Урок развития речи: «Рецензия как жанр сочинения».

Цели урока:

обучение составлению рецензии на произведение литературы;

формирование языковой и коммуникативной компетенции учащихся, культуры устной и письменной речи;

развитие способности речевого самосовершенствования учащихся;

приобщение учащихся к искусству слова, развитие у них художественного мышления и эстетических чувств, читательской и речевой культуры;

развитие, совершенствование творческих способностей учащихся.

Оборудование : учебник, мультимедиа, раздаточный материал.

Ход урока.

Добрый день, ребята. Сегодня у нас урок развития речи, мы с вами будем учиться составлять рецензию на произведение литературы.

2. Опрос по пройденному материалу.

Давайте вспомним, какие стили речи вы знаете? (художественный, разговорный, научный, публицистический, официально-деловой)

Какие особенности публицистического стиля вы знаете?

Какие особенности текста относятся к типу речи рассуждение? (в композиции принято выделять тезис, доказательство, вывод; имеет коммуникативное намерение – доказать).

Какие жанры публицистического стиля вы знаете? (статья, интервью, репортаж, аннотация, отзыв).

3. Объяснение нового материала .

Сегодня мы познакомимся с ещё одним жанром публицистического стиля - рецензией.

Рецензия (от лат. recensio «рассмотрение») - отзыв, разбор и оценка нового художественного, научного или научно-популярного произведения; жанр критики, литературной, газетно-журнальной публикации. Рецензию характеризует небольшой объём и краткость (Слайд)


Рецензент занимается в первую очередь новинками, о которых практически еще никто не писал, по поводу которых еще не успело сложиться определенное мнение. В классике рецензент обнаруживает, прежде всего, возможность её актуального, остросовременного прочтения. Любое произведение нужно рассмотреть в контексте современной жизни и современного литературного процесса: оценить его именно как новое явление. Такая злободневность является непременным признаком рецензии.

Владение жанром рецензии требует глубокого осмысления материала, его критической оценки, доказательности, логичности, способствует развитию чтения и говорения, повышению вашей речевой культуры и интеллектуальному развитию.

Рецензировать – критиковать, оценивать, разбирать, ценить достоинство.

Рецензия: оценка, суждение, критика, суд, разбор, рассуждение, мнение.

Исследование жанровые особенности рецензии

В рецензии преобладает не эмоционально-субъективная (понравилось - не понравилось), а объективная оценка. Читатель выступает как критик и исследователь. Предметом исследования является произведение как художественный текст, поэтика автора, его позиция и средства ее выражения (проблематика, конфликт, сюжетно-композиционное своеобразие, система персонажей, язык и т. д.).

Построение рецензии: (Слайд)

I. Повествование о читательских пристрастиях автора сочинения, истории его знакомства с данным произведением, процессе чтения и т. п. Тезис, в котором кратко формулируется оценка прочитанного.

II. Рассуждение, в котором обосновывается, аргументируется высказанная оценка:

3) оценка поведения персонажей, их участия в изображаемых событиях, отношение к персонажам, их судьбам;

III. Обобщение, в котором оценка данного произведения дается в сопоставлении с другими произведениями того же автора, высказывается намерение продолжить знакомство с его творчеством, содержится обращение к потенциальным читателям и т. п. Тезис-предположение об историко-культурной ценности исследуемого текста.

4. Наблюдение и сопоставление.

Учитель. Сопоставим отзыв и рецензию для выявления особенностей каждого.

Рецензия

на исследовательскую работу ученика 8 класса

Рецензируемая исследовательская работа «Эволюция дворянской усадьбы» несёт историко-культурную ценность для современного поколения. В ней исследуется русская усадебная культура в процессе её развития. Изложение материала построено в хронологическом порядке, связывая воедино историю и культуру нескольких столетий. Это позволяет чётче представить картину определённой эпохи, раскрыть значение дворянской усадьбы на данном этапе.

Большим достоинством этой работы является то, что автор смог увлекательно и доступно представить дворянскую усадьбу как культурологическое пространство. Заголовки, придуманные им, не только заинтересовывают, но и в известной мере раскрывают тему: «Усадьба как культурологическое пространство», «Культура дворянской усадьбы».


В работе используются исторические сведения, литературные материалы (глава: «Дворянская усадьба в русской литературе »).

В заключении хочется отметить, что эта работа будет интересна не только специалистам в области культуры, но и обычным читателя

Отзыв

на исследовательскую работу ученика 8 класса

«Эволюция дворянской усадьбы».

Меня заинтересовала работа: «Эволюция дворянской усадьбы».

