Армии мира не так давно начали использовать боевые вертолеты. Собственно говоря, всего было создано 27 моделей этих машин. Но какая из них является лучшей на данный момент? Мы составили небольшой список, отбирая претендентов по нескольким важным параметрам. Во внимание принимался комбинированный показатель производительности, скорости, защиты, ловкости, огневой мощи и возможностей БРЭО. Все боевые вертолеты в этом списке - невероятно мощные машины смерти.

Ми-24

Россия Ми-24 остается одним из наиболее известных атакующих вертолетов во всем мире. Хотя производство машины прекратилось еще в 1991 году, он до сих пор эксплуатируется во многих странах. Вертолет оснащен двойной пушкой калибра 23 миллиметра и несет ракеты Штурм-В, Атака-В и Гермес-А.

Апач

США AH-64D Longbow Apache («Апач» по российской классификации) служит основным ударным вертолетом Армии США и является самым распространенным ударным вертолетом в мире. Его активно использовали во время войны в Персидском заливе. Вооружен «Апач» 30-мм пушкой M230, несет 16 ракет AGM-114L Hellfire 2, 4 Mistral 2 класса «воздух-воздух» и может быть оснащен противокорабельными ракетами.

Мангуст

Италия Первый ударный вертолет, разработанный в Европе. Agusta A129 Mangusta является двухместной легкой машиной, разработанной специально для атаки бронированных целей. Пара 20-мм пушек, пулеметы калибра 12.7 и 8 TOW-2A противотанковых ракет.

Пустельга

Южная Африка Вертолет Denel AH-2 Rooivalk предназначен для ударов по живой силе и технике противника, но также активно используется в качестве машины поддержки и сопровождения. На борту «Пустельга» несет пушку калибром 20 миллиметров, на 6 точек подвески монтируются управляемые ракеты класса «воздух-воздух» и «воздух-земля».

Z-10

Китай Китайский вертолет Z-10 Gunship является первым специализированным ударным вертолетом КНР. Считается, что Z-10 находится в том же классе, что и A-129 Mangusta и Rooivalk AH-2. Корпус вертолета имеет стандартную конфигурацию Gunship с узким фюзеляжем. Z-10 оснащен 30 мм пушкой и несет 10 противотанковых ракет HJ-9 или HJ-10.

Тигр

Франция/Германия Один из самых современных вертолетов мира Eurocopter Tiger в настоящее время состоит на вооружении Германии и Франции. Этот ударный двухмоторный вертолет среднего веса впервые был введен в эксплуатацию в 2003 году.

Ми-28

Россия Российский красавец «Ночной охотник» (Havok, «Опустошитель» по классификации НАТО) предназначен для поиска и уничтожения целей в условиях активного огневого противодействия танков противника. Максимальная скорость этого бронированного убийцы составляет 320 км/ч, что делает его весьма трудной целью. На вооружении «Ночного охотника» две 30-мм пушки и ракеты классов «воздух-воздух» и «воздух-земля».

Ка-52

Россия Хищные обводы «Аллигатора» способны напугать даже опытных пилотов противника. Этот мощнейший вертолет, являющийся одним из самых быстрых и самых современных в мире, использует 30-мм пушки, противотанковые ракеты ракеты Игла-5 класса «воздух-воздух» бронированного убийцы составляет 320 км/ч, что делает его весьма трудной целью. На вооружении «Ночного охотника» две 30-мм пушки и ракеты классов «воздух-воздух» и «воздух-земля».

Вайпер

США Bell AH-1Z Viper представляет собой современную версию AH-1 Cobra. Это единственный ударный вертолет с полностью интегрированным воздушно-ракетным потенциалом. 6 точек подвески, 16 управляемых ракет «воздух-земля» и 8 неуправляемых ракет AIM-9.

Представляю Вам пятерку лучших военных вертолетов мира.

Самый мощный

Ми-26 разработан в ОКБ Миля как многоцелевой тяжелый транспортный вертолет. Существует 16 модификаций машины как военного, так и гражданского назначения. «На гражданке» Ми-26 тушит пожары, эвакуирует больных, участвует в спасательных операциях, переносит на внешней подвеске многотонные грузы на строительстве, а также пассажиров – до 63 человек. В качестве военного участвует в десантировании, решает транспортные задачи. Существуют противолодочный, радиотехнический и командно-диспетчерский варианты исполнения.

Ми-26 имеет одновинтовую схему с рулевым винтом. Диаметр 8-лопостного несущего винта - 32 м, рулевого – 7,6 м. Два двигателя по 11400 л.с. поднимают в воздух 56-тонную машину с полезной нагрузкой в 20 тонн.

Максимальная скорость – 295 км/ч, крейсерская – 265 км/ч

Практический потолок – 6500 м

Дальность действия – 800 км.

Вертолет оснащен современными навигационными средствами, включая автопилот и систему гашения колебаний груза на внешней подвеске.

Ми-26 переносит 80 десантников с полной выкладкой, 60 носилок с ранеными, 20 тонн груза в кабине или 18,5 тонн на подвеске.

Экипаж – 5 человек.

Выпущено 310 машин.

