Сегодня одной из активно растущих форм организации взаимодействия финансовых и промышленных организаций не только в нашей стране, но и за ее пределами является Финансово-промышленные группы (ФПГ).

Деятельность ФПГ - деятельность ее участников, которую они осуществляют в соответствии с договором о создании группы и / или ее организационным проектом при использовании обособленных активов.

Участники финансово-промышленной группы - юридические лица, подписавшие договор о создании ФПГ, учрежденная ими центральная компания финансово-промышленной группы либо основное и дочерние общества, образующие ФПГ.

В состав ФПГ могут входить коммерческие и некоммерческие организации, в том числе и иностранные, за исключением общественных и религиозных организаций (объединений), а именно:

Государственные и муниципальные унитарные предприятия - в порядке и на условиях, определяемых собственником их имущества;

Дочерние хозяйственные общества и предприятия - только вместе с основным обществом (унитарным предприятием-учредителем);

Инвестиционные институты, негосударственные пенсионные фонды, страховые компании, участие которых обусловлено их ролью в обеспечении инвестиционного процесса в ФПГ.

Финансово-промышленные группы обладают одной характерной особенностью - это отсутствие какой бы то ни было формально закрепленной организационной структуры.

Крайняя запутанность и разветвленность внутренней структуры ФПГ вызвана стремлением максимально запутать учет и минимизировать на этой основе налоговые платежи, а также обойти существующие требования государственного регулирования, в том числе ограничения на инвестиционную деятельность.

Следует также подчеркнуть, что образование ФПГ - это не просто организационно-правовой процесс оформления взаимодействия финансовых и промышленных компаний, это складывающиеся в течение длительного времени связи промышленных, торговых, финансовых фирм и организаций. Эти связи складываются посредством системы участия (в том числе перекрестного владения акциями), личной унии, долгосрочных кредитных обязательств и иных форм зависимости.

Для компании допускается участие только в одной ФПГ, официально зарегистрированной в Государственном реестре. Дочерние общества вправе входить в ФПГ только вместе с материнскими.

Ключевым понятием закона является «центральная компания ФПГ», которая может быть инвестиционным институтом, хозяйственным обществом, ассоциацией или союзом.

Совместная деятельность в рамках простого товарищества предполагает выделение участника, которому поручается ведение общих дел, но не все партнеры готовы довериться одному участнику. В таком случае больше подходит совместное учреждение центральной компании, подконтрольной совету управляющих.

Совет управляющих - это высший орган управления группой. Через него обеспечивается контроль участников над совместной деятельностью и использованием выделенных ресурсов. Каждый участник направляет своего представителя в совет управляющих. Для таких ФПГ договор о создании группы - своего рода учредительный договор простого товарищества, общие дела которого ведет центральная компания. Он, в частности, определяет объем, порядок и условия объединения активов, а также порядок образования, объем полномочий и другие условия деятельности совета управляющих.

Центральная компания уполномочена в силу закона или договора вести дела группы, так, в частности, она ведет сводные учет, отчетность и баланс ФПГ, готовит ежегодный отчет о деятельности группы, выполняет в интересах участников ФПГ отдельные банковские операции. По обязательствам центральной компании, возникшим в результате участия в деятельности ФПГ, участники несут солидарную ответственность, особенности исполнения которой устанавливаются договором о создании группы.

Право ведения консолидированного баланса предоставляет центральной компании беспрепятственно с точки зрения налогового законодательства распределять финансовые ресурсы между участниками ФПГ. Это, в свою очередь, дает возможность говорить о центральной компании как об институте формирования и распределения финансовых ресурсов внутри ФПГ и как об инвестиционном институте.

Направление участником ФПГ представителя в состав совета управляющих ФПГ осуществляется решением компетентного органа управления участника ФПГ. Компетенция совета управляющих ФПГ устанавливается договором о создании ФПГ.

Среди участников ФПГ обязательно наличие организаций, действующих в сфере производства товаров и услуг, а также банков или иных кредитных организаций. Участники ФПГ, производящие товары и услуги, могут быть признаны консолидированной группой налогоплательщиков и вести консолидированные учет, отчетность и баланс ФПГ, а также они вправе перекрестно владеть акциями.

ФПГ, среди участников, которых имеются юридические лица, находящиеся под юрисдикцией государств - участников Содружества Независимых Государств, имеющие обособленные подразделения на территории указанных государств либо осуществляющие на их территории капитальные вложения, регистрируются как транснациональные ФПГ.

В случае создания транснациональной ФПГ на основе межправительственного соглашения ей присваивается статус межгосударственной или международной ФПГ.

Для участников межгосударственной ФПГ национальный режим устанавливается межправительственными соглашениями на основе взаимности. Макарова Г.Л. Организация финансово-промышленных групп. - М., 2003. - С. 120.

Структурные элементы, формирующихся финансово-промышленных групп

Чтобы выделить основные элементы конкретно отечественных финансово-промышленных групп, необходимо проследить, как формировались крупные частные капиталы, так как именно факт наличия капитала является основным в формировании ФПГ.

Слабость государственной власти и законодательства, зачаточное состояние рыночных институтов, быстрые темпы приватизации и открытия экономики, неопытность населения создали благодатную обстановку для спонтанного формирования крупных частных капиталов. Государственный сектор стал своего рода инкубатором для частных фирм. Льготный, привилегированный доступ к государственным ресурсам стал необходимым условием успешного развития крупного частного бизнеса.

Для банковского сектора характерен высокий темп рыночных преобразований. Однако настоящий расцвет банков связан с либерализацией в 1992 году. Банковский сектор больше всех выиграл от инфляции. Ситуацию усугубили неэффективная платежная система, неразвитость валютного рынка и неустойчивый валютный курс рубля. Все это банки использовали в своих интересах.

Экспансия крупных банков внутри самого банковского сектора, формирование сетей столичных банков в регионах - одна из особенностей нынешнего этапа развития ФПГ. Следует также учесть, что банки имеют более квалифицированный персонал, чем остальные экономические субъекты. Это позволяет им формировать собственные инвестиционные стратегии, нацеленные на приобретение существенной доли в секторах, которые имеют возможности для роста уже в среднесрочной перспективе.

Таким образом, одним из важнейших элементов формирующихся отечественных финансово-промышленных групп являются банки.

Вторая сфера быстрого накопления капитала - торговля. Высокая прибыльность торгового бизнеса связана с огромными различиями в структурах внутренних и мировых цен, сделавшими внешнюю торговлю сразу после отказа от государственной монополии на эту сферу весьма эффективной.

Во многих случаях торговые структуры появлялись раньше, чем финансовые, и выступали материнскими компаниями по отношению к последним. Однако с учетом прибыльности банковского бизнеса практически все заметные торговые компании не только открыли собственные банки, но и рассматривают собственную банковскую деятельность в качестве приоритетного направления развития.

В свою очередь, банки непосредственно внедряются на рынок торговых услуг, создавая дочерние компании. Банки также активно участвуют в приобретении акций крупнейших предприятий розничной торговли.

Таким образом, банки и торговые компании являются в сегодняшних условиях основными структурообразующими элементами ФПГ. Именно здесь основной источник доходов группы (которые могут частично перераспределяться в пользу других входящих в группу предприятий, в том числе на освоение новых рынков).

Кроме того, в современной структуре ФПГ, как правило, присутствуют еще два «типовых» элемента - страховая компания и чековый инвестиционный фонд. В условиях инфляции и при отсутствии в обществе традиций потребления страховых услуг развитие страхования сталкивается со спросовыми ограничениями. Однако в рамках более крупных структур страховые компании оказываются крайне полезными, в том числе для безналогового увеличения наличных выплат работающим в ФПГ (через страховые платежи) и организации легального вывоза капитала (через перестрахование за рубежом).

Именно сегодня инвестиционные фонды играют основную роль в практическом осуществлении инвестиционной стратегии ФПГ в части приобретения пакетов акций и отдельных предприятий в ходе приватизации.

В меньшей степени в структуре современных ФПГ распространены такие преобразования, как, например, фирмы по работе с недвижимостью. Сравнительно новая тенденция, которая будет усиливаться, - формирование частных пенсионных фондов. Медведев Н.А. Проблемы формирования и пути развития финансово-промышленных групп / Медведев Н.А., Обливин А.А. - М., 2000. - С. 204.

На основании всего выше сказанного можно сделать вывод, что участниками финансово-промышленной группы могут быть различные промышленные предприятия, финансово-кредитные учреждения и прочие юридические лица. Однако в настоящее время основными элементами ФПГ являются банки, поэтому необходимо подробнее отразить роль финансово-кредитных институтов в формировании и развитии финансово-промышленных групп.

