В открытый доступ выложили новый проект поправок, где детально обговаривается создание агентского реестра. Важный нюанс: согласно документу, вести реестр будет вовсе не Турпомощь да и платить за вступление не придется.

В течение последнего месяца федеральные и отраслевые СМИ не раз писали о том, что с 2017 года все турагентства, которые не вступили в добровольный реестр при Турпомощи, окажутся вне закона. Со ссылкой на слова руководителя Ростуризма Олега Сафонова и главу Турпомощи Алекспандра Осауленко , они сообщали, что данная норма уже закреплена в новом турзаконе, принятом в феврале.

Впрочем, многие юристы с такой трактовкой не согласны и утверждают, что в тексте закона нет ни слова о создании обязательного реестра, а потому на данный момент турфирмы вовсе не обязаны вступать в реестр при Турпомощи, к тому же платить за это деньги.

На днях на Федеральном портале проектов нормативных актов был опубликован новый законопроект Минкульта , который говорит в пользу противников реестра при Турпомощи. В отличие от последних поправок, внесенных в отраслевой закон, этот документ действительно содержит положение о едином федеральном реестре турагентов.

Согласно документу, агентский реестр по аналогии с реестром туроператоров станет для розницы обязательным условием для работы на рынке. Турагентству, которое не вступит в реестр, грозит штраф от 50 до 100 тысяч на должностных лиц и от 100 до 200 тысяч рублей на юридических.

Особый интерес вызывают сразу несколько нюансов.

  • Во-первых, в законопроекте не упоминается вступительный взнос - судя по тексту, членство в реестре будет бесплатным,
  • Во-вторых, заниматься им будет федеральный орган исполнительной власти, а для туристической отрасли это Министерство культуры, которое может делегировать полномочия подведомственному ему Ростуризму.

А вот про Турпомощь и ее добровольный реестр ТА в проекте нет ни слова . И возникает вопрос: с какой целью он был создан, зачем туда вступили и заплатили взносы 1 300 компаний, и что с ним будет дальше?

Интересно, что в самом объединении уверены, что обязательный реестр добровольному не помешает, и «Турпомощь» будет курировать агентский реестр совместно с Ростуризмом.

Александр Осауленко , руководитель Турпомощи:

Фактически в принятом в феврале законе уже сказано, что один агентский реестр будет вестись при Турпомощи. Напомню, там сказано, что туроператоры по выездному туризму обязаны предоставлять в объединение информацию о своих партнерах-турагентах (Статья 11.2 закона «Об основах турдеятельности» - прим. редакции).
И весьма вероятно, что в итоге в случае с обязательным агентским реестром будет реализована такая же схема, по которой ведется реестр ТО: часть информации аккумулирует Турпомощь и передает в Ростуризм, то есть происходит совместная работа нашего объединения и ведомства.

Некоторые участники отрасли разделяют прогнозы, что именно на базе добровольного реестра будет сформирован обязательный. Учитывая, что туристическое власти уже не раз сообщали, что у Ростуризма нет ресурсов на создание и ведение новой базы данных, такой вариант будет для власти довольно удобным. Но остается вопрос: если реестром будет заниматься Турпомощь, то кто будет финансировать эту работу? Расходы, очевидно, лягут на розницу, а значит, вступительные взносы все же придется узаконить… Впрочем, повторимся: пока ни в одном законе или подзаконном акте об этом нет ни слова.

Есть на рынке и те, кто настаивает, что Турпомощь вообще не должна принимать в создании реестра турагентств никакого участия.

Наталия Осипова , исполнительный директор :

В связи с появлением нового проекта поправок мы отправляем в Госдуму предложение убрать из нынешнего закона поправку, принятую в феврале, о том, что туроператоры по выездному туризму обязаны предоставлять в Турпомощь список своих розничных партнеров. Если реестр турагентств уже создается на базе федерального органа исполнительной власти, то зачем создавать еще одну усеченную версию на базе Турпомощи? Происходит дублирование одной и той же информации.

Сейчас текст законопроекта проходит стадию общественного обсуждения, и каждый желающий может высказать свои пожелания . Некоторые туристические объединения уже озвучили свои замечания. Например, предлагает убрать из законопроекта пункт, согласно которому агентства для вступления в реестр будут обязаны предоставлять нотариально заверенные копии своих договоров с туроператорами. «На наш взгляд, ни один нотариус такие документы заверять не станет. Кроме того, туроператор и турагент должны подписывать между собой не «договор о реализации турпродукта», как это указано в тексте законопроекта, а агентский договор», - отметила Наталия Осипова, исполнительный директор объединения.

Общероссийский Генеральный реестр туристических агентств - это информационный портал, позволяющий туристам и партнерам проверить статус юридического лица - туристической компании, ознакомиться с публичной информацией о турагентстве. Официальным подтверждением статуса является свидетельство о регистрации в Генеральном реестре туристических агентств, которое выдается по заявлению юридического лица или индивидуального предпринимателя.

Для чего и когда был создан Реестр туристических агентств?

