Матильда Кшесинская (1872 – 1971) | Кем же она была: куртизанкой или великим талантом? Гетерой или же умной приспособленкой? Наверное все вместе...

Матильда Феликсовна Кшесинская (Мария-Матильда Адамовна-Феликсовна-Валериевна Кжесиньска; 19 августа 1872, Лигово (под Петербургом) — 6 декабря 1971, Париж) — известная русская балерина и педагог, известная также своими интимными отношениями с августейшими особами Российской империи.

Ее звали "мадам семнадцать". Виной тому было ее пристрастие к игре в рулетку в казино Монте-Карло и постоянная ставка на число 17. Именно в таком возрасте, 23 марта 1890 года, состоялась впервые ее встреча с наследником царского престола Николаем Александровичем или Ники. Эта встреча определила всю дальнейшую судьбу Марии-Матильды Адамовны-Феликсовны-Валериевны Кржезинской или в более известном нам варианте, Матильды Феликсовны Кшесинской. Чем больше читаю об этой известной балерине, о ее жизни, любви, творчестве, тем чаще задаю себе один и тот же вопрос: а кем и чем бы она была без поддержки Романовых?

Кто она больше - куртизанка или все же роковая женщина? Авторы многих повествований очень старательно обходят эту тему, как бы "смазывая" эту грань "таланта" Матильды Кшесинской. Но на самом деле все не так просто и это подтверждают многочисленные воспоминания ее современников и поступки самой балерины.

Томсон М.Н. Портрет Матильды Кшесинской. 1991

Мир театра не так-то и прост, если для обычных зрителей - это праздник, то для служителей мельпомены - это борьба за жизнь, интриги, взаимные претензии и умение сделать все, чтобы тебя заметили вышестоящие мира сего. Балетных всегда любили в высшем сословии: великие князья и дворяне рангом пониже не чурались того, чтобы покровительствовать той или иной балерине. Покровительство часто дальше любовной связи не шло, но все же некоторые отваживались даже и в жены брать этих прелестниц. Но таких было меньшинство, большинству же была уготована печальная участь "вспыхнуть яркой звездой" на сцене и тихо затем угаснуть вне ее. Матильда Кшесинская этой участи избежала...

Матильда Феликсовна Кшесинская была потомственной "балетной" - она родилась 31 августа 1872 года в театральной семье поляка, танцовщика и оперного певца Феликса Кшесинского и балерины Юлии Долинской (в другой транскрипции Доминской) в Петербурге.

Феликс Кшесинский и Юлия Доминская

Матильда стала последним, тринадцатым ребенком в этой семье и имела ласковое имя - Маля, Малечка. Старшая дочь Феликса Кшесинского, Юлия, танцевала вместе с отцом и часто на фотографиях сегодня ее путают с Матильдой Феликсовной.

Сестра Юлия - Кшесинская 1-я

Балетным стал также и брат Матильды - Иосиф. Вот в такой атмосфере мира театра и росла юная Малечка.

Матильда с отцом в польском акте оперы"Жизнь за царя" 1890е


В 8 лет она стала приходящей ученицей в Императорском театральном училище, а в 15 лет брала уроки у Христиана Иогансона, который стал ее учителем на долгие годы, даже после того, как она стала признанной артисткой балета.

Весной 1890 года после окончания училища она была зачислена в группу Мариинского театра и в первый же свой сезон станцева-ла в 22 балетах и 21 опере.
Неплохо для начала... и может показаться, что только талант тому виной. Но так ли это? На самом деле не совсем так - 23 марта 1890 года во время выпускного экзамена как раз и состоялась первая встреча будущего императора Николая II, юноши флегматичного и вялого, с веселой и жизнерадостной полячкой. Все произошло при одобрении членов царской семьи, начиная от императора Александра III, организовавшего это знакомство и заканчивая императрицей Марией Федоровной, которая все же хотела, чтобы ее сын стал... мужчиной.

После экзамена был ужин, взаимный флирт двух молодых людей и спустя годы запись в мемуарах Кшесинской: "Когда я прощалась с Наследником, в его душу, как и в мою, уже вкралось чувство влечения друг к другу".

По-настоящему их серьезные отношения начались лишь спустя два года, после того как наследник явился домой к Матильде Кшесинской, под именем гусара Волкова. Записки, письма и... подарки, по-настоящему царские. Первым стал золотой браслет с крупными сапфирами и двумя бриллиантами, на котором Матильда выгравировала две даты - 1890 и 1892 - первая встреча и первый приезд к ней домой.

Но... Их любовь была обречена и уже после 7 апреля 1894 года, когда было официально объявлено о помолвке цесаревича с Алисой Гессенской, Николай больше ни разу не приезжал к Матильде.

Однако, как известно, разрешил ей обращаться к нему в письмах на "ты" и обещал помогать ей во всем, если ей потребуется помощь.

Но... как говорится, свято место пусто не бывает: "В моем горе и отчаянии я не осталась одинокой. Великий князь Сергей Михайлович, с которым я подружилась с того дня, когда наследник впервые привез его ко мне, остался при мне и поддержал меня.

Никогда я не испытывала к нему чувства, которое можно было бы сравнить с моим чувством к Ники, но всем своим отношением он завоевал мое сердце, и я искренне его полюбила" - так написала позднее в своих воспоминаниях Матильда Кшесинская. Она полюбила... однако быстро и опять... Романова.

И ничего нет удивительного, что ее карьера шла в гору. Она стала примой Мариинского театра и фактически весь репертуар был построен под нее. Да, современники не отказывали ей в признании таланта, но подспудно все понимали, что талант этот пробился наверх не с помощью страшной борьбы за существование, а несколько иным способом. Но дадим слово свидетелям, особенно хорошо об этом написано у Владимира Аркадьевича Теляковского, директора императорских театров, в его "Воспоминаниях".

Из воспоминаний В.А.Теляковского: "М.Кшесинская прекрасно танцевала и была также бесспорно выдающаяся русская балерина. Для (Кшесинской)... успех на сцене был средством: стремления ее были более грандиозны и обширны, и роль только балерины, хотя и выдающейся, не удовлетворяла ее смолоду. М.Кшесинская уже на тринадцатом году службы вышла по собственному желанию из состава балетной труппы.