Мне понравилось то, что в работе удачно проследили развитие русской усадьбы, претерпевающей изменения, связанные с культурной средой и с социальными условиями той эпохи, к которой она относилась. Автор показывает эволюцию усадеб (появление-становление-пик развития «золотой век» - трансформация (усадьба-дача), (усадьба-музей), изображая это графически. Эта работа очень интересна и познавательна тем, что в ней показана усадьба как культурологическое пространство со своими культурными ценностями. Мне понравилось то, что автор выделяет «типы» дворянских усадеб в литературе. Этот материал можно использовать на уроках. На мой взгляд, исследование русской усадьбы в процессе её эволюции дано на достаточно высоком уровне; все задачи, поставленные в работе, я считаю, были решены. Это исследование заставляет задуматься о нашем культурном прошлом, о русской истории, о сохранении памятников культуры, в частности, русской усадьбы. Ведь именно в них сохранена культура и быт конкретных эпох.

Недостатком работы, на мой взгляд, является то, что работа в целом носит описательный, обобщённый характер. Мне кажется, было бы интересней работать с конкретными усадьбами, с их культурными пространствами, прослеживая их изменения. Однако я считаю, что этот недостаток не является существенным и не портит общего впечатления от исследования.

(Беседа по материалу)

5.Составление таблицы (совместно с классом), запись в тетрадь.

Рецензия

Отзыв

1. Представляет критическое суждение, в основе которого лежит анализ художественного произведения.

1. Содержит развёрнутое высказывание эмоционально-оценочного характера о произведении

3. Задача рецензии - выявить наиболее яркие и значимые стороны произведения, его особенности, его роль в контексте творчества автора.

3. Даётся эмоционально-субъективная оценка.

4.Может быть полемична и носить публицистический характер, может быть написана в жанре эссе, литературоведческой статьи.

4. Система аргументаций основана на читательском вкусе, опыте, предпочтениях.

Обратите внимание с помощью каких «слов-помощников» строится рецензия. Давайте выпишем их.

Учитель . Ребята сегодня мы попробуем написать рецензию. Предметом нашего анализа будут известные миниатюры. Пришвин - тонкий знаток и ценитель родной природы. За умение слушать и понимать природу современники звали писателя кудесником, волшебником. День за днём, год за годом записывал он голос леса, воды, лета и осени. И сейчас мы попробуем написать рецензию на эти миниатюры (см. Приложение), используя типичные речевые конструкции сочинений-рецензий.(Слайд)

Его книги (рассказы, произведения) вызывают... (чувства, мысли, поступки)

Мое первое впечатление...

На первый взгляд кажется, что...

Атмосфера рассказа...

Книга поражает (удивляет)...

Заложена стержневая тема о...

Много места уделено проблеме...

Рассказ написан поэтическим (красочным, запоминающимся) языком.

Неравнодушного читателя не может не удивить отсутствие (чего?)

Чтение работ и обсуждение их.

Итоги урока .

Домашнее задание : написать рецензию на любимое произведение.

Приложение.

Тексты миниатюр.

Весна воды

Снег еще глубок, но так зернист, что даже заяц проваливается до земли и своим брюхом чешет снег наверху.

После дороги птицы перелетают на поля, на те места, где стало черно.

Все березы на дожде как бы радостно плачут, сверкая, летят вниз капли, гаснут в снегу, отчего мало-помалу снег становится зернистым.

Последние хрустящие остатки льда на дороге - их называют черепками. И то ледяное ложе, по которому бежал поток, тоже размыло и размокло: под водой на этом желтом ложе заяц, пробегая по ту сторону ночью, оставил следы.

Листопад.

Вот из густых елок вышел под березу заяц и остановился, увидя большую поляну. Не посмел прямо идти на ту сторону и пошел кругом всей поляны от березки к березке. Вот он остановился, прислушался. Кто боится чего-то в лесу, то лучше не ходи, пока падают листья и шепчутся. Слушает заяц: все ему кажется, будто кто-то шепчется сзади и крадется. Можно, конечно, и трусливому зайцу набраться храбрости и не оглядываться, но тут бывает другое: ты не побоялся, не поддался обману падающих листьев, а как раз вот тут кто-то воспользовался и тебя сзади под шумок схватил в зубы.

Урок развития речи: «Рецензия как жанр сочинения».

Цели урока:

обучение составлению рецензии на произведение литературы;

формирование языковой и коммуникативной компетенции учащихся, культуры устной и письменной речи;

развитие способности речевого самосовершенствования учащихся;

приобщение учащихся к искусству слова, развитие у них художественного мышления и эстетических чувств, читательской и речевой культуры;

развитие, совершенствование творческих способностей учащихся.

Оборудование : учебник, мультимедиа, раздаточный материал.

Ход урока.

1. Мотивация учебной деятельности .

Добрый день, ребята. Сегодня у нас урок развития речи, мы с вами будем учиться составлять рецензию на произведение литературы.

2. Опрос по пройденному материалу.

