Здравствуйте, дорогие друзья. В мире онлайн-игр всевозможные симуляторы уже давно занимают весомое место, но, пожалуй, никакой симулятор ведения автомобиля, поезда, самолета или корабля не сравнится с симулятором танка. Потому что одно дело – просто бороздить дороги, моря или облака, и совсем другое – при этом еще и солидные плюхи отвешивать. Сегодняшние наши размышления призваны установить самый лучший танк в World of Tanks, поскольку именно это детище белорусских разработчиков получило больше всего внимания и любви от любителей онлайн-игрушек: в одном только рунете подписчиков более миллиона.

Из этой статьи вы узнаете:

Куда бежать, на что смотреть?

«Мир Танков» на то и целый мир, что число моделей в игре немного недотягивает до пятисот. Иными словами, вопрос выбора может поставить в тупик опытного игрока, а новичок и вовсе может на несколько дней потерять сознание. Хорошо что существует такое изобретение человечества, как классификация, и техника в WoT сгруппирована, во-первых, по нациям (советские, немецкие, британские, американские, французские, китайские и японские), во-вторых, по типу вооружения и брони (лёгкие, средние, тяжёлые, ПТ-САУ и САУ). Можно еще разделить все имеющиеся в игре танки по способу их получения игроком на обычные (которые покупаются за игровую валюту), премиумные (тут, понятное дело, без вложения реальных денег не обойтись) и подарочные или акционные (бесплатные танки, даются за выполнение определенных заданий или участие в акциях).

Вопрос о «самолучшести» танка, пожалуй, некорректен – танки все-таки разных типов, и спорить о том, на чем лучше играть – на тяже или на ПТ, это то же самое что сравнивать стол со шкафом. Разные модели предназначены для разных задач, поэтому мы рассмотрим несколько машин, которые могут быть признаны лучшими в своей группе.

К чему стремиться?

Легко сказать, что развитие должно быть основано на предпочтениях игрока. Что, в общем, вполне логично – одни любят выступать в роли «светляка», другие – сидеть в засаде. Вот только светить и прятаться тоже можно по-разному, так что вопрос о том, какой купить танк, чтобы в дальнейшем не разочароваться, это вопрос очень личный. Конечно, можно почитать гайды (что вообще обязательно, если вы не хотите постоянно проигрывать), но чтобы выбрать нужную ветку развития, необходимо вначале определиться, что вы хотите получить в конце. Поэтому начнем мы с конца и сделаем небольшой обзор самых популярных и эффективных танков 10 уровня.

Тяжёлые танки

Главная задача тяжёлых танков – «выдавливать» фронт. А для этого они должны быть очень толстыми по броне и довольно серьезными по урону. Короче, тяжёлые танки именно «танкуют», то есть прутся напролом. Конечно, под удар лучше не подставляться, ведь даже на самую крепкую броньку найдётся такой снаряд, который пробьёт её очень хорошо. И все же именно тяжёлые танки лучше всего подходят для тех, кому по душе агрессивный стиль игры. Танковать можно по-разному – от башни, от борта, ромбом, обратным ромбом и т.д. Какую тактику выбрать, зависит от множества вещей. Например, немецкий «Тигр» больше хорош, скажем так, во второй линии, потому что броня у него для тяжей довольно средняя, зато лупит хорошо. С другой стороны, Тигром можно вполне себе успешно танковать и в первой линии, если в противниках главным образом его одноклассники.

Так какие качать все-таки? Мы остановились на двух моделях, и никак не можем выбрать, какая из них лучше, так что расскажем про обе.

ИС-7. Советский. Некогда был ну просто супертяжёлым танком, на данный момент разработчики его малость понерфили (примечание редакции, понизили показатели), но он все равно входит в топ лучших тяжей. очень здорово, бегает довольно быстро. Броня, правда, средненькая, но из-за углов наклона брони часто рикошетит, и даже если в вас целятся сбоку, могут попасть в фальшборт. Если катаетесь на ИС-7, старайтесь не поворачиваться к противнику тылами – от такого попадания танк горит ясным пламенем.

Е-100. Серьезный такой немецкий тяж, с очень крутой броней и соответственно слабоватым дамагом. Дается на выбор две пушки, которые различаются показателями скорострельности, бронебойности и урона. Большой и медленный, так что представляет собой хорошую цель для артиллерии, но благодаря размерам может, например, тот же ИС-7 в лоб пробить. Страшный танк, в общем. Его боятся. К тому же у него аж 2700 , а если поставить танк ромбом, то часто случаются рикошеты и непробития даже в НЛД (примечание редакции, нижняя лобовая деталь).

Средние танки

Удерживать урон они не предназначены. Их работа – заходить с тыла или с фланга, наносить постоянный (хоть и небольшой) урон и при возможности работать светильниками. У средних танков нет такой серьезной брони, как у тяжей, зато они намного подвижнее, и в силу постоянной возможности стрелять зачастую за бой в целом наносят больше урона, чем тяжеловесы.

