Дата рождения: 25 июня 1910 года
Дата смерти:1997 года
Место рождения: Сен-Андре-де-Кюбзак, Франция.

Жак Ив Кусто - знаменитый путешественник. Жак Ив Кусто (Jacques-Yves Cousteau) – исследователь океанов. Путешественник, творец подводных фотографий, испытатель технических новшеств, связанных с исследованием Мирового океана.

Жак появился на свет в 1910 году, 25 июня в маленьком французском городке. Его отец, Даниэль, выполнял обязанности личного помощника богатого бизнесмена. Мать, Элизабет, занималась хозяйством. Семья много путешествовала, и мальчик почти постоянно находился в интернате. Возможно, с этим было связано заболевание кишечника Жака, из-за которого он имел постоянный дефицит массы тела.

В 1920 году семья перебралась в Нью-Йорк. Жак и его брат Пьер наконец, отправились в школу, выучили английский язык. С этим временем связано первое погружение под воду. После возвращения семьи во Францию у Жака проснулся талант конструктора, который очень помог в дальнейшей жизни.
Инженерные навыки очень пригодились во время учебы в военно-морской академии. После окончания учебы последовало распределение в Шанхай. Все это время Жак мечтал летать, стать морским летчиком. Автоавария не позволила ему исполнить мечту из-за возникших проблем со здоровьем. Но она же была толчком к занятиям океанографией – во время реабилитации после аварии Жак увидел очки для плавания под водой. Единожды увидев подводный мир, он был покорен им навсегда.

В 1937 прошло бракосочетание Жака и Симоны Мельхор, вскоре родились двое сыновей.
Во время второй мировой войны Жак не остался в стороне от боевых действий и активно участвовал в военном сопротивлении.
С середины прошлого века настали, наверное, самые интересные для него годы. Переделанный в исследовательское судно минный тральщик во главе с Кусто проводил исследовательскую деятельность. Тогда же был снят «В мире безмолвия». Этот фильм был высоко оценен и получил высшие кинематографические награды.

После этого последовало назначение на директорскую должность в музее Океанографии в Монако.
Кусто прожил долгую жизнь – 87 лет. Скончался в результате острой сердечной недостаточности 25 июня 1997 года.

Достижения Жака Ива Кусто:

Испытатель оборудования для погружения под воду. Внес множество модификаций и новшеств в имевшиеся системы жизнеобеспечения. Разработал оборудование для съемки под водой.
Описал принцип геолокации у животных, ставший основой для появления и совершенствования навигационных приборов.
Награжден пятью значимыми наградами Франции.
Снял около ста фильмов. Все они, как правило, посвящены путешествиям и животным.

Даты из биографии Жака Ива Кусто:

1910 г. родился в маленьком французском городке Сен-Андре-де-Кюбзаке
1930 г. поступил в военно-морскую академию.
1936 г. поступил на должность инструктора на крейсер.
1937 г. сочетался законным браком с Симоной Мельхиор.
1950 г. переоборудовал военный корабль в исследовательский «Каллипсо».
1967 г начало съемок фильма о жителях океана и их взаимоотношениях с человеком.
1973 г. основал общество, которое занималось природоохранной деятельностью.
1997 г. умер от острой сердечной недостаточности.

Интересные факты Жака Ива Кусто:

Оплата за арендованный корабль для научных целей составляла 1 франк ежегодно.
В России имеется школа, названная именем исследователя.
Один из последних фильмов, начатый в 1997 году, был посвящен озеру Байкал.
Под водой установлен памятник, посвященный Жаку Кусто. Он находится в Алуште.
Всегда выступал за сохранение чистоты океана как источника жизни на Земле.

"Если бы я в нескольких словах захотел выразить смысл моей жизни, я бы написал - я мечтал освободить человека от пут Земли, изобрести средства, позволяющие ему освободиться от границ, установленных природой" - сказал как-то французский океанограф Жак-Ив Кусто, благодаря которому люди увидели на экранах телевизоров загадочный подводный мир и его обитателей. Великий француз не просто мечтал, он изобрел вещи, облегчившие исследование тайн океана.

