Юлия или Хулия Пастрана ( Julia Pastrana , Мексика — 25 марта , ) — с врождённым , в выставлявшаяся на множестве передвижных выставок в .

Биография

Хулия Пастрана относилась к коренным жителям — индейцам, родилась предположительно в , где-то в горных лесах (штат ) , вдали от населённых мест. Она страдала , то есть её лицо и тело, кроме ладоней и подошв, были полностью покрыты прямыми чёрными жёсткими плотными волосами. Её уши и нос были необычайно большими, а зубы — неровными, что делало её похожей на гориллу. Рост её был совсем небольшим — всего 138 сантиметров.

Описание её внешности и характера оставил, в частности, упомянувший, что, несмотря на уродство, Пастрана замечательно танцевала и была доброй и приветливой . Она научилась читать и писать на испанском и английском, а также готовить еду и шить.

Настоящая история Хулии Пастраны неизвестна. В брошюрах XIX века, сопровождавших её выступления, она описывается примерно следующим образом. Индейская девушка по имени Эспиноса была в 1830 году разлучена со своим племенем: соплеменники думали, что она утонула. Эспиноса впоследствии, когда её нашли, говорила, что она была захвачена в плен и заключена в пещеру группой враждебных индейцев в районе, полном хищных зверей, хотя этот факт никогда не был подтверждён. Эспиносу сопровождала девочка в возрасте примерно четырёх лет, и Эспиноса утверждала, что это не её дочь, что она нашла девочку в лесу (как она оказалась там — неизвестно) и привязалась к ней. Позднее Эспиноса вышла замуж и крестила ребёнка как Хулию Пастрану. Затем Эспиноса умерла, а Хулия переехала в соседнюю деревню. В конце концов девушка стала служанкой в семье губернатора штата Синалоа Педро Санчеса, где работала в течение многих лет, но в апреле 1854 года предпочла вернуться в родные места .

По дороге домой она встретила американца М. Райтса, который в её необычной внешности сразу увидел возможность заработка, и в том же году Хулия, согласившаяся на его предложение, отправилась в . Её первое появление в качестве экспоната на шоу уродов состоялось в Готическом зале Нью-Йорка. Затем она оказалась в Кливленде, но уже с другим менеджером (а скорее всего — хозяином) по фамилии Бич. Там она принимала участие в торжественных балах и военных парадах, и якобы солдаты выстраивались в очередь, чтобы потанцевать с ней. Затем она отправилась в , в Великобританию, с очередным менеджером — Теодором Лентом (также известный как Льюис Б. Лент), который выкупил её у прежнего хозяина. До прибытия в Лондон в газетной рекламе она описывалась как «неописуемая» .

Лент научил её танцевать, играть на музыкальных инструментах и взял в мировое турне под названием «бородатые и волосатые леди». В демонстрировалась в , в том числе в 1860 году — в . Она упоминается в первом томе романа « », повести «Поликушка», рассказе «На «Французской выставке за сто лет», водевиле «Жених из долгового отделения» И.Е. Чернышева, а также во многочисленных текстах мемуарного характера. писал жене, что граф , заплатив 200 рублей, привёз Юлию в своё имение , где её заставили вечером гулять под руку с господами из высшего общества . свидетельствовал, что даже на рубеже веков Пастрана ещё упоминалась в выкриках балаганщиков. В начале XX века в России ходила почтовая открытка с изображением усатой и бородатой женщины.

Театр

Личная жизнь

К этому времени Хулия, уже ставшая известной, получила множество предложений о браке. Тем не менее, все они были отвергнуты, так как все претенденты, по словам Хулии, не были достаточно богаты. Считается, что она давала отказы под влиянием Теодора, желавшего выдать её замуж за как можно более богатого человека, которого он старался найти. Однако к этому времени Хулия сама заработала на выступлениях много денег, и на ней решился жениться сам Теодор в 1857 году .

Мумии вскоре исчезли из поля зрения общественности. Они появились в в 1921 году у некоего господина Лунда, который демонстрировал их в своей «Комнате ужасов». В 1943 году, во время войсками , нацисты постановили уничтожить коллекцию Лунда, но он сумел убедить их, что демонстрирование «женщины-обезьяны» сможет принести в казну Рейха хорошие деньги, и в итоге мумии Хулии и её сына демонстрировались публично в оккупированной Норвегии.

