Шпага (или рапира) – лёгкое и длинное, универсальное, способное рубить и колоть, длинно клинковое . Представляет из себя меч с узким, достаточно гибким лезвием, длинной до 1-го метра, с прямой рукоятью с навершием, со сложной гардой самых разнообразных форм, которая обеспечивала хорошую защиту кисти. Весом до 1,5 килограмм.

Шпага ровесница огнестрельного оружия. С появлением первых пушек и ружей, доспехи перестают быть актуальными, а вместе с ними перестаёт быть актуальным тяжёлый меч, способный прорубать или проколоть доспехи. Постепенно одноручные мечи вытесняются шпагами, это начинает происходить в Испании в середине 15-го века. Точнее, в 60-х годах 15-го века, дворяне начали носить клинки, которые были несколько уже, чем боевые мечи и имели более сложную гарду – появились дужки, для защиты пальцев, кольца пас-дане (кольцо на боку крестовины меча или кинжала, расположенные перпендикулярно оси клинка), и т.д. Эти шпаги достаточно быстро распространились среди знати и дворян: они были легче мечей, что позволяло носить их при себе всё время; и они оказались «красивее» - постепенный отказ от доспехов (в частности от латных перчаток, которые мешали пользоваться огнестрельным оружием), привёл к тому, что у шпаг, для защиты кисти руки, развились сложные гарды: корзинки из полос металла, чашки, тарелки с перекрестьями и пальцевыми дугами – эти гарды стали украшаться позолотой, камнями, чеканкой и т.д. А главное, шпаги позволяли не хуже мечей защитить свою жизнь в случае необходимости, позволяли успешно, как атаковать, так и защищаться в бою. Постепенно шпага распространилась практически на все роды войск, вытесняя меч. До 18-го века боевая шпага стояла на вооружении и пехоты, и кавалерии, пока не начала вытесняться саблей и палашом. Но полностью не исчезла. Ещё во времена своего рассвета, шпага разделилась на боевую и гражданскую. Гражданские шпаги были немногим более лёгкими и узкими, часто имели заточку только около острия. Такие шпаги носились как оружие – не смотря на лёгкость, такая шпага была именно оружием, и как деталь одежды. Военные носили их в мирное время вместо боевого оружия, дворяне и буржуа при парадных одеяниях, некоторые разночинцы. Право, а можно сказать, что и обязанность, на ношение шпаг имели даже студенты. Практически до 20-го века шпаги остаются деталью парадной одежды для дворян, не боевым оружием офицеров (в России до 1917 года, шпага была обязательна для офицеров-кирасир вне строя, генералов), для гражданских чиновников при параде (даже чиновники министерства просвещения, образования, при парадных мундирах носили шпаги), и оружием для дуэлей. Итак, где-то в середине 19-го века шпага становится церемониальным, часто наградным, дуэльным и спортивным оружием.

Шпага и её появление дала мощнейший толчок к развитию искусства фехтования длинным клинковым оружием. Не хочу сказать, что до этого мечами рубились без обучения, как Бог на душу положит, но именно лёгкость шпаги позволила изобрести всё разнообразие фехтовальных приёмов. Возникают школы фехтования: испанская, английская, французская, немецкая и итальянская, каждая из которых имела свои особенности, и, адепты которых, спорили, чья же школа лучше. Пишутся учебники по фехтованию: например, Ридольфо ди Каппо Ферро "Gran Simulacro dell"arte e dell"uso della Scherma" ("Великий образ искусства и практики фехтования") 1610-го года. В каждой стране знания по фехтованию систематизируются и дополняются чем-то новым. Например, первые системы шпажного фехтования в Германии и Испании ориентировались на рубящую технику, а принцип «убийство остриём, а не лезвием» появился в Италии только в середине 17-го века и, постепенно именно итальянская школа стала главенствующей. Фехтование стало модным, его изучали в престижных учебных заведениях. В царствующих домах, и не только, появилась должность фехтмейстера – учителя фехтования. Шпага становится признаком благородного человека, дворянина, буржуа, иногда и разночинца, защитницей чести человека на дуэли (не только для мужчин, но и для женщин), лишаясь чести, человек лишался и шпаги – её попросту ломали над головой человека. Производство шпаг находилось в тех же местах, что и производство другого холодного оружия. Немецкий Золинген, в котором изготавливались всемирно известные образцы холодного оружия, английский Шеффилд, французский Тир, испанский Толедо. Клинки ковались, металлические ручки и навершия отливали, гарды могли штамповать или сваривать. Но если при изготовлении меча достаточно было быть кузнецом, то со шпажный мастер должен был быть более универсален. Гарды шпаг, а потом и клинки, украшали чеканкой и резными узорами, позолотой, чернили, вправляли драгоценные камни и прочее.

Итак, непосредственно сама шпага: длинный относительно узкий клинок, обоюдоострый или имеющий только отточенное остриё; одноручная прямая рукоять с массивным навершием-противовесом; сложная гарда, хорошо защищающая руку. Кстати, именно разные гарды являются критерием при классификации шпаг, созданной Эвортом Окшоттом. Он выделяет: гарды плетённые из полос или прутьев - корзинки; гарды-чаши в виде полого полушария; тарелчатые гарды – слегка изогнутый диск; гарды-петли – в виде простой дуги, защищающей пальцы, и так далее. Ну, вот так как-то.