Очки для плавания

Еще не помышляя о подводных исследованиях, Жак-Ив Кусто решил просто научиться плавать разными стилями. В один прекрасный день ему надоело, что соленая вода постоянно попадает в глаза. Француз немного подумал, помудрил… и изобрел очки для подводного плавания!

Акваланг

Эскиз знаменитого аппарата "Подводное легкое" был сделан на салфетке. Первая модель акваланга состояла из мотоциклетной камеры и коробки противогаза, наполненной химическим поглотителем. Однако он оказался непригодным для использования, и изобретатель едва не погиб во время "тест-драйва". Затем была череда более и менее удачных моделей, но все они браковались во время испытаний.

Тем не менее, Жак-Ив добился своего – на пару с инженером Эмилем Ганьяном в 1943 году он довел до ума "Подводное легкое". Аппарат постоянно совершенствовался в течение многих лет и сегодня не потерял своей актуальности.

Камера для подводной съемки

Оборудование, которое бы позволяло проводить съемки под водой, – тоже заслуга знаменитого француза. В этом перечне - камеры для подводных съемок, подводные лампы, видеокамеры и многое другое.

Жак-Ив Кусто разработал систему подводного телевидения, которая состояла из подводной и надводной частей. В подводной части была телевизионная передающая камера, источник света, блок фотографирования и многожильный кабель. В камере использовались специальные телевизионные подводные трубки, которые могли работать в условиях низкой освещенности.
Надводная часть включала в себя видеоконтрольное устройство, источники электрического питания и пульт управления.

При помощи этого оборудования команда Кусто смогла делать снимки морского дня на глубинах до 7250 м.

"Ныряющее блюдце"

"Ныряюшее блюдце" "Дениз" представляло собой автономный батискаф небольшого размера, рассчитанный на двух человек. Он погружался на глубину несколько сотен метров.

Погружалось оно при помощи балласта, который можно было оперативно сбросить в случае аварийной ситуации. Члены экипажа располагались внутри блюдца лежа, и из такого положения наблюдали за морскими обитателями через иллюминаторы.

Подводные дома

Осенью 1962 года Жак-Ив Кусто создал первый подводный дом в рамках проекта "Преконтинент-1". Его установили в гавани Марселя на глубине 10 м. Дом был изготовлен из обычной металлической цистерны и за сходство с бочкой неофициально прозван "Диоген". Экипажем подводного поселения было два человека - Альбер Фалько и Клод Весли, пробывшие на глубине 10 м одну неделю. Эксперимент был признан успешным. Всего было установлено три дома, но на дальнейшее развитие проекта не нашлось финансирования. Кстати, последнее поселение в рамках проекта "Преконтинент-3" находилось уже на 100-метровой глубине.

СПРАВКА "КП""

Жак Ив Кусто (1910 г. - 1997 г.) - известный французский океанолог и путешественник, зачинатель подводных исследований и киносъемок. Снял множество документальных фильмов о жизни моря, написал немало книг. Морской офицер, герой Сопротивления, он стал "самым знаменитым французом планеты".


Свое детство я с трудом мог представить без Жака Ива Кусто, с упоением смотрел его передачи типа «Подводной одиссеи команды Кусто». С трудом я мог тогда представить, что Кусто внезапно не станет в 1997, это был настоящий удар для меня, любителя приключений. Кусто был не только легендарным исследователем, но и изобретателем, который придумал акваланг. Сложно представить, что этого изобретения каких-то 70 лет назад не было, а теперь курсы дайвинга можно найти на любом побережье. Еще труднее представить, что Кусто - первый человек, у которого получилось на полном серьезе сделать полноценный акваланг без каких-либо ограничений, еще более удивительно, что эта легенда жила при мне.

Отец Жака Ива Кусто был белорусом, а его настоящая фамилия была Куст. Он приехал во Францию на заработки и остался там, встретив красивую француженку. Многие патриоты могут восхититься этим событием, но я лишь отмечу, что, по-моему, у Кусто не было гражданства и национальности - он был гражданином всего мира. В детстве Жак был болезненным ребенком и с семи лет болел хроническим энтеритом (хмм… болезнью прямой кишки). Врачи советовали мальчику не утруждать себя нагрузками, а болезнь сделала парня страшно худым.
Постоянные перемены мест жительства из-за работы отца (он был адвокатом) закалили парня и привили ему страсть к путешествиям. В 12 лет (!) мальчик собрал свою первую машинку на батарейках из различных отходов электроники. Кусто продавал небольшие электронные подделки-изобретения и зарабатывал свои первые деньги. Так он и накопил на свою первую кинокамеру. Но, несмотря на огромное множество увлечений, которым Кусто отдавал всего себя и которые у него получались на «ура», учеба ему никак не давалась, пока родители не перевели мальчика в специализированный интернат, который он закончил с отличием.