Живое олицетворение всего сказанного о «середнячках» выше – танк Т-62А. Главное достоинство Т-62А – точность и скорострельность орудия, особенно если экипаж прокачан. В умелых руках этот танк позволяет держать машину противника на гусле весь бой, да что там одного противника – можно застопорить трех нубов за углом (особенно если они не сообразят, что можно атаковать одновременно, выползают по очереди, а вы им плюхи раздаете, ибо скорость перезарядки позволяет).

Плюс в его ветке развития находятся модели, которые легко освоить даже новичку (например, легендарный Т-34, Т-34-85 и А-44).

Лёгкие танки

Скажем сразу, если вы начинающий игрок, ваш первый танк (в рамках стремления и развития) ни в коем случае не должен быть лёгким. Сложно очень. Во-первых, броня у них натурально бумажная (за исключением песочных французских, которые сильно рикошетят, но зато ползают как черепахи). Во-вторых, единичный урон. Казалось бы, зачем они вообще нужны?

Нужны, еще как нужны! Плюшек у лёгких танков тоже достаточно. Во-первых, они самые маневренные в игре, отсюда вывод – «сначала догони, потом отлупи». Так что если крутить башкой на 360 градусов и вовремя сматываться, успех обеспечен. Во-вторых, у лёгких танков самая лучшая маскировка, их труднее всего заметить, зато они, собственно, и предназначены для того, чтобы светить машины противника. Есть и еще одна особенность – балансер боев заведомо определяет лёгкие танки в бои более высокого уровня. Для одних это не очень хорошо (ибо проигрыш), для других наоборот (опыт). Впрочем, все вполне логично – постоянно играть на лёгком танке под силу только игрокам с прямыми руками. А неумелых тормозов в WoT тоже хватает, поверьте.

Если говорить о лучшей легковесной модели, то на наш взгляд – это китайский WZ-132. Чем он хорош – даже в стоке он уже приносит полноценную помощь команде, а элитный WZ-132, да еще в умелых руках, создан не для того, чтобы подставляться под ваншот, а для того, чтобы тихо посветить, ну и при желании пострелять из укрытия.

Противотанковая самоходно-артиллерийская установка

Она же ПТ-САУ или просто «пэтэшка». Маскировка у ПТ очень хорошая, ее назначение – на большом расстоянии наносить серьезный урон, помогая удерживать фланги и линии прорыва противника. Спереди они хорошо бронированы, а с бортов и сзади картонные, к сожалению. Разовый урон у них намного больше урона тяжёлых танков, зато сведение прицела занимает в большинстве случаев ну просто непозволительно долгое время.

Новичкам можно начать с американских ПТ – в отличие от большинства других моделей у американцев есть башни, что позволяет быстрее адаптироваться. Если же говорить о самой крутой ПТ-шке в игре, то на наш взгляд – это французская AMX 50 Foch (155). Пробитие на пятерку, у орудия есть барабан на три снаряда. Довольно маневренная, а лобовая броня часто рикошетит. Может разнести любой танк буквально за секунды.

Самоходно-артиллерийская установка

Она же САУ или просто арта. Брони лишена начисто, но бьет мощно и издалека. Режим боя у арты особый – вы будете видеть карту боя сверху. Если вы начинающий игрок, лучше обратите внимание на британскую и французскую ветки. Конечно, одной из самых лучших САУ считается советская Объект 261, но докачаться до нее не так просто. Поэтому в этом обзоре в лучшие арты мы произведем Bat. -Chatillon 155 58. Французская машинка, урон поменьше, чем у одноклассников, зато барабан на 4 снаряда.

Кроме того, мелкая и маневренная, соответственно незаметная, а чуть что – ноги в руки и бежать, и фиг догонишь. В идеале менять позицию можно во время перезарядки – и для боя польза, и время правильно потрачено.

А теперь про уровни

Уровней развития в игре, как известно, десять. Причем практика показывает, что самые распоследние уровни не такой популярностью пользуются, как предпоследние (по статистике именно восьмой уровень самый играбельный и популярный среди игроков). Сейчас объясним, почему.

Первые четыре (или даже пять) уровней среди игроков имеют несколько насмешливое название «песочница». Ну в самом деле – если у вас танк 2 уровня, ничего особенного для игры не требуется. Это своего рода проба пера, люди просто изучают обстановку и решают, какой стиль игры им подходит больше всего.

Уровни с 5 по 7 – своеобразный «прибыльный» период. Фарм, фарм и еще раз фарм. Потому что чем дальше, тем дороже становятся бои.

8, 9 и 10 уровень – все, потолок. Жутко повышает самооценку и позволяет командовать неумелыми соратниками в голосовом чате. К тому же денег за участие в боях на этих уровнях нужно много, очень уж дорогие снаряды и ремонт.

