Тема урока

Одна две буквы Н в наречиях на – О и –Е.

Цель урока: формировать навык написания одной и две буквы Н в наречиях на О и Е; конструирование предложений по схемам; повторить правописание н и нн в прилагательных и причастиях.

Оборудование: карточки, таблица Т.Я.Фроловой «Написание НЕ с разными частями речи», тексты учебника.

Тип урока : усвоение новых знаний.

Ход урока.

1.Организационный этап .

2. Мотивация учебной деятельности учащихся : объявление цели и задач урока.

Актуализация опорных знаний учащихся.

    Проверка домашнего задания: выборочно ,

    Вопрос классу:

* Расскажите о правописании букв о-ё после шипящих в корнях слов.

Подтвердить ответ примерами.

    Работа над темой урока .

Затрудняет учащихся правописание нн и н в различных частях речи (прилагательных, причастиях и наречиях). Для сознательного усвоения этих правил необходимо обратить внимание на

следующее:

во-первых, надо научить учащихся правильно ставить вопросы, на которые отвечают слова с нн и н;

во-вторых, быстро находить и определять поясняемые ими слова. Приводим пример: в словосочетании Море взволновано последнее слово отвечает на вопрос каково?, поясняет существительное море, является кратким страдательным причастием, изменяется по родам и числам и пишется с одной буквой н. В предложении Человек взволнованно смотрит вдаль слово взволнованно не изменяется, отвечает на вопрос как?, поясняет глагол, является наречием и пишется с двумя буквами нн.

4. Повторение-беседа :(на доске таблица Т.Я.Фроловой)

Давайте вспомним, когда у полных и кратких прилагательных пишется н и нн буквы н? В полных и кратких причастиях? Приведём примеры.

5. Работа с учебником и с таблицей на доске о написании н и нн буквы н у наречий.

6 . Закрепление.

1. Объяснительный диктант.

1). По степи разлилось искусственное море. (Море какое?)

2). Поведение этого человека было и скусственно , неестественно.

(Поведение каково?)

3). В теплице искусственно поддерживалась высокая температура.

(Поддерживалась как?)

4). Сегодня ветреный день. (День какой?).

5). Вчера было ветрено . (Было каково?).

6). Этот человек поступил ветрено , необдуманно . (Поступил как?).

Разбор проводится следующим образом. Читается первое предложение, подчёркивается изучаемая орфограмма с нн (искусственное). К нему ставится вопрос какое?, который надписывается; выясняется, что слово искусственное является именем прилагательным, согласуется с существительным море (показать дугой или стрелкой) и пишется с нн, так как имеет суффикс –енн-.

Слово искусственно во втором предложении отвечает на вопрос каково?, поясняет существительное (поведение), согласуется с ним в роде и числе и является кратким прилагательным. Оно пишется с двумя н, потому что образовалось от прилагательного с суффиксом -енн-.

В третьем предложении слово искусственно не изменяется, отвечает на вопрос как?, поясняет глагол и является наречием, пишется с двумя нн, так как образовано от прилагательного с нн.

2 . Вывод по теме (делается вместе с учениками):

1). Полные прилагательные и причастия отвечают на вопрос какой?, поясняют существительное, согласуются с ним в роде, числе и падеже, пишутся с нн.

2).Краткие прилагательные и причастия отвечают на вопрос каков? (-а, -о), поясняют имя существительное, согласуются с ним в роде и числе, краткое прилагательное сохраняет нн, а краткое причастие пишется с н.

3). Наречия, образованные от прилагательных или от причастий с нн, отвечают на вопрос как?, не изменяются, поясняют глагол и пишутся с нн; в наречиях, образованных от прилагательных с н, пишется только одно н.

3. Для закрепления выводов выполняются упражнения учебника по усмотрению учителя.

4. Домашнее задание: словарный диктат из 20 слов по теме.

Рефлексия . (Можно устно, смотреть по времени)

Распределительный диктант . Распределить на три колонки:

1.Полные прилагательные и причастия, отвечают на вопрос какой?

2.Краткие прилагательные и причастия, отвечают на вопрос каков?

3.Наречия, не изменяются, отвечают на вопрос как?

Возбуждённая толпа, толпа возбуждена, говорит возбуждённо, медленное движение, движение медленно, читает медленно, неожиданная встреча. Встреча неожиданна, остановиться неожиданно, необдуманное дело, дело необдуманно, сказано необдуманно..........................................................

Правописание –Н- и –НН- в суффиксах различных частей речи

В этом задании необходимы знания о способах образования слов!

Подсказка. Информацию о них ты сможешь найти в задании В1.

Правило.

В зависимости от части речи правило делится на три части.

Полные прилагательные и причастия.

Помни! Обе части речи в начальной форме отвечают на вопрос: какой?

Помни!

неожида НН ый

медле НН ый

стра НН ый

свяще НН ый

чва НН ый

чека НН ый

жела НН ый

окая НН ый

дела НН ый

невида НН ый

неслыха Н Ный

нечая НН ый

нежда НН ый

негада Н Ный

жема НН ый

рдя Н ый

пря Н ый

зеле Н ый

сви Н ой

бара Н ий

си Н ий

румя Н ый

багря Н ый

ю Н ый

смышле Н ый

назва Н ый (брат)

посаже Н ый (отец)

Различай!


Краткие прилагательные и причастия.

Чтобы справиться с этой частью правила, необходимо знать признаки каждой из частей речи.

Существительные и наречия.

В наречиях пишется столько же Н, сколько и в словах, от которых они были образованы:

взглянул беше?о – беше?ый (см. часть №1 правила: образовано от глагола бесить несовершенного вида, без приставки и суффиксов –ОВА/-ЕВА = бешеНый = бешеНо)

Помни!

Прежде чем будешь применять правило, посмотри, не является ли это слово исключением! К ним относятся:

моше НН ик труже Н ик

племя НН ик прида Н ое

ставле НН ик

да НН ик

бесприда НН ица

Алгоритм действий.

1. Определи, какой частью речи являются слова, в которых пропущены –Н- или –НН-. Это необходимо для того, чтобы знать, какой часть правила пользоваться.

2. Вспомни, не является ли это слово исключением.

3. Подумай, от какого слова образованы разбираемые слова.

4. По правилу определи написание.

Разбор задания.

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН?