Силы свои она берегла для другой цели. М.Кшесинская была женщина бесспорно умная. Она отлично учитывала как сильные, так в особенности и слабые стороны мужчин, этих вечно ищущих Ромео, которые о женщинах говорят все, что им нравится, и из которых женщины делают все, что им, женщинам, хочется."

Из воспоминаний В.А.Теляковского: "Казалось бы, балерина, служа в дирекции, должна принадлежать репертуару, а тут оказывалось, что репертуар принадлежит М.Кшесинской, и как из пятидесяти представлений сорок принадлежат балетоманам, так и в репертуаре — из всех балетов более половины лучших принадлежат балерине Кшесинской.

с Верой Трефиловой в балете "Дочь фараона"(?)

Она считала их своею собственностью и могла дать или не дать их танцевать другим. Бывали случаи, что выписывали из-за границы балерину. В контракте у нее были обусловлены для гастролей балеты. Так было с балериной Гримальди, приглашенной в 1900 году.

Но когда она вздумала один балет, обозначенный в контракте, репетировать (балет этот был "Тщетная предосторожность"), Кшесинская заявила: "Не дам, это мой балет." Начались - телефоны, разговоры, телеграммы. Бедный директор метался туда, сюда. Наконец шлет министру шифрованную телеграмму в Данию, где тот в это время находился при государе. Дело было секретное, особой государственной важности. И что же? Получает такой ответ: "Так как балет этот Кшесинской, то за ней его и оставить".

Великий князь Сергей Михайлович любил Матильду Кшесинскую преданно 25 лет. Он ее баловал, защищал, спасал... В Стрельне на имя Кшесинской им была куплена великолепная дача.

Позже она напишет: "Чтобы меня хоть немного утешить и развлечь, Великий князь Сергей Михайлович баловал меня как мог, ни в чем мне не отказывал и старался предупредить все мои желания".

И далее слово историку Широкораду А.Б., цитата из книги "Падение Порт-Артура": "...Возникает вопрос: как нищая танцовщица Матильда Кшесинская стала одной из богатейших женщин России? Жалованье солистки Мариинского театра? Да она больше на наряды тратила! Связь в 1890-1894 годах с наследником престола цесаревичем Николаем? Там тоже были гроши.

В конце 1890-х годов Кшесинская покупает загородный дворец в Стрельне. Балерина капитально отремонтировала его и даже построила собственную электростанцию. "Многие мне завидовали, так как даже во дворце [Зимнем. — А. III.] не было электричества", — с гордостью отмечала Кшесинская. В Стрельненском дворце Кшесинской накрывались столы на тысячу с лишним персон. В день рождения Матильды даже менялось железнодорожное расписание поездов, проходивших через Стрельню.
Весной 1906 года Кшесинская покупает участок земли на углу Кронверкского проспекта и Большой Дворянской улицы и заказывает проект дворца архитектору Александру фон Гогену. К концу 1906 года строительство двухэтажного двореца было окончено.

Знаменитый особняк Кшесинской в Петербурге Фото начала ХХ века

салон 1916 год

Его длина была 50 метров, а ширина - 33 метра. О дворце писали — все было построено и обставлено по желанию и вкусу Кшесинской: зал — в стиле русский ампир, салон — в стиле Людовика XVI, спальня и уборная — в английском стиле и т.д. Стильную мебель поставил известный французский фабрикант Мельцер. Люстры, бра, канделябры и все прочее, вплоть до шпингалетов, было выписано из Парижа. Дом с прилегающим садом — маленький шедевр фантазии Матильды Кшесинской. Вышколенные горничные, французский повар, старший дворник — георгиевский кавалер, винный погреб, экипажи, автомобили и даже коровник с коровой и женщиной-коровницей. Любила Матильда попить молочка. Был, разумеется, и большой зимний сад. Откуда все это? Нетрудно догадаться, что источником благосостояния Матильды... был огромный военный бюджет России."

Тот самый бюджет, к которому имели доступ Великие князья и в частности Сергей Михайлович. Во всех своих ролях она "блистала": выходила на сцену, увешанная настоящими драгоценностями - бриллиантами, жемчугами, сапфирами... Ее облуживал сам Фаберже и делал многие вещи по заказу Великих князей.

THE DOG COLLAR NECLACE («собачий ошейник») В подобном колье Матильда изображена почти на всех фотографиях. Несмотря на такое непоэтичное название, этот вид ожерелья процветал в течение почти полувека.

Да, она танцует все это время, но балет для нее не работа, а всего лишь развлечение, хотя, надо отдать должное, она талантлива и все делает для того, чтобы быть в форме. И все, для того, чтобы убрать конкурентов и конкуренток! На этот счет есть интересная запись в мемуарах великой балерины Тамары Карсавиной.

Из воспоминаний балерины Тамары Карсавиной: "Я вспоминаю еще один случай со штрафом, имевший серьезные последствия. Он произошел во время директорства Волконского. Однажды Матильда Кшесинская надела на спектакль свой собственный костюм, проигнорировав распоряжение Волконского выйти на сцену в костюме, специально сшитом для роли. На следующий день она была оштрафована. Кшесинская рассердилась и стала добиваться отмены, и через несколько дней в "Вестнике" появился приказ министра двора об отмене штрафа.

балет "Камарго"

Князь Волконский тотчас же подал в отставку. Его заслуженно очень любили, и общество с негодованием восприняло неуважение, проявленное по отношению к одному из своих членов. В театре стали происходить враждебные манифестации, направленные против Кшесинской, — дорого она заплатила за свой кратковременный триумф. В ту пору она находилась на вершине своего таланта. По виртуозности она не уступала Леньяни, а по актерским качествам даже превосходила ее.

Матильда сама выбирала время для своих спектаклей и выступала только в разгар сезона, позволяя себе длительные перерывы, на время которых прекращала регулярные занятия, и безудержно предавалась развлечениям. Всегда веселая и смеющаяся, она обожала приемы и карты; бессонные ночи не отражались на ее внешности, не портили ее настроения. Она обладала удивительной жизнеспособностью и исключительной силой воли.

