделей позже, а за детьми съездить другим транспортом, на такси, в конце концов. В мире ничего случайного нет: если так сложились обстоятельства, значит, так надо, и наши переживания Господь всегда претворит в положительный духовный опыт, если мы прибегнем к Его помощи. А если только злиться, подсчитывать промахи ближних и порывать с ними отношения – очень скоро останешься в «гордом» одиночестве, наедине со своим «прекрасным» характером. Надо ли говорить, сколь страшно одиночество без Бога – а оно непременно без Бога, если не умеешь прощать!

4.8. Непонимание, нечуткость

Многие жизненные несоответствия и обиды возникают из-за того, что люди говорят на разных языках, не стремясь вникнуть в состояние другого. Мы слишком живём своим мирком и своими заботами, чтобы соблаговолить встать на место ближнего, на его точку зрения – хоть на миг, хоть в чём-то. Точно так же и мы ждём, чтобы нас поняли, нам посочувствовали – а в ответ глухота или хамскимодное: «это ваши проблемы». Душа человека – инструмент тонкий, прикасаться к его струнам надо очень осторожно, а мы зачастую себя считаем ещё и тоньше иных, возвышеннее прочих, и требуем, конечно, очень бережного к себе отношения. Резким диссонансом отзывается наша душа на непонимание и нечуткость

Это обычная реакция, но встречаются и совсем иные случаи. В Деяниях апостолов описывается, как однажды их били, запретив говорить об Иисусе – «они же пошли из синедриона, радуясь, что за имя Господа Иисуса удостоились принять бесчестие» (). Оказывается, ради Господа можно всё претерпеть. Могут возразить: совсем иной масштаб, нас обижают нечутким отношением в быту, а там дело шло о вере в Иисуса Христа. Да, масштаб разный, но у Господа нет малых дел — «и крыло мухи имеет вес, а у Бога весы точные». Не прощать чью-то нечуткость – это значит в перспективе готовить себе левое место на Страшном Суде: «Истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне» (). Вообще, обида на чью-то нечуткость – очень чувствительный и достоверный показатель собственной нечуткости, чёрствости. Давно замечено, что именно эгоистичные люди чаще всего упрекают других в неумении проявить чуткость. На эту тему существует масса примеров и в литературе. Взять хотя бы стихотворение в прозе И.С.Тургенева «Щи». Своей душевной глухотой барыня не поняла состояние простой крестьянки, однако поспешила обвинить её в нечуткости.

4.9. Различие убеждений, мнений

Люди, часто общающиеся или живущие вместе, имеют много общего, и мнения их по самым разным вопросам часто совпадают, потому что обсуждаются и вырабатываются совместно, возникая и упрочиваясь в едином микроклимате. И мы очень любим получать от других подтверждение наших собственных мыслей. Но вот несогласие или возражение переносим плохо: нервничаем, раздражаемся, возмущаемся – в общем, обижаемся. Особенно если получаем такое от близкого, родного человека.

Все мы прекрасно понимаем, что каждый человек своеобразен. Нет на земле двух одинаковых людей. Как говорится, каждый из нас – это неповторимый мир, «микрокосм». Но мы не изолированы, мы общаемся, привязываемся к кому-то, дружим, любим, зависим от кого-то, а кто-то зависит от нас – мы нужны друг другу. И при общении обмениваемся мыслями и чувствами, познавая друг друга и самих себя. Господь потому и творит наши души разными, чтобы все мы нуждались друг в друге. Конечно, каждый вступает в общение, уже имея кое-какой жизненный багаж, поэтому каждая новая информация воспринимается нами по-своему, в сопоставлении с тем, что уже имеется в «библиотеке» нашей души по данному вопросу. Система ценностей у каждого своя – а это тот «библиограф», который и пополняет «фонды» по своему усмотрению. И часто так получается, особенно в последнее время, с приходом диктата рыночной психологии и конкуренции, что в нашей душе-«библиотеке» лучшие полки и стеллажи отданы на откуп нашему эгоизму и потребительству.