Манеры его не отличались простотой, а были изыска(1)ы. В лабиринте кривых, узких и немоще(2)ых улиц вечно шмыгал народ. Шоферы спорили с погрузчиками, что машина недогруже(3)а.

1) 1,2 2) 1,3 3) 1,2,3 4) 1

Манеры (каковы?) изыска(1)ы. Это краткое прилагательное, так как его можно заменить полной формой изыска…ый . Определяем написание полной формы: изыска…ый образовано от глаголаизыскать , в котором есть приставка из-. Таким образом, как в полной, так и в краткой форме пишем две НН.

Немоще(2)ых (каких?) улиц . Это полное прилагательное, образованное от глагола несовершенного вида мостить . Приставка не- не влияет на написание, суффиксов –ОВА/-ЕВА нет, зависимые слова тоже отсутствуют. Пишем одну Н.

Машина недогруже(3)а (что сделана?) . Это краткое причастие, так как можно заменить глаголом недогрузили . В кратких причастиях пишется одна Н.

Таким образом , правильный вариант – ответ №4.

Потренируйся.

1. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН?

Дом стоял несколько в стороне от леса; стены его тут и там были подновле(1)ы свежими лесинами, окна покраше(2)ы белилами, маленькое крылечко сбоку, изукраше(3)ое резьбой, еще пахло смолой.

Сравните два предложения:

На тарелке лежали печёные яблоки .

На тарелке лежали печённые в духовке яблоки .

В одном случае слово печён(н)ый пишется с одной н , а в другом случае - с двумя н . Для того чтобы понять, почему эти слова пишутся именно так, надо разобраться в нескольких правилах. Правда, правил и исключений по этой теме довольно много.

Н и НН в именах прилагательных и причастиях

Для того чтобы определить, сколько н следует писать в имени прилагательном, сначала надо понять, от какой части речи оно образовано. Как правило, прилагательные образованы от существительных, от глаголов или являются первообразными. Первообразные прилагательные не образованы ни от какой другой части речи. Рассмотрим эти три группы.

Прилагательные, образованные от имен существительных

ан -, — ян -, — ин -.

Примеры : кожаный, серебряный, лошадиный

Исключения : стеклянный, оловянный, деревянный

В прилагательных, образованных от существительных с помощью суффиксов — енн -, — ственн -, — онн -, — ационн -, — ированн -.

Примеры : клюквенный, женственный, эволюционный, экзаменационный, эрудированный

Исключения : ветреный, масленый (но безветренный)

В прилагательных, образованных от существительных с основой на н с помощью суффикса — н -.

Примеры: глубинный, истинный

Первообразные прилагательные

Первообразные прилагательные не образованы ни от какой другой части речи. В них н входит в состав корня. В таких прилагательных пишется одна буква н .

синий, юный, зеленый, румяный

Например, в слове румяный корень румян , а не рум (такого корня в русском языке вообще нет).

обществе()ое мнение

Что должно стоять на месте прочерка?

Что должно стоять на месте прочерка?

Отглагольные прилагательные и причастия в полной форме

Существует три условия, при выполнении любого из которых в полном страдательном причастии прошедшего времени или прилагательном пишется нн.

1. Причастие (или прилагательное) образовано от глагола с приставкой (кроме приставки не -, которая не влияет на количество н в слове).

испуганный, нагруженный, испечённый

Но: непуганый, незваный

Исключения : назвАный (брат; с ударением на втором слоге), посажёный (отец; заменяющий родителя жениха или невесты на свадьбе), приданое (это существительное, образованное путем перехода прилагательного в разряд существительных), смышлёный.

Важно : не меняется написание отглагольных прилагательных в составе сложных слов.

Сравните:
свежемороженый (без приставки, поэтому пишется одна н ) - свежезамороженный (с приставкой, поэтому пишется нн )
гладкокрашеный (без приставки, поэтому пишется одна н ) - гладкоокрашенный (с приставкой, поэтому пишется нн )

2. У причастия есть зависимые слова (кроме слов, означающих степень проявления признака: очень , весьма и т.д.).

гружённый песком вагон, печённое в духовке яблоко

3. Причастие (или прилагательное) образовано от глагола совершенного вида .

брошенный (бросить), данный (дать), купленный (купить), лишенный (лишить), решенный (решить)

Эти три условия не охватывают причастия и прилагательные без зависимых слов, образованные от глаголов несовершенного вида без приставок. Здесь действуют два правила, из которых есть много исключений.

Правило 1. Если причастие (или отглагольное прилагательное) заканчивается на — ованный , — ёванный, пишется нн .

Примеры: балованный, линованный, корчёванный

Но: это правило не действует, если — ов -, — ев — входят в состав корня (в словах жёваный, кованый, клёваный ).

Правило 2. Если прилательное образовано с помощью суффиксов — ен -, — н — от глагола несовершенного вида без приставки, при отсутствии зависимых слов пишется н .

Примеры: гружёный, кошеный, топлёный, печёный, мороженый, рваный, путаный, краденый

Но: В некоторых прилагательных, образованных от бесприставочных глаголов несовершенного вида, пишется нн .

Примеры: желанный, действенный

Прилагательные и причастия в краткой форме

В краткой форме прилагательных пишется столько же н , сколько и в полной форме.

существенное изменение ⇒ изменение существенно

ветреная девушка ⇒ девушка ветрена

воспитанная девушка ⇒ девушка воспитанна

В кратких страдательных причастиях всегда пишется одна буква н .

Дело уже сделано.

Миссия успешно выполнена.

Краткие прилагательные и краткие причастия надо различать по смыслу.

Сравните:
Его лицо взволнованно (прилагательное) - Море взволновано ветром (причастие)
Эта преподавательница всегда сдержанна (прилагательное) - Клятва была сдержана (причастие)

17. Одна и две буквы н в наречиях на -о, -е. Правила

В наречиях на -о (-е) пишется столько же н, сколько в прилагательных
и причастиях, от которых они образованы:

удобный — удобно, неожиданный — неожиданно, взволнованный — взволнованно.

Задачи на тему «Одна и две буквы н в наречиях на -о, -е»

Говорить взволнова о, объяснять пута о, смотреть рассея о, бороться отчая о, приходить регуляр о.

Вставьте одну или две буквы н.

Двигаться медле о, смотреть настороже о, явиться непроше о, отвечать сдержа о, разговаривать серьёз о.

Вставьте одну или две буквы н.