Финансово-промышленные группы можно классифицировать следующим образом, исходя из того, чего именно хотят учредители:

1. Первый вид ФПГ может формироваться по инициативе финансовых институтов, заинтересованных в надежном и достаточно прибыльном вложении средств. Целенаправленно консолидируя акции торговых, промышленных, транспортных предприятий (непосредственно или через создание холдинговых структур), финансовые компании становятся ядром группы.

ФПГ этого вида отличаются широким разнообразием входящих в них предприятий, которые могут быть совершенно не связанными друг с другом ни по производственной кооперации, ни по другим хозяйственным интересам. Этот вид ФПГ возникает в результате диверсификации капитала финансово-кредитных учреждений, повышающей его надежность в изменчивой конъюнктуре рынка. В сегодняшних условиях образования ФПГ такого рода сомнительно, т. к. банки избегают долгосрочных вложений в промышленные предприятия, особенно крупные.

2. Второй вид ФПГ может возникнуть при необходимости обеспечить производственно-техническое развитие группы промышленных предприятий и научно-исследовательских организаций, имеющих общие интересы в технологическом взаимодействии по созданию определенной продукции и освоению новых технологий.

Организаторами этой формы ФПГ выступают промышленные предприятия, но они нуждаются в инвестициях, которыми располагают банки, страховые и инвестиционные компании.

Так как финансово-кредитные институты особо не желают финансировать промышленность, промышленные предприятия вынуждены создавать свои банки. Сейчас, желая создать ФПГ, многие также собираются учреждать новые банки в составе этих групп. Эти банки, как правило, маломощны. К тому же сейчас Центральный банк РФ установил для коммерческих банков нижний предел уставного капитала, который трудно преодолим.

Эти типы ФПГ ориентированы на интересы частных предприятий и собственно рыночные условия их работы.

3. Этот вид ФПГ призван содействовать формированию государственного сектора в экономике. Зародыши таких ФПГ уже созданы в форме холдинговых компаний. Чтобы превратить их в ФПГ, нужно ввести в их состав крупное финансово-кредитное учреждение.

Эти ФПГ ориентированы на предприятия либо государственные, либо акционированные, но с высоким удельным весом федеральной собственности.

К этому виду можно отнести ФПГ, которые намерены создать региональные администрации в своих краях и областях, желая использовать новую структурную форму для достижения своих целей.

4. Этот вид предусмотрено создавать на основе межправительственных соглашений. Предполагается, что эти ФПГ обладают двумя особенностями: во-первых, создаются с участием иностранного капитала, привлекаемого межправительственными соглашениями в различных формах, во-вторых, перечень российских участников ФПГ определяется Правительством РФ из числа предприятий с долей государственной собственности в их капитале не менее 25%. Однако многие не считают создание ФПГ на базе государственных предприятий перспективным. Также следует выделить официальные и неформальные ФПГ.

Большинство промышленных ФПГ официально зарегистрированы, в то время как большинство банковских ФПГ являются неформальными.

Интеграция в неформальных группах основана на перекрестном участии в собственности, в то время как координация деятельности членов официально зарегистрированных групп осуществляется посредством долгосрочных контрактов. Интеграция в официально зарегистрированных группах является менее глубокой. Вместо взаимного обмена акциями члены официально зарегистрированных финансово-промышленных групп заключают соглашения о сотрудничестве, которые помогают им координировать свою деятельность и обеспечивают заинтересованность в результатах хозяйственной деятельности друг друга.

По данным статистики сегодня, за счет образования ФПГ увеличиваются объемы отгруженной продукции выручка от реализации продукции, балансовая прибыль, рентабельность.

Казалось бы, это свидетельствует о плодотворности идеи официального статуса ФПГ. Однако предстоит еще немало сделать, чтобы интеграция промышленного и банковского капиталов в рамках большинства получивших этот статус структур перестала быть декларацией.

Мировой опыт деятельности финансово-промышленных групп.

Рыночно ориентированная финансовая система характеризуется высоким уровнем развития рынка капитала, широким набором различных финансовых инструментов. Кроме того, изначально высокий уровень развития промышленных корпораций, надежность акций которых не вызывала сомнений, во многом облегчил процесс привлечения дополнительного капитала. Промышленные предприятия увеличивали капитал главным образом за счет новых эмиссий акций, поэтому практически отпадала необходимость в долгосрочном кредитовании как способе увеличения их основного капитала. Поэтому, в сложившихся условиях, функции банков сводились лишь к аккумулированию сбережений, предоставлению краткосрочных кредитов, осуществлению на внешнем рынке операций с ценными бумагами, но без непосредственного участия в управлении предприятиями. Другой отличительной особенностью крупнейших корпораций рыночно ориентированной финансовой системы является значительная степень распыленности акционерного капитала. У типичной корпорации рыночно ориентированной финансовой системы много собственников, каждый из которых владеет сравнительно небольшой долей корпоративного капитала. В результате ни одна из групп акционеров не может предъявить особые права на управление компанией.

Кроме того, на интеграционные процессы в странах с рыночно ориентированной финансовой системой большое оказало влияние антимонопольное законодательство. Так, в американской экономике антимонопольное законодательство не только затрудняло концентрацию промышленного капитала, но и создавало дополнительные препятствия на пути сращивания банковского капитала с промышленным.

Теперь на примере корпоративных структур США рассмотрим характерные особенности их организационного строения и управления. Существующие в США финансово-промышленные объединения можно условно разделить на две группы: в первую входят структуры с доминированием банков, при этом контроль над предприятиями осуществляется со стороны банков (например, «Чейз», «Моргана», «Меллона», «Лимена-Голдмена, Сакса»).

Организационная структура банковских финансово-промышленных групп представляет собой горизонтальное объединение крупных фирм олигополистического типа, в центре которого находится ведущий коммерческий банк. В большинстве случаев данные группы имеют похожую историю создания и развития, имеют одинаковое строение.

Кроме того, для США характерна, также, тенденция повышения активности и торгового капитала как в проникновении в промышленность, так и финансовые институты. Торговые концерны идут по пути создания если не финансово-промышленных групп, то уж точно по пути формирования подгрупп, в которых они играют весьма существенную роль.

Заканчивая рассмотрение финансово-промышленных объединений США необходимо сделать ряд замечаний.

Характерной особенностью американской модели корпоративного бизнеса является принцип строгого разграничения финансового и производственных секторов экономики, который в последнее время все больше становиться объектом критики, как противоречащая факту весьма успешного функционирования стран с банковско-ориентированными финансовыми системами.

Экономическая политика американского государства, вопреки «антитрестовским законам», не только не предотвращала распространение контроля со стороны банковских структур над промышленными, но даже способствует этому процессу.

Финансово-промышленные объединения континентальной Европы

Общее число финансово-промышленных групп в Федеративной Республики Германии на сегодняшний день, имеющих общехозяйственное значение, не достигает десяти. Во главе трех ведущих ФПГ, стоят крупнейшие национальные банки: «Дойче Банк» (Deutsche Bank AG), «Дрезднер Банк» (Dresdner Bank AG) и «Коммерц Банк» (Сommerzbank AG). На них приходится, соответственно, 1/3, 1/4 и 1/8 акционерного капитала страны.

Ядро ФПГ, созданных на основе данных банков, образуют несколько (от 3-5 до 10) банковских, промышленных, торговых, страховых и транспортных монополий, нередко проникающих и в другие сферы хозяйства.

Коммерческие банки, являющиеся бесспорным центром группы, представляют собой универсальные кредитно-финансовые комплексы совмещающие кредитно-расчетную деятельность с широким набором услуг. Фактически немецкие банки являются основным источником и «ретранслятором» финансовой «энергии».

Производственная деятельность промышленных концернов, в основном, охватывает одну определенную отрасль или подотрасль экономики, где развито крупное и массовое производство на основе применения высоких технологий (прежде всего это черная и цветная металлургия; сталелитейная, химическая и электротехническая промышленность; автомобилестроение и машиностроение). Исключения составляют концерн Siemens, который распространяет свою деятельность на всю электротехническую промышленность, и концерн Thissen - сталелитейную.

В свою очередь, вокруг относительно устойчивого ядра группируется множество крупных и средних компаний, образующих довольно аморфную по сравнению с ядром периферию. В среднем, головные холдинги группы владеют акциями и контролируют деятельность около 150 компаний.

Кроме трех крупнейших ФПГ Германии, во главе которых находятся ведущие банки страны, существуют и такие ФПГ, где банковский капитал имеет несколько равных по силе и значению представителей, а цементирующим звеном является промышленное объединение (концерн).

Наряду с общенациональными банковскими группами, в экономике Германии особое положение занимают региональные банковские группы. Наиболее заметное их развитие наблюдается в Баварии. Баварские промышленные предприятия, достаточно средние по размерам, традиционно сохраняют связи с баварскими банками даже тогда, когда они входят в концерны, являющиеся структурными элементами финансовых групп крупных немецких банков.

