Вспомним

  1. Что относится к неживой природе?
  2. По своим наблюдениям расскажите, какая погода была летом. Как она изменилась с приходом осени?

Летом земля получала много тепла. Ведь солнце высоко поднималось в небе, лучи его падали отвесно и хорошо прогревали землю. Осенью солнце поднимается в небе уже не так высоко. Его лучи падают наклонно, скользят по земле и меньше нагревают её. Поэтому холодает.

Однажды утром земля, трава, крыши домов побелели. Нет, это ещё не снег. Это иней. Значит, на улице лёгкий мороз - заморозки .

Первые заморозки обычно бывают ранней осенью, в начале сентября. А ближе к середине сентября бывает последняя гроза. Осенние дожди на летние не похожи. Они мелкие, моросящие, затяжные.

Воздух осенью насыщен влагой, которая из-за холода превращается в мельчайшие водяные капельки. Так образуются туманы. Осенью густые туманы часто стелются над рекой, озером, прудом.

Правда, с середины сентября на одну-две недели обычно устанавливается тёплая, сухая погода.

Это время в народе называют «бабье лето». Замечательная пора для прогулок, осенних работ, да и для весёлых детских игр!

Между тем дни становятся всё короче, а ночи длиннее. Наступает 23 сентября - день осеннего равноденствия , когда светлое время суток равно тёмному, день равен ночи.

Поздняя осень бывает холодной, дождливой. Иногда идёт мокрый снег. Поздней осенью во всём чувствуется приближение зимы. В самом конце осени на водоёмах происходит ледостав - реки, озёра, пруды покрываются льдом. А вскоре и вся земля оденется в белый снеговой наряд.

  • Рассмотри рисунки. На каком из них показана ранняя осень, а на каком - поздняя? Объясни, почему ты так думаешь.

Старинная детская игра

Погожей ранней осенью на свежем воздухе так весело играть! Вот русская игра «В куликй». Скатают из сухой травы небольшой мячик. Считалкой выберут водящего - птицу кулика. Он в сторонку отойдёт, а дети мяч в сухой траве спрячут. Водящий выйдет на поляну, начнёт по траве шарить - мяч искать. Если далеко от мяча отойдёт, дети кричат: «Кулик, кулик, кулик!» Если водящий близко от мяча, кричат по-другому: «Травы, травы, травы!» Играют, пока «кулик» мяч не найдёт.

Узнаем подробнее

Как замерзает река

Ледостав - одно из интереснейших явлений природы. Сначала появляются забереги - тонкий ледок вдоль берегов. Он словно держится за берега, зацепился за них.

Потом в воде можно увидеть ледяное сало. Это маленькие плоские льдинки, похожие на блёстки сала в тарелке с остывшим супом. А после снегопада в реке появляется снежура, похожая на плывущую по течению кашу из снега.

Но вот ледяное сало и снежура слиплись в большие рыхлые комья льда. Это шуга. Ледяные комья на ходу смерзаются друг с другом. Образуются большие плывущие льдины.

Но плыть им всё труднее: льдины увеличиваются, смыкаются друг с другом. И вот они соединяются с заберегами.

Движение льда на реке прекращается. Река замёрзла.

Подумаем!

  1. Почему иней при первых заморозках быстро тает?
  2. В каком осеннем месяце больше всего туманов?

Проверим себя

  1. Чем вызвано осеннее похолодание?
  2. Чем осенние дожди отличаются от летних?
  3. Почему осенью часто образуются туманы?
  4. Чем интересен день 23 сентября?
  5. Приведи примеры осенних явлений в неживой природе.

Сделаем вывод

Уменьшение продолжительности дня, похолодание, первые заморозки и появление инея, последняя гроза, затяжные дожди, густые туманы, первый снег, ледостав - это осенние явления в неживой природе. 23 сентября - день осеннего равноденствия.

Марианская впадина, Тихий океан.

Марианская впадина - это самое глубоководное место на Земле, глубина её почти 7 километров. Там обитают странные существа, которых нигде и никогда вы не сможете увидеть.

Солёные озёра.

Некоторые озёра имеют в воде настолько высокое содержание соли, что животные, имеющие неосторожность попасть в воду, тут же покрываются тонким слоем соли и погибают, буквально превращаясь в камень.


Реки под водой.

Бугристые облака.

Это уникальное природное явление происходит, когда под тяжёлыми плотными грозовыми тучами вдруг начинают образовываться обычные лёгкие облака. Они не могут подняться выше, так как плотные тяжёлые тучи не дают это сделать. В результате и получается такая уникальная картина.

Волнисто-бугристые облака

Это очень редкое природное явление, и наблюдать его начали только в 21 веке. Природа его появления до сих пор остаётся неизвестной. Единственное, что определённо можно об этих облаках сказать - выглядят жутковато.