И вот, сделав обзор по верхам, мы вернулись к началу – как быть новичку и какую ветку развития выбрать?

В песочнице разница между классами танков не так уж и заметна (разве что понятны особенности артиллерии). Выбор стиля игры тоже затруднителен, ведь до 4 уровня можно не особо напрягаясь прокачаться за пару-тройку часов. Следовательно, начинающему игроку в первую очередь нужно выбрать такую ветку, благодаря которой он сможет понять как можно больше игровых аспектов. Плюс ко всему новичку не следует замахиваться на слишком сложные вещи, а это значит, что:

  • У танка должна быть высокая точность орудия и хороший DPM;
  • Броня тоже должна быть достаточной для того, чтобы выдержать ошибки новичка;
  • Немаловажное значение имеет маневренность;
  • Ветка развития должна содержать машины, лёгкие для освоения и соответствующие названным выше требованиям.

На наш взгляд, первое, чем должен озаботиться новичок, это отдать дань патриотизму. Тем более что это полезно для игрового здоровья.

Имеется в виду ветка советских тяжеловесов, ведущая к ИС-7. Чем она хороша – уже с 5 уровня вам придется ездить на почти идеальных тяжёлых танках (ну, с некоторыми незначительными отступлениями). К тому же помимо ИС-7, в этой ветке есть еще два танка, которые в боях разных режимов становятся лидерами – это ИС-3 и КВ-1.

Но если у вас в ангаре всего один танк, это скучно. К тому же нередки случаи, когда вас лупят задолго до конца боя. Так что можно доукомплектовать ангар и попутно освоить другие виды техники.

Для начала будет достаточно трех веток. Одна у вас уже есть, предлагаем еще две:

  • ветка средних танков made in Soviet, которая ведет к Т-62А;
  • ветка ПТ-САУ made in France, ведущих к AMX 50 Foch (155).

А в завершение скажем

Прямые руки рулят. С прямыми руками любой танк – лучший.

Впрочем, это не мы сказали, а Капитан Очевидность. :)

С другой стороны, пряморукость приходит в процессе игры на отдельно взятом танке. Так что пробуйте. В конце концов вы найдете свой стиль и укатаете всех, а еще лучше, если найдёте свою команду, собранную из ваших друзей. Вместе с ними читайте наш блог и покажите противникам кто вы и на что вы способны! На сегодня всё, до новых встреч и хорошей игры.

Чего-чего,а комфорта для экипажа в танке не хватает.Танковые конструкторы как-то обходят это стороной,выставляя в первую голову совершенствование ТТХ своих детищ. Не придавали большого значения улучшению условий работы экипажа танка и в советском танкостроении. Остаеться посочувствовать неудобствам танкистов на машинах военной поры: тусклое освещение,слабая вентиляция,жесткие сидения,отсутствие вращающегося полика,что крайне изматывало заряжающего бегавшего по кругу за вращающейся башней….,и много еще такого необходимого для снятия усталости танкистов.Но тогда было не до элекроплиток,входивших в комплектацию ленд-лизовских «Матильд», для подогрева пищи проголодавшимся танкистам.Война…..

В послевоенных танках дело комфорта также обстояло не лучшим образом. Только с выпуском Т-64 начала проглядываться хоть какая-то забота об экипажном «комфорте»:удобные регулируемые мягкие сидения со спинками, каждому члену экипажа по индивидуальному вентилятору, достойное освещение,и самое главное,что поставили калорифер для обогрева в зимних условиях, вещь очень полезная.Но от тесноты в боевом отделении это никак не избавляло.

Впрочем, в истории танкостроения проглядывалось исключение:-

«Виккерс Медиум» - комфортабельный танк

Так было в прошлом, так есть и сейчас, наверное, так будет и далее - на военной службе о каких-то особых удобствах мечтать не имеет смысла. С армией связаны разного рода ограничения и лишения, с которыми человек военный должен мириться, или ему придется искать себе другую специальность. Что же касается боевых машин, то каждый, в общем-то, понимает - по уровню комфорта «Мерседес» с танком вряд ли сравнимы. Однако в истории военной техники встречались и такие танки, находиться в которых было намного приятнее, чем во всех остальных им подобных. Одна из этих машин - английский средний танк 20-х годов ХХ века «Виккерс Медиум».

