1. Поэт А. А. Блок.
2. Основные темы в творчестве Блока.
3. Любовь в поэзии поэта.

...Писатель, верующий в свое призвание, каких бы размеров этот писатель ни был, сопоставляет себя со своей родиной, полагая, что болеет ее болезнями, сораспинается с нею...
А. А. Блок

А. А. Блок родился в дворянской интеллигентской семье. По отзывам Блока, отец его был знатоком литературы, тонким стилистом и неплохим музыкантом. Но он обладал деспотическим характером, именно поэтому мать Блока ушла от мужа еще до рождения сына.

Блок провел свое детство в атмосфере литературных интересов, что рано пробудило в нем тягу к поэзии. Еще в пятилетнем возрасте Блок начал писать стихи. Но серьезное обращение к поэтическому творчеству относится к годам окончания поэтом гимназии.

Лирика Блока уникальна. При всем многообразии тем и средств выражения, она предстает перед читателем как единое целое, как отражение «пути», пройденного поэтом. На эту особенность своего творчества указывал и сам Блок. А. А. Блок прошел сложный творческий путь. От символистских, романтических стихотворений — к обращению к реальной революционной действительности. Многие современники и даже бывшие друзья Блока, сбежав от революционной действительности за рубеж, кричали, что поэт продался большевикам. Но это было не так. Блок пострадал от революции, но сумел понять и то, что время перемен было неизбежным. Поэт очень чутко ощущал жизнь, проявлял интерес к судьбе родной страны и русского народа.

Любовь для Блока — основная тема творчества, будь то любовь к женщине, к России. Раннее творчество поэта отличается религиозными мечтаниями. Цикл «Стихов о Прекрасной Даме» исполнен тревог, ощущения приближающейся катастрофы. Поэт тосковал об идеале женщины. Стихи Блока посвящены его будущей жене, Д, И. Менделеевой. Вот строки из стихотворения «Вхожу я в темные храмы...»:

Вхожу я в темные храмы,
Совершаю бедный обряд.
Там жду я Прекрасной Дамы
В мерцаньи красных лампад.
В тени у высокой колонны
Дрожу от скрипа дверей.
А в лицо мне глядит, озаренный,
Только образ, лишь сон о Ней.

Любовь поэта к будущей жене в «Стихах о Прекрасной Даме» совмещалась с увлечением философскими идеями В. С. Соловьева. Наиболее близким поэту оказалось учение философа о существовании Великой Женственности, Души Мира. Неразрывно связана с Великой Женственностью мысль о спасении мира через его духовное обновление. Особенный отклик у поэта вызвала мысль философа о том, что любовь к миру открывается через любовь к женщине.

В «Стихах о Прекрасной Даме» идеи двоемирия, представляющих собой сочетание духовного и материального, воплотились через систему символов. Облик героини этого цикла отличается неоднозначен. С одной стороны, это вполне реальная женщина:

Она стройна и высока,
Всегда надменна и сурова.
С другой стороны, это мистический образ.
То же относится и к герою.

История земной любви у Блока воплощается в романтическом символическом мифе. «Земное» (лирический герой) противопоставлено «небесному» (Прекрасная Дама), ощущается стремление к их воссоединению, благодаря чему должна наступить полная гармония.

Но с течением времени поэтическая направленность Блока менялась. Поэт понимал, что, когда вокруг голод и разруха, борьба и смерть, нельзя уйти в «миры иные». И тогда в творчество поэта ворвалась жизнь во всем ее многообразии. В поэзии Блока появляется тема народа и интеллигенции. Например, в стихотворении «Незнакомка» показано столкновение прекрасной мечты с действительностью:

И медленно, пройдя меж пьяными,
Всегда без спутников, одна,
Дыша духами и туманами,
Она садится у окна.

Блок записывал в дневнике: «Она — это некий идеал красоты, способный, быть может, пересоздать жизнь, изгнать из нее все уродливое, дурное». Двойственность — соприкосновение образа-идеала и отталкивающей реальности — нашла свое отражение в этом стихотворении. Она эта отразилась даже в двухчастной композиции произведения. Первую часть наполняет ожидание мечты, идеального образа Незнакомки:

И каждый вечер друг единственный
В моем стакане отражен...

Но место встречи с идеалом — трактир. И автор умело нагнетает обстановку, готовя читателя к появлению Незнакомки. Появление Незнакомки во второй части стихотворения на время преображает для героя действительность. В стихотворении «Незнакомка» удивительно психологично раскрывается образ лирического героя. Смена его состояний очень важна для Блока. Отчетливо проявляется в поэзии Блока любовь к родине. Любовь к родной стране у Блока отчетливо перекликается с глубоким чувством к женщине:

О, Русь моя! Жена моя! До боли
Нам ясен долгий путь!

Блок стремился продолжать традиции русской классической литературы, видел свою задачу в служении народу. В стихотворении «Осенняя воля» видны лермонтовские традиции. М. Ю. Лермонтов в своем стихотворении «Родина» называл любовь к отчизне «странной», поэту дороги были не «слава, купленная кровью», а «степей холодное молчанье», «дрожащие огни печальных деревень». Такова же и любовь Блока:

Над печалью нив твоих заплачу,
Твой простор навеки полюблю...