Огненный водопад в Калифорнии.

Этот огненный водопад можно наблюдать в Калифорнии в национальном парке Йосемити на склоне горы Эль-Капитан. К сожалению, это сезонное и очень редкое явление, которое можно наблюдать только несколько дней в феврале, когда температура и погода сложатся благоприятным образом. Солнечные лучи, падая под определённым углом, преломляются в воде и создают эффект оранжевого пламени. Очень красиво и эффектно.

Радужные эквалипты в Австралии.

У этих радужных эквалиптов множество цветов, как будто их раскрасил художник. На самом деле, всё проще: деревья растут, стареют и теряют кору в разное время года. В зависимости от времени года эти участки без коры стареют по-разному и приобретают различный цвет. Отсюда и такая безумная радуга.

Полосатые айсбеги в Антарктиде.

Оказывается, айсберги могут быть очень полосатыми. Голубые полоски возникают, когда трещины во льду заполняются водой, которая замерзает очень быстро и без образования пузырей воздуха во льду. Коричневые, чёрные и жёлтые полосы - это различного вида отложения, попавшие в айсберг, когда он сползал по леднику в море, и в него попадала почва и горные породы. Зелёные полосы - это замёрзшие водоросли.

Ледяные цветы в Арктике.

Эти ледяные цветы на воде образуются в Арктике, когда воздух значительно холоднее, чем вода. Соприкосновение относительно тёплой воды и очень холодного воздуха и рождает эти необыкновенные клисталлы-цветы на воде.

Снежный камин.

Эти необычные трубы формируются вокруг отверстий, через которые выходят на поверхность горячие вулканические газы. Соприкосновение тёплых газов и холодного воздуха со временем создаёт огромные “каминные трубы”.

Столбы света, Россия.

Эти необычные световые колонны появляются в очень холодных районах, когда свет отрадается от множества плоских и гладких кристаллов льда.

Движущиеся камни, Долина смерти в Калифорнии.

Эти камни имеют вес более 300 килограмм, но передвигаются по пустыне совершенно самостоятельно, без помощи человека, животных или ветра. И только недавно учёные нашли объяснение этому загадочному явлению. Зимой камни покрываются слоем льда, а с наступлением тёплой погоды лёд начинает таять, и камни скользят по песку.

Дыры в небе.

Эти огромные дыры в облаках образуются, когда в одном из мест внезапно начинают таять кристаллы льда, находящиеся в облаках.

Водоворот Мальстрём.

Такие мощные водовороты образуются при встрече холодного и тёплого океанских течений. Они часто встречаются у берегов Норвегии. Они довольно опасны и могут потопить небольшое судно, не говоря уже о лодках или одиночных пловцах.

Ледяные волосы.

Этот странный лёд выглядит как волосы и очень мягкий. Бактерия «Pseudomonas syringae» является причиной этого редкого явления. Она повышает точку замерзания воды внутри растений и, когда не замёрзшая вода покидает растение и встречает холодный воздух, возникают такие ледяные волосы.

В Карачаево-Черкесии на хребте Мицешта был найден рисунок размером 140 на 80 сантиметров. Лик Христа изображен почти как на классической синайской иконе Христа Пантократора. Он глядит на восток. Ученые выяснили, что это изображение нанесено методом яичной темперы, который использовался в Византии в X веке. Недавно к лику установили лестницу протяжённостью 345 метров из 526 ступеней. Сейчас это очень знаменитое место паломничества.

Вконтакте

Осенняя викторина с ответами по окружающему миру для начальной школы

Автор Ляпина Вера Валерьевна учитель начальных классов МБОУ СОШ № 47 городской округ Самара
Описание Предназначена учителям начальной школы для закрепления пройденного материала учащихся младших классов.
Цель Проверка и закрепление полученных знаний на уроке окружающего мира по теме "Осенние изменения в природе"
Задачи:
-систематизировать и обобщить знания учащихся по теме: «Осень», расширить кругозор детей по данной теме;
-развивать познавательный интерес у учащихся; развивать логическое мышление, память и речь учащихся во время внеклассного занятия;
-прививать экологическую культуру учащимся.

Ход викторины


Ветер тучи гонит,
Ветер в трубах стонет,
Дождь косой, холодный
По стеклу стучит.
На дорогах лужи
Морщатся от стужи,
Под навесом прячутся
Грустные грачи.
Верная примета,
Что проходит лето,
Что опята просятся
Сами в кузовок,
Что спешит с подарками
Снова осень яркая,
Что скучает в школе
Говорун-звонок.
(Г. Ладонщиков)
Осени приметы

Тонкая берёзка
В золото одета.
Вот и появилась осени примета.

