Методическая разработка

Викторина по Великой Отечественной Войне 1941 года

«Наследники Славы»

Подготовила:

преподаватель

Савельева Л.И.

Аннотация

На методическую разработку «Организация и проведение викторины по истории Великой отечественной войне» для студентов ГБПОУ "Первого Московского Образовательного комплекса", преподавателя Савельевой Л.И.

В методической разработке определены цели и задачи викторины, порядок проведения, задания для студентов, подведение итогов.

Викторина проводится на базе колледжа с использованием проектора (показ фильма). Материалы викторины могут быть использованы в курсе истории, в изучении темы Великая отечественная война, а также при проведении мероприятия по патриотическому воспитанию студентов.

Аннотация 2

Введение 4

    Цели проведения викторины по истории Великой отечественной войны 1941 года 5

    Программа викторины 6

    Результаты викторины 11

    Итог викторины 12

Введение

Студенты первого курса нашего комплекса активно участвуют в фестивале "Духовные скрепы Отечества". В нем стартует кинолекторий «Отстояли Москву – защитили столицу».

Проведение второго этапа проходит в период с ноября по декабрь 2016 года. Студенты должны посмотреть фильмы: «Битва за Москву» («Тайфун» (2 части) и «Агрессия» (2 части)) и документальные фильм о Московской битве («Цвет войны», «Ни шагу назад»). В конце декабря состоится интернет-киновикторина по просмотренным художественным и документальным фильмам (рекомендованным к показу) в рамках кинолектория.

Наша викторина по истории Великой Отечественной войны под девизом «Наследники Славы» предшествует тому мероприятию и проводится по просмотру фильма «Битва за Москву» («Тайфун» - 1 часть).

Ведь каждую семью затронула война, многие не вернулись с фронта домой. Изучение истории войны - это дань памяти погибшим, благодарность за великий подвиг, который они совершили, это преемственность и связь поколений между молодёжью и ветеранами. Чем дальше отделяет нас время от 5 декабря 1941года, тем острее чувствуется необходимость сохранить в памяти молодёжи весь трагизм и величие подвига народа, совершённого во время войны. Это отповедь всем тем, кто стремиться пересмотреть итоги войны, принизить роль советского народа в разгроме фашизма.

Поклонимся великим тем годам! - это лейтмотив патриотического воспитания молодёжи на примере изучения истории.

I . Цели проведения викторины по истории Великой отечественной войны 1941 года

Цели: воспитывать чувства патриотизма.

Задачи:

    формировать умения оценивать события с позиции справедливости, гуманизма;

    воспитывать уважительное отношение к старшему поколению;

    развивать умение искать, анализировать, обрабатывать материал.

Ход занятия

Вступительное слово . Дорогие друзья! Сегодня мы проведём викторину, посвящённую битве за Москву, по фильму "Тайфун" часть 1. Это было одно из решающих сражений Великой Отечественной, да и всей Второй мировой войны, первое крупное поражение, доселе непобедимой фашистской армии.

II. Программа викторины

Участники викторины работают в программе "My Test".

Участникам необходимо ответить на тридцать два вопроса.

За каждый правильный ответ - один балл.

Время выполнения задания - по минуте на каждый вопрос.

Скриншот программы по Викторине, по программе "My test", посвященная фильму "Битва под Москвой", первая серия "Тайфун".

III . Содержание викторины

Вопросы по викторине:

Ответы по викторине

1. Фильм "Битва за Москву"

1 серия "Тайфун" часть 1.

В Мюнхене встретились несколько стран, какого числа?

2. Фильм "Битва за Москву"

1 серия "Тайфун" часть 1.

Какие страны приехали в Мюнхен на конференцию?

4. Италия, Германия, Англия, Франция

3. Фильм "Битва за Москву"

1 серия "Тайфун" часть 1.

Какие страны отдали часть Чехословакии Германии?

3. Англия и Франция

4. Фильм "Битва за Москву"

1 серия "Тайфун" часть 1.

Кто выступил на конференции в Мюнхине?

5. Фильм "Битва за Москву"

1 серия "Тайфун" часть 1.

Какой договор был подписан на конференции между Германией, Англией, Францией?

4. О ненападении между странами

6. Фильм "Битва за Москву"

1 серия "Тайфун" часть 1.

Какая страна нарушила договор конференции?

3. Германия

7. Фильм "Битва за Москву"

1 серия "Тайфун" часть 1.

Дата нападения на Чехословакию Германией?

