По кнопке выше «Купить бумажную книгу» можно купить эту книгу с доставкой по всей России и похожие книги по самой лучшей цене в бумажном виде на сайтах официальных интернет магазинов Лабиринт, Озон, Буквоед, Читай-город, Литрес, My-shop, Book24, Books.ru.

По кнопке «Купить и скачать электронную книгу» можно купить эту книгу в электронном виде в официальном интернет магазине «ЛитРес» , и потом ее скачать на сайте Литреса.

По кнопке «Найти похожие материалы на других сайтах» можно искать похожие материалы на других сайтах.

On the buttons above you can buy the book in official online stores Labirint, Ozon and others. Also you can search related and similar materials on other sites.

Философия науки - Учебное пособие - Микешина Л.А. - 2005

Предметом учебного пособия являются научное познание, его реальные проблемы, принципы и методы научной деятельности, структура знания. Главные разделы пособия посвящены структуре и моделям развития науки в динамике культуры, научной революции, неклассическим формам науки; дана классификация методов по эмпирическому и теоретическому уровням науки, в соотнесении с формами знания - фактами, гипотезой, теорией; рассмотрены основания и предпосылки познания - принципы, стиль мышления, картина мира, парадигма, исследова-тельские программы. Как новые методологии рассмотрены компьютеризация, системность и синергетика. Социально-гуманитарные науки и философия представлены как особые типы знания. Пособие написано на основе работ отечественных и зарубежных философов науки, а также на базе многолетних исследований автора. Каждый параграф снабжен списком литературы и вопросами для самопроверки. Предложены таблицы научных методов, форм знания и стилей мышления, даны словарь и именной указатель, приводится список базовой литературы по философии и методологии науки на английском языке.
Пособие предназначено аспирантам и студентам, изучающим философию науки и методологию исследования, а также преподавателям, читающим этот курс, и всем желающим познакомиться с этим важным и актуальным разделом философско-методологического знания. В дополнение к пособию издается «Хрестоматия по философии и методологии науки».

Философия науки: Современная эпистемология.
Научное знание в динамике культуры.
Методология научного исследования: учеб. пособие / Л.А. Микешина. - М. : Прогресс-Традиция: МПСИ: Флинта, 2005. - 464 с.
ISBN 5-89826-202-4 (Прогресс-Традиция)
ISBN 5-89502-762-8 (МПСИ)
ISBN 5-89349-652-3 (Флинта)
УДК 1/14 ББК 87 М59

Электронное оглавление
ВВЕДЕНИЕ
Общие работы и учебные пособия по всему курсу

Часть I. ФИЛОСОФИЯ ПОЗНАНИЯ

Глава 1. СОВРЕМЕННАЯ ФИЛОСОФИЯ ПОЗНАНИЯ: ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ И ПРИНЦИПЫ
§ 1. Философия познания: диалог подходов. Значение эпистемологии для научного познания
Особенности современной эпистемологии
Плюрализм когнитивных практик
Новое отношение к проблеме знания
Идеи герменевтики и современная эпистемология
Вопросы для самопроверки
§ 2. Субъект и объект в научном познании. Принцип доверия субъекту
§ 3. Чувственное и логическое (абстрактное) познание

Глава 2. ДИНАМИКА РАЦИОНАЛЬНОГО И ИРРАЦИОНАЛЬНОГО В ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
§ 1. Знание, его природа и типология. Вера и знание
§ 2. Рациональное, его типы, соотношение с иррациональным в научном познании

Глава 3. СТРУКТУРА ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ЕЕ ОСОБЕННОСТИ В НАУЧНОМ ПОЗНАНИИ
§ 1. Репрезентация как способ представления объекта в обыденном и научном знании
§ 2. Интерпретация как научный метод и базовая процедура познания
§ 3. Конвенция (соглашение) - универсальная процедура познания и коммуникации, ее роль в научном познании

Глава 4. ПРОБЛЕМА НАДЕЖНОСТИ ЗНАНИЯ. СОВРЕМЕННОЕ ПОНИМАНИЕ ПОЗНАВАЕМОСТИ МИРА
§ 1. Скептицизм и познаваемость мира
§ 2. Эпистемологический релятивизм - неотъемлемое свойство научного знания и познавательной деятельности
§ 3. Проблема истины в эпистемологии и философии науки

