1.2 Философия «экономического человека» и разделение труда. Теория производительного и непроизводительного труда

1.3 Учение о стоимости. Теория доходов: заработной платы, прибыли и ренты

1.4 Учение о капитале и о деньгах

Заключение

Список литературы

Введение

Исторически сложилось так, что почти повсеместно формиро­вание экономической науки чаще всего увязывается с именем и творчеством Адама Смита (1723 – 1790) – величайшего английско­го ученого-экономиста конца XVIII в. Эта «человеческая слабость» будет преодолена, очевидно, нескоро, ибо в отличие от естествен­ных наук, требующих, как правило, представления о современном уровне знаний, экономическую науку едва ли можно постичь, не познакомившись с теоретическими воззрениями выдающихся экономистов классической политической экономии. В их числе Адам Смит является, несомненно, центральной фигурой.

Актуальность данной темы подтверждается тем, что именно Смит, как сказал М. Блауг, стал тем, кто создал «первый в экономической науке полноценный труд, излагающий общую основу науки».

Целью данной работы является изучение учения Адама Смита.

Исследование данной работы предопределило ряд задач:

1. Рассмотреть «исследование о природе и причинах богатства народов».

2. Проанализировать учение Смита о стоимости, о капитале и о деньгах.

В качестве теоретической базы были использованы работы В. Круглова, Я. Ядгарова и других авторов.

1 Учение Адама Смита

1.1 «Исследование о природе и причинах богатства народов»: содержание и структура

«Адам Смит – отец экономики». Наверняка, всем знакомо это выражение .

Большинство исследователей экономической мысли связывают формирование экономики как науки с творчеством этого английского мыслителя. По словам признанного теоретика современности Марка Блауга (1927), Адам Смит (1723-1790) создал «первый... полноцен­ный труд, излагающий общую основу экономической науки». Это «Ис­следование о природе и причинах богатства народов» (1776 г.). Оно состоит из пяти книг: первые две излагают теоретические построения Смита, остальные представляют его взгляд на различные практические вопросы, историю общественного развития и ранее созданные систе­мы политэкономии. В первой книге содержится учение о труде как источнике богатства, разделении труда, стоимости, деньгах, ценообра­зовании, доходах (заработной плате, прибыли, земельной ренте). Во второй книге исследуется капитал: его структура и накопление. Тре­тья посвящена истории развития хозяйства различных народов. В чет­вертой книге рассматриваются теории меркантилистов и физиокра­тов. В пятой анализируются вопросы финансово-налоговой политики. Под предметом экономической науки Смит понимал экономическое развитие общества и повышение его благосостояния. Различные аспек­ты этой проблемы и рассматриваются им в «Богатстве народов», кото­рое ознаменовало коренной сдвиг в эволюции экономических идей: с одной стороны, Смит подвел итог, предыдущей работе экономической мысли, соединив практически все направления экономических исследований; с другой стороны, его труд стал исходным моментом дальнейших изысканий .

1.2 Философия «экономического человека»

и разделение труда. Теория производительного и непроизводительного труда

Особое значение для Смита имело знакомство с французским философом Клодом Адрианом Гельвецием (1715-1771), считавшим эго­изм естественным свойством человека и фактором общественного прогресса. С этим увязывалась еще одна базовая идея французской философии эпохи Просвещения идея природного равенства людей, в соответствии с которой каждому должно быть предоставлено право преследовать свою выгоду, в результате чего выиграет все общество. Ограничение свободы человека допустимо лишь постольку, поскольку этого требует обеспечение свободы других людей, государство долж­но основываться на свободном общественном договоре граждан. Смит развил эти идеи и применил их к политэкономии; созданные им пред­ставление о природе человека, а также соотношении человека и обще­ства легли в основу взглядов классической школы. Понятие «экономи­ческий человек» возникло несколько позже, но его создатели опирались на идеи Смита.

Главным мотивом хозяйственной деятельности человека Смит счи­тал корыстный интерес: каждый стремится наиболее выгодно исполь­зовать свой капитал, при этом зачастую не думая об общественной пользе. В одиночку человек не может удовлетворить все свои потреб­ности, поэтому люди вынуждены взаимодействовать, обмениваясь продуктами своего труда. Так развивается разделение труда. Помогая друг другу, люди способствуют развитию общества, преследуя част­ные интересы, они «невидимой рукой» направляются к общественно полезной цели. «Невидимая рука» это стихийное действие объек­тивных экономических законов, действующих помимо, а часто и про­тив воли людей. Условия же, при которых наиболее эффективно осу­ществляется благотворное действие частного интереса и стихийных законов экономического развития, Смит назвал естественным поряд­ком. Разделение труда ученый считал важнейшим фактором экономического прогресса. На примере булавочной мануфактуры он показал громадный рост производительности труда из-за специализации от­дельных рабочих на выполнении одной операции. Мастерская это иллюстрация, все общество работает как такая мануфактура, от разде­ления труда выигрывают не только владельцы средств производства, но и все остальные.

Смит не первым обратился к проблеме разделения труда (об этом писали еще древнегреческие философы). Но он выделил ряд новых моментов: увидел универсальный характер разделения труда от про­стых операций до профессий (затем до классов и деления страны на город и село); показал, что разделение труда может иметь различные степени и чем их больше, тем труд производительнее; связал разде­ление труда со снижением издержек. Он увязывал разделение труда и с размерами рынка, то есть с распространенностью обмена. Если ры­нок невелик, специализация занятий мало распространена. В глухой деревушке крестьянин должен быть и плотником, и пекарем, поскольку одним ремеслом ему не прокормиться. В деревенской лавке продается многое: от гвоздей и веревок до продуктов питания и тканей, поскольку если она будет специализироваться, как городские магазины, на про­даже какого-то товара, то скоро прекратит торговлю из-за недостатка покупателей, то есть ограниченности рынка. Расширение рынков дает все больше предпосылок для разделения труда и специализации про­изводства, что, в свою очередь, повышает производительность труда .

Одна из основных идей Смита состоит в том, что богатство обще­ства создается трудом в процессе производства и зависит от уровня производительности труда и доли населения, занятого производи­тельным трудом. Ученым сформулирована теория производительного и непроизводительного труда. Согласно ей производительный труд, занятый в сфере материального производства, увеличивающий сто­имость предмета, к которому он прилагается и в котором закрепляет­ся; а непроизводительный труд по оказанию услуг, ничего не добав­ляющий к стоимости и не закрепляющийся в предмете, к которому он прилагается. Производительный работник оплачивается из капитала и создает прибыль своему нанимателю, а непроизводительный работ­ник оплачивается из дохода и не создает прибыли нанимателю. Не­одинакова и степень производительности разных видов экономической деятельности, которая как раз и определяется количеством привле­ченного производительного труда. Исходя из этого, наиболее производительными являются сельское хозяйство и промышленность, за ними идут внутренняя и внешняя торговля, а также транспорт.

