Цели и задачи урока:

  1. познакомить детей с хвойными деревьями, показать их красоту; учить распознавать сосну и ель по общему виду, веточкам, хвоинкам, шишкам;
  2. содействовать развитию навыков самостоятельного поиска информации, логического мышления, умения анализировать, делать выводы, прослеживать причинно-следственные связи; формировать навыки первичной исследовательской деятельности (наблюдение, анализ, вывод);
  3. содействовать воспитанию интереса к изучению природных явлений, чувства прекрасного; способствовать расширению и углублению экологических знаний.

Средства обучения: учебник “Окружающий мир” А.А. Плешакова, “Рабочая тетрадь”, атлас– определитель, листья деревьев, проектор, презентация (иллюстрации с изображениями сосны, ели и лиственницы), коллекции “Сосна” и “Ель” (в которые входят ветки и шишки деревьев), цветные карандаши, лупы.

Ход урока

I. Самоопределение к деятельности (организационный момент).

Дети хором говорят стихотворение:

Вот опять звенит звонок,
Начинается урок.
Мы за парты дружно сели и на доску поглядели.

– Как всегда на урок “Окружающего мира” к нам пришли наши помощники Муравей Вопросик и Мудрая Черепаха. Я желаю вам успешной работы на уроке. Пожелайте друг другу удачи! (Дети хлопают в ладони друг другу с соседом по парте. )

II. Актуализация знаний.

а) – На какой вопрос Муравьишки мы отвечали на прошлом уроке? (Что это за листья? )

– Как по листьям можно определить деревья? (Нужно внимательно рассмотреть лист. ) Чем различаются листья разных деревьев? (Размерами, формой, а осенью еще и цветом. ) Какие деревья растут возле нашей школы? (Береза , тополь, клен американский, вяз, черемуха, ива, дикая яблоня. ) А какие кустарники? (Сирень, бузина красная, шиповник. )

На прошлом уроке мы с вами учились узнавать листья разных деревьев. Посмотрим, как хорошо вы все запомнили. Предлагаю вам сыграть в игру.

Игра “ С какого дерева листок?”.

Класс делится на несколько групп. У каждого ребенка коробочка с листьями. Учитель показывает ветку какого-то дерева. По команде: “Раз, два, три-с какого дерева лист покажи!” – все группы учащихся должны найти нужный лист и поднять его.

б) – Мудрая Черепаха хочет сама проверить, как вы научились определять листья деревьев.

На экране с помощью видеопроектора проводится тест “Что это за листья?”.

III. Мотивация учебной деятельности

– Сегодня мы продолжим разговор о деревьях. О каких именно – вы узнаете, отгадав загадки. Прежде, чем дать ответ, посовещайтесь в группах.

Что же это за девица
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год?
(Ель.)

У меня длинней иголки, чем у елки,
Очень прямо я расту в высоту.
Если я не на опушке,
Ветви только на макушке.
(Сосна.)

– Эти деревья отличаются от всех других. Чем? (У них нет листьев. ) А что же растет на их ветках? (Хвоя.)

Вопрос нашего урока – что такое хвоинки? (Вопрос записан на доске. Дети читают. )

IV. Открытие нового знания.

– Рассмотрите иллюстрацию на странице 30 учебника. Найдите лишний рисунок. Почему вы решили, что он лишний? (Береза, дуб, клен – лиственные деревья, а ель – нет.)

На экране – изображения сосны и ели.

– Всем вам хорошо известны эти деревья. Их называют вечнозелеными, или хвойными. Такие ли они вечнозеленые? Почему хвойные? Вспомните, меняют ли ель и сосна цвет осенью?

Всю зиму они остаются зелеными. Значит ли это, что они вечно одинаковые и у них ничего не меняется? Бывает ли у них листопад? Да и где их листья? Попробуем во всем этом разобраться.

Хво я – это тоже листья, только особой формы – длинные и узкие. Они способны пережить зиму, потому что достаточно прочны. Восковая кожица не дает им пересохнуть. Они и зимой обеспечивают дерево небольшим количеством пищи. Эти листья живут несколько лет. Затем они буреют и опадают. Но не все сразу, так что на дереве всегда сохраняется листва. Вот отсюда и название “вечнозеленые”.

