4-10-2016, 18:54

Всем доброго времени суток и добро пожаловать на сайт! Друзья, сегодня у нас в гостях один из легендарнейших танков, тяжелый немецкий танк восьмого уровня, который называют королевским - перед вами Tiger II гайд.

Думаю, ни для кого не секрет, что Королевский тигр является гордостью танкостроения Германии времен Второй мировой войны. Эту машину действительно боялись и уважали, а серийное производство данных агрегатов началось в марте 1944 года, после чего с конвейера сошло 489 танков этой модели. Сейчас же мы рассмотрим Tiger II характеристики и разберемся, на что способен легендарный тяж в нашей любимой игре.

ТТХ Tiger II

Первое, о чем вы должны знать, в нашем распоряжении имеется не самый большой, но довольно внушительный запас прочности, а также очень хорошая базовая дальность обзора в 390 метров, что дает нам определенные преимущества.

Что касается живучести, то у Tiger 2 ТТХ бронирования относительны. Если говорить о корпусе, то самым прочным местом, без сомнений, можно назвать ВЛД. Эта деталь может отбивать снаряды даже машин десятого уровня, если хорошо доворачивать корпус, но стоя лбом прямо, нас могут пробивать даже одноклассники.

Бортами тоже можно танковать, но опять-таки, только если ставить свой Tiger II World of Tanks ромбом под хорошим углом, а самой уязвимой точкой является НЛД.

Что касается башни, она неплохо держит удар от орудий, чей боевой потенциал не превышает 200 миллиметров бронепробития, все что выше, пробьет нас с высокой долей вероятности. Чтобы вам был понятен этот момент с живучестью, тяжелый танк Королевский тигр способен танковать, только если вы будете правильно доворачивать корпус и башню, в остальном нашу броню назвать хорошей сложно.

Зато в плане подвижности все гораздо проще - у нас есть неплохая максимальная скорость, но сильный дефицит лошадиных сил на тонну веса делает Tiger 2 WoT слабо подвижным. Все вы прекрасно понимаете, что эта махина имеет действительно большие размеры, так что и поворачиваемся мы медленно.

Орудие

С вооружением у нашего гордого представителя семейства кошачьих дела обстоят очень хорошо, ведь на борту установлена внушительная 105-миллиметровая, истинно немецкая пушка.

Для начала, Tiger II орудие имеет не самый большой, но приятный альфастрайк, а также достаточно высокую скорострельность, хотя мы все равно можем нанести только около 1850 урона в минуту (хорошо, но бывает и лучше).

Касательно бронепробития все еще лучше, базовых ББ хватает чтобы, чтобы Королевский тигр мог уверенно воевать даже с техникой девятого уровня, а при выцеливании слабых зон, мы способны перестрелять даже топовые машины. Но примерно 20-25% голдового запаса не помешают, когда представиться возможность затащить бой.

Ну и самое приятное - точность у Tiger 2 World of Tanks по-настоящему немецкая. Очень хороший для тяжа разброс на сто метров, достаточно быстрое сведение и годная стабилизация, делают из нас опасного противника в любой ситуации.

К тому же Tiger II танк WoT может похвастаться отличными углами вертикальной наводки, ствол опускается на 8 градусов, что при наших габаритах очень кстати.

Преимущества и недостатки

Несмотря на свою знаменитость, гордое имя и помпезность, наш немец помимо сильных сторон, все же имеет и слабые, так что для более полного понимания игры Tiger 2, стоит уделить этим нюансом особое внимание.
Плюсы:
Достойный урон в минуту;
Отличная точность;
Высокая бронепробиваемость;
Комфортные углы вертикальной наводки;
Хорошая дальность обзора.
Минусы:
Посредственное бронирование;
Слабая подвижность;
Сарайные габариты;
Криты двигателя при попадании в НЛД.

Оборудование для Tiger II

Королевский тигр по праву можно считать очень комфортной машиной с большим потенциалом, а чтобы раскрыть этот потенциал в полной мере, необходимо укомплектовать танк правильными дополнительными модулями, так что на Tiger 2 оборудование выглядит следующим образом:
1. – чем больше урона в минуту мы будем наносить, тем лучше, так что данный вариант всегда в приоритете.
2. – хотя у нас и есть хорошая точность, сделать процесс нанесения урона еще более приятным не повредит.
3. – с этим модулем можно догнать обзор до максимальных значений и получить преимущество над менее зрячими противниками.

Разумеется, так как в наших руках тяжелый танк, дальностью обзора можно пренебречь (в этом плане и так все хорошо) и сделать уклон на боевую мощь, установив . Но учтите, отдавать предпочтение такому выбору лучше, когда вы уже прокачали перки на обзор.

Обучение экипажа

Не менее важным нюансом в игре на этом немецком произведении искусства будет правильно распределение умений для нашего классического экипажа из пяти человек. Чтобы долго не разглагольствовать сразу приступим к делу, на Tiger II перки качаем в такой последовательности:
Командир – , , , .
Наводчик – , , , .
Механик-водитель – , , , .
Радист – , , , .
Заряжающий – , , , .

Снаряжение для Tiger II

Самым простым процессом, как всегда, можно считать выбор оборудования, ведь в нашем случае, как и во многих других, в целях экономии можно ездить с , , . Ну а если запас серебра позволяет, и вы хотите повысить свою выживаемость, лучше Tiger II снаряжение возить в виде , , . Конечно, вместо последнего варианта можно взять , но это на свой страх и риск.

Тактика игры на Tiger II

Геймплей на любом танке подразумевает знание его сильны и слабых сторон, а также применение этих знаний на практике. Королевский тигр не исключение, главное, о чем вы должны помнить игра на нем, два основных минуса: посредственная броня и плохая подвижность.

Учитывая эти недостатки, на Tiger II тактика ведения боя заключается, прежде всего, в выборе направления для атаки. Дело в том, что нам очень тяжело сменить фланг или вернуться на защиту базы, так что придется идти до конца. При этом, выбирая направление нужно учесть наличие в бою артиллерии и постараться обезопасить себя от нее.

Касательно поведения в бою, мы все равно можем отправиться на первую линию. Tiger 2 World of Tanks способен такновать, вы только должны скрывать НЛД, доворачивать корпус и вилять им и пританцовывать. Но, если дело касается боя внизу списка, танкование лучше предоставить более крепким тяжам, соперники десятого уровня будут пробивать нас без каких-либо проблем.