Как и практически любой предмет, который используется достаточно долго, шпага прошла некий путь видоизменений. Во-первых, это касалось клинка – от довольно широкого обоюдоострого, до тонкого гранённого, имеющего только острый конец. Во-вторых, это касалось гарды: от простой крестовины с пальцевой дугой, до сложно-плетённой корзинки или сплошной чаши, и снова до простого небольшого диска. Исторически многие исследователи, Окшотт, например, делит шпаги на три типа:
- reitschwert (буквально «меч всадника») - тяжёлая шпага годная для рубящих ударов - именно её называют «боевой шпагой». Появившись в XV веке, этот тип шпаги был самым популярным в кавалерии XVI века, но с XVII века начинает вытесняться саблями и палашами. Хотя в некоторых странах, Россия, Швеция, использовался и в XVIII веке и в кавалерии, и в пехоте.
- espada ropera (буквально «меч для одежды») - предназначенная для ношения с гражданской одеждой, немногим легче и уже боевой шпаги, но с двусторонней заточкой. Этот тип шпаги был наиболее популярен в XVI веке, но с середины XVII века начинает вытесняться ещё более лёгкими шпагами.
- smallsword (буквально «малый меч») - был ещё более лёгким вариантом шпаги с укороченным клинком. Появившись в середине XVII века под влиянием французской школы фехтования в конце 16-го века, впоследствии практически вытеснил другие типы шпаг. Именно этот тип стал исключительно колющим типом шпаг, даже имея лезвие им неудобно было рубить из-за малого веса. Большинство же этих шпаг имело граненый клинок шестигранной формы, который заменился трехгранным сечением с долами, который и сейчас можно видеть у спортивной шпаги. Кстати, лёгкость этого типа шпаги позволила «безболезненно» удлинить клинок и появились шпаги почти полутораметровой длины.

Ну а теперь непосредственно вторая часть темы: «Шпага или рапира?»

Для начала цитата из "Трёх мушкетёров": "...вырвалось у Атоса, когда он увидел, как шпага Каюзака отлетела на двадцать шагов. Д"Артаньян и Каюзак одновременно бросились за ней: один - чтобы вернуть ее себе, другой - чтобы завладеть ею. Д"Артаньян, более проворный, добежал первый и наступил ногой на лезвие. Каюзак бросился к гвардейцу, которого убил Арамис, схватил его рапиру и собирался вернуться к д"Артаньяну, но по пути наскочил на Атоса, успевшего за эти короткие мгновения перевести дух..." Итак, судя по тексту, пускай и художественному, в одном месте, в одно время и, практически, у одного рода войск, встречается два вида оружия, если судить по названию. Каюзак теряет шпагу, а поднимает рапиру. Что это, ошибка автора или переводчика? Или люди из одного рода войск имеют разное оружие? Имеют ли отличия шпага и рапира? Вот давайте попробуем разобраться. Самое распространённое мнение: шпага – оружие, которым можно рубить и колоть, рапира – только колющие оружие. Современный фехтовальщик, не задумываясь, ответит точно также. Четырехгранная в сечении рапира, без выраженных режущих граней, которой допускаются только колющие удары, и шпага, имеющая в сечении - плоский треугольник, с намёком на острые грани, которые позволяют акцентировать рубящий удар. Но это спортивное оружие. А что же касается оружия старинного? Если обратится к литературе, художественной и научной, то увидим описания рубящих ударов рапирой или только колющую технику работы шпагой. Иногда рапиру описывают, как нечто обоюдоострое и широкое, а шпагу, как что-то узкое, только с острым концом. Снова несоответствия.

Чтобы разобраться, надо заглянуть в . Точнее на первое название шпаги. В Испании в XV веке появляется "espadas roperas" - "меч для одежды". Многие исследователи в переводе этого названия делают две ошибки: переводят «espadas roperas» либо, как «меч для гражданской одежды»; или переводят, как «шпага для одежды». Например, такой перевод даёт известный в кругах исторических фехтовальщиков Джон Клемментс. А, исходя из этого неточного перевода, строятся неправильные умозаключения относительно шпаги и рапиры. Но слово «espadas» происходит от латинского «spata» - меч, так назывался длинный кавалерийский меч древнего Рима. А «для одежды» имеется в виду «одежда, а не доспех», а не гражданская одежда, так как понятия «гражданская одежда» ещё не существовало Прочтя внимательно «espadas roperas», легко увидеть, что слова "шпага" и "рапира" являются двумя частями этого названия: «espadas» - шпага, «roperas» - рапира. Во многих языках этих двух названий просто не существует: на испанском языке всё выше описанное оружие называется «espada»; на итальянском - «spada»; на французском - «epee»; англичане используют слово «sword» - меч: court sword - придворный меч, town sword - городской меч, scarf sword - меч для орденской ленты, small sword - малый меч, для обозначения шпаги по отношению к более массивным английским мечам; в немецком языке словом «degen» называют всё то, что мы привыкли именовать шпагой или рапирой. Практически, только в русском языке используют эти два названия, в других языках используют только одно: или "рапира", или «шпага». Да и эти названия – сборные, среди шпаг или рапир есть и названия собственные – папперхеймер и валонская шпага, например, комишелард – тип шпаги, у которой 1/3 клинка отличалась гораздо большей шириной, чем остальные 2/3. Даже если эти умозаключения, основанные на анализе названий, ошибочны, то очень трудно поспорить с коллекциями музеев, в которых хранятся экспонаты с подобными, явно колюще-режущими, клинками, отличные только формой гард, но называемые то шпагами, то рапирами. При этом изготовлены они в разных странах и в разное время, а для оружия, его изменений и развития, и 20 лет – много.

На фото с разнообразными гардами все четыре вида оружия называются рапирами, не глядя на то, что только 3-й и 4-й клинки можно назвать колющими, а у первых двух клинки выраженные рубящие. Странно, правда?

Вот, пять видов клинков: два чётко рубящих, один нечто среднее и два тонких колющих. Но все они названы рапирами.

Так что, можно смело сделать предположение, что, появившиеся в Испании в 15-м веке колюще-рубящие лёгкие мечи, которые, впоследствии, отличались только устройством гарды и длиной клинка, можно называть и шпагой, и рапирой одновременно, и не ошибиться. Потому что, изначально, шпага и рапира – это одно и тоже. И возможно, что первым было название именно рапира. А путаница возникла уже в последствии, когда одновременно начали существовать «старые» рубяще-колющие шпаги-рапиры и «новые» исключительно колющие шпаги-рапиры. Потом уже эти названия закрепились для спортивного оружия, чтоб подчеркнуть отличия строения и принципа действия спортивных шпаг и рапир. Самое интересное, что доказать или опровергнуть мои выводы, основываясь на трудах специалистов-оружейников достаточно трудно, поэтому я и не ссылаюсь, например, на фон Винклера, Окшотта или Бехайма в этом вопросе – их мнения в этом вопросе сильно различны. А некоторые исследователи называют шпагами или рапирами и эстоки с кончарами – исключительно колющие мечи (хотя это просто нелепо – шпага появилась, когда начал исчезать доспехи, а кончар или эсток появились для пробивания этого самого доспеха), и древние узкие ирландские мечи из меди и бронзы.