– Откройте страницу 31 в учебнике. Рассмотрите общий вид сосны и ели. Сравните расположение веток у этих деревьев.

Шумят сосновые леса,
И сосны стройные, литые,
Как будто стрелы золотые,
Уходят словно в небеса.

Сосны больше других деревьев любят свет, поэтому их ветви подняты высоко от земли, они тянутся к солнцу. Ели стоят, опустив колючие ветви почти до земли.

Физкультминутка.

Зайцы скачут: скок– скок– скок!
Да на беленький снежок.
Раз – согнуться, разогнуться.
Два – нагнуться, потянуться.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.

Практическая работа.

Класс делится на группы. Ученикам раздают коллекции “Сосна” и “Ель”.

– У этих хвойных деревьев отличия не только во внешнем виде. Давайте сравним их ветки, хвоинки и шишки.

Наблюдение 1. “Ветки”.

Дети рассматривают ветки ели и сосны и определяют,что и на тех, и на других есть хвоинки, но крепятся они по-разному. У сосны две хвоинки крепятся к ветке, а у ели – каждая хвоинка.

Наблюдение 2. “Хвоинки”.

Сравнивая хвоинки обоих деревьев, ученики замечают, что длина хвоинок у деревьев разная. У сосны хвоинки длинные, а у ели – короткие.

Наблюдение 3. “Шишки”.

Дети рассматривают шишки и обращают внимание на то, что шишки сосны меньше по размерам, чем шишки али и круглее. Шишки ели длиннее и вытянутой формы.

– Молодцы! Вы все правильно заметили. Муравьишка просит еще раз объяснить ему, как отличить сосну от ели.

Дети отвечают. Затем они выполняют задание № 3 на странице 20 рабочей тетради, обмениваются тетрадями, проверяют работы друг друга.

Физкультминутка.

Еще раз рассмотрите рисунок ели и сосны. Сравните эти деревья. Устно опишите по плану, данному в учебнике.

  • Название дерева.
  • Лиственное или хвойное.
  • Общий вид, расположение веток.
  • Особенности хвоинок.
  • Особенности шишек.

Заслушивают 2–3 описания.

– Мудрая Черепаха подготовила задание для любознательных учеников. Рассмотрите дерево, изображенное у меня на слайде. Вы видите общий вид дерева и его веточки в разные времена года. Можно ли это дерево отнести к хвойным? Как расположены хвоинки? Чем это дерево отличается от других хвойных? Какие деревья сбрасывают листья на зиму? (Лиственные.)

– Из-за этой особенности хвойное дерево получило свое название – лиственница. О ней даже сочинили загадку.

Есть у родственницы елки
Неколючие иголки.
Но, в отличие от елки,
Опадают те иголки.

– Послушаем отрывки из проектных работ “Моя малая Родина”. Заслушиваются 3 отрывка-сообщения о лесах Бурятии, о сосне, ели, лиственнице, кедре.

V. Рефлексия учебной деятельности.

– С какими деревьями мы познакомились? На какие две большие группы можно разделить все деревья? Чем они различаются? Что такое хвоинки? Как различить ель и сосну? Чем лиственница отличается от своих “родственниц”? Какие цели мы ставили в начале урока? Какие достигли?

Прочитайте вывод на странице 31.

Учитель дает задание на самопроверку. (Тест на экране с видеопроектора. ) После его выполнения дети сверяют свой ответ с модульным ответом, который учитель записывают на доске, и показывает оценку.

Дополнительный материал.

Бурятия – край гор и тайги. Где бы ты не находился на территории нашей республики, тебя окружают горы и холмы, покрытые зелеными лесами.

В лесах много сосны, кедра и лиственницы.

Сосна – коренная порода наших лесов. Это замечательное дерево легко приживается, не требует от природы особых условий. Сосна может дать человеку не только древесину, но, оказывается, и хлеб, и масло, а из ее плодов можно сварить вкусную кашу.

Лиственница – ценное твердое строительное дерево. Она выдерживает засуху, переносит большие морозы, не гниет в сырой земле. В отличие от других хвойных деревьев, лиственница ежегодно меняет хвою. Зимой она стоит голая, черная, как обгорелая. Весной покрывается мягкой, ароматной, нежно – зеленой хвоей. В нашем суровом крае лиственница встречается чаще других пород, она растет быстрее и выше всех деревьев.