Самый маневренный

В 1982 году совершил первый полет разработанный в ОКБ Камова ударный вертолет Ка-50 «Черная акула». Имеет фюзеляж и хвостовое оперение самолетного типа. Оснащен двумя соосными несущими винтами.

Машина уникальна рядом конструктивных особенностей, впервые в ней использованных, позволивших добиться превосходных летных и боевых характеристик. «Черная акула» делает мертвую петлю, а также маневр «воронка» - перемещение вокруг цели с изменением высоты на скорости 180 км/ч. За счет использования высокой автоматизации пилотирования и ведения огня Ка-50 управляется одним пилотом. На испытаниях «Черная акула» неподвижно зависала в воздухе на 12 часов без существенного участия пилота в ее стабилизации.

Существует режим маловысотного полета с автоматическим отслеживанием рельефа местности. Телевизионный и инфракрасный сенсоры позволяют определять цель, расположенную на удалении 20 км. В Ка-50 используется широкий набор огневых средств – от 30-мм пушки, разработанной для БМП-2, до ракет различного типа – противоракетных, противотанковых, зажигательных, а также фугасных авиабомб.

Максимальная взлетная масса – 10800 кг, масса вооружения – 3000 кг, из них на пилонах – 2000 кг.

Максимальная скорость – 315 км/ч, скорость на пикировании – 390 км/ч

Статический потолок – 4300 м, динамический потолок – 5700 м

Дальность – 545 км.

В 1997 году в воздух поднялся Ка-52 «Аллигатор», который был создан на базе «Черной акулы». Отличия заключатся в основном в использовании новых индикаторов на основе жидкокристаллических панелей. Также появилось дополнительное кресло-катапульта для второго пилота. Все летные характеристики те же самые.

Самый быстрый

Винтокрылая машина компании Lockheed AH-56 Cheyenne смогла подняться в воздух в 1972 году. Это был ударный вертолет для ВВС США, развивавший скорость в 407 км/ч. Однако в серию машина не пошла в связи с затягиванием сроков исполнения госзаказа и возникшими на этой почве финансовыми неурядицами.

Но машина достойна упоминания хотя бы потому, что никто более скоростного военного вертолета пока не создал. Было изготовлено 10 опытных образцов Cheyenne.

И практический потолок, достигнутый в этой разработке, также впечатляет – 7925 м.

Дальность – 1400 км

Взлетная масса – 7700 кг

Экипаж из двух человек был защищен бронеплитами.

Уникальная стрелковая станция позволяла контролировать 210 градусов окружающего пространства. Она включала в себя 12 перископов для наводки, систему ПТУР, лазерный дальномер и систему ночного видения.

Самый невидимый

Совместная разработка компаний Boeing и Sikorsky – разведывательно-ударный вертолет RAH-66 Comanche – стоила $2,8 млрд., а производство 1300 машин оценивалось в $36 млрд. В небо опытный образец поднялся в 1996 году. Это был самый дорогостоящий за всю историю вертолетный проект.

При создании этой машины наибольшее внимание уделялось ее низкой обнаружимости в радиолокационном, инфракрасном и оптическом участках спектра, а также снижению уровня шума, создаваемого двигателями и винтами. «Каманч» строился по технологии стелс с использованием композиционных материалов. Проблема инфракрасной «засветки» была решена за счет смешивания выбрасываемых горячих газов с забортным холодным воздухом.

В результате по параметру «эффективная площадь рассеивания» у «Каманча» в 360 раз лучше, чем у легендарного «Апача», и в 28 раз лучше, чем у наиболее необнаружимого до его появления «разведчика» Bell OH-58 Kiowa. По акустическим показателям RAH-66 также является чемпионом. Что касается визуальной маскировки, то в полете вертолет прячет внутрь все, что можно спрятать, включая пушку. Помимо этого машина весьма «худая» - ширина фюзеляжа составляет 2 метра.

Максимальная взлетная масса – 7900 кг, масса полезной нагрузки – 2300 кг

Максимальная скорость – 324 км/ч

Дальность действия – 280 км

Работой всех систем вертолета «ведает» мощный бортовой компьютер.

Однако, несмотря на потраченные средства и достижение прекрасного результата, машину так и не запустили в серийное производство. Одна из причин заключается в том, что было решено применять для разведывательных целей беспилотники. В начале века за счет развития цифровых технологий они приобрели высокие тактико-технические показатели.

Самый массовый и долгоживущий

Многоцелевой вертолет Ми-8, разработанный в ОКБ Миля, поднялся в воздух в 1961 году. Он стал не только самым массовым вертолетом военного и гражданского применения (к настоящему моменту выпущено более 13 тыс. машин), но и самым универсальным, и самым старым из серийно выпускаемых.

Вертолеты эксплуатируются более чем в 80 странах мира. К настоящему моменту ОКБ Миля создало более 60 различных модификаций машины, которая благодаря своей неприхотливости, легкости в обслуживании и хорошим летным данным используется чуть ли ни во всех сферах человеческой деятельности, где решаются транспортные задачи. (К данному семейству машин принадлежат вертолеты с базовым номером как Ми-8, так и Ми-171 и Ми-172).