1. Предприятие заинтересова о в строительстве жилья. 2. Учитель истории слушал нас заинтересова о. 3. Наше поколение увлече о компьютерными играми. 4. Он увлечё о рассказывал о поездке.

Вставьте одну или две буквы н.

1. Поле наше безжизне о, уныло. 2. Докладчик тщатель о готовился к выступлению. 3. Ваня зачарова о смотрел на заснеженный лес. 4. Магазин време о не работает. 5. Заяц испуга о смотрел по сторонам. 6. В результате проверки было выявле о много нарушений.

Вставьте одну или две буквы н.

Закричать радост о, смотреть растеря о, приехать неожида о, говорить пута о, мчаться беше о, оценить восторже о.

Вставьте одну или две буквы н.

Спросить испуга о, выслушать спокой о, улыбаться смущё о, выражаться точ о, работать напряжё о, нежда о — негада о.

Вставьте одну или две буквы н.

1. У меня всё расписа о, согласова о с директором. 2. Особе о хорош спорый дождь на реке. 3. Это понятие как-то связа о с ветром. 4. Посетитель смущё о потупил глаза. 5. Паруса безжизне о повисли.

Вставьте одну или две буквы н.

Говорить огорчё о, следить напряжё о, поступить легкомысле о, вздохнуть утомлё о, ответить увере о, разговаривать непринуждё о.

Н и НН в наречиях

Правила правописания Н и НН в наречиях

В наречиях на -о- и -е- , образованных от качественных прилагательных и отглагольных причастий, в суффиксах может писаться одна либо две буквы Н :

    Н в суффиксах наречий пишется в словах, образованных от прилагательных либо причастий с одной буквой Н.

Не всегда в наречиях пишется столько Н, сколько их было в производящей основе.

Как видно, правила написания одной и двух букв НН суффиксов наречий и существительных совпадают. В школе данная тема изучается в 8 классе.

Не понравилось? — Напиши в комментариях чего не хватает.

  • Что такое наречие в русском языке
  • На какие вопросы отвечает наречие
  • Наречие как часть речи
  • Морфологический разбор наречия
  • Н и НН в наречиях
  • Как подчеркивается наречие в предложении
  • Разряды наречий по значению
  • Слитное и раздельное написание наречий
  • Дефис в наречиях
  • Правописание наречий
  • Степени сравнения наречий
  • Как пишется НЕ с наречиями
  • Мягкий знак после шипящих на конце наречий
  • Отрицательные наречия
  • Указательное наречие
  • Как определить наречие
  • Способы образования наречий
  • Смысловые группы наречий
  • Морфологические признаки наречия
  • Не с наречиями на О, Е
  • Местоименные наречия
  • Синтаксическая роль наречия
  • Буквы «о» и «а» на конце наречий
  • Правописание суффиксов наречий
  • Слитное, дефисное и раздельное написание наречий
  • Как отличить наречие от прилагательного?
  • Определительные и обстоятельственные наречия
  • Наречия времени
  • О, Е на конце наречий после шипящих
  • Правописание наречий, предлогов, союзов
  • Окончание наречий
  • Разбор наречия по составу
  • Неизменяемость наречий
  • Наречия меры и степени
  • Наречия места

По многочисленным просьбам теперь можно: сохранять все свои результаты, получать баллы и участвовать в общем рейтинге.

Самые активные участники недели:

  • 1. Виктория Нойманн — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 2. Bulat Sadykov — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 3. Дарья Волкова — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.

Три счастливчика, которые прошли хотя бы 1 тест:

  • 1. Наталья Старостина — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 2. Николай З — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 3. Давид Мельников — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.

Карты электронные(код), они будут отправлены в ближайшие дни сообщением Вконтакте или электронным письмом.

9. Правописание нн и н в причастиях и отглагольных прилагательных. Правила

1. В суффиксах полных страдательных причастий, образованных от
глаголов несов. вида и употреблённых с зависимыми словами:

жаренный на масле картофель, метко брошенный камень,
недавно крашенный забор, вязанная крючком кофта.

2. В суффиксах полных страдательных причастий прошедшего
времени и прилагательных, образованных от глаголов сов. вида без
приставок и с приставками (кроме не-):

сложенный конверт, запутанный вопрос,
брошенный в речку мяч, размеренные движения.

Следует запомнить написание слов:

названый (брат), посажёный (отец), приданое (невесты),
прощёное (воскресенье), конченый (человек),

которые в современном русском языке не являются причастиями.

Сравните:
названный в честь деда Александром,
посаженный на почётное место отец,
приданное воинской части пополнение.

Пишутся с нн отглагольные прилагательные на -ованный,
-ёванный (т.е. имеющие суффиксы -ова-нн-, -ёва-нн-) :

балованный ребёнок, корчёванный участок, рискованный поступок.

В словах кованый, жёваный написание н или нн подчиняется общему
правилу:

кованый сапог – (нет зависимых слов, образовано от глагола несов. вида)
кованный в кузнице лемех – (есть зависимое слово «в кузнице»)
окованная дверь – (образовано от глагола сов. вида).

(-ов- и -ев- входят в состав корня).

Отглагольные прилагательные образуются от бесприставочных
глаголов несовершённого вида и не имеют при себе пояснительных
слов, кроме наречий степени совершенно, очень, абсолютно и пр.
Такие отглагольные прилагательные пишутся с одним н:

жареный картофель (жарить – гл. нес. вида),
крашеная крыша, вязаный шарф, стриженый пудель.

Наличие частицы не- не влияет на написание:

незваный гость, некрашеная крыша, нестриженый пудель.

При наличии зависимых слов или приставки сохраняется
значение причастий, которые пишутся с нн.

Сравните: Вяленая рыба – (отглагольное прилагательное),
вяленная на солнце рыба – (причастие),
провяленная рыба – (причастие).

Написание н или нн в сложных прилагательных подчиняется
общему правилу:

свежекрашеный (красить, несов. вид), выкрашенный (выкрасить, сов. вид).

В сочетаниях читаная – перечитаная, стираное – перестираное бельё
и т.п. оба слова следует писать с одним н в целях единообразия.

невиданный медленный священный
негаданный деланный считанные
нежданный желанный обещанный
неслыханный жеманный штукатуренный
нечаянный чеканный
неожиданный чванный

Краткое обобщение предыдущих правил

нн пишутся в суффиксах страдательных причастий прошедшего
времени и прилагательных, образованных от глаголов.