И индивидуальность наша расцветает «махровым цветом», нам дико слышать чужую мысль, не согласную с нашими воззрениями. Неприятие иного мнения тут же персонифицируется – в неприязнь к человеку, высказавшему его. Тебе не понравился мой суп? Ничего не смыслишь в кулинарии. Ты не в восторге от моего костюма? У тебя дурной вкус. Ты не одобрил мою статью? Все ясно – завистник и бездарь!

А то, что и человек, может быть, неплохой, и к нам относится хорошо – но у него просто другое мнение, нам как-то невдомёк. Наше-то мнение кажется нам единственно верным, а «кто не с нами, тот против нас». Вот уже и обида, а там – и вражда. Крайне редко поднимаемся мы до вопроса: а надо ли, чтобы все, всегда, во всём с нами соглашались? И ответ на этот вопрос дан очень давно апостолом Павлом: «Надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (). Разномыслие допускалось у проповедников, и уж тем паче среди паствы. С другой стороны, когда с нами всегда соглашаются, нас развращают гордыней, верой в собственную нашу непогрешимость – обычная болезнь начальников.

Истина одна – а путей к ней множество. Одному лишь Богу ведомо, чей путь лучше, а помогает в пути Он каждому. И нам лучше сверить компасы, а не спорить о маршрутах. То же самое можно сказать и о разнообразии мнений. «Желание настаивать на своем мнении — это проявление гордости, а вовсе не признак сильного и твёрдого характера. … Отстаивать нужно не свое мнение, отстаивать нужно истину. А истина слишком редко совпадает с нашим мнением, особенно если мы на нём настаиваем» .

4.10. Непризнание авторитета, старшинства, лидерства.

Своенравные натуры очень любят видеть действие своей власти, результаты проявления своей воли, это утверждает их в самих себе, поддерживает тонус. Не важно, что чаще всего лидерство их самозваное, а авторитет дутый. Иные привыкли быть центром внимания и поклонения с детства благодаря издержкам воспитания, другие выработали в себе качества лидера в борьбе с трудностями, третьи сочетают эти стороны или ещё как-то ухитрились подчинять себе волю других, – но все переживают, когда ставится под угрозу их влияние, власть, авторитет. Ведь им кажется, что от них исходит порядок, что они знают, как надо и что надо, что они даже отвечают за других – и вдруг эти «другие» (вот дерзость, вот глупость!) осмеливаются не подчиняться, усомниться в «благом» руководстве!.. Обидно? Конечно. Вспомним, как необузданно, до морального садизма, упивался властью в своем провинциальном мирке Фома Фомич Опискин (Ф.М. Достоевский «Село Степанчиково и его обитатели»), как переживала, теряя лидерство, Марья Александровна Москалёва в «Дядюшкином сне». И какой дикой ненавистью загорались они против того, в ком угадывали угрозу своему первенству и авторитету!

Все эти вещи: и старшинство, и лидерство, и авторитет – суть не что иное, как атрибуты власти, власти одного человека над другим или другими. Бесспорно, удерживать такое первенство необходимо некоторой моральной или психологической силой, поэтому лидеры, как правило, натуры волевые. Где не хватает таланта, они берут упорством, если нет особого интеллекта, в ход идет бойкий и едкий язык, колкая насмешка, ходовые речевые штампы, на которые и возражать-то не хочется. И пока человек идёт вверх, во всё влезая и проявляя хоть какую-то ответственность, ему охотно уступают. Но вот авторитет завоёван и тут часто начинается подмена авторитета самовластием, диктатом. Вообще власть, как и слава, страшное дело, немногие выходили с честью из искушения «медными трубами»!.. И Фома Фомич Опискин, и Марья Александровна Москалёва – это случаи крайние, а литературные образы – яркие и гротескные. В жизни всё бывает обыденнее, пошлее, примитивнее. Отвергнутый авторитет глубоко страдает, обида его укореняется, перерастает в замкнутость, холодность, неприязнь, порой в ненависть, он отвергает всякие попытки примирения, естественно, нисколько не считая себя виноватым. Более того – он укрепляется в мыслях о человеческой «неблагодарности», «нечуткости», эгоизме, чёрствости, и т.п.