В течение месяца, предшествующего ее появлению на сцене, Кшесинская все свое время отдавала работе — усиленно тренировалась часами, никуда не выезжала и никого не принимала, ложилась спать в десять вечера, каждое утро взвешивалась, всегда готовая ограничить себя в еде, хотя ее диета и без того была достаточно строгой. Перед спектаклем она оставалась в постели двадцать четыре часа, лишь в полдень съедала легкий завтрак. В шесть часов она была уже в театре, чтобы иметь в своем распоряжении два часа для экзерсиса и грима. Как-то вечером я разминалась на сцене одновременно с Кшесинской и обратила внимание на то, как лихорадочно блестят ее глаза.

С самого начала она проявляла ко мне большую доброту. Однажды осенью, в первый сезон моей работы в театре, она прислала мне приглашение провести выходные дни в ее загородном доме в Стрельне. "Не трудись брать с собой нарядные платья, — писала она, — у нас здесь по-деревенски. Я пришлю за тобой". Мысль о скромности моего гардероба сильно беспокоила меня. Матильда, по-видимому, догадалась об этом. Она подумала и о том, что я не знаю в лицо ее секретаря, поэтому приехала за мной на станцию сама. У нее гостила небольшая группа друзей.

В роли хозяйки Матильда была на высоте. У нее был большой сад неподалеку от побережья. В загоне жило несколько коз, одна из них, любимица, выходившая на сцену в "Эсмеральде", ходила за Матильдой словно собачка.

карикатура Н. и С. Легат "Эсмеральда"

Весь день Матильда не отпускала меня от себя, оказывая бесчисленные знаки внимания... У меня создалось впечатление, что все окружающие подпадали под обаяние ее жизнерадостной и добродушной натуры. Но даже я при всей своей наивности понимала, что окружавшие ее лизоблюды источали немало лести. И это вполне объяснимо, принимая во внимание то положение, которое занимала знаменитая танцовщица, богатая и влиятельная. Зависть и сплетни постоянно следовали за ней. Весь тот день меня не покидало чувство недоумения — неужели эта очаровательная женщина и есть та самая ужасная Кшесинская, которую называли бессовестной интриганкой, разрушающей карьеры соперниц.

Если кто-нибудь тебя обидит, приходи прямо ко мне. Я за тебя заступлюсь, — позже сказала она и впоследствии сдержала слово: ей представилась возможность вмешаться и вступиться за меня. Я стала получать значительно меньше ролей, выяснилось, что директору внушили, будто у меня слишком много работы.

Одна знаменитая балерина, не принадлежавшая, по-видимому, к числу моих доброжелательниц, неожиданно проявила чрезмерную заботу о моем здоровье, попросив директора не перегружать меня, поскольку я больна чахоткой. Директор, введенный таким образом в заблуждение этой напускной заботой, проявляя истинное сочувствие, стал постепенно сокращать мой репертуар."

с коллегами(балеринами,балетмейстерами,тан цовщиками) (в первом ряду,в центре слева от мужчины в воен.форме)

13 февраля 1900 года театральный Петербург отмечал десятилетие творческой жизни Кшесинской на Императорской сцене. На обед после юбилейного спектакля были приглашены сыновья Великого князя Владимира Александровича - Кирилл, Борис и Андрей.

С последним у балерины и начался бурный роман. Она была старше Великого князя Андрея Владимировича на шесть лет.

При этом Матильда официально жила с Великим князем Сергеем Михайловичем. В июне 1902 года у Матильды Феликсовны родился сын. Мальчика назвали Владимиром в честь отца Великого князя Андрея. Только вот, от кого из Романовых родился этот ребенок, неизвестно до сих пор. Великий князь Сергей Михайлович до конца жизни считал его своим сыном. И опять слово В.А.Теляковскому.

Матильда Кшесинская с сыном Владимиром. 1916

Из дневника Владимира Теляковского:

"Неужели это театр, и неужели этим я руковожу? Все довольны, все рады и прославляют необыкновенную, технически сильную, нравственно нахальную, циничную, наглую балерину, живущую одновременно с двумя великими князьями и не только это не скрывающую, а, напротив, вплетающую и это искусство в свой вонючий циничный венок людской падали и разврата. Лаппа сообщил мне, что Кшесинская сама рассказывает, что она беременна; желая продолжать все же танцевать, она некоторые части балета переделала, чтобы избежать рискованных движений. Кому будет приписан ребенок, еще неизвестно. Кто говорит - Великому Князю Сергею Михайловичу, а кто Великому Князю Андрею Владимировичу, другие говорят о балетном Козлове."
В 1904 году она уходит со сцены, но сохраняет за собой право на роли в спектаклях и не разрешает их никому другому танцевать. В 1908 году Матильда Кшесинская успешно гастролирует в парижском Гранд-Опера и поражает публику своими 32 фуэте!

И при этом заводит тут же роман со своим партнером Петром Владимировым, который моложе ее на 21 год, что заканчивается дуэлью в лесу под Парижем между последним и Великим князем Андреем Владимировичем.

А потом была революция и все пошло прахом. Ее шикарный особняк был разграблен, Великий князь Сергей Михайлович погиб в Алапаевске: умирая в заброшенной шахте, он сжимал в руке маленький золотой медальон с портретом Матильды Кшесинской и надписью "Маля". Она же 19 февраля 1920 года отплыла в Константинополь на итальянском лайнере "Семирамида". В январе 1921 года во Франции они обвенчались с Великим князем Андреем Владимировичем, и Матильде получила титул Светлейшей княгини Романовской.

В 1929 году Ксешинская открыла в Париже свою балетную студию, где у нее брали уроки ученики даже из Англии, США, Испании.

"Русская",Ковент-Гарден,Лондон,1936 год


Матильда Кшесинская в последние годы жизни. 1954

1969 год

Сын Владимир

1950е годы(?)

"В 1958 году балетная труппа Большого театра приехала в Париж. Хотя я не хожу больше никуда, деля свое время между домом и танцевальной студией, где зарабатываю, чтобы жить, я сделала исключение и пошла в Оперу посмотреть русских. Я плакала от счастья. Это был тот же балет, который я видела более сорока лет назад, обладатель того же духа и тех же традиций…" - так она написала в своих мемуарах.

Она умерла в возрасте 99 лет в 1971 году и нашла упокоение на русском кладбище Сен-Женевьев-де-Буа во Франции.

Могила Матильды Кшесинской на кладбище Сен-Женевьев-де-Буа

В 2010 году об истории взаимоотношений Матильды Кшесинской и князя Андрея Романова была подготовлена телевизионная передача из цикла "Больше, чем любовь".