Сибирский кедр, или сосна сибирская кедровая в высоту может достигать 44 метров. Максимальная продолжительность жизни 500 -850 лет. Хвоя у кедра растет пучками, по 5 хвоинок в пучке. Из древесины кедра делают карандаши. Кедровые орехи вкусные и очень полезные.

Самоанализ урока по предмету “Окружающий мир” в 1 Г классе учителя Габдуллиной И. Г.

Тема урока : Что такое хвоинки?

Учебно-воспитательные цели и задачи урока:

1) познакомить детей с хвойными деревьями, показать их красоту; учить распознавать сосну и ель по общему виду, веточкам, хвоинкам, шишкам;
2) содействовать развитию навыков самостоятельного поиска информации, логического мышления, умения анализировать, делать выводы, прослеживать причинно-следственные связи; формировать навыки первичной исследовательской деятельности (наблюдение, анализ, вывод); 3) содействовать воспитанию интереса к изучению природных явлений, чувства прекрасного; способствовать расширению и углублению экологических знаний.

Прогнозируемые результаты: первоклассники научатся классифицировать деревья; распознавать сосну и ель по общему виду, шишкам, веточкам, хвоинкам.

Урок проходил в 1 Г классе. В классе 30 учащихся, 15 мальчиков и 15 девочек. В начале года психологом школы был проведен диагностико– прогностический скрининг по выявлению готовности к школьному обучению. В результате данного скрининга были выделены 3 группы учащихся по уровню психического развития детей. К первой группе (высокая возрастная норма) относятся 3 детей из класса. Во вторую группу (“стабильная середина”) входят 16 учащихся. К третьей группе (“Группа риска”) можно отнести 11 учащихся класса.

Тип урока: урок введения нового знания. Это 10-ый урок в разделе “Что и кто?”.

Материал урока был подобран с учетом знаний, полученными учащимися ранее на предыдущих уроках окружающего мира, чтения (дети читают по слогам названия деревьев), математики (считают количество деревьев). Цели урока ставились с учетом типа урока и программного материала.

Первый этап урока – самоопределение к деятельности (организационный момент). Его цель: включение учащихся в деятельность на личностно– значимом уровне, создание положительной эмоциональной направленности. Использован следующий прием: высказываю добрые пожелания детям, предлагаю пожелать друг другу удачи (дети хлопают в ладони друг другу с соседом по парте).

Второй этап урока – актуализация знаний. Его цель: повторение изученного материала.

С помощью фронтального опроса, игры “С какого дерева листок?” и видеотеста выявлялась степень усвоения пройденного материала по теме “Что это за листья?”.

Третий этап урока – мотивация учебной деятельности, постановка учебной задачи. Его цель: обсуждение затруднений (“Почему возникли затруднения?”, “Чего мы еще не знаем?”); проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить(“Что такое хвоинки?”). Здесь использован метод постановки учебной задачи: побуждающий от проблемной ситуации диалог, подводящий к теме урока.

Четвертый этап урока – открытие нового знания. Его цель: решение задачи, поставленной в начале урока. Используемый метод – диалог, побуждающий к гипотезам и подводящий к открытию нового знания. Здесь проводится групповая практическая работа, включающая изучение веток, хвоинок и шишек хвойных деревьев (рассматривание, анализ, сравнение). С целью закрепления полученных новых знаний проводится самостоятельная работа в рабочей тетради. По окончании ее дети работают в парах – проверяют работы друг друга. В результате, на основании приобретенных знаний, дети устно дают описание деревьев по плану, записанному на доске. После этого класс заслушивает дополнительные сведения о хвойных деревьях, произрастающих на территории нашей республики (3 ученика рассказывают небольшие отрывки из своих проектных работ “Моя малая Родина”).

Пятый этап урока – рефлексия учебной деятельности ставит целью осознание своей УД, самооценки результатов деятельности своей и всего класса. Работа проводится в виде фронтальных ответов на вопросы и выполнения видеотеста.

На уроке мною были использованы следующие методы: стимулирования и мотивации учения; перцептивные методы – словесный (объяснение, беседа),наглядный, практический. А также: метод наблюдения, исследования, самообучения (метод открытий), видеометод, эвристической беседы, педагогической поддержки, создания ситуации успеха. Выбор данных форм методов обучения помогал в решении главной задачи урока– учить детей распознавать хвойные деревья по их признакам.