Мумии были выставлены до 1970-х годов, когда начались многочисленные протесты против правительства в связи с предполагаемым туром с мумиями по , и они были выведены из поля зрения общественности. Вандалы ворвались в хранилище в августе 1976 года и изуродовали мумию ребенка. Останки её были съедены мышами. Мумия Хулии была украдена в 1979 году, но хранилась в в с тех пор, как тело было обнаружено полицией, но не опознано. Оно было обнаружено в 1990 году и находилось в запечатанном гробу на кафедре анатомии университета Осло с 1997 года. В 1994 году рекомендовал похоронить её, но решили сохранить тело, чтобы ученые могли проводить с ним исследования. Для получения доступа к останкам Хулии Пастраны требовалось специальное разрешение, выдаваемое обычно только учёным.

В апреле 2012 года согласился вернуть тело Мексике. Её изучались в Королевском колледже хирургов в . Хулию Пастрану похоронили в Мексике спустя 150 лет после её смерти. Церемония состоялась 12 февраля 2013 года в городе . Мумифицированное тело Пастраны похоронили в белом гробу, украшенном белыми розами.

Литература

  • Аверченко А. Т. Бритва в киселе. — М. , 1990. — 466 с.
  • Gylseth, Christopher Hals; Lars O. Toverud, (2003). Julia Pastrana: The Tragic Story of the Victorian Ape Woman. Sutton. . OCLC 52829869.
  • Miles, A.E.W. (febrero 1974). «Julia Pastrana: The Bearded Lady» (PDF). Proceedings of the Royal Society of Medicine 67 (2): pp. 160-164. PMID 4595237. PMC 1645262 .
  • Bondeson, Jane. «Gabinete de Curiosidades Médicas». Primera Edición en Español 1998. (Есть отрывки на Google Books)
  • Carol Birch «Orphans of the Carnival» — 2016, 352 pages

Мексиканка Юлия Пастрана младенцем была найдена в 1834 году в лесах Сьерра-Мадре. Несмотря на нормальное телосложение, у нее было лицо, похожее на морду орангутанга, которую дополняла окладистая черная борода. Она имела колоссальный успех, выступая в цирке. И поговаривают, что ей было сделано 20 предложений руки и сердца. Умерла она в возрасте 26 лет при родах.

В середине 19 века известному американскому шоумену Тейлору Барнуму пришла в голову идея получать прибыль, показывая в цирках уродов. Первым экспонатом была рабыня-негритянка, которую он демонстрировал как 161-летнюю няню самого Джорджа Вашингтона. Затем последовали лилипуты, сиамские близнецы и прочие диковинные создания – ошибки природы. Стали образовываться также музеи «курьезных редкостей» (паноптикумы), в которых выставлялись феномены, за осмотр которых обыватели выкладывали немалые деньги. Предприимчивые дельцы покупали у родителей их уродливых детей, или же приглашали на работу взрослых «феноменов» в шоу «фриков».

Но, пожалуй, наибольшего успеха у публики добилась женщина-монстр из Мексики Юлия Пастрана. Ребенком ее обнаружили крестьяне в лесах одного из хребтов Кордильер, вдали от населенных мест. Было совершенно непонятно, как она туда попала. Но, когда девочка выросла, приемные родители продали ее содержателю паноптикума, который стал демонстрировать это чудо за деньги. Многие отмечали, что в облике девочки было что-то нечеловеческое, а лицом она напоминала орангутанга. Она поражала и приводила в ужас многих. Казалось, что девушка, по выражению очевидца, « легко может укусить себя за ухо».

Вот как ее описывал современник: «Руки ее красивы, ноги стройны, но поражало лицо! Уши у нее огромные, глаза черные, быстрые и в очертании длинные и узкие. Лоб низкий и сплющенный, нос широкий и совершенно без хряща, волосы на голове, бороде и бакенбардах черные, как смоль, и вообще, все лицо покрыто ими». Вот еще одно описание: «Щеки, подбородок ее покрыты густыми волосами. Усы довольно редкие. На ушах - темные клочья волос. Затылок, грудь, руки также покрыты волосами».

