"Прямоугольники" обычно не понимают собственных желаний, у них нет четких ориентиров, то есть они находятся на "распутье", не зная, куда двигаться дальше. Они нередко нервозны, склонны к частой смене настроений, совершению непоследовательных поступков и принятию импульсивных решений.

Люди этого склада не уверены в себе, обладают низкой самооценкой и часто испытывают дефицит общения. Но это не значит, что они никчемны: "прямоугольники" открыты для всего нового, они стремятся к саморазвитию, много читают, работают над собой, пытаясь изменить себя и свою жизнь.

Для выбравших круг основную ценность представляют другие люди и общение с ними. "Круги" контактны, доброжелательны, доверчивы и в любом конфликте, как правило, занимают позицию миротворца. Для них очень много значит мнение окружающих. Так как у людей-"кругов" развито эмоциональное , они умеют сочувствовать и нередко превращаются в "жилетки" для друзей и знакомых. Но также они прекрасно чувствуют ложь.

Правда, боязнь "острых углов" приводит к тому, что "круги" редко совершают решительные поступки. Как правило, они стремятся уходить от ответственности, перекладывая ее на других. Люди-круги не любят портить отношения, они скорее дадут неопределенный ответ или обещание, чем открыто скажут "нет".

Не так уж много людей, которые выбирают в качестве наиболее предпочтительной геометрической фигуры зигзаг . "Зигзагов" отличают импульсивность, изменчивость, непостоянство во взглядах. Зато среди них больше всего креативных личностей, генераторов идей. Они могут мыслить не словами, а образами, и основывать свои суждения и решения на интуиции, а не логике. Как все идеалисты, "зигзаги" бывают наивны и непрактичны, хотя порой окружающие страдают от их острого языка.

Свои идеи люди-зигзаги нередко отдают на откуп кому-то другому, так как сами не в состоянии довести дело до конца. Они не слишком организованны, любят свободу и независимость. Для них мало значения имеют условности. А еще они обожают лесть. Кроме того, "зигзаги" интересуются сексом. Вы уже догадались, что к этой категории принадлежит большая часть богемы.

Вы можете также "расставить" различные фигуры в порядке убывания предпочтений, так как у всех нас могут иметься отдельные черты других психотипов. А с представителями той категории, которую мы поставили на последнее место, нам сложнее всего отыскать общий язык.

Тест: психологическая геометрия

Всегда бывает крайне интересно узнать о себе что-то новенькое, что-то особенное и, тем более, приятное. Не менее интересно в одночасье понять основные черты характера близкого человека, или не очень близкого, но все равно интересно... Отчасти этим объясняется повальный интерес к психологии в последние годы. А психология, в свою очередь, охотно делиться с самыми широкими массами своими открытиями и научными разработками в области психодиагностики.

Тест, который я хочу предложить вам сегодня разработан специалистами, специализирующимися на новом и крайне модном сейчас направлении в психологии психогеометрии. Разумеется, читателю предлагается упрощенный его вариант, потому что, на самом деле, тест этот очень серьезный и трудоемкий при обработке результатов, требует психологической подготовки. Но и этот, упрощенный, вариант, по-моему, крайне интересен. Во всяком случае, у вас есть возможность проверить.

Нарисуйте на четырех небольших листках бумаги четыре фигуры (рисовать лучше фломастером или карандашом одного цвета): круг, треугольник, зигзаг и квадрат. Следите, чтобы фигуры были одинакового размера и прорисованы линиями одной толщины. Теперь перемешайте рисунки и предложите тому, чей характер хотите узнать поближе, разложить эти геометрические фигуры в порядке предпочтения. То есть надо выложить листки с рисунками в одну линию: на первое место положить ту фигуру, которая почему-то вызывает большую симпатию по сравнению с другими, на второе место ту, которая тоже нравиться, но поменьше, и так далее. На последнее место, таким образом, попадает фигура, которая нравиться меньше всего. И совершенно не важно: почему именно, важно только то, какая фигура оказалась на первом месте. Ну а теперь займемся диагностикой.