Птицы улетают
В край тепла и света,
Вот вам и другая
Осени примета.

Сеет капли дождик
Целый день с рассвета.
Этот дождик тоже
Осени примета.

Горд мальчишка, счастлив:
Ведь на нём надета
Школьная рубашка,
Купленная летом.

Девочка с портфелем.
Каждый знает: это –
Осени идущей
Верная примета.
(Л. Преображенская)
1.Какой день считается астрономическим началом осени?
(22 сентября)
2.На какие периоды делят осень фенологи?
(Ранняя осень-до конца октября


Поздняя осень- до начала зимы)


3.Назовите день осеннего равноденствия
(23 сентября)



4.Какой месяц называют "золотой осенью"?

(Октябрь. Время наибольшего расцвечивания деревьев, кустов)


5.Какой месяц называли полузимник?
(Ноябрь)


6.Что такое ледостав?
(Реки, озера, пруды покрываются льдом)


Листоход
Рыжий дождик валит с небосвода,
Ветер рыжие листья несёт...
Листопад,
Смена времени года,
Листоход на реке, листоход.
У реки подмерзают бока,
И от инея некуда деться.
Лисьей шубой накрылась река,
Но дрожит
И не может согреться.
(В. Шульжик)
7.Какой период осени называют "Бабье лето"?
(С середины сентября на одну-две недели устанавливается теплая, сухая погода)
Наступило бабье лето -
Дни прощального тепла.
Поздним солнцем отогрета,
В щелке муха ожила.

Солнце! Что на свете краше
После зябкого денька?..
Паутинок легких пряжа
Обвилась вокруг сучка.

Завтра хлынет дождик быстрый,
Тучей солнце заслоня.
Паутинкам серебристым
Жить осталось два-три дня.

Сжалься, осень! Дай нам света!
Защити от зимней тьмы!
Пожалей нас, бабье лето:
Паутинки эти - мы.


8.Что такое забереги?
(Тонкий лед вдоль берегов водоемов)


9.Объясните слово -"шуга"
(Большие рыхлые комья льда на реке)


10.Какие птицы первыми улетают на юг?
(Птицы, которые питаются насекомыми-ласточки, скворцы)




11.Какие зверьки пользуются своими запасами на осень сообща?
(Белки.)


Сушит белочка на ветке
Гриб себе и гриб соседке.
А соседка ищет шишки
Для себя и для сынишки.
А подружке даст орех –
Хватит лакомства на всех!
12.Как называется процесс изменения окраски и отрастание густой пушистой шерсти?
(Линька)


13.Назовите самого запасливого зверька
(Хомяк)
Кучкой в норку сложит.
Сытно зиму зимовать
Хомячок так сможет.
А пока, растет трава,
Солнце ярко светит,
Собирает он зерно
Для себя и деток!
14.Назовите животное, которое в конце осени сбрасывает рога?
(ЛОСЬ)



Лось - рога ветвистые
Да копыта быстрые.
Головой качая, он
Задевает небосклон.
15.Как называется малоподвижный сонный образ жизни животных?
(Спячка)



16.Что в первую очередь необходимо зверям, впадающим в спячку?
(Жировые запасы под шубкой)


17.Почему медведь лижет лапу в спячке?
(Зимой у медведя отслаивается и слезает старая кожа на подошве. Молодая кожа -нежная, чешется и мерзнет. Медведь облизывает своим горячим языком- греет)
Медвежьего следа зимой не сыскать,
Отправила Зимушка Мишеньку спать.
В берлоге он сладкую лапу сосет,
А снится ему, что он кушает мед.
От радости Мишка довольно урчит.
Эй, звери, потише… Пусть Миша поспит.


18.Как называется охота лисы на мышей?
(Мышкование)


19.Что называют "заячьей столовой"?
(Кора поваленного дерева)


20.Делают ли запасы на зиму бобры?
(ДА, они запасают кору деревьев, ветки молодых деревьев)



Начинается сказка
Осенняя тихо.
Она ходит по лесу,
Как будто лосиха,
Не видать,
Не слыхать,
Как идёт за ветвями.
Но за ней мы с тобой
Поторопимся сами.
Видишь, вспыхнули
Гроздья сентябрьской рябины.
Видишь, гриб покраснел
Под звенящей осиной.
Виснет лёгким дымком
На сосне паутина.
В ней запуталось лето
Листочком осины.

Дидактический материал к урокам по окружающему миру

2 класс

Введение.

В методической разработке представлены тематические задания, составленные в чётком соответствии с содержанием учебника по окружающему миру для 2 класса. Автор А. А. Плешаков. М, Просвещение, 2011 г.

Материал разбит на темы, каждое задание имеет цель отработать определённые навыки и понятия. Используя материал этого пособия, учителя начальных классов получают возможность сразу увидеть пробелы в знаниях учащихся.

