*(72)
Состав и порядок формирования. Европейская комиссия - институт, сходный по составу и способу формирования с национальными правительствами. Она включает 27 человек: Председателя и 26 комиссаров, отвечающих за определенную сферу управления (комиссар по внешним сношениям, комиссар по вопросам правосудия и внутренних дел и т.д.).
Председатель и комиссары должны быть гражданами Европейского Союза, причем от каждого государства-члена назначается по одному гражданину (27 государств-членов Союза - 27 членов Комиссии). Ниццкий договор 2001 г. (см. вопрос N 10) предусматривал сокращение численного состава Комиссии (в ее состав должно было
входить меньше лиц, чем имеется государств-членов; точные цифры не определялись). Однако Лиссабонский договор 2007 г. о реформе Европейского Союза (см. вопрос N 17) вернулся к прежней формуле "одно государство-член - один комиссар". Она может быть изменена лишь после 2014 г. путем сокращения численного состава Комиссии до 2/3 от общего числа государств-членов.
Несмотря на существование национальных квот, Председатель и комиссары, в отличие от членов Совета, не связаны указаниями своих государств и обязаны действовать только в интересах Сообщества и Союза в целом. Независимость комиссаров служит важнейшим условием назначения их на должность и гарантируется запретом для членов Комиссии получать или запрашивать указания от кого бы то ни было, в том числе от властей родных государств.
Члены Комиссии могут быть отрешены от должности только Судом Европейских сообществ в случае, если они перестают соответствовать установленным требованиям или совершат серьезный проступок. Возможна также принудительная отставка отдельных комиссаров по требованию Председателя (при условии поддержки этого требования большинством членов Комиссии).
Отправить в отставку Комиссию в целом может лишь Европейский парламент путем вынесения ей вотума недоверия, причем в усложненном порядке (абсолютное большинство депутатского корпуса и 2/3 поданных голосов). На практике таких случаев еще не было*(73).
Комиссия формируется сроком на пять лет совместно Советом Европейского Союза и Европейским парламентом: назначение членов Комиссии производит Совет (квалифицированным большинством), а утверждение Комиссии в форме "вотума доверия" - Европейский парламент (простым большинством).
Председатель Комиссии назначается первым, отдельно от других комиссаров, и также отдельно утверждается Европейским парламентом. Согласно Лиссабонскому договору назначение этого должностного лица должно будет производиться с учетом результатов выборов в Европарламент, вероятно, из представителей той "европейской политической партии", которая сформировала наибольшую по численности фракцию в представительном институте Союза.
Функции и полномочия. В институционном механизме Европейского Союза Комиссия отвечает за выполнение в основном тех же задач, которые на уровне государств решают национальные правительства. Отсюда в политическом лексиконе ее часто характеризуют в качестве "главного исполнительного органа" или даже "европейского правительства".
При этом полномочия Комиссии, аналогично полномочиям правительств государств, проистекают из двух источников - непосредственно из "конституции" (учредительных договоров), а также из текстов законодательных актов, издаваемых Советом и Европарламентом (производные или делегированные полномочия). Благодаря этому реальный круг прав и обязанностей Комиссии постоянно возрастает.
В западной доктрине сложилась классификация основных направлений деятельности Комиссии на три функции. В рамках каждой она наделяется соответствующими властными прерогативами:
- охранительная функция, т.е. обеспечение соблюдения учредительных договоров, правовых актов институтов и других источников права Европейского Союза его государствами-членами, а также физическими и юридическими лицами.
Наиболее важное полномочие в рамках этой функции - это расследование противоправных действий и бездействия государств-членов и привлечение их к ответственности перед Судом Европейских сообществ. Сама по себе Комиссия правом наказывать государства-члены не обладает (см. вопрос N 50). Таким полномочием она может наделяться в отношении предприятий в соответствии с правовыми актами (регламентами) Европейского сообщества. При этом понятие "предприятие" охватывает как юридических, так и физических лиц, осуществляющих хозяйственную деятельность на внутреннем рынке ЕС.
Регламенты, предоставляющие Комиссии право налагать штрафы на предприятия, изданы в ряде отраслей законодательства Сообщества, прежде всего антимонопольном, транспортном и энергетическом. Например, согласно Регламенту Совета от 27 июня 1960 г. "Об отмене дискриминации в области цен и условий транспортных перевозок" Комиссия вправе штрафовать перевозчиков на сумму до 10 тыс. евро.
Многомиллионные штрафы (до 10% годового оборота предприятия) Комиссия налагает на крупные компании, нарушающие правила конкуренции в ЕС, к примеру "Фольксваген" (решением Комиссии от 29 июня 2001 г. оштрафован на сумму 30,96 млн евро), "ДаймлерКрайслер" (10 октября 2001 г. наложен штраф на сумму около 72 млн евро), "Нинтендо" (оштрафован на 149 млн евро согласно решению от 30 октября 2002 г.), "Майкрософт" (решениями от 24 марта 2004 г. и от 27 февраля 2008 г. оштрафован в совокупности на сумму около 1,5 млрд евро).
