Хранящаяся в Лондонской национальной галерее.

В начале XVI века задолго до братьев Агостино и Аннибале Каррачи , живописцев, считающихся основателями этой новой формы искусства, карикатура - оптическое искажение человеческого облика, в особенности лица, явно документировала психосоциальную потребность перенести на полотно для порицания и высмеивания определенные черты человеческой натуры.

Деформация и даже деструкция черт лица - носа, рта, лба или ушей вызывает чувство смеха по причине вскрываемой слабости персонажа - желание видеть себя, несмотря на преклонный возраст, молодой, желанной соблазнительницей, и привлекать к себе восторженные взгляды. Портрет работы Квентина Массейса несущий характерные гротесковые формы изображения, представляет собой с композиционной точки зрения типичный для Нидерландов и Италии XV века образец.

Старуха в огромном чепце и дряблой грудью, сжатой шнуровкой корсета, за парапетом, на который она положила левую руку, а в правой держит бутон, что подчеркивает насмешку художника над своей героиней. Сомнительно, что полотно действительно является портретом. Картина скорее всего основана на не дошедшей до наших дней работе, которую, возможно, и Леонардо использовал для своего раннего рисунка. По утверждению исследователей Леонардо имел ненасытный интерес к необычным лицам, уродцам, которые для него были еще более интригующими из-за его работы над системой идеальных пропорций тела.

Новый идеал красоты не допускал случайностей во внешности. В них виделось отклонение от общественно принятых идеалов. Массейс методически сконструировал свою «Старуху» по принципам систематического отступления от идеала красоты. Этот взятый за основы метод соответствует экспериментам по деформации в книге Дюрера «Эскизы пропорции».

Смешной для современников частью портрета Массейса являлась одежда. Подобный чепец носили до 1450 года, что видно из портрета Яна ван Эйка, изображающего его жену Маргариту.

Своими гротесковыми псевдопортретами Леонардо и Массейс создали прецедент, когда образ, не имеющий ничего общего с оригиналом, может быть использован в различных сатирических целях. Так встречается он в различных графических репродукциях, например, под названием «Королева Туниса» у Вацлава Холлара или как портрет Маргариты Тирольской. Наконец, в XVII столетии как портрет сестры Папы Пия VI, принцессы Порчии, которая с войском иезуитов пыталась спасти религию.

Это часть статьи Википедии, используемая под лицензией CC-BY-SA. Полный текст статьи здесь →

Маргарита Маульташ (1318-3 октября 1369. Маульташ - прозвище) - последняя правительница независимого графства Тироль(с 1335 по 1365 гг)и, согласно популярной традиции, самая уродливая женщина, вошедшая в историю.
Сегодня о её внешности сказать что-то определённое крайне трудно, ведь единственное прижизненное изображение Маргариты Тирольской: на её личной печати - стройная женщина в полный рост, черты лица разобрать невозможно... зато с уверенностью можно утверждать, что эта женщина обладала сильным характером и большим мужеством.

печать Маргариты Тирольской, примерно 1366г

Маргарита была второй дочерью Генриха Хорутанского, короля Чехии (1307-1310), герцога Каринтии и графа Тироля (1310-1335), её старшая сестра умерла в возрасте восьми лет в 1325 году. В 1330 году одиннадцатилетняя Маргарита была выдана замуж за семилетнего Иоганна Генриха, младшего сына чешского короля Яна Люксембургского и будущего маркграфа Моравии.


Портрет Иоанна Генриха, маркграфа Моравии. Петер Парлер и мастерская. Между 1379-1386, Собор святого Вита, Прага

Братьев у Маргариты не было и после смерти отца она стала единственным представителем Горицко-Тирольской династии, но в соответсвии с договором, заключённого между Габсбургами и Горицко-Тирольским домом 1282 год, в случае прекращения мужской линии последнего его владения должны были перейти к Габсбургам. Австрийский герцог Альбрехт II немедленно оккупировал Каринтию и Крайну, однако в Тироле столкнулся с сопротивлением соседней Баварии, также претендующей на наследие Генриха Хорутанского. Согласно австро-баварскому договору 1335 года Каринтия и Южный Тироль отходили к Австрии, а северный Тироль - к Баварии. Но против раздела своей страны выступили сами тирольцы. Вспыхнуло восстание с требованием восстановления на престоле законной наследницы. Австрийцы и баварцы были вынуждены покинуть страну и признать Маргариту правительницей Тироля.

