Цель: повторить и обобщить знания детей об имени существительном.

Задачи:

  • повторить, какова роль имени существительного в речи,
  • постоянные и непостоянные признаки имен существительных,
  • какими членами предложения являются имена существительные,
  • разбор имени существительного как части речи.
  • Развивать умение выделять главное, речь учащихся, познавательный интерес.
  • Воспитывать патриотические чувства любви к родному краю.

Тип урока: повторение и обобщение изученного.

Форма проведения урока: урок открытых мыслей.

Основной дидактический метод: частично-поисковый.

Частные методы и приемы: объяснительно-иллюстративный, исследовательский, репродуктивный.

ХОД УРОКА

I. Языковая разминка (Презентация . 2 слайд)

– Вспомнить правила работы на уроке помогут нам фразеологизмы. Что это? (Словарь – устойчивое выражение с самостоятельным значением.)

1. «Чувство локтя» (чувство взаимной поддержки и помощи во всех делах)
2. «Ушки на макушке» (внимательно слушать)
3. «Стоять горой» (всеми средствами отстаивать, защищать что-либо или кого-либо)

– К концу урока я буду знать, как вы работали на уроке.

Красный – 5 (за каждую работу дети самостоятельно выставляют себе оценку)
Зелёный – 4
Синий – 3

– Запишите слова под диктовку: сердце, утюг, щека, ежевика, сумма, тростник, водомерка, искусство, традиция, егерь, лестница, наполнение, орех, ежиха.
– Подчеркните слова, в которых есть орфограмма – гласная буква – согласная буква.
– Какое слово вы подчеркнули 2 раза? (Тростник)

Тростник – О – безударная гласная, Т – непроизносимая согласная.

– Какое слово не подчеркнули? (Егерь.)
– Почему? Какая орфограмма в этом слове? Ь – на конце.

1. Охотник – профессионал.
2. Охотовед – специалист по организации охоты, охране и воспроизводству фауны.
3. В некоторых армиях: солдат особых стрелковых полков.

3 слайд – Проверка

– Что объединяет эти слова?

II. Введение в раздел (2 слайд)

– Посмотрите на экран. Назовите первые буквы слов из языковой разминки. Какое слово получилось? СУЩЕСТВИТЕЛ_НОЕ. Какой буквы не хватает? Ь.
– Какова её роль в этом слове?
Велико значение языка в жизни человека. В народе издавна бытуют пословицы: «Язык до Киева доведет», «Без языка, как без рук».
– Как вы понимаете значение пословиц?
– Языковеды насчитывают на земле 2500 разных языков, но большая часть людей планеты, около двух миллиардов человек объясняется всего на 13 языках. Самым распространенным языком является китайский , на нем говорят свыше 700 миллионов человек, на английском – свыше 250 миллионов, на русском также свыше 250 миллионов человек.
О величии русского языка, его многообразии сказано много замечательных слов.

(4 слайд)

Лев Николаевич Толстой говорил : «… удивительный по верности, красоте, разнообразию и силе, он нежный, трогательный, где нужно строгий, где нужно бойкий и живой».
Чтобы построить дом, нужно приготовить части дома – то, из чего мы будем строить. А речь состоит из частей речи. А из каких ЧАСТЕЙ РЕЧИ строится РЕЧЬ? (Ученики называют знакомые части.
– Как отличить одну часть речи от другой? (По вопросам, по значению )

(5 слайд)

– На какие группы делятся части речи? Почему? (Самостоятельные и служебные.)

Рассмотреть слайд

Вывод: Каждая часть речи очень важна и имеет определенное значение, не зависимо от того самостоятельная она или служебная.

– Сейчас мы проведём своё расследование (запись из Д.Э.)
– Прослушать и посмотрите видеофрагмент о шмеле и запомнить имена существительные, глаголы, имена прилагательные (раздать листочки) распределить по рядам
– Назовите прилагательные. На какие вопросы они отвечают? Что обозначают? (Определённая, герметичные, важная, сладкий, определённую.)
– Назовите глаголы. На какие вопросы они отвечают? Что обозначают? (Занят, переносит, живут, царит, заполнят, достать, выполняют, заполняют.)
– Назовите существительные. Что обозначают эти слова, на какие вопросы отвечают? (Хоботок, шмель, дело, функция, свет, чистота, порядок, корм, инстинкт, очерк, крышечка, взгляд, пища, запас, зима.)
Слова какой части речи мы чаще всего употребляем в речи?

Вывод: Вы правы, имя существительное – самая представительная, самая существенная часть речи. Почти каждое второе слово в нашей речи – имя существительное. По наблюдениям ученых, существительное появилось в речи в числе самых первых слов. И это вполне понятно, человек с рождения смотрит на мир и хочет назвать все то, что его окружает.