Что же касается использования Ми-8 в армии, то существует транспортный вариант, ударный, штурмовой, десантный, миноукладчик, вертолет-амфибия, заправщик, разведчик, радиационно-химический разведчик, воздушный командный пункт, бронированный воздушный госпиталь, постановщик радиопомех.

Количество бойцов, которых берет на борт эта машина – от 18 до 32

Максимальная взлетная масса – 13000 кг

Мощность двигателей – от 2х1500 л.с. до 2х2000 л.с.

Максимальная скорость – 250 км/ч

Динамический потолок – от 4500 м до 6000 м

Дальность – от 480 км до 710 км.

Винтокрылые машины обрели в нынешнее время широкое распространение. Боевые вертолеты, которые впервые приняли участие в военных операциях времен Корейской войны, существенно повлияли на тактику ведения боя. Таким образом, использовать вертолеты стали все армии развитых стран. Эта универсальная техника способна также перевозить грузы различного назначения, принимать участие в поисково-спасательных, разведывательных операциях, осуществлять огневую поддержку пехоты.

Лучший вертолет в нашем понимании – это совершенный летательный аппарат, способный успешно выполнять поставленные перед ним задачи в различных условиях на пределе своих возможностей. В рейтинге лучших вертолетов мира находятся только варианты военной авиации, которые прошли суровую проверку в горячих точках.

Предлагаем ознакомиться с десяткой наилучших вертолетов

10-е место – Ми-26

  • Советский тяжелый транспортный вертолет.
  • Впервые поднят в воздух в 1977 г.
  • Выпущено 310 единиц.
  • Грузоподъемность – 80 десантников или 20 т груза.

Этот вертолет по габаритам самый крупный в мире. Достижение уникальных возможностей требовало применения оригинальных технических решений. Машину оснастили восьмилопастным несущим винтом, многопоточной силовой передачей, тремя видеокамерами для наблюдения за грузом, размещенным на внешней подвеске. Вертолет применяли во время ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Его эксплуатировали для монтажа укрытия, специально укрепив толстым слоем свинцовой радиозащиты. После проведения операции все Ми-26 захоронили в Чернобыльской 30-километровой зоне.

9-е место – Westland Lynx

  • Английский многоцелевой вертолет.
  • Впервые поднят в воздух в 1971 г.
  • Выпущено 400 единиц.
  • Способен нести на борту 10 десантников и подвесное оружие в виде 4 ПКР (морской вариант) или реактивные 70-мм снаряды «Гидра», 20-мм пушки и до 8 противотанковых ракет (сухопутный вариант).

Внешний вид «Линкса» напоминает представителя гражданской авиации, но, несмотря на это, он является одним из наиболее распространенных вертолетов палубного базирования. Westland Lynx эксплуатировали в Фолклендской войне и весьма удачно. Также «Линксы» использовали в зоне боевых действий на Балканском полуострове, для блокады побережья Югославии и в 1991 г. в Ираке, где с их помощью были потоплены десантный корабль, 4 пограничных катера, тральщик Т-43 и ракетный катер.
Но не только боевые заслуги делают машину уникальной, Westland Lynx в 1986 г. установил рекорд скорости всех вертолетов серийного производства, разогнавшись до 400 км/ч.

8-е место – Boeing CH-47 Chinook

  • Военно-транспортный тяжелый вертолет продольной схемы.
  • Впервые поднят в небо в 1961 г.
  • Выпущено 1179 единиц.
  • Грузоподъемность – 12 т или до 55 людей.

Важное свойство армии любой страны – ее мобильность. Если смотреть на транспортировку личного состава военных, то весомую роль в этом процессе играют вертолеты. Особенно в таком перемещении была потребность во время Вьетнамской войны – горный рельеф и большие перепады температур мешали осуществить переброску солдат другим способом. На выручку солдатам пришел вертолет «Чинук», который был создан по оригинальной продольной схеме с применением двух несущих винтов. Во время спасательных операций во Вьетнаме был установлен рекорд – на борт вертолета приняли 147 беженцев. Этот аппарат получил сленговое прозвище «летающий вагон». Его не бросали на поле боя, специализация CH-47 заключалась в транспортировке груза с кораблей на наземные базы. Интересный факт, что во время Вьетнамской войны «Чинкоки» эвакуировали подбитой техники на общую сумму 3 млрд $.

До сих пор вертолет остается на вооружении многих стран и активно эксплуатируется.

7-е место – Bell AH-1 Cobra

  • Ударный вертолет.
  • Впервые поднят в небо в 1965 г.
  • Выпущено 1116 экз.
  • Оснащен следующим вооружением: дистанционно управляемая установка с 2 пулеметами «Миниган», 70-мм НУРСы, ракеты класса «воздух-воздух», противотанковые ракеты TOW.

«Кобры» заслуженно называют охотниками за танками, что они подтвердили успешными миссиями по уничтожению наземной техники противника в Иране, Ираке, Афганистане и других горячих точках.

Этот аппарат впервые в мире изначально проектировался как ударный вертолет. Боковые проекции кабины управления защитили композитной броней. Вертолет Cobra комплектовался мощной прицельной установкой, хорошо проявившей себя в суровых метеоусловиях. Компактные размеры вертолета способствуют его базированию на авианосцах и универсальных десантных кораблях.