Во Франции наибольшее распространение получили финансово-промышленные объединения, созданные вокруг крупнейших производственных комплексов (например, «Эльф-Акитен» (ELF Aquitane), «Компани франсэз де петроль» (нефтехимическая промышленность); «Компани женераль электрисите» (электроника и электротехника) и т.д.) Цветков В.А. Финансово-промышленные группы: Опыт и перспективы // Пробл. прогнозирования. - 2000. - N 1. - С. 284.

Промышленная составляющая данных объединений представляют собой, как правило, единое целое в производственном отношении - сформированное на базе технологически взаимосвязанных предприятий. В состав групп могут входить от нескольких десятков до нескольких сотен юридически самостоятельных фирм. Банковские учреждения, входящие в состав групп, достаточно часто являются подконтрольными главных промышленных предприятий группы.

Наряду с промышленными группами во Франции получили распространение и торговые. Крупные торговые компании («Кора», «Интермарше», «Ошан») стояли у истоков, а впоследствии и контролировали ряд банков («Банк аккорд», «Банк шабриер»), распространяющих свое влияние на некоторые сектора французской экономики.

Характерной особенностью финансово-промышленных групп Швеции является преобладание промышленных объединений, связанных с семьями крупных шведских бизнесменов и финансистов. В целом, данные ФПГ демонстрируют характеристики, близкие финансово-производственным объединениям Германии. Так же как и в германских группах, в них широкое распространение получило перекрестное владение акциями, доходящее до 25%.

В экономике Италии главенствующее положение занимают банковские финансово-промышленные группы. Прежде всего, это связано с тем, что привлечение капитала посредством выпуска дополнительных эмиссий акций промышленными предприятиями не привело к ожидаемым результатам. Поэтому итальянские концерны, в целях увеличения капиталовложений, были вынуждены прибегнуть к использованию банковского кредита, в свою очередь, все больше и больше попадая в зависимость от кредитующих их банков.

Помимо частных компаний, в странах Западной Европы достаточное распространение получили государственные концерны, составляющие основу государственных финансово - промышленных объединений.

Организационной структурой управления государственным имуществом многочисленных частных акционерных компаний, чьи контрольные пакеты акций были выкуплены государством, являются государственные холдинговые компании, которые позволяют правительству последовательно реализовывать свою экономическую политику в различных областях хозяйственного и социального развития.

Все государственные холдинговые компании финансируются государством, освобождены от выплаты процентов по полученным капиталам, имеют право выпускать гарантируемые государством облигации, при этом 65% годовой прибыли переводится государственному казначейству. Им предоставлена большая самостоятельность в разработке своей собственной рыночной стратегии.

Примерами таких структур, занимающихся управлением государственным имуществом, действуют и в других странах могут служить Национальный институт промышленности (ИНИ) в Испании - крупнейший государственных холдинг в Западной Европе, образованный в 1941 г. по личной инициативе Франко. Во Франции - это «Рено» (Национальное управление заводов «Рено»). Агафонов В.И. Крупные промышленные объединения и финансово-промышленные группы. - Калуга, 2007. - С. 240.

Результаты ряда проведенных исследований, обобщивших мировой и первый отечественный опыт развития финансово-промышленных групп, показывают: широкомасштабное становление подобных крупных организационно-хозяйственных структур - одно из ключевых направлений выведения экономики из кризиса и ее реформирования на подлинно рыночных началах.

В настоящее время возникли объективные условия для формирования и деятельности финансово-промышленных групп в нашей стране. В создавшихся условиях формирование ФПГ - один из путей выживания промышленных предприятий. Большие надежды возлагаются на деятельность финансово-промышленных групп в отраслях военно-промышленного комплекса.

На сегодняшний день в нашей стране создана необходимая правовая база по созданию финансово-промышленных групп и уже имеется небольшой опыт в области их деятельности. Надеемся, что финансово-промышленные группы при помощи государства будут содействовать стабилизации экономической ситуации в стране.

Однако нельзя превращать формирование групп в очередную волюнтаристскую кампанию, навязывать эту форму предприятиям. Образование ФПГ и выбор их конкретного варианта - дело самих предприятий.

Было бы неправильно сказать, что крупные корпорации и ФПГ не заключают в себе негативных сторон и тенденций. Дело, однако, в том, что идеальных общественных форм, которые не содержали бы отрицательных потенций, вообще не существует. Важно поэтому прежде всего трезво определить, что конкретно формирование финансово-промышленных групп может дать российской экономике в ее нынешнем состоянии.

Лица, ответственные за принятие решений в сфере экономической политики, должны принимать во внимание перечисленные положительные и отрицательные последствия деятельности финансово-промышленных групп. До нынешних пор правительство не препятствовало развитию этих групп (и даже поощряло его). Этот подход может быть вполне оправдан с учетом тех выгод, которые ФПГ обеспечивают своим членам. Однако необходимо помнить о том, что ФПГ оказывают негативное воздействие на показатели конкурентности рынков и гибкости экономической системы, которые имеют ключевое значение с точки зрения долгосрочного экономического роста.

  • Предмет и система курса
    • Предпринимательская деятельность как предмет правового регулирования
      • Соотношение понятий «предпринимательская деятельность», «экономическая деятельность», «хозяйственная деятельность», «коммерческая деятельность»
      • Формы и виды предпринимательской деятельности
    • Понятие предпринимательского права и его место в структуре российского права
    • Принципы предпринимательского права
      • Основные принципы предпринимательского права
    • Методы предпринимательского права
    • Правоотношения, возникающие в сфере предпринимательской деятельности
  • Источники предпринимательского права
    • Понятие и виды источников предпринимательского права
      • Предпринимательское законодательство и основные направления его совершенствования
      • Система предпринимательского законодательства
    • Обычаи делового оборота как источник предпринимательского права
    • Применение норм международного права
    • Роль судебной практики в правовом регулировании отношений в сфере предпринимательской деятельности
  • Правовой статус отдельных субъектов предпринимательской деятельности
    • Субъекты предпринимательской деятельности: понятие и виды
    • Индивидуальная форма предпринимательства
      • Правоспособность индивидуального предпринимателя
      • Лицензирование индивидуальной формы предпринимательства
    • Коллективные формы предпринимательства
      • Полные товарищества
      • Товарищество на вере
      • Общества с ограниченной ответственностью (ООО)
      • Акционерные общества (АО)
      • Производственные кооперативы (ПК)
      • Государственные и муниципальные унитарные предприятия
    • Субъекты малого предпринимательства
      • Предпринимательские объединения
        • Классификация холдингов
        • Способы создания холдингов. Система участия
    • Финансово-промышленные группы
    • Иные формы предпринимательских объединений
    • Некоммерческие организации как субъекты предпринимательской деятельности
  • Создание и прекращение деятельности субъектов предпринимательства
    • Порядок и способы создания субъектов предпринимательства
    • Государственная регистрация субъектов предпринимательства
    • Реорганизация субъектов коллективного предпринимательства
    • Ликвидация субъектов коллективного предпринимательства
  • Несостоятельность (банкротство) субъектов предпринимательской деятельности
    • Понятие, критерии и признаки несостоятельности (банкротства)
      • Критерии банкротства
      • Признаки банкротства
    • Правовой статус участников правоотношений несостоятельности (банкротства)
    • Правовой статус кредитора
    • Правовой статус арбитражного управляющего
    • Арбитражный суд как участник правоотношений несостоятельности (банкротстве)
    • Процедуры несостоятельности (банкротства)
      • Наблюдение. Понятие наблюдения. «Нейтральность» процедуры
      • Финансовое оздоровление
      • Внешнее управление. Цели и основания введения внешнего управления
      • Конкурсное производство
      • Мировое соглашение. Мировая сделка в банкротом и исковом процессах
  • Правовой режим имущества субъектов предпринимательской деятельности
    • Понятие и виды имущества субъектов предпринимательской деятельности
    • Правовые формы принадлежности имущества субъектам предпринимательской деятельности
    • Правовой режим отдельных видов имущества
      • Правовой режим денежных средств
      • Правовой режим ценных бумаг
      • Правовой режим прибыли
  • Приватизация государственного и муниципального имущества
    • Понятие и основные цели приватизации
    • Законодательство о приватизации
    • Субъекты и объекты приватизационных правоотношений
    • Порядок и способы приватизации
  • Механизм государственного регулирования предпринимательской деятельности
    • Государственное регулирование предпринимательской деятельности: понятие, виды, основания и пределы
    • Методы, средства и формы государственного регулирования предпринимательской деятельности
    • Государственный контроль за предпринимательской деятельностью
  • Государственное регулирование функциональных видов экономической деятельности
    • Антимонопольное регулирование предпринимательской деятельности
      • Субъекты конкуренции
      • Антимонопольное законодательство
      • Понятие и виды монополий
      • Монополистическая деятельность субъектов конкуренции
      • Антимонопольные органы
      • Санкции за нарушение антимонопольного законодательства
    • Техническое регулирование
      • Технические регламенты
      • Стандартизация
      • Подтверждения соответствия
      • Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов
    • Государственное регулирование ценообразования
      • Ценообразование как вид экономико-правовой деятельности
      • Законодательство о цепах и ценообразовании и основные направлении его совершенствования
      • Публично-правовой режим осуществления ценообразования
    • Государственное регулирование инновационной деятельности
      • Источники правового регулирования инновационной деятельности
      • Субъекты и объекты инновационной деятельности
      • Публично-правовой режим осуществления инновационной деятельности
    • Государственное регулирование инвестиционной деятельности
      • Субъекты инвестиционной деятельности
      • Объекты инвестиционной деятельности
      • Публично-правовой режим осуществления инвестиционной деятельности
      • Особенности отдельных форм осуществлении иностранными инвесторами деятельности на территории Российской Федерации
    • Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности
      • Источники правового регулирования внешнеэкономической деятельности
      • Субъекты и объекты внешнеэкономической деятельности
      • Публично-правовой режим осуществления внешнеэкономической деятельности
  • Государственное регулирование отраслевых видов предпринимательской деятельности
    • Государственное регулирование банковской деятельности
      • Понятие и структура банковской системы Российской Федерации
      • Источники правового регулирования банковской деятельности
      • Правовое положение кредитных банковских организаций
      • Публично-правовой режим осуществления банковской деятельности
    • Государственное регулирование биржевой деятельности
      • Источники правового регулирования биржевой деятельности
      • Субъекты биржевой деятельности
      • Публично-правовой режим осуществления биржевой деятельности
    • Государственное регулирование страховой деятельности
      • Источники правового регулирования страховой деятельности
      • Субъекты страховой деятельности (страхового дела) и участники страховых отношений
      • Объекты страхования
      • Публично-правовой режим осуществления страховой деятельности
    • Государственное регулирование профессиональной предпринимательской деятельности на рынке ценных бумаг
      • Источники правового регулирования профессиональной предпринимательской деятельности на рынке ценных бумаг
      • Субъекты профессиональной предпринимательской деятельности на рынке ценных бумаг
      • Публично-правовой режим осуществления профессиональной предпринимательской деятельности на рынке ценных бумаг
    • Государственное регулирование аудиторской деятельности
      • Виды аудита
      • Источники правового регулирования аудиторской деятельности
      • Субъекты аудита
      • Публично-правовой режим осуществления аудиторской деятельности
    • Государственное регулирование оценочной деятельности
      • Источники правового регулирования оценочной деятельности
      • Субъекты и объекты оценочной деятельности
      • Публично-правовой режим оценочной деятельности
  • Предпринимательский договор
    • Предпринимательский договор: понятие, виды и сфера применения
    • Особенности порядка заключения предпринимательского договора
    • Особенности изменения и расторжения предпринимательского договора
    • Исполнение предпринимательского договора: понятие, принципы
  • Ответственность в сфере предпринимательской деятельности
    • Понятие, виды и основания для применения ответственности
    • Неустойка: понятие, виды и порядок взыскания
    • Убытки: понятие, виды и порядок взыскания