1.3 Учение о стоимости. Теория доходов: заработной платы, прибыли и ренты.

Большое внимание Смит уделял категории «стоимость». Он утверж­дал, что труд это единственное мерило стоимости. В примитивном обществе ее определение возможно трудом, затраченным на производ­ство товара, и трудом, покупаемым в процессе обмена. Использование обоих способов допустимо, так как при простом товарном производ­стве нет принципиальной разницы между количеством первого и вто­рого видов труда. В цивилизованном (капиталистическом) обществе в производстве существуют капитал и наемный труд, предпринима­тель получает большую стоимость, чем платит за труд наемных рабо­чих, следовательно, количество второго вида труда меньше количе­ства первого, значит, нарушается принцип эквивалентности - основа трудовой теории стоимости. Решая возникшую проблему, ученый го­ворит, что в условиях капитализма определение стоимости возможно суммой трех видов дохода (зарплаты, прибыли и ренты). Здесь мы пе­реходим к теории доходов Смита.

Ученый безоговорочно поддержал новый промышленный строй, благотворность развития обмена и крупного производства для всех слоев общества казалась ему очевидной. Новые формы хозяйства выше в техническом отношении, они увеличивают народное богатство, и Смит без колебаний встает на их сторону. Распадение общества на три ос­новных класса: рабочих, капиталистов, землевладельцев ученый счи­тал естественным, хотя и признавал, что на более низких ступенях раз­вития общество не делится на классы, а продукт труда принадлежит производителю, владеющему землей и орудиями производства. Упо­мянутые классы различаются как по своим доходам, так и по отноше­нию их интересов к интересам всего общества .

Заработная плата доход наемных рабочих. Они заинтересованы в общем преуспеянии, ибо с ускорением накопления капиталов увели­чиваются спрос на труд и зарплата. На исторических примерах Смит показал, что уровень зарплаты напрямую зависит от роста народного богатства: не его абсолютной величины, а именно темпа роста. Цены на труд наиболее высоки не в самых богатых странах, а в тех, где про­цветают промышленность и торговля, где богатство растет быстрее всего. Чрезвычайная высота зарплаты в США объяснялась именно быстрым ростом богатства этого государства. В стране же, богатство которой велико, но не растет, зарплата не может быть высока, потому что рост численности населения при неподвижном состоянии богат­ства быстро ведет к превышению предложения труда над спросом на него и, следовательно, к падению зарплаты. В еще худшем положении находятся рабочие стран, богатство которых сокращается: их уделом становятся нищета и голод, поскольку спрос на труд падает значитель­но ниже его предложения. Итак, для Смита, очевидно, что главный интерес рабочих в быстром росте народного богатства, то есть инте­ресы рабочего класса совпадают с интересами общества в целом. Эти рассуждения объясняют, как ученый мог одновременно поддерживать новый промышленный строй и сочувствовать рабочему классу. Ничто не вызывало у него такого негодования, как ограничение свободы ра­бочего искать себе заработок: «Самое священное и неприкосновенное право собственности есть право на свой собственный труд, потому что из этого права вытекают все прочие права собственности. Все имуще­ство бедного состоит в его силе и ловкости его рук; мешать ему упо­требить эту силу и ловкость так, как он заблагорассудит, если он никому не причиняет этим вреда, есть явное насилие над этой первоначаль­ной собственностью».

Становление классической экономической школы связано с име-нем выдающегося английского ученого Адама Смита (1723-1790). Именно А. Смит разработал и представил экономическую картину общества как систему. Основным его произведением является «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776). В нем представлены следующие теоретические положения.

1. Рыночная экономика . А. Смит выдвинул абстракцию «экономический человек», характеризующую в чистом виде действия людей в экономике. «Экономический человек», по его мнению, руководствуется только выгодой, как человек-эгоист. Из природы человека-эгоиста рождается обмен, поскольку он не делает подарков и если что-то дает, то требует как минимум эквивалентного возмещения. Таким образом, обмен, рыночная экономика, по А. Смиту, естественны для человека. Другой методологической категорией исследователя была «невидимая рука». «Невидимая рука» — это объективные экономические законы, действующие независимо от воли и сознания людей. Соединяя понятие «невидимой руки» с категорией «экономический человек», А. Смит отмечал, что человек, «преследуя свои собственные интересы, часто более действенным образом служит интересам общества, чем тогда, когда сознательно стремится сделать это», что «невидимая рука» рынка дает для общества лучшие результаты, чем государственное регулирование. Это объясняется тем, что, действуя в условиях «невидимой руки», человек удовлетворяет, прежде всего, свой личный интерес и поэтому работает хорошо (для себя, но одновременно и для общества). Таким образом, А. Смит обосновывал концепцию свободы от государственного вмешательства в экономику, получившую название концепции «экономического либерализма».

2. Богатство . По А. Смиту, основными факторами увеличения богатства являются количество трудящихся и их производительность. Источником богатства, создателем всех ценностей служит труд, а именно — «годовой труд каждой нации», направляемый для годового потребления.

3. Разделение труда . Вначале в качестве примера приводится разделение труда в булавочной мануфактуре, способствующее повышению производительности труда, благодаря совершенствованию навыка рабочего при выполнении отдельной операции и сбережению времени при переходе от одной операции к другой. Тот же результат приносит и разделение труда в масштабах народного хозяйства. В то же время происхождение разделения труда на микро- и макроэкономическом уровне различно. Если в мануфактуре специализацию рабочих задаст управляющий, то в народном хозяйстве его создает, по мнению А. Смита, «невидимая рука».

4. Деньги . Это товар, стихийно выделившийся в процессе обращения на роль всеобщего эквивалента , для преодоления трудностей прямого продуктообмена. Среди функций денег А. Смит выделял функцию средства обращения.

5. Стоимость и цена . А. Смит указывает, что у всех товаров есть одно общее свойство — то, что они являются продуктом труда. Автор приходит к выводу, что стоимость — не что иное, как количество заключенного в товаре необходимого труда. Кроме того, величина стоимости определяется не фактическими затратами труда конкретного производителя, а затратами, которые в среднем по отраслям необходимы для создания такого товара при данном уровне развития производительных сил.

Так как среди товаров уже выделился всеобщий эквивалент (деньги), то появляется измерение стоимости в деньгах, т. е. цена. А. Смит отмечает, что цена может отклоняться от стоимости: на короткое время — под влиянием колебаний спроса и предложения, на длительное — под влиянием монополии.