III. Сообщение темы урока

– Мы вспомним сегодня о постоянных и непостоянных признаках имён существительных.

IV. Работа с учебником (с. 86, упр. № 103)

  • вставить пропущенные буквы,
  • объяснить орфограммы,
  • записать предложение, (разбор предложения дети делают на интерактивной доске)
  • подчеркнуть грамматическую основу.
  • сделать синтаксический разбор
  • 2 – разобрать по составу

– Какими членами предложения являются имена существительные? (Главными и второстепенными)

Вывод: имена существительные в предложении могут быть и главными и второстепенными членами.

Таблица – определение имени существительного (интернет)

– Почему имена существительные имеют два вопроса, а не один “ (Обозначает одушевлённые и неодушевлённые имена существительные). Это первый морфологический признак имени существительного, с которым мы познакомились.

Выполните задание. Маркером на доске соединить вопрос с картинкой

Слайд 7

Упр. 102, с. 85

– Прочитайте отрывок из рассказа Д. Мамина-Сибиряка, “Емеля – охотник”. (Слайд 8)
– Где происходят события? (У самого леса.)
Выписать самостоятельно из текста в два столбика одушевлённые и неодушевлённые имена существительные в начальной форме. (Слайд 9)

Проверка.

– Почему некоторые существительны написаны с заглавной буквы?

Вывод: Имена существительные бывают собственные и нарицательные.

На доске указать род имён существительных

– Как определить род имён существительных?
– В английском, армянском, узбекском, татарском языках рода совсем нет. В Африке у некоторых народов до 48 родов.

Вывод: имена существительные имеют мужской, женский, средний род, а не «изменяются по родам». Определяем род при помощи местоимений-помощников и по конечным буквам слова.

Тест «Постоянные признаки»

Физминутка

Как вы понимаете выражение “ постоянный признак”? (Есть всегда, в любой форме данного слова.) (Слайд 10)

Тест «непостоянные признаки»

Непостоянные признаки: число (Слайд 11)

КМ школа – существительные, не имеющие множественного числа 3 кл. 8 задание.
Существительные. которые имеют только ед. ч. или мн. число – возвращаемся к слову ворота

V. Упражнения в разборе имён существительных как части речи

– Почему охотиться было трудно? (Ответы детей.)
* Выпишите однокоренные слова в тетрадь: охота, охотиться.
– Продолжите ряд однокоренных слов. Укажите части речи.
Записать на доске – Охота (сущ.), охотиться (гл.), охотник (сущ.), охотно (нар.), охотный (прил.).
– Сделайте вывод.

Вывод. Среди однокоренных слов могут быть слова разных частей речи.
– Рассмотреть образец. Обратить внимание на сокращение.
Какое задание нужно выполнить, если со словом стоит число 3

Работа по вариантам – обратите внимание на определение члена предложения.

VI. Работа над развитием устной научной речи(13 слайд)

Коллективное составление рассказа (работа в парах).
Даётся время для самостоятельной подготовки. Заслушиваются индивидуальные ответы.

VII. Итог урока

Молодцы, ребята. Я открою вам тайну. Это ещё не все признаки имени существительного. В дальнейшем мы будем знакомиться с ними.

– Почему эта часть речи получила такое название? (Называет существующие лица, предметы, явления. Самая представительная, самая существенная часть речи.)

(14 слайд)

Имя существительное,
Мы с тобой дружны.
Разные предметы называешь ты.
Очень удивительное
Имя Существительное.
Трудно будет без него,
Если пропадет оно.
Чтобы всё отличным стало,
существительных немало.
Всюду будем замечать
И к месту в речи их вставлять.

(Читает ребёнок)

VIII. Рефлексия (15 слайд)

– На следующем уроке нам предстоит новый поиск. А сегодня я «на седьмом небе». Как вы это понимаете? (Быть счастливым и довольным)

– Благодарю вас за урок. Вы – молодцы!

Тема

« Имя существительное. Постоянные

и непостоянные

морфологические признаки имён существительных».

Тема : Заседание учёного совета по теме « Имя существительное. Постоянные и непостоянные

морфологические признаки имени существительного».

Цель: формировать представление о постоянных и непостоянных морфологических признаках имён существительных; систематизировать знания об имени существительном , активизировать познавательную деятельность детей через групповую форму работы;

воспитывать чувство коллективизма, прививать интерес к русскому языку.

Оборудование: карточки с заданиями, средства обратной связи, листы-заготовки для работы научных отделов, презентация.
Организация урока : парты расставлены таким образом, чтобы учащиеся могли сесть по группам.

Ход урока.

