Принят на вооружение в 1993 году. Появление танка вызвано необходимостью модернизации существующих образцов с учетом опыта войны в Персидском заливе, а также переориентацией производства на российские комплектующие. В средней части Т-90 установлена низкая плоская башня со смещенной вправо командирской башенкой. Лобовая часть башни укреплена активной плиточной броней второго поколения. Навесные блоки брони могут быть установлены и на крыше башни, создавая дополнительную защиту от поражения с воздуха.

Сиденье механика-водителя находится в передней части корпуса танка. Над ним располагается люк и широкоугольная оптическая система. Носовая часть танка оборудована остроугольным отвалом, снабженным креплением для минного трала КМТ-6. В качестве основного вооружения на Т-90 установлена гладкоствольная 125-мм пушка 2А46М, оснащенная съемным термоизоляционным кожухом.

В боекомплект пушки Т-90 введен осколочно-фугасный снаряд с электронным дистанционным взрывателем. Для подготовки взрывателя к работе в режиме дистанционного подрыва используется установщик временных интервалов. Справа от орудия расположен спаренный 7,62-мм пулемет ПКТ. На башне размещается 12,7-мм зенитный пулемет НСВТ, оснащенный системой дистанционного управления 1Ц29 со стабилизацией в вертикальной плоскости. 125-мм пушка танка приспособлена для стрельбы ПТУР АТ-11 с лазерным наведением. Дальность стрельбы ПТУР составляет 4000 м. Комплекс управления огнем 1А45 позволяет наводчику и командиру вести прицельную стрельбу артиллерийскими выстрелами из пушки днем и ночью с места и в движении, управляемыми ракетами - с места.

В состав комплекса входят система управления огнем 1А42, комплекс управляемого вооружения 9К119 "Рефлекс", приборно-наблюдательный комплекс командира ПНК-4С и тепловизионный танковый комплекс Т01-П02Т. Таким образом, танк Т-90 способен поразить большинство танков и вертолетов противника, оставаясь вне зоны досягаемости. Входящие в состав системы управления огнем цифровой баллистический вычислитель 1В528-1 с емкостным датчиком ветра ДВЕ-БС и лазерный дальномер позволяют с высокой точностью поражать цели и в ночных условиях.

Комплекс оптико-электронного подавления ТШУ-2 "Штора" обеспечивает дополнительную защиту танка Т-90 путем создания помех в оптическом диапазоне линиям управления ПТУР (снарядов, авиабомб, авиационных УР), имеющих оптическую обратную связь, либо с лазерным наведением (подсветкой). Эта система состоит из двух ИК-прожекторов, расположенных рядом с пушечным стволом. Прожекторы постоянно включены и излучают закодированный ИК-сигнал, препятствующий точному наведению ПТУР противника. На башне танка установлены 12 гранатометов для постановки аэрозольных завес.

Броневая защита лобовой части корпуса и башни Т-90 представляет собой многослойные комбинированные броневые преграды, которые обеспечивают неуязвимость от большинства типов бронебойных подкалиберных и кумулятивных снарядов танковых (противотанковых) пушек. Высокая стойкость от кумулятивных боеприпасов достигнута установкой навесной динамической защиты. На танке установлено 227 контейнеров: на корпусе - 61, на башне - 70 и на бортовых экранах - 96. С 1988 года на серийных танках Т-90 (Т-72Б) применяется встроенная динамическая защита. Корпус танка сварной, его верхняя лобовая деталь наклонена под углом 63° от вертикали. Башня литая, ее лобовая часть имеет переменные углы наклона от 10° до 25°. Борта корпуса защищены противокумулятивными экранами. Танк Т-90 отличается высоким уровнем противорадиационной защиты за счет применения подбоя и надбоя, системы коллективной защиты и локальной защиты членов экипажа.

Живучесть танка на поле боя повышена за счет низкого силуэта, применения ТДА и системы 902Б "Туча" для постановки дымовых завес, системы защиты от напалма и быстродействующего противопожарного оборудования ЗЭЦ13 "Иней". Танк Т-90 имеет камуфлирующую окраску и оснащен оборудованием для самоокапывания и для навешивания минного трала КМТ-6. На машине установлен многотопливный четырехтактный быстроходный дизельный двигатель В-84-1 жидкостного охлаждения с наддувом от приводного центробежного нагнетателя. Кроме того, используется инерционный (волновой) наддув.

Мощность двигателя составляет 840 л. с. Он приспособлен к работе на дизельном топливе, реактивном топливе (Т-1, ТС-1, Т-2) и автомобильном бензине (А-66, А-72). Пуск осуществляется с помощью электростартера, системы воздушного запуска, а также от постороннего источника тока или с буксира, Для экстренного пуска холодного двигателя зимой имеется система подогрева впускного воздуха. Механическая планетарная трансмиссия состоит из входного редуктора, двух бортовых коробок передач и двух бортовых редукторов. Она имеет гидро-сервоуправление и собственную масляную систему.

Танк Индии Т-90 "Бхишма"

В 2006 году правительство Индии подписало контракт стоимостью 2,5 млрд долларов на лицензионное производство 1000 танков Т-90 "Бхишма" (имя в честь легендарного героя древнеиндийского эпоса "Махабхарата")

В системе подрессоривания применена индивидуальная торсионная подвеска с гидроамортизаторами рычажно-лопастного типа на 1, 2 и 6-ом узлах подвески каждого борта. Диски опорных катков изготовлены из алюминиевого сплава. Опорные катки имеют наружное обрезинивание, а поддерживающие катки - внутреннюю амортизацию. Для предохранения гусеницы от сбрасывания при поворотах танка на ведущих колесах приварены ограничительные диски.

Танк Т-90 имеет несколько модификаций и поставляется в разные страны мира

Танк Т-90 оснащен оборудованием для подводного вождения, позволяющим преодолевать водные преграды глубиной до пяти метров и шириной около 1000 метров. На танке используется комплекс средств связи "Абзац", который включает УКВ радиостанцию Р-173, радиоприемник Р-173П, блок антенных фильтров и ларингофонный усилитель. Радиостанция работает в диапазоне частот 30-76 МГц и имеет запоминающее устройство, позволяющее заранее подготовить 10 частот связи. Она обеспечивает дальность связи не менее 20 км как на месте, так и в движении по среднепересеченной местности.

Тактико-технические характеристики основного боевого танка Т-90:

Боевая масса, т 46,5
Экипаж, чел. 3
Габаритные размеры, мм:
длина с пушкой вперед 9530
ширина 3460
высота 2230
клиренс 470
Броня
комбинированная, со встроенной динамической защитой
Вооружение:
125-мм гладкоствольная пушка пусковая установка 2А46М; 7,62-мм пулемет ПКТ; 12,7-мм пулемет; 12 дымовых гранатометов
Боекомплект:
43 выстрела, 1250 патронов калибра 7,62-мм, 300 патронов калибра 12,7-мм
Двигатель В-84МС, многотопливный, четырехтактный, дизельный, 12-цилиндровый, с турбонаддувом, жидкостного охлаждения мощность 840 л. с.
Удельное давление на грунт, кг/см 0,85
Скорость по шоссе, км/ч 60
Запас хода по шоссе, км 500
Преодолеваемые препятствия:
высота стенки, м 0,80
ширина рва, м 2,80
глубина брода, м 1,20 (с подготовкой 5 м)

