Субста́нция (лат. substantia - сущность; то, что лежит в основе) - философское понятие классической традиции для обозначения объективной реальности в аспекте внутреннего единства всех форм ее саморазвития. Субстанция неизменна в отличие от перманентно меняющихся свойств и состояний: она есть то, что существует в самом себе и благодаря самому себе, а не в другом и не благодаря другому. Первопричина происходящего.

Проблемы определения

Основная проблема чёткого определения в том, что такое субстанция, заключается в том, что если, например, рассматривать не просто мироздание, бытие и небытие, а вообще всё, то возникает вопрос о том, какой же неизменный основной принцип (атрибут) лежит в основе субстанции из которой состоит вообще всё (т.е. материя, мысли, чувства, пространство, душа и т.д.). Причём очевиден тот факт, что всё очень разнородно и разнообразно, но для определения этой "всеобщей субстанции" нужно выявить сходство между всеми разнообразными элементами этой "всеобщей субстанции" (которая составляет вообще всё, без исключения). Один из подходов в философии заключается в том, что "всеобщая субстанция" иерархически не подчинена единому универсальному атрибуту, но подчинена одновременно нескольким иерархически-независимым друг от друга атрибутам (первопричинам). Сейчас, например, существуют философы, утверждающие что бытие состоит (включая материи) из трёх независимых субстанций.

История понятия

Латинское слово substantia - это перевод греческого слова сущность (ousia), также в латыни для обозначения сущности использовалось слово essentia. В античной философии субстанция трактуется как субстрат, первооснова всех вещей (например, "вода" Фалеса, "огонь" Гераклита). В латинской патристике субстанция Бога противопоставлялась наличному бытию конкретных сущностей-ипостасей.

В схоластике за essentia закрепится значение возможности (синоним потенциальности), в противовес existentia как действительности (синоним актуальности). В средние века вопрос о субстанции решается прежде всего в споре о субстанциональных формах (номинализм, реализм).

В Новое время понятие субстанции трактуется достаточно широко.

· Первая точка зрения связана с онтологическим пониманием субстанции как предельного основания бытия (Бэкон, Спиноза, Лейбниц). Центральной категорией метафизики субстанция становится в философии Спинозы, где она отождествляется как с Богом, так и с Природой и определяется в качестве причины самой себя (лат. causa sui). Основными качествами (атрибутами) субстанции у Спинозы являются мышление и протяжение. По аналогии с философии Спинозы сквозь призму субстанции рассматриваются концепции Декарта и Лейбница. У первого субстанция представляет собой единство субъекта и объекта, а у второго - аналогичные атомам простые сущности, которые утрачивают протяжения, но приобретают атрибут стремления (фр. appetition) и множественности. Благодаря Лейбницу субстанция начинает ассоциироваться с материей.

· Вторая точка зрения на субстанцию - гносеологическое осмысление этого понятия, его возможности и необходимости для научного знания (Локк, Юм). Кант полагал, что закон, согласно которому при любой смене явлений субстанция сохраняется и количество ее в природе остается неизменным, может быть отнесен к "аналогиям опыта". Гегель определял субстанцию как целостность изменяющихся, преходящих сторон вещей, как "существенную ступень в процессе развития воли". Для Шопенгауэра субстанция - материя, для Юма - фикция, сосуществование свойств. Марксистская философия трактовала субстанцию как "материю" и одновременно как субъект всех изменений.

В эпоху романтизма и интереса к живым национальным языкам слово субстанция либо изгоняется из языка философии, либо сливается с понятием сущности.

Монизм (от греческого μονος - единый) - обозначает собой философское направление, признающее только один принцип бытия; в этом смысле Монизм противоположен как дуализму, допускающему два противоположных принципа бытия, так и плюрализму, допускающему бесконечное множество качественно различных субстанций (монады Лейбница, гомойомеры Анаксагора). Как материализм, так и идеализм представляют собой системы монистические.

Впервые Монизм был противопоставлен дуализму Вольфом, который себя причислял к дуалистам. Термин Монизм получил распространение лишь в применении к гегелевской философии и в особенности в современной натурфилософии (Геккеля, Нуаре и др.), для которых духовное и материальное представляются не самостоятельными началами, а чем-то неразрывным. В этом направлении вновь проявляются древние гилозоистические представления. Таким образом, значение термина монизм изменилось.

Вольфова школа видела в монизме смешение понятий материи и духа и требовала их разделения; если же в современной философской литературе и восстают против Монизма (Геккеля), то в сущности лишь для того, чтобы на место натуралистического понимания поставить иной Монизм, исходящий из гносеологических воззрений, по которым материя и дух являются лишь различными сторонами одного и того же бытия, зависящими от субъективного понимания. Не может быть никакого сомнения в том, что истинная философия может быть только монистической: основное требование всякой философской системы заключается в проведении единого начала, и отказаться от этого требования значит отказаться от возможности понять мир как целое, как космос (порядок).

Не всякий Монизм, однако, имеет философское значение. Материалистическому Монизму вполне справедливо противопоставляют дуалистическое миропонимание, которое как критический прием, как анализ понятий, имеет полное значение. Но на дуализме остановиться нельзя: поняв различие духа и материи, нужно искать объединения в высшем понятии и в идеалистическом Монизме, который субстанциальное значение признает лишь за духом, а в материи видит феномен, всецело объяснимый деятельностью духовного начала. Вся новая философия, начиная от Декарта, шла по этой дороге, и нужно полагать, что по этому направлению пойдет и будущая философия, пользуясь результатами идеализма XVII в. и начала XIX в.

Несмотря на многочисленность философов-марксистов, тех из них, кто давал в своих трудах подробный, развернутый ответ на вопрос «что такое сознание» с марксистской точки зрения, найдется весьма немного, и наиболее полной и разработанной марксистской теорией сознания следует признать ту, что была предложена в эмпириомонизме А.А. Богданова.

Плюрализм (от лат. pluralis - множественный) - философская позиция, согласно которой существует множество различных равноправных, независимых и несводимых друг к другу форм знания и методологий познания (эпистемологический плюрализм) либо форм бытия (онтологический плюрализм). Плюрализм занимает оппонирующую позицию по отношению к монизму.

Термин «плюрализм» был введён в начале XVIII в. Христианом Вольфом, последователем Лейбница для описания учений, противостоящих теории монад Лейбница, в первую очередь различных разновидностей дуализма.

В конце XIX-XX веке плюрализм получил распространение и развитие как в андроцентрических философских конценциях, абсолютизирующих уникальность личного опыта (персонализм, экзистенциализм), так и в эпистемологии (прагматизм Уильяма Джеймса, философия науки Карла Поппера и, особенно, теоретический плюрализм его последователя Пауля Фейерабенда).

Эпистемологический плюрализм как методологический подход в науке, подчёркивая субъективность знания и примат воли в процессе познания (Джемс), историческую (Поппер) и социальную (Фейерабенд) обусловленность знания, критикует классическую научную методологию и является одной из посылок ряда антисцие

Рассматривая понятие «бытие» как основополагающую философскую категорию, с которой начинается познание человеком окружающего его мира и самого себя, мы выявили предельно общий признак этой категории - существование, что присуще любым вещам, явлениям, процессам, состояниям действительности. Используя данную категорию, мы обратили внимание на то, что человек фиксирует в первую очередь факт своего собственного бытия и лишь затем соотносит с ним существование всего многообразия реальной действительности. Однако даже простая констатация наличия чего бы то ни было влечет за собой новые вопросы, важнейшие из которых касаются первопричин бытия. Из чего состоит, откуда появилось то или иное «нечто»? Есть ли в являющемся нам многообразии вещей что-то единое, общее по содержанию, составляющее первооснову всего сущего?

Понятие субстанции

В истории философии для обозначения такой первоосновы, которая не нуждается для своего существования ни в чем, кроме самой себя, используется предельно широкая категория - «субстанция» (от лат. substantia - сущность, то что лежит в основе). Представители первых философских школ в качестве первоосновы понимали вещество, из которого состоят все вещи. Как правило, дело сводилось к общепринятым тогда первости-хиям: земле, воде, воздуху, огню или мысленным конструкциям, «первокирпичикам» - апейрону, атомам. Позже понятие субстанции расширилось до некоего предельного основания - постоянного, относительно устойчивого и существующего независимо от чего бы то ни было, к которому сводилось все многообразие и изменчивость воспринимаемого мира. Такими основаниями в философии по большей части выступали: материя, Бог, сознание, идея, флогистон, эфир и т. п.

