Недавно удалось услышать, а вслед за этим и проанализировать пример, на данную тематику.

    Для начала следует сказать, что суть невидимых нитей, это то, что в природе все взаимосвязано, так как все живое, в итоге участвует в экосистеме.

    Пример кроется в том, что в США, в лесу расположенном в округе Огайо, убрали волков. От этого, со временем, стали через чур сильно, плодится лоси.

    Лоси животные травоядные, поэтому они тотально начали объедать все деревья.

    От этого, даже возникли проблемы у медведей, так как реки стали быстрее сохнуть, от того, что деревья не блокировали палящие лучи солнца.

    В обще вся экосистема была в дисбалансе и на гране самоуничтожения, пока в тот лес снова не запустили пару стай волков, которые со временем, все нормализовали.

    Как известно, в природе все взаимосвязано. Нити можно найти повсюду в любое время года.

    Давайте рассмотрим эти связи на примере зимнего леса.

    Наступает зима, становится холодно, могут даже ударить сильные морозы, но животных спасает их теплый мех.

    Также зимой становится меньше корма для животных, но некоторые животные спасаются тем, что впадают в спячку и кормятся своими запасами, некоторые перебираются поближе к жилью человека, чтобы поживиться там.

    Еще пример: зимой выпадает снег, все становится белым. Некоторые животные, например, зайцы, меняют свою окраску, чтобы стать менее заметным.

    Вот как это можно показать наглядно:

    В зимнем лесу между животными очень много пищевых связей и их надо просто научиться видеть.

    Один из ярких примеров можно привести с сосновыми деревьями. На них растут шишки, и они созревая падают. Весной повятся из них молодые ростки деревьев. Но так же эти шишки служат кормом для птиц и зверей. А некоторые мелкие зверьки служат кормом для хищников. Например мышка поест зернышки из шишки, а саму мышку съест лиса. Само дерево которое служит кормом для многих не сможет расти без влаги (снег) и солнца.

    Невидимыми называют нити или связи, существующие в природе между всеми ее составляющими, как субъектами живой природы, так и объектами мертвой. Понятно, что наибольшее число таких связей можно отыскать в лесу летнем или весеннем, но и зимой таких невидимых нитей предостаточно.

    Прежде всего вспомним про снег, который глубоким слоем покрывает землю все зимние месяцы. Снег служит своего рода одеялом, которое защищает землю, корни растений и зимующих насекомых от вымерзания — вот и одна невидимая нить. Далее снег служит убежищем для мышей, других грызунов и некоторых птиц, под которым их очень трудно найти хищникам.

    Зимой сохраняются и обычные пищевые цепочки между консументами разных порядков и продуцентами. зайцы обгрызают кору, олени и лоси разгребают снег в поисках травы, птицы поедают орехи и мороженые ягоды, лиса охотится на мышей, а волк на зайца — вот сразу сколько невидимых нитей проявилось.

    Ясное зимнее небо грозит сильными морозами, ведь при этом последнее тепло от поверхности свободно уходит в атмосферу, а пасмурное, затянутое тучами небо обещает не только снегопады, но и оттепель.


ЦЕЛИ УРОКА: провести наблюдения за зимними изменениями в природе; систематизировать и обогатить знание детей о природных связях; познакомить детей с особенностями и жизнью животных, связанных с этим деревом. СНЕГ НА ПОЛЯХ, СНЕГ НА ПОЛЯХ, ЛЁД НА РЕКАХ, ЛЁД НА РЕКАХ, ВЬЮГА ГУЛЯЕТ. ВЬЮГА ГУЛЯЕТ. КОГДА ЭТО БЫВАЕТ? КОГДА ЭТО БЫВАЕТ?




ВОПРОСЫ: Какие явления в неживой природе происходят зимой? Какие явления в неживой природе происходят зимой? А ещё какие природные явления вы знаете? А ещё какие природные явления вы знаете? Как зимуют деревья? Как зимуют деревья? Как зимуют кустарники и травы? Как зимуют кустарники и травы?


Есть травянистые растения: земляника, копытень, озимая рожь и озимая пшеница, которые уходят под снег зелёными. Как вы думаете, почему они не замерзают? Есть травянистые растения: земляника, копытень, озимая рожь и озимая пшеница, которые уходят под снег зелёными. Как вы думаете, почему они не замерзают? А как можно зимой определить дерево, если оно без листвы? А как можно зимой определить дерево, если оно без листвы?








ФИЗКУЛЬТМИНУТКА Солнце землю греет слабо (руки вверх и вниз) Солнце землю греет слабо (руки вверх и вниз) По ночам трещит мороз, (руки на пояс, наклоны в сторону) По ночам трещит мороз, (руки на пояс, наклоны в сторону) Во дворе у снежной Бабы (руки на пояс, поворот вокруг себя) Во дворе у снежной Бабы (руки на пояс, поворот вокруг себя) Побелел мокрый нос. (дети показывают нос) Побелел мокрый нос. (дети показывают нос) В речке стала вдруг вода В речке стала вдруг вода Неподвижна и тверда, (прыжки на месте) Неподвижна и тверда, (прыжки на месте) Вьюга злится, Вьюга злится, Снег кружится, (дети кружатся) Снег кружится, (дети кружатся) Заметает всё кругом Заметает всё кругом Белоснежным серебром. (имитируют движения руками) Белоснежным серебром. (имитируют движения руками)


ИГРОТЕКА Рассели животных: белку, медведя, лося, лису, волка, кабана, зайца, ежа – по домикам. Рассели животных: белку, медведя, лося, лису, волка, кабана, зайца, ежа – по домикам. Домик 1 – животные, которые к зиме делают запасы. Домик 1 – животные, которые к зиме делают запасы. Домик 2 – животные, которые зимой впадают в спячку. Домик 2 – животные, которые зимой впадают в спячку.


Выбери животных, которых можно встретить зимой: Муравей, лягушка, медведь, ёж, белка, лиса, заяц, куница, синица, ворона, волк, кукушка, уж, лось, бабочка. Муравей, лягушка, медведь, ёж, белка, лиса, заяц, куница, синица, ворона, волк, кукушка, уж, лось, бабочка.


Отгадай загадки Летом по лесу гуляет, а зимой в берлоге отдыхает. Летом по лесу гуляет, а зимой в берлоге отдыхает. Какая птица зимой птенцов выводит? Какая птица зимой птенцов выводит? Шуба серая для лета, для зимы другого цвета. Шуба серая для лета, для зимы другого цвета. У какого зверя зимой рождаются детёныши? У какого зверя зимой рождаются детёныши?


БЕСЕДА: Невидимые связи в зимнем лесу Связаны ли между собой растения и животные? Как? Связаны ли между собой растения и животные? Как? Как связана жизнь животных с елью? Как связана жизнь животных с елью? Что это за собой влечёт? Что это за собой влечёт?


Закрепление: Что нового вы узнали сегодня на уроке? Что нового вы узнали сегодня на уроке? Как зимуют различные звери, птицы, рыбы? Как зимуют различные звери, птицы, рыбы? Что делает человек, чтобы помочь животным зимой? Что делает человек, чтобы помочь животным зимой?

План - конспект урока «Окружающий мир»

по теме «Невидимые нити в зимнем лесу»

МБОУ Балыксинская СОШ

Тема раздела

Тема урока

Невидимые нити в зимнем лесу.

Тип урока

Комбинированный.

Цель урока

Обобщение и систематизация знаний о зимних изменениях в живой и неживой природе.

Задачи урока

Познакомить детей с изменениями в неживой и живой природе с приходом зимы.

Сформулировать понятия: зимние явления в природе.

Обогатить знания детей о природных связях.

Ожидаемый результат

Извлекает из текста и иллюстраций учебника информацию о связях в природе;

Анализирует рисунок и схему в учебнике;

Соотносит их между собой.

Прослеживает по схеме связи между елью и лесными животными;

Моделирует связи в зимнем лесу с помощью различных методов схем;

Рассказывает по схемам (моделям) об изученных невидимых нитях;

Этапы урока

Действия учителя (типичные фразы диалога)

Действия учеников

(предполагаемые)

Мотивация к учебной деятельности

Мы внимательны. Нам нравится сравнивать и обобщать. Улыбнитесь друг другу. Пожелаем всем удачи - за работу! В добрый час!

Подготовка рабочего места к уроку.

Актуализация знаний

Давайте вспомним……

В некотором царстве, в некотором государстве жили - были……

Нет - нет, не царь с царицей…..

Каждое из этих царств особенное. Они находятся не за тридевять земель, а совсем рядом с нами, вокруг нас. Это царства природы.

Давайте с вами отправимся в путешествие по царству живой и неживой природы.

Какие царства живой природы вы знаете?

Какие основные царства неживой природы вы знаете?

Ответы учащихся

Животные, растения, птицы, бактерии, грибы.

Камни, солнце, тучи, вода.

Постановка и решение учебной задачи

Скажите существует ли связи в природе?

Давайте с вами повторим связи в природе, по другому назовём их невидимые нити.

Невидимые нити - связи в природе

Подумайте, как человек может нарушить эти связи?

Сегодня я приглашаю Вас в гости к очень красивому времени года, а какое это время года, Вы узнаете из загадки:

Снег на полях,

Лед на реках,

Вьюга гуляет.

Когда это бывает?

По каким признакам мы узнаем приход зимы?

Вспомним зимние месяцы.

А сейчас мы посмотрим, как зима отразилась на жизни растений и животных. Как зимуют деревья?

Как зимуют кустарники и травы?

Почему они не замерзают?

Здесь мы видим связь живой природы и неживой.

Как зимуют звери?

Физкультминутка.

Солнце землю греет слабо,

(Руки вверх и вниз)

По ночам трещит мороз,

(Руки на пояс, наклоны в стороны)

Во дворе у снежной Бабы

(Руки на пояс, поворот вокруг себя) слайд 11

Побелел морковный нос.

(Дети показывают нос)

В речке стала вдруг вода

Неподвижна и тверда,

(Прыжки на месте)

Вьюга злится,

Снег кружится,

(Дети кружатся)

Заметает всё кругом

Белоснежным серебром.

(Имитируют движение руками)

Как зимуют птицы?

Зима - трудное время в жизни животных, поэтому человек

подкармливает их.

Ребята, как вы можете помочь птицам перенести трудное время?

Вы уже помогаете птицам, сделаны кормушки, и корм птицам заготовлен.

Отгадай загадки

Среди леса

Кузнецы куют.

Шуба серая для лета,

Для зимы другого цвета.

Без крыльев,

А быстрее птицы

С дерева на дерево перелетает.

Какая птица зимой птенцов выводит?

Что за девица?

Не швея, не мастерица.

Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год.

Ребята, как вы думаете, что общего у этих животных?

Связаны между собой различные животные.

Связаны между собой растения и животные, а человек с ними.

Связь живой и неживой природы.

Человек может истребить животных, загубить природу. Вырубить лес. Нанести непоправимый вред экологии.

Холодно, температура воздуха ниже нуля

Реки покрылись льдом, а земля - снегом,

Часто идет снег,

День короткий,

Птиц не слышно,

Декабрь, январь, февраль.

Лиственные деревья сбросили листву, а хвойные - стоят зелёные.

Кустарники сбрасывают листву, травы желтеют.

Снег защищает от мороза. Чем больше снега, тем легче растениям перенести зимние морозы.

Заяц - ночной житель. День проводит в укромных местах: под поваленными деревьями, в кустах, под лапами ели. В сильные морозы роет в снегу норы до полутора метров глубиной. Кормится тонкими веточками осины, ивы, берёзы. С веток, более толстых, сгрызает только кору, ест сухую траву.

Лисица ловит зайцев, но главная её пища - грызуны, прежде всего серые полёвки, которые медлительнее, чем полёвки рыжие и мыши. Лисью охоту на грызунов называют мышкованием.

Отдыхает лисица обычно прямо на снегу, в открытых логовах - где-нибудь посреди поля на возвышении. Тут лисице безопаснее.

Хорошо видно всё, что происходит вокруг.

Волк - сильный, умный хищник. Его добычей становятся не только зайцы, но и крупные звери - кабан, лось. Обычно волки охотятся небольшими стаями. Они могут долго, упорно преследовать свою добычу. Правда, по глубокому, рыхлому снегу им

трудно бегать, и часто волки остаются голодными.

Самый заметный зверёк в лесу - белка. В лесу, где много дуплистых деревьев, белка живёт в дупле. Если их нет, строит гнездо. Главный корм белок - семена хвойных деревьев. Белка ещё отыскивает под снегом зимний склад сойки, то раскопает шишку, ещё осенью оброненную клестом. В голодные годы белка

ест древесные почки, особенно еловые. Ест зимние запасы: жёлуди, лесные орехи, грибы.

Птицы, которые питаются насекомыми улетели в тёплые края. Остаются зимовать сороки, синицы, воробьи, поползень,дятел, клёст. Они продолжают вести активный образ жизни. воробьи, сороки, вороны подкармливаются вблизи жилищ челове-

ка. Дятел и пищуха питаются личинками насекомых, добывая их из-под коры деревьев. Сойки, щеглы, синицы собирают оставшиеся плоды и семена растений.

Можно сделать кормушку, повесить на дереве, приносить туда корм, подвесить у форточки кусочек сала - для синиц.

Все они находятся на ели или прячутся под лапами ели.

Животные прячутся среди ветвей ели, находят пищу.

Работа по теме урока

«Невидимые нити в зимнем лесу»

Откройте учебник страница 36-ая.

Что мы называем невидимыми нитями?

Сегодня мы посмотрим эту связь.

Ель - одно из самых интересных и красивых деревьев нашего леса.

Рассмотрите рисунок.

Как связана жизнь животных с елью?

Но существует также и связь между животными - «друзьями» ели. Так, в питании клеста есть особенность: срывая шишку ели,он выедает из неё только часть семян, а затем её бросает. Бро-

шенные клестами шишки подбирают на снегу белки, дятлы, и это облегчает им поиск пищи. Но ещё важнее сброшенные клестом шишки для лесных мышей и полёвок, которые не могут сами сорвать их на деревьях.

Вот так интересна жизнь зимнего леса, так сложны, хотя на пер-

вый взгляд и незаметны, связи в зимнем лесу.

Ребята, как вы думаете, а существует ли связь между этими животными.

В питании клеста есть следующая особенность: срывая шишку ели, он выедает из нее только часть семян, а затем шишку бросает.

Как вы думаете, подберет кто-нибудь из лесных жителей, брошенные клестом шишки?

Итак, мы на примере только одной елочки убедились, что она

связана невидимыми нитями с животными, т.к. она служит им укрытием, обеспечивает их питанием.

А теперь выполним задание в рабочей тетради. Стр. 20-ая, упражнение 1.

Открывают учебник.

Невидимыми нитями мы назвали связи, которые есть в природе повсюду.

Связаны между собой неживая и живая природа, растения и животные, различные животные.

Животные питаются семенами ели.

Прячутся среди ветвей ели, под ними.

Клесты строят зимой на ели гнёзда и выкармливают еловыми семенами своих птенцов.

Белка - это облегчит ей поиск пищи.

Мыши, полевки - они не могут сорвать их сами.

Выполнение задания в рабочей тетради.

Рефлексия учебной деятельности

Что вас заинтересовало на уроке?

Кто был самым внимательным и организованным?

Домашняя работа: стр. 21 упражнение 2.(рабочая тетрадь)

Хотите лучше владеть компьютером?

Многие пользуются интернетом как базой готовых сочинений, рефератов и пр. Но что в такой ситуации делать учителю? Как отличить плагиат от авторского текста?

Современные технологии значительно упрощают задачу поиска информации. С помощью интернета можно найти почти все! К сожалению, не все школьники используют сеть лишь для того, чтобы увеличить свой багаж знаний. Многие пользуются интернетом как базой готовых сочинений, рефератов и пр. Соблазн велик: зачем корпеть над учебниками, трудиться, если можно просто скачать понравившийся материал и выдать его за свой?

Читайте новые статьи

Направление, по всей видимости, в первую очередь потребует рассуждений о любви. Просто потому, что это наиболее часто встречающийся тип отношений между мужчиной и женщиной. Но возможны также варианты ненависти, дружбы и служебных отношений. Нет смысла перечислять все возможные варианты произведений, затрагивающих тему любви.