vТема урока: "Простые механизмы. Рычаг"
Архимед.
Цель урока:
- способствовать развитию умения анализировать, выдвигать гипотезы, предположения, строить прогнозы, наблюдать и экспериментировать; способствовать развитию логического мышления; развитие умения выражать речью результаты собственной мыслительной деятельности.
- пробуждение познавательного интереса к предмету и окружающим явлениям; формирование умений критически, но объективно оценивать предметы, явления, поступки и действия (свои и чужие). компьютер, мультимедийный проектор, экран, оборудование для мини-эксперимента (гирьки по 10 и 20 г, линейка, деревянная палочка), палка, груз, весы рычажные, штатив, рычаг демонстрационный, компьютерная презентация урока, наборы Лего-конструкторов, компьютеры для учащихся.
Ход урока:
(фрагмент мультфильма)
Однажды по берегу моря вдвоём Гулял Архимед с сиракузским царём. Царь молвил: - Науки твои нелегки…- Триеру тащили на мель моряки. Тянули корабль, выбиваясь из сил. И тут Архимед Гиерона спросил: - Ты помнишь мой винт для подъёма воды? В Египте рабам облегчил я труды. А знаешь, как людям помог бы рычаг
В труде непосильном. К примеру, один бы сумел на песчаный причал
Втащить я вот эту триеру.- Стоит Гиерон, потирает висок: -Ты втащишь триеру? Один? На песок?! - Триеру на берег втащу я один. Триеру с гребцами и грузом. Вот ты через месяц сюда приходи…
Узнали про то в Сиракузах.. В назначенный срок собирается люд На пристани, солнцем согретой. Глядят на машину, но чуда не ждут: -Не втащит! Да слыхано ль это!
Я вижу верёвки и много колёс, И я поражаюсь размеру, Но даже Геракл, ухватившись за трос, Не втащит на берег триеру… И тут Архимед повернул колесо- Триера послушно ползёт на песок. -Плывёт по земле! - закричали купцы. А стражникам сделалось жутко. По воздуху вёслами машут гребцы, Как будто лишились рассудка. Не верю глазам! Сколько силы в плечах?! Нет, царь! Эту силу умножил рычаг!- Взглянул Архимед: небо, море кругом. Синее море и горы. - Я землю бы мог повернуть рычагом, лишь дайте мне точку опоры!
2 сл . 3 сл 4 сл
Перед вами на слайде — каменные статуи на побережье острова Пасхи в Тихом океане в виде человеческой головы высотой до 20 и весом 40-90 тонн. Каким образом они доставлялись к побережью, неизвестно - это одна из главных загадок острова, не дающей покоя уже нескольким поколениям путешественников и исследователей. По легенде они «шли» сами. Норвежский путешественник даёт описание одного из этих способов перемещения статуй, который был проверен в действии местными жителями. Так, один из Моаи, опрокинутых с постамента, был водружен назад путём использования брёвен, подсунутых под статую, что по конструкции напоминало рычаг.
5 сл Простые механизмы - это приспособления, которые служат для преобразования силы. К простым механизмам относятся: рычаг и его разновидности блок и ворот, наклонная плоскость и её разновидности клин и винт. Мы рассмотрим самый распространённый механизм - рычаг. 6 сл 7 сл
Возьмите зубочистку и переломите её пополам. Разломите теперь половинки. Что труднее переломить - целую или половинку? Почему? 8 сл
10 сл 11 сл
Я хочу вам продемонстрировать работу подъёмного крана, сконструированного из Лего-конструктора. На слайде представлен реальный кран. 12 сл Для чего у подъёмного крана делают противовес? Что может произойти при неправильном расчете грузоподъёмности крана? Посмотрите видеосюжет. 13 сл.
14 сл
16 сл
Как и в любом механизме для сцепки вагонов тоже используют простые механизмы. Я предлагаю оценить свои знания, полученные на уроке, используя вагоны разного цвета: синий - плохо понимаю материал, зелёный - понимаю, но нужно ещё поработать, красный - всё понимаю, всё получается. А своё настроение нарисуйте на вагоне в виде смайлика. Собираем поезд на доске.
17 сл - доп.
Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по физике Простые механизмы»
Тема урока: "Простые механизмы. Рычаг"
«Дайте мне точку опоры, и я подниму Землю!»
Архимед.
Цель урока:
познакомить учащихся с различными видами простых механизмов; рассмотреть простые механизмы как устройства, служащие для преобразования силы; рассмотреть устройство и принцип действия рычага; выяснить условие равновесия рычага.
способствовать развитию умения анализировать, выдвигать гипотезы, предположения, строить прогнозы, наблюдать и экспериментировать;
способствовать развитию логического мышления; развитие умения выражать речью результаты собственной мыслительной деятельности.
пробуждение познавательного интереса к предмету и окружающим явлениям; формирование умений критически, но объективно оценивать предметы, явления, поступки и действия (свои и чужие).
Оборудование и средства обеспечения учебного процесса:
компьютер, мультимедийный проектор, экран, оборудование для мини-эксперимента (гирьки по 10 и 20 г, линейка, деревянная палочка), палка, груз, весы рычажные, штатив, рычаг демонстрационный, компьютерная презентация урока, наборы Лего-конструкторов, компьютеры для учащихся.
Ход урока:
Подготовка к восприятию нового материала.
(фрагмент мультфильма)
Однажды по берегу моря вдвоём
Гулял Архимед с сиракузским царём.
Царь молвил: - Науки твои нелегки…-
Триеру тащили на мель моряки.
Тянули корабль, выбиваясь из сил.
И тут Архимед Гиерона спросил:
- Ты помнишь мой винт для подъёма воды?
В Египте рабам облегчил я труды.
А знаешь, как людям помог бы рычаг
В труде непосильном. К примеру,
один бы сумел на песчаный причал
Втащить я вот эту триеру.-
Стоит Гиерон, потирает висок:
-Ты втащишь триеру? Один? На песок?!
- Триеру на берег втащу я один.
Триеру с гребцами и грузом.
Вот ты через месяц сюда приходи…
Узнали про то в Сиракузах..
В назначенный срок собирается люд
На пристани, солнцем согретой.
Глядят на машину, но чуда не ждут:
-Не втащит! Да слыхано ль это!
Я вижу верёвки и много колёс,
И я поражаюсь размеру,
Но даже Геракл, ухватившись за трос,
Не втащит на берег триеру…
И тут Архимед повернул колесо-
Триера послушно ползёт на песок.
-Плывёт по земле! - закричали купцы.
А стражникам сделалось жутко.
По воздуху вёслами машут гребцы,
Как будто лишились рассудка.
Не верю глазам! Сколько силы в плечах?!
Нет, царь! Эту силу умножил рычаг!-
Взглянул Архимед: небо, море кругом.
Синее море и горы.
- Я землю бы мог повернуть рычагом,
лишь дайте мне точку опоры!
В сюжете прозвучало слово «Рычаг». Архимед собирался перевернуть Землю рычагом, а что такое рычаг, какова его конструкция и где он применяется? (Ответы учащихся). Точный ответ на поставленные вопросы вы сможете дать в конце нашего урока, тема которого «Простые механизмы.». Девиз урока: «Дайте мне точку опоры, и я подниму Землю!» 2 сл
. 3 сл
4 сл
Физические возможности человека ограничены, поэтому с древних времён человек часто использовал устройства, которые способны преобразовать силу человека в значительно большую. Такие механизмы называют «простыми механизмами». Первым человеком, применившим простые механизмы, был наш далёкий доисторический предок, палкой сдвигавший с места тяжёлые камни в поисках съедобных корней или прятавшихся под корнями мелких животных. Есть много свидетельств, что в древних странах - Вавилоне, Египте, Греции - строители широко использовали простые механизмы при подъёме и перевозке статуй, колонн и огромных камней, в умелых руках тяжелый груз превращался в лёгкий.
Перед вами на слайде Моаи - каменные статуи на побережье острова Пасхи в Тихом океане в виде человеческой головы высотой до 20 метров и весом 40-90 тонн. Каким образом они доставлялись к побережью, неизвестно – это одна из главных загадок острова, не дающей покоя уже нескольким поколениям путешественников и исследователей. По легенде они «шли» сами. Норвежский путешественник Тур Хейердал даёт описание одного из этих способов перемещения статуй, который был проверен в действии местными жителями. Так, один из Моаи, опрокинутых с постамента, был водружен назад путём использования брёвен, подсунутых под статую, что по конструкции напоминало рычаг.