Матильда Кшесинская и князь Андрей Романов, телепередача "Больше, чем любовь"

Кем же все же она была: куртизанкой или великим талантом? Гетерой или же умной приспособленкой? Наверное все вместе, но одно ясно ее роль в искусстве русского театра и "искусстве" русской жизни была далеко не последней... но такова Россия.

Оригинал записи и комментарии на

Такая вот публикация попалась во френдленте
Захотел поделится с читателями журнала
Комментировать не стану, выводы делайте сами...

Оригинал взят у kara881 в Бастарды: два сына Кшесинской от Николая 2

БАСТАРДЫ: Два сына Кшесинской от Николая II
5 Ноября 2016
Матильда Кшесинская всегда ставила на число 17.
Будь то казино в Монте-Карло или дом Романовых, куда она вошла-таки хозяйкой.



У Матильды Кшесинской родился сын от Николая II.
Этот факт боятся обнародовать, так как получается, что дети, а их двое сыновей, могут претендовать на трон Российской Империи, в рамках подмены исторических фактов, которые произошли в 1853 году с началом Первой Мировой Войны на территории России, или Тартарии, как сегодня называют просторы 1/6 суши Земли.

Но Польша это помнит и знает. Польша говорит об этом.
1890 год, — через четыре года, после романа 18-летнего Николая II и 14-летней балерины, у Матильды рождается сын. Это довольно смелый шаг навстречу короне Российской Империи.

Но для наследника Николая это угроза не получить корону. Ему приготовили уже невесту из родственниц. Ей 18 ему 22.
31 августа 1872 г. Кшесинская 18 мая 1868 г. Николай II.
И тогда совместного сына наследника престола и балерины отправляют в Польшу. Там Кшесинская спрятала своего сына, который впоследствии сможет претендовать на российскую корону. Так надежнее. В Польше были люди, заинтересованные прийти к власти вместе с юным наследником. Пусть пока это тайна. Однако, тайна может стать явью.

Через несколько лет в 1902 году Кшесинская вновь рожает еще одного наследника короны.
Которого решает оставить рядом с собой, и не прятать от общества.
Одна тайна в рукаве есть. Первого сына скрывают в Польше.
Другая тайна уже на поверхности.

Положение Кшесинской упрочилось при царском дворе. Она член семьи.
Все члены царской семьи мужского пола справляют у балерины свои праздники. Здесь Император и его родственные Великие князья.
После рождения второго сына от балерины, Николай второй просит своего дядю Сергея Александровича, присмотреть за балериной и его сыном. Быть постоянно подле нее. Охранять. Это касается империи и ее наследника.

Наследника, которого Николай хочет объявить. Но пока не может.
Перед революцией Николай отрекается от престола. И разводится с женой. Таким образом он свободен.

В считанные дни он и Кшесинская венчаются, и объявляют свой брак.
Теперь сыновья Кшесинской могут спокойно наследовать наследие Николая II-го.

С наследником Николаем — Кшесинскую познакомил отец-государь Александр III.
Да, взял и познакомил: привел сына на балет, в царский гарем. После спектакля вошел в уборную и спросил: А где Кшесинская номер два?Александр III посадил за стол между собой и своим сыном балерину 14-ти лет.
Балет был гаремом царского двора. Развлекушкой. Сексуальной развлекушкой.

В театр за балеринами ходили все высокие придворные и члены царской семьи.
Открытый гарем. Его содержала царская семья, вернее, российская казна. В искусстве обольщения любви 14-летней Матильде, говорят, не было равных. На свое 14-летие она расстроила свадьбу между одной знаменитой парой, обольстив тут же жениха чужой невесты. Невеста обнаружила оголенную Матильду в объятиях своего жениха.

Матильда выбрала молодого наследника, кинув наследнику, сидевшему в первом ряду на ее выступлении, свой серебряный браслет.

Венчание Николая II с принцессой гессенской состоялось в 1897 году.
Все это время с 1890 по 1897 балерина жила с наследником гражданским браком в доме, подаренном ей Николаем II на Алексеевской набережной в Петербурге. Говорят дом, как и все драгоценные украшения, дарили балерине из казны Империи, с одобрения Александра III. Об этом есть финансовые отчеты. Видимо, зачем-то нужна была Кшесинская короне Империи, а точнее семье Романовых.

Зачем?
После рождения второго сына Владимира, — Николай II подарил Кшесинской свою фотографию с подписью Ники. Это говорит о близких отношениях и после рождения второго сына. Николай II даровал мальчику дворянство и графский титул. Охраняли мать двоих детей Императора все Великие князья дома Романовых.

Это был приказ Николая II.
Они оберегали наследников. Ведь первый сын Кшесинской был первым у наследника Николая II и, значит старшим наследником. По старшинству корона должна принадлежать ему. Возможно, между Николаем II и Кшесинской состоялось тайное венчание еще до венчания на принцессе Гессeнской. Иначе, как можно расценить приказ царя Николая II охранять балерину и днем и ночью.

Возможно первый сын Николая и Матильды жил в это время вместе с родителями. Но это история пока скрывает.
Поскольку император Николай II исчез со страниц истории, то ответственность за наследников и венценосную балерину лежала на плечах Андрея Владимировича, Великого князя.

17 января 1921 года Матильда и Андрей Романовы обвенчались в Каннах с согласия главы рода Романовых Кирилла Владимировича. Причем тут Андрей Романов? После исчезновения с официальной исторической страницы Николая II Романова, — брак Матильды и Николая не приносил никакой пользы. А Матильде нужен был статус для ее сыновей. На будущее. Которое для всех тогда было неизвестно. И она делала все, чтобы сыновья могли унаследовать титулы императорского двора.

Исполнилась ее мечта. Она для всего мира стала Великой княгиней Романовой. А ее дети членами царской семьи.
После венчания Великий князь Андрей усыновил сына Кшесинской — Владимира. Обоих сыновей от гражданского брака, а затем венчанного, между Николаем II и Кшесинской, скрывают под разными предлогами и небылицами. Как и факт развода Николая II со своей супругой и венчании на Кшесинской.

А может быть так называемый наследник Алексей, сын Николая Романова и принцессы Гессенской, болел не случайно.
Может быть был заговор поставить на престол первого сына Кшесинской? Потому и болел мальчишка.
Причем родившись, он не имел той болезни. А кажется с 4-х лет начал болеть.