На уроке я использовала фронтальную, групповую, парную формы работы.

Считаю, что на уроке были созданы учебно-материальные, здоровьесберегающие, морально-психологические и временные условия. А также условия для реализации и развития познавательных (общеучебных и логических) УУД – осознанное, произвольное построение речевого высказывания в устной форме; поиск и выделение необходимой информации; рефлексия; контроль и оценка результатов деятельности, моделирование. Выбранные мною формы, методы и приемы работы способствовали формированию коммуникативных, регулятивных и личностных УУД. Предполагалось добиваться развития метапредметных результатов: активного использования речевых средств для решения познавательных и коммуникативных задач;овладения детьми логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения; умения классифицировать, устанавливать аналогии и причинно– следственные связи, строить рассуждения; овладевать способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства их осуществления. Формировалось умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

1. Используя карту в учебнике, закрасьте на контурной карте (с. 36—37) лесные зоны. Распределите работу: пусть один из вас закрасит зону тайги, другой — зону смешанных и широколиственных лесов. Для подбора цве-та можете воспользоваться приведённым ниже «ключом». По окончании работы проверьте друг друга.

Дома закончи нанесение лесных зон на контурную карту. Какая зона, расположенная между тундрой и тай-гой, осталась незакрашенной? Закрась её.

2. Выполните задания для работы в группах.

1) Узнайте хвойные деревья по веточкам и шишкам. Пронумеруйте рисунки.

2) Узнайте лиственные деревья по листьям и плодам. Пронумеруйте рисунки.

Проверьте себя по рисунку учебника.

3) На этом рисунке «спрятались» 7 животных тайги. Найдите их и назовите. Составьте список животных, ко-торых вам удалось отыскать на рисунке.

Проверьте себя по рисунку учебника.

3. В атласе-определителе «От земли до неба» про-читай о хвойных деревьях (с. 32). Обрати внимание на различия их хвои. Нарисуй хвоинки, показав особенно-сти их формы и расположения на веточках (поодиночке, парами, пучками).

4. В книге «Зелёные страницы» прочитай о каком-либо растении или животном лесных зон (по своему выбору). Запиши 1—2 интересных факта.

Когда береза появляется на свет, кора ее дерева темная, а с годами светлеет. Это единственное дерево с белой корой в нашей стране.

Узнай, что показалось интересным другим ребятам. Обсудите полученную информацию.

5. Составь схему цепи питания, характерной для тайги. Сравни её со схемой, предложенной соседом по парте. С помощью этих схем расскажи об экологических свя-зях в зоне тайги.

Трава - косуля - рысь.

6. По заданию учебника (с. 102) нарисуй, как ты представляешь себе разные леса.

С помощью этих рисунков объясни (устно) различия тайги, смешанных и широколиственных лесов.

7. Здесь можешь сделать записи для своего сообщения по заданию учебника (с. 102).

Тема сообщения:

План сообщения:

1) Кто такие полевки?

2) Местообитание, питание.

3) Главные враги полевок.

Важная информация для сообщения:

К полёвкам относятся мелкие мышеобразные грызуны с длиной тела 7—50 см. Хвост всегда короче тела — 2-15 см. Весят полёвковые от 15 г до 4 кг. Внешне они напоминают мышей или крыс, однако в большинстве случаев хорошо отличающиеся от них небольшой мордочкой, короткими ушами и хвостом. Окраска верха обычно однотонная — серая или буроватая. Коренные зубы у большинства видов без корней, постоянно растущие, реже с корнями (у большинства вымерших); на их жевательной поверхности — чередующиеся треугольные петли. Зубов у них 16.

Источник (источники) информации:

1. Используя карту в учебнике, закрасьте на контурной карте (с. 36-37) лесные зоны.

Карта в учебнике

Распределите работу: пусть один из вас закрасит зону тайги, другой - зону смешанных и широколиственных лесов. Для подбора цвета можете воспользоваться приведённым ниже «ключом». По окончании работы проверьте друг друга.

Надо закрасить области, отмеченные зелёным цветом.

Надо закрасить области, отмеченные бледно-зелёным цветом.

Надо закрасить области, отмеченные ярко-зелёным цветом.