Наша служба и опасна, и трудна

На первых английских танках служить было и опасно, и исключительно тяжело. Огромный мотор, занимавший большую часть машины, отравлял воздух своим чадом, а жар от него шел, как от печки. Вентиляции не было никакой, из-за чего танкисты там нередко угорали насмерть. Очень многие получали ранения в глаза, так как наблюдать за противником приходилось через смотровые щели, а в них залетали свинцовые брызги от разбивавшихся о броню пуль. По пути танки кидало и подбрасывало, и шум в них стоял просто адский. Танкисты отказывались служить в таких условиях, офицерам приходилось объяснять боевому составу, что пехоте приходится еще хуже и что у танков, по крайней мере, есть броня! Однако конструкторы понимали, что в дальнейшем армии понадобится более совершенная техника. Создать подобный танк для британской армии в начале 1920-х годов взялась фирма «Виккерс» - крупнейший в Англии производитель вооружения. Новая машина стала поступать в войска в 1922 году под названием «Средний танк Виккерс марка I» (Мк. I), и вот за ним-то и утвердилось название «Виккерс Медиум». Известен он был и как «Виккерс 12-тонный». Интересно, что на целых 10 лет Мк. I стал единственным средним танком британской армии, причем аналогов он так больше нигде и не имел!

Главное - удобство экипажа!

«Виккерс Медиум» нес на себе печать поисков и тем не менее получился очень неплохим, а в чем-то даже обогнавшим свое время. Во-первых, его сделали довольно быстрым - он развивал скорость до 26 километров в час. Но самым впечатляющим было его вооружение. Так, в башне с круговым вращением устанавливалась 47-миллиметровая пушка, дополнением которой служили целых пять пулеметов «Виккерс». Три из них находились в башне: один рядом с пушкой, два - в корме и два - в корпусе по бортам, причем из их амбразур тоже можно было стрелять по самолетам!
Правда, толщина брони «Виккерса» оказалась крайне незначительной - всего 8-16 миллиметров, что могло защитить от пуль, но никак не от снарядов. Поэтому ее бронестойкость повысили за счет скосов на башне. Командирская башенка на танке вначале отсутствовала, но потом ее поставили, потому что удобству экипажа в этой модели уделялось чуть ли не главное внимание.
Так, двигатель, в отличие от моторов прочих тогдашних машин, располагался спереди, да еще и отгораживался от боевого отделения переборкой, которая покрывалась асбестом. Оригинальным решением стали съемные панели пола, облегчавшие доступ к редуктору и дифференциалу, поэтому с их обслуживанием проблем не возникало. В первых образцах «Виккерса» голова водителя находилась на уровне крыши боевого отделения, но впоследствии место «шофера» приподняли, чтобы улучшить ему обзор, установив круглую смотровую башенку в правой передней части корпуса.
Для входа и выхода экипажа по бортам машины с каждой стороны имелось по большому люку. Кроме того, была у танка и самая настоящая дверь в корме (это весьма характерное техническое решение для многих английских танков того времени, но тут дверь оказалась особенно удобной). Располагались по бортам и малые люки, использовавшиеся для загрузки боеприпасов, что отсутствовало у большинства других машин.
Условия работы пяти членов экипажа «Виккерса» по сравнению с экипажами других танков были по-настоящему комфортными. Мк. I славился хорошей вентиляцией, в нем наличествовал бак для питьевой воды. Еще один водяной бак достаточно большого объема конструкторы установили снаружи, причем так, чтобы под ним проходила выхлопная труба. В результате в распоряжении экипажа всегда был солидный запас горячей воды, чтобы смыть с себя копоть и грязь. Вот уж действительно, забота так забота, поскольку такого до сих пор нет и на самых современных машинах, не говоря уже о танках Второй мировой войны.

В боях участия не принимал

«Виккерс марка I» послужил образцом для многих танков, однако нигде, ни в одной стране не копировался целиком и полностью. Надо сказать, что в СССР именно Мк. I, наряду с танкеткой «Карден-Ллойд», обычно изображали в учебниках по боевой технике 1920-х и даже 1930-х годов, особенно там, где речь шла о тактике боевого применения танков - таким впечатляющим он выглядел на фоне всех прочих машин того времени, хотя в боях участия не принимал. Во всяком случае, информации об этом практически нет. По-видимому, «Виккерсы» использовались исключительно в учебных целях. Существует фотография 1940 года, на которой «Виккерс Медиум» изображен на территории английской военной базы в Египте. Возможно, там Мк. I применялся для обучения экипажей или охранял аэродромы.
В самой Англии танк несколько раз модифицировался и усовершенствовался. Так, если на Мк. I в башне было три пулемета «Виккерс», то на Мк. I А две задние установки убрали, дополнив заднюю бронировку башни скошенным листом. Здесь же для зенитной стрельбы установили пулемет «Гочкисс» с воздушным охлаждением.
Другая модификация - Мк. I А* («со звездой») получила «митру епископа» - командирскую башенку с двумя скосами по бокам. Танк Мк. II** («с двумя звездами») оборудовали даже радиостанцией - большая редкость по тому времени. Для этого в задней части башни был предусмотрен бронированный ящик.
Находясь на службе с 1923 года, «Виккерс Медиум» стал основой для многих экспериментальных конструкций. Так, в 1926 году был создан его колесно-гусеничный вариант, имевший четыре обрезиненных колеса для езды по шоссе, опускавшихся и поднимавшихся силой мотора. И хотя со своей задачей конструкторы справились, участники испытаний отмечали, что этот танк «похож скорее на дом на колесах, нежели на боевую машину». После апробирования колеса убрали, и танк приобрел свой нормальный «человеческий» вид. В 1927-28 годах испытывался Мк. II-мостоукладчик с пролетом моста длиной пять с половиной метров, однако успехом его испытания не увенчались.
Два танка Мк. II «самка», только с пулеметным вооружением, были изготовлены для правительства Индии. Четыре танка построили для Австралии в 1929 году; они имели обозначение Мк. II* «спешиал». Три шасси использовались для создания опытных 18-фунтовых САУ и танков управления с мощными радиостанциями.

