Бумагоделательная машина родилась на рубеже XVIII—XIX вв. еков и стала одним из великих изобретений эпохи промышленного переворота. Этот станок, а заодно и рол (мельница для измельчения целлюлозного сырья) сделали бумагу массовым продуктом, значительно удешевили ее, дали ей стандартное качество, но… лишили рукотворности, то есть качества, присущего бумаге еще со II века до н.э., когда древние китайцы впервые в истории додумались отливать листы из хлопковых волокон. Впрочем, традиция ручного изготовления бумаги не прервалась, но нашла, как принято сейчас говорить, свою «нишу». Теперь бумага «хенд-мейд» используется в основном для декоративных целей: она служит материалом для эксклюзивной канцелярской продукции, визитных карточек, бланков, конвертов, свитков и проч. Ну и конечно же, всякий, кто испытывает влечение к галантной эпохе, может описать свое «чудное мгновение» не на экране планшета, а на листе писчей бумаги вроде той, что всегда была под рукой у самого Александра Сергеевича.

Джинсы без заклепок

В общем, бумага ручной работы востребована, пусть даже и не в тех масштабах, что стандартная продукция целлюлозно-бумажных комбинатов. Но где и как ее делают? Чтобы ответить на этот вопрос, «ПМ» отправилась в маленькую московскую мастерскую — именно там бумагу делают по‑древнекитайски. Ну, или почти по‑древнекитайски.

Неповторимость бумаги ручной работы может заключаться не только в особом рельефе или водяных знаках, но и в самых неожиданных вкраплениях, что вполне допускается технологией. «Однажды по заказу табачной компании мы делали бумагу, в которой должны были быть вкраплены табачные листья, — вспоминает Дмитрий Андриянкин. — Вопрос решился с помощью нескольких блоков самых дешевых сигарет из соседнего ларька. Сигареты распотрошили, табак размешали в чане с сырьем, и… заказчик остался доволен». «Вкрапления могут быть самыми разными — нити, волокна, елочные иголки и сухоцветы. — говорит Елена Махоткина. — В последнее время в моду вошел эко-стиль, и в бумагу закатываются живые семена цветов, которые потом можно прорастить».

С чего начать рассказ о рукотворной бумаге, как не с сырья? В основе бумаги — растительные волокна, состоящие из целлюлозы. Целлюлоза — главный конструктивный материал растительного мира, полисахарид (то есть полимер из остатков молекул бета-глюкозы), формирующий клеточные оболочки. Все это означает, что бумагу можно сделать из всего, что содержит растительные волокна: из древесины, коры, жмыха от семечек, травянистых растений, но также из хлопчатобумажных и льняных тканей. Ну и из бумаги, конечно. «Когда фирма начиналась, — рассказывает технолог компании «Paperman» Дмитрий Андриянкин, — здесь было популярно изготовление бумаги из разного тряпья, ношеных носков и старых джинсов. Джинсы — отличное сырье, только перед тем как отправить их в рол, надо тщательно отрезать все металлические заклепки, а то ножи, разрубающие металл, начинают издавать страшный скрежет. Получившуюся массу и подкрашивать было не надо — она сразу получалась голубой, такой же выходила и бумага. Сейчас в качестве сырья мы чаще всего используем обычную офисную писчую бумагу — размалываем ее, а потом из получившейся массы делаем листы с теми параметрами, которые требуются заказчику». Когда в перемолку идет даже не макулатура, а белая как снег новехонькая бумага из только что распечатанных пачек, это смотрится странно, хотя умом, конечно, понимаешь, что макулатуру еще где-то надо собрать да очистить, а с природными источниками целлюлозы вроде древесины придется дополнительно повозиться. Бизнес есть бизнес.


Техника для ручного труда. На фото — рамка для отлива листа.