1. Есть приставки, кроме не- засушенный цветок

2. Если слово на –ованный, ёванный консервированные овощи
но: кованый, жёваный

3. Есть зависимые слова жаренные на сковородке пирожки

4. Слово образовано от бес- брошенная (от гл. бросить) деревня
приставочного глагола сов. вида но: раненый

5. В полных страдательных дрессированный, проверенные
причастиях прошедшего времени

Обратите внимание!
Клятва сдержана = клятву сдержали (можно заменить спрягаемой
глагольной формой), значит, сдержана – краткое страдательное
причастие.

Девочка весьма сдержанна и замкнута (спрягаемой глагольной формой
заменить нельзя), значит, сдержанна – краткое прилагательное.

В кратких отглагольных прилагательных пишется столько н, сколько
и в полных:

рассеянная девочка – девочка рассеянна,
путаное и неубедительное объяснение – объяснение путано и неубедительно.

В отличие от кратких прилагательных краткие формы страдательных
причастий прошедшего времени всегда пишутся с одним н:

Самые мягкие и трогательные стихи (что с ними произошло?) написаны
русскими поэтами об осени. Капли дождя (что с ними произошло?) рассеяны
по стеклу.

Задачи на тему «Правописание нн и н в причастиях и отглагольных прилагательных»

Образуйте от глаголов страдательные причастия прошедшего времени, отвечающие на вопрос какой?

Правописание -Н- и -НН- в наречиях

Наречия пишут­ся с -н- или -нн- в зави­си­мо­сти от напи­са­ния про­из­во­дя­ще­го при­ла­га­тель­но­го или пол­ной фор­мы при­ча­стия. Приведем при­ме­ры пра­во­пи­са­ния -н- и -нн- наре­чи­ях.

Все наре­чия про­изо­шли или про­ис­хо­дят от слов, при­над­ле­жа­щих к раз­ным частям речи. От каче­ствен­ных при­ла­га­тель­ных и пол­ной фор­мы при­ча­стий актив­но обра­зу­ют­ся наре­чия с помо­щью суф­фик­са :

  • пре­крас­ный - выгля­деть пре­крас н о;
  • оза­бо­чен­ный - спро­сить оза­бо­че нн о.

Часто воз­ни­ка­ет сомне­ние, как пра­виль­но пишет­ся про­из­вод­ная лек­се­ма: с одной бук­вой «н» или с дву­мя? Правописание -н- или -нн- в наре­чи­ях зави­сит, от сло­ва какой части речи они были обра­зо­ва­ны.

Правописание наречий с -н-

В напи­са­нии наре­чий с -н- и -нн- , обра­зо­ван­ных от име­ни при­ла­га­тель­но­го, руко­вод­ству­ем­ся пра­ви­лом рус­ской орфо­гра­фии:

Понаблюдаем, как рабо­та­ет этот прин­цип выбо­ра -н- и -нн- :

береж н ый под­ход - отно­сить­ся береж н о;

длин н ый доклад - напи­сал длин н о;

намер енн ый посту­пок - сде­лал намер енн о;

рас­те­ря нн ый взгляд - отве­тил рас­те­ря нн о.

Особое затруд­не­ние в напи­са­нии -н- и -нн- вызы­ва­ют наре­чия, обра­зо­ван­ные от отгла­голь­ных при­ла­га­тель­ных. Например, как пра­виль­но пишет­ся наре­чие «пута­но» или «путан­но» ?

Тогда нуж­но делать свой выбор, вос­ста­нав­ли­вая сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ную цепоч­ку:

(что делать?) путать - пута н ый (ответ) - отве­тить (как?) пута н о.

От гла­го­ла несо­вер­шен­но­го вида обра­зу­ет­ся при­ла­га­тель­ное с помо­щью суф­фик­са -ен- , кото­рый сохра­ня­ет­ся в напи­са­нии про­из­вод­но­го наре­чия.

Аналогично про­ве­ря­ем напи­са­ние -н- в сло­ве:

(что делать?) бесить - беш ен ый (волк) - вер­теть­ся как? беш ен о.

Моторы были пуще­ны во всю силу. Сотни бесов, име­ну­е­мых лоша­ди­ны­ми сила­ми, бились, беш ен о вра­щая рыча­ги порш­ней (А. Толстой).

Обратим вни­ма­ние на напи­са­ние при­ла­га­тель­но­го «вет­ре­ный» с одной бук­вой «н» . Соответственно, про­из­вод­ное наре­чие сохра­ня­ет суф­фикс -ен- :

На ули­це сего­дня очень ветр ен о.

Правописание наречий с -нн-

С -нн- пишут­ся наре­чия, обра­зо­ван­ные от пол­ных форм при­ла­га­тель­ных и при­ча­стий с -нн- :

  • тума нн ый - тума нн о отве­чать;
  • сосре­до­то­че нн ый чело­век - зани­мал­ся сосре­до­то­че нн о;
  • оби­же нн ый ребе­нок - гово­рит оби­же нн о;
  • совре­ме нн ый под­ход - выгля­дит совре­ме нн о.
  • Посмотреть штрафы гибдд курск 22.04.2014 | автор: T�x��_�o��� | Гаи пдд | Просмотров: 206 Быстрая загрузка: Посмотреть штрафы гибдд курск Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем […]
  • Правило недели: запятая перед союзом и в сложносочинённых предложениях Сегодня разберём правило, касающееся постановки знаков препинания между простыми предложениями в составе сложносочинённого. Для начала освежим память: […]
  • Проверка штрафов гибдд башкортостан 01.08.2014 | автор: SEQAL | Проверка штрафов харьков | Просмотров: 233 Быстрая загрузка: Проверка штрафов гибдд башкортостан Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный […]
  • Правило к слову странный Появилось странное чувство, будто бы я слушаю старое радио. Более того, судебная и судебно-арбитражная практика странным образом обходит эти проблемы, считая, видимо, что это дело ученых-теоретиков. Накатило […]
  • § 1. Понятие и виды стадий совершения умышленного преступления Предусмотренные в нормах Особенной части УК РФ составы преступлений формулируются как оконченные криминальные деяния. Однако в реальной жизни преступления не всегда […]
  • Книга «Приказ» автора Тайц Яков Моисеевич оценена посетителями КнигоГид.Для бесплатного просмотра предоставляются: аннотация, публикация, отзывы, а также файлы на скачивания.В нашей онлайн библиотеке произведение Приказ можно […]

Написание н нн в суффиксах прилагательных причастий и наречий зависит от особенностей образования конкретного слова, его формы и наличия зависимых слов.
Таблица Правописание н нн в прилагательных причастиях наречиях

исключения масленый , ветреный (но безветренный, наветренный ).