Модель для японцев

В 1926-27 годах фирма «Виккерс» разработала еще один танк «Виккерс Медиум», но только марки «С». В отличие от своего серийного собрата, эта модель была выпущена всего лишь в нескольких экземплярах и в серию не пошла.
Здесь английские конструкторы применили классическую компоновку: отделение управления - спереди, а мотор - сзади. Также сзади располагалось и ведущее колесо, хотя подвеска и ходовая часть, частично закрытая броневым фальшбортом, были практически идентичны предыдущей модели. По бортам имелись два пулемета с водяным охлаждением, однако размещались они крайне неудачно, и у них не было установок для зенитной стрельбы.
Зато конструкторы поставили в башню пулемет, стреляющий против движения. В СССР такие пулеметы получили название «ворошиловские» - в конце 1930-х годов их так распорядился ставить - по примеру англичан - наш «первый красный офицер», «первый маршал» и «железный нарком».
Впрочем, фирма «Виккерс» не прогадала и с танком марки «С». В 1927 году его приобрела Япония, и в 1929-м на основе этой машины был разработан первый японский средний танк «Тип 89».

Особенности эксплуатации танков зимой. С наступлением холодов эксплуатация танков значительно затрудняется. Основные трудности возникают при запуске холодного двигателя. При низкой температуре воздуха масло на трущихся деталях кривошипно-шатунного механизма загустевает, вследствие чего при запуске коленчатый вал трудно проворачивается. Загустевает смазка также и в агрегатах трансмиссии. Застывает горючее в баках, топливопроводах, топливном фильтре и других частях топливной системы, что затрудняет подачу его к форсункам двигателя и распыление. Ухудшаются условия воспламенения горючего в цилиндрах двигателя, вследствие засасывания холодного воздуха и большой отдачи тепла стенкам цилиндра при сжатии воздуха. Вода в системе охлаждения, особенно в водяном насосе, нижних патрубках и в нижних коллекторах радиаторов, при недосмотре экипажа может замерзнуть, что ведет к размораживанию двигателя и радиаторов. Условия работы аккумуляторных батарей зимой также ухудшаются.

Экипаж танка должен хорошо знать особенности эксплуатации танков при низких температурах и уметь подготовить свой танк к эксплуатации зимой.

Подготовка танка к эксплуатации зимой заключается в следующем.

Силами экипажа выполняется обслуживание танка в объеме второго технического осмотра, при этом регулируются все механизмы и устраняются обнаруженные неисправности.

По приказанию старшего начальника до наступления заморозков заменяются в агрегатах и системах танка летние сорта горючего, масел и смазок на зимние, а вода в системе охлаждения заменяется низкозамерзающей жидкостью - антифризом. Плотность электролита в аккумуляторных батареях установлена для зимы и лета единая: в южных районах 1,25, в центральных - 1,28, в северных- 1,29, а в районах с резко континентальным климатом в зимнее время увеличивается до 1,31. В некоторых районах с низкими температурами батареи утепляются войлочными чехлами, а рукоятки рычагов и педали обшиваются сукном.

Разряженность аккумуляторных батарей в зимнее время не должна превышать 25%.

Для заправки системы охлаждения в зимнее время применяются обычно антифризы, представляющие собой сильно ядовитые жидкости, замерзающие при более низкой температуре, чем вода. При нагревании антифриз расширяется больше, чем вода, поэтому холодного антифриза следует заливать в систему охлаждения на 5-6 л меньше, чем веды. Если уровень залитого антифриза умень-шается в результате испарения, то в систему необходимо доливать только воду, так как из антифриза испаряется главным образом вода. Заправляя систему охлаждения антифризом, экипаж должен следить, чтобы в систему не попали бензин, керосин или масло, так как даже незначительная примесь этих продуктов вызывает сильное ценообразование антифриза и выбрасывание его из системы.