Искренне влюбленный в море, Кусто поступил в Высшую национальную военно-морскую школу, после окончания которой поехал на Ближний Восток воевать. Но в 1936 году он пережил страшную аварию и сильно повредил позвоночник. Долгие месяцы реабилитации не прошли зря: Кусто придумал первые удобные очки для подводного плавания. Ну, и повстречал будущую супругу.

Чуть позже, когда больной позвоночник наконец перестал давать о себе знать, Жак познакомился с морским офицером Филиппом Тайе, разделявшим страсть Кусто к морю. Вместе с другим крутым чуваком Фредериком Дюма бро начинают свои исследования. Тогда Кусто, впервые погрузившийся под воду в 1936 году в своих очках для подводного плаванья, осознал, что мир под водой не менее прекрасен, чем мир на суше. Теперь Жак точно знал, что хочет исследовать то, что находится под уровнем моря.

Одних очков оказалось мало, и Кусто вместе со своим хорошим знакомым инженером Эмилем Ганьяном сооружает первый скафандр с автономной системой подачи кислорода. В 1943 году они испытывают его и понимают, что изобретение реально работает! В течении Второй мировой изобретение Кусто применялось для очистки морского дня от немецких мин. Во время войны Кусто изобретает камеру для подводной съемки и снимает несколько фильмов.

Создание акваланга принесло Жаку первые деньги, в 1946 году они начали производиться в промышленном масштабе. На вырученные деньги Кусто купил списанный минный тральщик британских ВМС и назвал его «Калипсо», переоборудовав его в станцию для исследования моря. Деньги на свои исследования Кусто решил добывать крайне оригинальным способом: он стал снимать познавательные фильмы о жизни морских глубин. Закадровым голосом Кусто со страшным французским акцентом читал текст про их исследования. Оригинальный жанр и неисследованный мир под водой приковали внимание к проектам Кусто, а в 1956 году за фильм «В мире безмолвия» Жак получил «Оскар», «Золотую Пальмовую ветвь» и россыпь наград помельче. Попутно Кусто изобретает небольшую подводную лодку, которая получила название «Подводное блюдце», для исследований дна моря на больших глубинах. Также на экраны телевизоров выходит первый сезон «Подводной одиссеи Жака Ива Кусто». Я аж прослезился, бро.

Всего Кусто за свои фильмы получил аж три «Оскара», награды помельче не считаем. Исследования и открытия Кусто повлияли на весь мир. Именно он открыл несколько подводных городов в Средиземном море, именно он по заказу правительств мусульманских стран открыл у берегов Аравийского полуострова богатейшие нефтяные месторождения. Именно этот человек подробно изучил фауну и флору почти всех известных морей, даже в Антарктику заглянул. Он получил сотни наград за исследования особенностей подводных животных, Кусто сделал множество открытий и участвовал в получении эффекта Магнуса.

Кусто также переживал об экологии морской среды и даже создал общество по ее охране, которое называется «Общество Кусто». В эти же годы трагедия унесла жизнь младшего сына Кусто, участвовавшего в экспедиции: его гидросамолет упал в воду, а тело так и не нашли.

Девяностые стали для Кусто не лучшим временем. «Общество Кусто» обвинили в уклонении от уплаты налогов, была конфискована приличная часть имущества исследователя. Старший сын Кусто пытался использовать имя отца, чтобы лучше продавать свой товар, и Жак активно судился с ним за это. В 1997 году Кусто умер от инфаркта миокарда. Ему было 87 лет, и он до сих пор жив в нашей памяти. Ибо он крутой, бро, и нам абсолютно плевать, скрывал он налоги или нет.