Различные философские учения по-разному используют идею субстанции, в зависимости от того, как они отвечают навопрос о единстве мира и его происхождении. Те из них, которые исходят из приоритета одной какой-то субстанции и, опираясь на нее, выстраивают всю остальную картину мира в многообразии его вещей и явлений, получили название «философский монизм» (от греч. топов - один, единственный). Если в качестве первоосновы берется две субстанции, то такая философская позиция называется дуализмом (от лат. сшаИв- двойственный). И, наконец, если более двух - плюрализмом (от лат. ршгаИв- множественный).

Разновидности монизма

С точки зрения современных научных представлений о происхождении и сущности мира, а также борьбы различных, наиболее значимых в истории философии взглядов на проблему первоосновы, следует выделить два весьма распространенных подхода к пониманию природы субстанции - материалистический и идеалистический.

Первый из них, характеризуемый как материалистический монизм, полагает, что мир един и неделим; он изначально материален, и именно материальность лежит в основе его единства. Дух, сознание, идеальное в этих концепциях не обладают субстанциональной природой и выводятся из материального как его свойство или проявления. Такие подходы в наиболее развитом виде мы обнаруживаем у представителей Милетской школы, Гераклита, Спинозы, Маркса и у его последователей.

Идеалистический монизм, наоборот, признает материю производной от чего-то идеального, обладающего вечным существованием, неуничтожимостью и первоосновой любого бытия. При этом можно выделить как объективно-идеалистический монизм (например, у Платона - это вечные идеи, в средневековой философии - Бог, у Гегеля - несот-воримая и саморазвивающаяся «абсолютная идея»), так и субъективно-идеалистический, как, например, у Маха, выводившего все физические и психические состояния действительности из «нейтрального» начала - неких умозрительных конструкций, «элементов» мира.

Субстанция как предельное основание

Вопрос о субстанции не может оставить без внимания ни один философ, так как в противном случае любые его рассуждения, какой бы темы они ни касались, как бы «повисают в воздухе», ибо всегда возникает вопрос о предельных основаниях того, о чем идет речь.

Возьмем, например, тему морали, казалось бы, далекую от выяснения того, что лежит в основе мира. Вместе с тем нельзя оставить без внимания тот факт, что мораль непосредственно связана и с индивидуальным, и с общественным сознанием и только в тесной взаимосвязи с ними и может рассматриваться. Но вопрос о происхождении сознания в истории философии решается по-разному. Так, для представителя религиозной философии источником и первоосновой нравственности, как и самого сознания, будет Бог, в то же время для атеиста эта задача будет иметь принципиально иное решение.

Если охватить историю философии единым взглядом на предмет философии того, как сводилось все многообразие объективного мира к каким-то конечным, предельным основаниям (а именно этот вопрос занимал и занимает многие умы, начиная уже с первых философов), то выделяются два таких основания, различных по природе и принципиально несводимых друг к другу: материя и сознание.

Как сами они, так и их взаимосвязь всегда были предметом острых дискуссий, а проблема соотношения материального (естественноприродного) и идеального (духовного) так или иначе, прямо или косвенно обнаруживается практически в каждом философском учении, что, как уже отмечалось в первой главе, дало основание Ф. Энгельсу выделить его в качестве «основного вопроса философии».

Материя

Возвращаясь к понятию «материя», отметим, что эта одна из наиболее фундаментальных философских категорий впервые встречается уже у Платона. Он ввел в оборот термин пу1е, обозначая им некий лишенный качеств субстрат (материал), из которого образуются тела различной величины и очертаний. Материя, в его понимании, бесформенна, неопределенна и отождествляется с пространством, принимающим форму любых геометрических фигур. В дальнейшем представления о материи связывались по большей части с ее конкретными свойствами (массой, энергией, пространством) и отождествлялись с определенными конкретными ее видами (веществом, атомами, корпускулами и т. п.). Так, у Вольтера в его статье «Материя» на вопрос фанатика: «А что такое материя?», философ отвечает: «Я знаю об этом немногое. Я полагаю материю протяженной, плотной, обладающей сопротивлением, тяготением, делимой, подвижной» (Вольтер. Философские сочинения. М., 1988. С. 677).

Современные взгляды на эти вопросы несколько изменились и наряду с естественнонаучными, например, физическими или химическими представлениями о материи, предполагают философский уровень ее осмысления, когда помимо локального взгляда на данную проблему она рассматривается шире, т. е. материальное мыслится во всей своей совокупности. Таким образом, философская категория «материя» призвана охватить все бесконечное многообразие реально существующих видов материи и подчеркнуть принципиальную несводимость ее к сознанию. Такой подход, отделяющий философское понимание проблемы от ее естественнонаучного истолкования, имеет принципиальное значение, ибо в противном случае сфера исследований и познавательных возможностей в данной области неоправданно сужается, как то имеет место, например, в одной из школ неопозитивизма - лингвистической философии. Ее видные представители Дж. Мур, Л. Витгенштейн и другие считают, что так как категории «материя» и «сознание» с научной точки зрения не могут быть строго определены, то от них нужно отказаться.

Во многих других современных философских школах данные понятия активно используются и играют важную методологическую и познавательную роль. Так, термин «материя» имеет немало определений, но, пожалуй, наиболее емко и лаконично выглядит то, которое закрепилось в марксистской философии, где понятие «материя» определяется как «философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них». {Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 18. С. 131).

Данное определение философское, так как, в отличие от естественнонаучных определений, оно абстрагируется от каких-либо конкретных характеристик материи, ее видов и свойств и фиксирует только факт существования объективной реальности, независимой от нашего сознания. Это предельно широкое определение в философском плане выполняет определенную методологическую роль, позволяя говорить о материи вообще, безотносительно к возможному открытию новых, еще неизвестных ее свойств, видов и форм и связывая материю с такими ее атрибутами (неотъемлемыми свойствами), как субстанциональность, неисчерпаемость, принципиальная не-уничтожимость, движение, пространство, время.

Уровни Организации материи

Неисчерпаемость материи, как она определена выше, подтверждается современным естествознанием, выделяющим различные уровни организации материи, важнейшие из которых совпадают с основными формами бытия: уровни неживой материи, живой и социальной. При этом различные уровни теснейшим образом связаны между собой, находясь в определенной иерархии и развитии от менее сложных форм (неживой материи) к более сложным (живой и социальной), наличие которых сегодня научно подтверждено только относительно нашей планеты. Представления же о структуре и многообразии неживой природы постоянно расширяются и углубляются, затрагивая микро-, макро - и мегамиры.

XX в. в этом отношении дал несоизмеримо больше, чем вся история человечества, взятая в целом. Так, еще в начале нашего столетия вещество понималось как нечто непрерывное, состоящее из дискретных частиц, а поле как непрерывная материальная среда. Теперь же, с развитием квантовой физики, теории относительности, других естественнонаучных идей, различие между веществом и полем стало относительным, а все открываемые элементарные частицы удивляют своим многообразием. И хотя в этой области еще остается много нерешенных проблем, наука значительно продвинулась вперед в понимании единой природы элементарных частиц, исследуя так называемый «субэлементарный уровень организации материи». Здесь в последние годы открыты и изучаются явления плазмы, физического вакуума как особого состояния материи, куда погружены все частицы и физические тела и многое другое, что может служить подтверждением идеи несчерпаемос-ти материи, ибо границ «дна» микромира не видно. И нет оснований утверждать, что они есть.

Не обнаруживаются границы и на уровне макро - и ме-гамиров, хотя структура и размеры доступной пониманию Вселенной (Метагалактики) способны поразить даже самое отчаянное воображение.

Образовавшись в результате Большого взрыва, Метагалактика сегодня являет систему разбегающихся скоплений галактик, расстояния между которыми измеряются многими сотнями миллионов световых лет. Является ли Метагалактика пульсирующим образованием или будет расширяться до бесконечности, что находится за пределами ее границ и есть ли такие границы вообще - это круг вопросов, по поводу которых наука сегодня не имеет однозначных ответов. Но, учитывая тенденции и конкретные результаты научных открытий, например, законы сохранения энергии, массы, импульса и др., можно, опираясь на эти данные и естественнонаучные теории, с достаточной долей объективности выстраивать философские взгляды не только относительно неисчерпаемости, но и принципиальной неуничтожимости материи. Следует только при этом иметь в виду, что в современной физике нет недостатка в различных теориях, в том числе и обобщающего характера, которые бы объясняли современную картину мироздания.

Проблема, однако, заключается в том, что между этими теориями и возможностями осуществления экспериментов, которые могли бы подтвердить их достоверность, существует огромный разрыв.