Финансово-промышленные группы

Анализ современных тенденций в сфере экономики показывает, что интеграция финансового (банковского) капитала и промышленного потенциала - объективная закономерность возникновения и развития мощных финансово-промышленных объединений. В промышленно развитых странах указанная интеграция практически завершена, созданы и успешно действуют на внутреннем и внешнем рынках немногочисленные (по сравнению с другими предпринимательскими структурами) транснациональные компании (ТНК), финансово-промышленные группы (ФПГ), а также иные финансово-промышленные объединения.

Так, в результате союза банковского и промышленного капиталов США были созданы крупные финансовые объединения в виде семейных групп (Морганов, Рокфеллеров, Меллонов и др.). Интересна практика срастания крупнейших концернов и банков в ФРГ (например, финансовые группы «Дойче Банк», «Дрезднер Банк», «Коммерц Банк»), Крупные финансовые объединения действуют во Франции и других европейских государствах.

По оценкам Президента ассоциации финансово-промышленных групп России О. Н. Сосковца, в настоящее время официальный статус ФПГ получили более 80 групп. В их состав вошли на добровольной основе 1000 промышленных предприятий и организаций, более 80 финансово-кредитных институтов. Общая численность занятых приближается к 4 млн. человек. Группы обеспечили прирост выпуска продукции на 3,5%, объем реализованной продукции - на 5%, экспорта - на 10%, инвестиций - на 6%. Такова статистика, за которой скрывается положительная динамика развития финансово-промышленных групп в России.

В связи с этим одно замечание: ФПГ - это, образно говоря, штучный товар, а потому здесь не следует увлекаться количественными показателями. Наша страна уже пережила биржевой и банковский бум.

Законодательство о ФПГ . Проблема становления и развития финансово-промышленных объединений в Российской Федерации связана не только с политическими, социально-экономическими, но и с юридическими вопросами. Сравнительно недавно (30 ноября 1995 г.) в России был принят Федеральный закон «О финансово-промышленных группах» (далее - закон о ФПГ), который устанавливал правовые основы создания, деятельности и ликвидации ФПГ. С его принятием утратил юридическую силу Указ Президента РФ от 5 декабря 1993 г. № 2096 «О создании финансово-промышленных групп в Российской Федерации». В связи принятием Федерального закона от 22 июня 2007 г. № 115-ФЗ прекратил действие Закон о ФПГ. Что означает на практике данный поворот событий?

Во-первых, законодатель отказался от идеи существования специального закона о ФПГ (равно и Закона о холдингах) по разным причинам. Закон о ФПГ, несмотря на свою молодость, был предметом критики со стороны не только юристов, но и экономистов. Так, В. Д. Рудашевский справедливо отмечал, что названный Закон должен быть актом прямого действия, однако из его 22 статьей половина содержит отсылку к административным актам, решениям субъектов Федерации и международным соглашениям практически по всем вопросам, имеющим принципиальное значение. Имелись и конкретные пробелы и недостатки Закона.

Во-вторых, Закон о ФПГ сыграл свою роль в условиях перехода России к рыночной экономике. Затем он оказался невостребованным. В него не было внесено ни одного изменения и дополнения. Как говорится, закон сделал свое дело, закон может уходить на покой!

В-третьих, ст. 15 Закона предусматривала меры государственной поддержки деятельности ФПГ. Среди них - предоставление инвестиционных кредитов и иной финансовой поддержки для реализации проектов ФПГ, а также государственных гарантий для привлечения различного рода инвестиций. Банком России смогли предоставляться банкам - участникам ФПГ льготы, предусматривающие снижение норм обязательного резервирования, изменение других нормативов в целях повышения их инвестиционной активности.

Правительством РФ, исполнительными органами субъектов Федерации могли предоставляться иные льготы для участников ФПГ. Государственная поддержка деятельности ФПГ - следующее направление совершенствования законодательства.

В реальной деятельности государство не выполняет взятые обязанности по государственной поддержке ФПГ. Ситуация с финансово-промышленными группами напоминает положение с малым бизнесом. В действующем законодательстве о малом предпринимательстве провозглашен ряд мер по государственной поддержке и стимулированию малого бизнеса. Однако здесь больше законодательной риторики и пафоса.

В-четвертых, в реальной экономике России холдинговые структуры заметно «прибавили в весе» и вытеснили ФПГ из рядов предпринимательских объединений. В какой-то степени этому способствовала имеющаяся путаница в статусе холдинга и ФПГ. Простой пример: холдинги не регистрируются, а ФПГ подлежали регистрации в установленном Законом о ФПГ порядке. Сейчас они (холдинги и ФПГ) поставлены в равное положение. Имело место смешение холдингов и ФПГ по другим точкам пересечения. Например, при создании ФПГ нередко использовалась холдинговая модель построения и управления группой лиц.

В-пятых, судя по быстроте приятия закона об утрате юридической силы Закона о ФПГ, бизнес-сообщество России согласно с таким решением, если не больше. Можно с уверенностью сказать, что подконтрольные крупному бизнесу общественные образования пролобировали в Государственной Думе заключительный акт ликвидации Закона о ФПГ.

Тем не менее, считаем, что с утратой Закона о ФПГ зарегистрированные финансово-промышленные группы России продолжают существовать. Следовательно, их статус и особенности нуждаются в раскрытии.

