Скажу честно, у меня регулярно складывается впечатление, что у личностей, серьёзно занятых академическими науками, мозги устроены совершенно иным способом, нежели у нормальных людей. И ладно бы обычные эксцентричные поступки — ну с кем не бывает. Но когда учёные сознательно подвергают себя огромному риску всего лишь для того, чтобы доказать необычное предположение… И примеров тому множество. Возьмём хотя бы знаменитого антрополога Тура Хейердала.

Для тех, кто в танке. Тур Хейердал — норвежский путешественник, археолог и антрополог, которой на собственной заднице испытывал методы мореплавания древних народов. Вместе со своей командой энтузиастов из разных стран (приятный пример космополитизма — там даже русский был. Юрий Сенкевич) он с нуля воссоздавал древние мореходные средства . На его счету 4 масштабных проекта, из которых полностью успешными можно назвать только первый и третий. Первый — пересечение Тихого океана на деревянном плоту Кон-Тики. Этим он доказал, что древние инки вполне могли вступать в контакт с народами Полинезии. К сожалению, ответа на вопрос: на кой чёрт древним инкам нужно было месяца три плыть в пустоту, не встречая по пути ни одного крупного острова, он не дал. Но теоретически это было возможно.

Второй и третий проекты Тура Хейердала были посвящены возможности древних египтян пересечь Атлантический океан на лодках из папируса. А папирус, как мы помним — разновидность обычного тростника. Получилось только со второй попытки, но об этом чуть позже. Что касается четвёртой экспедиции, целью которой было доказать возможность морского контакта между жителями Месопотамии (современный Ирак) и населением полуострова Индостан. Но вмешалась политическая ситуация и лодка была сожжена в знак протеста против войн, начавшихся в районе Красного моря. Там, как обычно, одни африканские племена (спонсируемые США), пытались отобрать власть у других африканских племён (спонсируемых СССР). Или наоборот. Короче, Красное море проплыть не получилось, но в целом шансы были высоки.

То есть Тур Хейердал на собственном опыте УСПЕШНО доказал все свои предположения. При этом чуть не погиб несколько раз. А между тем, у него жена была и дети. Но нет — научные истины важнее. Кстати, женат этот гражданин был три раза. Совпадение? Не думаю.

Краткая диспозиция понятна, да? А теперь поговорим обо всех тех трудностях, с которыми пришлось сталкиваться экспедициям Тура Хейердала и которые превратили его плаванье в настоящее суровое выживание. Зачем? А чтобы вы узнали, как конкретные люди справлялись с конкретными трудностями и извлекли из этой информации что-то полезное.

Итак. Плаванье на папирусной лодке «Ра» . Проблемы начались с самого старта проекта. Нормальных данных по кораблестроительству древнего Египта, разумеется, не было, так что пришлось действовать по наитию, взяв за основу традиционные папирусные лодочки, которыми давно пользовались египетские рыбаки. Но с увеличением размера сложность проекта возрастает в геометрической прогрессии. Собственно, местный кораблестроитель, которого наняли в помощь с этим делом, слился, поскольку ставить мачту в солому, в которую ни гвоздя не вобьёшь, ни шурупа не ввернёшь, было нереально. Но проект кое-как закончили. Именно что кое-как, поскольку то одного местного строителя арестовали за подозрение в работорговле, то внезапно выяснилось, что папируса в Египте больше нет и придётся за ним в Эфиопию ехать, то ещё что-то. Замечательное планирование, ничего не скажешь.

Питаться во время плаванья предполагалось рыбой, солониной, законсервированными в оливковом масле помидорами, перцами и прочей снедью, которая могла храниться несколько месяцев в условиях повышенной влажности и жары. Ну и, разумеется, запас пресной воды. И всё это на 7 человек. Размеры лодки — 15 метров в длину, 5 в ширину. Толщина слоя папируса — 2 метра.

В процессе плаванья стало ясно что:

  • Рулевое весло получилось слишком тонким, поэтому практически сразу сломалось. Пришлось менять, сращивать, чинить, но и в дальнейшем оно регулярно выходило из строя.
  • Отсутствие бортов привело к тому, что палубу постоянно заливало водой. Это портило продукты, мешало спать и затрудняло работу.
  • Спасательный плот — штука полезная, но это не помешало разобрать его, чтобы укрепить борта лодки.
  • Спасательные жилеты по древнеегипетскому образцу — скатки из папируса — говно.
  • Лодка поворачивать практически не может, но идёт с неплохой скоростью, поэтому если кто-то упадёт за борт… Нужны страховочные шнуры, короче.
  • Коротковолновая рация — говно. Получилось докричаться только до прогулочной яхты, которая еле-еле доплыла до за 5 дней.
  • Изначальная конструкция была дефектной, из-за чего корма отвалилась, а лодка превратилась в кучу плавающего тростника.
  • Мачта — наиболее слабая часть конструкции. Сильный шквал её ломает как нехрен делать. А если парус упадёт в воду и намокнет — хрен его достанешь.
  • Солонина при жаре и влажности портится и начинает вонять. Но акул это вполне устраивает.
  • Штормы, внезапно, представляют огромную опасность, особенно для маленьких хрупких лодок. Собственно, именно шторм и стал последней каплей, которая доконала структуру корпуса.

Но пару недель «Ра» таки продержалась на плаву, что в целом подтвердило реальность предположения. Тур Хейердал сделал выводы, поэтому через год «Ра 2» за 57 дней смог без особых проблем достичь острова Барбадос.