Благодаря тестам задания проверяются легко, позволяют активизировать деятельность учащихся на уроках, разнообразить процесс обучения, получать наглядную картину успеваемости, экономить время, отводимое на опрос и контроль.

Работа с тестами может проводиться почти на каждом уроке окружающего мира, так как материал тестов идёт параллельно с учебником.

Тематические задания могут быть использованы для организации индивидуальной и коллективной работы на уроке. При фронтальной работе с текстами учитель сам может читать задания, а дети отмечают правильный ответ. Отводить на тестирование больше 20 минут не рекомендуется. Материал сборника поможет оказать методическую помощь учителю в подборе упражнений для закрепления знаний, умений, навыков учащихся.

ВАРИАНТ 1

1. Запиши по порядку осенние месяцы:

Осень- _________ , _________ , __________.

2.Меняется ли температура воздуха с приходом осени?

а) Нет.

б) Да, она становится ниже.

в) Да, она становится выше.

3. Обведи кружком букву правильного ответа. Осенью:

а) день становится короче;

б) солнце встает раньше;

в) ночь становится короче.

4. Какое основное осеннее изменение происходит в неживой природе?

а) потепление;

б) грозы;

в) похолодание;

г) начало учебного года;

5. Закончи предложения об изменениях в неживой природе осенью.

Небо затянуто _____________, кажется низким, дожди____________

Температура

Воздуха__________________________, ясных дней ______________,

Постоянно______________________ или _______________________.

(Слова: облаками, понизилась, затяжные, холодные, пасмурно, ясно,

облачно)

ВАРИАНТ 2

ФАМИЛИЯ, ИМЯ ________________________________

Октябрь

Сентябрь

Ноябрь

2. Как осенью солнце поднимается над горизонтом по сравнению с летом?

а) выше, чем летом;

б) так же, как летом;

в) ниже, чем летом.

3.Какие изменения происходят в неживой природе.

А) заморозки;

Б) цветение растений;

В) похолодание;

Г) листопад;

4.Напиши несколько осенних явлений в неживой природе?

________________________________________________________________

5.Закончи предложения об изменениях в неживой природе осенью.

Самое заметное изменение в неживой природе это____________________.

Небо часто закрыто _______________ . Идет __________________________

Вода в реках, прудах, озерах становится ______________________________.

Почва стала ____________________________.

(Слова: промерзать, похолодание, мелкий, моросящий, тучами, дождь,

холоднее.)

ВАРИАНТ 1

ФАМИЛИЯ, ИМЯ ________________________________

1.Кто и что готовит на зиму? Соедини стрелками.

бобры зерно

медведь мёд

хомяки ветки деревьев

пчёлы жир

Чертами.

Первыми на юг улетают:

А) водоплавающие; б) насекомоядные.

4. Травянистые растения осенью:

а) умирают

б) остаются зелеными под снегом

в) отмирает наземная часть, корни зимуют в земле

Изменениях в живой природе.

Улетели в теплые края _____________, ____________________, _________,

Только _________________,

Боятся наступающей зимы.

ВАРИАНТ 2

ФАМИЛИЯ, ИМЯ ________________________________

1. Запиши цифрами порядок осенних месяцев:

барсук зерно

мыши мёд

белки жир

пчёлы грибы, орехи

2.Подчеркни перелетных птиц одной чертой, а зимующих птиц – двумя

Чертами.

Скворец, журавль, синица, соловей, воробей, кукушка, ворона, ласточка.

3.Обведи кружком букву правильного ответа.

На юге перелётные птицы:

А) вьют гнёзда; б) не вьют гнёзда.

4.Явление листопада чаще всего бывает:

а) ноябре

б) сентябре

в) октябре

5.Допиши недостающие слова, чтобы получился рассказ об осенних

Изменениях в живой природе.

Осенью листья на деревьях и кустарниках ___________________________.

Не изменяют окраску листьев ______________________________________.

Они по-прежнему стоят _________________________________________ _.

Улетели в теплые края _____________, ____________________, ________,

Только ________________________________,

Не

Боятся наступающей зимы.

(Слова: хвойные деревья, вороны, соловьи, скворцы, зеленые, ласточки,

воробьи, дятлы, журавли, пожелтели, синицы.)

ВАРИАНТ 1

ФАМИЛИЯ, ИМЯ ________________________________

  1. Какой месяц в старину называли – крутень, межень, кривые дороги,

Снегосей?

а) январь, б) февраль, в) декабрь, г) март.

2.О каком зимнем явлении идёт речь?

Появившаяся во время оттепели вода и подтаявший снег замерзают.

А) Гололедица;

Б) Снегопад;

В) Оттепель.

