Фонетика (греч. Phone – звук), раздел языкознания, изучающий звуковую сторону языка. В отличие от др. лингвистических дисциплин, Ф. исследует не только языковую функцию, но и материальную сторону своего объекта: работу произносительного аппарата, а также акустическую характеристику звуковых явлений.

Звук речи – это способ материализации морфем и форм слова, которые выступают как единство звучания и значения.

Во всех языках мира существуют два типа звуков речи – гласные и согласные. Совокупность гласных образует вокализм, совокупность согласных – консонантизм; вокализм и консонантизм образуют систему фонем данного языка.

Фонетические процессы. Т.к. звуки речи произносятся не изолированно, а в звуковой цепи связанной речи, то звуки могут влиять друг на друга и испытывать влияние общих условий произношения.

Влияние звуков друг на друга вызывает комбинаторные изменения, осуществляющиеся в фонетических процессах: аккомодации, ассимиляции, диссимиляции, диэрезы, эпентезы, гаплологии.

Фонетическое членение речи.

Речь фонетически представляет собой звуковой поток или цепь звучаний. Эта цепь распадается на соподчиненные звенья, являющиеся особыми, чисто фонетическими единицами языка, следующими друг за другом во времени. Фонетические единицы речи – это фразы, такты, слоги и звуки.

    1. Грамматика как раздел языкознания

Грамматический строй языка изучает грамматика – наука об образовании слов, их изменении, классах, сочетаниях и употреблении в предложении и контексте.

Грамматическая категория – это совокупность элементов языка (слов, значимых частей слов и сочетаний слов), объединенная грамматическим значением при обязательном наличии выражающего его грамматического способа. Например, в русском языке глагол имеет грамматическую кутегорию залога, вида, наклонения, времени, лица, числа, рода.

Категории в грамматике могут быть более широкие, например, части речи, и более узкие, например, явления внутренней группировки в пределах той или иной части речи: в существительных – категории числа; в пределах глагола – категории залога, вида, наклонения.

Грамматическими свойствами слов являются грамматические значения, средства выражения грамматических значений, грамматические категории.

Грамматическое значение это значение, выступающее как добавочное к лексическому значению слова и выражающее различные отношения (отношение к другим словам в словосочетании или предложении, отношение к лицу, совершающему действие, или другим лицам, отношение сообщаемого факта к действительности и времени, отношение говорящего к сообщаемому и т. Д). Обычно слово имеет несколько грамматических значений. Так, слово страна имеет значения женского рода, именительного падежа, единственного числа; слово написал содержит в себе грамматические значения прошедшего времени, единственного числа, мужского рода, совершенного вида.

    1. Синтаксис как раздел языкознания

СИНТАКСИС (от греч. "строй, порядок"), в традиционном понимании совокупность грамматических правил языка, относящихся к построению единиц, более протяженных, чем слово: словосочетанию и предложению.

Предложение является основной коммуникативной единицей языка и речи. Предложение как образец принадлежит языку его реализация принадлежит речи. Предложение является в то же время наиболее сложной единицей, в которой функцио­нируют слова, словоформы и словосочетания. Предметом синтаксиса предложения яв­ляется не конкретное содержание высказываний, а обобщен­ная семантика предложения, его конструк­тивная основа, правила ее распростране­ния и актуализации.

Предикативность имеет две стороны - формально-логическую и модаль­но-смысловую. Иногда эти два свойства рассматривают как два аспекта предложения, называя первое свойство предикатив­ностью, а второе - модальностью.

Синтаксис (гр. syntaxis - составление). - раздел грамматики, изучающий строй связной речи и включающий две основные части: учение о словообразовании и учение о предложении. Основными синтаксическими единицами являются: словоформа (т.е. слово в определённой форме), словосочетание, предложение, сложное синтаксическое целое.

Предметом синтаксиса являются слово в его отношениях и связях с другими словами в речи, правила образования из слов более крупных единиц, обеспечивающих речевое общение. В результате соединения словоформ, употребления слов в определённых формах строятся синтаксические единицы: словосочетания, предложения. Так в предложении: Где-то на западной окраине гулко ухнула ручная граната (Ш.) использованы словосочетания на западной окраине, гулко ухнула, ручная граната. В русском языке предложение может быть построено из одного знаменательного слова в определённой форме: Утро; Светает; Вот озеро; Встать! и др. Однако такие предложения, как правило, допускают расширение с помощью поясняющих слов: Летнее утро; Быстро светает; Вот лесное озеро; Встать немедленно!