Жак-Ив Кусто родился 11 июня 1910 в Сент-Андре-де-Кюбзаке, близ Бордо, в семье адвоката Даниэля и Элизабет Кусто.

В 1930 году он поступил на службу на флот в качестве руководителя группы подводных исследований.

В 1933 году Кусто окончил Французскую Морскую Академию и получил звание лейтенанта. Он мечтал о военно-морской карьере, видел себя капитаном военного крейсера. Кусто был назначен на учебный корабль «Жанна Д’Арк», на котором ему удалось поплавать по всему свету.

Однако в 1936 году он попал в автомобильную аварию, которая навсегда закрыла путь военной карьере Кусто. Во время продолжительного периода реабилитации Кусто изобрел очки для подводного плавания.

В 1937 он женился на Симоне Мелихор, от которой родилось два сына, Жан-Мишель (1938) и Филипп (1940).

В 1937 году Кусто познакомился с Филиппом Тайе - морским офицером, поэтом, гуманистом, человеком, влюбленным в море. Именно он стал для Кусто «крестным отцом» в свободном погружении. С момента их знакомства Кусто навсегда посвящает себя познанию тайн подводного мира. Жак-Ив Кусто, Филипп Тайе и вскоре присоединившийся к ним Фредерик Дюма с тех пор почти неразлучны - их даже прозвали «три мушкетера». Они совершают погружения, ищут способ продлить пребывание под водой при помощи всех известных им средств.

В 1943 году Жак-Ив Кусто вместе с Эмилем Гагнаном изобрел аппарат, предназначенный для дыхания под водой - первый акваланг.

Во время II Мировой войны Жак-Ив Кусто служил в артиллерии пулеметчиком и по окончании войны был удостоен Ордена Почетного Легиона за активное участие в антифашистской партизанской борьбе.

В годы войны Кусто начал заниматься подводными съёмками и созданием научно-исследовательских документальных фильмов на базе собственных материалов. После разгрома Германии Кусто основал и возглавил Группу по подводным исследованиям (Undersea Research Group).

Уже в 1946 году было начато промышленное производство аквалангов. Увлечение Кусто подводным плаванием и исследованиями океанских глубин натолкнуло его и на другие открытия: он придумал «подводное блюдце» - маленькую маневренную подводную лодку, а также различные виды видеокамер для подводной съёмки.

Еще в 1948 году Кусто стал капитаном корвета, а в 1950 году он приобрел списанный британский миноносец и переделал его в плавучую исследовательскую лабораторию, которая стала всемирно известна как «Калипсо». Именно на этом легендарном судне Кусто и его команда не раз совершали кругосветные путешествия, исследовали морскую флору и фауну, делали уникальные записи, съёмки, фотографии. К первым достижениям команды «Калипсо» относятся обстоятельные подводные археологические исследования и фотографирование морского дна на глубине 7250 м.

В 1956 году Жак-Ив Кусто уволился из Военно-Морских сил Франции в ранге капитана и занял пост директора Океанографического института и музея в Монако.

В 1974 году было основано Общество Кусто (Cousteau Society), некоммерческая исследовательская организация, основная цель которой - охрана мирового океана.

В декабре 1990 года внезапно скончалась Симона Кусто. Только она одна могла влиять на взрывной характер капитана Кусто. Прах Симоны развеяли над морем у берегов Монако.

В 1991, через год после смерти супруги Симоны от рака, он женился на Франсине Триплет. К тому времени у них уже была дочь Диана (1980) и сын Пьер (1982), рожденные до женитьбы.

Жак-Ив Кусто скончался в Париже 25 июня 1997 года в возрасте 87 лет от инфаркта миокарда в результате осложнения респираторного заболевания. Он был похоронен на фамильном участке на кладбище Сен-Андре-де-Кюбзак.

После смерти капитана Кусто продолжателями его дела остались Общество Кусто и созданное Жаном-Мишелем Кусто общество «Ocean Future».