После отмены государственного лицензирования туристской деятельности у туристических компаний и предпринимателей, занятых в этой сфере, пропала возможность идентифицировать себя на рынке в качестве розничных продавцов турпродукта. Это привело к снижению степени доверия к турфирме со стороны потребителей, которые никак не могли проверить легальность и юридическую чистоту компании. Одновременно на рынке были созданы предпосылки для массового появления фирм-однодневок, возникли сложности во взаимодействии между туроператорами и турагентами.

Стало очевидно, что рынку нужен новый инструмент учета профессиональных турагентов. Для этого и был создан Реестр туристических агентств.

На сайте Reestr-TA.ru осуществляется регистрация туркомпаний, желающих войти в реестр туристических агентств. Это совместный проект Российского союза туриндустрии (РСТ), компании "Тонкости продаж" и Юридического агентства "Персона Грата".

В основе проекта - электронная база данных, представляющая собой список предприятий и индивидуальных предпринимателей, идентифицирующих себя как турагентов в соответствии с федеральным законом «Об основах туристской деятельности в РФ».

Добровольный общероссийский реестр объединяет информацию о большинстве участников турагентского рынка. По состоянию на 1 мая 2015 года в Реестре зарегистрировано 12 650 предприятий туристической отрасли. К реестру имеют свободный доступ все заинтересованные стороны, включая туроператоров и самих туристов.

Внесение в реестр и публикация данных о компании в его публичной части проводится бесплатно.

В перечень уже включены все турагенты, входящие в базу данных рассылки профессионального издания «Тонкости продаж», а также члены РСТ. Остальные компании могут войти в реестр добровольно - на основании заявления, оформленного на сайте Reestr-TA.ru в режиме on-line. В публичной части реестра содержатся сведения о реквизитах компании, ее адрес и другие данные, прямо указывающие на их профессиональную принадлежность. Эта часть реестра доступна в интернете каждому посетителю.

Финансирование проекта осуществляется за счет предоставления турагентствам дополнительных возможностей, включая распространение в интернете расширенной информации о деятельности компании. Эти сведения будут включены в репутационную часть реестра, которая будет интересна, прежде всего, конечному потребителю - туристам. На ней, помимо информации, доступной в публичной части, будут представлены сведения о продолжительность работы на рынке, о предлагаемых направлениях, отзывы клиентов и туроператоров, а также другие данные, дающие представление об уровне профессионализма фирмы. Поиск компаний в репутационной части будет осуществляться по туристическим направлениям, территориальному признаку, уровню репутации и другим параметрам. Действительным членам Российского союза туриндустрии на платные услуги предоставляется скидка 20%.

Ведение Реестра, внесение сведений в репутационную часть реестра и техническое обеспечение его работы осуществляет компания «Тонкости продаж». Юридическая поддержка проекта, проверка сведений, переданных компанией при регистрации, и выдача свидетельства о регистрации в реестре туристических агентств. - обеспечивает Юридическое Агентство «Персона Грата». Общественную поддержку, освещение в прессе и популяризацию реестра на потребительском и профессиональном рынке обеспечивает Российский союз туриндустрии.

Если Ваша компания внесена в Реестр туристических агентств

Участие в Реестре служит целям легализации деятельности компании на туристическом рынке и повышения степени доверия потребителей к качеству туристических услуг, оказываемых Вашей компанией.

Для подтверждения статуса вашего туристического агентства перед потребителями, деловыми партнерами и органами государственной власти необходимо Свидетельство о регистрации в Реестре. Свидетельство размещается в месте публичного доступа или «Уголке потребителя» в офисе турфирмы.

Выдача Свидетельства производится по заявлению юридического лица или индивидуального предпринимателя, с подтверждением формальных сведений, указанных в бланке Свидетельства. Сведения подтверждаются соответствующими регистрационными документами.

Форма Свидетельства утверждена Российским Союзом Туриндустрии (РСТ). Срок действия свидетельства три года. В случае изменения реквизитов, указанных в Свидетельстве, необходимо подтверждение измененных сведений и оформление нового бланка Свидетельства.

Для предприятий, работающих в системе франчайзинга, Свидетельство выдается каждому самостоятельному юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.

Пожалуйста, распечатайте и заполните прилагаемую форму Заявки, подпишите, заверьте печатью предприятия и направьте в адрес Юридического агентства "Персона Грата" по адресу: 105318, г. Москва, Семёновская площадь. д.7, офис 422 или на e-mail: [email protected]

К Заявлению приложите необходимые документы, указанные в заявке, в простых копиях или в сканах, в случае отправки по электронной почте.

После проверки приложенных документов Вам будет выдано именное Свидетельство о регистрации в реестре.
Свидетельство направляется почтой, наложенным платежом по адресу, указанному в Заявке или выдается в офисе Юридического Агентства «Персона Грата».

Стоимость оформления свидетельства 3 000 рублей .
Для действительных членов РСТ скидка 20%.
Оплата производится в безналичной или наличной форме, способ оплаты согласовывается в Заявке.
Свидетельство выдается после подтверждения оплаты.