Молодая графиня нашла поддержку как у местной аристократии, так и у ландтага (Ландтаг, земельный парламент - это орган, члены которого избраны из представителей народа) Тироля, который именно в это время начал усиливать своё влияние на политику, превращая Тироль в сословную монархию.

В ноябре 1341 года при поддержке тирольского дворянства, вступившего в тайный союз с императором Священной Римской империи Людвигом Баварским, Маргарита изгнала из Тироля своего мужа Иоганна Генриха. Одновременно было объявлено, что супруги не состояли в фактических брачных отношениях. На этом основании император объявил брак недействительным. Ей тогда было 23 года... по нашим меркам совсем ещё юная девушка...


Людвиг V, герцог Баварии

Маргарита вышла замуж за его старшего сына Людвига V Виттельсбаха, маркграфа Бранденбурга 10 сентября 1342 года в Мерано.
И хотя отсутствие фактических брачных отношений в Европе традиционно учитывалось церковью как уважительная причина для развода, папская курия настаивала на сохранении брака между Маргаритой и Иоганном Генрихом, а её новое супружество вызвало негодование политического противника Людвига Баварского Папы римского Климента VI. Маргарита и её муж были отлучены от церкви, а на Тироль был наложен интердикт(временное запрещение всех церковных действий и треб (например, миропомазания, исповеди, бракосочетаний, евхаристии), налагаемое папой или епископом). В Средние Века сама угроза подобного наказания была подчас очень действенным методом политического давления.

Скандальные обстоятельства изгнания первого мужа и новый брак тирольской графини стали широко известены в Европе. Ещё бы! ведь это был первый в истории средних веков "светский брак"! Уильям Оккам и Марсилий Падуанский выступили в защиту Маргариты и её первого в истории средних веков «светского брака». Марсилий Падуанский написал сочинение, в котором утверждал, что император имеет право давать развод. С другой стороны, папа Климент VI, воспользовался этим инцидентом для того, чтобы опорочить своего противника и его семью и ослабить позиции императора в Европе.

В марте 1347 года Карл Люксембургский, брат первого мужа Маргариты, ставший к тому времени императором Священной Римской империи, вторгся в её владения и осадил замок Тироль. Однако Карл так и не сумел взять его и, отступая, преследуемый Людвигом, разорил Мерано и Боцен. Позже Карл помирился с Людвигом и Маргаритой. О эти удивительные Средние Века! Ну, подумаешь, повоевали немного...

В 1348 году Иоганн Генрих, желая вступить в новый брак, обратился к папе с просьбой о разводе с Маргаритой. Причиной указывальсь кровное родство мужа и жены, Иоганн Генрих также признавал, что брак так и не был осуществлён, но отвергал обвинения в импотенции. Развод был оформлен 21 июля 1349 года. Однако ещё десять лет действовало отлучение от церкви Маргариты и Людвига и столько же не признавался папской курией их супружеский союз. Людвиг V, не желая конфликта с Габсбургами, восстановил мирные отношения с Австрией. При поддержке Альбрехта II, ходатайствовавшего перед папой Иннокентием VI, в 1359 году отлучение было отменено.

В 1347 году муж Маргариты стал герцогом Баварии. Это резко увеличило баварское влияние в Тироле и создало предпосылки для дальнейшего объединения государств. В 1361 году Людвиг V скончался и соправителем Маргариты в Тироле стал их сын МейнхардIII.