Уверены, что вы видели фильм «Одиссея» о жизни выдающегося исследователя Жака-Ива Кусто. Если нет, то HelloMonaco расскажет вам о некоторых захватывающих биографических фактах из жизни Кусто и о том, что скрывается за названием байопика, режиссером которого стал француз Жером Салль. Он также известен своими фильмами «Ларго Винч» и «Неуловимый». Роль командора исполнил известный французский актер Ламбер Вильсон, первую жену Кусто сыграла Одри Тоту, а в роли сына Филиппа предстал Пьер Нинэ. Съемки картины проходили в Хорватии на побережье Адриатического моря. Фильм «Одиссея» стал, пожалуй, самым масштабным приключенческим проектом в современной истории французского кино.

Навсегда в Монако

Говорят, этот мужчина в красной шапочке до сих пор где-то здесь. Даже спустя двадцать лет после смерти Кусто, о нем продолжают вспоминать в княжестве. Спросите у пожилых монегасков, где находится «музей Кусто», и они вам точно объяснят дорогу к музею Океанографии. На протяжении 32 лет великий командор возглавлял этот «храм моря». В 1957 году князь Ренье III предложил ему стать директором знаменитого музея, и он согласился.

Сейчас в кабинете Кусто работает нынешний директор Роберт Калькано. Приглашая к себе гостей, он непременно с гордостью скажет: «Сюда, пожалуйста! Вы входите в кабинет великого командора!» С этой огромной комнаты с ошеломляющим видом на Средиземное море и начинались великие исследования и приключения. Жак-Ив прославил этот музей на весь мир, в его времена заведение ежегодно посещало более миллиона человека, а сегодня цифра упала до 700 000.

Монако никогда не забудет открытия и наследство, которые оставил после себя великий капитан. По просьбе князя Альбера II в 2018 году в Океанографическом музее открылся отдел, посвященный великим исследователям Монако , и первое место среди них занял Жак-Ив Кусто. Компанию ему составили князь Альбер I и его праправнук Альбер II.

Стоит сказать, что на протяжении нескольких лет суверен Монако также пытался спасти знаменитое судно Кусто «Калипсо», но эти попытки остались безуспешными.


История корабля Кусто — «Калипсо»

«Калипсо» было самым известным исследовательским кораблём за всю историю океанографии. Оно прошло со своим капитаном более 1 млн морских миль: от Красного моря и Амазонки до Антарктики и Индийского океана. Однако сегодня все, что осталось от «Калипсо» — это скелет на берегу портового города Конкарно на западе Франции. В фильме «Одиссея» вы можете увидеть знаменитый корабль на фоне Антиба и подумать, что «Калипсо» вернулся в родные берега. Жаль, но это всего лишь видеомонтаж.

Кстати, есть мнение, что именно на юге Франции решилась судьба этого британского миноносца, списанного в 1950 году. Вот, что вспоминает об этом дне сын одного из ныряльщиков: «Это случилось в ресторане «Maison des Pecheurs» в Жуан-ле-Пене. За столом сидели князь Ренье, Кусто, ирландский миллионер Томас Гиннесс, один французский министр и еще несколько человек. Жак-Ив рассказывал, что мечтает снять фильм об океане, и ему нужен для этого проекта корабль. Гиннесс сказал, что готов отдать капитану корабль. Сделка была символичной, он попросил за судно всего 1 франк».

Есть и другая история, повествующая о встрече Кусто с будущим судном «Калипсо» . Якобы командор и Гиннесс встретились на острове Гоцо близ Мальты и именно там миллионер предложил выбрать корабль из базы английского флота. Кусто увидел минный тральщик американской постройки и попросил его.

Известно, что перестройка корабля заняла около месяца. Судно было в прекрасном состоянии. Выпущенный в 1942 году в Сиэтле, этот минный тральщик 1 класса не принимал участия в боевых действиях во время Второй мировой войны, а потому не имел никаких повреждений. Оснащенный мощным двигателем, корабль управлялся командой из 12 человек. Кусто заказал постройку кают еще на 10 человек, просторной кают-компании и специального помещения в носу ниже ватерлинии, оснащенного иллюминатором для подводных наблюдений. Корабль получил название «Калипсо» — по имени нимфы, персонажа древнегреческой мифологии, связанного с островом Гоцо.