Четвёртая экспедиция проводилась на лодке из рогоза «Тигрис» Да, походу понравилось норвежцу плавать на лодках из максимально хипких материалов. «Кон-Тики» -то из . Так вот, эта экспедиция выяснила что:

  • Древним мореплавателям очень повезло, что морского движения как такового не было. Не приходилось беспокоиться о сигнальных огнях и о том, что твою лодку кто-то протаранит.
  • Якоря может срывать. И после этого плаванье приобретает бесконтрольный характер.
  • Рули по прежнему ломаются. Поскольку нужно учитывать пропорциональное увеличение габаритов судна.

В целом плаванье проходило намного спокойнее, поскольку правильные выводы были сделаны. Лодка продержалась на плаву 6 месяцев и могла бы ещё столько же выдержать. Что блистательно подтвердило гипотезу о возможности мореходных контактов жителей Месопотамии и полуострова Индостан.

А теперь самое забавное. Тур Хейердал панически боялся воды. Просто до ужаса. Но в 22 года свалился в озеро, начал тонуть и кое-как выплыл. С тех пор страх поубавился, но до конца не ушел. Возможно, многомесячные морские «круизы» преследовали цель ещё и окончательно победить в себе страх? Если так, то норвежец достоин уважения не только за решительность, отвагу и мастерские навыки выживания, но и за желание бороться со своими слабостями.

Подробно о экспедициях Тура Хейердала можно почитать в его автобиографических книгах: «Экспедиция „Тигрис“», «Путешествие на „Кон-Тики“», «Ра». Язык переводчика несколько цветаст и изобилует экспрессивными идиомами, но полезную информацию извлечь таки возможно.

В небольшом городке Ларвик на юге Норвегии.

С детских лет Тур интересовался зоологией, любовь к которой привила ему мать, биолог по образованию.

В 1933-1936 годах Хейердал изучал зоологию и географию в университете Осло. В то же время он самостоятельно изучал историю и культуру Полинезии. Во время учебы в университете Тур познакомился с берлинскими учеными Кристиной Бонневи и Яльмаром Брохом, которые разработали и организовали проект, предусматривающий посещение удаленных островов Полинезии и изучение того, каким путем туда могли попасть животные, населяющие острова.

В 1950 году по инициативе Тура Хейердала в Осло был открыт музей "Кон-Тики". В музее выставлен не только оригинал знаменитого плота, но и плавсредства и предметы из других экспедиций Хейердала : папирусная лодка " Ра-II ", на которой в течение двух месяцев путешественник преодолел расстояние в несколько тысяч миль; модель тростниковой лодки "Тигрис" , скульптуры с острова Пасхи и предметы древних народов Латинской Америки.

Тур Хейердал был трижды женат. В первом браке с Лив Кушерон-Торп у него родились два сына Тур и Бьерн. Во втором браке с Ивонной Дедекам-Симонсен у Хейердала родились три дочери — Анетта, Мариан и Хелен Элизабет. В 1996 году Хейердал развелся со своей второй супругой и женился на актрисе Жаклин Бир.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Он смог наглядно доказать: далекие предки сегодняшнего человека не были примитивными существами. Они были замечательными проекторами и конструкторами, путешествовали и пересекали моря, океаны, континенты, благодаря чему взаимодействовали между собой.

Юный исследователь-зоолог

Тур Хейердал родился 6 октября 1914 года в небольшом норвежском городке Ларвик. Его родители были достаточно зажиточными и уважаемыми людьми в городе - отец владел пивоварней, а мать была сотрудником антропологического музея. И хоть в семье было семеро детей, каждому из них доставалось достаточно внимания родителей и их заботы. Так, мать Тура занималась его образованием, и уже в юном детском возрасте парень был знаком с антропологической теорией Дарвина, а отец организовывал поездки в Европу.

Среди многочисленных детских увлечений Тура была любовь к природе. Будучи ребенком, он даже пытался организовать собственный музей на дому. Достоверно неизвестно, из каких экспонатов состояла его экспозиция, но ее «изюминкой» было чучело гадюки, которое с гордостью демонстрировалось частым гостям в доме Хейердалов в рамках небольшой экскурсии.

Исследование флоры и фауны нашей планеты чуть не закончилось для Тура фатально - однажды он чуть не утонул в речке, а, спасшись, на все детство приобрел страх воды. Юный Хейердал даже представить не мог, что в историю человечества он войдет благодаря своим плаваньям в открытом океане на плоту!

Когда в 1933 году 19-летний Тур поступил в университет Осло, для того чтобы постигать знания из области географии и зоологии, будущий ученый встретился с выдающимся путешественником Бьерном Крепелином. Эта встреча сыграла важную роль в жизни Хейердала: Бьерн познакомил юного студента со своей коллекцией предметов с острова Таити и многочисленными книгами об истории народов . Тур был поражен полученными знаниями, в нем зародилось желание еще глубже постичь культуру малоизвестных народов. Это предопределило его будущее.

Райский остров Фату-Хива

После завершения обучения в жизни Тура Хейердала происходит два невероятно важных события: молодой ученый наконец-то женился на любимой женщине Лив Кушерон-Торп, в которую был влюблен с начала обучения, а также он оставляет родные края для важного научного исследования и едет на острова Полинезии. Жена отправилась с Хейердалом, и эта командировка стала настоящим для влюбленной парочки.