Впрочем, Юлия не была умственно отсталой и могла неплохо поддерживать разговоры на любые темы, знала два языка. Она быстро освоила цирковое искусство. Впрочем, ей не надо было сильно стараться, чтобы вызвать эмоции у зевак. Номер был прост. Пастрана обходила по барьеру цирковую арену несколько раз, обольстительно улыбаясь зрителям, заговаривая с ними и посылая воздушные поцелуи галерке. Впоследствии она выучила несколько песен и даже танцевала. Впрочем, ее пение пугало зрителей странными горловыми звуками.

Проведя успешные гастроли в Германии и Англии, в 1858 году Пастрана прибыла в Москву. В газете "Ведомости московской городской полиции" было опубликовано следующее объявление: «В саду "Эрмитаж" в четверг, 3 июля, большой увеселительный и музыкальный вечер, в котором прибывший в сию столицу известнейший феномен мисс Юлия Пастрана в первый раз будет иметь честь явиться пред московскою публикой. Цена за вход 1 рубль 50 копеек серебром с персоны. Дети платят половину».

Пожалуй, в России ее ждал самый грандиозный успех. В течение июля Пастрана дала восемь представлений. Хозяин цирка Шлезак чуть не плакал от досады, ведь его балаган не мог вместить всех желающих. Более 200 человек каждый раз возвращались домой, как говорится, несолоно хлебавши, из-за невозможности приобрести билет.

Юлия постоянно меняла свои костюмы - появлялась на эстраде то в тунике греческой богини, то в костюме американского матроса. Она танцевала испанские танцы, пела. Вся Москва обсуждала ее гастроли. Позже даже вышла в свет книга «Удивленная Москва в толках и анекдотах о знаменитой мисс Юлии Пастране».

Впрочем, некоторые гуманисты писали возмущенные статьи, так как считали, что «…жертва каприза природы сделалась игрушкою жадных корыстолюбцев». Автор одной из статей признавался, что смотрел на представление с тяжелым чувством и вопрошал читателя: «Зачем же водить эту женщину по толпе, как ученого зверя?» Впрочем, нездоровое любопытство брало верх над человеколюбием, и ажиотаж вокруг Пастраны продолжался.

О ней стали даже рассказывать сплетни и было невозможно понять, где кончается правда и начинается ложь. Некто Аскоченский, известный сплетник Москвы того времени, вначале высмеивал ее представление, затем делал недвусмысленные намеки: «дикая певица, сделав обычный книксен, завыла какой-то испанский романс, говорю -- завыла, потому что в голосе ее есть ноты, сильно напоминающие вой шакала». Далее он сообщал о… сватовстве к ней, и как Пастрана "ловко отвечала искателям ее руки… "

Сплетники говорили даже о количестве воздыхателей – их было якобы 20, и называли имя одного - 53-летнего толстяка-англичанина Роджера Барка. Этот «жених» весил 240 килограммов и имел огромный живот! Но то ли он был Юлии не по нраву, то ли девушка была разборчивой невестой, но свадьба не состоялась.

Впрочем, у Пастраны все же имелся какой-то тайный возлюбленный, от которого в Германии она родила мальчика. Роды были очень тяжелыми, понадобилось кесарево сечение, и от потери крови Юлия умерла. Ее младенец также погиб и, как рассказывают врачи, был похож на мать (весь покрыт волосами).

Но тело Пастраны не оставили в покое даже после смерти. Содержатель паноптикума Гаснер забальзамировал ее и выставил в своем "музее" - под стеклянным колпаком. Ее тело демонстрировали в Пассаже Петербурга.

Как вспоминал актер Василий Далматов, «одета и причесана она была точно так же, как во времена своих выступлений. У ног ее лежала официальная бумага, удостоверявшая, что обмана тут никакого нет и экспонат подлинный. Большие черные глаза забальзамированной чудо-женщины глядели на посетителей паноптикума ласково, точно живые. И в них были грусть и укор...».

Спустя 152 года после того, как скончалась бородатая женщина Юлия Пастрана, ее мумифицированные останки будут переданы на родину, в Мексику, где их, наконец-то, ждет захоронение. Современники называли Юлию "женщиной-обезьяной" из-за того, что все ее тело было покрыто густыми волосами, а на лице, которое напоминало морду гориллы, росла борода. На протяжении почти двух десятилетий ее возили по Европе и Америке и выставляли на публику как диковинное животное, а толпы людей в просвещенных столицах валом валили, чтобы увидеть редкое "чудовище".

