Включение начальных классов в общую образовательную парадигму, обусловленное реформированием системы обучения детей, затронуло все аспекты ведения педагогической практики - от порядка планирования и организации занятий до системы оценивания достижений школьников.

В свете этого особенно актуальным является утверждение порядка проведения анализа уроков начальных классов по ФГОС - реализации аналитического процесса, который позволяет:

  • систематически контролировать качество учебно-воспитательного процесса, целесообразность использования различных педагогических методов и приемов;
  • определять ценностные ориентиры и установки, а также факторы, которые могут препятствовать воплощению принципов системно-деятельностного подхода;
  • способствовать последовательному профессиональному росту учителей начальной школы.

Сохраните это себе, чтобы не потерять:

Проконтролируйте, как учителя проводят самоанализ уроков - воспользуйтесь шаблоном в журнале «Справочник заместителя директора школы»

Скачайте шаблон

Анализ урока в начальной школе по ФГОС: основные требования и особенности

Уроки, которые разрабатываются согласно новым требованиям ФГОС, имеют ряд существенных отличий от традиционных форм занятий. В связи с этим аналитическое оценивание такого урока будет иметь ряд отличительных особенностей, с которыми нужно ознакомиться, а также узнать, как выглядит рабочая карта эксперта. Принципиальным отличием современных занятий от традиционных является то, что куда большее количество внимания педагогом должно уделяться самостоятельным умозаключениям детей, их личному мнению и активному участию в уроке.

Анализ открытого урока в начальной школе по ФГОС, пример которого приводится ниже, значительно изменился с момента введения новых требований.

Согласно вновь принятым нормам, урок организуется с учетом следующих моментов:

  1. Тему занятия формулируют ученики, педагог лишь подводит детей к нужному выводу.
  2. Цель и задачи занятия также озвучивают школьники, опираясь на вопросы учителя и акцентирование ранее полученного образовательного опыта.
  3. В ходе планирования учебно деятельности педагог совместно с детьми проектирует пошаговое выполнение учебных действий - составляет план, необходимый для достижения целей занятия.
  4. На уроке выполняется организация индивидуальной, парной или работы в группах, консультирование учеников. Педагог выступает в роли советчика и помощника, оставляя учебную инициативу за детьми, но при этом направляя образовательную активность классного коллектива.
  5. В ходе урочного занятия реализуется самоконтроль, взаимоконтроль или иные регулятивные действия, способствующие осознанию детьми собственного уровня учебных достижений и актуальных образовательных требований.
  6. Ученики самостоятельно справляются с возникшими трудностями и исправляют ошибки.
  7. На завершающем этапе урочной деятельности школьники обсуждают свои успехи, оценивают результат своей работы и работы одноклассников; проводится рефлексия.
  8. Педагог задает домашнее задание, которое учитывает индивидуальные особенности детей, предполагающее разные уровни сложности.

Во время занятия педагог должен играть роль советчика, который помогает детям и консультирует их, но не навязывает им информацию на основании своего авторитета. В связи с обновленными требованиями к уроку изменился и образец анализа урока в начальной школе по ФГОС , который теперь должен учитывать новые составляющие занятия.

Педагогический анализ урока в начальной школе

Схема, разработка которой выполнялась в качестве образца анализа урока в начальной школе по ФГОС , имеет ряд характерных особенностей. Оценка занятия в соответствии с новыми требованиями должна включать наличие целей, действий, направленных на организацию учебного процесса, а также мотивацию учащихся, что особенно важно применимо к учащимся младших классов, у которых ввиду возрастного фактора акцентирование и удержание внимание остается проблемным моментом.

Конструктивно аналитическое оценивание урока реализуется в соответствии с экспертной картой, в которой должны быть указаны данные об учителе, проводившем открытый урок, наименование учреждения НОО, предмет, методкомплект и дидактические материалы, тема и дата проведения занятия. При анализе открытых уроков в начальной школе для педагогов с опытом и молодых специалистов используются разные типы экспертных карт, что способствует оптимизации планового мониторинга учебно-воспитательного процесса. Пример стандартизированного бланка, который содержит базовые критерии анализа, представлен ниже.