Целью Тура было исследование причин возникновения некоторых видов животных на удаленных островах Полинезии. Для этого научный деятель вместе со своей супругой , Панамский канал и отправился на Таити. Здесь супруги провели месяц, живя в хижине местного вождя, который познакомил прибывших с бытом и культурой племени. Увлеченные дикой нетронутой природой и необычной культурой, которую стремились изучить, чета Хейердалов отправилась на изолированный остров Фату-Хива.

Жизнь, лишенная благ современности, не отягощенная шумом города, очень пришлась по душе Туру и Лив. Молодожены жили подобно Адаму и Еве в полной гармонии с природой, радуясь ее дарам и не вспоминая о том, что где-то существует другая жизнь - все вокруг казалось полноценным и естественным. На протяжении целого года Хейердал с супругой жили на райском острове, но вскоре размеренной и тихой жизни пришел конец: Тур заболел и ему требовалась помощь квалифицированного врача, а Лив была беременна. После незабываемого отдыха Хейердалы вернулись в цивилизацию.

Война, вторгшаяся в планы ученого

Вернувшись в Норвегию, Тур стал отцом и издал книгу о своем путешествии под названием «В поисках рая». Год, проведенный на островах Полинезии, в корне изменил взгляды ученного на науку в целом. Его желание изучать животных было вытеснено желанием изучать людей и их историю: в голове у Тура сформировался ряд теорий, и он желал подтвердить их научными фактами.

Так, исследователь предположил, что древние инки каким-то образом переплыли океан и заселили острова Полинезии. Чтобы обосновать эту гипотезу, Хейердал отправился в Канаду, но никаких фактов, доказывающих его предположение, найти не удалось.

Планы антрополога нарушила Вторая мировая война, во время которой Тур не собирался отсиживаться - как настоящий мужчина и патриот он отправился на фронт. За непростые военные годы Хейердал успел попутешествовать, поучаствовать в битвах и получить звание лейтенанта. А по окончании войны у исследователя появился детальный план научного эксперимента, который доказал бы правоту его теории.

Путешествие на «Кон-Тики»

Тур Хейердал решает соорудить плот по рисункам древних инков и на нем пересечь океан. Научное сообщество смеялось ученому в лицо, доказывая невозможность затеи, но отчаянный антрополог был полностью уверен в успехе эксперимента. Тур, вместе с другими пятью путешественниками и ученными, прибыл в Перу, где по старым схемам, рисункам и на основе многих легенд и рассказов отважные исследователи сооружают плот из бальсового дерева.

Названный в честь бога солнца плот «Кон-Тики» перетерпел все превратности длительного путешествия в 8000 км причалил к острову Туамоту, преодолев Тихий океан. 101 день был полон открытий и невероятных приключений, а сплоченный коллектив ученных доказал, что человек может не только выжить в условиях полного дискомфорта, но и найти взаимопонимание и дружбу.

Вернувшись домой Тур Хейердал пишет книгу «Кон-Тики», которая имела невероятный успех во всем мире, а документальный фильм, который ученый снимал во время плаванья, в 1952 году получил премию «Оскар». Но главным достижением экспедиции были не признание и слава, а доказательство возможности трансатлантических переправ древних инков.

Провал «Ра» и триумф «Ра II»

На этом исследования Хейердала не закончились. Антрополог решается на аналогичное для того, чтобы установить, могли ли жители Древнего Египта путешествовать через океан на своих судах. Для этого ученый с командой единомышленников сооружает судно из папируса под названием "Ра", но лодка не оправдала доверия своего создателя и посреди путешествия разломилась на две части.

Тур Хейердал не отчаялся такому провалу и, учтя конструкторские ошибки, соорудил лодку «Ра II», которая с успехом переплыла Атлантический океан и причалила к берегу Барбадоса. Впечатления от путешествия и свои открытия исследователь описал в книге «Экспедиция на "Ра"». Исследователи проделали огромную работу и кроме оправдания теории Хейердала, собрали образцы загрязнений в океане, после чего предоставили их ООН, а также доказали, что даже люди разной национальности, убеждений и религиозных взглядов могут мирно существовать на небольшом клочке суши, если их объединяет общая цель.

До самой глубокой старости великий исследователь Тур Хейердал не оставлял научной деятельности и сделал множество открытий, но всеобщую известность ему принесли именно его плаванья. Целеустремленный и увлеченный, он не знал покоя ни в исследовательской деятельности, ни в личной жизни: он имел пятерых детей и трижды был женат. Сделав колоссальный вклад в развитие научной мысли и войдя в историю как самый выдающийся норвежец ХХ века, Тур Хейердал умер в окружении родных ему людей, в возрасте 87 лет, от тяжелого заболевания - опухоли головного мозга.

«Клуб КиноПутешественников» знают имя
знаменитого норвежского путешественника и антрополога Тура Хейердала. С детских лет Хейердал интересовался зоологией. А повзрослев, он сделал путешествия делом своей жизни. 10 самых знаменитых путешествий Хейердала представлены ниже.

1

Это было первое путешествие Хейердала и его жены. События, которые происходили с новобрачными, были описаны в книге «В поисках рая». Книга была опубликована, но в связи с начавшейся Второй мировой войной, оказалась почти забытой.
В последствии, в 1971 году книга была переведена на русский язык и выпущена под названием «В поисках рая. Аку-Аку».