8. Фильм "Битва за Москву"

1 серия "Тайфун" часть 1.

Какая дата нападения немцев на Польшу?

9. Фильм "Битва за Москву"

1 серия "Тайфун" часть 1.

3. Данию, Норвегию

10. Фильм "Битва за Москву"

1 серия "Тайфун" часть 1.

1. Французского

11. Фильм "Битва за Москву"

1 серия "Тайфун" часть 1.

Дата капитуляции Франции?

12 - Фильм "Битва за Москву"

1 серия "Тайфун"

Какая страна являлась главным противником для Германии?

13 - Фильм "Битва за Москву"

1 серия "Тайфун"

Сроки захвата России?

4. Весна 1941 года, за 5 месяцев

14 - Фильм "Битва за Москву"

1 серия "Тайфун"

4. Дирктиву №21. План операции "Барбаросса"

15 - Фильм "Битва за Москву"

1 серия "Тайфун"

Кто такая Альта?

16. Фильм "Битва за Москву"

1 серия "Тайфун"

Какие сроки нападения передала Альта?

17. Фильм "Битва за Москву"

1 серия "Тайфун"

Что сказал Гитлер графу Фон Шуленбургу (министру иностранных дел в СССР)?

2. Я не собираюсь нападать на Россию

18. Фильм "Битва за Москву"

1 серия "Тайфун"

Что передал Рамзай в Россию?

4. 9 армий (150 дивизий), наступление в мае

19. Фильм "Битва за Москву"

1 серия "Тайфун"

Что предложил Жуков Сталину, после сообщений из Германии?

2. Привести в боевую готовность армию

20. Фильм "Битва за Москву"

1 серия "Тайфун"

Сколько раз Рамзай предупреждал Россию о нападении Германии?

1. несколько раз

21. Фильм "Битва за Москву"

1 серия "Тайфун"

Время перемещения немцев к границе России?

22. Фильм "Битва за Москву"

1 серия "Тайфун"

2. немецкий солдат - коммунист

23. Фильм "Битва за Москву"

1 серия "Тайфун"

Кто передал директиву срочно укрепить западные границы СССР?

1. Тимошенко, Жуков

24. Фильм "Битва за Москву"

1 серия "Тайфун"

Как прибыли немцы, в форме пограничников, в Брест?

2. В угольных вагонах

25. Фильм "Битва за Москву"

1 серия "Тайфун"

Дата и Время начала войны?

26. Фильм "Битва за Москву"

1 серия "Тайфун"

Назвать секретное оружие немцев?

3. подводные танки

27. Фильм "Битва за Москву"

1 серия "Тайфун"

На какой город было первое нападение немцев?

28. Фильм "Битва за Москву"

1 серия "Тайфун"

Какой генерал непобоялся сражаться (без указания Москвы), и начал действовать решительно, против врага?

1. Рокоссовский

29. Фильм "Битва за Москву"

1 серия "Тайфун"

Кого послали из ставки Москвы на юго - запад СССР?

30. Фильм "Битва за Москву"

1 серия "Тайфун"

Какую директиву приказал написать Сталин?

2. О конр. наступлении

31. Фильм "Битва за Москву"

1 серия "Тайфун"

Какая мех. дивизия пошла в свой последний смертный бой?

32. Фильм "Битва за Москву"

1 серия "Тайфун"

Где был сорван план о стремительном нападении немцев на юго - западном нападении?

2. на Украину

IV. Результаты викторины

В викторине участвовали студенты группы 22 ПК, в количестве 20 человек. Из них 8 человек ответили на "отлично", двенадцать человек на оценку"хорошо".

V . Итог

Многие немецкие генералы Гудериан, Гот и другие основной причиной поражения немецких войск считают суровый климат России. Другие генералы винят во всем грязь и распутицу.

Наполеон, загубивший свою 800-тыс. армию, тоже ссылался на русский климат. Но в ту же самую распутицу и холод, осенью 1941 года, весь город встает на защиту Москвы.

В сооружении укреплений участвовали около 600 тыс. человек из них 75% составляли женщины.

Жителями Москвы и Подмосковья было сооружено: противотанковых ежей – 32260 км, противотанковых рвов – 676 км, огневых точек – 27600, устроено лесных завалов – 38500 гектаров, вырыто окопов 16500 км.

Нет, не дождь и не снег остановили фашистские войска. Миллионная группировка отборных гитлеровских войск разбилась о железную стойкость, мужество и героизм советских войск, за спиной которых был их народ, их столица, их Родина.