I. Организационный момент
Вступительное слово учителя.
Сегодня мы проведем с вами заседание ученого совета. На 60 минут вы превращаетесь в академиков и профессоров. Каждая группа ученых, в которую входят докладчик, содокладчик, оппонент, секретарь и консультанты, будет отстаивать свою точку зрения. Желаю вам успехов на нашем заседании и предлагаю вам взяться за руки и пожелать друг другу успеха. Покажите, с каким настроением вы начинаете наше заседание.

II.Актуализация опорных знаний

Цель:

    всесторонне проверить знания учащихся о существительном, как части речи; выявить пробелы в знаниях и умениях;

    тренировать в нахождении имен существительных;

    развивать орфографическую зоркость, внимания, мышление, воображение


Вступление.
Итак, заседание начинается.

Давно живу я в мире этом

Даю названия предметам. (имя существительное)

« Имя существительное

это хлеб языка »

( Лев Успенский).

Прочитайте эпиграф к нашему заседанию

1)Вопросы учителя к эпиграфу

Объясните значение слова "хлеб". Поразмышляйте, какую роль играет хлеб в жизни людей.

Объясните значение слова "язык".

Что значит выражение " хлеб языка". Объясните, как вы понимаете это высказывание?

Пользуясь правом председателя учёного совета, разрешаю начать работу по раскрытию темы данного заседания.

Предлагаю в ходе научного совета проявить все свои знания, умения по данному вопросу, работать активно, в случае необходимости помогать друг другу.
В начале заседания проведём предварительные дебаты данной теме:
-Что такое имя существительное? (я считаю, я думаю)

Ваше мнение?

Что обозначает имя существительное?

На какие вопросы отвечает имя существительное?

Каким членом предложения является?

2)Выступление докладчика

Докладчик (Пархоменко Д.)

Имя существительное – древнейшая и важнейшая часть речи. По количеству слов – имя существительное – самая представительная часть речи. Почти каждое второе слово в нашей речи –имя существительное. Ещё первобытные люди, познавая природу, называли окружающие предметы и явления. Весь мир лиц, животных, и растений, явлений природы, города, реки –всё было названо и имеет своё имя. И всё это – имя существительное.

А теперь предлагаю размять наши пальчики.

III. Гимнастика для пальчиков.

IV.Минутка чистописания.

О какой букве пойдёт сейчас речь? (она спряталась в слове существительное, обозначает согласный, парный, твёрдый, глухой, в этом слове этот звук встречается дважды)

СсСс

Работа со словарём.

Выпишите из словаря все существительные на букву С. (салют, свобода, секрет, солдат)

Докажите что это существительные.

Какие слова вы не выписали? (сегодня, сейчас)

Почему? Докажите.

Вывод:

Что ещё об имени существительном вы можете сказать? (перечисляют морфологические признаки)

Что вы сейчас перечислили?

V. Сообщение темы, постановка цели урока.

Цель:

    Формировать представление о постоянных и непостоянных морфологических признаках существительных.

    формировать навык самоконтроля.

Уважаемые господа учёные как можно назвать всё то, что вы перечислили? (морфологические признаки)

На какие две группы можно разбить все эти морфологические признаки?
Имя существительное

? (постоянные) ?(непостоянные)

1. Собственное- нарицательное Число

2. Одушевленное –неодушевлённые Падеж

3. Род

4. Склонение

Уважаемые господа учёные, какова же основная тема нашего сегодняшнего заседания.

(2 группы признаков имён существительных) (постоянные и непостоянные признаки имён существительных.

Какие мы ставим перед собой цели? (Как называется первая группа признаков и вторая группа признаков) (узнать какие признаки являются постоянными и какие непостоянными)

Изучение нового материала

У вас на столе лежат карточки. В каждой из них по два предложения, в каждом из которых есть два слова сходных по форме, но разных по значению. Запишите предложения в тетрадь, пользуясь всеми правилами орфографии.

Задание №1

(работа в группах), (собственные и нарицательные), (разноуровневые карточки).

1).Запиши предложения соблюдая все правила орфографии.

    ИВАНОВА ПОЛЯ ПРИШЛА С ПОЛЯ.

    УЛЕТЕЛ ОРЁЛ ЗА ГОРОД ОРЁЛ.

На какие две группы можно разбить слова сходные по форме слова?

(собственные и нарицательные)

2).Найди и исправь ошибки.

Журнал, юпитер, африка, Одуванчик, Бабочка, киев, есенин, польша .

Какое правило не знает Незнайка?

Собственные имена существительные постоянно пишутся с заглавной буквы или нет?

Нарицательные имена существительные постоянно пишутся с заглавной буквы или нет?

3. Составь из букв каждого нарицательного существительного собственное существительное. Запиши в тетрадь.

Игра- Рига; лего– Олег; соло – Осло (столица Нарвегии). (Со́ло ( Solo - один) - исполнение всего произведения или его ведущей партии одним голосом или инструментом. Исполнитель такой сольной партии называется .)