Давайте продолжим наше увлекательное путешествие в мир соборизма, и будем надеяться - вдруг произойдёт чудо! Вдруг вместо ставшей уже привычной некомпетентности граждан, которые изображают из себя наставников т.н. "русского воинского искусства Собор", мы увидим что-то дельное!

Сегодня речь пойдёт о разнице таких видов оружия, как рапиры, шпаги и эстоки, а также о легендах, которые циркулируют вот уже более двух десятков лет внутри секты Собор, про некие "боевые рапиры".

Читатели, конечно, помнят мой пост , в котором я выразил свои искренние сердечные соболезнования Андрею Комарову, коего занятия соборизмом довели до того, что он заставил Костю и Женю "фехтовать" без защитного снаряжения. =(

Граждане, пристально изучающие мой уютный бложик, (такие есть), сразу обратили внимание на то, что в оригинальном ролике, размещённом на сайте Мастерской Андрея Комарова , это безобразие называют "Фехтование на рапирах". В то время как я, скопировав сие на свой канал, назвал это действо "Фехтование на эстоках".

И, конечно, тут же нашелся персонаж (с ником Gvayrin), который побежал в комментарии и стал высказывать своё очень ценное мнение, указывая на мою "ошибку".
Комментарии .

С Ромой я занимался год в одной группе у Андрея Комарова.
Нормальный перень, как и подавляющее большинство простых сектантов.
Поэтому и сидит на белом поясе, и никаких шансов не имеет на рост внутри секты.
Со своими тараканами, как и все мы, попавшие, каждый в своё время, по разным причинам в секту.

Поскольку Рома не занимается имитацией обучения воинскому искусству, то может писать мне что угодно, к нему претензий нет.
(Кроме того, что реплика вакидзаси, которую он мне продал как изготовленную с соблюдением всех технологий оригинала, развалилась у меня в руках, а "кожа ската", которой якобы была обтянута рукоять, после снятия обмотки оказалась состоящий из нескольких небольших кусочков, приляпанных к рукоятке на двусторонний скотч... Впрочем, к Собору это отношения не имеет).

А вот второй персонаж, зашедший в комментарии под ником TheDobrovolets , это как раз он - Валеев, стукач и власовский прихвостень. Как говорил Ермолаев про людей, которые нарушили пятый воинский закон: "Лучше бы ему было вообще не родиться на свет".
Впрочем, всё то же самое ещё в большей степени относится к самому Ермолаеву.

Однако, давайте вернемся к теме.

Как я уже говорил ранее, основатели соборизма немного разбираются в боксе, хорошо знают каратэ стиля сито-рю, но при этом фантастически безграмотны во всём, что касается именно воинского искусства. А воинское искусство это всегда работа оружием. Какие бы фантазии не появлялись в головах Учителей соборизма, но воин без оружия на войну не ходит.
Более того, воин вообще НИКУДА БЕЗ ОРУЖИЯ НЕ ХОДИТ.

Из века в век (с развитием доспеха) воин надевал на себя всё больше и больше железа, что в итоге превратило его вот в такую "консервную банку":

вскрыть которую можно было только специально для этого предназначенным инструментом.
На фото представлен вариант т.н. Максимилиановского доспеха - вершина защитного снаряжения доогнестрельной эпохи.

От Готического доспеха его можно отличить по большому количеству ребер жесткости.
Классический готический доспех выглядит так:

Его отличительной особенностью является, как правило, только одно ребро жесткости (и острые углы деталей).

Обратите внимание на предметы в руках рыцарей : в обоих случаях они вооружены эстоком .
Очень характерное, легкоузнаваемое и распространенное оружие, специально предназначенное для протыкания доспеха.
Спутать его с чем-то другим невозможно.

В Германии эсток (фр. Estoc) называли Панцербрехер (нем. Panzerbrecher — «пробиватель доспеха»).

До нас дошло очень большое количество самых разных "пробивателей доспехов",

и двуручные:

,

и одноручные:

,

и даже парадные.
Вот, например, двуручный меч и эсток императора Священной Римской империи Максимилиана I (22 марта 1459 г. — 12 января 1519 г.):

Фактически, эсток - это длинный тонкий лом, предназначенный для пробивания доспехов, но понятие "доспех" очень широкое. Шансов пробить полный латный доспех у эстока не много (пули-то не всегда брали!). Поэтому их использовали либо против людей, одетых во что попроще, либо как эрзац-копьё, добавляя к весу самого оружия вес боевого коня.
Желающие узнать про эстоки подробнее - добро пожаловать в интернет, там море информации по теме.
А я продолжу.

Как нетрудно догадаться, ходить в полном латном доспехе постоянно было не удобно.
Повседневный средневековый костюм выглядел примерно так:

Времена были беспокойные, поэтому ходить безоружным разумному человеку в средние века было неуютно.
Однако в мирное время оружие поля боя - избыточно. Ну, не носить же с собой постоянно эсток или полэкс, в самом деле!
Поэтому специально для мирной жизни появилось облегчённое оружие, которое, не мудрствуя лукаво, так и назвали: espadas roperas — буквально, «меч для одежды», то есть, носимый с гражданским платьем, а не с доспехом.

В итальянском языке espadаs roperas сократилось до слова spada, т.е. "шпага" .
Во французском языке espadаs roperas сократилось до слова rapière, в немецком - до слова rapier, т.е. "рапира" .

Иными словами, шпага и рапира исторически суть одно и то же, никаких отличий, кроме происхождения названия, между ними нет.
Различия между шпагой и рапирой на данный момент существуют только в спортивном фехтовании, где у рапиры четыре грани, а у шпаги - три.
Это наследие двух параллельных школ фехтования - французской и итальянской.

Спортивная рапира произошла от итальянского тренировочного оружия fioretto .

Итальянская fioretto.


