Как все начиналось

Рига. Начало июля. Вечером я с друзьями закончил сборы продовольствия и снаряжения для похода. Теперь надо было выспаться перед завтрашним днем. Сон не шел, и я проснулся раньше времени. Я решил не спешить со сборами и плотно позавтракать. Не успел я толком перекусить, как раздался телефонный звонок. Звонил друг, чтобы я не проспал и успел на автобус. В спешке я забрал из холодильника недостающие продукты и пошел на троллейбусную остановку.

Вот я с веслами стою в очереди за билетами на автовокзале (билеты в кассе заканчивают продавать за 15 минут до отправления). Цель нашей поездки мост через Гаую, в 2 километрах от поселка “Виреши”. Билет от Риги до Виреши обошелся мне в 2 лата 30 сантимов. Сели в автобус “Рига – Алуксне” в 7 часов утра. В Виреши мы планировали приехать к полудню. Пол пути играли в карты и делились первыми впечатлениями. По плану мы должны были проплыть путь от Виреши до Стренчи за 3 дня, чтобы успеть на электричку в 19:30 до Риги. Общая протяженность планируемого маршрута 110 километров по течению реки, из них 35 километров вдоль границы с Эстонией. Реально за 3 дня мы прошли только пол пути (около 50 км) и высадились под мостом Анниняс возле Валки. Автобус шел с большой остановкой в Смилтене, на месте мы были в 12:00. Еще около 2 часов нам понадобилось на надувание плота и для спуска его на воду. Плот надували ножным насосом, автомобильного типа (насос шел в комплекте к плоту). Итак, в 13:55 мы начали свой путь по реке Гауе в неизвестность. По этому маршруту мы плыли впервые. Для всех, кроме меня, это была уже вторая поездка. Поэтому чувствовалась уверенность команды нашего маленького “корабля”. Ребята поделились со мной опытом предыдущего путешествия, когда они спали в мокром плоту под открытым небом, а после 3-4 часов пути не могли точно сказать свое местоположение. В предыдущий раз они брали плот на прокат в Латвийском Университете, и он потонул через 5 часов их путешествия. Сдутый плот пришлось в плавь тянуть к берегу и затаскивать вместе с вещами на отвесной склон для ремонта. Если бы не лейкопластырь и жевательная резинка они не смогли бы продолжить поход.

Я представил себе жесткие спартанские условия их предыдущего путешествия и начал ощущать себя в новом плоту на 20 человек, как на водяной постели номера люкс. Наш плот по своим характеристикам является морским спасательным плотом с тентом. Вот под этим тентом время от времени прятались все по очереди, скрываясь, то от палящего солнца и слепней, то от дождя. Двое гребли. Остальные отдыхали и пели песни под гитару. Так прошли наши первые часы похода. По плану мы должны были проходить по 5-6 километров в час, но на практике мы делали не больше 3-4 километров. Мы переоценили массу плота и наши силы. Пришлось посмотреть правде в глаза. За три дня до Стренчи нам не дойти. Ориентируясь по карте (спутниковая съемка местности, где один квадратик это один километр) мы считали каждый поворот реки. Жара стояла невыносимая. Синоптики ожидали до 35 градусов тепла, а на собственной шкуре я чувствовал все 40. Дождь обещали местами и мы надеялись, что это место будет далеко от нас. Вечером послышались раскаты грома. Что ж синоптики не обманули. Дождь начался неожиданно. Светило солнце, как вдруг пошел самый настоящий “грибной” ливень. Наше первое испытание. Кто выпрыгивает в воду и тащит плот на берег, кто в темпе закрывает входы в плот, кто вычерпывает воду. На счету каждая секунда и сухой пол, на котором спать вечером. Дождь был сильным, но не долгим. Этого хватило, чтобы половина нашего экипажа вымокла до нитки и тряслась от холода. Когда “буря утихла” мы продолжили наш путь. Дождь унес с собой наше веселое настроение и драгоценные километры пути. Так заканчивался наш первый день. Настала пора подумать о ночлеге. Промокшие и голодные мы искали подходящее место для ночевки. Остановившись на песчаной речной насыпи, мы столкнулись с очередной проблемой. После дождя сухих веток не найти. К несчастью мы не взяли с собой средство для поддержания огня. Приходилось надеяться только на собственную смекалку и бумажное полотенце, которое пошло на растопку. К полуночи мы все-таки развели костер, а в час ночи состоялся наш первый совместный “обед”. Изнуренные мы залезали в плот спать. Через пару часов надо было вставать так, как за следующий день нам предстояло пройти 35 километровый участок вдоль границы с Эстонией.

День второй. В нейтральных водах.