Предложение и словосочетание - синтаксические единицы разного назначения, каждая из них может иметь свои существенные признаки. Предложение оформляет высказывание, оно является главной единицей синтаксиса. Словосочетание - один из компонентов предложения, оно представляет собой вспомогательную единицу. В синтаксисе изучаются правила грамматического оформления предложения и словосочетения.

В речи предложения связаны друг с другом. Группа предложений, определённым образом связанных между собой в относительно завершённом отрезке текста, объединённом тематически и логически, образует так называемое сложное синтаксическое целое. В сложном синтаксически целом - единое тематическое содержание предложения связаны с помощью лексических единиц, глагольных форм времени и вида. Закономерности построения сложного синтаксического целого - предмет изучения синтаксиса текста.

Синтаксические средства русского языка, с помощью которых строются предложения и словосочетания, разнообразны. Основными являются формы слов в их взаимодействии и служебные слова. Посредством словоизменительных показателей и служебных слов осуществляется синтаксическая связь слов в словосочетании и предложении. Например, в предложении Сквозь тучу глядело на землю негреющее солнце (Ш.) слова связаны родовыми окончаниями (солнце глядело, солнце негреющее), а также падежными окончаниями в сочетании с предлогами (глядело на землю, глядело сквозь тучу).

При построении предложения используются также интонация и порядок слов. Интонация (сообшения, вопросы, побуждения) не только средство грамматической организации предложения, но и показатель законченности высказывания. Порядок слов - взаимное расположение их в составе словосочетания и предложения. В русском языке есть определённые правила взаимного расположения слов в разных видах их сочетаний. Так, грамматической формой является расположение сказуемого после подлежащего, согласованное определение обычно ставится перед определяемым словом, а несогласованное - после него. Отступление от этого правила используется в стилистических целях.

Синтаксические единицы связаны с единицами других уровней систеты языка: они строятся из слов, точнее из словоформ. Синтаксис, таким образом опирается на лексику и морфологию. Особенно тесно связаны синтаксис и морфология как две стороны грамматического строя языка.

Морфологические единицы, морфологические показатели реализуются в речи через словосочетание и предложение. Морфологические категории частей речи являются опорой синтаксических отношений (западная окраина - определительные отношения "предмет - признак"), а также синтаксических категорий (ухнула граната - прошедшее время, реальная модальность).


1. Синтаксис как раздел грамматики. Объекты и единицы синтаксиса. Средства синтаксической связи.

Глагольные словосочетания с наречием, например: поступать правильно, выражаться туманно, рассказывать увлекательно, повторять дважды .

Именные словосочетания

Субстантивные словосочетания (с главным словом - существительным):

а) с существительным в качестве зависимого слова: беспредложные , например: порог дома, речь президента, стакан воды ; предложные , например: боль от ушиба, отрывок из сочинения, опасность для ребенка, дорога к сердцу ;

б) с прилагательным в качестве зависимого слова: железная кровать, полезное дело, активное участие, соболья шапка;

в) с местоименным прилагательным в качестве зависимого слова, например: моя книга, ваша семья, всякий человек, каждое утро, чья-то история;

г) с порядковым числительным в качестве зависимого слова, например: второй день, шестая рота ;

д) с причастием в качестве зависимого слова, например: прочитанная книга, выглаженная рубаха, любящая женщина;

е) удар наотмашь, прогулка пешком, шапка набекрень, кофе по-турецки;

ж) намерение возвратиться, умение рассказывать, желание блеснуть.

Адъективные словосочетания (с главным словом - прилагательным):

а) с именем существительным в качестве зависимого слова: беспредложные , например: полный смущения, покорный судьбе, жалкий слабостью ; предложные , например: черный от загара, смелый от рождения, вредный для здоровья ;

б) с местоимением в качестве зависимого слова: беспредложные, например: нужный нам, приятный вам ; предложные, например: близкий для себя, трудный для нас ;

в) с наречием в качестве зависимого слова, например: по-летнему зеленый, дружески заботливый, очень страшный, довольно приятный;

г) с инфинитивом в качестве зависимого слова, например: готовый бороться, способный любить.