Клинки спортивной рапиры.

Спортивная шпага произошла от французской трехгранной шпаги (кликабельно).


Боевая трёхгранная шпага .


Клинок боевой шпаги.


Клинки спортивной шпаги.

Важно!

Обратите внимание, что ни у спортивной шпаги, ни у спортивной рапиры в данном случае нет лезвия.
То есть, наличие лезвия не является классифицирующим признаком, позволяющим отличить шпагу от рапиры
.

Вот, например, как выглядит рапира, изготовленная Петером Вирсбергом (Peter Wirsberg, Золинген, Германия, около 1600-1620 годов).

А вот рапира Императора Священной Римской империи Максимилиана II (31 июля 1527 г. — 12 октября 1576 г.).

Чем рапира (шпага) отличается от эстока?

При внешней конструктивной схожести перепутать эти два вида оружия невозможно.

Давайте поставим рапиру и эсток вместе и посмотрим на них:

Эсток длинный и тяжелый, фехтовать им неудобно.
Работа эстоком выглядит так - либо, взяв его двумя руками, ткнуть в ближнего своего, либо, уперев в пузо, наехать на ближнего лошадью.

А теперь давайте вернёмся к Косте и Жене и посмотрим, что за предметы у них в руках:

Качество записи плохое, темно, ничего не видно, что, правда, не помешало нашему зоркому соколу Роме Новоторцеву даже профиль сечения клинка разглядеть. =)
Но мы не будем тренировать зрение, а пойдём другим путём, и посмотрим на это чудо-юдо поближе.

Как видно, у них в руках нечто "в полтора метра длинной и в палец толщиной" и рукояткой на три хвата - почти классический эсток, только они на него чашку примастырили.
Кстати, обратите внимание: ребята продолжают "фехтовать" без защитного снаряжения.
И заодно обратите внимание на то, насколько неудобно работать такой длинной и бестолковой железякой.

Почему же собористы называют эсток рапирой?
Ответ прост, и я его ранее уже озвучил - нет и не было никогда никакого "русского воинского искусства Собор".
Люди, изображающие наставников, ничего не понимают в оружии и не знают даже базовых определений воинского искусства.

Попробуйте сами представить, что мог подумать впервые увидевший эсток человек существо с манией величия, которое напялило на себя чёрный пояс и назвалось Учителем, но не понимающее даже, чем позиция отличается от стойки?

Только одно - это рапира.

А почему такая большая?
Так, значит, это "боевая рапира", а остальные рапиры - не боевые.

Ну, не пойдёт же, в самом деле, ажнак цельный Учитель Академии русского воинского искусства Собор в библиотеку читать какие-то справочники по оружию. Ему же лучше знать, как оно было, он, может, в прошлой жизни третьим справа от Димитрия Московского в Куликовской битве стоял, а тут какие-то условности непонятные.

В первый раз про мифические "боевые рапиры" мне поведал Степанов (красный пояс).
С видом человека, общавшегося с Богом и познавшего истину, он принялся рассказывать о том, как историки врут. Что, оказывается, настоящие "боевые рапиры двуручные, полтора метра длинной, в палец толщиной и ими можно поставить защиту от меча".
Примерно то же самое примерно с таким же видом в разное время мне впоследствии рассказывали все остальные граждане, изображающие наставников.

В данном случае Рома Новоторцев (Gvayrin ) просто бездумно транслирует то, что ему много лет лили в уши граждане типа Валеева.
Прекрасно Рому понимаю, сам был таким же маленьким и глупым, и тоже верил проходимцам.

Вся разница между мной и Ромой только в том, что я думал своей головой, а он, вместо того, чтобы самому разобраться в теме, сразу побежал жаловаться своему типо наставнику Валееву.

А Валеев, в отличии от Ромы Новоторцева, смотреть без разрешения в мою сторону права не имеет, не то что со мной общаться.
Я терпел и не пресекал это нарушение мирового порядка только ради того, чтобы этот гражданин натрепал побольше, дабы дурь видна была.
И моё терпение было вознаграждено:

Вот та самая 51-я страница книги Джералда Уиланда "Мечи, шпаги и сабли":

Подпись под фотографией того предмета, который Рома Новоторцев и власовский прихвостень Велеев называют "длинной рапирой с клинком без рукояти", гласит:
"По диагонали:
Двуручная рапира.
Германия, начало XVI века. Легкое
оружие с клинком
длиной 104 см".

Найти по этому описанию в сети фото, использованное Джералдом Уиландом в своей книге, не составило большого труда, вот оно (при просмотре, возможно, потребуется регистрация):

Для не владеющих языком вероятного противника перевожу подпись под фотографией:
"Германский ЭСТОК , первая половина XVI века, с довольно необычной двуручной рукоятью."

Итак, "длинная рапира" оказалась Эстоком.
А знаете, почему?

Задумайтесь на секунду над очень простым вопросом:

а зачем рапире без лезвия такая длинная ручка?

Можно понять наличие длинной рукояти на рапире при наличии хоть какого-то лезвия, для усиления рубящих свойств.
Но в тех случаях, когда лезвия нет в принципе, для чего делать двуручный хват?
Чего вы двумя руками пробивать-то собираетесь?
Что должно быть надето на человеке, если для прокола одной руки не достаточно?
Или вы "мечом для одежды" собрались латный доспех крошить?
Но если оно так, то это уже не рапира.

Увы, но чуда, на которое мы все надеялись, опять не случилось.
Наставники Собора в очередной раз показали своё полное невежество.
Так всегда было и так всегда будет.

А на сегодня - всё, до новых встреч.

Старта сегодняшних соревнований по фехтованию российские болельщики ждали с особенным нетерпением, ведь именно 13 августа на дорожку вышла великолепная женская команда саблисток. Несколько дней назад россиянки произвели настоящий фурор, добавив . Яна Егорян стала олимпийской чемпионкой, Софья Великая – вице-чемпионкой, а Екатерина Дьяченко уступила только будущей победительнице. От такой мощной троицы в командных соревнованиях мы ждём только победы, тем более что до финала остался один шаг – сборную Мексики россиянки на пути к полуфиналу просто не заметили.