Туман еще не рассеялся, когда мы толкали наш плот в холодную воду Гауи. По нашим подсчетам до границы оставалось около 5 километров. Для меня подъем в 5 часов утра оказался особенно тяжелым. Я не привык так рано вставать. После защиты бакалаврской, я отсыпался за все бессонные ночи, проведенные у компьютера. С неподдельной радостью я забрался обратно в плот под еще теплое одеяло, когда его спустили на воду, и практически сразу забылся в нервном сне. Как мы пересекли границу, я не видел, но по рассказам не спящих товарищей в этом не было ничего необычного: “За очередным поворотом мы увидели пограничный столб с одной стороны и табличку, предупреждающую о начале территории чужого государства с другой. Мы дважды проплыли мимо, чтобы запечатлеть момент”.

Итак, мы покинули Латвию и продолжили наш путь в нейтральных водах. Когда я проснулся, пейзаж за бортом в очередной раз изменился. Если раньше мы проплывали мимо пологих склонов с песчаными отмелями, временами похожими на равнину, то теперь перед моим взором предстал - густой сосново-еловый лес на отвесных глиняных берегах. Ласточки, чьи гнезда были по обе стороны реки, летали высоко в небе, вселяя надежду на то, что погода сегодня не испортиться. Мы обсуждали наше положение и то, что будет, если мы встретим пограничников. Местные жители из Гауене предостерегали нас от встречи с ними. Никому из нас не хотелось стать легкой плавучей мишенью, но к счастью людей в форме мы не встретили. Зато для всех остальных мы были, словно бродячий цирк на воде: плавки, носки, мокрые полотенца, которые сушились на крыше плота в равной степени, как и сам плот, привлекали внимание с обоих берегов. Если латыши на хуторах следили за тем, чтобы мы что-нибудь не стащили, то их эстонские коллеги просто молча глазели на плавучее “чудо”. По началу это было интересно, но вскоре всем надоело, и мы плыли, не обращая ни на кого внимания. Плыть на этом участке реки было тяжело. Очень слабое течение и ветер в лицо сильно затормозили наше продвижение вперед. Весь экипаж изрядно устал и проголодался. После очередной “вахты на веслах” я отправился спать.

Проснулся я уже на берегу. В плоту было душно. Вставать не хотелось, но надо было найти в себе силы подняться. Лежать здесь становилось невыносимо. Одним рывком я присел и на корточках вылез наружу. Ребята уже разожгли костер и собирались варить макароны. Жара стояла невыносимая. Даже слепни перестали доставать своим назойливым вниманием. Пот не успевал проступить, как сразу испарялся. Медленно я побрел по раскаленному до бела песку к ребятам. Мне сразу же предложили искупаться и даже попробовали столкнуть в воду. На что я с “просони” никак не отреагировал. Я просто плюхнулся на горячий песок, подставив свое тело под палящие лучи солнца. Погода стояла на редкость хорошая. На небе ни облачка. Тишину нарушало пение кузнечиков и неизвестных мне птиц. Лежа на песке у реки, где до ближайшего населенного пункта было около 20-30 километров, я чувствовал себя Робинзоном на необитаемом острове. Один наедине с природой и друзьями, где нет никаких забот и проблем, кроме совместного труда по приготовлению пищи, разжиганию костра и “дежурства на веслах”. Какая прелесть отдых вот так экспромтом, когда не знаешь, что ждет тебя впереди. Это не туристическая поездка за границу, где все куплено, рассчитано вплоть до мелочей и не дай Бог, что-нибудь пойдет не по плану. Мне стало жаль своих соотечественников, тратящих деньги на отдых за границей, так и не узнав все прелести отдыха в собственной стране. Наслаждаясь солнечным светом, я забыл о друзьях, о времени, о проблемах. Я слился с природой. Ощущал ее прикосновение каждой клеточкой моего организма. Впитывал в себя живительные соки Солнца и песка, обжигающего мою спину.

Но надо было помогать готовить обед. Не то, чтобы ребята не справлялись без моего участия, просто совесть не позволяла мне лежать без дела, когда все вокруг суетятся над костром. Проанализировав ситуацию, я понял, что моя помощь пока не требуется и можно пойти искупаться. Ребята давно предлагали мне залезть в реку, но после сна в душном плоту, вода показалась мне холодной. Сейчас же я готов был залезть, даже под “ледяной душ”. Медленно я начал заходить в воду. В месте, где мы остановились, река сужалась. Течение реки было быстрое, но русло мелкое, поэтому вода успевала прогреваться до температуры 25-28 градусов. Я не люблю холодную воду, поэтому залезть в водоем, где температура воды меньше 25 градусов, для меня настоящая пытка. Дойдя чуть ли не до середины реки, я никак не решаясь окунуться полностью. Вот мой товарищ с разбегу ныряет около меня. Еще минута раздумий, и я плыву по течению. Да, жизнь порой похожа на реку. Тебя несет куда-то, а ты отчаянно пытаешься выплыть и занять свое место под солнцем. Порой это удается, иногда нет, и тогда случаются трагедии, в виде поломанных судеб и разбитых надежд. Так и я отчаянно боролся с течением, не позволяя уносить меня далеко от берега, где мои друзья ставили на огонь кастрюлю с водой. Оказавшись на берегу, я со свежими силами принялся помогать в приготовлении обеда. Когда вода в кастрюле закипела, каждый приготовил себе суп с вермишелью. Нет ничего вкуснее “свежего” бульона под открытым небом у реки! Ты ешь и не можешь утолить свой голод, останавливаешься лишь, когда почувствуешь отвращение к еде. Обед закончен. Пора собираться в дорогу. Мусор убран. Костер потушен. Плот с легким трением о песок плюхается в воду. Все на борту?! Тогда в путь. Вперед в неизвестность. Ведь впереди еще пороги, о которых я наслышался от более опытных товарищей...