Давайте вспомним, какие стили речи вы знаете? (художественный, разговорный, научный, публицистический, официально-деловой)

Какие особенности публицистического стиля вы знаете?

Какие особенности текста относятся к типу речи рассуждение? (в композиции принято выделять тезис, доказательство, вывод; имеет коммуникативное намерение – доказать).

Какие жанры публицистического стиля вы знаете? (статья, интервью, репортаж, аннотация, отзыв).

3. Объяснение нового материала .

Сегодня мы познакомимся с ещё одним жанром публицистического стиля - рецензией.

Рецензия (от лат. recensio «расс мотрение») - отзыв, разбор и оценка нового художественного, научного или научно-популярного произведения; жанр критики, литературной, газетно-журнальной публикации. Рецензию характеризует небольшой объём и краткость (Слайд)

Рецензент занимается в первую очередь новинками, о которых практически еще никто не писал, по поводу которых еще не успело сложиться определенное мнение. В классике рецензент обнаруживает, прежде всего, возможность её актуального, остросовременного прочтения. Любое произведение нужно рассмотреть в контексте современной жизни и современного литературного процесса: оценить его именно как новое явление. Такая злободневность является непременным признаком рецензии.

Владение жанром рецензии требует глубокого осмысления материала, его критической оценки, доказательности, логичности, способствует развитию чтения и говорения, повышению вашей речевой культуры и интеллектуальному развитию.

Рецензировать – критиковать, оценивать, разбирать, ценить достоинство.

Рецензия: оценка, суждение, критика, суд, разбор, рассуждение, мнение.

Исследование жанровые особенности рецензии

В рецензии преобладает не эмоционально-субъективная (понравилось - не понравилось), а объективная оценка. Читатель выступает как критик и исследователь. Предметом исследования является произведение как художественный текст, поэтика автора, его позиция и средства ее выражения (проблематика, конфликт, сюжетно-композиционное своеобразие, система персонажей, язык и т. д.).

Построение рецензии: (Слайд)

I. Повествование о читательских пристрастиях автора сочинения, истории его знакомства с данным произведением, процессе чтения и т. п. Тезис, в котором кратко формулируется оценка прочитанного.

II. Рассуждение, в котором обосновывается, аргументируется высказанная оценка:

2) обзор (не пересказ!) изображенных автором событий, наиболее важные эпизоды;

3) оценка поведения персонажей, их участия в изображаемых событиях, отношение к персонажам, их судьбам;

4) итог рассуждения (мысли и чувства автора сочинения в связи с прочитанным).

III. Обобщение, в котором оценка данного произведения дается в сопоставлении с другими произведениями того же автора, высказывается намерение продолжить знакомство с его творчеством, содержится обращение к потенциальным читателям и т. п.Тезис-предположение об историко-культурной ценности исследуемого текста.

4. Наблюдение и сопоставление.

Учитель. Сопоставим отзыв и рецензию для выявления особенностей каждого.

Рецензия

Рецензируемая исследовательская работа «Эволюция дворянской усадьбы» несёт историко-культурную ценность для современного поколения. В ней исследуется русская усадебная культура в процессе её развития. Изложение материала построено в хронологическом порядке, связывая воедино историю и культуру нескольких столетий. Это позволяет чётче представить картину определённой эпохи, раскрыть значение дворянской усадьбы на данном этапе.

Большим достоинством этой работы является то, что автор смог увлекательно и доступно представить дворянскую усадьбу как культурологическое пространство. Заголовки, придуманные им, не только заинтересовывают, но и в известной мере раскрывают тему: «Усадьба как культурологическое пространство», «Культура дворянской усадьбы».

В работе используются исторические сведения, литературные материалы (глава: «Дворянская усадьба в русской литературе»).

В заключении хочется отметить, что эта работа будет интересна не только специалистам в области культуры, но и обычным читателя

Отзыв

на исследовательскую работу ученика 8 класса

«Эволюция дворянской усадьбы».

Меня заинтересовала работа: «Эволюция дворянской усадьбы».

Мне понравилось то, что в работе удачно проследили развитие русской усадьбы, претерпевающей изменения, связанные с культурной средой и с социальными условиями той эпохи, к которой она относилась. Автор показывает эволюцию усадеб (появление-становление-пик развития «золотой век» - трансформация (усадьба-дача), (усадьба-музей), изображая это графически. Эта работа очень интересна и познавательна тем, что в ней показана усадьба как культурологическое пространство со своими культурными ценностями. Мне понравилось то, что автор выделяет «типы» дворянских усадеб в литературе. Этот материал можно использовать на уроках. На мой взгляд, исследование русской усадьбы в процессе её эволюции дано на достаточно высоком уровне; все задачи, поставленные в работе, я считаю, были решены. Это исследование заставляет задуматься о нашем культурном прошлом, о русской истории, о сохранении памятников культуры, в частности, русской усадьбы. Ведь именно в них сохранена культура и быт конкретных эпох.