Словосочетания с именем числительным (в том числе субстантивированным) в роли главного слова , например: третий от конца, первый из трех, пятый из пассажиров, две книги, трое в шинелях.

Словосочетания с местоимением в роли главного слова, например: каждый из нас, мы с братом.

Наречные словосочетания

Наречные словосочетания (с главным словом - наречием) с наречием в качестве зависимого слова, например: очень ловко, весьма искусно, совершенно одинаково, слишком резко, чуть слышно, совсем недавно, далеко позади, нарочито громко .

Наречные словосочетания с именем существительным в качестве зависимого слова:

а) беспредложные, например: осенью прошлого года, быстрее птицы (лететь), лучше друга;

б) предложные, например: смешно до слез, далеко от друзей, низко над землей, незадолго до праздника.

4. Синтаксические отношения в словосочетании.

Синтаксические отношения выявляются на основе анализа тех грамматических отношений, которые складываются между компонентами словосочетаний.

Различаются следующие основные разновидности грамматической семантики словосочетаний

1) Атрибутивные (определительные) отношения. Предметы + их признаки. Зависимый компонент этих словосочетаний в предложении являются определением моя книга, брюки в полоску, теплый вечер.

Атрибутивные отношения возникают при семантико-грамматическом взаимодействии имен существительных: 1) с именами прилагательными: красивая девушка, полезная работа ; 2) с согласуемыми местоимениями: моя книга, наш ребенок ; 3) с порядковыми числительными: первый поход, шестой дом ; 4) с полными формами причастий: любящая женщина, зеленеющие поля . Атрибутивность таких словосочетаний прежде всего опирается на общее лексическое значение существительного - на его предметность (предмету естественно иметь определяющие его признаки) и на общее лексическое значение сочетающихся с ним частей речи, способных обозначать признаки. На этой основе строится и формальная согласованность компонентов словосочетания. Однако атрибутивные отношения возникают при сочетании существительных и с некоторыми другими частями речи; 5) с предложными и беспредложными формами существительных: письмо из Волгограда, привычка с детства, бутылка из-под сливок, усталость от напряжения, волосы до плеч, крышка у банки, дом возле речки, любовь без надежды, брюки в полоску, человек с ружьем, беседка под горой, книги в переплетах , варенье на патоке; ворота гостиницы, дом отца, горе разлуки, бородка клином; 6) с наречиями: езда шагом, дом напротив, шашлык по-кавказски; 7) с инфинитивом: желание учиться, решение поехать, необходимость отдохнуть, способность слышать, возможность уехать. Такие случаи не нарушают общих закономерностей построения атрибутивных словосочетаний и даже скорее подтверждают их. Если обратиться к приведенным примерам, можно заметить следующее.

2) Объектные отношения действие + объект приложения действия.

Зависимый компонент этих словосочетаний в предложении является дополнением. любить музыку, думать о весне.

Объектные отношения возникают при семантико-грамматическом взаимодействии глаголов, в том числе причастий и деепричастий, с именами существительными и реже с инфинитивом. Такие отношения свойственны прежде всего словосочетаниям с глаголом, требующим распространения винительным падежом прямого объекта: купить книгу, надеть платье . Эти словосочетания семантически ограничены: главное слово в них обозначает действие, состояние, восприятие, чувствование, а зависимое - объект этого действия, восприятия, чувствования: ловить рыбу, ждать брата ; глагол может также обозначать движение, а существительное иметь предметно-пространственное значение: перейти дорогу . Объектные отношения возникают и при сочетании глаголов разных семантических, классов с другими падежами без предлогов: с родительным части - выпить воды ; с дательным лица или предмета, к которым направлено действие, - возражать оратору ; с творительным орудия - писать карандашом . Существительные с предлогами также вступают с глаголами в объектные отношения: лечиться у доктора , сжалиться над человеком, работать на станке . В качестве зависимых слов в глагольных словосочетаниях могут выступать и другие части речи - местоимения, числительные, количественно-именные сочетания и, конечно, субстантивированные прилагательные и причастия: ждать его, пригласить много друзей, увидеть двоих, опросить учащихся .