Бытие предполагает не только существование, но и его причину. Бытие можно мыслить как единство существования и сущности. В понятии субстанции как раз и выражается сущностная сторона бытия. Термин «субстанция» происходит от латинского «substantia » – сущность, то, что лежит в основе. Субстанция есть самодостаточное, самодетерминированное существование. Другими словами, субстанция – это объективная реальность, мыслимая в аспекте её внутреннего единства, взятого в отношении противоположности ко всем бесконечно многообразным формам её проявления. Иначе говоря, она представляет собой предельное основание, к которому сводятся все конечные формы её проявления. В этом смысле для субстанции нет ничего внешнего, ничего вне её, что могло бы быть причиной, основанием её существования, следовательно, она существует безусловно, благодаря только самой себе, самостоятельно.

То или иное понимание субстанции в различных моделях мира вводится как исходный постулат, представляя собой, прежде всего, материалистическое или идеалистическое решение философского вопроса: первична материя или сознание? Различают также метафизическое понимание субстанции, как неизменного начала, и диалектическое – как изменчивой, саморазвивающейся сущности. Всё это вместе взятое даёт нам качественную интерпретацию субстанции. Количественная интерпретация субстанции возможна в трёх формах: монизм объясняет многообразие мира из одного начала (Гегель, Маркс), дуализм из двух начал (Декарт), плюрализм – из множества начал (Демокрит, Лейбниц).

В субъективном идеализме субстанцией является Бог, который вызывает в нас совокупность ощущений, т.е. порождает бытие. В объективном идеализме субстанция также лежит в основе бытия, хотя здесь она является лишь формой абстрактной мысли. Для материализма сущность – это взаимодействие тех элементов, из которых состоит само бытие. И поэтому его сущность, т.е. субстанция, – это многообразные взаимодействия внутри самого бытия. Впервые эту мысль высказал Б. Спиноза, для которого субстанция и есть взаимодействие, порождающее всё многообразие свойств и состояний вещей. В материалистическом понимании субстанциональной основой мира является материя.

Понятие «материя » менялось. Оно прошло несколько этапов в процессе развития философской мысли.

1-й этап – это этап наглядно-чувственного представления о материи . Он связан, прежде всего, с философскими течениями античной Греции (основой сущего у Фалеса выступала вода, у Гераклита – огонь, у Анаксимена – воздух, у Анаксимандра – «апейрон», сочетавший в себе противоположность горячего и холодного, и т.д.). Как видим, основой вещей и Космоса считались те или иные стихии природы, которые являются обычными в повседневной жизни людей.

2-й этап – это этап атомистического представления о материи . В этом представлении материя сводилась к веществу, а вещество – к атомам. Данный этап называют ещё и «физикалистским», поскольку он базировался на физическом анализе. Он зарождается ещё в недрах 1-го этапа (атомизм Левкиппа и Демокрита) и развёртывается на базе данных химии и физики в XVII – XIX веках (Гассенди, Ньютон, Ломоносов, Дальтон, Гельвеций, Гольбах и др.). Конечно, представления об атоме в XIX в. значительно отличались от представлений об атомах у Демокрита. Но, тем не менее, преемственность в воззрениях физиков и философов разных эпох имелась, и философский материализм имел солидную опору в исследованиях натуралистического характера.

3-й этап связан с кризисом естествознания на рубеже XIX и XX веков и с формированием гносеологического понимания материи : он может быть назван «гносеологи

ческим» этапом. Определение материи в гносеологическом плане таково: материя – это объективная реальность, существующая вне и независимо от сознания и отображаемая им. Данное определение стало формироваться ещё у Гельвеция и Гольбаха в XVIII веке, однако полной формулировки и соответствующего обоснования достигло у Ленина в работе «Материализм и эмпириокритицизм».

4-й этап – этап субстанциально-аксиологического представления о материи . Получив развитие и распространение примерно в середине XX века как реакция на сведение понятия материи лишь к одному её свойству – «объективной реальности» (как это утверждалось гносеологистами), данное представление увидело в материи систему многих атрибутов. Истоки такой концепции можно обнаружить, в частности, ещё в философии Спинозы.


Кстати, следует отметить, что по Спинозе материи присущи такие вечные свойства, как протяжённость и мышление (получается, что «мышление», т.е. сознание, вечно). Однако, разнообразие атрибутов, их трактовка, а главное, аксиологизм современной концепции отличают её от спинозизма, хотя глубокая преемственность несомненна. В наше время гносеологическое и субстанциальное представления о материи являются основными, дающими о ней необходимую исходную информацию.

В материальном бытии наблюдается довольно строгая организованность, хотя в нём имеются также хаотические процессы, случайные явления. Из случайного, хаотического создаются упорядоченные системы, а эти последние могут превращаться в неорганизованные, случайные образования. Структурность оказывается (по отношению к беспорядку) преобладающей, ведущей стороной бытия. Структурность – это внутренняя расчленённость, упорядоченность материального бытия, это закономерный порядок связи элементов в составе целого.

Сфера неорганического мира представлена многими структурными уровнями. К ним относятся: субмикроэлементарный , микроэлементарный (это уровень элементарных частиц и полевых взаимодействий), ядерный , атомарный , молекулярный , уровень макроскопических тел различной величины , планетарный уровень , звёздно-планетарный, галактический , метагалактический как самый высший из известных нам уровень.

Структурные уровни живой природы представлены следующими уровневыми образованиями: уровнем биологических макромолекул , клеточным уровнем , микроорганизменным , уровнем органов и тканей , уровнем системы организма , популяционным уровнем , а также биоценозным и биосферным .

В социальной действительности тоже имеется немало уровней структурной организованности материи. Здесь выделяются такие уровни: уровень индивидов , уровни семьи, различных коллективов, социальных групп, классов, национальностей и наций, этносов, государств и системы государств, общества в целом .

Таким образом, каждая из трёх сфер материальной действительности образуется из ряда специфических структурных уровней, которые определённым образом упорядочены и связаны между собой.

Рассматривая структурность материи, мы обращаем внимание на то, что в основе материальных систем и структурных уровней материи находятся такие физические виды реальности, как вещество и поле. Однако что они представляют собой?

С точки зрения современной науки и философии вещество – это физический вид материи, состоящий из частиц, которые имеют массу покоя. Это фактически все материальные системы: от элементарных частиц до метагалактических.

Поле – это материальное образование, которое связывает тела между собой и передаёт действия от тела к телу. Существует электромагнитное поле (например, свет), гравитационное поле (поле тяготения), внутриядерное поле, связывающее частицы атомного ядра.

Как видим, вещество отличается от поля так называемой массой покоя. Частицы света (фотоны) этой массы покоя не имеют. Свет не может покоиться. У него нет покоящейся массы. В то же время эти виды физической реальности имеют много общего. Все частицы вещества независимо от их природы обладают волновыми свойствами, а поле выступает коллективом (ансамблем) частиц и обладает массой. В 1899 году П.Н. Лебедевым было экспериментально установлено давление света на твёрдые тела. Это означает, что свет нельзя считать чистой энергией, что свет состоит из мельчайших частиц и имеет массу.

Вещество и поле взаимосвязаны и переходят друг в друга при определённых условиях. Так, электрон и позитрон обладают вещественной массой, свойственной вещественно-субстратным образованиям. При столкновении эти частицы исчезают, порождая вместо себя два фотона. И, наоборот, как следует из опытов, фотоны большой энергии дают пару частиц – электрон и позитрон. Превращение вещества в поле наблюдается, например, в процессах горения дров, которые сопровождаются излучением света. Превращение же поля в вещество происходит при поглощении света растениями.

Некоторые физики считают, что при атомном распаде «материя исчезает», превращается в нематериальную энергию. На самом деле материя здесь не исчезает, а переходит из одного физического состояния в другое: энергия, связанная с веществом, переходит в энергию, связанную с полем. Сама же энергия не исчезает. Все конкретные материальные системы и все уровни организации материальной действительности имеют в своей структуре вещество и поле (только в разной «пропорции»).

Для обозначения такой общей основы всего существующего в философии выработаны две категории: субстрата и субстанции. Субстрат (от лат. substratum – буквально, подстилка) – это то, из чего все сделано. Понятие «субстрат», по сути дела, тождественно понятию «материя», в том смысле, как это понятие употреблялось в платоновско-аристотелевской традиции. Более высокую степень общности отражает понятие субстанции. «Субстанция» (от лат. substantia сущность, то, что лежит в основе) означает первооснову всего существующего, внутреннего единства многообразия конкретных вещей, событий, явления и процессов, посредством которых и через которые они существуют. Таким образом, если через понятие субстрат философы разъясняли, из чего состоит бытие, то понятием субстанции фиксируется всеобщее основание бытия. В философском плане субстанция – нечто неизменное в противоположность меняющимся состояниям и свойствам; то, что существует благодаря самому себе и в самом себе, а не благодаря другому и в другом.