Цена победы под Москвой была очень высокой. Многие пали в той битве, многие умерли в госпиталях от ран. Поэтому столице нашей Родины – городу Москве было присвоено звание город – герой!

Многие имена погибших так и не были установлены, что привело к идее создания Могилы Неизвестного солдата. Именно здесь находится пост №1, главный солдатский пост Российской армии.

Не может быть забвения для тех, кто до последней капли крови своей, защищал нашу землю советскую, кто отстреливался до последнего патрона у пограничных столбов, кто жизнь свою отдал, защищая столицу нашей родины – Москву, и не допустил врага на улицы её.

В мае 1965 года к 20-летию Победы Москве было присвоено звание «Город-герой». За вклад Подмосковья в оборону столицы Указом Президиума Верховного Совета СССР Московская область была награждена орденом Ленина.

Уже после окончания войны маршал Советского союза Георгий Константинович Жуков написал в своих воспоминаниях.«Когда меня спрашивают, что больше всего я отличаю из военных действий, я отвечаю: битву за Москву… Выражая глубокую благодарность всем участникам битвы, оставшимся в живых, я склоняю голову перед светлой памятью тех, кто стоял насмерть, но не пропустил врага к сердцу нашей Родины, столице, городу-герою Москве. Мы все в неоплатном долгу перед ними».

1 декабря 2016 года Маршалу Советского Союза, четырежды Герою Советского Союза Георгию Константиновичу Жукову исполнилось 120 лет и мы, потомки, говорим: "Спасибо за Победу!"

28 мая 2019 года в Музее космонавтики состоялась Торжественная церемония награждения педагогов образовательных организаций Департамента образования города Москвы - лауреатов Фестиваля «Духовные скрепы Отечества».

По итогам 2018-2019 учебного года дипломами лауреатов Фестиваля награждены 122 педагога из образовательных организаций: 15, 89, 152, 171 (2), 463, 551, 627, 654, 777 (2), 867 (2), 947 (2), 950 (21) , 1034, 1125 (2), 1194 (3), 1195, 1222, 1223, 1232, 1290, 1347, 1357 (6), 1363, 1368, 1375, 1409, 1411, 1412, 1420 (3), 1499, 1502 (2), 1504, 1506, 1542, 1569, 1726, 1861, 1862, 1955 (17), 2005, 2031, 2036 (5), 2075, 2113, 2116, 2121, 2128, ГБОУ «Школа на Яузе», ГБОУ Романовская школа, ГБОУ Школа имени Маяковского, ГБОУ Школа имени Ф. М. Достоевского, ГБПОУ «1-й МОК», ГБПОУ КМБ № 4, ГБПОУ Колледж «Царицыно», ГБПОУ КГТиТ № 4, СКОШИ №30, 52. В некоторых школах стало хорошей традицией - в Фестивале участвуют не только руководители музеев, но и классные руководители. Есть школы - лидеры по количеству педагогов - лауреатов Фестиваля на всех четырёх этапах: № № 950 (21 ), 1955 (17), 1357 (6), 2036 (5), СКОШИ № 30 (5), СКОШИ № 52 (5).

В Фестивале приняли участие более 190 000 обучающихся. Всё это благодаря тому, что многие из педагогов используют разнообразные методы патриотического воспитания, реализуют свою педагогическую деятельность на уровне профессионального мастерства.

В ГБОУ Школа № 950 в 2018-2019 учебном году на различных этапах фестиваля приняли участие более 1500 учеников и воспитанников дошкольных групп и 23 педагога школьного здания на ул. Декабристов, д.40, 17 педагогов школьного здания на ул. Отрадная, д.1А, 5 педагогов школьного здания на ул. Отрадная, д.11А, 17 педагогов школьного здания на ул.Березовая аллея д.15Б и 6 педагогов дошкольного образования

В рамках Фестиваля в школе была организована масштабная работа: памятные мероприятия, посвященные Дням воинской славы России, встречи с ветеранами, музейные уроки, организованы тематические выставки, проведены патриотическая акция «Москва поет песни Победы - 2019», Уроки Мужества, кинолекторий.

Обучающиеся 11А класса под руководством классного руководителя Тимофеевой С.Н. приняли участие в интернет-киновикторине «Крылатая гвардия». 20 учеников этого класса стали победителями интернет - киновикторины.