Если на первом месте стоит квадрат, то перед вами прежде всего неутомимый труженик. Трудолюбие, усердие, почти маниакальная потребность доводить любое начатое дело до конца, упорство, позволяющее добиваться завершения работы вот, чем прежде всего знамениты истинные Квадраты. Выносливость, терпение и методичность обычно делают Квадрата высококлассным специалистом в своей области. Добавьте к этому постоянную потребность к получению новой информации. Причем, все поступающие сведения тут же систематизируются и раскладываются по полочкам. Квадраты заслуженно слывут эрудитами, по крайней мере в своей области. Вообще мыслительный анализ сильная сторона Квадрата. Они чрезвычайно внимательны к деталям, подробностям, что иногда все же мешает им видеть картину в целом. А самое главное: Квадраты самые настоящие педанты. Им очень важно, чтобы все лежало на своих привычных местах, а события проистекали по раз и навсегда установленному сценарию. Любое отступление от этого сценария способно надолго выбить Квадрата из колеи, заставить его растеряться, сделать беспомощным. Аккуратность, порядок соблюдения правил приличия могут развиться до парализующей крайности. И когда приходит время принимать решение, особенно связанное с риском, с возможностью потери статуса, Квадраты вольно или невольно затягивают его принятие. Кроме того рациональность, эмоциональная сухость и холодность мешают квадратам быстро устанавливать контакты с разными лицами. Этот человек вряд ли будет подолгу восхищаться прелестной формой цветка или красивой мелодией: эстетическая сторона этой жизни не его конек. И даже если вам показалось, что лицо Квадрата приняло в этот момент мечтательное, неземное выражение, то, будьте уверены, что в его голове в этот момент просто прокручивается рабочий план на завтрашний день во всех деталях.

На первое место ваш визави поставил фигуру треугольника? Эта форма символизирует лидерство. И многие Треугольники ощущают в этом свое предназначение. Самая характерная особенность истинного Треугольника способность концентрироваться на главной цели. Треугольники энергичные, неудержимые, сильные личности, которые ставят ясные цели и, как правило, достигают их. Треугольник это очень уверенный в себе человек, который привык быть правым во всем. Сильная потребность управлять положением дел и быть первым, решать не только за себя, но и по возможности, за других, делают Треугольник личностью, постоянно соперничающей, конкурирующей с другими. Доминирующая установка в любом деле это установка на победу, выигрыш, успех. Он часто рискует, бывает нетерпелив и нетерпим к тем, кто колеблется в принятии решения или не готов следовать за нам. Для Треугольника очень травматично оказаться неправым в чем-то, признать свои ошибки, тем более публично. Если делом чести для Квадрата является достижение высшего качества выполняемой работы, то Треугольник стремиться достичь высокого положения, приобрести высокий статус или, иначе говоря, сделать карьеру. Главное отрицательное качество Треугольников сильный эгоцентризм, направленность на себя. Они заставляют все и всех вращаться вокруг себя, без них жизнь потеряла бы свою остроту. Треугольники на пути к вершинам власти не проявляют особой щепетильности в отношении моральных норм и могут идти к своей цели по головам других. Но это, впрочем, характерно для зарвавшихся Треугольников, которых никто вовремя не остановил.

Круг это мифологический символ гармонии. Тот, кто уверенно выбирает его, искренне заинтересован прежде всего в хороших и теплых межличностных отношениях Высшая ценность для круга люди и их благополучие. Круг чаще всего служит тем клеем, который скрепляет и рабочий коллектив и семью, то есть приносит гармонию, тепло, любовь. Это про таких людей, наверное, говорят солнышко взошло. Они обладают высокой чувствительностью, способностью сопереживать, сочувствовать, эмоционально отзываться на переживания другого человека. Естественно, что люди тянуться к Кругам. Круги великолепно читают людей и в одну минуту способны распознать притворщика, обманщика. Они пытаются сохранить мир и ради этого иногда избегают занимать твердую позицию и принимать решения, не поддержанные большинством. Для круга нет ничего более тяжелого, чем вступать в межличностный конфликт. Он счастлив, когда люди ладят друг с другом, поэтому, когда у Круга возникает с кем-то конфликт, наиболее вероятно, что именно он уступит первым. Круги не отличаются решительностью, слабы во всякого рода интригах и часто не могут подать себя должным образом приукрасив. Все это ведет к тому, что над Кругами часто берут верх более сильные личности, например, Треугольники. Круги не слишком беспокоятся о том, в чьих руках будет находиться власть, лишь бы все были довольны и царил мир. Однако, в одном Круги проявляют завидную твердость: это касается нарушений вопросов морали или справедливости. Главная черта их стиля мышления ориентация на субъективный, человеческий фактор любой проблемы и стремление найти общее даже в противоположных точках зрения. Все это и умение чувствовать людей в малейших нюансах делает Кругов прирожденными психологами.