Если танк длительное время стоит зимой в холодном помещении или на открытой площадке, то по приказанию старшего начальника антифриз и масло из систем надо слить, аккумуляторные батареи снять и хранить в отапливаемых помещениях. Если система охлаждения заправлена водой, то при сливе ее экипаж обязан следить, чтобы вся вода вышла из системы. Для этого во время слива надо открыть заливную пробку и несколько раз прочистить сливное отверстие. Закончив слив, надо обязательно провернуть коленчатый вал на несколько оборотов стартером, чтобы оставшаяся вода вышла из водяной помпы и нижних труб. Оставшуюся воду можно также удалить, залив в систему 10-12 л антифриза, который необходимо сразу же после этого спустить в отдельную посуду. После удаления всей воды из системы сливной кран следует оставить открытым.

В боевой обстановке масло и охлаждающую жидкость из систем не сливают, а танк обогревают танковым обогревателем или танковой печью, при этом жалюзи закрывают, а танк плотно укрывают ковриками и брезентом.

Запуск двигателя зимой.
Самой ответственной операцией при подготовке танка к движению зимой является запуск и прогрев двигателя. Неправильный запуск двигателя приводит к подплавлению подшипников коленчатого вала. Прежде чем запустить двигатель, его предварительно разогревают. Наиболее простым способом разогрева двигателя является заправка системы охлаждения горячей водой или горячим антифризом, а системы смазки - горячим маслом. Заливаемые в системы вода и масло должны быть нагреты до 80-90° С. Первые порции воды следует заливать при открытом сливном кранике; кран необходимо закрывать, когда из него начнет вытекать теплая вода. При необходимости горячую воду надо проливать через систему охлаждения два и даже три раза. В некоторых случаях для запуска применяют пусковые двигатели . Это карбюраторный двигатель внутреннего сгорания, который, по средствам раскручивания коленчатого вала, запускает двигатель.

На некоторых танках также применяется способ разогрева двигателя путем заливки в картер через сапун 45 л масла, нагретого до 80-90° С. Недостающее до полной заправки горячее масло заливают в масляные баки. Одновременно в систему охлаждения заливают горячую воду.

После заправки танка горячей водой и горячим маслом надо выждать 10-20 минут, чтобы тепло от жидкости передалось металлу двигателя, затем ручным маслоподкачивяющим насосом прокачать масло в системе; провернуть коленчатый вал специальным приспособлением на 2-3 оборота и снова прокачать масло в системе. После этого можно запускать двигатель стартером. При запуске двигателя не следует нажимать на кнопку электростартера более чем 5-6 секунд. Если двигатель не завелся, то последующие включения электростартера надо производить после 10-15-секундного перерыва. При частых и длительных включениях снижается напряжение батарей, что в большинстве случаев приводит к спеканию контактов пускового реле и «разносу» якоря стартера. После запуска двигателя необходимо быстро отпустить кнопку стартера.

Помимо указанных выше способов разогрева, существуют и другие способы и средства облегчения запуска двигателя зимой. Наиболее удобны индивидуальные подогреватели, которые составляют неотъемлемое оборудование танков. На многих танках имеются специальные устройства для подогрева воздуха, всасываемого в цилиндры двигателя. Воздух подогревается в специальном котле паяльной лампой, которая устанавливается на открытой створке - жалюзи при помощи специальной скобы так, чтобы пламя горелки было направлено в отверстие на защитном кожухе калорифера. Прогревать калорифер паяльной лампой нужно в течение 20-30 минут. На некоторых тяжелых танках в головки воздушных фильтров впрыскивается дизельное топливо, которое воспламеняется искрой от специальной свечи зажигания. При запуске двигателя факелом пламени подогревается воздух, всасываемый в цилиндры двигателя.

К средствам обогрева танков относятся также танковые печи.

Подогрев двигателя периодическими запусками запрещается.


Забвение и ржавчина стальным гигантам, что стоят в музее «Третье ратное поле России», точно не страшны. Особенно любимцу публики – легендарному танку Т-34 . Как свидетельствует пресса, сегодня первый по узнаваемости символ Прохоровского сражения в 1943 году обрёл новую специальность – став самым массовым в стране памятником воинской доблести.

«Во всём мире их наберётся не больше пары сотен, – говорит научный сотрудник музея Алексей Литвяков . – Да и те, что остались, нередко собраны из разных частей. Можете убедиться в этом лично, осмотрев его изнутри».

Признаюсь, что изящно оседлать боевого «носорога» у меня не вышло. Военная техника не приспособлена к тому, чтобы по ней ползали девушки на каблуках. Чтобы приобщиться к советской эпохе, пришлось в прямом смысле слова лечь под танк. А после – подтянуться, дабы попасть внутрь через аварийный, он же десантный, люк, расположенный в днище боевой машины. В годы войны эта хитрость не раз спасала экипажу жизнь.