Это двор, царский двор, где все грызутся за власть.
В Европе Кшесинскую называли «Мадам 17».

В этой статье:

Матильда Кшесинская: биография, личная жизнь, история жизни


В большинстве, мы добавляем на наш портал знаменитостей современности. Но есть и знаковые личности, которые уже покинули этот мир, но их биография и личная жизнь настолько интересны, что мы не можем обойти их истории стороной. Что ж, встречайте - персональная страница о жизни Матильды Феликсовны Кшесинской.

Биография Матильды Кшесинской

Семья Матильды Ксешинской

Матильда появилась на свет 19 (31) августа 1872 года. Произошло сие знаменательное событие в семье театралов в Лигово. Ее отцом был Феликс Кшесинский - российский поляк. У матери Матильды это был второй брак - Юлия Доминская (так звали маму нашей героини) осталось еще 5 детей от супружества с танцовщиком Леде.

Сестра Матильды Юлия стала балериной. Брат Иосиф также стал танцовщиком, но не пережил блокаду Ленинграда.

Саму же Матильду внутри семьи величали Малечкой.

Детство Матильды

Малечка поступила в балетное училище уже в 8-летнем возрасте. В 1890 году она выпустилась из Императорского театрального училища, в котором она получила блестящее образование под чутким руководством Льва Иванова, Катерины Вазем и Христиана Иогансона. После выпуска ее позвали в Мариинский театр, где танцевала также ее старшая сестра.

На этой сцене Матильда выступала вплоть до 1917 года.

1986 году знаменателен в биографии Матильды Кшесинской тем, что ей перешло звание примы императорских театров. Отметим, что генеральный балетмейстер был против ее кандидатуры на эту роль, но Матильда смогла добиться признания ее главной танцовщицей.

С 1898 года она занималась персонально у известного итальянского тренера Энрико Чеккетти, чтобы добавить к базе русского балета изящную работу ногами, принятую у итальянцев.

Интересный факт биографии Матильды Кшесинской: она первой в России смогла выполнить 32 фуэте без остановок.

Дошло даже до того, что Мариус Петипа адаптировал основные хореографические партии балетов под выдающиеся навыки нашей героини!

Несмотря на академические навыки, Матильда охотно принимала участие в смелых новаторских постановках.

1904 год стал переломным в биографии Матильды Феликсовной - она покинула театр, после чего сотрудничала с ним только на разовой основе. Кроме таланта и умений, танцовщица запомнилась тем, что умела выстраивать линию своего развития и всегда отстаивать свои интересы. Она была ярой противницей приглашения танцовщиц из-за границы.

В 1917 году Матильда покинула Петроград, отправившись сначала в Кисловодск, откуда перебралась в Новороссийск, а уже оттуда 19 февраля (3 марта) эмигрировала за границу. Это было связано с политическими событиями в стране - нашей героине с сыном пришлось поскитаться по стране и жить 6 недель в вагоне поезда 3 класса, скрываясь от преследований большевиков. В итоге, танцовщице удалось раздобыть французские визы в Константинополе, после чего они отправились в Кап-д’Ай, в котором у знаменитости была собственная вилла.

В 1929 году в Париже появилась балетная школа Кшесинской. Как преподаватель, она была всегда сдержанна, предпочитая не кричать на своих воспитанников.

В 1960 году в столице Франции были изданы мемуары Матильды Феликсовны, написанные ею еще во времена эмиграции. В России их издали лишь в 1992 году…

Биография Матильды Кшесинской заканчивается 5 декабря 1971 года - всего несколько месяцев не хватило знаменитой танцовщице до 100-летнего юбилея. Ее похоронили под Парижем, вместе с мужем и сыном.

Личная жизнь Матильды Кшесинской

Истории известно, что в период 1892-1894 гг. Матильда была в отношениях с Николаем Александровичем, который станет известным под именем Николая II.

Николай 2 и Матильда Кшесинская исторические факты

Познакомились они в марте 1890 года, на выпускном экзамене. Эти отношения благословил император, который и организовал первую встречу выпускников.

После экзамена молодая пара посетила ужин, на котором завязалось общение и появилась взаимная симпатия.

Интересный факт: Матильда называла Николая на свой манер - “Ники”.

Пара распалась в 1894 году, когда цесаревич объявил о помолвке с Алисой Гессенской. Эта новость разбила сердце Кшесинской, о чем она потом сама и поведала…

Матильда Кшесинская – известная российская балерина, личность которая вошла в историю не только благодаря своему таланту, но и общественным делам. Конечно же вокруг балерины всегда были какие-то интриги, связи с известными личностями, но она всегда оставалась профессионалом своего дела. Биография и личная жизнь Матильды Кшесинской заслуживает особого внимания, так как она была знакома с императорской семьей Романовых и даже состояла в близких отношениях с императором.

Кшесинская была рождена в августе. Она появилась на свет в 1872 году. В этой творческой семье все были связаны с искусством. Отец занимался танцами и был любимым исполнителем мазурки у Николая Первого. Именно поэтому последний выписал Феликса из Польши. Он жил в этой стране, хоть и был русским по своей национальности. Мать же не занималась творчеством непосредственно. Однако, она была вдовой бывшего балетного танцовщика.

Родная сестра же тоже стала балериной, а брат Иосиф занимался танцами и стал балетмейстером. Все, абсолютно все родные люди Матильды, были связаны с творчеством. Кто-то непосредственно занимался балетом – танцевал, участвовал в гастролях. Другие же были связаны с искусством косвенным путем, например, мать Матильды.

Совсем юная девочка не изменяет семейному направлению и также идет в творчество. Она направляется в Императорское театральное училище и поступает на курс балетных танцев. Там она проучилась до 1880 года и успешно завершила курс. В училище был организован выпускной вечер, в рамках которого проходил ужин в торжественной обстановке. Юная девушка, блестящая красотой своей молодости, сидела совсем рядом с очень влиятельной персоной. Этим человеком был сам наследник престола, будущий монарх империи Николай Второй.

В тот же вечер замечательные слова сказал Александр Третий. Он внимательно следил за всеми движениями девушки и, восторгаясь ими, произнес пророчество, впоследствии ставшее явью. Он сказал, что Матильда станет не только блестящим украшением, но и блистательной славой российского балета.