Лишь в XX веке стало понятно, что ее уродство было вызвано болезнью, но в XIX столетии находчивые хозяева-импрессарио перекупали Юлию друг у друга, чтобы выставлять напоказ за деньги, следуя моде на демонстрацию всевозможных уродств. Ею заинтересовался сам Чарльз Дарвин, а сторонники теории эволюции считали, что она является "потерянным звеном" между обезьяной и человеком. И все же удивительное жизнеописание этой женщины-урода говорит о том, что чудовищами на самом деле были все действующие лица этой истории, кроме нее самой. Впрочем, называть окружавших ее людей монстрами было бы все-таки преувеличением: таковы были нравы того времени, да и в XX столетии люди продолжали выставлять напоказ останки Юлии и ее умершего в младенчестве сына, собирая с публики деньги за билеты.

Лишь в августе 2012 года было принято решение о том, что университет Осло, в котором мумия хранилась на протяжении 15 лет под предлогом необходимости ее научного изучения, должен передать ее мексиканским властям для предания земле. После запроса от журналиста мексиканской газеты Reforma, Департамент образования и науки Норвегии выяснил, что останки Пастраны так и не были исследованы, и попросил университет оценить степень необходимости их изучения. Департамент постановил, что если никакие научные работы проводить не надо, мумию женщины необходимо захоронить. 4 июня Национальный комитет Норвегии по анализу исследований человеческих останков опубликовал заявление, в котором призвал власти предать земле Юлию Пастрану. Авторы ссылались на общие этические принципы уважения к человеку, а также предположили, что воспитанная в католической традиции Юлия должна быть похоронена по христианскому обряду.

В заявлении подтверждаются основные факты биографии женщины и диагноз болезней, вызвавших ее уродство. Причиной ее необычной, жутковатой внешности был гипертрихоз - заболевание, сопровождающееся ростом волос по всему телу, в том числе, на лице, а также гиперплазия (избыточный рост тканей). Следствием этой болезни стало то, что уши, нос и челюсти Юлии были очень крупными, а зубы - иррегулярными: врожденное уродство сделало ее похожей, скорее, на обезьяну, чем на человека. Рост ее составлял около 150 сантиметров, что, в принципе, является нормой для человека, и у нее было совершенно нормальное телосложение. Ученые из Осло подтвердили, что она родилась в 1834 году в семье мексиканских индейцев, однако документальные свидетельства о ее жизни появляются лишь в 1854 году - в этот момент она была впервые выставлена на всеобщее обозрение в Нью Йорке.

По словам врача и историка медицины из Университета Кардиффа Яна Боденсона, написавшего книгу о Пастране, 20-летнюю Юлию открыл миру американец М. Рейтс (M. Rates). Девушка работала прислугой в доме губернатора мексиканского штата Синалоа. Увидев ее, Рейтс понял, что на ней можно неплохо заработать. В Нью-Йорке, куда он привез ее, Юлия привлекла внимание не только зевак, но также журналистов и ученых, которые проводили научные исследования, пытаясь объяснить причины ее необычной внешности. Профессор Александр Мотт (Alexander Mott) назвал ее "самым удивительным из существующих созданий", а доктор С. Брaйнерд (S. Brainerd) даже заявил, что она являет собой отдельный новый вид. Пока ученые спорили, девушку - с нехитрой целью наживы - перекупали друг у друга "импрессарио", которых, по всей видимости, можно смело назвать "хозяевами".

Несмотря на уродство, Юлия отличалась грациозностью, кроме того, она пела и танцевала. Есть свидетельства того, что на одном из военных балов она танцевала с офицерами. Многие также отмечали, что у нее приятный мелодичный голос. Помимо своего родного языка, она владела английским и испанским, ей нравилось путешествовать, готовить и шить. Во время ее "турне" по Европе власти Германии запретили выставлять ее, и после этого она играла в театре, закрыв лицо маской, до тех пор пока обман не раскрылся. О Юлии писали, что она хорошо воспитана, дружелюбна, обладает тягой к знаниям и вполне охотно разрешает ученым проводить над ней исследования. Тем не менее, все это время продолжались дебаты относительно того, каким животным она являлась.