Недостатком работы, на мой взгляд, является то, что работа в целом носит описательный, обобщённый характер. Мне кажется, было бы интересней работать с конкретными усадьбами, с их культурными пространствами, прослеживая их изменения. Однако я считаю, что этот недостаток не является существенным и не портит общего впечатления от исследования.

(Беседа по материалу)

5.Составление таблицы (совместно с классом), запись в тетрадь.

(Слайд)

Рецензия

Отзыв

1. Представляет критическое суждение, в основе которого лежит анализ художественного произведения.

1. Содержит развёрнутое высказывание эмоционально-оценочного характера о произведении

2. Автор рецензии - исследователь и критик. Предметом его исследования является художественный текст (его проблематика, конфликт, сюжетно-композиционные особенности, система образов, язык произведения).

3. Задача рецензии - выявить наиболее яркие и значимые стороны произведения, его особенности, его роль в контексте творчества автора.

3. Даётся эмоционально-субъективная оценка.

4.Может быть полемична и носить публицистический характер, может быть написана в жанре эссе, литературоведческой статьи.

4. Система аргументаций основана на читательском вкусе, опыте, предпочтениях.

Обратите внимание с помощью каких «слов-помощников» строится рецензия. Давайте выпишем их.

Учитель . Ребята сегодня мы попробуем написать рецензию. Предметом нашего анализа будут известные миниатюры М.М.Пришвина. Пришвин - тонкий знаток и ценитель родной природы. За умение слушать и понимать природу современники звали писателя кудесником, волшебником. День за днём, год за годом записывал он голос леса, воды, лета и осени. И сейчас мы попробуем написать рецензию на эти миниатюры (см.Приложение), используя типичные речевые конструкции сочинений-рецензий.(Слайд)

Его книги (рассказы, произведения) вызывают... (чувства, мысли, поступки)

Мое первое впечатление...

На первый взгляд кажется, что...

Атмосфера рассказа...

Книга поражает (удивляет)...

Заложена стержневая тема о...

Много места уделено проблеме...

Рассказ написан поэтическим (красочным, запоминающимся) языком.

Неравнодушного читателя не может не удивить отсутствие (чего?)

Чтение работ и обсуждение их.

Итоги урока .

Домашнее задание : написать рецензию на любимое произведение.

Приложение.

Тексты миниатюр.

Весна воды

Снег еще глубок, но так зернист, что даже заяц проваливается до земли и своим брюхом чешет снег наверху.

После дороги птицы перелетают на поля, на те места, где стало черно.

Все березы на дожде как бы радостно плачут, сверкая, летят вниз капли, гаснут в снегу, отчего мало-помалу снег становится зернистым.

Последние хрустящие остатки льда на дороге - их называют черепками. И то ледяное ложе, по которому бежал поток, тоже размыло и размокло: под водой на этом желтом ложе заяц, пробегая по ту сторону ночью, оставил следы.

Листопад.

Вот из густых елок вышел под березу заяц и остановился, увидя большую поляну. Не посмел прямо идти на ту сторону и пошел кругом всей поляны от березки к березке. Вот он остановился, прислушался. Кто боится чего-то в лесу, то лучше не ходи, пока падают листья и шепчутся. Слушает заяц: все ему кажется, будто кто-то шепчется сзади и крадется. Можно, конечно, и трусливому зайцу набраться храбрости и не оглядываться, но тут бывает другое: ты не побоялся, не поддался обману падающих листьев, а как раз вот тут кто-то воспользовался и тебя сзади под шумок схватил в зубы.

Цель: создать условия для
формирования умений анализировать текст;
навыка написания рецензии;
планирования своей работы;
развития коммуникативных навыков;
развития речи учащихся, активизации лексики по теме;
воспитания любви к природе.

Ход урока
I. Организационный момент.
1. Запись даты, темы, оформление таблицы
План работы
Рабочие материалы