Ощущение, когда над тобой нависает 30-тонная махина, не из приятных. В памяти всплыли слова воевавшего деда:

«Танковая броня хорошо защищает от пуль и осколков, но при метком попадании снаряда она превращается в огненную ловушку: могут взорваться мотор и топливные баки. А температура горящего танка так высока, что сталь, оплавляясь, приваривает люки намертво…»

Внутри огромной машины оказалось ужасно тесно. Интересно, современным танкистам легче, чем нашим дедам в тридцатьчетвёрке?

«Никак нет, – уверяет меня знакомый контрактник Евгений Полюснов . – Если в танке Т-34 боец мог стоять, то теперь почти всё свободное пространство в нём занято электроникой. К тому же никакому ремонту на ходу танки больше не подлежат: сложную современную технику в походных условиях не починить».

Тогда жизнь экипажа зависела от мастерства четырёх его членов: командира, заряжающего, механика-водителя и стрелка-радиста. В усовершенствованном позднее Т-34–85 (образец которого стоит у Звонницы), появится место для пятого члена команды – наводчика.

Несмотря на тёплую атмосферу в музейном зале, внутри стального гиганта довольно прохладно. По воспоминаниям танкистов, зимой Т-34 превращался в настоящий холодильник. Чтобы не замёрзнуть, бойцам приходилось носить на себе много одежды. Никаких элементов обогрева в советском танке я не обнаружила: только голый, холодный металл. Тяжелее всего в то время приходилось механику-водителю, который грудью принимал леденящий воздух – люк часто приходилось открывать на ширину ладони для лучшего обзора.

Фото Юрия Коренько

Приседающая «Будка»

Побывать в Прохоровке и не прочувствовать на себе мощь боевой гусеничной машины было бы неправильно. А потому мы отправились на танкодром, по соседству с которым уже в ноябре откроется музей бронетанковой техники .

«Прохоровский полигон занимает площадь 4 га, – попутно рассказывает Алексей Литвяков. – Подобные открытые площадки для демонстрации возможностей бронетехники есть только в Англии и Чехии. Продемонстрировать танк в действии у нас не получится – эти агрегаты находятся на заслуженном покое. Зато мы можем испытать БМД-2».

Основное назначение боевой машины десанта второго поколения – борьба с вражеской бронированной техникой и пехотой противника. В профессиональных военных кругах она получила прозвище «Будка» . В отличие от многих гусеничных собратьев «Будка» умеет не только ездить, стрелять, но и… приседать. Говоря языком автомобилистов, менять клиренс – просвет между землёй и днищем машины.

«Некоторые военно-транспортные самолёты СССР имели низкий потолок загрузочного отсека, поэтому бээмдэшкам перед загрузкой приходилось немного присесть, чтобы поместиться», – поясняет Алексей.

Конструкция этой бронемашины уникальна. В передней части корпуса – место водителя-механика. Его доверили профессионалу, специалисту по военной археологии Александру Цабренко . Слева от него, на позиции стрелка, умостился наш гид Алексей. Ну а справа – почётное место командира, которое галантно уступили автору этих строк. Для полноты ощущений полосу препятствий решено было покорять стоя, гордо выглядывая из люка.

В задней части расположено отделение для десанта, в котором могут разместиться до пяти бойцов. От шальной пули их бережёт броня, толщиной местами до 15 мм. Над всем этим великолепием грозно возвышается 30-миллиметровая пушка. «Будка» способна вести огонь на дальность до четырёх километров, а её скорострельность достигает 550 выстрелов в минуту!

К счастью, наша цель мирная: пройти закольцованный маршрут, во время которого нас подстерегают водные преграды, инсталляции разрушенного города, земляная насыпь и мост.

На мою голову водружают шлемофон. Такие носили танкисты во время войны, с тех пор он почти не изменился. Звуки окружающего мира внезапно затихли. Всё дело в клапанах – они защищают уши не только от оглушающих залпов, но и от шума танкового двигателя. Помимо наушников в шлем встроено переговорное устройство.

Фото Юрия Коренько

Железная логика

Тем временем из гаража показалось наше «такси». Земля под ногами задрожала (или это ноги дрожат от страха?) от вибрации мотора боевой машины. Александр разгоняет «Будку» до максимальной скорости – 60 км в час. Один вид несущейся десятитонной махины заставляет трепетать. Стальная «лошадь» на лету проскакивает бетонный мост и едва не встаёт на дыбы.

Я читала, что движущийся танк разбивает асфальт и камни под собой в крошку. Что же тогда творится с Красной площадью во время парада? – интересуюсь я.

В параде обычно участвуют современные танки. На их гусеницах – специальный резиновый бандаж, который защищает дорожное полотно, – парирует Алексей.

Пора и мне загружаться. Не без помощи крепких мужских рук оказываюсь в правом отсеке. Агрегат с громким рёвом трогается вперёд. Вцепившись намертво в крышку люка, одним глазом слежу за трассой, другим – за действиями нашего рулевого. На первый взгляд, управлять БМД-2 не сложнее, чем жигулёнком. Только вместо руля два рычага: левый и правый, куда надо повернуть – тот и тяни.

