Самой уродливой герцогиней в истории, согласно отзывам современников, считается по сей день тирольская герцогиня Маргарита Маульташ. Маульташ - прозвище данное ей, надо заметить, недругами, которое может трактоваться как "рот-пельмень". Средневековые нормы красоты для женщины серьезно отличались от современных, и судить точно насколько была безобразна герцогиня, мы не можем, так как прижизненных ее портретов не сохранилось, но по замечаниям современников Маргарита была как минимум очень некрасива лицом.


Маргарита родилась в 1318 году и была единственным выжившим ребенком своего отца - тирольского герцога Генриха Хорутанского. Старшая сестра ее умерла в возрасте 8 лет. Мать умерла когда Маргарите было 2 года. Следующая жена отца так и не сумела подарить мужу детей, и вообще оказалась слаба здоровьем, так что даже не дожила даже до своего 21-летия. Так девочка оказалась и единственной наследницей тирольского герцогства, а герцогство в то время, это было вполне самостоятельное маленькое независимое государство, со своими законами, парламентом высшей знати, экономикой, войском, и Маргарите предстояло возглавить его как самодержавной правительнице.

Уже в детстве родственники и придворные стали отмечать что девочка мягко говоря "лицом не вышла" хотя и в остальном была обычным ребенком, может даже более сообразительным чем сверстники. Отец не проявлял особой заботы по отношению к дочери, предоставив ее воспитание нянькам и воспитательницам, что было вполне в духе того времени. Он был уже не молод и часто болел. Посматривая иногда на некрасивую дочку-лягушонка, когда няньки приводили ее на поклон, он лишний раз уязвлял себя мыслями о том не смог произвести на свет наследника, которому бы мог передать трон, а будущее этой девочки было весьма туманно, так как Габсбурги давно мечтали пополнить землями Тирольского герцогства к свои владения, что было бы сделать несравнимо проще при отсутствии сильного правителя. А какой из женщины просто правитель, не то что сильный даже?

Когда Маргарите исполнилось 11 лет отец договорился о ее браке с 8-летним Иоганном Генрихом, третьим сыном короля Чехии, чтобы обеспечить поддержку чешской династии. Мальчику не очень то понравилась Маргарита. Она была уже достаточно росла для своего возраста, и по сравнению с 8-летним мужем казалась великаншей, вдобавок она была еще и некрасива. В то время, когда сверстницы начинают расцветать, Маргарита, казалось, только подурнела. Те ее недостатки, что раньше сглаживал детский возраст, детям ведь простительно быть любыми, как будто только явственнее проступили лишь только Маргарита вступила в пору невест.

К моменту когда умер отец Маргарите едва исполнилось 17. Ее юному мужу на тот момент было 14 и они жили раздельно, номинально лишь считаясь мужем и женой. И вот произошло то чего так боялся ее отец. Австрийский герцов Альбрехт, как только узнал о смерти правителя Тироля, оккупировал Каринтию и Крайну - западные и южные части Тироля, Но против раздела своей страны выступили сами тирольцы. Юная Маргарита теперь неожиданно проявила себя как мудрый правитель, произнеся в Лантгаге пламенную речь и выстпив резко против раздела своей страны. Маргариту поддержали и знать и простой народ. Вспыхнуло восстание с требованием восстановления на престоле законной наследницы., Австрийцы и баварцы были вынуждены покинуть страну и признать Маргариту правительницей Тироля.

Утвердив свое право на престол, Маргарита занялась обустройством герцогства. Народ сразу полюбил свою новую герцогиню, налоговое бремя ослабло, процветала торговля и строились города. Маргарита хотела мира своему народу, и вела разумную внешнюю политику, заручившись поддержкой короля Баварии. Со своим законным мужем же герцогиня не провела и дня под одной крышей. Супруги были супругами лишь формально. Иоанн же не принимал никакого участия в управлении герцогством, проводя время в компании любовниц и собутыльников.