Как видим, этот тяжкий сорт обид может совмещать в себе все вышеперечисленные. Вот где требуется воля и вера, чтобы всею силою сердца воззвать: «Господи, помоги одолеть мою демонскую гордыню!» – «Кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою; и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом» (), – таков ответ Господа.

4.11. Отказ от помощи, выход из-под опеки

Лидерство может быть или не быть, но когда бывший подопечный проявляет самостоятельность и смеет отказываться от помощи, – это тоже больно бьёт по нашему самолюбию. Часто нам невдомёк, что надобность в опеке объективно отпала, а наша помощь стала ненужной и даже назойливой и обременительной. Но мы желали бы сохранить статус-кво несмотря ни на что, ибо это втайне льстит нам – вот, мол, какие мы бескорыстные опекуны-добродетели!

Этот вопрос часто бывает связан с непризнанием старшинства (опекуна или помогающего), но важен и самостоятелен сам факт отказа от помощи или пренебрежения помощью. Конечно, пренебрегать или отказываться, когда помощь нужна и предлагается своевременно и бескорыстно, – грешно. В этом усматривается и глупость, и гордыня. Но и обижаться на это тоже грешно: не хотят – не надо, отойди в сторону. Мало ли почему не хотят! Причин масса, а в чужом сердце разобраться трудно. На всё своё время. Перефразируя Екклезиаста, можно сказать: время помогать – и время прекращать помощь, время опекать – и время дать свободу. Процесс становится лавинообразным и необратимым по мере роста навязчивости: чем назойливее помощь, тем интенсивнее отказ – и тем больнее обида. Но не скрывается ли за обидой на отказ от помощи тонкая рвущаяся надежда привязать к себе человека этой самой помощью и жить в вечной его признательности и зависимости, теша свое самолюбие? Тоже ведь известный из жизни аргумент. Неслучайно же, получив отказ в помощи, часто восклицаем: «Ишь, какие мы гордые!» — и это буквальная правда, потому что именно мы этой помощью часто питаем свою собственную гордость. Нет, «пусть левая твоя рука не знает, что делает правая, чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» ().

4.12. Обида на обижаемого

Мирская гордость, среди многообразных проявлений, иногда доказывается и обнаруживается гневом на того, кому сделана несправедливость, и ожиданием, чтобы он сам умолял о прощении — сравнительно редкий, но вернейший признак гордости , т.е. мы обижаемся на реакцию обиженного нами же человека, причём совсем не обязательно эта реакция бывает агрессивная или неприязненная по отношению к нам – но мы всё равно недовольны, считая эту реакцию «неправильной», «неадекватной». Например, мать грубо выговорила сыну за малую провинность, он обиделся и замкнулся, а она, усматривая в этом неповиновение и враждебность, распалилась в гневе и обиде ещё больше: «Ишь! Обиделся! На кого обижаешься? На мать обижаешься?!». Это и обида на обиженного, и пример взаимной обиды. Довольно распространена и другая, более тонкая, ситуация: обидчик ждёт от своей жертвы обычного ответного раздражения, злобы, и готов вести войну далее – и вдруг в ответ ни слова, смирение и доброта! В одном ироническом стихотворении А.К. Толстого по этому поводу есть очень верное замечание: «Добра за зло испорченное сердце – ах! не простит». Слова Дмитрия Карамазова также могут быть в какой-то мере пояснением: «Она мне простить не может, что я её благородством превзошёл». Очень показателен в этом отношении рассказ А. Платонова «Юшка», герой которого своей кротостью вызывал злобу у обывателей.