Зигзаг символизирует креативность и творчество. Доминирующим стилем мышления Зигзага является синтетический стиль: комбинирование абсолютно различных, несходных идей, создание на этой основе чего-то нового и оригинального. Это стихия Зигзагов. Кстати, как показывает опыт тестирования, фигуру зигзага выбирает примерно один человек из пятидесяти. В отличие от Кругов Зигзаги вовсе не заинтересованы в консенсусе и добиваются договоренности не путем уступок, а заострением конфликта идей и построением новой концепции, в которой этот конфликт получает свое разрешение, то есть снимается. Используя свое природное остроумие, они могут быть весьма язвительными, открывая глаза другим на возможность нового решения. Зигзаги просто не могут трудиться в хорошо структурированных и контролируемых ситуациях. Их раздражают четкая иерархия и инструкции, строго фиксированные обязанности и способы работы. Им необходимо иметь большое разнообразие и высокий уровень стимуляции (одобрения окружающих) на рабочем месте. Если вы хотите получить от работы Зигзага максимальную прибыль, то дайте ему максимум независимости на рабочем месте и он удивит вас, оживет и начнет выполнять свое основное назначение генерировать новые идеи и методы работы. Зигзаги стремлены в будущее и больше интересуются возможностью, чем действительностью. Мир идей для них так же реален, как для остальных мир вещей. Зигзаги неутомимые проповедники своих идей и способны мотивировать всех вокруг себя. Однако, им не хватает дипломатии: они несдержаны, очень экспрессивны, что наряду с их эксцентричностью часто мешает им проводить свои идеи в жизнь. К тому же Зигзаги не сильны в проработке конкретных деталей (им это скучно) и не слишком настойчивы в доведении дела до конца, так как с утратой новизны теряется и интерес к идее.

На первый взгляд это тестирование выглядит очень просто и доступно каждому. Но в этом-то его уникальность: при кажущейся простоте точность получаемой психологической характеристики личности поразительна! Кроме того, можно выявить не только самые важные черты человека, но и те, что у него находятся в меньшинстве для этого достаточно посмотреть, какую фигуру испытуемый поставил на последнее место.

Настроение: Игра во фризби
Моя музыка: 190 ударов в минуту

Когда мы воспитываем и образовываем себя (или пытаемся делать это с другими), мы имеем перед глазами заманчивый идеал - всесторонне (подразумевается, что гармонично) развитую личность.

Я назову момент в истории, когда родился этот блестящий мираж, заводящий многих в самое сердце пустыни.

В эпоху Возрождения (она же - Ренессанс) появился такой тип личности, который принято называть "Титанами Возрождения", с лёгкой руки то ли Маркса, то ли Энгельса. В России примером такого человека может служить Михаил Ломоносов, к примеру. Эти титаны отличались тем, что умели сразу много: они писали трактаты о химии, минералогии, об искусстве сонета, верховой езды, о ядах... При этом они занимались государственным управлением, анатомировали трупы, писали картины, работали дипломатами, врачами, делали открытия в астрономии, знали много языков и коллекционировали античные обломки, составляя к ним такие каталоги, которыми искусствоведы частично пользуются и до сих пор. Вот этот тип личности и называется - "ренессансный тип личности ". Всё умею, всё могу. Такие люди встречаются и сейчас. Но очень редко. Это особенный дар, вывих природы, исключение из правила. Как гибкость (растяжка) в гимнастике, как в балете - высокий прыжок.

Однако мир, который решил преклоняться перед Ренессансом (из сомнительного принципа - "надо же перед чем-то преклоняться". Так Россия решила "преклоняться" перед Пушкиным) возвёл этот вывих, этот уникальный дар в общечеловеческий идеал. Прочувствуйте пожалуйста, какая была допущена ошибка! Эта ошибка стоила нам очень дорого.

Да, ренессансный тип личности... "случается". И бывают эпохи, когда количество людей с таким типом личности прямо на глазах возрастает. Связано ли это с "пассионарными взрывами", с очередным витком научно-технической революции, когда закладываются десятки новых наук... всё может быть. Таким "пассионарным взрывом" был период, когда закладывались все современные науки - 5-3 века до нашей эры, в Древней Греции. Возрождение и называется "Возрождением" именно потому, что Европа пережила ещё раз то состояние, которое переживали древние греки в Афинах.