Судьба все таки не была слишком жестока к Маргарите, и, пожалев для нее женской красоты, она одарила ее любовью и семейным счастьем. Избранником 25-летней герцонини стал принц Баварии Людвиг которому на тот момент шел 28 год. Мы точно не знаем с чего именно начался их роман, как долго до этого длилось их знакомство, и чем Маргарита увлекла принца, но уже один тот факт что они начали жить открыто вместе как муж и жена, несмотря на то что герцогиня формально была замужем за другим, может говорить о многом. Это был вызов обществу и церкви. Формальному мужу Маргариты было предложено убраться восвояси, что он и поспешил сделать осыпая проклятиями неблагодарнуюб супругу. Недоброжелатели тут же настрочили доносы в Рим о неподобающем поведении герцогини и ее любовника. Из Рима пришло письмо — оба и Маргарита и Людвиг были отлучены от церкви. Причем если для Маргариты отлучение не наносило никаког вреда, она и не отличалась никогда набожностью, то для Людвига отлучение означало что он никогда не сможет занять отцовский престол Императора Священной Римской Империи, теряет право на корону и трон.

Впрочем когда Иоганн, бывший муж герцогини озаботился продолжением рода и решил жениться второй раз, их брак с Маргаритой был успешно аннулирован, по причине что муж и жена так и не стали фактически мужем и женой, то есть брак не был консумирован. Правда отлучение с Маргариты и Людвига снято не было и папской курия не признавала их супружеский союз. А их четверо детей считались незаконорожденными. Толь спустя 10 лет, дипломатическими усилиями, а так же подкупами церковных чиновников удалось добиться от церкви снятия отлучения с пары.

Тем не менее Маргарита успела нажить множество врагов среди духовенства, а особо среди многочисленной родни бывшего супруга. Собственно именно они и придумали обидное прозвище «Маультаж», и вели как бы сейчас назвали “информационную войну» - распространяя слухи что герцогиня безобразна как никто другой, а вдобавок еще и распутна. Эти слухи и сплетни пережили саму Маргариту, и еще добрые триста лет после ее смерти люди помнили что Маргарита Маультаж была самой безобразной на свете женщиной, так что даже в 1816 году Яков Гримм, один из известных братьев сказочников, собрал немало легенд о ней "безобразной герцогине", которых хватило на целый сборник.

УПД: вот нашла еще и такой материал о ней: 1. Впервые Маргариту назвали безобразной в каком-то третьем баварском продолжении "Саксонской всемирной хроники" в 1366 году. Это факт, но. Автор хроник (Эйке фон Репгове или кто-то из его родственников) был идеологическим противником герцогини, посмевшей ослушаться папу римского Климента VI, и потому предвзятым, если судить хотя бы вот по этому его высказыванию: "...кто противится папе и не может быть принужден церковным судом, того император обязан принудить при помощи светского суда, чтобы был послушен папе" ("Саксонское зеркало"). Но чем же она вызвала гнев Ватикана? - тем, что потребовала развода, сославшись на фиктивность брака. В Средние века для признания брака недействительным (развод в чистом виде не допускался церковью вообще) уважительными причинами считались измена, большая разница в возрасте, близкое родство, неодолимое отвращение, импотенция и отсутствие наследников. Причём требовали развода обычно мужья, жёны должны были мириться с удовольствиями, перечисленными в списке. Поэтому официально отсутствие супружеских отношений между Маргаритой Тирольской и Иоганном Генрихом можно было объяснить либо импотенцией мужа, либо "неодолимым отвращением", вызванным безобразностью и распущенностью жены. Папа римский Климент VI колебался недолго: в наказание за неповиновение он объявил Маргариту Тирольскую одновременно и уродиной, и шлюхой, что и означает слово "маульташ". Если бы герцогиня и в самом деле была уродливой шлюхой, это было бы подозрительно удобно для её врагов. Слишком удобно, чтобы быть правдой. 2. Наконец, Маргариту Тирольскую просто традиционно принято считать "самой уродливой женщиной в истории". Но, как сказали бы юристы, эта информация "с чужих слов", то есть из того же отравленного источника. И потому ценность её ничтожна. Но откуда же взялись её портреты? вот этот, например, самый известный: Это так называемый "Портрет уродливой герцогини". И слизан он с одного из гротескных набросков. Леонардо Да Винчи. И только в 1777 году очередная копия наброска превратилась в портрет герцогини Тироля. А потом уже это было подхвачено ушлыми фотографами. Так что с этого момента можно считать герцогиню если и не раскрасавицей, то и не маульташ! - она пала жертвой гендерного бракоразводного пиара. И есть изображение, которое предположительно может быть прижизненным портретом Маргариты Тирольской вот оно Это фреска в замке братьев фон Вангенов Не красотка, да. Но наверно не совсем уж безобразная:)