Образец схемы анализа урока в начальной школе

Структурные этапы анализа занятия по ФГОС На что следует обратить внимание Количество баллов
Цели и задачи При проведении первоочередно оценивается, насколько полно сформирована тема и задача занятия, что в соответствии с принципами системно-деятельностного подхода выполняется в ходе мотивационного этапа через постановку учебной проблемы и актуализацию ранее изученного.
Дополнительно указывают, была ли достигнута цель занятия, сформулированная педагогам и представленная в документации по планированию, а также практические задачи, озвученные учащимися.
Общая структура занятия В рамках данного блока целесообразно оценить, какой тип занятия был выбран за основу (урок открытия новых знаний, урок систематизации изученного, комбинированный урок и т.д.), насколько структура соответствует поставленной цели, а также указать, удачно ли были определены и реализованы методы и приемы педагогической работы (способствовали ли они достижению практических задач).
Способы актуализации внимания учащихся и мотивации на активную учебную деятельность Ввиду того, что самостоятельная учебная деятельность учащихся становится основой успешного освоения знаний согласно ФГОС, данный аспект работы учителя начальных классов становится особо значимым. Этап актуализации ранее изученного и постановки учебных проблем базируется на раннем учебном опыте детей, поэтому в младших классах данный аспект может выражаться слабо или практически не учитываться, что следует учитывать при проведении анализа.
Соответствие урока требованиям ФГОС С целью оптимизации образовательного процесса важно поурочное оценивания действий педагога, направленных на реализацию стандартов нового поколения, а именно мер, предпринятых для развития не только предметных, но и метапредметных компетенций учащихся. Дополнительно оценивается использование современных методов обучения - ИКТ, метода проектов, исследовательских и экспериментальных методик.
Содержание занятия В рамках данного структурного блока целесообразно анализировать полноту и правильность изложения учебного материала с учетом психофизических особенностей учащихся начальной школы, соответствие содержания занятия требованиям образовательных программ, реализацию практики создания «ситуаций успеха» и характер индивидуальной отработки ключевых навыков, обеспечение условий, при которых дети могут применить полученные знания на практике, а также обеспечение взаимосвязи между ранее полученным и новым учебным опытом.
Методика проведения урока Оценивается поэтапно, с учетом следующих компонентов педагогической деятельности:
  1. Основные методы организации образовательной работы на занятии, соотношение репродуктивных и продуктивных форм деятельности (оптимальный показатель определяет с учетом возраста учащихся, а потому для начальной школы остается минимальным).
  2. Оценить реализуемые учителем методы «открытия знаний» - поиск информации, опыты, наблюдение, сравнения.
  3. Соотношение диалогичной формы общения с классом к монологичным высказываниям учителя.
  4. Имеет ли место применение нестандартных учебных ситуаций, способствующих актуализации внимания детей и повышению эффективности учебной работы?
  5. Сформированность обратной связи с младшеклассниками.
  6. Сочетание различных форм учебной работы (групповой, парной, индивидуальной).
  7. Использование демонстрационных и раздаточных материалов, а также средств ИКТ с обязательным оцениванием их содержания.
  8. Применение приемов организации самоконтроля и само- и взаимооценки учеников.
Психологический анализ занятия С целью обеспечения оптимальных условий для формирования учебных компетенций учащихся начальной школы дополнительно требуется оценить:
  1. Принимать ли педагог во внимание уровень знаний и индивидуальные проявления личности каждого ребенка?
  2. Способствует ли реализуемая учебная активность общему развитию и формированию надпредметных компетенций?
  3. Обеспечивается ли последовательная интенсивность уровня сложности заданий и наращивания темпа их выполнения?
  4. Организуются ли во время занятия паузы, способствующие физической и эмоциональной разгрузке школьников?
  5. Соответствует ли объем и уровень сложности домашнего задания возрасту детей? Обеспечивается ли возможность для выбора задания с учетом способностей (дифференциация домашних упражнений)?

Работа над анализом уроков в начальной школе по ФГОС выполняется при взаимодействии учителя и экспертов. Экспертами, которые посещают открытые занятия и заполняют листы анализа, могут являться представители администрации МОУ, педагоги-психологи и иные педагоги, в том числе и из других учебных учреждений.

Предварительно важно ознакомить педагога с параметрами листа анализа для того чтобы он понимал, что именно от него требуется и по каким критериям будет оцениваться его работа. Если учитель ориентируется на системно-деятельностный подход, он сможет работать с листом анализа в полной мере.

Экспертная оценка может производится прямо на уроке. Если структура урока полностью соответствует требованиям карты, педагог получает максимальное количество баллов – 2. В том случае, если цели были реализованы частично или не достигнуты вовсе, в соответствующей графе выставляется оценка в 1 или 0 баллов.

Дополнительно следует отметить:

  1. Должностным лицам, уполномоченным оценивать занятия, недостаточно поставить баллы в соответствующей графе. Необходимо также предоставить дополнительные пояснения по каждому моменту урока и привести примеры корректности занятияпо ФГОС.
  2. Представители школьной администрации также обращают пристальное внимание на целесообразность УУД и их эффективность. Они оцениваются в зависимости от того, к какой они принадлежат группе – регулятивные, познавательные, направленные на воспитание ребенка, развитие его личностных качеств, коммуникации и т.д., а также от того, насколько они соответствуют целям занятия.

С результатами оценивания педагога можно ознакомить после того, как он произведет самоанализ. Нередко наблюдение за уроком и его анализ вызывает трудности не только у молодых экспертов, но и у специалистов с опытом работы, поэтому работе по саморегулированию следует отвести достаточно внимания.

При заполнении образца анализа урока по ФГОС в начальной школе эксперты в обязательном порядке учитывают многообразие вариантов проведения занятий и отдельно оценивают:

  • усвоение учениками новых знаний, развитие новых умений;
  • использование учениками универсальных учебных действий (УУД);
  • актуализацию усвоенных ранее знаний;
  • обобщение навыков и умений;
  • контроль деятельности учеников различными способами – самоконтроль и взаимоконтроль;
  • коррекцию знаний и их закрепление.

Оценочные листы анализа со времени накапливаются и позволяют оценить динамику учебной деятельности, успех реализации учебной программы, а также выявить проблемные моменты. Также листы анализа могут понадобиться для самообразования педагога, приобретения им новых знаний и умений или при прохождении курсов повышения квалификации.

Скачать пример экспертных карт для анализа урока по ФГОС
Скачать в.pdf

Как провести анализ посещенного урока в начальной школе

Основным пространством, в котором протекает деятельность учителя в школе, - это урочная деятельность во всех ее проявлениях. В свою очередь посещение урочных занятий с их последующим обсуждением является основной обязанностью представителей административного состава ОУ. Традиционная система внутришкольного контроля хорошо адаптирована к процессу плановому мониторингу занятий в старшей школе. Но как следует проводить анализ урока по конспекту в начальной школе в условиях, когда осуществляется повсеместное внедрение новых образовательных технологий? Этот вопрос остается предметом повсеместного методического обсуждения, что важно учитывать всем участникам учебно-воспитательного процесса.