А в преддверии яркого сражения разбираемся, почему фехтование на саблях самый динамичный вид спорта, чем шпага отличается от рапиры, откуда на дорожке не только красная и зелёная, но ещё и белая лампы, а также что же бормочет судья в перерывах между боями.

Традиции перенесли на Олимпиаду

Прежде чем разобраться в различиях фехтовальных дисциплин, стоит вспомнить, что фехтование – это сугубо прикладной вид спорта, имевший практическое значение не только в XIX, но и даже в XX веке. В Советском Союзе, например, до 1960-х годов существовал такой вид спорта, как фехтование на карабинах – часть подготовки бойца к ведению рукопашной схватки с оружием в руках. Так что говорить о Европе конца позапрошлого столетия, где в ходу были дуэли, а многие проблемы, законно или нет, но можно было решить старой доброй саблей. Традиции военного, и не только, фехтования, разумеется, перешли и на Олимпийские игры. Фехтовальщики бились за медали с самой первой возрождённой Олимпиады 1896 года. А уже в 1900 году на Играх появились три главные дисциплины: фехтование на шпагах, рапирах и саблях.

Рапирой колоть, саблей рубить

На телеэкране многим кажется, что виды оружия ничем не отличаются, но это заблуждение. Рапира имеет гибкий клинок четырёхгранного сечения и весит до 500 грамм. Удары, то есть уколы, можно наносить только остриём клинка. Шпага очень похожа на рапиру, но несколько тяжелее (до 750 грамм), имеет более жёсткий клинок трёхгранного сечения и гарду с большим диаметром, чтобы защитить кисть руки спортсмена от укола со стороны соперника. А вот сабля от рапиры и шпаги отличается сильно: ею можно наносить не только колющие, но и более эффективные рубящие удары. Поэтому у гарды есть овальная форма и дополнительная скоба, защищающая пальцы, а поединки саблистов становятся более скоростными и эффектными.

Шпажисты почти как на дуэли

Второе главное различие в видах фехтования – это зона поражения, в которой засчитываются уколы и удары. По традиции считается, что сабля – оружие всадников, которые поражают верхнюю часть туловища соперника. Этот принцип был перенесён и в спортивное фехтование: всё, что находится выше талии соперника (кроме кистей рук) – это цель для ударов и уколов саблиста. Современная рапира – потомок тренировочного оружия прошлых столетий, потому и зона поражения «тренировочная» – куртка атлета, закрывающая туловище. Уколы в ноги, руки и голову не засчитываются. А в фехтовании на шпагах всё просто и максимально приближено к дуэли: засчитывается укол в любую часть тела за исключением затылка – последнее ради безопасности спортсменов.

В Советском Союзе, например, до 1960-х годов существовал такой вид спорта, как фехтование на карабинах – часть подготовки бойца к ведению рукопашной схватки с оружием в руках.

Сначала отбивайся, потом атакуй

Наконец, третье принципиальное различие касается так называемого права атаки, которое распространяется на рапиристов и саблистов. Оно заключается в том, что фехтовальщик, защищающийся от атаки соперника, обязан отразить её и только потом нанести свой удар. Иными словами, нельзя просто атаковать навстречу сопернику – такой укол или удар не будет засчитан. Атаковать можно, либо завладев инициативой в начале фразы, либо отразив чужую атаку. Все спорные эпизоды разбирает главный судья. Одновременные уколы невозможны: очко получает либо один спортсмен, либо никто. Шпага в этом отношении снова выглядит проще: никакого права атаки в ней нет. И фехтовальщики могут наносить одновременные уколы. При этом автоматика фиксирует второй укол, если он произошёл не позже чем через 0,25 секунды.


Красное против зелёного

Чтобы зрителям было проще и удобнее следить за поединками фехтовальщиков, уколы и удары сопровождаются соответствующими звуковыми и цветовыми сигналами. Укол, нанесённый одним спортсменом, сопровождается зажиганием красной лампы, его соперником – зелёной. Есть ещё и белая лампа, которая сигнализирует о том, что укол был нанесён, но не попал в целевую область – эта лампа работает только во время соревнований рапиристов. Чтобы автоматика сработала, укол рапирой или шпагой должен быть не слишком слабым – давление должно быть равным хотя бы весу оружия. Сигналы ламп и автоматики не являются определяющими. В спорных эпизодах или в тех случаях, когда фехтовальщик просит повтор, решение остаётся за главным арбитром.

Parlez-vous français?

Поскольку в фехтовании сильна роль традиций, на международных соревнованиях арбитр до сих пор обращается к спортсменам и выносит свои решения на французском языке – так как это было и на Олимпийских играх 1896 года. «En guarde. Êtes-vous prêt?» – так главный судья призывает спортсменов к оружию и спрашивает, готовы ли они к бою. «Allez!» – сигнал к началу боя, дающий спортсменам право начать встречное движение.

Укол, нанесённый одним спортсменом, сопровождается зажиганием красной лампы, его соперником – зелёной. Есть ещё и белая лампа, которая сигнализирует о том, что удар или укол был нанесён, но не попал в целевую область.

«Halte!» – остановка боя, уколы и удары после неё не засчитываются. «A droit», – укол присуждается фехтовальщику, находящемуся справа от главного судьи. «A gauche», – слева. «Pas compter», – укол не присуждается никому из участников боя.

Красная карточка – не самое страшное

Впрочем, счёт может меняться не только после уколов или ударов, но и после нарушений правил. Например, штрафной укол назначается тому, кто заступил за лицевую границу дорожки или защитился недопустимым образом, не позволив сопернику нанести укол. Заступ за боковые пределы дорожки наказывается «штрафом в один метр»: поединок возобновляется со смещением на один метр в сторону нарушившего правила спортсмена. Атаки бегом, контакты телом, толчки соперника, активные действия свободной рукой и другие нарушения караются жёлтой карточкой. За повторение подобных действий судья может показать красную карточку и назначить штрафной укол. За грубые нарушения правил или неспортивное поведение показывается чёрная карточка, что означает дисквалификацию.