исключения оловянный, стеклянный, деревянный

исключения крещеная мать, раненый солдат, названая сестра

исключения : кованый, жеваный

  • Что такое причастие в русском языке
  • Причастие и причастный оборот
  • Н и НН в причастиях
  • Причастие и деепричастие
  • Причастный и деепричастный оборот
  • Морфологический разбор причастия
  • Правописание суффиксов причастий
  • Правописание НЕ с причастиями
  • Действительные и страдательные причастия
  • Страдательные причастия
  • Вопросы причастия
  • Когда причастный оборот выделяется запятыми
  • Образование страдательных причастий
  • Краткое причастие
  • Н и НН в кратких причастиях
  • Причастие как часть речи
  • Неправильное построение предложения с причастным оборотом
  • Краткие и полные страдательные причастия
  • Морфологические признаки причастия
  • Страдательные причастия настоящего времени
  • Краткие страдательные причастия
  • Образование причастий
  • Действительные причастия
  • Окончания причастий
  • Причастие как особая форма глагола
  • Склонение и падежные окончания причастий
  • Обособление причастий
  • Как подчеркивать причастие
  • Совершенный и несовершенный вид причастия
  • Чем отличается причастие от прилагательного
  • Как обозначается причастный оборот
  • Образование действительных причастий
  • Н, НН в причастиях, прилагательных, наречиях
  • Как выделяется причастный оборот на письме
  • Суффиксы страдательных причастий
  • Как определить причастие
  • Ошибки в причастиях
  • Виды причастий
  • Действительные причастия настоящего времени
  • Гласные в суффиксах причастий
  • Правописание безударных личных окончаний и суффиксов причастий
  • Гласные в причастиях перед НН
  • Знаки препинания при причастном обороте
  • Причастия настоящего и прошедшего времени
  • Признаки прилагательного у причастия
  • НН в полной форме причастий
  • Правописание е и в суффиксах причастий
  • Возвратность причастия
  • Определение, выраженное причастным оборотом
  • Как найти причастный оборот
  • Одиночное причастие
  • Суффиксы действительных причастий
  • Грамматические признаки причастия
  • Синтаксическая роль причастия
  • Aщ, ящ, ущ, ющ в причастиях
  • Суффиксы ем, им в причастиях
  • Спряжение причастий
  • Как отличить причастие от деепричастия
  • Отличие причастного оборота от деепричастного
  • Написание не с глаголами и деепричастиями
  1. 1. Роман Сергиенко 309
  2. 2. Елизавета Анчербак 292
  3. 3. Анна Монтгомери 99
  4. 4. Ирина Жаворонкова 93
  5. 5. Азат Аитов 89
  6. 6. Никита Зайцев 63
  7. 7. Алекc Пчелка 61
  8. 8. 60
  9. 9. Андрей Драгунов 58
  10. 10. Рамазан Ганиев 50
  1. 1. Ramzan Ramzan 6,266
  2. 2. Елизавета Анчербак 5,056
  3. 3. Iren Guseva 4,925
  4. 4. Анастасия Гудяева 3,416
  5. 5. admin 3,228
  6. 7. Мухаммад Амонов 3,084
  7. 8. Гузель Миннуллина 2,358
  8. 9. Артём Чекуров 2,016
  9. 10. Алёна Кошкаровская 1,886

ПРАВОПИСАНИЕ Н И НН В РАЗНЫХ ЧАСТЯХ РЕЧИ

1. Когда в прилагательных пишется нн ?
2. Назовите исключения из этих правил.
3. Как отличить отглагольное прилагательное с суффиксом -н- от причастия с -нн- ?
4. Какие исключения в правописании отглагольных прилагательных вам известны?
5. Как пишутся суффиксы с н и нн в кратких формах прилагательных и причастий?
6. Сколько н пишется в наречиях и существительных, образованных от прилагательных и причастий?

1. Образуйте от существительных и глаголов прилагательные по образцу:

кожа – кожан ый: песок, рожь;

барабан – барабанн ый: брань, ураган, карман, туман, весна, манна, рань;

глина – глинян ый: береста, вода, жесть, смола, шерсть, торф;

вязать – вязан ый: драть, звать, путать, тесать, ковать, жевать, резать, стирать;

валять – валян ый: веять, паять, сеять, стрелять.

2. От данных существительных образуйте прилагательные, выделите суффикс.

Гусь, комар, пчела, лев, мышь, петух, муравей, соловей, змея, гость, тополь, длина, равнина, старина, целина, свинья.
Инфекция, станция, лекция, традиция, пенсия, экзамен, сезон, лимон, полынь, струна, пустыня, чугун, ворона, конь.

3. Образуйте от существительных и глаголов прилагательные, суффиксы выделите по образцу:

болезнь – болезненн ый.
Утро, обед, жизнь, мысль, огонь, письмо, число, клюква, солома, листва, мужество, отечество, родство, чувство.

бесить – бешен ый.
Валять, гладить, дарить, жечь, калить, клеить, кипятить, косить, жарить, стричь, ранить, учить, слоить.

4. Графически объясните написание н и нн в словах:

кошен ый луг – некошен ый, скошенн ый и кошенн ый по росе луг;
выкрашенн ый забор – крашеный – давно не крашенн ый – некрашен ый;
неткан ая скатерть – тканн ая золотом – сотканн ая – несотканн ая;
ранен ый воин – раненн ый в бою – легкоранен ый – поранен ы плугом;
жжен ый сахар – полусожженн ая рукопись – выжженн ая пустыня.

5. Проведите выборочный диктант с объяснением. Выпишите в два столбика слова с н и нн .

1) Старый Мазай любит до страсти свой низменный край (Н.Некрасов). 2) Дорога лежала через бывшее ржаное поле. 3) Торжественным маршем вступила на землю весна. 4) Тянуло в каменные корпуса, где пахло машинным маслом. 5) Ранняя суровая зимняя заря проступала сквозь мертвенную дымку (А.Фадеев). 6) Ни санного, ни звериного следа не было видно. 7) Послышался стук лошадиных копыт: выводили из конюшни ворон ого коня. 8) Станица обнесен а землян ым валом (Л.Толстой). 9) Настя была столь же ветрен а, как и ее барышня (А.Пушкин) . 10) Ночь была безветренн ая.