В рамках охранительной функции Комиссия наделяется правом санкционировать определенные действия государств-членов и предприятий (форма предварительного контроля). В частности, предварительного согласия Комиссии требуют слияние крупных компаний, предоставление государственной помощи предприятиям и нормативные акты государств-членов по ряду вопросов (например, в области стандартизации).
Законодательством ЕС Комиссии также может предоставляться право предписывать или запрещать определенные действия. Например, посредством своих решений она вправе приказать государствам-членам запретить сбыт или изъять с рынка любой товар, который представляет серьезную угрозу для потребителей (Директива Европейского парламента и Совета от 3 декабря 2001 г. "Об общих условиях безопасности продукции");
- инициативная функция, т.е. подготовка новых нормативных актов и иных мер, подлежащих принятию на уровне Европейского Союза.
Правом вносить в Совет и Европейский парламент проекты регламентов, директив и иных правовых актов Комиссия обладает в рамках всех трех опор Союза. Однако в рамках Европейского сообщества, где издается наибольшая часть законодательства Союза, данное право носит исключительный (монопольный) характер. Другими словами, в рамках ЕС законодательные институты - Европейский парламент и Совет, - как правило, могут принимать решения лишь по предложению Комиссии, но не по собственной инициативе. Более того, Комиссия вправе в любой момент изменить или отозвать внесенное предложение. Если окончательное решение должен принимать Совет, то поправки, с которыми не согласна Комиссия, он может вносить лишь единогласно.
Монополия Комиссии на правотворческую инициативу - особенность механизма сдержек и противовесов в ЕС, благодаря которой Комиссию принято характеризовать как "мотор Сообщества". Данную особенность планируется сохранить и в будущей Конституции Союза. Согласно ее проекту европейские законы и рамочные законы будут издаваться по предложению Комиссии. Лишь в сфере уголовного права и полицейского сотрудничества инициаторами законодательных актов наряду с Комиссией смогут выступать государства-члены (не менее четверти от общего их числа).
К другим важным полномочиям Комиссии в рамках инициативной функции относятся разработка проекта бюджета Европейского Союза и ведение переговоров с иностранными государствами и международными организациями по вопросам, которые входят в компетенцию ЕС и Евратома (первой опоры);
- исполнительная функция (в узком смысле слова), под которой понимается самостоятельное претворение в жизнь Комиссией предписаний учредительных договоров и других источников права Союза.
К главным полномочиям в этой области относится, прежде всего, издание делегированного законодательства и принятие других "мер по исполнению" регламентов, директив, решений Европейского парламента и Совета, исполнение бюджета Европейского Союза, а также управление структурными фондами Сообщества (Европейский социальный фонд, Европейский фонд регионального развития и др.).
Организация работы и принятия решений. Комиссия - постоянно действующий институт, которому в силу характера ее функций и полномочий приходится принимать огромное число решений (в среднем около 10 тыс. каждый год).
По этой причине в Комиссии осуществляется распределение обязанностей ("портфелей") между отдельными членами - комиссарами. Общее руководство Комиссией возложено на Председателя, который из числа комиссаров вправе назначать себе заместителей (вице-председателей).
В дальнейшем, согласно Лиссабонскому договору 2007 г., один из вице-председателей Комиссии будет являться Верховным представителем Союза по иностранным делам и политике безопасности. Это должностное лицо одновременно будет выполнять функции Председателя Совета Европейского Союза на уровне министров иностранных дел государств-членов (см. выше в настоящем вопросе).
Лиссабонский договор также наделяет Верховного представителя рядом самостоятельных прерогатив, осуществляемых им единолично: право представлять Союз в целом на международной арене, руководство "Европейской службой внешнеполитической деятельности" (дипломатической службой ЕС), право самостоятельно разрабатывать и представлять на утверждение Совета и Комиссии проекты новых внешнеполитических мер Европейского Союза.
В качестве отраслевых подразделений (ведомств) Комиссии выступают генеральные директораты (или генеральные дирекции), обозначаемые аббревиатурой DG*(74) и номерами в виде римских цифр, например: DG II "Экономические и финансовые вопросы", DG VI "Сельское хозяйство" и т.д. Руководителем генерального директората является генеральный директор (должностное лицо, назначаемое из числа гражданских служащих Европейских сообществ). Генеральный директор, в свою очередь, подчиняется комиссару, который отвечает за соответствующую отрасль управления.
Кроме генеральных директоратов в структуре Комиссии имеются специализированные службы (Служба переводов, Юридическая служба и др.) и Генеральный секретариат (вспомогательный аппарат).
Большая загруженность Комиссии обусловливает существование у нее обширного персонала (около 50 тыс. служащих - больше, чем в любом другом институте или органе Союза), а также практику внутреннего делегирования, т.е. передачу полномочий принимать решения отдельным комиссарам или генеральным директорам.