3. Какие зимние явления происходят в неживой природе? Подчеркни

4.Как называется явление природы, при котором реки, озёра, пруды

Покрываются льдом?

а) ледоход

б) ледостав

в) заморозки

5.Звезда, еж, пластинка, игла, крупа, столбик – это…….

а) иней, б) снежинки, в) хлопья.

ВАРИАНТ 2

ФАМИЛИЯ, ИМЯ ________________________________

1.Какой месяц не является зимним?

а) январь, б) март, в) февраль, г) декабрь.

2. Какие зимние явления происходят в неживой природе?Подчеркни

Метель, снегопад, мороз, листопад.

3.Как называется явление природы, при котором реки, озёра, пруды

Покрываются льдом?

а) заморозки

б) ледоход

в) ледостав

4.Какое явление природы бывает только зимой?

а) Дождь;

б) Туман;

в) Снегопад;

а) самый длинный день в году,

б) самый короткий день в году,

в) день зимнего солнцеворота,

ВАРИАНТ 1

ФАМИЛИЯ, ИМЯ ________________________________

1.Как называется дерево, которое на зиму сбрасывает хвоинки?

а) Сосна, б) пихта, в) ель, г) лиственница.

2.Кто не впадает в зимнюю спячку?

а) Медведь;

б) Ёжик;

в) Заяц.

3.Какие животные меняют окраску к зиме?

а) Медведь;

б) Заяц;

в) Лось;

г) Белка.

4.Какие птицы зимующие?

а) чайка, синица, грач;

б) поползень, сорока, тетерев;

в) чиж, скворец, кукушка.

5. Как люди должны помогать птицам выжить зимой?

а) строить для них гнёзда;

б) помещать их в специальные жилища;

в) подкармливать их.

ВАРИАНТ 2

ФАМИЛИЯ, ИМЯ ________________________________

1.Какое хвойное растение зимует без листьев – хвоинок? Подчеркни.

Сосна, лиственница, ель, можжевельник.

2. Кто впадает в зимнюю спячку?

а) волк;
б) кабан;
в) ёж.

3.Какие животные меняют окраску к зиме? Подчеркни.

Белка, медведь, лиса, заяц, лось.


4.Какие птицы зимующие?

а) грач, сойка, соловей;
б) клёст, воробей, голубь;
в) скворец, ворона, ласточка.

5.Почему многие птицы зимой держатся ближе к жилью человека?

А) здесь можно погреться;
б) здесь проще отыскать корм;
в) здесь можно пообщаться с людьми.
Тест по теме «В гости к весне»

ВАРИАНТ 1

ФАМИЛИЯ, ИМЯ ________________________________

1.Какие весенние явления происходят в неживой природе?

Вычеркни лишнее слово

Ледоход, таяние снега, половодье, метель.

2.О каком весеннем явлении идёт речь? Допиши предложение.

От растаявшего снега и льда река переполняется водой и выходит из

берегов – это __________.

3.На какое число приходится день весеннего равноденствия?

4.Как изменилась температура воздуха с пр и ходом весны?

а) стала выше

б) стала ниже

в) не изменилась

а) дни становятся длиннее;

б) появляются насекомые;

в) улетают в теплые края перелетные птицы;

ВАРИАНТ 2

ФАМИЛИЯ, ИМЯ ________________________________

1. Какие весенние явления происходят в неживой природе? Подчеркни

Метель, снегопад, гололедица, листопад.

2.. О каком весеннем явлении идёт речь? Допиши предложение.

Большие и маленькие льдины быстро плывут по течению, сталкиваются и

разбиваются – это __________.

3.Какие весенние явления происходят в неживой природе?

а) ледоход;

б) вьюга;

в) половодье;

г) гололёд.

4. Как изменилась температура воздуха с пр и ходом весны?

а) стала выше

б) стала ниже

в) не изменилась

5.Выбери примету, не относящуюся к весне.

а) воздух становится день ото дня всё теплее;

б) появляются первоцветы;

в) животные ложатся в спячку;

Тест по теме «Живая природа весной»

ВАРИАНТ 1

ФАМИЛИЯ, ИМЯ ________________________________

а) Пробивается травка;

б) Листопад;

в) Возвращение перелётных птиц.

а) одуванчик.
б) медуница;
в) тополь;

3.Какие изменения весной происходят в жизни птиц?

а) прилетают из жарких стран;
б) вьют гнёзда;
в) отдыхают;


4.Какие птицы прилетают к нам весной?

а) Воробей, ворона, галка.

б) Грач, скворец, ласточка.

в) Снегирь, синица, дятел.

а) У зайца;

б) У белки;

в) У кошки;

г)У ёжика.