120 педагогов Москвы стали лауреатами этого фестиваля, среди которых 21 педагог нашей школы. На торжественную церемонию награждения были приглашены педагоги, ставшие лауреатами всех четырёх этапов фестивальных мероприятий: «От Руси к России», «Наследники Славы», «Примером сильны и сердцем отважны!» и «Память пылающих лет…»: Аверченкова Е.А., Бадаева М.М., Бут Е.В., Валеева Г.Р., Герасимова О.Н., Груздов В.Н., Добролюбова Т.А., Домбровская Т.В., Инкин А.А., Королев В.В., Ломакина Ю.А., Мельникова Т.А., Нечаева Е.В., Макиёва Г.С., Микляева Т.В., Сильченко И.Н., Серебряков С.В., Степанова Я.А., Стародубова М.О., Письменская В.В. Они были награждены дипломами лауреата Городского фестиваля «Духовные скрепы Отечества».

В течение предпраздничных дней февраля 2016 года на Факультете «Предпринимательство и Информационные технологии» , в рамках III-го этапа городского Фестиваля «Духовные скрепы Отечества» прошёл кинолекторий по теме: «Есть такая профессия – Родину защищать!» .

В ходе этого, ставшего уже доброй традицией мероприятия, студентам были продемонстрированы известные и полюбившиеся многим поколениям советских и российских зрителей фильмы выдающихся режиссеров, посвященные великой теме Отечественной войны, долгу, чести и мужеству советских людей в те страшные годы.

Так, молодым зрителям были продемонстрированы знаменитые ленты великого советского режиссера Сергея Фёдоровича Бондарчука, снятые им по произведениям нобелевского лауреата Михаила Шолохова, «Судьба человека» и «Они сражались за Родину», «Летят журавли» Михаила Калатозова, «Проверка на дорогах» Алексея Германа, «Баллада о солдате» Григория Чухрая и «Подранки» Николая Губенко.

Каждый продемонстрированный фильм вызвал живое обсуждение среди студентов. Ни один из зрителей не остался равнодушным к героическим и трагическим кадрам недавней истории, к судьбам простых советских людей, вынесших на своих плечах всю тяжесть минувшей войны и подаривших человечеству мир и свободу.

Свои впечатления студенты оформили в виде отзывов.

«Они сражались за Родину» — один из самых масштабных фильмов о войне, виденных ранее. Масштабность съемок фильма поражает. Хотя нечему удивляться – ведь Сергей Бондарчук, пожалуй, один из лучших советских режиссеров.
Низкий поклон всем, кто сражался за родину, именно в боях. Да, в тылу было тоже тяжело. Но именно такие Стрельцовы, Лопахиы, Звягинцевы закрыли собою нас от врага, от фашизма, которому никогда не будет прощения».

Студенты группы №21 ИС

«Подранки» — фильм из тех, что помогает почувствовать, что было в душе у детей войны. Только по таким фильмам и можно сегодня постигать историю и понять, почему же война всё-таки была выиграна».

Студенты группы №21 ИС


«Баллада о солдате»
– это просто открытие! Вот она — волшебная сила искусства! Это ж надо — вот так — безо всякого натурализма и крови, без спецэффектов и трюков легко достучаться до самого сердца молодежи XXI века! Вот оно — мастерство режиссёра, вот он — киноязык! Старый, чёрно-белый, 1959 простенький фильм, а какая в нем сила! Сила правды!»

Студенты группы №21КС

«Кроме человеческих судеб фильм « Летят журавли » имеет и большое социальное значение, он как и многие советские фильмы о войне, показал всю суть войны, ее бесчеловечность. Один такой фильм стоит многих и многих пропагандистских мероприятий против войны и за мир. Не надо пропаганды, надо просто смотреть такие фильмы».

Студенты группы №11КС

«Судьба человека» — Это фильм о великой человеческой воле, о душе человеческой. В судьбе Андрея Соколова отразилась жизнь русского человека, его страдания, лишения, тяжелейшая война, плен, смерть родных и близких. Но в эти тяжелейшие годы русский народ выжил, победил фашизм, одержал великую победу. И мы, оставшиеся жить после победы должны помнить о наших дедах, отцах, братьях, матерях, сестрах, завоевавших для нас победу».

Студенты группы №13 ГС

«Проверка на дорогах» , по сути, еще одно испытание нашей зрительской способности воспринимать кино как искусство с большой буквы, требующее труда души, сотворчества, сопричастности, ломки стереотипов».

Студенты группы №22 ИС