Что представляет собой простой механизм? Для чего нужны простые механизмы?
5 сл
Простые механизмы – это приспособления, которые служат для преобразования силы. К простым механизмам относятся: рычаг и его разновидности блок и ворот, наклонная плоскость и её разновидности клин и винт. Мы рассмотрим самый распространённый механизм – рычаг. 6 сл
7 сл
Рычаг - является составной частью почти каждой современной машины, станка, механизма. Экскаватор роет канаву - его железная “рука” с ковшом действует как рычаг. Шофёр меняет скорость автомобиля с помощью рычага переключения скоростей. Вскапывая грядки на огороде, лопата в наших руках тоже становится рычагом. Всевозможные коромысла, рукоятки и вороты всё это рычаги.
Давайте выясним, как правильно использовать рычаг? (Прошу двух смелых учащихся выйти к доске. Даю одному в руки тяжёлый портфель и предлагаю воспользоваться палкой для облегчения переноса груза.) Покажите нам, как расположить палку, на которой весит груз, на плече друга, так, чтобы сила давления на плечо была наименьшей? Палка - это рычаг, который мы используем для того, чтобы облегчить перенос тяжёлого груза. Как правильно подвесить груз на рычаге?
Возьмите зубочистку и переломите её пополам. Разломите теперь половинки. Что труднее переломить – целую или половинку? Почему? 8 сл
Рычаг - твёрдое тело, способное вращаться вокруг неподвижной опоры. На практике роль рычага могут играть палка, доска, лом и т.п.
Рычаг имеет точку опоры и плечо. Плечо - это кратчайшее расстояние от точки опоры до линии действия силы (т.е. перпендикуляр, опущенный из точки опоры на линию действия силы). Обычно силами, приложенными к рычагу можно считать вес тел. Одну из сил мы будем называть силой сопротивления, другую - движущей силой.
Как вы думаете, что произойдёт, если одна из сил увеличится в 2 раза? Ответ: весы выйдут из равновесия (показываю на обычных весах). Как вы считаете, есть ли способ уравновесить большую силу меньшей? Ответ: да, нет. Предлагаю вам в ходе -эксперимента вывести условие равновесия рычага.
Работа с компьютерной моделью "Рычаг" (условие равновесия рычага), используется диск «Лабораторные работы по физике». Задание к компьютерной модели: подвесь гирьки на рычаг так, чтобы он оказался в равновесии. (Если первое плечо 18 см, к нему подвесили груз с силой тяжести 2Н, на второе плечо подвесили груз силой тяжести 3Н, какова длина плеча? 12 см)
Рычаг находится в равновесии, когда силы, действующие на него обратно пропорциональны плечам этих сил. Именно это правило равновесия рычага и вывел Архимед.
9 сл. 3. Зрительная гимнастика.
Закройте глаза и прикройте их ладонями. Представьте лист белой бумаги и попытайтесь мысленно написать на нем тушью свое имя. Если это удастся, то напишите по буквам свою фамилию и отчество, четко представляя себе каждую букву в отдельности. В конце записи поставьте точку. Теперь забудьте о буквах и вспоминайте только точку. Она должна казаться вам двигающейся из стороны в сторону короткими, медленными и легкими покачиваниями. Вы расслабились, уберите ладони, откройте глаза, мы с вами возвращаемся в реальный мир полные сил и энергии.
10 сл
Сегодня простые механизмы работают на канатных дорогах, на буровых установках, выполняют строительно-монтажные и погрузочные работы. На любой строительной площадке работают башенные подъемные краны - это сочетание рычагов, блоков, воротов. В зависимости от "специальности" краны имеют различные конструкции и характеристики. 11 сл
Я хочу вам продемонстрировать работу подъёмного крана, сконструированного из Лего-конструктора. На слайде представлен реальный кран.
12 сл
Для чего у подъёмного крана делают противовес? Что может произойти при неправильном расчете грузоподъёмности крана?