В плане сдерживания противника, немецкий тяжелый танк Tiger II также может играть от бортов. Становясь обратным ромбом и показывая гусли и часть своего корпуса под хорошим углом, высовываясь из-за здания или другого укрытия, рикошеты и непробития будут радовать вас очень часто.

Не стоит забывать о нашем точном орудии. Tiger II танк WoT отлично себя чувствует в перестрелках на больших дистанциях. Мы без труда можем выцеливать уязвимые точки в броне врага, а благодаря хорошему пробитию реализовывать свой ДПМ будет настоящим удовольствием.

В остальном нужно действовать осторожно, следить за мини-картой, анализировать ситуацию и лучше никогда не соперничать с превосходящим числом противников. Королевский тигр действительно неповоротлив и если нас начнут крутить, без помощи отбиться будет практически невозможно.

А чтобы еще лучше понять на что способен этот тяж, почерпнуть для себя что-нибудь полезное или просто насладиться захватывающим боем под приятную музыку, посмотрите Tiger 2 видео от сайт.

Обзор видео гайд Tiger II World of Tanks

PzKpfw VIB Tiger II World of Tanks он же Королевский Тигр - тяж 8 уровня.

ТТХ PzKpfw VIB Tiger II

Прочность: 1600 НР

Предельная масса танка: 72,97 т

Мощность: 870 л.с.

Максимальная скорость: 28 км/ч

Скорость поворота башни: 25 гр/сек

Скорость поворота корпуса: 26 гр/сек

Броня корпуса: 150/80/80

Броня башни: 185/80/80

Орудие: 10,5cm KwK 46L/68

Пробиваемость: 225/285/60

Урон: 320/320/420

Скорострельность: 5,26 выстр/мин

Разброс: 0,34 м /100 м

Сведение: 2,3 с

Рация: 710 м

Обзор: 400 м

PzKpfw VIB Tiger II гайд видео

Плюсы

  • Точная пушка с хорошей пробиваемостью
  • Отличный обзор
  • Большое количество ХП
  • Вращение на месте

Минусы

  • «Слабый» НЛД
  • Низкая динамика
  • Большие размеры танка
  • Недостаточные УВН

Экипаж и дополнительные умения

Танк отличная машина для продавливания вражеской обороны, а также великолепно себя показывает в игре со второй линии, благодаря точному и пробиваемому орудию. Как на любом тяже первым следует прокачать ремонт всем, кроме командира. Командиру рекомендую прокачивать «Шестое чувство». Это поможет избежать «чемоданов» от арты играя на второй линии. Наш КоТэ любит гореть поэтому вторым навыком у водителя качаем «Чистота и порядок». Командиру лучше всего прокачать вторым навыком «ремонт». Хотя мы имеем отличное сведение, прокачая наводчику перк «Плавный поворот башни» мы получим дополнительное преимущество перед врагом. Чтобы увеличить наш и без того отличный обзор прокачиваем радиоперехват. Как и большинство мы часто будем оставаться с 10% прочности, а значит навык «Отчаянный» у заряжающего будет нам полезен.

Дополнительные модули

Да PzKpfw VIB Tiger II World of Tanks это тяжелый танк, но в ближнем бою у нас есть слабые места, это прямые борта и незащищенный НЛД, поэтому многие выбирают играть в танк поддержки, благо орудие нам это позволяет. Досылатель, Стабилизатор вертикальной наводки и Вентилятор набор для снайперского стиля игры. Если же вы любите продавливать оборону противника, поддерживать РАШ, и все время находиться впереди, то вентилятор стоит заменить на Оптику, это даст шанс раньше обнаружить противника и сделать выстрел первым.

Тактика

Играя на танке PzKpfw VIB Tiger II, мы можем отлично проявлять себя, как снайпер. Топовое орудие имеет отличную пробиваемость, скорость сведения и альфа-дамаг. Играя со второй линии старайтесь использовать укрытия от арты. Постоянно кройте свой НЛД используя складки местности. Если вы хотите поддержать атаку и играете на передовой, то не забывайте ставить танк под углом («ромбом»). Стараемся постоянно подставлять лоб под выстрел противника. Если вас пытается закруглить светляк или , стараемся отъехать к любой стене или краю карты так, что бы враг не смог крутиться вокруг вас. Помните, что отступление является таким же элементом боя, как и наступление. Иногда выгоднее отъехать назад и вытянуть врага под удар своих союзников, нежели погибнуть, не причинив врагу значительного урона.

Вывод

Кто-то говорит, что PzKpfw VIB Tiger II проходной танк на пути к . По мне Tiger II Мир Танков отличная машина для своего уровня. Орудие позволяет отлично разбирать танки 9-10 уровня. Топовая башня отлично держит удар. Играя в команде, КоТэ может нанести значительный урон врагу.

Немецкий тяжёлый танк заключительного периода Второй мировой войны. Выпускался серийно с марта 1944 года вплоть до самого конца войны. Всего построено 489 танков.

По сути был мощнейшим серийным танком времён Второй мировой войны, а также последним тяжёлым танком нацистской Германии, который выпускался серийно. Благодаря очень мощной 88-мм пушке был способен эффективно поражать огнём любые танки антигитлеровской коалиции. Толстые листы брони, размещённые под большими углами наклона, обеспечивали танку очень высокую защиту от большинства противотанковых средств того времени. Вместе с тем большой вес и недостаточная мощность двигателя обусловили невысокие ходовые качества и общую низкую надёжность «Тигра II».

Обозначения и названия танка

Во время создания танка, обозначение перспективной машины несколько раз менялось. Итоговая история изменения обозначения проекта танка при проектировании выглядела следующим образом:

VK 45.02 (H) - присвоено 15 апреля 1942 года;
-Tiger II VK 45.02 (H) - 18 сентября 1942 года;
-Tiger III (VK 45.03) - 12 октября 1942 года;
-Henschel Tiger B - 8 января 1943 года;
-Tiger II VK 45.03 - 3 марта 1943 года;
-Pz.Kpfw. Tiger Ausf. B, Pz.Bef.Tiger Ausf. B - 2 июня 1943 года.

