Власти Таджикистана заявили о готовности начать процедуру присоединения республики к Таможенному союзу.

Как сообщают СМИ, об этом по итогам саммита в Москве сообщил генеральный секретарь Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) Таир Мансуров.

"Президент Таджикистана Эмомали Рахмон заявил о том, что Таджикистан не только желает вступить в Таможенный союз, но уже предлагает перевести в практическое русло вопросы создания рабочей группы и приступить к этой работе", - сказал Мансуров. Генсек положительно оценил перспективы присоединения Таджикистана и Киргизии к Таможенному союзу. Он отметил, что Киргизия, которая является членом ВТО, легче будет вступать в Таможенный союз, поскольку он создавался по нормативам ВТО.

При этом официальный Душанбе настаивает на том, чтобы учитывались его интересы по вопросам трудовой миграции. Как сообщает пресс-служба президента Таджикистана, выступая на саммите в Москве, глава государства обратил особое внимание участников на учет интересов республики в двух документах, действующих в рамках Таможенного союза. Речь идет о правовом статусе трудовых мигрантов и их семей, а также о сотрудничестве в противодействии незаконной миграции в рамках этого объединения, передает CA-News.

"В этих документах необходимо учесть интересы Таджикистана, который в будущем может присоединиться к этому союзу", - сказал Рахмон.

Плюсы и минусы предстоящего вступления Таджикистана в ТС:

Опрос, проведенный летом 2012 года международным агентством "Евразийский монитор", показал, что 72 процента таджикистанцев выступают за вступление в ТС. Депутат Госдумы РФ Василий Лихачев считает этот результат серьезным аргументом. "Решение Таджикистана войти в Таможенный союз получит общественную поддержку в стране", - заявил Лихачев на заседании форума "Таможенный союз и Таджикистан: перспективы интеграции", проходившего 26 сентября в Душанбе.

"У Таджикистана, в отличие от многих других стран, есть предстартовый статус, и он закреплен в Основном законе страны. В статье 11-й говорится, что страна может входить в региональные содружества и международные организации. Этим смягчается вопрос деятельности наднациональной структуры", - констатировал российский политик.

За ТС - бизнесмены и гастарбайтеры:

Представители крупного и среднего бизнеса в Таджикистане выступают за интеграцию с постсоветскими государствами. Вступление Душанбе в Таможенный союз значительно оживит торговлю с Россией и другими участниками ТС, отметил коммерческий директор фабрики "Нафиса" Абдулло Мухаммадиев, который заодно посетовал на сегодняшние препятствия ведению бизнеса: "Мы недавно отправили партию носков в один из российских регионов. Груз подвергся повторному досмотру на казахстано-российской границе. Потеряли 10 дней, партнеры понесли убытки".

За вступление в ТС ратуют и таджикские трудовые мигранты. Создание общего рынка труда в Таможенном союзе позволит им легально трудиться в России. Это весомый довод, если учесть, что на заработки в Россию ежегодно выезжают около одного миллиона таджикистанцев. Сумма их денежных переводов на родину в 2011 году была эквивалентна двум государственным бюджетам республики.

Много мифов:

Эксперты говорят, что в Таджикистане вокруг Таможенного союза существует много мифов. Один из них связан с отсутствием общей границы с каким-либо из членов ТС. Этот аргумент часто приводят специалисты в Душанбе, говоря о существовании барьеров, однако экономист из России Бехруз Химо считает его необоснованным. "Таджикистан сможет получать товары из России и Казахстана так же, например, как это делает Калининградская область", - подчеркивает Химо, указывая на территориальные особенности этого российского региона.

Власти в Душанбе неоднократно выражали обеспокоенность тем, что вступление в ТС ударит прежде всего по мелким торговцам, которые ввозят товар из КНР и Турции. Эксперт Экономического совета при президенте РФ Александр Павлов считает, что выход из этой ситуации есть, и советует Таджикистану заменить китайский ширпотреб собственными изделиями, став "швейным цехом" Таможенного союза. "Неужели таджики будут шить хуже, чем в Китае? Нет, они будут шить лучше и более качественно", - уверен А.Павлов.

Преимущества ТС для Таджикистана:

Россияне убеждают партнеров в преимуществах Таможенного союза. "А почему не подсчитывают, что вступление Таджикистана в Таможенный союз понизит цены на ГСМ в республике? Выигрыш от этого составит от 200 до 350 миллионов долларов. Почему никто не подсчитывает, что легализация только одного процента трудовых мигрантов, которые находятся на территории России, даст нам с вами 42 миллиарда?" - риторически спросил депутат Госдумы Василий Лихачев.

Таджикистан, став членом Таможенного союза, получит ряд преимуществ, которыми сможет воспользоваться в полной мере: "В первую очередь это энергетика. Достаточно сравнить цены на электроэнергию здесь и в России. Здесь они ниже за счет того, что электроэнергия вырабатывается на ГЭС. В России и Казахстане электричество в основном получают на тепловых станциях, сжигая топливо". Вторая ниша, в которой Таджикистан может быть конкурентоспособен, - аграрный сектор, считает Павлов. "Это дает возможность экспорта фруктов и овощей в страны Таможенного союза", - считает эксперт.

Россия нуждается в партнерах:

Интерес Москвы к Таджикистану обусловлен многими причинами, сообщил в интервью DW руководитель международного Движения развития Юрий Крупнов. По его словам, России, чтобы выдержать конкуренцию с глобальными игроками необходимо расширять экономический потенциал. "В Китае - более миллиарда жителей, Северная Америка приближается к миллиарду. Евросоюз имеет полмиллиарда. Россия на этом фоне - не в выигрышном положении. У нас нет и 200 миллионов. В одиночку без партнеров нам не выжить", - полагает Ю.Крупнов.

По его мнению, выход на Центральную Азию даст России возможности не только расширить торговое пространство, но и развивать проблемные регионы. Одним из них Крупнов называет Западную Сибирь. "Сибирь от западных морей отделяют 4000 километров, такое же расстояние - до выхода в Тихий океан. В этой ситуации региону уготовано работать с Центральной Азией", - считает

В 2017 году президент Российской Федерации Владимир Путин очередной раз поделился своими размышлениями на счет вступления в Таможенный союз Таджикистана. Официально пожелание видеть государство в составе объединения было озвучено самому президенту Эмомали Рахмону при встрече, организованной в Душанбе.

В ответ таджикские власти снова не стали делать громогласных заявлений и принимать какую-то позицию, вся встреча прошла на приветливой, но сдержанной ноте. Хотя позже депутаты высказали свое одобрение и отметили явные преимущества, если таджикское правительство все же решится на этот шаг.

В качестве главной преграды, которая может помешать тому, что Таджикистан вступит в Таможенный союз, было озвучено отсутствие границ с другими странами. Последние также входят в объединение, в этой ситуации для чиновников важно видеть развитие отношений между ТС и Кыргызстаном. Но Эмомали Рахман не отрицает присоединения страны, ведь Россия до сих пор является важным инвестором в экономике Таджикистана и неизменным союзником, партнером в международных торговых сделках.

Что изменилось в 2017 году, какие последние новости по этому поводу появляются в ведущих политических изданиях? Видит ли выгоды Таджикистан в сотрудничестве с Россией в рамках объединения, ведь сейчас партнерство находится тоже на достаточно высоком уровне?

Последние новости в 2018 году

Итак, по состоянию на 2018 год Таможенный союз не пополнился новым участником. Недавно организованный форум, проведенный в Душанбе, обозначил мнение части аналитиков, которые уверены в экономических рисках для Таджикистана, но часть других аналитиков настаивает на ошибочном восприятии ситуации.

Состоится еще один визит Владимира Путина в Душанбе, и, конечно, снова речь зайдет о долгожданном торговом воссоединении стран, которые исторически были собраны воедино еще в советские времена. Президенту России пока не ясна позиция правительства государства, Таджикистан не говорит «нет» и в то же время реальных шагов к сближению не предпринимает. Вся эта эпопея длится с 2011 года, но ясности в отношениях между республикой и Россией так и не достигнуто.

Мнение таджикского народа

Недавно проведенный опрос населения показал, что Таджикистан в 70% от всех опрошенных граждан готов вступить в Таможенный союз. Таким образом, общественная поддержка уже получена, а это хороший знак. Оставшиеся 30% хотят подождать вступления в объединение соседнего Кыргызстана, но Россия считает такую позицию зависимостью от соседнего государства, в конце концов уже сейчас можно начинать формировать таможенное законодательство, а время покажет.

  1. Представители крупного и среднего бизнеса. К бабке не ходи, ясно, что интеграция с постсоветскими странами сильно оживит торговые отношения и, самое главное, упростит, ускорит перемещение грузов. К примеру, чтобы перевезти через границу фуры с одеждой, на таможне сегодня нужно простоять не менее 10 дней, а все это потери, издержки и траты средств, возмещение которых позже возлагается на покупателей.
  2. В 2015 году Россия изменила процедуру въезда на территорию Российской Федерации. Теперь для перемещения между странами мигрантам необходимо иметь при себе загранпаспорт, раньше достаточно было показать внутренний паспорт.

Изменения внесены с целью контролировать миграцию, обрушившуюся на Российское государство, в последнее время ставшую бесконтрольной. Несмотря на то что чиновники старались успокоить трудящихся-мигрантов, якобы Владимир Путин дал указание как можно быстрее изготавливать для иностранцев паспорта, таджикским гражданам нововведения не по душе.

Если Таджикистан вступит в Таможенный союз, это позволит снять ограничения с мигрантов. Формирование единого рынка труда позволит работать в России совершенно легально, не скрываясь от контролирующих органов и не приступая закон. Правительство не может не прислушаться к доводам таджикистанцев, ведь в 2017 году практически 1 миллион жителей выезжает в Россию на заработки.

Какие причины звучат против вступления в Таможенный союз Таджикистана

Среди причин, которые якобы не позволяют стране вступить в объединение, называют:

  1. Отсутствие границ с участниками ТС. На это специалисты отвечают – Калининградская область вообще находится на отшибе, но это не мешает ей вести торговлю с Россией и Казахстаном.
  2. Обеспокоенность вызывает судьба мелких предпринимателей, которые зарабатывают на продаже товаров и продукции, привезенной из Китая и Турции. Эксперты предлагают выгодный вариант для Таджикистана – заменить китайское барахло собственным производством, что позволит обеспечить жителей дополнительными рабочими местами. Более того, можно рассмотреть Таджикистан в качестве швейного цеха, который будет «одевать» все соседние государства, если, конечно, качество одежды устроит потребителей. Для этого нужно постараться, но финансовые перспективы просто грандиозные.

Преимущества ТС для таджиков

Российские партнеры обнародовали реальные цифры, которые позволят Таджикистану сэкономить средства и преумножить деньги в бюджете страны при вступлении в Таможенный союз:

  • сразу снизятся цены на ГСМ, отчего республика выиграет 200-350 миллионов долларов;
  • легализация хотя бы 1% приезжих выгодна для обеих стран – ожидаются налоговые поступления в показателе 42 миллиарда;
  • уменьшится стоимость электричества;
  • возрастет спрос на продукты аграрного сектора – у таджиков отлично получается выращивать отборные фрукты и овощи, фермеры смогут импортировать товар во все страны-участники ТС.

Чем объясняется интерес России к Таджикистану

Конечно, сразу возникает вопрос: почему Россия так заинтересована в партнерстве с республикой? Трудно представить себе игру в одни ворота. На этот вопрос ответил руководитель международного Движения развития Юрий Крупнов:

  1. Чтобы Россия была в состоянии достойно конкурировать с крупными игроками на международной арене, ей нужно расширять экономический потенциал. В Китае в 2017 году проживает более 1,3 миллиарда жителей, в Северной Америке население тоже уверенно близится к 1 миллиарду. Евросоюз объединяет полмиллиарда, 200 миллионов в России блекнут на их фоне, без надежных партнеров отечественной экономике не выжить.
  2. В каждой экономике существуют свои пробелы и недочеты, на которые закрыть глаза невозможно, наоборот, с ними нужно бороться и по возможности развивать в сторону «+». К таким регионам, например, относится Западная Сибирь, она как раз сможет трудиться в хорошем тандеме с Центральной Азией.

Какой точки зрения придерживается Эмомали Рахмон

Намерений как таковых войти в Таможенный союз напрямую президент никогда не заявлял, в интервью лишь проскальзывала возможность изучения документов. Все чаще появляются мнения о том, что Таджикистану Таможенный союз, как и Евразийское объединение, невыгодны. Это объясняется тем, что государственная казна республики формируется преимущественно за счет налоговых отчислений и таможенных пошлин, исчисляемых на границе. Можно сказать, что подписание договора о вступлении государства в ТС лишает бюджет больших денег.

Хорошие результаты последние годы показывает средний бизнес, который стал понемногу развиваться и становиться на ноги. Допустив на таджикистанский рынок российских конкурентов, правительство рискует обречь местных небольших торговцев на банкротство, у последних пока не тот уровень, чтобы соревноваться с другими странами.

Точно такую же ситуацию мы сейчас можем наблюдать в Кыргызстане и Казахстане, вступившим в ЕАЭС, – пока иностранцы обогащаются, местные предприниматели массово закрывают бизнес.

Такое стремление президента обезопасить жителей страны от нищеты международные эксперты, отслеживающие ситуацию, называют лукавством. Дело в том, что Эмомали Рахмону и его семье принадлежит 70% импорта продукции в Таджикистан, большинство крупных местных предприятий находятся в его собственности, а значит, от внедрения российских конкурентов пострадает прежде всего кошелек правителя.

Каковы перспективы в 2019 году

Когда вступит Таджикистан в ТС, остается только догадываться. Часть жителей с недоверием относятся к тому, рассматривается этот вопрос в принципе или уже давно отложен. А все опросы существуют только для отведения глаз, и чтобы создать ощущение, будто процесс развивается.

Ирина Денисова, Андрей Малокостов и Наталья Турдыева

История вопроса: Таджикистан

Таджикистан является одной из беднейших стран Центральной Азии. Согласно данным Всемирного банка, номинальный ВВП на душу населения Таджикистана в 2012 г. составлял 872 долл. США. Таджикистан - это горная страна, не имеющая выхода к морю, где в результате разрушительной пятилетней гражданской войны, разразившейся вскоре после провозглашения независимости в 1992 г., сильно пострадала существовавшая во времена СССР хозяйственная инфраструктура. В настоящее время основу экономики Таджикистана составляют хлопковая, текстильная и легкая промышленности, производство электроэнергии, алюминия, добыча природных ресурсов (золото, серебро, сурьма и уголь), а также производство некоторых товаров народного потребления.

Эффект низкой базы может частично объяснить недавние высокие показатели роста Таджикистана: темп роста реального ВВП составил 7,4% в 2011 г., темп роста реального ВВП на душу населения - 5,9%. Одними из основных факторов увеличения ВВП Таджикистана являются денежные переводы от соотечественников, уехавших на заработки в соседние страны (в особенности в Россию), и рост экспорта (основными экспортными товарами являются алюминий и хлопок). Структура экспорта Таджикистана в 2011 г. представлена на , а структура объема промышленного производства страны в 2010 г. - на .

Таджикистан и Таможенный союз

Вхождение Таджикистана в состав Таможенного союза и Единого экономического пространства возможно лишь после присоединения Кыргызстана к этим наднациональным структурам, так как в настоящее время у Таджикистана нет общей границы с Таможенным союзом.

Расширение Таможенного союза посредством включения в свой состав Таджикистана может иметь значительное влияние на экономику этой страны, так как Россия, Беларусь и Казахстан в настоящее время обсуждают комплекс мероприятий в сфере торговли, миграции и инвестиционной политики.

Торговля

В сфере торговли можно сказать не так много: большинство тарифов, применяемых в двусторонней торговле между странами Таможенного союза и Таджикистаном равны нулю благодаря договорам Евразийского экономического сообщества. Таможенный тариф Таможенного союза несколько выше, чем действующий в Таджикистане: средневзвешенный таможенный тариф Таможенного союза составляет 7,55% по сравнению с 6,41% в Таджикистане (по состоянию на начало 2014 года).

Таджикистан является членом ВТО с марта 2013 г., что означает, что любое региональное торговое соглашение должно соответствовать статье XXIV ГАТТ-1994, в которой говорится, что «региональное торговое соглашение должно быть направлено на развитие торговли между ее станами-членами и не создавать барьеры в торговле с другими членами ВТО». Принимая во внимание правила ВТО, увеличение числа членов в Таможенном союзе не должно привести к росту торговых барьеров Таджикистана, и в этой связи возникают вопросы о том, каким образом будет формироваться единый внешний таможенный тариф в новом расширенном Таможенном союзе.

Величину возможных последствий присоединения Таджикистана к Таможенному союзу можно оценить с помощью вычисляемой модели общего равновесия GLOBE . Если предположить, что Таджикистан будет использовать внешний таможенный тариф Таможенного союза, то изменение ВВП, вызванное расширением, составит 0,2% для Таджикистана, 0,1% для России. Эффект для Беларуси и Казахстана будет незначительным. Стоит отметить, что данные расчеты проведены в предположении о вхождении в Таможенный союз только Таджикистана, в то время как реальный экономический процесс предполагает предварительное вхождение в состав этого регионального объединения Кыргызстана.

Один из экономических механизмов, не отраженный в вычислимой модели общего равновесия (CGE), - это динамическое изменение в структуре экспорта за счет реализации экспортного потенциала, которое можно расчитать в рамках подхода Хаусманна и Клингера. Этот подход фокусируется на отношениях между существующей структурой экспорта страны и возможностями ее будущего развития. В качестве индикатора структуры экспортной корзины, Хаусманн и Клингер использовали «сложность» экспортных товаров. Уровень «сложности» определяется уровнем развития в странах, которые имеют аналогичную структуру экспорта. Оценивая изменения в структуре экспортных товаров и соответствующую динамику развития стран-экспортеров, Хаусманн и Клингер предложили методику прогнозирования развития существующего экспорта страны. Эта методика основывается на предположении, что эволюция экспортной корзины, образованная выявленными сравнительными преимуществами рассматриваемой страны, в значительной степени определяется «близостью» этих товаров к существующей корзине экспорта.

В настоящее время таджикскому экспорту определенно не хватает «сложности», однако увеличить ее возможно. Согласно результатам исследования «Оценка экономического эффекта присоединения Республики Таджикистан к ТС и ЕЭП », проведенного Центром интеграционных исследований Евразийского банка развития, торговля со странами Таможенного союза позволит Таджикистану увеличить «сложность» своего экспорта больше, чем это было бы без интеграции.

Все промышленные товары можно разделить на четыре больших группы: «сырьевые», «низкотехнологичные», «технологии среднего уровня» и «высокотехнологичные». Результаты применения модели Хаусманна в отношении Таджикистана показывают, что в настоящий момент эта страна может увеличить производство следующих товаров, имеющих самый высокий экспортный потенциал:

    • Товары технологии среднего уровня: например, холодильное оборудование;
    • Низкотехнологичные товары:

Строительные материалы из камня, цемента и дерева;

Изделия из алюминия;

Текстиль и швейные изделия;

Молоко и молочные продукты;

Рыбные продукты.

Трудовая миграция

Инвестиционный потенциал Таджикистана высок. Основными секторами для инвестиций являются цветные металлы, гидроэнергетика, а также пищевая и легкая промышленность (в основном текстильная). Таджикистан может стать интересной инвестиционной возможностью для компаний Таможенного союза, однако исследование Всемирного банка, посвященное оценке деловой и предпринимательской среды, проведенное в 2009 г., обозначило множество препятствий на пути к предпринимательской деятельности. Среди препятствий для ведения бизнеса в Таджикистане были названы: плохой инвестиционный климат, высокие налоги, отключения электроэнергии, коррупция, обременительное таможенное администрирование и регулирование торговли. Улучшение инвестиционного климата является ключевым компонентом успеха и поможет реализации преимуществ для Таджикистана при интеграции с Россией, Беларусью и Казахстаном.

Выводы и последствия для экономической политики

Подводя итоги, можно сказать, что анализ возможных последствий для Таджикистана при вступлении в Таможенный союз предполагает, что основные экономические выгоды для этой страны лежат в заключении дополнительных соглашений, в основном в сфере трудовой миграции. Экономические выгоды для Таджикистана от торговой интеграции весьма скромны, а движущая сила процесса интеграции лежит в политической области.

Приведенные данные также рождают ряд политически значимых пунктов: интеграция должна быть всесторонней, чтобы быть взаимовыгодной; торговые последствия являются незначительными; актуальной проблемой является регулирование миграции в странах-членах Таможенного союза и инвестиционные возможности в Таджикистане.

Регулирование миграции является одним из краеугольных камней возможной интеграции: российский интерес лежит в области легализации миграционных потоков, а интерес Таджикистана заключается в стабилизации потока денежных переводов.

Для Таджикистана чрезвычайно важно повысить доверие к своей банковской системе, что возможно с помощью инвестиций из других стран-членов Таможенного союза.

Улучшение инвестиционного климата является ключевым компонентом успеха, который поможет Таджикистану реализовать ряд преимуществ при присоединении к Таможенному союзу России, Беларуси и Казахстана.

С полным текстом исследования можно ознакомиться на сайте Евразийского банка развития: http://www.eabr.org/r/research/centre/projectsCII/Tajikistan_CU_SES/

Ирина Денисова - ведущий научный сотрудник ЦЭФИР

Андрей Малокостов - научный сотрудник ЦЭФИР

Наталья Турдыева - старший научный сотрудник ЦЭФИР

Scott McDonald, Karen Thierfelder, and Sherman Robinson. (2007) "Globe: A SAM Based Global CGE Model using GTAP Data", United States Naval Academy Department of Economics, Working Paper No. 14, May 2007.

Hausmann R., Klinger B. (2006) Structural Transformation and Patterns of Comparative Advantage in the Product Space. CID Working Paper . No. 128. Hausmann R., Klinger B. (2007) The Structure of the Product Space and the Evolution of Comparative Advantage, CID Working Paper . No. 146.

Lall S. (2000) The Technological Structure and Performance of Developing Country Manufactured Exports, 1985-1998. QEH Working Paper . No. 44.

Евразийский банк развития (2013) Оценка экономического эффекта присоединения Республики Таджикистан к ТС и ЕЭП. Рабочий документ № 14, Санкт-Петербург: Центр интеграционных исследований Евразийского банка развития.

Аналитические материалы по теме торговля и устойчивое развитие доступны в публикации "Мосты" .
Подписка бесплатная

ДУШАНБЕ, 30 апр - Sputnik. Вступление в силу нового Таможенного кодекса стран ЕАЭС планируется с 1 января 2018 года, сообщила пресс-служба Евразийской экономической комиссии (ЕЭК).

"На Совете ЕЭК принято решение о синхронизации процедур ратификации Таможенного кодекса Евразийского экономического союза. Это позволит ему вступить в силу 1 января 2018 года", - говорится в сообщении, сообщает РИА Новости.

Евразийский экономический союз (ЕАЭС) - международное интеграционное экономическое объединение, созданное на базе Таможенного союза и Единого экономического пространства и функционирующее с 1 января 2015 года. Сейчас членами ЕАЭС являются Россия, Армения, Беларусь, Казахстан и Кыргызстан.

Таможенный кодекс ЕАЭС - один из основных документов нормативно-правовой базы союза.

Белоруссия не присутствовала на заседании Высшего Евразийского экономического совета на уровне глав государств ЕАЭС в Санкт-Петербурге, где в декабре был подписан Таможенный кодекс ЕАЭС.

Ранее министр иностранных дел Беларуси Владимир Макей заявил, что основные цели создания Евразийского экономического союза (ЕАЭС) к настоящему времени не достигнуты.

Глава МИД подчеркнул, что "не выработан механизм функционирования ЕАЭС в условиях применения одним из государств- членов союза односторонних мер защиты рынка в отношении третьих государств, а с ним не решен и принципиальный вопрос обеспечения свободы транзитных перевозок грузов из третьих стран через государства-члены ЕАЭС".

Министр ЕЭК по торговле Вероника Никишина отметила, что в 2016 году коллегия ЕЭК оценила выгоды и риски торговли со странами, не входящими в ЕАЭС.

Оценив выгоды и риски для наших пяти стран, мы поняли, что выгод гораздо больше, чем рисков. Мы к этому готовы", - заявила она. Министр подчеркнула, что выгода будет заключаться в том, что ЕЭК снизит конкуренцию на внутреннем рынке за счет создания льготных режимов выпуска экспортной продукции на рынки третьих стран.

Александр Шустов

Накануне визита президента России Владимира Путина, намеченного на ближайшее время, в Душанбе вновь заговорили о возможном присоединении к ЕАЭС. Но реально вступать в союз Таджикистан не спешит, совершая реверансы в сторону евразийской интеграции для достижения тактических целей.

Путин едет в Душанбе

О предстоящем визите Владимира Путина в Таджикистан 27 января сообщил вице-премьер российского правительства Игорь Шувалов. «Мы должны тщательно подготовиться к визиту президента Российской Федерации Владимира Путина в Таджикистан, который состоится в ближайшие недели», - заявил он на заседании российско-таджикской межправительственной комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству. Заявление И. Шувалова сразу же стало поводом для предположений о том, зачем же глава России намерен посетить эту среднеазиатскую республику.

31 января министр экономического развития и торговли Таджикистана Негматулло Хикматуллозода на пресс-конференции сообщил, что к визиту российского президента обеими сторонами готовится для подписания целый пакет различных соглашений.

Однако обнародовать их список он отказался, ограничившись упоминанием о том, что таджикские власти ожидают согласования многих нерешенных вопросов, а также анонсировал договоренности по углублению сотрудничества с крупными российскими регионами. В вопрос о целях визита это лишь добавило интриги.

Некоторые эксперты сразу же предположили, что главной целью визита будет обсуждение условий присоединения Таджикистана к ЕАЭС. Такое мнение, в частности, высказало «Радио Озоди» (таджикская служба «Радио «Свобода»). «Многие эксперты предполагают, что в ходе визита российского лидера будет поднят вопрос о вхождении Таджикистана в проект Кремля – Евразийский экономический союз (ЕАЭС)», – отмечает издание, оговариваясь, что Душанбе еще не принял окончательного решения по этому поводу, поскольку вопрос пока находится в стадии изучения.

Сколько можно изучать?

Вопрос участия в евразийской интеграции Таджикистан изучает уже несколько лет. Сначала препятствием для вступления в ЕАЭС, по словам таджикских властей, являлось отсутствие у республики общей границы с государствами союза, хотя находящейся в том же положении Армении это обстоятельство почему-то не мешало. Но и после того, как полноправным участником ЕАЭС стал Кыргызстан, дело не сдвинулось с мертвой точки. Вопрос на сегодняшний день находится все в той же стадии, которая в последнее время дополнилась изучением опыта «малых экономик».

Так, в середине января первый замначальника Таможенной службы Хуршед Каримзода заявил, что правительство изучает опыт присоединения к ЕАЭС на примере Кыргызстана и Армении.

«Вопрос вхождения в ЕАЭС изучается всесторонне, – отметил он, – обсуждаются все плюсы и минусы, прежде нужно ответить на ряд вопросов – в частности, что мы можем предложить рынку стран-участниц указанной организации, отвечает ли наша продукция уровню, установленному стандартами ЕАЭС, и будет ли обеспечена здоровая конкуренция». Пристальное внимание к опыту «малых экономик» Х. Каримзода объяснил тем, что в союз они вступали позже России, Казахстана и Беларуси, в связи с чем Душанбе надо оценить все последствия этого процесса.

В конце января эту информацию подтвердил и министр экономического развития Таджикистана Н. Хикматуллозода. «Это очень интересный процесс, потому что в последние годы в эту организацию вступили Кыргызстан и Армения, – отметил он, – Опыт этих стран для нас очень полезен. Сейчас мы расширили спектр изучения этих вопросов». При этом никаких практических шагов в направлении ЕАЭС Таджикистан в последнее время не сделал. Показательно, что новый президент Молдовы Игорь Додон на встрече с В. Путиным в январе выразил желание, чтобы Кишинев стал наблюдателем в ЕАЭС. Душанбе же с такими инициативами пока не выступал.

Нужен ли Таджикистану ЕАЭС?

В вопросе евразийской интеграции таджикские власти проявляют явную осторожность. Летом прошлого года Москва через СМИ стала настойчиво намекать Душанбе, что присоединяться к союзу надо, и тянуть с этим не стоит. 4 июля председатель комитета Госдумы по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками Леонид Слуцкий заявил, что Таджикистан в течение ближайшего года выразит желание вступить в ЕАЭС. Однако таджикская сторона устами заместителя министра экономического развития и торговли Умеда Давлатзоды ответила, что экономика республики неплохо развивается и без ЕАЭС, а все необходимые вопросы уже решены на двусторонней основе.

В том, что Таджикистан вскоре решит вступить в союз, сомневаются и эксперты. Так, главный редактор информационного агентства «Фергана.ру» Даниил Кислов в интервью Национальной службе новостей заявил, что предпосылок для быстрого решения этого вопроса не видит. По его словам, таджикская политическая и экономическая модель – одна из наиболее инертных в регионе, а евразийская интеграция потребует решения множества правовых, технических и экономических вопросов. Да и опыт соседнего Кыргызстана большого оптимизма не внушает. «Ему было очень трудно приводить в порядок свои законы, нормы и таможенные положения в соответствии с требованиями ЕАЭС, – отметил Д. Кислов, – Таджикистану это будет еще сложнее сделать именно потому, что их система не умеет мобильно работать. Это растянется на долгие годы, даже если на то будет какая-то политическая воля».

Положение осложняется тем, что экономика России находится в кризисе, и в качестве быстрого эффекта от вступления в союз она может предложить Таджикистану, по сути, только решение вопросов трудовой миграции. Однако, членство в ЕАЭС явно осложнит взаимоотношения республики с Китаем, который уже стал для нее главным источником иностранных инвестиций.

Поэтому Таджикистан пытается усидеть на двух стульях, стремясь сохранить выгодные для него экономические связи с КНР и не портить при этом отношений с РФ, где работает значительная часть трудоспособного населения страны.

Более того, Душанбе, похоже, даже готов на жертвы в виде значительного сокращения количества работающих в РФ трудовых мигрантов.

Что касается заявлений таджикских чиновников об изучении вопроса вступления в ЕАЭС, то они являются обычными политическими реверансами, призванными создать благоприятный информационный фон вокруг визита В. Путина в Душанбе, а возможно – и побудить Россию пойти на уступки в ходе предстоящих переговоров.