Модификации основного боевого танка Т-90

  • Т-90 - первая серийная модификация танка.
  • Т-90К - командирский вариант Т-90, с дополнительным связным (радиостанция Р-163-50К) и навигационным оборудованием (ТНА-4-3).
  • Т-90А - модификация Т-90, с новой сварной башней, двигателем мощностью 1000 л. с., улучшенным тепловизорным оборудованием, новыми элементами динамической защиты и рядом других усовершенствований.
  • Т-90С - экспортный вариант Т-90, без системы "Штора-1" и с дополнительной динамической защитой.
  • Т-90СК - командирский вариант Т-90С, с дополнительным связным и навигационным оборудованием.
  • Т-90СА - экспортный вариант Т-90А, с системой охлаждения аппаратуры ночного видения и доработанной системой обнаружения лазерного излучения.
  • Т-90СКА - командирский вариант Т-90СА, с дополнительным связным и навигационным оборудованием.
  • Т-90А - модернизация (2006 год) Т-90А: установлен тепловизионный прицел второго поколения "Эсса", улучшен автомат заряжания, бак увеличен на 100 литров.
  • Т-90АМ - новейшая модификация Т-90А. Заменена старая башня на новый боевой модуль с системой управления огнем "Калина" с интегрированной боевой информационно-управляющей системой тактического звена, новый автомат заряжания и модернизированная пушка 2А46М-5, а также дистанционно управляемая зенитная установка "УДП Т05БВ-1". Динамическая защита "Реликт". Применено управление на основе штурвала и система автоматического переключения передач с возможностью перехода на ручную. На танк устанавливается моноблочная силовая установка В-92С2Ф мощностью 1130 л. с., разработанная на базе В-92С2.
  • Т-90СМ - экспортный вариант танка Т-90АМ.

Источники:

  • Кристофер Ф. Фосс. "Справочники Джейн. Танки и боевые машины";
  • Г. Л. Холявский. "Полная энциклопедия танков мира 1915 - 2000 гг";
  • Мураховский В. И., Павлов М. В., Сафонов Б. С., Солянкин А. Г. "Современные танки";
  • Филип Трюитт. "Танки и самоходные установки";
  • Техника и вооружение 2010 - 06.

Танк Т-90АМ «Прорыв» и его экспортный вариант Т-90СМ является новейшей модификацией Т-90А. Работы по его усовершенствованию стартовали в 2004 году. Впервые опытный образец танка Т-90АМ был представлен в начале сентября 2011 года в Нижнем Тагиле на военном полигоне «Старатель». Показ новой боевой техники проводился в рамках XIII международной выставки REA-2011.

Сведения об улучшениях

Т-90АМ, характеристики которого доступны сейчас лишь в общих чертах, создавался на базе танка Т-90. Разработчиком новинки стал «Уралвагонзавод». Главным объектом модернизации машины оказалась старая башня, которую заменили на новейший боевой модуль с усовершенствованной СУО «Калина», имеющей боевую интегрированную информационно-управляющую систему тактического звена. Кроме того, Т-90АМ (фото представлены в статье) снабжен модернизированной пушкой 2А46М-5, новым автоматом заряжания и УДП Т05БВ-1 с дистанционным управлением. Также заменили «Контакт-V» на ДЗ «Реликт».

Особое внимание разработчики уделили повышению возможностей командира относительно управления огнем и поиска целей одинаково эффективно вне зависимости от времени суток. Впервые российский танк Т-90АМ снабдили управлением на основе штурвала и автоматической системой переключения передач. Она дает возможность перейти на ручной режим, как только в этом возникнет необходимость.

Машина Т-90АМ имеет боекомплект с двумя группами укладки - одна снаружи, а другая - внутри. При этом 22 выстрела расположены в нижней части корпуса, в АЗ, а остальные, как и заряды к ним - в специальном бронированном коробе, который находится на корме башни. Специалисты позаботились об улучшении маневренности и подвижности танка Т-90АМ (СМ). Для этого были установлены новейшие комбинированные приборы ночного видения, а также телекамера для заднего обзора местности.

Новый танк Т-90АМ «Прорыв» весит 48 т, что на полторы тонны больше, чем базовая модель, но в то же время значительно меньше, чем его немецкие или американские аналоги. Эта машина оснащена силовой моноблочной установкой В-93, обладающей мощностью в 1130 л. с., разработанной на основе В-92С2Ф2. Было решено также заменить антинейтронный надбой на более надежный противоосколочный огнестойкий материал вроде кивлара и усовершенствовать систему пожаротушения.

Подводя итоги модернизации, можно сказать, что подвижность и защищенность танка Т-90АМ заметно улучшились, а габариты остались практически неизменными, поэтому он все еще остается в классе боевых машин до 50 тонн.

Сопоставление боевой техники

Не секрет, что многих волнует вопрос о том, какова эффективность российских новейших танков по сравнению с иностранными аналогами. Для примера возьмем американский М1 «Абрамс». Но чтобы сравнивать две боевые машины, следует знать, что ситуаций, когда они сходятся один на один на поле боя, в наше время практически не существует.

В современных условиях ведения боевых действий, чтобы выжить, экипажу танка придется воевать с различным противником, начиная от пехоты, снабженной противотанковыми ракетами, и заканчивая самолетами и вертолетами. Но, несмотря на это, эксперты постоянно пытаются сравнивать одного класса друг с другом. В то же время некоторые из них считают, что теоретическое сопоставление танков невозможно в принципе, так как даже настоящие боевые действия не дадут окончательного ответа на вопрос о том, кто же лучше. Здесь необходимо будет учесть массу других критериев, таких, как тактика применения, техническое обслуживание машины, уровень подготовки экипажей, взаимодействие различных воинских подразделений и т. д. Все это может иметь намного большее значение, чем технические характеристики самих танков.

Сравнение Т-90 и «Абрамса»

Прежде чем начать сопоставлять технические характеристики этих боевых машин, необходимо учесть, что танк Т-90 был разработан еще 20 лет назад, и с тех пор несколько раз модернизировался. Естественно, что каждый новый образец существенно отличался от предыдущего как конструктивно, так и в плане боевой эффективности. То же самое происходило и с танком «Абрамс», поступившим на вооружение американской армии в 1980 г. Поэтому слишком придирчиво сравнивать все их параметры имеет смысл лишь у конкретных модификаций, которые были выпущены в один и тот же период времени.

Технические характеристики и иные параметры российского танка Т-90АМ против «Абрамса» М1А2 пока сопоставить практически невозможно из-за высочайшего уровня секретности вокруг данной боевой техники. Известно только, что бронирование башен в их передней части выполнены аналогично - в карманах, имеющихся на лобовой броне, установлены пакеты так называемых отражающих листов.

Применение техники в боевых условиях

Американский танк «Абрамс» уже использовался в иракской военной операции «Буря в пустыне». А что касается российской машины, то ее участие в боевых действиях пока документально не подтверждено. Хотя некоторые эксперты предполагают, что танк Т-90 уже успели опробовать во время Первой и Второй Чеченских компаний как в Чечне, так и в Дагестане. Другие же утверждают, что эти машины засветились в августе 2008 г. на территории Южной Осетии во время грузино-осетинского конфликта.

К примеру, некоторые средства массовой информации тогда сообщали, что Т-90 видели во время вывода российских войск из Гори (Грузия). Но пока прямых доказательств этого факта не существует. К тому же танк Т-90, характеристики которого будут приведены в сопоставлении с американским «Абрамсом» ниже, внешне похож на Т-72Б, имеющий динамическую защиту «Контакт», что и могло послужить причиной ошибки его идентификации.

Пока точно определиться с тем, как себя зарекомендует танк Т-90АМ в условиях реального боя, невозможно, так как он еще нигде не использовался.

Сравнение дизайна

Следует отметить, что Соединенные Штаты и Советский Союз, а впоследствии и Россия, всегда имели совершенно разный подход к дизайну боевой техники. Явственно видно, что американский танк М1 намного превосходит размером Т-90. Добиться уменьшения габаритов машины удалось за счет отказа от заряжающего, которому для выполнения своих обязанностей необходимо примерно 1,7 м от высоты боевого отделения. Результатом этого стало снятие ограничения на снижение уровня танка. Кроме того, более плотная компоновка позволила сделать надежно защищенную машину со сравнительно небольшим весом и низким силуэтом, а также с малой площадью поперечного и продольного сечения.