Вселенная циклична, ритмична, подчинена приливам и отливам. Общество переживает "пик формы", периоды спокойного развития и... спады. То что бывает с обществом на пике его формы, нельзя ожидать от него в другие времена.

Но вот ошибка была запущена, стала догмой системы воспитания. И мы все неосознанно стремимся к тому, чтобы быть "всесторонне развитой личностью". И расплачиваемся за это тем, что мельчаем, превращаемся в глупых и невыносимых дилетантов, и только ещё скорее вырождаемся.

Однако же всем, кто мыслит об образовании и самообразовании, следует помнить: самый главный признак сформированной личности это

развитая способность к выбору и отбору

Что спрятано под красивой фразой "умение выбирать и отбирать"? А спрятано под ней следующее: выбирать и отбирать человек вынуждается . И вынуждает его к этому всегда нехватка чего-либо.

Если бы у человека не было это самой нехватки , он бы не научился выбирать и не стал бы сформированной личностью.

Так нужда делает из нас если не гениев, то, по крайней мере, талантливых людей, умельцев, изобретателей. В этом смысл поговорки: "Голь на выдумки хитра".

Необходимость "выбирать и отбирать" мы проклинаем, тогда как мы должны благодарить её. Вот представьте себе все свои нужды. А теперь представьте себе, сколько у Вас на это денег. Умение выбирать и отбирать сформируется у нас только в том случае, когда на все нужды денег будет не хватать.

Это как притча про футбол и наблюдавшего за ним старика Хоттабыча. Дай каждому футболисту по мячику - игра развалится.

Я ещё раз напомню: развитая способность к выбору и отбору - признак сформированной личности. И дело здесь даже не в нехватке денег. Есть другая, более тотальная нехватка, которой мы наделены все, от рождения. Выбрать "сто путей и сто дорог" одновременно мы не можем в силу нехватки жизненного времени. У нас очень мало времени, чтобы заняться всем, охватить всё. Поэтому все мы: и богатые, и бедные, всё равно подчинены необходимости выбирать .

Но идеал "всесторонне ("гармонично") развитой личности, служащий нам уже много времени ложным ориентиром, не даёт нам развить в себе это умение. Человек, который природой не приспособлен к тому, чтобы стать "Титаном Возрождения", воспитываясь в этом ключе, калечится и превращается в умственного урода.

Роковым образом, погоня за культурой порождает бескультурье. Погоня за знаниями порождает тупость ума и внутреннюю пустоту. Жажда постоянной деятельности приводит к тому, что ни одно дело не доводится до конца.

А наше образование продолжает гнуть свою линию - требуя совершенства во всех областях. Вы конечно, можете развернуться к образованию спиной, но получите клеймо лузера. И не каждому плевать на это невидимое, но ощутимое клеймо. И поэтому многие - тянутся из последних сил, лишая себя возможности стать тем, кем хотели и могли бы быть - совершенством.

Однако людей, которые не боятся "развернуться спиной", становится всё больше, и поэтому одиночкам уже не так страшно. Есть люди, чьи дети вообще не ходят в школу, а учатся дома. Как ни странно, но программу по математике, рассчитанную на 10 лет, они осваивают за 2 года, не напрягаясь. Есть люди, которые могли бы позволить себе очень пафосный лицей с усиленной программой, но предпочитают отдать своего ребёнка в идиллически-тихую местную школу, где престарелые учительницы воркуют аки горлицы и тычут деревянной указкой в устаревшее пособие, а дети и родители - такие же тихие, благостные и без претензий.

А те, кто идёт всё тем же, ведущим к тупику, путём, наращивая объёмы информации, приходят к страшным результатам - приобретают вульгарность . Мой любимый английский писатель - Гилберт Кийт Честертон, в одном из своих эссе написал об этом, наверное, самые лучшие слова:

"Мне кажется, у вульгарности - два непременных признака: для неё нет ничего трудного и ничего чуждого. Человек вульгарный, в полном смысле слова, изливается - мысли и чувства хлещут из него, он их не отбирает, не фильтрует. Он всё на свете знает , то есть, не знает ничего. Тот, кто знает всё, утратил священный трепет ... он судит обо всём нескромно, свысока, он забыл, что всё на свете по-своему священно".

