Среды жизни Водная Наземная Почвенная Воздушная






Изучи внешнее строение млекопитающих и вставь в предложенный текст пропущенные слова: Тело млекопитающих покрыто _____________ и состоит из тех же отделов, что и у других позвоночных животных: ___________, шеи, ____________, ___________ и двух пар _________________. На голове хорошо различаются ____________ и черепной отделы. Ротовое отверстие окружено мягкими _________, а на конце морды имеется _______. Ближе к боковым поверхностям головы расположены __________, защищенные подвижными ____________, по наружным краям которых находятся длинные ________________.


Общая характеристика млекопитающих 4. Тело подразделено на голову, шею, туловище, парные передние и задние конечности, хвост. Конечности расположены под туловищем, благодаря чему оно приподнято над землей, что дает возможность животным передвигаться с большой скоростью.




Подпушь, или подшерсток – мягкие, густые, короткие волосы Длинные, крупные, чувствующие волосы, в основании которых располагаются нервные волокна, воспринимающие соприкосновение с посторонними предметами. Длинные, прочные, жёсткие остевые волосы Выполняют функцию органов осязания. Хорошо сохраняют тепло, так как между волосами этого типа задерживается много воздуха Предохраняют кожу от повреждения




Типы кожных желез млекопитающих Потовые Пахучие Млечные Сальные 5. Кожа относительно толстая, прочная и эластичная, покрытая волосяным покровом, хорошо удерживающим вырабатываемое организмом тепло. В коже расположены сальные, потовые, млечные и пахучие железы.








Млекопитающие – высшие теплокровные, покрытые шерстью позвоночные животные. Они рождают живых детенышей, выкармливают их молоком. Обладают крупным головным мозгом с хорошо развитыми полушариями переднего мозга, органами обоняния, зрения, слуха. Отличаются разнообразным и сложным поведением. Это наиболее высокоорганизованные в эволюционном плане позвоночные животные, демонстрирующие огромное разнообразие приспособлений к условиям окружающей среды. Известно, около 4 тысяч современных видов, распространенных по всему земному шару и освоивших все среды обитания.
22 Позвоночник состоит из пяти отделов. В шейном отделе всегда семь позвонков. Мускулатура представлена сложной системой дифференцированных мышц. Имеется грудобрюшная мышечная перегородка диафрагма. Развитая подкожная мускулатура обеспечивает изменение положения волосяного покрова, а также различную лицевую мимику. Виды передвижения разнообразны: ходьба, бег, лазание, прыжки, плавание, полет. Пищеварительная система сильно дифференцирована. Слюна содержит пищеварительные ферменты. У растительноядных животных значительно развита слепая кишка. У большинства клоака отсутствует. Сердце четырехкамерное. Все органы и ткани тела снабжаются чистой артериальной кровью. Органы дыхания легкие имеют большую дыхательную поверхность за счет альвеолярного строения. В дыхательных движениях, кроме межреберных мышц, участвует и диафрагма. Органы выделения тазовые почки. Моча выводится по мочеиспускательному каналу наружу.

надо по плану определить 1 место обитания 2 особенности внешнего строения 3 особенности внутреннего строения 4 значение в

природе и жизни человека

хоботные

ластоногие

непарнокопытные

зайцеобразные

парнокопытные

насекомоядные

китообразные

каждый отряд описать по плану срочно надо(

Помогите, пожалуйста. Вопросы экзамена. Желательно кратко и самое основное. Заранее ОГРОМНОЕ СПАСИБО!!!

Билет 3
1) Зоология как наука. Признаки и многообразие животных.Роль зоологии в жизни и практической деятельности человека.
2) Среда обитания и особенности внешнего строения рыб. Приспособленность внешнего строения рыб к среде обитания.
3)Назовите известных вам насекомых с неполным превращением, какую роль они играют в природе.

1)Зоология как наука. Признаки и многообразие животных. Роль зоологии в жизни и практической деятельности человека.

Среда обитания и особенности внешнего строения рыб. Приспособленность внешнего строения рыб к среде обитания.
Назовите известных вам насекомых с неполным превращением, какую роль они играют в природе. 2) Среды жизни и местообитания животных. Взаимосвязи животных в природе. Влияние человека на животных.
Особенности строения систем внутренних органов тела рыб и их функциональное значение.
Охрана птиц. Перечислите птиц занесенных в Красную книгу Казахстана. можете ответить на эти вопросы?