2. Формулирование учащимися цели, учебных задач на урок.
II. Повторение и обобщение теоретического материала.
- Что такое отзыв?
- Что такое рецензия?
- Что такое тема?
- Что такое идея произведения?
- Что мы называем композицией?
- Что еще нужно осветить в работе?
- Что такое проблема?
- Какие бывают проблемы?
- Какие вы знаете средства выразительности?
- Какие стили вы знаете?
- Дайте определение эпитета, сравнения, гиперболы, метафоры.
III. Работа с текстом
Общий план анализа:
1. Определите тему текста.
2. Сформулируйте основную мысль (идею) текста.
3. Какому стилю и типу речи соответствует данный текст?
4. Подумайте, с какой целью автор избрал данный стиль. Как стиль речи влияет на отбор языковых средств и помогает автору выразить собственные чувства, высказать собственное мнение и дать оценку предмету речи?
5. Охарактеризуйте языковые особенности текста:
1)Лексика: книжная или разговорная? Приведите примеры. Имеются ли в тексте эмоционально окрашенные слова? Приведите примеры. Какая оценка дается автором с помощью этих слов (положительная, отрицательная); какие чувства автора выражаются с помощью эмоционально окрашенных слов (одобрения, неодобрения; восхищения, пренебрежения и т. д.)?
2) Морфология: какие части речи преобладают в тексте, какие авторские слова (авторские окказионализмы) встречаются в тексте? Приведите примеры.
3) Синтаксис: каковы особенности синтаксиса текста? Укажите наиболее частотные синтаксические формы (ряды однородных членов, обособленные члены предложения, вводные слова, обращения, вопросительные или восклицательные предложения, предложения с прямой речью и т. п.). С какой целью они используются в тексте?
4) Изобразительно-выразительные средства языка: тропы и стилистические фигуры. Какую функцию выполняют они в тексте? Приведите примеры.
6. Выскажите собственное мнение по поводу проблемы, поднятой в тексте. Выразите свое согласие или несогласие с точкой зрения автора. Аргументируйте свою позицию.

1. Чтение текста.
Река в своих берегах. В лесу чуть зеленеют дорожки, везде, как глазки в полумраке вечера, глядят лужицы. В логу клок снега, как зайчик, сидит: это мое сердце бьется, а мне кажется, будто зайчик водит ушами. Все глядят на меня упорно, и я всех чувствую и, мало того! повеет чем-то знакомым, и уже спешишь сказать себе: «Скорей понимай! А то другой раз того уже не будет». (Пришвин).
Анализ текста.
1. Тема текста описание окружающей природы.
2. Основная мысль (идея) текста: нужно ценить каждый миг общения с природой, уметь понимать и любить ее.
3. Текст соответствует художественному стилю речи типа «описание».
4. Автор избирает художественный стиль, чтобы с помощью художественных образов передать свое восприятие окружающего мира. Художественный стиль помогает ему наиболее полно выразить собственные чувства, переживания, так как языковые средства художественного стиля не просто передают информацию (впечатления об увиденном), но делают это эмоционально, образно, динамично.
5. Языковые особенности текста:
1) Преобладает общеупотребительная лексика (река, берега, зеленеют, сердце, чувствую), которая сочетается с разговорной (чуть, будто, мало того, скорей). В тексте встречаются эмоционально окрашенные уменьшительно-ласкательные слова (дорожки, глазки, зайчик). С их помощью автор выражает те чувства, которые вызывают у него картины родной природы.
2) В тексте преобладают именные части речи и глаголы настоящего времени (река, дорожки, лужицы; зеленеют, глядят, сидит, бьется, водит), что свойственно описанию как типу речи для оформления главной черты описания статичности и перечисления одновременных явлений и признаков.
3) Особенностью синтаксиса является сочетание синтаксиса книжной речи (сложных предложений с разными видами связи) и разговорной (неполных предложений: Река в своих берегах; И, мало того!; присоединительных конструкций: А то другой раз того уже не будет). Это обусловлено нормами художественного стиля и функцией художественной речи, связанной с выражением авторской индивидуальности.
4) Текст насыщен изобразительно-выразительными средствами (тропами и стилистическими фигурами). Здесь есть метафора (зеленеют дорожки, глядят лужицы), сравнения (как глазки в полумраке вечера, как зайчик) и сравнительное предложение (будто зайчик водит, ушами), антитеза (это мое сердце бьется, а мне кажется...), синтаксический параллелизм (В лесу чуть зеленеют дорожки... как глазки... В логу клок снега, как зайчик...), инверсия (зеленеют дорожки, глядят лужицы). Все изобразительно-выразительные средства языка служат целям создания художественного образа, выражению образности как одного из главных признаков художественного стиля речи.
6. Собственная оценка основной мысли текста.
«Пожалуй, нет человека, которого не умиляли бы картины родной природы. Это естественно. Ведь человек, являясь разумным существом, носителем общественного сознания, не утратил своей связи с природой. Неслучайно поэтому мы называем природу матерью. Как мать, она не только дает нам материальные блага (природные ресурсы), но и является величайшим источником духовных ценностей, рождая в наших душах высокие чувства и помыслы. Сколько радости приносит нам общение с природой! Какие бессмертные произведения искусства и литературы созданы великими художниками и писателями, вдохновленными картинами родной природы! Именно эти мысли возникают у меня под влиянием проникнутых любовью к родной природе строк М. М. Пришвина, который умел видеть в природе «прекрасные струны души человеческой», ценить и любить ее».