Как правило, философы, предлагая свою картину мироздания, за основу берут одно, два или несколько начал. В зависимости от выбора формируются различные философские позиции:

монизм и плюрализм;

Материализм и идеализм;

Детерминизм и индетерминизм.

Монизм (гр. monos один) – философские учения, признающие основой всего существующего одно первоначало (субстанцию). В качестве таковой философы рассматривали либо материальные (телесные) образования – стихии природы (вода, воздух, огонь, атомы и т.д., либо духовные (бестелесные) образования – идеи, монады, сознание, дух, Бог и т. д. Разновидности монизма: материализм, идеализм, пантеизм. Противоположность – дуализм и плюрализм (или полисубстанциализм), когда предлагается два или множество начал. Допустим, у Р. Декарта – абсолютная субстанция (Бога) и две сотворенные субстанции: мыслящая (дух, душа) и протяженная (материя, тело); у Б. Спинозы – одна бесконечная субстанция (единое), которую можно назвать также Богом или природой; у Шопенгауэра субстанция – материя; у Юма – субстанция только фикция, сосуществование свойств; для современного естествознания субстанция – только формальное понятие, имеющее смысл: носитель явления. В современной философии категория субстанции утрачивает свое значение.

Наиболее распространенными являются два подхода к пониманию природы субстанции: материализм и идеализм. Благодаря этому в философии постоянно существует проблема материи и сознания. Материализм (лат. materialis вещественный) – философское направление (учение), признающее материю, природу первичной и независимой от сознания, а духовную жизнь, сознание – порождением, вторичным. Разновидности материализма: вульгарный, диалектический, научный, критический, теоретический, прагматический, функциональный. Наиболее представители – К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин. Вместо термина материализм современные философы часто используют термин реализм.

Идеализм (гр. idea – идея) – философское направление, учение, признающие первичность идеального, духовного начала (дух, Бог, сознание, логос, душа, идея, сознание, мышление, разум, психическоеи т. д. Бывают объективный и субъективный идеализм. Идеализм объективный – форма идеализма, направление философии, представители (Платон, Гегель) которого утверждают первичность всеобщего, мирового, сверхиндивидуального сознания или бессознательного начала. Идеализм объективный рассматривает идеи как нечто объективное, не зависящее от людей. Идеализм субъективный – форма идеализма, направление философии, признающее первичным сознание человека, производность и зависимость существующей реальности от сознания субъекта (Дж. Беркли, И. Фихте).

В обычном понимании субстанция (от лат. substantia сущность) - синоним материи, вещества. В ранней философии преобладал субстанциональный подход , когда под материей понимали конкретные стихии природы – воду (Фалес), апейрон (Анаксимандр), воздух (Анаксимен), огонь (Гераклит), атомы (Демокрит) и т. д.

В Новое время для учений о бытие также был характерен субстанциальный подход, когда фиксируются субстанция (неуничтожимый, неизменный субстрат бытия, его предельное основание) и ее акциденции (свойства). В XVII–XVIII вв. в европейской натурфилософии наряду с отождествлением бытие с физической реальностью и исключающей сознание из бытия, формируется иной способ истолкования бытия, при котором последнее определяется на пути гносеологического анализа сознания и самосознания. Он представлен в исходном тезисе метафизики Декарта – «мыслю, следовательно, существую», в трактовке Лейбницем бытия как духовных субстанций – монад, в субъективно-идеалистическом отождествлении Беркли существования и данности в восприятии («воспринимаем, следовательно, существую»).

Свое завершение эта интерпретация бытия нашла в немецком классическом идеализме. Подвергнув критике прежнюю онтологию, пытавшуюся построить учение о бытии до и вне всякого опыта, без обращения к тому, как мыслится реальность в научном знании, немецкий классический идеализм (особенно Кант и Гегель) выявил такой уровень бытия, как объективно-идеальное бытие, воплощающееся в различных формах деятельности субъекта. Для Фихте подлинным бытием является свободная, чистая деятельность абсолютного «Я», материальное бытие – продукт осознания и самосознания «Я». У Фихте в качестве предмета философского анализа выступает бытие культуры – духовно-идеальное бытие, созданное деятельностью человека. Шеллинг видит в природе неразвитый дремлющий разум, а подлинное бытие – в свободе человека, в его духовной деятельности. Гегель свел человеческое духовное бытие к логической мысли. Бытие оказалось у него крайне бедным и по сути дела негативно определяемым (бытие как нечто абсолютно неопределенное, непосредственное, бескачественное), что объясняется стремлением вывести бытие из актов самосознания, из гносеологического анализа знания и его форм. С этим был связан историзм в понимании бытия, характерный для немецкого классического идеализма.

Идеалистическая установка бытия западной философии XIX–XX вв. исходит из анализа сознания. Однако здесь аналитика сознания не отождествляется с гносеологическим анализом и предполагает целостную структуру сознания в его единстве с осознаваемым миром. Так, в философии жизни (Дильтей) бытие совпадает с целостностью жизни, постигаемой науками о духе специфическими средствами (метод понимания в противовес методу объяснения в физических науках). В неокантианстве бытие раскладывается на мир сущего и мир ценностей. В феноменологии Гуссерля подчеркивается связь между различными слоями бытия – между психическими актами сознания и объективно-идеальным бытием, миром смыслов.

В неопозитивизме радикальная критика прежней онтологии и ее субстанциализма перерастает в отрицание самой проблемы бытия, истолковываемой как метафизическая псевдопроблема. Однако характерная для неопозитивизма деонтологизация философии по существу предполагала некритическое принятие языка наблюдения в качестве фундаментального уровня бытия науки.

В марксистской философии проблема бытия анализируется в нескольких направлениях. При этом подчеркивается многоуровневый характер бытия (органическая и неорганическая природа, биосфера, общественное бытие, бытие личности), несводимость одного уровня к другому. Марксизм отстаивает историческую концепцию социального бытия, видя в нем совокупную чувственную (прежде всего материальную) деятельность индивидов, социальных групп и классов. Бытие понимается как реальный процесс жизнедеятельности людей, как «…производство самой материальной жизни». Развитие общественно-исторической практики и науки приводит к расширению границ познанного и освоенного природного и социального бытия, служит основой постижения смысла бытия личности.

Материя и ее виды.

В широком смысле, материя (от. лат.materia вещество) – понятие, первоначально обозначающее отличительный признак определенного тела, имеющее пространственную характеристику. Это «мертвое материальное тело» противоположное понятиям жизнь, душа и дух.

Философское и естественнонаучное понимание материи различаются друг от друга. Естественнонаучное понимание материи есть понимание ее конкретных свойств, структуры и форм, оно изменяется с каждым новым крупным открытием естествознания.

Философское понимание материи есть ее понимание как объективной реальности, данной нам в ощущениях. Это основной принцип материализма. В домарксистской философии сложились различные концепции материи: 1. атомистическая (Демокрит). 2. эфирная (Декарт). 3. вещественная (Гольбах). «... Материя вообще есть все то, что воздействует каким-то образом на наши чувства” писал П. А. Гольбах в работе «Система природы». В работе «Диалектика природы» Ф. Энгельс подчеркивал, что материя – это философская абстракция, понятие, посредством которого обозначается многообразие природных явления и процессов.

Классическое определение (диалектическо-материалистическое) материи дал В. И. Ленин.В книге «Материализм и эмпириокритицизм»он писал: «Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них» (Ленин, В. И. Поли, собр. соч. – Т. 18.– С. 131).Таким образом, В. И. Ленин отделил понятие материи от всех конкретно-научных представлений о ней. Из определения вытекает: 1. Материя – философская категория для обозначения объективной реальности. 2. Она дана человеку в ощущениях. 3. Существует независимо от человека.

Ленинское определение материи содержит в себе материалистическое решение основного мировоззренческого вопроса, объявляя ее первичным по отношению сознанию. Познание здесь определяется как отражение материи. Сознание тоже понимается вдиалектико-материалистическом смысле, как особое свойство, материи, присущее ей на высшей стадии развития, а именно на той стадии, когда в процессе развития материи сформировалось человечество. Таким образом категория материи в диалектическом материализме возведена на уровень субстанции, а все многообразие бытия рассматривается как производные от материи виды и формы ее проявления.

Иерархия материи: микромир, макромир, мегамир. Виды материи – вещество и поле. В новейшей физике «материя» – обозначение некоторой особой точки поля (см. Поля теория). Основные формы системной организации материи: неживая, живая и социальная (общество).

Основные способы существования материи.

Всеобщими атрибутами и основными способами существования материи являются движение, пространство и время.

Движение как способ существования материи. Формы и виды движения.