Рассуждение о такой "всесторонней односторонности" нельзя не продолжить словами нелюбимого мной Артура Шопенгауэра. Но как же он иногда бывает точен в своём пессимизме!

"Тупость ума порождает внутреннюю пустоту. Вы увидите её на многих лицах. Она выдаёт себя постоянным интересом к ничтожнейшим внешним событиям. Эта внутренняя пустота толкает в погоню за внешними возбуждениями, чтобы хоть чем-нибудь расшевелить ум и душу".

Вот пишу я эти строки, а в глазах стоит передача "Пусть говорят". Как будто про неё писали Шопенгауэр и Честертон.

Однако есть у меня примеры и похуже. Что мне какие-то передачи? У меня перед глазами судьбы конкретных людей.

Ничто так не оглупляет ребёнка, как необходимость посещать школу и приносить оттуда хорошие оценки. На моих глазах, не один умный, интересный дошкольник превратился в тупого и несчастного ученика средних классов. На вопрос "Почему ребёнок ничего не читает?" я слышу один стандартный ответ мам и бабушек: "Да когда ей читать? У неё столько уроков!"

Но зачем этим "отличникам" учить французский и английский языки одновременно? Лет сто назад люди учили английский для того, чтобы почитать в подлиннике Шекспира. По французски читали Вольтера и Ларошфуко. Зачем вообще образование тем, к с радостью проводит свой досуг "В контакте"?

Наше образование светит светом мёртвой, погасшей звезды. Оно совершает какие-то бессмысленные действия, но цель, ради которой эти действия совершаются, уже давно - в пролёте.

Тема "всесторонне развитой личности" со стороны психологии не перестаёт меня волновать. Дело в том, что я лично, физически, страдала и продолжаю страдать в обществе тех, из кого пытались сделать эту самую "всесторонне развитую личность", а получили тип так называемого "образованца". Эти люди всегда получали пятёрки. Но приблизьтесь к ним, загляните в их глаза. Они - пустые, как у монстров из кошмарного сновидения.

Способ рисования человечков из геометрических фигур использовался в психологии давно.Некоторые считают, что он был предложен графологом из Сан-Франциско Э. Махони. Но данных подтверждающих это, к сожалению, не было найдено. Систематическое изучение результатов, получаемых по данному тесту, начато сравнительно недавно. Большую коллекцию такого рода рисунков собрал А. В. Либин.

Целью теста является определение индивидуальных типологических характеристик человека на основе соотношения геометрических фигур в рисунке, а также графических особенностей его выполнения.

Инструкция: нарисуйте человечка из десяти геометрических фигур - треугольника, круга и квадрата. Фигуры можно увеличивать или уменьшать в размере, накладывать друг на друга. Важно, чтобы они все использовались в рисунке, то есть нельзя нарисовать человечка из 10 квадратов, 10 треугольников или 10 кругов.

Обработка данных : подсчитайте сколько у вас получилось треугольников, кругов и квадратов в рисунке человечка, и запишите это количество трёхзначным числом, например: треугольников - 3, кругов – 2, квадратов - 5. Получается число: 325 . Таким образом, мы получаем трехзначное число, которое обозначает «формулу рисунка».

На основании различий в предпочтениях геометрических фигур при выполнении рисунков человечков образуется восемь основных типов(или групп) и 63 подтипа.

Если у вас получилось число из этого ряда: 901, 910, 802, 811, 820, 703, 712, 721, 604, 613, 622, 631, 640 - вы относитесь к Типу 1 «Руководитель».

Числа: 505, 514, 523, 532, 541, 550 - Тип 2 «Ответственный исполнитель».

Числа: 406, 415, 424, 433, 442, 451, 460 - Тип 3 «Тревожно-мнительный».

Числа: 307, 316, 325, 334, 343, 352, 361, 370 - Тип 4 «Ученый».

Числа: 208, 217, 226, 235, 244, 253, 262, 271, 280 - Тип 5 «Интуитивный».

Числа: 109, 118, 127, 136, 145, 019, 028, 037, 046 - Тип 6 «Изобретатель, конструктор».

Числа: 550, 451, 460, 352, 361, 370, 253, 262, 271, 280,154, 163, 172, 181, 190, 055, 064, 073, 082, 091 - Тип 7 «эмотивный».