Среди словосочетаний с объектными отношениями легко обнаруживаются системные связи трех частей речи - глагола, прилагательного (причастия), существительного; ср.: готовиться к борьбе, готовый к борьбе, готовность к борьбе; возвратиться к жизни, возвращенный к жизни, возврат к жизни.

3) Субъектные отношения характеризуют словосочетания , возникновение которых связано с особым типом глагольных предложений, а также со страдательными оборотами. Такие словосочетания опираются на лексико-грамматическую природу глаголов страдательного залога и страдательных причастий. Зависимая форма имени существительного в них обозначает действующее лицо или предмет (творительный падеж). Например: данный людьми, посаженный отцом, возвращенный братом, занятый противником (район), избалованный жизнью, опрокинутый ветром, окрыленный воспоминаниями, заглушенный сиреной, освобожденный армией.

По аналогии с глагольными могут быть образованы и некоторые субстантивные словосочетания с субъектными отношениями: освобождение врачебной комиссией, обсуждение правительством. Субъектные отношения свойственны и некоторым словосочетаниям с зависимым словом в форме родительного падежа, например: приезд отца, отъезд командира, появление автомобиля. В таких случаях также устанавливается отношение «действие и действующее лицо или предмет».

Каждый язык, в том числе и русский, содержит в себе большое количество слов. Но эти лингвистические единицы ничего не значат без правильного оформления. И вот тут на помощь приходит синтаксис. Основные единицы синтаксиса как раз отвечают за грамматическую связь слов в предложения, которые и составляют человеческую речь, письменную и устную. Знание этого важного раздела науки языка поможет правильно и грамотно оформлять свои мысли. Синтаксис в основные единицы синтаксиса и рассмотрим ниже.

Синтаксис - особый раздел языковой науки

Строение синтаксических единиц, их значение и взаимодействие изучает раздел грамматики под названием «синтаксис». Это слово греческого происхождения, обозначающее «составление» или «построение». Таким образом, раздел изучает, как именно из всей совокупности слов построить основные единицы синтаксиса - словосочетание и предложение. Если этот раздел грамматики усвоен на должном уровне, речь будет стройной, логичной и разнообразной.

Неразрывно с синтаксисом связана пунктуация. Это система правил, регулирующая постановку знаков препинания. Они помогают разделить текст на предложения, а также логически оформить сами синтаксические единицы.

Основные единицы

Основные единицы синтаксиса - это словосочетание и предложение. Каждая из них обладает своими характеристиками и назначением. Также к единицам синтаксиса относят текст и сложное синтаксическое целое.

Разберемся, что представляют собой основные единицы синтаксиса. Таблица поможет в этом.

Словосочетание

Предложение

Не имеет коммуникативной функции, служит для грамматической и смысловой связи слов между собой.

Минимальная коммуникативная единица, служит для оформления устной и письменной речи. Обладает предикативностью.

Одна грамматическая основа

Две грамматические основы

Ловить сетью, деревянный стол, тормозить движение, прыгнуть высоко.

Лес сегодня необычайно красив.

Ему стало очень грустно.

Я пришла, чтобы выразить свое почтение.

Природа оживает: кое-где уже слышно пение прилетевших птиц.

Подчинительная связь

Итак, мы сказали, что такое синтаксис, основные единицы синтаксиса. Синтаксические связи же определяют, как реализуются отношения между последними. Существует два типа связи, которая может соединять между собой слова в словосочетании, составляющие элементы предложения: сочинительная и подчинительная.

Когда мы говорим о последней, это подразумевает, что есть возможность выделить главную часть и ту, которая будет от нее зависеть. Другими словами, главная - от которой необходимо задавать вопрос, зависимая - к которой он ставится.

Разберем примеры: знать (что?) точное время. В данном словосочетании "знать" будет являться главным словом, "время" - зависимым.