Инструкция

Некоторой заменой лицензированию стало создание Общероссийского генерального

реестра туристических агентств, созданного Российским Союзом Туриндустрии. Вступление в реестр является для турфирм не обязательным, в то же время наличие компании в списке не даст стопроцентной гарантии ее надежности. Но агентство, с которым вы собираетесь впервые работать, все же стоит.

Ведь при регистрации в реестре компании предоставляют не только свои официальные данные, но и копии договора с туроператором. А это уже значит, что выбранная вами фирма имеет не только свою вывеску на фасаде, но и историю партнерства в туристическом мире. Данные реестра открыты для всех желающих по адресу http://reestr-ta.ru/ . Предварительно узнайте в турфирме ее номер в реестре.

Перед началом сотрудничества с турфирмой попросите предъявить Свидетельство о регистрации компании и Сертификат соответствия. В договоре об оказании туристических услуг должно стоять то же компании, что и в этих документах. Убедитесь, что договор с вами подписывает непосредственно генеральный директор компании. Если это другое лицо, просите доверенность на делегирование таких полномочий от главы фирмы.

В договоре обратите внимание на пункт о финансовых гарантиях. Они могут быть двух видов: резервирование в банке средств для выплаты компенсаций или страхование гражданской ответственности туроператора. В документе должны быть прописаны номер, дата, срок действия и адрес банка или страховой компании, а также размер финансового обеспечения.

Не лишним будет поискать о работе туристического агентства в интернете. Правда, объективные данные дадут вам только отрицательные отзывы. Если туристы уже сталкивались с проблемами при сотрудничестве с этой турфирмой, то выбирать ее своим провожатым в далекие страны не стоит.

Положительные отзывы, конечно, приободряют, но полной гарантии вашего спокойного они не дают. Закрываются не только фирмы однодневки, но и солидные компании с большим опытом. В то же время только что открывшееся турагентство не всегда западня для путешественника. Порой опытные менеджеры уходят из более крупной фирмы для организации своего небольшого бизнеса. В их «багаже» есть и многолетний стаж работы, и знание всей специфики, а молодая компания скорее предоставит вам выгодные условия.

Очень ярким критерием надежности туристического агентства будет компетентность ее работников. Не бойтесь дотошно расспрашивать менеджеров о и отелях, которые вы собираетесь посетить, узнавайте особенности страны и спрашивайте . Доброжелательные подробные ответы являются показателем серьезности намерений данной компании. Отличной рекомендацией будет и узкая специализации турфирмы. Например, некоторые агентства работают только по азиатским направлениям, некоторые – предлагают исключительно средиземноморские круизы или экстремальные туры в Африку. Как правило, такие компании имеют свою собственную нишу и устойчиво стоят в ней на ногах.

Связанная статья

Источники:

  • Travel.ru: все о туризме и путешествиях

Поездка на отдых за границу – это весьма хлопотное дело в плане подготовки и организации. Нужно рассмотреть все возможные варианты перед тем, как купить путевку. Покупка путевки – удовольствие не из дешевых. Поэтому нужно быть внимательней ведь, как и в любом деле здесь есть свои тонкости и нюансы. Есть несколько советов, как приобрести путевку с пользой для предстоящего отдыха.

1. Нужно подобрать туроператора. Отнеситесь к этому ответственно. Прежде чем идти в туристическую компанию поинтересуйтесь отзывами о ней у своих друзей, знакомых, в интернете. Один из основных признаков надежной компании – это наличие собственного сайта. На нем должна быть подробная информация о ее деятельности, цены на туры и услуги.

2. Приобретайте полный пакет услуг. В этот пакет должны входить стоимость перелета, проживания, трансферы, питание, экскурсии и т. д.

3 . Перед отправлением на отдых поинтересуйтесь отзывами об отелях, где вам предстоит проживать. Учтите, что, если вам не понравится качество услуг, то отказаться от них вы можете, только уплатив штраф. Такое правило действует в отношении лиц, купивших полный пакет услуг у туроператора. Поэтому выберите себе отель до отъезда.

4. Решите заранее, как выбудете отдыхать. От того какой вид отдыха вы выберете, будет зависеть и цена путевки. Не покупайте то, что вам не нравится или не подходит.

5. Когда будете выбирать себе туроператора, сравните цены на услуги у нескольких туристических компаний. Так вы сможете подобрать себе наиболее выгодный вариант.

6. Всегда интересуйтесь скидками и бонусами, которые предоставляет туристическая компания. Обычно человеку, который пользуется услугами компании в первый раз, скидки и бонусы не дают, но не последний день живем. Если вы станете постоянным клиентом, то и отношение к вам будет соответствующее.

7. Никогда не заказывайте себе путевку по телефону. Только личное посещение может дать вам гарантию, что понравившийся тур останется за вами.

8. Не гоняйтесь за горящими путевками. Купить то ее можно, но воспользоваться не всегда удается. Дело в том, что приходится оформлять страховку. А за ограниченный срок этого можно не успеть сделать.