В 1360-ых гг. давление со стороны Габсбургов на Маргариту Тирольскую усилилось. Австрийский герцог Рудольф IV, которому Карлом IV в своей Золотой булле 1356 г (законодательный акт Священной Римской империи) отказал в праве быть даже курфюрстом, вёл активную кампанию за усиление влияния Австрии в Европе и расширение её территории. Тироль был для него важнейшим регионом, обеспечивающим связь между обширными владениями Габсбургов в Подунавье и их наследственными землями в Швабии.
В 1363 году у Маграриты неожиданно умирает сын, Мейнхард III, и, уступив австрийскому давлению, Маргарита передаёт свои владения Рудольфу IV Габсбургу.

Причиной её отречения были указаны «особые обстоятельства» и «слабость женского пола». Бавария пыталась воспрепятствовать установлению австрийской власти над Тиролем и вторглась на территорию графства, однако успех сопутствовал Габсбургам, которые в 1364 году разбили баварцев. В 1369 году Бавария официально отказалась от своих претензий, получив за это огромную денежную компенсацию. Таким образом Тироль навсегда потерял свою независимость и был включён в состав Австрийской монархии.

Остаток жизни Маргарита провела при австрийском дворе и в 1369 году в возрасте пятидесяти одного года скончалась в Вене. Один из районов Вены носит её имя: Вена-Маргаретен. По условию Рудольфа IV Маргарита не должна была больше посещать Тироль.

"Что остаётся от сказки потом, после того, как её рассказали?"
По описанию её современника, хрониста Иоганна фон Винтертура, Маргарита была очень красивой женщиной и на картине первой половины XVI века она предстаёт перед нами женщиной весьма миловидной. На гравюре конца XVI века образ Маргориты тоже довольно нейтральный.

Маргарита, графиня Тироля и герцогиня Баварии. Портрет первой половины XVI века


Bildnis der Margarethe Maultasch von Dominicus Custos (Kupferstich, 1599)

Своё прозвище, Маульташ, Маргарита получила ещё при жизни: впервые оно упомянается в 1366 году. Его значение можно понимать по-разному: «Маульташ» (нем. Maultasch), в буквальном переводе «пельмень», видимо, намёк на её непривлекательную внешность (Маульташи - популярное блюдо в Южной Германии). Существует другая интерпретация - «проститутка», «порочная женщина». Так её характеризовали политические противники и церковь. Некоторые историки считают, что оно произошло от названия замка Маргариты в Южном Тироле. С первой четверти XV века утвердилось мнение, что у Маргариты был уродливый рот, чем она и заслужила своё прозвание.
Есть мнение, что образу, оставшемуся в истории, Маргарита обязана именно своим политическим противникам и церкви, но так или иначе в историю Маргарита вошла как безобразно некрасивая женщина.

Рисунок Леонардо да Винчи


Уродливая герцогиня. Квентин Массейн, около 1513г

Образ «самой уродливой женщины в истории» не мог не найти своего отражения в искусстве. В 1816 году Якоб Гримм, один из братьев Гримм, собрал легенды о Маргарите Тирольской, опубликовав их в сборнике «Немецкие саги»(к сожалению, этот сборник на русском языке пока недоступен).
Старуха в огромном чепце и дряблой грудью, сжатой шнуровкой корсета, вот какой предстаёт Маргарита на рисунке Леонардо да Винчи и, в последствии на картине Квентина Массейса "Уродливая герцогиня", который воспользовался рисунком да Винчи, как моделью, а ещё позже портрет «Уродливой герцогини» вдохновил Джона Тенниела на создание образа Герцогини в его знаменитых иллюстрациях к книге Льюиса Кэррола «Алиса в стране чудес».


Королева Туниса. Вацлав Холлар(1607-1677)

Между прочим, своими гротесковыми псевдо-портретами Леонардо и Массейс создали прецедент, когда образ не имеющий ничего общего с оригиналом может быть использован в различных сатирических целях. Так встречается он в различных графических репродукциях, например, под названием «Королева Туниса» у Вацлава Холлара(1607-1677) или как портрет Маргариты Тирольской. Так что можно сказать, что карикатурный образ Маргариты стал некоторым символом уродства, оставшемся в веках.