Результатом таких преобразований является тот факт, что забронированный объем «Абрамса» составляет 19, а Т-90 - 11 кубометров. Но у более плотной компоновки есть и свои минусы. Ими являются некоторая стесненность танкового расчета и затрудненность взаимозаменяемости друг друга при необходимости.

Сравнение защиты

Многие могут подумать, что если «Абрамс» намного тяжелее, то и броня на нем толще, а значит, надежнее. Это не совсем так. Уменьшить вес брони на танке Т-90 помогло снижение забронированного внутреннего объема, что обеспечило нужный уровень внешней защиты. За счет того, что габариты лобовой проекции у российской машины составляют всего 5 м², а у «Абрамса» - 6, она становится менее уязвимой, так как вероятность подобного попадания именно в эту часть техники очень высока.

Российский танк снабжен «отражающими листами», сделанными из стали, а «Абрамс», начиная с определенной модификации, - из Этот материал имеет высокую плотность (19,03 г/см³), поэтому при сравнительно небольшой толщине пластины он обеспечивал буквально взрывной характер разрушения кумулятивной струи.

Танк Т-90, кроме традиционной, имеет еще и комплекс динамической защиты. Такого нет на большинстве модификаций «Абрамса». «Контакт-5» - это динамическая защита российских танков, работающая как против бронебойных подкалиберных зарядов, так и кумулятивных средств. Данный комплекс подает сильнейший боковой импульс, который позволяет разрушить или, по крайней мере, дестабилизировать сердечник БПОС до того как начнется воздействие на основную броню.

Как утверждают российские производители, лобовая броня танка Т-90А свободно выдерживает попадание наиболее применяемых на Западе БОПС. Для этого был проведен специальный экспериментальный показ. Танк Т-90, характеристики которого протестированы еще в 1995 г. на полигоне в Кубинке, обстреляли другой машиной. По нему выпустили 6 российских кумулятивных снарядов с расстояния около 200 м. В результате обстрела выяснилось, что лобовая броня успешно выдержала испытания, а танк смог самостоятельно доехать до смотровой площадки.

В свою очередь, американские официальные лица заявляли, что лобовая броня их машины М1А1 тоже с успехом выдерживала обстрел, который вели по ним иракские военные из танков Т-72. Правда, это были устаревшие БОПС, снятые с вооружения еще в начале 70-х гг. прошлого века.

Сравнение вооружения и боекомплекта

Как известно, основным вооружением данной боевой техники является пушка. Российская машина имеет 125-мм гладкоствольное танковое орудие 2А46М/2А46М5. «Абрамс» же вооружен стандартной для НАТО 120-мм пушкой М256. Как видим, существует некоторая разница в калибре, но, несмотря на это, оба орудия имеют сходные характеристики. Однако стоит отметить, что эффективность танкового огня напрямую зависит именно от используемых боеприпасов.

Российский танк Т-90, «Прорыв», вероятно, тоже может вести огонь, используя при этом боеприпасы четырех типов: осколочно-фугасные, бронебойно-подкалиберные, кумулятивные снаряды и управляемые ракеты. «Абрамс» же имеет стандартный комплект, состоящий только из двух типов боеприпасов: кумулятивных и бронебойно-подкалиберных.

Для борьбы с вражеской техникой применяются в основном несколько устаревшие БОПС ЗБМ-44 и ЗБМ-32, имеющие сердечники из вольфрамового и уранового сплавов. Не так давно были разработаны уже более усовершенствованные снаряды, способные противостоять лобовой броне лучших западных танков. В их числе - и ЗБМ-48 «Свинец».

Основным же боеприпасом «Абрамса» считается выстрел М829А3 с бронебойным подкалиберным снарядом, который был принят на вооружение в 2003 г.

Сравнение силовых установок

Сразу необходимо сказать, что у обеих машин они принципиально разные. На танках Т-90А и Т-90СА установлен 1000-сильный дизель, а у «Абрамса» - 1500-сильная сделанная в одном блоке с гидромеханической автоматической трансмиссией. Удельная мощность двигателей у Т-90 и «Абрамса» составляет соответственно 21 и 24 л. с./т. Российская машина обладает в значительной степени большим запасом хода (550 км), нежели американская (350 км). Это получилось за счет повышенной экономичности дизеля по сравнению с более ненасытной газовой турбиной.

Силовая установка Т-90 имеет еще одно очень важное преимущество - это высокая надежность и неприхотливость. Взять хотя бы испытание машин в условиях индийской пустыни Тар, где не было зафиксировано ни единой поломки двигателя. Что касается американских танков М1А1, участвовавших в операции «Буря в пустыне», то за три дня, что они двигались по пескам, из 58 единиц 16 вышли из строя. И все это случилось из-за повреждения двигателей. Если же сравнивать трудоемкость технического обслуживания моторов этих машин, то, чтобы заменить его, бригадам квалифицированных техников понадобится: российской - 6, а американской - всего лишь 2 часа.

Недостаток трансмиссии российских машин заключается в довольно низкой скорости заднего хода - лишь 4,8 км/ч, а у американской техники она достигает 30 км/ч за счет установки на них гидрообъемной трансмиссии. Дело в том, что серийно выпущенные танки Т-90 укомплектованы механической трансмиссией на основе уже устаревшей схемы механизма поворота, где его обязанности возложены на ступенчатые бортовые коробки передач. «Абрамс» же оснащен гидрообъемной трансмиссией, а также механизмами поворота, имеющими цифровую систему автоматического управления.

Общая оценка

На основе доступных данных о технических и иных характеристиках танков Т-90 и «Абрамс» можно сделать заключение, что главными преимуществами российской машины по сравнению с американской являются:

  • хорошая защита, включающая в себя динамическую систему «Контакт», а также КОЭП «Штора-1»;
  • доступность стрельбы по мишени управляемыми ракетами на расстояние до 5 тыс. м;
  • большее количество типов боеприпасов, к которым относятся и ОФ-снаряды (в т. ч. с уже готовыми поражающими частями и дистанционным подрывом);
  • отличная скорострельность, которая сохраняется на протяжении боя, обеспеченная использованием А3;
  • приличная глубина преодоления водных препятствий, хороший запас хода и отличная подвижность;
  • неприхотливость и высокая надежность во время эксплуатации.

«Абрамс» также имеет свои достоинства. Это:

  • прочная защита;
  • автоматизация средств управления боем, которое обеспечивает приток различных данных в режиме реального времени;
  • надежная изоляция экипажа от места нахождения боекомплекта;
  • хорошая маневренность;
  • высокий уровень удельной мощности.

Мнение специалиста

В 2012 г. в прессе была опубликована статья В. Степанова, который является доктором технических наук и гендиректором ОАО «ВНИИтрансмаш». В ней говорилось об анализе методов сравнительного оценивания технических характеристик танков. И, прежде всего, здесь были приведены оценки показателя военно-технического уровня (ВТУ) лучших боевых машин, в том числе российских Т-90А и Т-90МС, а также М1А2 и М1А2 SEP.

ВТУ рассчитывался по нескольким показателям: защищенность, эксплуатационная возможность, огневая мощь и подвижность. Затем всех вышеперечисленных машин с неким эталонным танком. Им был выбран Т-90А, а это значит, что его ВТУ = 1,0. Данные американских машин M1А2 и М1А2 SEP были оценены соответственно в 1,0 и 1,32. Показатель ВТУ нового танка Т-90МС «Тагил» определили как 1,42. Проведенные расчеты могут иметь незначительную погрешность, составляющую не более 10%. Из этого можно сделать вывод, что существует реальная близость между уровнями самых лучших зарубежных аналогов с российскими Т-90А и его модернизированным образцом - танком Т-90АМ.