Серийный танк получил следующие обозначения и названия:

По специальной немецкой классификации - Sd.Kfz. 182;
-по армейской немецкой классификации - Panzerkampfwagen VI Ausf. B (PzKpfw VI Ausf. B, Pz. VI Ausf. B);
-«Tiger II» (использовалось в армиях различных воюющих сторон как полуофициальное обозначение);
-«Королевский тигр» (полуофициальное обозначение в армиях различных воюющих сторон, в частности, нем. Kоnigstiger, что в немецком языке значит "бенгальский тигр", англ. King Tiger, Royal Tiger);
-«Тигр-Б» (в ряде официальных советских документов 1940-х годов).
-«T-VIB» (в советской литературе).

История создания

После столкновений войск вермахта с советскими танками КВ-1 и Т-34 в Германии резко увеличились темпы работ по проектированию тяжёлого танка, итогом которых стало появление на полях сражений танка «Тигр» , сильнейшего на тот момент в мире. Однако действия разведки и допросы пленных советских офицеров, в том числе весьма высокого ранга, позволили немецкому командованию составить вполне реальное представление о возможностях военно-промышленного комплекса СССР. Картина для немецких войск вырисовывалась не самая радужная - стало ясно, что очень скорое появление в распоряжении Красной армии новых танков с характеристиками, далеко превосходящими немецкие, причём в очень больших количествах.

Помимо этого, у Управления вооружений вермахта и лично Гитлера было стойкое желание получить танк, вооружённый очень удачной и мощной 88-мм пушкой Kw.K. 43 L/71, которую в силу её размеров ни на одном из имевшихся танков разместить не удавалось.

Все эти факторы вылились в концепцию танка-истребителя, который должен иметь повышенную защиту и быть вооружённым очень мощным орудием. При этом подвижностью машины можно было пренебречь - предполагалось, что танк будет действовать в обороне, преимущественно из засад, и обстреливать противника с больших расстояний, что позволяла великолепная немецкая прицельная оптика.
В августе 1942 года фирмы «Нибелунгенверке» под руководством Фердинанда Порше, и «Хеншель и сын АГ», чьё КБ возглавлял доктор Эрвин Адерс, получили техническое задание на танк с более толстой бронёй, чем у «Тигра», размещённой к тому же под большими углами наклона, как у Т-34. Вооружение танка должна была составлять 88-мм пушка KwK 43 L/71 с длиной ствола 71 калибр (такая же, как на истребителе танков «Фердинанд»).

Прорабатывая новый проект, Порше взял за базу свой отвергнутый ранее проект «Тигра» VK 4501(P) и постарался подогнать его под новое техническое задание. Получившаяся в итоге машина «тип 130» в общем повторяла «Тигр Порше» и должна была нести 150-мм пушку (длина ствола 37 калибров) или 105-мм пушку (70 калибров), в башне, смещённой вперёд. Однако вскоре Порше забросил этот проект и создал новый, получивший обозначение VK 4502(P). Поскольку в среде конструкторов господствовало убеждение, что на этот раз Порше выиграет соревнование с Адерсом, фирма «Вегманн» начала работу по созданию башни для танка Порше. К началу 1943 года альтернативный проект VK 4502(H) разработал и Адерс.

Однако по итогам испытаний прототип Порше вновь был отклонён. Главной причиной являлась сложная электрическая трансмиссия танка, требовавшая большого количества дефицитных материалов (в частности - меди). Проект Адерса же был в принципе одобрен, и в январе 1943 года контракт с фирмой «Хеншель» был подписан. Однако Адерсу предложили включить в свою машину некоторые удачные конструктивные решения, применённые фирмой MAN в создававшемся параллельно проекте танка «Пантера II». В первую очередь это было продиктовано желанием добиться определённой степени унификации этих машин. Проект танка пришлось несколько доработать, и этот процесс затянулся на полгода. В итоге второй проект фирмы «Хеншель» - VK 4503(H) - был готов только к осени 1943 года, а в октябре был построен его прототип.

Однако к этому моменту, когда проект Порше был отклонён, для его модели уже было изготовлено 50 башен. Башни Порше отличались обтекаемой формой и основанием командирской башенки, выступавшим за боковую стенку. Эти уже изготовленные башни было решено применять для вооружения первых 50 танков с корпусами Хеншеля. Таким образом, первые «Королевские тигры» всё-таки получили кое-что и от Порше. В дальнейшем (с июля 1944 года) танки оборудовались новой башней Адерса упрощённой конфигурации, но с большей толщиной брони в лобовых деталях.

Серийный выпуск

С фирмой Хеншель сначала был подписан контракт на постройку трёх опытных экземпляров, а затем в октябре 1943 года - на поставку ещё 176 танков. Первый опытный экземпляр VI сошёл с конвейера в октябре 1943 года, а первые серийные танки были выпущены в январе 1944, и в июне этого года начали поступать в танковые батальоны. Производство танков постоянно задерживалось в связи с союзническими бомбардировками или нехваткой материалов, так что до окончания производства в марте 1945 года было выпущено, по разным оценками, от 479 до 489 «Тигров II». В боевых действиях Второй Мировой войны приняло участие не более 450 ед. Pz.VI Ausf/B "Бенгальских тигров". На заводах Хеншеля удалось достичь довольно высокого для такой машины темпа сборки - так, на пике производства, на сборку «Королевского тигра» от начала и до конца уходило 15 дней.

В процессе серийного выпуска конструкция танка незначительно модифицировалась. Изменения касались основным образом установки несколько усовершенствованного варианта орудия KwK 43 L/71, пушки KwK 43/III того же калибра и схожих характеристик, но более технологичной в производстве и имевшей ствол, состоявший из двух частей. Кроме того, пушка имела слегка видоизменённую маску. Также присутствовал ряд мелких усовершенствований бронирования силового отделения. Кроме того, танки отличались друг от друга способом крепления ЗИП на бортах.

К моменту оккупации Касселя и прекращения работы завода «Хеншель и сын АГ», в разной степени готовности находились ещё несколько усовершенствований для «Тигра II».

Непосредственно перед оккупацией в стадии разработки находился проект усовершенствованной системы рулевого управления, которая при сохранении всех базовых характеристик позволила бы существенно упростить производство, а кроме того - добиться значительного увеличения крутящего момента. Необходимость в таком усовершенствовании была продиктована появлением нового двигателя «Майбах» объёмом 23 л и мощностью около 1000 л. с., который планировалось эксплуатировать на «Тигре II».