- (European Commission, Commission of the European Communities) Единый исполнительный орган, созданный в 1967 г. из трех отдельных исполнительных органов – Европейского объединения угля и стали, Европейского сообщества по атомной энергии и… … Финансовый словарь

ЕВРОПЕЙСКАЯ КОМИССИЯ - (European Commission) Комиссия Европейского Союза (European Union), бывшего Европейского Сообщества, больше напоминает исполнительную ветвь государственной власти или службы: она вырабатывает политику и проводит ее в жизнь, но не издает законов.… … Политология. Словарь.

Европейская комиссия - Комиссия европейских сообществ Единый исполнительный орган, созданный в 1967 г. из трех отдельных исполнительных органов Европейского объединения угля и стали, Европейского сообщества по атомной энергии и Европейского экономического сообщества… …

ЕВРОПЕЙСКАЯ КОМИССИЯ - (Комиссия Европейских Сообществ) один из главных органов Европейского Союза (Европейских Сообществ); состоит из 20 членов и председателя, назначаемых 15 правительствами по общему согласию и с одобрения Европейского парламента, является… … Юридический словарь

ЕВРОПЕЙСКАЯ КОМИССИЯ - (КОМИССИЯ ЕВРОПЕЙСКИХ СООБЩЕСТВ) один из главных административных органов Европейского Союза (Европейских Сообществ). Обладает широкими полномочиями: готовит предложения для Совета Министров ЕС (Совета); осуществляет контроль за выполнением… … Юридическая энциклопедия

ЕВРОПЕЙСКАЯ КОМИССИЯ - (European Commission) Главный исполнительный орган Европейского союза (ЕС) (European Union, EU). Члены комиссии назначаются правительствами стран – членов ЕС по два человека от каждой крупной страны и по одному – от малой. Комиссия отвечает за… … Экономический словарь

Европейская Комиссия - — EN European Commission The European Union s administrative body, composed of twenty independent members appointed by the Member States for five year terms and vested with powers… … Справочник технического переводчика

Европейская комиссия - (англ European Comission) исполнительный орган Европейского Союза (ЕС), состоящий из председателя и 20 членов, назначаемых правительствами государств членов ЕС по общему согласию и с одобрения Европейского парламента. Е.к. разрабатывает и… … Энциклопедия права

Европейская комиссия - (European Commission) Европейская комиссия, история образования Еврокомиссии Основные функции и полномочия ЕК, состав Еврокомиссии, здание Европейской комиссии Берлемон Содержание Содержание Раздел 1. Функции. Раздел 2. Состав Европейской… … Энциклопедия инвестора

Европейская комиссия - Основана: 1951 Число членов: 27 Президент (2009): Хосе Мануэль Баррозо (Португалия) Срок: 5 лет Европейская комиссия (Комиссия европейских сообществ) высший орган исполнительной власти Евросоюза. Состав. Еврокомиссия состоит из 27 комиссаров, по… … Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого

Книги

  • Купить за 1571 грн (только Украина)
  • Венецианская комиссия как субъект интерпретации права , Хабриева Талия Ярулловна. Европейская комиссия за демократию через право (Венецианская комиссия Совета Европы) существует уже почти 30 лет, и одной из ее приоритетных задач является оказаниепомощи различным…

Официальное наименование. Комиссия ведет свое происхождение от Верховного органа Европейского объединения угля и стали (первого из Европейский сообществ, созданного в 1951 г. Парижским договором). Название "Верховный орган" объяснялось тем, что данный институт фактически являлся главной руководящей инстанцией ЕОУС, был наделен не только исполнительными, но и законодательными полномочиями в области регулирования общего рынка угля и стали (лишь в отдельных случаях акты Верховного органа требовали подтверждения со стороны Специального совета министров – прообраза Совета ЕС).

При подписании в 1957 г. Римских договоров об учреждении Европейского экономического сообщества и Европейского сообщества по атомной энергии исполнительный институт каждого из них был назван Комиссией (Комиссия ЕЭС и Комиссия Евратома), в то время как носителем законодательной власти стал Совет, позднее разделивший ее с Европейским парламентом.

В соответствии с "Договором о слиянии", вступившем в силу в 1967 г., Комиссия, как и Совет, превратилась в единый институт для трех Европейских сообществ, осуществляющий функции и полномочия бывшего Верховного органа ЕОУС, комиссий ЕЭС и Евратома. С этого момента она стала называться "Комиссия Европейских сообществ".

Наименование "Комиссия Европейских сообществ" сохранилось и в 1990-е гг., несмотря на то, что Маастрихтским договором 1992 г. на базе Европейских сообществ был учрежден Европейский Союз (напомним, что Европейские сообщества вплоть до 1 декабря 2009 г. оставались структурным элементом ЕС – его первой опорой). Однако в этот период по инициативе самой Комиссии стало использоваться и другое наименование – "Европейская комиссия".

После реформы Лиссабонского договора Европейская комиссия (англ. European Commission; франц. Commission europeenne) стало единственным официальным полным наименованием рассматриваемого института, закрепленным в учредительных документах обновленного ЕС. Наряду с ним продолжает использоваться краткое официальное наименование – "Комиссия".

Функции . В соответствии с учредительными документами (Договорами) Европейская комиссия осуществляет многообразные виды деятельности, связанные с текущим управлением, развитием ЕС и защитой его правопорядка от нарушений. Они перечислены в посвященной Комиссии статье базового учредительного документа ЕС – ДЕС: "Комиссия продвигает общие интересы Союза и с этой целью выступает с соответствующими инициативами. Она следит за применением Договоров и мер, принятых институтами на основании последних. Она осуществляет надзор за применением права Союза под контролем Суда

Европейского Союза. Она исполняет бюджет и управляет программами. Она осуществляет координационную, исполнительную и управленческую функции согласно условиям, предусмотренным Договорами. За исключением общей внешней политики и политики безопасности и иных случаев, предусмотренных Договорами, она обеспечивает представительство Союза на международной арене. Она выступает с инициативами по составлению ежегодной и многолетней программ Союза в целях достижения межинституционных соглашений" (§ 1 ст. 17 ДЕС).