Администрация школы, методисты хорошо знают, как психологически сложно разбирать урок, даже если он удался. Если же занятия содержит принципиально много ошибок, то анализировать его еще сложнее ввиду возникновения неприятных профессиональных ситуаций. Ввиду того, что механизм анализа урока в начальной школе остается до конца не отлаженным, что связано со сложностью соотнесения возрастного фактора учащихся и принципов системно-деятельностного подхода, целесообразно упомянуть основные принципы ведения экспертной мониторинговой деятельности, к числу которых относится:

  1. Безоговорочное уважение к личностному достоинству педагога, что благотворно сказывается на профессиональном самоощущении даже в ситуациях ведения конструктивной критики.
  2. Создание атмосферы доверия, которая базируется на взаимодоверии и взаимоуважение.
  3. Проявление доверия к педагогическому потенциалу учителя, который ищет пути всестороннего развития детей посредством ведения экспериментальной образовательной деятельности.
  4. Поощрение достижений является обязательным.

Важно помнить, что анализ открытых уроков в начальной школе является одним из основных средств обучения педагогического состава МОУ системно-деятельностному подходу, реализация которого способствует повышению квалификации специалистов. Занимается этой работой, как правило, директор или заместитель директора. Вместе с тем умение анализировать свою деятельность позволит преподавателям заняться самостоятельным образованием, выявить проблемные места и способы их устранения. Поэтому принципы проведения экспертного мониторинга занятий должны быть прозрачными и хорошо известными как представителям административного состава ОУ, так и учителям.

Условия проведения конструктивного анализа урока в начальной школе:

  1. Оповещение учителя о времени и цели посещения урока осуществляется заранее, в порядке, предусмотренном внутренними локальными актами организации.
  2. Ответственный администратор или методист должен уточнить, понятна ли педагогу цель посещения занятия, если нет - доступно разъяснить ее во избежание недоразумений.
  3. Непосредственное проведение анализа урока выполняют не на перемене, а после окончания занятий. Такое организационное решение способствует созданию доверительной обстановки, когда проверяющий может справиться с мыслями и конструктивно, без лишних эмоций, оформить свои мысли и замечания, а учитель, в свою очередь, - справится с волнением и подготовиться к проведению самоанализа.

Модели и примеры анализа урока по ФГОС в начальной школе

Оценивание уроков происходит определенному алгоритму, выбор которого обусловлен не только структурными элементами урока, но и пониманием проверяющим лицом уровня квалификации и педагогического таланта ответственного педагога. При проведении анализа урока в начальных классах по образцу целесообразно выбирать одну из двух моделей организации экспертного мониторинга, особенности которых представлены ниже.

Традиционная модель анализа урока используется в случаях, когда администрация школы только знакомится с деятельностью учителя начальных классов, когда оценивается педагогический опыт специалиста, или когда реализуется фронтальная оценка деятельности педработников представителями методобъединения. В таком случае форма анализа не столь важна, главное - обеспечить реализацию мониторинговых целей, а именно организовать рефлексию наиболее и наименее успешных моментов занятия, как следствие - подвести педагогога к объективной и профессиональной самооценке.

  1. Были ли озвучены воспитательная, образовательная и развивающая цели занятия, насколько грамотно они реализовывались.
  2. Соблюдалась ли структура и хронометраж урока?
  3. Какие приемы использовались для мотивации детей к изучению нового материала? Были ли выбранные педагогические приемы успешными?
  4. Насколько проведенное занятие соответствует измененным требованиям ФГОС (учет новых стандартов образования, формирование у детей УУД, применение на уроке современных технологий обучения)?
  5. Соответствует ли материал занятия возрасту учеников и требованиям программы, является ли верным с научной точки зрения, связана ли теория с практикой?
  6. Как актуализируются знания детей, создаются проблемные и нестандартные ситуации, сделан ли упор на исследовательскую деятельность учеников? Сколько времени на уроке уделялось самостоятельной работе, какие методы познания были использованы, удалось ли получить обратную связь от детей?
  7. Какие средства и наглядные материалы оказались наиболее эффективными?
  8. Насколько сформировано у детей умение самоконтроля и самооценки?
  9. Удалось ли уделить достаточное внимание психологическим паузам и разрядке эмоционального состояния детей?
  10. Было ли выделено в структуре урока место для принципиально новых образовательных элементов?

На этапе заполнения бланка для анализа урока в начальной школе можно спросить у педагога, остался ли он удовлетворен проведенным занятием, что из выполненного понравилось больше всего и что хотелось бы сделать иначе, сколько времени потребовалось на подготовку и является ли работа в классе комфортной. Такие вопросы способствуют проведению рефлексии и повышают как эффективность оценочных действий, так и готовность учителя к ведению дальнейшего профессионального поиска.

Скачать схему анализа урока по ФГОС
Скачать в.docx

Вторая (узкоцелевая) модель методического анализа урока в начальной школе применима в случаях, когда необходима точечная индивидуальная работа с учителем с целью контроля актуального уровня педагогического мастерства и дальнейшего его усовершенствования. К основным задачам проверяющего должностного лица относится выявление приемов, способствующих повышению уровня мотивации учащихся на различных этапах урока, а также обсуждение целесообразности и эффективности используемых приемов работы.

Для большинства случаев, когда необходимо выявить уровень сформированности компетенций педагога в области инновационных приемов обучения и воспитания, в качестве экспертного листа может использоваться опросник такого типа:

  1. Как Вы считаете, важна ли мотивация для успеха учебной деятельности младших школьников?
  2. Каким средствами может достигаться активизация образовательной активности учащихся начальной школы на уроке (с учетом возрастных особенностей)?
  3. Бывают ли на Ваших уроках случаи, когда успешная мотивация повлияла на ход занятия и позволила обеспечить достижение поставленных целей?
  4. По каким критериям Вы бы могли оценить влияние мотивационной деятельности на общий ход урока?

