Школа проходила на базе Центра Благословение Отца в 2014 году. Пастырь Дмитрий Лео раскрывает тайны духовного мира. Часть 01 Опубликовано на веб-портале

Словарное определение

«Сатана » - еврейское [сатан] и «дьявол » - греческое [диаболос] означают одно – обвинитель, клеветник, противник; тот, кто выступает против других с обвинениями.

«Веельзевул » – еврейское [Бааль-Зевель], т.е. бог навоза, повелитель мух; начальник злых духов; одно из прозвищ сатаны, то, как его называли люди (4Цар.1:1-16, Матф.12:24-27, Мар.3:22, Лук.11:15-19).

В Святой Библии употребляются разные синонимы в зависимости от контекста, но мы должны понимать, что речь идет об одной личности.

Древний змей

В книге «Откровение» апостол Иоанн дает объяснение, что сатана и диавол, это не личные имена, это описание сущности, это то, кем он является.

Откр.12:9 И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним.

Впервые упоминание об этом древнем змее мы находим в книге Бытие.

Быт.3:1 Из всех диких зверей, которых создал Господь Бог, самым хитрым был змей. Он спросил женщину: - Правда ли Бог сказал: Не ешьте ни с какого дерева в саду?

Словосочетание «дикие звери», это лишь один из вариантов перевода. Другой вариант перевода - «земные существа», «живые существа», «живущие земли». Также часть предложения «самым хитрым был змей», точнее переводится «самым разумным был змей». Змей, описанный здесь, это явно не рептилия, которые сегодня ползают по земле. Вообще неправильный образ змея был сформирован у многих на основе стиха из Быт.3:14.

Быт.3:14 Тогда Господь Бог сказал змею: - За то, что ты сделал это, проклят ты больше любого скота и всех диких зверей! Ты будешь ползать на брюхе, ты будешь есть прах во все дни твоей жизни.

Читая этот отрывок, люди уже, подсознательно представляют ползающую по земле рептилию. Однако это не так. Сочетание «будешь ползать» точнее переводится «будешь ходить». Читая писания дальше, мы можем сами убедиться в этом, что древний змей (сатана, диавол) действительно не ползал по земле как змей, а ходил по земле. Он мог ходить по земле и также приходить на небеса и стоять перед Господом.

Иов.1:6 Однажды сыновья Божьи пришли, чтобы предстать перед Господом, и с ними пришел сатана. Иов.1:7 Господь спросил сатану: - Откуда ты пришел? Сатана отвечал Господу: - Я скитался по земле и обошел ее всю.

Еще в Быт.3:14 написано, «ты будешь есть прах во все дни твоей жизни». Слово прах с еврейского буквально: пыль, прах, сухая земля, пепел, мусор. Знаете ли вы, что все змеи – хищники. Питаются змеи разнообразными позвоночными и беспозвоночными животными, очень разборчивы в пище и не едят что попало. Землю и мусор они точно не едят.

Очевидно, что говоря о древнем змее, мы имеем дело не с рептилией, а с разумным духовным существом.

Князь мира

В Святой Библии древний змей был также назван князем.

Иоан.12:31 Теперь настало время суда для мира, и князь этого мира будет изгнан вон.

Иоан.14:30 Уже немного Мне говорить с вами; ибо идет князь мира сего, и во Мне не имеет ничего.

Разумеется, никто не короновал древнего змея в князи, он пришел как самозванец. Он хитростью захватил власть, которая ранее принадлежала людям, благодаря тому, что они согрешили и потеряли данную им власть.

Лук.4:5 Приведя Его на высокое место, дьявол показал Ему в один миг все царства мира. Лук.4:6 И сказал Ему: - Я передам Тебе всю их власть и славу, потому что они отданы мне, и я даю их кому захочу.

После того, как грех вошел в мир, люди живущие на земле, даже сами того не осознавая тысячелетиями находились под господством и влиянием этого древнего змея.

Изгнание с Небес

После славной победы Иисуса Христа, Его воскресения из мертвых, на небесах произошла война, и древний змей со своими ангелами были сброшены с небес на землю.

Откр.12:7 На небе началась война. На одной стороне сражались Михаил и его ангелы, а на другой стороне воевал дракон со своими ангелами. Откр.12:8 Но дракон оказался недостаточно силен, и он, со своими ангелами, потерял свое место на небесах. Откр.12:9 Этот великий дракон - древний змей, которого называют дьяволом и сатаной; он, обманувший весь мир, был вместе со своими ангелами сброшен на землю. Откр.12:10 Я тогда услышал в небе громкий голос, который произнес: - Наступило спасение, могущество и Царство нашего Бога! Власть теперь у Его Христа! Обвинитель наших братьев, обвинявший их день и ночь перед Богом, низвержен! Откр.12:11 Они победили его кровью Ягненка и словом своего свидетельства. Они не жалели жизни и не страшились смерти. Откр.12:17 Дракон пришел в ярость из-за женщины и пошел войной на других ее детей - тех, кто соблюдает повеления Божьи и несет людям свидетельство Иисуса.

Есть разные версии по поводу времени, когда произошла эта война.

  1. Первая версия, что эта война произошла еще до сотворения человека. Мы не можем согласиться с ней, потому что в 10, 11 и 17 стихах упоминаются события, которые не могли еще быть до сотворения человека.
  2. Вторая версия, что эта война произошла сразу после биологического рождения Христа. Мы не можем согласиться с ней, потому что в 11 стихе написано о пролитой Крови Христа, а она была пролита на кресте. Также в 17 стихе написано о людях свидетельствующих об Иисусе, чего еще не могло быть, когда Иисус был младенцем.
  3. Третья версия, что эта война еще будет на небесах перед приходом антихриста. Мы не можем согласиться и с этой версией, потому что в 10 стихе написано, что после этой войны, «…Наступило спасение, могущество и Царство нашего Бога! Власть теперь у Его Христа!» Но из писания мы знаем, что это УЖЕ произошло после смерти и воскресения Иисуса Христа. Если бы у Христа до сих пор не было полной власти, то не было бы для людей спасения, исцеления и освобождения. Также в 11 стихе написано, что христиане УЖЕ «победили его кровью Ягненка и словом своего свидетельства» а не победят его в будущем.
  4. Четвертая, правильная версия. После воскресения Иисуса из мертвых, на Небесах произошла война, и древний змей со своими ангелами были сброшены с Небес на землю.

Где обитает древний змей

Сейчас древний змей обитает на земле. Под землей подразумевается не только ее твердая поверхность, но и небеса над землей (атмосфера).

Откр.12:9 Этот великий дракон - древний змей, которого называют дьяволом и сатаной; он, обманувший весь мир, был вместе со своими ангелами сброшен на землю.

Еф.2:2 и поступали так, как принято в этом греховном мире, по велениям властителя сил, обитающих в воздухе, - духа, действующего ныне в тех, кто противится Богу.

Еф.6:12 Потому что мы боремся не против людей из плоти и крови, а против начальств и властей, против владык этого мира тьмы, против духов зла на небесах.

После того, как древний змей был сброшен на землю, он начал войну против соблюдающих заповеди Бога, и свидетельствующих об Иисусе.