Перечисленные виды деятельности в правовой и политической доктрине ЕС принято объединять в три группы, которые могут быть названы главными функциями Комиссии:

  • 1) инициативная функция (называемая также функцией "мотора", или "двигателя" ЕС) – выдвижение проектов и других инициатив, направленных на дальнейшее развитие интеграционных процессов в рамках ЕС. Данная функция особенно ярко проявляется в законодательном процессе, поскольку, по общему правилу, Европейский парламент и Совет ЕС могут издавать законодательные акты ЕС "только по предложению Комиссии" (§2 ст. 17 ДЕС);
  • 2) надзорная функция (называемая также функцией "хранителя", или "стража" права ЕС) – осуществление надзора за соблюдением учредительных документов, законодательных актов и других источников права ЕС государствами-членами с возможностью предъявления к ним исков в Суд ЕС, уполномоченный официально констатировать факт нарушения и налагать на государства-нарушители санкции;
  • 3) функция текущего управления (называемая также административной функцией) – самостоятельное принятие мер, направленных на претворение в жизнь права ЕС, в том числе путем издания исполнительных и делегированных актов и посредством исполнения бюджета ЕС.

Исходя из того, что система главных функций и вытекающих из них полномочий Европейской комиссии во многом сходна с функциями и полномочиями высших органов исполнительной власти государств (национальных правительств), в средствах массовой информации, а иногда и научной литературе Комиссию нередко сравнивают с "правительством" ЕС (или "европейским правительством"). В пользу такого сравнения также свидетельствует сходство в порядке формирования и методах работы (Комиссия утверждается путем вотума доверия Европейским парламентом, а ее члены, подобно членам национальных правительств, несут ответственность за конкретные отрасли управления – выступают комиссарами по определенным делам).

Аналогия Комиссии с правительством, однако, возможна лишь частично, поскольку ряд важных политико-административных полномочий в ЕС возложены на Совет ЕС (см. 4.4), а функцию определения основных направлений внутренней и внешней политики ЕС осуществляет Европейский совет (см. 4.3).

Местонахождение . В соответствии с Протоколом об установлении местонахождений институтов, некоторых органов, учреждений и служб ЕС (см. 4.1) местонахождением Европейской комиссии является Брюссель. В то же время согласно Протоколу некоторые подразделения Комиссии, например, Статистическое ведомство (Евростат) или Ведомство официальных публикаций ЕС, расположены в Люксембурге , где размещался прообраз данного института (Верховный орган ЕОУС).

Раздел 1. Функции Еврокомиссии.

Раздел 2. Состав Европейской комиссии .

Раздел 3. Берлемон.

Европейская комиссия — это высший орган исполнительной власти Евро союза. Отвечает за выполнение решений союза, контролирует соблюдение его законов в странах-членах и, если требуется, возбуждает в суде Евросоюза иск против стран-членов за нарушение членских обязательств.

Европейская комиссия (ЕК) - это ведущий институт Европейских сообществ и Евро союза .

В её состав входят 27 комиссаров, которые назначаются единым соглашением правительств стран-членов на пятилетний срок. В Комиссии должен быть представлен как минимум один представитель из каждой страны-члена. Члены Комиссии в своей работе представляют не страну-члена, а исключительно союз. Все предложения Европейский союз должны проходить через Комиссию. Представители Комиссии имеют право участвовать в обсуждении предложения во всех правомочных органах Евросоюз.

Европейская комиссия назначается сроком на пять лет. В соответствии с Лиссабонсаким договором, список ее членов составляется Европейским Советом по согласованию с избранным Председателем Комиссии и вносится в всем составом, включая Председателя и Высокого Представителя союза по ОПВБ. После одобрения последним состав Комиссии должен быть утвержден квалифицированным большинством Европейского Совета.

Каждый комиссар отвечает за определенное направление и исполняет свои обязанности при содействии Администрации, состоящей из Главных управлений и специализированных отделов, сотрудники которых находятся в основном в Брюсселе и Люксембурге.

Поначалу в состав Европейской комиссии входили по два представителя государств Евро союз с большим населением и по одному представителю от остальных государств . Однако Ниццкий ограничил число ее членов до одного от каждого государства-участника. При этом в своей работе они представляют не страну, а исключительно Евросоюз.

Нынешняя численность Еврокомиссии будет сохранена до 1 ноября 2014 г., а затем в ее состав будут входить число представителей, соответствующее 2/3 от количества стран-членов Европейский союз, если Европейский Совет единогласно не примет иного решения. Еврокомиссары будут назначаться на основе принципа ротации между государствами-членами.


Функции Еврокомиссии

Задача Еврокомиссии — координация работы органов исполнительной власти всех стран Евро союз, выработка рекомендаций для деятельности Европарламента, внесение законодательных инициатив с целью приведения в соответствие с общеевропейскими стандартами национального законодательства стран-членов Европейский союз, наблюдение за соблюдением всеми 27 странами единых европейских стандартов, а также прав и свобод человека, проведение систематических консультаций со всеми национальными правительствами для выработки единой экономической (промышленной, сельскохозяйственной, налогово-бюджетной, социальной, таможенной, валютной, денежно-кредитной и т. д.), военной, внешней, культурной политики.