Впрочем, подобный восторг не вызывает удивления. Эта начинающая балерина действительно поражала воображение своей красотой, невероятной грацией и мастерством.

По окончании учебы Матильду сразу же приняли в Мариинский театр. Она очень долго будет трудиться в составе этой балетной труппы. Императорской сцене она посвятит целых 27 лет своей долгой жизни. За эти годы она успеет проявить свои таланты и покорить сердца многих. Конечно же биография, личная жизнь, фото Матильды Кшесинской все это сохранилось, так как балерина внесла огромный вклад в развитие российского искусства.

Матильда Кшесинская была потрясающей балериной. Она была лидером в свои времена и имела невероятное превосходство перед людьми своего времени. Кшесинская была бы лидером и среди талантов всех веков. К тому же, Матильда является одной из наиболее влиятельных девушек перепутья девятнадцатых и двадцатых веков.

Она была очень значительной фигурой того времени. Подтверждением тому служит то, как о ней отзывался сам великий император Николай Николаевич! Российская империя испытывала большие трудности в Первую мировую войну. Многие части испытывали проблемы со снабжением, у артиллерии был острый дефицит боеприпасов.

При это сам князь выносил заявления о том, что какие-либо меры предпринять просто невозможно. Ведь Балерина Матильда имеет чрезмерное влияние на дела артиллерии, принимает участие в перераспределении госзаказов между разными предприятиями. По сути, артиллерийское ведомство находилось под ее контролем.

Карьера в Мариинском театре

Матильда участвовала на многих крупных, государственных мероприятиях. Она танцевала самые разнообразные балеты, как под руководством Мариуса Петипа, так и Льва Иванова. Самые первые роли балерины приходятся на такие произведения, как «Лебединое озеро», «Щелкунчик» и «Баядерка». Она успешно справлялась со всей работой, которая на нее возлагалась.

Затем балерина уезжала в Италию на небольшой срок. Работа за рубежом не пришлась по душе Кшесинской. Она не очень хотела оставаться на долгое время в Италии, языковой барьер, любовь к родине все это ей мешало. Поэтому она не долгое время провела в зарубежных театрах, а потом с радостью вернулась домой. По возвращении ей досталась роль принцессы Авроры, в которой девушка себя проявила особенно хорошо. Это было невероятное возвращение, которого ждали многие поклонники.

Прошло уже 6 лет ежедневного труда, включающего в себя как необходимость размышлять над творческой составляющей, так и изнурять себя танцевальными движениями, которые требуют изрядной физической подготовки и сноровки. За этот период Матильда добилась многого на творческом поле битвы. Среди достижений были и наиболее важные. Так, наибольшее значение имел статус «прима-балерина императорских театров». В этом плане не все было гладко, ведь главный балетмейстер был против выдачи такого титула.

Однако, он зря противился – даже в те времена ходили слухи, что столь быстрое продвижение Матильды по лестнице театральной иерархии непосредственно связано с наличием связей во дворе. У современных же историков есть споры, связанные с данным вопросом. Однако, немалая часть людей придерживается мнения, что все было именно так.

Существует всего несколько балетов, поставленных ради Матильды, которые не стали значимым элементом в наследии российской культуры. Самым ярким примером будет балет, поставленный по случаю свадьбы Ксении Александровны и Александра Михайловича. На этом торжественном событии было представлено выступление, наиболее значимая партия которого исполнялась Матильдой. На самом деле если говорить о личной жизни и биографии Матильды Кшесинской, то можно упомянуть множество фактов, но не все они имеют официальное подтверждение.

Матильда в балетной постановке «Дочь фараона»

Кшесинская имела очень крепкую позицию в театре. Особенно, если учесть то, на какой ступени иерархии она находилась.

Однако, балерина не хотела останавливаться на достигнутом и продолжала развиваться. Она регулярно посещала уроки Энрико Чеккетти. Этот знаменитый преподаватель помог Матильде совершенствовать свои навыки до все более и более высокого уровня.

Степень развитости ее мастерства на тот момент была отлично продемонстрирована новым рекордом. Кшесинская стала своеобразным пионером русского балета. Она смогла выполнить сразу целых 32 фуэте подряд – до этого момента ни одна из русских не была на такое способна.

Однако, в то же время Кшесинская решила покинуть театральную сцену. Когда на дворе был 1904 год, она ушла из Мариинского театра. Увольнение произошло по собственному желанию и тому было очень логичное объяснение. Бенефиса прекрасно знала, что делает. Она перешла на другую форму работы – выступления на контрактной основе. Это было гораздо более выгодно, чем работать на постоянной основе. За один только выход на сцену она получала пять сотен рублей. Однако, и это не было пределом.

Через какой-то промежуток времени она начала зарабатывать в полутора раза больше и получала по семь с половиной сотен за единичное выступление. Зарабатывать деньги, довольно таки неплохие для России начала 20 века, ей помогали ее невероятный талант и уже приобретенная к тому моменту слава и популярность.

От Матильды часто можно было услышать фразу о том, что артисты способны на многое. Речь шла о людях академической выдержки. Балерина утверждала, что они способны станцевать все, что угодно. Она закрепляла подобные утверждения за вполне реальными действиями. По этой причине Матильда участвовала во многих спектаклях, некоторые из которых поставил М. Фокин. Например, «Эрос», который был сыгран в 1915 году.

Интриги Матильды Кшесинской

Девушка всеми силами сопротивлялась, когда речь заходила о приглашениях в иностранные труппы. Ее мнение было таково, что русские артисты должны собственными силами доказывать свои способности – то, что они достойны играть главные и наиболее значимые роли. Однако, далеко не все ее современницы были солидарны с таким мнением. Большинство балерин с радостью принимали иностранные предложения, играя даже самые бесперспективные роли в балетах иностранных трупп. На тот момент биография и личная жизнь Матильды Кшесинской обсуждалась только в определённых кругах. Таким образом мало что достоверно известно.

Наиболее частый предмет интриг – Пьерина Леньярни. Эта балерина была иностранкой, родом из Италии. Она смогла проработать вместе с Матильдой целых восемь лет, невзирая на отрицательный настрой и негативное отношение последней. Правда, это не могло продлиться дольше. Кшесинская уже тогда обладала невероятным влиянием, как минимум в самом театре. Такого давления не выдержал даже сам директор, которому пришлось пойти на уступки.