Вывод:

Задание №2 (работа по учебнику упр. 3) словарь стр. 141

Одушевлённые неодушевлённые

Трубач тягач

Богач калач

Циркач плач

Ткач кума′ч

Силач меч

Врач кирпич

Лихач луч

Царевич обруч

Москвич ключ

Мяч

Как вы понимаете, что такое кумач ? (работа с толковым словарём)

Кумач – хлопчатобумажная ярко-красная ткань.

Как вы считаете это постоянные или непостоянные признаки? Ваше мнение.

Вывод:

Задание №3(род, склонение)

(Групповая работа с карточкой.) Найди лишнее слово в каждой строчке и подчеркни его. (У каждого ученика карточка обсуждает с группой)

Найди и подчеркни одно лишнее слово в каждой строчке.

Сердце, юноша , желание, горе, олово.

Озеро , поломка, встреча, дружба, ходьба.

Вертолёт, стук, угощение , металлолом, музыкант.

Вывод:

Стрекоза, мужчина, басня, стекло , дядя.

Скорость, нефть, молодёжь, нота , рожь, метель.

Галстук, зерно, сердце, юноша, шум.

Вывод:

Какое слово лишнее в первой строчке? Докажите.

Какое слово лишнее во второй строчке? Докажите.

Какое слово лишнее в третьей строчке? Докажите.

Как определить склонение?

Склонение существительных это постоянный признак или непостоянный? Докажите.

Род имён существительных это постоянный признак или непостоянный? Докажите.

Вывод:

Обобщение

Непостоянные морфологические признаки имён существительных

Какие признаки имён существительных мы ещё не рассмотрели? (число, падеж)

Как вы думаете число имени существительного это постоянный признак или непостоянный?

Докажите свою точку зрения. (3-4 примера устно)

Как вы думает падеж, к каким признакам относится к постоянным или непостоянным? Докажите.

Обобщение.

VI. Физминутка.

Цель:

    избежать перегрузки и переутомления учащихся,

Задание №4

Работа по учебнику стр. 12 упр. 6.

Обобщение

VII. Подведение итогов

Господа учёные, напомните мне тему нашего сегодняшнего заседания.

Какие задачи мы ставили перед собой?

Как вы считаете, мы достигли цели поставленных задач?

VIII. Рефлексия

Домашнее задание

    Сообщить учащимся о домашнем задании,

    разъяснить методику его выполнения

Цель: дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы

Отметьте, пожалуйста, на какой ступени после нашего заседания находитесь вы.

Я хочу поблагодарить всех участников нашего учёного совета за активное участие. Кого бы вы из вашей группы хотели поблагодарить за оказанную вам помощь на нашем заседании.

Вложите в конверт тот смайлик с настроением, которым вы покидаете наше заседание.

Постоянные признаки имен существительного - это...непостоянные признаки - это... .., непостоянные признаки - это...


  1. Непостоянные - число, падеж


  2. 3 род;
    4 склонение;


    2 падеж.

  3. Постоянные признаки - род, склонение, одушевленность/неодушевленность
    Непостоянные - число, падеж
  4. Постоянные признаки имени существительного-это род, склонение
  5. Постоянные признаки:
    1 собственное или нарицательное;
    2 одушевлнное или неодушевлнное;
    3 род;
    4 склонение;
    5 число (если слово имеет только одну форму единственного или множественного числа) .

    Непостоянные признаки:
    1 число (если слово изменяется по числам ед. /мн) ;
    2 падеж.

  6. Постоянные морфологические признаки:
    1 собственное или нарицательное;
    2 одушевлнное или неодушевлнное;
    3 род;
    4 склонение;
    5 число (если слово имеет только одну форму единственного или множественного числа) .

    Непостоянные морфологические признаки:
    1 число (если слово изменяется по числам) ;
    2 падеж.

  7. Постоянные морфологические признаки:
    1 собственное или нарицательное;
    2 одушевлнное или неодушевлнное;
    3 род;
    4 склонение;
    5 число (если слово имеет только одну форму единственного или множественного числа) .

    Непостоянные морфологические признаки:
    1 число (если слово изменяется по числам) ;
    2 падеж.

  8. постоянные признаки это род, склонение, одушевлнные и не одушевлнные! непстояные признаки это число, падеж
  9. Постоянные признаки - род, склонение, одушевленность/неодушевленность
    Непостоянные - число, падеж
  10. собственное или нарицателье одушевлное или неодушевлное склонение род падеж
  11. Постоянные морфологические признаки:
    1 собственное или нарицательное;
    2 одушевлнное или неодушевлнное;
    3 род;
    4 склонение;
    5 число (если слово имеет только одну форму единственного или множественного числа) .

    Непостоянные морфологические признаки:
    1 число (если слово изменяется по числам) ;
    2 падеж.