Еврокомиссия в первую очередь контактирует с министрами по делам Евросоюз в каждом из правительств 27 стран-членов. Повседневное администрирование Евро союз осуществляется в рамках комитологии (от comitology). Комитология — это система многочисленных комитетов, созданных Советом министров при Европейской комиссии, в которых отслеживается исполнение принятых законодательных решений Европейский союз.

Все решения Еврокомиссии носят исключительно рекомендательный характер, все спорные вопросы улаживаются на уровне национальных правительств. Кроме того, Европейская комиссия выполняет дипломатические функции Евросоюз за рубежом, располагая сетью представительств (в том числе и в Москве).

Комиссия имеет производные законодательные полномочия. Председатель Европейской комиссии также участвует во встречах большой восьмёрки, так как в неё входят некоторые страны-члены Евро союз.


Если Европейский Совет и Совет призваны при осуществлении задач и целей европейской интеграции стоять на страже учета и согласования национальных интересов, то Европейская комиссия, как, впрочем, и Европейский парламент , и Суд Европейский союз, призваны отражать и защищать интересы европейской интеграции от каких бы то ни было посягательств на юрисдикцию и полномочия Евросоюз и союза со стороны государств-членов. Об этом, в частности, говорят и учредительные договоры, согласно которым Комиссия выполняет функции стража европейской законности, добиваясь неуклонного осуществления постановлений как первичного, так и вторичного права.

Характеризуя правовой статус Комиссии, ее нередко сравнивают с правительством в суверенных государствах. Это утверждение верно лишь отчасти. Действительно, Комиссия играет решающую роль в управлении делами Сообществ и в определенной мере союза. Под ее началом работает разветвленный административный аппарат. Комиссия обладает собственной распорядительной властью. Она является распорядителем займов по бюджету. Комиссия играет весьма важную роль в осуществлении законодательного процесса. Все это, безусловно, сближает Комиссию с таким институтом, как правительство в суверенных государствах. Вместе с тем ни по способу формирования, ни по характеру осуществления своих полномочий Комиссия не представляет собой аналога национальному правительству. Это подчеркивается и тем фактом, что Комиссия нигде в официальных документах не именуется носителем исполнительной власти , а ее полномочия по исполнению решений осуществляются преимущественно на основе делегирования со стороны Совета.

Порядок формирования Комиссии претерпел существенные изменения с созданием Евросоюза. Назначение Председателя и членов Комиссии осуществляется государствами-членами Евро союза. Встречающееся иногда утверждение, что назначение производится Советом, неправильно. Конечно, организационные структуры Совета могут быть использованы при решении данного вопроса, но, тем не менее, формально решение выносит не Совет. Назначение производится на основе договора между государствами-членами и только при условии достижения консенсуса. Кандидатуры на замещение мест в Комиссии предлагаются государствами-членами. Всего по состоянию на конец 1999 г. в Комиссию входило 20 членов. Пять государств - , Германия, Италия и - имели по два места, а остальные 10 - по одному месту. В названное число членов Комиссии входит и ее Председатель. В соответствии с Договором о Евро союзе формированию всего состава Комиссии должно предшествовать достижение договоренности по кандидатуре Председателя Комиссии. Практика подтверждает, что даже возражение одного из государств-членов союза против выдвинутой кандидатуры исключает возможность назначения (так было, например, в 1994 в отношении кандидатуры бельгийского премьер-министра Деана). Выдвинутая кандидатура представляется на одобрение Европейскому парламенту . Одобренный Парламентом кандидат совместно с правительствами государств-членов участвует в подборе кандидатур, предлагаемых к назначению в состав членов Комиссии. Выдвинутые таким образом кандидаты совместно с Председателем уже в качестве коллегиального органа представляются Парламенту, который должен вынести свое суждение. В случае одобрения со стороны представительного органа правительства государств-членов с их общего согласия производят официальное назначение Комиссии, и она приступает к исполнению своих обязанностей.

Ныне действующая Комиссия сформирована в июле 1999 г., и ее состав утвержден в сентябре. Возглавил Комиссию бывший глава итальянского правительства Романо Проди.