ВАРИАНТ 2

ФАМИЛИЯ, ИМЯ ________________________________

1.Какие весенние явления происходят в живой природе?

а) Набухание почек;

б) Листопад;

в) Появление насекомых;

2.Какие растения раннецветущие?

а) мать-и-мачеха;
б) рябина;
в) ольха;

3. Какие изменения весной происходят в жизни зверей?

А) рождают детёнышей;
б) начинают петь;
в) продолжают спать.

4.Выбери неверное утверждение:

а) Весной появляются первоцветы.

б) Весной улетают в тёплые края перелётные птицы.

в) Весной появляются насекомые.

5. У каких животных весной изменяется окраска?

а) У зайца;

б) У белки;

в) У кошки;

г) У ёжика.

Тест по теме «Впереди лето»

ВАРИАНТ 1

ФАМИЛИЯ, ИМЯ ________________________________

1. Запиши цифрами порядок летних месяцев:

Июль

Август

Июнь

2. Как летом солнце поднимается над горизонтом по сравнению с весной?

а) ниже, чем весной;

б) так же, как весной;

в) выше, чем весной.

правильных ответов.

а) осадки в виде дождя;

б) оттепель;

в) солнце жарко светит.

Самое заметное изменение в неживой природе летом –__________________

___________________________________.

Небо редко закрыто___________________.

Дожди бывают_____________________________________.

Вода в водоёмах ___________________________________.

По утрам на траве выпадает__________________________.

облаками)

ВАРИАНТ 2

ФАМИЛИЯ, ИМЯ ________________________________

1.Запиши по порядку летние месяцы

Лето-____________,____________,___________.

2. Обведи кружком букву правильного ответа.

Летом:

а) день становится длиннее;

б) солнце встает позже;

в) ночь становится длиннее.

3. Какие основные летние изменения происходят в неживой природе?

а) прогрелась земля и вода;

б) ледоход;

в) похолодание;

4.Закончи предложение о летних изменениях в неживой природе

Самое заметное изменение в неживой природе летом -

это__________________________________________________________.

Небо редко закрыто___________________. Дожди бывают_______________.

Вода в водоёмах ______________________________________________.

По утрам на траве выпадает____________________.

(постоянно тёплая температура, редкими и тёплыми, прогрелась, роса,

облаками)

Тест по теме «Живая природа летом»

ВАРИАНТ 1

ФАМИЛИЯ, ИМЯ ________________________________

1.Какие основные летние изменения происходят в живой природе

а) появление насекомых;

б) подрастание птенцов;

в) цветение трав;

3. Закончи предложение

Лето-время лесных _________________________. Вылетают из гнёзд

У__________________ подрастает смена. Старше всех

лесных малышей __________________.У норы играют_________________.

Совершает свой первый полёт _________________.В сумерках выходят на

охоту_______________.

(малышей, медвежата, птицы, зверей, лисята, бельчонок, ежата)

_________________________________________________________________

а) находится в тени

б) ходить в головном уборе

в) больше пить

ВАРИАНТ 2

ФАМИЛИЯ, ИМЯ ________________________________

1. Какие основные летние изменения происходят в живой природе.

а) цветение трав;

б) набухание почек;

в) созревание плодов;

2. Каких насекомых можно встретить летом. Напиши.

_____________, _____________, _____________,

_____________, _____________, _____________.

3. Закончи предложение

Зацвели ______________.На лесной опушке распустился алый_________.

На лугу заголубели__________________________.Белые________________

Протянут свои лепестки к солнцу. Даже_______________

тоже в бусинках.

(травы, подорожник, шиповник, колокольчики,ромашки)

4.Напиши ягоды, которые спеют летом.

_____________________________________________________________

5.Как можно защитить себя от солнечного удара

а) находится в тени

б) больше пить

в) больше пить ходить в головном уборе

Итоговый тест по теме «Времена года»

ВАРИАНТ 1

ФАМИЛИЯ, ИМЯ _____________________________

1.Определи время года .

набухают почки, зацветают первоцветы.
_______

ярким краскам.
Ответ:__________________________________

Это унылая_____________________ .

2.Впиши недостающий месяц:

  1. октябрь – ноябрь
  2. _______ - январь
  1. февраль -______
  2. апрель - май
  1. Апрель -______
  2. Июнь - июль
  1. Май – июнь
  2. ____ - август

ВАРИАНТ 1

ФАМИЛИЯ, ИМЯ ________________________________

1.Определи время года
Погода стоит жаркая. Солнце поднялось высоко-высоко. Вся земля покрыта

Зелёным ковром. Весело щебечут птицы, заботясь о своём потомстве. Все

Луга, степи покрыты цветущим ковром. Над цветами порхают бабочки,

Летают стрекозы, жужжат пчёлы. Всё вокруг радуется тёплому солнышку,

Ярким краскам.
Ответ:__________________________________

Дни становятся короче. Солнце светит реже. Деревья роняют в лужи свои

яркие наряды. Чаще дуют холодные ветры. Моросящий дождик заставляет

детей сидеть дома. Иногда дождь переходит в мокрый снег.