6-е место – Ми-24

  • Транспортно-военный самолет.
  • Впервые поднят в воздух в 1969 г.
  • Выпущено более 2000 ед.
  • Комплектуется встроенным вооружением в виде четырехствольного пулемета калибра 12,7 мм и подвесным вооружением: НУРСы, свободнопадающие бомбы, подвесные пушечные контейнеры, противоракетный комплекс.
  • Вместительность десантного отделения – до 8 человек.

Американцы, которые сумели перехватить Ми-24, утвердительно настаивают, что это не вертолет. Несмотря на визуальное сходство, если посмотреть на аппарат с технической точки зрения, его можно определить как гибрид вертолета и самолета. Аргументами этому факту является то, что Ми-24 не способен зависать на одном месте и взлетать без разгона. Большие пилоны играют роль самолетных крыльев, создавая дополнительную взлетную силу. Американские техники провели эксперимент и выяснили, что при помощи расставленных в стороны пилонов создается до 40 % подъемной силы. Также гибрид нужно пилотировать по «самолетной» технике. Во время спада подъемной силы необходимо несколько опустить нос, как на самолете.

В создании Ми-24 реализовалась идея «летающей БМП», поэтому в нем присутствует мощный комплекс вооружения, не типичный для других стандартных вертолетов. «Самолетные качества» позволили тяжеловесу Ми-24 войти в линейку самых быстрых военных вертолетов мира (максимальная скорость – 320 км/ч).

Вертолет участвовал в военных конфликтах в Кавказских горах и на Памире, стал символом Афганской войны.

5 место – Sikorsky CH-53E Super Stallion

  • Тяжелый транспортный вертолет.
  • Выпущено 115 ед.
  • Грузоподъемность – 13 т в грузовой кабине, до 14,5 т на внешней подвеске или до 55 десантников.

Этот вертолет – глубокая модернизация знаменитого CH-53 «Си Стэльен», построенного для удовлетворения нужд ВМС США. К исходной конструкции разработчики добавили третий двигатель и семилопастный несущий винт. Вертолет CH-53E получил прозвище «создатель урагана».

Также на нем была выполнена мертвая петля. Кроме транспортных миссий, летающая лодка использовалась как минный тральщик (модификация MH-53), эксплуатировалась в ходе поисково-спасательных операций (модификация HH-53). Вертолет оснащается системой дозаправки топлива в воздухе и может находиться в полете целые сутки. Помимо операций на воде, его активно использовали в наземных миссиях. СН-53 и СН-53E выполняли огневую поддержку пеших войск в Афганистане и Иране.

4-е место – Bell UH-1

  • Многоцелевой боевой вертолет.
  • Впервые поднят в воздух в 1956 г.
  • Выпущено свыше 16 000 ед.
  • Способен разместить на борту до 14 десантников или 1,5 т груза.

Данная винтокрылая машина стала символом Вьетнамской войны. Исходя из слов ветеранов, именно Bell UH-1 стал для них родным домом. Он перевозил солдат из одной боевой позиции на вторую, снабжал военных провизией и продовольствием, осуществлял огневую поддержку и вывозил раненых. Хоть боевые потери этого вертолета немаленькие (около 3000 единиц), боевое применение можно назвать удачным. За 11 лет войны, по статистике, было совершено 36 млн вылетов. Таким образом, потери составляли 1 вертолет на 18000 вылетов – впечатляющий результат, особенно если учесть то, что этот аппарат совсем не имеет брони.
До выпуска «Кобр» именно на него возлагалась задача нанесения ударных операций. Для этого машину оснастили парой пулеметов калибра 12,7 мм и 48 неуправляемыми ракетами на подвеске.
Bell UH-1 пополнил ряды армий 70 стран мира. Его часто показывают в различных голливудских боевиках.

3-е место - Ми-8

  • Многоцелевой вертолет.
  • Впервые поднят в воздух в 1961 г.
  • Выпущено свыше 17 000 ед.
  • Грузоподъемность: 24 человека или 3 т груза.
  • В боевых модификациях оснащался 2-3 пулеметами и до 1,5 т вооружения на внешней подвеске, к которому относятся свободнопадающие бомбы, неуправляемые ракеты калибра 57 мм и противотанковый комплекс.

Хоть и создан вертолет более чем полвека назад, до сих пор он пользуется спросом, собирая покупателей со всех регионов мира. Всего насчитывается три десятка военных и гражданских модификаций. Эксплуатируют его как разведывательный вертолет, миноукладчик, танкер, воздушный командный пункт и санитарный вертолет. Гражданские варианты состоят на учете авиакомпаний, используются в сельхозработах и службами по ликвидации чрезвычайных происшествий.
Вертолет Ми-8 обладает большой степенью универсальности и выдерживает условия как морозной Сибири, так и знойной Сахары. Он применялся во всех горячих точках: Афганистан, Чечня, Ближний Восток. Заменить легендарный вертолет пока нечем.

2-е место - Boeing AH-64 Apache

  • Ударный вертолет.
  • Впервые поднят в воздух в 1975 г.
  • Выпущено 1174 ед.
  • Встроенное вооружение представлено 30-мм автоматической пушкой. Подвесное вооружение состоит из 16 противотанковых ракет Hellfire, 76 НУРС или ракетных комплексов Stinger для воздушного боя.