А. Смит переходит к капиталистической экономике, когда рабочий создает товар, а капиталист становится его владельцем и продавцом. Для капиталиста в основе стоимости товара лежат издержки на оплату рабочих, покупку средств производства и аренду земли. Но то, что для капиталиста издержки, является одновременно доходами для рабочих, самого капиталиста и земельного собственника. В этом заключается смысл формулировки, согласно которой «заработная плата, прибыль и рента являются тремя первоначальными источниками стоимости». Следовательно, в стоимость товара А. Смит не включил стоимость потребленных средств производства.

6. Заработная плата . Нижнюю границу заработной платы, по мнению А. Смита, составляет стоимость минимума средств существования рабочего и его семьи, на которую влияет материальный и культурный уровень развития страны. Заработная плата зависит также от спроса и предложения рабочей силы на рынке труда . А. Смит был одним из первых сторонников высокой заработной платы, ибо такая зарплата улучшает положение низших слоев народа и материально заинтересовывает работника в повышении производительности труда.

7. Прибыль . А. Смит дал двоякое определение сущности прибыли. С одной стороны, прибыль у него — это вознаграждение предпринимательской деятельности. С другой стороны, прибыль представляет собой определенное количество труда, которое капиталист не оплатил рабочему. Обосновывал он это тем, что прибыль не сообразуется с количеством и сложностью труда по управлению предприятием. Кроме этого, она зависит от размеров применяемого капитала.

8. Капитал . Автор дает своеобразную трактовку оборота капитала и деления капитала на основной и оборотный. Основной капитал приносит прибыль «без перехода от одного владельца к другому или без дальнейшего обращения». В основной капитал он включает здания и сооружения, улучшение земельных участков, машины, профессиональную квалификацию работников. Оборотный капитал служит своему владельцу тем, что «постоянно уходит от него в одной форме и возвращается в другой». Он представлен деньгами, сырьем и готовой продукцией. Таким образом, А. Смит под оборотом понимал переход вещи от одного владельца к другому.

9. Трактовка производительного и непроизводительного труда . По мнению А. Смита, производительным можно считать лишь такой труд, который производит товары и создает стоимость. Непроизводительный труд, соответственно, не производит товара и не может создать стоимости. К непроизводительному труду он относил всю сферу нематериального производства.

10. Роль государства в экономике. Не отвергая полностью участие в экономической жизни и контроль со стороны государства, А. Смит отводит ему роль «ночного сторожа», а не регламентатора и регулятора экономических процессов. Выделяет три функции, которые призвано выполнять государство: отправление правосудия, защита страны, устройство и содержание общественных учреждений.

Летом 1723 года в городке Керколди округа Файф в Шотландии родился Адам Смит. Достоверно известна лишь дата, когда он был крещен в местной церкви: 5 июня. Отец ребенка умер еще до рождения сына, а потому воспитание мальчика целиком и полностью легло на плечи матери. Когда Адаму исполнилось четыре года, его похитили цыгане, но вся округа поднялась, и отряд под руководством дяди мальчика вернул ребенка матери. Несмотря на плохое здоровье, Адам рано выучился читать, а мать позаботилась о том, чтобы мальчик получил хорошее начальное образование.

В четырнадцать лет Адам Смит отправился в Глазго и поступил в университет. Здесь он в течение двух лет изучал основы философии у известного преподавателя того времени Фрэнсиса Хатчисона. Очень многие яркие личности того времени были воспитаны на блестящих лекциях этого профессора, и его особая заслуга в том, что он первым в университете Глазго начал читать лекции на обычном, понятном всем языке, а не по-латыни.

Через два года Адам Смит получил степень «магистр искусств» и за успехи в учебе был награжден стипендией для получения дальнейшего образования. Местом своей учебы Адам выбрал Оксфорд и стал студентом Бейллиол-колледжа. Шесть лет учебы в Оксфорде Адам Смит позже назвал самыми бездарными и несчастливыми годами своей жизни. Дело в том, что к шотландцам англичане относились без особой теплоты, и даже преподаватели считали возможным насмехаться над выходцами из провинции. Если бы не упорный характер Адама и не его самостоятельные занятия, он мало бы вынес из стен Оксфорда. Кстати, уехал он оттуда, не получив положенного диплома.

Вернувшись в Шотландию, Адам Смит передумал становиться священником и решился зарабатывать на жизнь литературной деятельностью. Он подготовил и прочел в Эдинбурге публичные лекции по юриспруденции, изящной словесности и риторике. Эти лекции принесли Адаму Смиту определенную славу и даже официальное признание: он был приглашен преподавателем в университет Глазго и в 1751 году стал профессором логики, а еще через год - профессором нравственной философии. Сам Адам Смит не стремился к званиям и величию. Он был чужд политических и светских амбиций и считал, что счастье ни в коей мере не может зависеть от занимаемого человеком общественного положения, а истинную радость способны принести лишь любимая работа, хорошее здоровье и спокойствие духа. Кстати, кроме матери и кузины, у Адама Смита никогда не было семьи. По-видимому, причиной этому являлось то, что еще в юности его постигло серьезное разочарование, навсегда отвратившее от мыслей о женитьбе.

Лекции Адама Смита пользовались необыкновенной популярностью. Он разработал целый курс, включавший в себя этику, теологию, историю, политику и юриспруденцию. Для того чтобы услышать знаменитого лектора, люди приезжали из самых отдаленных мест. Немаловажным было и то, что лекции Адама Смита в обязательном порядке и исключительно горячо обсуждались во всех литературных обществах и клубах Глазго. Слушатели не только слово в слово повторяли выражения Смита - они даже старались подражать его движениям и манере говорить, считая это особым фактором убеждения. Между тем Адам Смит был очень далек от образа опытного и красноречивого оратора. Дикция его не отличалась отчетливостью, голос обладал излишней резкостью, а порой лектор едва ли не заикался. Темой для разговоров была и его пресловутая рассеянность. Частенько окружающие подмечали, что Адам тихо разговаривает при отсутствии собеседника, а то и даже возражает сам себе, а на лице его блуждает легкая улыбка.

В 1752 году Адам Смит познакомился и подружился с Дэвидом Юмом, шотландским философом и историком, имевшим притом славу крупного экономиста. Эти два человека были во многом схожи - оба с увлечением изучали политическую экономию и этику, оба обладали собственным взглядом на окружающую действительность, оба отличались пытливым складом ума. Они многому научились друг у друга, а некоторые гениальные идеи и мысли Юма Адам Смит развил в своих работах.