Европейская комиссия (European Commission) - это

Председатель и члены Комиссии должны удовлетворять целому ряду требований. Прежде всего, все они должны состоять в гражданстве Евросоюза. Каждое государство-член союза должно быть представлено не менее чем одним, и не более чем двумя своими гражданами. Эти последние должны обладать высокой профессиональной квалификацией, практическим опытом и осуществлять свои функции исключительно в интересах Сообществ и союза. В этих целях при подборе кандидатов в состав Комиссии особое внимание придается подтверждению независимости этих кандидатов, которые не могут и не должны получать указаний от своего правительства или действовать в соответствии с инструкциями своего правительства. Конечно, на практике такая абсолютная и полная независимость членов Комиссии недостижима, тем более что возможность нового назначения по истечении срока полномочий зависит, прежде всего, от национального правительства. Тем не менее, во всей своей деятельности члены Комиссии обязаны руководствоваться интересами интеграционных объединений предприятий и обеспечивать достижение тех целей и задач, которые сформулированы в учредительных договорах. Члены Комиссии, или, как они зачастую именуются, комиссары, должны воздерживаться от совершения каких бы то ни было актов и действий, противоречащих характеру исполняемых ими обязанностей. Внутренний регламент Комиссии делает особый упор на добропорядочное и скромное поведение и подтверждает несовместимость этого поста с другими оплачиваемыми или даже неоплачиваемыми должностями. Честность и добропорядочность вменяется в обязанность членам Комиссии не только в период официального исполнения ими должностных обязанностей, но и по уходу в отставку. Нарушение этих обязательств, констатируемое Судом Евро союз, к которому могут обратиться Совет или Комиссия, может влечь за собой принудительную отставку члена Комиссии или лишение его права на пенсию или на иные льготы и привилегии, связанные с осуществлением этой должности (речь идет, в частности, о некоторой разновидности судебного иммунитета).


Подтверждением высокого профессионализма чаще всего на практике служит предшествующая карьера назначаемого члена Комиссии. По общему правилу места в Комиссии занимают бывшие главы национальных правительств и бывшие министры, имеющие значительный опыт политического руководства и административного управления. Увы, конечно, далеко не всегда соответствующий опыт является гарантией должной квалификации либо соблюдения правил добропорядочного управления. Политический , разразившийся в марте 1999 г. и связанный с целой серией скандальных разоблачений деятельности отдельных членов Комиссии, вызвавший, в конечном счете, ее коллективную отставку, показал, что соответствующие обязательства выполняются отнюдь не всеми членами Комиссии в полном соответствии с требованиями учредительных актов. Достаточно напомнить, что, например, Эдит Крессон, являвшаяся комиссаром, ответственным за людские ресурсы, и занимавшая в прошлом пост премьер-министра Франции, была обвинена в финансовый злоупотреблениях (что впрочем, не было подтверждено официально) и неоправданном фаворитизме (ее личный дантист был назначен советником комиссара, хотя ни по своей квалификации, ни по роду деятельности никаким опытом в сфере управления людскими ресурсами не обладал, зато он регулярно получал более чем высокую заработную плату из казны Европейских сообществ.)

Комиссия и ее члены назначаются сроком на 5 лет. Досрочная вакансия замещается в том же порядке, в каком производится назначение членов Комиссии при ее формировании. Вновь назначенный член Комиссии исполняет свои обязанности вплоть до истечения общего срока полномочий данного состава ЕК. Вакансия может иметь место в случае болезни или смерти члена Комиссии, при добровольной отставке и сложении полномочий, а также в результате принудительной отставки. Решение о принудительной отставке, связанное с нарушением обязанностей члена Комиссии, принимается Судом Европейский союз, действующим по предложению Совета или Комиссии. Каждый член Комиссии возглавляет определенное направление деятельности и руководит работой соответствующих административных служб. Член Комиссии имеет свой собственный аппарат, образующий его кабинет, члены которого подбираются и назначаются лично самим комиссаром по его усмотрению. Однако такого рода назначения не должны противоречить ни критериям профессиональной квалификации, ни требованиям морали.

Уходящий в отставку член Комиссии может быть назначен повторно. В истории Евросоюз примеров этого довольно много. Известны также и случаи, когда прежний Председатель по завершении своих полномочий становился членом Комиссии. Преемственность состава - обычное правило функционирования Комиссии. Однако после кризиса 1999 г. только четверо из прежнего состава Европейской комиссии были назначены на новый срок.

Одно из важных положений учредительных договоров, определяющих статус Комиссии и сближающих последнюю со статусом национальных правительств, состоит в установлении института парламентской ответственности Комиссии. Решение об отказе в доверии Комиссии принимается Европейским парламентом по инициативе его депутатов. Проект резолюции порицания, внесенный в Бюро Парламента, должен быть поставлен на голосование не ранее чем через 3 дня после его представления. Подобный срок, весьма, впрочем, распространенный во всех демократических государствах, предоставляется обычно для проведения необходимых консультаций заинтересованными сторонами, а равно для обсуждения, если это предусмотрено Внутренним регламентом, в комиссиях и комитетах Парламента.

Европейская комиссия (European Commission) - это

При голосовании применяется особо усложненная процедура. Для того чтобы решение о порицании Комиссии было принято, необходимо, чтобы за него проголосовало не менее 2/3 всех участвующих в голосовании при условии, что на заседании Парламента присутствует большинство списочного состава депутатов. Впервые реальная угроза применения этой процедуры возникла в 1999 г. в связи с обвинениями, выдвинутыми в адрес ряда членов Комиссии, в недобросовестном управлении и финансовых злоупотреблениях. Конкретно такое обвинение выдвигалось против отдельных членов, а не Комиссии в целом. Однако политическая ответственность Комиссии носит солидарный характер, и соответственно на голосование может быть поставлен вопрос лишь об отказе в доверии всей Комиссии в целом. Правда, в марте 1999 г. дело до официального голосования в Парламенте не дошло. Поддержка проекта резолюции порицания со стороны ведущих парламентских комитетов привела к тому, что Комиссия приняла решение о коллективной отставке, не дожидаясь самого акта голосования в Парламенте.