Движение есть единственный способ существования материи. Под движением в философии принято понимать любое изменение вообще (Энгельс, Ф. Диалектика природы / Ф. Энгельс. – Т. 20. – С.503.), которое происходит при взаимодействие элементов материи. Движение не случайное, а неотъемлемое свойство матеpии. Нет движения без материи, как и нет материи без движения, которое «обнимает собой все пpоисходящие во вселенной изменения и пpоцессы» (Энгельс Ф. Диалектика пpиpоды).

Движение абсолютно, как абсолютны взаимосвязи между материальными объектами или их сторонами. Покой (состояние устойчивости) всегда относителен, временен, преходящ. Типы движения: 1) связанное с сохранением устойчивости системы и ее основного качества (количественные изменения); 2) связанное с изменением основного качества системы, приведшее к переходу к другому состоянию. Движение неразрывно связано со структурной организацией материи. Каждому уровню структурной организации материи соответствует определенная форма или вид движения. Основными формами движения материи являются механическое, физическое, химическое, биологическое и социальное движение. Высшие формы движения включают в себя низшие формы, но не сводимы к ним. (Энгельс Ф. Диалектика природы). Научные открытия ХХ в. выявили др. новые формы движения (геологическая, кибернетическая и т. д.).

Формы движения материи: в неорганической природе,

пространственное перемещение;

Движение элементарных частиц и полей – электромагнитные, гравитационные, сильные и слабые взаимодействия, процессы превращения элементарных частиц и др.;

Движение и превращение атомов и молекул, включающее в себя химические реакции;

Изменения в структуре макроскопических тел – тепловые процессы, изменение агрегатных состояний, звуковые колебания и др.;

Геологические процессы;

Изменение космических систем различных размеров: планет, звезд, галактик и их скоплений.

в живой природе,

Обмен веществ,

Саморегуляция, управление и воспроизводство в биоценозах и других экологических системах;

Взаимодействие всей биосферы с природными системами Земли;

Внутриорганизменные биологические процессы, направленные на обеспечение сохранения организмов, поддержание стабильности внутренней среды в меняющихся условиях существования;

Надорганизменные процессы выражают отношения между представителями различных видов в экосистемах и определяют их численность, зону распространения и эволюцию;

в обществе,

Многообразные проявления сознательной деятельности людей;

Все высшие формы отражения и целенаправленного преобразования действительности.

Движение и покой. Движение всегда происходит по отношению к чему-то, воспринимаемое за точку покоя, отчета. Покой носит относительный характер, а движение – абсолютное.

Еще в апории «Летящая стрела» Зенон рассматривает соотношение движения и покоя. Он считает, что в каждый конкретный момент времени стрела находится в какой-то конкретной точке пространства, т. е. покоится. Поэтому движение стрелы невозможно и она никогда не попадет в цель.

Развитие –особый вид движения, и, характеризующиеся направленностью, поступательностью, имманентностью и структурной организованностью, необратимостью, закономерностью изменений, наличием количественных изменений, приводящие к возникновению нового качества в материальных и идеальных объектах.

Исходной точкой развития – отношение.Главный фактор развития –время (поэтому оно необратимо). Развитие во времени называется историей, изучения которой опирается на принцип историзма. Структура развития –двуединый процесс:

1) отмирание старого и

2) возникновение нового.

Виды развития:

1) прогресс – развитие, при котором новое качество по каким-то признакам улучшает условия существования системы, повышает уровень организации объекта или системы.

2) регресс – развитие, при котором новое качество по каким-то признакам уступает старому и ухудшает условия существования системы, понижает уровень организации объекта или системы.

Универсальные свойства материи: несотворимость и неуничтожимость, вечность существования во времени и бесконечность в пространстве

Материи всегда присущи: движение и изменение, саморазвитие, превращение одних состояний в другие, детерминированность всех явлений.

Причинность – зависимость явлений и предметов от структурных связей в материальных системах и внешних воздействий, от порождающих их причин и условий

Отражение – проявляется во всех процессах материи, но зависит от структуры взаимодействующих систем и характера внешних воздействий.

Философское и естественнонаучное понимание пространства и времени.

Материалистическая философия рассматривает пространство и время как всеобщие формы существования материи. Пространство и время объективны, как и материя, независимы от сознания.

Пространство – есть форма бытия материи, выражающая всеобщность связей между существующими объектами, порядок их сосуществования, рядоположенность, протяженность. Пространство характеризует объективность, взаимное расположение и взаимодействие объектов в пространстве, сосуществование трехмерность, протяженность, структурность, обратимость, симметрия, соразмерность материальных систем.Т. е. пространство– способность материальных тел занимать определенное местоположение и граничить друг с другом. Пространство не заключено в субъекте, и мир не заключен в пространстве.

Уже Лейбниц считал пространство «хорошо фундированным явлением», а Кант (в «Критике чистого разума») анализировал пространство как априорий по отношению к опыту.

Время – это одна из форм существования материи, выражающая всеобщность связей между сменяющимися объектами, порядок их длительности и смены состояний. Время живет вечно и бесконечно, измеряется не минутами, часами, а явлениями природы и человеческой жизни. Основные свойства времени: объективность, последовательность, одномерность, необратимость, вечность, направленность, ритмичность, длительность существования каждого состояния и последовательность смены состояний.

Философские категории пространства и времени являются абстракциями высокого уровня и характеризуют особенности структурной организации материи. Уже древние мудрецы объединили вопросы о бытии, движении, пространстве и времени. В истории философии выделились два способа интерпретации проблемы пространства и времени. Первый – субъективистский , рассматривает пространство и время как внутренние способности человека. Сюда можно относить апории Зенона, которые касаются не только проблемы движения, но и выражают определенные представления о пространстве и времени. Самая известная субъективистская концепция пространства и времени принадлежит И. Канту. Для него пространство и время, это априорные формы чувственности, с помощью которых познающий субъект упорядочивает хаос чувственных впечатлений. Познающий субъект не может воспринимать мир вне пространства и вне времени. Пространство – это априорная форма внешнего чувства, позволяющая систематизировать внешние ощущения. Время – это априорная форма внутреннего чувства, систематизирующая внутренние ощущения. Пространство и время – это формы чувственной познавательной способности субъекта и независимо от субъекта не существуют.

Сторонники второго – объективистского подхода считают пространство и время объективными формами бытия, независящими от сознания человека. Согласно Л. Фейербаху, пространство и время – формы бытия, коренные условия бытия, не существующие независимо от него. Материя невозможна вне пространства и времени.

В рамках объективистской парадигмы исторически первой стала субстанциональная концепция пространства и времени. Атомизм Демокрита представляет пустоту как пространство, где движутся атомы. Пустота объективна, однородна и бесконечна. Здесь пространство это вместилище атомов, время - вместилище событий. В окончательном виде субстанциональная концепция сформировалась в Новое время благодаря онтологическим представлениям философов XVII века и механике И. Ньютона. В механике И. Ньютона пространство – это пустое вместилище для вещества – материи. Оно однородно, неподвижно и трехмерно. Время – совокупность равномерных моментов, сменяющих друг друга в направлении от прошлого к будущему. В субстанционализме пространство и время рассматриваются как объективные самостоятельные сущности, независящие друг от друга, а также от характера протекающих в них материальных процессов.

Уже в Новое время появляются первые идеи, которые совершенно иначе характеризуют пространство и время. Г. Лейбниц считал пространство и время как особые отношения между объектами и процессами, которые независимо от них не существуют [Лейбниц Г., М., 1998]. Пространство - порядок взаиморасположения тел, а время – порядок сменяющих друг друга событий. Позже Г. Гегель указывал на то, что движущаяся материя, пространство и время связаны друг с другом, а с изменением скорости протекания процессов меняются и пространственно-временные характеристики. Он утверждал, что любое пространство – это всегда наполненное пространство (Гегель Г., Санкт-Петербург, 1996).

Первые идеи о пространстве, которые можно характеризовать как реляционные, связаны с именем Аристотеля. По его мнению, пространство есть система естественных мест, занимаемых материальными объектами. Реляционный подход в законченном виде сложилась после создания общей и специальной теорий относительности А. Эйнштейна и неевклидовой геометрии Н. Лобачевского.

Различным уровням организации материи и формам движения соответствуют особые пространственно-временные свойства. Развитие естествознания подтверждает этот вывод. На смену ньютоновской концепции абсолютного пространства и абсолютного времени, внешних по отношению к материальным образованиям, пришла теория относительности Эйнштейна, которая доказала взаимосвязь трехмерного пространства и одномерного времени с движением и массами материальных тел.

В результате свойства пространства и времени, которые прежде считались абсолютными, оказываются относительными: длина, временной интервал между явлениями, понятие одновременности ставятся в зависимость от характера материальных процессов. Как говорил А. Эйнштейн, вместе с вещами исчезает пространство и время.