ЧАСТЬ II ФИЛОСОФИЯ НАУКИ: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

Глава 5 НАУЧНОЕ ЗНАНИЕ И ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СОЦИАЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ И ЭЛЕМЕНТ КУЛЬТУРЫ
§ 1. Проблемы социокультурной обусловленности познания в философии науки
§ 2. Ценности в познании как форма проявления социокультурной обусловленности научного познания

Глава 6 РЕВОЛЮЦИОННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В НАУЧНОМ ЗНАНИИ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
§ 1. Движущие факторы и модели развития науки
§ 2. Особенности научных революций в естественных и социально-гуманитарных науках

Часть III. Методология научного исследования

Глава 7. Методология научного исследования как ядро философии науки
§ 1. Этапы, способы научной деятельности и типы научного знания
§ 2. Язык как средство построения и развития науки

Глава 8. Начало исследования: методы и формы знания
§ 1. Проблема как форма научного познания
§ 2. Методы исследования и формы знания эмпирического уровня

Глава 9. Методы и формы познания теоретического уровня
§ 1. Методы построения идеализированного объекта и оправдания теоретического знания
§ 2. Понятие предпосылочного знания. Основания и предпосылки научного познания

Глава 10. Предпосылочные методологические структуры в системе теоретического знания
§ 1. Научная картина мира и стиль мышления, их мето дологические функции в теоретическом познании
§ 2. Методологическая роль парадигмы и исследователь ской программы в теоретическом познании

Глава 11. Новые методологии: компьютеризация, системный подход, синергетика
§ 1. Компьютеризация науки, ее проблемы и следствия
§ 2. Системность и синергетика - новые парадигмы методологии науки

Глава 12. Социально-гуманитарные науки и философия как типы знания и познавательной деятельности
§ 1. Особенности социально-гуманитарного познания
§ 2. Философия как тип знания. Методы философствования

Подведем некоторые итоги.

Одной из основных задач историко-научных исследований всегда считалась хронологическая систематизация и каталогизация накопленных научных знаний, теорий, идей, подходов, поиск «забытого», но полезного. Переизложение прежних теорий и представлений в свете современного знания - один из возможных путей осознания целей и задач историко-научных исследований, но далеко не единственный.

В XX веке во главу угла были поставлены задачи реконструкции прошлого знания, воссоздание различных исторических этапов развития научной мысли во всем их неповторимом своеобразии.

Сегодня история естествознания и техники осознана как дисциплина, принадлежащая вовсе не к семейству естественнонаучных и технических наук, а как дисциплина гуманитарного профиля, как раздел всеобщей истории и культурологии.

Есть и еще одна важная особенность - специфика предмета изучения. История науки и техники изучает познание во всех его ипостасях:

Знание различных типов и видов,

Науку как особый социальный институт,

Научное мышление (или творчество).

Предмет изучения истории науки и техники совпадает с тем, что традиционно принадлежало сфере гносеологии, логике и методологии науки, и что сегодня - во второй половине XX века - чаще всего называют философией науки.

Соотношение истории науки и философии науки в этом плане можно сравнить с взаимоотношением палеоботаники и ботаники. Палеоботаника специфицирована тем, что анализирует прошлые органические формы, однако она неразрывно связана с теми представлениями, классификациями, методами, которые характеризуют современную ботанику, и в известной мере должна вписываться именно в свод ботанических знаний.

Однако для того, чтобы достичь аналогичных взаимоотношений, нужна была мощная перестройка дисциплин с обеих сторон:

И история науки изменила свой облик,

И в сфере философского анализа науки и техники произошли существенные трансформации.

Сложилось так, что поначалу история науки и философия науки, выступающая в Новое время прежде всего как логика, очертили предметы своего исследования как совершенно независимые друг от друга. Логика как самостоятельная дисциплина имеет более чем двухтысячелетнюю историю: со времен Аристотеля она выступала как нормативная дисциплина, ставила своей целью выработку критериев истинности знания и процедур доказательств, которые приводят к установлению истины.

Бурное развитие эмпирической науки в Новое время, возникновение науки как социально организованного института, осознание ее как особого способа производства знания, поставили перед логикой новые цели. Логика развивалась теперь в связи с требованием содействовать «росту наук».