Ножи и сетки

Сухое сырье поступает в уже упомянутый выше рол. Здесь оно смешивается с водой, а закрепленные на валу ряды ножей распускают и подрезают волокна. Регулируя зазор между ножами, можно менять размер фракций помола. Мелкий помол дает мягкую бумагу, а крупный — наоборот. Здесь, кстати, с древними китайцами у компании «Paperman» начинаются расхождения. До XVIII века исходное сырье получали, перемалывая его вручную в ступах. Ну а в наши дни и сам рол уже устарел — на бумагоделательных производствах применяются устройства проточного размола с коническими рабочими инструментами.


Машина для размалывания сырья

Полученная в роле масса отправляется в большой чан, где подготовка сырья продолжается. На этом этапе в него добавляют красители и связующие вещества типа клея (чтобы на бумаге не растекались чернила, как на промокашке). Затем начинается самое интересное — собственно создание бумаги. Лист рождается на мелкой металлической сеточке, натянутой на прямоугольную деревянную рамку. Рамкой мастер зачерпывает сырье, которое предварительно перемещено в другой чан и разбавлено водой. Чем больше воды, тем тоньше и легче выходит бумага. Вода стекает сквозь мелкие отверстия в сетке, а на поверхности остается тонкий слой волокон. Это уже и есть лист, которому, пока он еще сырой и рыхлый, можно придавать нужную фактуру. Если требуется водяной знак, используют специально подготовленную сеточку для рамки. На сеточке выдавливается рисунок, выпуклой частью обращенный в сторону листа. В местах выпуклостей бумага получится тоньше и будет лучше пропускать свет — чередование темных и светлых участков, видимых на просвет, создаст рисунок водяного знака. В это же время, пока лист не высох, бумаге придают заданную фактуру, то есть наносят на поверхность некий декоративный рельеф.


Только что сформированный на рамке лист еще непрочный и рыхлый, потому что мокрый. Первым делом его помещают между войлочных ковриков, а затем «сэндвич» из сырой бумаги и войлока ставится под пресс. Так из листа перед сушкой выводится большая часть влаги. Листы ручной работы обладают всеми необходимыми качествами: они прочны, на них можно писать и печатать.

Письмо на шкуре каймана

Дмитрий Андриянкин на наших глазах делает бумагу кремового цвета, с фактурой ткани — как раз такую, на которой, возможно, писали во времена Пушкина. Он дает воде немного стечь с рамки, а затем быстрым уверенным движением перекладывает лист на специальный столик со слегка изогнутой поверхностью. На столике уже лежит лист войлока, а на нем обычная тканая тряпочка, куда, собственно, и укладывается новорожденный лист. Сверху на него кладут еще одну такую же тряпочку, затем новый лист войлока. Когда набирается целый сэндвич из пяти-шести листов с прокладками из войлока и ткани, его отправляют под пресс (конечно, электрический, а не ручной, как у древних китайцев). Пресс отжимает воду, чтобы облегчить высушивание бумаги. Попутно рисунок ткани, облегающей листы с обеих сторон, переносится на бумагу.

Как сделать бумагу дома

В качестве исходного материала лучше всего взять бумажные обрезки, например измельченные в «шредере». Вместо рола вполне подойдет кухонный блендер — туда мы нальем немного воды и положим бумажное сырье.
Когда вода и бумага достигнут консистенции густой каши, можно добавить немного цветной бумаги (для подкрашивания) и еще порубить смесь блендером.
Затем переместим смесь в широкую емкость типа ванночки. Ширина емкости должна быть меньше ширины рамки с сеткой, которой мы будем черпать лист. В качестве рамки можно использовать вставку в форточку с противокомариной сеткой, а можно сделать рамку самостоятельно из дерева и металлической сетки (или туго натянутой сетчатой ткани).
В ванночке сырье разбавляем водой. Туда же подмешиваем ложку крахмала и немного клея ПВА. Можно насыпать в смесь декоративных вкраплений — того же сухоцвета.
Черпаем сырье на рамку, затем, после того как вода стечет, быстро переворачиваем сырой лист на расстеленную ткань (типа фланелевой). Сверху кладем другую впитывающую воду ткань и прижимаем, например, подносом, на который положим груз. Отжимаем воду и сушим. Лист готов.