Это унылая _________________________ .

По высокому голубому небу медленно и плавно плывут белоснежные

лёгкие облака. С каждым днём становится теплее и теплее. Тает снег,

журчат по дорогам ручьи, появляются первые проталинки, на реках

начинается ледоход. А осадки теперь выпадают в виде дождя. На деревьях

набухают почки, зацветают первоцветы.

Солнце уже высоко не поднимается, дни становятся короче, а ночи длиннее.

Вот уже и реки, озёра, пруды сковал лёд, замёрзла почва. Вся земля покрыта

Мягким, воздушным, снежным одеялом. Почти каждый день дуют холодные

Ветры. Часто можно наблюдать снегопады и метели. Погода стоит морозная.
Ответ:______________________

5.Впиши недостающий месяц:

2)_____ - август

2)_______ - январь

Заключение

Тестовые задания могут быть использованы учителями начальной школы, а также и родителями для занятий с детьми дома.

При всех положительных качествах метода тестирования он не может быть единственным способом проверки качества знаний и умений учащихся и должен использоваться вместе с традиционными формами проверки результатов обучения.

Каждое верно выполненное задание оценивается в один балл.

80 – 100% от максимального количества баллов – оценка «5».

60 – 80% - оценка «4».

40 – 60 % - оценка «3».

0 - 40% - оценка «2».

Приложение

Ответы к тестовым заданиям

Тест по теме «В гости к осени»

ВАРИАНТ 1

вопросы

ответы

сентябрь, октябрь ноябрь

ВАРИАНТ 2

вопросы

ответы

Сентябрь,октябрь ноябрь

Тест по теме «Живая природа осенью»

ВАРИАНТ 1

вопросы

ответы

бобры - ветки.и.т.д

ВАРИАНТ 2

вопросы

ответы

барсук-жир..и.т.д

Тест по теме «В гости к зиме»

ВАРИАНТ 1

ВАРИАНТ 2

Тест по теме «Живая природа зимой»

ВАРИАНТ 1

Морозные цветы, волнистые облака, цветущая пустыня и пятнистое озеро – думаете, это выжимки из книги по научной фантастике? Вы ошибаетесь, реальные природные явления, поражающие своей невероятной красотой, действительно существуют.

Природа неустанно удивляет человечество своими проявлениями, и для этого ей не нужно применять никаких фильтров, уловок и хитростей. Многие явления на фото выглядят просто нереальными, и может показаться, что это – иллюстрации из научной фантастики. Давайте посмотрим, какие природные феномены способны покорить воображение.

1. Цветущая пустыня

В Чили есть пустыня Атакама, в которой очень редко идут дожди, но порой, здесь наблюдаются продолжительные ливни. Повышенная влажность приводит к тому, что пробуждается огромное количество семян цветов, которые лежат в спячке долгое время. Благодаря этому вся пустыня покрывается красивым цветущим ковром. Происходит такое событие крайне редко – раз в 5-10 лет. Это невероятное природное явление, которое стремятся увидеть миллионы.

2. Кальгаспоры


Необычные снежные массивы в виде пик можно обнаружить в высокогорных районах, где наблюдается высокая влажность, например, это возможно в Андах. Что интересно, когда температура воздуха высокая, то эти «шипы» очень быстро испаряются, не успев даже превратиться в жидкость.

3. Линзовидные облака


Вокруг холмов и гор можно увидеть облака необычной формы, похожие на огромные летающие тарелки или даже стопку блинов. Называют это природное явление лентикулярными облаками, которые выглядят неподвижно, но они постоянно пополняются запасами влажного воздуха, а затем влага испаряется с подветренной стороны. Все это обеспечивает красивую форму.

4. Брайниклы


Явление, которое можно увидеть в арктических подледных водах, внешне похоже на рост сосульки. Когда она достигает дна, то превращается в ледяной ручей, который замораживает все на своем пути. Операторы, которым удалось снять этот природный феномен, назвали его «ледяным пальцем смерти». Образуется брайникл из-за разницы температур холодной и теплой воды.

5. Круги в пустыне


Одно из красивых явлений можно наблюдать в пустыне Намибии – образование волшебных кругов. На северной стороне они могут достигать в диаметре до 50 м, а на юге – до 3 м. Точной причины их образования ученые не смогли определить, но самая распространенная версия – самоорганизация травы.