Далее, нельзя исключать варианта, при котором законодатель найдет замену ФПГ другим предпринимательским объединением. Даже при отсутствии Закона о ФПГ не исключена возможность появления (создания) новых групп в условиях рыночной экономики. По нашему мнению, российская экономика еще не готова к использованию только рыночных регуляторов. Так, в промышленно развитых странах законодатель не стремится «зарегулировать» статус предпринимательских объединений и в целях поддержания свободы рыночных отношений старается придать правовым конструкциям гибкость и эластичность. Наш вариант совершенствования законодательства о ФПГ - это принятие закона о предпринимательских объединениях, в нем целесообразно поместить как правила общего порядка, так и нормы об отдельных видах объединений (холдингах, ФПГ, пупах, концернах и др.).

Теперь коротко рассмотрим основные признаки ФПГ.

1. ФПГ - совокупность юридических лиц, действующих как основное и дочерние общества либо полностью или частично объединивших свои материальные и нематериальные активы (система участия) на основе договора о создании такой группы в целях технологической или экономической интеграции для реализации соответствующих целей. ФПГ не является юридическим лицом и не может рассматриваться в качестве объединения юридических лиц в контексте ст. 121 ГК РФ. С точки зрения ст. 121 коммерческие и некоммерческие организации могут добровольно объединиться в ассоциации (союзы) этих организаций. Юридическими лицами являются участники финансово-промышленной группы, а также центральная компания ФПГ, образованная всеми ее участниками.

2. Финансово-промышленная группа - это организация в форме предпринимательского объединения, в состав которого входят юридические лица (обязательно наличие организаций, действующих в сфере производства товаров и услуг, а также банков или иных кредитных организаций), созданная участниками группы, как правило, на договорной основе либо по холдинговой модели путем объединения промышленного потенциала и финансового (банковского) капитала в целях защиты общих интересов, координации действий его участников, реализации инвестиционных и иных проектов и программ и проведения единой экономической политики, а также направленных на повышение конкурентоспособности и расширение рынков сбыта товаров и услуг, повышение эффективности производства, создание новых рабочих мест.

Спор о субъектном составе ФПГ будет схоластичен до тех пор, пока государство в лице компетентных органов четко не определит свою позицию в отношении этих особых субъектов предпринимательской деятельности: ФПГ - это либо «штучный товар», либо «товары массового производства». В первом случае субъектный состав ФПГ должен быть заметно ограничен. Участниками группы могут быть, на наш взгляд, только коммерческие организации. При таком подходе в составе ФПГ нет места некоммерческим организациям, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам (гражданам). Напротив, во втором случае ФПГ превращается в продукт широкого применения, в создании и деятельности которого могут принимать участие все, кто захотел.

3. До отмены Закона о ФПГ существовала обязательная регистрация финансово-промышленной группы по решению полномочного государственного органа. ФПГ приобретали статус группы с момента государственной регистрации. В настоящее время такая регистрация отменена.

4. В составе ФПГ ведущую роль играет центральная компания группы, учрежденная всеми участниками договора о создании финансово-промышленной группы или являющаяся по отношению к ним основным обществом и уполномоченным в силу закона или договора на ведение дел группы. Иначе говоря, центральная компания - это, как правило, материнская компания (основное хозяйственное общество).

Классификация финансово-промышленных групп . ФПГ можно подразделить на виды с учетом разных критериев.

В зависимости от способа их формирования можно выделить группы, созданные:

  1. по классической холдинговой модели;
  2. «системе участия» на договорной основе;
  3. смешанному принципу с использованием элементов холдинговой модели и «системы участия» на договорной основе.

ФПГ первого вида представляют собой предпринимательское образование, основанное на «системе участия», экономической субординации и корпоративном контроле. ФПГ второго вида есть добровольное договорное предпринимательское образование. Именно эта классификация имеет принципиальное значение для понимания правовой природы финансово-промышленных групп.

По характеру специализации и кооперации ФПГ можно классифицировать на вертикальные, горизонтальные и диверсифицированные группы. ФПГ вертикального типа представляют собой совокупность предприятий-участников, участвующих в выпуске одной и той же продукции, но на разных стадиях производства. Примером такой группы может служить ФПГ «Магнитогорская сталь». Для групп вертикального типа характерно наличие широких хозяйственных связей между участниками.

В горизонтальных ФПГ предприятия-участники осуществляют производство на одних и тех же стадиях или производят одну и ту же продукцию. Здесь уже нет тесных кооперационных связей в целях обеспечения производства конечной (готовой) продукции. Консолидирующим началом в этих ФПГ выступает выработка и реализация участниками группы согласованной маркетинговой политики, организация научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по фундаментальным направлениям обновления выпускаемой продукции и т. д.

Диверсифицированные ФПГ- это группы, в состав которых входят, с одной стороны, однопрофильные либо связанные между собой предприятия, с другой - предприятия, которые не взаимодействуют с другими участниками группы, а также между собой. Примером данного вида группы является ФПГ «Интеррос», включающая предприятия металлургии, химической промышленности, машиностроения, транспорта и др.

По процедуре создания выделяют: группы, созданные в добровольном порядке; группы, образованные по инициативе федеральных органов исполнительной власти либо соответствующих органов субъектов Федерации.

С учетом так называемого центра формирования ФПГ различают: группы, сформированные одной компанией, во главе которой могут быть промышленное предприятие, кредитно-инвестиционная организация, научно-исследовательский институт, торговая компания.

По признаку размещения и регистрации участников финансово-промышленные группы подразделяются на транснациональные, национальные (федеральные) и региональные.

Наряду с основными видами ФПГ в литературе выделяют: а) крупные, средние и малые ФПГ (в зависимости от размера и производственного потенциала) ФПГ де-юре и ФПГ де-факто. Первые группы зарегистрированы в установленном законом порядке, вторые - не зарегистрированы (неформальные ФПГ). Встречаются и другие виды ФПГ.

Итак, с точки зрения гражданского законодательства ФПГ не являются юридическими лицами, т. е. субъектами гражданского права. Однако это не исключает возможности рассматривать их в качестве субъектов предпринимательской деятельности, равно как субъектов других отраслей права (преимущественно публичного права). Участники ФПГ сохраняют свою юридическую самостоятельность при вхождении в группу.

ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННАЯ ГРУППА (ФПГ)

совокупность юридических лиц, действующих как основное и дочерние общества либо полностью или частично объединивших свои материальные и нематериальные активы (система участия) на основе договора о создании ФПГ в целях технологической или экономической интеграции для реализации инвестиционных и иных проектов и программ, направленных на повышение конкурентоспособности и расширение рынков сбыта товаров и услуг, повышение эффективности производства, создание новых рабочих мест.

Годом появления в РФ первых ФПГ следует считать 1994 г. - время широкомасштабной приватизации. Необходимость сохранения сложившихся хозяйственных связей,длительного объединения капиталов и трудовых ресурсов для ведения определенной деятельности пересилили тенденцию к формальному разделению организаций, ранее связанных

крышей одного производственного объединения или даже одного государственного предприятия.

5 декабря 1993г. Президент РФ подписал Указ № 2096 "О создании финансово-промышленных групп в Российской Федерации" (в настоящее время утратил силу), которым было утверждено Положение о ФПГ и порядке их создания. Согласно п. 1 и 2 Положения ФПГ признавалась зарегистрированная в соответствии с Положением группа предприятий, учреждений, организаций, кредитно-финансовых учреждений и инвестиционных институтов, объединение капиталов которых произведено в порядке и на условиях,предусмотренных Положением. Участниками ФПГ могли быть любые юридические лица, в том числе и иностранные. ФПГ могли создаваться: в добровольном порядке;

путем консолидации одним участником группы приобретаемых им пакетов акций других участников; по решению Совета Министров -Правительства РФ;

на основе межправительственных соглашений.

Именно с межправительственных соглашений началось создание и деятельность ФПГ. 28 марта 1994г. в Москве было подписано Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Казахстан об основных принципах создания росс.-казахстанских ФПГ; 9 сентября 1994 г. в г. Алма-Аты - Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Казахстан о создании межгосударственной ФПГ и т.д.

Формирование ФПГ в добровольном порядке или в порядке консолидации пакетов акций производилось путем: учреждения участниками группы АО открытого типа в порядке, предусмотренном законодательством РФ; передачи участниками группы находящихся в их собственности пакетов акций входящих в группу предприятий и финансово-кредитных учреждений в доверительное управление одному из участников группы; приобретения одним из участников группы пакетов акций других предприятий, а также учреждений и организаций, становящихся участниками группы.

Советом Министров - Правительством РФ с учетом антимонопольного законодательства РФ определялась величина пакетов акций, передача в доверительное управление или приобретение которых вели к формированию ФПГ.

Использование в наименовании предприятия, учреждения, организации словосочетания "ФПГ" допускалось только в случаях, когда статус этой группы был подтвержден соответствующей записью в Реестре ФПГ РФ.