Контрольные диктанты

По теме «Частица»

Диктант №1

Летний вечер

Тих и ласков теплый летний вечер. Ни утомительного зноя, ни духоты в покойном воздухе. Еще не спустились на землю сумерки, а в небе уже одна за другой незаметно появляются бледные звезды, еще не успевшие разгореться. Присмиревший ветерок изредка прошумит над землей, повеет в лицо неожиданной прохладой. Тогда поднимается неясный шелест в листве деревьев. О чем-то неведомом зашепчут они между собой, не обращая внимания на одинокого путника. На что ни кинешь взор, на чем ни остановишь его, все радостно встречает вечернюю прохладу. Сумерки становятся гуще, заметнее. На темном небе непрерывно вспыхивают все новые неяркие звезды. Далекие и непонятные, тихо застыли они в необъятной выси и, кажется, с недоумением смотрят на неугомонную жизнь на земле.

Как хорош этот прекрасный вечер! Ничто не нарушает его спокойствия. Нельзя не залюбоваться этой чудесной картиной природы.

Диктант №2

Как ни вслушивайся, не услышишь ни одного постороннего звука. Ни чайки не кричат, ни пароходы, проходящие мимо, не нарушают безмолвия. Даже ветер, весь день раскачивавший кроны деревьев, затих. Лишь шумит прибой, не смолкая ни на минуту. Вправо и влево стелется ровная гладь, и нет ей ни конца ни края. Волны, обгоняя одна другую, стремительно накатываются на берег и так же быстро убегают прочь.

Невозможно не залюбоваться этой величественной панорамой. Шафранный полумесяц выглянул из-за туч и осветил морскую гладь. Свет серебряных звезд зажигает миллионы вспыхивающих и тут же гаснущих искр. Как прекрасно вокруг, как загадочно! Именно эта загадочность привлекает и завораживает.

Не раз задумывался я над тем, в чем очарование моря, и не смог найти ответа. Кто только не пишет о море, не поет о нем! не один художник брался за кисть, чтобы передать неповторимость морской стихии. Много поэтов и композиторов пытались постичь тайны моря, но не один гений не проник в них до конца. Разве есть на свете что-нибудь более величественное и прекрасное, чем эта движущаяся, дышащая, сверкающая громада?!

Диктант №3

В начале лета я несколько дней провел в одиночестве, никем и ничем не нарушаемом. Ввиду того что разлилась река, мне пришлось отложить отъезд.

Старинный дом был окружен огромным запущенным садом. В течение многих часов я наблюдал за расцветающими деревьями, подрастающими цветами. Каких только красок, звуков, запахов не было вокруг!

Куда ни посмотришь, всюду благоухает акация, радуют глаз кусты жимолости. Нельзя не восхищаться нежными нарциссами, невозможно не залюбоваться порхающими шоколадными бабочками и стрекозами с бледно-лиловыми крылышками. Ни на минуту не смолкают птичьи трели, кузнечики и цикады также стрекочут, привлекая внимание. Устремляются ввысь деревья, тянутся навстречу солнцу, дарящему тепло. Как ни всматривайся, на ярко-синем небе не увидишь ни тучки, ни облачка.

Куда меня только не забрасывала судьба! Но где бы я ни был, какими бы красотами ни любовался, очарование того незабываемого лета не изгладилось из памяти до сих пор.

(133 слова)

Диктант №4

Несмотря на то, что днем солнце припекало, как-то сразу стало свежо и ветрено. Пригорки и холмы, овеваемые ветром, принимают бледно-лиловый оттенок. Сизо-алый закат, догорающий как-то нехотя, холоден и неярок. Нет ни пурпурных, ни оранжевых красок. Сколько ни всматривайся, не увидишь ничего броского, радующего глаз.