IV. Работа по предупреждению речевых ошибок.
М.М.Пришвин, писатель, автор рассказа. Описал, рассказал, показал, изобразил, нарисовал. Глубоко взволновал, произвел неизгладимое впечатление, запомнился, запечатлелся в памяти.
V. Итог урока (рефлексия)
- Какие задачи ставили в начале урока?
- Над чем еще надо поработать?
VI. Домашнее задание: Используя «рабочие материалы», полученные при анализе текста, написать сочинение-рецензию.
Сочинение-рецензия по тексту М. М. Пришвина.
Вы бывали когда-нибудь в весеннем лесу? Конечно, бывали! Тогда вам знакома картина пробуждающейся после долгой зимы природы. Еще не просохли дорожки, а первая зелень уже пробивается сквозь прошлогоднюю листву. Припекает солнышко, а в ложбинках еще лежит снег. Как он похож на спинку зайчонка, клубочком свернувшегося в ямке!
Такой образ возник и у известного русского писателя М. М. Пришвина. Очевидно, во время прогулки по весеннему лесу он увидел эту картину, она запомнилась писателю и стала темой небольшого рассказа. Внимательный наблюдатель, М. М. Пришвин умел видеть в самых обычных вещах, ситуациях, явлениях природы нечто необычное, скрытое от простого человеческого взгляда. Он умел «чувствовать» природу, находить в ней отзвуки собственным переживаниям, мыслям, настроениям.
Восприятие писателем окружающего мира отличается от нашего, обыденного. Художник слова, М.М.Пришвин мыслит образами и передает увиденное с помощью художественных приемов. В небольшом по объему тексте используются разнообразные изобразительно-выразительные средства языка; метафоры /"зеленеют дорожки, глядят лужицы, сравнения (как глазки в полумраке вечера, как зайчик) и сравнительное Предложение /будто зайчик водит ушами), антитеза /это мое сердце бьется, а мне кажется, будто зайчик водит ушами), синтаксический параллелизм (В лесу чуть зеленеют дорожки, везде, как глазки в полумраке вечера, глядят лужицы. В логу клок снега, как зайчик, садит), инверсия (зеленеют дорожки, глядят лужицы?. Все изобразительно-выразительные средства языка служат созданию образности как одного из главных признаков художественного стиля речи, в котором написан рассказ М. М. Пришвина.
Автор избирает художественный стиль, чтобы с помощью художественных образов передать свое восприятие окружающего мира. Художественный стиль позволяет ему наиболее полно выразить собственные чувства, переживания, так как языковые средства художественного стиля помогают не просто передать информацию (впечатления об увиденном), но и сделать это эмоционально, образно, динамично.
Участвуют в этом и языковые средства: общеупотребительная лексика (река, берега, зеленеют, сердце, чувствую) сочетается с разговорной ^чуть, будто, мало того, скорей), нейтральная с эмоционально окрашенной. В тексте много уменьшительно-ласкательных слов (дорожки, глазки, зайчик), С их помощью автор выражает те чувства, которые вызывают у него картины родной природы.
Особенностью синтаксиса анализируемого отрывка является сочетание книжных и разговорных конструкций (сложных предложений с разными видами связи и неполных предложений: Река в своих берегах. И, мало того!), а также присоединительных конструкций (А то другой раз того уже не будет). Это обусловлено нормами художественного стиля и функцией художественной речи, связанной с выражением авторской индивидуальности.
Все языковые средства, используемые автором, преследуют цель выразить основную мысль текста нужно ценить каждый миг общения с природой, уметь понимать И любить ее.
Многие произведения М. М. Пришвина посвящены описанию природы, рассказам о жизни животных. Это миниатюры «Одинокий журавль», «Еж», «Синий лапоть», «Живой дымок» и другие. Их пронизывает мысль о единении человека и природы. Мне близка и понятна эта мысль. Я думаю, что нет человека, которого не радовали бы картины родной природы. Это естественно. Ведь человек, являясь разумным существом, членом общества и носителем общественного сознания, не утратил своей связи с природой. Неслучайно поэтому мы называем ее матерью. Как мать, она дает нам не только материальные блага, но и является величайшим источником духовных ценностей, рождая в наших душах высокие чувства и помыслы. Сколько счастья приносит нам общение с природой! Какие бессмертные произведения искусства и литературы созданы великими художниками и писателями, вдохновленными картинами родных просторов: полей, лесов, рек! Именно эти мысли возникают у меня под влиянием проникнутых любовью к родной природе строк М. М. Пришвина, который умел видеть в природе «прекрасные стороны души человеческой», ценить и любить ее».

Подготовка к написанию сочинения-рецензии в 9 классе по тексту М.М.Пришвина « Река в своих берегах»

Цель: создать условия для

  • формирования умений анализировать текст;
  • навыка написания рецензии;
  • планирования своей работы;
  • развития коммуникативных навыков;
  • развития речи учащихся, активизации лексики по теме;
  • воспитания любви к природе.