«Теория нравственных чувств», первое сочинение Адама Смита, было опубликовано в 1759 году. Эта работа принесла Смиту широкую известность, так как фактически исследовала психологию человека в обществе и определяла необходимость следования нравственным принципам. Необходимо отметить, что «Теория нравственных чувств» была одной из самых ярких работ, касающихся этики XVIII века. В своей книге Смит развил и продолжил идеи Шефтсберри и Юма, но вместе с тем разработал совершенно новую систему этики, являвшую новую ступень относительно систем его предшественников.

Популярность Адама Смита выросла настолько, что герцог Баклейский, отправляясь в поездку по Европе вместе со своей семьей, предложил философу сопровождать его. Возможно, Адам Смит и отказался бы от этого предложения, но герцог выдвинул весьма весомый аргумент - предложил профессору пожизненную пенсию в триста фунтов каждый год. Деньги были достаточно большие и позволяли Адаму Смиту не заботиться более о средствах к существованию, сосредоточив свои силы на написании новых книг.

Путешествие Адама Смита с герцогом Баклейским началось в 1764 году и продлилось немногим менее трех лет и проходило по городам Франции и Италии. В Париже Адам Смит смог свести близкое знакомство со многими выдающимися литераторами и философами той эпохи. Он беседовал с Гельвецием и Д’Аламбером, но, по его словам, особенно важные разговоры вел с блестящим экономистом и будущим контролером финансов Франции - Тюрго. Смит не особенно хорошо знал французский язык, но это не стало препятствием долгим беседам о политэкономии и свободной торговле. К тому же они оба во многом сходились во взглядах - к примеру, считали, что вмешательство государственной системы в экономику должно быть ограниченным.

Вернувшись в Шотландию, Адам Смит стал уединенно жить в родительском доме, посвятив все время главной книге своей жизни. Десять лет Адам Смит провел практически в полной изоляции от людей, утверждая в письмах к Юму, что спокойные размышления гораздо больше продвигают его в работе, нежели досужие собеседники. В 1776 году увидела свет книга Адама Смита «Исследование о природе и причинах богатства народов», в которой он блестяще сочетал абстрактную теорию с детализированной характеристикой производства и торговли и особенностей их развития. Этой работой Адам Смит по всеобщему признанию создал фактически новую науку о взаимоотношении людей, государства и производства - политическую экономию. Труд этот состоит из пяти книг. Первая и вторая книги являются очерком теоретической экономики. Третья и четвертая посвящены истории экономических взглядов, связанных с европейской хозяйственной истории после падения Рима. В пятой книге Смит определил связи финансовой науки и науки об управлении. Основная идея, которую столь блестяще доказал экономист, заключена в том, что труд человека является фактором и источником всеобщего богатства. Адам Смит также пришел к выводу, что важнейшим двигателем экономического прогресса выступает разделение труда. Самым же важным для современников Адама Смита являлось то, что в своем труде он описал современную ему экономическую систему и показал непригодность ее к новых условиям хозяйствования. Идеи Адама Смита фактически вставали на защиту нарождавшейся буржуазии, служили именно ей, хотя сам экономист был очень далек от защиты интересов землевладельцев, буржуазии или аристократов.

В 1778 году Адаму Смиту предложили занять должность в Таможенном совете Шотландии. Он согласился и переехал в Эдинбург на постоянное место жительства. Теперь его приезды в Лондон обязательно сопровождались чтением лекций по экономике, которые публика воспринимала как откровения и встречала с восхищением. Одним из восторженных почитателей Адама Смита был Уильям Питт-младший, будущий премьер-министр Англии, пытавшийся позже реализовать основные принципы экономики Адама Смита на практике. Времени на изучение знаменитой книги у премьера было много - ведь когда он ознакомился с этим трудом, ему исполнилось всего восемнадцать лет.

В 1787 году Адам Смит был избран на должность ректора университета Глазго. В том же году он в последний раз приезжал в Лондон - для участия в традиционном обеде известных политиков Англии. Адам Смит опоздал на этот обед, а когда вошел в зал, все присутствующие поднялись на ноги. Смущенный таким приемом, экономист пробормотал: «Садитесь, джентльмены!», но ему ответили: «Ни в коем случае! Мы останемся стоять, пока не сядете вы - наш учитель». К слову, Адам Смит искренне восхищался Уильямом Питом-младшим, утверждая, что этот человек понимает его идеи гораздо лучше, чем сам их автор.

Более Адам Смит никогда не покидал Эдинбург. Вскоре умерла его мать, и, по словам друзей, Смит совсем пал духом после этой потери. Он стал еще более нелюдимым и к тому же очень серьезно заболел. Великий экономист умер 17 июля 1790 года. Перед своей смертью он приказал уничтожить все неоконченные свои работы, как бы в очередной раз напоминая потомкам о презрении к мирской суете и тщеславию.

Адам Смит - шотландский экономист, один из создателей современной экономической теории, крупнейшая фигура классической политэкономии, философ - был уроженцем небольшого шотландского портового города Керкколди. Известно, что крестили его 16 июня 1723 г., возможно, что и родился он в этот же день. Отец, работавший скромным рабочим на таможне, скончался, так и не увидев сына. Растила Адама одна мать, мальчик перенял от нее многие нравственные установки. Мальчик с ранних лет был окружен книгами, получил неплохое начальное образование в местной школе.

14-летним подростком он поступил на факультет моральной философии в университет Глазго. В числе нескольких студентов Смит получил стипендию на продолжение образования в Оксфорде и в 1740 г. оказался в Бейллиол-Колледже, куда приехал, имея степень магистра искусства. В стенах колледжа Смит изучал литературу и философию, проводил много времени за книгами и самостоятельными занятиями. По его собственному признанию, эти 6 лет были самыми несчастными в его биографии и проведенными бездарно. Так и не получив диплома об образовании, Смит ушел из университета в 1746 г., после чего уехал в Керколди, посвятив там 2 года самообразованию.

В ходе в одной из поездок в столицу Шотландии он познакомился с лордом Кэймсом, который помог ему начать преподавательскую деятельность в Эдинбурге. С 1748 г. Смит читал лекции сначала по английской литературе, затем по юриспруденции, социологии, политическим учениям и экономике. Считается, что именно в ходе подготовки лекций Смит стал глубже интересоваться проблемами экономики и выработал собственные о них представления.

В 1751 г. Адам Смит становится профессором логики, читающим лекции в университете Глазго. Он обучал студентов риторике, этике, политэкономии и юриспруденции; в этой должности проработал до 1763 г., периодически на 2-3 месяца уезжая в Эдинбург. Здесь он вел клубный образ жизни, будучи закоренелым холостяком. Ранние неудачи в личной жизни привели его к решению вести именно такой образ жизни, не связывая себя ни с кем из женщин, и все последующие годы спутницами его жизни были мать и кузина.