9. Может так сложиться, что в период вашего отдыха у вас будет юбилей, например, день рождения. Скажите об этом своему туроператору, не стесняйтесь. Тогда во время тура вас будет ожидать сюрприз.

И не забудьте подготовить себя к предстоящему путешествию. Настройтесь только на благоприятный отдых и положительные эмоции.

Межконтинентальные баллистические ракеты (МБР) являются основным средством ядерного сдерживания. Таким типом оружия обладают страны: России, США, Великобритания, Франция, Китай. Израиль не отрицает наличия у него таких типов ракет, но и не подтверждает официально, но обладает возможностями и известными разработками для создания такой ракеты.

Ниже, список межконтинентальных баллистических ракет, ранжированных по максимальной дальности полета.

1. P-36M (СС-18 Сатана), Россия (СССР) - 16 000 км

  • P-36M (СС-18 Сатана) является межконтинентальной ракетой с самой большой в мире дальностью полета -16 000 км. Точность попадания 1300 метров.
  • Стартовая масса 183 тонны. Максимальная дальность достигается при массе боевой головки до 4 тонн, при массе боеголовки 5825 кг, дальность полета ракеты составляет 10200 километров. Ракета может оснащаться разделяемыми и моноблочными боеголовками. Для защиты от противоракетной обороны (ПРО), при подлете в зону поражения ракета выбрасывает ложные цели для ПРО. Ракета была разработана в конструкторском бюро «Южное» им. М. К. Янгеля, Днепропетровск, Украина. Основное базирование ракеты - шахтное.
  • Первые Р-36М поступили в РВСН СССР в 1978 году.
  • Ракета двухступенчатая, с жидкостными ракетными двигателями, обеспечивающими скорость около 7,9 км / сек. Снята с вооружения в 1982 году, заменена на ракету следующего поколения на базе Р-36М, но с повышенной точностью и возможностями по преодолению систем ПРО. В настоящее время ракета используется в мирных целях, для выведения на орбиту спутников. Созданная гражданская ракета получила название Днепр.

2. DongFeng 5А (DF-5A), Китай - 13 000 км.

  • DongFeng 5А (название по классификации НАТО: CSS-4) имеет самую большую дальность полета, среди МБР армии Китая. Ее дальность полета составляет 13 000 км.
  • Ракета разрабатывалась для возможности поражения целей в пределах континентальной части Соединенных Штатов (CONUS). Ракета DF-5A поступила на дежурство в 1983 году.
  • Ракета может нести шесть боеголовок весом 600 кг каждая.
  • Инерциальная система наведения и бортовой компьютеры обеспечивают нужное направление полета ракеты. Ракетные двигатели двухступенчатые с жидким топливом.

3. Р-29РМУ2 Синева (РСМ-54, по классификации НАТО SS-N-23 Skiff), Россия - 11 547 километров

  • Р-29РМУ2 Синева, также известная как РСМ-54 (кодовое название НАТО: SS-N-23 Skiff), является межконтинентальной баллистической ракетой третьего поколения. Основное базирование ракет - подводные лодки. Синева показала максимальную дальность 11 547 километров во время испытаний.
  • Ракета принята на вооружение в 2007 году и, как ожидается, будет использоваться до 2030 года. Ракета способна нести от четырех до десяти боеголовок индивидуального наведения. Для управления полетом используется российская система ГЛОНАСС. Поражение целей осуществляется с высокой точностью.
  • Ракета трехступенчатая, установлены жидкостные реактивные двигатели.

4. UGM-133A Трайдент II (D5), США - 11 300 километров

  • UGM-133A Trident II - это межконтинентальная баллистическая ракета, созданная для базирования на подводных лодках.
  • В настоящее время подводные лодки с ракетами базируются на подводных лодках Огайо (США) и Вэнгард (Великобритания). В США эта ракета будет состоять на вооружении до 2042 года.
  • Первый пуск UGM-133A осуществлен с космодрома на мысе Канаверал в январе 1987 года. Ракета принята на вооружение ВМС США в 1990 году. UGM-133A может оснащаться восьмью боеголовками различного назначения.
  • Ракета оснащена тремя твердотопливными ракетными двигателями, обеспечивающими дальность полета до 11 300 километров. Отличается высокой надежностью, так во время испытаний проведено 156 пусков и только 4 из них оказались неудачными, причем 134 подряд пусков были удачными.

5. DongFeng 31 (DF-31A), Китай - 11 200 км

  • DongFeng 31A или DF-31A (название по классификации НАТО: CSS-9 Mod-2) - китайская межконтинентальная баллистическая ракета с дальностью 11 200 километров.
  • Модификация была разработана на основе ракеты DF-31.
  • Ракета DF-31А введена в строй с 2006 года. Базируются на подводных лодок Julang-2 (JL-2). Разрабатываются так же модификации ракет с наземным базированием на мобильной пусковой установке (TEL).
  • Трехступенчатая ракета, имеет стартовый вес 42 тонны, оснащена твердотопливными ракетными двигателями.