Искажённое в фр. la rapiere ) - преимущественно колющее холодное оружие , разновидность шпаги , в изначальном значении длинная «гражданская» шпага, в отличие от «боевой» шпаги слишком лёгкая для нанесения рубящего удара, тем не менее в классическом (не спортивном) варианте имеющая лезвия . В русском языке рапирой чаще всего называются мечи со штыкообразным клинком - трех- или четырехгранным, преимущественно предназначенные для тренировочных поединков.

В настоящее время рапира широко используется на соревнованиях по фехтованию (см. ниже). Исторические рапиры - популярное оружие XVI -XVII веков , были, как правило, существенно длиннее (клинок до 130 сантиметров) и тяжелее современных спортивных рапир.

История

исп. espadas roperas / фр. rapiere

Разновидность шпаги с лезвиями, отличающаяся от боевых шпаг меньшим весом, а от классической короткой шпаги большей длиной. Французское фр. rapiere , вошедшее в другие языки, происходит от испанского (исп. espadas roperas - меч для придворной одежды, то есть не для доспеха. При этом во многих европейских языках отсутствует слово «шпага», а слово «рапира» используется для обозначения шпаг.

Рапира появилась в Испании, к концу XV века, став современницей позднего готического латного доспеха , а также первых колесцовых пистолетов изобретённых Леонардо да Винчи , и открытий Колумба . Первоначально рапира представляла собой богато украшенный облегчённый парадный меч, носимый придворными и оснащённый такой же гардой, как и появившаяся чуть ранее, в той же Испании, боевая шпага. Что характерно, тогдашние боевые шпаги отличались от современных им готических мечей лишь сложной гардой, лучше защищавшей руку, и тоже носились с латами . В отличие от более ранних облегчённых парадных мечей, рапира подходила не только для парадного ношения, но также оказалась удачным оружием самообороны, позволяющим уверенно отбиваться от нападавших и при отстуствии как доспеха, так и щита - было достаточно кинжала или даги , а в крайнем случае можно было обойтись собственным плащом , намотанным на левую руку. В XVI веке рапира обрела популярность и в других странах. Причём широкое распространение рапир способствовало также и широкому распространению боевых шпаг.

В XVIII веке рапира была заметно потеснена более лёгкой короткой шпагой, во французском варианте гранёной, а в итальянском отличающейся от рапиры лишь длиной, которая меньше примерно на треть. Благодаря меньшей длине короткая шпага, иногда называвшаяся «короткой рапирой», обладала меньшим весом, за счёт чего позволяла более быстрое фехтование.

итал. fioretto

Итальянское тренировочное оружие с гранёным клинком, использовавшееся при обучении фехтованию на шпагах. Итальянское слово fioretto (фр. fleuret , исп. florete , нем. florett , англ. foil ) обозначает как оружие целиком, так и его часть - тупой наконечник на клинке. В русском языке для обозначения этого оружия использовалось слово рапира . Традиция ограничивать при фехтовании на fioretto зону поражения лишь корпусом связана с тем, что, во-первых, защитное снаряжение эпохи возрождения представляло собой кожаный нагрудник, во-вторых, укол узкого лёгкого клинка в руку или ногу, в отличие от укола в корпус, не приводил к быстрому выводу противника из строя , и, как свидетельствуют многочисленные описания дуэлей, дуэлянт, получивший укол в руку или ногу, часто продолжал бой (для сравнения: спортивное фехтование на шпагах основано на дуэлях «до первой крови», где для победы было достаточно лёгкого ранения в руку или ногу). Отсутствие же лезвия связано не только с тем, что итал. fioretto является тренировочным оружием, но и с принципом итальянской школы фехтования на шпагах: «убивать остриём, а не лезвием» , а также с тем, что обычной (не боевой) шпагой практически невозможно нанести по-настоящему сильный рубящий удар. Фехтование на современных спортивных рапирах произошло от фехтования на fioretto.

Спортивная рапира

Рапира , спортивное колющее оружие, состоит из стального эластичного клинка и эфеса (защитной чашеобразной гарды с прокладкой и рукоятки с гайкой).

Клинок прямоугольного переменного сечения, пропорционально уменьшающегося к вершине, на которую навинчен наконечник диаметром 6 мм. Общая длина рапиры не превышает 110 см (клинка - 90 см), диаметр гарды не более 120 мм, глубина гарды до 55 мм, длина рукоятки с гайкой не более 220 мм по российским правилам, и не более 232 мм по международным. Общая масса рапиры не превышает 500 г.

У обыкновенных (тренировочных) рапир наконечник на клинке неподвижный, у электрифицированных рапир (применяются в официальных соревнованиях по фехтованию с 1954) наконечник представляет из себя подвижное электроконтактное устройство с кнопкой, при нажатии на которую (во время нанесения укола противнику) происходит замыкание электрической цепи. На одной из граней клинка электрифицированной рапиры имеется углубление, идущее вдоль всей грани, от наконечника до гарды, в которое вклеен провод, соединяющий электроконтактное устройство наконечника с контактным разъёмом («двойником») под гардой. У рапир прямая рукоятка иногда заменяется на фигурную, перпендикулярную клинку. Такой тип рукоятки называется «пистолет» и позволяет не сгибать руку в запястьи при захвате рукоятки. Рукоятки-пистолеты устанавливаются, как правило, на электрифицированные рапиры.

Первым чемпионом СССР в этом виде стал Владимир Вышпольский, который позже ещё три раза становился сильнейшим шпажистом страны.

Ведущими мастерами в этот период были также Константин Булочко, Николай Афанасьев и Иван Комаров у мужчин, а у женщин в соревнованиях рапиристок борьбу между собой вели Раиса Чернышёва, ставшая в 1946 году первым заслуженным мастером спорта среди фехтовальщиц, и Анна Пономарёва. Интересно, что однажды, в 1940 году, женщины разыграли первенство и в фехтовании на саблях. Единственной саблисткой-чемпионкой СССР стала ленинградка В. Дедюлина. Следующий чемпионат страны в этой дисциплине состоялся более чем полвека спустя.

Примечания

ссылки

  • Джон Клементс "Рапира в вопросах и ответах"
    • Questions and Answers About the Rapier (англ.)