2


С целью найти следы морских путешественников, приплывших из Юго-Восточной Азии в начале каменного века, но так и не достигших Полинезии ранее начала второго тысячелетия нашей эры, Тур Хейердал отправился в Канаду, где стал знакомиться с жизнью местных индейцев. Там его застала Вторая мировая война. В звании лейтенанта, после окончания английской диверсионной радиошколы направлялся к берегам Норвегии. Цель акции — заброска группы на оккупированную немцами территорию. Во время похода, американский лайнер, на котором плыл Хейердал, был атакован немецкой подводной лодкой. (Спасение пришло в виде советского корабля.) По прибытию на Киркенес, Хейердал занимался поддержкой радиосвязи отряда с войсками союзников.

3


После окончания войны, Хейердал вернулся к своим антропологическим изысканиям, и в команде с четырьмя неутомимыми исследователями отправился в Перу. Из древесины самого легкого дерева(бальсы), они построили плот, получивший название «Кон-Тики». Погрузив на него свои припасы, храбрая шестерка направилась к берегам Туамоту, расположенным на расстоянии 8000 км.
А 7 августа 1947 года, по прошествии 101 дня плавания, они достигли цели. Своим путешествием они доказали возможность существования древних морских путей между Южной Америкой и Полинезией. Книга Т. Хейердала «Кон-Тики» была переведена на 66 языков мира!

4


В 1956 году Хейердал организовал Норвежскую археологическую экспедицию на остров Пасхи. Хейердал вместе с профессиональными археологами, провел на острове несколько месяцев. За это время были проведены исследования, касающиеся каменных «истуканов» Пасхи. Экспедиция опубликовала три больших тома научных отчётов. Эта экспедиция стала началом исследования «феномена» Пасхи, который продолжается и на сегодняшний день. В книге «Остров Пасхи: разгаданная тайна» Хейердал предложил более детализированную теорию истории острова.

5


В 1969 была построена лодка из папируса, на которой Хейердал попытался пересечь Атлантический океан, выбрав отправной точкой берег Марокко (Африка). Лодка, была спроектирована по изображениям лодок Древнего Египта, и названная «Ра». Ее создателями были строители с озера Чад, а камыш доставляли из Эфиопии. Через несколько недель плавания, в связи с техническими проблемами, повлекшими гибелью «Ра», команда вынуждена была эвакуироваться.

6


В 1970 году была построена доработанная версия «Ра», которую назвали «Ра-II». В ее строительстве, принимали участие мастера с озера Титикака. Выйдя из того же порта что и «Ра», лодка успешно достигла Барбадоса, продемонстрировав, что древние мореплаватели могли совершать трансатлантические переходы под парусом, используя Канарское течение. Экипаж «Ра-II» был международным. Нашу страну представлял Юрий Сенкевич.

7


В 1977 году была построена ещё одна тростниковая лодка, названная «Тигрис». Целью путешествия было доказательство, что между Индской цивилизацией и Месопотамией могли существовать торговые, а также миграционные контакты.

8 Путешествие на Мальдивские острова


В 1983 году, Туром Хейердалом была организована экспедиция, целью которой было обследование курганов, найденных на Мальдивских островах. Там были обнаружены фундаменты построек, ориентированных на восток, а также скульптуры бородатых мореплавателей с продолговатыми ушными мочками. Это подтвердило теорию о заселении Мальдив выходцами из Шри-Ланки. Открытия, сделанные Хейердалом, описаны в книге «Мальдивская загадка».

9 Экспедиция на остров Тенерифе


1991 год связан с экспедицией Хейердала на острове Тенерифе, на котором он занимался исследованием пирамид Гуимар. Согласно теории Хейердала, они являются не горами булыжников, а астрономическими пирамидами.

10 Экспедиция в Азов


Последний проект Хейердала подробно описывается в книге «В поисках Одина. По следам нашего прошлого». Тур Хейердал рассказывает про поиски древней цивилизации Асгарда. Согласно его теории, родиной асов (древних жителей Скандинавии) была территория северного Приазовья и Азербайджан. Пытаясь доказать свою теорию, основанную на исландских сагах XII и XIII веков, Хейердал начал археологические раскопки у древнего города Танаис на берегу Азовского моря.

Преклонные годы своей жизни Тур Хейердал провел в итальянском городке Алассио, в окружении своей семьи. На родине (в Норвегии) ему ещё при жизни был установлен памятник, а в его доме был открыт музей.

Тур Хейердал, биография

Тур Хейердал (норв. Thor Heyerdahl, 6 октября 1914, Ларвик, Норвегия - 18 апреля 2002, Алассио, Италия) - знаменитый норвежский путешественник и учёный-антрополог. Автор нескольких книг.

Ранние годы

Тур Хейердал родился в небольшом городке Ларвик на юге Норвегии в семье Тура и Алисон Люнг Хейердал. С детских лет Хейердал интересовался зоологией. В доме, где Тур проживал в те годы, он создал небольшой музей, в котором главным экспонатом была гадюка. Зоологии и географии Тур обучался в университете Осло (1933-1936). В то же время он самостоятельно изучал историю и культуру Полинезии, обращаясь к книгам и статьям крупнейшей тогда в мире частной библиотеки, которой обладал состоятельный виноторговец из Осло Бьярне Крепелин. Позже эта коллекция была приобретена у наследников Крепелина библиотекой университета Осло и передана в научно-исследовательский отдел музея Кон-Тики. После семи семестров обучения и консультаций у экспертов в Берлине профессора зоологии Кристина Бонневи и Яльмар Брох разработали и организовали проект, который предусматривал посещение некоторых удалённых островов Полинезии и изучение того, каким путём туда могли попасть животные, населяющие острова в наши дни. Прямо перед совместным отплытием на Маркизские острова Тур Хейердал сочетался своим первым браком с Лив Кушерон-Торп, с которой он познакомился незадолго до поступления в университет (она изучала там экономику).