Эти споры получили новое развитие в Лондоне, куда ее привез новый владелец по имени Теодор Лент (Theodor Lent). В книге "Викторианское чудо: Юлия Пастрана, бородатая и волосатая женщина", ее авторы Дж. Браун (J. Browne) и С. Мессенджер (S. Messenger) утверждают, что девушка приехала в британскую столицу вскоре после публикации скандальной работы Чарлза Дарвина "Происхождение видов" и в связи с этим некоторые сторонники теории эволюции называли ее "потерянным звеном" между обезьяной и человеком. Сам Дарвин тоже обратил на нее внимание, она даже упоминается в его работе "Изменение животных и растений в домашнем состоянии" (1868) как "испанская танцовщица, у которой росла густая борода, как у мужчины".

"Замечательные из женихов Юлии Пастраны", рисунок XIX века
(Нажмите, чтобы увеличить)

Считается, что руки бородатой барышни добивались десятки поклонников, сама она утверждала, что отвергла предложения руки и сердца по меньшей мере 20 претендентов. Возможно, именно для того, чтобы снять вопрос о браке и сохранить источник дохода, ее менеджер Лент женился на ней в 1857 году. Однако, судя по всему, у Лента были и другие помыслы - через два года выяснилось, что Юлия беременна.

Перед этим она успела посетить с "гастролями" Россию, где Юлия произвела фурор. В книге "Тайны XX века" писатель Геннадий Черненко приводит слова знаменитого русского актера Василия Далматова: "Я видел ее еще в детстве, в цирке, где она появилась в качестве певицы и танцовщицы, в коротком платье с декольте. Я помню даже ее горловые звуки и английские слова. Помню, как она напугала меня, когда ее водил импресарио по барьеру огромного цирка, и она, поравнявшись с нашей ложей у барьера, вздумала приласкать меня". Писатель также приводит сообщение газеты "Ведомости московской городской полиции": "В саду "Эрмитаж" в четверг, 3 июля, большой увеселительный и музыкальный вечер, в котором прибывший в сию столицу известнейший феномен мисс Юлия Пастрана в первый раз будет иметь честь явиться пред московскою публикой. Цена за вход 1 рубль 50 копеек серебром с персоны. Дети платят половину".

Черненко также цитирует статью петербургской газеты "Северная пчела", в которой утверждалось: женщина является жертвой каприза природы, ставшей игрушкой в руках жадных корыстолюбцев. Газета также сообщала, что даже изображения ее служат источником дохода: "Портреты Пастраны так распространены, что едва ли найдется постоялый двор между двумя столицами, где бы не было вывешено ее лицо". В саду "Эрмитаж" московская публика, точно так же, как перед этим американская и европейская, толкалась и давилась, чтобы увидеть выставленную напоказ "женщину-обезьяну". Юлия Пастрана приобрела в России такую известность, что о ней даже упомянул Лев Толстой в рассказе "Поликушка".

Впрочем, вскоре ее злосчастная карьера оборвалась трагическим образом, причем именно в России. В марте 1860 года она родила ребенка, который унаследовал ее волосатость и неправильное строение лица. Она скончалась от послеродовых осложнений через пять дней после родов, ее сын умер спустя несколько часов после рождения. Однако ее муж решил, что смерть несчастной женщины не является достойным поводом для того, чтобы перестать на ней зарабатывать. Теодор Лент передал трупы жены и сына профессору Московского университета Суколову, который забальзамировал их доселе неизвестным способом: в отличие от египетских мумий, останки сохранили цвет и форму и в целом выглядели вполне натурально.

Лент продолжил "гастролировать", на этот раз выставляя мумии. К этому чудовищному турне присоединилась женщина, очень похожая на Юлию, которой он дал имя Зенора. Видимо, она страдала теми же болезнями. В 1880 году они поселились в Петербурге и открыли музей восковых фигур. В конце жизни Лент сошел с ума - он закончил свои дни в психиатрической лечебнице. Но мрачная история Юлии не прекратилась и с его смертью. Мумиями Пастраны и ее сына завладела Зенора, передавшая их в Германию, где их выставляли на множестве ярмарок. Затем они попали в Вену и на протяжении нескольких десятилетий переходили из рук в руки, пока в 1990 году не обнаружилось, что они находятся на хранении в Институте судебной медицины в Осло. Коллегия Университета Осло еще в 1994 году рекомендовала предать земле останки Пастраны, взяв образцы ДНК для дальнейших исследований. Потребовалось почти 20 лет для того, что этот призыв был наконец-то услышан.