Откр.12:17 Дракон пришел в ярость из-за женщины и пошел войной на других ее детей - тех, кто соблюдает повеления Божьи и несет людям свидетельство Иисуса.

Интересно, что древний змей пошел войной не на грешников, а на тех, кто служит Господу и соблюдают Его заповеди.

Для своего обитания древний змей находит себе город (возможно не один).

Откр.2:13 Я знаю, что ты живешь там, где трон сатаны. Но, невзирая на это, ты верен Моему Имени. Ты не отрекся от веры в Меня даже в те дни, когда Мой верный свидетель Антипа был убит в твоем городе - жилище сатаны.

Будущее змея

Когда закончится время древнего змея, он будет скован и брошен в бездну на тысячу лет.

Откр.20:2 Он взял дракона, змия древнего, который есть диавол и сатана, и сковал его на тысячу лет, Откр.20:3 и низверг его в бездну, и заключил его, и положил над ним печать, дабы не прельщал уже народы, доколе не окончится тысяча лет; после же сего ему должно быть освобожденным на малое время.

Когда пройдет тысяча лет, он будет освобожден из бездны и снова будет выпущен на землю, для последнего обольщения.

Откр.20:7 Когда пройдет тысяча лет, сатана будет освобожден из своей темницы. Он выйдет, чтобы обмануть народы в четырех углах земли, народы, известные как Гог и Магог, чтобы собрать их на битву. Число их - как песчинок на берегу моря.

В самом конце древний змей будет брошен в место вечного наказания, приготовленное для него и его ангелов.

Откр.20:10 Дьявол, который их обманул, был брошен в озеро, наполненное горящей серой, туда, где уже были зверь и лжепророк. Там они будут мучиться день и ночь, во веки веков.

Конец первого урока.

Нам рассказывали сказки, что ящеры или драконы мифические создания. Однако летописи говорят, что это были реальные животные, которые водились в ещё средневековой Руси.

Например, в 1092 году летописец записал: «Стали темны облака, и протянулся из-за них змей великий, голова в огне, а головы три, и пошел от него дым, и начался шум, словно гром».

Многим, конечно, известно о том, что наши предки во времена язычества поклонялись Перуну, Святовиту, Даждьбогу и другим идолам. А вот о поклонении живым "богам" знают немногие.

Змей Горыныч

Многоголовость Горыныча - непременная его черта. Чаще всего он предстаёт трёхглавым. Другие черты упоминаются реже или не упоминаются вовсе. В большинстве случаев у Змея отмечается способность к полёту, но о крыльях его, как правило, ничего не говорится. Так, во всем афанасьевском сборнике русских народных сказок лишь один раз сообщается об «огненных крыльях» (сказка «Фролка-сидень»). Тело Горыныча в сказках не описывается, однако на лубочных картинках, изображающих Змея, излюбленными деталями являются длинный хвост стрелой и когтистые лапы. Еще одной важной особенностью является его огневая природа, однако как именно извергается огонь, сказки не описывают. Огонь Горыныч носит в себе и извергает его в случае нападения. Кроме огненной стихии он связан и со стихией водной, и две эти стихии не исключают друг друга. В некоторых сказках он живёт в воде, спит на камне в море. В то же время Змей Горыныч живёт в горах (возможно также, что отчество произошло от славянского имени Горыня). Впрочем, такое местопребывание не мешает ему быть морским чудовищем. В некоторых былинах и сказках он живет в горах, но когда герой к нему приближается, он выходит из воды.

Появление 3мея Горыныча сопровождается грозным шумом, как «дождь дождит» и «гром гремит».

Стоит только ему приблизиться, как тут же наступает тьма, поднимается ветер, а мать-земля страдальчески стонет; Как и классический дракон, Змей Горыныч - страж. Он стережет границы колдовского "тридесятого царства за тридевятыми горами”. В названное тридесятое царство можно попасть через Калинов Мост, перекинутый над широкой, иногда огненной рекой. Но как раз этот-то мост и стережёт Змей Горыныч, никого не пропустит - ни птицу, ни зверя, ни пешего, ни конного, всех сжигает или пожирает.

В других версиях Змей - опять-таки аналогично классическому дракону - стережет не границу, а саму сердцевину этой волшебной страны, "держит вахту” при том, что в "тридесятом царстве” самое ценное - сокровища, золотые яблоки, живая вода, а-то и красавица-царевна, местная или же похищенная. Герой - Иван Царевич либо Иван-дурак - должен победить Горыныча в бою, отрубить ему все три головы, а тело сжечь. И быстренько ретироваться, потому что у Змея обычно имеются очень даже мстительные родственнички.

В былинах XI века говорится, что Змей Горыныч похищает красивых девушек (среди которых часто бывают царевны), чтобы запугать народ, или просто чтобы полакомиться ими. В русской былине "О Добрыне Никитиче и Змее Горыныче" Змей Горыныч похитил Забаву Путятишну - племянницу киевского князя, а Добрыня Никитич её освободил. Любопытно, что перед поединком богатырь уничтожает детёнышей Горыныча, которые больше походят на гадюк, чем на грозного отца и, почему-то оказываются в чистом поле без всякой защиты. У южных славян Змей считался виновником засухи, и его изгоняли, чтобы вызвать дождь.

Чудо-Юдо

Некоторые исследователи считают что это ещё одно имя Змея Горыныча. Действительно, внешне они очень похожи. Вообще, слово „чудо" в старину означало великана.

Возможно он исходит ещё из праславянской мифологии (согласно ряду авторов является своего рода кочующим сюжетом из более ранних, дославянских верований). Изначально не имело явно выраженной отрицательной роли в повествованиях. Пол персонажа также менялся по прошествии времени: от женского к мужскому, и к среднему роду, соответственно. Единого мнения о происхождении персонажа, в работах этнографов и культурологов, на сегодняшний день не сложилось. Природа персонажа в дошедших до нашего времени повествованиях, зачастую, напоминает морские чудища античной мифологии.

Число голов обычно кратно трем, чаще всего их бывает 3, 6, 9 и 12, но бывает и 5 и 7. (ИМХО это перебор, всё таки головы, облепившие тело, как опёнки пень сильно ухудшают аэродинамику, да и шеи могут легко запутаться. Но оставим это на совести былинников.)

Он обладает огненным пальцем, который позволяет регенерировать срубленные головы. Живёт Чудо-Юдо в каменных палатах, где у него есть жёны-колдуньи и мать-змеиха.

Чудо-Юдо владеет двумя волшебными источниками: если испить из одного, то станешь могучим богатырем, из другого - волосы золотые.

Огненный Змей

В разных областях Древней Руси называли его по-разному: Любак, Волокита, Любостай, Летун, Летавец, Носак.

В 1092 году летописец записал: «Стали темны облака, и протянулся из-за них змей великий, голова в огне, а головы три, и пошел от него дым, и начался шум, словно гром».

Свое прозвище змей получил от многометрового огненного хвоста, который при полете извивается (вот откуда взялось прозвище «змей»), а огнедыханием сия «рептилия» не обладала, так как в буквальном смысле была летающим шаром огня, весьма похожим на шаровую молнию.

Огненный змей - воплощение змеиной хитрости и силы, которое летает над селами и проникает в избы одиноких девушек и женщин. Если он полюбит девицу, то зазноба неисцелима вовек.