Я не знаю, что преподнесет мне завтрашний день. Здесь уже перед нами сложное предложение с подчинительной связью между частями. От первой - "я знаю" - задаем вопрос к придаточной (что?) "что преподнесет мне завтрашний день".

Способы подчинения

Реализуется подчинительная связь несколькими способами. Это наиболее заметно внутри словосочетания.

  1. Согласование: при изменении всей синтаксической единицы словоформы, входящие в нее, также изменяются. Плетеная корзина; плетеной корзины, о плетеной корзине. Зависимыми словами в таком случае могут быть причастия, прилагательные, порядковые числительные и местоимения-прилагательные.
  2. Управление: зависимое слово остается неизменным, тогда как главное может менять грамматическую форму. Описывает ландшафт - описывала ландшафт - описываю ландшафт - описывали ландшафт. Зависимые слова: существительные, глаголы, прилагательные и количественные числительные.
  3. Примыкание: связь только по смыслу. Шли шатаясь, очень красивый, ушел работать. Здесь в качестве зависимых будут все

Сочинительная связь

В отличие от подчинения, сочинительная связь соединяет абсолютно равноправные части. Это могут быть как особые сочетания слов: цветы и травы, шел и радовался, так и составляющие части сложного предложения: "На улице скоро стихло, но в доме нарастало беспокойство".

Здесь мы не выделяем главное и зависимые слова, оформлена эта связь интонационно или при помощи сочинительных союзов. Сравним: "Он шел, плакал, никого не замечал. - Он шел и плакал". В первом случае используется только интонация, во втором - союз и (сочинительный соединительный).

Словосочетание. Типы словосочетаний

Итак, выше было описано, что представляют собой основные единицы синтаксиса. Словосочетание - самая минимальная из них. Оно представляет собой два или более слов, соединенных по смыслу, интонационно либо грамматически. Вычленяются словосочетания из предложений, потому что являются их составной частью. Делается это следующим образом: На улице моросит мелкий дождик.

  1. Сначала определяется грамматическая основа. Она не является словосочетанием. Дождик моросит.
  2. Далее задаем вопросы от подлежащего: дождик (какой?) мелкий.
  3. После этого от сказуемого: моросит (где?) на улице.

По тому, к какой части речи относится главное слово, все словосочетания делят на именные (дубовый стол, каждый из гостей, способен к обучению); глагольные (шла спотыкаясь, говорить ясно) и наречные (очень весело, направо от дороги, где-нибудь в магазине).

Также словосочетания делятся на простые и сложные.

В первых возможен только один вопрос: солнце (какое?) яркое и лучезарное. Сложные более распространены. Сравним: читать (что?) журнал (простое) и читать (что) научно-популярный журнал. В последнем примере от слова журнал еще задается вопрос к слову научно-популярный, поэтому словосочетание сложное.

Выделяют свободные и цельные словосочетания. Первые отличаются тем, что каждое слово из их состава - полноценный член предложения. Вторые в предложении не делятся на составные части. Только две студентки сдали сессию на отлично. "Две студентки" по сути является словосочетанием, однако в предложении выступает в роли подлежащего, поэтому его можно охарактеризовать как цельное.

Не является словосочетанием

Следует помнить, что словосочетаниями никогда не являются:

  1. Подлежащее и сказуемое.
  2. Однородные члены предложения.
  3. Фразеологизмы (не следует их путать с цельными словосочетаниями, которые являются одним членом предложения: три сестры, мальчик с девочкой и др.).
  4. Сочетания служебного слова и самостоятельной части речи: в течение суток (предлог и существительное), так же и он (союз и местоимение), что за невежа (частица и существительное).
  5. Сложные формы: буду читать (будущее время), самый высокий более спокойный (сравнительная степень), пускай идет (повелительное наклонение).

Предложение и его признаки

Нам уже известно, что основные единицы синтаксиса - это словосочетание и предложение, однако именно последнее является главнейшей. Ведь наша речь состоит именно из предложений: ими мы мыслим и разговариваем, составляя связный текст.

Чем же характеризуется предложение как основная единица синтаксиса? Грамматическая основа - вот тот показатель, который отличает его от словосочетания или простого набора слов. Это черта еще называется предикативностью, потому что именно сказуемое несет в себе показатель реальности или ирреальности происходящего. Выражается она через наклонение глагола.