Ни один из вопросов, касающихся вооружения российской армии, не вызывает столь ожесточенных споров, как будущее отечественных бронетанковых войск. В этой яростной дискуссии принимают активное участие эксперты, журналисты, профессиональные военные и просто люди, интересующиеся военным делом. В российских СМИ с завидной регулярностью появляются статьи по этому вопросу. Масла в огонь не устают добавлять и представители высшего руководства российской армии.

Споры ведутся вокруг потенциала российских боевых машин, которые в настоящий момент находятся на вооружении, по сравнению с их зарубежными аналогами. Недавно главнокомандующий Сухопутных войск России, Постников, крайне нелестно высказался по поводу характеристик танка Т-90, сравнив их с характеристиками немецкого танка «Леопард». По его словам, Т-90 – это не технический прорыв, а всего лишь очередная модернизация Т-72, в которой нет ничего принципиально нового. Также он упомянул о слишком высокой цене российского танка, по его словам, за 120 миллионов рублей (это стоимость Т-90) можно купить несколько танков «Леопард» 2A7. С другой стороны, многие эксперты называют Т-90 лучшим основным танком в мире на сегодняшний день. Где же истина? В 2015 году общественности будет представлен новый российский танк «Армата», он должен стать прорывом и иметь существенные отличия от танков, которые начали разрабатывать еще в СССР.

Танк Т-90 – это продолжение семейства машин Т-72 и Т-80. Разработка и испытания машины началась еще в конце 80-х годов прошлого века, а на вооружение он был принят в 1992 году. Машина не содержит никаких кардинальных изменений, она почти полностью концептуально повторяет более ранние машины. Конечно, в танк Т-90 были внесены многие изменения, улучшена система управления огнем, защита Т-90, машина получила более совершенную многослойную броню и встроенную динамическую защиту, но, можно сказать, что Т-90 является всего лишь самой последней модернизацией Т-72.

История создания

В 1985 году началось серийное производство нового танка Т-72Б, но уже на тот момент танк был устаревшим, по сравнению с передовыми зарубежными аналогами. Особенно это касалось системы управления огнем, в этом отношении он проигрывал не только «Леопарду» и «Абрамсу», но даже другим советским танкам. Поэтому сразу после начала серийного производства Т-72Б, начались работы по его модернизации.

На машину установили комплекс управления огнем (КУО) 1А45 «Иртыш» (этот комплекс был хорошо отработан на танках Т-80), его совместили с автоматом заряжания танка. Также на танк был установлен новейший комплекс оптико-электронного подавления (КОЭП) «Штора», который защищал машину от противотанковых средств, особенно имеющих лазерную головку наведения. Нельзя сказать, что новый танк стал прорывом, по своим техническим характеристикам, но защита и огневая мощь машины были увеличены.

В 1989 году стартовали государственные испытания танка. Их проводили на нескольких полигонах в разных частях СССР. Особенно сложными были испытания на полигоне в Средней Азии, в условиях высокой температуры и большого количества песка и пыли. В 1992 году испытания были успешно закончены, и новая машина была принята на вооружение. В этом же году началось серийное производство машины. Танк получил обозначение Т-90. После трагической смерти Владимира Ивановича Поткина, который был главным конструктором танка, Т-90 в его честь было присвоено имя «Владимир».

Т-90 в разных его модификациях стал наиболее востребованным и продаваемым российским танком на мировом рынке. До 1998 года для нужд министерства обороны России было изготовлено 120 единиц танка Т-90. В 2004 году начались работы по модернизации Т-90, появились машины Т-90А и Т-90АК (они отличались более мощной двигателем, новой сварной башней, улучшенным тепловизорным прицелом и новым стабилизатором орудия). Последней модификацией Т-90 является танк Т-90АМ, на котором установлена новая система управления огнем «Калина», модернизированная пушка, новый автомат заряжания и более мощный двигатель.

За время производства Т-90 было создано несколько экспортных модификаций танка, в которых учитывались требования заказчиков. Российское Министерство обороны прекратило закупки машины с конца 2011 года.

Описание танка Т-90

Основной боевой танк Т-90 имеет классическую схему компоновки: в носовой части танка находится отделение управления, боевое отделение – посередине машины, а двигатель и трансмиссия – в корме танка. Экипаж танка состоит из трех человек: в отделении управления находится механик-водитель, а командир и наводчик – внутри башни, слева и справа от орудия.

Корпус танка выполнен из сварной, лобовая часть машины состоит из многослойной брони, с использованием композитных материалов и со встроенной динамической защитой.

Основным вооружением Т-90 является гладкоствольная пушка, с калибром 125 мм. Орудие снабжено стабилизатором, хромировано, имеет систему учета деформации ствола и систему откачки пороховых газов. Длина орудия – 48 калибров. Скорострельность пушки составляет восемь выстрелов за 56 секунд. Т-90 также вооружен спаренным пулеметом и зенитной установкой (НСВТ, «Утес»).

Боекомплект танка составляет 43 выстрела и включает в себя различные виды боеприпасов: бронебойные подкалиберные снаряды 3БМ42, бронебойные кумулятивные снаряды 3БК29М, осколочно-фугасные снаряды с электронным дистанционным взрывателем (повышает эффективность борьбы с живой силой противника, находящейся в укрытиях), а также ПТУР 9М119. Дальность стрельбы противотанковыми ракетами составляет от 100 до 5000 метров. Боеприпасов с такой дальностью поражения не имеет ни один танк в мире.

На Т-90 установлен четырехтактный 12-цилиндровый дизельный двигатель, на поздних модификациях машины он был заменен на более совершенный двигатель с турбокомпрессором, что позволило увеличить его мощность с 840 л.с. до 1000 л.с. Двигатель обеспечивает большую подвижность и маневренность танка, не зря Т-90 называют «русским летающим танком». Трансмиссия планетарного типа. Т-90 имеет 7 передач вперед и одну назад.

Система управления огнем максимально упрощает стрельбу. Все данные (дальность стрельбы, направление и скорость ветра, температура воздуха, положение танка) для стрельбы учитываются автоматически и наводчик просто должен навести прицел на цель и нажать кнопку спуска. Танк оснащен ночным прицелом «Буран-ПА», а также прицельным комплексом командира танка «Агат-С».

Танк Т-90 защищает его многослойная броня, со встроенной системой динамической защитой, КОЭП «Штора», которая защищает машину от противотанковых средств с полуавтоматической системой наведения или лазерным самонаведением. Датчики лазерного излучения обеспечивают его прием в радиусе 360°, данные быстро обрабатываются, и в нужном направлении выстреливается аэрозольная граната, блокирующая луч лазера. Также на танке используется современная система пожаротушения.

Слабым и уязвимым местом защиты танка Т-90 считается расположение топливной системы. Баки с топливом частично вынесены в боевой отсек и никак не отделены от экипажа. Еще одной проблемой защищенности этой машины является размещение боекомплекта внутри боевого отделения, при этом он также не изолирован от экипажа. Его подрыв гарантировано приводит к уничтожению танка.

На Т-90 использована ходовая часть танка Т-72. В сочетании с новым двигателем, надежной трансмиссией и небольшим весом машины, она придает танку высокую степень подвижности и маневренности. Из-за способности эффектно преодолевать препятствия, некоторые западные эксперты называют Т-90 «летающим танком».

Основные ттх танка Т-90

Основные характеристики

Состав экипажа

3 человека

Вес танка, т

Ширина корпуса танка, м

Высота по люк башни, м

Мощность двигателя, л.с.