У артистки была одна мечта, которой она грезила многие годы. Она осуществилась к 1899 году, когда Мариус Петип предложил ей партию Эсмеральды. Для Матильды это была не только профессиональная, но и идеологическая победа. Ведь до этого момента роль исполнялась только итальянками.

И вот она, русская, добилась права играть эту партию! Матильда проявила себя столь хорошо, что эта партия не оказалась последней.

С того самого момента она осуществила полный захват. С тех пор она была единоличной хозяйкой этой роли, играя ее из раза в раз. Ни у кого другого не было и шанса сыграть Эсмеральду, что было причиной множества возмущений других балерин.

Если полностью раскрывать личную жизнь Матильды Кшесинской, то можно узнать множество скрытых фактов о ее связях с мужчинами. Так как она общалась в высших кругах, то она знала очень много информации о политическом устройстве страны, проблемах государства. По большому счету она осталась частью истории. Но, как и для любого известного человека наступает такой момент, когда ты постепенно теряешь интерес ко всему и желаешь сосуществовать тихой и спокойной жизнью. Матильда Кшесинская отошла от балетного искусства и прожила до 99 лет.

Матильда Кшесинская: википедия, фото, рост, вес, ее дети

Биография и личная жизнь Матильды Кшесинской заслуживает отдельного обсуждения. На личном фронте Матильды происходило еще больше боевых действий, чем на творческом. Ведь ее судьба переплеталась с одной из наиболее значимых семей – династией Романовых. Целых два года она была в очень близких отношениях с Николаем Александровичем. Познакомившись с юной, пылкой девушкой, он с регулярной частотой становится посетителем ее выступлений.

Экспансия их отношений происходит крайне стремительно, однако, каждая сторона понимает, что этот накал страстей не будет иметь счастливого завершения.

Их отношения закончились сразу после помолвки цесаревича с внучкой королевы Виктории, которая произошла в апреле 1894 года. Однако, Матильда и после этого не утратила своего влияния на жизнь царской семьи.

Она имела хорошие отношения с Сергеем Михайловичем и Андреем Владимировичем. Великий князь Андрей Владимирович впоследствии усыновит сына балерины и заключит с ней брак, а уже через четыре года Матильда (отныне Феликсовна) перейдет из католичества в православие, приняв имя Мария. Ее решение было обусловлено множеством факторов, которые сформировались на тот момент. Также она очень сильно любила своего мужа и дорожила отношениями.

Биография и личная жизнь Матильды Кшесинской интересует многих поклонников ее таланта. Женщина внесла огромный вклад в историю нашего государства. На самом деле сегодня мало кто помнит балерину такой какой она была раньше.

Эта женщина, ставшая яркой фигурой истории России и русского балета, прожила почти сто лет. Скончалась балерина в 1971 году. Она стала иконой стиля и балетного искусства. Множество поклонников со всего мира интересуются судьбой, которая постигла ее.

Начитавшись о выходе в свет исторической драмы «Матильда» и написав изначально статью о польской актрисе Михалине Ольшанской, которая сыграла главную роль в этой кинокартине, мне захотелось узнать как можно больше о балерине Матильде Кшесинской, прототипе главной героини. Кто эта женщина, которая спустя более ста лет после своего двухлетнего (трехлетнего?) романа с Цесаревичем Николаем все так же остается от случая к случаю вспоминаемой и обсуждаемой нашими современниками? Ее имя полощут и склоняют все кому не лень, и я в том числе. Вот уже вроде и забыта была эта чернявая искусительница, но фильм «Матильда», снятый российским режиссером Алексеем Учителем, всколыхнул страсти по Матильде Кшесинской с новой, всепоглощающей все на своем пути силой.

Честно говоря, до того как я услышала о новом скандале вокруг любовной драмы Матильды и Цесаревича Николая, я даже не знала о существовании этой балерины. Балетом я не интересуюсь, а насчет личной жизни последнего Всероссийского Императора Николая II полагала, что единственной его женщиной была законная супруга Александра Фёдоровна. Нужно отметить, что я четыре дня подряд , как одержимая, читала мемуары, письма, дневники Матильды Кшесинской, Николая II, Александры Федоровны, всевозможные статьи о них. Мнения и факты везде разнятся, но сопоставив все данные, включив логику, становится понятно многое. Итак, Матильда Кшесинская влюбилась в Николая II, тогда еще Цесаревича Наследника. В те времена быть балериной означало иметь возможность стать любовницей высокопоставленных лиц, богатых аристократов, многие современники это называют социальным лифтом. То есть девушки из низших сословий стремились попасть в балетные училища, стать прима-балеринами, тогда вполне можно было бы отхватить себе богатого любовника, который купит вам дворец, осыплет драгоценностями, обеспечит безбедное существование. Порицалось ли тогда это в обществе или было обыденностью? Наверняка среди дам высших сословий и порицалось, но вот мужское население, конечно же, наслаждалось таким порядком вещей. То есть здание балета было чем-то таким наподобие нынешней сцены с поп-дивами или подиумом с моделями. Мужчины имели возможность рассматривать ножки балерин, любоваться их фигурками, у каждой уважающей себе балерины был богатый любовник. А как иначе? До сих пор, как и повелось ранее, российские, теперь уже эстрадные певицы, ищут себе богатых любовников, но теперь уже чаще они становящихся их законными женами. Все продажно и меня это все-таки огорчает. Но не подумайте, что Матильда Кшесинская шла в балерины для того, чтобы обзавестись богатым и влиятельным любовником, наша героиня выросла в артистической семье, ее отец и мать танцевали в балете, и девочка с детства не мыслила себя вне сцены. В семье было рождено немало детишек, но лишь одна Матильда была замечена в связях с аристократами, в частности с тремя Романовыми.

Многие историки мужчины искренне восхищаются Матильдой не только как прима-балериной, которая великолепно танцевала, но все-таки в первую очередь как девушкой способной соблазнить любого. Матильда Кшесинская не обладала внешность красотки, скажу более, если бы вы не знали, что перед вами знаменитая Матильда, разбившая не один десяток сердец, вы бы подумали, что это фотографии рядовой балерины XIX века. Когда женщины называют Матильду Кшесинскую некрасивой, коротконогой, кривозубой интриганкой, мужчины осекают их и и с восхищением говорят, мол, у нее была потрясающая энергетика! Скорее всего это так и было. Ведь с виду Матильда совершенно обычная, но наверняка обладала незаурядным магнетизмом.