Числа: 901, 802, 703, 604, 505, 406, 307, 208, 109 - Тип 8 «противоположный эмотивному».

Некоторые комментарии к психологическому портрету можно сделать и по особенности изображения человечков:

Маленький размер рисунков может быть связан с утомленностью, скованностью, дискомфортом;

Усиленная штриховка - с внутренним напряжением, подозрительностью, иногда с состоянием
предзаболевания;

Прорисовка лица связана чаще с повышенной общительностью, а отсутствие ее - со сложностями в общении, которое целесообразно выяснить;

Наличие «шеи» у человечка свидетельствует часто о высокой ранимости человека, которая затрудняет общение и от которой целесообразно избавиться;

Наличие квадратных карманов на теле человека может свидетельствовать о повышенной заботе по отношению к детям;

Наличие круглых «пуговок» - о сочувственной заботе к старшим близким;

Наличие «треугольников» - о необходимости сделать какое-либо распоряжение, указания.

Ключ к тесту «Рисунок человечка из геометрических фигур»:

Тип 1 – «Руководитель» (901, 910, 802, 811, 820, 703, 712, 721, 604, 613, 622, 631, 640). Для «руководителя» характерны наличие организаторских и ораторских способностей, ориентация на общественные нормы поведения, высокий уровень социальной адаптации. Лица данного типа обладают ярко выраженным целенаправленным поведением, что и характеризует их как лидеров. В достижении цели могут не считаться со своим здоровьем, стрессоустойчивы. Ораторские навыки, способности хорошего рассказчика позволяют им заниматься преподавательской работой и педагогической деятельностью. Их воля и энергия заметны всем, поскольку представляют собой их наиболее яркие качества. Способность к интенсивному волевому усилию, длительному и устойчивому, отражается на их внутренней жизни и внешнем поведении. Их твердость, настойчивость, выдержка и самообладание ставит их в центр внимания окружающих. Им всегда присуще ясное осознание того, что они хотят, к чему стремятся и какими путями могут достичь желаемое. Это люди, в которых сама природа вложила способность влиять на других людей, направляя их согласно своим планам и намерениям. Способность к энергичному и длительному напряжению, способность к борьбе за свои интересы, самообладанию и сопротивлению способствуют тому, что эти люди обычно становятся талантливыми администраторами, представителями исполнительной власти, руководителями предприятий. Людям этого типа приходится по многу раз пересматривать свои выводы и переделывать свои проекты прежде, чем окончательно убедиться в их правильности. Отсюда их известный консерватизм, неодобрительное отношение к «потрясению основ», к критике установленных принципов. Когда речь идет о выполнении того, что они считают своей обязанностью, то ни соблазны личного характера, ни просьбы близких людей, не в состоянии свернуть их с избранного пути, который им представляется единственно правильным.У них особо развито чувство собственного достоинства, иногда переходящее в сильное самолюбие и самомнение от того, что человек, стремящийся к власти и вынужденный вступать из-за этого в борьбу с окружающими не может не охранять своего «Я» от посягательств.

Тип 2- «Ответственный исполнитель» (505, 514, 523, 532, 541, 550). Обладает многими чертами, сходными с типом «руководитель», но часто колеблется в принятии важных решений. Люди данного типа обычно обладают высоким уровнем профессионализма. Они отличаются повышенной требовательностью к себе и другим. Преобладание обдуманных и рассудочных действий над всеми душевными движениями, накладывает своеобразный отпечаток на все качества личности. Людей этого типа часто можно встретить среди владельцев и управляющих торговых и промышленных предприятий, банков, т. е. среди людей, которые имеют дело с организацией, составленной из большого числа материально-технических объектов и документации, что требует для ведения и поддержания дел в порядке не только упорного труда, но и интеллекта.
Осторожность и расчетливость помогает им быть экономными и бережливыми, а их устойчивость и постоянство способствуют прочности дела, которое они развивают медленно, но верно. Они не рискуют, несмотря на открывающиеся блестящие перспективы, а предпочитают действовать наверняка. Они консервативны в политике или умеренно-либеральны, никогда не следуя крайним воззрениям. Благоразумная сдержанность и расчетливость свойственным им и в вопросах любви и брака. Они способны подчинить свои любовные увлечения требованиям рассудка. Обладая достаточно развитым интеллектом и волей, они хорошо разбираются в жизненных реалиях и своих делах, которые исполняют с большой аккуратностью. Нередко являются правдолюбцами. Из-за повышенных требований к себе могут работать, не замечая усталости, подрывая здоровье. Болезни нервного происхождения - их частые спутники. Поэтому «ответственным исполнителям» необходимо тщательно следить за соблюдением режима труда и отдыха.