6. Составьте и запишите диктант из слов-исключений на все случаи данной темы.

7. Спишите, образуйте от данных слов с помощью суффиксов -ость-, -ний-, -ений- существительные, обозначьте орфограммы.

8. Объясните написание н и нн в словах.

Прян ик, тружен ик, гостин ица, морожен ое, путешественн ик, дружинн ик, родственн ик, малинн ик, священн ик, воспитанн ик, учен ик, лиственн ица, конн ица, гривенн ик, имен инн ик, пленн ик, ставленн ик, коноплян ик, нефтян ик, сушен ица, учительн ица, путан ица, торжественн ость.

9. Перестройте словосочетания так, чтобы проиллюстрировать все возможные случаи написания причастий.

Образец: тушен ые овощи (несов. вид, нет зависимого слова, приставки); тушенн ые в горшочке (з.с.); нетушен ые (приставка не- не влияет на правописание); потушенн ые овощи (приставка).
Кован ый сундучок, груженн ая кирпичом баржа, стрелян ые гильзы, раненн ый в плечо, названн ый в честь, сеченн ые градом поля, купленн ый товар.

10. Объясните написание н и нн , указав слово, от которого образовано сложное прилагательное: широколиственн ое (лиственн ое).

Болезненн о вялый вид, длинн орукий юн оша, прян о-нежный аромат, послеобеденн ый сон, свежеморожен ое мясо, свежезамороженн ые фрукты, самоткан ый ковер, малоношен ый пиджак, высокохудожественн ый вкус, долгожда_ый новорожде_ый, малоезже_ый путь, новоявле_ое учреждение, узковедомстве_ые интересы, обществе_о полезный труд.

11. От данных глаголов образуйте страдательные причастия с приставками и отглагольные прилагательные без приставок.

Образец: белить – выбеленный – беленый.

Вязать, клеить, коптить, ломать, мочить, носить, пахать, пилить, плести, пугать, рвать, чесать, солить, сушить, точить, красить.

12. Вставьте пропущенные буквы, найдите слова с суффиксами, суффиксы выделите.

Каме_ый, сви_ой, рья_ый, мороз_ый, осе_ий, дли_ый, ю_ый, весе_ий, ра_ий, со_ый, шабло_ый, бето_ый, накло_ый, пря_ый, румя_ый, племе_ой, гости_ый, революцио_ый, воро_ий, пога_ый.

13. От данных слов с помощью суффиксов -ник-, -ость-, -ик- образуйте, если возможно, производные слова по образцу: родственный – родственн ик, родственн ость.

Подлинный, современный, ветреный, прелестный, мужественный, низменный, квалифицированный, искусственный, хозяйственный, странный.

14. Объясните разницу в написании однокоренных слов.

1) Все мои друзья образованн ы. Комиссии уже образован ы.
2) Лица солдат суровы и озабоченн ы. Мы были озабочен ы зачетом.
3) Сборы прошли организованн о. Организован о хорошее питание.
4) Шерсть вся запутан а котенком. Эта история запутанн а и неясна.
5) Море взволнован о бурей. Говорил взволнованн о, горячо.

15. Экспресс-диктант (в 1-м столбике запишите номера слов с н , во 2-м – с нн ).

1) Размешанн ые краски,
2) бесценн ая вещь,
3) выкрашенн ые лавки,
4) поляна освещен а,
5) ткан ый узор,
6) туристы размещен ы,
7) комиссия образован а,
8) румян ые лица,
9) свин ые окорока,
10) некрашен ая ткань,
11) писан ая красавица,
12) тетрадь исписан а,
13) кожан ый портфель,
14) ветрен ый день,
15) ветрян ой двигатель,
16) безветренн ый день,
17) рассеянн ый мальчик,
18) нечаянн ая ошибка.

Задание 1. Запишите рядом с полной формой краткие формы прилагательного.
Образец: румяный ребенок румян, девочка румяна, дитя румяно .

Несравненный, единый, ценный, революционный, пустынный, современный.

Задание 2. Объясните написание слов с помощью прилагательных, от которых они образованы.
Образец: маслен ица – маслен ый (блин).

Непринужденн ость, бешен о, бесцеремонн ость, жизненн о, доверенн ость, гостин ица, ветрен о, лиственн ица, карманн ик, таможенн ик, родственн ик.

Телефо_ый разговор, настоль_ый теннис, земля_ая насыпь, журавли_ый крик, урага_ое предупреждение, беспричи_ое опоздание, искус_ый оратор, искусстве_ый алмаз, сезо_ая работа, цели_ый район, серебря_ая нить, деревя_ая солонка.

Задание 2. Образуйте от данных прилагательных их краткую форму в женском роде.

Неожиданный, священный, ветреный, пустынный, длинный, румяный, юный, искусный, раненый, образованный, искусственный.

Задание 1. Замените данные словосочетания синонимичными выражениями, выделите суффиксы.
Образец: время революции – революционн ое время.

Командир дивизии, автобус для экскурсии, треугольник с равными сторонами, комиссар батальона, азарт дискуссии, знак пунктуации, сбор по традиции, день с ветром, институт информации.

Задание 2. Объясните написание н и нн по образцу.
Образец: копчен ость – копчен ый .

Смышлен ость, воспитанн ик, мудрен ость, маслен ица, избранн ик, туманн ость, путан ица, запутанн ость, ремесленн ик, юн ость.

Задание 1. Превратите причастия в прилагательные.
Образец: печенн ая в золе рыба – печен ая рыба, позолоченн ое кольцо – золочен ое кольцо .

Квашенн ая в бочке капуста, побеленн ый потолок, растопленн ое масло, груженн ая лесом баржа, вымо-щенн ая улица, раненн ый в руку воин, давно не крашенн ые волосы, незасеянн ое поле, посаженн ые детьми кусты.

Задание 2. От данных слов образуйте наречия с помощью суффикса -о- .

Бешеный, самонадеянный, торжественный, масленый, ветреный, буйный, безымянный, безветренный, организованный, продуманный, неслыханный.

Задание 1. Образуйте краткую форму, выделите орфограмму.

Спутанные волосы, рассыпанные бусы, перекрашенные чулки, художественные произведения, многочисленные огни, стриженые волосы, данные слова, юные существа, образованные юноши, сосредоточенные лица.