Надо закрасить области, отмеченные тёмно-зелёным цветом.

Дома закончи нанесение лесных зон на контурную карту. Какая зона, расположенная между тундрой и тайгой, осталась незакрашенной? Закрась её.

Надо закрасить области, отмеченные светло-коричневым цветом.

Контурная карта после закрашивания всех пройденных на уроке зон.

2. Выполните задания для работы в группах.

1) Узнайте хвойные деревья по веточкам и шишкам. Пронумеруйте рисунки.


2) Узнайте лиственные деревья по листьям и плодам. Пронумеруйте рисунки.

Проверьте себя по рисунку учебника.
3) На этом рисунке «спрятались» 7 животных тайги. Найдите их и назовите. Составьте список животных, которых вам удалось отыскать на рисунке.

Соболь, Летяга, Кудровка, Бурый медведь, Рысь, Бурундук, Глухарь.

Проверьте себя по рисунку учебника.

3. В атласе-определителе «От земли до неба» прочитай о хвойных деревьях (с. 32). Обрати внимание на различия их хвои. Нарисуй хвоинки, показав особенности их формы и расположения на веточках (поодиночке, парами, пучками).

4. В книге «Зелёные страницы» прочитай о каком-либо растении или животном лесных зон (по своему выбору). Запиши 1-2 интересных факта.

Дуб может прожить 500 лет и больше, некоторые деревья доживают до 2000 лет.

Если срубить дуб, то пень начнет зеленеть.

Узнай, что показалось интересным другим ребятам. Обсудите полученную информацию.

5. Составь схему цепи питания, характерной для тайги. Сравни её со схемой, предложенной соседом по парте. С помощью этих схем расскажи об экологических связях в зоне тайги.

6. По заданию учебника (с. 102) нарисуй, как ты представляешь себе разные леса.

Нарисуй, как ты представляешь себе тайгу, смешанный и широколиственный лес.

С помощью этих рисунков объясни (устно) различия тайги, смешанных и широколиственных лесов.

7. Здесь можешь сделать записи для своего сообщения по заданию учебника (с. 102).

С помощью Интернета подготовь сообщение об одном из растений или животных, изображенных на рисунке.

Тема сообщения: Бурундук — маленький завхоз

План сообщения:

  1. Место обитания бурундуков
  2. Внешний вид бурундуков
  3. Жилище бурундуков
  4. Питание бурундуков
  5. Образ жизни бурундуков
  6. Маленькие завхозы

Важная информация для сообщения:

Бурундук — маленький завхоз

Бурундуки — это небольшие зверьки, относящиеся к семейству беличьих. Обитают бурундуки в лесах Северного полушария: в хвойных лесах Канады, в сибирской тайге, в лиственных лесах Англии, а также в других лесах от полярного круга до Корейского полуострова и севера Китая.

По внешнему виду зверьки напоминают белку, но у бурундуков нет роскошного беличьего хвоста. Зато на спине зверька находиться очень выразительные полоски: пять тёмных и разделяющие их белые или серые. Именно по этим полоскам бурундука всегда можно отличить от других видов животных.

Живут бурундуки в «многокомнатных» норах, вырытых в зарослях кустарников или под буреломами и валежником. В норе у бурундука обязательно есть камера для гнезда — «спальня», несколько больших кладовых для запасов и один или два туалета — тупиковых ответвлений норы. В комнате для гнезда зверьки устилают пол сухими листьями и травой, чтобы было мягко спать по ночам и во время зимней спячки.

Как и белки бурундуки являются грызунами. В основном они питаются растительной пищей: семенами, почками деревьев и кустарников, травами, ягодами, желудями, орехами и грибами. Кроме того бурундуки с огромным удовольствием поедают с полей и огородов гречку, кукурузу, семена подсолнуха, горох, а также абрикосы, сливы и огурцы.

Бурундуки — дневные животные. Они просыпаются очень рано и отправляются на поиски пропитания с первыми лучами солнца. В теплое время года они постоянно наполняют свои кладовые. При этом, что интересно, каждый вид продукта храниться у них отдельно — либо в отдельной кладовой, либо он аккуратно отделён сухими листьями и травами от других запасов.