Хранящаяся в Лондонской национальной галерее.

В начале XVI века задолго до братьев Агостино и Аннибале Каррачи , живописцев, считающихся основателями этой новой формы искусства, карикатура - оптическое искажение человеческого облика, в особенности лица, явно документировала психосоциальную потребность перенести на полотно для порицания и высмеивания определенные черты человеческой натуры.

Деформация и даже деструкция черт лица - носа, рта, лба или ушей вызывает чувство смеха по причине вскрываемой слабости персонажа - желание видеть себя, несмотря на преклонный возраст, молодой, желанной соблазнительницей, и привлекать к себе восторженные взгляды. Портрет работы Квентина Массейса несущий характерные гротесковые формы изображения, представляет собой с композиционной точки зрения типичный для Нидерландов и Италии XV века образец.

Старуха в огромном чепце и дряблой грудью, сжатой шнуровкой корсета, за парапетом, на который она положила левую руку, а в правой держит бутон, что подчеркивает насмешку художника над своей героиней. Сомнительно, что полотно действительно является портретом. Картина скорее всего основана на не дошедшей до наших дней работе, которую, возможно, и Леонардо использовал для своего раннего рисунка. По утверждению исследователей Леонардо имел ненасытный интерес к необычным лицам, уродцам, которые для него были еще более интригующими из-за его работы над системой идеальных пропорций тела.

Новый идеал красоты не допускал случайностей во внешности. В них виделось отклонение от общественно принятых идеалов. Массейс методически сконструировал свою «Старуху» по принципам систематического отступления от идеала красоты. Этот взятый за основы метод соответствует экспериментам по деформации в книге Дюрера «Эскизы пропорции».

Смешной для современников частью портрета Массейса являлась одежда. Подобный чепец носили до 1450 года, что видно из портрета Яна ван Эйка, изображающего его жену Маргариту.

Своими гротесковыми псевдопортретами Леонардо и Массейс создали прецедент, когда образ, не имеющий ничего общего с оригиналом, может быть использован в различных сатирических целях. Так встречается он в различных графических репродукциях, например, под названием «Королева Туниса» у Вацлава Холлара или как портрет Маргариты Тирольской. Наконец, в XVII столетии как портрет сестры Папы Пия VI, принцессы Порчии, которая с войском иезуитов пыталась спасти религию.

Это часть статьи Википедии, используемая под лицензией CC-BY-SA. Полный текст статьи здесь →

Один из авторов блога, помимо всего, трудится научным редактором портала Indicator.Ru. Каждый день у нас публикуется текст из истории науки. Сегодня у нас " ", которым мы с удовольствием делимся. 203 года назад родился Джеймс Педжет - один из основателей патологоанатомии.

Сэр Джеймс Педжет

Джеймс Педжет родился в 1814 году в Грейт-Ярмуте (Англия) в большой семье судовладельца и пивовара. Его брат, Эдвард Педжет, который был старше Джеймса на четыре года, также достиг успехов на научном поприще, получив место профессора медицины в Кембриджском университете и опубликовав ряд работ об эпилепсии и обмороках. За свои заслуги он стал рыцарем-командором почетнейшего ордена Бани (интересно, что его название связано с мытьем, поскольку раньше частью обряда посвящения было символическое купание).