Ф. Бэкон ставит перед собой задачу разработать логику, которая была бы «учением о методе» («Новый Органон»), т.е. была бы некоторой методологией и могла бы указать ученым кратчайшие пути к «новым истинам».

В этом же идейный пафос «Рассуждения о методе» Р. Декарта, «Критики чистого разума» И.Канта и даже «Науки логики» Г.Гегеля.

По традиции, сложившейся в Новое время, логик сознательно стремился «дистиллировать» путь научного познания, отбросив все то, что не приводило к успеху, и претендуя тем самым создать нормы и стандарты самого постижения истины.

Разработка «норм» истинности (критериев истинности) и «норм» движения к истине (методов, процедур) составляет ядро логических исследований. Цели логики в XX веке были осознаны в контексте решения проблемы обоснования научного знания. Именно в этом контексте логика выглядит, вообще говоря, «полезной».

Широко популярная в первой половине века неопозитивистская традиция рассматривает логику именно в этом ключе. Неопозитивисты сумели достаточно подробно проанализировать вопрос о структуре научного знания, проблему объяснения и предсказания в науке, вопрос о гипотетичности научного знания и т.п.

Иными словами, сложившиеся в науке приемы и способы исследования получали описание в логике как некоторые регулятивные процедуры, и, с другой стороны, с точки зрения этих нормативных процедур, подвергались анализу и оценке конкретные научные теории и результаты.

Как мы уже говорили, история науки достаточно молода как самостоятельная дисциплина. Требование исторической достоверности в описании прошлого науки приводило к задаче восстановления картины научного исследования со всеми его «отклонениями», «случайностями» и «зигзагами». Картины этих описаний, как считалось, полезны для развития кругозора будущих ученых и удовлетворения любознательности. Логика же по-прежнему выглядела как «эксперт», проверяющий научную теорию на «подлинность». Таково было испытанное, устойчивое самосознание науки.

Победа эйнштейновой физики в начале XX века поставила традиционную логику в тупик. Теория Ньютона, казалось бы, была подтверждена не одним поколением тружеников науки, авторитет и «подлинность» ее не мог оспорить ни один логический эксперт...

Результаты А.Эйнштейна снова перевернули все вверх ногами!

Следует подчеркнуть, что кризис в физике вовсе не означал какой-то стагнации научного творчества - напротив, ученые должны были «сменить парадигму», выражаясь языком Т. Куна, и могли успешно работать дальше.

Однако в сфере философии науки спокойствие было нарушено сильнейшим образом. Предстояло заново решать вопрос о том, что такое наука и в чем суть ее кризисов, насколько закономерна смена основополагающих теорий, каков же при этих обстоятельствах логический критерий истинности и научности знания.

Как же отвечать на поставленные вопросы?

Прежняя философия науки, логика и методология не могли определить смысл «падения» ньютоновой физики. Самосознание науки должно было радикально измениться, чтобы стали возможными ответы. Начало века ознаменовалось обстоятельными и яростными дискуссиями о новых задачах, новых установках философского, логико-методологического анализа научного знания.

И тут была переосознана роль истории науки и значение ее результатов для построения логико-методологических моделей и вообще для философии науки.

Разрыв между логико-методологическими представлениями о знании и историко-научными описаниями часто объясняли различием «нормативного» и «описательного» изображений.

Логико-методологические модели научного знания и научного поиска претендовали на роль «нормы» или «образца», согласно которым должно действовать в науке.

История науки претендует на описание реально происходившего процесса научного исследования.

При этом выяснилось, что в «норме» не оказалась зафиксированной необходимость и возможность преобразования знания, в то время как реальная научная практика постоянно испытывает давление необходимости изменений и трансформации существующих теоретических представлений. Новый этап развития философии науки уже в середине нашего века характеризуется именно обращением к истории науки как к своему эмпирическому базису, а также попытками привести в соответствие логические нормы, методологические правила и практику научного поиска. Были предложены и обсуждались различные варианты «логики», которые могли бы такие нормы построить (чаще всего такие исследования назывались «логикой развития науки»).

Самый дух этих поисков хорошо выразил французский методолог и философ Гастон Башляр (1884-1962).

И я входил в храм науки, - писал он, - когда определения всех основных научных дисциплин начинались с частицы «не-»: нелавуазьеровская химия, неевклидова геометрия, неньютонова механика, неаристотелева логика... Поэтому и философия науки, соответствующая духу науки XX века, должна быть радикально новой - своего рода «нонфилософией», «философией отрицания».