Был ли до беспамятства Николай II влюблен в Матильду Кшесинскую или она была лишь кратковременным его увлечением? Ведь существуют не только дневники балерины, но и дневники самого Императора. Ну так вот, влюблен он был, но одновременно любил и свою невесту – принцессу Аликс – урождённую принцессу Викторию Алису Елену Луизу Беатрис Гессен-Дармштадтскую, которую впервые увидел двенадцатилетней девочкой, Наследнику на тот момент было 16 лет. Принцесса Аликс глубоко запала ему в сердце, в дневниках Николая все больше о ней. Но так как его и зазнобу сердца разделяло расстояние, виделись они крайне редко, но имели возможность переписываться. Николай мечтал стать супругом Аликс, он лелеял эту мечту целых 10 лет! Но Николай был все-таки простым смертным, да он был будущим Императором, его после смерти канонизировали, но ничто человеческое было ему не чуждо, а по сему, когда его начала соблазнять балерина Матильда Кшесинская, он устоять не смог, хотя по всему видно, что сопротивлялся очень долго и упорно, был крайне осторожен и не бросался в омут с головой, то есть вовсе хотел ограничиться разговорами до утра и поцелуями. Матильда же целенаправленно соблазняла царскую персону, лишь получив маленький намек на то, что нравится Николаю, она начала делать все для того, чтобы поселиться в его сердце. Из корыстных ли целей?

Матильда, или Маля, как звали ее близкие, определенно была безумно влюблена в Николая, хотя и слыла тщеславной, но и ведь и такие женщины способны потерять голову от любви! Она гуляла по тем же улицам что и он, она в упор смотрела на него во время своих выступлений, она буквально осыпала его своими флюидами, из кожи вон лезла, чтобы ему понравиться. И в конце концов ей это удалось. Одно время Николай даже писал в своих дневниках, что в сердце его живет две женщины – принцесса Аликс и балерина Матильда. Но все это длилось лишь несколько лет, дело в том, что Николай разъезжал по стране, бывал в долгих заграничных поездках и на это время его чувства к Матильде угасали, то есть с глаз долой из сердца вон, но стоило ему снова посетить балет, как он замечал насколько похорошела в его отсутствие Матильда. Балерина склоняла его к интимному продолжению романа, она настаивала и требовала, он же сопротивлялся как мог, так как считал, что вступив с Матильдой в более серьезные отношения, будет ответственен за ее дальнейшую судьбу и жизнь. Но разве не этого хотела сама Матильда? Иметь такого покровителя? Безусловно она была влюблена, будущий царь был красив, тут спору нет, да и потом, как на женщин действует осознание того, что можно войти в историю, возможно, как первой женщине одного из царей. На тот момент Матильда не знала, что это последний Всероссийский Император, а то бы еще сильнее из кожи вон лезла, чтобы добиться своего. Но не думайте, что все женщины содержанки не любят своих благодетелей.

Зачастую Николай был весьма прохладен, на письма Матильды отвечал редко, она ему весточку за весточкой строчила, а он не торопился с ответом, будучи в балете посматривал на других балерин, давал повод для ревности, все это распаляло Матильду, порою злило. Сама интимная часть романа длилась недолго, судя по анализу дневника самого Николая продолжалось это не более 3-4 месяцев. И если изначально будущего Государя Матильда Кшесинская воспламеняла и дико радовала, то потом он как-то плавно стал охладевать к ней, в конце концов все сошло на нет. Никаких терзаний о том, что он вынужден расстаться с Малечкой в его дневниках не было! Все его меты были устремлены к глубоколюбимой принцессе Аликс! Дневники и письма Николая II и его жены Александры Федоровны, наличие пятерых любимых детей, подкаблучничество царя, мечтавшего выбрать не управление страной, а спокойную размеренную семейную жизнь, говорит о том, что он был глубоко предан своей жене, любил ее, позволял ей многое, в конце концов ее неосознанные действия привели ко многим трагедиям. Вся царская семья погибла. Много глупостей было совершено.

Было ли увлечение Матильдой Кшесинской всего лишь маленьким эпизодом в жизни Николая II? Маля значила в его жизни ровно столько, сколько значит в жизни любого мужчины не первая любовь, а первая женщина. Все происходило по обоюдной влюбленности, а значит воспоминания оставались самыми светлыми, затем каждый пошел своей дорогой, естественно не печалясь о случившемся. Эта любовная связь открыла Матильде Кшесинской дорогу в высокопоставленным любовникам, она теперь на меньшее была не согласна и жизнь свою устроила отлично, прожила до 99 лет. Вышла замуж за Андрея Владимировича Романова – внука Александра II. Между прочим муж ее был младше на 7 лет и был горячо ею любим, но и своей первой любви она никогда не забывала. Всю свою сознательную жизнь Матильда Кшесинская была кокеткой, она соблазняла, играла мужчинами, многих сводила с ума. Всегда будут существовать такие женщины, одни их осуждают, вторые ими восхищаются, третьи теряют голову, едва приблизившись к ним.

На этом фото вы видите единственного сына Матильды Кшесинской и великого князя Андрея Владимировича Романова. Зовут этого элегантного парня Владимиром. Он никогда не был женат, потомства после себя не оставил.

На этом фото маленький Вова с мамой.

На этом фото Матильда Кшесинская слева, посредине ее старшая сестра Юлия, справа брат Иосиф.

На этом фото один из любовников Матильды Кшесинской - великий князь Сергей Михайлович Романов.

На этом фото царь Николай II со своей супругой Александрой Фёдоровной.

Взгляните на это фото, вот так в старости выглядела Матильда Кшесинская.


На этом фото Матильда Кшесинская со своим мужем Андреем и сыном Вовой.

В 1920 году 48 летняя Матильда Кшесинская эмигрировала во Францию вместе со своим сыном восемнадцатилетним сыном Вовой и 41 летним любовником князем Андреем Владимировичем – отцом Вовы. В 57 Матильда Кшесинская открыла свою собственную балетную студию в Париже.