Джеймс учился в дневной школе Ярмута. Родители в будущем хотели бы видеть сына офицером военно-морского флота, но в 16 лет юноша отправился учиться к врачу общей практики, у которого проработал четыре с половиной года, посвящая свободное время ботанике. За это время он собрал обширную коллекцию образцов флоры Восточного Норфолка, а к концу обучения вместе с одним из братьев опубликовал очень подробный и точный «Очерк естественной истории Ярмута и соседних областей».

В октябре 1834 Джеймс был принят студентом в лондонский госпиталь Святого Варфоломея (старейшую больницу в Лондоне, основанную в 1123 году). Там он описал первый из известных журнальных клубов (по-английски journal club - сообщество, где разбирают и обсуждают свежие научные публикации по специальности). Студенты-медики при госпитале были во многом предоставлены сами себе, но Педжет от этого только выиграл: в 1835 и 1836 он завладел всеми возможными наградами. В первую же зимнюю сессию студент в ходе своей работы обнаружил возбудителя смертельного заболевания трихинеллеза, которым оказался миниатюрный (около полутора миллиметра в длину) круглый червь Trichinella spiralis, передающийся через инфицированное мясо (чаще всего свинину) и поражающий мышцы жертвы.


Модель круглого червя Trichinella spiralis
David Ludwig/Wikimedia Commons

После сдачи экзаменов в Королевском хирургическом колледже Педжет получил право заниматься врачебной практикой, но тут ему пришлось столкнуться с суровой действительностью: талантливый студент при всех своих знаниях не мог найти место и был слишком беден, чтобы принимать пациентов на дому (отец Джеймса к этому времени нес большие убытки и никак не мог его поддержать). Следующие семь лет Педжет был вынужден жить на грани нищеты, всего на 15 фунтов в год, пробавляясь публикациями в медицинских журналах и составлением музейных каталогов. Возможно, последнее и помогло Джеймсу выкарабкаться: он стал смотрителем больничного музея при госпитале, а с 1838 года - демонстратором анатомических патологий в этом музее.

Затем Педжет был назначен лектором при диспансере для малоимущих в Финсберри, где преподавал общую и микроскопическую анатомию и физиологию. Кроме того, ему нужно было присматривать за теми студентами, которые проживали на территории этого небольшого колледжа. Восемь лет Педжет провел, практически не выходя за ворота госпиталя, настолько он был занят своей работой.

Только после 1847 года наш герой наконец стал ассистентом хирурга и смог посвятить больше времени врачебной практике. Карьера его пошла в гору: тщательно изучив все важнейшие работы по физиологии на английском, французском, датском, немецком, итальянском языках, он стал одним из крупнейших физиологов и патологических хирургов своей эпохи, впервые сделав ключевым инструментом исследования патологий микроскоп, в том числе при работе с опухолями. В 1858 Педжет был назначен дополнительным хирургом при дворе королевы Виктории, а в 1863 - постоянным хирургом принца Уэльского. У Джеймса была самая обширная врачебная практика в Лондоне, и он редко работал меньше 16 часов в сутки. Коллеги считали его экспертом в области опухолей, проблем с костями и связками, отправляя к нему самых «сложных» пациентов для постановки диагноза и вынесения окончательного решения.

В 1871 году Педжет поранился, проводя посмертное вскрытие, и чуть было не умер от инфекции, из-за чего его принудили оставить врачебную практику, чтобы не подвергать жизнь знаменитого врача риску. После этого ученый получил баронетство, почетную степень Кембриджского университета, стал президентом Королевского хирургического колледжа, опубликовал множество своих лекций и других трудов, а умер только в 1899 году, более 20 лет спустя.