800/1000 л. с. (дизель)

Число цилиндров

Охлаждения

Жидкостное

Трансмиссия

Тип: механическая

Две бортовые коробки передач, входной редуктор и соосные бортовые редукторы

Количество передач (вперед/назад)

Ресурс бака с дизтопливом по трассе; емкость

550 км; 1200 л

С навесными баками; емкость

700 км; 400 л

Расход топлива, л/100 км

Ходовая часть

Подвеска

Торсионная

Скорость по трассе, км/ч

Скорость по пашне, км/ч

Преграда угол подъема

30 градусов

Преграда барьер, м

Преграда ров, м

Преграда брод, м

Вооружение танка

Тип пушки; калибр

Гладкоствольная; 125 мм

Управляемые ракеты

Дальность стрельбы

Заряжание

Автоматическое, ручное

Количество боеприпасов, шт.

42 (22 снаряда в автомате заряжания)

Скорострельность

8 выстрелов в минуту

Типы боеприпасов

БПС, БКС, ОФС, УР

Спаренный с пушкой пулемет

ПТКМ 7,62 мм; 2000 патронов

Крупнокалиберный пулемет

КОРД 12,7 мм; 300 патронов

Многослойная броня комбинированная, с динамической защитой «Контакт-5». КОЭП «ШТОРА-1″


Преимущества и недостатки Т-90

Танк Т-90 действительно является современным танком, с характеристиками, не уступающими зарубежным аналогам. Его сильными сторонами, несомненно, является хорошая подвижность и маневренность, надежность двигателя и ходовой части неплохой уровень защищенности. Относительно небольшой вес танка и его размеры делают его менее уязвимым для огня противника. К недостаткам танка можно отнести невысокую скорость заднего хода.

К отрицательным сторонам Т-90 можно отнести расположение боекомплекта и емкостей с топливом рядом с экипажем. Динамическая защита неэффективна против тандемных боеприпасов (хотя система защиты танка эффективна против большинства противотанковых средств). Система управления огнем на ранних модификациях является устаревшей, хотя СУО «Калина», установленная на последних моделях, не уступает зарубежным аналогам.

Несомненным преимуществом Т-90 является возможность стрельбы управляемыми ракетами на дальность в 5000 метров.

Модификации танка

  • Т-90С - машина, сделанная на экспорт.
  • Т-90СК - командирская версия Т-90С.
  • Т-90К - командирский танк Т-90, на машине установлено дополнительные средства связи и навигационное оборудование.
  • Т-90А - машина с более мощной силовой установкой, сварной башней, новым автоматом заряжания и новым тепловизорным прицелом.
  • Т-90АК - командирский Т-90А.
  • Т-90СА - экспортная версия Т-90А.
  • Т-90СКА - командирская версия Т-90СА.
  • Т-90АМ- последняя модификация Т-90А. Установлена СУО «Калина», новый автомат заряжания и новая ДЗ «Реликт». Силовая установка В-92С2Ф (1130 л.с.)

Существует целый ряд машин, разработанных на базе Т-90. Это машины для проведения саперных работ, мостоукладчики, эвакуационные машины. В настоящий момент Т-90 стоит на вооружении нескольких стран мира.

После краха Советского Союза вряд ли кто-либо всерьёз ожидал, что Россия сможет всего через пару лет представить миру новый основной боевой танк. Тем не менее, это произошло, и вот уже более двух десятилетий танк Т-90 является звездой, темой для горячих обсуждений, как среди экспертов, так и между любителями.

Источники с пропагандистской ориентацией сразу же поспешили объявить его превосходящим по всем параметрам возможных конкурентов. Скептики провозглашали Т-90 заведомо устаревшим. Масла в огонь подливало и фактическое отсутствие этой боевой машины в войсках, и обещание конструкторов с конкурирующих заводов предоставить более совершенные образцы (). Теперь, когда опыт эксплуатации накоплен, уже можно делать выводы о том, кто был прав.

Краткая история создания

Парк бронетанковой техники советских войск в восьмидесятые годы отличался разнообразием. В строю одновременно стояли: первенец советских ОБТ Т-64, удешевлённый и более технологичный конкурент Т-72, представитель с газотурбинным двигателем, и его дизельный “родственник” Т-80УД, и это только основные.

Помимо них, в строю оставались и модернизированные “старички” Т-55 и Т-62.

Наиболее современным и эффективным считался Т-80 – в то же время оказавшийся дорогим и сложным в производстве и эксплуатации. В 1988 году стартовали работы по доведению до нужной эффективности надёжного и безотказного Т-72.

Весной 1991 года экспериментальный “Объект 188” рекомендовали к принятию на вооружение.

Предполагалось назвать его “Т-72БУ”, но в советскую армию он так и не попал. Он стал новейшей машиной уже российской армии, и окрещён был – Т-90.

Смену названия связывают с желанием президента РФ Б.Ельцина иметь полностью новый танк. Возможно и то, что после войны с Ираком в 1991 репутация Т-72 была серьёзно подмочена, и новое обозначение могло помочь продавать технику на экспорт.

Устройство танка

Корпус Т-90 сварен из листов брони, башня ранних образцов- литая. Длина корпуса (без пушки) составляет 6.8 м. У поздних модификаций башни стали сварные. Лобовая броня корпуса (верхняя деталь) выполнена из комбинированной брони, установлена под наклоном в 680. Борта толщиной 70-80 мм – вертикальные, без наклона. Это выше, чем у большинства аналогов (хотя от попадания бронебойного снаряда защищает одинаково плохо).

Борта закрыты резинотканевыми экранами, частично – блоками динамической защиты. Для дополнительной защиты возможна установка противокумулятивных решёток, широко распространившихся в последнее десятилетие.

В конструкции башни Т-90 комбинированная броня применена для защиты лобовой проекции, частично – бортов и крыши.

Высота достигает 2.2 метра, а весит Т-90 около 46 тонн.

На Т-90 установили систему активной защиты “Штора”. Если его облучается лазером наведения, то “Штора” оповещает об этом экипаж и отстреливает аэрозольные гранаты. Получившаяся дымовая завеса не только маскирует танк визуально, но и рассеивает луч лазера.

Первая динамическая защита, появившаяся на Т-90 имела обозначение “Контакт-5”. От тандемных зарядов она не защищала и не работала на повышение стойкости против бронебойных снарядов. Новейшая модель комплекса защиты “Реликт”, которую получили Т-90АМ, снижает бронепробиваемость снарядов противника на 40% и защищает от тяжёлых ПТУР с тандемным зарядом. Кроме того, модернизированные блоки для системы “Контакт” поднимают её эффективность почти до “реликтового” уровня.

Негативно на живучести сказывается плотная компоновка – баки с горючим приходится размещать в боевом отсеке. Впрочем, на поздних модификациях их изолировали от экипажа стальными переборками. Уязвим остаётся автомат заряжания – он находится за слабозащищённым бортом прямо под экипажем. Можно сказать, что командир и оператор вооружения сидят на выстрелах.

Размещение экипажа неизменно со времён появления Т-64. Место механика-водителя расположено впереди по центру корпуса. Наводчик находится в левой половине башни, а командир танка – справа от пушки.

Силовая установка досталась Т-90 в наследство от Т-72.

Это многотопливный 12-цилиндровый дизель В-84МС объёмом 38,8 литров, развивающий 840 л.с. У модификации Т-90А мотор заменён на усовершенствованный вариант В-92, базирующийся на том же блоке. Его мощность доходит до 1000 л. с. Трансмиссия 7-ступенчатая, включает в себя отдельные планетарные коробки передач. Для облегчения управления применены гидравлические приводы. Подвеска у Т-90 торсионная, амортизаторы гидравлические.

Вооружение Т-90

Главный калибр танка – “традиционная” для советских, а затем и российских машин пушка “Рапира” калибра 125мм. Т-90 получил её вариант 2А46М-5, кучность стрельбы которой (по сравнению со старыми версиями) увеличена на 15-20%.Стабилизатор орудия – двухплоскостной.