Если требуется более сложная фактура бумаги, приходится прибегать к специальным металлическим клише. «Однажды заказчик пожелал видеть на бумаге рельеф шкуры каймана, — вспоминает Елена Махоткина из компании «Paperman». — Пришлось найти качественное изображение шкуры, отрисовать его в векторном редакторе и нарезать клише».


Рабочее место мастера, «черпающего» листы. Мутная жидкость в чане — это смесь воды и волокон. Рядом на подставке лежит рамка для формирования листа. Ближе к нам — столик, на который выкладывается лист.

Последний этап работы над листом — сушка. Для этого в мастерской стоит пара профессиональных барабанных глянцевателей (китайцы обходились без них) вроде тех, что работали в доцифровую эру в фотоателье. На сушку бумаги уходит несколько минут, и лишь тогда можно воочию и на ощупь убедиться, насколько бумага ручной работы приятней и «душевней» своей офисной, белой как мел, прародительницы. У листа ровные, но ворсистые края. В принципе, их можно обрезать, но именно отсутствие следов машинной резки придает бумаге особый винтажный колорит.


Последняя стадия изготовления бумаги — сушка. Для сушки используются барабанные глянцеватели — раньше такие стояли в фотолабораториях. Лист к барабану прижимается с помощью полотна. Обычный лист писчей бумаги сушится 3−5 минут.

Бумага, сделанная вручную, тем не менее обладает всеми свойствами обычной бумаги, произведенной промышленным способом. Для изготовления конвертов и прочих сложных изделий на тигельном прессе листы подвергаются вырубке и, если надо, бигуются (биговка — проведение на толстой бумаге борозды под складку). Также на этой бумаге возможна печать всеми видами полиграфических технологий. Сложности могут возникнуть лишь в том случае, если лист имеет слишком выраженный рельеф.


Нынешние методы изготовления бумаги вручную практически ничем не отличаются от старинных технологий. В некоторых странах Азии, например, во Вьетнаме, деревенские жители до сих пор делают бумагу кустарным способом. И тоже кладут в нее цветы.

Все на свете, даже бумага ручной работы, конечно, лучше всего получается у профессионалов. Однако если микропроцессор или качественный электродвигатель изготовить в домашних условиях практически нереально, то сделать дома бумагу попробовать можно (см. врезку на предыдущей странице), и, скорее всего, результат порадует вас и ваших домочадцев.

Вы бывший «плюшкин» и теперь у вас есть кипы старых газет, от которых нужно избавиться? Вас бросила подружка и теперь вы жаждете сделать что-нибудь творческое и деструктивное с ее любовными письмами? Вам просто хочется заняться чем-нибудь интересным в дождливый день? Если вы ответили утвердительно хотя бы на один из этих вопросов, мы предлагаем вам сделать бумагу собственными руками. Все, что вам нужно для этого, пригодная для переработки бумага, вода, кастрюля, рама и сетка на окна и, может быть, блендер.

Шаги

Часть 1

Подготавливаем припасы

Часть 2

Смешиваем бумагу до однородной массы

Порвите бумагу на мелкие клочки. На это не надо тратить слишком много времени, но кусочки старайтесь делать поменьше. Достаточно порвать ее на несколько частей.

Вымочите бумагу в воде. Кусочки помельче положите в контейнер (миску или чашку) и залейте их водой. Пусть отмокают 30-45 минут.

  • Если хотите сделать цветную бумагу, отбирайте бумагу с наименьшим количеством темных чернил, сделайте бумажную массу побольше и примените жидкий пищевой краситель. Бумага, скорее всего, получится темная с одной стороны и яркой с другой. В зависимости от того, как вы собираетесь ее использовать, пригодиться может любая сторона, но яркая будет лучше, если вы собираетесь на ней писать.
  • Если вы хотите бумагу побелее, в бумажную массу можно добавить полчашки белого уксуса.
  • Сделайте бумажную массу. Теперь, когда бумага стала мокрой и более гибкой, можем делать из нее бумажную массу – плотную, вязкую, слегка водянистую субстанцию, которая в итоге превратится в лист бумаги. Вот два варианта:

    • Смешайте блендером. Бумагу порвите на мельчайшие кусочки и наполните блендер до половины. Залейте в блендер теплой воды. Сначала выставьте на медленный режим, потом увеличивайте скорость по мере того, как масса станет выглядеть гладкой и хорошо перемолотой – примерно 30-40 секунд, чтобы не осталось бумажных хлопьев.
    • Пюре из бумаги. Если у вас есть ступка и пестик (или что-то на них похожее, вроде конец скалки и прочная миска), вы можете размешать бумагу вручную. Берите небольшими порциями и доводите до консистенции жидкой овсянки.

    Часть 3

    Укладываем бумагу
    1. Заполните емкость наполовину водой. Она должна быть шире, чем рамка и примерно такой же формы.

      • Если вы выбрали метод рамки, емкость заполняйте водой и выкладывайте бумагу на рамку до того, как вы опустите ее в емкость.
      • Если вы выбрали метод кастрюли, рамку положите на дно емкости до того, как вы зальете туда воду и наполните емкость бумажной массой.
      • Выложите массу в емкость и помешайте. Количество добавляемой в воду массы определяет толщину будущей бумаги. Хотя вам нужен плотный слой массы, чтобы полностью закрыть сетку, не нужно превращать всю емкость в болото. Поэкспериментируйте немного. Толщина готового изделия может разниться от бумаги до картона, в зависимости от того, сколько воды добавляется в бумажную массу.

        Если есть большие комочки бумаги, уберите их. Лучше выбрать любые комочки, потому что чем глаже и мельче смесь, тем более однородным получится конечный продукт.

        Прихватите бумагу (на ваше усмотрение). Если бумага будет использоваться для канцелярских нужд, добавьте 2 чайных ложечки крахмала в бумажную массу и размешайте. Крахмал не даст чернилам въесться в волокна бумаги.

        • Если вы не добавляете крахмал, бумага будет очень легко впитывать, и чернила запросто могут просочиться насквозь. Если это случится, быстро окуните высушенную бумагу в смесь воды и желатина, и снова высушите.
      • Погрузите рамку в смесь (это только в случае метода рамки). Поместите деревянную рамку в бумажную массу, стороной с сеткой вниз, затем выровняйте, не вынимая из массы. Слегка подвигайте со стороны в сторону, пока масса на сетке не уляжется равномерно.

        Поднимите рамку из емкости. Медленно поднимайте рамку, пока она не покажется из воды. Дайте воде стечь над емкостью. Подождите, пока с массы не стечет большая часть воды, и вы увидите зарождающийся лист бумаги. Если лист вам покажется слишком плотным, снимите часть массы. Если слишком тонким, добавьте еще немного массы и снова потрясите ее, чтобы улеглась равномерно.

      • Уберите излишки воды с бумаги. После того, как вы извлекли рамку из емкости, вам нужно убрать излишек воды из бумажной массы. В зависимости от выбранного вам и метода, вы делаете это следующим образом:

        • Метод рамки: после того, как вода стекла (или почти стекла), аккуратно положите кусочек ткани (лучше всего войлок или фланель) или кусочек «Формайка» (гладкой стороной вниз) сверху «бумаги». Очень нежно надавите, чтобы выжать излишки воды. Надавливать лучше губкой, чтобы выдавить как можно больше воды, периодически ее отжимая.
        • Метод кастрюли: положите тканевое полотенце на ровную поверхность, положите на него сетку с бумагой на ней на половинку полотенца. Накройте сверху второй половинкой, чтобы закрыть бумагу. С помощью утюга, установив его на самый минимум, легко прогладьте по полотенцу. От бумаги будет подниматься пар.
  • Ответ на вопрос о том, как делают бумагу сегодня, лежит в плоскости технологий. Но стоит заглянуть в историю. Прототип материала - древнеегипетский папирус - растение, из которого делали писчий материал. Размоченную сердцевину соединяли, накладывая слои перпендикулярно друг другу. После выдерживания под прессом листы высушивали на солнце, разрезали и полировали. Готовые гибкие свитки были прочными - некоторые из них сохранились до XXI века.

    Изготовление бумаги из привычных нам материалов поставили на поток в Китае. Со II века н. э. технология обработки луба тутовых деревьев постепенно начала распространяться по миру. Сначала она перешла из Китая на арабский Восток, а затем - в Европу.

    Первые мануфактуры по производству бумаги появились в Европе в XIII веке. С XVII века изготовлением бумажных материалов занялись российские промышленники.

    Некоторые листы пергамента хорошо сохранились

    Виды бумаги

    Чтобы понять, как изготавливают бумагу, надо сначала определить ее вид, ведь состав сырья может быть разным.

    Различают такие разновидности материала:

    1. Офсетная. Широко используется в типографском деле - для печати книг и массовой полиграфической продукции. Бумага устойчива к сырости, что важно, так как при офсетной печати используют увлажнители.
    2. Упаковочная. Прочная, невосприимчивая к влаге. К цвету и гладкости не предъявляют повышенные требования.
    3. Газетная. Применяется для печати на высокоскоростном оборудовании. Ее особенность - повышенная впитываемость красок.
    4. Мелованная . Отличия от других видов - белизна, гладкость. Из нее печатают качественные иллюстрированные издания.
    5. Целлюлозная. Состоит из чистой целлюлозы плюс 1-3 % добавок. Используется для печати банкнот и ценных бумаг.

    Дизайнерская бумага для упаковки подарков

    Из чего делают бумагу?

    Сырьем служат растительные вещества с длинными волокнами. Смешиваясь с водой, они образуют податливый, однородный полуфабрикат. Его делают из:

    • дерева - масса называется целлюлозной;
    • однолетних растений: из конопляной или рисовой массы изготавливают материал повышенной белизны, из соломы и тростника - прочную и плотную;
    • вторичного сырья - макулатуры, тряпок;
    • сырья для производства бумаги специального назначения - шерстяных, асбестовых и прочих волокон.

    Основной материал в бумажной промышленности - древесина. На комбинаты поставляют стволы целиком. Там с них снимают кору, разрезают. Далее сырье измельчают в муку - до волокон-фибрилл.

    В таком виде древесина поступает на измельчение в муку

    Для производства бумаги используют:

    • сосну, кедр - мягкие породы пригодны для изготовления упаковочных материалов;
    • клен, дуб - основа из твердых пород гладкая, но менее прочная;
    • канадскую ель - из нее делают прочный, но эластичный материал;
    • каштан, березу и так далее.

    Смешивая дубовое и сосновое сырье, получают книжную бумагу. Она прочная, эластичная.Для улучшения качества продукции древесный материал сортируют, фильтруют, обрабатывают химическими составами.

    Производственные этапы

    Технология состоит из таких этапов:

    • обработка массы - размол, окрашивание, смешивание растительных и химических составляющих;
    • разбавление массы водой, очищение, прессовка и сушка;
    • каландирование;
    • резка, сортировка и упаковка.

    Процесс изготовления бумаги начинается с размалывания сырья в непрерывно действующих аппаратах. На фабриках используют роллы, мельницы конического и дискового типов, рафинеры.

    Полученную муку очищают, добавляют связующее вещество и наполнитель:

    • парафиновые эмульсии;
    • глинозем, каолин;
    • мочевино-, меламино-формальдегидную смолу;
    • канифольные и животные клеи;
    • тальк, крахмал и пр.

    Жидкий состав выливают на плоскую сетку бумагоделательной машины. После уплотнения и формовки цельное полотно покрывают клеевыми пигментами (так производят мелованную бумагу) или другими составами.

    Следующий этап - просушка при повышенной температуре с помощью шлифовочных цилиндров. Волокна застывают, образуя бумажное полотно. После обезвоживания оно попадает в каландры. Это массивные цилиндры, объединенные по 5-8 штук. Проходя между ними, бумага становится гладкой, выравнивается, уплотняется.

    Так происходит сушка бумаги

    Готовая лента наматывается на накат - вращающийся цилиндр с прижимным валиком. Он собирает полотно в рулон. Технология производства бумаги также предполагает постобработку - глянцевание, окрашивание, резку.

    По тому же принципу производят картон - материал плотностью от 250 г/м². Из него изготавливают обложки книг, папки, упаковку и другую подобную продукцию.

    Упаковка и резка

    Способ резки рулонов бумаги отличается в зависимости от планов на ее использование. Рулоны разрезают в бобинорезке, затем сматывают в несколько рулонов меньшего объема и диаметра. Потом разделяют на готовые листы для печатного цеха - например, лазером (края аккуратны, на них нет нагара).

    Готовые рулоны бумаги

    Последний этап изготовления бумаги - упаковка. Ее самые распространенные виды:

    • фасовка в пачки из 250-1 000 листов, обернутые крафт-бумагой или другим плотным и водостойким материалом;
    • паллетирование - перенос листов на плоские прямоугольные подставки с выемками для захвата и крепления;
    • смешанный способ - сначала листы собирают в пачки, а затем помещают на паллеты;
    • упаковка «калачами» (свертками до 10-15 кг) - подходит для технической, упаковочной бумаги увеличенного формата (может переносится вручную, без пандусов и спецтехники).

    Критерии качества бумаги

    1. Прочность - сопротивляемость разрыву и сжатию при высокоскоростной печати должна быть высокой.
    2. Плотность - для глубокой печати используют тонкие листы, для упаковки - толстые (диапазон - от 60 до 300 г/м²);
    3. Гладкость - чем она выше, тем лучше воспроизводятся детали изображения, плотнее контакт листов с формами для печати;
    4. Белизна - показатель попадает в диапазон 60-98 %;
    5. Непрозрачность - чем меньше просвечивается лист, тем меньшей будет степень проявления изображения с обратной стороны (для обычной офисной бумаги - от 89 %);
    6. Пористость - на пористом материале лучше фиксируется краска, но отпечатки теряют насыщенность.
    7. Сопротивляемость истиранию - если она мала, вязкие печатные краски «выщиплют» волокна с листов, и это загрязняет детали печатного оборудования.
    8. Впитываемость - чем она выше, тем быстрее краски закрепятся на поверхности листа.
    9. Наличие проклейки - с ней верхний слой будет прочным, устойчивым к воздействию влаги, клея.

    Смотрите интересный репортаж из завода по производству бумаги:

    Итоги

    • Первые писчие материалы из растительного сырья появились в Древнем Египте и Китае.
    • Сегодня бумагу разных видов производят из древесины, однолетних растений, вторичного сырья.
    • В бумажной промышленности используют целлюлозу из хвойных пород, дуба, березы, каштана.
    • Технология производства бумаги предполагает размол, подготовку массы, прессование, сушку, каландирование, намотку в рулоны. Постпроизводственные этапы - резка и упаковка.
    • Качество материала определяется его плотностью, непрозрачностью, гладкостью и другими параметрами.

    Люди изобрели бумагу тысячи лет назад, чтобы записывать свои мысли и важные технические открытия. Способ передачи информации с помощью бумаги, производство которой растет с каждым годом, всегда остается актуальным.

    Из чего изготавливают

    Даже маленький ребенок знает, что сырье для производства бумаги – это древесина. Для этого подходят практически любые породы:

    • Каштан;
    • Береза;
    • Тополь;
    • Эвкалипт;
    • Сосна.

    Бревна с лесопилки привозят на комбинаты, где их пилят на мелкие части, а затем делают щепки. Чтобы сделать 50 листов формата А4, нужно 1 кг дерева. Для сокращения вырубки лесов применяется макулатура, то есть бумага, бывшая в употреблении. Для изготовления сырья подходит солома, рис, хлопок, а также тряпичные отходы и асбест.

    Кроме этого сырья, для производства нужно много воды. Часто бумажные предприятия строят на берегах рек и озер. Естественные источники используют для забора воды и сплава леса.

    Как изготавливают

    Этапы процесса изготовления бумаги:

    1. Бревна очищают от коры и распиливают на щепки.
    2. Их погружают в воду в соотношении 5 частей дерева к 95 частям воды. В результате щепки набухают и отбеливаются.
    3. Материал варят в растворах кислот, оксидов и других веществ. Это необходимо для получения равномерного вязкого состава без примесей. От этого этапа зависит качество, сорт и цвет бумаги.
    4. Полученную целлюлозу фильтруют. В чистом виде она используется только для дорогих сортов бумаги. Для обычных листов в целлюлозу вводят специальные добавки.
    5. В состав полуфабрикатов вводят дополнительные вещества, которые влияют на внешний вид бумаги. Смола вводится для получения глянцевой поверхности, клей – для повышения прочности, красители – для создания оттенка. Парафиновая эмульсия делает бумагу пригодной для письма и печати изображений. Для отбеливания в массу добавляют мел и тальк. Интересно, что бумажная масса из конопли и риса имеет белый цвет, она не нуждается в дополнительном отбеливании.
    6. Масса попадает в бумагоделательную машину. Сначала состав попадает на ячеистую сетку, где из него стекает вода. Волокна при этом переплетаются вдоль движения станка, что позволяет получить прочную основу. Бумажная масса отправляется на прессы, где она уплотняется, и выходит еще больше воды.
    7. Бумага проходит через металлические барабаны, где она высушивается. Окончательная обработка проходит на валах, бумажное полотно сдавливается, выравнивается, уплотняется и окончательно высушивается.
    8. Рулоны бумаги отправляются на следующий станок, который режет их на листы и упаковывает.

    В готовом виде упаковки поступают в магазины и к конечным потребителям. Изготовление бумаги – быстрый процесс, сегодня он реализуется за счет механических и электронных станков, практически не предполагает участия человека. Это позволяет производить товар в больших объемах.

    Как изготавливали в древности

    Первые надписи люди оставляли на скалах, стенах пещер, глиняных табличках. Береста, папирус и пергамент – древние прародители бумаги. На них можно было писать, но они были недолговечны.

    Первое производство было организовано в Китае около 105 года. На изготовление бумаги шли растения – мох, трава, бамбук. Волокна замачивали в воде, а затем варили с золой и известью. Эти вещества нужны для растворения лигнина – полимера, который придает прочность растениям.

    Сырье дробили на мелкие волокна, добавляли растительные соки и крахмал и отливали бумажные листы. После стекания воды, листы высушивались прессом. Со временем секрет производства распространился в арабские земли, откуда попал в Европу. Там начали делать бумагу из дерева, первые опыты были поставлены в начале 18 века.

    Как проверяют качество

    Для проверки качества бумаги используют несколько характеристик:

    • Толщина. Важно сохранять одинаковую толщину на всей партии товара.
    • Пористость. Чем она больше, тем лучше держится типографская краска.
    • Непрозрачность. Это важная характеристика для книг и офисной бумаги. Газетные листы делают более прозрачными для экономии.
    • Гладкость. Эта характеристика улучшает качество изображения за счет лучшего соприкосновения бумажных листов с печатными формами.
    • Прочность. Важна для высокоскоростной печати, а также для упаковочных материалов.
    • Устойчивость к истиранию. Напрямую влияет на долговечность готовых книг, рукописей, газет.
    • Впитываемость. Влияет на скорость проникновения красок.

    Виды бумажной продукции

    Современное производство бумаги предполагает изготовление разных ее видов:

    • Газетная. Недорогая в производстве и быстро впитывающая краску.
    • Офсетная. Самый распространенный вид, используется для печати книг, тетрадей, для офисных целей.
    • Мелованная. Характеризуется высоким качеством и повышенной белизной. Используется для печати дорогих каталогов.
    • Упаковочная. Главное для нее – устойчивость к внешней среде. Изготавливается из чистой древесины, так как нужна небольшая стоимость.
    • Денежная. Самый качественный вид, используется для печати денежных знаков.
    • Картон. Бумага повышенной плотности.

    В России хорошо развито производство бумаги из древесины, так как наша страна богата лесами. На месте вырубленных деревьев постоянно сажают новые, это возобновляет ресурсы предприятий. В каждом городе есть пункты сбора макулатуры, которые дают дополнительное сырье бумажным мануфактурам. Теперь вы знаете, как делают бумагу, и какой это сложный процесс.

    Китайцы делали ее из размоченных растительных волокон. В Европу бумага попала между 1000 и 1100 годами. Оказалось, что ее можно делать из дерева, тряпок и даже... из старой бумаги - макулатуры. Так оказалось, что бумагу можно было использовать дважды!

    Как же делают бумагу в наши дни?

    Бумагу производят на бумажных фабриках.


    Основным сырьем для производства бумаги является древесная целлюлоза. Целлюлозу получают из лесных пород: в основном из ели, сосны и березы, но используют также эвкалипт, тополь, каштан и другие деревья.

    На фабрике машины сдирают с них кору, измельчают в щепки.

    Самый экономичный способ получения древесной целлюлозы - механический: на деревообрабатывающем предприятии лесоматериалы измельчаются до крошки, которая смешивается с водой. Бумага, изготовленная на основе такой целлюлозы, непрочна и чаще всего идет на производство, например, газет.

    Бумагу более высокого качества делают из целлюлозы, полученной химическим способом. Из такой древесной массы изготавливают бумагу для книг, брошюр и модных журналов, а также прочные оберточные материалы.

    В этом случае щепки сортируют по размеру на специальных ситах и отправляют в варку. Варят дерево в специальных машинах, куда добавляют кислоту.

    Очищенную и разваренную древесину фильтруют и промывают, чтобы очистить от примесей.

    К обрабатываемой бумажной массе может быть добавлена макулатура, но лишь после удаления чернил. На этом этапе производства обрабатываемая масса, состоящая из древесных волокон и воды, называется бумажным сырьем.

    Затем на специальной перерабатывающей машине меняются форма и структура бумажных волокон. Для этого к бумажному сырью добавляют дополнительные вещества. Например, клеи - их присутствие в писчей бумаге отталкивает влагу. Или смолы - благодаря им, написанное на бумаге чернилами на водной основе, не растекается и легко распознается человеческим глазом. Бумага, используемая для печатания, не требует такого проклеивания, как писчая, потому что печатные краски готовятся не на водной основе и не растекаются.

    После этого бумагу окрашивают в смесителе, куда добавляют красители или пигменты, - например, мелко размельченные вещества для мелования. Так, добавки каолина делают бумагу белой и непрозрачной.

    Бумажная масса, превращенная в кашицу, попадает в бумагоделательную машину.

    Сначала кашица выливается на сетку бумагоделательной машины. Эта сетка натянута на два вала и все время вращается, перенося бумажную кашицу вперед. На сеточном участке начинается образование бумажного полотна, называемое формованием листа. Это происходит благодаря удалению воды из волокнистого материала. По мере продвижения бумажной массы по ленточному конвейеру часть содержащейся в ней воды вытекает через ячеистые отверстия, и бумажные волокна начинают сплетаться друг с другом, образуя так называемую рулонную ленту.

    Сырая бумажная лента проходит через целый ряд валиков. Одни валики отжимают воду, другие, обогреваемые изнутри паром, высушивают ее, третьи полируют.

    В конце сеточного участка еще сырое бумажное полотно перемещается в секцию прессования, которую также называют "мокрым прессованием". Там бумажное полотно механически обезвоживается и еще больше уплотняется.

    Наконец ровная белая лента выходит из машины и наматывается в огромный рулон.

    Потом эти рулоны отправляют в типографии или режут на листы.

    Так, переходя из машины в машину, дерево превращается в белую и чистую бумагу.

    А знаете ли вы...

    Для изготовления 1 тонны бумаги нужно 5,6 м 3 древесины. Если учесть, что средний объем одного бревна (дерева) - 0,33 м 3 , то для производства 1 тонны бумаги требуется 17 деревьев.

    А из 1 тонны бумаги можно изготовить порядка 30 тысяч обычных ученических тетрадей.