Иллюстрация к "Алисе в стране чудес". Джон Тенниел.1865

Карикатура как новая форма искусства

При всем рационализме попытки эмпирически воспроизвести окружающую нас реальность, портрет по-прежнему производит магическое воздействие на наблюдателя. В начале XVI века задолго до братьев Агостино и Аннибале Каррачи , живописцев считающихся основателями этой новой формы искусства, карикатура - оптическое искажение человеческого облика, в особенности лица, явно документировала психосоциальную потребность перенести на полотно для порицания и высмеивания определенные черты человеческой натуры.

Новый идеал красоты не допускал случайностей во внешности. В них виделось отклонение от общественно принятых идеалов. Массейс методически сконструировал свою «Старуху» по принципам систематического отступления от идеала красоты. Этот взятый за основы метод соответствует экспериментам по деформации в книге Дюрера «Эскизы пропорции».

Смешной для современников частью портрета Массейса являлась одежда. Подобный чепец носили до 1450 года, что видно из портрета Яна ван Эйка , изображающего его жену Маргариту.

Рисунок, Леонардо

Портрет жены, Ян ван Эйк

«Уродливая герцогиня» — картина Квентина Массейса, хранящаяся в Лондонской национальной галерее.

Карикатура как новая форма искусства

При всем рационализме попытки эмпирически воспроизвести окружающую нас реальность, портрет по-прежнему производит магическое воздействие на наблюдателя. В начале XVI века задолго до братьев Агостино и Аннибале Каррачи, живописцев считающихся основателями этой новой формы искусства, карикатура — оптическое искажение человеческого облика, в особенности лица, явно документировала психосоциальную потребность, ненависть и агрессию по отношению к определенным личностям символически перенести на полотно и сделать их посмешищем посредством деформации их «чучел».

Подобная деформация черт лица — носа, рта, лба или ушей вызывает чувство смеха по причине определенного представления о стандарте красоты. Эти нормы превратились в общественные идеалы и любое отклонение от этих норм рассматривалось как нечто отталкивающее, ненатуральное.

Портрет работы Квентина Массейса несущий характерные гротесковые формы изображения, представляет собой с композиционной точки зрения типичный для Нидерландов и Италии XV века образец.Описание

Старуха в огромном чепце и дряблой грудью, сжатой шнуровкой корсета за парапетом, на который она положила левую руку, а правую выпрямляет жестикулируя. Сомнительно, что полотно действительно является портретом. Картина скорее всего основана на не дошедшей до наших дней работе, которую, возможно, и Леонардо использовал для своего раннего рисунка. По утверждению исследователей Леонардо имел ненасытный интерес к необычным лицам, уродцам, которые для него были еще более интригующими из-за его работы над системой идеальных пропорций тела.

Новый идеал красоты не допускал случайностей во внешности. В них виделось отклонение от общественно принятых идеалов. Массейс методически сконструировал свою «Старуху» по принципам систематического отступления от идеала красоты. Этот взятый за основы метод соответствует экспериментам по деформации в книге Дюрера «Эскизы пропорции».Смешной для современников частью портрета Массейса являлась одежда. Подобный чепец носили до 1450 года, что видно из портрета Яна ван Эйка, изображающего его жену Маргариту.

Интересные факты

Своими гротесковыми псевдо-портретами Леонардо и Массейс создали прецедент, когда образ, не имеющий ничего общего с оригиналом, может быть использован в различных сатирических целях. Так встречается он в различных графических репродукциях, например, под названием «Королева Туниса» у Вацлава Холлара или как портрет Маргариты Тирольской. Наконец в XVII столетии как портрет сестры Папы Пия VI, принцессы Порчии, которая с войском иезуитов пыталась спасти религию.

Самой уродливой герцогиней в истории, согласно отзывам современников, считается по сей день тирольская герцогиня Маргарита Маульташ. Маульташ - прозвище данное ей, надо заметить, недругами, которое может трактоваться как "рот-пельмень". Средневековые нормы красоты для женщины серьезно отличались от современных, и судить точно насколько была безобразна герцогиня, мы не можем, так как прижизненных ее портретов не сохранилось, но по замечаниям современников Маргарита была как минимум очень некрасива лицом.