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Рапира" в других словарях:

    - (фр. rapiere, от нем. rappen захватывать). Длинная, тупая шпага с шариком на конце, которою учатся драться на шпагах фехтовать. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. РАПИРА длинная, упругая шпага с тонким … Словарь иностранных слов русского языка

    рапира - ы, ж. rapière, > нем. Rapier. 1. Колющее холодное оружие с длинным и гибким клинком, употребляемое в учебном и спортивном фехтовании, а прежде служившее дуэльным оружием. БАС 1. Тупая шпага с пуговкою на кончике, которою учатся биться на… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    Жен., нем. тупая шпага, с пуговкой на кончике, которой учатся биться на шпагах, драться на укол; рапира для рубки, эспадрон. Рапирный клинок. Рапировать, драться на рапирах. Рапированье, рапировка, действие по гл. Рапирщик, боец на рапирах,… … Толковый словарь Даля

    - (нем. Rapier) спортивная колющее оружие с гибким клинком прямоугольного сечения и электроконтактным устройством для фиксации уколов на официальных соревнованиях … Большой Энциклопедический словарь

    РАПИРА, рапиры, жен. (от франц. rapière). Колющее холодное оружие с длинным четырехгранным клинком, употр. в учебном и спортивном фехтовании. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    РАПИРА, ы, жен. Колющее холодное оружие с длинным гибким четырёхгранным клинком, употр. в фехтовании. Биться на рапирах. Спортивная р. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

Сложной формы, сконструированным для обеспечения защиты руки, удерживающей меч. В то время как клинок могло быть достаточно широким, чтобы его можно было заточить в некоторой степени (но нигде его ширина не приближалась к ширине клинков несколько более тяжелых мечей, используемых в Средневековье), основное свойство рапиры - это способность наносить быстрые колющие удары. Клинок рапиры могло бы быть заточен вдоль всей его длины, мог быть заточен только от центра до острия (как описано у Рудольфа Капоферро - итальянского мастера фехования начала 17 века). Паллавичини, мастер рапиры 1670 годов, который настоятельно защищал использование обоюдоострых клинков. Типичная рапира весила 1 килограмм и имела относительно длинный и тонкий клинок шириной 2.5 см или меньше, с длиной 1 м или больше, который заканчивался острым концом.

Термин «рапира» в основном относится к колющему мечу с клинком более длинным и более тонким, чем у так называемого «бокового меча» (итальянскоого спада де лато), но более тяжелым, чем у шпаги , более легкого оружия, которое появилось в 18 веке и позже, но точная форма клинка и эфеса часто зависит от того, кто ее описывает, и когда. "Рапира" относится к раннему спада де лато (подобному espada ropera), через период расцвета рапир на протяжении 17 века, и относится к шпагам и дуэльному оружию, таким образом контекст важен для понимания значения слова «рапира». (Термин «боковой меч», используемый среди небольшого количества современных реконструкторов исторических боевых искусств, является прямям переводом итальянского «spada da lato» - термина, введенного много позднее итальянскими смотрителями музеев, и не относится к тонкой, длинной рапире, а только к раннему итальянскому мечу 16 века с более широким и более коротким клинком, который считают и его предком и современником).

Важно помнить, что слово «рапира» не использовалось итальянским, испанским, и французскими владельцами во время расцвета этого меча, вместо него использовались термины «spada», «espada» и «epee» (или «espee») - как общие термины для слова «меч». Из-за этого, а так же как из-за большого количества вариаций мечей в 16-17 веках, некоторые исследователи просто описывают рапиру как одноручный обоюдоострый меч с прямым клинком, который самодостаточен как для нападения, так и для защиты, не требуя парного ему оружия. Чтобы избежать беспорядка смешения всех типов мечей вместе, некоторые категоризируют мечи в соответствии с их функциями и использованием. Например, Джон Клементс категоризирует колющие мечи с плохими рубящими характеристиками как рапиры, а мечи с хорошей способностью как колоть, так и рубить, как колюще-рубящие мечи. Некоторые исследователи, однако, рассматривают рапиру на всем протяжении времени ее существования, и делают вывод, что рапира никогда не вписывалась в какое-то единственное определение. В значительной степени во всей Европе оружие менялось в зависимости от культуры и предписанного стиля борьбы; будь это итальянская, испанская, или какая-либо другая школа фехтования, таким образом, длина и ширина клинка, варианты эфеса и даже отсутствие либо местоположение лезвия (или лезвий) отличались в одно и то же время. Одни носили рапиру с плетеным эфесом и лезвиями, другие же в то же самое время имели рапиру с чашеобразным эфесом и отсутствующим лезвием.

Части рапиры

Эфес

Рапиры часто имеют сложный, широкий эфес, разработанный для защиты руки, удерживающей меч. Кольца продолжались вперед от крестовины . Позднее эти кольца были покрыты металлическими пластинами, и, в конечном счете, развились в чашеобразный эфес в более поздних рапирах. Многие эфесы включали в себя изогнутую дугу, идущую от перекрестия, и защищающую эфес, которая обычно выполнялась из дерева, обернутым шнуром, кожей или проволокой. Массивное (часто декоративное), закрепляло эфес и балансировало длинный клинок.

Клинок

Различные специалисты по рапирам делили клинок на две, три, четыре, пять или даже девять частей. Forte («сильная часть»), это та его часть, которая расположена ближе всего к эфесу; в случаях, если специалист делил клинок на четное число частей, это - первая половина клинка. Debole («слабая часть»), это часть клинка, которая включает острие и вторую половину клинка (в случае, если клинок делится на четное число частей). Однако некоторые специалисты по рапирам делят клинок на три части (или даже на кратное трем количество частей), в этом случае центральную треть клинка, между forte и debole, часто называют medio или terzo.

(пята клинка) - это часть клинка, обычно не заточенная, который идет вперед от крестовины или квиллиона, и которая защищена сложным эфесом.