Задача состояла в том, чтобы создать рациональные средства для анализа таких ситуаций человеческого познания, когда возникает настолько новое знание, что оно отрицает известное прежде.

Но с другой стороны, если логика и методология (вообще - философия науки) были слишком «далеки» от практики научного творчества, то ведь историю науки можно было упрекнуть в непозволительной «близости» к своему предмету изучения. Сама по себе история науки и техники не выдвигала иных задач, кроме «описания», она была настолько «эмпирическим» исследованием, что даже и не пыталась построить собственные теоретические модели происходивших историко-научных событии и дать им объяснение. Осмысление событий прошлого происходило, как правило, в рамках современной научной картины мира. А это, в свою очередь, приводило к такому изображению «траектории» научного развития, которое в сущности было проекцией на прошлое связи знаний в рамках современной картины.

Смысл исторического процесса развития науки виделся либо в победе истины над заблуждением, либо в постепенном «накапливании» истины.

Так называемая «кумулятивистская» модель развития науки была альфой и омегой моделей истории науки.

Этот уровень развития историко-научных исследований демонстрировал только одно: «прошлое», будь это истина или заблуждение, есть только путь к настоящему.

Известный философ и историк науки Дж. Агасси обращает внимание на то, что привычные традиции историко-научных исследований должны быть радикально пересмотрены, потому что они не позволяют получать подлинные знания.

«В результате всех усилий что же мы узнаем о самом процессе историко-научного развития?» - иронизирует Дж. Агасси. Мы узнаем, что Т. Браге наблюдал, И.Кеплер обобщал, Г.Галилей наблюдал и обобщал на более высоком уровне... наконец, получилась теоретическая механика! Или так: мы узнаем, что теория Ньютона выросла из исследований И.Кеплера, И.Кеплер - из Н.Коперника и т.д. и т.п. в глубь веков.

Серьезная переориентация философии науки, ее стремление приблизить свои модели к реальности научной жизни привели и к критическому переосмыслению уже имеющихся традиций историко-научных исследований. Нельзя сказать, что проблема дружного сосуществования и плодотворного объединения усилий двух дисциплин уже решена полностью. Однако попытки синтеза этих двух подходов не прекращаются и обещают быть весьма плодотворными.

Решающий поворот для обеих дисциплин произошел примерно в 50-60-е годы нашего столетия, в русле работ методологической школы, возглавляемой тогда Карлом Поппером (родился в 1903 г.) и базирующейся в Лондоне. Огромную роль сыграли работы американского философа Томаса Куна, который привлек внимание к тому, что философия науки также должна отказаться от «нормативного» видения научной деятельности, а постараться построить модели реального поведения исследователя. Естественно, что такая постановка вопроса непосредственно сближает философию науки и историю науки.

Ученик Поппера Имре Лакатос (1922-1974) выразил самый дух этого долгожданного союза в следующих словах:

«Философия науки без истории науки пуста; история науки без философии науки слепа».

При этом в споре конкурирующих моделей философии науки решающее слово останется за историей науки: именно история науки - пробный камень для любых концепций в области философии науки, подчеркнул он.

Дальнейшее развитие философии науки пошло именно в этом русле.

Эта книга является вторым изданием учебника для аспирантов по предмету кандидатского минимума «История и философия науки». В первом издании «Философия науки. Общие проблемы» основным материалом анализа была история естествознания. В меньшей степени для обоснования и пояснения основных идей современной философии науки привлекались примеры из истории социально-гуманитарных наук. Во многом это соответствовало состоянию мировых исследований в данной области и сложившихся традиций. Но уже накопленный опыт преподавания нового предмета свидетельствовал о желательности более широкого привлечения материала из истории социально-гуманитарных наук. Это необходимо, чтобы облегчить усвоение нового предмета аспирантами соответствующих специальностей.

В современной цивилизации наука играет особую роль. Технологический прогресс XX в., приведший в развитых странах Запада и Востока к новому качеству жизни, основан на применении научных достижений. Наука не только революционизирует сферу производства, но и оказывает влияние на многие другие сферы человеческой деятельности, начиная регулировать их, перестраивая их средства и методы.