Также предпринимались попытки адаптировать для танка различные двигатели других фирм, в частности - «Аргус», «Штейер-Даймлер-Пух» и «Клокнер-Гумбольд-Дойц верке». «Аргус» представил двигатель Н-образной формы, «Штейер-Даймлер-Пух» - V-образной, а «Клокнер-Гумбольд-Дойц верке» предложила применять дизель. Фирма БМВ также представила свой вариант силовой установки, так называемый «БМВ-звездообразный», однако его эксплуатирование оказалось невозможным по причине нехватки места в моторном отсеке. С декабря 1944 года стартовал второй этап работы над проектом переоснащения «Тигра II» другим двигателем, который продолжался вплоть до оккупации и не успел дать каких-либо реальных результатов.

Также в 1943 году были начаты работы по разработке проекта новой гидравлической трансмиссии для «Королевского тигра», также не вышедшие из стадии опытных конструкций.

Модификации

Существовал в единственной модификации - Pz.Kpfw. VI Ausf. B. 3 опытных экземпляра V1-V3 и 47 первых серийных танков (номера ходовых частей 280001-250047) были выпущены с башнями, созданными специально для модели VK 45.02(P) Порше, все последующие (280048-250489) - с башнями для VK 4502(H) Хеншеля.

10 танков (с башнями типа «Хеншель») были переоборудованы в командирские танки (Panzerbefelhswagen Tiger II) двух типов:

-Sd.Kfz. 267

Командирские танки для связи в звене «полк - дивизия», с радиостанциями Fu5 (штатной) и Fu8, переделано 5 машин.

-Sd.Kfz. 268

Командирские танки для связи в звене «рота - батальон», с радиостанциями Fu5 (штатной) и Fu7, переделано также 5 машин.

Из-за расположения дополнительных радиостанций боекомплект на всех машинах был урезан до 63 снарядов.

Описание

Вооружение

«Тигр II» является одним из немногих примеров в практике мирового танкостроения, когда не орудие проектировалось для танка, а танк - для орудия. Таковым являлась 88-мм нарезная танковая пушка 8.8 KwK 43 L/71, спроектированная на базе 88-мм зенитной пушки обр. 1941 года. Ряд экспертов с обеих противоборствующих сторон были склонны считать Kw.K. 43 L/71 самой мощной пушкой своего класса за весь период Второй мировой войны. По дальности стрельбы и бронепробиваемости пушка превосходила практически все танковые орудия, имевшиеся в распоряжении антигитлеровской коалиции.

Kw.K. 43 L/71 - самая длинноствольная танковая пушка из всех, когда-либо применявшихся войсками вермахта. Длина ствола составляла 71 калибр, то есть 6248 мм (с дульным тормозом - 6592 мм). Начальная скорость бронебойного калиберного снаряда составляла 1000 м/с. Бронепробиваемость орудия на дистанции 1500 м при угле встречи 60 град. составляла 148 мм. Даже на дистанции 4000 метров снаряд орудия всё ещё был способен пробить 80-мм вертикальную бронеплиту (то есть, теоретически, при условии удачного бортового попадания уничтожить, к примеру, танк «Шерман»).

Однако за столь высокие показатели пришлось расплачиваться большими размерами и огромным весом (1605 кг, вся установка с маской - 2265 кг). По этим причинам пушка устанавливалась, помимо «Тигра II», только на истребители танков «Фердинанд/Элефант», «Насхорн» и «Ягдпантера», на которых в силу отсутствия вращающейся башни возможно было разместить столь тяжёлое орудие без существенного увеличения боевой рубки. Кроме того, проблемой для скорострельной пушки был высокий износ ствола. В связи с этим, пушки танков поздних выпусков имели ствол, состоящий из двух частей. Ещё одной проблемой была большая длина и масса унитарных выстрелов для орудия (23,4 кг). По этой причине боекомплект размещался максимально близко к орудию.

Орудие располагалось на цапфах в лобовой части башни при помощи специального уравновешивающего механизма, размещавшегося в башне справа от пушки. Горизонтальное наведение установки осуществлялось поворотом башни, вертикальное, в пределах от -8 до +15 град. - вручную, при помощи винтового или электрического механизма, в зависимости от поворота рычага. Спусковой механизм пушки - электрического типа, с предохранителем.

Орудие оснащалось устройством продувки канала ствола сжатым воздухом. Продувка осуществлялась через две форсунки по обе стороны затворного кольца. Сжатый воздух поступал из компрессора, располагавшегося в боевом отделении под сиденьем наводчика. Позднее была введена бескомпрессорная продувка канала ствола сжатым воздухом, нагнетаемым энергией обратного хода ствола пушки. Продувка канала ствола позволяла эффективно удалять остаточные пороховые газы после выстрела, снижая тем самым загазованность боевого отделения танка.

Боекомплект орудия размещался в лотковых укладках, в надгусеничных нишах в отделении управления и боевом отделении, а также в кормовой нише башни. В нише башни типа Порше размещались 16 снарядов, тогда как в башне Хеншеля - 22. Данные об общей численности боекомплекта варьируются от 72 до 77 (для танков с башней Порше) и от 80 до 84 (для танков с башней Хеншеля). В боекомплект входили унитарные выстрелы с калиберными и подкалиберными бронебойными,осколочно-фугасными снарядами и кумулятивными (соотношение между бронебойными и осколочно-фугасными снарядами в боекомплекте танка составляло, как правило, 1 к 1).

Вспомогательное вооружение танка составляли два-три 7,92-мм пулемёта. Один, модели MG-34, располагался в спаренной установке с пушкой, другой, курсовой MG-34 - в лобовом листе корпуса справа, в шаровой установке Kugelblende 150, обеспечивавшей вертикальную наводку пулемёта в пределах?10…+15 град., горизонтальную - в пределах +...-5 град.. Для наведения курсового пулемёта применялся телескопический прицел KZF 2, имевший увеличение 1,8х при поле зрения в 18 град.. Третий пулемёт, модели MG-42, при помощи стандартной турели Fliegerbeschussgerаt 42 съёмно монтировался на командирской башенке большинства танков и предназначался для противовоздушной обороны. На части танков поздних выпусков в спарку с орудием вместо MG-34 также устанавливался MG-42. Общий боекомплект пулемётов составлял 5850 патронов в 39 лентах по 150 штук.

В качестве дополнительного вооружения, «Тигр II» вооружался мортирой «Nаhkampfgerаt» («устройство ближнего боя») калибром 26 мм, с боекомплектом из дымовых, осколочных и осколочно-зажигательных снарядов. Мортира размещалась в крыше башни танка справа и предназначалась для обороны от вражеской пехоты на близких дистанциях.