Фату-Хива

В 1936 году молодая пара покинула Осло и провела около года в южных морях. О событиях, происходивших с Туром Хейердалом во время стоянки на Маркизских островах, большей частью на острове Фату-Хива, рассказывает его первая книга «В поисках рая» (1938). Она была опубликована в Норвегии, но из-за разразившейся Второй мировой войны оказалась почти забытой. Вероятно, первым переводом этой книги на иностранный язык было русское издание: в 1971 году в издательстве «Мысль» была опубликована книга «В поисках рая. Аку-Аку». Несколько позже, уже прославившись своими другими путешествиями и работами в иных областях, Хейердал опубликовал новый вариант книги под названием «Фату-Хива» (George Allen & Unwin, 1974).

Вторая мировая война

С целью найти следы морских путешественников, приплывших из Юго-Восточной Азии в начале каменного века, но так и не достигших Полинезии ранее начала нашего тысячелетия, Тур Хейердал отправился в Канаду, где стал знакомиться с жизнью местных индейцев. Там его застала Вторая мировая война. Как истинный патриот, он желал сражаться с врагом и, в конце концов перебравшись в США, завербовался в армию. После окончания диверсионной радиошколы в Англии Хейердала и его товарищей из так называемой «I Group» подготовили к заброске в оккупированную немецкой армией Норвегию. В звании лейтенанта он отправился на американском лайнере в составе конвоя в Мурманск. В конце похода конвой подвергся атаке немецких подводных лодок, которая была отбита с помощью советских кораблей. По прибытии в Киркенес группа Хейердала должна была поддерживать радиосвязь штаба норвежского отряда с Лондоном. Здесь его и застало окончание войны.

Экспедиция «Кон-Тики»

Перед экспедицией Хейердал и еще пятеро путешественников - Кнут Хаугланд, Бенгт Даниельссон, Эрик Хессельберг, Турстейн Робю и Герман Ватцингер - прибыли в Перу, где из бальсового дерева и других природных материалов построили плот паэ-паэ, который они назвали «Кон-Тики». К плаванию на «Кон-Тики» их подтолкнули старинные летописи и рисунки испанских конкистадоров с изображением плотов инков, а также местные легенды и археологические свидетельства, позволявшие предполагать, что между Южной Америкой и Полинезией могли быть контакты. 7 августа 1947 года, по прошествии 101 дня мореплавания, «Кон-Тики», преодолевший в Тихом океане 4300 морских миль (8000 км), прибило к рифам атолла Рароиа островов Туамоту.

«Кон-Тики» продемонстрировал, что примитивный плот, используя течение Гумбольдта и попутный ветер, действительно мог относительно просто и безопасно переплыть Тихий океан в западном направлении. Благодаря системе килей и парусу плот доказал свою высокую манёвренность. Кроме того, между двух бальсовых брёвен в довольно большом количестве скапливалась рыба, а это позволяет предполагать, что древние мореплаватели могли использовать её для утоления жажды в отсутствие других источников пресной воды. Вдохновлённые плаванием «Кон-Тики», и другие повторили это путешествие на своих плотах. Книга Т. Хейердала «Кон-Тики» переведена на 66 языков мира. Документальный фильм об экспедиции, снятый Хейердалом во время плавания, получил в 1951 году премию «Оскар».

Между тем, известны и прямые доказательства контактов между Южной Америкой и Полинезией: наиболее существенным представляется тот факт, что южноамериканский батат является основным пищевым продуктом почти во всей Полинезии. Опытным путём Хейердал доказал, что ни батат, ни кокос не могли достигнуть островов Полинезии «вплавь». По поводу лингвистического аргумента Хейердал приводил аналогию, согласно которой, он предпочитает полагать, что афроамериканцы произошли всё-таки из Африки, судя по цвету их кожи, а не из Англии, как можно было бы считать по их речи.

В 1949 Хейердал развёлся с первой женой Лив, с которой прожил в браке 12 лет (она родила ему двоих сыновей - Тура-младшего и Бьёрна). В том же году он женился на Ивонне Дедекам-Симонсен, и в этом браке у них родились две дочери - Мариан и Хелен Элизабет.

Экспедиция на остров Пасхи

В 1955-1956 гг. Т. Хейердал организовал Норвежскую археологическую экспедицию на остров Пасхи. В научный штат экспедиции были включены Арне Шёльсвольд, Карлайл Смит, Эдвин Фердон и Уильям Маллой. Хейердал вместе с профессиональными археологами провели на острове Пасхи несколько месяцев, исследуя ряд важных археологических объектов. Основными в проекте были эксперименты по высеканию, перетаскиванию и установлению знаменитых статуй моаи, а также раскопки на таких возвышенностях, как Оронго и Поике. Экспедиция опубликовала два больших тома научных отчётов («Отчёты Норвежской археологической экспедиции на остров Пасхи и в Восточную часть Тихого океана»); позже Хейердал дополнил их третьим - «Искусство острова Пасхи». Эта экспедиция заложила фундамент для многих археологических изысканий, которые продолжаются на острове и поныне. Популярная книга Т. Хейердала на эту тему «Аку-Аку» стала очередным международным бестселлером.