Также предложение как основная единица синтаксиса характеризуется логической и интонационной законченностью. Это короткое высказывание, оформление некой мысли о предмете разговора. Его невозможно спутать со словосочетанием, потому что в последнем логической законченности не прослеживается - это просто грамматически связанный набор слов.

Грамматическая основа

Грамматическая основа есть у каждого предложения. Это показатель его структуры - важнейшей характеристики.

Предикативная основа может быть представлена как подлежащим и сказуемым, так и каждым из них в отдельности.

К примеру, предложение: "Мы увидели долгожданную землю". Здесь есть оба главных члена. Иное дело предложение такого вида: "Стало видно долгожданную землю". Здесь из основы только сказуемое - стало видно.

Именно по количеству предикативных основ дается важнейшая характеристика: простое предложение перед нами или сложное.

Кратко разберем каждый главный член. Подлежащее показывает нам предмет речи, указывает, о чем говорится в предложении. Сказуемое же обозначает, что делает подлежащее, каково оно, кто или что это такое. Выделяется три типа этого главного члена по структуре и значению: простые и составные, глагольные и именные.

Какими бывают предложения

Именно предложения по большей части и изучает синтаксис. Основные единицы синтаксиса характеризуются по многим параметрам.

Вне зависимости от количества предикативных основ выделяют предложения по:

  1. Цели высказывания. Общаясь между собой, люди могут сообщать некоторые факты (повествовательные предложения), спрашивать (вопросительные) или взывать к какому-либо действию (побудительно). На конце таких синтаксических единиц ставятся соответственно точка, вопросительный или восклицательный знаки.
  2. Эмоциональной окраске. Выделяют восклицательные и невосклицательные предложения. Следует отметить, что первые не обязательно могут быть исключительно побудительными. Например, предложение: Что за нелепая ситуация! Мы охарактеризуем его как повествовательное, но восклицательное. Всему виной что за, выражающая восхищение.

Характеристики простых предложений

Простые предложения - основные единицы синтаксиса. Кратко разберем их важнейшие характеристики.

  1. Односоставное или двусоставное. На это укажет грамматическая основа. Если она представлена одним из членов - предложение будет односоставным. В противном случае двусоставным. Если предложение имеет только подлежащее или сказуемое, необходимо указать его тип (определенно или неопределенно-личное, назывное или безличное).
  2. Распространенное или нет. Второстепенные члены отвечают за эту характеристику. Если есть хоть один из них - предложение распространенное.
  3. Полное либо неполное. Последние характерны для устной речи: в них пропущен какой-либо член. Таким образом, построить логическую цепочку без соседних предложений не удается. Например: "Ты читаешь книгу?" - "Нет, журнал". Ответ на поставленный вопрос и есть неполное предложение.
  4. Простое предложение может быть осложнено. Это также является одной из его характеристик. В качестве осложняющих элементов выступают обособленные и второстепенные члены, как распространенные так и нет, также однородные конструкции, вводные слова, обращения.

Предложения простые и сложные

Очень разнообразен русский синтаксис. Основные синтаксические единицы - это простые и Разберемся, в чем разница между ними.

Если у синтаксической единицы одна грамматическая основа, то речь будет идти о простом предложении. Сегодня очень сильно шумит ветер. Характеристика такого предложения будет идти по плану, представленному выше.

Бывают случаи, когда синтаксическая единица состоит из нескольких простых. Тогда это будет сложное предложение.

Наиболее трудно бывает отличить простое предложение с однородными сказуемыми от сложного. Здесь необходимо внимательно смотреть на подлежащее. Если им является один предмет, выполняющий различные действия, то предложение будет простым. Разберем примеры:

"Они гуляли по улицам города и наслаждались обретенной свободой". - "Они гуляли по улицам города, а обретенная свобода придавала им сил". Первое предложение является простым. Здесь только одна предикативная основа, осложненная однородными сказуемыми: они гуляли, наслаждались. Второе предложение будет сложным, потому что грамматических основ две: они гуляли, свобода придавала.