В 1759 г. увидела свет философско-этическая работа «Теория нравственных чувств», благодаря которой Адам Смит стал известным человеком, в том числе за пределами родины. В 1762 г. он становится обладателем степени доктора юридических наук. В 1763 г. Адам Смит оставляет преподавание в университете: его пригласил сопровождать в путешествиях герцог Баклю в качестве воспитателя его сына. Предложение было очень заманчивым, поскольку покровитель пообещал ему не только жалование на время поездок, но и пенсию в дальнейшем, что предоставило Смиту возможность, не думая о заработке, посвятить себя работе над книгами. До 1766 г. он жил с семейством герцога во Франции, где произошло его знакомство с такими выдающимися людьми, как Вольтер, Гольбах, Гельвеций, Дидро и др.

Вернувшись из Франции, Смит на полгода обосновался в английской столице и являлся неофициальным экспертом при главе финансового ведомства. Весной 1767 г. он перебрался в родной город, где 6 лет не покладая рук работал над главным трудом жизни. Эта работа потребовала от него огромного напряжения, подрывала здоровье, он даже на случай смерти оформил наследственные права на книгу на друга, известного философа Юма. В 1773 г. он повез в Лондон готовую рукопись, но оказалось, что сочинение требовало доработки, на которую ушло еще три года. В 1776 г. наконец увидела свет книга, которой было отдано так много сил, - «Исследования о природе и причинах богатства народов», благодаря которой Адам Смит стал считаться величайшим экономистом международного масштаба.

В 1778 г. Смита назначают начальником Эдинбургского таможенного управления. Несмотря на приличное жалование, он жил очень скромно, главной ценностью считал библиотеку, отдавал немало средств на благотворительные цели. В 1787 г. его избрали на пост ректора университета Глазго. 17 июля 1790 г. долгая болезнь поставила в его биографии точку. В последние годы жизни Смит был настроен весьма пессимистично и мрачно, что во многом объяснялось кончиной его матери, осознанием того, что все лучшее ушло в прошлое. Всемирная слава не смогла стать заменой покинувших его близких людей. Перед смертью Смит отдал распоряжение предать огню все рукописи: слава, в том числе посмертная, волновала его мало.

Биография из Википедии

Ада́м Смит (англ. Adam Smith; крещён и родился возможно 5 (16) июня 1723, Керколди, Шотландия, Королевство Великобритания - 17 июля 1790, Эдинбург, Шотландия, Королевство Великобритания) - шотландский экономист, философ-этик; один из основоположников современной экономической теории.

Inquiry into the nature and causes of the wealth of nations , 1922

Как отмечал английский экономист и публицист конца XIX века Уолтер Бэджгот, «книги [Адама Смита] едва ли можно понять, если не иметь представления о нём как о человеке». В 1948 году Александр Грей писал: «Кажется странной наша плохая осведомлённость о подробностях его жизни… Его биограф почти поневоле вынужден восполнять недостаток материала тем, что он пишет не столько биографию Адама Смита, сколько историю его времени».

Научной капитальной биографии Адама Смита до сих пор не существует.

Адам Смит родился в июне 1723 года (точная дата его рождения неизвестна) и крещён 5 июня в городке Керколди в шотландском округе Файф. Его отец, юрист, адвокат и таможенный чиновник, которого также звали Адам Смит, умер через 2 месяца после рождения сына. Мать, Маргарет Дуглас, была дочерью значительного землевладельца. Предполагается, что Адам был единственным ребёнком в семье, так как нигде не найдено записей о его братьях и сёстрах. В возрасте 4-х лет он был похищен цыганами, но быстро спасён своим дядей и возвращён матери. Считается, что в Керколди была хорошая школа, и с детства Адама окружали книги.

В возрасте 14 лет он поступил в Университет Глазго, центр так называемого Шотландского просвещения, где два года изучал этические основы философии под руководством Фрэнсиса Хатчесона. На первом курсе он изучал логику (это было обязательным требованием), далее перешёл в класс нравственной философии; изучал древние языки (особенно древнегреческий), математику и астрономию. Адам имел репутацию странного, - например, среди шумной компании он мог вдруг глубоко задуматься. В 1740 году он поступил в Баллиол-колледж в Оксфорде, получив на продолжение образования стипендию, и закончил обучение в нём в 1746 году. Смит критически отзывался о качестве обучения в Оксфорде, написав в «Богатстве народов», что «в Оксфордском университете большинство профессоров, в течение уже многих лет, совсем отказались даже от видимости преподавания». В университете он часто болел, много читал, но ещё не проявлял интереса к экономике.

Летом 1746 года после восстания сторонников Стюартов он возвратился в Керколди, где два года занимался самообразованием.

В 1748 году Смит приступил к чтению лекций в Эдинбургском университете - под покровительством лорда Кэймса (Генри Хьюма), с которым познакомился во время одной из поездок в Эдинбург. Изначально это были лекции по английской литературе, позднее - по естественному праву (включавшему юриспруденцию, политические учения, социологию и экономику). Именно подготовка лекций для студентов этого университета и стала толчком к формулировке Адамом Смитом его представлений о проблемах экономики. Идеи экономического либерализма он стал высказывать, предположительно, в 1750-1751 годах.

Около 1750 года Адам Смит познакомился с Дэвидом Юмом, который был старше его почти на десятилетие. Сходство их взглядов, отражённых в их трудах по истории, политике, философии, экономике и религии, показывает, что вместе они формировали интеллектуальный альянс, игравший важную роль в период Шотландского просвещения.

В 1751 году Смит был назначен профессором логики в Университете Глазго. Смит читал лекции по этике, риторике, юриспруденции и политической экономии, в 1758 году был избран деканом факультета. В 1759 году Смит опубликовал книгу «Теория нравственных чувств», основанную на материалах его лекций. В данном произведении Смит проанализировал этические стандарты поведения, обеспечивающие социальную стабильность. При этом он фактически выступил против церковной морали, основанной на страхе перед загробной карой и обещаниями рая, предложил в качестве основы нравственных оценок «принцип симпатии», согласно которому нравственно то, что вызывает одобрение беспристрастных и проницательных наблюдателей, а также высказался в пользу этического равенства людей - одинаковой применимости моральных норм ко всем людям.

Круг его знакомств в Глазго, помимо Дэвида Юма, включал Джозефа Блэка (пионера в области химии), Джеймса Уатта (изобретателя парового двигателя), Роберта Фоулиса (художника и издателя, основателя первой британской академии дизайна), а также предпринимателей, после объединения Шотландии с Англией в 1707 году активно развивавших колониальную торговлю. Из общения с последними Смит почерпнул фактический материал для написания «Богатства народов».