Тип 3 - «Тревожно-мнительный» (406, 415, 424, 433, 442, 451, 460).

Этот тип характеризуется разнообразием способностей - от литературных до способностей к точным ручным навыкам. Несмотря на обилие талантов, нуждается в мягком подбадривании, так как часто необоснованно не верит в свои силы, сомневается в себе. «Тревожно-мнительный» тип обладает повышенным вниманием к порядку и чистоте, физически не приемля грязь и беспорядок. Люди данного типа могут неожиданно для других изменить свою профессию. Обычно им тесно в рамках одной специальности, они имеют хобби, в котором весьма преуспевают. Часто этой новой профессией для них становится искусство. Поэтому мы можем наблюдать, как врач становится певцом или артистом эстрады, бывший строитель выходит на сцену и читает пародии, а редактор журнала начинает создавать изделия декоративно-прикладного искусства. Часто встречаются случаи, когда люди этого типа проявляют свои незаурядные способности в других видах искусства, например, музыкант имеет склонность к живописи или скульптуре, поэт увлекается музыкой,
актер совершенствуется в вокальном мастерстве и т. д.

Для людей этого типа занятия искусством имеет существенное значение, составляет эпицентр их жизни, который поглощает их. Искусству они отдают большую часть своего времени. Это связано и с особенностью их эмоциональной сферы, на которую сильно влияют их фантазии. Обладая способностями к тонким эстетическим переживаниям, эстетические наслаждения они предпочитают всему остальному. Они отличаются наблюдательностью, живой восприимчивостью, развитым воображением, а их обостренная наблюдательность позволяет многое подмечать, из того, что ускользает от глаз окружающих.

415 - поэтический подтип, характерен для людей, способных к стихосложению, поэтической одаренности.

424 - данный подтип отличается тем, что все, за что берется, делает с чрезвычайной тщательностью.

Тип 4 - «Ученый» (307, 316, 325, 334, 343, 352, 361, 370). Люди данного типа в своих суждениях могут легко абстрагироваться от реальности, делать интересные теоретические обобщения, «на все иметь свою теорию». Как правило, они имеют склонность к ясному, последовательному мышлению, результатом которой является способность к установлению закономерностей, связей и отношений между происходящим. Этих людей часто можно застать в состоянии вдумчивой и напряженной работы мысли. Анализируя факты, они могут, в случае настойчивости и методичности, делать обобщения, превращая беспорядочную груду материала в стройное, разработанное здание науки, если наука является их увлечением или профессией. Такого рода способности помогают людям занять достойное место в различных областях деятельности. Так политический деятель с научным складом ума будет ценен тем, что хорошо ориентируется в сложном взаимодействии факторов, влияющих на общественную жизнь. Педагог может разобраться в сложных процессах усвоения знаний учащимися, а бизнесмен учитывать наиболее рискованные обстоятельства в своих сделках.

Люди этого типа, обладая идейными интересами, над которыми работают сознательно и настойчиво, часто стремятся в своей карьере к научной деятельности, обобщая свой профессиональный опыт диссертационной работой или книгой. Они рациональны, тщательно продумывают свое поведение. Однако при всей рациональности обладают весьма значительными артистическими способностями, не теряются на сцене, знают, что нужно сделать, когда просят «сыграть что-либо». Тяготеют к «синтетическим» видам искусства: театру, кино, цирку, эстраде.

316 - в области науки это, как правило, «глобальные теоретики», занимающиеся междисциплинарными, методологическими или науковедческими проблемами; на практике из таких людей обычно получаются отличные координаторы различных служб.

325 - подтип с такой комбинацией часто тяготеет к биологии, медицине, ботанике. Любит выращивать растения, ухаживать за животными.

235 - подтип, часто встречающийся среди психологов;

217 - подтип, для которого характерны способности к техническому изобретательству.

244 - подтип, распространенный среди людей, пишущих сценарии, инструкции.

226 - подтип, характеризующийся установлением высочайшей планки в своих достижениях, а также высокими критериями оценки других людей.