В книге «Остров Пасхи: разгаданная тайна» (Random House, 1989) Хейердал предложил более детализированную теорию истории острова. Основываясь на местных свидетельствах и археологических исследованиях, он высказал утверждение о том, что остров в самом начале был заселён «длинноухими» из Южной Америки, а «короткоухие» прибыли туда из Полинезии лишь в середине XVI века; они могли попасть на остров самостоятельно, или, возможно, были привезены в качестве рабочей силы. Согласно теории Хейердала, что-то произошло на острове в период между его открытием голландским адмиралом Якобом Роггевеном в 1722 году и визитом сюда Джеймса Кука в 1774 году. Если Роггевен встретил на острове и белых, и индейцев, и полинезийцев, проживавших в относительной гармонии и благополучии, то к прибытию Кука численность населения уже значительно сократилась, и состояло оно в основном из живших в нужде полинезийцев.

Хейердал выдвинул предположение, что на острове произошло восстание «короткоухих» против правивших «длинноухих». «Длинноухие» выкопали оборонительный ров в восточной части острова и заполнили его горючими материалами. В ходе восстания, предполагает Хейердал, «длинноухие» подожгли ров и отошли за него, однако «короткоухие» нашли обходной путь, зашли с тыла и сбросили всех «длинноухих», кроме двух человек, в огонь.

Лодки «Ра» и «Ра-II»

В 1969 и 1970 гг. Тур Хейердал построил две лодки из папируса и попытался пересечь Атлантический океан, выбрав отправной точкой своего плавания берег Марокко в Африке. Первая лодка, спроектированная по рисункам и макетам лодок Древнего Египта и названная «Ра», была построена специалистами с озера Чад (Республика Чад) из камыша, добытого на озере Тана в Эфиопии, и вышла в Атлантический океан с побережья Марокко. По прошествии нескольких недель «Ра» стал сгибаться из-за конструктивных недостатков, погружаться носом в воду и, в конце концов, разломился на части. Команда была вынуждена оставить судно. На следующий год другая лодка, «Ра-II», доработанная с учётом опыта предыдущего плавания, была построена мастерами с озера Титикака в Боливии и также из Марокко отправилась в плавание, на этот раз увенчавшееся полным успехом. Лодка достигла Барбадоса, продемонстрировав тем самым, что древние мореплаватели могли совершать трансатлантические переходы под парусом, используя при этом Канарское течение. Несмотря на то что целью плавания «Ра» было всего лишь подтвердить мореходные качества древних судов, построенных из легкого камыша, успех экспедиции «Ра-II» был расценен как свидетельство того, что ещё в доисторические времена египетские мореплаватели, намеренно или случайно, могли совершать путешествия в Новый Свет.

Об этих экспедициях была написана книга «Экспедиции на „Ра“» и создан документальный фильм.

Помимо основных аспектов экспедиции, Хейердал намеренно подобрал экипаж, в котором собрал представителей разных рас, национальностей, религий и политических убеждений, с тем чтобы продемонстрировать, как на таком маленьком плавучем островке люди могут плодотворно сотрудничать и жить в мире. Кроме этого, экспедиция собрала образцы загрязнения океана и представила свой доклад в Организацию Объединённых Наций.

Экипаж «Ра»

* Тур Хейердал (Норвегия)
* Норман Бейкер (США)
* Абдулла Джибрин (Чад)
* Карло Маури (Италия)
* Юрий Сенкевич (СССР)
* Жорж Сориал (Египет)
* Сантьяго Хеновéс (Мексика)

Экипаж «Ра-II»

* Тур Хейердал (Норвегия)
* Норман Бейкер (США)
* Карло Маури (Италия)
* Кей Охара (Япония)
* Юрий Сенкевич (СССР)
* Жорж Сориал (Египет)
* Сантьяго Хеновéс (Мексика)
* Мадани Аит Уханни (Марокко)

Лодка «Тигрис»

В 1977 г. Т. Хейердал построил ещё одну тростниковую лодку, «Тигрис», задачей которой было продемонстрировать, что между Месопотамией и Индской цивилизацией в лице современного Пакистана могли существовать торговые и миграционные контакты. «Тигрис» был построен в Ираке и отправился в плавание с международным экипажем на борту через Персидский залив в Пакистан, а оттуда к Красному морю. По прошествии примерно пяти месяцев плавания «Тигрис», сохранявший свои мореходные качества, был сожжён в Джибути 3 апреля 1978 года в знак протеста против войн, разгоревшихся в районе Красного моря и Африканского Рога. В своём открытом письме Генеральному секретарю ООН Курту Вальдхайму Хейердал, в частности, написал:

«Сегодня мы сжигаем наше гордое судёнышко… в знак протеста против проявлений бесчеловечности в мире 1978 года, в который мы возвратились из открытого моря. Нам пришлось остановиться у входа в Красное море. В окружении военных самолетов и кораблей наиболее цивилизованных и развитых стран мира, не получив разрешения на заход от дружественных правительств, руководствующихся соображениями безопасности, мы были вынуждены высадиться в маленькой, ещё нейтральной Республике Джибути, потому что кругом соседи и братья уничтожают друг друга, пользуясь средствами, предоставленными теми, кто возглавляет движение человечества по пути в третье тысячелетие.