  12. Вы лишены прав)
  13. Постоянные морфологические признаки:
    1 собственное или нарицательное;
    2 одушевлнное или неодушевлнное;
    3 род;
    4 склонение;
    5 число (если слово имеет только одну форму единственного или множественного числа) .

    Непостоянные морфологические признаки:
    1 число (если слово изменяется по числам) ;
    2 падеж.

  14. Постоянные морфологические признаки:
    1 собственное или нарицательное;
    2 одушевлнное или неодушевлнное;
    3 род;
    4 склонение;
    5 число (если слово имеет только одну форму единственного или множественного числа) .

    Непостоянные морфологические признаки:
    1 число (если слово изменяется по числам) ;
    2 падеж.

  15. Постоянные признаки имени существительного-это род, склонение, и одушевлнный или неодушевлнный.
    Непостоянные признаки имени существительного-это число и падеж.
  16. род число одушевлнные или не одуш. соб. или нариц. склонение.
  17. Постоянные признаки им. существительного - собственное или нарицательное; 2 одушевлнное или неодушевлнное; 3род; 4 склонение; 5 число (если слово имеет только одну форму единственного или множественного числа).

    Непостоянные признаки им. существительного - число (если слово изменяется по числам); 2. падеж.

    У прилагательных пост. признак - разряд (качественный, относительный, притяжательный)

    Непост. признаки - степень сравнения (если есть), полная или краткая форма (только к качественным прилагательным), число, род, падеж.

    Пост. признаки глагола - вид (совершенный или несовершенный) , спряжение, переходный или непереходный, возвратный или невозвратный

    Непостоянные: наклонение (изъявительное, повелительное, условное), время (в изъявительном наклонении в настоящем и будущем времени), род (в прошедшем времени), число.

  18. это род

Имя существительное представляет собой знаменательную, самостоятельную часть речи. Напомним, что оно обозначает предмет. То есть к этой части речи принадлежат слова, которые отвечают на вопросы "что?" или "кто?". имени существительного - это склонение, число, падеж, род, одушевленность, а также деление на собственные и нарицательные.

Морфологические признаки и синтаксическая роль существительных

Рассмотрим теперь эту часть речи более подробно. Морфологические признаки имени существительного делятся на две группы: постоянные (неизменяемые) и непостоянные (изменяемые). Рассмотрим их сначала вкратце, а затем более подробно расскажем о первых. Постоянные признаки имени существительного - это деление на собственные/нарицательные, неодушевленные/одушевленные. К ним же относятся тип склонения и род. Непостоянные признаки имени существительного - падеж и число.

В предложении эта часть речи может играть любую Однако чаще всего существительные выступают в качестве дополнения или подлежащего. Как вводные слова или обращения они не являются членами предложения.

Изменяемые и неизменяемые признаки

У этой части речи, как мы уже упоминали, есть собственные морфологические признаки - неизменяемые и изменяемые. Постоянные признаки имени существительного - это неизменяемые. Они относятся в целом ко всему слову. Изменяемые же - лишь к отдельным его формам. Например, существительное "Наталья" является собственным, одушевленным, 1 скл., ж.р. Его можно поставить в любую форму, но эти признаки сохраняться будут обязательно. "Наталья" может быть в единственном и множественном числе (признак множественного числа имени существительного - соответствующее окончание), а также в различных падежах. Можно привести и другие примеры. То есть падеж и число - непостоянные признаки имен существительных. Следует различать их и не путать при анализе. И постоянные, и непостоянные объединяются тем, что это морфологические признаки существительного.

Собственные/нарицательные существительные

Данное разделение составлено на основе особенностей значения. Собственные имена называют конкретный, отдельный предмет, нарицательные - однородные предметы, то есть любой из определенного ряда. Сравните, например, такие существительные:

- репка, сказка, река, страна, озеро, ребенок (нарицательные);

- "Репка", Байкал, Волга, Россия, Алексей (собственные).

Разнообразны нарицательные существительные. Они включаются в следующие разряды по значению:

Абстрактные (иными словами, отвлеченные): чудо, счастье, страх, радость, удивление;

Конкретные: удочка, тетрадь, мышь, документ, компьютер, стол;

Собирательные: зритель, дворянство, листва, молодежь ;

Вещественные: кофе, молоко, кислород, вода, золото, железо .

К именам собственным относятся различные имена людей, а также географические названия, клички животных, названия произведений искусства, литературы и др. Примеры: "Колобок", "Подросток", Урал, Обь, Жучка, Сашенька, Сашка, Александр и т.п.

Неодушевленность/одушевленность

Продолжим рассматривать постоянные признаки имени существительного. Это, как мы уже упоминали, неодушевленность/одушевленность. Имена существительные, являющиеся одушевленными, называют предметы живые, а неодушевленные - неживые.