В XIX веке невероятную популярность имели цирковые представления, в которых выступали люди со всякого рода особенностями внешности. Одни были сросшимися от природы близнецами, другие имели лишние конечности, а третьи напоминали животных. Именно к последним и относилась Хулия Пастрана. Ее называли «Женщина-медведь» или «Леди Обезьяна». А все потому, что женщина имела невероятно густой волосяной покров на лице и на теле.

Хулия Пастрана - женщина с густым волосяным покровом

Хулия Пастрана (Julia Pastrana) родилась в 1834 году в Мексике. У нее было редкое наследственное заболевание – гипертрихоз, т. е. все тело Хулии от ног до головы покрывали густые жесткие волосы. В дополнение к этому девочка имела необычайно большой нос, уши и зубы, чем напоминала гориллу.

Когда Хулии Пастране было около 20 лет, она пересекла границу между Мексикой и США, где ее заметил некий М. Райтс. Он предложил девушке работать в популярном шоу уродов, и она согласилась. Несмотря на жуткую внешность, Хулия Пастрана была очень доброжелательна, хорошо пела и танцевала.

Хулия Пастрана - артистка цирка второй половины XIX века.

Через некоторое время у нее появился другой антрепренер, а затем Хулия попала к Теодору Ленту, ставшему в последствие ее мужем. Они отправились в турне по Европе, где помимо выступлений, удивительную женщину показывали профессорам и докторам наук. Теодор Лент даже сочинил историю, согласно которой мать Хулии якобы отправилась в горы, где спаривалась с обезьянами. А от этого появился младенец, весь покрытый волосами.

Марка с изображением Julia Pastrana

В 1860 году в возрасте 26 лет Хулия Пастрана забеременела. Когда пришло время родов, она находилась на гастролях в Москве. Ребенок родился с таким же густым волосяным покровом, что и мать. Он прожил всего 35 часов. Сама же Хулия скончалась через пять дней из-за послеродовых осложнений.

Вместо того чтобы похоронить жену и ребенка, Теодор Лент обратился к профессору Московского университета с просьбой мумифицировать умерших. Даже в кончине Хулии он усмотрел свою выгоду: поместил забальзамированные останки в стеклянный гроб и стал возить по Европе, выставляя перед публикой.

Тело Хулии Пастраны и ее новорожденного ребенка

Через два года после смерти Хулии Теодор Лент нашел еще одну женщину с таким же волосатым лицом, женился на ней, назвал Сероной Пастраной и стал представлять ее публике как сестру Хулии Пастраны.

После смерти Теодора Лента в 1884 году в русской психиатрической больнице след мумий потерялся. В 1921 они появились в норвежском музее, но по настоянию общественности, саркофаги запечатали и отправили в архив, где они пробыли до 1970 года. Потом мумии отправили на выставку в США. Там вандалы изувечили тело новорожденного, а его останки съели мыши.

Мумия Хулии Пастраны

Тело Хулии Пастраны обрело покой только в 2013 году, когда университет Осло, где находился саркофаг, согласился выдать мумии мексиканцам. Тело захоронили через 150 лет после смерти.

Хулия Пастрана (1834-1860) - мексиканка. Родилась на западе Мексики в глухой горной деревушке. От рождения страдала гипертрихозом. Это повышенная волосатость тех участков тела, для которых не свойственен волосяной покров. У Хулии всё тело, а также лицо были покрыты жёсткими чёрными волосами. Волосы не росли лишь на ладонях рук и подошвах ног. Нос, уши и зубы имели непропорционально большую величину. Всё это давало сходство с крупной обезьяной. В добавление к этому мексиканка имела рост всего 140 см, и за ней прочно закрепилось прозвище женщина-обезьяна.

Чарльз Дарвин описал эту женщину так: "Испанская танцовщица Юлия Пастрана поразила меня своим совершенным танцем. Но у неё густая мужская борода и волосатый лоб. Интерес также вызывают зубы этой невероятно уродливой, но обаятельной женщины. На верхней и нижней челюсти растут двойные ряды зубов. Причём один ряд помещён в другой".