Типы связей в сложных предложениях

Как было написано выше, основными единицами синтаксиса являются предложения. Если говорить о сложных структурах, то важнейшей их характеристикой будет тип связи между частями. Этими явлениями также занимается синтаксис. Основные единицы синтаксиса, сложные предложения, могут включать в себя части, связанные подчинительной и сочинительной связью. В зависимости от этого происходит градация на сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.

Разберемся в каждом типе более подробно. Составные части сложносочиненных предложений равноправны. Это равноправие предоставляет им особая, сочинительная связь. Она выражается в том, что в построении предложений используются сочинительные союзы. Таким образом, вопрос от одного простого предложения к другому невозможен.

Пример: "Я хочу вернуть все назад, но что-то постоянно мешает мне". Данное предложение сложносочиненное, части связаны противительным союзом но.

Также не последнюю роль в формировании сложносочиненного предложения играет интонация: в конце каждого простого предложения она идет вниз - это характеризует логическую законченность.

Сложное синтаксическое целое

Какие еще элементы включает в себя русский синтаксис? Основные единицы синтаксиса - это еще и сложноподчиненные предложения. Они состоят из элементов, где один зависит от другого. То есть, между простыми частями такого предложения всегда можно поставить вопрос: "Полянка (какая?), на которую мы вышли, была спрятана от посторонних глаз".

Реализуется такая связь через подчинительные союзы и интонацию, нисходящую к концу каждого простого предложения.

Не стоит забывать и о том, что есть бессоюзная связь. Она подразумевает отсутствие формальных элементов между частями, только интонационную законченность: Шумела и бурлила река; суда, плывшие по ней, опасались за свою безопасность.

Мы разобрали, что включает в себя русский синтаксис. Основные синтаксические единицы, предложение и словосочетание, формируют другие структуры, называемые сложным синтаксическим целым. А оно, в свою очередь, уже формирует текст. Внутри него, так же, как и в любом другом элементе синтаксиса, существуют связи как грамматические, так и смысловые и даже формальные (например, союзы, с которых начинается последующее предложение).

Что же такое сложное синтаксическое целое? Это группа предложений, простых и сложных, логически связанных между собой одной основной мыслью. Другими синтаксическое целое - это микротема, в которой заключен промежуточный смысл. Как правило, она ограничивается абзацным членением.

Нередки случаи, когда текст - это и есть синтаксическое целое. Как правило, это небольшие рассказы с одной короткой сюжетной линией.

Понятие о синтаксисе l Синтаксис (гр. syntaxis – составление) - это раздел языкознания, предметом изучения которого является синтаксический строй языка, т. е. его синтаксические единицы и связи и отношения между ними.

Синтаксис – раздел грамматики Грамматика морфология синтаксис Морфология изучает слова и их формы как формальные классы; Синтаксис рассматривает слова с точки зрения их участия в передаче мысли

Предмет синтаксиса составляет «грамматическая структура связной речи» (Е. С. Скобликова) l Минимальной единицей связной речи, т. е. минимальной единицей общения и языкового оформления мысли, является предложение. Оно и составляет основную синтаксическую единицу и соответственно основной объект изучения синтаксиса как науки. l

Единицы синтаксиса l Член предложения - одно знаменательное слово, наделенное той или иной смысловой функцией в передаче содержания всего предложения и грамматически оформленное в соответствии с этой функцией; l Словосочетание; l Простое предложение; l Сложное предложение; l Текст

Разделы синтаксиса l Синтаксис словосочетания – изучает сочетания слов, не имеющие характера законченного сообщения; l Синтаксис простого предложения, изучает законченные по смыслу и грамматически оформленные единицы высказывания;

Синтаксис сложного предложения, изучает синтаксические единицы, имеющие несколько предикативных частей и выражающие сложную мысль; l Синтаксис текста –изучает способы объединения отдельных предложений в единицы более высокого уровня, называемые то сложным синтаксическим целым, то сверхфразовым единством. l

Словосочетание как единица синтаксиса l Словосочетание – это «структурное звено предложения, которое представляет собой грамматическое объединение двух знаменательных слов и служит для выражения определенных отношений между … предметами и явлениями» (стакан молока – стакан для молока – стакан из-под молока стакан с молоком). Е. С. Скобликова