Хотя формально принятие резолюции порицания не состоялось, можно, однако, считать, что в данном случае имело место впервые в истории Европейских сообществ и союза непосредственное применение института парламентской ответственности, повлекшее за собой отставку и замену Комиссии. Этот факт сам по себе может быть оценен двояко. С одной стороны, он свидетельствует о том, что далеко не все благополучно в функционировании одного из ведущих институтов Сообществ и союза и в управлении их делами. Не случайно в ходе имевшей место дискуссии обращалось, в частности, внимание на то, что Комиссия осуществляет недостаточный за деятельностью аппарата, за профессиональным чиновничеством, действия которого не всегда должным образом направляются и контролируются комиссарами. С другой стороны, происшедшее событие рассматривается как определенный шаг на пути демократизации Сообщества и союза, нашедший свое выражение в возрастании роли Парламента и его контроля за деятельностью Комиссии. В какой-то мере должно восполнить тот " власти народа", о котором весьма настойчиво пишут и говорят критики евробюрократи, обращающие внимание на чрезмерную бюрократизацию аппарата Сообществ и союза, отсутствие должного контроля и недостаточную активность в этой области представительного органа. Подобное усиление парламентского контроля за деятельностью Комиссии, наряду с использованием других форм контроля за деятельностью Комиссии и его аппарата, например финансового или со стороны омбудсмена, представляется особенно важным и необходимым, поскольку именно Комиссия осуществляет наиболее важные и значительные полномочия в деле управления делами Сообществ, а создание Евро союза привело к тому, что Комиссия все больше принимает участие в осуществлении определенных полномочий в рамках второй и третьей опор союза.

Статья 155 (н.н. ст. 211) концессии о Евро союз выделяет четыре главных полномочия Европейской комиссии. Во-первых, она обеспечивает осуществление учредительных договоров, равно как и иных , принятых институтами Европейский союз во исполнение и применение последних. Во-вторых, она высказывает рекомендации и дает заключение по всем вопросам, составляющим предмет учредительных договоров. В-третьих, Комиссия обладает собственной распорядительной властью, а равно участвует в принятии решений другими институтами, прежде всего Советом и Парламентом. В-четвертых, Комиссия обеспечивает исполнение решений, принятых Советом в рамках его компетенции, исполнение которых возлагается на Комиссию.

В тех случаях, когда Комиссия призвана обеспечить реализацию учредительных договоров, нормативно-правовых актов (НПА) и иных решений, принятых на их основе, она осуществляет практически двоякую функцию. С одной стороны, Комиссия всей своей деятельностью в рамках учредительных договоров и во исполнение их предписаний организует и направляет деятельность Европейских сообществ. Под ее непосредственным началом находится разветвленный административный аппарат, включающий почти 16,5 тыс. профессиональных чиновников, находящихся в штате Европейской публичной службы. Она ведает материальными ресурсами Сообществ и союза, является распорядителем ссуд по бюджету, а, следовательно, обладает всеми необходимыми материальными ресурсами, которые используются для достижения целей и решения задач, стоящих перед Сообществами и Союзом. С другой стороны, Комиссия выполняет не менее важную функцию контроля за соблюдением обязательств по учредительным договорам и исполнением предписаний вторичного права государствами-членами. В этой связи Комиссия наделена исключительно важным правомочием обращать внимание и указывать государствам-членам на неисполнение или недостаточно полное исполнение ими обязательств, установленных учредительными договорами или нормами вторичного права.

На практике, однако, изданию мотивированного заключения, содержащего подобные замечания, предшествуют неформальные консультации, позволяющие заинтересованным сторонам прийти к соглашению по спорному вопросу, не прибегая к формализованным процедурам. Если согласие не достигнуто Комиссия может обратиться с иском о неисполнении обязательства в Суд Евросоюз. Одновременно в своем исковом заявлении она может просить о наложении штрафных санкций. Решение Суда подлежит обязательному исполнению.

Андрис Пиебалгс (Латвия) — энергетика


Европейская Комиссия в системе институтов ЕС является самым ярким наднациональным органом управления. Она создана в 1958 г. в результате Римских договоров, а с 1967 г., после слияния руководящих органов ЕОУС, ЕЭС и Евроатома, стала единственной Европейской Комиссией в рамках Сообщества.

Резиденция Европейской Комиссии - Брюссель, однако отдельные Генеральные дирекции расположены в Люксембурге. Поскольку целями Европейской Комиссии является обеспечение функционирования общего европейского рынка, защиту интересов ЕС в целом и участия в конкурсе ЕС на международном уровне, то ее представительства есть в каждой из стран - членов ЕС, а также в столицах большинства стран мира. Европейская Комиссия является независимой институцией, она и ее члены не подчиняются и никоим образом не зависят от правительств стран - членов ЕС, хотя и сотрудничают с ними.

Европейская Комиссия выполняет четыре основные функции:

Подает предложения относительно новых законов ЕС, которые она представляет на рассмотрение Европейского Парламента и Совета ЕС;

Обеспечивает применение странами-членами ЕС (следит за соблюдением правовых актов ЕС, гарантирует их воплощения в жизнь, осуществляет надзор за реализацией договоров и решений, принятых институтами ЕС);

Выполняет обязанности органа, что отвечает за практическое воплощение политики ЕС и управления ею, то есть контролирует выполнение решений Европейского Парламента и Совета ЕС, а также управляет финансами ЕС - бюджетом и деятельностью различных фондов и программ ЕС, в том числе и касающихся помощи третьим странам;

Представляет и отстаивает интересы ЕС на международной арене, ведет переговоры по заключению соглашений между ЕС и третьими странами и международными организациями.