Отличительной особенностью данного этапа создания ФПГ явилась возможность внесения экспертного элемента в уведомительный порядок их создания. Несмотря на то что ФПГ являлась по своей природе обычным объединением юридических лиц, возможность создания таковых могла быть поставлена в зависимость от положительного заключения межведомственной экспертной группы, создаваемой Минэкономики РФ, Минфином РФ и ГАК.

ФПГ согласно ФЗ РФ от 30 ноября 1995 г. № 190-ФЗ "О финансово-промышленных группах" могут создаваться только двумя способами - либо приобретением акций (долей) друг друга в таком соотношении, которое приводит к возникновению системы отношений между основными и дочерними обществами, либо созданием особого АО (центральной компании) для руководства ФПГ. В первом случае участниками ФПГ являются основные и дочерние компании, во втором - АО и его учредители. Центральная компания создается и регистрируется до создания ФПГ в общем порядке.

В состав ФПГ могут входить коммерческие и некоммерческие организации, в том числе и иностранные, за исключением общественных и религиозных организаций (объединений); Однако участие юридического лица более чем в одной ФПГ не допускается. Среди участников ФПГ обязательно наличие организаций, действующих в сфере производства товаров и услуг, а также банков или иных кредитных организаций. Дочерние хозяйственные общества и предприятия могут входить в состав ФПГ только вместе со своим основным обществом (унитарным предприятием-учредителем). Участниками ФПГ могут быть инвестиционные институты,негосударственные пенсионные и иные фонды, страховые организации, участие которых обусловлено их ролью в обеспечении инвестиционного процесса в ФПГ.

Совокупность юридических лиц, образующих ФПГ, приобретает статус таковой по решению Минпрома о ее государственной регистрации. Для государственной регистрации центральная компания ФПГ (а при создании ФПГ путем взаимного участия - участники ФПГ) представляет в полномочный государственный орган следующие документы:

заявку на создание ФПГ; договор о создании ФПГ (за исключением ФПГ, образуемых основным и дочерними обществами); нотариально заверенные копии свидетельства о регистрации, учредительных документов, копии реестров акционеров (для АО) каждого из участников, включая центральную компанию ФПГ;

организационный проект: нотариально заверенные и легализованные учредительные документы иностранных участников; заключение МАП. Правительством РФ могут быть установлены дополнительные требования по составу представляемых документов. Решение о государственной регистрации ФПГ принимается на основе экспертизы представленных документов.

Договор о создании ФПГ должен определять: наименование ФПГ; порядок и условия учреждения центральной компании ФПГ; порядок образования, объем полномочий и другие условия деятельности совета управляющих; порядок внесения изменений в состав участников ФПГ; объем, порядок и условия объединения активов; цель объединения участников; срок действия договора. Другие условия устанавливаются участниками исходя из целей и задач ФПГ и соответствия законодательству РФ.

Организационный проект ФПГ - пакет документов, представленный центральной компанией в полномочный государственный орган и содержащий необходимые сведения о целях и задачах, инвестиционных и других проектах и программах, предполагаемых экономическом, социальном и других результатах деятельности ФПГ, а также иные сведения, необходимые для принятия решения о регистрации.

Государственный реестр ФПГ - единый банк данных, содержащий необходимые сведения о государственной регистрации ФПГ. Состав сведений и структура реестра определяются Правительством РФ.

Управление и ведение дел ФПГ осуществляются либо Советом управляющих (при создании ФПГ системой участия), либо центральной компанией. Совет управляющих состоит из представителей всех участников ФПГ. Направление представителя в состав совета осуществляется по решению компетентного органа управления участника ФПГ. Компетенция совета управляющих устанавливается договором о создании ФПГ.

Центральная компания ФПГ принимает решения по вопросам своей компетенции в порядке,установленном законодательством об акционерных обществах.

Участники ФПГ, занятые в сфере производства товаров,услуг, могут быть признаны консолидированной группой налогоплательщиков; они также могут вести сводные (консолидированные) учет, отчетность и баланс ФПГ; по обязательствам центральной компании, возникшим в результате участия в деятельности ФПГ. ее участники несут солидарную ответственность.

ФПГ вправе рассчитывать на государственную поддержку их деятельности по решению Правительства РФ, и именно на: а) зачет задолженности участника ФПГ. акции которого реализуются на инвестиционных конкурсах (торгах), в объем предусмотренных условиями инвестиционных конкурсов (торгов) инвестиций для покупателя - центральной компании той же ФПГ; б) предоставление участникам ФПГ права самостоятельно определять сроки амортизации оборудования и накопления амортизационных отчислений с направлением полученных средств на деятельность ФПГ;

в) передачу в доверительное управление центральной компании ФПГ временно закрепленных за государством пакетов акций участников этой ФПГ: г) предоставление гарантий для привлечения различного рода инвестиций; д) предоставление инвестиционных кредитов и иной финансовой поддержки для реализации проектов ФПГ. Органы государственной власти субъектов РФ вправе в пределах своей компетенции предоставлять дополнительные льготы и гарантии ФПГ. ЦБ могут быть предоставлены банкам - участникам ФПГ, осуществляющим в ней инвестиционную деятельность, льготы, предусматривающие снижение норм обязательного резервирования, изменение других нормативов в целях повышения их инвестиционной активности.

ФПГ считается ликвидированной с момента прекращения действия свидетельства о регистрации и исключения ее из реестра. ФПГ ликвидируется в случаях: принятия всеми участниками ФПГ решения о прекращении ее деятельности; вступления в законную силу решения суда о признании недействительным договора о создании ФПГ; установленного вступившим в законную силу решением суда нарушения законодательства РФ при создании ФПГ; истечения срока действия договора о создании ФПГ. если он не продлен участниками ФПГ: принятия Правительством РФ решения о прекращении действия свидетельства о регистрации ФПГ в связи с несоответствием ее деятельности условиям договора о ее создании и организационного проекта.

Обязательства участников ФПГ по исполнению договора о создании ФПГ в случае ее ликвидации действуют, поскольку это не противоречит ФЗ и ГК РФ. Белов В. А.


Энциклопедия юриста . 2005 .

Смотреть что такое "ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННАЯ ГРУППА" в других словарях:

    Совокупность юридических лиц, действующих как основное и дочерние общества либо полностью или частично объединивших свои материальные и нематериальные активы на основе договора о создании финансово промышленной группы в целях технологической или… … Финансовый словарь

    Финансово-промышленная группа - (англ. financial and industrial group) в РФ совокупность юридических лиц, действующих как основное и дочерние общества либо полностью или частично объединивших свои материальные и нематериальные активы (система участия) на основе договора о… … Энциклопедия права

    См. Группа финансово промышленная Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

    См. ГРУППА ФИНАНСОВО ПРОМЫШЛЕННАЯ. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б.. Современный экономический словарь. 2 е изд., испр. М.: ИНФРА М. 479 с.. 1999 … Экономический словарь

    Финансово-промышленная группа - совокупность юридических лиц, действующих как основное и дочерние общества либо полностью или частично объединивших свои материальные и нематериальные активы (система участия) на основе договора о создании финансово промышленной группы в целях… … Официальная терминология

    Юридический словарь - в соответствии со ст. 2 Закона от 4 июня 1999 г. О финансово промышленных группах финансово промышленной группой считается объединение юридических лиц (участников группы), осуществляющих хозяйственную деятельность на основе договора о создании… … Юридический словарь современного гражданского права

    финансово-промышленная группа - (ФПГ) по законодательству РФ совокупность юридических лиц, действующих как основное и дочерние общества либо полностью или частично объединивших свои материальные и нематериальные активы (система участия) на основе договора о создании ФПГ (ФЗ О… … Большой юридический словарь

    Финансово-промышленная группа - совокупность юридических лиц, действующих как основное и дочерние общества либо полностью или частично объединивших свои материальные и нематериальные активы (система участия) на основе договора о создании финансово промышленной группы в целях … Административное право. Словарь-справочник аудиокнига


И (система участия) на основе договора. Финансово-промышленные группы создаются в целях технологической или для реализации и иных проектов и программ, направленных на повышение конкурентоспособности и расширение рынков сбыта товаров и услуг, повышение эффективности производства, создание новых рабочих мест.

В индустриально развитых странах финансово-промышленные группы стали организовываться на рубеже XIX и XX вв. в результате процессов сращивания производственного (промышленного, транспортного, торгового) и банковского капитала. Для большинства стран становление и развитие финансово-промышленных групп осуществлялось эволюционным путем и привело к превращению финансово-промышленных групп в ведущее звено мировой экономической системы. В бывшем СССР при высоком уровне концентрации промышленности банковская система страны, отличавшаяся централизованным построением, не создавала условий для интеграции промышленного и банковского капитала, характерной для развитой рыночной экономики. С началом рыночных реформ на постсоветском пространстве возник вопрос о необходимости организации форсированного процесса формирования финансово-промышленных групп.