6. Световые столбы


Явление, которое появляется в большинстве случаев над большими городами, выглядит потрясающе. Происходит это, когда температура воздуха опускается ниже минус 20°С. Разноцветные световые столбы образуются из-за того, что в атмосфере накапливается много кристаллов льда.

7. Инопланетное озеро


На севере Танзании находится необычное озеро Натрон – оно покрыто коркой соли, которая на протяжении года может менять свой цвет. Например, можно увидеть сочные красные и розовые оттенки. Связано это с наличием в воде микроорганизмов и их жизнедеятельностью.

8. Трубчатые облака


Это необычное природное явление называется «облаками утренней славы». Они проявляются крайне редко, но могут образоваться в любой точке мира. Похожие на трубы тучи могут достигать в длину до 1 тыс. км, а вот высота их составляет около 2 км. Стоит заметить, что подобные облака являются опасными для самолетов, поскольку создают турбулентность.

9. Врата Ада


Такое необычное название заслужил газовый кратер Дарваза, который расположен в Туркменистане. Его диаметр составляет около 60 м, а глубина – примерно 20 м. Кратер был зажжен учеными в 1971 году и с того времени он не прекращал своего горения.

10. Цветные холмы


В китайской северо-западной провинции Ганьсу находится геологический парк Данься, холмы в котором выглядят, как многослойное желе. Со стороны складывается впечатление, что кто-то разрисовал все красками. На самом деле земля приобрела удивительный окрас из-за того, что в ней много лет накапливались разные минералы.

11. Выпуклые облака


В разных уголках мира можно наблюдать облака красивой формы, но они не сравнятся с явлением, которое называется асператус или волнисто-бугристые облака. Они еще не до конца изучены и точной причины, провоцирующей этот редкий феномен, пока не установлено.

12. Пятнистое озеро


В Канаде есть уникальное минеральное озеро, которое называется Споттед-Лейк. На его поверхности образуются необычные пятна неповторимого цвета. Связано это с уникальным химическим составом воды и ее испарениями.

13. Невероятные стаи птиц


Несравнимое ни с чем явление называется «Черное Солнце Дании». Ранней весной можно наблюдать, как огромное количество скворцов собирается в стаи и создает в небе невероятные фигуры, которые даже закрывают собой солнце. В большинстве случаев происходит это на закате. Если хотите увидеть такое собственными глазами, тогда отправляйтесь на юг Ютландии, где собирается больше всего птиц.

14. Глаз Сахары


Уникальное геологическое образование находится в мавританской части пустыни, и называется оно Ришат. Внешне это похоже на глаз и имеет диаметр равный 50 км. Есть несколько версий, в результате чего появился этот феномен: считается, что это может быть результат падения метеорита или подземного ядерного взрыва.

15. Огненная радуга


Науке известно такое оптическое явление, как окологоризонтальная дуга. Ее можно увидеть в разных местах. Все дело в том, что солнечный свет проходит через ледяные кристаллы, которые находятся в верхней части перистых облаков. В итоге люди могут увидеть, как радуга выходит непосредственно из облаков. Эффект редкий и наблюдается летом, когда Солнце находится высоко в небе.

16. Голубая дыра


У берегов Белиза находится огромная дыра, диаметр которой достигает 305 м, а глубина – 120 м. О ней стало известно благодаря известному исследователю Жаку-Иву Кусто. Он включил эту впадину в перечень 10 лучших мест для дайверов.

17. Приливные волны


На двух реках – Амазонке в Бразилии и Северне в Великобритании – можно увидеть необычное природное явление, которое называют «бор». Передний край прилива образует волну, которая двигается против течения. Этот феномен очень любят серферы.

18. Невероятные молнии


В большинстве случаев во время грозы можно наблюдать, как небо озаряет молния, а вот теперь представьте, что в один миг загорается сразу несколько десятков молний. Подобный эффект можно увидеть в Венесуэле в месте, где впадает река Кататумбо в озеро Маракайбо. Свечение происходит на высоте примерно 5 км, и оно не сопровождается акустическим эффектом. За молниями можно смотреть на протяжении 10 ч., и они ежечасно вспыхивают до 280 раз. Феномен наблюдается от 140 до 160 раз в году.

19. Огонь в водопаде


Нереальное сочетание – вода и огонь, но подобное можно увидеть в парке Честнат Ридж, который находится в Нью-Йорке. Там есть водопад, внутри которого постоянно горит огонь. Это проявление связано с тем, что в этом месте существует природная утечка газа, что и обеспечивает пламя, которое порой все же тухнет, и его кто-то зажигает вновь.

20. Ледяные цветы


Это невероятное по красоте явление, когда озеро покрывается не лилиями, а ледяными цветами, которые образуются на молодом льду в холодных водах. Происходит это при пониженных температурах, когда полностью отсутствует ветер.