К зимней спячке этот маленький зверёк размером с небольшое яблочко может запасти до 6 килограмм продуктов. Наверное поэтому латинское название бурундука «тамиас» переводиться как «заведующий хозяйством» или, как мы часто называем людей этой профессии, «завхоз».


Источник (источники) информации: Интернет

Ирина Резник
Беседа «Что такое хвоинки?» (подготовительная группа)

Тема Беседа «Что такое хвоинки

Возрастная группа подготовительная группа «Солнышко»

Цель : Обобщить представления детей о хвойных деревьях.

Задачи :

Образовательные : уточнить представления детей о хвойных деревьях, показать их красоту; учить распознавать сосну и ель по общему виду, веточкам, хвоинкам , шишкам;

Развивающие : развивать навыки самостоятельного поиска информации, логического мышления, умения анализировать, делать выводы, прослеживать причинно-следственные связи; формировать навыки первичной исследовательской деятельности (наблюдение, анализ, вывод) ; Воспитательные : содействовать воспитанию интереса к изучению природных явлений, чувства прекрасного; способствовать расширению и углублению экологических знаний.

Приоритетная : Познавательное развитие

В интеграции : речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.

Технологии : ИКТ, здоровье сберегающая технология, игровая технология.

Виды детской деятельности : познавательно-исследовательская, игровая, коммуникативная, двигательная, продуктивная.

Оборудование : проектор, компьютер, коробка с карандашами (зелёный, жёлтый, синий, презентация, раскраски деревьев, веточки ели, сосны, шишки (сосны, ели, карточки с загадками,

Ресурсы : Физминутка «Мы пошли в осенний лес…»

Предварительная работа : чтение чувашской народной сказки «Почему сосна и ель вечно зелёные?» , А. Кожан «Сказка о ёлочке. Которую не срубили» , стихотворение И. Токмакова «Живи ёлочка» , Т. Волгина «Лесная красавица» , рассматривание иллюстраций деревья в разные времена года.

Словарь : сосна, ель, хвоинки , лиственница.

Этапы деятельности Действия воспитателя Действия детей

Вводная часть 2-3мин

1. Настройка на предстоящую деятельность

1. Вместе с детьми стоит на ковре в кругу.

Ужасно интересно

Все то, что неизвестно!

Мы тайны разгадаем

И мир большой познаем!

Какие деревья растут возле детского сада?

Предлагаю вам сыграть в игру. Дети выполняют движения в соответствии со словами текста, касаясь ладонями друг.

Ответы детей : тополь, берёза, сосна, лиственница, осина, рябина, черёмуха, ель, яблоня ранетки.

Организационно поисковый (20-22 мин)

2. Создание проблемной

ситуации.

2. Игровое упражнение

«Ты коробочку передай, себе фишку выбирай»

Игра «С какого дерева листок?» (коробочку с фишками делятся на подгруппы з , с, ж,) У каждого ребенка коробочка с листьями. Воспитатель показывает ветку какого-то дерева. По команде : “Раз, два, три -с какого дерева лист покажи!” – все группы детей должны найти нужный лист и поднять его.

Слайд №2-3 Мудрая черепаха и Муравей вопросик предлагают вам игру : Рассмотрите иллюстрацию. Найдите лишний рисунок. Почему вы решили, что он лишний?

3. Изучение нового материала.

– Сегодня мы продолжим разговор о деревьях. О каких именно – вы узнаете, отгадав загадки. Прежде, чем дать ответ, посовещайтесь в группах .

Что же это за девица

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год?

У меня длинней иголки, чем у елки,

Очень прямо я расту в высоту.

Если я не на опушке,

Ветви только на макушке.

Слайд № 4. – изображения сосны и ели.

– Эти деревья отличаются от всех других. Чем?

А что же растет на их ветках?

– Что такое хвоинки ?

– Всем вам хорошо известны эти деревья. Их называют вечнозелеными, или хвойными.

Такие ли они вечнозеленые? Почему хвойные? Вспомните, меняют ли ель и сосна цвет осенью?

Всю зиму они остаются зелеными. Значит ли это, что они вечно одинаковые и у них ничего не меняется? Бывает ли у них листопад? Да и где их листья? Попробуем во всем этом разобраться.