6. РТ-2ПМ2 «Тополь-М», Россия - 11 000 км

  • РТ-2ПМ2 «Тополь-М», по классификации НАТО — SS-27 Sickle B с дальностью около 11 000 километров, это усовершенствованная версия МБР Тополь. Ракета устанавливается на мобильные пусковые установки, а так же может использоваться вариант шахтного базирования.
  • Полная масса ракеты 47, 2 тонны. Она была разработана в Московском институте теплотехники. Производится на Воткинском машиностроительном заводе. Это первая МБР России, которая была разработана после распада Советского Союза.
  • Ракета в полете способна противостоять мощной радиации, электромагнитному импульсу и ядерному взрыву в непосредственной близости. Так же имеется защита от высокоэнергетических лазеров. При полете она осуществляет маневры благодаря дополнительным двигателям.
  • Ракетные двигатели трехступенчатые используют твердое топливо, максимальная скорость ракеты 7 320 метров / сек. Испытания ракеты начались в 1994 году, принята на вооружение РВСН в 2000 году.

7. LGM-30G Minuteman III, США - 10 000 км

  • LGM-30G Minuteman III имеет расчетную дальность полета от 6000 километров до 10 000 километров в зависимости от типа боеголовки. Это ракета принята на вооружение в 1970 году и является самой старой в мире ракетой, состоящей на вооружении. Она так же является единственной ракетой шахтного базирования в США.
  • Первый пуск ракеты состоялся в феврале 1961 года, модификации II и III были запущены в 1964 году и 1968 соответственно.
  • Ракета весит около 34 473 килограмм, оснащена тремя твердотопливными двигателями. Скорость полета ракеты 24 140 км/час

8. М51, Франция - 10 000 км

  • M51 является ракетой межконтинентальной дальности. Разработана для базирования и запусков с подводных лодок.
  • Производится компанией EADS Astrium Space Transportation, для французского военно-морского флота. Предназначена для замены МБР M45.
  • Ракета была введена в эксплуатацию в 2010 году.
  • Базируется на подводных лодках типа Triomphant ВМС Франции.
  • Ее боевой диапазон составляет от 8 000 км до 10 000 км. Улучшенная версия с новыми ядерными боеголовками планируется ввести в эксплуатацию в 2015 году.
  • М51 весит 50 тонн и может нести шесть боеголовок индивидуального наведения.
  • На ракете используется твердотопливный двигатель.

9. УР-100Н (SS-19 Stiletto), Россия - 10 000 км

  • УР-100Н, по договору СНВ — РС-18А, по классификации НАТО — SS-19 mod.1 Stiletto. Это МБР четвертого поколения, состоящая на вооружении российских РВСН.
  • УР-100Н была принята на вооружение в 1975 году и, как ожидается, должна состоять на вооружении до 2030 года.
  • Может нести до шести боеголовок индивидуального наведения. Она использует инерциальную систему наведения на цель.
  • Ракета двухступенчатая, тип базирования - шахта. Ракетные двигатели используют жидкое ракетное топливо.

10. РСМ-56 Булава, Россия - 10 000 км

  • Булава или РСМ-56 (кодовое название по классификации НАТО: SS-NX-32) новая межконтинентальная ракета, разработана для базирования на подводных лодках ВМФ России. Ракета имеет дальность полета до 10 000 км, предназначена для атомных подводных лодок класса Борей.
  • Ракета Булава принята на вооружение в январе 2013 года. Каждая ракета может нести от шести до десяти отдельных ядерных боеголовок. Общий полезный доставляемый вес составляет около 1 150 кг.
  • Ракета использует твердое топливо для первых двух ступеней и жидкое топливо для третьей ступени.

Межконтинентальная баллистическая ракета - впечатляющее творение человека. Огромные размеры, термоядерная мощь, столб пламени, рев двигателей и грозный рокот пуска… Однако все это существует лишь на земле и в первые минуты запуска. По их истечении ракета прекращает существовать. Дальше в полет и на выполнение боевой задачи уходит лишь то, что остается от ракеты после разгона - ее полезная нагрузка.

При больших дальностях пуска полезная нагрузка межконтинентальной баллистической ракеты уходит в космическую высоту на многие сотни километров. Поднимается в слой низкоорбитальных спутников, на 1000−1200 км над Землей, и ненадолго располагается среди них, лишь слегка отставая от их общего бега. А затем по эллиптической траектории начинает скатываться вниз…

Что это, собственно, за нагрузка?

Баллистическая ракета состоит из двух главных частей - разгоняющей части и другой, ради которой затеян разгон. Разгоняющая часть - это пара или тройка больших многотонных ступеней, под завязку набитых топливом и с двигателями снизу. Они придают необходимую скорость и направление движению другой главной части ракеты - головной. Разгонные ступени, сменяя друг друга в эстафете пуска, ускоряют эту головную часть в направлении района ее будущего падения.