Важно отметить, что использование дополнительных опросников, способствующих выполнению продуктивного анализа урока в соответствии с положениями ФГОС, целесообразно только в рамках оказания методической поддержки педагогам, имеющим большой опыт практической деятельности и стремящимся к реализации инновационных принципов организации учебно-воспитательного процесса в начальной школе.

Анализ урока в соответствии с требованиями ФГОС НОО

Цель посещения:

Дата :

Класс, учитель:

Количество учащихся в классе:

Присутствовали на уроке:

Тема урока:

Тип урока:

Дидактическая задача урока:

Цели урока (образовательная, воспитательная, развивающая):

Ведущие аспекты анализа урока

Дидактическая задача урока (краткий оценочный анализ)

1.Соответствие дидактической задачи урока отобранному содержанию.

2.Результативность решения дидактической задачи

Соответствие основного содержания урока содержанию программы и учебника

Методы обучения

Соответствие приемов обучения и учения (методов обучения) решению триединой образовательной цели

Формы обучения

1. Соответствие форм обучения (фронтальная, групповая, индивидуальная, коллективная) решению основной дидактической задачи урока.

2. Целесообразность использования предложенных заданий

Результативность урока

Достижение цели и решение основной дидактической задачи урока

Практическая направленность урока

Практическая направленность вопросов, упражнений и задач, предлагаемых для выполнения школьникам

Самостоятельная работа школьников как форма организации учебной деятельности

1.Уровень самостоятельности школьников при решении дидактической задачи урока

2. Характер самостоятельной учебной деятельности (репродуктивный, творческий)

3. Взаимопомощь

Формирование универсальных учебных действий на каждом этапе урока

Личностные, познавательные, коммуникативные, регулятивные

Формирование ИКТ-компетентности

Применение ИКТ на уроке, уровень сформированности ИКТ компетентности учащихся

Структура урока

Соответствие структуры урока основной дидактической задаче

Педагогический стиль

Соблюдение норм педагогической этики

Гигиенические требования

Температурный режим, проветривание класса, чередование видов деятельности, динамические паузы

Приложение 1

Типы урока

Тип урока

Целевое назначение

Результативность обучения

Урок первичного предъявления новых знаний

Первичное усвоение новых предметных ЗУНов,

Воспроизведение своими словами правил, понятий, алгоритмов, выполнение действий по образцу, алгоритму

Урок формирования первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениями

Применение усваиваемых знаний или способов учебных действий в условиях решения учебных задач (заданий)

Правильное воспроизведение образцов выполнения заданий, безошибочное применение алгоритмов и правил при решении учебных задач

Урок применения предметных ЗУНов

Применение предметных ЗУНов в условиях решения учебных задач повышенной сложности

Самостоятельное решение задач (выполнение упражнений) повышенной сложности отдельными учениками или коллективом класса

Урок обобщения и систематизации предметных ЗУНов

Систематизация предметных ЗУНов, универсальных действий (решение предметных задач)

Умение сформулировать обобщенный вывод, уровень сформированности УУД

Урок повторения предметных ЗУНов

Закрепление предметных ЗУНов, формирование УУД

Безошибочное выполнение упражнений, решение задач отдельными учениками, коллективом класса; безошибочные устные ответы; умение находить и исправлять ошибки, оказывать взаимопомощь

Контрольный урок

Проверка предметных ЗУНов, умений решать практические задачи,

Результаты контрольной или самостоятельной работы

Коррекционный урок

Индивидуальная работа над допущенными ошибками

Самостоятельное нахождение и исправление ошибок

Комбинированный урок

Решение задач, которые невозможно выполнить в рамках одного урока

Запланированный результат

Учебная экскурсия

Непосредственное изучение явлений окружающего мира

Применение ЗУНов при изучении явлений окружающего мира в реальных жизненных ситуациях; творческое оформление отчетов

Урок решения практических, проектных задач

Практическая направленность изучения теоретических положений

Использование средств учебного курса в целях изучения окружающего мира

Приложение 2

Дидактические задачи урока

Основные дидактические (обучающие) задачи урока

Обеспечение осознания и усвоения понятий, законов, правил, алгоритмов, закономерностей

Усвоение = понимание + запоминание

Правильное воспроизведение

1.Методы и приемы предъявления нового материала школьникам.

2.Формы организации учебной деятельности

3. Методы и приемы оказания индивидуальной помощи учащимся, затрудняющимся в устном воспроизведении терминов, правил, алгоритмов и т.д.

Формирований умений применения теоретических положений в условиях решения учебных задач

Овладение = усвоение + применение ЗУНов в условиях решения учебных задач

1.Методы и формы организации самостоятельной учебной деятельности школьников.