«Уродливая герцогиня»
Квентин Массейс

В честь Педжета названо немало заболеваний, которые он впервые описал. Самое известное из них, которое чаще всего называют просто болезнью Педжета, поражает одну или несколько костей тела (в отличие, например, от остеопороза, который затрагивает все). При тяжелых формах заболевания костный мозг может замениться фиброзной тканью, а кости деформируются. Самый известный случай заболевания медики связывают с одной из самых популярных картин Национальной галереи в Лондоне, «Уродливой герцогиней», ставшей прототипом для создания образа герцогини первым иллюстратором «Алисы в стране чудес» Джоном Тенниелом.


Иллюстрация к одной из глав «Алисы в стране чудес»
Джон Тенниел

Первоначально этот портрет женщины, черты лица которой искажены из-за деформации костей черепа, воплощающей собой старость, считался полностью сатирической работой. Открытое платье с корсетом, стягивающим дряблое тело, 60 лет назад вышедший из моды чепчик, кокетливая розочка в руке и самоуверенное выражение лица изобличали старух, пытающихся выдавать себя за молоденьких привлекательных девушек. Мало кто из искусствоведов защищал идею о реальности прототипа, а приписывали картину сначала Леонардо да Винчи, у которого были найдены похожие эскизы, а затем Квентину Массейсу, который предположительно мог написать картину по наброскам Леонардо, с которым он часто обменивался работами, где были запечатлены уродства. Однако в 2008 году хирурги из Лондонского университетского колледжа тщательно изучили работу и привели свои доводы в пользу версии о том, что на картине изображена жертва редкой формы болезни Педжета, у которой вместо костей нижней части тела оказался поражен череп. Исследователи также поддержали версию, согласно которой работы была сначала выполнена Массейсом, а потом уже копирована в виде эскиза самим да Винчи или кем-то из его учеников.

Сам же Педжет вряд ли когда-то мог бы позволить себе подобное ироническое отношение к жертвам болезни, хотя порой врачебный интерес и любопытство ученого руководили его действиями в большей мере, нежели человеческие качества. Рассказывают о случае, когда при вскрытии тела Эдвина Бартлетта, в отравлении которого подозревали его жену, в желудке покойного Джеймс Педжет обнаружил жидкий хлороформ. Если бы Эдвина отравили, дав ему выпить хлороформа, он бы чувствовал сильное жжение в горле и должен был бы кричать, но, по словам свидетелей, мужчина умер в тишине, и никаких криков в ту ночь не было слышно. Поэтому следствие за недостатком улик оправдало его вдову Аделаиду. Однако когда процесс был завершен, патологоанатом заметил: «Сейчас, когда ее признали невиновной в убийстве и не могут привлечь к ответственности снова, она должна рассказать нам в интересах науки, как она это сделала!».

Как хирург прошел путь от полунищенского существования до королевского двора, где в Лондоне можно увидеть изображение герцогини, больной названной в его честь болезнью, и как наш герой поучаствовал в расследовании таинственного убийства, читайте в ежедневной рубрике сайт «История науки».

Джеймс Педжет родился в 1814 году в Грейт-Ярмуте (Англия) в большой семье судовладельца и пивовара. Его брат, Эдвард Педжет, который был старше Джеймса на четыре года, также достиг успехов на научном поприще, получив место профессора медицины в Кембриджском университете и опубликовав ряд работ об эпилепсии и обмороках. За свои заслуги он стал рыцарем-командором почетнейшего ордена Бани (интересно, что его название связано с мытьем, поскольку раньше частью обряда посвящения было символическое купание).

Джеймс учился в дневной школе Ярмута. Родители в будущем хотели бы видеть сына офицером военно-морского флота, но в 16 лет юноша отправился учиться к врачу общей практики, у которого проработал четыре с половиной года, посвящая свободное время ботанике. За это время он собрал обширную коллекцию образцов флоры Восточного Норфолка, а к концу обучения вместе с одним из братьев опубликовал очень подробный и точный «Очерк естественной истории Ярмута и соседних областей».