В Глазго Смит жил 12 лет, регулярно уезжая на 2-3 месяца в Эдинбург; здесь он пользовался уважением, завёл себе круг друзей, вёл образ жизни клубного человека-холостяка.

Сохранились сведения, что Адам Смит дважды, в Эдинбурге и в Глазго, едва не женился, но по каким-то причинам этого не произошло. Ни в воспоминаниях современников, ни в его переписке не сохранилось доказательств того, что это всерьёз затронуло бы его. Смит жил с матерью (которую пережил на 6 лет) и незамужней кузиной (умершей за два года до него). Один из современников, посетивших дом Смита, сделал запись, согласно которой в доме подавалась национальная шотландская пища, соблюдались шотландские обычаи. Смит ценил народные песни, танцы и стихи, один из его последних книжных заказов - несколько экземпляров первого вышедшего тома стихов Роберта Бёрнса (который сам высоко ценил Смита, и неоднократно ссылался на его работы в своей переписке). Несмотря на то, что шотландская мораль не поощряла театр, сам Смит любил его, особенно французский театр.

Источником информации о развитии идей Смита являются записи лекций Смита, сделанные предположительно в 1762-63 годах одним из его студентов и найденные экономистом Эдвином Кэннаном. Согласно лекциям, курс нравственной философии в исполнении Смита к тому моменту являлся скорее курсом социологии и политической экономии; высказывались материалистические идеи, а также начала идей, получивших развитие в «Богатстве народов». К другим источникам относятся найденные в 1930-х годах наброски первых глав «Богатства»; они датируются 1763 годом. В этих набросках содержатся идеи о роли разделения труда, понятия производительного и непроизводительного труда, и так далее; критикуется меркантилизм и даётся обоснование Laissez-faire.

Книга «Теория нравственных чувств» принесла Адаму Смиту большую известность, в частности заинтересовала лорда Чарльза Тауншенда, впоследствии ставшего канцлером казначейства; он предложил Смиту стать наставником его пасынка, Генри Скотта, герцога Баклю. Ежегодное вознаграждение в £300 фунтов и возмещение дорожных расходов существенно превосходило его профессорское жалование, кроме того давало возможность совершить путешествие по Европе, поэтому Смит в 1763 году ушёл из университета и отправился с Генри в Тулузу. Во время 18-месячного пребывания в Тулузе Адам Смит начал работу над «Богатством наций», после этого на 2 месяца он и Генри отправились в Женеву, где посетили Вольтера в его женевском поместье. После Женевы они отправились в Париж, где Дэвид Юм, работавший в то время секретарём британского посольства, познакомил Смита с деятелями французского просвещения. В Париже он присутствовал в «антресольном клубе» Франсуа Кенэ, то есть лично познакомился с идеями физиократов; впрочем, по свидетельствам, на этих собраниях он больше слушал, нежели говорил. Однако, учёный и писатель Аббат Морелле в своих мемуарах говорил, что талант Смита ценился месье Тюрго; он неоднократно беседовал со Смитом о теории торговли, банках, государственном кредите и других вопросах «большого сочинения, которое он замышлял». Из переписки известно, что Смит общался также с д’Аламбером и Гольбахом, кроме того, он был введён в салон мадам Жоффрен, мадемуазель Леспинасс, бывал у Гельвеция.

Вопрос влияния физиократов на Смита является дискуссионным; Дюпон де Немур считал, что главные идеи «Богатства народов» были заимствованы, и поэтому находка профессором Кэннаном лекций глазговского студента была крайне важна как доказательство того, что основные идеи уже сложились у Смита ещё до французской поездки.

После возвращения из Франции Смит полгода, до весны 1767 года, работал в Лондоне в качестве неофициального эксперта при канцлере казначейства лорде Тауншенде, за это время он был избран членом Лондонского королевского общества и расширил круг знакомств Эдмундом Бёрком (политический деятель), Сэмюэлом Джонсоном (литературный критик), Эдуардом Гиббоном (историк) и, возможно, Бенджамином Франклином. С весны 1767 года он шесть лет затворнически прожил в Керколди, работая над книгой «Богатство народов». При этом книгу он не писал сам, а диктовал секретарю, после чего правил и обрабатывал рукопись и давал переписывать её набело. Он жаловался, что напряжённая однообразная работа подрывает его здоровье, и в 1773 году, уезжая в Лондон, даже счёл нужным формально передать Юму права на своё литературное наследство. Сам он считал, что едет в Лондон с готовой рукописью, однако, на самом деле, в Лондоне ему потребовалось более двух лет на доработку с учётом новых статистических сведений и иных публикаций. В процессе доработки для облегчения понимания он исключил большую часть ссылок на произведения других авторов.

Смит всемирно прославился после публикации книги «Исследование о природе и причинах богатства народов» в 1776 году. Эта книга детально анализирует, как могла бы действовать экономика в условиях полной экономической свободы и разоблачает всё, что этому препятствует. В книге обоснована концепция laissez-faire (принцип свободы экономического развития), показана социально полезная роль индивидуального эгоизма, подчеркнуто особое значение разделения труда и обширности рынка для роста производительности труда и национального благосостояния. «Богатство народов» открыло экономику как науку на основе доктрины свободного предпринимательства.

В 1778 году Смит был назначен одним из пяти таможенных комиссаров Шотландии в Эдинбурге. Имея очень высокий по тем временам оклад в 600 фунтов стерлингов, он продолжал вести скромный образ жизни, тратил деньги на благотворительность; единственной оставшейся после него ценностью была собранная за жизнь библиотека. К службе он относился серьёзно, что мешало научной деятельности; первоначально, впрочем, он планировал написать третью книгу, всеобщую историю культуры и науки. После его смерти было опубликовано то, что автор сохранил накануне - заметки об истории астрономии и философии, а также об изящных искусствах. Остальной архив Смита был сожжён по его требованию. При жизни Смита «Теория нравственных чувств» была издана 6 раз, а «Богатство народов» - 5 раз; третье издание «Богатства» было значительно дополнено, в том числе главой «Заключение о меркантилистической системе». В Эдинбурге у Смита был свой клуб, по воскресеньям он устраивал ужины для друзей, бывал, среди прочих, у княгини Екатерины Дашковой. Смит скончался в Эдинбурге после продолжительной болезни кишечника 17 июля 1790 года.

Адам Смит был чуть выше среднего роста; имел правильные черты лица, серо-голубые глаза, крупный прямой нос и прямую фигуру. Он одевался неброско, носил парик, любил ходить с бамбуковой тростью на плече, иногда говорил сам с собой.