«Апач» послужил прообразом для создания целого ряда современных ударных вертолетов. Удачно зарекомендовал он себя в знаменитой операции «Буря в пустыне», успешно борясь с танками. Стоит на вооружении и активно эксплуатируется ВВС Израиля.
Заменить «Апач» в израильской армии, скорее всего, придется российскому Ми-28Н, который имеет лучшие тактико-технические характеристики и выиграл тендер на поставку в Израиль в 2011 г.
В 2002 г. был сбит южнокорейский Boeing AH-64 Apache северокорейским Ми-35. Южная Корея судится с производителем по этому поводу за обновление всего парка этих вертолетов до версии Longbow.

1-е место - Sikorsky UH-60 Black Hawk

  • Многоцелевой вертолет.
  • Впервые поднят в воздух в 1974 г.
  • Выпущено 3000 ед.
  • Грузоподъемность – 1,5 т груза на борту и до 4 т на внешней подвеске. Десантный вариант способен разместить до 14 солдат.
  • Вооружен двумя пулеметами и четырьмя точками для подвески оружия. В комплекс вооружения входят НУРСы, контейнеры с 30-мм пушками, противотанковые «Хеллфайры». Морские варианты комплектуются противокорабельными ракетами AGM-119 Penguin и 324-мм торпедами.

«Черный ястреб» можно смело назвать вертолетом 21 века. Он предназначался для замены «Ирокез», параллельно велась разработка морской версии. В результате получился уникальный вертолет, который подходит для любого рода войск и обладает лучшими характеристиками в мире.
Кроме сухопутной версии UH-60, существуют 2 противолодочные модификации SH-60F и SH-60B (с гидроакустической станцией и магнитометром), модификация HH-60, выпущенная для специальных боевых спасательных операций, множество санитарных версий, постановщиков помех и т.д. Иногда его заказывают для трансфера чиновников высокого ранга и генералитета. Вертолет Sikorsky UH-60 Black Hawk активно экспортируется во все регионы мира.

«Черный ястреб» создан из прочных материалов и укомплектован новейшим оборудованием, что дает возможность его длительного хранения за пределами ангара.

Благодаря беспрецедентной по своим масштабам Госпрограмме вооружений до 2020 года уже третий год подряд российский ВПК занимает первое место в мире по темпам роста отрасли и второе место по объему экспорта вооружений и военной техники. Недавно опубликованный рейтинг крупнейших производителей оружия Стокгольмского института исследования проблем мира (SIPRI) включает шесть отечественных компаний, пять из которых (кроме ОАК) значительно улучшили свои показатели по сравнению с предыдущим исследованием. Первое место по объему экспортной выручки занял концерн ПВО «Алмаз-Антей» (5,51 млрд долларов), поднялось в рейтинге SIPRI на восемь строчек, 14-е место. Самым же «продвинувшимся» в списке оказался холдинг «Вертолеты России», который поднялся сразу на десять позиций вверх. В 2012 году он продал военной техники на 3,52 млрд долларов, поднявшись с 35-го на 25-е место. Самым востребованным продуктом компании стали ударные вертолеты Ка-52 «Аллигатор», ежегодный «заказ» на которые превышает 0,9 млрд долларов. Это абсолютный рекорд в современной истории. Давайте разберемся, в чем секрет успеха новой российской винтокрылой машины.

Фото РИА Новости

Ударный вертолет Ка-52 «Аллигатор» (по классификации НАТО Hokum B) является дальнейшим развитием знаменитого вертолета Ка-50 «Черная акула». Основное отличие Ка-52 от Ка-50 – наличие второго места для оператора вооружения, что расширяет функциональность Ка-52 от чисто ударного вертолета до разведывательной и командирской машины, способной выполнять разведку, целеуказание и координацию действий группы вертолетов. Однако если сравнивать его тактико-технические характеристики с мировыми аналогами, состоящими на вооружении других стран, то совершенно очевиден вывод о том, что российская разработка объективно является лучшим ударным вертолетом в мире. У этого аппарата есть длинный список непревзойденных качеств, которые недосягаемы даже для испытываемых сейчас перспективных аппаратов для армии США. Сравнительный анализ ТТХ Ка-52 с другими новейшими вертолетами мира дает однозначный ответ о его превосходств е по основным позициям, в том числе в сравнении с лучшим американским всепогодным боевым вертолетом AH-64D «Апач» .

Прежде всего это уникальная маневренность – он может летать даже хвостом вперед со скоростью 130 км/ч, боком – 100 км/ч, с овершать такие пилотажные маневр ы с огромными перегрузками, которые и не снились пилотам НАТО и США. Максимальная с корость Ка-52 – 370 км/ч – также самый высокий показатель на планете. Если рассказывать обо всех технических преимуществах нашего аппарата, придется писать книгу. Пожалуй, с реди основных «наилучших» характеристик стоит все-таки отметить его потрясающую всепогодность – он может летать даже в ураган со скоростью ветра до 140 км/ч и при этом четко удерживать свою позицию в воздухе по координатам РЛС и данных со спутника.