Наука оказывает огромное влияние на формирование личности. Через систему образования, которое ориентировано прежде всего на усвоение научных знаний, она создает особый тип человеческого сознания. Мировоззренческие образы природы, общества, человеческой деятельности, мышления и т. п. во многом складываются под влиянием представлений научной картины мира, с которыми мы знакомимся в процессе обучения математике, естественным и социально-гуманитарным наукам. Но этим не исчерпывается воздействие науки на сознание людей. Образцы научного рассуждения активно влияют на логику нашего мышления, утверждая особый тип аргументации и обоснования знаний. Это обстоятельство было выявлено психологами и культурологами при сравнительном анализе сознания людей, воспитанных в разных культурных традициях.

ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие 3
Введение. Предмет философии науки 5
Глава 1. Основные этапы развития философии науки 12
Позитивизм О. Конта, Г. Спенсера, Дж.С. Милля (первый позитивизм) 14
Эмпириокритицизм (второй позитивизм) 23
Неопозитивизм (третий позитивизм) 38
Развитие философии науки во второй половине XX в. 53
Глава 2. Познание. Общество. Культура В В
Неорганическое тело цивилизации 87
Человек в системе социальных связей 94
Культура в жизнедеятельности человека 102
Мировоззренческие универсалии как основание культуры 122
Глава 3. Научное познание в социокультурном измерении 135
Наука в культуре техногенной цивилизации 135
Специфика научного познания 148
Генезис научного познания 161
Глава 4. Структура научного познания 168
Эмпирический и теоретический уровни научного исследования 196
Структура эмпирического исследования 203
Структура теоретического исследования 221
Основания науки 232
Глава 5. Философия и наука 248
Прогностические функции философского знания 248
Философия как рефлексия над основаниями культуры 261
Глава 6. Динамика научного исследования 270
Взаимодействие научной картины мира и опыта 270
Формирование частных теоретических схем и законов 280
Логика построения развитых теорий в классической науке 289
Особенности построения развитых, математизированных теорий в современной науке 297
Глава 7. Научные революции и смена типов научной рациональности 307
Феномен научных революций. Внутридисциплинарные революции 307
Научные революции и междисциплинарные взаимодействия 325
Глобальные научные революции как изменение типа рациональности 350
Глава 8. Стратегии научного исследования в эпоху постнеклассической науки 370
Универсальный эволюционизм - основа современной научной картины мира 370
Научная кар типа мира и новые мировоззренческие ориентиры цивилп рационного развития 394
Рациональность в современной культуре. Наука и псевдонаука 414.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу История и философия науки, Степин В.С., 2011 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать djvu
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.

Министерство образования и науки РФ

ФГБОУ ВПО «Ивановский государственный университет»

Шуйский филиал ИвГУ

В.А.Ветров

Н.А.Добренкова

ИСТОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ НАУКИ

Учебно-методическое пособие

Ветров, В.А., Добренкова, Н.А. История и философия науки: учебно-методическое пособие / В.А.Ветров, Н.А.Добренкова. – Шуя: Изд-во Шуйского филиала ФГБОУ ВПО «ИвГУ», 2013. – 137с.

Учебно-методическое пособие представляет собой содержательную реконструкцию лекционного курса, дополненную учебно-методическими материалами, способствующими самостоятельному углубленному изучению отдельных тем.

Наука - одна из самых сложных форм общественного сознания, которая включает в себя не только собственно когнитивную деятельность, но и постоянно изменяющуюся практику. В современном обществе всё отчётливее проявляется понимание высокой значимости развития науки для всех сторон жизнедеятельности как отдельного человека, так и социума. Изучение курса истории и философии науки позволяет сформировать понимание логики исторической эволюции познавательной деятельности, содержания и структуры современной эпистемологии и смысла основных философских парадигм.

Для аспирантов и магистрантов нефилософских специальностей, а также для всех интересующихся актуальными проблемами истории и философии науки.