Этот крылатый южнославянский дракон живет на скалах, порой в пещерах, а иногда - прямо на облаке. Летая, он изрыгает огонь. Тело огняника покрыто блестящей, отливающей всеми красками чешуей. Огонь отражается в ней, и полет дракона выглядит как блеск молнии. На землю опускается он с шумом и громом, рассыпаясь искрами.

Несомненно, что с образом огняника народное сознание отождествляло грозу.

Предание приписывает дракону богатырскую силу, знание целебных и приворотных трав, обладание несметными богатствами и умение обольщать особ женского пола. Так и хочется предостеречь: «Девушки! Бойтесь любви огняника: она приносит горе, болезнь и смерть».

Как во граде во Лукорье прилетал огняник, увидит девушку и обольстит.

Но и сам огняник подвержен чарам - надо только узнать секрет отворотного зелья да и напоить им дракона. Так можно избавиться от его вредоносной любви.

Змей Полоз

Чудовище, соединяющее в себе черты пресмыкающегося, птицы, животного, человека.

Рассказы о Полозе, змеином царе, след которого указывает на местонахождение сокровищ, были популярны среди кладоискателей, горнодобытчиков.

«Когда ползет Полоз такой сильный, что от него трава горит.»

Персонаж восточнославянской мифологии.

Змиулан является богом источников, колодцев, змей и туч. Связь с водными стихиями указывает на его Навью природу (Навь в восточнославянской мифологии дух смерти, а также мертвец).

В поверьях южных славян Змиулан - это демон змеевидный, обитающий в дупле древнего дуба.

Является царём змей, имеет крылья.

Змей Саратовской губернии

Темноволосый, со ведро толщиной, две сажени (4,26 м) протяженностью, с человеческой головой. Говорит человеческим языком, но двусмысленно. На лубочных иллюстрациях у змея когтистые лапки и нескончаемый шлейф.

Кокатрис или Змей-петух

Кокатрис выглядит похожим на петуха с хвостом змеи.

Он не имеет всей разрушительной мощи Василиска, но имеет с ним одну общую черту - если человек посмотрит в глаза Кокатриса, то превратится в камень. Наследует гораздо больше признаков петуха, чем змеи (как ящероподобный Василиск).

Змей Велес (Цмок)

Бог земледелия и скотоводства. Один из древнейших восточнославянских богов, бог-облачитель, который покрывает небо дождевыми тучами, выгоняет на небесные пастбища облачные стада. В качестве "скотьяго" бога Волос заведовал небесными стадами, был их владыкою и пастырем, но потом ему было приписано покровительство и охранение обыкновенных, земных стад. Наряду с характером пастушеским, Волосу придано значение бога, помогающему трудам земледельца.

С древнейших времен скот считался основным богатством племени, семьи. Поэтому бог Велес был еще и богом богатства.

Согласно преданиям Бог-Змей сочетает в своем облике мохнатость и чешую, летает с помощью перепончатых крыльев, умеет выдыхать огонь, хотя самого огня (особенно молнии) очень боится. Змей - Велес большой любитель молока, отсюда его второе имя - Цмог, Цмок или Смог (Привет Толкину), что по старославянски значит Сосун.

Аспид - это чудовищный крылатый змей, который имеет птичий нос и два хобота, крылья у него пестры и горят-переливаются, словно самоцветные камни. По некоторым сказаниям, впрочем, монстр непроглядно черен. Отсюда выражение «аспидно-черный цвет».

В какие края повадится летать Аспид, те места опустошит. Живет он в каменных горах, а по другим сказаниям - на мрачном, суровом, лесистом севере, и на землю никогда не садится: только на камень. Его невозможно убить стрелой, можно только сжечь...

Можно заговорить и извести змея - разрушителя "трубным гласом", от которого горы сотрясаются. Тогда оглушенного аспида колдун или знахарь хватал раскаленными клещами и удерживал, "пока змей не погибал".

Тугарин Змей

Все его имена обычно включают мотив "змеиности" - Змей Тугарин, Змей Тугаретин, Тугарин Змеевич, Змеище Тугарище.

В русских былинах и сказках мифологизированный образ злого, вредоносного существа змеиной природы.

Главный текст, в котором выступает Тугарин - былина о бое Алеши Поповича с Тугарином в разных ее вариантах. При выезде Тугарина на поединок его конь ржет по-звериному, Тугарин свистит по-змеиному. Вокруг Тугарина оплетаются змеи огненные. Он грозит Алёше Поповичу задушить его дымом, засыпать искрами, опалить огнём-пламенем, застрелить головнями.

Тугарин связан и со стихией воды, и бой с Алёшей Поповичем обычно происходит у реки Сафат. Но вместе с тем Тугарин и летающий змей. Он носится по поднебесью на своих бумажных крыльях, которые отказывают ему, когда оказываются вымокшими под дождём (что-то былинники не в ладах с логикой).

Сем - был известен всему славянскому миру. Несмотря на распространение христианства, его изображения встречаются на надгробиях даже в XV в. Изображается в виде двуногой змеи или двуногой ящерицы.

Он покровитель дома и его обитателей. В каждом доме был свой Сем, котоpомy в даp сжигали в печи кyp, чтобы никто из дома не убегал, чтобы все деpжались тpезво и почтительно.

Сем охpанял дом и людей, в его доме живyщих.

Змей Ящер (Юша, Рыгл, Волховец)

В одних регионах Руси Ящер был божеством рек и рыболовства. В других это был подземный Змей, вызывающий в земле землетрясения и извержения вулканов. Этот змей был похожь на гигантского крокодила.

Практически все славянские племена, которые поклонялись Ящеру, считали его поглотителем солнца, ежевечерне опускающегося за пределы мира и подземной рекой плывущего на восток. Река эта течет внутри двуглавого Ящера, проглатывающего солнце своей, западной пастью и изрыгающего из восточной.

Ящеру были посвящены гусли, слушать игру на которых он очень любил и за хорошую игру щедро награждал. В предании о Садко Ящер за хорошую игру на гуслях даровал маэстро РЫБ ЗОЛОТО ПЕРО, то есть Золотых Рыбок. Святилище Ящера располагалось на болотах, берегах озер и рек. Береговые святилища Ящера имели идеально круглую форму. В качестве жертв Ящеру кидали в болото черных кур, а также молодых девушек, что отразилось во многих поверьях.

Также ему приносили человеческие жертвы во время весеннего ледохода, когда верующие в экстазе бросались в реку и топились, оказывая тем самым почет этому божеству.

Обычай приносить в жертву подводному богу человека существовал на севере в преобразованном виде вплоть до начала XX в. Старики делали чучело и в дырявой лодке отправляли его в озеро, где оно и тонуло. Другой жертвой, приносимой Ящеру, был конь, которого сначала выкармливали всей деревней, а потом топили.

Чёрный Змей

Чернобог, Кощей Бессмертный - воплощение всех темных сил, родился от мировой Уточки в начале творения. Низвержен в подземное пекельное царство. Бог холода, уничтожения, смерти, зла; Бог безумия и воплощения всего плохого и черного.

Чернобог изображается то в виде гигантского тысячеголового "Змея лютого, Змея Чeрного, многоглавого"; "У того-то Змея тысяча голов, у того-то Змея тысяча хвостов", то в виде человека или демона с человеческими чертами, окрашенного в черный цвет с посеребренными усами.