Обида на обижаемого – признак сильной, развитой гордости и одновременно – указание на то, что сама гордость — явление сложное, подчас очень изощрённое. Если, например, в обиде на нечуткость видна «гордость-превозношение», то поводом обиды на обижаемого может быть своеобразная «гордость-зависть», пожалуй, наиболее страшная и саморазрушительная для личности.

Можно с большой долей вероятности предположить: в таких случаях чувство зависти обижающего происходит от интуитивного или явного осознания того, что обижаемый не такой как он, что обижаемый морально выше него. Казалось бы, надо радоваться, что Господь посылает обидчику такого человека – но нет, гордость не позволяет! Прояснить ситуацию может честный ответ на вопрос самому себе: так что же конкретно он мне сделал такого, на что я обиделся? Однако надо признать, что часто человек, находящийся в состоянии обиды на обижаемого, просто не способен задать сам себе такой вопрос или, находясь в сильном раздражении и считая себя правым, не считает нужным задумываться об этом.

В упоминавшемся уже рассказе А. Платонова «Юшка» подобная ситуация развивалась таким образом: «У взрослых людей бывало злое горе или обида; или они были пьяными, тогда сердце их наполнялось лютой яростью. Увидев Юшку, шедшего в кузницу или по двору на ночлег, взрослый человек говорил ему: «Да что ты такой блажной, непохожий ходишь тут? Чего ты думаешь такое особенное?» И после разговора, во время которого Юшка молчал, взрослый человек убеждался, что Юшка во всем виноват, и тут же бил его» .

5. Пути к преодолению обиды

Можно и дальше продолжать многочисленные примеры причин всевозможных обид, но надеемся, что указаны всё же основные – по «степени тяжести». Учтём и то, что, как правило, в «чистом» виде чётко определённых причин обид не бывает, чаще всего какой-либо повод вызывает целый комплекс обид, каждая из которых отталкивается от своей конкретной причины, усматриваемой в первичном поводе обиженной стороной (причины, о которой, кстати, обидчик может и не догадываться).

Возьмем, к примеру, ссору бывших друзей и сослуживцев: Троекурова и старого Дубровского (А.С.Пушкин «Дубровский»). На первый взгляд, в нашей классификации этому случаю нет прямого соответствия. Однако не трудно усмотреть здесь и оскорбление (случай на псарне), и непризнание авторитета, и пренебрежение, и даже измену (старой дружбе). Как видим, настолько многообразны, изощрённы и коварны причины обид человеческих, что воистину мощным всеоружием Божиим надо обладать, чтобы противостоять всем хитросплетенным поводам для обиды. Тут нужны и «пояс истины, и броня праведности, и щит веры, и шлем спасения, и меч духовный» ().

Между тем, к сожалению, существует целый слой людей, которые просто живут обидами, они иначе не могут, потому что привыкли оперировать завышенными требованиями к другим и очень заниженными – к себе. И поскольку требования всё растут, а реализация их не наступает – возникает патологический фон обиды эгоистической натуры на всё и вся. «В ход идут известные принципы: «весь мир во зле лежит», «человек человеку – волк», «каждый умирает в одиночку» и другие подобные самооправдания. Так и хочется сказать по-простому: ну и не лежи во зле! не будь волком! не умирай в одиночку! Не послушает. Привык. Закоснел. Более того – удобно. Когда такой «обиженный» заводится в семье или коллективе, то все окружающие как-то смущаются, тушуются, чувствуют перед ним некую «вину» и неловкость, заискивают порой, в чём-то стесняют себя, уважая его «ранимость». А он-то и рад втайне, получая моральное преимущество, принимая все это как должное и укрепляясь в своей «обиженности» .