Маргарита родилась в 1318 году и была единственным выжившим ребенком своего отца - тирольского герцога Генриха Хорутанского. Старшая сестра ее умерла в возрасте 8 лет. Мать умерла когда Маргарите было 2 года. Следующая жена отца так и не сумела подарить мужу детей, и вообще оказалась слаба здоровьем, так что даже не дожила даже до своего 21-летия. Так девочка оказалась и единственной наследницей тирольского герцогства, а герцогство в то время, это было вполне самостоятельное маленькое независимое государство, со своими законами, парламентом высшей знати, экономикой, войском, и Маргарите предстояло возглавить его как самодержавной правительнице.

Уже в детстве родственники и придворные стали отмечать что девочка мягко говоря "лицом не вышла" хотя и в остальном была обычным ребенком, может даже более сообразительным чем сверстники. Отец не проявлял особой заботы по отношению к дочери, предоставив ее воспитание нянькам и воспитательницам, что было вполне в духе того времени. Он был уже не молод и часто болел. Посматривая иногда на некрасивую дочку-лягушонка, когда няньки приводили ее на поклон, он лишний раз уязвлял себя мыслями о том не смог произвести на свет наследника, которому бы мог передать трон, а будущее этой девочки было весьма туманно, так как Габсбурги давно мечтали пополнить землями Тирольского герцогства к свои владения, что было бы сделать несравнимо проще при отсутствии сильного правителя. А какой из женщины просто правитель, не то что сильный даже?

Когда Маргарите исполнилось 11 лет отец договорился о ее браке с 8-летним Иоганном Генрихом, третьим сыном короля Чехии, чтобы обеспечить поддержку чешской династии. Мальчику не очень то понравилась Маргарита. Она была уже достаточно росла для своего возраста, и по сравнению с 8-летним мужем казалась великаншей, вдобавок она была еще и некрасива. В то время, когда сверстницы начинают расцветать, Маргарита, казалось, только подурнела. Те ее недостатки, что раньше сглаживал детский возраст, детям ведь простительно быть любыми, как будто только явственнее проступили лишь только Маргарита вступила в пору невест.

К моменту когда умер отец Маргарите едва исполнилось 17. Ее юному мужу на тот момент было 14 и они жили раздельно, номинально лишь считаясь мужем и женой. И вот произошло то чего так боялся ее отец. Австрийский герцов Альбрехт, как только узнал о смерти правителя Тироля, оккупировал Каринтию и Крайну - западные и южные части Тироля, Но против раздела своей страны выступили сами тирольцы. Юная Маргарита теперь неожиданно проявила себя как мудрый правитель, произнеся в Лантгаге пламенную речь и выстпив резко против раздела своей страны. Маргариту поддержали и знать и простой народ. Вспыхнуло восстание с требованием восстановления на престоле законной наследницы., Австрийцы и баварцы были вынуждены покинуть страну и признать Маргариту правительницей Тироля.

Утвердив свое право на престол, Маргарита занялась обустройством герцогства. Народ сразу полюбил свою новую герцогиню, налоговое бремя ослабло, процветала торговля и строились города. Маргарита хотела мира своему народу, и вела разумную внешнюю политику, заручившись поддержкой короля Баварии. Со своим законным мужем же герцогиня не провела и дня под одной крышей. Супруги были супругами лишь формально. Иоанн же не принимал никакого участия в управлении герцогством, проводя время в компании любовниц и собутыльников.

Судьба все таки не была слишком жестока к Маргарите, и, пожалев для нее женской красоты, она одарила ее любовью и семейным счастьем. Избранником 25-летней герцонини стал принц Баварии Людвиг которому на тот момент шел 28 год. Мы точно не знаем с чего именно начался их роман, как долго до этого длилось их знакомство, и чем Маргарита увлекла принца, но уже один тот факт что они начали жить открыто вместе как муж и жена, несмотря на то что герцогиня формально была замужем за другим, может говорить о многом. Это был вызов обществу и церкви. Формальному мужу Маргариты было предложено убраться восвояси, что он и поспешил сделать осыпая проклятиями неблагодарнуюб супругу. Недоброжелатели тут же настрочили доносы в Рим о неподобающем поведении герцогини и ее любовника. Из Рима пришло письмо — оба и Маргарита и Людвиг были отлучены от церкви. Причем если для Маргариты отлучение не наносило никаког вреда, она и не отличалась никогда набожностью, то для Людвига отлучение означало что он никогда не сможет занять отцовский престол Императора Священной Римской Империи, теряет право на корону и трон.