Печатается по решению редакционно-издательского совета

Шуйского филиала

ФГБОУ ВПО «Ивановский государственный университет»

Рецензенты:

доктор философских наук Т.Б.Кудряшова

(заведующий кафедрой философии Ивановского государственного

химико-технологического университета)

кандидат философских наук Е.А.Овчинникова

(доцент кафедры этики и эстетики Санкт-Петербургского государственного университета)

Ветров В.А., Добренкова Н.А., 2013

Шуйский филиал ФГБОУ ВПО «Ивановский

государственный университет», 2013

Предисловие…………………………………………………………………………………………………………4

Предмет истории и философии науки …………………………………………………………………………5

Историко-философское введение в философию науки …………….……………………………………….7

Предпосылки возникновения науки в античной культуре...................………………………………………7

Основные идеи философской гносеологии Средневековья…………………………………………………….10.

Формирование опытной науки в эпоху Возрождения………………………..……………………………….12

Формирование основ классической науки и философии науки

в XVII – IXX веках ………………………………………………………………………………………………..16

Позитивизм в истории науки……………………………………………………………………………………..26

Основные положения неопозитивизма…..………………………………………………………………………29

Парадигмальная концепция Т.Куна……………..………………………………..............................................31

Методология исследовательских программ И.Лакатоса…………..……………………………………………32

Заключительные выводы…………………………………………………………………………………………33

Философия науки ……………………………………………………………………………………………….36

Эмпирический и теоретический уровни научного познания…………………………………………………40

Развитие научного познания……………..……………………………………………………………………….42

Научная картина мира ……………………………………………..................................................................45

Методы научного познания……………..…………….…………………………..............................................47

Основные концепции истины…………………………………………………………………………………….49

Наука в социальном измерении…………….…………………………………………………………………...51

Литература…………………………………………………………....................................................................53

Краткий словарь……………………………………………………………………………………………………56

Предисловие

Развитие подготовки специалистов высшей квалификации: магистрантов, аспирантов, - предполагает углублённое изучение философско-методологических оснований научно-исследовательской деятельности. Среди цикла дисциплин, составляющих программу подготовки (ООП), выделяется курс по истории философии науки (экзамен по которому вместе с рефератом - обязательный компонент обучения).

Особенностью названного курса является его непосредственная связь с философией (опора на философию). Это позволяет рассматривать историю и современную теорию познания в широком контексте мировоззренческих оценок. В данном курсе вопросы когнитивистики представлены как относительно автономные от других разделов философии. Благодаря этому принципы философии науки логично перерастают в проблематику методологии конкретного научного исследования.

Замена кандидатского экзамена по философии на экзамене по истории и философии науки потребовала по-новому оценить и философские принципы познания с точки зрения их эффективного практического применения.

Целью изучения курса по философии науки является формирование у слушателя системных представлений об истории философской теории познания и её современном состоянии в качестве мировоззренческой основы научного познания.

    определение науки как особого мировоззрения и системы методов получения нового знания;

    знакомство с традициями философской гносеологии, которые сложились в истории философской мысли;

    рассмотрение основных этапов развития науки, научной картины мира, рациональности и метатеоретических предпосылок, составляющих общее содержание современной теории познания;

    характеристика внутренней структуры научного познания, критериев развития науки и её демаркации от вненаучных познавательных установок;

    определение современных концептов истины;

    дискуссия о социально-аксиологическом статусе науки и учёного в современном мире.

Предмет истории и философии науки

Вся история человечества - это процесс познания мира, его предметного освоения и практического использования знаний для выполнения текущих, а затем и стратегических задач. Вслед за появлением философии процесс познавательной деятельности стал обретать новые черты: обобщенность, фундаментальность, рациональность. Однако единство философии и познавательной деятельности никогда не было тождеством. Изменялись философские учения и гносеологические концепции. Вместе с ними изменялась и схема взаимоотношений философского и научного осмысления действительности.

В XX веке, казалось бы, наступила эпоха полной ясности: в обществе утверждается приоритет плюрализма, демократии, свободы. Все сферы научной деятельности становятся непосредственной производительной силой, наука определяет ход и перспективы социальных изменений, в которых и философии найдётся место, поскольку она «по своей природе» диалогична, диалектична.

Однако как раньше, так и теперь, хотя и по-новому, выбор делается совсем не в пользу диалога, а, наоборот, - в пользу абсолютного диктата одной позиции, которая претендует на статус «общечеловеческой» и одновременно «плюралистической». Это хорошо видно не только в сфере социального познания, но и в естественнонаучном, и психолого-педагогическом также можно выделить «общечеловеческие ценности и гуманистические идеалы». Философия, быть может, единственная сфера, познающая всеобщее, несмотря на лавинообразную критику и обвинения её в догматизме и отсутствии гибкости, заявляет о крайностях и реальности противостояния сциентизма и антисциентизма, о необходимости не «изрекать» истины, а находить их в дискурсе, в выдвижении и обосновании гипотез, фальсификации и нахождении компромисса в конвенциях.