Пронизывающий насквозь ветер, не стихающий в течение всего вечера ни на минуту, не оставил на палубе ни одного пассажира. Не раз выходил я из каюты, но не решился подойти к борту.

Где я только не был, по каким морям не плавал! Но в этот поздний час невозможно было не содрогнуться, глядя на темно-синюю ледяную воду, не имеющую ни конца ни края.

Сумерки, все больше сгущаясь, поглощают последние краски. с мутно-бледной луной, что плывет в облаках, холодна так же, как вчера.

Муниципальный общеобразовательное бюджетное учреждение

средняя общеобразовательная школа села Кистенли-Богданово

муниципального района Бижбулякского района Республики Башкортостан

«Рассмотрено»

на заседании ШМО учителей

_______/ В.Н.Валиулина/

Протокол №_______

От «_____» ________2018 года

«Согласовано»

Зам.директора по УВР

_________ / А.Ф.Максимова/

Протокол № _______

От «_____» ________2018 года

« Утверждаю»

Директор ООО

_________ / П.А.Сергеев/

Протокол № ______

от «____» _______ 2018 года

Контрольно-измерительные материалы

по русскому языку

для 7 класса

Составитель: учитель русского языка и литературы

Петрова Наталья Геннадьевна

1.Входной диктант по теме «Повторение изученного в 5 - 6 классе».

Я живу на берегу красивого озера. Древние скалы здесь круто поднимаются над прозрачной водой, а сверху, у этих скал, заглядывают в глубину кряжистые, приземистые сосны.

Весной, когда лед синеет, низко над озером тянутся на север широкие гусиные стаи. Птицы тяжело и устало машут крыльями и подчас останавливаются на узком острове. Всю ночь тогда разносятся вокруг беспокойные голоса больших и осторожных птиц.

Как только лед вздувается, крошится, а на берег выступают широкие языки весенней воды, из холодных озерных глубин к берегу направляются щуки. Они приходят на затопленные болота отметать икру и медленными всплесками широких хвостов рассказывают о том, что весна на озере тоже началась.

А потом, когда в глухих лесных заливах тают последние седые льдины, я поднимаюсь на самую высокую скалу, чтобы после долгой северной зимы поздороваться с другими озерами и поздравить их с наступившей весной.

2. Контрольный диктант "Причастие. Причастный оборот".

Время волшебников прошло. По всей вероятности, их никогда и не было на самом деле. Просто некоторые фокусники умели так ловко обманывать всяких зевак, что этих фокусников принимали за колдунов и волшебников.

Был такой доктор. Звали его Гаспар Арнери. Наивный человек, ярмарочный гуляка, недоучившийся студент могли бы его тоже принять за волшебника. В самом деле, этот доктор делал такие удивительные вещи, что они действительно походили на чудеса. Конечно, ничего общего он не имел с волшебниками и шарлатанами, дурачившими слишком доверчивый народ.

Доктор Гаспар Арнери был ученый. Пожалуй, он изучил около ста наук. Во всяком случае, никого не было в стране мудрей и учёней Гаспара Арнери. Об его учёности знали все: и мельник, и солдат, и дамы, и министры.

Однажды в июне доктор решил отправиться в далёкую про гулку, чтобы собрать некоторые виды трав и жуков. День был чудесный: солнце сияло, легкий ветерок развевался, как воздушное бальное платье.

Дворец Трех Толстяков стоял посреди огромного парка. Парк был окружён глубокими каналами. Над каналами висели чёрные железные мосты. Мосты охранялись дворцовой стражей - гвардей цами в чёрных клеенчатых шляпах, украшенных жёлтыми перьями. Вокруг парка до самой небесной черты находились луга, засыпан ные цветами, рощи и пруды.

(189 слов) (По Ю. Олеше) II . Грамматическое задание

1. Сделать словообразовательный разбор и разбор слова по сос таву:

2. 1-й вариант - дурачившими, 2-й вариант - засыпанные.

2. Сделать синтаксический разбор предложений.

1-й вариант - Наивный человек, ярмарочный гуляка, недоучившийся студент могли бы его тоже принять за волшебника.

2-й вариант - Вокруг парка до самой небесной черты находились луга, засыпанные цветами, рощи и пруды.

3. Задание для обоих вариантов: сделать морфологический раз бор причастий.

(Причастия: недоучившийся, дурачившими, окружён, украшен ных, засыпанные.)

3. Контрольный диктант «Причастие. Правописание причастий»

Путешествие по Арлю

Арль - маленький французский город. Но когда-то он был велик и знаменит. Завоевавшие Арль римляне превратили маленькое поселение на берегу Роны в крупный экономический центр. Ткачи, золотых дел мастера, оружейники вели бойкую торговлю. Был воздвигнут Форум, построена громадная арена, античный театр, акведук длиной в семьдесят пять километров. I Город, процветал.