2.Методы и приемы оказания индивидуальной помощи учащимся, испытывающим трудности при решении учебных задач со стороны учителя и одноклассников

Формирование УУД в условиях решения учебных задач (познавательная деятельность, речевая деятельность и работа с источником информации, организационная деятельность)

Овладение = усвоение + применение УУД в условиях решения учебных задач

1.Приемы обучения учащихся работе с источниками информации

2.Формы организации учебной деятельности школьников (фронтальная, парная, парная, групповая)

3.Приемы индивидуальной помощи учащимся со стороны учителя и одноклассников (непосредственные и опосредованные с помощью пособий)

Формирование УУД в условиях решения практических задач

Овладение = усвоение УУД + применение ЗУНов в условиях решения практических задач

Приемы использования средств учебного предмета в целях изучения окружающего мира

Повторение (обобщение или систематизация) ЗУНов, УУД

2.Методы повторения (обобщение, систематизация)

Контроль за степенью усвоения ЗУНов

Результаты вы выполнения контрольных работ

Приложение 3

Организационные формы обучения

Формы обучения

Приемы обучения

Фронтальная форма обучения

Словесная и наглядная передача учебной информации одновременно всем учащимся, обмен информацией между учителем и детьми

Произвольное внимание учащихся в процессе объяснения учителя, фронтального опроса; корректирующая информация со стороны учителя, правильные ответы детей

Групповая (парная) форма обучения; группы сменного состава

Организация парной работы или выполнение дифференцированных заданий группой школьников (с помощью учебника, карточек, классной доски)

Учебное сотрудничество (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в результат общей деятельности); соревнование между группами

Индивидуальная форма обучения

Работа с учебником, выполнение самостоятельных или контрольных заданий, устный ответ у доски, индивидуальное сообщение новой для класса информации (доклад)

Степень самостоятельности при работе с учебником, при выполнении самостоятельных работ, при устном сообщении; результативность индивидуальной помощи со стороны учителя или учащихся; опосредованное оказание индивидуальной помощи через источники информации

Коллективная форма организации обучения

Частичная или полная передача организации учебного занятия учащимся класса

Создание условий, при которых учащиеся самостоятельно организуют и проводят фрагменты уроков или весь урок

Приложение 4

Основные этапы урока

Основные этапы урока, воспроизводящего целостный учебный процесс

Наблюдаемые приемы обучения и учения

Организационный момент

Приветствие учителя, подготовка рабочих мест

Постановка цели урока в начале или в процессе урока

Формулировка цели учителем или детьми и способы фиксации цели урока. Приемы обучения, демонстрирующие недостаточность имеющихся знаний, несформированность УУД

Актуализация знаний УУД в начале урока или в процессе его по мере необходимости

Приемы повторения системы опорных понятий или ранее усвоенных учебных действий, необходимых и достаточных для восприятия нового материала школьниками.

Приемы формирования УУД, ИКТ-компетентности

Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала (правил, понятий, алгоритмов…)

Приемы привлечения внимания детей к принципиально новым сведениям, приемы первичного закрепления (выражаются в речи детей)

Приемы формирования УУД, ИКТ-компетентности

Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения задач

Воспроизведение учащимися способов решений задач, выполнение упражнений по образцу, применение грамматических правил при написании слов, предложений

Самостоятельное творческое использование сформированных умений и навыков

Решение учебных задач повышенной трудности или практических задач

Приемы формирования УУД, ИКТ-компетентности.

Динамическая пауза

Основные приемы динамической паузы

Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных ЗУНов и УУД

Использование нового содержания совместно с ранее изученным в условиях фронтального опроса, беседы, при решении задач и выполнении упражнений

Приемы формирования УУД, ИКТ-компетентности

Рефлексия деятельности

Подведение итогов совместной и индивидуальной деятельности учеников (новое содержание, изученное на уроке и оценка личного вклада в совместную учебную деятельность), достижение поставленной цели

Приемы формирования УУД, ИКТ-компетентности

Контроль за процессом и результатом учебной деятельности школьников

Обучение способам контроля и самооценки деятельности. Умение учащихся самостоятельно находить и исправлять ошибки, определять степень успешности

Проявляется в устных высказываниях детей и в результатах письменных работ.

Приемы формирования УУД, ИКТ-компетентности

Приложение 5

Виды универсальных учебных действий

В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока: личностный , регулятивный (включающий также действия саморегуляции ), познавательный и коммуникативный .

Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида личностных действий:

личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;

смыслообразование, т. е. установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает к деятельности, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? - и уметь на него отвечать;

нравственно-этическая ориентация , в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.

Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности. К ним относятся:

целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;

планирование - определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;

контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

коррекция - внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата с учётом оценки

этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами;

оценка - выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы;

саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.

Познавательные универсальные учебные действия

включают: общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы.

Общеучебные универсальные действия :

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

поиск и выделение необходимой информации, в том числе решение рабочих задач с использованием общедоступных в начальной школе инструментов ИКТ и источников информации;

структурирование знаний;

осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров;

определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей;

понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково- символические действия :

моделирование - преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);

преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

Логические универсальные действия :

анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

синтез - составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

подведение под понятие, выведение следствий;

установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;

построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений;

Доказательство;

выдвижение гипотез и их обоснование.

Постановка и решение проблемы :

формулирование проблемы;

самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные универсальные учебные действия

К коммуникативным действиям относятся:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

управление поведением партнёра - контроль, коррекция, оценка его действий;

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации

Чуракова Р.Г. Технология и аспектный анализ современного урока в начальной школе. -2-е изд., М.: Академкнига/Учебник, 2009.- 112 с.

Цель посещения

Класс, учитель

Количество учащихся в классе

Присутствовали на уроке

Тема урока

Тип урока

Дидактическая задача урока

Цели урока (образовательная, воспитательная, развивающая)

Аспектный анализ урока.

Ведущие аспекты анализа урока Содержание наблюдения
Дидактическая задача урока (краткий оценоч-ный анализ)

1. Соответствие дидактической задачи урока отобранному содержанию.

2. Результативность решения дидактической задачи.

Содержание урока Соответствие основного содержания урока содержанию программы и учебника
Методы обучения Соответствие приемов обучения и учения (методов обучения) решению триединой образовательной цели
Формы обучения

1. Соответствие форм обучения (фронтальная, групповая, индивидуальная, коллективная) решению основной дидактической задачи урока.

2. Целесообразность использования предложенных заданий.