История рапиры

Рапира начала развиваться приблизительно в 1500 году как испанский espada ropera, или «меч для платья» (то есть не для доспеха). Espada ropera был гражданским колюще-режущим мечом для самозащиты и дуэлей, в то время как более ранние мечи были в основном предназначены для поля битвы. В течение 16 века появилось множество нового одноручного гражданского оружия, включая немецкий Rappier, другой колюще-режущий меч, используемый для развлекательного/тренировочного фехтования, как это описано в руководстве по фехтованию Яхима Мейера 1570 года. 1570 год был так же годом, в который итальянский оружейник Синьор Россо Бенелли обосновался в Англии и продвигал использование рапиры для уколов, как альтернативе рубяще-режущим ударам, во время поединка. Однако, английское слово «рапира» вообще относится к прежде всего колющему оружию, получившему развитие в 1600 годах в результате геометрических теорий таких мастеров, как Камило Агриппа и Рудольфа Капоферро.

Рапира стала чрезвычайно модной всюду в Европе среди богатых слоев общества, но также имела и своих критиков. Некоторые, такие как Джордж Силвер, относились неодобрительно к техническому потенциалу рапир, и к их дуэльному предназначению.

Этимология слова «рапира» неясна. Шарль Дюканж его труде «Glossarium mediae и infimae Latinitatis», ссылается на форму «Rapperia» в латинских текстах с 1511 года. Он упоминает этимологию происхождения слова из греческого «чтобы ударить». Однако, Walter William Skeat предположил, что «rapier» может произойти из «raspiere» («кочерга»), и что это мог быть высокомерный термин, введенный старшими фехтовальщиками на рубяще-режущих мечах, для этого нового меча. Самый вероятный корень термина «рапира», однако, вероятно, происходит от испанского «ropera», которое происходит от «изящное платье», таким образом, рапира дословно означала «меч для платья».

Сочетая быструю реакцию с большой досягаемостью, рапира хорошо подходила для гражданских сражений в 16-17 веках. В то время как военные рубяще-режущие мечи продолжали развиваться, чтобы удовлетворить новым потребности на поле боя, рапиры развивались, чтобы удовлетворить потребностям гражданских поединков, в конечном счете, становясь все легкими и более короткими. В последствие, рапира начала уступать место шпаге.

К 1715 году рапира была в значительной степени заменена более легкой шпагой на большей части Европы, хотя и продолжала использоваться, как следует из трактататов Дональда МакБана (1728 год), П. Д. Ф. Джеральда (1736 год) и Доменико Анжело (1787 год).

Исторические школы фехтования на рапирах

Италия

  • Antonio Manciolino, Opera Nova per Imparare a Combattere, & Schermire d"ogni sorte Armi - 1531 год
  • Achille Marozzo, Opera Nova Chiamata Duello, O Vero Fiore dell"Armi de Singulari Abattimenti Offensivi, & Diffensivi - 1536 год
  • Anonimo Bolognese, L"Arte della Spada (Рукописи M-345/M-346) - (начало или середина 1500 годов)
  • Giovanni dall"Agocchie, Dell"Arte di Scrimia - 1572 год
  • Angelo Viggiani dal Montone, Trattato dello Schermo - 1575 год
  • Camillo Agrippa, Trattato di Scientia d"Arme con un Dialogo di Filosofia - 1553 год
  • Giacomo di Grassi, Ragion di Adoprar Sicuramente l"Arme si da Offesa, come da Difesa - 1570 год
  • Marco Docciolini, Trattato in Materia di Scherma - 1601 год
  • Salvator Fabris, De lo Schermo ovvero Scienza d"Armi - 1606 год
  • Nicoletto Giganti, Scola overo Teatro - 1606 год
  • Ridolfo Capoferro, Gran Simulacro dell"Arte e dell"Uso della Scherma - 1610 год
  • Francesco Alfieri, La Scherma di Francesco Alfieri - 1640 год
  • Giuseppe Morsicato Pallavicini, La Scherma Illustrata - 1670 год
  • Francesco Antonio Marcelli, Regole della Scherma - 1686 год
  • Bondi" di Mazo, La Spada Maestra - 1696 год

Испания

  • Camillo Agrippa
  • Jeronimo Sanchez de Carranza, De la Philosofia de las Armas - 1569 год.
  • Luis Pacheco de Narvaez, Libro de las Grandezas de la Espada - 1599 год.

Нидерланды

  • Girard Thibault, Academie de l"Espee, ou se demonstrant par Reigles mathematiques, sur le fondement Cercle Mysterieu - 1628 год.

Франция

  • Charles Bisnard - 1653 год
  • Monsieur L"Abbat - 1669 год

Англия

  • Joseph Swetnam, The Schoole of the Noble and Worthy Science of Defence - 1617 год
  • The Pallas Armata - 1639 год

Германия

  • Paulus Hector Mair, Opus Amplissimum de Arte Athletica - 1542 год
  • Joachim Meyer, Thorough Descriptions of the free Knightly and Noble Art of Fencing - 1570 год
  • Jakob Sutor, Neu Kunstliches Fechtbuch - 1612 год

Классическое фехтование

Классические школы фехтования утверждают, что унаследовали аспекты форм рапиры в их системах. В 1885 году, учитель фехтования Эджерон Кастл написал: «есть мало сомнений, что французская система фехтования может быть прослежена к ее происхождению, к древнему итальянскому искусству фехтования; современная итальянская школа, конечно же произошла от того же источника». Эджерон Кастл отмечал, что «итальянцы сохранили форму рапиры, с чашкой, пас-даном (фр. Pas D`ane - термин для описания одного из овалов, формирующих сложную гарду), и квиллионами, но с тонким четырехгранным клинком».

Массовая культура и развлечения

Несмотря на широкое использование рапиры в 16-17 веках, множество фильмов про этот период показывают фехтовальщиков со шпагами. Настоящий бой на рапирах не имел молниеносных уколов и изображаемого парирования ударов. Режиссер Ричарж Лестер попытался более точно показать традиционную технику фехтования на рапирах в фильмах «Три мушкетера» и «Четыре мушкетера». С тех пор многие более поздние фильмы, такие как «Принцесс-невеста» и «Королева Марго» использовали рапиры, а не более позднее оружие, хотя хореография боя не всегда точно изображала исторические методы фехтования.