Посмотрите видеосюжет.
13 сл.
Задачи: 1). На доске, перекинутой через бревно, качаются 2 мальчика, различной массы. Следует ли им садиться на одинаковом расстоянии от опоры?
2). По рисунку определить, какой груз нужно поместить в точки А(2Н), В(1Н) и С(5Н), чтобы он находился в равновесии? 14 сл
3). Почему ручку располагают у края двери?
Приведите примеры применения рычагов в быту и технике.
Подведение итогов. Рефлексия. 15 сл
16 сл
Как и в любом механизме для сцепки вагонов тоже используют простые механизмы. Я предлагаю оценить свои знания, полученные на уроке, используя вагоны разного цвета: синий - плохо понимаю материал, зелёный – понимаю, но нужно ещё поработать, красный – всё понимаю, всё получается. А своё настроение нарисуйте на вагоне в виде смайлика. Собираем поезд на доске.
Решение задач по теме: «Простые механизмы».
Задание на повторение.
1. Что такое простые механизмы? Приведите примеры простых механизмов.
2. С какой целью применяют простые механизмы?
3. Что такое рычаг? Сформулируйте условие равновесия рычага.
4. Что называют моментом силы? Сформулируйте правило моментов.
5. Что из себя представляет блок? Какие бывают блоки? С какой целью применяют неподвижный блок? подвижный блок?
6. Сформулируйте «золотое» правило механики.
7. Дают ли простые механизмы выигрыш в работе?
8. Решение задач №1, №2, №3, №4.
9. Карточки с заданием:
Домашнее задание: всем – повторить § 59-60
На «4» - упр.31(1,2)
№1. Какой стержень легче разломить на две равные части – длинный или короткий? Почему?
№2. Как легче резать ножницами картон: помещая его к концам ножниц или располагая ближе к их середине?
№3. Если на доске, перекинутой через бревно, качаются двое ребят различной массы, то следует ли им садиться на одинаковое расстояние от опоры?
№4. При равновесии рычага на его большее плечо, равное 80 см, действует сила 60Н, на меньшее – 240Н. Определите длину меньшего плеча.
№5. Плечи рычага, находящегося в равновесии, равны 40 см и 20 см. К большему плечу приложена сила 60 Н. Какая сила приложена к меньшему плечу?
№6. На концах рычага действуют силы 25 Н и 150 Н. Расстояние от точки опоры до меньшей силы 21 см. Определите длину рычага, если он находится в равновесии.
№7. Какого веса груз сможет поднять мальчик весом 400 Н с помощью подвижного блока? (вес блока не учитывать)
№8. Какой груз можно поднять с помощью подвижного блока весом 20 Н, если тянуть верёвку с силой 150 Н? На какую длину придётся вытянуть свободный конец верёвки, чтобы поднять этот груз на высоту 2м?
№9. С помощью подвижного блока подняли груз на высоту 10 м, прилагая силу 120 Н. Какая работа была совершена при этом?
На «4» - упр.31(1,2)
На «5» - Пользуясь линейкой и монетой в 5 рублей (масса её
равна 7 г), определите вес карандаша. Опишите, как вы это
№1. Какой стержень легче разломить на две равные части – длинный или короткий? Почему?
№2. Как легче резать ножницами картон: помещая его к концам ножниц или располагая ближе к их середине?
№3. Если на доске, перекинутой через бревно, качаются двое ребят различной массы, то следует ли им садиться на одинаковое расстояние от опоры?
№4. При равновесии рычага на его большее плечо, равное 80 см, действует сила 60Н, на меньшее – 240Н. Определите длину меньшего плеча.
№5. Плечи рычага, находящегося в равновесии, равны 40 см и 20 см. К большему плечу приложена сила 60 Н. Какая сила приложена к меньшему плечу?
№6. На концах рычага действуют силы 25 Н и 150 Н. Расстояние от точки опоры до меньшей силы 21 см. Определите длину рычага, если он находится в равновесии.