Нашествие варваров положило конец процветанию. Город стал кормиться за счет туристов, руин и былого величия. Вот краткая история города, прожившего ни больше, ни меньше, как двадцать пять веков.

Бродить по улицам Арля - одно наслаждение. Идешь не торопясь по узенькой, мощенной камнем улочке - и вдруг перед тобой что-то большое, с арками, колоннами. Оказывается, это римская арена, та самая, где гибли когда-то гладиаторы. В средние века аре на была крепостью, защищавшей целый город с домами, улицами, даже церковью. Сейчас от города ничего не осталось, но рестав раторы с великим тактом и вкусом восстановили стены крепости, искусственно создав патину времени. Новые, такие же обветренные, иссеченные дождями части здания ничем не отличаются от старых. Работа невероятно кропотливая, но результат поразительный.

Арль - город отгремевшей славы. В этом величии прошлого свое обаяние, своя тихая задумчивость мудрых, много перевидавших на своем веку стариков. .

(185 слов) (По В. Некрасову)

II . Грамматическое задание

1 . Подчеркнуть встретившиеся в тексте причастия и причастные
обороты как члены предложения.

(Сказуемые: воздвигнут; построена.

Определения: завоевавшие Арль; прожившего ни больше, ни меньше, как двадцать пять веков; мощенной камнем; защищавшей целый город с домами, улицами, даже церковью; обветренные, ис сеченные дождями; отгремевшей; много перевидавших на своем веку.)

2. Обозначить действительные причастия буквой д, страдатель ные-буквой с.

3. Сделать морфологический разбор слов.

1-й вариант: обветренные, 2-й вариант: иссеченные.

4. Контрольный диктант «Деепричастие»

Случай в Антарктике

Однажды полярники Мирного получили радиограмму о том, что одномоторный самолет бельгийской антарктической экспедиции не вернулся на базу. Вот что писал в отчете о спасении бельгийцев летчик Виктор Михайлович Перов.

Погода была из рук вон плохая. Мела пурга, ветер достигал сорока метров в секунду. Лишь утром удалось приступить к пла номерным поискам.

Вершины Кристальных гор, громадные, сверкающие белизной, показались издали. К сожалению, у нас не было времени, чтобы предаваться лирике, созерцая красоты безжизненной величествен ной природы.

Следуя вдоль главного хребта, мы заметили на синеве ледника красную точку, оказавшуюся самолетом, лежавшим на правом крыле. Из записки, найденной в кабине самолета, стало ясно, что искать бельгийцев надо между складом-базой и Кристальными горами.

Вернувшись к самолету, мы взяли этот курс, но, несмотря на внимательный осмотр местности, обнаружить никого не удалось. Мы вернулись и после заправки, отказавшись от обеда, снова под нялись в воздух. Но и этот напряженный полет оказался беспо лезным. Мы вернулись на базу, где нас ждали удрученные горем зимовщики.

Утром мы в пятый раз вылетели на поиски. Не доходя до север ной оконечности горы, мы заметили маленькую желтую палатку. Люди не показывались. Однако решено было приземлиться, хотя ледник, испещренный множеством трещин, не представлял удоб ного места для посадки.

Обследовав местность, мы установили, что бельгийцы выброси ли здесь всё лишнее имущество: спальный мешок, комплект верхней одежды, поломанные санки. При более тщательном осмотре мы заметили на снегу следы четырех человек, сглаженные поземкой. Заправив самолет последним запасом бензина, Пёров в ту же ночь вылетел снова. Буквально прочесав местность, летчик, нако нец, увидел палатку, из которой вышел человек, усиленно махавший руками.

Чудесное спасение бельгийцев, обреченных на верную гибель, ,не отразилось на лаконичном стиле отчета Перова: «Подрулив к па латке, мы убедились, что все четверо находятся здесь, чему мы были очень рады».

(279 слов) (По В. Каверину)

Грамматическое задание

Подчеркнуть деепричастные конструкции как члены предло жения.

5. Контрольный диктант «Наречие. Правописание наречий»

Загадка шаровой молнии

Природа обычной молнии разгадана давным-давно. С шаровой молнией учёным повезло меньше. Её происхождение до сих пор неясно. Обычно шаровая молния предстаёт в виде парящего в воздухе или стремительно летящего огненного шара. Нередко по неизвестным причинам происходит взрыв. Но она может исчезнуть и спокойно, выбрасывая из себя искры.

Издавна шаровая молния приковывает внимание необычностью своего поведения.

Во-первых, она не поднимается вверх в окружающем холодном воздухе, во-вторых, сохраняет форму и движется. Она может парить над землёй или двигаться параллельно. Температура в шаровых молниях поднимается отнюдь не высоко. Она гораздо ниже той, при которой светится обычный воздух.

В чём загадка шаровой молнии? На этот вопрос учёным ещё предстоит ответить.