2. Среда обитания и особенности внешнего строения птиц.

3. Какие отличия во внешнем строении имеют представители разных отрядов рептилий? С чем это связано?

Мир обитания живых организмов оказывает на них влияние как прямое, так и косвенное. Существа постоянно взаимодействуют с окружающей средой, получая из нее пищу, но в то же время и выделяя продукты своего метаболизма.

К окружающей среде принадлежит:

  • природная - появившаяся на Земле независимо от человеческой деятельности;
  • техногенная - созданная людьми;
  • внешняя - это все, что находится вокруг организма, а также оказывает влияние на его функционирование.

Как живые организмы изменяют среду обитания? Они способствуют изменению газового состава воздуха (в результате фотосинтеза) и принимают участие в формировании рельефа, почвы, климата. Благодаря влиянию живых существ:

  • увеличилось содержание кислорода;
  • уменьшилось количество углекислого газа;
  • изменился состав воды Мирового океана;
  • появились горные породы органического содержания.

Таким образом, взаимоотношения живых организмов и среды их обитания являются сильным обстоятельством, провоцирующим различные преобразования. Различают четыре отличные друг от друга среды проживания.

Наземно-воздушная среда обитания

Включает в себя воздушную и наземную части и отлично подходит для размножения и развития живых существ. Это довольно сложная и многообразная среда, для которой характерна высокая степень организации всего живого. Подверженность почвы эрозии, загрязнениям приводит к уменьшению численности живых существ. В наземном мире обитания у организмов достаточно сильно развит внешний и внутренний скелет. Это произошло потому, что плотность атмосферы намного меньше плотности воды. Одним из значимых условий для существования считаются качество и структура воздушных масс. Они находятся в непрерывном движении, поэтому температура воздуха способна достаточно быстро изменяться. Живые существа, которые обитают в этой среде, должны адаптироваться к ее условиям, поэтому у них развилась приспособленность к резким колебаниям температур.

Воздушно-наземная среда обитания более многообразна, нежели водная. Здесь не так сильно выражены перепады давления, однако довольно часто возникает нехватка влаги. По этой причине у наземных живых созданий имеются механизмы, помогающие им со снабжением организма водой, в основном в засушливых районах. У растений образуется сильная корневая система и специальный водонепроницаемый слой на поверхности стеблей и листьев. Животные обладают исключительным строением внешних покровов. Их образ жизни помогает поддерживать водный баланс. Примером может быть миграция к водопоям. Большую роль играет и состав воздуха для наземных живых существ, обеспечивающий химическую структуру жизни. Сырьевым источником для фотосинтеза является углекислый газ. Для соединения нуклеиновых кислот и белков требуется азот.

Приспособленность к среде обитания

Приспособление организмов к среде обитания зависит от места их жительства. У летающих видов сформировалась определенная форма тела, а именно:

  • легкие конечности;
  • облегченная конструкция;
  • обтекаемость;
  • наличие крыльев для полета.

У лазающих животных:

  • длинные хватательные конечности, а также хвост;
  • тонкое длинное тело;
  • сильные мышцы, позволяющие подтягивать туловище, а также перекидывать его с ветки на ветку;
  • острые когти;
  • мощные хватательные пальцы.

У бегающих живых созданий отмечаются следующие особенности:

  • сильные конечности, имеющие малую массу;
  • уменьшенное количество защитных роговых копыт на пальцах;
  • сильные задние и короткие передние конечности.

У некоторых видов организмов специальные приспособления позволяют им сочетать признаки полета и лазанья. Например, забравшись на дерево, они способны на длинные прыжки-полеты. Другие виды живых организмов могут быстро бегать, а также летать.