Дарвин ещё не знал, а в наше время такой дефект во рту называется гиперплазией дёсен. При нём наблюдается не только дефект зубов, но также значительное утолщение дёсен и губ. Это даёт большое сходство с обезьяной.

Следует заметить, что девочка родилась в индейском племени. То есть была индианкой по происхождению. Но о её детстве и юности известно очень мало. Считается, что она до 1854 года работала горничной в одной зажиточной мексиканской семье. Затем её увидел американец с фамилией Райтс. Он уговорил девушку поехать в Штаты и там зарабатывать большие деньги, участвуя в шоу уродов. Уже в Нью-Йорке уродливую женщину перекупил Теодор Пост, специализирующийся на подобных шоу.

По другой версии Теодор Пост выкупил девочку ещё в 10-летнем возрасте прямо у матери. Он научил её петь, танцевать, а также говорить, читать и писать на 3-х языках. После этого девушка поехала в мировое турне под именем Бородатой леди.

Заработки Хулии Пастраны были чрезвычайно высокими. Поэтому Пост задался целью выдать свою подопечную замуж за богатого господина. Но затем по каким-то причинам Теодор решил сам жениться на ней. Свадьба состоялась в 1857 году. А в 1859 году семейная пара приехала выступать в Россию.

Однако вскоре обнаружилось, что женщина беременна. В 1860 году она родила в Москве мальчика. Его тело, как и тело матери, было полностью покрыто волосами. Младенец прожил всего 3 дня и скончался. Сама же Хулия заболела родильной горячкой и умерла через 2 дня после смерти своего сына.

Теодор Пост, по всей вероятности, был чрезвычайно практичным человеком, так как решил зарабатывать на жене и ребёнке даже после их смерти. Он нашёл в Москве специалистов по мумификации и мумифицировал усопших. Мумии были помещены в специальный шкаф, и убитый горем муж и отец начал демонстрировать их всем желающим за деньги.

Заработав на этом приличную сумму, предприимчивый американец продал мумии в музей курьёзов, который странствовал по всему миру. В 1880 году Теодор Пост попал в психиатрическую клинику, и его дальнейшая судьба неизвестна.

Демонстрация мумии Хулии Пастраны

Что же касается мумий, то они переходили из рук в руки, пока не осели в Норвегии. Их в 1920 году приобрёл некий Лунд. В своём доме он организовал комнату ужасов, в которой показывал гостям разнообразных уродов, сотворённых природой.

В 1943 году фашистский режим постановил мумии у Лунда изъять и выставлять их на всеобщее обозрение, а вырученные деньги переводит на государственные нужны. Затем режим поменялся, но иссохшие тела Хулии и её ребёнка продолжали демонстрировать зрителям.

В середине 70-х годов их поместили в закрытое хранилище. Здесь их изрядно подпортили мыши. Мумию ребёнка они вообще съели, а мумия матери пропала в 1979 году. Но полиция её нашла и передала судебным медикам в Осло. Те запечатали мумию в ящик и хранили её в таком состоянии вплоть до 2012 года.

В апреле месяце указанного года останки бедной женщины передали мексиканским властям, и умершая на чужбине Хулия Пастрана наконец-то вернулась на родину.

Изображение Хулии Пастраны и белый гроб, в котором похоронили её останки

В мексиканском штате Синалоа состоялись торжественные похороны. С прощальной речью выступил сам губернатор штата. Он сказал, что несчастная женщина столкнулась с агрессией, жестокостью, человеческой чёрствостью и равнодушием, но, в конце концов, справедливость восторжествовала.

Останки несчастной покоились в белом гробу, а вокруг лежала целая гора венков, сплетённых из белых роз. На похороны собралась огромная толпа народа. В большинстве это были земляки усопшей. Все они пришли, чтобы выразить своё почтение женщине, на уродстве которой недобросовестные личности зарабатывали деньги.

По поводу похорон одна из самых крупных мексиканских газет написала: "Во вторник наконец-то нашла покой самая уродливая женщина планеты. Её останки предали родной земле через 153 года после кончины. Справедливый акт свершился по воле Бога и по воле честных людей".

Егор Ласкутников