Мы обращаемся к простым людям всех индустриальных стран. Необходимо осознать безумные реальности нашего времени… С нашей стороны будет безответственным не требовать от тех, кто принимает ответственные решения, чтобы современное оружие не предоставлялось народам, которых наши деды корили за секиры и мечи.

Наша планета больше камышовых бунтов, которые пронесли нас через моря, и всё же достаточно мала, чтобы подвергнуться такому же риску, если живущие на ней люди не осознают неотложной необходимости в разумном сотрудничестве, чтобы нас и нашу общую цивилизацию не постигла участь тонущего корабля».

Экипаж «Тигриса»

* Тур Хейердал (Норвегия)
* Норман Бейкер (США)
* Ханс Петтер Бён (Норвегия)
* Норрис Брок (США)
* Асбьёрн Дамхус (Дания)
* Герман Карраско (Мексика)
* Карло Маури (Италия)
* Рашад Назир Салим (Ирак)
* Юрий Сенкевич (СССР)
* Тору Судзуки (Япония)
* Детлеф Цольтцек (ФРГ)

Другие исследования

В 1983-1984-х годах Тур Хейердал обследовал также курганы, найденные на Мальдивских островах в Индийском океане. Там он обнаружил фундаменты и дворы, ориентированные на восток, а также скульптуры бородатых мореплавателей с продолговатыми ушными мочками («длинноухих»). И те и другие археологические находки согласуются с теорией о цивилизации мореходов, происходивших из современной Шри-Ланки, которая заселила Мальдивы и оказала влияние или даже основала древнюю культуру Южной Америки и острова Пасхи. Открытия Хейердала детально изложены в его книге «Мальдивская загадка».

В 1991 году Хейердал исследовал пирамиды Гуимар на острове Тенерифе и объявил, что они не могут быть просто горами булыжников, а действительно являются пирамидами. Он также выступил с мнением об астрономической ориентации пирамид. Хейердал выдвинул теорию, по которой Канарские острова в древности были перевалочным пунктом на пути между Америкой и Средиземноморьем.

О последнем проекте Хейердала рассказывается в его книге «В поисках Одина. По следам нашего прошлого». Хейердалом были начаты раскопки в Азове, городе неподалёку от Азовского моря. Он пытался отыскать следы древней цивилизации Асгарда, соответствующие текстам Саги об Инглингах, автором которой был Снорри Стурлусон. В этой саге говорится о том, что вождь по имени Один возглавил племя, называемое асами, и повёл его на север, через Саксонию на остров Фюн в Дании, и, наконец, обосновался в Швеции. Там, согласно тексту Снорри Стурлусона, он произвёл такое впечатление на местных жителей своими разнообразными познаниями, что они стали поклоняться ему после его смерти, как богу (см. также «Дом Инглингов», «Мифические короли Швеции»). Хейердал предположил, что история, поведанная в Саге об Инглингах, основана на реальных фактах.

Этот проект вызвал в Норвегии резкую критику со стороны историков, археологов и лингвистов и был признан псевдонаучным. Хейердал был обвинён в избирательном использовании источников и в полном отсутствии научной методологии в своей работе. В этой книге Хейердал основывает свои доводы на сходстве имён в норвежской мифологии и географических названий черноморского региона, - например, Азов и асы, удины и Один, Тюр и Турция. Филологи и историки отвергают эти параллели как случайные, а также как хронологические ошибки: например, город Азов получил своё имя спустя 1000 лет после того, как там, по утверждению Хейердала, поселились асы, жители Асгарда. Резкая полемика, окружавшая проект «В поисках Одина», во многом была типичной для взаимоотношений Хейердала и академических кругов. Его теории редко получали научное признание, тогда как сам Хейердал отвергал научную критику и сосредоточивался на опубликовании своих теорий в популярной литературе, предназначенной для самых широких масс.
Хейердал утверждал, что удины, этническое меньшинство в Азербайджане, были потомками скандинавов. В последние два десятилетия своей жизни он несколько раз ездил в Азербайджан и посещал церковь Киш. Его теория относительно Одина отвергалась научными кругами, однако была принята как факт евангелической лютеранской церковью Норвегии.

Хейердал являлся активистом зелёной политики. Мировая известность Хейердала послужила причиной его встреч с известными политиками. Он даже выступил с докладом о значении охраны окружающей среды перед последним главой СССР Михаилом Горбачёвым. Хейердал ежегодно участвовал в присуждении Альтернативной Нобелевской премии в качестве члена жюри. В 1994 Хейердал и актриса Лив Ульман были выбраны норвежцами для выполнения почётной обязанности открытия зимней Олимпиады в Лиллехаммере и предстали перед телевизионной аудиторией, насчитывавшей больше миллиарда человек. В 1999 соотечественники признали его самым знаменитым норвежцем 20-го столетия. Он был награждён многочисленными медалями и премиями, а также удостоен одиннадцати почётных степеней университетов Америки и Европы.

Последующие годы

В последующие годы Тур Хейердал был занят многими экспедициями и археологическими проектами. Однако он остался наиболее известен своими морскими путешествиями на лодках и особенным вниманием к вопросам культурного диффузионизма.