В «шарике» за остеклением кабины находи тся оптика обзорно-поисковой системы «Самшит», дневная телесистема для нормальной и низкой освещенности, тепловизор, лазер ный дальномер-целеуказатель, совмещенный с пеленгатором лазерного пятна для автоматического сопровождения цели и подсвета ее при движении и вертолета, и цели. Днем в хоро шую погоду «Самшит» позволяет обнаруживать и распознавать танк с расстояний до 15 км (американский Apach последнего поколения только на 12 км) . Носовой обтекатель заняла боль шая антенна РЛС «Арбалет-52», которая обнаруживает танк с дистанции 20 км, дает карту местности и предупреждает о пре пятствиях. Над втулкой винта установили малую антенну той же станции для обнаружения воздушных целей и других объектов – она обнаруживает даже снаряды противника и атакующие ракеты.

Взлетная мощность форсированного ТВЗ-117ВМА Ф составляет 2500 л.с., а на чрезвычайном режиме при отказе одного из двух двигателей другой выдает до 2800 л.с. Новая электрогидравлическая система регулирования повышает приемистость, устойчивость и надежность на переходных режимах и при пусках ракет. Реализован вывод из помпажа и «вращающегося срыва» компрессора, а также автоматиче ское восстановление режима при з аглохании.

Ка-52 оснащен новы м пр и цельно-пилотажны м и навигационны м комплекс ом «Аргумент-2000». В его состав вошли обзорно-пилотажная система, поисково -прицельная система ГОЭС-451. Они могут работать круглосу точно и в туман вместе с входящим в состав этого комплекса локатором «Арбалет-52», основная антенна которого уст анов лена в носовой части. Все оборудование, включая бортовой комплекс обороны, а также три радиостанции, систему засекречивания и аппаратуру передачи данных комплекс связи БКС-50, интегрировано в единое целое бортовой сетью БЦВМ «Багет-53» с открытой архитектурой, позволяющей без замены «железа» менять состав боевых систем, инсталлируя новый «софт».

Главным оружием боевог о вертолета является противотан ковый ракетный комплекс – ПТРК «Вихрь» . Его ракета 9А4172 с автоматизированным лазерным наведением уничтожает танк с броней, эквивалентной 900-мм плите из гомогенной стали, с дистанции до 3 км. Причем д инамическая защита – не преграда для ее тандемной кумулятивно-осколочно-фугасной БЧ. «Вихрь» превосходит даже аналогичную американскую ПТУР AGM-114A, которой так гордятся Штаты, но тульские оружейники уже создали модернизированный комплекс ударного вооружения (К УВ) «Вихрь-М» с семейством ракет 9М4172. Комплекс одной ракето й уничтожает танк с 1000-мм бро ней за динамической защитой с дальности от 400 м до 10 км с вероятностью 80%. У американской DARPA подобные характеристики пока заложены только на бумаге в качестве перспективного задания. Обеспечено круглосуточное поражение не только бронетехники, но и оборонительных сооружений штатной БЧ или новыми – осколочной и термобарической. Вертолет Ка-52 может накрыть серией ракет «Вихрь» четыре мишени за 30 секунд. КУВ «Вихрь-М» может вести огонь за пределами радиус а досягаемости самоходных ракет ных комплексов «Роланд», ПЗРК «Стингер», «Мистраль» и артиллерийских комплексов «Гепард» , состоящих сейчас на вооружении стран НАТО .

В арсенал Ка-52 введены и управляемые ракеты Х-25МЛ с тяжелой боевой частью, сп роектированные для ударных само летов. Классическим его вооружением остаются и неуправляемые ракеты – Ка-52 несет четыре блока Б-8В20 по двадцать 80-мм снарядов С-8, которые поставляются в 15 модификациях с БЧ кумулятивно-осколочного, объемно-детонирующего или фугасно-проникающего действия, а против пехо ты – со стреловидными поражающи ми элементами и т.д. Американский АН-64 также несет четыре блока НАР, но 19-зарядных, и ракеты в них слабее – калибра 68 мм. К роме легких снарядов С-8 наш Ка-52 может взять 10 тяжелых НАР С-13 калибра 422 мм или четыре С-24 (240 мм). Традиционным вооружением российских боевых вертолетов являются свободнопадающие авиабомбы, чего не предусмотрено для АН-64.

П реимуществом вооружения Ка-52 «Аллигатор» перед аналогичными вертолетами НАТО является также пушка 2А42. Американская М-230 ве дет огонь н а дальность до 1500 м, а дальность боя нашей пушки 4000 м, и поражающее действие российских снарядов выше, чем американских М789 и М79 9, – на дистанции 1500 м они про бивают 15-мм стальную броню при угле встречи 60 град усов – недосягаемый показатель в мире . Американ ское орудие использует специальные авиационные снаряды, и резервными типами являются боеприпасы авиап ушек – ан глийской ADEN или французской DEFA, но их баллистические данные еще ниже.