Головная часть ракеты - это сложный груз из многих элементов. Он содержит боеголовку (одну или несколько), платформу, на которой эти боеголовки размещены вместе со всем остальным хозяйством (вроде средств обмана радаров и противоракет противника), и обтекатель. Еще в головной части есть топливо и сжатые газы. Вся головная часть к цели не полетит. Она, как ранее и сама баллистическая ракета, разделится на много элементов и просто перестанет существовать как одно целое. Обтекатель от нее отделится еще неподалеку от района пуска, при работе второй ступени, и где-то там по дороге и упадет. Платформа развалится при входе в воздух района падения. Сквозь атмосферу до цели дойдут элементы только одного типа. Боеголовки.

Вблизи боеголовка выглядит как вытянутый конус длиною метр или полтора, в основании толщиной с туловище человека. Нос конуса заостренный либо немного затупленный. Конус этот - специальный летательный аппарат, задача которого - доставка оружия к цели. Мы вернемся к боеголовкам позже и познакомимся с ними ближе.

Голова «Миротворца»
На снимках - ступени разведения американской тяжелой МБР LGM0118A Peacekeeper, также известной как MX. Ракета была оснащена десятью разделяющимися боеголовками по 300 кт. Ракета снята с вооружения в 2005 году.

Тянуть или толкать?

В ракете все боеголовки расположены на так называемой ступени разведения, или в «автобусе». Почему автобус? Потому что, освободившись сначала от обтекателя, а затем от последней разгонной ступени, ступень разведения развозит боеголовки, как пассажиров по заданным остановкам, по своим траекториям, по которым смертоносные конусы разойдутся к своим целям.

Еще «автобус» называют боевой ступенью, потому что ее работа определяет точность наведения боеголовки в точку цели, а значит, и боевую эффективность. Ступень разведения и ее работа - один из самых больших секретов в ракете. Но мы все же слегка, схематично, взглянем на эту таинственную ступень и на ее непростой танец в космосе.

Ступень разведения имеет разные формы. Чаще всего она похожа на круглый пенек или на широкий каравай хлеба, на котором сверху установлены боеголовки остриями вперед, каждая на своем пружинном толкателе. Боеголовки заранее расположены под точными углами отделения (на ракетной базе, вручную, с помощью теодолитов) и смотрят в разные стороны, как пучок морковок, как иголки у ежика. Ощетинившаяся боеголовками платформа занимает в полете заданное, гиростабилизированное в пространстве положение. И в нужные моменты с нее поодиночке выталкиваются боеголовки. Выталкиваются сразу после завершения разгона и отделения от последней разгонной ступени. Пока (мало ли что?) не сбили противоракетным оружием весь этот неразведенный улей или не отказало что-либо на борту ступени разведения.

Но так было раньше, на заре разделяющихся головных частей. Сейчас разведение представляет собой совсем другую картину. Если раньше боеголовки «торчали» вперед, то теперь впереди по ходу находится сама ступень, а боеголовки висят снизу, вершинами назад, перевернутые, как летучие мыши. Сам «автобус» в некоторых ракетах тоже лежит в перевернутом состоянии, в специальной выемке в верхней ступени ракеты. Теперь после отделения ступень разведения не толкает, а тащит боеголовки за собой. Причем тащит, упираясь крестообразно расставленными четырьмя «лапами», развернутыми впереди. На концах этих металлических лап находятся направленные назад тяговые сопла ступени разведения. После отделения от разгонной ступени «автобус» очень точно, прецизионно выставляет свое движение в начинающемся космосе с помощью собственной мощной системы наведения. Сам занимает точную тропу очередной боеголовки - ее индивидуальную тропу.

Затем размыкаются специальные безынерционные замки, державшие очередную отделяемую боеголовку. И даже не отделенная, а просто теперь уже ничем не связанная со ступенью боеголовка остается неподвижно висеть здесь же, в полной невесомости. Начались и потекли мгновенья ее собственного полета. Словно одна отдельная ягода рядом с гроздью винограда с другими виноградинами-боеголовками, еще не сорванными со ступени процессом разведения.

Огненная десятка
К-551 «Владимир Мономах» - российская атомная подводная лодка стратегического назначения (проект 955 «Борей»), вооруженная 16 твердотопливными МБР «Булава» с десятью разделяющимися боевыми блоками.

Деликатные движения

Теперь задача ступени - отползти от боеголовки как можно деликатнее, не нарушив ее точно выставленного (нацеленного) движения газовыми струями своих сопел. Если сверхзвуковая струя сопла попадет по отделенной боеголовке, то неминуемо внесет свою добавку в параметры ее движения. За последующее время полета (а это полчаса - минут пятьдесят, в зависимости от дальности пуска) боеголовка продрейфует от этого выхлопного «шлепка» струи на полкилометра-километр вбок от цели, а то и дальше. Продрейфует без преград: там же космос, шлепнули - поплыла, ничем не удерживаясь. Но разве километр вбок - это точность сегодня?

Чтобы избежать таких эффектов, как раз и нужны разнесенные в стороны четыре верхние «лапы» с двигателями. Ступень как бы подтягивается на них вперед, чтобы струи выхлопов шли по сторонам и не могли зацепить отделяемую брюшком ступени боеголовку. Вся тяга разделена между четырьмя соплами, что снижает мощность каждой отдельной струи. Есть и другие особенности. Например, если на бубликообразной ступени разведения (с пустотой посередине - этим отверстием она надета на разгонную ступень ракеты, как обручальное кольцо на палец) ракеты «Трайдент-II D5» система управления определяет, что отделенная боеголовка все же попадает под выхлоп одного из сопел, то система управления это сопло отключает. Делает «тишину» над боеголовкой.