Ход урока

I. Организационный момент.

1. Запись даты, темы, оформление таблицы

2. Формулирование учащимися цели, учебных задач на урок.

II. Повторение и обобщение теоретического материала.

Что такое отзыв?

Что такое рецензия?

Что такое тема?

Что такое идея произведения?

Что мы называем композицией?

Что еще нужно осветить в работе?

Что такое проблема?

Какие бывают проблемы?

Какие вы знаете средства выразительности?

Какие стили вы знаете?

Дайте определение эпитета, сравнения, гиперболы, метафоры.

III. Работа с текстом

Общий план анализа:

1. Определите тему текста.

2. Сформулируйте основную мысль (идею) текста.

3. Какому стилю и типу речи соответствует данный текст?

5. Охарактеризуйте языковые особенности текста:

1)Лексика: книжная или разговорная? Приведите примеры. Имеются ли в тексте эмоционально окрашенные слова? Приведите примеры. Какая оценка дается автором с помощью этих слов (положительная, отрицательная); какие чувства автора выражаются с помощью эмоционально окрашенных слов (одобрения, неодобрения; восхищения, пренебрежения и т. д.)?

2) Морфология: какие части речи преобладают в тексте, какие авторские слова (авторские окказионализмы) встречаются в тексте? Приведите примеры.

3) Синтаксис: каковы особенности синтаксиса текста? Укажите наиболее частотные синтаксические формы (ряды однородных членов, обособленные члены предложения, вводные слова, обращения, вопросительные или восклицательные предложения, предложения с прямой речью и т. п.). С какой целью они используются в тексте?

4) Изобразительно-выразительные средства языка: тропы и стилистические фигуры. Какую функцию выполняют они в тексте? Приведите примеры.

6. Выскажите собственное мнение по поводу проблемы, поднятой в тексте. Выразите свое согласие или несогласие с точкой зрения автора. Аргументируйте свою позицию.

1. Чтение текста.

Река в своих берегах. В лесу чуть зеленеют дорожки, везде, как глазки в полумраке вечера, глядят лужицы. В логу клок снега, как зайчик, сидит: это мое сердце бьется, а мне кажется, будто зайчик водит ушами. Все глядят на меня упорно, и я всех чувствую и, мало того! повеет чем-то знакомым, и уже спешишь сказать себе: «Скорей понимай! А то другой раз того уже не будет». (Пришвин).

Анализ текста.

1. Тема текста - описание окружающей природы.

2. Основная мысль (идея) текста: нужно ценить каждый миг общения с природой, уметь понимать и любить ее.

3. Текст соответствует художественному стилю речи типа «описание».

4. Автор избирает художественный стиль, чтобы с помощью художественных образов передать свое восприятие окружающего мира. Художественный стиль помогает ему наиболее полно выразить собственные чувства, переживания, так как языковые средства художественного стиля не просто передают информацию (впечатления об увиденном), но делают это эмоционально, образно, динамично.

5. Языковые особенности текста:

1) Преобладает общеупотребительная лексика (река, берега, зеленеют, сердце, чувствую), которая сочетается с разговорной (чуть, будто , мало того, скорей) . В тексте встречаются эмоционально окрашенные уменьшительно-ласкательные слова (дорожки, глазки, зайчик). С их помощью автор выражает те чувства, которые вызывают у него картины родной природы.

2) В тексте преобладают именные части речи и глаголы настоящего времени (река, дорожки, лужицы; зеленеют, глядят, сидит, бьется, водит), что свойственно описанию как типу речи для оформления главной черты описания - статичности и перечисления одновременных явлений и признаков.

3) Особенностью синтаксиса является сочетание синтаксиса книжной речи (сложных предложений с разными видами связи) и разговорной (неполных предложений: Река в своих берегах; И, мало того!; присоединительных конструкций: А то другой раз того уже не будет).

4) Текст насыщен изобразительно-выразительными средствами (тропами и стилистическими фигурами). Здесь есть метафора (зеленеют дорожки, глядят лужицы), сравнения (как глазки в полумраке вечера, как зайчик) и сравнительное предложение (будто зайчик водит, ушами), антитеза (это мое сердце бьется, а мне кажется...), с интаксический параллелизм (В лесу чуть зеленеют дорожки... как глазки... В логу клок снега, как зайчик...), инверсия (зеленеют дорожки, глядят лужицы). Все изобразительно-выразительные средства языка служат целям создания художественного образа, выражению образности как одного из главных признаков художественного стиля речи.

6. Собственная оценка основной мысли текста.