Итак, пространство и время связаны друг с другом, составляют единый четырехмерный пространственно – временной континуум. Их свойства напрямую зависят от характера протекающих в них материальных процессов.

Научная картина мира. Детерминизм и индетерминизм.

Научная картина мира – система научных представлений о происхождении, строении, функционировании мира, а так же об общих свойствах и закономерностях природы, возникающая в результате обобщения и синтеза основных естественно-научных понятий и принципов, которой соответствует развитие эпохи и общества. Картина мира тесно связана с мировоззрением и выступает как средство обогащения его и формирования миропонимания. Наиболее сильное воздействие на научное составляющее философии оказывает научная картина мира. Еще В. И. Ленин подчеркивал важность понятия «картина мира» для философии. История науки представляет собой смену разных научных картин мира: теистической, схоластической, механистической, статистической, системной, диатропической и т. д. Анализируя философскую природу «кризиса» в физике на рубеже XIX–XX вв., он сформулировал тезис о закономерном характере смены картин мира в естествознании (Ленин В. И. Материализм и эмпириокритицизм).

Понятие «научная картина мира» в процессе разработки получило определенную структурированность. Конкретные формы этой структурированности вызывают широкую дискуссию в отечественной философской литературе. Следует проводить различие между 1) общенаучной (или единой) картиной мира, 2) естественнонаучной картиной мира и 3) частнонаучной (или локальной) картиной мира. В соответствии с дифференциацией наук и формами их интеграции понятие «картина мира» раскрывается в четырех взаимосвязанных, но различных аспектах: 1) научная картина мира, 2) единая конкретно-научная картина мира, 3) естественнонаучная картина мира, 4) физическая картина мира (Крымский С. Б.).

Совершенно естественно, что решение вопроса о взаимоотношении картины мира и философии оказывается зависимым от того, как трактуется «картина мира». Но это только одна сторона вопроса. Другая – состоит в том, как; определяется роль философии в построении научной картины мира.

Большинство отечественных ученых видят в понятии «научной картины мира» специфическое мыслительное образование, занимающее промежуточное положение между философией и мировоззрением, с одной стороны, и специальной научной теорией, с другой стороны. Однако по вопросу о том, в рамках чего: науки или философии, и какими средствами должна строиться научная картина мира – нет единого мнения.

Одни развивают точку зрения, согласно которой картина мира входит в состав теоретических средств науки. Так, например, физическая картина мира трактуется ими как система идеализированных образов фундаментальных элементов объективной реальности, входящих в состав теоретических средств отражения физических явлений (Пахомов Б. Я.). Другие полагают, что картина мира возникает путем умозрительного обобщения данных науки с помощью соответствующих философских идей. Научные данные наблюдений получают интерпретацию посредством категориального аппарата философии и составляют картину мира. Ряд авторов, например, склонны отождествлять научную картину мира с философским знанием, полагают, что научная картина мира органически включена в систему философского знания. Ибо только в научной картине мира важнейшие положения философии наполняются богатым содержанием частно-научного знания и выступают в динамике, развитии.

Научная картина мира – это именно, философский синтез частно-научных данных и осуществляется он в рамках философии и философскими средствами. Мировоззрение является более широким уровнем систематизации знания по сравнению с философией. Картина мира представляет собой такую форму систематизации знания, в которой происходит синтез результатов конкретных наук со знаниями мировоззренческого порядка.

Естественнонаучная картина мира – это синтетическое, систематизированное и целостное представление о природе на данном этапе развития научного познания. Это представление формируется на базе частных картин мира отдельных отраслей науки. Методологической основой формирования естественнонаучной картины мира на всех этапах развития научного познания выступала философия, ее принципы и категории. Ядром каждого определенного исторического этапа развития естественнонаучной картины мира является частная картина мира той отрасли науки, которая занимает лидирующее положение. Судьба этой базовой картины мира определяет и дальнейшую судьбу общей естественнонаучной картины мира.

В Новое время господствует физическая картина мира, которая опирается на механицизм. «Это идея внеличного естественного порядка, бесконечной причинной цепи, пронизывающей все бытие, трансцендентной по отношению к человеку, но рационально постижимой. … Идея порядка, простого иррационального устройства мира формулируется при одновременном предположении непрерывности и однородности контролируемого субъектом (и поддающегося общезначимому обобщению, а следовательно, – объективного опыта а относительно этого мира. … основной постулат классической науки о познании объективного мира самого по себе неразрывно связан с определенной концепцией познающего субъекта – абсолютного субъекта, или декарто – кантовского рефлексивного, чистого и универсального сознания. … Сознание, репродуцированное рефлексией, и есть «как есть» бытие. Это, пожалуй, основное «мысленное уравнение» классической философии. [Ойзерман, Т. И. Философия, наука, идеология / Т. И. Ойзерман // Философия в современном мире. Философия и наука. – М. : Наука, 1972. – С. 29–94].

Современная научная картина мира сформировалась в начале ХХ века на основе двух теорий – теории относительности Эйнштейна и квантовой теории. Последние научные открытия способствуют пересмотру целого ряда научных истин и догм, что приведет к формированию новой картины мира на основе достижений лидирующих наук, в первую очередь биологии.

В первой половине ХХ столетия лидерство принадлежало физике. Это не вызывало никаких сомнений. Во второй половине ХХ века выдающиеся достижения биологии и ряда других наук, послужили поводом для провозглашения «конца века физики» и наступления «века биологии», «эры кибернетики», «глобальной экологизации науки» и т. п. Глобальный эволюционизм был провозглашен основной парадигмой нашей эпохи. Именно в этой связи проблема лидера современного естествознания приобрела злободневность и стала предметом многочисленных исследований.

Вместе с тем следует отметить, что несмотря на чрезвычайно широкую распространенность тезиса о наступлении «века биологии» (как фразу, его можно встретить и в научной, и в методологической, и в популярной литературе), приводить научных доказательств о лидерстве биологии, о вытеснении физики, очень тяжело. Назвать биологию лидером в естествознании можно только теоретически. Для лидерства следует различать два аспекта: практически-функциональный и структурно-теоретический. Под практически функциональным аспектом имеется в виду выход той или иной научной дисциплины в данное время на ведущее место в общем комплексе научных устремлений человечества. В этом аспекте, в зависимости от конкретной социально-экономической ситуации, лидером может стать любая научная дисциплина. Под структурно-теоретическим аспектом «понимается лидирующая роль, вытекающая из места, занимаемого данной наукой в общей структуре научного знания плане. Лидерство любой науки, ее фундаментальность должно подкрепляться лингвистическом, методологическом и онтологическом. Биология все это только формирует.

В современном научном мировоззрении новой научной картины мира, в которой одной из фундаментальных составляющих является идея глобального эволюционизма. Она выступает как организующее начало, стержень научного представления о мире как универсальном процессе. Наука только пытается вернуть себе первоначальное предназначение – обеспечить целостную картину мира. Научное знание и тип рациональности, как мы знаем сегодня, развиваются не только путем простого приращения сведений и законов. В определенный момент происходит грандиозный скачок в преобразованиях всей системы сложившихся представлений». (Гуревич П.С. Поиск новой рациональности (по материалам трех всемирных конгрессов) // Рациональность как предмет философского исследования // httpHYPERLINK "http://www.agnuz.info/tl_files/library/books%20/ratsionalnost/%20index.htm"://HYPERLINK "http://www.agnuz.info/tl_files/library/books%20/ratsionalnost/%20index.htm"wwwHYPERLINK "http://www.agnuz.info/tl_files/library/books%20/ratsionalnost/%20index.htm".HYPERLINK "http://www.agnuz.info/tl_files/library/books%20/ratsionalnost/%20index.htm"agnuzHYPERLINK "http://www.agnuz.info/tl_files/library/books%20/ratsionalnost/%20index.htm".HYPERLINK "http://www.agnuz.info/tl_files/library/books%20/ratsionalnost/%20index.htm"infoHYPERLINK "http://www.agnuz.info/tl_files/library/books%20/ratsionalnost/%20index.htm"/HYPERLINK "http://www.agnuz.info/tl_files/library/books%20/ratsionalnost/%20index.htm"tlHYPERLINK "http://www.agnuz.info/tl_files/library/books%20/ratsionalnost/%20index.htm"_HYPERLINK "http://www.agnuz.info/tl_files/library/books%20/ratsionalnost/%20index.htm"filesHYPERLINK "http://www.agnuz.info/tl_files/library/books%20/ratsionalnost/%20index.htm"/HYPERLINK "http://www.agnuz.info/tl_files/library/books%20/ratsionalnost/%20index.htm"libraryHYPERLINK "http://www.agnuz.info/tl_files/library/books%20/ratsionalnost/%20index.htm"/HYPERLINK "http://www.agnuz.info/tl_files/library/books%20/ratsionalnost/%20index.htm"booksHYPERLINK "http://www.agnuz.info/tl_files/library/books%20/ratsionalnost/%20index.htm" /HYPERLINK "http://www.agnuz.info/tl_files/library/books%20/ratsionalnost/%20index.htm"ratsionalnostHYPERLINK "http://www.agnuz.info/tl_files/library/books%20/ratsionalnost/%20index.htm"/ HYPERLINK "http://www.agnuz.info/tl_files/library/books%20/ratsionalnost/%20index.htm"indexHYPERLINK "http://www.agnuz.info/tl_files/library/books%20/ratsionalnost/%20index.htm".HYPERLINK "http://www.agnuz.info/tl_files/library/books%20/ratsionalnost/%20index.htm"htm).