Водная среда обитания

Первоначально жизнедеятельность существ была связана с водой. Особенности ее заключаются в солености, течении, пище, кислороде, давлении, свете и содействуют систематизированию организмов. Загрязнение водоемов очень плохо отражается на живых созданиях. Например, из-за уменьшения уровня воды в Аральском море пропала большая часть представителей флоры и фауны, в особенности рыбы. В водных просторах обитает огромное многообразие живых организмов. Из воды они добывают все необходимое, что требуется для осуществления жизнедеятельности, а именно питание, воду и газы. По этой причине все многообразие водных живых существ должно адаптироваться к основным особенностям существования, которые формируются химическими и физическими свойствами воды. Солевой состав среды также имеет большое значение для водных обитателей.

Огромное число представителей флоры и фауны, которые проводят жизнь во взвешенном состоянии, регулярно находятся в толще водного пространства. Умение парить обеспечивается физическими особенностями воды, то есть силой выталкивания, а также особыми механизмами самих существ. К примеру, множественные придатки, которые существенно увеличивают поверхность туловища живого организма по сравнению с его массой, усиливают трение о воду. Следующий пример жителей водной среды обитания - это медузы. Их умение держаться в толстом слое воды обуславливается необычной формой туловища, которое похоже на парашют. К тому же плотность воды очень сходна с плотностью тела медузы.

Живые организмы, среда обитания которых - вода, разными способами подстроились к передвижению. Например, рыбы и дельфины обладают обтекаемой формой тела и плавниками. Они способны быстро передвигаться благодаря необычной структуре наружных покровов, а также присутствию особой слизи, которая снижает трение о воду. У отдельных видов жуков, обитающих в водной среде, выпущенный отработанный воздух из дыхательных путей задерживается между надкрыльями и телом, благодаря этому они способны стремительно подниматься на поверхность, где происходит выпуск воздуха в атмосферу. Большая часть простейших перемещается с помощью ресничек, которые вибрируют, например, инфузория или эвглена.

Приспособления для жизни водных организмов

Различные среды обитания животных позволяют им адаптироваться и комфортно существовать. Тело организмов способно уменьшить трение о воду благодаря особенностям покрова:

  • твердая, гладкая поверхность;
  • наличие мягкого слоя, присутствующего на внешней поверхности твердого корпуса;
  • слизь.

Конечности представлены:

  • ластами;
  • перепонками для плавания;
  • плавниками.

Форма туловища обтекаемая и имеет самые разные вариации:

  • сплюснутая в спинно-брюшном отделе;
  • круглая в поперечном разрезе;
  • сплюснутая с боков;
  • торпедообразная;
  • каплевидная.

В водной среде обитания живым организмам необходимо дышать, поэтому получили развитие:

  • жабры;
  • воздухозаборники;
  • дыхательные трубки;
  • пузыри, которые заменяет легкое.

Особенности обитания в водоемах

Вода способна накапливать и сохранять тепло, поэтому этим объясняется отсутствие сильных колебаний температуры, которые довольно часто встречаются на суше. Самым значимым свойством воды является возможность растворять в себе другие вещества, которые в дальнейшем используются как для дыхания, так и для питания организмами, живущими в водной стихии. Для того чтобы дышать, необходимо наличие кислорода, поэтому концентрация его в воде имеет огромное значение. Температура воды в полярных морях близка к замерзанию, но ее стабильность позволила сформироваться определенным приспособлениям, которые обеспечивают жизнедеятельность даже в таких суровых условиях.

В этой среде проживает огромное многообразие живых организмов. Здесь обитают рыбы, земноводные, крупные млекопитающие, насекомые, моллюски, черви. Чем выше температура воды, тем меньшее количество разведенного кислорода в ней находится, который в пресной воде растворяется лучше, чем в морской. Поэтому в водах тропического пояса обитает мало организмов, в то время как в полярных водоемах присутствует огромное разнообразие планктона, который используют в пищу представители фауны, в том числе крупные китообразные и рыбы.

Дыхание реализовывается всей поверхностью тела или особыми органами - жабрами. Для благополучного дыхания требуется регулярное обновление воды, которое достигается разными колебаниями, в первую очередь движением самого живого организма или его приспособлениями, такими как реснички или щупальца. Большое значение для жизни имеет и солевой состав воды. Например, моллюскам, а также ракообразным требуется кальций для построения панциря или раковины.