Автомат заряжания карусельного типа “достался” от Т-72, но теперь может управляться с места командира. В “карусели” размещены 22 выстрела, остальные (общим количеством до 43) – в укладках в корпусе. Экипаж своими силами либо заряжает ими собственно пушку, либо может осуществить перезарядку автомата заряжания.

Для поражения вражеской бронетехники Т-90 использует бронебойные подкалиберные снаряды, например, 3БМ46 с урановым сердечником. Прицельная дальность при стрельбе такими снарядами составляет до 3000 м. Система заряжания танка Т-90С была переработана и позволяет использовать новейшие снаряды повышенного удлинения, такие, как 3БМ60. Для повышения эффективности поражения пехоты в укрытиях разрабатывался осколочный снаряд с возможностью подрыва в воздухе и готовыми поражающими элементами.

Альтернативой подкалиберным “болванкам” может выступать кумулятивный снаряд 3БК31, тройная боевая часть которого может преодолевать двойную динамическую защиту.
Через ствол орудия Т-90 может запускать управляемые ракеты. ПТУР 9М119М “Инвар” с лазерным наведением имеет тандемную кумулятивную БЧ с бронепробиваемостью (по нормали) до 700 мм. Боекомплект может дополняться ракетами с фугасными и термобарическими зарядами. Ракеты позволят поразить движущуюся цель на дистанциях до 5000 м.

С пушкой, как и на предыдущих танках, спарен пулемёт ПКТ калибра 7.62мм.

Его боезапас составляют восемь 250-патронных лент, практическая скорострельность – до 250 выстрелов в минуту. Машины первых выпусков в качестве зенитной установки имели дистанционно управляемый крупнокалиберный . Позже его заменили на схожий внешне, но отличающийся по конструкции .

Электронное оборудование

Система управления огнём “Иртыш” досталась ранним танкам от предшественника – Т-80. Но уже доработанный танк Т-90А получил новую систему управления огнем (СУО) 1А42. В неё входят прицельно-дальномерный прибор наведения (сочетающий лазерный дальномер с прицелом) и автоматический электронный баллистический вычислитель 1В528-1.


Наблюдательный прибор Т01-К04 даёт возможность вести огонь не только из зенитного пулемёта, но и основного орудия. Ночью он может работать как в пассивном, и активном (с подсветкой цели ИК-прожектором) режиме.

На последующих сериях СУО модернизировалась, а модификации танка АМ(СМ) получили новейшую систему “Калина”. Этот многофункциональный комплекс объединяет в себе не только прицелы и вычислители – он встраивает танк в электронную систему управления батальоном, повышая эффективность взаимодействия с прочей бронетехникой и пехотой.

Тепловизоры ранних машин относились к ранним моделям и значительно уступали аналогичным зарубежным.

На поздних сериях (и некоторых экспортных версиях) устанавливали тепловизоры французского производства. Для связи служит радиостанция Р-163-50У, работающая в УКВ-диапазоне. Командирские модели получали, в дополнение, коротковолновую радиостанцией с дальностью действия до 50 км.

Тактико-технические характеристики

В таблице приводятся технические характеристики Т-90А, как самой распространённой модели, и его ближайших аналогов и конкурентов.

Т-90А Leopard 2A6M Challenger 2
Длина/Ширина, мм 9530/3780 6670/3700 11570/3520
Боевая масса, т 46,5 68,5 62,5
Экипаж, человек 3 4 4
Основное вооружение, боекомплект 125мм гладкоствольная пушка 2А46М-5, 43 выстрела 120мм гладкоствольная пушка Rh-120, 42 выстрела 120 нарезная пушка L30E4, 52 выстрела
Автомат заряжания Есть - -
Вспомогательное вооружение 1 x 7.62 мм пулемёт ПКТ, 1 х 12.7 мм пулемёт КОРД 2 x 7.62 мм пулемёта MG3 2 x 7.62 мм пулемёта L94 и L37
Управляемое вооружение Рефлекс-М - -
Подвеска Торсионная Торсионная Гидропневматическая
Тип двигателя 12-цилиндровый дизель В-92С2 12-цилиндровый дизель MB 873 12-цилиндровый дизель CV-12
Мощность силовой установки, л. с. 1000 1500 1200
Максимальная скорость, км/ч 70 72 56
Запас хода, км (по шоссе) 550 550 400

Согласно цифрам, российский танк равен конкурентам по скорости хода и его запасу. В плане стратегической мобильности превосходит за счёт меньшего веса и габаритов, облегчающих транспортировку. Возможно, что более совершенный автомат заряжания “Леклерк” может дать ему некоторые преимущества в бою за счёт высокой скорострельности.


Стоит упомянуть и то, что систему заряжания Т-90 пришлось дорабатывать для возможности применения новых снарядов (большей длины), ограничивая боевые возможности ранних танков.

Достоинством российских танков (не только Т-90) считают наличие штатного осколочного снаряда.

У большинства западных конкурентов “многоцелевым” боеприпасом считается кумулятивно-осколочный снаряд, а британцы до сих пор используют бронебойно-фугасные. С другой стороны, американцы разработали для “Абрамс” и картечные, и бетонобойные снаряды.

Управляемое вооружение по-прежнему широкого распространения не имеет (можно назвать разве что израильские ракеты LAHAT). В то же время, до сих пор не известны случаи, когда танку пришлось применять ПТУР в бою.

Модификации

За линейными танками Т-90 последовал командирский вариант – Т-90К, оснащённый дополнительной радиостанцией и системой навигации. С 2004 года начались поставки Т-90А с более мощным двигателем, усиленной бронёй и улучшенными тепловизорами. В 2006 году и у этого танка появился командирский вариант Т-90АК, тоже с более мощным радионавигационным оборудованием.


Проект “Прорыв” привёл к появлению серьёзно переработанных танков Т-90. Башня модификации Т-90АМ получила отсек для размещения дополнительного боекомплекта, Среди других изменений – штурвал вместо рычагов управление и трансмиссия, автоматически переключающая передачи.

А версия Т-90М получила новую пушку 2А82 и другую компоновку – топливные баки и боекомплект перенесли, чтобы повысить живучесть.

Отдельно стоит упомянуть танки, созданные специально для экспорта. Т-90С и Т-90СК были в целом аналогичны оригинальному Т-90, но прожекторы системы “Штора” на них не устанавливались. Специально для Алжира производились модели Т-90СА и Т-90СКА. Доработанный для лицензионной сборки в Индии Т-90 получил даже имя собственное “Бишма”.


Новейший танк для экспортных поставок получил индекс Т-90СМ, и соответствует по своим данным танку Т-90АМ. Шасси Т-90 применяли для постройки инженерной техники: артиллерийских “самоходок” и РСЗО. Отдельного упоминания заслуживает оригинальная “Боевая машина огневой поддержки”, прикрывающая танки в бою.

Применение в боях и след в истории танкостроения

Есть заявления о Т-90, участвовавших в первой кампании в Чечне, но документальных подтверждений этому нет. А вот его участие в сирийском конфликте – факт. В Сирии применяются танки Т-90 российской армии.

За более чем два года были потеряны лишь 2 танка, и еще 2 выведены из строя.

Получило известность видео, запечатлевшее Т-90, оставшийся целым после попадания в его башню ракеты TOW. А вот опубликованное фото Т-90 с оторванной башней доказывает, что боеукладка остаётся его уязвимой зоной.


Пожалуй, правильно будет сказать, что Т-90 сам является “следом в истории танкостроения”. Следом, который оставили идеи, впервые материализованные в Т-64. Т-90 вобрал в себя всё лучшее от предшественников – безотказность Т-72, техническую “продвинутость” Т-80.