Европейская Комиссия обязана ежегодно, но не позднее чем за месяц до открытия сессии Европейского Парламента, публиковать общий отчет о деятельности ЕС.

В состав Европейской Комиссии (в период между вступлением в силу Лиссабонского договора и 31 октября 2014 г.) входят по одному представителю от каждой страны-члена, в том числе и Председатель Европейской Комиссии и Верховный представитель по вопросам иностранных дел и политики безопасности, который является одним из заместителей Председателя Европейской Комиссии.

Начиная с 1 ноября 2014 г., Европейская Комиссия будет состоять из количества членов (в том числе и Председателя, Верховного представителя по вопросам иностранных дел и политики безопасности), которая будет отвечать/ количества стран - членов ЕС, если Европейский Совет единогласно не примет решение относительно изменения этой квоты. Срок служебных полномочий членов Европейской Комиссии составляет пять лет, после чего пребывание их на должности, может быть продлено на следующий срок.

Европейская Комиссия действует как коллегиальный орган, то есть не может быть решений отдельных комиссаров - есть лишь решения Европейской Комиссии, которое принимается абсолютным большинством голосов. Каждый член Европейской Комиссии отвечает за одно или несколько направлений деятельности. Во время исполнения своих обязанностей он имеет поддержку со стороны так называемых кабинетов, в состав которых входит большая группа сотрудников, назначенных комиссаром.

В случае выявления недоверия Европейским Парламентом Европейская Комиссия в полном составе должна уйти в отставку.

Председатель Европейской Комиссии

В начале создания Европейской Комиссии должность Председателя не очень отличалась от остальных должностей членов Европейской Комиссии, но в соответствии с Амстердамским договором ее роль значительно возросла. Эта должность приобрела большее влияние на формирование политики ЕС.

председатель Европейской Комиссии выбирает квалифицированное большинство Европейского Совета. Кандидатура представляется на утверждение большинством голосов Европейский Парламент. Если предложенная кандидатура не поддержана большинством, то Европейский Совет должен подать в Европейский Парламент другую кандидатуру, которую выбирают по той же процедуре.

Основной задачей Главы является руководство работой Европейской Комиссии и участия в конкурсе ее во внешних отношениях. Председатель Европейской Комиссии распределяет обязанности между членами Комиссии и формирует рабочие группы, которые состоят из комиссаров.

Начиная с 23 ноября 2004 г., Главой Европейской Комиссии Жозе Мануэль Баррозу - португальский политический деятель, который на этой должности сменил Романо Проди (1999-2004 гг.). Кандидатура Баррозу на пост Председателя Европейской Комиссии была повторно одобрена Европейским Парламентом 1 сентября 2009 г. На поддержку Баррозу проголосовали 382 депутата, против - 219, воздержались-117.

Председатель Европейской Комиссии созывает заседание Европейской Комиссии; утверждает повестку дня заседаний; проводит голосование и визирует протоколы и правовые акты, принятые Европейской Комиссией.

Европейская Комиссия из своих членов может выбрать одного или двух заместителей Председателя Европейской Комиссии.

Европейская Комиссия делится на Генеральные директораты и службы. Каждый Генеральный директорат отвечает за конкретную сферу деятельности, а Генеральный директор который его возглавляет, подотчетен одному из комиссаров. Такое структурное разделение Европейской Комиссии напоминает разделение на министерства в правительствах стран-членов ЕС. Генеральный директор всегда является гражданином другой страны, чем комиссар.

Комиссары - члены Европейской Комиссии - являются международными служащими и представляют интересы ЕС в целом, а не своих стран. Они не могут пользоваться никакими инструкциями от правительств стран-членов. Одновременно страны должны уважать независимость комиссаров и не оказывать на них никакого давления.

Комиссару в выполнении его обязанностей помогает кабинет, в состав которого входят преимущественно доверенные лица, которые по правилам родом из той же страны, что и комиссар. Работу кабинетов координируют служащие, которые занимают очень высокие посты в правительственной иерархии ЕС. их главной функцией является представлять комиссара в случае его отсутствия на заседаниях Европейской Комиссии.

Комиссары не могут осуществлять деятельность, которая противоречит их обов"язкам. им запрещено заниматься любой другой профессиональной работой, даже если она неоплачиваемая. Если комиссар ненадлежаще выполняет свои функции, Совет ЕС и Европейская Комиссия могут обратиться в Суд ЕС с предложением о его отставке. Суд ЕС может также лишить комиссара пенсионных прав и других привилегий.

Работа Европейской Комиссии координируется Генеральным секретариатом, во главе которого стоит Генеральный секретарь. Он может участвовать в заседаниях Комиссии, но не является ее членом и не имеет права голосовать. Затем Генеральный секретарь координирует работу Генеральных дирекций, визирует протоколы заседаний Европейской Комиссии, а также отвечает за сотрудничество с другими институтами ЕС, национальными парламентами и неправительственными организациями.