Задание 2. Превратите прилагательные в страдательные причастия, добавив либо зависимое слово, либо приставку.

Моченые яблоки, раненая птица, стеганая куртка, крашеные волосы, соленая рыба, нестриженые дети, жженый уголь, некормленый скот.

Задание 1. Вставьте н или нн , объяснив свой выбор.

Краше_ый в синий цвет; посаже_ый под икону гость; посаже_ый отец; прида_ое невесты; улицы пусты_ы; полк, прида_ый командарму; сви_ые туши; движения царстве_ы; давно не краше_ые волосы; смышле_ые дети.

Задание 2. Запишите все исключения по теме «Н и нн в прилагательных».

Задание 1. Образуйте от данных глаголов краткие причастия и наречия, составьте словосочетания и запишите их.
Образец: запутать – шерсть запутан а, говорить запутанн о .

Организовать, сосредоточить, оживить, заслужить, напрячь, вдохновить, возбудить, рассеять, взволновать, осудить.

Задание 2. Подчеркните слова с суффиксом -онн- .

Сезонный, редакционный, бездонный, композиционный, революционный, бульонный, законный, бессонный, неугомонный, комиссионный, наклонный, шаблонный, инерционный, вагонный, бетонный, реакционный, операционный.

Задание 1. Объясните написание следующих слов (покажите графически).

Кошен ый луг – нескошенн ый луг
крашен ое изделие – давно не крашенн ый забор
плетенн ая умельцем корзина – корзина не сплетен а
купленн ый хлеб – ранен ый солдат
данн ый пример – ткан ый узор
полусожженн ая рукопись – полувялен ая рыба
морожен ое мясо – незамороженн ая ягода

Задание 2. Запишите слова-исключения по теме «Н и нн в причастиях и отглагольных прилагательных».

Задание 1. Образуйте прилагательные от существительных и глаголов, данных в скобках, запишите с ними словосочетания, объясните графически н или нн .

(Дискуссия) вопрос, (ветер) молодой человек, (без ветра) погода, (вагон) мастер, (вдохновение) музыка, (газифицировать) район, (пчела) воск, (делать) испуг, (ткать) ковер, (семена) фонд, (орел) взгляд, (воробей) чириканье, (дивизия) медсанбат, (не ждать) визит.

Решения обдуманн ы (верны) – все ходы обдуман ы
Взгляды устремлены вдаль – движения устремленн ы (решительны)
Бумаги направлен ы в суд – двигаться направленн о

Задание 1. Образуйте от глаголов причастия и прилагательные.
Образец: белить – белен ый, давно не беленн ые стены .

Квасить, косить, мостить, плавить, студить, топить, учить.

Задание 2. Объясните написание по образцу: тканн ый золотом платок (есть зависимое слово).

Спрятанн ое морожен ое, запутанн ое дело, путан ая история, юн ый шахматист, история запутанн а, нерешенн ая задача, неткан ый материал, золочен ая нить. неразгаданн ая тайна, слоен ый пирог, кипячен ая вода.

Задание 1. Вставьте пропущенные буквы, распределите в две колонки с н и нн .

Смуще_ый ю_оша, беше_ый пес, квалифицирова_ый работник, кова_ая решетка, выполне_ая работа, журавли_ый крик, око_ые рамы, смышле_ый малыш, непаха_ые поля, суше_ые на солнце грибы, ветря_ой двигатель, безветре_ая погода, поране_ый палец, жела_ый день.

Задание 2. Рядом с полными причастиями и прилагательными запишите краткие.

Испеченная рыба –
засеянное поле –
священная клятва –
желанные праздники –
медленные движения
рассеянные ветром тучи –
сосредоточенные лица –
рассеянные ученики –
испытанные друзья –

Задание 1. Спишите, вставляя буквы, объясняя орфограммы.

Лица моряков озабоче_ы и серьезны; кваше_ая капуста; мы ограниче_ы во времени; вышли организова_о; озабоче_ы состоянием больного; огурцы, кваше_ые в бочке; вести себя сдержа_о; подростки неуравновеше_ы и вспыльчивы; неуравновеше_ость и несдержа_ость; невыпече_ый хлеб; невести_о прида_ое; пече_ая тыква; прида_ые полку танки.

Задание 2. Составьте и запишите предложения или словосочетания со словами:

воспитан ы – воспитанн ы, изолирован ы – изолированн ы, спаян ы – спаянн ы, рассеян ы – рассеянн ы, сдержан ы – сдержанн ы.

Зеленый лес, масляный двигатель, масленый блин, оловянный солдатик, рдяный рассвет, ветреный день, жженый сахар, нечаянный успех, балованный ребенок, свиной хвост, жеваный – изжеванный лист, подкованный конь, неожиданный успех, прийти нежданно-негаданно, невиданный рассвет, неслыханная весть, медленный ход, невестино приданое, нетканая скатерть, смышленый малец, полувяленая рыба, долгожданный визит, кожаный плащ, свежевыкрашенный забор, легковерный зверь, ветряная мельница, беспрестанный дождь, сожженное письмо, ломаная линия, кипяченая вода, замечание ценно, искусственный мед, печеное яблоко, недоеные коровы, сеченные градом поля, названый брат, раненные в грудь, странный случай, целинный урожай, недлинная история, миллионный житель, истинные ценности, валяная обувь, стреляный воробей, подлинная истина, дети рассеянны и невнимательны, тучи рассеяны, пахнет пряно шафраном, румяная именинница, полынные заросли, отчаянный юноша, бешено бьющееся сердце, государственные таможенники, чеканный шаг, рваная рана.

Правописание Н и НН в прилагательных, причастиях, наречиях, существительных

Таблицы с примерами.

Правописание -Н- и -НН- в прилагательных, образованных от существительных

Искл.: стеклянный, оловянный, деревянный

Искл.: ветреный (но: безветренный)

Запомните: юный, румяный, свиной, единый, пряный

(старинный (старина), карманный (карман) )

Правописание -Н- и -НН- в прилагательных и причастиях, образованных от глаголов

Искл.: медленный, желанный, священный, нежданный, негаданный, нечаянный, невиданный, неслыханный

Искл.: кованый, жеваный (ов-, ев- входит в корень, а не в суффикс)

Сложные прилагательные

Каждая часть сложного прилагательного пишется по тем же правилам,

что и соответствующее им самостоятельное слово

Краткие прилагательные

Пишется столько Н, сколько и в полной форме

Краткие причастия

Всегда пишется только Н

Сделано дело, задача решена, связаны словом

ПРИМЕЧАНИЕ: если вам трудно различить прилагательное и причастие, прежде всего постарайтесь определить, какой признак обозначает это слово. Если признак временный, ограниченный, признак действия, совершаемого над предметом, то это причастие.