Описания слишком туманны и крайне мифологизированы.

Ему приносят жертвы перед началом важнейших дел, например, перед выступлением в военный поход. Жертвы приносят часто кровавые и человеческие, убивают пленников, рабов и коней.

Тем не менее для Чернобога характарна противоречивая двойственность.

С одной стороны - это ужасное божество, начало всех злоключений и пагубных случаев. Сему страшному духу приносились в жертву сверх коней, не только пленные, но и нарочно ему предоставленные для сего люди. А как все народные бедствия приписывались ему; то в таковых случаях молились и жертвовали ему для отвращения зла.

С другой стороны - это сильный бог, бог телесной крепости, мужества, бог войны, храбрости и военных доблестей, бог победоносной славы.

В мифологии южных славян так назывался чудовищный хвостатый змей с лошадиными глазами и крыльями под коленями. Обычно у него три головы и девять языков, - шестикрылый, двенадцатихвостый, с лошадиными глазами.

Размерами же халы так велики, что головы их находятся в облаках, а хвосты тянутся по земле. Повелитель черных туч, ураганов, града, смерчей, туманов, от которых страдают нивы и сады. Халы воинственны, они насмерть дерутся друг с другом за волшебный посох - и тогда сверкает молния, гремит гром, выпадает снег и град. Объединившись,голодные халы нападают даже на Солнце и Луну, заслоняют их крыльями (так происходят затмения), стараются пожрать светила, тогда они приобретают кроваво-красный цвет. Перед большими людскими праздниками халы водят хороводы, подымая вихри. Беда тому, кого ненароком захватит такой вихрь - несчастный может сойти с ума.

Случается халам превращаться в незримых людей, животных, но и таких оборотней может увидеть человек - если он шестипалый. Защищают людей от халы те существа, которые рождаются от брака Огненного Змея с женщиной. Эти малютки - полулюди, полузмееныши с крошечными крылышками. Как только родится такое существо, его мать должна в одну ночь соткать полотно на рубашку, скроить и сшить ее, иначе ребенок не вырастет змеем-защитником, некому будет защищать село от халы. При наступлении бури человечек с крылышками сразу засыпает и его душа - Зду-хач - отлетает, чтобы сражаться с халой. Его нельзя будить и даже трогать, ибо душа, возвращаясь, должна найти тело в прежнем положении, чтобы войти в нее. Иначе волшебное существо умрет и хала одолеет людей.

Йилбеган

В некоторых мифах тюркских народов Сибири он является крылатым драконом, а в некоторых многоголовым чудовищем-людоедом, который едет верхом на быке с девяносто девятью рогами.

Эпилог, или он, она и Змей

Образ древнерусского дракона весьма примечателен. С одной стороны, дракон на Руси воспринимался как персонифицированное зло: он крадет женщин (и, кстати, молодых мужчин - особенно знатного рода), разоряет волости и в целом ведет себя асоциально. Он также ассоциируется со стихией огня: "Горыныч" этимологически восходит к слову "гореть", а уж во вторую очередь - к слову "гора", внутри которой он проживает. Дракон многоголов, шумен и опасен. Таким образом, налицо вроде бы западный тип прожорливой крылатой рептилии.

С другой стороны, дракон в некоторых русских былинах предстает как существо широко мыслящее, умное (и впрямь, имея три головы, простаком быть неприлично), знающее закон и не чуждое тонкостям юридического крючкотворства. В одной из былин Змей предлагает Добрыне вместо кровопролития составить пакт о ненападении и, на основании этого документа, разойтись с миром. Но едва Добрыня, уверенный в том, что успешно и навсегда решил все вопросы, теряет бдительность, Змей начисто забывает о соглашении и тут же его нарушает. И, совсем уже в русле восточной традиции, дракон из русских сказок, который выступает в них под множеством творческих псевдонимов - Огненный Змей, Змей Тугарин, Змиулан, - не мыслит себе жизни без стихии воды: рек, озер, топей, низин и, конечно, дождей и гроз. Когда он появляется над Русью-матушкой, гром гремит и "дождь дождит". А ведь по сей день, когда по весне приходится ждать осадков особенно долго, иной китайский крестьянин уверен, что причина всему - плохое настроение драконов, которым попросту лень выползти из своих подземных нор, подняться в небо и устроить хороший ливень. Одним словом, русский Змей Горыныч - это западный дракон "с раскосыми и жадными глазами". Двумя лапами он в Европе, двумя - в Китае, то есть он - подлинный евразиец.

Впрочем, русская эпическая традиция не была бы собой, если бы не перевесила все же некоторые вывески. В особенно интересном свете предстает и проблема дракона как воплощения сексуальности.

Языческий русский дракон - это в первую голову опасный соперник мужчины в борьбе за сердце женщины. В былинах и сказках о нём, проблема героического драконоборения почти всегда сводится к сюжетной кульминации истории с адюльтером. Конечно, этот "любовный" мотив был силен и на Западе, но западная принцесса, если можно так выразиться, не столь падка на драконовы обольщения (или слишком труслива?). Западный дракон обычно завладевает принцессой силой, похищает и уносит ее, вопящую от ужаса, на своей спине (не в лапах!) и прячет в пещере. Но вот после этого, он почему-то теряет к ней всякий интерес и предпочитает терпеливо ждать, когда же наконец очередной «рыцарь без страха и упрёка» не соберётся освободить пленницу.

Мне всегда было интересно, зачем тогда было похищать глупую принцессу? И почему дракону бы не съесть или спалить её, завидев приближение освободителя и тем самым отравить ему триумф? К тому же мне кажется, что 90% «ланселотов» убедившись, что спасать больше не кого, предпочли бы с драконом не связываться, ведь уже нет той, за спасение которой король отвалит полцарства и сто сундуков золота впридачу. Похоже ленивый дракон похищает царевен для того, чтобы еда сама шла ему в лапы, заедается всё больше и больше, незаметно для себя набирая вес и теряет бдительность, покуда не растолстеет до того, что станет достаточно неповоротливым, чтобы враг смог его смог одолеть.

В то же время русскому дракону зачастую достаточно его личного обаяния, чтобы принцесса с радостью сбежала с ним сама. Да и имена многих древнерусских дараконов говорят сами за себя: Любак, Волокита, Любостай.

Sex appeal русского дракона побольше, чем у Роберта Паттинсона и вампира Алукарда вместе взятых. Быть может, поэтому уносить красавицу на свою территорию он стремится редко, предпочитая радостям пещерной страсти холостую жизнь наедине со своими драгметаллами и дензнаками, которых у него, как и у западного собрата, всегда "несчётно".

Зачастую русскому дракону достаточно лишь соблазнить красавицу - утвердив посредством этого свою мужественность и силу. Похищение же зачастую не входит в его планы. Русский дракон - это в первую очередь коварный ловелас, бессердечный сердцеед, дамский угодник в змеином обличье. Известна сказка, где Змей Горыныч, служащий поваром у Ивана, купеческого сына, соблазняет его жену, Елену Прекрасную. Прелюбодеи тщательно лелеют планы устранения обманутого супруга, однако случайность путает карты, и в конце сказки, как у Шекспира, гибнут все - и Иван, и дракон, и Елена. В другой сказке похотливому дракону удается добиться любви прекрасной царевны. Единственным препятствием для счастья нашей влюбленной пары является брат девушки, Иван-царевич, который, к сожалению, твердо стоит на позициях самой дремучей викторианской морали. Дракон учит царевну, как сжить брата со свету, однако Иван-царевич все же берет над хитростью верх и с мечом в руках объясняет прелюбодеям, что социальный запрет на межвидовой секс, пока ещё остаётся в силе, и наказание за него - пока что никто не отменял.