№7. Какого веса груз сможет поднять мальчик весом 400 Н с помощью подвижного блока? (вес блока не учитывать)
№8. Какой груз можно поднять с помощью подвижного блока весом 20 Н, если тянуть верёвку с силой 150 Н? На какую длину придётся вытянуть свободный конец верёвки, чтобы поднять этот груз на высоту 2м?
№9. С помощью подвижного блока подняли груз на высоту 10 м, прилагая силу 120 Н. Какая работа была совершена при этом?
Домашнее задание: всем – повторить §
На «4» - упр.31(1,2)
На «5» - Пользуясь линейкой и монетой в 5 рублей (масса её
равна 7 г), определите вес карандаша. Опишите, как вы это
Экспериментальное задание №1.
Проверка равенства работ на рычаге.
Приборы и материалы : рычаг на штативе, набор грузов, линейка.
2. Подвесьте к левой части рычага три груза, а к правой – один груз. Перемещая грузы, добейтесь равновесия рычага.
3. Отклоните рычаг на некоторый угол в вертикальной плоскости и измерьте пути, пройденные точками приложения сил тяжести (см. рис.).
4. Вычислите работы, совершённые обеими силами тяжести, и сравните их числовые значения.
5. Результаты измерений и вычислений запишите в тетрадь.
6. Ответьте на вопросы:
· Во сколько раз выигрывают в силе, применяя рычаг?
· Во сколько раз проигрывают в пути, применяя рычаг?
· Можно ли при помощи рычага получить выигрыш в работе?
Экспериментальное задание №2.
Измерение веса тела при помощи рычага.
Приборы и материалы: рычаг на штативе, линейка, динамометр, груз весом 1Н, цилиндр металлический.
Порядок выполнения работы.
1. Вращая гайки на концах рычага, установите его в горизонтальное положение.
2. Подвесьте к левой части рычага металлический цилиндр, а к правой – груз весом 1Н. Опытным путём добейтесь равновесия рычага с грузом.
3. Измерьте плечи сил, действующих на рычаг.
4. Используя правило равновесия рычага, вычислите вес металлического цилиндра.
5. Измерьте вес металлического цилиндра при помощи динамометра и полученный результат сравните с расчётным.
6. Результаты измерений и вычислений запишите в тетрадь.
7. Ответьте на вопросы: изменится ли результат опыта, если:
· рычаг уравновесить при другой длине плеч сил, действующих на него?
· цилиндр подвесить к правой части рычага, а уравновешивающий груз – к левой?
Экспериментальное задание №3.
Приборы и материалы: ножницы, линейка.
Порядок выполнения работы.
2. Измерьте плечи сил.
3. Вычислите примерно выигрыш в силе при пользовании ножницами, используя условие равновесия рычага: F1: F2 = l2: l1
5. Ответьте на вопрос: как нужно располагать разрезаемый материал в ножницах, чтобы получить наибольший выигрыш в силе?
Экспериментальное задание №4.
Вычисление выигрыша в силе инструментов, в которых применён рычаг.
Приборы и материалы: кусачки, линейка.
Порядок выполнения работы.
1. Ознакомьтесь с устройством предложенного вам инструмента, в котором применён рычаг: найдите ось вращения, точки приложения сил.
2. Измерьте плечи сил.
3. Вычислите примерно выигрыш в силе при пользовании кусачками, используя условие равновесия рычага: F1: F2 = l2: l1
4. Результаты измерений и вычислений запишите в тетрадь.
5. Ответьте на вопрос: как нужно держать кусачки в руке, чтобы получить наибольший выигрыш в силе?
Экспериментальное задание №5.
Вычисление выигрыша в силе инструментов, в которых применён рычаг.
Приборы и материалы: плоскогубцы, линейка.
Порядок выполнения работы.
1. Ознакомьтесь с устройством предложенного вам инструмента, в котором применён рычаг: найдите ось вращения, точки приложения сил.
2. Измерьте плечи сил.
3. Вычислите примерно выигрыш в силе при пользовании плоскогубцами, используя условие равновесия рычага: F1: F2 = l2: l1
4. Результаты измерений и вычислений запишите в тетрадь.
5. Ответьте на вопрос: как нужно держать плоскогубцы
в руке, чтобы получить наибольший выигрыш в силе?