(Девочка воспитана мамой. Комиссия вчера образована )

Если слово обозначает признак, постоянно присущий предмету, то это прилагательное

Правила правописания Н и НН в наречиях

В наречиях на -о- и -е- , образованных от качественных прилагательных и отглагольных причастий, в суффиксах может писаться одна либо две буквы Н :

  • Н в суффиксах наречий пишется в словах, образованных от прилагательных либо причастий с одной буквой Н.

Не всегда в наречиях пишется столько Н, сколько их было в производящей основе.

Как видно, правила написания одной и двух букв НН суффиксов наречий и существительных совпадают. В школе данная тема изучается в 8 классе.

Не понравилось? — Напиши в комментариях чего не хватает.

  1. 1. Роман Сергиенко 309
  2. 2. Елизавета Анчербак 292
  3. 3. Анна Монтгомери 99
  4. 4. Ирина Жаворонкова 93
  5. 5. Азат Аитов 89
  6. 6. Никита Зайцев 63
  7. 7. Алекc Пчелка 61
  8. 8. 60
  9. 9. Андрей Драгунов 58
  10. 10. Рамазан Ганиев 50
  1. 1. Ramzan Ramzan 6,266
  2. 2. Елизавета Анчербак 5,056
  3. 3. Iren Guseva 4,925
  4. 4. Анастасия Гудяева 3,416
  5. 5. admin 3,228
  6. 6. Александра Люханчикова 3,122
  7. 7. Мухаммад Амонов 3,084
  8. 8. Гузель Миннуллина 2,358
  9. 9. Артём Чекуров 2,016
  10. 10. Алёна Кошкаровская 1,886

Самые активные участники недели:

  • 1. Виктория Нойманн — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 2. Bulat Sadykov — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 3. Дарья Волкова — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.

Три счастливчика, которые прошли хотя бы 1 тест:

  • 1. Наталья Старостина — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 2. Николай З — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 3. Михаил Воронин — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.

Карты электронные(код), они будут отправлены в ближайшие дни сообщением Вконтакте или электронным письмом.

Правописание н и нн в наречиях

Цели урока:

Закрепить тему «Образование наречий»;

Познакомиться с условиями написания Н и НН в наречиях;

Вырабатывать навыки написания наречий с Н и НН, пользуясь полученными знаниями;

Развивать орфографическую зоркость учащихся.

Оргмомент:

Здравствуйте! Сегодня у нас с вами не совсем обычный урок, т. к. у нас присутствуют гости. Давайте покажем им, как хорошо мы умеем работать.

Улыбнитесь друг другу, ведь улыбка поднимает настроение, и нет в мире ничего прекраснее, чем улыбающиеся дети. Спасибо! А теперь за работу!

Сегодня нам придётся потрудиться, ведь кроме повторения и закрепления предыдущей темы – «Образование наречий», нам предстоит познакомиться с новой темой «Правописание Н и НН в наречиях», поэтому наши цели — . (см. выше).

2. Чтобы понять, как вы усвоили тему «Образование наречий», я дам несколько заданий по карточкам:

Карточка №1 : — о способах образования наречий, с примерами.

Карточка №2 домашнее упражнение № 93.

Весь класс в это время записывает дату и выполняем задание в тетради:

Задание для класса: подобрать антонимы к наречиям, записанными на доске и выполнить их словообразовательный разбор: назад, влево, затемно, часто, хорошо, весело, холодно, начерно, долго.

1. Карточка о способах образования наречий.

2. Упражнение № 93 (домашнее)

3. Задание для всего класса.

Учитель просит учащихся вместе с одним учеником из класса записать на доске и в тетрадях предложение и разобрать его по членам.

Валентин смотрел на Наташу влюбленно, страстно, призывно.

— есть ли в предложении наречия?

— имеет ли их написание отношение к теме урока?

Вы заметили, что два наречия мы написали с Н, а одно НН.

От чего же зависит написание наречий с Н и НН?

=>учитель озвучивает правило.

=>правило в учебнике (§13)

Да, ребята, правило это очень простое, но и в нём есть свои трудности.

Помните ли мы, когда писать Н и НН в прилагательных? (схема ) причастиях?

Что общего и различного в написании кратких форм прилагательных и причастий?

— в прилагательных – в полной и краткой форме – одинаково

— в причастиях – в полной форме 2, а краткой – 1.

Итак: в помощь – ТАБЛИЦЫ-помощницы.

! Учитель объясняет, что написано в таблицах и для примера использует упражнение 97 – 1-ое предложение.

Прежде, чем мы продолжим, давайте немного отдохнем. Сейчас вы услышите ряд слов разных частей речи. Мальчики встают, если звучит наречие, девочки – если существительное.

Красивый, доброта, скромно, помогать, помощь, взаимопонимание, дружно, одинаково, нежный, любимый, друзья, заботиться.

Молодцы ребята! Я надеюсь, что все эти слова есть в вашем личном словарике и часто вами используются!

Закройте книги: напишите на линейке цифры от 1 до 9 с промежутком в сантиметр. Мы напишем графический диктант: (Упражнение 97 + 1 предложение своё).

Проверка и выставление (за диктант)

Учитель: Молодцы, ребята! Вы справились с заданием! Вы готовы к серьезной работе. На доске записаны предложения. Их нужно списать, вставить пропущенные буквы.

  1. Над садом т. ржестве. о и радост. о звучала песня.
  2. Луна поднялась высоко и необыкнове. о ярко озаряла всю равнину.
  3. Вокруг было пусты. о и безмолв. о.
  4. Соревнование было организова. о х. р. шо.
  5. Девочка была воспита. а в детском доме.
  6. Ш. рокий поток лед. ной воды беше. о мчался с горы.
  7. Каждый из нас сосредеточе. о думал о своем.
  8. Звук п. дения воды стра. о сливался со стуком часов.

Итоги урока:

— какую тему изучили?

— как звучит правило?

— всё ли было понятно?

Д/з: §13, упражнение 100, подготовить устное сообщение по упражнению 99.