В октябре 1834 Джеймс был принят студентом в лондонский госпиталь Святого Варфоломея (старейшую больницу в Лондоне, основанную в 1123 году). Там он описал первый из известных журнальных клубов (по-английски journal club - сообщество, где разбирают и обсуждают свежие научные публикации по специальности). Студенты-медики при госпитале были во многом предоставлены сами себе, но Педжет от этого только выиграл: в 1835 и 1836 он завладел всеми возможными наградами. В первую же зимнюю сессию студент в ходе своей работы обнаружил возбудителя смертельного заболевания трихинеллеза, которым оказался миниатюрный (около полутора миллиметра в длину) круглый червь Trichinella spiralis , передающийся через инфицированное мясо (чаще всего свинину) и поражающий мышцы жертвы.

Модель круглого червя Trichinella spiralis

David Ludwig/Wikimedia Commons

После сдачи экзаменов в Королевском хирургическом колледже Педжет получил право заниматься врачебной практикой, но тут ему пришлось столкнуться с суровой действительностью: талантливый студент при всех своих знаниях не мог найти место и был слишком беден, чтобы принимать пациентов на дому (отец Джеймса к этому времени нес большие убытки и никак не мог его поддержать). Следующие семь лет Педжет был вынужден жить на грани нищеты, всего на 15 фунтов в год, пробавляясь публикациями в медицинских журналах и составлением музейных каталогов. Возможно, последнее и помогло Джеймсу выкарабкаться: он стал смотрителем больничного музея при госпитале, а с 1838 года - демонстратором анатомических патологий в этом музее.

Затем Педжет был назначен лектором при диспансере для малоимущих в Финсберри, где преподавал общую и микроскопическую анатомию и физиологию. Кроме того, ему нужно было присматривать за теми студентами, которые проживали на территории этого небольшого колледжа. Восемь лет Педжет провел, практически не выходя за ворота госпиталя, настолько он был занят своей работой.

Только после 1847 года наш герой наконец стал ассистентом хирурга и смог посвятить больше времени врачебной практике. Карьера его пошла в гору: тщательно изучив все важнейшие работы по физиологии на английском, французском, датском, немецком, итальянском языках, он стал одним из крупнейших физиологов и патологических хирургов своей эпохи, впервые сделав ключевым инструментом исследования патологий микроскоп, в том числе при работе с опухолями. В 1858 Педжет был назначен дополнительным хирургом при дворе королевы Виктории, а в 1863 - постоянным хирургом принца Уэльского. У Джеймса была самая обширная врачебная практика в Лондоне, и он редко работал меньше 16 часов в сутки. Коллеги считали его экспертом в области опухолей, проблем с костями и связками, отправляя к нему самых «сложных» пациентов для постановки диагноза и вынесения окончательного решения.

В 1871 году Педжет поранился, проводя посмертное вскрытие, и чуть было не умер от инфекции, из-за чего его принудили оставить врачебную практику, чтобы не подвергать жизнь знаменитого врача риску. После этого ученый получил баронетство, почетную степень Кембриджского университета, стал президентом Королевского хирургического колледжа, опубликовал множество своих лекций и других трудов, а умер только в 1899 году, более 20 лет спустя.

«Уродливая герцогиня»

Квентин Массейс

В честь Педжета названо немало заболеваний, которые он впервые описал. Самое известное из них, которое чаще всего называют просто болезнью Педжета, поражает одну или несколько костей тела (в отличие, например, от остеопороза, который затрагивает все). При тяжелых формах заболевания костный мозг может замениться фиброзной тканью, а кости деформируются. Самый известный случай заболевания медики связывают с одной из самых популярных картин Национальной галереи в Лондоне, «Уродливой герцогиней», ставшей прототипом для создания образа герцогини первым иллюстратором «Алисы в стране чудес» Джоном Тенниелом.