«Пожалуй, нет человека, которого не умиляли бы картины родной природы. Это естественно. Ведь человек, являясь разумным существом, носителем общественного сознания, не утратил своей связи с природой. Неслучайно поэтому мы называем природу матерью. Как мать, она не только дает нам материальные блага (природные ресурсы), но и является величайшим источником духовных ценностей, рождая в наших душах высокие чувства и помыслы. Сколько радости приносит нам общение с природой! Какие бессмертные произведения искусства и литературы созданы великими художниками и писателями, вдохновленными картинами родной природы! Именно эти мысли возникают у меня под влиянием проникнутых любовью к родной природе строк М. М. Пришвина, который умел видеть в природе «прекрасные струны души человеческой», ценить и любить ее».

IV. Работа по предупреждению речевых ошибок.

V. Итог урока (рефлексия)

Какие задачи ставили в начале урока?

Над чем еще надо поработать?

VI. Домашнее задание: И спользуя «рабочие материалы», полученные при анализе текста, написать сочинение-рецензию.

Сочинение-рецензия по тексту М. М. Пришвина.

Вы бывали когда-нибудь в весеннем лесу? Конечно, бывали! Тогда вам знакома картина пробуждающейся после долгой зимы природы. Еще не просохли дорожки, а первая зелень уже пробивается сквозь прошлогоднюю листву. Припекает солнышко, а в ложбинках еще лежит снег. Как он похож на спинку зайчонка, клубочком свернувшегося в ямке!

Такой образ возник и у известного русского писателя М. М. Пришвина. Очевидно, во время прогулки по весеннему лесу он увидел эту картину, она запомнилась писателю и стала темой небольшого рассказа. Внимательный наблюдатель, М. М. Пришвин умел видеть в самых обычных вещах, ситуациях, явлениях природы нечто необычное, скрытое от простого человеческого взгляда. Он умел «чувствовать» природу, находить в ней отзвуки собственным переживаниям, мыслям, настроениям.

Восприятие писателем окружающего мира отличается от нашего, обыденного. Художник слова, М.М.Пришвин мыслит образами и передает увиденное с помощью художественных приемов. В небольшом по объему тексте используются разнообразные изобразительно-выразительные средства языка; метафоры /"зеленеют дорожки, глядят лужицы, сравнения (как глазки в полумраке вечера, как зайчик) и сравнительное Предложение /будто зайчик водит ушами), антитеза /это мое сердце бьется, а мне кажется, будто зайчик водит ушами), синтаксический параллелизм (В лесу чуть зеленеют дорожки, везде, как глазки в полумраке вечера, глядят лужицы. В логу клок снега, как зайчик, садит), инверсия (зеленеют дорожки, глядят лужицы?. Все изобразительно-выразительные средства языка служат созданию образности как одного из главных признаков художественного стиля речи, в котором написан рассказ М. М. Пришвина.

Автор избирает художественный стиль, чтобы с помощью художественных образов передать свое восприятие окружающего мира. Художественный стиль позволяет ему наиболее полно выразить собственные чувства, переживания, так как языковые средства художественного стиля помогают не просто передать информацию (впечатления об увиденном), но и сделать это эмоционально, образно, динамично.

Участвуют в этом и языковые средства: общеупотребительная лексика (река, берега, зеленеют, сердце, чувствую) сочетается с разговорной ^чуть, будто, мало того, скорей), нейтральная - с эмоционально окрашенной. В тексте много уменьшительно-ласкательных слов (дорожки, глазки, зайчик), С их помощью автор выражает те чувства, которые вызывают у него картины родной природы.

Особенностью синтаксиса анализируемого отрывка является сочетание книжных и разговорных конструкций (сложных предложений с разными видами связи и неполных предложений: Река в своих берегах. И, мало того!), а также присоединительных конструкций (А то другой раз того уже не будет). Это обусловлено нормами художественного стиля и функцией художественной речи, связанной с выражением авторской индивидуальности.

Все языковые средства, используемые автором, преследуют цель выразить основную мысль текста - нужно ценить каждый миг общения с природой, уметь понимать И любить ее.

Многие произведения М. М. Пришвина посвящены описанию природы, рассказам о жизни животных. Это миниатюры «Одинокий журавль», «Еж», «Синий лапоть», «Живой дымок» и другие. Их пронизывает мысль о единении человека и природы. Мне близка и понятна эта мысль. Я думаю, что нет человека, которого не радовали бы картины родной природы. Это естественно. Ведь человек, являясь разумным существом, членом общества и носителем общественного сознания, не утратил своей связи с природой. Неслучайно поэтому мы называем ее матерью. Как мать, она дает нам не только материальные блага, но и является величайшим источником духовных ценностей, рождая в наших душах высокие чувства и помыслы. Сколько счастья приносит нам общение с природой! Какие бессмертные произведения искусства и литературы созданы великими художниками и писателями, вдохновленными картинами родных просторов: полей, лесов, рек! Именно эти мысли возникают у меня под влиянием проникнутых любовью к родной природе строк М. М. Пришвина, который умел видеть в природе «прекрасные стороны души человеческой», ценить и любить ее».