Итак, русский дракон - это персонификация стихии мощных сексуальных желаний, многие из которых, со всей очевидностью, проходят по ведомству "садо-мазо".

Ты - безжалостный, сильный, жестокий, а я - маленькая, беспомощная, ранимая принцесса!

Ты - мужественный, соблазнительный и умелый, а я - красивая, страстная и неудовлетворённая скучным, противным и повёрнутым на морали мужем. Как вариант - затюканная братьями-ханжами.

Ты - невероятно крут, пафосен, потрясающе брутален, и до жутиков фатален! А я... Ну ты уже и так всё понял. ^_^

Дракон - порождение природы, которой изрядно надоела ханжеская культура с ее вечным "нельзя", это мужественность в своем первичном, не признающем табу обличье. А потому, чтобы завоевать свою Забаву Путятишну, русский герой должен сразиться с драконом, присвоив таким образом все его качества - в частности, неукротимость, роковое обаяние, изобретательность и, наконец, сокровища. Чтобы потом, самодовольно позируя былинникам речистым и безбожно завирая о своих подвигах, как бы невзначай бросить своей Забаве: "Теперь-то ты видишь, что я не менее крут, чем он?"

Взгляд на дракона как на соперника-соблазнителя, характерный для славянской языческой традиции, христианской русской культурой унаследован не был. По мере христианизации Руси набирал популярность совсем другой образ дракона, уже известный нам и из греческой мифологии, Откровения Иоанна Богослова и западной средневековой традиции - образ дракона-сатанаила, "твари богомерзкой".

Самым востребованным сюжетом драконоборения становится подвиг святого Георгия (также Егория Храброго). В четырнадцатом веке изображение Поединка Номер Один попадает на эмблему, а позднее - в центр герба города Москвы и становится частью государственного герба Российской империи, символизируя историческую драму народа-богоносца, наперекор всем напастям противостоящего Мировому Злу.

Тем не менее драконы ещё долго оставались популярны в качестве символа мужества и духовной силы, о чём свидетельствуют эти ювелирные украшения.

Позднее христианское отношение к драконам, всё таки, одержало верх, но драконы не зря обладают волшебной силой. Потерпевшие, казалось бы сокрушительное поражение, забытые и низведённые до уровня детских страшилок они смогли вернуться из небытия и снова расправить над миром свои крылья, делясь своей силой и мудростью со всеми - кто умеет слышать и слушать.

Рентген позволил ученым обнаружить у ископаемой змеи недостающую заднюю конечность. И хотя она сильно недоразвита, ее детальный анализ позволил ученым прояснить вопрос о происхождении змей. И добавить доказательство в пользу того, что змеи произошли от наземных рептилий.

Новая технология, основанная на использовании рентгеновских лучей, позволила группе ученых под руководством доктора Александры Уссе (Alexandra Houssaye) из Музея естественной истории (Париж) обнаружить и детально изучить строение тазового пояса и задней конечности у ископаемой змеи Eupodophisdescouensi. По словам ученых, это поможет им решить вопрос о происхождении змей - вопрос, над которым палеонтологи ломают голову уже много лет. Дело в том, что не известно, отделились змеи от рептилий, живущих в воде, или от группы, обитающей на суше.

Нога змеи в 3D

На основании послойного сканирования ученые осуществили подробную 3D−реконструкцию строения костей задних конечностей Eupodophisdescouensi и пришли к выводу, что они больше всего напоминают строение задних конечностей наземных рептилий.

Сложность исследования состояла в том, что у ископаемой Eupodophisdescouensi на поверхности находилась лишь одна конечность, а другая, как предположила Уссе, скрывалась в толще породы. Исследователи не ошиблись, и при помощи рентгеновского излучения им удалось обнаружить недостающую ногу.

«В настоящее время существует только три ископаемых змеи с сохранившимися задними конечностями и утраченными передними. Их относят к трем разным группам – это Haasiophis, Pachyophis и Eupodophis. У других известных ископаемых групп змей конечности не сохранились. Тем не менее, исходя из их анатомического строения считается, что у них конечности все-таки были», - пишут авторы в своей статье, которая будет опубликована в Journal of Vertebrate Paleontology.

Промежуточная стадия

Ископаемая змея Eupodophis descouensi, которая попала в поле зрения ученых, была обнаружена десять лет назад в породах возрастом 95 миллионов лет в отложениях Al Nammoura в Ливане. «Тело змеи достигало 50−ти сантиметров в длину, а задние конечности были сильно редуцированными, они прикреплялись к тазовому поясу и имели длину не больше двух сантиметров», - рассказывают исследователи.

По словам ученых, этот образец Eupodophisdescouensi очень удачный. Он представляет собой редкую промежуточную стадию в эволюции рептилий. «Изучение Eupodophisdescouensi помогло нам понять, как змеи постепенно утрачивали свои конечности в процессе эволюции. Мы считаем, что эта утрата происходила не в результате каких-то анатомических изменений строения костей, а, скорее всего, была связана с сокращением периода роста», - говорит Уссе.

Древние змеи и богиня-мать

В древней Месопотамии шумеры утверждали, что они постоянно подпитываются молоком Нинхурсаг, великой богини матери. Она также известна под именем Нинлиль, супруги Энлиля. Позже они стали Адамом и Евой и получили известность как Сияющие и змеи. Многие ученые убеждены, что Нинлиль, возможно, была прообразом богини матери. Она известна под именем Ки или Нинти/Нинту. У этой земной змееподобной богини было две головы или два глаза, в чем прослеживается ее связь с Ашторет (Ашерой), финикийской богиней любви, символ которой - двуглавая змея. Она слилась со своей дочерью Анат и стала женой Иеговы, как Матронит или Шхина. Была богиней здоровья и плодородия. Ей поклонялась Сарра (Сарасвати), жена Авраама (Брахмы). Сирийцам она была известна как Атаргатис, Сирена, потому что ее представляли по пояс в воде (у ворот в потусторонний мир). В Египте Нинхурсаг называли Исидой, прародительницей мессианской линии, а в Греции - Деметрой, богиней потустороннего мира. Согласно некоторым источникам, Нинхурсаг обладала самой могущественной жизненной силой, которую почитают как «звездный огонь».

То, что Исида и Нинхурсаг - одна и та же двуглавая богиня-змея, объясняет существование множества изображений, где она кормит фараонов, детей богов, своим священным молоком. Ни одна из этих богинь не существовала на самом деле. Они были антропоморфными образами Матери Мира, великой защитницы и хранительницы потустороннего мира, которая открывала ворота в параллельные миры с помощью своей внутренней силы - силы земли. Так как ее всегда ассоциируют со змеями и потусторонним миром, она была первым образом шаманки, женщины-шамана, способной управлять духами того мира.