Различия между словосочетанием и предложением Словосочетание Функция – номинативная Не обладает интонационной и смысловой законченностью Опирается на формы стержневого слова l Предложение Функция – коммуникативная Обладает смысловой и интонационной завершенностью Опирается на видовременные формы глагола-сказуемого l

Признаки словосочетания Словосочетание – не предикативная, а номинативная единица, выражающая расчлененное, но единое представление о предмете действии, явлении; l Словосочетание состоит из двух (или более) знаменательных сов, связанных одно с другим различными видами подчинительной грамматической связи (согласование, управление, примыкание) l

История учения о словосочетании l Первая точка зрения (широкая) в трудах А. М. Пешковского и Ф. Ф. Фортунатова: словосочетание любое сочетание двух знаменательных слов, выделяемое из предложения. В саду раздавались голоса детей.

История учения о словосочетании l Вторая точка зрения (опирается на труды А. А. Шахматова и В. В. Виноградова) Словосочетание не несет законченного сообщения, а является лишь развернутым, составным наименованием явлений действительности. Из числа словосочетаний исключаются грамматические основы предложений

История учения о словосочетании Третье направление в изучении словосочетания связано с именем В. А. Белошапковой, которая, включает, однако, в число словосочетаний объединения слов не только на основе подчинительной связи, но и сочинительные сочетания тоже: отец и мать, дом и пристройка и проч.

Словосочетание и предложение – понятия разных семантических рядов… Они соответствуют разным формам мышления… Словосочетание так же, как и слово, представляет собой строительный материал, используемый в процессе языкового общения. Предложение же – произведение из этого материала, содержащее сообщение о действительности. В. В. Виноградов

Структура словосочетания В структуре словосочетания выделяют главное (стержневое) слово и зависимый компонент, находящийся с главным в подчинительной связи. Главное сл. Зависимый компонент Дом из камня

Классификация словосочетаний 1. По типу смысловых отношений Атрибутивные (определительные) – зависимое слово определяет предмет (явление), называемое главным словом, с точки зрения его внешнего признака, внутреннего свойства, качества, принадлежности: горячее молоко, мои друзья, дом из дерева и проч. ;

Классификация словосочетаний по типу смысловых отношений l Объектные – отношения между действием, признаком, состоянием и предметом, на который это действие направлено, или с которым это состояние сопряжено: любить учеников, воспитывать примером и проч. ;

Классификация словосочетаний l Обстоятельственные – это отношения, при которых действие, состояние или признак определяются со стороны своего качества, интенсивности, условий и т. п. : засыпать под утро, гулять по городу, слишком громкий и проч.

Классификация словосочетаний по типу смысловых отношений l Восполняющие - особый тип отношений, возникает при информативно недостаточных словах: слыть чудаком, стать здоровым, быть заметным и под

Классификация словосочетаний 3. По морфологической принадлежности стержневого слова Субстантивные (гл. слово – имя существительное), адъективные (гл. слово – прилагательное), глагольные (главное слово выражено глаголом либо атрибутивной формой глагола), наречные (адвербиальные) - (главное слово – наречие)

Классификация словосочетаний 4. По составу. простые, состоящие из двух знаменательных слов, между которыми устанавливается один тип синтаксических отношений Животный мир, дом из дерева будем надеяться на лучшее, пусть едет сегодня же, самый старший из братьев.

Классификация словосочетаний по составу сложные состоят из трех или более компонентов, между которыми устанавливаются разные способы синтаксической связи. каменный дом – новый каменный дом с балконом – новый каменный дом с просторным балконом и т. д.

Парадигма словосочетания Совокупность форм словосочетания, реализуемых при построении предложения, называется парадигмой словосочетания. Опирается на формы главного слова: Белая береза – белой березы – белой березе - белую березу – белой березой – о белой березе

Схема анализа словосочетания 1. 2. 3. 4. 5. 6. Выписать словосочетание из текста; Найти главное и зависимое слово; Простое или сложное; Чем выражены главное и зависимое слово; Грамматическое значение словосочетания; Тип(ы) подчинительной связи.