(109 слов)

Грамматические задания

1. Сделать словообразовательный разбор слов и разбор слов по составу.

I вариант: издавна;

II вариант: нередко.

2. Сделать морфологический разбор слов.

I вариант: меньше (из 2-го предложения);

II вариант: неясно (из 3-го предложения).

Комментарий. Меньше - наречие в сравнительной степени; неясно - краткое прилагательное, так как зависит от существительного (происхождение (каково?) неясно).

3. Сделать синтаксический разбор предложений.

I вариант: Обычно шаровая молния предстаёт в виде парящего в воздухе или стремительно летящего огненного шара.

II вариант: Во-первых, она не поднимается вверх в окружающем холодном воздухе, во-вторых, сохраняет форму и движется.

6. Контрольный диктант «Предлог», «Союз»

Друзья мои, попасть в дворцовую кондитерскую - дело очень заманчивое. Толстяки знали толк в яствах. К тому же и случай был исключительный. Парадный завтрак! Можете себе представить, какую интересную работу делали сегодня дворцовые повара и кондитеры.

Влетая в кондитерскую, продавец почувствовал в одно и то же время ужас и восторг. Так, вероятно, ужасается и восторгается оса, летящая на торт, выставленный на окне беззаботной хозяйкой.

Он летел одну минуту, он ничего не успел разглядеть как следует. Сперва ему показалось, что он попал в какой-то удивительный птичник, где возились с пением и свистом, шипя и треща, разноцветные драгоценные птицы южных стран. А в следующее мгновение он подумал, что это не птичник, а фруктовая лавка, полная тропических плодов, раздавленных, сочащихся, залитых собственным соком. Сладкое головокружительное благоухание ударило ему в нос; жар и духота спёрли ему горло.

(133 слова)

(Ю. Олеша)

Грамматическое задание

1. Озаглавить текст.

2. Выполнить синтаксический разбор предложений.

I вариант: 1-е предложение третьего абзаца;

II вариант: последнее предложение третьего абзаца.

7. Контрольный диктант «Частица»

На плоту по таежной реке

Все вокруг молчало, даже лес не шумел, даже речка не шеле стела на перекате.

Речка бежала в великих, молчаливых, однообразных лесах, и от их однообразия казалось, что путь будет длиться вечно. На другой день зарядили мелкие дожди, но то было к лучшему: река прибудет, и не придется сходить с плота в ледяную воду на каждой отмели.

Утром третьего дня плавания слева впала речка, почти такая же, как и та, по которой Осташа плыл.

Ни скал, ни обрывов - ничего не встречалось. Только высокие крутые горы, еле различимые за частным ельником. Меж гор - мел кая плоская речонка, продырявленная валунами, как ветхое поло тенце. А над речкой и горами мелкой рябью несло птичьи стаи. Осташа запрокидывал голову, со дня таежной теснины глядя на гусиные косяки. Гуси улетали от осени, будто изменники бежали с поля боя...

Журчание очередного притока Осташа услышал еще из-за по ворота. Плотик переполз поворот- и Осташа увидел в устье мелкой речонки две лодки, загруженные бурыми комьями руды.

(158 слов) (А. Иванов)

II . Грамматическое задание

1 . Выполнить синтаксический разбор предложений:
1-й вариант - первое предложение,

2-й вариант - последнее предложение. Примечание: вместо тире можно поставить запятую.

2. Подчеркнуть частицы, выполнить морфологический разбор.
1-й вариант - формообразующей частицы,

2-й вариант - смысловой частицы.