Перестройка «Калипсо» стоила Кусто весьма ощутимых затрат. Когда 19 июля 1950 года корабль спустили на воду, на его борт поднялся совершенно нищий капитан. Жак-Ив решил проблемы финансирования с присущим ему размахом: он основал некоммерческую организацию, но которую возложил все расходы по оснащению экспедиций. Первыми поступлениями в фонд новой компании стали деньги, полученные первой женой Кусто за свои драгоценности. Продав серьги, кольца и колье, мадам Кусто оплатила топливо для корабля, а ее меха послужили платой за подержанный компас и гироскоп. Так собиралась первая экспедиция.

В начале девяностых годов «Калипсо» стал иконой экологического движения за сохранение богатства Мирового океана. Путешествия на этом корабле сделали всю команду Кусто знаменитой на весь мир.


Забвение

В 1996 году «Калипсо» был случайно протаранен сухогрузом. Несчастье произошло в сингапурской гавани. Знаменитое судно затонуло, и потребовалось несколько дней, чтобы поднять корабль на поверхность, а затем отбуксировать его во Францию.

Некоммерческая организация Cousteau Society решила восстановить лодку после смерти капитана. В 2007 году судно прибыло в Конкарно на реставрацию. Толпа людей наводнила набережную, чтобы увидеть «Калипсо» своими глазами. Под аплодисменты присутствующих сотрудники Cousteau Society раздавали красные шапки вроде тех, что носил командор Кусто.

Через два года заказчик восстановительных работ Cousteau Society решил, что цена ремонта слишком высока и прекратил платить. Естественно, судостроительная верфь Piriou остановила работы на «Калипсо». Затем были долгие судебные разбирательства, а лодку предоставили ветру и времени. Судно пытались продать, но безуспешно. Последняя попытка была предпринята в 2015 году, когда князь Альбер II предложил второй жене Кусто Франсин купить лодку. Глава Монако хотел либо отреставрировать судно и вновь спустить его на воду для дальнейших морских путешествий, либо организовать на «Калипсо» музей командора.

Однако вдова Кусто остановила все переговоры и объявила, что судно отправится в Турцию. Там на семейной верфи Aykin будут проведены восстановительные работы. Хотя, взглянув на руины, которые находятся в Конкарно, вы сразу поймете, что от лодки Кусто не осталось почти ничего. Так что после реставрации сложно будет назвать это новое судно прежним именем.


Интересные факты из жизни Жака-Ива Кусто. Биография

  • Родился 11 июня 1910 году в Сент-Андре-де-Кюбзаке , близ Бордо, в семье адвоката.
  • В 1930 году поступил на службу на флот в качестве руководителя группы подводных исследований.
  • В 1933 году Кусто окончил Французскую морскую академию и получил звание лейтенанта. Он мечтал о военно-морской карьере. Через несколько лет Жак-Ив был направлен на учебный корабль «Жанна д’Арк», на котором ему удалось пройти по всему свету.
  • 1936 — автомобильная авария, которая навсегда закрыла путь к военной карьере Кусто. Во время продолжительного периода реабилитации будущий командор изобрел очки для подводного плавания.
  • 1937 — женитьба на Симоне Мельхиор, от которой родились два сына — Жан-Мишель и Филипп.
  • 1943 год — Кусто вместе с Эмилем Ганьяном изобрел аппарат, предназначенный для дыхания под водой — первый акваланг.

  • 1956 год — Жак-Ив уволился из военно-морских сил Франции в ранге капитана и занял пост директора Океанографического института и музея в Монако.
  • 1974 год — основание некоммерческой организации Cousteau Society, которая занималась исследованием и охраной Мирового океана.
  • 1990 год — смерть Симоны Кусто. Прах Симоны развеяли над морем у берегов Монако.
  • 1991 год — Женитьба на Франсине Триплет. К тому времени у них уже была дочь Диана, рожденная в 1980 году, и сын Пьер (1982 года рождения).
  • Жак-Ив Кусто скончался в Париже 25 июня 1997 года в возрасте 87 лет от инфаркта миокарда. Он похоронен на фамильном участке на кладбище Сент-Андре-де-Кюбзак.
  • После смерти командора продолжателями его дела остались две организации: Cousteau Society и «Ocean Future».

Фото: elespanol.com/kulturologia.ru/colors.life/divers24.pl/rolexmagazine.com/ocean-media.su/gt-style.ru