В образе змеи или Левиафаном была и Тиамат, со временем превратившаяся во множество других змееподобных богов и богинь. Чрево Нинхурсаг представляло собой потусторонний мир - место, светящееся, как Космос. В качестве «носительницы света» она похожа на Марию, мать Иисуса. В Вавилоне, в чем мы убедимся позже, ворота в святилище представлялись как вход в чрево богини матери, а потусторонний мир часто изображался в виде двух столпов. Эти столпы символизировали дуальность и равновесие, и, чтобы пройти через них, нужно было установить священное равновесие. Чаще всего вокруг этих столпов обвивались змеи; они были увенчаны цветком лотоса - символом озарения, откуда появился индийский Агни, Сияющий. Конечно, это позволяет понять значение столпов - близнецов современных масонов. Поэтому столпы, в отличие от пространства между ними, тайного места на Земле, не представляют особой ценности.

В индуизме существуют легенды о том, что сам Сияющий Агни появился из предвечного чрева матери, и у нас появляется прекрасное изображение места, откуда исходит свечение - потусторонний мир. Это не то место, о котором мы узнаем после смерти, а то, куда можно попасть, пребывая в этом мире. Так говорил Иисус.

Шумерский Сияющий Ан или Ану, чьим символом был столп (половина дуального образа), великий бог священного города на вершине, где пировали великие, ослепительные и могущественные боги. Он был внутренним солнцем и настоящим солнечным божеством. Его город был везде, где всходило Солнце. Появившись из чрева змеи или потустороннего мира, Тиамат, как и Агни, стал основным мотивом индийских мифов. Вот почему он - символ места на земле, откуда может быть осуществлен вход в иной мир. Его символ - внутреннее солнце с четырьмя лучами - крест, ставший прообразом креста христианского помазанника - Христа. Крест - прекрасное средство для фиксации местоположения. Этот четырехконечный символ был известен как сару , ветер, исходящий от Ана/Ану, Сияющего или солнца. Ветер был дыханием жизни, словом и символом позднего христианства, Святым Духом, приносящим мудрость, знание и силу. Ветер был женским началом (это - другое проявление квантовой волновой частицы, которая позволяет взглянуть на ворота с научной точки зрения, в чем мы убедимся в дальнейшем).

Этот солнечный город Ан, чрево Тиамат или потусторонний мир шамана был тем местом, откуда появилась вода, что указывает на более позднюю связь воды и змеи. Ваза Ана - чрево богини матери, «место, откуда вытекают воды, открывая чрево». Заметьте, здесь воды открывают ворота в потусторонний мир. Этот факт приобретет большое значение в более поздних мифах мира.

В образе этого шумерского Сияющего можно найти и многие другие элементы путешествия через ворота. Например, Ан/Ану изображается стоящим на «блистательной горе», символизирующей Мировую Мать и чрево, или ворота в потусторонний мир. В последующем могильные холмы по всему миру ассоциировались со змеей и потусторонним миром. Как прототип рогатых богов Европы и других территорий, Ан/Ану называли «рогатым», особенно - Осириса, типичного шамана-мужчину. В Шатапатха-брахмана, религиозном «индийском» тексте - так христиане называли все языческие религии, от 300 года н. э., обнаруживается, что слово «рог» означает «чрево первозданности». Это символ Творения. Нужно излучать свет, чтобы проникнуть вовнутрь и остаться там. Поэтому не удивительно, что эти рога, особенно рога солнечного быка, использовались как алтари, и над ними изображался солнечный ореол. На самом деле, сама земля - алтарь (тонкий намек на ворота, созданные по всему миру).

Этот же текст говорит, что «Рог черного оленя и есть - то самое чрево. Священник касается его лбом, чуть выше правой брови», произнося: «Ты - чрево Индры». Этот образ черного оленя с незапамятных времен настолько важен тем, что черный цвет является символом пустоты; в этом можно убедиться на примере Черной Мадонны средневековой Европы.

В индийской мифологии тантрические чаши из черепов хранили в себе силу внутренних ворот, которая излучалась из рогов заряженного энергией черепа. Эти черепа, в совокупности с другими поверьями и мифами, породили образ Святого Грааля. Все они символизировали чрево или потусторонний мир богини матери. Но Кретьен де Труа, автор «Персиваля», замечательной легенды из артурианского цикла, писал, что Грааль как чаша символизирует чрево богини . Заметьте, что он говорит как чаша . Именно поэтому Святой Грааль с философской точки зрения представлялся чашей или кубком. Эта ассоциация также подтверждается этимологическими и мифологическими связями. Поэтому не удивительно, что череп-кубок всегда соотносился со змеей. Череп - наша пещера, наши врата в потусторонние миры.

Позднее в христианстве эти идеи приобретут форму купели, символизирующей полное воды чрево богини матери, в котором мы умираем, чтобы родиться вновь. Говорят, что Мария, великая богиня-мать христианства, была «igne sacro inflammata», что означает - оплодотворена священным огнем мужчины, создавая желанный божественный союз стихии Воды (женское/отрицательное) и Огня (мужское/положительное) - для поддержания земных энергий в равновесии и для осуществления входа через ворота. Поэтому не удивительно, что на европейских купелях часто встречаются изображения змеев, драконов и даже быков и рогов. Под этим слоем образов мы увидим женскую, лунарную сущность рогов, обвиваемых змеем (мужское начало), на многих образах Девы Марии, особенно на образе Девы Марии Гваделупской (змеи обвивают перевернутый полумесяц - рогатую Луну). На всех подобных образах, что мне удалось отыскать, я обратил внимание на то, как светящиеся лучи появлялись из-за спины Марии, стоящей в овальном обрамлении Vesica Piscis миндалевидной формы, созданной пересечением двух кругов. Vesica Piscis означает «пузырь рыбы», который тысячелетиями считался святым и являлся священным символом.

Союз змеи и быка более ярко проявляется в греческих мифах о Церере и Прозерпине, сообщающих огромную тайну: «Taurus Draconem genuit, et Taurum Draco» - «Бык породил змея, а змей - быка». Это объясняет порой непонятный элемент мужского и женского аспектов быка и змеи. В течение тысячелетий эти два образа ассоциировались друг с другом, в результате чего нередко возникала путаница между половыми обозначениями каждого символа. Иногда бык - солнечное творческое начало, а иногда рога быка, изображенные в виде полумесяца или перевернутой Луны, символизировали женский образ. Сначала змея была матерью творения, что позже скрылось за доминированием патриархального в религии. Ответ на эти загадки - не только в битве полов за контроль над религией; его можно найти в единстве противоположностей, необходимом для того, чтобы пройти через ворота в потусторонний мир. Разгадка - контроль наших собственных психологических противоположностей, противоположных энергий тела и понимание дуального характера земных энергий в определенных позициях. Именно поэтому с давних пор боги были богинями или и теми, и другими. Суть - в превращении в двуполых существ. Объединяйте силы разума; не позволяйте им бороться друг против друга. Змею и быка справедливо представляют вместе.

В Египте, Шумерии и других местах рога быка чрезвычайно важны. Так же как бык изначально был символом солнца, так и Ан/Ану был быком, убитым или укрощенным змееподобным Гильгамешем, прообразом несметного количества еврейских и христианских мифов и тем, кто может управлять, собирать воедино и держать в равновесии земные энергии, чтобы войти в царство богов.

В шумерском гимне Адару «Уж, змея» есть примечательная ссылка на быка, ассоциирующегося со своего рода древним Граалем:

(Мужчины) провозгласили его своим правителем (Адар [уж/змея]).

На голове его, как у большого спокойного быка гордо возвышались рога.

Камень Шу, ценный камень,

Сильный камень, змеиный камень и горный камень,

Воин, или огненный камень, их воин уносит в города.

Все элементы, необходимые для входа в потусторонний мир, зашифрованы в этой одной цитате. Люди провозгласили имя Великого Змея, таким образом завершив внутренний процесс обретения равновесия и энергии. От этого у быка поднимаются рога, что символизирует энергетический процесс и озарение. В результате образуется прочный камень или сосуд, предоставляя доступ в потусторонний мир. Это напоминает Камень Судьбы, дававший царям возможность править с помощью силы потустороннего мира. Другими словами, этот камень - исходный камень Святого Грааля. Правитель (тот, кто может править/вер-шить) знал время года и день (с помощью небес), когда было возможно сосредоточить энергии Земли в определенном положении.

Ответ можно найти и в имени небесного быка - Тауруса. Здесь мы еще раз встречаемся с объединением сущностей «Светящегося» - Тау и Ру(с). «Тау» - крест или символ Там-муза и многих других солнечных и мессианских божеств. Также «Тау» - это основа египетского символа Анх (символ ветра или дыхания жизни, который использовали боги и фараоны). Ветер снова представляется как бы появляющимся из креста Ана/Ану, Сияющего. Ру в виде овала помещался над крестом - Тау. Ру изначально был змеей, съедающей свой хвост, символом вечности, бессмертия и, как отмечает Кричтон Миллер, небесных циклов. Это - символ ворот, ставший овальным «пузырем» христианства, в котором Мария и Иисус часто изображаются появляющимися в лучах жизни.

Рис. 10. Иисус, распятый на Голгофе. Кикосский монастырь (Кипр).

В мифах и языке шумеров «сердце» и «чрево» или «вульва» обозначаются одним и тем же словом. Важным понятием было Ан Са Та , или «сердце Ан» - центр бытия, центр местопребывания Ан, Сияющего. Также там есть символические обозначения камня или горы, с помощью которых можно, как полагали, проникнуть в потусторонний мир. Между этой горой и горой, от которой был рожден боровшийся с быком Митра, нет разницы; она обозначает пещеру, в которой мог родиться сам Иисус. Гора в качестве проводника на пути открытия настоящих артефактов и мест, используемых как ворота, приобретет чрезвычайную важность.

Итак, потусторонний мир - это чрево великой Богини-Матери (Земли), символом которой была змея. Она связана с мужским творческим началом, воплощенным в быке, или другим образом, указывающим на определенное место, что создает плодородную почву для озарения (транса) и прохода через ворота. Эти верования до сих пор прослеживаются на примере Святого Грааля, Чаши Причастия и купели.

Из книги Посвящения и посвященные в Тибете [другая версия] автора Давид-Неэль Александра

ГЛАВА III ХАРАКТЕР ЭЗОТЕРИЧЕСКИХ ДОКТРИН МЕТОД И ЗНАНИЕ – ОТЕЦ И МАТЬ -ТРАДИЦИОННОЕ УСТНОЕ НАСТАВЛЕНИЕ – МЕТОД И ЗНАНИЕ – ОТЕЦ И МАТЬ -ТРАДИЦИОННОЕ УСТНОЕ НАСТАВЛЕНИЕ – ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ПОСВЯЩЕННЫХ -ЕВГЕНИКА Теперь мы обратимся к тому, чего же, собственно, так жадно ищет

Из книги Учебник по колдовству автора Каннингем Скотт

Богиня Богиня - вселенская мать. Она - источник плодородия, бесконечная мудрость и любящая ласка. Как Викка знает Ее, она часто выступает в трех ипостасях: Дева, Мать и Старуха. Их символизирует растущая, полная и ущербная Луна. Она - невспаханное поле, обильная жатва и

Из книги Тантрическая любовь автора Раджниш Бхагван Шри

Из книги Модная ведьма. Таро ведьм автора Невский Дмитрий

Богиня Котлов. Римская богиня Бона Дея Молодая и красивая женщина в ярких одеждах, украшенных цветами и лентами, держит в руках огромный котел, полный фруктов и овощей. Пред ней сидят несколько существ, как бы застыв в ожидании подарка этой прекрасной Богини.Ключевые

Из книги Магия Афродиты. Сила и красота женской сексуальности автора Мередит Джейн

Богиня Валунов. Греческая богиня Геката Женщина стоит на коленях на большом камне посреди широкой реки. В руках она держит пучок ивовых прутьев, водой с которых поливает змей, кишащих вокруг нее.Ключевые словаУчитель, мать, темноволосая богатая женщина, безопасность,

Из книги Энциклопедия колдовства и ворожбы автора Изон Касандра

Богиня Огня. Немецкая богиня Холда Древняя старая ведьма сидит за прядильным станком. В одной руке у нее веретено, в другой – нити, которые она намерена сплести. Рядом с ней горит свеча, освещая круг ее интересов. Взгляд старухи строг и сосредоточен на том, что она

Из книги 150 ритуалов для привлечения денег автора Романова Ольга Николаевна

Богиня Метловищ. Кельтская богиня Морригэн Молодая женина сидит на каменной скамье, держа в объятиях ребенка. Ребенок тянет богиню за волосы, вызывал умиление у нее на лице. Две кошки застыли у ее ног.Ключевые словаЗрелая женщина, тетя, бабушка, учитель, строгость,

Из книги Викканская энциклопедия магических ингредиентов автора Росеан Лекса

Первая нить. Богиня Я знала Афродиту раньше, но танец с ней заставил меня почувствовать, что красота и сила всегда идут рука об руку, что нельзя получать, не отдавая ничего взамен. Мириам Афродита – это богиня греческой мифологии, олицетворяющая любовь и красоту. Ее

Из книги Волшебство на каждый день от А до Я. Подробный и вдохновляющий путеводитель по миру природной магии автора Блейк Дебора

Близкая Богиня В своей практике я пережила несколько впечатлений, которые считаю моментами близости Афродиты.Однажды я стояла обнаженная на пустынном пляже в одиннадцать часов вечера при полной луне. Я впитывала воздух и свет и просила, чтобы вместе с изменениями луны

Из книги автора

Кто такая Богиня? Богиня – это историческая – и доисторическая фигура. У нее множество имен и лиц, появлявшихся на протяжении периода времени, большего, чем период существования письменности. В огромном множестве культур порождающая жизненная сила женственности

Из книги автора

Богиня Афродита Богиня любви, красоты, плодородия и сексуального восторга. Слава Афродиты простерлась далеко за границы страны ее происхождения – Греции. В римском пантеоне она была известна как Венера, кроме того, она связана с более древними Богинями. Она, как

Из книги автора

Богиня внутри вас Время: тридцать минут.Вам потребуется: дневник вашей магической работы.Оставьте первую страницу дневника чистой и начните писать со второй страницы.Напишите приведенные ниже заголовки, по одному на каждой странице. Под каждым заголовком напишите ваш