Исторические прецеденты в разрешении подобных проблем были: после 2-й мировой войны финансово-промышленные группы в сжатые сроки создавались в Японии и Южной Корее, причем для их становления в этих странах имели большое значение государственная поддержка и участие.

Основные принципы создания финансово-промышленных групп:

  • индивидуальный характер проекта формирования каждой финансово-промышленной группы на основе единой нормативно-правовой базы;
  • многообразие путей формирования (включая добровольность вхождения участников в состав финансово-промышленной группы, разнообразие форм консолидации пакетов акций и возможность формирования финансово-промышленных групп из числа казенных предприятий);
  • использование различных форм интеграции финансового, промышленного и торгового капитала на основе взаимной заинтересованности в результатах совместной деятельности в качестве определяющего условия формирования;
  • первоочередное создание финансово-промышленной группы на базе технологически и кооперационно связанных промышленных предприятий, выпускающих сложную наукоемкую продукцию, обеспеченную платежеспособным спросом и конкурентоспособную на внешнем и внутреннем рынках, а также товары для государственных нужд;
  • целесообразное образование ряда (как правило, не менее трех) финансово-промышленных групп на одном отраслевом (или региональном) товарном рынке или наличие на нем конкурентов по соответствующим видам продукции;
  • государственное содействие и поддержка создания и функционирования финансово-промышленных групп, инвестиционные проекты и программы которых отвечают целям и приоритетам социально-экономической политики (формы государственной поддержки финансово-промышленных групп с учетом, как общей экономической ситуации, так и специфики деятельности конкретной финансово-промышленной группы определяются на основе договора о партнерстве и взаимных обязательствах между финансово-промышленной группой и государственным органом исполнительной власти);
  • использование при формировании финансово-промышленных групп как рыночных, так и внерыночных способов консолидации пакетов акций, принадлежащих государству (применение внерыночных способов допускается с целью сохранения государственного контроля за соответствующими производствами);
  • возможность создания межгосударственных финансово-промышленных групп с учетом направленности сложившихся и проектируемых договорных отношений и особенностей целевых товарных рынков;
  • создание на основе финансово-промышленных групп новых инвестиционных механизмов развития промышленного производства, обеспечивающих и снижение нагрузки на ;
  • социально-экономическая обоснованность проектов создания финансово-промышленных групп, подтверждаемая экспертизой.

Состав участников и организационно-правовые формы финансово-промышленных групп могут быть разнообразными с учетом этапов полного цикла воспроизводства, финансового и научно-производственного потенциала предприятий, их роли в овладении конкретными сегментами рынка. Основные варианты состоят в объединении участников финансово-промышленных групп вокруг: промышленного предприятия, научно-исследовательской или конструкторской организации, коммерческого банка, торговой фирмы.

Финансово-промышленные группы могут различаться:

  • по формам производственной интеграции (вертикальная, горизонтальная, );
  • по отраслевой принадлежности (межотраслевые, отраслевые);
  • по масштабам деятельности (международные, государственные, региональные);
  • по степени диверсификации (многопрофильные, монопрофильные).

Формирование финансово-промышленных групп в добровольном порядке может производиться в форме учреждения участниками финансово-промышленных групп открытого типа, на которое по договору между участниками возлагаются функции головной компании. Эти функции может выполнять и один из участников финансово-промышленных групп, получающий контроль над остальными участниками.

При объединении юридических лиц в финансово-промышленные группы ее участники делегируют на договорной основе вопросы принятия решений, распоряжения собственностью и доходами, что ведет во многих случаях к подчинению интересов участников интересам объединения.

Финансово-промышленная группа не является юридическим лицом.

Участниками финансово-промышленной группы являются юридические лица, осуществляющие любые виды хозяйственной деятельности, не запрещенные законодательством, и производящие товары (работы, услуги), а также банки и (или) небанковские кредитно-финансовые организации. Участниками финансово-промышленной группы могут быть иные организации, участие которых в соответствии с законодательством обусловлено их ролью в обеспечении инвестиционного процесса в финансово-промышленной группе. Участниками финансово-промышленной группы признаются юридические лица любых организационно-правовых форм и форм собственности — резиденты и нерезиденты, подписавшие договор о создании финансово-промышленной группы, и учрежденная ими центральная компания. Участники финансово-промышленной группы для координации своей хозяйственной деятельности и ведения дел учреждают центральную компанию, являющуюся юридическим лицом, либо с согласия всех участников финансово-промышленной группы наделяют полномочиями по координации их хозяйственной деятельности и ведению дел финансово-промышленной группы одного из участников этой финансово-промышленной группы. В этом случае головное предприятие, кроме своей деятельности как субъекта хозяйствования, обладает полномочиями центральной компании.

Участие юридического лица более чем в одной финансово-промышленной группе не допускается.

Дочерние предприятия могут входить в состав финансово-промышленной группы только в случае, если их предприятие-учредитель является участником данной финансово-промышленной группы.

Финансово-промышленные группы (ФПГ) - объединения промышленных предприятий с финансовыми учреждениями на основе установленных между ними отношений экономического и финансового взаимодействия. Наиболее важным видом финансово-промышленных групп является концерн - объединение нескольких торгово-промышленных предприятий под общим финансовым руководством.

Задачи :

    активизация преобразований в экономике;

    улучшение инвестиционной ситуации;

    развитие конкурентоспособности отечественных товаров.

Государство законодательно определяет общие нормы и правила хозяйствования, обеспечивает правовую основу выполнения хозяйственного законодательства, поддерживает эффективную конкуренцию, устанавливая меры против монополизации рынка, оказывает поддержку национальным производителям.

Основной целью создания финансово-промышленных групп является технологическая или экономическая интеграция для реализации инвестиционных проектов и программ, направленных на повышение эффективности производства, создание новых рабочих мест, рост конкурентоспособности и расширение рынков сбыта товаров и услуг.

Недостатками действующих ФПГ как формы интеграции предприятий служит характерное для России доминирование инсайдерского контроля на предприятиях, слабая структура собственности и корпоративного управления, незначительная роль централизованного принятия решений, и как следствие – относительная слабость процессов интеграции.

Возможны три пути объединения предприятий:

1. На добровольной основе- с юридическим оформлением или без оформления учредительных документов;

2. Путем консолидации одним участником группы (это может быть как предприятие, так и банк) приобретаемых им пакетов акций других участников.

3. Административным путем – создание объединений по решению Правительства РФ, региональных властей, либо на основе межправительственных соглашений.

Финансово-промышленные группы можно классифицировать следующим образом, исходя из того, чего именно хотят учредители ФПГ:

1. Первый вид ФПГ может формироваться по инициативе финансовых институтов, заинтересованных в надежном и достаточно прибыльном вложении средств.

ФПГ этого вида отличаются широким разнообразием входящих в них предприятий, которые могут быть совершенно не связанными друг с другом ни по производственной кооперации, ни по другим хозяйственным интересам. Этот вид ФПГ возникает в результате диверсификации капитала финансово-кредитных учреждений, повышающей его надежность в изменчивой конъюнктуре рынка.

2. Второй вид ФПГ может возникнуть при необходимости обеспечить производственно-техническое развитие группы промышленных предприятий и научно-исследовательских организаций, имеющих общие интересы в технологическом взаимодействии по созданию определенной продукции и освоению новых технологий.

Организаторами этой формы ФПГ выступают промышленные предприятия, но они нуждаются в инвестициях, которыми располагают банки, страховые и инвестиционные компании.

Так как финансово-кредитные институты особо не желают финансировать промышленность, промышленные предприятия вынуждены создавать свои банки.

3. Этот вид ФПГ призван содействовать формированию государственного сектора в экономике. Зародыши таких ФПГ уже созданы в форме холдинговых компаний. Чтобы превратить их в ФПГ, нужно ввести в их состав крупное финансово-кредитное учреждение.

4. Этот вид предусмотрено создавать на основе межправительственных соглашений.

Эти ФПГ обладают двумя особенностями:

Создаются с участием иностранного капитала, привлекаемого межправительственными соглашениями в различных формах,

Перечень российских участников ФПГ определяется Правительством РФ из числа предприятий с долей государственной собственности в их капитале не менее 25%.

Также следует выделить официальные и неформальные ФПГ. Большинство промышленных ФПГ официально зарегистрированы, в то время как большинство банковских ФПГ являются неформальными.

Крупнейшими ФПГ в России являются : Альфа-Групп, Базовый элемент, Скоростной флот, Интеррос, Росстрой, Нафта-Москва, Ренова, Северсталь-групп, Система (группа), Газпром.

За рубежом - крупнейшая компания по выпуску катализаторов «Грейс» (США), « Коноко-Филлипс», Аравийская компания « Арамко» (компания по добыче нефти), нефтехимический комплекс « САБИК».