Ступень нежно, как мать от колыбельки уснувшего дитяти, боясь нарушить его покой, на цыпочках отходит в пространстве на трех оставшихся соплах в режиме малой тяги, а боеголовка остается на прицельной траектории. Затем «бублик» ступени с крестовиной тяговых сопел проворачивается вокруг оси, чтобы боеголовка вышла из-под зоны факела выключенного сопла. Теперь ступень отходит от оставляемой боеголовки уже на всех четырех соплах, но пока тоже на малом газу. При достижении достаточного расстояния включается основная тяга, и ступень энергично перемещается в область прицельной траектории следующей боеголовки. Там расчетно тормозится и снова очень точно устанавливает параметры своего движения, после чего отделяет от себя очередную боеголовку. И так - пока не высадит каждую боеголовку на ее траекторию. Процесс этот быстр, гораздо быстрее, чем вы читаете о нем. За полторы-две минуты боевая ступень разводит десяток боеголовок.

Бездны математики

Сказанного выше вполне достаточно для понимания, как начинается собственный путь боеголовки. Но если приоткрыть дверь чуть шире и бросить взгляд чуть глубже, можно заметить, что сегодня разворот в пространстве ступени разведения, несущей боеголовки, - это область применения кватернионного исчисления, где бортовая система ориентации обрабатывает измеряемые параметры своего движения с непрерывным построением на борту кватерниона ориентации. Кватернион - это такое комплексное число (над полем комплексных чисел лежит плоское тело кватернионов, как сказали бы математики на своем точном языке определений). Но не с обычными двумя частями, действительной и мнимой, а с одной действительной и тремя мнимыми. Итого у кватерниона четыре части, о чем, собственно, и говорит латинский корень quatro.

Ступень разведения выполняет свою работу довольно низко, сразу после выключения разгонных ступеней. То есть на высоте 100−150 км. А там еще сказывается влияние гравитационных аномалий поверхности Земли, разнородностей в ровном поле тяготения, окружающем Землю. Откуда они? Из неровностей рельефа, горных систем, залегания пород разной плотности, океанических впадин. Гравитационные аномалии либо притягивают к себе ступень добавочным притяжением, либо, наоборот, слегка отпускают ее от Земли.

В таких неоднородностях, сложной ряби местного гравитационного поля, ступень разведения должна расставить боеголовки с прецизионной точностью. Для этого пришлось создать более детальную карту гравитационного поля Земли. «Излагать» особенности реального поля лучше в системах дифференциальных уравнений, описывающих точное баллистическое движение. Это большие, емкие (для включения подробностей) системы из нескольких тысяч дифференциальных уравнений, с несколькими десятками тысяч чисел-констант. А само гравитационное поле на низких высотах, в непосредственной околоземной области, рассматривают как совместное притяжение нескольких сотен точечных масс разного «веса», расположенных около центра Земли в определенном порядке. Так достигается более точное моделирование реального поля тяготения Земли на трассе полета ракеты. И более точная работа с ним системы управления полетом. А еще… но полно! - не будем заглядывать дальше и закроем дверь; нам вполне хватит и сказанного.

Полет без боеголовок

Ступень разведения, разогнанная ракетой в сторону того же географического района, куда должны упасть боеголовки, продолжает свой полет вместе с ними. Ведь отстать она не может, да и зачем? После разведения боеголовок ступень срочно занимается другими делами. Она отходит в сторону от боеголовок, заранее зная, что будет лететь немного не так, как боеголовки, и не желая их потревожить. Все свои дальнейшие действия ступень разведения тоже посвящает боеголовкам. Это материнское желание всячески оберегать полет своих «деток» продолжается всю ее оставшуюся недолгую жизнь.

Недолгую, но насыщенную.

Космос ненадолго
Полезная нагрузка межконтинентальной баллистической ракеты большую часть полета проводит в режиме космического объекта, поднимаясь на высоту, в три раза больше высоты МКС. Огромной длины траектория должна быть просчитана с особой точностью.

После отделенных боеголовок наступает черед других подопечных. В стороны от ступени начинают разлетаться самые забавные штуковины. Словно фокусник, выпускает она в пространство множество надувающихся воздушных шариков, какие-то металлические штучки, напоминающие раскрытые ножницы, и предметы всяких прочих форм. Прочные воздушные шарики ярко сверкают в космическом солнце ртутным блеском металлизированной поверхности. Они довольно большие, некоторые по форме напоминают боеголовки, летящие неподалеку. Их поверхность, покрытая алюминиевым напылением, отражает радиосигнал радара издали почти так же, как и корпус боеголовки. Наземные радары противника воспримут эти надувные боеголовки наравне с реальными. Разумеется, в первые же мгновения входа в атмосферу эти шарики отстанут и немедленно лопнут. Но до этого они будут отвлекать на себя и загружать вычислительные мощности наземных радаров - и дальнего обнаружения, и наведения противоракетных комплексов. На языке перехватчиков баллистических ракет это называется «осложнять текущую баллистическую обстановку». А всё небесное воинство, неумолимо движущееся к району падения, включая боевые блоки настоящие и ложные, надувные шарики, дипольные и уголковые отражатели, вся эта разношерстная стая называется «множественные баллистические цели в осложненной баллистической обстановке».