Примеры первых: муравей, собака, ребенок, отец, мать. Неодушевленные - это смех, восторг, игрушка, программа, сирень, война, океан, апельсин.

Важно для морфологии следующее:

Во множественном числе форма одушевленных существительных совпадает с формой родительного. Пример: Я увидела возле школы знакомых мальчиков и девочек (В.п.=Р.п.). У неодушевленных же существительных форма винительного падежа соответствует форме именительного. Пример: Я люблю фильмы и книги (В.п.=И.п.).

В единственном числе у одушевленных существительных, принадлежащих к мужскому роду, форма винительного совпадает с формой родительного падежа. Пример: В комнате несколько мужчин (В.п.=Р.п.). А у неодушевленных существительных мужского рода форма винительного падежа соответствует форме именительного. Пример: Мама испекла пирог (В.п.=И.п.).

У всех остальных слов, принадлежащих к данной части речи, различаются формы именительного, родительного и винительного падежей. Признак неодушевленности/одушевленности, таким образом, определить можно не только по значению, но также и по набору соответствующих окончаний у данного слова.

средний, женский, мужской

Имена существительные имеют род. Он у них является постоянным морфологическим признаком. Данная часть речи по родам не изменяется. Существуют три рода в русском языке: средний, женский и мужской. У них различаются наборы окончаний. Род у одушевленных существительных определяется в большинстве своем половой принадлежностью, так как слова обозначают лиц мужского и женского пола. Примеры: юноша - девушка, мужчина - женщина, муж - жена, брат - сестра, отец - мать и др. То есть соотносится с полом грамматический признак.

Принадлежность же к определенному роду у неодушевленных существительных не мотивируется. Такие слова, как пруд, озеро, река, море, океан являются представителями разных родов. Эту принадлежность нельзя определить по значению данных слов.

Окончания являются морфологическим показателем того или иного рода.

Существительные общего рода

Немногочисленная группа существительных является весьма необычной. Интересны эти слова тем, что они могут обозначать как лиц женского пола, так и мужского. Например, это такие, как сорвиголова, копуша, растяпа, злюка, неряха, задира, невежда, невежа, плакса, жадина, соня, обжора, умница. У подобных слов форма совпадает со словами, обозначающими женский род. У них одинаковый набор окончаний. Но синтаксическая сочетаемость отличается.

Например, можно сказать по-русски: "Он умница! " и "Она такая умница! ". Таким образом, пол мы узнаем у одушевленного лица по форме употребленного в тексте местоимения (в нашем случае) или же глагола в прошедшем времени, или прилагательного. Пример с глаголом: "Соня уже проснулась " и "Соня уже проснулся ". Такие существительные имеют особое название - они относятся к существительным общего рода.

Следует заметить, что к ним не принадлежат слова, которые обозначают профессии. Вы уже, возможно, знаете о том, что многие из подобных существительных являются словами мужского рода. Примеры: филолог, геолог, экономист, инженер, водитель, врач. Однако они могут обозначать не только лиц мужского пола, но и женского. Примеры: "Мой отец - врач ", "Моя мама - врач ". Даже в том случае, если такое слово относится к представителю женского пола, глаголы в прошедшем времени и прилагательные могут быть употреблены в обоих родах. Примеры: "Доктор пришла " и "Доктор пришел ".

Как можно определить у неизменяемых слов род?

Существуют также неизменяемые существительные. Их особенность состоит в том, что они являются заимствованными. В русском языке у подобных слов имеется род. Но как его можно определить? Сделать это на самом деле несложно, если понять, что означает соответствующее слово. Рассмотрим примеры.

Мадам - месьё - у обозначающих одушевленное лицо слов род соответствует полу.

Шимпанзе, кенгуру - слова, которые называют животных, имеют мужской род.

Сухуми, Тбилиси - названия городов являются существительными мужского рода.

Зимбабве, Конго - названия государств - это средний род.

Янцзы, Миссисипи - обозначение рек - женский.

Кашне, пальто - неодушевленные предметы, в основном они среднего рода.

Склонение существительных: общая характеристика

Имена существительные имеют склонение. Оно представляет собой особый тип, по которому изменяются слова. Существительные изменяются по падежам и числам. В зависимости от наличия соответствующих форм в словах в разных падежах и числах они принадлежат к одному из склонений. Всего их три - первое, второе и третье. К одному из них относится подавляющее большинство существительных в русском языке. Склонение - неизменяемый, постоянный морфологический признак.

Три склонения

К первому склонению принадлежат существительные мужского и женского рода с окончаниями -я и -а в форме именительного падежа. Примеры: лекция, Аня, Анна, земля, вода, дедушка, папа, мама.

Ко второму относятся существительные мужского рода, имеющие в именительном падеже нулевое окончание, а также среднего, в случае если начальная форма оканчивается на -е или -о . Примеры: Алексей, гений, здание, озеро, море, Александр, дом, брат, отец.

Третье склонение составляют слова, принадлежащие к женскому роду, которые имеют в форме И.п. Примеры: ночь, пыль, дрожь .

Разносклоняемые существительные

Есть также разносклоняемые существительные. К ним относятся те, которые имеют окончания, характерные для разных типов склонений. Таких существительных довольно мало. Они очень древние. Но в сегодняшней речи некоторые являются частотными. Примеры: знамя, пламя, имя, время, темя, вымя, бремя, семя, племя, стремя.

Таковы постоянные признаки имени существительного. Это очень важный материал, который следует внимательно изучить. Анализ данной части речи - одна из основных тем в русском языке. В школе довольно подробно проходят признаки имени существительного (4 класс - первое знакомство, выпускной класс - детальный анализ при подготовке к ЕГЭ). На экзаменах требуется хорошее знание этой части речи. Признаки имен существительных поэтому следует твердо запомнить.

Часто в школьных домашних заданиях по русскому языку ученики сталкиваются с необходимостью выполнить тот или иной разбор слова, словосочетания или предложения. Наряду с синтаксическим, лексическим и морфемным анализом программа школы подразумевает выполнение морфологического разбора. Рассмотрим, как выполнять морфологический разбор для глагола, и выясним, какие морфологические признаки характеризуют данную часть речи.

Глагол и его формы

Определение начальной формы, части речи, к которой принадлежит слово, и его роли в предложении обычно не вызывает затруднений. Однако часто у учеников возникают вопросы, касающиеся морфологических признаков слова. Для каждой части речи выделяют свои постоянные и непостоянные признаки: это могут быть род и падеж для имени существительного, вид и время для глагола.

Глаголом называют самостоятельную часть речи, обозначающую какое-либо действие, отвечающую на вопрос “что делать?” или “что сделать?” Приведём примеры: убрать, ходить, желать, любить, гулять.

Различают 4 глагольные формы. К ним относятся:

  • инфинитив, или начальная форма глагола: бежать, сидеть, быть ;
  • спрягаемые формы: читаю, поём, украли ;
  • причастие: упавший, спящий, встраиваемый ;
  • деепричастие: мечтая, ответив, завершив .

В предложении спрягаемые формы чаще всего играют роль сказуемого, а остальные формы могут быть любыми другими членами предложения.

Существуют постоянные и непостоянные признаки глагола. Инфинитив обладает лишь постоянными признаками, так как он является неизменяемой частью речи. Для спрягаемых форм возможно также определить непостоянные признаки, поскольку данные глаголы могут изменяться, например, по числам или лицам.

Постоянные морфологические признаки

К постоянным признакам относят следующие:

  • спряжение;
  • возвратность;
  • переходность.

Вид - это категория, которая определяет, как протекает заданное действие во времени, и показывает, было или будет ли оно завершено в конкретный момент времени. Вид можно указать для всех глагольных форм.

К совершенному виду относят глаголы, которые используют, когда нужно показать законченность действия. Несовершенный вид, напротив, обозначает некую растянутость во времени, незавершённость. Отличить их несложно: форма несовершенного вида отвечает на вопрос «что делать?», для совершенного вида используется вопрос «что сделать?».

Рассмотрим несколько предложений и определим вид для глаголов, которые использовались в них.

Он проснулся, когда солнце уже заходило.

Выясним, на какой вопрос отвечает первый выделенный глагол.

Он (что сделал?) проснулся.

Этот вопрос является признаком совершенного вида. Значение также указывает на завершённость действия: он проснулся , т. е. уже выполнил действие.

Разберём второй глагол. Зададим к нему вопрос:

Солнце уже (что делало?) заходило.

Определяем вид второго слова как несовершенный. Действительно, солнце заходило , но неясно, было ли действие завершено или нет.

Следует помнить, что существуют двувидовые глаголы, для которых определить вид возможно лишь в том случае, когда слово дано в контексте. В качестве примера рассмотрим слово использовать :

  • Студентам для учёбы удобно (что делать?) использовать ноутбук.
  • Чтобы пройти самый сложный уровень в игре, пришлось (что сделать?) использовать последнюю подсказку.

Задавая соответствующие вопросы к слову, без труда определяем вид глагола: в первой фразе - несовершенный, а во второй - совершенный вид.

По типу спряжения различают 3 вида глаголов: I спряжение, II спряжение и разноспрягаемые глаголы. Чтобы определить спряжение, необходимо поставить нужное слово в форму инфинитива и посмотреть, на что оно оканчивается. Если перед суффиксом -ть стоит буква и (пить, пилить, чинить, клеить ), слово относится ко II спряжению. В том случае, если перед суффиксом инфинитива стоит другая буква (брать, гулять, колоть, велеть, гнуть ), относим глагол к I спряжению.

Однако следует помнить, что в этом правиле есть и исключения, указанные в таблице ниже.

Также постоянным признаком является возвратность. Возвратная форма отличается от невозвратной наличием суффикса -ся или -сь в конце слова. К возвратным можно отнести следующие слова: смеяться, учиться, веселиться; невозвратными являются ходить, уметь, мыть.

Переходность характеризуется возможностью связи глагола с существительным или местоимением в родительном или винительном падеже без предлога. Таким образом, включать (свет), открывать (окно), видеть (лес) - примеры переходных инфинитивов, а верить (в себя), смеяться (над шуткой) - примеры непереходных.

Непостоянные признаки глагола

Выделяют пять непостоянных признаков:

  • наклонение;
  • время;
  • число;
  • лицо;

Следует помнить, что наличие той или иной категории зависит от того, в какой форме используется слово.

Наклонение используют для того, чтобы обозначить, как действие относится к реальности. В изъявительном наклонении глагольные формы обозначают действие, которое на самом деле происходило, может происходить в данный момент или же ещё только случится в будущем. Примеры

  • В детстве мы часто гуляли в парке около дома.
  • Через несколько дней они купят новый велосипед.

Условное наклонение описывает действия, возможные лишь при выполнении определённых условий. Они образуются от инфинитива или формы прошедшего времени при помощи частицы бы (б ). Например: Ей пришлось бы заплатить за это большую сумму.

Повелительное наклонение используют в просьбах и приказах для обозначения требуемого действия. Примеры:

  • Принеси, пожалуйста, завтра мою книгу в школу.
  • Поставьте этот шкаф чуть ближе к окну.

Категория времени определяется только для изъявительного наклонения. Выделяют 3 формы: прошедшее время для действий, которые уже случились ранее; настоящее для действий, совершающихся в текущий момент; будущее время - для того, что произойдёт через какой-то временной промежуток. Приведём примеры:

  • пришёл домой, искал тетрадь, слушал музыку - формы прошедшего времени;
  • учу наизусть, смотришь по сторонам, шумят во дворе - формы настоящего времени;
  • будем знать математику, найдёт кошелёк, посмотришь фильм - формы будущего времени.

Число можно определить для любых изменяемых глагольных форм. Как и у других изменяемых частей речи, выделяют единственное число (когда к выполнению действия имеет отношение одно действующее лицо) и множественное (если лиц несколько).

  • приходи, сделал бы, ушёл, выучу, ищет - единственное число;
  • принесите, хотели бы, отнеслись, упадут, едут - множественное число.

Категорию лица выделяют только для форм повелительного наклонения, а также для настоящего и будущего времени изъявительного наклонения. 1 лицо обозначает, что говорящий относит это действие к себе или группе лиц, в которой он находится (говорю, думаем ). Если описываемое действие относится к собеседнику или собеседникам, то глагол использован в форме 2 лица (ответишь, повторите ). 3 лицо означает, что действие совершается не относящимися к говорящему или собеседнику людьми (молчат, вытирает ).

Род является признаком, который определяется для единственного числа в условном наклонении или в изъявительном наклонении в прошедшем времени.

  • купил, пришёл бы - мужской род;
  • надела, мечтала - женский род;
  • сломалось, сгорело - средний род.

Пример морфологического разбора

Рассмотрим, как можно определить, какие морфологические признаки имеет глагол. Для этого выполним анализ слова освоили , использованного в предложении:

Ученики пятого класса с лёгкостью освоили новую тему.

  1. Освоили обозначает действие, следовательно, определяем часть речи - глагол.
  2. Начальная форма (инфинитив) - освоить.
  3. Определяем постоянные признаки:
    1. Ученики (что сделали?) освоили , вопрос относится к совершенному виду.
    2. Обращаем внимание на форму инфинитива, обращаем внимание, что перед -ть находится и (при этом глагол не находится в списке исключений), это указывает на II спряжение.
    3. Отсутствие суффикса -ся или -сь говорит о том, что глагол невозвратный.
    4. Глагол согласован с существительным в винительном падеже (освоили тему ), следовательно, он относится к переходным.
  4. Разбираем, какие непостоянные признаки можно определить для этой формы:
    1. Действие является выполненным в действительности, поэтому его наклонение - изъявительное.
    2. Время действия - прошедшее (можно добавить в предложение обстоятельства времени вчера, в прошлом году , форма глагола при этом не изменится). Помним о том, что в прошедшем времени не определяется лицо.
    3. Поскольку ученики - это множество действующих лиц, освоили находится в форме множественного числа. Для множественного числа невозможно определить род.
  5. В этом предложении освоили является сказуемым.