Средства наблюдения и связи

Для наведения на цель спаренной установки на танках ранних выпусков применялся бинокулярный шарнирный телескопический прицел TZF 9d/1, в дальнейшем заменённый монокулярным TZF 9d. TZF 9d/1 имел переменное увеличение 3х при поле зрения 26 град., либо 6х при поле зрения 13 град.. TZF 9d имел переменное увеличение 2,5х при поле зрения 25 град., либо 5х при поле зрения 12,5 град.. Прицел был откалиброван на стрельбу бронебойными снарядами на дистанцию до 3000 м, осколочно-фугасными - до 5000 м и из спаренного пулемёта - до 1200 м. Великолепное качество оптики фирмы Carl Zeiss позволяло добиваться попаданий на дистанциях до 2500 м, а иногда и свыше.

В передней части крыши корпуса танка оборудовались смотровые приборы механика-водителя и стрелка-радиста, защищённые П-образными скобами. В верхней части лобового листа слева был сделан вырез для обеспечения максимального обзора механику-водителю. На крыше башни устанавливалась стандартная для немецких танков позднего периода Второй мировой войны командирская башенка с семью смотровыми приборами. Из башенки командир танка имел довольно удовлетворительный обзор (хотя в походном положении предпочитал ехать, высунувшись из люка по плечи). Все смотровые щели были защищены бронестёклами.

На лобовом бронелисте, слева от курсового пулемёта устанавливалась фара, оборудованная колпаком светомаскировки.

На танк монтировалась штатная радиостанция FuG5 (Fu5). Мощность радиостанции составляла 10 Вт, частота работы передатчика - 27 200-33 000 КГц, частота работы приёмника - 27 200-33 000 КГц, дальность передачи - 4 км.

На командирские танки на базе «Тигра II» в дополнение к штатной радиостанции также устанавливались:

На танки Sd.Kfz. 268, предназначенные для связи в звене «рота - батальон» - FuG7 (мощность - 20 Вт, частота работы передатчика - 42 100-47 800 КГц, частота работы приёмника - 42 100-47 800 КГц, дальность передачи - 30 км).
-На танки Sd.Kfz. 267, предназначенные для связи в звене «полк - дивизия» - FuG8 (мощность - 30 Вт, частота работы передатчика - 1130-3000 КГц, частота работы приёмника - 580-3000 КГц, дальность передачи - 10 км).
Для внутренней связи все танки оборудовались стандартным переговорным устройством на 5 абонентов.

Двигатель и трансмиссия

«Тигр II» оборудовался V-образным 12-цилиндровым четырёхтактным карбюраторным двигателем жидкостного охлаждения, производства фирмы «Майбах», модели HL 230 P30. Двигатель имел рабочий объём в 23 095 см3 и развивал номинальную максимальную мощность в 700 л. с. при 3000 об/мин, однако на практике обороты двигателя обычно не превышали 2500 в минуту, что вызывало снижение реально развиваемой мощности. Так, в руководстве по эксплуатации танка мощность HL 230 PL указывалась как 600 л. с. при 2600 об/мин. Двигатель размещался в моторном отделении вдоль продольной оси танка. Система питания двигателя включала в себя семь топливных баков общей ёмкостью 860 л, соединённых между собой, так что заправка производилась через единую горловину. Пять из семи баков располагалдись в моторном отделении, тогда как остальные два, общей ёмкостью около 340 литров, размещались в боевом отделении под укладками боекомплекта. Четыре радиатора системы охлаждения, общей ёмкостью 114 л, соединялись по два последовательно и размещались по бокам двигателя.

Трансмиссия «Тигра II» включала в себя:

Карданный вал, соединявший моторное отделение с трансмиссионным;
-многодисковый главный фрикцион с трением рабочих поверхностей в масле, встроенный в коробку передач;
-механическую безвальную восьмиступенчатую (8+4) коробку передач с постоянным зацеплением шестерен, центральной синхронизацией и индивидуальными тормозами, модели Maybach OLVAR OG(B) 40 12 16B;
-стояночный тормоз, встроенный в коробку передач;
-фрикционно-шестерёнчатый планетарный механизм поворота по типу двойного дифференциала, модели Henschel L801;
-двухрядные комбинированные бортовые передачи с разгруженным ведомым валом;
-дисковые механические бортовые тормоза, модели Argus Motoren LB 900.4.
Сервопривод коробки передач обеспечивал переключение передач одним движением рычажка на панели механика-водителя, автоматически выключая главный фрикцион и прежнюю передачу, производя синхронизацию и включая новую передачу и главный фрикцион. В случае выхода сервопривода из строя, водитель имел возможность переключать передачи и вручную. Трансмиссия имела свою систему охлаждения смазочного масла, с размещением радиатора в боевом отделении. Циркуляция воды в радиаторе не производилась, вместо этого вода в нём заменялась вручную по мере необходимости.

Ходовая часть

Ходовая часть «Тигра II» с каждого борта состояла из 9 сдвоенных опорных катков с внутренней амортизацией, ленивца и ведущего колеса переднего расположения. Поддерживающих катков не было. Опорные катки - штампованные, диаметром 800 мм и шириной одиночного катка в 95 мм. Подвеска опорных катков - индивидуальная, торсионная, первый и последний катки были оборудованы гидравлическими амортизаторами, размещёнными внутри корпуса. Катки были расположены в шахматном порядке: 5 катков опирались на внешнюю часть гусеницы, а 4 - на внутреннюю.

Гусеницы танка - модели Kgs 73/800/152, стальные, мелкозвенчатые, цевочного зацепления, каждая из 92 траков шириной 818 мм и с шагом 152 мм. Каждая гусеница состояла из 46 двухгребневых траков и 46 гладких, чередующихся между собой. Помимо этого на танк могли ставиться транспортные гусеницы, уменьшавшие его ширину для перевозки по железной дороге. Транспортные гусеницы собирались из траков Kgs 73/660/152 шириной 658,5 мм, из которых собирались и боевые гусеницы танка «Пантера».