Металлические ножницы раскрываются и становятся электрическими дипольными отражателями - их множество, и они хорошо отражают радиосигнал ощупывающего их луча радара дальнего противоракетного обнаружения. Вместо десяти искомых жирных уток радар видит огромную размытую стаю маленьких воробьев, в которой трудно что-то разобрать. Устройства всяких форм и размеров отражают разные длины волн.

Кроме всей этой мишуры, ступень теоретически может сама испускать радиосигналы, которые мешают наводиться противоракетам противника. Или отвлекать их на себя. В конце концов, мало ли чем она может быть занята - ведь летит целая ступень, большая и сложная, почему бы не нагрузить ее хорошей сольной программой?


Дом для «Булавы»
Подводные лодки проекта 955 «Борей» - серия российских атомных подводных лодок класса «ракетный подводный крейсер стратегического назначения» четвертого поколения. Первоначально проект создавался под ракету «Барк», ей на смену пришла «Булава».

Последний отрезок

Однако с точки зрения аэродинамики ступень не боеголовка. Если та - маленькая и тяжеленькая узкая морковка, то ступень - пустое обширное ведро, с гулкими опустевшими топливными баками, большим необтекаемым корпусом и отсутствием ориентации в начинающем набегать потоке. Своим широким телом с приличной парусностью ступень гораздо раньше отзывается на первые дуновения встречного потока. Боеголовки к тому же разворачиваются вдоль потока, с наименьшим аэродинамическим сопротивлением пробивая атмосферу. Ступень же наваливается на воздух своими обширными боками и днищами как придется. Бороться с тормозящей силой потока она не может. Ее баллистический коэффициент - «сплав» массивности и компактности - гораздо хуже боеголовочного. Сразу и сильно начинает она замедляться и отставать от боеголовок. Но силы потока нарастают неумолимо, одновременно и температура прогревает тонкий незащищенный металл, лишая его прочности. Остатки топлива весело кипят в раскаляющихся баках. Наконец, происходит потеря устойчивости конструкции корпуса под обжавшей ее аэродинамической нагрузкой. Перегрузка помогает крушить переборки внутри. Крак! Хрясь! Смявшееся тело тут же охватывают гиперзвуковые ударные волны, разрывая ступень на части и разбрасывая их. Пролетев немного в уплотняющемся воздухе, куски снова разламываются на более мелкие фрагменты. Остатки топлива реагируют мгновенно. Разлетающиеся осколки конструктивных элементов из магниевых сплавов зажигаются раскаленным воздухом и мгновенно сгорают с ослепительной вспышкой, похожей на вспышку фотоаппарата - недаром в первых фотовспышках поджигали магний!

Подводный меч Америки
Американские подводные лодки класса «Огайо» - единственный тип ракетоносцев, находящийся на вооружении США. Несет на борту 24 баллистических ракеты с РГЧ Trident-II (D5). Количество боевых блоков (в зависимости от мощности) - 8 или 16.

Все сейчас горит огнем, все обтянуто раскаленной плазмой и хорошо светит вокруг оранжевым цветом углей из костра. Более плотные части уходят тормозиться вперед, более легкие и парусные сдуваются в хвост, растягивающийся по небу. Все горящие компоненты дают плотные дымовые шлейфы, хотя на таких скоростях этих самых плотных шлейфов быть не может из-за чудовищного разбавления потоком. Но издали их видно прекрасно. Выброшенные частицы дыма растягиваются по следу полета этого каравана кусков и кусочков, наполняя атмосферу широким белым следом. Ударная ионизация порождает ночное зеленоватое свечение этого шлейфа. Из-за неправильной формы фрагментов их торможение стремительно: все, что не сгорело, быстро теряет скорость, а с ней и горячительное действие воздуха. Сверхзвук - сильнейший тормоз! Став в небе, словно разваливающийся на путях поезд, и тут же охладившись высотным морозным дозвуком, полоса фрагментов становится визуально неразличимой, теряет свою форму и строй и переходит в долгое, минут на двадцать, тихое хаотичное рассеивание в воздухе. Если оказаться в нужном месте, можно услышать, как тихо звякнет об ствол березы маленький обгорелый кусочек дюраля. Вот ты и прибыла. Прощай, ступень разведения!


Морской трезубец
На фото - пуск межконтинентальной ракеты Trident II (США) с подводной лодки. В настоящий момент Trident («Трезубец») - единственное семейство МБР, ракеты которого устанавливаются на американских подводных лодках. Максимальный забрасываемый вес - 2800 кг.