В возрасте 75 лет отец пятерых детей Хейердал в третий раз сочетался браком. Его избранницей стала бывшая Мисс Франции Жаклин Бир. Много лет проживавший на итальянской Ривьере, Хейердал перебрался с супругой на Тенерифе.

Хейердал умер в возрасте 87 лет от опухоли головного мозга в имении Колла-Микери в итальянском городке Алассио, в окружении своей семьи - жены Жаклин, сыновей Бьёрна, Тура и дочерей Мариан и Беттины. На родине ему ещё при жизни был установлен памятник, а в его доме открыт музей.

Последователи

Экспедиции Хейердала были яркими событиями, а его героические путешествия на хрупких лодках поражали людское воображение. Несмотря на то что большинство его работ вызывали полемику в научных кругах, Хейердал, бесспорно, поднял общественный интерес к древней истории и достижениям различных культур и народов во всём мире. Он также показал, что дальние путешествия через океан были технически возможными для человека эпохи неолита. По сути дела, он был великим практиком экспериментальной археологии. Книги Хейердала служили источником вдохновения для нескольких поколений читателей. Он вводил читателей всех возрастов в мир археологии и этнографии, делая их привлекательными через свои красочные путешествия. Этот норвежский искатель приключений часто ломал рамки обыденного сознания. «Границы? - спрашивал он. - Никогда их не видел, но слышал, что они существуют в умах большинства людей».

В 1954 году Уильям Уиллис переплыл в одиночку из Перу на Американское Самоа на небольшом плоту, названном «Семь сестрёнок».

В 1954 и 1959 гг. Эдуард Ингриш (Чехословакия) повторил экспедицию «Кон-Тики» на плотах «Кантута».

В 2006 году путь «Кон-Тики» повторил экипаж из 6 человек, в составе которого был внук Хейердала Улав Хейердал. Экспедиция называлась «Тангароа» и была организована в честь Тура Хейердала с целью проведения наблюдений за состоянием окружающей среды в Тихом океане. Об этом путешествии был снят фильм.

Награды и почётные звания

* Медаль Ретциуса, Шведское королевское антропологическое и географическое общество (1950)
* Медаль Мунго Парка, Шотландское королевское географическое общество (1951)
* Золотая медаль Бонапарта-Уайза, Парижское географическое общество (1951)
* Командор Норвежского королевского Ордена Святого Олафа (1951) и Командор со Звездой (1970)
* Золотая медаль Буша Кента Кейна, Филадельфийское географическое общество (1952)
* Почётный член географических обществ Норвегии (1953), Перу (1953), Бразилии (1954)
* Орден «За выдающиеся заслуги» Перу (1953)
* Избранный член Норвежской академии наук (1958)
* Действительный член Нью-Йоркской академии наук (1960)
* Доктор наук (Honoris causa) университета Осло (1961)
* Золотая медаль «Вега», Шведское королевское антропологическое и географическое общество (1962)
* Медаль Ломоносова, Московский государственный университет (1962)
* Золотая медаль Королевского географического общества, Лондон (1964)
* Премия «За выдающиеся заслуги», Тихоокеанский лютеранский университет, Такома, штат Вашингтон, США (1966)
* Орден «За заслуги перед Итальянской Республикой» (1968)
* Командор американского Мальтийского ордена (1970)
* Орден «За заслуги», Египет (1971)
* Гранд-офицер Королевского ордена алауитов, Марокко (1971)
* Премия Кирилла и Мефодия Болгарского географического общества (1972)
* Почётный профессор Национального политехнического института, Мексика (1972)
* Офицер Ордена Солнца, Перу (1975)
* Международная экологическая премия Пехлеви, ООН (1978)
* Орден Золотого ковчега, Нидерланды (1980)
* Доктор наук (Honoris causa), Академия наук СССР (1980)
* Премия Брэдфорда-Уошберна, Музей науки, Бостон (1982)
* Доктор наук (Honoris causa), университет Сан-Мартин, Лима, Перу (1991)
* Доктор наук (Honoris causa), Гаванский университет, Куба (1992)
* Доктор наук (Honoris causa), Киевский университет (1993)
* Президентская медаль, Тихоокеанский лютеранский университет, Такома, штат Вашингтон, США (1996)

Библиография на русском

* Фату-Хива: возвращение к природе
* Путешествие на "Кон-Тики"
* Аку-Аку
* Ра
* Уязвимый океан
* В поисках Одина. По следам нашего прошлого

Библиография на норвежском

* På jakt efter paradiset: Et år på en sydhavsøy (1938)
* Kon-Tiki ekspedisjonen (1948)
* Aku-Aku: Påskeøyas hemmelighet (1957)
* Sjøveier til Polynesia (1968)
* Ra (1970)
* Fatuhiva: Tilbake til naturen (1974)
* Early Man and the Ocean: The Beginning of Navigation and Seaborn Civilizations (1978)
* Tigris: På leting etter begynnelsen (1979)
* Fatu-Hiva (1980)
* Mysteriet Maldivene (1986)
* Påskeøya: En gåte blir løst (1989)
* Grønn var jorden på den syvende dag (1991)
* Skjebnemøte vest for havet: De beseiredes historie (1992)
* Pyramidene i Tucume (1993)
* I frøyas fotspor (1998)
* Heyerdahl, Thor: Jakten på Odin, 2000.