Разме щение пушки вблизи центра масс на Ка-52 повыша ет маневренность и скорость машины, а точность стрельбы получается в четыре раза выше, чем у АН-64. Кроме 2А42, Ка-52 может брать два подвесных контейнера УПК 23-250 с пушками ГШ-23Л, которые эффективны проти в легкобронированных целей и зе нитных установок на малых дальностях. В кабине Ка-52 установлен индикатор на фоне лобового стекла ИПС-28К. С его помощью можно стрелять не только по наземным, но и по маневрирующим воздушным целям. Камовский вер толет имеет и управляемые ракеты «воздух-воздух». Он несет четыре ракеты 9М39 «Игла-В». Эта моди фикация проверенного в бо ю переносного зенитного комплек са с пассивной головкой самонаведения надежно выделяет истинную цель при темпе отстрела ловушек по одной каждые 0,3 секунды при мощности их излучения, превышающей излучение самой цели.

Теперь главное – маневренность. Обычный вертолет расходует на компенсацию реактивного момента несущего рото ра рулевым винтом до 10-20% мощ ности двигателей, а при изменении режима работы силовой установки пилот должен регулировать тягу. Соосная схема таких потерь не допускает, а благодаря более высокому КПД ее энергетические хара ктеристики выше на 6-10%. Осо бенно важно это при разгоне с режима висения, например, при атаке из засады. Ее аэродинамическая симметрия улучшает устойчивость и управляемость, а отсутствие перекрестных аэродинамических связей между продольным и боковым движением и независи мость каналов управления упрощает пилотирование и делает его безопаснее. Летчик АН-64 или Ми-28 при изменении режима полета должен парировать перебалансировку машины креном и скольжением, а пилот Ка-52 на это не отвлекается и не расходует тягу силовой установки. Понижено и негативное влияние воздушных потоков. У соосного вертолет а меньше моменты инерции и боль ше управляющие моменты, что дает возможность выполнять более энергичные маневры с использованием нормальной перегрузки. Благодаря повышенной мощности продольного управления Ка-52 «зависает» в конце маневра. Все это позволяет ему делать невероятные «па» в воздухе – то, о чем пилоты других вертолетов только мечтают. Только Ка-52 может выполнить специфически й боев ой маневр – плоский разворот, энергичное изменение курса без использования нормальной перегрузки. Ка-52 летает со скольжением, недопустимым в схеме с РВ, и атакует обычный вертолет, просто поворачивая на него нос и не меняя курса. Он может устойчиво лететь хвостом вперед на скорости до 13 0 км/ч, а на скорости 230 км/ч углы скольжения достигают ±90 градусов. Противнику же, чтобы занять позицию для атаки, нужно разворачиваться «по-самолетному», тратя больше времени. Плоский разворот «носом против ветра» по зволяет безопасно садиться с ма лыми поступательными скоростями, когда аэродинамические приборы определения скорости не работают.

Энергетика и независимость каналов управления дают возможность Ка-52 непрерывно обстреливать цепь, постоянно перемещаясь вокруг нее с использованием маневра «ворон­ка». Он может атаковать внезапно, энергично обходя холмы по горизонтали (маневр «слалом ») или огибая их вертикально ма невром «дельфин», что позволяет уничтожать скорострельные зенитные установки, находясь в зоне их огня. Специальный режим работы РЛС «Арбалет-52» позволяет использовать эти приемы даже ночью. Менее жесткие огранич ения по угловым движениям позво ляют Ка-52 выполнять вертикальные маневры «косая петля», «кувырок», «восходящая бочка» с кренами до 140 град усов и углами тангажа 90 град усов .

Бронирование защища ет экипаж от огня 12,7-мм пулеметов и высокоэнергетических осколков снарядов и ракет. Топливная система предохранена от возгорания и взрыва топлива, а также от возникновения в баках гидравлического удара при аварийной поса дке. Летный эксперимент показал, что Ка-52 способен продолжать полет при полном разрушении хвостового оперения, тогда как АН-64 и другие современные вертолеты не сохраняют управ ляемость при выходе из строя хвостового винта. Не допустить поражения ракетами с тепловым самонаведением помогают экранно-в ыхлопные устройства, сни жающие, рассеивающие и искажающие тепловой след двигателей. Средства преду преждения об атаке ракетами, об лучении вертолета вражескими РЛС и лазерными системами целеуказания и помех овое оборудование сведены в бор товой комплекс обороны, управляемый компьютером.

Если вышли из строя оба двигателя, остается авторотация. Самолет в такой ситуации пл анирует, вертолет использует са мовращение ротора. Аэро динамическая симметрия и отсутс твие перекрестных связей в управлении делают посадку на авторотации безопаснее в сравнении с обычным вертолетом. Кроме того, экипаж Ка-52 защищен от удара. Если есть время выпустить шасси, то основную часть нагрузки воспримут его амортизаторы, а дальше стойки, ломаясь, защитят фюзеляж и кабину от тяжелых разрушений. Бронированная носовая часть сопротивляется деформации, а под креслами находятся специальные сминаемые блоки, которые гасят энергию падения. Есть и катапультируемые кресла К-37-800М. Они разработаны специал ьно для вертолетов с учетом спе цифики их применения и полностью испытаны на летающей лаборатории. При катапультировании специальное устройство «разрывает» остекление ка бины, а лопасти винтов отстрели ваются.