КПД ПРОСТЫХ МЕХАНИЗМОВ Уроки физики в 7 классе
БЛОК КОНТРОЛЯ Ответьте на вопросы мудрой совы
Ответь на вопрос 1. В чём состоит «золотое правило» механики? 2. Дают ли простые механизмы выигрыш в работе? 3. Докажите, что «золотое правило» механики применимо к гидравлической машине.
Ответь на вопрос 4. Будет ли какой-либо из рычагов, изображённых на рисунке, находиться в равновесии? F 1 F 2 F 1 F 1 F 1 F 2 F 2 F 2 1) 2) 3) 4)
Ответь на вопрос 5 . Какая из наклонных плоскостей, по-вашему, даёт больший выигрыш в силе? Почему? 1) 2) 3) 1) 2) 3) а) б)
Ответь на вопрос 7 . Почему ручку двери располагают не к середине двери, а ближе к её краю? 6 . Если на доске, перекинутой через бревно, качаются двое ребят различного веса, то следует ли им садиться на одинаковом расстоянии от опоры? 8. Для чего гайка-барашек имеет лопасти?
Ответь на вопрос 9. Почему для резки бумаги и ткани применяют ножницы с короткими ручками и длинными лезвиями, а для резки листового металла – с длинными ручками и короткими лезвиями? 10. В школьной мастерской мальчик, чтобы сильно зажать в тиски обрабатываемую деталь, берётся не за середину, а за край ручки? Почему?
КПД ПРОСТЫХ МЕХАНИЗМОВ Тема урока:
ЧТО ДОЛЖНЫ УЗНАТЬ? 1. Какую работу называют полезной, какую полной? 2. Почему на практике совершённая работа больше, чем полезная? 3. Что такое коэффициент полезного действия? 4 . Может ли КПД быть больше единицы? 5. Как можно увеличить КПД?
КАКУЮ РАБОТУ НАЗЫВАЮТ ПОЛЕЗНОЙ, КАКУЮ ПОЛНОЙ? Задание: Бочку массой 200 кг надо поднять на борт корабля на высоту 10 м. Вопросы: 1. Какую работу нужно совершить, чтобы выполнить задание? A = F ∙ s = m ∙ g ∙ s = 200 кг ∙ 10 Н/кг ∙ 10 м = 20 000 Дж Работу, которую необходимо совершить непосредственно для выполнения конкретного задания, называют ПОЛЕЗНОЙ. 2. Для чего грузчики используют наклонную плоскость? 3. В чём выигрывают грузчики, применяя наклонную плоскость, а в чём проигрывают? 4. Получают ли грузчики выигрыш в работе, применяя наклонную плоскость? 5. Учитывали ли мы при расчёте работы действие сил трения и сопротивления? 6. Необходимо ли на практике совершить дополнительную работу для преодоления сил трения и сопротивления? Какую работу необходимо совершить на практике? На практике совершённая с помощью механизма полная работа Аз всегда несколько больше полезной работы. Ап
КОЭФФИЦИЕНТ ПОЛЕЗНОГО ДЕЙСТВИЯ (КПД) Отношение полезной работы к полной работе называется коэффициентом полезного действия механизма КПД = Ап Аз η = Ап Аз ∙ 100 % «эта» Коэффициент полезного действия не может быть больше 1 (или 100 %), т.к. на практике всегда действуют силы сопротивления.
КАК УВЕЛИЧИТЬ КПД? Рычаг Наклонная плоскость Блок Учитывали ли мы при расчёте работы: Вес рычага? Вес крючков? Трение? Трение между телом и плоскостью? Вес блока? Вес верёвок? Трение? Для увеличения КПД необходимо уменьшить трение и использовать лёгкие, но прочные материалы
РЕШИ ЗАДАЧУ На коротком плече рычага подвешен груз массой 100 кг. Для его подъёма к длинному плечу приложили силу 250 Н. Груз подняли на 0,08 м, при этом точка приложения движущей силы опустилась на 0,4 м. Найти КПД рычага. m = 100 кг g = 9,8 Н/кг F = 250 Н h 1 = 0,08 м h 2 = 0,4 м η = ? F h 1 h 2 η = Ап Аз ∙ 100 % A п = P ∙ h 1 A з = F ∙ h 2 η = m ∙ g ∙ h 1 F ∙ h 2 ∙ 100 % [ η ] = [ кг ∙ Н ∙ м ∙ % P = m∙g Н ∙ кг ∙ м = % ] η = 100 ∙ 10 ∙ 0,08∙100 250 ∙ 0,4 = 80 % Ответ: η = 80 %
1 этап (5-6 классы).