Танк Т-90 стал лучшей и наиболее мощной машиной в этой лестнице развития. И одновременно ознаменовал её завершение, когда был разработан полностью . При этом по своим боевым качествам Т-90 продолжает удерживаться на высоком уровне, и скорое снятие с вооружения ему не грозит.

Очень просто ругать Т-90, называя его “всего лишь модернизацией Т-72”. Но ведь и “Абрамс” и “Леопард” – совсем не новые танки, а модификации “самих себя” 30-летней давности.

Ирония: если бы за танком сохранилось обозначение Т-72БУ, никто бы и не заявлял, что старую машину выдают за новую.

Конечно, для контрпартизанских войн Т-90 не предназначался, но, во-первых, ни один из его конкурентов (за исключением, разве что, ) тоже для этих целей не задумывался. Во-вторых, в Сирии Т-90 показывает себя достойно. А преемственность конструкции и обеспечила возможность выпуска танка в тяжёлые для страны годы. На сегодняшний день он среди лучших образцов танков, и это бесспорно.

Видео

Основной боевой танк Т-90

История создания

Т-72Б серийного производство, которого было начато в 1985 году уже на момент своего создания оказался устаревшим по показателям комплекса управления огнем, так автоматизированная СУО на нем вообще отсутствовала. Т-72Б отставал как от зарубежных танков «Леопард-2» и «Абрамс» так и отечественных Т-80БВ, Т-64БВ, Т-80У и Т-80УД, производство которых велось во второй половине 80-х. Поэтому сразу после начала производства Т-72Б начались работы по его совершенствованию. Были разработаны различные варианты модернизации, включавшие установку комплекса управления вооружением 1А45 уже устанавливаемого на Т-80УД и Т-80У при сохранении существующей компоновки Т-72Б. Модернизированная машина получила индекс «Объект-188». Первые четыре танка поступили на испытания в 1989 году, еще два доработанных образца испытывали в 1990-ом.

Наряду с установкой 1А45 существовал и более простой вариант усовершенствования включавший модификацию танкового прицельного комплекса 1А40-1 и установку комплекса оптико-электронного подавления «Штора-1» .


Конструкция танка «Т-72Б усовершенствованный» не имела серьезных отличий от Т-72Б, а система 1А45 уже давно была отработана на танках разработанных ХКБМ им. Морозова и ленинградского «Спецмаша». По сути, в задачу конструкторов УКБТМ входило только установить готовый комплекс управления вооружением в танк Т-72Б . Но даже эта задача оказалась трудной для конструкторов УКБТМ, из-за чего, по мнению, как испытателей, так и танкистов рабочее поле наводчика и командира и эргономика их рабочих мест реализованы неудачно.

Танк был принят на вооружение в 1992 году после развала СССР. Изначально для этой достаточно скромной модернизации предполагалось и новое название «Т-88», которое позднее заменили на «Т-90».


Производство танков Т-90 для российской армии началось в 1992 году, в достаточно тяжелые для России времена, но благодаря покровительству президента России Б. Н. Ельцина до этого председателя Свердловского обкома финансирование завод получал. С 1992 по 1997 год для вооруженных сил России было выпущено около 120 танков Т-90. Первые машины попадали в учебные центры, Т-90 поступили на вооружение 21 Таганрогской ордена Суворова мотострелковой дивизии и 5 гвардейской донской танковой дивизии. В 90-е годы часть танков была разукомплектована, многие были не боеспособны. В середине 2000-х оставшиеся танки Т-90 были переведены из Сибири во 2-ою гвардейскую таманскую дивизию в Подмосковье и ряд учебных центров.


Для поставок за рубеж была разработана экспортная модификация танка Т-90С с усовершенствованными характеристиками. С 2004 года началось производство усовершенствованного Т-90А.

Огневая мощь

Основным вооружением Т-90 является 125-мм модернизированная гладкоствольная пушка-пусковая установка 2A46M-2.

Боекомплект танка - 43 выстрела из них 22 выстрела укладываются во вращающий транспортер автомата заряжания и 21 в немеханизированных укладках.

С пушкой спарен пулемет ПКТ калибра 7,62. Боекомплект пулемета 200 патронов (8 лент по 250 патронов). Стрельбу из спаренного с пушкой пулемета можно вести с места наводчика или командира.

Зенитный пулемет размещен на командирском люке, имеет дистанционное управление и предназначен для стрельбы по воздушным и наземным целям с закрытыми люками танка с места командира. Угол наведения по вертикали составляет от -5° до +70°, по горизонту - в диапазоне +/- 90° по курсу, или 360° вместе с башней танка. По вертикали в диапазоне углов от -3° до +30° пулемет стабилизирован. Боекомплект к зенитному пулемету 300 патронов (2 ленты в магазинах по 150 каждая).


Основным противотанковым вооружением Т-90 также являются бронебойные подкалиберные снаряды (3БM-22, 3БM-26, БМ-29, 3БM-42) и комплекс управляемого вооружения с выстрелами 3УБК14 и 3УБК20. Скорострельность - 6…8 выстрелов в минуту. Российские БПС из боекомплекта Т-90 отстают по бронепробиваемости от американских т.к. в основном были разработаны еще в 80-е годы при СССР.

Еще одним фактором, сдерживающим развитие боеприпасов повышенного могущества для танка Т-90 являются ограничения автомата заряжания (АЗ) по длине заряжаемого снаряда.

Танки Т-90, оснащенные КУВ 9К119 «Рефлекс» получают принципиально новые боевые возможности: дальность стрельбы ТУР в 2…2,5 раза превышает дальность ответного огня БПС любых современных танков. Это позволяет отечественным танкам выигрывать бой до входа в зону эффективного огня танков противника.


Комплекс управления огнем 1А45-Т состоит из дневного прицела наводчика 1Г46, ночного комплекса наводчика ТО1-КО1 с прицелом «Буран-ПА», прицельно-наблюдательного комплекса командира ПНК-4С, зенитного прицела ПЗУ-7, системы управления зенитной установкой 1ЭЦ29, баллистического вычислителя 1В528-1 с датчиками входной информации, стабилизатора вооружения 2Е42-4 и других устройств.


Дневной прицел наводчика 1Г46 имеет стабилизированную в двух плоскостях линию визирования, встроенный лазерный дальномер и канал управления управляемой ракетой.

Ночной прицельный комплекс ТО1-КО1 с прицелом ТПН-4 «Буран-ПА» с электронно-оптическим преобразователем.

Прицельно-наблюдательный комплекс командира ПНК-4С состоит из комбинированного дневно-ночного прицела командира ТКН-4С и датчика положения пушки. Комбинированный прицел командира ТКН-4С стабилизирован в вертикальной плоскости и имеет три канала: дневной однократный канал, дневной многократный канал с кратностью увеличения 8х и ночной канал с кратностью 5,4х. Командир может переключаться с дневного канала на ночной (с электронно-оптическим преобразователем) и обратно при помощи рычажка.


Зенитный прицел позволяет командиру вести огонь по воздушным целям из зенитно-пулеметной установки находясь под защитой брони башни.

Баллистический вычислитель 1В528-1 для расчета баллистических поправок автоматически учитывает сигналы, поступающие со следующих датчиков: скорости танка, угловой скорости цели, угла крена оси цапф пушки, поперечной составляющей скорости ветра, дальности до цели, курсового угла. Дополнительно для расчета вручную вводятся следующие параметры: температура окружающего воздуха, температура заряда, износ канала ствола, давление окружающего воздуха и др.

Недостатками комплекса управления огнем Т-90 являются погрешности стабилизации поля зрения ночного прицела, что затрудняет наблюдение и прицеливание в движении. Ночной прицел ТПН-4 имеет зависимую стабилизацию в обеих плоскостях.

На Т-90С и Т-90А установлена усовершенствованная система управления огнем с тепловизионным прицелом «Есса» условия для наблюдения за целью и прицеливание через второй прицел в движении не хуже, чем при работе через первый.