Бортовые системы и вооружение Ка-52 позволяют находить и поражать тщательно замаскированные, «тихие» неизлучающие объ екты, и это крайне важно в пери од, когда технология «стелс» активно внедряется на флоте и в сухопутных войсках. Возможность действий против наземных, морских и воздушных целей делает Ка-52 незаменимым и в наступлении, и в обороне, и в миротворческих операциях, и в борьбе с бандами боевиков.

Заказ на вертолеты Ка-52 для Министерства обороны России составляет 240 штук . В 2012 году изготовлен 21 вертолет , в 2013-м МО РФ получило еще 24, в 2014-м по плану будет 28. Около ста машин собирается принять на воо ружение Военно-морской флот для огневой поддержки морских десантов, сопровождения палубных транспортно-десантных вертолетов, уничтожения кораблей малого и средне го водоизмещения.

Подборка лучших на данный момент ударных вертолетов,стоящих на вооружении ведущих стран мира.

Да пришло время когда Китайская военная техника начала попадать в топы.CAIC WZ-10 первый Китайский ударный вертолет с тандемной кабиной,на вооружение был принят в 2011 году.Разрабатывался в сотрудничестве с КБ «Камов»,мелочь а приятно.CAIC WZ-10 приводят в движение два турбо двигателя,мощностью 1285 л.с каждый.Максимальная скорость 300 км/ч.

Прародитель всех Российских ударных вертолетов,легенда всех времен и народов,встречайте Ми 24!!! Год создания 1971.Способен перевозить до 8 человек.Максимальная скорость 335 км/ч.В зависимости о модификации оснащался пулеметами различных калибров а так же ракетами класса «Воздух-Воздух» и «Воздух-Земля».За все время выпущено около 3500 боевых машин.

Невероятно но ударные вертолеты так же производят и в….Южной Африке.На вооружение этой страны стоит целых 12 машин.Создан на базе Аerospatiale puma.Максимальная скорость 309 км/ч.Основное вооружение состоит из 20 мм пушек боекомплектом из 700 снарядов, а так же из управляемых и не управляемых ракет.

Bell Ah 1 Super Сobra детище Американской военной машины.Думаю те кто играл в Battlefield Vietnam сразу узнали этого винтокрылого,именно его донор,Bell Ah 1 Cobra оказывал воздушную поддержку войскам США в кровопролитной войне с Вьетнамом.Bell Ah 1 Super cobra и по сей день составляет основу ударной вертолетной авиации США,хотя и был разработан в 80 х.Максимальная скорость 282 км/ч.Вооружение стандартное для данного типа вертолетов:20 мм пушки боекомплектом из 750 снарядов и ракеты различных классов.

A129 Разработан Итальянскими конструкторами из Agusta.Так что Итальянцы могут делать не только спортивные авто но и крутые вертолеты.Кстати это первый вертолет который был полностью самостоятельно разработан в Западной Европе.Максимальная скорость 250 км/ч.Приводится в движение турбо двигателями Rolls Royce Gem 2-1004D (881 л.с)

AH 1Z Viper по сути более навороченная модификация Bell Ah 1 Super Сobra.Имеет модернизированную систему наведения,прицеливания и ведения огня.Был принят на вооружение относительно недавно в 2011 году.Максимальная скорость 287 км/ч.Имеет два весьма мощных двигателя мощностью 1723 л.с каждый.

Eurocopter Tiger еще один европеец,создан в союзе Германии с Францией.Начало производства 2002 год.Стоит на вооружение следующих стран:Германия,Франция,Австралия,Испания.Оснащается двумя турбовальными двигателями мощность каждого составляет 1285 л.с Максимальная скорость 278 км/ч.Имеет на вооружении 30 мм пушку.

МИ 28Н Известный как Ночной Охотник,глубоко модифицированная версия МИ 28.Принят на вооружение в 2013 году.По многим техническим показателям не имеет аналогов в мире.Имеет самое современное оборудование.Способен работать в самых тяжелых метеоусловиях.Вертолет очень живучий так как практически все оборудование продублировано.Развивает 300 км/ч,благодаря двум двигателям с суммарной мощностью 4400 л.с!!! На вооружение 30 мм пушка а так же ракеты.

AH64D Apache Longbow Безусловно один из лучших вертолетов в истории авиа строения.Оснащается самыми современными электронными системами.У этого вертолета имеется на вооружении внимание….70 мм пушка(!!!) Так же он может нести до 16 ракет различных классов.Максимальная скорость 265 км/ч.Мощность двигателей 1890 л.с каждый.Отмечу что этот вертолет особенно ярко себя проявил в войне в Персидском Заливе.

AH64D Apache Longbow конечно хорош,но все же лучшим пожалуй является отечественный KA 52 Alligator.Имеет абсолютно уникальную маневренность и огромную огневую мощь.В KA 52 реализована система соосных винтов,благодаря чему вертолет способен выполнять фигуры высшего пилотажа.Он способен выполнять боевые задачи в абсолютно любых погодных условиях и даже в ураган! Суммарная мощность двигателей составляет 5000 л.с. Вооружен противотанковой ракетной системой «Вихрь» пробивающей 900 мм броню.Так же имеет не имеющую аналогов в мире 30 мм пушку которая способна пробить 15 мм броню с расстояния до 1,5 км.Спасибо КБ «Камов» за безопасноть наших рубежей.