Форма работы: Коллективная и групповая.
Ключевые задания:
- Система творческих домашних заданий (придумай рассказ, подбери пословицы, стихи, картины художников по данной теме).
- Система творческих заданий на уроках (опиши, придумай рассказ по данной теме, проведи исследование).
- Выполнение практических заданий в группах.
- Изготовление приборов и устройств.
- Работа учащихся совместно со старшеклассниками над проектами.
2 этап (7-9 классы).
Форма работы: индивидуальная, групповая, коллективная.
Формы уроков: урок-аукцион, урок-суд, урок творческая лаборатория.
Ключевые задания:
- Система заданий для работы в группах (исследовательских, по решению задач, по составлению таблиц, по решению качественных задач).
- Система индивидуальных творческих заданий (изучение явления смачивания, определение выигрыша в силе простых механизмов).
- Включение всех учащихся в выполнение творческого проекта по выбранной теме.
3 этап (10-11 классы)
Форма работы: групповая, индивидуальная.
Формы уроков: урок-семинар (ролевая игра), урок-презентация.
Ключевые задания:
- Выполнение в 10 классе обязательного творческого задания.
- Подготовка рефератов.
- Выполнение домашней контрольной работы.
- Подготовка материалов к урокам семинарам.
- Подготовка презентаций к урокам.
- Работа учащихся с подборками задач “Эксперимент”, “Олимпиада”.
Мною разработана серия различных уроков для активного включения учащихся в деятельность.
Форма работы: индивидуальная и групповая.
Продолжительность: 45 минут.
Дата проведения: март, 2007 г.
Особенности: Использование презентации (слайды презентации прилагаются далее), составление обобщающих таблиц, выполнение творческих заданий в группах, проведение рефлексии.
Обучающая:
- 1) Проверить умения учащихся определять выигрыш в силе.
- 2) Систематизировать полученные знания через составление обобщающей таблицы “Простые механизмы”.
- Проверить умение применять полученные знания для решения практических задач.
Развивающая:
- Продолжить развитие мышления учащихся путём применения полученных знаний к решению практических задач.
- Продолжить развитие мыслительных операций: анализ, синтез, обобщение.
Воспитательная:
- Развитие коммуникативных навыков.
- Развитие навыков работы в команде (взаимоуважение, взаимопомощь и поддержка).
План урока:
Этапы урока | № задания | Вид деятельности | Форма работы | время |
1 | 1 | Практическое задание. “Вычислить выигрыш в силе простых механизмов на столе”. |
Групповая. | 8 мин. |
2 | Теоретики у доски должны обосновать выигрыш в силе простых механизмов теоретически. | Индивидуальная. | 8 мин.. | |
3 | Заполнение обобщающей таблицы “Простые механизмы”. | Групповая. | 5 мин. | |
4 | Практическая работа: Определить
выигрыш в силе предплечья. |
Групповая. | 5 мин. | |
2 | 1 | Обсуждение качественных вопросов. | Групповая | 8 мин. |
3 | 1 | Выполнения теста по теме. | Индивидуальная | 8 мин. |
4 | 1 | Рефлексия. | Индивидуальная | 3 мин |
Учитель: Добрый день. Тема нашего урока: “Простые механизмы для нас и вокруг нас”.
Возьмите на партах зелёные листы, вы видите шкалу, отметьте на ней галочкой, где вы сейчас. Отложите листы в сторону.
Учитель: с незапамятных времён человек использует для совершения работы различные предметы и приспособления – простые механизмы.
Как вы думаете, какое инженерное решение было принято древними зодчими, сумевшими за сравнительно небольшой срок поднять и установить на своё место миллионы тяжёлых блоков? На этот счёт существует множество гипотез. Вероятнее всего для поднятия блоков ими использовались простые механизмы.