Почвенная среда

Располагается в верхнем плодородном слое земной коры. Это довольно сложный и очень важный компонент биосферы, который тесно связан с остальными ее частями. Часть организмов находится в почве всю свою жизнь, другие - половину. Для растений земля играет важнейшую роль. Какие живые организмы освоили почвенную среду обитания? В ней существуют бактерии, животные, а также грибы. Жизнь в этой среде в большей степени определяется климатическими факторами, например, температурой.

Приспособления для почвенной среды обитания

Для комфортного существования организмы имеют особенные части тела:

  • небольшого размера копательные конечности;
  • длинное и тонкое туловище;
  • копательные зубы;
  • обтекаемое туловище без выступающих частей.

В почве может существовать недостаток воздуха, а также она плотная и тяжелая, что в свою очередь привело к следующим анатомическим и физиологическим адаптациям :

  • сильные мышцы и кости;
  • устойчивость к недостатку кислорода.

Покровы тела подземных организмов должны позволять без проблем двигаться как вперед, так и назад в плотной почве, поэтому развились следующие признаки:

  • короткая шерсть, устойчивая к истиранию и способная заглаживаться вперед и назад;
  • отсутствие волосяного покрова;
  • специальные выделения, которые позволяют телу скользить.

Развились специфические органы чувств:

  • ушные раковины небольшие или вовсе отсутствуют;
  • глаз нет или они существенно уменьшены;
  • высокое развитие получила тактильная чувствительность.

Сложно представить растительный покров без земли. Отличительной чертой почвенной среды обитания живых организмов считается то, что существа связаны с ее субстратом. Одним из значимых отличий этой среды считается регулярное образование органических веществ, как правило, за счет отмирающих корней растений и опадающей листвы, а это служит источником энергии для растущих в ней организмов. Нагрузка на земельные ресурсы и загрязнение окружающей среды негативно влияют на проживающие здесь организмы. Часть видов находится на грани вымирания.

Организменная среда

Практическое воздействие человека на среду обитания влияет на численность популяций животных и растений, тем самым увеличивается или уменьшается количество видов, а в некоторых случаях происходит их гибель. Факторы среды:

  • биотические - связаны с воздействием организмов друг на друга;
  • антропогенные - связаны с влиянием человека на среду окружения;
  • абиотические - относятся к неживой природе.

Промышленность - это крупнейшая отрасль, которая в экономике современного общества играет важнейшую роль. Она оказывает влияние на среду на всех этапах промышленного цикла, начиная с добычи сырья и заканчивая утилизацией продукции по причине дальнейшей непригодности. Основные виды отрицательного влияния ведущих отраслей на окружающую среду обитания живых организмов:

  • Энергетика является основой развития промышленности, транспорта, сельского хозяйства. Использование практически каждого ископаемого (уголь, нефть, природный газ, древесина, ядерное топливо) негативно влияет и загрязняет природные комплексы.
  • Металлургия. Одной из самых опасных сторон ее воздействия на среду обитания считается техногенное рассеивание металлов. Наиболее вредными загрязнителями считаются: кадмий, медь, свинец, ртуть. Металлы попадают в среду практически на всех стадиях производства.
  • Химическая промышленность - одна из динамично развивающихся отраслей во многих странах. Нефтехимические производства выбрасывают в атмосферу углеводороды и сероводороды. При производстве щелочей вырабатывается хлористый водород. Такие вещества, как оксиды азота и углерода, аммиак и другие, выбрасываются также в больших объемах.

В заключение

Мир обитания живых организмов оказывает на них влияние как прямое, так и косвенное. Существа постоянно взаимодействуют с окружающей средой, получая из нее пищу, но в то же время и выделяя продукты своего метаболизма. В пустыне сухой и жаркий климат ограничивает существование большей части живых организмов, как и в полярных областях из-за холодов могут выжить только самые выносливые представители. К тому же, они не просто приспосабливаются к той или иной среде, но еще и эволюционируют.

Растения, выделяя кислород, поддерживают его баланс в атмосфере. Живые организмы влияют на свойства и структуру земли. Высокие растения затеняют почву, тем самым способствуя созданию особого микроклимата и перераспределению влаги. Таким образом, с одной стороны, среда меняет организмы, помогая их усовершенствованию путем природного отбора, а с другой, виды живых организмов изменяют окружающую среду.