Защищенность Т-90

Конструкция башни с литой основой танка Т-90 аналогично применявшейся на Т-72Б. Пакеты наполнителя относится к «полуактивному» типу.

На лобовой части башнги танка Т-90 установлено 7 контейнеров и один блок динамической защиты, которые перекрывают менее половины лобовой проекции башни при курсовых углах обстрела 0°.

На крыше башни установлен 21 контейнер, защищающий от боеприпасов атакующих сверху.

В связи с неудачной схемой установки прожекторов-постановщиков помех из состава КОЭП «Штора-1» большой участок проекции башни в наиболее угрожающих секторах обстрела не защищен динамической защитой. Участки по бокам от амбразуры также защищены весьма слабо, одним контейнером и одной секцией уменьшенного размера.

Дальнейшая модернизация башни затруднена по причине значительного момента неуравновешенности башни (центр тяжести смещен вперед).

Бронирование корпуса Т-90 состоит из разнесенных преград из стали повышенной твердости и бронирования с использованием «отражающих листов» по принципу функционирования аналогичных пакету, применяемому в башне танка.


На верхней детали лобового узла установлена встроенная динамическая защита «Контакт-V» обеспечивающая защиту не только от кумулятивных ПТС а и от ОБПС.

На бортах корпуса установлены силовые экраны с встроенной динамической защитой.


Танки, оснащенные встроенной динамической защитой «Контакт-V» обеспечивают защиту от бронебойного подкалиберного снаряда (БПС) М829А1.

Характеристики сравнения

Тип

Страна-произво-дитель

Б.вес, т.

Бронепробиваемость (мм./60 0)

Защита экв. (мм.)

БПС

КС

от БПС

от КС

Т-90

РФ

46,5

220…300

670…700

1000

Комплекс оптико-электронного подавления «Штора-1»

Комплекс оптико-электронного подавления «Штора-1», обеспечивающий танку индивидуальную защиту от находящихся на вооружении большинства армий мира противотанковых управляемых ракет (ПТУР) с командными полуавтоматическими системами наведения типа «TOW», «Hot», «Milan», «Dragon» и лазерными головками самонаведения типа «Maverick», «Hellfiree», «Copper head» за счет создания активных помех их наведению. В доли секунды после попадания лазерного луча дальномера “противника” автоматика Т-90 звуковым сигналом предупредила экипаж об опасности и отстрелила в угрожаемом направлении гранату, которая, взорвавшись, создала плотное аэрозольное облако, полностью поглотившее танк. В результате лазерный дальномер потерял цель и ПТУР сбилась с курса.

Комплекс “Штора- 1” состоит из двух самостоятельных систем: дистанционной системы постановки аэрозольных образо вании, предназначенных для перекрытия полей зрения (аппаратурных и визуальных) систем наведения, использующих лазерный подсвет, и станции оптико-электронного противодействия ТШУ 1-7, предназначенной для организации ложных сигналов в контуре управления противотанковых снарядов с полуавтоматическими командными системами наведения.

Комплекс “Штора- 1” обеспечивает: постановку помех в виде модулированного инфракрасного излучения, воздействующего на полуавтоматическую систему управления ракетой; автоматический отстрел аэро-золеобразующей гранаты в направлении источника лазерного подсвета и перекрытие этого направления аэрозольной завесой, определение направления на источник лазерного подсвета и выдачу команды на поворот башни танка в указанном направлении, световую и звуковую сигнализацию при облучении танка лазерными целеука-зателями и дальномерами, постановку перед танком маскирующей аэрозольной завесы.


Станция оптико-электронного подавления ОТШУ-1, установленная на танке Т-90С, обеспечивает постановку помех в виде модулированного ИК-излучения в диапазоне длин волн 0.7-2.5 мкм в секторе +-20 градусов от оси канала ствола по горизонту и на 4.5 градуса - по вертикали.

Система постановки аэрозольной завесы реагируют на лазерное злучение в пределах 360 градусов по азимуту и -5...+25 в вертикальной плоскости. Аэрозольная завеса образуется на удалении 55- 70 метров через 3 секунды после отстрела гранат 3Д17. Время действия аэрозольного облака составляет около 20 секунд (по данным зарубежных источников). Вес системы - около 400 кг.

Тактические характеристики системы ШТОРА

Вероятность срыва прицельного наведения противотанкового оружия типов АТЛИС, ТАДС, ПЕЙВ-СПАЙК

днем 0,85

Вероятность срыва управляемых ракет с лазерной головкой самонаведения типа «Мейверик», «Хелфайр»

Вероятность срыва управляемых артиллерийских снарядов типа «Копперхед»

Вероятность срыва наведения целеуказателей с электронно-оптическим модулятором

0,8 - 0,9

Вероятность срыва наведения противотанковых управляемых ракет с телевизионными головками «Мейверик», «Хелфайр»

0,54

Вероятность срыва наведения противотанковых управляемых ракет типа «Милан», «Хот»

Повышение вероятности защиты от артиллерийских систем с лазерными дальномерами, в разах

1,3 - 3,0

Подвижность

На танке установлен двигатель В-84МС мощность 840 л.с. отличающийся от В-84-1 конструкцией выпускных коллекторов.

Семискоростная бортовая коробка передач (БКП), была разработана в начале 60-х годов для танка Т-64 под двигатель 5ТДФ, мощностью 700 л.с. В 70-е годы БКП была усилена под двигатели В-46, а затем и В-84 и В-92.

Естественно, что БКП разработанные в 60-х годах уже не полностью соответствуют современным требованиям. Из-за использования устаревшей схемы механизма поворота, роль которого выполняют бортовые ступенчатые коробки передач, маневренность российского танка Т-90 ниже, чем у зарубежных танков.

Кроме маневренности недостатком трансмиссии танка является низкая скорость заднего хода - 4,8 км/ч. На современных западных танках используется гидрообъемные механизмы поворота с цифровыми системами автоматического управления, обеспечено движение задним ходом до 30 км/ч.

Другим аспектом является удобство обслуживания танкового двигателя, в чем В-84 уступают зарубежным дизелям. Замена двигателя за-труднена из-за плохого доступа к нему в моторном отделении и необходимости проведения центро-вочных работ - замена двигателя заводской бригадой в составе 4 человек занимает 22.2 часа. Наличие гитары и необходимость центровки с ней других агрегатов затрудняет и усложняет ремонт-ные работы в моторно-трансмиссионном отделе-нии. Это не соответствовало требованиям, предъяв-ляемым к перспективной бронетанковой технике еще в 70-е годы.

Ходовая часть Т-90 аналогична применяемой на Т-72Б.

Тактико-технические характеристики

Параметр

Единица измерений

Т-90

Полная масса

46,5

Экипаж

чел.

Удельная мощность

л.с./т

Двигатель

Л.с.

В-84МС

Ширина танка

Удельное давление на грунт

кгс/см 2

0,94

Температурный режим работы

°С

40…+50 (со снижением мощности)

Длина танка

с пушкой вперед

мм

9530

корпуса

мм

6917

Ширина танка

по гусенице

мм

3370

по съемным защитным экранам

мм

3780

Высота по крыше башни

мм

2228

Длина опорной поверхности

мм

4270

Дорожный просвет

мм

426…470

Ширина колеи

мм

2790

Скорость движения

Средняя по сухой грунтовой дороге

км/ч

35…40

Максимальная по дороге с твердым покрытием

км/ч

На передаче заднего хода, максимальная

км/ч

4,18

Расход топлива на 100 км

По сухой грунтовой дороге

л, до

260…450

По дороге с твердым покрытием

л, до

на основных топливных баках

км

с дополнительными бочками

км

Боекомплект

Выстрелов к пушке

шт