Помогите найти текст! и получил лучший ответ

Ответ от Настёна [эксперт]
На плоту по таёжной реке
Владимир Симоненко
20.07.1978. Рано утром подъём. Впервые Гаджи связался с другими нашими отрядами. Их уже тоже забросили в тайгу. Это хорошо, что рация работает, а то уж думали, что будем без связи.
Сделал зарядку, повисел на турнике, пробежка по валунам аллювия около 500метров. Завтрак.
Гаджи приготовил своё фирменное блюдо. Делается оно так: вермишель мочится в воде, обжаривается на сковородке немного, а потом уже варится с добавлением тушёнки. Странно, но я поел мало, всего одну чашку. Собрались в путь. Нам предстояло в этот день сделать большой марш-бросок, чтобы добраться до реки Учур. Я захватил с собой фотоаппарат, свою большую ложку и дневник, чтобы не прерывать записей. И вот мы уже топаем в сторону горы Саян. Попутно мы вели геологические наблюдения, в общем тот же маршрут, только очень длинный.
Вокруг всё те же доломиты серые, те же кварцевые песчаники, алевролиты, силицитолиты. А рюкзак за плечами объёмный и увесистый, да ещё ружьё и молоток. Иду, поколачиваю молотком камни. Легко и приятно идти по тайге, особенно учитывая, что совсем недавно «завязал» с курением. А вокруг однообразный унылый пейзаж: лиственницы в палец толщиной, мох, пружинящий под ногами. Идём и ищем камень, чтобы стукнуть по нему молотком и посмотреть, что у него внутри. Однако камней мало, всё задерновано. Рельеф выражен слабо, никаких выраженных привязок на местности, поэтому очень часто смотрим на компас, идём по азимуту. Двенадцать маршрутных километров завершились в верховьях ручья Саян. В аллювии те же породы, что и в Юют-Сиэбите, только здесь преобладают алевролиты с песчаниками над доломитами. На берегу мы упали от усталости, как подкошенные. Поели ревеня, который здесь растёт в избытке. Съели тушонки две банки, попили чаю, искупались в ручье. Весь день нестерпимая жара, как в сауне с сухим паром. Теперь мы пойдём к устью Саяна, который хоть небольшая река, но местами глубина по пояс. Гаджи в болотных сапогах, ему хорошо. А у меня короткие резиновые, а у Волкова и вовсе кирзачи. Но я хитрый, снял штаны и сапоги и потопал, легко преодолевая водные преграды. А Гаджи страховал Волкова, и они поэтому всё время шли по болотистому бережку. А Саян очень извилистый, со множеством проток и притоков, болот, озерцов, а рыбы не видать. Пока Гаджи с Волковым обходят всё это водное богатство десятой дорогой, я шурую напрямую по главному руслу босяком. Ах, лето! Последний раз я видел Гаджи и Геннадия в 3-4 километрах от нашего последнего привала, где мы обедали (или ужинали? Потому что трапеза была в 18:00). Они тогда шли по правому берегу, а я по левому. Вышел я к прижиму, где речка облизывала голые скалы и бурлила среди огромных валунов, сориентировался по планшету. Оставалось 2,5 километров до устья Саяна из шести таёжных, речных, болотистых. Вдоль речки попадались собачьи следы, наверно эвенки неподалеку охотятся.. . Солнце село, комарики появились, начали покусывать. Они и раньше были, только мне было не до них, не замечал. Послышалось из-за излучины протоки: -Ау! Эгей! Я в ответ тоже поорал, разминая голосовые связки и тронулся дальше. Чуть было не увяз в болоте, кругом озёра. Ещё раз сверился с компасом, пошёл по азимуту на устье, свернув от реки в болото. В 20:00 вышел к Учуру. Большая река, метров 500 шириной, с островками, с берегами, заросшими могучими лиственницами, соснами и елями.
Кругом – ни души. Гаджи с Геннадием не видать и не слыхать, отстали напрочь. Развёл костёр, жду, когда они притопают. Посушил штаны и портянки у огня. Взглянул на карту и обнаружил, что тут недалеко бараки Томптокана должны быть.
–Ау! Ого-го! , покричал я немного. Потом написал записку: «Я ушёл к баракам Томптокана. Ждал вас тут целый час. 20.07.78 21:45. Костя» И пошёл вниз по течению, по левому берегу Учура. Через каких-то полкилометра услышал где-то вдалеке звук выстрела, вернулся обратно, к устью Саяна. Покричал, отозвались: - Эге-гей! Костя!
Стучат топором по дереву. Я пошёл было вверх по течению Саяна, через болото, скво

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Урок 151
Рубрика (тематическая категория) Дом

Тема. Повторение по теме ʼʼЧастицаʼʼ. Тест на повторение

Урок 150

Цели: обобщить знания по теме ʼʼЧастицаʼʼ; развивать орфографические и пунктуационные навыки, навыки лингвистического разбора.

Методические приемы: словарный диктант, анализ предложений, тест, выполнение упражнений.

Ход уроков

I. Проверка домашнего задания

Упражнение 406: взаимопроверка.

В это время один из учеников выполняет синтаксический разбор предложения у доски.

П. Осложненный словарный диктант

Составьте словосочетания со словами: Карикатура, недосягаемый, предварительный, сатира, старательно, чемпион.

III. Анализ предложений

Задание: раскрыть скобки, вставить пропущенные буквы и знаки препинания, определить разряд и значение частиц.

Древн...я культура так(же) отд...лена во времени от сегодн... шнего человека как д...леки от нас звезды.

Пр...слушиват...сяликсоветуастрол...гапока(не,ни)зан...мат... ся деламира(с, сс)чита(н, нн)ыми на длительную п...рспективу?

Разве я мог заснуть в пустом мрач... ном доме пр...слушиваясь к завыванию ветра и скр...пящ...м ступеням ветхой лес...ницы?

В случае если(бы) (не)ты, я (н...)за(что)(бы) (не)справился!

Комментарий.

Древняя культура так же отдалена во времени от сегодняшнего человека, как далеки от нас звезды.