Иллюстрация к одной из глав «Алисы в стране чудес»

Джон Тенниел

Первоначально этот портрет женщины, черты лица которой искажены из-за деформации костей черепа, воплощающей собой старость, считался полностью сатирической работой. Открытое платье с корсетом, стягивающим дряблое тело, 60 лет назад вышедший из моды чепчик, кокетливая розочка в руке и самоуверенное выражение лица изобличали старух, пытающихся выдавать себя за молоденьких привлекательных девушек. Мало кто из искусствоведов защищал идею о реальности прототипа, а приписывали картину сначала Леонардо да Винчи, у которого были найдены похожие эскизы, а затем Квентину Массейсу, который предположительно мог написать картину по наброскам Леонардо, с которым он часто обменивался работами, где были запечатлены уродства. Однако в 2008 году хирурги из Лондонского университетского колледжа тщательно изучили работу и привели свои доводы в пользу версии о том, что на картине изображена жертва редкой формы болезни Педжета, у которой вместо костей нижней части тела оказался поражен череп. Исследователи также поддержали версию, согласно которой работы была сначала выполнена Массейсом, а потом уже копирована в виде эскиза самим да Винчи или кем-то из его учеников.

Сам же Педжет вряд ли когда-то мог бы позволить себе подобное ироническое отношение к жертвам болезни, хотя порой врачебный интерес и любопытство ученого руководили его действиями в большей мере, нежели человеческие качества. Рассказывают о случае, когда при вскрытии тела Эдвина Бартлетта, в отравлении которого подозревали его жену, в желудке покойного Джеймс Педжет обнаружил жидкий хлороформ. Если бы Эдвина отравили, дав ему выпить хлороформа, он бы чувствовал сильное жжение в горле и должен был бы кричать, но, по словам свидетелей, мужчина умер в тишине, и никаких криков в ту ночь не было слышно. Поэтому следствие за недостатком улик оправдало его вдову Аделаиду. Однако когда процесс был завершен, патологоанатом заметил: «Сейчас, когда ее признали невиновной в убийстве и не могут привлечь к ответственности снова, она должна рассказать нам в интересах науки, как она это сделала!».

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

К:Картины 1513 года

«Уродливая герцогиня» - картина Квентина Массейса , хранящаяся в Лондонской национальной галерее .

Карикатура как новая форма искусства

При всем рационализме попытки эмпирически воспроизвести окружающую нас реальность, портрет по-прежнему производит магическое воздействие на наблюдателя. В начале XVI века задолго до братьев Агостино и Аннибале Каррачи , живописцев считающихся основателями этой новой формы искусства, карикатура - оптическое искажение человеческого облика, в особенности лица, явно документировала психосоциальную потребность перенести на полотно для порицания и высмеивания определенные черты человеческой натуры.

Новый идеал красоты не допускал случайностей во внешности. В них виделось отклонение от общественно принятых идеалов. Массейс методически сконструировал свою «Старуху» по принципам систематического отступления от идеала красоты. Этот взятый за основы метод соответствует экспериментам по деформации в книге Дюрера «Эскизы пропорции».

Смешной для современников частью портрета Массейса являлась одежда. Подобный чепец носили до 1450 года, что видно из портрета Яна ван Эйка , изображающего его жену Маргариту.

См. также

Напишите отзыв о статье "Уродливая герцогиня"

Примечания

Ссылки

  • в базе данных Лондонской Национальной галереи (англ.)