В высшей школе в целях повышения уровне профессиональной компетенции выпускников начинают подготовку магистрантов. Повышаются требования к качеству выпускных работ: дипломов, магистерской и кандидатской диссертаций. Для укрепления методологической подготовки будущих преподавателей и научных сотрудников им читается новый курс «История и философия науки», который дополняется чтением и ряда дисциплин по методологии научного познания.

Надо отметить, что проблема соотношения философии и науки, как и вопросы методологических оснований научного познания, всегда находятся в центре внимания отечественных философов и имеют основательные традиции с богатым наследием. Круг философов-методологов «узок», но сделано ими много. Можно сказать, что отечественная философская теория познания, несмотря на исторические идеологические препятствия, занимает достойное место в мировой эпистемологии. Свидетельством этого являются наши достижения в науке. Уместно вспомнить хотя бы некоторые имена, чьи работы входят в список обязательной литературы, необходимой для усвоения основных идей новой дисциплины: И.Д.Андреев, Г.С.Батищев, Б.М.Кедров, П.В.Копнин, В.А.Лекторский, Л.А.Никифоров, В.С.Швырев, Л.А.Микешина, З.М.Оруджев, В.А.Смирнов, В.С.Степин и др.

В пространстве социума, не скованного идеологическими ограничениями, возможности свободного исследования, конечно, возрастают, но вся беда в том, что объект и предмет познания зависят от наличия социальной потребности в знании, а если нет «запроса» к науке, то нет и науки как общественного института. Сказанное относится в полной мере к проблемам преподавания названного курса.

Предметом «философии науки являются общие закономерности и тенденции научного познания как особой деятельности по производству научных знаний, взятых в их историческом развитии и рассматриваемых в исторически изменяющемся социокультурном контексте» .

Философия науки - это «дисциплина, исследующая взаимодействие философии с конкретными науками, механизмы и формы этого взаимодействия, а также порожденные этим взаимодействием особые продукты и результаты».

Философия науки - это «изучение науки как познавательной деятельности».

Философия плюралистична: сколько философов, столько философий. Её основными признаками являются: всеобщность, рациональность, диалектичность. К особенностям научного знания можно отнести: обнаружение объективных законов действительности, выделение существенных свойств предмета и выражение их в форме абстракции, в виде идеализированных объектов.

Научное познание есть противоречивый процесс производства и воспроизводства новых знаний, образующих целостную и развивающуюся систему понятий, теорий, законов и других идеальных форм, закреплённых в языке (естественном или искусственном).

Существенным признаком научного познания является его системность, то есть упорядоченность знаний на основе определённых законов и принципов.

Наука - это рациональное знание по своей сущности, но в ее структуре всегда обнаруживается и иррациональный элемент.

Характерная черта научного познания - объективность, устранение неприсущих предмету исследования субъективистских моментов для реализации «чистоты» рассмотрения.

Активность субъекта, который «входит» в науку со всеми своими чувствами, - важнейшее условие и предпосылка научного познания. Для достижения объективности, помимо механизма выявления адекватности истины, необходимо и самокритическое отношение субъекта к самому себе и действительности.

Научному познанию присущи строгая доказательность и опытная проверяемость. В современной методологии различают различные уровни критериев научности, относя к ним, кроме названных, также и формальную непротиворечивость знания, открытость для критики и т.д..

Отсюда к вненаучному знанию можно отнести:

а. паранаучное (пара - от греч. около)

б.лженаучное

в.квазинаучное

г.антинаучное

д.донаучное.

Чертами псевдонаучного знания являются:

а. анахронизм мышления

б.поиск чудес

в.апелляция к мифу

г.неопровержимость гипотез

д.буквализм

е.отказ от ревизии.

Функциями философии в научном познании являются:

1.Предпосылочная

2.Обобщающе-экстраполирующая

3.Критическая

4.Эвристическая

5.Мотивирующая

6.Интерпретирующе-коммуникативная

7.Ценностно-этическая .