Тип 6- «Изобретатель, конструктор» (109, 118, 127, 136, 145, 019,028, 037, 046). Люди данного типа обладают «технической жилкой», богатым воображением, пространственным видением, часто занимаются какими-либо техническими видами творчества, заняты в технических профессиях, склонны к конструированию, изобретательству. Придерживаются тех социальных норм, которые сами создают себе. Более ориентированы на предметную деятельность. Эмоциональны, одержимы собственными оригинальными идеями. Иногда их творчество проявляется не только в технической, материализованной, но и в интеллектуальной сфере, сфере идей. Люди этого типа обладают хорошей памятью, наблюдательностью. Внешний материальный мир их обычно интересует больше, чем субъективные переживания. Факты в их глазах имеют гораздо большую ценность, чем рассуждения и теории. Их воля и энергия устремляются на материализацию идей, изобретения, рационализацию, переустройство технических объектов. Обладая большой трудоспособностью, они часто добиваются значительных результатов в избранной ими деятельности. В их доме обычно много инструментов, поскольку их склонность мастерить, исправлять, ремонтировать, часто является не только их профессией, но и хобби.

019 - подтип, обладающий способностями интересных форм взаимодействия с аудиторией, например, неподражаемый конферансье.

145 - подтип, увлекающийся композиторской деятельностью, или любящий петь, часто имеет музыкальное образование.

Тип 7 – «эмотивный» (550, 451, 460, 352, 361, 370, 253, 262, 271, 280,154, 163, 172, 181, 190, 055, 064, 073,082, 091). Люди данного типа обладают повышенным сопереживанием по отношению к другим людям. Они мягки и добросердечны. Тяжело переносят жестокие кадры фильма или выдержки из уголовной хроники, особенно чувствительны к несчастьям других, настолько, что какие-либо неприятные известия или события могут надолго выбить их из колеи. Боль, страдание других людей отзываются в них с особой силой, на это уходит много энергии, что часто мешает им реализовать свои возможности. Люди этого типа обладают сильной эмоциональной памятью, глубиной и устойчивостью чувств. Они обладают теплотой, сердечностью и отзывчивостью, видя своим назначением помогать людям в горе и нуждах.

Особенности их душевного склада позволяют назвать этих людей альтруистами, способными к самопожертвованию. Они отличаются скромностью, пытаясь умалить и скрыть свои заслуги, свое значение, не рассчитывая на похвалы со стороны окружающих. Кроткие, чуткие и деликатные, они не в состоянии ни сами обижаться, ни обидеть других. Зато в том, что касается их личных душевных убеждений, они могут быть непреклонны, не поддаются угрозам и не отступают ни на шаг от того, что считают справедливым. Они обладают способностями интуитивного проникновения в душевную жизнь и душевный склад другого человека. Они верят в возможность просвещения и идейно-нравственного перерождения человечества и обладают горячей и самоотверженной любовью к людям, терпящим нужду и лишения. Они деятельны и энергичны при осуществлении идей, которые их глубоко захватывают. Их милосердие часто не знает границ.

Тип 8 - обладающий противоположными эмотивному типу свойствами (901, 802, 703, 604, 505, 406, 307, 208, 109). Это люди, испытывающие сочувствие к другим, однако придерживающиеся достаточно жестких требований. Таким образом внешне наблюдается сочувствие к другим, но в конкретных случаях они проявляют жесткую требовательность, порой чрезмерную. Из таких выходят чрезвычайно требовательные педагоги, которые «заставят» делать то, что нужно, невзирая на сопротивление, недуги и прочие причины, на которые ссылаются их ученики. Их можно встретить среди режиссеров, про которых говорят, что они «деспоты», среди руководителей, которые сверхтребовательно относятся к своим подчиненным. Людей этого типа можно часто встретить за прилавком магазина. Они, как правило, проявляют свою властность, даже грубость. Это их способы самоутверждения. Они хорошо чувствуют людей, на которых «можно давить» и не стесняются это делать. Стремление во что бы то ни стало возвыситься в жизни, сделать карьеру заставляет людей этого типа сосредоточить всю свою энергию и интеллектуальные возможности для достижения своих целей, пользуясь часто хитростью, лицемерием и изворотливостью. Обладая уязвленным самолюбием, иногда в самых простых и невинных шутках они видят обиду, насмешку или издевательство. Они могут быть мстительными и стремятся отомстить обидчику.