Впрочем когда Иоганн, бывший муж герцогини озаботился продолжением рода и решил жениться второй раз, их брак с Маргаритой был успешно аннулирован, по причине что муж и жена так и не стали фактически мужем и женой, то есть брак не был консумирован. Правда отлучение с Маргариты и Людвига снято не было и папской курия не признавала их супружеский союз. А их четверо детей считались незаконорожденными. Толь спустя 10 лет, дипломатическими усилиями, а так же подкупами церковных чиновников удалось добиться от церкви снятия отлучения с пары.

Тем не менее Маргарита успела нажить множество врагов среди духовенства, а особо среди многочисленной родни бывшего супруга. Собственно именно они и придумали обидное прозвище «Маультаж», и вели как бы сейчас назвали “информационную войну» - распространяя слухи что герцогиня безобразна как никто другой, а вдобавок еще и распутна. Эти слухи и сплетни пережили саму Маргариту, и еще добрые триста лет после ее смерти люди помнили что Маргарита Маультаж была самой безобразной на свете женщиной, так что даже в 1816 году Яков Гримм, один из известных братьев сказочников, собрал немало легенд о ней "безобразной герцогине", которых хватило на целый сборник.

УПД: вот нашла еще и такой материал о ней: 1. Впервые Маргариту назвали безобразной в каком-то третьем баварском продолжении "Саксонской всемирной хроники" в 1366 году. Это факт, но. Автор хроник (Эйке фон Репгове или кто-то из его родственников) был идеологическим противником герцогини, посмевшей ослушаться папу римского Климента VI, и потому предвзятым, если судить хотя бы вот по этому его высказыванию: "...кто противится папе и не может быть принужден церковным судом, того император обязан принудить при помощи светского суда, чтобы был послушен папе" ("Саксонское зеркало"). Но чем же она вызвала гнев Ватикана? - тем, что потребовала развода, сославшись на фиктивность брака. В Средние века для признания брака недействительным (развод в чистом виде не допускался церковью вообще) уважительными причинами считались измена, большая разница в возрасте, близкое родство, неодолимое отвращение, импотенция и отсутствие наследников. Причём требовали развода обычно мужья, жёны должны были мириться с удовольствиями, перечисленными в списке. Поэтому официально отсутствие супружеских отношений между Маргаритой Тирольской и Иоганном Генрихом можно было объяснить либо импотенцией мужа, либо "неодолимым отвращением", вызванным безобразностью и распущенностью жены. Папа римский Климент VI колебался недолго: в наказание за неповиновение он объявил Маргариту Тирольскую одновременно и уродиной, и шлюхой, что и означает слово "маульташ". Если бы герцогиня и в самом деле была уродливой шлюхой, это было бы подозрительно удобно для её врагов. Слишком удобно, чтобы быть правдой. 2. Наконец, Маргариту Тирольскую просто традиционно принято считать "самой уродливой женщиной в истории". Но, как сказали бы юристы, эта информация "с чужих слов", то есть из того же отравленного источника. И потому ценность её ничтожна. Но откуда же взялись её портреты? вот этот, например, самый известный: Это так называемый "Портрет уродливой герцогини". И слизан он с одного из гротескных набросков. Леонардо Да Винчи. И только в 1777 году очередная копия наброска превратилась в портрет герцогини Тироля. А потом уже это было подхвачено ушлыми фотографами. Так что с этого момента можно считать герцогиню если и не раскрасавицей, то и не маульташ! - она пала жертвой гендерного бракоразводного пиара. И есть изображение, которое предположительно может быть прижизненным портретом Маргариты Тирольской вот оно Это фреска в замке братьев фон Вангенов Не красотка, да. Но наверно не совсем уж безобразная:)