Говоря о взаимодействии философии и науки, следует рассмотреть объект их взаимодействия, учитывая, что и термин «наука», и термин «философия» понимаются в разных объемах: есть философия как наука о всеобщем с такими её чертами, как всеобщность, рационализм, диалектичность, есть и направление философии. Также есть наука вообще как особая область жизнедеятельности, но есть и гуманитарная отрасль, есть и отдельная наука. Все это создает специфические требования к «философии науки» - различать смысловое содержание понятия, предмет философии науки. Эта норма достаточно прочно утвердилась при изложении данного курса разными авторами. Издаются учебники и монографии по истории и философии (методологии) естествознания, гуманитарных наук, по отдельным дисциплинам этих отраслей (философия физики, философия политики и т.д.). Из этого вытекает требование предварительного дискурса по теме, т.е. надо определиться о какой конкретно предметной области идет речь. Логически возможны варианты отношений:1)Философия вообще (общая) с наукой вообще. Это будет дисциплина «философия науки»;2)возможен и иной вариант отношений: общая философия с гуманитарным познанием. Это будет философия гуманитарных наук. И таких возможностей много.

Сегодня в учебной и научной литературе под философией науки рассматривается отношение не «философии и науки», а «науки и философии», в котором современная наука «выбирает» себе философское основание. Возможно, выбор окажется удачным, но, возможно, и не очень. При таком выборе наука неизбежно проигрывает, отказываясь от дополнительного спора с оппонентом, который мог бы априорно подвергнуть научную гипотезу серьезной критике. Таким образом, при рассмотрении философских оснований конкретного научного исследования требуется предварительное обсуждение философов и ученых с целью обращения к адекватной и эффективной философской основе.

В индуизме говорят об огромном пантеоне богов, в котором индус прекрасно ориентируется. Поклоняясь одному богу, верующий знает и всю его «родословную». Отчасти аналогичное положение и в научном познании при «выборе философских и методологических оснований. Субъекту отдельного исследовательского проекта нет необходимости углубляться в тонкости методологии других направлений и, тем более, областей. Курс философии науки призван, не подменяя конкретной методологии, дать квалифицированное общее представление о синтезе философского и конкретно-научного (исторического, логического, эмпирического)исследования науки. Её цель - построение общей теории структуры науки в целом, так и отдельных научных дисциплин и теорий.

Общие мировоззренческие оценки роли науки в обществе выражены в позиции:

1.сциентизм: наука - абсолютное благо для человечества, от её успешного развития зависит будущее общественного прогресса.

2.антисциентизм: последствия развития науки противоречивы, её значение в современной жизни и влияние на развитие общественного прогресса отрицательное.

3.критический реализм: в целом, роль науки для человечества положительная, однако её применение и результаты находятся в зоне общественной критики и квалифицированного контроля с позиции гуманитарной безопасности.

Взаимосвязь философии и науки в диахронном и синхронном аспектах их взаимодействия, силе и механизме влияния друг на друга, формах и результатах взаимодействия выражена в концепциях:

1.трансцендентализм (Аристотель, Декарт, Гегель, Гуссерль и др.) Сущность: «Философия - наука наук». «Всякая истинная наука - есть прикладная философия».

2.позитивизм: (Конт, Спенсер, Мах, Карнап, Поппер и др.) Сущность: «Наука сама себе философия».

3.антиинтеракционизм: (Ницше, Сартр, Ясперс и др.). Сущность: «Науки и философия существуют и развиваются независимо друг от друга, между ними нет взаимосвязи».

4.диалектическая концепция: (Энгельс, Бор, Эйнштейн, Кедров и др.). Сущность: «Философия и наука - различные, но одинаково ценные виды рационального познания, оказывающие существенное влияние друг на друга в процессе своего функционирования» .

    Степин В.С., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники.- М.,1996.

    Лебедев С.А. Философия науки: учебное пособие.-М.,2011.

    Никифоров Л.А. Философия науки: история и теория: учебник. – М.,2006.

    См. Кохановский В.П.,Лешкевич Т.Г.,Матяш Г.П.,Фатхи Т.Б. Основы философии науки: учебное пособие для аспирантов. - Ростов н/Д.:Феникс,2004.- 608 с.

    См. Ушаков Е.В. Введение в философию и методологию науки: учебник. - М.,2008 - 552с.