Результативность урока Достижение цели и решение основной дидактической задачи урока
Практическая направленность урока Практическая направленность вопросов, упражнений и задач, предлагаемых для выполнения школьникам
Самостоятельная работа школьников как форма организации учебной деятельности

1. Уровень самостоятельности школьников при решении дидактической задачи урока.

2. Характер самостоятельной учебной деятельности (репродуктивный, творческий).

3. Взаимопомощь

Формирование универсальных учебных действий на каждом этапе урока Личностные, познавательные, коммуникативные, регулятивные
Формирование ИКТ-компетентности Применение ИКТ на уроке, уровень сформированности ИКТ-компетентности учащихся
Структура урока Соответствие структуры урока основной дидактической задаче
Педагогический стиль Соблюдение норм педагогической этики
Гигиенические требования Температурный режим, проветривание класса, чередование видов деятельности, динамические паузы

Аспектные виды анализа урока по ФГОС.

Предполагают анализ какого-либо аспекта деятельности учителя или учащихся. С этой целью проводится наблюдение и затем анализ урока в определенном аспекте. Приведем рекомендации аспектного анализа урока.

Анализ урока в аспекте развития интеллекта учащихся.

Анализ урока с точки зрения учета закономерностей развития интеллектуальной сферы учащихся предполагает внимание к следующим вопросам:

1) В какой мере урок подготовлен с точки зрения развития у учеников составляющих интеллектуальной сферы?

2) Соответствуют ли управляющие действия учителя по ходу урока закономерностям мыслительной деятельности учащихся?

3) Формируются ли в ходе урока рефлексивные компоненты мыслительной деятельности?

4) В какой мере у учащихся формируются общие приемы мыслительной деятельности?

5) Обучаются ли школьники в ходе урока приемам логической, смысловой обработки материала?

6) Учатся ли школьники оценивать и анализировать работу своих товарищей, свою мыслительную деятельность?

7) Какие критерии понимания использует учитель для того, чтобы установить, как понят материал?

8) Используется ли на уроке коллективная мыслительная деятельность?

9) В какой мере формируются элементы творческого мышления?

10) Учитываются ли различия школьников по основным качествам интеллектуальной сферы (сообразительность, гибкость, самостоятельность, осознанность и пр.)?

Анализ урока в аспекте развития мотивации учащихся.

Анализ урока с точки зрения возможностей развития мотивационной сферы предполагает внимание к следующим вопросам:

1) Что предпринимает учитель в начале урока, чтобы вызвать у учащихся интерес к предстоящей работе?

2) Успешным ли с мотивационной точки зрения было начало урока?

3) Актуализировал ли учитель по ходу урока мотивационные состояния учащихся?

4) Удавалось ли учителю переключать учащихся с одного вида деятельности на другой? Насколько его приемы были эффективны?

5) В какой мере педагог обучает учащихся приемам целеполагания?

6) Какие приемы побуждения использовал учитель чаще всего?

7) Развитию каких потребностей учитель уделял внимание (интеллектуальная, познавательная, потребность в достижении, потребность в познавательном общении)?

8) Удалось ли учителю достичь целей развития мотивационной сферы?

9) Что необходимо предпринять для более успешного формирования мотивации?

10) Учитывалось ли различие учащихся по основным качествам мотивационной сферы?

Анализ урока в аспекте решения воспитательных задач на уроке.

Данный анализ предполагает рассмотрение следующих вопросов:

1) Какие воспитательные задачи целесообразно было решать на уроке?

2) Какие воспитательные задачи определены самим педагогом?

3) Какими способами, педагогическими средствами обеспечивается решение поставленных задач?

4) Как используются воспитательные возможности содержания материала, обеспечивается связь с жизнью детей и общества, практическим опытом детей?

5) Воспитательная эффективность педагогических средств, используемых на различных этапах урока.

6) Как стимулируются познавательная активность и творчество учащихся на уроке?

7) Создание условий для проявления и развития личности каждого ребенка, обеспечение индивидуализации и дифференциации обучения.

8) Повышение воспитательной эффективности оценивания знаний на уроке, привлечение детей к организации урока, развитие их самостоятельности и ответственности.

9) Формирование отношений между учащимися на уроке.

10) Воспитательное влияние обстановки, оформления кабинета, наглядных средств.

11) Влияние личности педагога на повышение воспитательной эффективности урока. Профессиональная речь учителя.

Анализ урока учителем в соответствии с ФГОС

1. Определите тип урока (Х):

Типология уроков А.К. Дусавицкого (в рамках системно-деятельностного подхода)

1. Урок постановки учебной задачи.

2. Урок решения учебной задачи.

3. Урок моделирования и преобразования модели.

4. Урок решения частных задач с применением открытого способа.

5. Урок контроля и оценки.

Типология уроков в дидактической системе деятельностного метода

1. Урок «открытия» новых знаний

2. Урок отработки умений и рефлексии

3. Урок построения системы знаний (общеметодологической направленности)

4. Урок развивающего контроля

5. Урок исследования (творчества)

Количественные показатели оценки урока:

а) – 1 балл; б) – 2 балла; в) – 3 балла;

Возможно оценивание в промежуточных баллах при затруднении выбора показателя.

1,5 балла – если характеристика показателя приближается к варианту б);

2,5 балла – если характеристика показателя приближается к варианту в);

Максимальный балл – 21.

1. Целеполагание.

а). Цели и задачи урока сформулированы нечетко и не вполне соответствуют требованиям стандарта и программы.

б). Цели и задачи сформулированы четко, конкретно, в соответствии с требованиями стандарта и программы. Отражают формирование УУД.