Следует упомянуть, что несмотря на общее увеличение веса машины и снижение удельной мощности двигателя (в сравнении с «Тигром I»), благодаря конструкции ходовой части проходимость «Королевского тигра» на пересечённой местности удалось удержать на вполне приемлемом уровне. В частности, благодаря применению широких гусениц удельное давление на грунт по сравнению с «Тигром I» даже снизилось с 1,09 до 1,06 кг/см2. Танк мог преодолевать подъёмы крутизной до 35 град., рвы шириной до 2,5 м и вертикальные стенки высотой до 0,85 м. Глубина брода, преодолеваемого без предварительной подготовки, составляла 1,6 м. Правда, оперативная подвижность танков оставалась невысокой. Немалую роль в этом играла необходимость менять гусеницы при переброске танков по железной дороге, а преодоление водных преград вплоть до конца войны оставалось трудноразрешимой задачей.

Машины на базе «Королевского тигра»

«Ягдтигр» (нем. Jagdtiger), полное официальное название Panzerjаger Tiger - самоходная артиллерийская установка (САУ) класса истребителей танков. По германской ведомственной системе обозначений военной техники носил индекс Sd.Kfz. 186. При боевой массе в 75 тонн, «Ягдтигр» стал самым тяжёлым серийно выпускавшимся образцом бронетехники всех времён. САУ базировалась на удлинённом шасси «Тигра II» и вооружалась 128-мм пушкой PaK 44 с длиной ствола 55 калибров, располагавшейся в рубке с толщиной лобового бронирования в 250 мм. Во время серийного выпуска в 1944-1945 годах было произведено, по разным данным, от 70 до 79 САУ этого типа. Выпущенные машины поступали на вооружение 512-го и 653-го тяжёлых противотанковых батальонов, действовавших на Западном фронте. Из-за малочисленности, проблем со снабжением и ещё более снизившейся по сравнению с танком надёжности, эффект от применения «Ягдтигров» оказался в целом невелик, несмотря на то, что при умелой эксплуатации и удачном стечении обстоятельств они проявляли себя эффективным противотанковым оружием - так, одному из «Ягдтигров» в одном бою удалось уничтожить 19 «Шерманов».

Также, по немецким данным, из линейных «Королевских тигров» в 1944-1945 годах было переоборудовано 18 БРЭМ, однако какие-либо данные по их использованию отсутствуют.

ТТХ

Классификация: тяжёлый танк
-Боевая масса, т: 68 метрических или 69,8 британских "коротких" тонн
-Компоновочная схема: классическая с передним расположением трансмиссии
-Экипаж, чел.: 5

Размеры

Длина корпуса, мм: 7380
-Длина с пушкой вперёд, мм: 10 286
-Ширина корпуса, мм: 3755
-Высота, мм: 3090
-Клиренс, мм: 495

Бронирование

Тип брони: стальная катаная гомогенная, поверхностно закалённая
-Лоб корпуса (верх), мм/град.: 150 / 50
-Лоб корпуса (низ), мм/град.: 120 / 50
-Борт корпуса (верх), мм/град.: 82 / 25
-Борт корпуса (низ), мм/град.: 82 / 0
-Корма корпуса, мм/град.: 82 / 30
-Днище, мм: 25-40
-Крыша корпуса, мм: 40
-Лоб башни, мм/град.: 107/10 (башня Порше); 180/10 (башня Хеншеля)
-Маска орудия, мм/град.: 65-100
-Борт башни, мм/град.: 82 / 20
-Корма башни, мм/град.: 82 / 18
-Крыша башни, мм: 40 / 80-90 град.

Вооружение

Калибр и марка пушки: 88-мм KwK 43 L/71
-Тип пушки: нарезная танковая
-Длина ствола, калибров: 71
-Боекомплект пушки: 77 (башня Порше); 84 (башня Хеншеля)
-Углы ВН, град.: ?8…+15
-Углы ГН, град.: 360
-Дальность стрельбы, км: около 4000 м
-Прицелы: телескопический TZF 9d/1
-Пулемёты: 2-3 х 7,92-мм MG-34 и MG-42
-Другое вооружение: 26-мм мортирка (Nahkampfgerаt)

Подвижность

Тип двигателя: V-образный 12?цилиндровый карбюраторный жидкостного охлаждения Maybach HL 230
-Мощность двигателя, л. с.: 700
-Скорость по шоссе, км/ч: 38 (максимально до 41,5)
-Скорость по пересечённой местности, км/ч: 13
-Запас хода по шоссе, км: 150
-Запас хода по пересечённой местности, км: 70
-Удельная мощность, л. с./т: 10,3
-Тип подвески: индивидуальная торсионная
-Удельное давление на грунт, кг/см2: 1,02
-Преодолеваемый подъём, град.: 35
-Преодолеваемая стенка, м: 0,85
-Преодолеваемый ров, м: 2,5
-Преодолеваемый брод, м: 1,6

4-10-2016, 18:54

Всем доброго времени суток и добро пожаловать на сайт! Друзья, сегодня у нас в гостях один из легендарнейших танков, тяжелый немецкий танк восьмого уровня, который называют королевским - перед вами Tiger II гайд.

Думаю, ни для кого не секрет, что Королевский тигр является гордостью танкостроения Германии времен Второй мировой войны. Эту машину действительно боялись и уважали, а серийное производство данных агрегатов началось в марте 1944 года, после чего с конвейера сошло 489 танков этой модели. Сейчас же мы рассмотрим Tiger II характеристики и разберемся, на что способен легендарный тяж в нашей любимой игре.

ТТХ Tiger II

Первое, о чем вы должны знать, в нашем распоряжении имеется не самый большой, но довольно внушительный запас прочности, а также очень хорошая базовая дальность обзора в 390 метров, что дает нам определенные преимущества.

Что касается живучести, то у Tiger 2 ТТХ бронирования относительны. Если говорить о корпусе, то самым прочным местом, без сомнений, можно назвать ВЛД. Эта деталь может отбивать снаряды даже машин десятого уровня, если хорошо доворачивать корпус, но стоя лбом прямо, нас могут пробивать даже одноклассники.

Бортами тоже можно танковать, но опять-таки, только если ставить свой Tiger II World of Tanks ромбом под хорошим углом, а самой уязвимой точкой является НЛД.

Что касается башни, она неплохо держит удар от орудий, чей боевой потенциал не превышает 200 миллиметров бронепробития, все что выше, пробьет нас с высокой долей вероятности. Чтобы вам был понятен этот момент с живучестью, тяжелый танк Королевский тигр способен танковать, только если вы будете правильно доворачивать корпус и башню, в остальном нашу броню назвать хорошей сложно.