Важно, что в основанной на идее глобального эволюционизма картине мира, познающий субъект не противостоит объективной реальности, а понимается как часть этой реальности. В картине мира, человек не только объект, но и субъект всеобщего процесса, влияющий определенным образом даже на космогенез. Здесь возникает проблема объяснения бытия становящегося. Человек - фактор эволюции, участник процесса и, как обладающий разумом и способный направлять и осознавать эволюцию, ответственен за нее. Поэтому ответственность один из важных новой расширенной рациональности. Следовательно, все наиболее значимые научно-технические программы – развитие ядерной энергетики, электроники, компьютеризации, экологии, здравоохранения и т. п. должны учитывать специализированные знания, компетенции, умения и навыки ученых, но и соответствовать общечеловеческим нормам. К числу важнейших функций новой рациональности становится предвидение (опережение). По этому вопросу блестяще высказался В. Оствальд: «...Проникновенное понимание науки: наука – это искусство предвидения. Вся ее ценность в том, в какой мере и с какой достоверностью она может предугадать будущие события. Мертво всякое знание, которое ничего не говорит о будущем, и такому знанию должно быть отказано в почетном звании – наука» (Оствальд, В.Великий эликсир / В. Оствальд. – М, 1923. – С. 16). На предвидении фактически основывается вся практика человека.

В категориальной сетке постнеклассической картины мира выделяются такие понятия как нелинейность, необратимость, неустойчивость, самоорганизация, сложность, разнообразие, коэволюция, которые если и применялись для описании мира в классической и неклассической науках, то не имели ключевого значения. В современной науке они ставятся в контексте синергетической парадигмы. Каждая часть Вселенной отражает всю ее структуру, стало быть, можно вывести некий универсальный архетип всеобщей связи. В новой, явно аксиологически ориентированной картине мира, основанной на идее глобального эволюционизма, человек не только объект, но и субъект всеобщего процесса, влияющий определенным образом даже на космогенез в качестве цели. И. Р. Пригожин вводит антропный принцип: «природу невозможно описывать «извне», с позиций зрителя. Описание природы – живой диалог, коммуникация, и она подчинена ограничениям, свидетельствующим о том, что мы - макроскопические существа, погруженные в реальный физический мир» [Пригожин, И. Порядок из хаоса: новый диалог человека с природой / И. Пригожин, И. Стенгерс; пер. с англ. – М. : Прогресс, 1986. – С. 371]

Приобрели новый смысл такие фундаментальные понятия, как пространство, время, материя, сознание. Вместо представления пространства в виде совокупности близлежащих точек, элементов, атомов, пространство воспринимается как функциональная или системная структура. Отвергнуто представление об универсальности не только пространства, но и времени. Обращается внимание на особую актуальность категории «время» в современной естественнонаучной картине мира. Постигается время, как время бытия, исключительно путем исследования конкретных процессов движения и развития. Поэтому мир уже не рассматривается как своеобразный музей, где каждый бит информации сохраняется. Мир – это процессы, разрушающие и генерирующие информацию и структуру. Понятие «мир», все чаще замещается понятием «Универсум», обозначающим единую многообразную субстанцию, в которой материя и сознание – суть крайние состояния. Материя и сознание не противопоставляются друг другу, а скорее выступают как взаимодополнительные.

Научная картина мира тесно связана сонтологическим принципомдетерминизма, который ставит вопрос: Существует ли в мире упорядоченность, взаимосвязь и обусловленность всех явлений? Или мир – неупорядоченный хаос, где отсутствует всякая связь.

Термин «детерминизм» происходит от латинского слова «determinare » – «определять». Детерминизм – это общее учение о взаимосвязи и взаимообусловленности явлений и процессов реальности. Согласно детерминизму все явления и процессы в мире связаны между собой, случайность отсутствует. В качестве детерминантов выступают определяющие начала; события или явления, оказывающие причинное или иное влияние на другие события или явления.

Первоначальные представления о взаимосвязи явлений и событий появились еще в древности. Повседневная практическая деятельность убеждала людей – некоторые события и явления взаимно обусловливают друг друга. Эта древняя мудрость нашла отражение в максиме: ничто не возникает из ничего и не превращается в ничто. Такой подход в научной картине мира сформировал идею о тотальной необходимости, где отсутствует случайность. Такой подход хотя встречается у мыслителей Древней Греции (Демокрит), но XVII–XVIII в.в. окончательно сформировался в качестве механистического детерминизма.

Механистический детерминизм трактует все типы взаимосвязи и взаимодействий, исходя из законов механики, отрицает объективный характер случайности. Допустим, Б. Спиноза, один из сторонников

Субстанция - философское понятие для обозначения объективной реальности в аспекте внутреннего единства всех форм ее саморазвития. В античной философии она трактовалась как субстрат, первооснова всех вещей («вода» Фалес и т.д.). В средние века вопрос о субстанции решался, прежде всего, в споре о субстанциальных формах (номинализм, реализм). В построении общей картины бытия получается как бы пирамида, в основании которой находится неживая природа. Над ней, включая, и ее, надстраивается живая природа, а еще выше - человек, как единство духа, живой и неживой природы.

СУБСТАНЦИЯ (лат. siibstantia - сущность) - материя в аспекте внутреннего единства всех форм ее саморазвития, всего многообразия явлений природы и истории, включая человека и его сознание, и потому фундаментальная категория научного познания, теоретического отражения конкретного (Абстрактное и конкретное). В истории философии первоначально субстанция понимается как вещество, из которого состоят все вещи. В дальнейшее, в поисках основания всего сущего, субстанцию начинают рассматривать как особое обозначение бога (схоластика), что ведет к дуализму души и тела. Последний - своеобразное выражение несовместимости теологического и научного мышления. В новое время наиболее остро проблема субстанции была поставлена Декартом. Преодоление дуализма на путях материалистической философии осуществил Спиноза, который. считая протяженность и мышление атрибутами единой телесной субстанцией, рассматривал ее как причину самой себя. Однако Спиноза не сумел обосновать внутренней активности, «самодеятельности» субстанции. Эта задача была решена (хотя и непоследовательно) в нем. классической философии. Уже Кант понимает субстанцию как «то постоянное, лишь в отношении с которым можно определить все временные явления». Однако субстанция трактуется им субъективно, как априорная форма мышления, синтезирующего опытные данные. Гегель определяет субстанцию как целостность несущественных, изменяющихся. преходящих сторон вещей, в которых она «открывается как их абсолютная отрицательность, т. е. как абсолютная мощь и вместе с тем как богатство всякого содержания», «существенную ступень в процессе развития идеи» (человеческого познания), «основу всякого дальнейшего подлинного развития». С этим связано понимание субстанции одновременно и как субъекта, т. е. как активного самопорождающего и саморазвивающегося начала. Вместе с тем субстанция рассматривается Гегелем идеа­листически, лишь в качестве момента развития абсолютной идеи. Марксистская философия критически перерабатывает эти идеи с точки зрения материализма. субстанция понимается здесь как материя и одновременно как «субъект» всех своих изменений, т. е. активная причина всех собственных формообразований, а потому она не нуждается в извне привходящей деятельности особого, отличного от нее «субъекта» (бога, духа. идеи, «я», сознания, экзистенции и т. д.). В понятии субстанции материя отражена не в аспекте ее противоположности сознанию, а со стороны внутреннего единства всех форм ее движения, всех различий и противоположностей, включая и противоположность бытия и сознания. Анти-субстанциалистская позиция в философии отстаивается неопозитивизмом, который объявляет субстанцию мнимой и потому вредной для науки категорией. Отказ от категории субстанции утрата «субстанциальной» точки зрения ведет теорию па путь разложения, бессвязного эклектизма, формального объединения несоединимых взглядов и положений, представляет, по выражению К. Маркса, «могилу науки».