Прислушиваться ли к совету астролога пока не заниматься делами, рассчитанными на длительную перспективу?

Разве я мог заснуть в пустом мрачном доме, прислушиваясь к завыванию ветра и скрипящим ступеням ветхой лестницы?

В случае если бы не ты, я ни за что бы не справился!

1-е предложение: смысловая усилительная частица же.

2-е предложение: смысловая вопросительная частица ли, смысловая отрицательная частица не.

3-е предложение: смысловая вопросительная частица разве.

4-е предложение: формообразующие частицы бы, образующие форму условного наклонения глагола; частицы не, придающие отрицательное значение местоимению и глаголу-сказуемому; частица ни, усиливающая отрицание.

Учитель предлагает выполнить проверочный тест (см. приложение 4).

Ключи к тесту:

Вариант 1: 1) а, г; 2) в, г; 3) б, в; 4) а, б; 5) а, г; 6) б, ᴦ.

Вариант 2: 1) а, б, в; 2) а, б; 3) б, г; 4) б; 5) а, г; 6) в, ᴦ.

V. Выполнение упражнений

Упражнения 408, 412: самостоятельная работа.

Домашнее задание

1. Упражнение 411: письменно.

2. Подготовка к диктанту.

Тема. Контрольный диктант с грамматическим заданием и его анализ.

Цель: проверить знания учеников по теме ʼʼЧастицаʼʼ, орфографические и пунктуационные навыки, навыки лингвистического разбора.

Методические приемы: диктант, грамматические задания, анализ ошибок.

Ход уроков

I. Диктант

Примечание: записать на доске имя героя; не считать за ошибку, в случае если в третьем предложении вместо двоеточия будет поставлен другой знак препинания.

На плоту по таежной реке

Все вокруг молчало, даже лес не шумел, даже речка не шелœестела на перекате.

Речка бежала в великих, молчаливых, однообразных лесах, и от их однообразия казалось, что путь будет длиться вечно. На другой день зарядили мелкие дожди, но то было к лучшему: река прибудет, и не придется сходить с плота в ледяную воду на каждой отмели.

Утром третьего дня плавания слева впала речка, почти такая же, как и та͵ по которой Осташа плыл.

Ни скал, ни обрывов - ничего не встречалось. Только высокие крутые горы, елœе различимые за частным ельником. Меж гор - мелкая плоская речонка, продырявленная валунами, как ветхое полотенце. А над речкой и горами мелкой рябью несло птичьи стаи. Осташа запрокидывал голову, со дня таежной теснины глядя на гусиные косяки. Гуси улетали от осœени, будто изменники бежали с поля боя...

Журчание очередного притока Осташа услышал еще из-за поворота. Плотик переполз поворот- и Осташа увидел в устье мелкой речонки две лодки, загруженные бурыми комьями руды.

(158 слов) (А. Иванов)

II. Грамматическое задание

1. Выполнить синтаксический разбор предложений:

1-й вариант - первое предложение,

2-й вариант - последнее предложение. Примечание: вместо тире можно поставить запятую.

2. Подчеркнуть частицы, выполнить морфологический разбор.

1-й вариант - формообразующей частицы,

2-й вариант - смысловой частицы.

Комментарий. В диктанте встречаются частицы даже, Можно ошибочно принять за частицы составной союз в предложении Ни скал, ни обрывов - ничего не встречалось.

3. Дополнительное задание: выполнить синтаксический разбор

предложения, обозначить части речи.

А над речкой и горами мелкой рябью несло птичьи стаи. Примечание: основа предложения состоит из одного сказуемого, выраженного категорией состояния.

Домашнее задание

Упражнение 414: письменно.

Урок 151 - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Урок 151" 2017, 2018.

  • - Об уроках живописи и композиции

    Об уроках рисунка Арт - студия живописи и мастерства. Примечание к публикации Сроки эксплуатации элементов инженерного оборудования и конструкций в жилых зданиях Примечание. Основанием для установления этих сроков являются... .


  • - Ход урока

    Short Swap (short I) Анонимные объединения Short Swap (short I) { union t_U { short i; char c ; } u; u.i = I; char ch = u.c ; u.c = u.c ; u.c = ch; return u.i; } cout << Swap (1234) << endl; //На экране-11772Имеется специальный вид объединений – анонимные объединения. Анонимные объединения... .


  • - Урок «Архитектура Древней Греции».

    Дидактические требования Содержание дидактических требований Примечание Тема урока Архитектура Древней Греции Тип урока Комбинированный Цель урока Способствовать формированию знаний о древнегреческой культуре и... .


  • - Итоги урока.

    Самостоятельная работа учащихся. Объяснение нового учебного материала. Организационный момент. План урока Литература. Учебно-методическое обеспечение дисциплины...