Зато в плане подвижности все гораздо проще - у нас есть неплохая максимальная скорость, но сильный дефицит лошадиных сил на тонну веса делает Tiger 2 WoT слабо подвижным. Все вы прекрасно понимаете, что эта махина имеет действительно большие размеры, так что и поворачиваемся мы медленно.

Орудие

С вооружением у нашего гордого представителя семейства кошачьих дела обстоят очень хорошо, ведь на борту установлена внушительная 105-миллиметровая, истинно немецкая пушка.

Для начала, Tiger II орудие имеет не самый большой, но приятный альфастрайк, а также достаточно высокую скорострельность, хотя мы все равно можем нанести только около 1850 урона в минуту (хорошо, но бывает и лучше).

Касательно бронепробития все еще лучше, базовых ББ хватает чтобы, чтобы Королевский тигр мог уверенно воевать даже с техникой девятого уровня, а при выцеливании слабых зон, мы способны перестрелять даже топовые машины. Но примерно 20-25% голдового запаса не помешают, когда представиться возможность затащить бой.

Ну и самое приятное - точность у Tiger 2 World of Tanks по-настоящему немецкая. Очень хороший для тяжа разброс на сто метров, достаточно быстрое сведение и годная стабилизация, делают из нас опасного противника в любой ситуации.

К тому же Tiger II танк WoT может похвастаться отличными углами вертикальной наводки, ствол опускается на 8 градусов, что при наших габаритах очень кстати.

Преимущества и недостатки

Несмотря на свою знаменитость, гордое имя и помпезность, наш немец помимо сильных сторон, все же имеет и слабые, так что для более полного понимания игры Tiger 2, стоит уделить этим нюансом особое внимание.
Плюсы:
Достойный урон в минуту;
Отличная точность;
Высокая бронепробиваемость;
Комфортные углы вертикальной наводки;
Хорошая дальность обзора.
Минусы:
Посредственное бронирование;
Слабая подвижность;
Сарайные габариты;
Криты двигателя при попадании в НЛД.

Оборудование для Tiger II

Королевский тигр по праву можно считать очень комфортной машиной с большим потенциалом, а чтобы раскрыть этот потенциал в полной мере, необходимо укомплектовать танк правильными дополнительными модулями, так что на Tiger 2 оборудование выглядит следующим образом:
1. – чем больше урона в минуту мы будем наносить, тем лучше, так что данный вариант всегда в приоритете.
2. – хотя у нас и есть хорошая точность, сделать процесс нанесения урона еще более приятным не повредит.
3. – с этим модулем можно догнать обзор до максимальных значений и получить преимущество над менее зрячими противниками.

Разумеется, так как в наших руках тяжелый танк, дальностью обзора можно пренебречь (в этом плане и так все хорошо) и сделать уклон на боевую мощь, установив . Но учтите, отдавать предпочтение такому выбору лучше, когда вы уже прокачали перки на обзор.

Обучение экипажа

Не менее важным нюансом в игре на этом немецком произведении искусства будет правильно распределение умений для нашего классического экипажа из пяти человек. Чтобы долго не разглагольствовать сразу приступим к делу, на Tiger II перки качаем в такой последовательности:
Командир – , , , .
Наводчик – , , , .
Механик-водитель – , , , .
Радист – , , , .
Заряжающий – , , , .

Снаряжение для Tiger II

Самым простым процессом, как всегда, можно считать выбор оборудования, ведь в нашем случае, как и во многих других, в целях экономии можно ездить с , , . Ну а если запас серебра позволяет, и вы хотите повысить свою выживаемость, лучше Tiger II снаряжение возить в виде , , . Конечно, вместо последнего варианта можно взять , но это на свой страх и риск.

Тактика игры на Tiger II

Геймплей на любом танке подразумевает знание его сильны и слабых сторон, а также применение этих знаний на практике. Королевский тигр не исключение, главное, о чем вы должны помнить игра на нем, два основных минуса: посредственная броня и плохая подвижность.

Учитывая эти недостатки, на Tiger II тактика ведения боя заключается, прежде всего, в выборе направления для атаки. Дело в том, что нам очень тяжело сменить фланг или вернуться на защиту базы, так что придется идти до конца. При этом, выбирая направление нужно учесть наличие в бою артиллерии и постараться обезопасить себя от нее.

Касательно поведения в бою, мы все равно можем отправиться на первую линию. Tiger 2 World of Tanks способен такновать, вы только должны скрывать НЛД, доворачивать корпус и вилять им и пританцовывать. Но, если дело касается боя внизу списка, танкование лучше предоставить более крепким тяжам, соперники десятого уровня будут пробивать нас без каких-либо проблем.

В плане сдерживания противника, немецкий тяжелый танк Tiger II также может играть от бортов. Становясь обратным ромбом и показывая гусли и часть своего корпуса под хорошим углом, высовываясь из-за здания или другого укрытия, рикошеты и непробития будут радовать вас очень часто.

Не стоит забывать о нашем точном орудии. Tiger II танк WoT отлично себя чувствует в перестрелках на больших дистанциях. Мы без труда можем выцеливать уязвимые точки в броне врага, а благодаря хорошему пробитию реализовывать свой ДПМ будет настоящим удовольствием.

В остальном нужно действовать осторожно, следить за мини-картой, анализировать ситуацию и лучше никогда не соперничать с превосходящим числом противников. Королевский тигр действительно неповоротлив и если нас начнут крутить, без помощи отбиться будет практически невозможно.

А чтобы еще лучше понять на что способен этот тяж, почерпнуть для себя что-нибудь полезное или просто насладиться захватывающим боем под приятную музыку, посмотрите Tiger 2 видео от сайт.

Тяжёлый немецкий танк Тигр 2, также известный как Королевский Тигр, должен был стать несокрушимым оружием Вермахта, с лёгкостью уничтожающим вражескую технику. Его предшественник Тигр уже был грозным врагом для советских и союзных машин, не способных выдержать попадание 88 мм снаряда.

Новый танк разрабатывался несколько лет, обзавёлся орудием ещё мощнее и бронёй ещё толще, но этого не хватило. Тигр 2 мог уничтожить любую машину в дуэли, но противники попросту избегали таких ситуаций, сводя на нет все преимущества немецкого тяжёлого танка.

Создание

Обладая обычным Тигром, с лёгкостью расправляющимся со своими соперниками, немецкие инженеры уже в 1942 году начали работу над новым проектом, поскольку появлялись данные о новых советских танках, обладающих современными характеристиками. К тому же Гитлер хотел установить длинноствольную пушку KwK 43 L/71, отличающаяся повышенными размерами к шасси и башне из-за своих размеров.

Как обычно, Фердинанд Порше, конкурируя с Хеншель, представил свой прототип VK4502(P) и, не дожидаясь победы в конкурсе, начал производство башен. Из-за сложной и дорогой электрической трансмиссии в январе 1943 года был одобрен проект другой фирмы – Хеншель, однако с требованиями доработать его. Лишь в октябре 1943 года на свет появился VK 4503(H), на который было решено поставить уже изготовленные 50 башен конструкции Порше.

Корпус

Добиваясь хорошей защиты, и взяв пример с танка Пантера , инженеры расположили бронелисты под наклоном. Кроме того, плита ВЛД имела толщину 150 мм и защищала от любых снарядов своего времени. Борта и корма были защищены послабее, всего 80 мм под наклоном 25°-30°, что позже использовалось советскими войсками.

Дополнительной защитой служил слой циммерита, покрывающего большую часть танка. Покрытие служило защитой от магнитных мин и, по некоторым данным, дополнительно маскировало за счёт своей неровной, волнистой поверхности.

Ослабленной зоной была шаровая установка с курсовым пулемётом, люки водителя и стрелка радиста, жалюзи воздухозаборников моторно-трансмиссионного отделения. Позже воздухозаборники прикрыли бронёй, поскольку вражеская авиация с лёгкостью повреждала тяжёло бронированные Королевские Тигры.

Башня

50 башен, созданных по проекту Порше оказались неудачными из-за своей скруглённой формы спереди. Снаряды, попадавшие в эту часть, часто рикошетили и пробивали броню крыши. Поэтому была разработана новая башня, с простым прямым листом толщиной 180 мм под наклоном 10°. Такая простая на первый взгляд конструкция отлично защищала экипаж и позволяла не бояться рикошетов в крышу корпуса.

Позже качество брони башки и корпуса значительно понизилось из-за нехватки никеля, она стала слишком твёрдой и хрупкой, лишилась вязкости.

В башне имелись не только традиционные командирский люк с башенкой и люк заряжающего на крыше, но и большой люк на корме, предназначенный для эвакуации, замены пушки, загрузки снарядов или выброса гильз. Для вентиляции использовалось отверстие на крыше.

Не смотря на огромную пушку, почти делившую башню пополам, внутри было весьма свободно и комфортно, по сравнению с другими танками.

Имелся гидропривод для поворота с работой благодаря основному двигателю с возможностью ручного дублирования.

Вооружение

Мощнейшая пушка калибром 88 мм KwK 43 L/71 не только послужила причиной создания Тигра 2, но и сделала его превосходным истребителем танков. Её пробитие и дальность стрельбы были вне конкуренции благодаря скорости снаряда в 1000 м/с и позволяли уничтожить Шерман на расстоянии 4 км. Помимо Королевского Тигра такой пушкой могли похвастаться лишь чистокровные истребители танков: Фердинанд, Ягдпантера и Насхорн, не обладающие башней.

Разумеется, были и недостатки, например, длина ствола вместе с дульным тормозом составляла 6592 мм, а масса вместе с маской орудия 2265 кг. Снаряд весил 23,4 кг, из-за работа заряжающего была не самой лёгкой.

Помимо люка на крыше башни, для удаления пороховых газов из обитаемых помещений применялась продувка ствола, сначала компрессорная, позже благодаря энергии хода пушки.

Также имелись пулемёты, предназначенные для борьбы с живой силой противника. MG-34 калибром 7,62 мм был спарен с пушкой, второй такой же, курсовой, установлен в ВЛД. Третий MG-42 устанавливался опционально на командирскую башенку и использовался для воздушных целей.

Мортира N?hkampfger?t, стреляющая осколочными и дымовыми снарядами, располагалась на крыше башни и использовалась для уничтожения пехоты вокруг Тигра 2.

Боекомплект основного орудия состоял из 72 до 84 снарядов в зависимости от башни. Из-за большой массы, боезапас хранился в кормовой нише башни, как можно ближе к пушке. Для пулемётов имелось 5850 патронов, разделённых на 39 лент.

Двигатель и трансмиссия

Королевский Тигр массой 68 тонн, приводил в движение четырёхтактный V12 Майбах HL 230 P30, развивающий 700 л.с. Мощность развивалась при 3000 об/мин, хотя обычно танк эксплуатировался при 2500-2600 об/мин., дающих около 600 л.с.

Трансмиссия тяжёлого Тигр 2 была весьма сложной и значительно увеличивала высоту танка из-за карданного вала, соединяющего между двигатель сзади и трансмиссию спереди. Коробка передач имела 8 передних передач и 4 задние, встроенный стояночный тормоз. Благодаря сервоприводу, работа механика-водителя была значительно облегчена, за счёт переключения передач рычажком и автоматизации работы фрикциона.

Ходовая часть

Ходовая часть Тигра 2 получилась противоречивой. Она доставила немало головной боли своим экипажам и бригадам ремонтников, но обеспечивала хорошую плавность хода, маневренность и проходимость.

Несмотря на то, что часто Королевский Тигр называют перетяжелённой машиной, не предназначенной для бездорожья, американские испытания захваченного танка показали, что он превосходит многие другие по проходимости, а маневренность находится на достаточном уровне.

Расположенные на каждом из бортов в шахматном порядке 9 опорных катков вместе с широкими гусеницами обеспечили снижение удельного давление на грунт по сравнению с предшественником и улучшили проходимость. Вместе с тем конструкция требовала замены гусениц на узкие транспортные при перевозке по железной дороги, из-за чего значительно снижалась скорость переброски танков на большие расстояния.

Эпилог

Тигр 2 был самым опасным танком в дуэлях, благодаря пушке и броне. Его подвижность также позволяла вполне уверенно вести действия на пересечённой местности, а конструкция облегчала работу экипажа.

Всего Тигров 2 было выпущено 489 единиц, для сравнения, было создано 49234 Шерманов и 84070 Т-34 . Значительно снизившееся качество брони и оптики к концу войны, превратило последние партии танков в бледные тени самих себя.

Несмотря на это, Тигр 2 завоевал себе место в истории, как один из наиболее совершенных и опасных танков времён Второй мировой войны.