Идеи Адама Смита

Развитие промышленного производства в XVIII веке привело к росту общественного разделения труда, что потребовало увеличения роли торговли и денежного обращения. Складывавшаяся практика вступала в противоречие с господствовавшими представлениями и традициями в экономической сфере. Возникла необходимость пересмотра существовавших экономических теорий. Материализм Смита позволил ему сформулировать идею объективности экономических законов.

Смит изложил логичную систему, которая объяснила работу свободного рынка на базе внутренних экономических механизмов, а не внешнего политического управления. Этот подход до сих пор является основой экономического образования.

Смит сформулировал концепции «экономического человека» и «естественного порядка». Смит считал, что человек является основой всего общества, и исследовал поведение человека с его мотивами и стремлением к личной выгоде. Естественный порядок в представлении Смита - это рыночные отношения, в которых каждый человек основывает своё поведение на личных и корыстных интересах, сумма которых и образует интересы общества. В представлении Смита, такой порядок обеспечивает богатство, благополучие и развитие как отдельного человека, так и общества в целом.

Для существования естественного порядка требуется «система естественной свободы», основу которой Смит видел в частной собственности.

Самый известный афоризм Смита - «невидимая рука рынка» - фраза, которую он использовал для демонстрации автономности и самодостаточности системы, основанной на эгоизме, который выступает эффективным рычагом при распределении ресурсов. Суть её в том, что собственная выгода достижима лишь через удовлетворение чьей-то потребности. Таким образом, рынок «подталкивает» производителей к реализации интересов других людей, а всех вместе к росту богатства всего общества.

Ресурсы же при этом, под воздействием «сигнальной системы» прибыли, перемещаются через систему спроса и предложения в те сферы, где их использование наиболее эффективно. Смит рассматривает проблему установления некоторого «естественного» уровня цены каждого фактора производства - заработной платы, процента и ренты. Эти уровни имели принципиальное значение для теории «естественной» цены, так как цена любого товара является «естественной» тогда, когда она складывается из «естественных» уровней доходов каждого из факторов. Исследования Смита позже положили начало развитию теории распределения доходов по каждому фактору, применению принципа предельной производительности для определения доходов каждого из факторов производства.

Смит кри­ти­ко­вал тео­рию, объясняющую стоимость товара его по­лез­но­стью («па­ра­докс Ада­ма Сми­та»). В раз­ви­вавшейся им тео­рии за­трат стои­мость в при­ми­тив­ном об­ще­ст­ве оп­ре­де­ля­ет­ся за­тра­та­ми тру­да, а в раз­ви­том скла­ды­ва­ет­ся из ес­тественной нор­мы за­ра­бот­ной пла­ты, при­бы­ли и рен­ты.

Влияние работ Смита

Работы Смита были наиболее влиятельны в Англии и Франции. Однако в Англии крупные и самостоятельные мыслители, до Рикардо, Смита не поддерживали; первыми критиками Смита стали люди, выражающие интересы землевладельцев, среди которых самыми важными являются Мальтус и граф Лодердейл. Во Франции поздние физиократы встретили было учение Смита холодно, но в первые годы XIX века Жермен Гарнье сделал первый полноценный перевод «Богатства народов» и опубликовал его со своими комментариями. В 1803 году Сэй и Сисмонди опубликовали книги, в которых выступили преимущественно последователями Смита.

Согласно некоторым сведениям, в Испании книга Смита изначально была запрещена инквизицией. Причина запрета была в том, что в Испании очень настороженно следили за событиями французской революции, в том числе старались не допустить распространение идей разрушения феодальной системы правления. Поступающие из Франции книги очень тщательно изучались для выявления революционных идей. Указание во французском издании на первоначальную публикацию «Богатства народов» в Лондоне инквизиторские цензоры в 1791 году сочли выдумкой. Работу рекомендовали к запрещению. Идеи Смита о защите ростовщичества и эгоизма признавались как скандальные и анти-евангельские.

В Германии профессора-камералисты изначально не хотели признавать идеи Смита, но позднее в Пруссии либерально-буржуазные реформы проводились последователями Смита.

Учитывая то, что в книге Смита излагались порой противоположные концепции, довольно многие люди могли объявлять себя его последователями.

В ходе следствия по делу декабристов мятежникам задавался вопрос об источниках их мыслей; имя Смита фигурировало в ответах несколько раз.

Память

В 2009 году в голосовании шотландского телеканала STV был назван среди величайших шотландцев всех времён. В 2005 году «Богатство народов» было включено в список 100 лучших шотландских книг. Маргарет Тэтчер утверждала, что носила экземпляр этой книги с собой.

Смит в Великобритании был увековечен на банкнотах двух разных банков: его портрет появился в 1981 году на облигации в 50 фунтов стерлингов, выпущенной Банком Клайдсдейл в Шотландии, а в марте 2007 года Смит попал на новую серию в 20 фунтов, выпущенных банком Англии, что сделало его первым шотландцем, изображённым на английской банкноте.

Крупный памятник Смиту авторства Александра Стоддарта был открыт 4 июля 2008 года в Эдинбурге. Он 3 метра в высоту, сделан из бронзы и расположен на площади Парламента. Скульптор XX века Джим Сэнборн создал несколько памятников работам Смита: в Центральном университете штата Коннектикут расположен «оборотный капитал», высокий перевернутый конус, в нижней половине которого расположена выписка из «Богатства народов», а в верхней части - тот же текст в двоичном коде. В Университете Северной Каролины в Шарлотте расположен «волчок Адама Смита», и ещё один памятник Смиту стоит в Кливлендском университете.

Медаль имени Адама Смита

Европейский научно-промышленный консорциум (European Scientific and Industrial Consortium «ESIC»), как одно из направлений своей деятельности осуществляет разработку и внедрение общественных наград (медалями и дипломами), которыми награждает лучших специалистов и экспертов в различных областях науки и производства.

«ESIC» учредил «Медаль Адама Смита» (Medal Eropean Scientific and Industrial Consortium «ESIC» - Adam Smith), которая служит подтверждением общественного признания заслуг специалистов и ученых в области экономики и финансов.

Медалью награждаются высокопрофессиональные специалисты в области экономики и финансов за:личные заслуги в совершенствовании мировой финансовой системы, формировании и развитии её отдельных институтов;разработку новых научных направлений в экономике и решение актуальных социально-экономических задач;подготовку квалифицированных кадров в области экономики и финансов.