Слайд № 5. Хвоя – это тоже листья, только особой формы – длинные и узкие. Они способны пережить зиму, потому что достаточно прочны. Восковая кожица не дает им пересохнуть. Они и зимой обеспечивают дерево небольшим количеством пищи. Эти листья живут несколько лет. Затем они буреют и опадают. Но не все сразу, так что на дереве всегда сохраняется листва. Вот отсюда и название “вечнозеленые”.

4. Физкультминутка.

Мы зашли в осенний лес.

Сколько здесь вокруг чудес!

Справа елочки стоят,

Слева сосны шумят.

Вот и зайка проскакал.

От лисы он убежал.

Ой, это серый волк рыщет.

Он себе добычу ищет.

Все мы спрячемся сейчас,

Не найдет тогда он нас.

В лесу такая красота!

А нам за работу уже пора.

5. Практическая деятельность.

– У этих хвойных деревьев отличия не только во внешнем виде. Давайте сравним их ветки, хвоинки и шишки .

Наблюдение 1. “Ветки”.

Дети рассматривают ветки ели и сосны и определяют,что и на тех, и на других есть хвоинки , но крепятся они по-разному. У сосны две хвоинки крепятся к ветке , а у ели – каждая хвоинка .

Наблюдение 2. “Хвоинки” .

Сравнивая хвоинки обоих деревьев , дети замечают, что длина хвоинок у деревьев разная . У сосны хвоинки длинные , а у ели – короткие.

Наблюдение 3. “Шишки”. Слайд№6

Дети рассматривают шишки и обращают внимание на то, что шишки сосны меньше по размерам, чем шишки ели и круглее. Шишки ели длиннее и вытянутой формы.

Слайд №7.

Молодцы! Вы всё правильно заметили. Мудрая черепаха просит ещё раз объяснить что же у них общего?

Слайд № 8.

Зарисуйте хвоинки сосны и ели .

6. Физминутка - музыкальная

Слайд № 9

– Мудрая Черепаха подготовила задание для любознательных детей. Рассмотрите дерево, изображенное у меня на слайде. Вы видите общий вид дерева и его веточки в разные времена года.

Можно ли это дерево отнести к хвойным? Как расположены хвоинки ?

Слайд №10

Чем это дерево отличается от других хвойных?

Какие деревья сбрасывают листья на зиму?

Воспитатель : – Из-за этой особенности хвойное дерево получило свое название – лиственница.

Слайд №11

О ней даже сочинили загадку.

Есть у родственницы елки

Неколючие иголки.

Но, в отличие от елки,

Опадают те иголки.

Слайд № 12. Игра «Назови дерево»

7. Продуктивная деятельность

(Раскрасить деревья -сосна, ель)

Воспитатель : Ребята, давайте раскрасим для Муравья и Черепахи деревья в подарок? Выполнение действий.

Непосредственная детская деятельность.

Береза, дуб, клен – лиственные деревья, а ель – нет.

Ответы детей :

У них нет листьев

Хвоинки –это тоже листья .

Ответы детей

Ходьба на месте

Повороты

Посмотреть на елочку в группе

Приседание

Потягивание

Садятся на стулья.

Ответы детей

Действия детей

Координация речи с движением. Развитие чувства ритма.

Лиственные.

Рефлексивно корригирующий

(2-3 мин) Организует рефлексию.

– С какими деревьями мы познакомились?

На какие две большие группы можно разделить все деревья?

Чем они различаются?

Что такое хвоинки ?

Как различить ель и сосну?

Чем лиственница отличается от своих «родственниц» ? Дети могут сформулировать свое отношение

к проведенной деятельности.

Публикации по теме:

Беседа «Что такое хорошо и что такое плохо» Цель: беседуя с детьми о плохом и хорошем, совершенствовать их диалогическую речь. Задачи: Образовательные: добиться усвоения умения вступать.

Беседа «Что такое спортивная секция» Беседа на тему: «Что такое спортивная секция» Цель: Знакомство с понятием – спортивная секция. Задачи: 1. Познакомить детей со значением.

Цель: Уточнить знания детей о здоровом образе жизни. Задачи: Дать детям сведения, необходимые для укрепления здоровья; Воспитывать у.

Беседа "С чего начинается Родина?"Выставка рисунков "Мой город".Цель: Продолжать знакомить детей с родным городом, расширяя знания о памятных.