в). Цели и задачи сформулированы диагностично в совместной (или самостоятельной) деятельности с учетом субъективного опыта учащихся. Отражают формирование УУД.

2. Содержание.

3. Логика организации УД (учебно-познавательной деятельности).

а). Этапы урока прослеживаются плохо. Нет логических переходов.

б). Этапы урока выделены обоснованно, имеют логические переходы, но отдельные этапы затянуты во времени.

в). Этапы четкие, логичные, завершенные. Переход к новым этапам осуществляется с помощью проблемных связок. Организация учебной деятельности оптимальная.

4. Методы организации УД.

а). Методы организации УД недостаточно адекватны задачам урока. Структура методов слабо продумана. Индивидуальные особенности учащихся практически не учитываются. Преобладание репродуктивных методов не обоснованно.

б). Методы адекватны задачам. Наряду с репродуктивными обоснованно используются продуктивные методы. Структура методов в основном продумана и логична.

в). Методы адекватны задачам. Сочетание методов оптимально

стимулирует познавательную активность учащихся, учтены их индивидуальные особенности. Отражается своеобразие методической концепции УМК.

5. Формы организации УД.

а). Преобладает фронтальная организация учебно-познавательной деятельности учащихся. Организационные формы не вполне соответствуют поставленным задачам, не способствуют формированию учебной деятельности.

б). Формы адекватны целям и задачам. Организуется включение учащихся в другие формы организации УД (или индивидуальную, или групповую, или коллективную)

в). Творческое преломление известных форм организации учебно-познавательной деятельности. Самостоятельность учащихся в выборе форм. Проявление деловой и творческой активности.

6. Организация контрольно-оценочной деятельности.

а) Контроль слабо обеспечивает обратную связь. Преобладает оценочная деятельность учителя. Критерии оценки не называются или имеют общий характер.

б) Организация контроля обеспечивает обратную связь. Оценивание осуществляется на критериальной основе, но учащиеся не включены в ситуации самоконтроля и самооценки.

в) Организация контроля рациональна. Критериальный подход к оценке деятельности. Учащиеся включаются в ситуации самоконтроля, взаимоконтроля и самооценивания.

7. Результаты проведенного урока.

а) Не выполнена соответствующая поставленная цель. Продвижение учащихся в формировании УУД и знаний прослеживается очень слабо.

б) Соответствует поставленным целям в отношении знаний, умений, навыков. УУД прослеживаются хуже.

в) Соответствует поставленным целям и дигностичен в аспекте ЗУН и УУД.

Высокий обучающий, воспитывающий и развивающий эффект.

3. Отметьте формируемые УУД (+)

Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности. К ним относятся:

Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;

Планирование — определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

Прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;

Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

Коррекция — внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата с учётом оценки

Оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы;

Саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.

Познавательные универсальные учебные действия

включают: общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы.

Общеучебные универсальные действия :

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

Поиск и выделение необходимой информации, в том числе решение рабочих задач с использованием общедоступных в начальной школе инструментов ИКТ и источников информации;

Структурирование знаний;

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

Смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров;

определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей;

понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково- символические действия :

Моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);

Преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

Логические универсальные действия :

Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

Синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

Выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

Подведение под понятие, выведение следствий;

Установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;

Построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений;

Доказательство;

Выдвижение гипотез и их обоснование.

Постановка и решение проблемы :

Формулирование проблемы;

Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные универсальные учебные действия

К коммуникативным действиям относятся:

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

Постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

Разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

Управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий;

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.

Как выглядит анализ урока по ФГОС? Образец рассмотрим позже, сначала выясним особенности современной организации обучения, ее составные части.

Работа эксперта

Урок, который разрабатывается в полном соответствии со стандартами второго поколения, обладает серьезными отличиями от традиционной формы.

Анализ урока по ФГОС в начальной школе базируется на рассмотрении развития у младших школьников универсальных учебных действий. Эксперт, оценивающий профессиональную деятельность учителя, обращает особое внимание на применение педагогом проблемного обучения.

Основные параметры современного урока

Схема анализа урока по ФГОС включает пункт, в котором отмечается умение школьников самостоятельно формулировать тему учебного занятия. В основную задачу учителя входит подведение ребят к осознанию темы. Преподаватель только задает уточняющие вопросы, при ответах на которые ученики правильно формулируют цели занятия.

Анализ урока по ФГОС в начальной школе содержит план достижения цели, поставленной в начале занятия.

Школьники выполняют УУД (универсальные учебные действия) согласно плану, разработанному вместе с наставником. Педагог организует фронтальную, парную, индивидуальную деятельность.

Схема анализа урока по ФГОС содержит пункт, в котором отмечается умение учителя предлагать ребятам различные варианты работы, включая и индивидуальные задания.

Среди отличительных характеристик современного урока от традиционной формы выделим наличие взаимоконтроля, а также самоконтроля. Любой анализ урока в школе по ФГОС содержит рефлексию. Основные ошибки, недочеты, пробелы в знаниях, выявленные в ходе проведения самооценки, устраняются школьниками самостоятельно. Ребята проводят оценку не только собственных УУД, но и анализируют достижения своих одноклассников.

На этапе рефлексии предполагается обсуждение достигнутых успехов, а также анализ результативности проведенного занятия.

При составлении домашнего задания педагог учитывает индивидуальное развитие детей, подбирает упражнения и задачи различного уровня сложности, на уроке выступает в роли консультанта, дающего советы ребятам в процессе их самостоятельной деятельности.

Анализ урока по ФГОС - схема

Как должен выглядеть анализ урока по ФГОС? Образец схемы, разработанной для новых образовательных стандартов, имеет существенные отличия от классической формы.