Часто приходится слышать мнение: «Ах, она такая ранимая!», «Он такой ранимый!», – иными словами, при этом молчаливо предполагается, что с нами можно и грубить, и хамить – мы, примитивные, выдержим, а вот он (или она) – структура тонкая, хрупкая, чуть что – обижается. Однако, по многочисленным наблюдениям, «ранимость» – это не что иное, как хорошо развитая обидчивость, не более того. Задумаемся: святые были «ранимыми»? Вопрос абсурдный. Прежде всего, они не были обидчивыми, они вообще не знали, что такое обида, они умели прощать – и вопрос «ранимости» даже не возникал: «Не смутихся и не возглаголах!». Можно сказать: в той или иной степени ранимы все, а вот быть необидчивыми умеют немногие.

Вообще, необидчивость – поистине дар Божий, большая редкость среди людей (мы, конечно, не говорим о патологической невосприимчивости, «толстокожести»). Например, Ф.М. Достоевский писал об Алёше Карамазове: «Обиды никогда не помнил. Случалось, что через час после обиды он отвечал обидчику или сам с ним заговаривал с таким доверчивым и ясным видом, как будто ничего и не было между ними вовсе. И не то чтоб он при этом имел вид, что случайно забыл или намеренно простил обиду, а просто не считал ее за обиду (курсив мой – Н.П.), и это решительно пленяло и покоряло детей» .

Вопрос прощения обиды и обидчика очень непростой. Часто мы говорим: «Я всё простил, но забыть не могу» или «Простить-то я простила, но забыть – сверх моих сил». Но представим себе: а что, если нам самим Господь на Страшном Суде скажет: «Прощаю, но не забуду» – будет ли это прощением? И может ли Господь так сказать? В земной жизни Иисуса Христа люди слышали только: «Прощаются тебе грехи твои», «Вера твоя спасла тебя», «И Я не осуждаю тебя», – и ни разу — что простил, но не забудет.

Что касается домашней атмосферы, можно порекомендовать следующее. Прежде всего, желательно не доводить ситуацию до возникновения обиды. И конечно, бороться с обидами в себе самом. Также важно стараться разбирать вместе с детьми причины конфликтов. Ребенок может и должен терпеть скорби – это путь всех людей, но итогом детских переживаний должен быть духовный опыт, а не разъедающие сердце обиды. «Необходимо обращать внимание детей на внутренний мир, приучать их вникать в душевное состояние других людей, ставить себя на место обиженного, чувствовать то, что он должен чувствовать» . И самое главное – не поощрять самолюбия, тщеславия, гордости, самолюбования. Больше заботиться о других, чем о своем «Я». И глагол «обидел» произносить о себе, покаянно, и никогда не пользоваться его возвратной формой «обиделся». Очень важной формой борьбы с обидчивостью является почти полностью утраченная сейчас атмосфера домашних бесед, семейного устного чтения, когда нравственные вопросы и коллизии прочитанного переплетаются с жизнью, обсуждаются и разбираются сообща. Не менее важна в семейном укладе привычка просить друг у друга прощение и даже такая, казалось бы, мелочь, как пожелание друг другу доброго утра и спокойной ночи.

Заключение

1. Состояние обиды в психическом смысле аномально, в духовном смысле – греховно.
2. Греховность обиды – сложная, комплексная, обязательно содержащая гордость.
3. Преодоление состояния обиды (и обидчивости вообще) – необходимость нравственной жизни христианина.
4. Преодоление обиды возможно только с помощью Божией.

Главный вывод можно сформулировать таким образом: обида – ропот на Господа, поругание образа Божия в человеке: и в самом себе, и в обидчике. Это страшная нравственная тяжесть, суровое искушение – поэтому долг христианина – не доводить отношения до обид, прежде всего не обижать человека, а свою личную обидчивость вырывать с корнем. Для этого необходимо ориентироваться в основных причинах обид, выявлять механизм действия каждой причины в себе самом и широко использовать святоотеческую духовную практику по преодолению обид, их последствий и самой обидчивости.