Из книги автора

Богиня как фокус Во многих религиях подчеркивается полярность женского/мужского начал, богини/бога и мужской и женской энергии. Мотив слияния этих двух сил, т. е. Священного брака, который символически отражен в Великом обряде соединения Земли и Неба, проник во все

Из книги автора

Богиня Лакшми В индуизме богиня Лакшми является покровительницей красоты, любви, благополучия и богатства (рис. 19). Она наполняет дом счастьем и приносит удачу. Если у вас имеется фигурка Лакшми, то все в вашем доме будет налаживаться. Поклонение ей приведет вас к

Из книги автора

Богиня Правитель: женская божественная энергия. Тип: божество. Магическая форма: изображения, имя. Статуи Богини на викканском алтаре посвящены ее конкретным аспектам, которые они и

Из книги автора

Богиня Одной из черт язычества, отличающих его от других религий мира, является наша вера не только в патриархального Бога-мужчину, но также в Богиню. В Отца и Мать, если угодно.Эта религия основывается на законах природы, поэтому разумно, что она следует принципам, которые

Американские ученые установили, что миллионы лет назад на Земле жил гигантский удав. Это открытие позволяет не только больше узнать о прошлом, но, возможно, и заглянуть в будущее. Около 58 млн лет назад из заболоченных южноамериканских джунглей выползла змея невероятных размеров. Это существо могло повергнуть в ужас кого угодно.

Макет титанобоа

Рептилия весила больше тонны, а ее длина составляла 14 метров. Она могла проглотить целого крокодила и не поперхнуться.

Но еще несколько лет назад ученые не подозревали о существовании этого ископаемого животного.

"Даже в самых смелых мечтах нельзя было представить, что мы найдем 14-метрового удава. Самая большая из современных змей в два раза меньше размером", - говорит Карлос Харамилло из Смитсоновского института тропических исследований и один из авторов открытия.

Змею, получившую латинское название Titanoboa cerrejonensis (колоссальный боа из Керрехона), называют дальним родственником анаконды и современного удава. Она не была ядовитой, а убивала своих жертв огромной сдавливающей силой: более 180 кг на 6,4 кв. см. Примерно такую нагрузку получил бы человек, попавший под груз весом в полтора Бруклинских моста.

Окаменелости гигантской змеи были найдены во время раскопок в открытой угольной шахте в городке Керрехон в Колумбии. В 2002 году ученые обнаружили на этом месте окаменелости тропических джунглей эпохи палеоцена – возможно, даже самого первого такого леса на планете.

Помимо окаменевших растений, было найдено множество рептилий, размер которых поражал воображение.

"Мы обнаружили потерянный мир гигантских рептилий: черепах размером с кухонный стол и самых больших ископаемых крокодилов в истории исследований", - рассказывает Джонатан Блох, эксперт в области эволюции позвоночных животных из Университета Флориды.

В числе находок была и гигантская змея.

"После вымирания динозавров это животное, Titanoboa, было самым большим хищником на Земле, и это продолжалось примерно в течение 10 млн лет, - объясняет Блох. – Это было очень большое животное – как на это ни смотри".

В поисках ископаемых черепов

Однако чтобы составить полное представление о том, как выглядела доисторическая змея, чем она питалась и как она соотносится с современным животным миром, ученым требовалось изучить останки черепа рептилии.

" После того, как 60 млн. лет назад вымерли динозавры, на экваторе было намного жарче, чем в наши дни. Мы полагаем, что именно поэтому рептилии выросли до очень больших размеров" (Джонатан Блох.)

В прошлом году для поисков черепа Titanoboa в Колумбию была направлена специальная исследовательская группа, которая, впрочем, мало надеялась на успех. Дело в том, что кости змеиного черепа очень хрупки, и до наших дней дошло очень небольшое количество ископаемых черепов.


"В отличие от наших черепов, кости в черепе змеи не скреплены между собой. Они связаны тканями", - говорит Джейсон Хэд, серпентолог из университета американского штата Небраска.

"Когда животное умирает, соединительные ткани разлагаются, а отдельные кости обычно рассеиваются, - продолжает ученый. – К тому же они очень тонкие и хрупкие и часто разрушаются. Но поскольку Titanoboa была настолько большой и у нее были очень крупные кости, это одна из немногих змей, которые известны нам из окаменелостей".

К изумлению членов группы, им удалось обнаружить останки трех черепов, при помощи которых они впервые смогли полностью реконструировать череп гигантской рептилии.

Таким образом, удалось лучше узнать о том, как жила и как выглядела Titanoboa. Сейчас в Смитсоновском музее естественной истории в США выставлен муляж змеи в натуральную величину. В 2013 году экспонат отправится в турне по Америке.

Обнаружение новой разновидности огромной ископаемой змеи помогает ученым не только узнать о древнем животном мире, но и получить новые сведения об истории земного климата. А это означает, что окаменелости могут рассказать нам о последствиях нынешнего глобального потепления.

Змеи не в состоянии регулировать свою температуру и зависят от внешнего тепла, чтобы выжить.

" Тропические растения и экосистемы могут справиться с высокими температурами и высоким уровнем углекислого газа. А это – еще одна серьезная проблема, с которой связывается нынешняя тенденция глобального потепления" (Карлос Харамильо).

"Мы считаем, что Titanoboa стала настолько большой, поскольку, после того как 60 млн. лет назад вымерли динозавры, на экваторе было намного жарче, чем в наши дни. Мы полагаем, что именно поэтому рептилии выросли до очень больших размеров".


Блох отмечает, что способность животных выживать в условиях высоких температур может снова стать актуальной в случае, если сбудутся прогнозы климатологов относительно глобального потепления.

Способность бурно развиваться в теплом климате может сыграть важную роль, если глобальная температура возрастет, как это прогнозируют климатологи, добавил Блох.

"Это является свидетельством того, что экосистемы могут развиваться при температурах, которые предполагаются на ближайшие сто или двести лет", - полагает он.

Возвращение Titanoboa?

Однако климатические изменения, приведшие к возникновению Titanoboa, проходили в течение миллионов лет. Ученые говорят с меньшей уверенностью о последствиях внезапных изменений температур.

"Биология на удивление легко поддается адаптации. Изменения климата и условий жизни на континентах являются стимулом эволюции. Но то, что происходит очень быстро, может привести к таким изменениям, которые вряд ли можно оценить положительно", – полагает Блох.

В период существования керрехонских тропических лесов уровень углекислого газа в атмосфере был выше нынешнего на 50%.

"Керрехонские окаменелости преподали нам важный урок: мы узнали, что тропические растения и экосистемы могут справиться с высокими температурами и высоким уровнем углекислого газа. А это – еще одна серьезная проблема, с которой связывается нынешняя тенденция глобального потепления", – говорит Карлос Харамильо.

"Возможно, растения и животные тропиков уже имеют генетическую способность справляться с глобальным потеплением", – полагает исследователь.

Означает ли это, что гигантская змея Titanoboa может вернуться?

"При повышении температуры возникает вероятность того, что они вернутся", – говорит Харамильо. – Для появления нового вида животных требуется геологическое время порядка миллиона лет. Но они могут вернуться!"

По материалам