Даже на ровной поверхности нас ужасно трясёт. Алексей что‑то пытается объяснить, но слышимость нулевая. Теперь понятно, почему во время движения члены экипажа Т-34 общались между собой жестами. Командир сунул под нос заряжающему кулак, и тот уже знает, что в ход пойдёт бронебойный снаряд, растопыренную ладонь – осколочный.

А вот и первая преграда – земляная насыпь высотой 8 м. Кажется, что мы вот-вот перевернёмся, а ведь наклон у этой горки всего 25 градусов. Подняв фонтан брызг, с лёгкостью перемахиваем и водное препятствие. Корпус БМД-2 герметичный. Эта особенность (а также скрытая водомётная установка) превратила «Будку» в амфибию, способную десантироваться с транспортных
кораблей.

Ещё пара манёвров, и наш вояж завершён. «Аттракцион» на военной технике – удовольствие недёшевое: боевые машины весьма прожорливы. Та же тридцатьчетвёрка имела ёмкость баков 480 л, которых хватало на 455 км. Что и говорить, денег на оборонку в Советском Союзе не жалели.

Фото Юрия Коренько

Рост – не главное

У Звонницы нас встречает главный редактор районной газеты «Истоки» Владимир Чурсин – личность в Прохоровке известная. Он рассказывает о танковом братстве района – общественной организации, объединившей две сотни ветеранов и служащих танковых войск. Семь лет назад её председателем назначили Василия Кобзева . С тех пор боевые традиции стальной кавалерии наших дней помогают воспитывать юных прохоровцев настоящими патриотами.

«На земле, где патриотизм – не просто слова, это сделать легче. Вот недавно, например, у нас открыли музей солдатской каши, – увлечённо рассказывает Владимир Михайлович. – Хотите, познакомлю вас с его хозяином? Настоящий танкист и мой однофамилец».

Люди невоенные вряд ли знают о том, что в танкисты берут только тех, чей рост не выше 174 см. «В танке нужны маленькие, но крепкие», – шутят сами танкисты. Иначе в бронированной машине не развернуться, да и в люке запросто можно застрять. Но бывают и исключения. Глядя на атлетическую фигуру Сергея Чурсина , сложно поверить, что в тесном пространстве Т-72 он прошёл пекло чеченской войны.

«Рост у танкистов, может, и низковат, зато высоки моральные устои», – шуткой встретил нас Сергей, в прошлом старшина танковой роты, которая вела боевые действия в Грозном в 1999–2001 годах.

Фото Юрия Коренько

Человек в броне непобедим

С пожелтевшей фотографии, тайком вывезенной из Чечни в воротнике бушлата, на нас глядит худой паренёк, восседающий на месте оператора-наводчика.

«Это первый год службы, – поясняет Сергей. – Фотография сделана в танке Т-72. На нём мы ходили в ночную секретку, контролируя дорогу от Толстой-Юрта до Ханкалы».

Гордость Чурсина – фотокарточка, на которой ему вручает медаль «За воинскую доблесть» легендарный генерал Геннадий Трошев – один из самых уважаемых и любимых подчинёнными российских командиров.

«Он был простым мужиком, без пафоса, а потому солдаты его любили, – вспоминает своего генерала Сергей. – Особенно выделял танкистов, потому что сам служил в танковых войсках».

Когда война закончилась, Геннадий Трошев разбился в гражданской авиакатастрофе. В День танкиста. Сергей же вернулся домой ветераном боевых действий, твёрдо уверовавшим в силу и мощь динамической брони и людей, что её покорили.

«У меня есть мечта провести на Прохоровской земле всероссийский фестиваль танкистов, – делится он планами. – Есть же у десантников свой фестиваль! Позовём Женю Капустина, некогда простого оператора-наводчика, а ныне Героя России, отличившегося в ходе штурма Буйнакского района. Алексея Ефентьева, чей позывной «Гюрза» во время первой чеченский войны был известен каждому солдату, и многих других. Пусть молодёжь видит, на кого нужно равняться».

После службы Чурсин отправился осваивать Бованенковское нефтегазовое месторождение на полуостров Ямал. А когда вернулся в Прохоровку, стал собирать по всей стране военно-полевые кухни. Постепенно это увлечение переросло в профессию: Сергей создал уникальный музей солдатской каши, который уже дважды попал в Книгу рекордов планеты.

«Ничего поделать с собой не могу: тянет к военному быту. Увижу, бывает, на выставке танк, и сердце ёкает. И дело вовсе не в огневой мощи русских боевых машин. Я помню лица однополчан, сидевших на башнях своих танков: в них была уверенность в победе над любым врагом. А это сильнее любого калибра».

Анна Морозова