В теле млекопитающих различают те же отделы, что и у других наземных позвоночных животных: голову, шею, туловище, хвост и две пары конечностей. Конечности имеют типичные для позвоночных отделы: плечо (бедро), предплечье (голень) и кисть (стопу). Ноги располагаются не по бокам, как у земноводных и пресмыкающихся, а под туловищем. Поэтому туловище приподнято над землей. Это расширяет возможности в использовании конечностей. Среди зверей известны лазающие по деревьям, стопоходящие и пальцеходящие звери, прыгающие и летающие.

Рис. 190. Представители млекопитающих: 1 - бобр; 2 - гепард; 3 - дельфин; 4 - макака; 5 - летучая мышь; 6 - антилопа

Особенности строения млекопитающих позволяют им совершать разнообразные движения, развивать большую скорость при беге, прекрасно летать, плавать в воде. Это свидетельствует о длительной эволюции зверей и способности приспосабливатся к разнообразным условиям.

В строении головы хорошо различимы лицевой и черепной отделы (рис. 191). Спереди находится рот, окруженный мягкими губами. На конце морды имеется покрытый голой кожей нос с парой носовых отверстий. Спереди по бокам головы расположены глаза, защищенные подвижными веками, по наружным краям которых находятся длинные ресницы. Хорошо развиты слёзные железы, секрет которых омывает глаза и обладает бактерицидным действием. Ближе к затылку, выше глаз, по бокам головы выступают крупные ушные раковины, которые поворачиваются в сторону источника звука и позволяют направленно улавливать его.

У большинства млекопитающих хорошо развит шерстный покров, защищающий их от резких перепадов температур - от охлаждения и перегрева.

Рис. 191. Внешнее строение млекопитающего: 1 - лицевой отдел головы; 2 - черепной отдел головы; 3 - рот; 4 - мочка носа; 5 - уши; 6 - туловище; 7 - передние и 8 - задние конечности; 9 - когти

В шерсти различают более жесткие и длинные остевые волосы и короткие мягкие волоски, образующие подшёрсток. Длинные жесткие волосы, расположенные на морде и выполняющие осязательную функцию, называются вибриссами. Звери периодически линяют по сезонам: меняется густота и окраска шерсти. Зимой шерсть более густая, а у зверей, обитающих на снежном покрове, становится белой. Летом шерсть более редкая и окрашена в защитные темные тона.

Нижний конец каждого волоса погружен в кожу, вокруг него имеется волосяная сумка (рис. 192), к ней подходят небольшие мышцы, поэтому шерсть может подниматься так, как у испуганной кошки или лающей собаки. У основания волоса находятся сальные железы. Их секрет смазывает шерстный покров, придавая ему эластичность, уменьшая смачиваемость и слипаемость шерсти. Шерсть млекопитающих происходит из тех же самых зачатков эпителия, что и чешуи рептилий. Об общем их происхождении свидетельствуют роговые чешуйки, расположенные на хвосте крыс, мышей, бобров. Это один из признаков, подтверждающих родственные отношения млекопитающих и рептилий. В зависимости от условий обитания шерстный покров видоизменяется. Так, у роющих зверьков в шерсти нет остевых волосков, она короткая и ровная, может укладываться в любом направлении, не мешая зверькам двигаться под землей. У ехидны, ежа и дикобраза ости видоизменены в жесткие острые иглы, служащие для защиты. К роговым образованиям кожи млекопитающих относятся когти, ногти, рога и копыта.

Рис. 192. Строение кожи млекопитающего: 1 - потовая железа; 2 - сальная железа; 3 - волос; 4 - волосяная сумка; 5 - жировые отложения; 6 - мышцы

В коже млекопитающих много желез. Кроме гроздевидных сальных желез, о которых уже говорилось, имеются трубчатые потовые железы (см. рис. 192). Выделяемый ими пот испаряется, охлаждая тело животного. У многих зверей развиты пахучие железы. Их выделения служат для ме-чения своей территории, предупреждением для врагов и конкурентов, облегчают встречи особей одного вида.