Цели: Закрепить ранние полученные знания о правилах поведения пешеходов, развивать стремление правильно вести себя на улице. Просмотр.

Беседа «Средства регулирования дорожного движения». Подготовительная группа Цель: закрепление знаний детьми средств регулирования дорожного движения (светофор, жезл регулировщика). Задачи: 1. Уточнить и углубить.

Конспект НОД Беседа с использованием ИКТ Тема: «Что такое Великая Отечественная война?» (подготовительная группа) НОД Беседа с использованием ИКТ Тема: «Что такое Великая Отечественная война?» помогает расширить и углубить знания детей о Великой Отечественной.

Наша родина-Республика Саха (Якутия). Беседа о родном крае с использованием ЦОР (подготовительная группа) Цель: расширить и углубить знания детей о родной республике Задачи: Образовательные: углубить знания детей о родном крае,о значениях государственного.

НОД по духовно-нравстсвенному воспитанию «Что такое доброта?» (подготовительная группа) Конспект организации образовательной деятельности (ОД) воспитателем Ф. И. О. Кудюрова Лилия Абдулваевна Образовательное учреждение МБДОУ «Детский.

Ознакомление с природой «Беседа о кроте» подготовительная группа Ознакомление с природой «Беседа о кроте» подготовительная группа Цель: дать детям представление об особенностях строения и поведения крота,.

Библиотека изображений:

Хвойные растения являются самыми древними из существующих растений на нашей планете. Их возраст исчисляется сотнями миллионов лет. Эволюция практически не повлияла на анатомическое строение хвои и шишек. При сравнении листьев хвойных, которые в простонародье называют иголками, с листьями цветковых растений, можно заметить, что при относительном однообразии хвоинок они имеют различную форму, размеры, окраску, а у некоторых видов совсем не выглядят, как привычная хвоя.

Хвоя внешне походит на узкие игольчатые листья. Характерно наличие плотной кожицы, которую покрывает восковидная субстанция. Это необходимо для уменьшения испарения влаги голосеменными. К примеру, у ели хвоинки четырехгранные, но зачастую грани практически незаметны, и хвоинки выглядят уплощенными.

Рисунок. Поперечный разрез хвои сосны обыкновенной

Если разрезать хвоинку, она имеет форму неправильного ромба, причем самый плоский угол направлен книзу. Здесь расположена срединная жилка листа. Вдоль других граней иголочки заметны полосы белого цвета, образованные устьицами – дыхательными отверстиями, через которые осуществляется дыхание растений. Также устьица служат для испарения влаги, которую дерево впитывает из грунта даже в лютую стужу. Это объясняет тот факт, что ели, как и другие хвойные, нельзя пересаживать в осеннее время, так как корни не могут крепко укорениться, и вода практически не поднимается по стеблю к хвое, хотя дыхание происходит в том же режиме.

Важным отличием хвойных пород от лиственных заключается в том, что у них черешок прочно связан с веткой и остается на ней, даже после отмирания иголки. Иголки отпадают через 6-7 лет. Они хорошо защищены от воздействия неблагоприятных факторов внешней среды толстым слоем воскового налета – кутикулой. Причем у многих видов налет настолько толстый, что хвоинки приобретают голубой оттенок.

У хвойных нет истинных плодов и цветов. Они принадлежат к отделу голосеменных.

Их семена прикреплены непосредственно к семенным чешуям, а те из них, которые собраны в женские шишки снабжены особыми крылышками. Покидая шишку, они планируют на крыльях, при вращении напоминая маленькие вертолетики. Это помогает им перемещаться подальше от материнского растения.

Внешний вид шишек хвойных разнообразен и специфичен. Они могут отличаться по длине, форме, размещению в пространстве, цвету, структуре и форме спорофиллов, способу распространения семян, т. д. Но принципиальная структура шишек одинакова. Все шишки в основании имеют ось, которая обособлена от вегетативной части дерева и является коротким побегом с расположенными на нем спороносными листьями – спорофиллами.

Различают женские и мужские шишки. Подавляющее большинство хвойных относятся к однодомным. У них и женские, и мужские шишки развиваются на одном растении. В большинстве случаев мужские шишки группами сосредоточены в пазухах листьев, иногда – на верхушках боковых побегов. Шишки женского пола отличаются компактным расположением, изредка они расположены поодиночке.

Похожие материалы: