В настоящее время, вполне определенно можно говорить о совокупности человеческих способностей, объединенных специалистами в области изучения психофизиологии творчества и одаренности личности, одним общим понятием «социальный интеллект», как об основном факторе, определяющем успех жизнедеятельности человека. Данное утверждение подтверждается множеством научных исследований, проведенных как за рубежом, так и в нашей стране, результаты которых позволяют в полный голос и со всей ответственностью делать подобные заявления.

Что это за способности и насколько реально данные способности развить до желаемого уровня?

Речь идет о способностях человека успешно адаптироваться к условиям окружающей среды и эффективно выстраивать плодотворные взаимоотношения с другими людьми. Кроме того социальный интеллект включает в себя способности понимать и регулировать, как свои эмоциональные реакции, так и эмоциональные реакции других людей, и при этом, умение использовать эти свои способности в формировании межличностных отношений.

Некоторыми исследователями данной области, способности в управлении эмоциональной сферой выделяются отдельно и определяются ими как эмоциональный интеллект. Оба этих понятия, – «социальный интеллект» и «эмоциональный интеллект», - являются настолько взаимосвязанными, что их разделение, на мой взгляд, имеет смысл исключительно с точки зрения научной детализации. С точки же зрения определения способностей, определяющих успешность жизнедеятельности человека, такое разделение не является существенным, и по этой причине, в данной статье, будет рассматриваться в едином контексте определения социального интеллекта.

В свете существующих результатов исследований, оказалось, что бытующее в обществе достаточно долгое время представление о том, что успех человека отождествляется с его способностями, измеряемыми тестами на IQ, оказалось не вполне состоятельным, вернее подверглось значительной корректировке. Несомненно, нельзя исключить эти способности из перечня факторов необходимых для достижения успеха. Однако насколько бы не были высоки Ваши показатели IQ, Вам просто не удастся их продемонстрировать, если Ваши способности выстраивать взаимоотношения с людьми окажутся не на должном уровне.

Более того, имеющиеся результаты исследований свидетельствуют, что достаточно часто люди с высокими показателями IQ имеют значительные трудности в общении и налаживании контактов с другими людьми. Вспомните, к примеру, своих товарищей по учебе – многие ли из тех отличников, кому учителя прочили блестящее будущее, в настоящее время занимают в жизни позиции, которые традиционно принято считать достижением успеха? Сильно в этом сомневаюсь. Такие люди, если и добиваются успеха, то, скорее всего, это успех в какой-либо сугубо специфической узкой сфере, как правило, не требующей установления множественных контактов с другими людьми. И наоборот - те, кто с детства отличался открытым характером, был душой компании, в большинстве случаев, и во взрослом периоде своей жизни, сохраняют лидерские позиции. Зачастую они становятся эффективными управляющими и занимают различные руководящие посты, несмотря на свои прошлые неуды по поведению и многим академическим предметам.

Кроме того, имеющиеся неоспоримые данные, свидетельствуют, что способности, определяемые IQ, оказываются заложенными в человеке с рождения и во многом определяются обстоятельствами, формируемыми в детском возрасте.

Способности же социального интеллекта формируются и совершенствуются в течение всей жизни человека на основании приобретаемого им личного опыта. По существующим некоторым данным, эти способности, при естественном благоприятном развитии, достигают выраженного характера в возрасте, ориентировочно, около тридцати пяти лет. А проводить целенаправленную работу над развитием своих способностей социального интеллекта, как однозначно утверждают результаты научных исследований, вполне продуктивно, возможно в любом возрасте. И чем раньше Вы это осознаете и начнете двигаться в этом направлении, тем больше у Вас появится шансов обеспечить себе благополучие в настоящем и успешность в будущем.

С наилучшими пожеланиями, Владимир Николаев,

http://vladimirnikolaev.com/ - успех в жизни и деятельности,

e-mail: Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

Лариса Разумкина
Социальный интеллект: психологические аспекты

Аннотация. Как известно, социальный интеллект является важнейшим элементом успешности введения человека в социальную жизнь общества . Социальный интеллект формирует благоприятные предпосылки для самореализации личности, что обеспечивает актуальность социальному интеллекту как предмету исследования психологической науки .

Ключевые слова : социум , психология , социальный интеллект , специальная психология .

Abstract. As you know, social intelligence is a critical element of the success of the introduction of the human social society. Social intelligence creates favourable preconditions for self-realization, which ensures the relevance of social intelligence as the subject of research of psychological science.

Keywords: society, psychology, social intelligence, special psychology.

Социальный интеллект является одной из наиболее спорных категорий, которая вызывает неподдельный интерес в различных отраслях психологических знаний . В данной статье рассмотрены понятие, теории и основные элементы социального интеллекта .

Первым раскрыл понятие социального интеллекта Э . Торндайк в 1920 году. В своих научных работах, он раскрывал социальный интеллект как предусмотрительность в отношениях, складывающихся между людьми и приравнивал его к способности мудро поступать в межличностном взаимодействии.

Э. Торндайк выделил 3 вида интеллекта :

1. Абстрактный интеллект , как способность понимать абстрактные вербальные и математические символы и проводить с ними различные действия;

2. Конкретный интеллект , как способность понимать вещи и предметы материального мира и проводить с ними различные действия;

3. Социальный интеллект , как способность понимать людей и взаимодействовать с ними.

Э. Торндайк раскрыл социальный интеллект как часть общего интеллекта и при его исследовании значительное внимание уделял познавательным процессам (социальное восприятие ) .

Дж. Гилфорд – американский психолог , автор выдающихся работ в области интеллекта . Первым создал общую модель структуры интеллекта и вытекающий из нее , надежный тест для измерения социального интеллекта . Дж. Гилфорд рассматривал данную категорию как систему интеллектуальных способностей , которые связаны с познанием поведенческой информации. Следует отметить, что модель Дж. Гилфорда включает 120 интеллектуальных факторов , то есть способностей. Гилфорд отмечает, что в основе понимания поведения других людей и самого себя лежит невербальный характер.

На современном этапе развития психологии все больше ученых посвящают свои работы различным аспектам социального интеллекта . Например, Дж. Гилфорд Н. Кэнтор, Д. Китинг, Г. Оллпорт, М. Салливен, Э. Торндайк, М. Тисак, М. Форд определили сущность понятия и функций социального интеллекта , которые и раскрывают содержание данного понятия. Дж. Гилфорд, Ю. Н. Емельянов, С. Космитский, О. П. Джон, В. Н. Куницына, Д. В. Ушаков раскрыли структуру и содержательные характеристики компонентов в составе социального интеллекта . Г. В. Акопов, И. Ф. Баширов, Г. Ю. Любимова, Е. И. Пащенко, Ю. П. Поваренков, Д. В. У шаков выявили особенности развития социального интеллекта в процессе профессионального обучения .

В России рассмотрением категории социального интеллекта заинтересовались сравнительно недавно. С 90-х годов XX века изучением данного понятия занялись такие ученые как М. В. Бобнева, Ю. Н. Емельянов, Д. В. Люсин, Д. В. Ушаков, О. Б. Чеснокова, А. Л. Южанинова и др. Следует отметить, что само понятие социальный интеллект не упоминалось , однако в содержательном плане они были близки к раскрытию данной категории в психологии .

В. Н. Куницына в своих научных трудах раскрывает новый подход к рассмотрению социального интеллекта . Она описывает социальный интеллект как ««глобальную способность, возникающую на базе комплекса интеллектуальных , личностных, коммуникативных и поведенческих черт, включая уровень энергетической обеспеченности процессов саморегуляции; эти черты обусловливают прогнозирование развития межличностных ситуаций, интерпретацию информации и поведения и готовность к социальному взаимодействию и принятию решений» .

Социальный интеллект позволяет обеспечить понимание поступков и действий людей, понимание речевой продукции и невербальных реакций.

Первоначально изучение социального интеллекта проводилось среди категории взрослых и психически здоровых лиц . В настоящее время проблема социального интеллекта внедряется и в специальную психологию . Дж. Лауве отметил, что для успешной интеграции детей с отклонениями в развитии важны общение, социальный опыт и определенные способности в мышлении.

В отечественной психологии протекало множество исследований, посвященных изучению социального интеллекта у детей с отклонениями в развитии. Данные исследования касаются в основном категории детей с умственной отсталостью и задержкой психического развития . Проводимые исследования показывают, что социальный интеллект более доступен этим детям являясь одним из механизмов адаптации и интеграции в социальную среду .

Данной категории детей посвятили свои научные труды ряд исследователей. Например, М. Г. Агавелян, Н. А. Першина, И. В. Семенченко, Н. Б. Шевченко и др. доказали, что дети с отклонениями в развитии умеют пользоваться социальным интеллектом для анализа поведения и действий партнера по общению.

М. Г. Агавелян, Е. А. Медведева, Е. В. Никифорова и др. проводили исследования в области восприятия эмоционального состояния человека и определили, что особенности невербального поведения доступны уже младшим школьникам с нарушением интеллекта .

Учащиеся, которые имеют в подростковом возрасте большой социальный опыт и обладающие интеллектуальной недостаточностью , умеют распознавать невербальные знаки (О. К. Агавелян, М. Г. Агавелян, Ж. И. Намазбаева, Е. В. Хлыстова) .

Существует методика, разработанная Л. Ф. Фатиховой и А. А. Харисовой, целью которой является изучение способности детей дошкольного и младшего школьного возраста к распознаванию эмоционального состояния. Методика направлена на исследование способности к эмпатии как одного из компонентов социального познания . Следует отметить, что правильно разработанная методика позволяет провести глубокую диагностику уровней развития способности к распознаванию эмоциональных состояний партнера по общению, что и показано в работах Л. Ф. Фатиховой и А. А. Харисовой.

Подводя итоги, следует отметить, что социальный интеллект является относительно новым понятием. Беря свои истоки с начала XX века, оно стремительно развивается и по сей день. Появляется новая тенденция в исследовании социального интеллекта – привлекается новый диагностический материал, создаются новые инструменты для выявления уровня социального интеллекта личности .

Использованные источники :

1. Соловьева О. В., Гречкина А. А. Социальный интеллект как психологический феномен // Наука , образование и инновации. Сборник статей международной научно-практической конференции. – Екатеринбург, 2016. – 269 с.

2. Куницина В. Н. Социальная компетентность и социальный интеллект : структура, функции взаимоотношение. // Теоретические и прикладные вопросы психологии . – Выпуск 1. – Ч. 1, 1995.

3. Фатихова Л. Ф., Харисова А. А. Практикум по психодиагностике социального интеллекта детей дошкольного и младшего школьного возраста. - Уфа : Изд-во Уфимского филиала ГОУ ВПО «МГГУ им. М. А. Шолохова» , 2010. – 69 с.

Публикации по теме:

Требования ФГОС к развивающей предметно-пространственной среде подталкивают воспитателей к насыщению развивающей среды ДОУ макетами, схемами,.

Инновационная форма работы с родителями. Деловая игра «Интеллект-кафе «Эрудит» Деловая игра с родителями с элементами фасилитации: «Интеллект-кафе «Эрудит» Слайд 1. Проектировочный компонент Слайд 2. Цель: Формирование.

Цель. Продемонстрировать педагогам метод интеллект-карт для использования в проектной деятельности с детьми дошкольного возраста. 1 часть.

Образовательная область «Социальный мир» (2–3) Пояснительная записка Социальный опыт приобретается ребенком в общении и зависит от разнообразия социальных отношений, которые ему предоставляются.

Современные аспекты духовно-нравственного воспитания детей В настоящее время современное российское общество остро переживает кризис духовно-нравственных идеалов. И самая большая опасность, подстерегающая.

Психологические аспекты детской игры В дошкольном возрасте ведущей деятельностью становится сюжетно-ролевая игра, которая имеет важное значение для его психического развития.

Психологические аспекты социальной адаптации младших подростков при переходе в среднее звено школьного обучения В настоящее время в российской и зарубежной научной психолого-педагогической литературе активно изучается проблема социальной адаптации.

Психологические аспекты воспитания у детей заботливого отношения к окружающему Консультация для родителей детей средней группы «Психологические аспекты воспитания у детей заботливого отношения к окружающему». Заботливое.

Рабочая программа курса математики для учащихся 8 класса «Математика. Интеллект. Творчество» Пояснительная записка Рабочая программа курса «Математика, интеллект, творчество» составлена на основе авторской программы Клюшниковой.

Развиваем речь-развиваем интеллект (для детей старшегo дoшкoльнoгo вoзраста) Сила рoднoгo языка как фактoра, развивающегo интеллект вoспитывающегo эмoции и вoлю, заключена в егo прирoде - в свoйстве служить средствoм.

Библиотека изображений:

Действенность мотивации социального успеха тесно связана с уровнем социального интеллекта.

В исследовании М. Л. Кубышкиной, выполненном под руководством В. Н. Куницыной, обнаружилась роль социального интеллекта в деятельности, направленной на достижение высоких результатов в социально-значимой деятельности.

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ РОССИЙСКИХ ПСИХОЛОГОВ

Исследование М. Л. Кубышкиной показало, что ведущими особенностями людей с выраженным мотивом социального успеха являются большая активность и уверенность в себе, высокая самооценка с твердой уверенностью в своем обаянии, высоко развитый социальный интеллект.

Объектами исследования были работающие взрослые различных профессий в возрасте от 26 до 45 лет и студенты (всего 530 чел.).

Использовался модифицированный опросник Айзенка, шкала мотивации помощи Нартовой-Бочавер, методики В. Н. Куницыной (СУМО, «Самооценка-25»), методика избегания неудачи Элерса и др.

Оказалось, что соотношение мотива социального успеха и мотива избегания неудачи позволяет выделить шесть различных типов людей:

А – «наступающие» – преобладание мотива социального успеха и стремления к признанию и соперничеству. Такие люди гиперактивны, агрессивны, беззастенчивы, склонны к риску, имеют завышенную самооценку и средний социальный интеллект.

В – «защищающиеся» – все три компонента мотива социального успеха слабо выражены; такие люди не уверены в себе, застенчивы, имеют самый низкий социальный интеллект.

С– «ответственные» – сильное стремление к достижениям и соперничеству, нет импульсивности; деловые, отсутствует интерес к людям, неплохие манипуляторы.

D – «слабомотивированные» – эмоциональная нестабильность, неразвитая саморегуляция и очень низкая ответственность. Их отличает низкое самоуважение и недостаточные энергетические показатели.

Е – «осторожные» – приближаются во многом к средним показателям по всей группе, их отличает стремление к стабильности, осторожность и предусмотрительность.

F – «гармоничные» – эмоциональная стабильность, хорошее самоуважение, автономность и адекватная самооценка. Социальный интеллект гармонично развит.

(См. Кубышкина М. Л. Психологические особенности мотивации социального

успеха. – Дис.... канд. психол. наук. – СПбГУ, 1997)

В социально-психологическом аспекте мотив достижения может рассматриваться как мотив социального успеха. Согласно последним исследованиям, он имеет следующую структуру:

  • стремление к известности, престижу, признанию;
  • стремление к соперничеству;
  • стремление к достижениям в значимой деятельности.

Итак, самые общие результаты исследования социального интеллекта выражаются в том, что разработана целостная концепция социального интеллекта, создан комплекс отечественных диагностических методов его измерения, получены результаты, свидетельствующие о валидности и надежности применяемых методов.

Социальный интеллект предстает как самостоятельный психологический феномен, а не проявление общего интеллекта в социальных ситуациях.

Предложен основной диагностический инструмент, позволяющий вывести интегральный индекс социального интеллекта на основании соотношения количественных характеристик 12 свойств, относящихся к вышеперечисленным сторонам социального интеллекта.

Социальная компетентность

Социальные, экономические, политические перемены, перестройка общественного и индивидуального сознания, упор на индивидуальную инициативу, предприимчивость предъявляют повышенные требования к социальной компетентности, умению перестраивать и управлять новыми группами. Становятся социально желательными свойства личности, которые прежде не считались большой доблестью, такие как компромиссность, предприимчивость, практичность и т. п.

24.2.1. Социальная компетентность – механизм адаптации к новым условиям

В условиях резких социальных перемен большие требования предъявляются к быстрому освоению новых социальных знаний и умений, расширению социальной компетентности. Так, например, психологи из бывшей ГДР отмечают, что воссоединение Германии вызвало у восточных немцев кризис ориентации в жизни и новые требования к социальной компетентности.

В статье известного немецкого психолога Ю. Меля, работавшего в ГДР, проблема ставится следующим образом: социальная компетентность выступает как цель психотерапии; подчеркивается необходимость корректировки образа Я в ситуации социального перелома (Мель, 1995).

УМЕСТНАЯ ЦИТАТА

Экстраординарные жизненные нагрузки на «самочувствие» населения можно определить как «коллективные ненормативные жизненные события», которые вызывают кризис ориентации в жизни и предъявляют к социальной компетентности людей прежде не встречавшиеся требования.

Г. Шредер, обобщивший данные психологов и психотерапевтов новых федеральных земель, исходит из гипотезы, что специфические условия социализации в ГДР формировали прежде всего определенные способы поведения и установки, которые в тех условиях были функционально адаптивны, но в новой социальной ситуации обнаружили несовместимость объективных требований жизни и субъективной компетентности для их преодоления. С этим согласуются и наблюдения, согласно которым выработанная в прошлом «вербальная компетентность» становится помехой в необходимой отныне активизации деятельности.

Очень выраженными оказались различия в контроле за поведением: восточные немцы обнаруживают ббльшую потребность контроля (стремление к порядку, соблюдение принципов, более высокую ориентацию на нормы поведения, большую надежность в отношениях, более выраженную ориентацию на будущее и здравый смысл), а также меньшую импульсивность (меньшую жажду новых впечатлений и радость импровизации).

Согласно анализу случаев психологической и психотерапевтической службы, 40% диагнозов относятся к нарушениям социальной компетентности. Во всех случаях клиенты указывают на непосредственную связь между их жалобами и психическими нагрузками, обусловленными социальным переломом. Вопрос состоит в том, располагают ли психотерапевты гибким инструментарием или программой терапии нарушений социальной компетентности, которые могли бы обеспечить индивидуальную помощь клиентам в тех случаях, когда жизнь обрушивает на них психические нагрузки. При разработке психосоциальных и психотерапевтических мер, направленных на поддержку социальной компетентности и веры в себя, можно руководствоваться концепцией Р. Ульриха и Р. Ульрих, сформулировавших семь характеристик социально-компетентного человека, в соответствии с которыми он в состоянии:

· принимать решение относительно себя самого и стремиться к пониманию собственных чувств и требований;

· забывать блокирующие неприятные чувства и собственную неуверенность;

· представлять, как следует достигать цели наиболее эффективным образом;

· правильно понимать желания, ожидания и требования других людей, взвешивать и учитывать их права;

· анализировать область, определяемую социальными структурами и учреждениями, роль их представителей и включать эти знания в собственное поведение;

· представлять, как, с учетом конкретных обстоятельств и времени, вести себя, принимая во внимание других людей, ограничения социальных структур и собственные требования;

· отдавать себе отчет, что социальная компетентность не имеет ничего общего с агрессивностью и предполагает уважение прав и обязанностей других

Эта концепция может служить ориентиром при проведении психотерапевтических бесед, в ролевом тренинге уверенности в себе и апробации образа действия в реальных условиях с учетом индивидуальных проблем и целей психотерапии. К тому же формулируемые в соответствии с характером требований типы ситуаций – например, «отстоять свое право», «завязать отношения», «завоевать симпатии» и др., – позволяют определить цели психотерапии, отвечающие уязвимым аспектам поведения клиента.

Обучение социальной компетентности должно представлять собой овладение инструментарием, который позволит рефлексировать внешние предписания ситуации и реализовать соответствующее влияние на нее.

(См.: Мель Ю. Социальная компетентность как цель психотерапии:

проблемы образа Я в ситуации социального перелома //

Вопросы психологии. – 1995. – № 5. – С. 61-68.)

Аналогичные сложности в выработке новых навыков приспособления, освоения информации о новых социальных институтах, новых социальных ролях и позициях (брокер, дилер и т. п.), изменения роли представителей многих социальных институтов в обществе наблюдаются и в нашей стране.

Кризис социальных идентификаций, изменение их иерархии, динамики, изменение этно-национальной, профессиональной идентичности, иначе говоря, расшатывание всех идентификаций в нашем обществе за период 1992-1994 гг. обсуждается в книгах и статьях В. А. Ядова, А. П. Корнилова (Ядов, 1994; Корнилов, 1995).

В зарубежных работах, посвященных социальному интеллекту и социальной компетентности, эти явления часто объединяются.

Рассмотрим кратко сложившиеся в зарубежной науке подходы к проблеме социальной компетентности, ее структуре и функциям.

К настоящему времени еще не сложилось окончательного определения социальной компетентности (далее СК). В одной из первых таких попыток СК понимается как «эффективность, или адекватность, с которой индивид способен отвечать на разнообразные проблемные ситуации, с которыми он сталкивается» (Цит. по: Rubin et al., 1992, p. 284).

M. Аргайл в своей книге «Психология межличностного поведения» (в разделе «Социальная компетентность») упоминает и социальный интеллект, но основное внимание уделяет понятию «общая социальная компетентность», объединяя им профессиональную и коммуникативную компетентность. Он считает необходимым рассматривать эти два вида во взаимосвязи. Этим, в частности, можно объяснить некоторые шаблоны, «профессионализмы» в повседневном общении и речи.

М. Аргайл называет следующие компоненты социальной компетентности:

  • социальная сенситивность (имеется в виду точность социальной перцепции – В. К.);
  • основные навыки взаимодействия (репертуар умений, особо важный для профессионалов);
  • навыки одобрения и вознаграждения, которые существенны для всех социальных ситуаций.
  • равновесие, спокойствие как антитеза социальной тревожности. (Argyle, 1974, р. 78)

В восьмидесятые годы ряд авторов подчеркивает мотивационную и операциональную стороны социальной компетентности, ее поведенческие проявления. Главное в ней – «...Эффективно участвовать в сложном межличностном взаимодействии» (Оппенхеймер; цит. по: Rubin et al., 1992).

Критерием социальной компетентности служит результативность взаимодействия, достижение значимых социальных целей в определенных социальных контекстах с использованием соответствующих средств и получением положительного результата.

В те же годы разными исследователями последовательно формируются две взаимодополняющих модели социальной компетентности и ее развития. Первая модель (Спивак и Шур, 1974; цит. по: Rubin et al., 1992) представляет ее как набор связанных между собой умений в решении межличностных проблем. В этот комплекс входят:

  • сенситивность к межличностным проблемам, их распознавание;
  • способность генерировать альтернативные варианты решения проблем;
  • способность определять нужные средства для достижения целей;
  • способность определять и понимать мотивы и поступки других;
  • способность предвидеть последствия, продумывать взаимоисключающие конечные результаты.

Совершенно очевидно, что большинство из перечисленных составляющих характеризуют умственную интеллектуальную деятельность и специфические личностные свойства, такие как социальное мышление, социальная сензитивность, которые составляют основу социального интеллекта.

В более поздней, «улучшенной» модели социальной компетентности упор делается на работу с информацией. К. Рубин и Л. Роуз-Крэснор вносят в модель социальной компетентности понятие социальных сценариев (то есть определенных шаблонов, согласованных действий в хорошо знакомых ситуациях).

Модель Р. Селмана – результат исследования основ выработки социальной точки зрения; она концентрируется на решении межличностных проблем. В 1980 г. этим автором была опубликована работа по основам выработки социальной точки зрения от нулевого уровня (неосмысленный и эгоцентрический отсчет в детстве) до уровня поверхностной социально-символической ориентации в подростковом возрасте. По мнению Селмана, на более высоком уровне (в юношеском возрасте) появляются комплексные многоплановые системы оценки, ориентация на сотрудничество (Sel-man, 1980).

В качестве методов исследования использовались интервью о способах решения в гипотетических ситуациях, а также наблюдение и опросники. Конкретной целью было изучить умения в работе с информацией. Было отмечено, что с возрастом увеличивается способность к децентрации, кодированию большого количества информации, проницательность (способность смотреть вглубь, за поверхность непосредственно воспринимаемого).

Стратегии с возрастом становятся более сложными в когнитивном аспекте, ориентированными на других, вербализованными и прогностичными. Появляется адаптивная реакция на неудачу, которая выражается в изменении этой стратегии, а не в поспешном и неоправданном переходе к другой стратегии. Все это сопровождается лучшей саморегуляцией, позволяющей справляться с сильными негативными эмоциями.

В более поздних работах немецкие психологи У. Пфингстен и Р. Хинтч (1991 г.; цит. по: Мель, 1995) делают акцент не на социальных знаниях, целях, результативности взаимодействия, а на способах поведения. Социальная компетентность определяется ими как владение «когнитивными, эмоциональными и моторными способами поведения, которые в определенных социальных ситуациях ведут к долгосрочному благоприятному соотношению положительных и отрицательных следствий».

Социальная компетентность

В работе Е. В. Коблянской, выполненной в Санкт-Петербургском университете в 1995 году, социальная компетентность рассматривается как адаптационное явление, основой которого служит социально-психологическая подготовленность и коммуникативная компетентность.

Нам представляется, что в самом общем виде социальную компетентность можно представить как знания о социальном мире и о себе, своем месте в этом мире, способы поведения и поведенческие сценарии, облегчающие социальное взаимодействие, основные функции которых социальная ориентация, адаптация, интеграция общесоциального и личного опыта. В. Н. Куницыной предложено следующее определение социальной компетентности. Социальная компетентность – система знаний о социальной действительности и себе, система сложных социальных умений и навыков взаимодействия, сценариев поведения в типичных социальных ситуациях, позволяющих быстро и адекватно адаптироваться, принимать решения со знанием дела, учитывая сложившуюся конъюнктуру; действуя по принципу «здесь, сейчас и наилучшим образом», извлекать максимум возможного из сложившихся обстоятельств.

Социальная компетентность – операциональное понятие, которое имеет временные, исторические рамки. Залогом успешного функционирования человека в изменяющихся социальных обстоятельствах является выработка поведенческих сценариев, отвечающих новой социальной действительности и ожидаемых партнерами по взаимодействию. Основные функции социальной компетентности – социальная ориентация, адаптация, интеграция общесоциального и личного опыта.

Структура социальной компетентности включает коммуникативную и вербальную компетентность, социально-психологическую компетентность и межличностную ориентацию, эго-компетентность и собственно социальную компетентность (оперативную компетентность).

На основании немногочисленной зарубежной и отечественной литературы, собственных исследований предлагается следующая структура социальной компетентности:

  • Оперативная социальная компетентность –- знание о социальных институтах и структурах, их представителей в обществе; представление о функционировании социальных групп, современной конъюнктуры, широты и требований современного репертуара ролевого поведения, измеряется общая социальная ориентация и осведомленность;
  • Вербальная компетентность – уместность высказываний, учет контекста и подтекста высказывания, отсутствие трудностей в письменной речи, вариативность интерпретации информации, хорошая ориентация в сфере оценочных стереотипов и шаблонов, множественность смыслов употребляемых понятий, метафоричность речи. Примером вербальной компетентности может служить деятельность переводчика, синхронно переводящего устную речь. От него требуется быстрое и адекватное понимание высказывания и нахождение точного эквивалента в буквальном и контекстном значении слов и понятий. Примером вербальной некомпетентности может служить неуместность использования пословиц, поговорок в новом или несоответствующем социальном контексте;
  • Коммуникативная компетентность – владение сложными коммуникативными навыками и умениями, формирование адекватных умений в новых социальных структурах, знание культурных норм и ограничений в общении, знание обычаев, традиций, этикета в сфере общения, соблюдение приличий, воспитанность; ориентация в коммуникативных средствах, присущих национальному, сословному менталитету и выражающих его. освоенного ролевого репертуара в рамках данной профессии.
  • Социально-психологическая компетентность – межличностная ориентация:, представление о разнообразии социальных ролей и способов взаимодействия; умение решать межличностные проблемы; выработанные сценарии поведения в сложных, конфликтных ситуациях;
  • Эго-компетентность – важная составляющая социальной компетентности: осознание своей национальной, половой, сословной, групповой принадлежности, знание своих сильных и слабых сторон, своих возможностей и ресурсов, понимание причин своих промахов, ошибок, знание о механизмах саморегуляции и умение ими пользоваться, практические психологические знания о себе, приобретенные в жизненном опыте. Иначе говоря, чем больше человек осознает свои свойства и проблемы, чем адекватнее его знание, тем будет выше эго-компетентность данного человека.

Вербальная и коммуникативная компетентность выступают в единстве, обусловливая лучшую приспособленность к трудным ситуациям.

М. В. Осорина, указывая на защитный смысл отговорок, используемых детьми, которых упорно дразнят, замечает: «Детский фольклор дает ребенку коммуникативные клише, которые могут быть успешно использованы в трудных ситуациях общения». И далее: «Если рассматривать детский фольклор с коммуникативной точки зрения, то он предстает как система, обладающая сформированными механизмами естественного обучения коммуникативным умениям и дающая ребенку возможность в рамках детской субкультуры готовиться к выходу во взрослый мир». Чем старше становится ребенок, тем более изобретательными становятся эти клише: отговорки заменяются на остроты, гибкие и замысловатые тексты (Осорина, 1985, с.60-63).

На основании разработанной концепции социальной компетентности была создана методика КОСКОМ.

  • В указанном языковом смысле математику следует считать искусственной составляющей естественного интеллекта, развиваемой самим интеллектом для оптимизации своей деятельности
  • В целях обеспечения специалистов разных отраслей экономики, развитие интеллекта каждого человека, жизни деятельности, повышения работоспособности
  • В чем заключались успехи и издержки индустриализации СССР?
  • Ваша интеллектуальная собственность не в безопасности

  • О.И. ЯКУТИНА

    кандидат социологических наук, доцент, первый проректор Института управления, бизнеса и права

    (г. Ростов-на-Дону)*

    СОЦИАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ: АНАЛИЗ РЕСУРСОВ СОЦИАЛЬНОГО УСПЕХА

    Понятие «социальный успех», на первый взгляд такое простое и понятное, при ближайшем рассмотрении оказывается весьма неопределенным и неоднозначным. В многочисленных дискуссиях на эту тему обнаруживается широчайший спектр мнений, расходящихся до противоположности. И это не случайно, ведь массированная пропаганда в СМИ некоторых стандартов успешности вносит множество заблуждений, кроме того сам феномен социального успеха достаточно многогранен. В чем состоит социальный успех? Что является его мерой: материальный достаток, карьерный рост, известность, слава? Всегда ли совпадает индивидуально-личностный и социальный успех? Существуют ли объективные критерии успеха? Что лежит в основании мотивации достижения, мотивации успеха? Каковы внутренние и внешние детерминанты успеха, каковы его ресурсы?

    Нам представляется, что уникальным социальным качеством и одним из важнейших ресурсов социального успеха является социальный интеллект.

    В последние годы исследования в области одаренности и творчества получили наименование исследований «эмоционального или социального интеллекта». Хотя, как пишет А.И.Савенков, словосочетание «эмоциональный интеллект», равно как и «социальный интеллект», представляется крайне неудачным. Ибо слово «интеллект» прочно связано с когнитивной сферой, а определения «эмоциональный» и «социальный» относятся к аффективной сфере и характеризуют несколько иные грани развития личности 1.

    * Якутина Ольга Ивановна, e-mail: [email protected].

    1 Савенков А.И. Конкурс интеллектуалов для старших дошкольников // Детское творчество, 1998, № 1. с.12-14.

    Традиционно считалось, что для успешной реализации личности в жизни необходим высокий интеллект, и с детских лет надо стремиться развивать именно его, другие подчеркивали необходимость первоочередного выявления и развития креативности. Педагоги, дополняя это соображение, отстаивали тезис о том, что для выдающихся достижений в первую очередь нужны и важны глубокие, разносторонние знания.

    Думается, в этих крайностях нет правых, как и нет неправых: для достижения жизненного успеха нужен и высокий природный интеллект, и развитая креативность. Не меньшую роль играют глубокие и разносторонние знания. Однако в последнее время стала все более распространенной точка зрения, что успех в жизни определяется не этим или не только этим. Он в большей мере зависит совсем от других личностных особенностей. В конце 90-х гг. распространенным стало утверждение, что для успешной реализации личности в жизни и деятельности самое важное - способности эффективного взаимодействия с окружающими людьми. Это: способность эффективно действовать в системе межличностных отношений, умение ориентироваться в социальных ситуациях, правильно определять личностные особенности и эмоциональные состояния других людей, выбирать адекватные способы общения с ними и реализовывать все это в процессе взаимодействия. Именно эти идеи были порождены специальными исследованиями в области изучения эмоционального и социального интеллекта.

    Как известно, изначально концепция социального интеллекта была предложена Э. Торндайком для обозначения, как он писал, «дальновидности в межличностных отношениях»1. Торндайк рассматривал социальный интеллект как познавательную специфическую способность, которая обеспечивает успешное взаимодействие с людьми, подчеркивая, что основная функция социального интеллекта - прогнозирование поведения.

    1 См.: Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / Под ред. Д.В. Ушакова, Д.В. Люсина. М., 2004, с.12.

    Г. Олпорт связывал социальный интеллект со способностью вызывать быстрые, почти автоматические суждения о людях. Вместе с тем автор указывал, что социальный интеллект имеет отношение скорее к поведению, чем к оперированию понятиями: его продукт - социальное приспособление, а не оперирование понятиями.

    Вопрос использования интеллекта в целях социальной адаптации рассматривается в концепции Н. Кэнтор, где социальный интеллект приравнивается к когнитивной компетентности, которая позволяет людям воспринимать события социальной жизни с минимумом неожиданностей и максимальной пользой для личности.

    Дж. Гилфорд, создатель первого теста для измерения социального интеллекта, рассматривал его как систему интеллектуальных способностей, независимых от фактора общего интеллекта и связанных с познанием поведенческой информации, как интегральную интеллектуальную способность, определяющую успешность общения и социальной адаптации \ В отечественной психологии понятие «социальный интеллект» было введено Ю. Н. Емельяновым. Он относит социальный интеллект к сфере возможностей субъект-субъектного познания и понимает его как устойчивую, основанную на специфике мыслительных процессов, аффективного реагирования и социального опыта, способность понимать самого себя, других людей, их взаимоотношения и прогнозировать межличностные события. Формированию социального интеллекта способствует наличие сенситивности - особой, имеющей эмоциональную природу, чувствительности к психическим состояниям других, их стремлениям, ценностям и целям. Сенситивность, в свою очередь, предполагает эмпатию - способность вчувствования, эмоционального резонанса на переживания другого. Онтогенетически эмпатия лежит в основе социального интеллекта, но с годами эта способность тускнеет, вытесняясь

    1 Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта // Психология мышления / Под ред A.M. Матюшкина. М., 1965, с.433-456.

    символическими средствами респонсивности (вербальным выражением чувств и т. п.) 1.

    Иногда исследователи отождествляют социальный интеллект с практическим мышлением, определяя социальный интеллект как «практический ум», направляющий свое действие от абстрактного мышления к практике (Л. И. Уманский, М. А. Холодная и др.).

    М. Г. Некрасов обращается к понятию «социальное мышление», близкому по содержанию понятию «социальный интеллект», определяя им способность к пониманию и оперированию информацией о взаимоотношении людей и групп. Развитое социальное мышление позволяет его носителю эффективно решать задачи использования особенностей социальных групп в процессе их взаимодействия.

    Проблема социального интеллекта нашла отражение в трудах Е.С. Михайловой в русле исследований коммуникативных и рефлексивных способностей личности и их реализации в профессиональной сфере. Автор считает, что социальный интеллект обеспечивает понимание поступков и действий людей, понимание речевой продукции человека. Е.С.Михайлова является автором адаптации к российским условиям теста Дж. Гилфорда и М. Салливена для измерения социального интеллекта.

    Проблема социального интеллекта освещается в рамках исследований способности к творчеству (И.М. Кыштымова, Н.С. Лейтес, А.С. Прутченков, В.Э. Чудновский и др.). Ряд ученых считает, что способность к творчеству и социальная адаптивность личности имеют обратную корреляцию, другие исследователи утверждают, что креативность повышает успешность в общении и адаптивность личности в обществе. В частности, в эксперименте И.М. Кыштымовой по развитию креативности школьников отмечается значимое повышение всех показателей социального интеллекта при позитивной динамике уровня креативности, т. е. творческая личность в

    1 ЕмельяновЮ.Н. Активное социально-психологическое обучение. Л., 1985. с.35

    большей степени, чем личность некреативная, способна к пониманию и принятию других и, следовательно, к успешности в общении и адаптивности в социальной среде.

    Таким образом, социальный интеллект - относительно новое понятие в науке, которое находится в процессе развития и уточнения. В последние годы сформировалось мнение, что социальный интеллект представляет собой группу ментальных способностей, связанных с обработкой социальной информации, способностей, которые кардинально отличаются от тех, что лежат в основе более формального мышления, проверяемого тестами интеллекта. Социальный интеллект определяет уровень адекватности и успешности социального взаимодействия.

    По утверждению американского психолога Д.Голмена, примерно 80% жизненного успеха человеку обеспечивает то, что можно назвать некогнитивными факторами, в число которых входит и эмоциональный интеллект как составляющая социального интеллекта. Под этими факторами Д.Голмен предлагает понимать самомотивацию, устойчивость к разочарованиям, контроль над эмоциональными вспышками, умение отказываться от удовольствий, регулирование настроения и умение не давать переживаниям заглушать способность думать, сопереживать и надеяться. Инструментов для выявления этих критериев эмоционального интеллекта сам Д.Голмен не предложил, но другие исследователи разработали относительно простые и доступные процедуры их измерения и оценки.

    Более детально и результативно данная проблематика исследовалась Р. Бар-Оном. Эмоциональный интеллект он предлагает определять как все некогнитивные способности, знания и компетентность, дающие человеку возможность успешно справляться с различными жизненными ситуациями.

    Он выделяет пять сфер, в каждой из которых отмечает наиболее специфические навыки, ведущие к достижению успеха. Они включают: познание собственной личности (осведомленность о собственных эмоциях, уверенность в себе, самоуважение, самореализация, независимость);

    навыки межличностного общения (межличностные взаимоотношения, социальная ответственность, сопереживание); способность к адаптации (решение проблем, оценка реальности, приспособляемость); управление стрессовыми ситуациями (устойчивость к стрессу, импульсивность, контроль); преобладающее настроение (счастье, оптимизм). 1

    Суммируя эти представления, известный американский психолог Д. Векслер предложил определять социальный интеллект как приспособленность индивида к человеческому бытию.

    Характеризуя концепцию социального интеллекта, можно выделить три группы описывающих его критериев: когнитивные, эмоциональные и поведенческие. Содержательно каждая из э

    САЙФУТДИЯРОВА ЕЛЕНА ФАВАРИСОВНА, ФАТИХОВА ЛИДИЯ ФАВАРИСОВНА - 2014 г.

    BARISHEV A.A., BARISHEVA G.A. - 2013 г.

    УДК 159.9 + 316.34

    СОЦИАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ КАК ФАКТОР УСПЕШНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    © С. В. Щербаков*, А. Р. Исхакова

    Башкирский государственный университет Россия, Республика Башкортостан, 450074 г. Уфа, ул. Заки Валиди, 32.

    Тел.: +7 (34 7) 273 6 7 78.

    E-mail: [email protected]

    В статье описываются результаты исследования социального интеллекта и профессиональной успешности инженерно-технических работников Уфимского спиртоводочного комбината. Описана оригинальная методика диагностики социального интеллекта на материале решения конфликтных задач.

    Ключевые слова: социальный интеллект, неявные знания, профессиональная успешность.

    В связи с экономическими преобразованиями на современном этапе резко возросла значимость социальной и коммуникативной компетентности специалистов самых разных отраслей как важнейшего фактора их профессиональной подготовки. В частности, важную роль играет проблема гармонизации производственных отношений и эффективное использование человеческих ресурсов в производственных коллективах. Социальный интеллект как ведущий компонент социальной компетентности является важнейшим фактором оптимизации профессиональной деятельности. Уровень развития социального интеллекта во многом определяет особенности взаимодействия человека с другими людьми и с коллективом в целом.

    Социальный интеллект - это понятие, которое вошло в современную психологию во второй половине двадцатого века усилиями таких известных исследователей, как Торндайк, Гилфорд, Стернберг и др. Наиболее известный зарубежный исследователь в этой области американский психолог Р. Стернберг подчеркивает скрытый, неявный, приблизительный характер знаний, необходимых для решения задач практического и социального интеллектов. Неявные знания формируются стихийно, а не в процессе специального обучения. Они носят эмпирический процедурно-ситуативный характер и тесно связаны с практической и профессиональной деятельностью человека.

    Р. Стернберг разработал процедуру изучения неявных знаний у специалистов в разных областях (высшая школа, бизнес и менеджмент, Вооруженные силы). С высококвалифицированными и успешными специалистами соответствующего профиля проводились интервью. В процессе собеседования из опыта респондентов извлекались те ситуации и эпизоды, которые были особенно важны и значимы для их профессиональной деятельности. В итоге Р. Стернберг выделяет такие особенности подобных неявных профессиональных знаний, как индивидуальная специфичность, контекстуаль-ность, латентность .

    Отечественный исследователь Д. В. Ушаков определяет социальный интеллект как «компетентность в сфере социального познания». Подчеркивая принципиально вероятностный и континуальный

    характер социального интеллекта и используя термин «субъективное взвешивание», он указывает на важную роль невербализованных и интуитивных компонентов в структуре этого явления .

    Если для решения когнитивных проблем характерно противоречие между наличными условиями задачи и возможностями для ее решения, то социальный интеллект зачастую проявляется в конфликтных ситуациях, тесно связанных с противоречиями мотивов и целей участников конфликта. Мы выдвинули предположение, что социальный интеллект отражает рациональные и прагматические аспекты поведения личности, связанные с умением индивида найти оптимальный выход из неоднозначных и конфликтных ситуаций. Социальный интеллект как важнейший фактор социальной адаптации находит свое отражение в процессе поиска оптимальной стратегии выхода из конфликтных ситуаций.

    Исследовательская гипотеза состояла в следующем:

    1. Прежде всего, мы выдвинули гипотезу о существовании статистически значимых взаимосвязей между социальным интеллектом и такими аспектами профессиональной деятельности испытуемых, которые отражают уровень их социальной и коммуникативной компетентности.

    2. Кроме того, мы предположили наличие статистически значимых корреляций между социальным интеллектом и итоговым профессиональным рейтингом инженерно-технического персонала.

    Данное исследование проводилось на базе Уфимского спиртоводочного комбината филиала ОАО «Башспирт» и было направлено на изучение социального интеллекта и профессиональной успешности инженерно-технических работников. В исследовании принимали участие 27 инженернотехнических работников, возраст испытуемых составлял от 24 до 59 лет, из них 11 мужчин и 16 женщин. Целью работы является изучение структуры и психологических механизмов социального интеллекта у инженерно-технических работников.

    Для диагностики социального интеллекта мы разработали опросник оценки оптимального выбора в конфликтной ситуации на основе методики, предложенной Д. В. Ушаковым и А. Е. Ивановской и популярного теста К. Томаса .

    раздел ПЕДАГОГИКА и ПСИХОЛОГИЯ

    Как известно, популярная в конфликтологии двухмерная модель стратегий поведения личности в конфликтной ситуации К. Томаса и Р. Киллмена предполагает пять основных вариантов выхода из конфликтной ситуации: уход, принуждение, компромисс, уступка, сотрудничество . В дополнение к этим стратегиям мы добавили еще обращение к посреднику и тактику язвительного ответа.

    С наиболее опытными сотрудниками комбината проводились интервью, в процессе которых определился набор конфликтных ситуаций, встречающихся в их производственной практике. Все двадцать отобранных экспертами тестовых заданий предусматривали семь вариантов ответов, оценивавшихся по семибалльной системе, причем каждый исход соответствовал указанным стратегиям выхода из конфликтного положения.

    По инструкции испытуемым необходимо оценить каждый из семи вариантов выхода из конфликтной ситуации. Ответы заносились в специальный бланк, и в итоге по каждому индивиду фиксировалась система баллов по всем конфликтным стратегиям.

    В отличие от тестов академического интеллекта конструирование системы оценок для определения качества ответов представляет собой самостоятельную проблему. Для данной методики критерием эффективности ответов на опросник служила степень соответствия ответов каждого испытуемого с так называемым «медианным профилем», отражающим систему групповых оценок.

    В качестве меры соответствия ответов испытуемых с медианным профилем использовалась евклидова метрика. Для правильного понимания полученных результатов необходимо иметь в виду, что уровень интеллекта, измеренный с помощью индексов расстояния, отражает степень согласованности ответов испытуемых с усредненными групповыми оценками. Отметим, что по мере увеличения базы данных групповые нормы уточняются и пересчитываются. При этом медианный профиль оказывается намного устойчивее системы усредненных баллов, т. к. оказывается более защищенным от случайных ответов.

    Следует отметить принципиальную методологическую проблему, возникающую при оценке результативности трудовой деятельности. Далеко не всегда успешность трудовой деятельности поддается непосредственной оценке. Так, отечественный исследователь В. А. Бодров указывает на высокую информативность оценок, которые получает летчик за выполнение практических задач . В частности, непосредственная оценка специалиста по результатам является основой профессиональной аттестации в спортивной деятельности. Примером тому является так называемый коэффициент «ЭЛО» у шахматистов и т.д.

    Мы солидарны с точкой зрения зарубежного специалиста в области индустриальной психологии Р. Уильямса, который считает, что «... на практике понятие деятельности, как правило, наделяется более широким смыслом, включая и результаты, и поведение» . При этом он ссылается на тех исследовате-

    лей, которые различают формализованные и неформализованные аспекты трудовой деятельности. К неформализованному поведению относят т. н. сверхро-левое поведение, организованное гражданское поведение, организационную спонтанность и т. д. Например, Мотовидлоу и Шмит отмечают, что деятельность контекстуального плана сказывается на общей оценке работы непосредственными начальниками .

    Учитывая относительно разнородный профессиональный состав контингента специалистов Уфимского спиртоводочного комбината, для определения наиболее важных профессиональных качеств инженерно-технических сотрудников этой организации мы решили использовать популярную в современной индустриальной психологии схему Кэмпбелла, описанную в указанной работе Уильямса.

    Джон Кэмпбелл выделяет три главных фактора профессиональной успешности служащих: профессиональные умения, касающиеся основного задания, демонстрируемые усилия и личную дисциплинированность. Конкретизация указанных компонентов приводит к следующей классификации :

    1. Профессионализм в выполнении служебных заданий, отражающий степень умения сотрудника выполнять основные деловые и производственные задания.

    2. Профессионализм в выполнении заданий, не являющихся специфическими служебными.

    3. Профессионализм в сфере письменной и устной коммуникации.

    4. Уровень проявляемых усилий. Этот показатель отражает постоянство ежедневных усилий сотрудника, а также желание продолжать работу при неблагоприятных обстоятельствах.

    5. Личная дисциплинированность предполагает отсутствие прогулов, опозданий на работу и злоупотребления алкоголем.

    6. Содействие работе коллег и всего коллектива: поддержка своих коллег, помощь в разрешении проблем, связанных с работой.

    7. Уровень эффективности непосредственного руководства.

    8. Менеджмент/администрация. По Кэмпбеллу, этот фактор предполагает основные элементы управления, отличные от непосредственного руководства (четкое прояснение целей, контроль над затратами, привлечение дополнительных ресурсов и т.д.).

    Поскольку диагностика эффективности деятельности управленческого звена не являлась целью нашего исследования, то мы не использовали последние пункты 7 и 8 из указанных компонентов модели Д. Кемпбелла. Кроме того, мы объединили в один блок служебный и неслужебный профессионализм и добавили шестой блок «Самоконтроль и само-презентация», предполагающий умение работника преподать себя в выгодном свете перед другими.

    Предварительный список поведенческих индикаторов эффективности профессиональной деятельности сотрудников комбината состоял из сорока пяти пунктов, из которых с помощью экспертов были отобраны восемнадцать итоговых параметров оценки.

    Результаты сопоставления профессионального рейтинга и социального интеллекта инженерно-технического персонала УСВК

    Компетент- Коммуника- „ Содействие Само- Пр°фесси°

    Активность Дисциплина нальная

    Социальный нтегъ бельность ^ коллективу под^ успешность

    интеллект

    0.35 0.39* 0.43* 0.08 0.21 0.26 0.34

    Полужирным шрифтом выделены статистически значимые коэффициенты корреляции (p<0.05).

    В результате каждого участника нашего исследования можно было охарактеризовать системой из шести параметров: профессиональная компетентность, эффективность коммуникаций, степень проявляемых усилий, личная дисциплинированность, помощь и содействие другим сотрудникам и эффективность самопрезентации.

    На основе этих параметров был сконструирован опросник оценки эффективности работника, задачей которого являлось определение рейтинга работника по указанной схеме. Суммарный профессиональный рейтинг и все его структурные компоненты рассчитывались в результате групповой оценки личности.

    В табл. представлены коэффициенты ранговой корреляции Спирмена между индексами профессиональной компетентности и уровнем социального интеллекта инженерно-технического персонала Уфимского спиртоводочного комбината.

    Можно констатировать тесные и статистически значимые связи социального интеллекта с уровнем производственной активности и эффективностью коммуникаций сотрудников комбината. Таким образом, выдвинутые нами предположения о существовании статистически значимых корреляций между социальным интеллектом и показателями социальной и коммуникативной компетентности частично подтвердились. Ряд взаимосвязей оказались достоверными на десятипроцентном уровне ошибки статистического вывода. Возможно, что относительно небольшой размер выборки не позволил нам сформулировать окончательные выводы.

    Заключение Отталкиваясь от предположения о тесной связи проблематики социального интеллекта и конфликтологии и опираясь на исследования Р. Стерн-берга, Д. В. Ушакова и др., мы разработали новый

    метод измерения социального интеллекта инженерно-технических работников, основанный на последовательной оценке системы выходов из конфликтных ситуаций. Для определения эффективности ответов теста было предложено отталкиваться от системы групповых оценок, представлявших собой вектор медианных значений по всем пунктам опросника социального интеллекта.

    Помимо диагностики социального интеллекта, проводилось измерение уровня профессиональной компетентности инженерно-технического персонала. С помощью непараметрического корреляционного анализа по Спирмену выявлены статистически значимые положительные взаимосвязи между социальным интеллектом и показателями профессиональной компетентности инженерно-технических работников.

    Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ «Социальный интеллект и профессиональная компетентность инженерно-технических работников»; проект №10-06-00525А.

    ЛИТЕРАТУРА

    1. Практический интеллект / Р. Дж. Стернберг, Дж. Б. Форсайт, Дж. Хедланд и др. СПб.: Питер, 2002. 272 с.

    2. Ушаков Д. В. Социальный интеллект как вид интеллекта школьников // Социальный интеллект: теория, измерение, исследования. М.: Институт психологии РАН, 2004. С. 11-28.

    3. Ушаков Д. В., Ивановская А. Е. Практический интеллект и адаптация к среде у школьников // Социальный интеллект: теория, измерение, исследования. М.: Институт психологии РАН, 2004. С. 161-175.

    4. Гришина Н. В. Психология конфликта. СПб.: Питер, 2000. 464 с.

    5. Емельянов С. М. Практикум по конфликтологии. СПб.: Питер, 2000. 368 с.

    6. Бодров В. А. Психология профессиональной пригодности: учеб. пособие для вузов. М.: ПЕР СЭ, 2006. 511 с.