Отрывок, характеризующий Уродливая герцогиня

Соня, Наташа спали, не раздеваясь, в диванной. В эту ночь еще нового раненого провозили через Поварскую, и Мавра Кузминишна, стоявшая у ворот, заворотила его к Ростовым. Раненый этот, по соображениям Мавры Кузминишны, был очень значительный человек. Его везли в коляске, совершенно закрытой фартуком и с спущенным верхом. На козлах вместе с извозчиком сидел старик, почтенный камердинер. Сзади в повозке ехали доктор и два солдата.
– Пожалуйте к нам, пожалуйте. Господа уезжают, весь дом пустой, – сказала старушка, обращаясь к старому слуге.
– Да что, – отвечал камердинер, вздыхая, – и довезти не чаем! У нас и свой дом в Москве, да далеко, да и не живет никто.
– К нам милости просим, у наших господ всего много, пожалуйте, – говорила Мавра Кузминишна. – А что, очень нездоровы? – прибавила она.
Камердинер махнул рукой.
– Не чаем довезти! У доктора спросить надо. – И камердинер сошел с козел и подошел к повозке.
– Хорошо, – сказал доктор.
Камердинер подошел опять к коляске, заглянул в нее, покачал головой, велел кучеру заворачивать на двор и остановился подле Мавры Кузминишны.
– Господи Иисусе Христе! – проговорила она.
Мавра Кузминишна предлагала внести раненого в дом.
– Господа ничего не скажут… – говорила она. Но надо было избежать подъема на лестницу, и потому раненого внесли во флигель и положили в бывшей комнате m me Schoss. Раненый этот был князь Андрей Болконский.

Наступил последний день Москвы. Была ясная веселая осенняя погода. Было воскресенье. Как и в обыкновенные воскресенья, благовестили к обедне во всех церквах. Никто, казалось, еще не мог понять того, что ожидает Москву.
Только два указателя состояния общества выражали то положение, в котором была Москва: чернь, то есть сословие бедных людей, и цены на предметы. Фабричные, дворовые и мужики огромной толпой, в которую замешались чиновники, семинаристы, дворяне, в этот день рано утром вышли на Три Горы. Постояв там и не дождавшись Растопчина и убедившись в том, что Москва будет сдана, эта толпа рассыпалась по Москве, по питейным домам и трактирам. Цены в этот день тоже указывали на положение дел. Цены на оружие, на золото, на телеги и лошадей всё шли возвышаясь, а цены на бумажки и на городские вещи всё шли уменьшаясь, так что в середине дня были случаи, что дорогие товары, как сукна, извозчики вывозили исполу, а за мужицкую лошадь платили пятьсот рублей; мебель же, зеркала, бронзы отдавали даром.
В степенном и старом доме Ростовых распадение прежних условий жизни выразилось очень слабо. В отношении людей было только то, что в ночь пропало три человека из огромной дворни; но ничего не было украдено; и в отношении цен вещей оказалось то, что тридцать подвод, пришедшие из деревень, были огромное богатство, которому многие завидовали и за которые Ростовым предлагали огромные деньги. Мало того, что за эти подводы предлагали огромные деньги, с вечера и рано утром 1 го сентября на двор к Ростовым приходили посланные денщики и слуги от раненых офицеров и притаскивались сами раненые, помещенные у Ростовых и в соседних домах, и умоляли людей Ростовых похлопотать о том, чтоб им дали подводы для выезда из Москвы. Дворецкий, к которому обращались с такими просьбами, хотя и жалел раненых, решительно отказывал, говоря, что он даже и не посмеет доложить о том графу. Как ни жалки были остающиеся раненые, было очевидно, что, отдай одну подводу, не было причины не отдать другую, все – отдать и свои экипажи. Тридцать подвод не могли спасти всех раненых, а в общем бедствии нельзя было не думать о себе и своей семье. Так думал дворецкий за своего барина.
Проснувшись утром 1 го числа, граф Илья Андреич потихоньку вышел из спальни, чтобы не разбудить к утру только заснувшую графиню, и в своем лиловом шелковом халате вышел на крыльцо. Подводы, увязанные, стояли на дворе. У крыльца стояли экипажи. Дворецкий стоял у подъезда, разговаривая с стариком денщиком и молодым, бледным офицером с подвязанной рукой. Дворецкий, увидав графа, сделал офицеру и денщику значительный и строгий знак, чтобы они удалились.
– Ну, что, все готово, Васильич? – сказал граф, потирая свою лысину и добродушно глядя на офицера и денщика и кивая им головой. (Граф любил новые лица.)