Важное значение имеют млечные железы. Они представляют собой видоизменения потовых желез. Их трубчатые протоки сливаются вместе и открываются на вершине сосков. Число млечных желез обычно соответствует числу детенышей. В млечных железах вырабатывается молоко - высококалорийный продукт, которым матери выкармливают детенышей. По этому признаку и произошло название всего класса - Млекопитающие.

Млекопитающие - класс эволюционно высокоразвитых позвоночных, обладающих прогрессивными чертами: они вынашивают, рождают и выкармливают детенышей молоком. Эти признаки в сочетании с интенсивным обменом веществ, постоянной высокой температурой тела, хорошо развитым мозгом и сложным поведением позволили млекопитающим освоить все среды обитания, широко расселиться по Земле, достигнуть большого разнообразия и высокой численности.

Упражнения по пройденному материалу

  1. Назовите общие признаки млекопитающих, используя рисунки 190 и 191.
  2. Какое строение имеет кожа млекопитающих?
  3. В чем сходство и различие в строении покровов тела млекопитающих и рептилий?
  4. Какие роговые образования развиваются из эпидермиса кожи млекопитающих?
  5. Какие железы есть в коже млекопитающих?

Тема: «Общая характеристика млекопитающих. Среды жизни, внешнее строение и места обитания».

Цель урока: отметить прогрессивные черты организации Млекопитающих, позволившие им занять все основные среды обитания.

Задачи:

Образовательные:

Изучить общие черты класса млекопитающие;

Сформировать знания особенностей внешнего строения млекопитающих и мест их обитания.

Развивающие:

Вспомнить и закрепить знания учащихся об экологических особенностях различных групп млекопитающих;

Воспитывающие:

Продолжить умение работать в группе

Развивать чувство коллективизма и содружества, эстетического восприятия окружающего мира.

Оборудование: презентация.

Тип урока: комбинированный.

Методы обучения: проблемный .

Формы организации учебного процесса: работа в парах, фронтальная

Ход урока.

Орг. момент.

Прозвенел звонок,

Начинается урок.

Наши ушки на макушке.

Глазки шире открываем,

Слушаем и запоминаем.

Ни минуты не теряем.

Прозвенел звонок веселый.

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать,

И друг другу помогать.

    Проверка д/з

Рассмотрите фотографии животных. слайд

На какие два класса можно разделить животных?

На основании каких внешних признаков вы отнесли этих животных к классу Пресмыкающихся и к классу Птиц?

    Актуализация знаний. (Постановка проблемного вопроса).

Учитель показывает иллюстрации различных представителей класса Млекопитающих и загадывает загадки на слайде

Я, друзья, подземный житель

Землекоп я и строитель

Землю рою, рою, рою,

Коридоры всюду строю,

А потом построю дом

И живу спокойно в нём.

Очень много силы в нём,

Ростом он почти что с дом.

У него огромный нос, Будто нос

Лет тыщу рос.

Трав копытами касаясь,

Ходит по лесу красавец,

Ходит смело и легко,

Рога раскинув широко

Летом бродит без дороги

Между сосен и берёз,

А зимой он спит в берлоге,

От мороза пряча нос.

(Медведь)

В птичник повадиться –

Рыжим хвостом

Заметает следы

Как вы думаете к какому классу относятся эти животные?

(Все эти животные относятся к классу Млекопитающие)

Какие ассоциации у вас вызывает слово “млекопитающие”?

Питаются молоком, высокоорганизованные животные, покрыты волосяным покровом, теплокровные, к ним относятся звери.

Правильно. Где можно встретить млекопитающих?

В воде, на суше, в воздухе, в пещерах, на северном полюсе.

Давайте сформулируем тему урока.

Сегодня на уроке мы познакомимся с животными класса Млекопитающих.

2. Постановка проблемного вопроса: Какие прогрессивные черты организации млекопитающих позволили им занять все основные среды обитания? Для того чтобы ответить на проблемный вопрос, необходимо изучить общую характеристику класса Млекопитающих.

Откройте тетради, запишите число, тему урока.

3. Изучение нового материала

Откройте статью учебника на стр. 244 найдите и зачитайте определение кто такие млекопитающие?

Млекопитающие – это хордовые, теплокровных животные, которые выкармливают новорожденных детенышей своим молоком.

Давайте попробуем дать общую характеристику классу Млекопитающих.