Выделим основные пункты, принимаемые экспертами во внимание при оценке современного учебного занятия. Итак, что включает в себя анализ урока по ФГОС? Образец для завуча предполагает наличие целей, организационных действий, видов мотивации школьников. Урок должен в полной мере соответствовать психологическим и физиологическим особенностям, возрасту детей. Анализ открытых уроков по ФГОС составляется на отдельное занятие (мероприятие). В карте экспертом указываются данные педагога, название образовательного учреждения, учебный предмет, методический комплект, тема занятия, а также дата проведения урока.

Вариант заполненной схемы

Как будет выглядеть анализ урока по ФГОС? Образец карты даст ответ на этот вопрос.

  1. Основные цели.

Присутствие воспитательной, образовательной, развивающей целей урока. В каком объеме они были достигнуты? Были ли реализованы практические цели, которые учитель поставил перед учениками?

  1. Организация урока.

Как было организовано занятие? Логика, структура, тип, временные рамки, соответствие выбранной структуре методов для проведения занятия.

Что еще включает в себя анализ урока по ФГОС? Образец для завуча содержит блок о формировании познавательного интереса школьников к изучаемой учебной дисциплине.


Основное содержание урока

Оценивается целесообразность научного подхода к рассматриваемому материалу, соответствие уровня преподавания возрастным особенностям школьников, школьной программе.

Любой анализ урока по ФГОС, образец которого мы рассмотрим позже, подразумевает проявление познавательной активности и степени самостоятельности школьников путем моделирования учителем различных проблемных ситуаций. Для их разрешения ребята используют собственный жизненный опыт; осуществляется связь теоретической базы с практическими учебными действиями.

В уроке должны содержаться межпредметные связи, а также логическое использование материала, изученного на предыдущих занятиях.

Методика проведения

Эксперты оценивают актуализацию способов деятельности имеющихся у школьников знаний. Анализируется создание во время урока проблемных ситуаций, уточняющих вопросов - приемов, используемых педагогом во время работы. Сравнивается продолжительность репродуктивной и поисковой деятельности, объем самостоятельной работы школьников.

Особое место в анализе отводится применению во время занятия диалога, принципа дифференцированного обучения, нестандартных ситуаций, обратной связи между учителем и ребенком, грамотного сочетания нескольких видов деятельности.

Оценивается наличие наглядных демонстрационных материалов, способствующих повышению мотивации, полному выполнению задач, поставленных в начале учебного занятия, их соответствие с целями и задачам урока.

Отдельное внимание при анализе урока по ФГОС отводится рассмотрению психологических организационных моментов: учета индивидуальности каждого ребенка, направленности действий педагога на развитие мышления, памяти, воображения, чередование заданий различной степени сложности, наличие эмоциональной разгрузки детей.

Варианты оценки экспертов

Например, анализ урока "Окружающий мир" по ФГОС предполагает не только суммирование количества баллов по каждому пункту, но и дополнительные пояснения экспертов.

При полном соответствии проведенного урока (занятия) всем требованиям карты ФГОС специалисты выставляют максимальное количество баллов. Если критерии выполнены педагогом частично или не выполнены совсем, ему выставляется от 0 до 1 балла.

В графе об организации урока эксперты учитывают многообразие форм учебных занятий: усвоение новой информации, комплексное использование УУД, актуализацию, обобщение навыков, контроль, коррекцию.

В графе о соответствии занятия требованиям ФГОС анализируются УУД. Эксперт рассматривает умения по группам: регулятивные, познавательные, коммуникативные, личностные качества.

Например, анализ урока чтения по ФГОС предполагает формирование всех УУД, но особое внимание уделяется личностным качествам.

Схема анализа урока в рамках ФГОС

Тема - Вода.

Общее количество баллов - 24 балла.

Краткий анализ результативности

Основные цели урока достигнуты, реализованы в ходе учебного занятия (2 балла).

Представлен урок объяснения нового материала, имеющий логическую структуру, оптимальное соотношение этапов по времени (2 балла).

Мотивация обеспечивается путем применения демонстрационного и индивидуального эксперимента (2 балла).

Данный урок ориентирован на ФГОС, соблюдены дидактические принципы, осуществляется формирование универсальных учебных навыков (2 балла).

Во время занятия педагог применяет современные технологии: проектную и исследовательскую деятельность, ИКТ (2 балла).

Материал урока соответствует возрастным особенностям школьников (2 балла).

Прослеживается связь между теоретическими знаниями и их практическим применением, особое внимание уделяется самостоятельной деятельности, развитию познавательной активности (2 балла).

При формировании новых умений и навыков учитель ориентируется на ранее изученный материал (2 балла).

Во время занятия для школьников создаются проблемные ситуации, учитель формулирует специальные вопросы, направленные на необходимость принятия учащимися самостоятельного решения (2 балла).

Педагог использовал метод проблемного обучения, дифференциальный подход, проектную и исследовательскую деятельность, сочетал задания репродуктивного характера с творческими задачами, направленными на развитие логического мышления школьников (2 балла).

Самостоятельная работа была пояснена в полном объеме, предполагала поиск информации, наблюдение, практические опыты, сравнение полученных результатов (2 балла).

На протяжении урока ощущалась качественная обратная связь между учениками и наставником, комфортный психологический климат (2 балла).

Заключение

Для того чтобы урок, проводимый по требованиям новых федеральных образовательных стандартов, считался результативным и эффективным, преподавателю необходимо иметь представление о критериях, которые им должны быть выполнены. Схема анализа занятия по ФГОС позволяет педагогу проводить самоанализ, выявлять проблемы в работе, устранять их до того, как оценкой его деятельности начнут заниматься профессиональные эксперты.