Финансово-промышленные группы Японии

Финансово-промышленные группы Японии не имеют юридически оформленной организации и единого официального органа контроля (что выводит их из сферы действия антимонопольного законодательства). Координация деятельности группы осуществляется на основе совещаний президентов входящих в них корпораций и банков. На этих совещаниях принимаются решения о политике группы в области цен, инвестиций и развития производства, взаимоотношений с другими группами и корпорациями, государственными органами и политическими партиями. Важная интегрирующая роль в финансово-промышленных группах принадлежит универсальным торговым компаниям. К их прежним функциям - поставщиков сырья и организаторов сбыта продукции компаний группы, в т. ч. и за рубежом, - в последнее время прибавился и ряд новых, прежде всего предоставление всевозможной информации и услуг маркетинга. В Японии существует 6 основных финансово-промышленных групп. Три основные финансово-промышленные группы - "Мицубиси", "Мицуи" и "Сумитомо". В центре каждой из них стоит мощный коммерческий банк. Группа "Мицубиси" имеет в своем составе корпорации практически всех отраслей, но особо прочные позиции занимает в производстве оборудования и строительстве атомно-энергетических объектов, в аэрокосмической промышленности, производстве военной техники, оборудования для добывающей промышленности, электромашиностроении. Для них также характерны более низкая степень взаимного держания акций и меньшая доля внутригруппового оборота в общем объеме операций входящих в эти группы компаний. В отраслевом составе последних относительно высока доля фирм, действующих в высокотехнологичных наукоемких производствах.

Финансово-промышленные объединения континентальной Европы

Общее число финансово-промышленных групп в Федеративной Республики Германии на сегодняшний день, имеющих общехозяйственное значение, не достигает десяти. Во главе трех ведущих ФПГ, стоят крупнейшие национальные банки: "Дойче Банк" (Deutsche Bank AG), "Дрезднер Банк" (Dresdner Bank AG) и "Коммерц Банк" (Сommerzbank AG). На них приходится, соответственно, 1/3, 1/4 и 1/8 акционерного капитала страны.

Ядро ФПГ, созданных на основе данных банков, образуют несколько (от 3-5 до 10) банковских, промышленных, торговых, страховых и транспортных монополий, нередко проникающих и в другие сферы хозяйства.

Коммерческие банки, являющиеся бесспорным центром группы, представляют собой универсальные кредитно-финансовые комплексы совмещающие кредитно-расчетную деятельность с широким набором услуг.

Производственная деятельность промышленных концернов, в основном, охватывает одну определенную отрасль или подотрасль экономики, где развито крупное и массовое производство на основе применения высоких технологий. Исключения составляют концерн Siemens, который распространяет свою деятельность на всю электротехническую промышленность, и концерн Thissen - сталелитейную.

В свою очередь, вокруг относительно устойчивого ядра группируется множество крупных и средних компаний, образующих довольно аморфную по сравнению с ядром периферию. В среднем, головные холдинги группы владеют акциями и контролируют деятельность около 150 компаний.

Кроме трех крупнейших ФПГ Германии, во главе которых находятся ведущие банки страны, существуют и такие ФПГ, где банковский капитал имеет несколько равных по силе и значению представителей, а цементирующим звеном является промышленное объединение (концерн).

Во Франции наибольшее распространение получили финансово-промышленные объединения, созданные вокруг крупнейших производственных комплексов (например, "Эльф-Акитен" (ELF Aquitane), "Компани франсэз де петроль" (нефтехимическая промышленность); "Компани женераль электрисите" (электроника и электротехника) и т.д.).

Наряду с промышленными группами во Франции получили распространение и торговые. Крупные торговые компании ("Кора", "Интермарше", "Ошан") стояли у истоков, а впоследствии и контролировали ряд банков ("Банк аккорд", "Банк шабриер"), распространяющих свое влияние на некоторые сектора французской экономики.

Характерной особенностью финансово-промышленных групп Швеции является преобладание промышленных объединений, связанных с семьями крупных шведских бизнесменов и финансистов. В целом, данные ФПГ демонстрируют характеристики, близкие финансово-производственным объединениям Германии. Так же как и в германских группах, в них широкое распространение получило перекрестное владение акциями, доходящее до 25%.

В экономике Италии главенствующее положение занимают банковские финансово-промышленные группы. Прежде всего, это связано с тем, что привлечение капитала посредством выпуска дополнительных эмиссий акций промышленными предприятиями не привело к ожидаемым результатам. Поэтому итальянские концерны, в целях увеличения капиталовложений, были вынуждены прибегнуть к использованию банковского кредита, в свою очередь, все больше и больше попадая в зависимость от кредитующих их банков.

Помимо частных компаний, в странах Западной Европы достаточное распространение получили государственные концерны, составляющие основу государственных финансово- промышленных объединений.

Все государственные холдинговые компании финансируются государством, освобождены от выплаты процентов по полученным капиталам, имеют право выпускать гарантируемые государством облигации, при этом 65% годовой прибыли переводится государственному казначейству. Им предоставлена большая самостоятельность в разработке своей собственной рыночной стратегии.

Примерами таких структур, занимающихся управлением государственным имуществом, действуют и в других странах могут служить Национальный институт промышленности (ИНИ) в Испании - крупнейший государственных холдинг в Западной Европе, образованный в 1941 г. по личной инициативе Франко. Во Франции - это "Рено" (Национальное управление заводов "Рено").

Финансово-промышленные группы в российской экономике

К 2006 г. официальный Реестр финансово-промышленных групп включал в себя 75 ФПГ, объединяющих в общей сложности 1212 предприятий, на которых было занято 3,33 млн. человек. Помимо официально зарегистрированных групп, возникло также значительное число неформальных ФПГ.

Отрицательная сторона деятельности крупных финансово-промышленных групп в переходной экономике заключается в том, что они могут блокировать деятельность входящих в них предприятий по определенных направлениям. Вследствие этого данные предприятия могут оказаться менее приспособленными к быстрым изменениям внешней среды, чем независимые малые и средние предприятия.

С деятельностью ФПГ связан также блокирующий эффект иного рода. История развития универсальных банков в Германии, Японии и Корее показывает, что после установления связей между финансовыми и промышленными компаниями экономика может оказаться в жестких границах подобной системы, в результате чего становится невозможным развитие финансовых рынков по англо-саксонской модели. Все кредитные ресурсы в экономике распределяются между этими группами, в то время как не входящие в них малые фирмы сталкиваются с жесткими финансовыми ограничениями.

Большинство промышленных ФПГ официально зарегистрированы, в то время как большинство банковских ФПГ являются неформальными (двумя важными исключениями являются группа “Роспром”, возглавляемая банком “Менатеп”, и группа “Интеррос”, возглавляемая ОНЭКСИМ-банком). Промышленные ФПГ обычно формировались на основании хозяйственных связей, существовавших в социалистической экономике. Их учредителями, как правило, выступали бывшие советские промышленные министерства или крупные промышленные компании. В обоих случаях компании, входящие в ФПГ, могут интегрироваться по вертикальному или горизонтальному принципу.

Неформальные ФПГ формировались вокруг крупных банков и постепенно все в большей степени диверсифицировали свою деятельность. Изначально они концентрировали свои усилия в определенных отраслях (к примеру, Инкомбанк уделял основное внимание пищевой промышленности, Альфа-Банк - строительству и пищевой промышленности). Однако на втором этапе приватизации (в ходе проведения так называемых залоговых аукционов) банки заключали выгодные сделки вне зависимости от того, контролировали ли они ранее предприятия в соответствующих отраслях (в частности, все крупные финансово-промышленные группы приобрели нефтяные компании).

Официально зарегистрированные и неформальные ФПГ различаются по степени интеграции. Интеграция в неформальных группах основана на перекрестном участии в собственности, в то время как координация деятельности членов официально зарегистрированных групп осуществляется посредством долгосрочных контрактов. Таким образом, интеграция в официально зарегистрированных группах является менее глубокой. Вместо взаимного обмена акциями члены официально зарегистрированных финансово-промышленных групп заключают соглашения о сотрудничестве, которые помогают им координировать свою деятельность и обеспечивают заинтересованность в результатах хозяйственной деятельности друг друга.

Однако можно отметить четко выраженную эволюцию отношений между компаниями, которые являются членами официально зарегистрированных групп, в сторону перекрестного участия в собственности. Данный факт подтверждает идею о том, что официально зарегистрированные ФПГ представляют собой промежуточную стадию формирования структуры собственности в российской экономике.

Таким образом, совокупность независимых компаний и компаний - членов неформальных ФПГ может в целом вести себя почти так же, как совокупность компаний - членов ФПГ.

На базе информации о структуре собственности разделим неформальные ФПГ на три категории:

Банковские группы (где центральная роль в осуществлении интеграции принадлежит крупнейшим российским банкам);

Промышленные группы, или структуры холдингового типа;

Группы, координируемые региональными администрациями.