    Около 5 тысяч видов.

    Теплокровные животные, шерстный покров.

    Живорождение.

    Выкармливание детенышей молоком.

    Крупный головной мозг (хорошо развиты передние полушария).

    Разнообразное и сложное поведение.

    Имеют различные приспособления к условиям обитания.

    Дифференциация зубов.

    Наличие наружного уха.

    Наличие разнообразных желез.

Теперь мы с вами можем ответить на проблемный вопрос

Вывод: прогрессивные особенности строения Млекопитающих позволили им занять все основные среды жизни.

А теперь мы вместе постараемся найти ответ на вопрос: Каковы особенности внешнего строения млекопитающих? Слайд

Внешний облик и размеры очень разнообразны: от 4 см (карликовая белозубка из насекомоядных), до 33 м при массе 150 т. (голубой кит) слайд

В теле млекопитающих различают те же отделы, что и у других наземных позвоночных животных: голову, шею, туловище, хвост и две пары конечностей. Слайд

Ноги располагаются не по бокам, как у земноводных и пресмыкающихся, а под туловищем. Поэтому туловище приподнято над землёй. Это расширяет возможности в использовании конечностей. Слайд

В строении головы хорошо различимы лицевой и мозговой отделы. Спереди находится рот, окружённый мягкими губами. На конце морды имеется покрытый голой кожей нос с парой носовых отверстий. Спереди по бокам головы расположены глаза, защищённые подвижными веками, по наружным краям которых находятся длинные ресницы. Хорошо развиты слёзные железы, секрет которых омывает глаза и обладает бактерицидным действием. Ближе к затылку, выше глаз, по бокам головы выступают крупные ушные раковины, которые поворачиваются в сторону источника звука и позволяют направленно улавливать его.

Среди зверей известны:

Стопоходящие

Пальцеходящие

Прыгающие

Лазающие по деревьям

Летающие

Плавающие.

Особенности строения млекопитающих позволяют им совершать разнообразные движения, развивать большую скорость при беге, прекрасно летать, плавать в воде. Это свидетельствует о длительной эволюции зверей и способности приспосабливаться к разнообразным условиям. Млекопитающие освоили почти все среды жизни: Слайд

Водная (дельфин, морской котик, касатка)

Наземно – воздушная (летучая мышь, лисица)

Почвенная (крот, слепыш), и

места обитания: Слайд

Наземные

Древесные

Подземные

Воздушные

Способы питания на слайде

- У большинства млекопитающих развит шерстный покров, защищающий их от резких перепадов температур – от охлаждения и перегрева, защищает от механических повреждений, придаёт покровительственную окраску. В шерсти различают более жёсткие и длинные остевые волосы и короткие мягкие волоски, образующие подшёрсток. Длинные и жёсткие волосы, расположенные на морде и выполняющие осязательную функцию, называются вибриссами. Слайд. Звери периодически линяют по сезонам: меняется густота и окраска шерсти. Зимой шерсть более густая, а у зверей, обитающих на снежном покрове, становится белой. Летом шерсть более редкая и окрашена в защитные тёмные тона.

Нижний конец каждого волоса погружён в кожу, вокруг него имеется волосяная сумка , к ней подходят небольшие мышцы, поэтому шерсть может подниматься так, как у испуганной кошки или лающей собаки. У основания волоса находятся сальные железы . Их секрет смазывает шёрстный покров, придавая ему эластичность, уменьшая смачиваемость и слипаемость шерсти.

Млекопитающие и рептилии имеют родственные отношения. Какие? Откройте учебник на стр. 246 и найдите ответ. Слайд

В коже млекопитающего много желёз. Слайд

Заполнить таблицу слайд

Закрепление

Допишите текст о внешнем строении млекопитающих.

Учащиеся работают самостоятельно. Задания выполняются на листочках. Затем проводится проверка, дети зачитывают тексты.

Тело млекопитающих покрыто ________________. На голове имеются _________, ________, _____________.Ноги располагаются под _________________. В отличие от других позвоночных глаза млекопитающих имеют веки с ___________, уши имеют наружную ___________. Млекопитающие выкармливают своих детенышей _________________.

Если останется время работа по слайдам

Домашнее задание Слайд