Список использованной литературы

1. Священник Сергий Николаев. Если тебя обидели. – М. Даниловский благовестник, 1998.

2. Добротолюбие. Т.2. – М.: Типо-Литография И. Ефимова, 1895.

3. Архиепископ Иоанн Сан-Францисский (Шаховской). Апокалипсис Мелкого Греха. – СПб: СПб Благотв. общ. во имя Св. Ап. Павла, 1997.

4. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. – СПб: «Питер», 2001.

5. Архимандрит Амвросий (Юрасов). О вере и спасении. Вопросы и ответы. – Иваново: Свято-Введен. жен. мон.,1998.

6. Психические состояния / Сост. и общ. ред. Л.В.Куликова. – СПб: «Питер», 2001.

7. Протоиерей . Нравственное богословие для мирян. – М.: изд. Донского мон., «Правило Веры», 1994.

8. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании. – М.: «ВЛАДОС», 1995.

9. «Сколько раз прощать брату моему…» / газета «Нечаянная радость» 26 декабря 1997. – Гатчина: изд. Павловского собора.

10. Протоиерей Вл. Свешников. Очерки христианской этики. – М.: «Паломникъ», 2000.

11. Половинкин А.И. Православная духовная культура. – М.: «Изд. ВЛАДОС-ПРЕСС», 2003.

12. Хорни Карен. Сбр.соч. в 3 т. Т. 3. Наши внутренние конфликты. Невроз и развитие личности. – М.: «Смысл», 1997.

13. Священник Константин Островский. Жизнь равна вечности. Уроки спасения. – Красногорск: Успенский храм, 1998.

14. Авва Дорофей. Поучения, послания, вопросы, ответы. Репр. – М.: МТЦ «АКТИС», 1991.

15. Путь к совершенной радости. Сост. А. Раков, Б. Семенов. – СПб: АО «СПб типография № 6», 1996.

16. Преподобного отца аввы Иоанна. Лествица. — СПб: Тихв. Усп. муж. мон., 1995.

17. Духовные цветы, или выписки из писаний отцов подвижников о духовной жизни. – Москва-Рига: Благовест, 1995.

18. Святитель Иоанн Златоуст. Избранные беседы. – М.: Правосл. Братство св. ап. Иоанна Богослова, 2001.

19. Поздняков Н.И. Обиды наши. / «Морская газета» 4, 11 сентября 1999 г. – СПб – Кронштадт: изд. ЛенВМБ.

20. Православный молитвослов. – М.: «Отчий дом», 2002.

21. Архимандрит . Проповеди. — М.: изд. Моск. подв. Св.-Тр.-Серг. Лавры, 1997.

22. Сухинина Н.Е. Шашлык для старшего брата. «Русский Дом» № 6, 2003.

23. Платонов А.П. Происхождение мастера. Повести, рассказы. Сост. М.А. Платонова. – Кемерово: Кемеровское книжное изд.,1977.

24. Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы. – М.: «Художественная литература», 1988.

25. О вере и нравственности по учению Православной Церкви. Сборник статей. – М.: изд. Моск. Патр., 1991.

26. Войди в радость мою. Благочестивые размышления православного христианина о своей душе. – М.: «Светильник», 1996.

27. Василевская В. Учение Ушинского о воспитании / в кн.: С.С.Куломзина. Наша и наши дети. – М.: «Мартис», 1993.

Н.И.Поздняков старший научный сотрудник Военно-морского института радиоэлектроники им. А.С.Попова

Печатается по решению Научно-исследовательской лаборатории
христианской (православной) педагогики ГОУ ВПО РГПУ им. А.И.Герцена
Покровские образовательно-просветительские листки. Вып.29, СПб.: НЕСТОР, 2008. – 26 с. ISSN 5-303-00204-7 © Нестор