2) Проблема субстанции в философии .

Предельно общим признаком категории "бытия" является существование, присущее любым вещам, явлениям, процессам, состояниям действительности. Однако даже простая констатация наличия чего бы то ни было влечет за собой новые вопросы, важнейшие из которых касаются первопричин бытия, наличия или отсутствия единой, общей первоосновы всего сущего.

В истории философии для обозначения такой первоосновы, которая не нуждается для своего существования ни в чем, кроме самой себя, используется предельно широкая категория "субстанция" (в переводе с латинского - сущность; то, что лежит в основе). Субстанция предстает и как естественное, "физическое" основание бытия, и как его сверхприродное, "метафизическое" начало.



Представители первых философских школ в качестве первоосновы понимали вещество, из которого состоят все вещи. Как правило, дело сводилось к общепринятым тогда первостихиям: земле, воде, огню, воздуху или мысленным конструкциям, первопричинам -алейрону, атомам. Позже понятие субстанции расширилось до некоего предельного основания - постоянного, относительно устойчивого и существующего независимо отчего бы то ни было, к которому сводилось все многообразие и изменчивость воспринимаемого мира. Такими основаниями в философии по большей части выступали материя, бог, сознание, идея, флогистон, эфир и т.д. К теоретическим характеристикам субстанции относятся: самодетерминация (определяет самое себя, несотворима и неуничтожима), универсальность (обозначает устойчивую, постоянную и абсолютную, ни от чего не зависимую первооснову), каузальность (включает в себя всеобщую причинную обусловленность всех явлений), монистичность (предполагает единую первооснову), целостность (указывает на единство сущности и существования).

Различные философские учения по-разному используют идею субстанции, в зависимости оттого, как они отвечают на вопрос о единстве мира и его происхождении. Те из них, которые исходят из приоритета одной какой-то субстанции, и, опираясь на нее, выстраивают всю остальную картину мира, в многообразии его вещей и явлений, получили название "философский монизм". Если в качестве первоосновы берутся две субстанции, то такая философская позиция называется дуализмом, если более двух - плюрализмом.

С точки зрения современных научных представлений о происхождении и сущности мира, а также борьбы различных, наиболее значимых в истории философии взглядов на проблему первоосновы следует выделить два наиболее распространенных подхода к пониманию природы субстанции - материалистический и идеалистический.

Первый подход, характеризуемый как материалистический монизм, полагает, что мир един и неделим, он изначально материален, и именно материальность лежит в основе его единства. Дух, сознание, идеальное в этих концепциях не обладают субстанциональной природой и выводятся из материального как его свойства и проявления. Такие подходы в наиболее развитом виде характерны для представителей материализма европейского Просвещения XVIII в., К. Маркса и его последователей.

Идеалистический монизм, наоборот, признает материю производной от чего-то идеального, обладающего вечным существованием, неуничтожимостью и первоосновой любого бытия. При этом выделяются объективно-идеалистический монизм (например, у Платона первоосновой бытия являются вечные идеи, в средневековой философии - бог, у Гегеля - несотворимая и саморазвивающаяся "абсолютная идея") и субъективно-идеалистический монизм (философское учение Д. Беркли).

Понятие "материя" является одной из наиболее фундаментальных философских категорий. Оно встречается впервые в философии Платона. Термин "материя" имеет немало определений. Аристотель трактовал ее как чистую возможность, вместилище форм. Р. Декарт главным ее атрибутом и неотъемлемым свойством считал протяженность. Г.В. Лейбниц доказывал, что протяженность есть только второстепенный признак материи, вытекающий из главного - силы. Механическое мировоззрение устранило все атрибуты материи, кроме массы. Оно выводило все явления из движения и полагало, что движение не может свершаться без двигающегося, а последнее и есть материя.

Наконец, энергетическое мировоззрение объясняет все явления из понятия энергии, совершенно обходясь без понятия вещества. В новейшей физике "материя" - обозначение некоторой особой точки поля. В материалистической философии "материя" является краеугольным понятием; в разных школах материализма она принимает различные значения.

Понятие “материя” одна из наиболее фундаментальных философских категорий. Термин “материя” имеет немало определений, но, пожалуй, наиболее ёмко и лаконично выглядит то, которое закрепилось в марксисткой философии, где понятие материя определяется как философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них.

В основе современных научных представлений о строении материи лежит идея ее сложной системной организации. Любой объект материального мира может быть рассмотрен в качестве системы, то есть особой целостности, которая характеризуется наличием элементов и связей между ними.

Основные структурные уровни материи: Упорядоченность материи имеет свои уровни, каждый из которых характеризуется особой системой закономерностей и своим носителем. Основные структурные уровни материи таковы. Субмикроэлементарный уровень - гипотетическая форма существования материи полевой природы, из которой рождаются элементарные частицы (микроэлементарный уровень), далее образуются ядра (ядерный уровень), из ядер и электронов возникают атомы (атомный уровень), а из них - молекулы (молекулярный уровень), из молекул фор-мируются агрегаты - газообразные, жидкие, твердые тела (макро-скопический уровень). Сформировавшиеся тела охватывают звезды с их спутниками, планеты с их спутниками, звездные системы, объемлющие их метагалактики. И так до бесконечности (космический уровень).

Кроме сконденсировавшегося в виде небесных тел вещества во Вселенной имеется диффузная материя. Она существует в виде разобщенных атомов и молекул, а также в виде гигантских облаков газа и пыли различной плотности. Все это вместе с излучением и составляет тот безбрежный мировой океан разреженного вещества, в котором как бы плавают небесные тела. Космические тела и системы не существуют от века в данном их виде. Они формируются в результате сгущения туманностей, ранее заполнявших обширные пространства. Следовательно, космические тела возникают из материальной среды в результате внутренних закономерностей движения самой материи.

Любая молекула тоже является системой, которая состоит из атомов и определенной связи между ними: ядра атомов, входящие в состав молекулы, как одноименные (положительные) заряды подчиняются силам электростатического отталкивания, но вокруг них образуются общие электронные оболочки, которые как бы стягивают эти ядра, не давая им разлететься в пространстве. Атом также представляет собой системное целое - состоит из ядра и электронных оболочек, расположенных на определенных расстояниях от ядра. Ядро каждого атома, в свою очередь, имеет внутреннюю структуру. В простейшем случае - у атома водоро-

да - ядро состоит из одной частицы - протона. Ядра более сложных атомов образованы путем взаимодействия протонов и нейтронов, которые внутри ядра постоянно превращаются друг в друга и образуют особые целостности - нуклоны, частицы, которые часть времени пребывают в протонном, а часть - в нейтронном состоянии. Наконец, и протон, и нейтрон - сложные образования. В них можно выделить специфические элементы - кварки, которые взаимодействуют, обмениваясь другими частицами - глюонами (от лат. gluten - клей), как бы «склеивающими» кварки. Протоны, нейтроны и другие частицы, которые физика объединяет в группу адронов (тяжелых частиц), существуют благодаря кварк-глюонным взаимодействиям.

Изучая живую природу, мы также сталкиваемся с системной организацией материи. Сложными системами являются как клетка, так и построенные из клеток организмы; целостную систему представляет собой вся сфера жизни на Земле - биосфера, существующая благодаря взаимодействию своих частей: микроорганизмов, растительного, животного мира, человека с его преобразующей деятельностью. Биосферу можно рассматривать как целостный объект, как и атом, молекулу и т.д., где есть определенные элементы и связи между ними.

Материальные системы всегда взаимодействуют с внешним окружением. Некоторые свойства, отношения и связи элементов в этом взаимодействии меняются, но основные связи могут сохраняться, и это является условием существования системы как целого. Сохраняющиеся связи выступают как инвариант, то есть устойчивые, не изменяющиеся при вариациях системы. Эти устойчивые связи и отношения между элементами системы и образуют ее структуру. Иными словами, система - это элементы и их структура.

Любой объект материального мира уникален и нетождествен другому. Но при всей уникальности и непохожести объектов определенные их группы обладают общими признаками строения. Например, существует очень большое разнообразие атомов, но все они устроены по одному типу - в атоме должно быть ядро и электронная оболочка. Огромное многообразие молекул - от простейшей молекулы водорода до сложных молекул белков - имеет общие структурные признаки: ядра атомов, образующих молекулу, стянуты общими электронными оболочками. Можно обнаружить общие признаки строения у различных макротел, у клеток, из которых построены живые организмы, и т.д. Наличие общих признаков организации позволяет объединить различные объекты в классы материальных систем. Эти классы часто называют уровнями организации материи или видами материи.

Все виды материи связаны между собой генетически, то есть каждый из них развивается из другого. Строение материи можно представить как определенную иерархию этих уровней.