Выдающийся учёный древнего мира Архимед в своих работах излагает законы рычага и делает вывод о том, что теоретически с помощью рычага можно поднять любое тело, в том числе и землю.
Вспомните, какие бывают простые механизмы?
Ученики: рычаг, ворот, блок, наклонная плоскость.
Учитель: Зачем они нужны?
Ученики: Чтобы получить выигрыш в силе.
Учитель: Сегодня на уроке мы вспомним, какие простые механизмы бывают, и где мы с ними встречаемся.
Задания вы будете выполнять в группах, а в конце урока будет оценен результат вашей работы.
Задание №1. На доске по 1 человеку от группы (теоретики) должны обосновать выигрыш в силе различных механизмов.
Задание № 2 . Остальные члены групп выполняют экспериментальное задание по вычислению выигрыша в силе простых механизмов (ножницы, кусачки, блок, наклонная плоскость).
Слайд № 4
Проводится обсуждение выполненных заданий 1, 2.
Задание № 3. Теперь проведём обобщение полученных знаний, заполнив таблицу “Простые механизмы”.
Учитель: Проверим заполненные таблицы.
Слайд № 6
Учитель: Давайте сделаем вывод. Зачем нам нужны простые механизмы?
Ученики: Механизмы нужны нам для получения выигрыша в силе или расстояния, выигрыш в работе мы при этом не получим.
2. Учитель: Простой механизм- рычаг обладает важным свойством, обуславливающим его широкое применение в природных механизмах скелетах животных и человека. Рычажными механизмами в скелетах животных и человека являются почти все кости, имеющие некоторую свободу движения: кости конечностей, нижняя челюсть, фаланги пальцев человека.
Назовите, где в нашем организме мы встречаемся с данным рычагом?
Череп в сагиттальной плоскости. Ось вращения – точка сочленения черепа с первым позвонком,R- сила тяжести головы, F- сила тяги мышц.
Кость предплечья. О – точка опоры в кости предплечья, F- сила мышц, сгибающих предплечье, R – вес груза.
Стопа ноги. F– сила, действующая со стороны голени на верх лодыжки,
R – сила, действующая со стороны ахиллова сухожилья на пятку.
Задание 4. Вычислите выигрыш в силе вашей руки.
Учитель: Какой выигрыш в силе вы получили? Зачем нужен такой механизм?
3. Учитель: различные простые механизмы, которые нас окружают, позволяют получить выигрыш в силе или расстоянии, делают нашу жизнь удобнее.
Поэтому нам необходимо знать и учитывать особенности их действия.
Давайте попробуем применить наши имеющиеся знания для решения задач.
Ответьте на вопросы:
- Почему дверную ручку прикрепляют не в середине двери, а у ее края.
- Если на доске перекинутой через бревно качаются 2 мальчика различной массы, то следует ли им садиться на одинаковом расстоянии от опоры.
- Какой груз можно поднять с помощью подвижного блока весом 20 Н, если тянуть веревку с силой 150 Н.
- Для чего гайка-барашек имеет лопасти.
- Почему труднее переломить 1/4 часть спички, чем целую?
Что покажет динамометр?
Верное решение задачи:
4. Подведём итог работы в группах. Молодцы… , остальным нужно подтянуться. Теперь работа будет выполняться каждым индивидуально, возьмите белые листы и выполните тест. По окончании работы сдаёте листы и каждый из вас за выполненную работу, получит ещё одну оценку.
Слайд № 10
Теперь обратите внимание на верное решение теста:
Слайд № 11
Обсуждаются полученные результаты.
Учитель: Домашнее задание предлагаю выполнить творческое. Запишите:
5.Учитель: Подведём итог деятельности за урок. Возьмите зелёные листы и отметьте двумя плюсами место, где вы сейчас. Заполните ниже таблицу рефлексии урока.
Учитель: На этом урок закончен. Всем спасибо!
________________________________________________
_______________________
Лист рефлексии:
Фамилия, имя_____________________________________
_______________________
1. Моё настроение:
2. Ценности для вас данной работы:
- Самое важное – 1
- Важное – 2
- Не очень важное – 3
- Совсем не важное – 4