Труды

  • Лекции по риторике и написанию писем (1748 год)
  • Теория нравственных чувств (1759 год)
  • Лекции по риторике и написанию писем (1762-1763, опубликованы в 1958 году)
  • Лекции по юриспруденции (1766 год)
  • Исследование о природе и причинах богатства народов (1776 год)
  • Сообщение о жизни и работах Дэвида Юма (1777 год)
  • Мысли о состоянии соревнования с Америкой (1778 год)
  • Эссе на философские темы (1785 год)
  • Система двойного вложения (1784 год)

Издания на русском языке

  • Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. / Вступит. статья и комментарий В. С. Афанасьева. - М.: Издательство социально-экономической литературы, 1962. - 684 с.
  • Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов (книги I-III). / Пер. с англ, вводная статья и комментарии Е. М. Майбурда. - М.: Наука, 1993. - 572 с.
  • Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. - М.: Эксмо, 2007. - (Серия: Антология экономической мысли) - 960 с.
  • Смит А. Теория нравственных чувств. - М.: Республика, 1997. - 352 с. - (Серия: Библиотека этической мысли).

Адам Смит – шотландский политэкономик, экономист, философ и один из основоположников современной экономической теории. Его достижения в области экономики как науки сравнивают с ньютоновскими успехами в физике по уровню значимости.

Краткая биография

Сохранилось небольшое количество фактов из биографии Адама Смита. Известно, что он родился в июне 1723 года (точная дата его рождения неизвестна) и крещён 5 июня в городке Керколди в шотландском округе Файф.

Его отец — таможенный чиновник, которого также звали Адам Смит , умер за 2 месяца до рождения сына. Предполагается, что Адам был единственным ребёнком в семье. В возрасте 4-х лет он был похищен цыганами, но быстро спасен своим дядей и возвращен матери. В Керколди была хорошая школа, и с детства Адама окружали книги.

Период учебы

В возрасте 14 лет Адам Смит поступил в университет Глазго, где два года изучал этические основы философии под руководством Фрэнсиса Хатчесона . На первом курсе он изучал логику (это было обязательным требованием), далее перешёл в класс нравственной философии. Изучал древние языки (особенно древнегреческий), математику и астрономию.

Адам имел репутацию странного, но умного человека. В 1740 году он поступил в Оксфорд, получив на продолжение образования стипендию, и закончил обучение в нём в 1746 году.

Смит критически отзывался о качестве обучения в Оксфорде, написав в «Богатстве народов» , что «в Оксфордском университете большинство профессоров, в течение уже многих лет, совсем отказались даже от видимости преподавания» . В университете он часто болел, много читал, но ещё не проявлял интереса к экономике.

Возвращение домой

Летом 1746 года он возвратился в Керколди, где два года занимался самообразованием. В 1748 году Смит приступил к чтению лекций в Эдинбургском университете . Изначально это были лекции по английской литературе, позднее - по естественному праву (включавшему юриспруденцию, политические учения, социологию и экономику).

Именно подготовка лекций для студентов этого университета и стала толчком к формулировке Адамом Смитом его представлений о проблемах экономики. Идеи экономического либерализма он стал высказывать, предположительно, в 1750-1751 годах.

Основой научной теории Адама Смита было стремление взглянуть на человека с трёх сторон: с позиций морали и нравственности, с гражданских и государственных позиций, с экономических позиций.

Идеи Адама Смита

Адам читал лекции по риторике, искусству написания писем и позднее по предмету «достижение богатства», где он впервые детально изложил экономическую философию «очевидной и простой системы природной свободы» , что нашло отражение в его самой известной работе .

Около 1750 года Адам Смит познакомился с Дэвидом Юмом , который был старше его почти на десятилетие. Сходство их взглядов, отражённых в их трудах по истории, политике, философии, экономике и религии, показывает, что вместе они формировали интеллектуальный альянс, игравший важную роль в период возникновения, так называемого “Шотландского просвещения” .

«Теория нравственных чувств»

В 1751 году Смит был назначен профессором логики в Университете Глазго. Смит читал лекции по этике, риторике, юриспруденции и политической экономии. В 1759 году Смит опубликовал книгу «Теория нравственных чувств» , основанную на материалах его лекций.

В данном произведении Смит проанализировал этические стандарты поведения , обеспечивающие социальную стабильность. При этом он фактически выступил против церковной морали, основанной на страхе перед загробной карой и обещаниями рая.

Он предложил в качестве основы нравственных оценок «принцип симпатии» , согласно которому нравственно то, что вызывает одобрение беспристрастных и проницательных наблюдателей, а также высказался в пользу этического равенства людей - одинаковой применимости моральных норм ко всем людям.

В Глазго Смит жил 12 лет, регулярно уезжая на 2-3 месяца в Эдинбург. Он пользовался уважением, завёл себе круг друзей, вёл образ жизни клубного человека-холостяка.

Личная жизнь

Сохранились сведения, что Адам Смит дважды, в Эдинбурге и в Глазго, едва не женился, но по каким-то причинам этого не произошло. Ни в воспоминаниях современников, ни в его переписке не сохранилось доказательств того, что это всерьёз затронуло бы его.

Смит жил с матерью (которую пережил на 6 лет ) и незамужней кузиной (умершей за два года до него ). Один из современников, посетивших дом Смита, сделал запись, согласно которой в доме подавалась национальная шотландская пища, соблюдались шотландские обычаи.

Смит ценил народные песни, танцы и стихи, один из его последних книжных заказов - несколько экземпляров первого вышедшего тома стихов Роберта Бёрнса . Несмотря на то, что шотландская мораль не поощряла театр, сам Смит любил его, особенно французский театр.

Книга «Богатство народов»

Смит всемирно прославился после публикации книги «Исследование о природе и причинах богатства народов» в 1776 году. Эта книга детально анализирует, как могла бы действовать экономика в условиях полной экономической свободы и разоблачает всё, что этому препятствует.

«Богатство народов» открыло экономику как науку
на основе доктрины свободного предпринимательства

В книге обоснована концепция свободы экономического развития , показана социально полезная роль индивидуального эгоизма, подчеркнуто особое значение разделения труда и обширности рынка для роста производительности труда и национального благосостояния.

Последние годы

В 1778 году Смит был назначен одним из пяти таможенных комиссаров Шотландии в Эдинбурге. Имея очень высокий по тем временам оклад в 600 фунтов стерлингов, он продолжал вести скромный образ жизни, тратил деньги на благотворительность. Единственной оставшейся после него ценностью была собранная за жизнь библиотека.

При жизни Смита «Теория нравственных чувств» была издана 6 раз , а «Богатство народов» - 5 раз ; третье издание «Богатства» было значительно дополнено, в том числе главой «Заключение о меркантилистической системе» .

В Эдинбурге у Смита был свой клуб, по воскресеньям он устраивал ужины для друзей, бывал, среди прочих, у княгини Воронцовой-Дашковой.

Адам Смит скончался 17 июля 1790 года в возрасте 67 лет в Эдинбурге после продолжительной болезни кишечника.