Отношение Блока к родине более лично, интимно, подобно его любви к женщине. Недаром в этом стихотворении Русь предстает перед читателем в образе женщины:

И вдали, вдали призывно машет
Твой узорный, твой цветной рукав

В стихотворении «Русь» родина — это тайна. И разгадка тайны — в душе народа. Получил отражение в поэзии Блока мотив страшного мира. Наиболее ярко вся безысходность жизни проявляется в широко известном стихотворении «Ночь, улица, фонарь, аптека...»:

Ночь, улица, фонарь, аптека,
Бессмысленный и тусклый свет.
Живи еще хоть четверть века —
Все будет так. Исхода нет.
Умрешь — начнешь опять сначала,
И повторится все, как встарь:
Ночь, ледяная рябь канала,
Аптека, улица, фонарь.

Роковой круговорот жизни, ее безысходность удивительно четко и просто отражены в этом стихотворении.

Стихи Блока во многом трагичны. Но трагичным было время, породившее их. Но суть творчества, по словам самого поэта, в служении будущему. В последнем своем стихотворении «Пушкинскому дому» Блок вновь говорит об этом:

Пропуская дней гнетущих
Кратковременный обман,

Прозревали дней грядущих
Сине-розовый туман.

Для понимания творчества поэта во многом немаловажен образ его лирического героя. Ведь, как мы знаем, люди отражают и самих себя в своих произведениях.

В стихотворении «Фабрика» мы видим обращение поэта-символиста к реальности, к социальной тематике. Но реальность соотносится с символической философией, осознанием лирическим героем своего места в жизни. В стихотворении можно выделить три образа: толпу людей, собравшихся у ворот; мистического персонажа («недвижный кто-то, черный кто-то») и лирического героя, говорящего: «Я вижу все с моей вершины...». Для творчества Блока это характерно: видеть все «с вершины», но при этом сам поэт остро ощущал жизнь во всем ее многообразии и даже в трагичности.

А.А. Блок
Основные темы лирики
Свое творчество А. А. Блок осмыслял в его единстве, называя все написанное романом в стихах, а трехтомник, в который вошли стихи, драмы, поэмы - «трилогией вочеловеченья».
1. Стихи о "Прекрасной даме"2. Стихи о России3. Поэма «Двенадцать»1. Стихи о «Прекрасной даме»
Прекрасная дама - воплощение вечной женственности, вечный идеал красоты.
Лирический герой - служитель Прекрасной дамы, ожидающий преображения жизни.
Поэт готов отрешиться от всего реального и земного, замкнуться на своих переживаниях: Предчувствую Тебя. Года проходят мимо - Все в облике одном предчувствую Тебя. Весь горизонт в огне - и ясен нестерпимо, И молча жду, - тоскуя и любя. В стихах этого цикла звучит мотив тревоги, ощущение близкой катастрофы, одиночества, тоски.

Особенности поэтической речи:
Фантастичность и загадочность изображаемого.
Неопределенно-личные предложения.
Особенные эпитеты: «руки незримые», «сны невозможные», «шаги несуществующие».

2. Стихи о России
В лирике Блока слышится постоянное обращение к России. Не только в безвоздушном пространстве фантазии, но и в определенном, русском воздухе, на просторе русских полей помещает он свою лирику. Содержание и дух своего лиризма Блок не мыслит вне глубочайшей связи с Россией. Особый отпечаток своей души он выводит из новейшей истории.

Стихи Особенности содержания и стиля
«Россия» (1908 гТема родины в этом стихотворении уходит корнями в глубокое прошлое. Это сыновняя исповедь об эпохе, временах «лет темных и глухих», но уже предвещающих стихийные ветры революции - с разбойным посвистом, уничтожением усадеб. Но эта тема «свободы без креста» проходит лишь намеком, неосознанным предчувствием:
И невозможное возможно, Дорога долгая легка...
«На поле Куликовом» цикл (1908 г.) Духовный итог всех предыдущих лет - новая философия жизни, новое преставление о ее сущности, как бы синтез прежних концепций «храма» и «стихии»: И вечный бой! Покой нам только снится Сквозь кровь и пыль... Летит, летит степная кобылица И мнет ковыль...
В «Поле Куликовом» возникает женский образ - особенный, сообразный всему остальному. В этом образе нет ничего от земных женщин, это словно возвращение в поэзию Блока самой Вечной Женственности - но преобразившейся, с другим лицом:
О, Русь моя! Жена моя! До боли Нам ясен долгий путь!..
...Испепеляющие годы!
Есть немота - то гул набата
Безумья ль в вас, надежды ль весть
Заставил заградить уста.

От дней войны, от дней свободы -
В сердцах, восторженных когда-то,
Кровавый отсвет в лицах есть.
Есть роковая пустота.
Эту пустоту Блок стремится заполнить Россией, он говорит о России с каким-то болезненным стоном любви и тоски. Он называет ее своей женой, своей бедной женою, своей жизнью; он нищую страну свою и круг её низких, нищих деревень принимает глубоко в сердце и безумно хочет разгадать ее загадку и ее рыдания.

3. Поэма «Двенадцать»
Поэма «Двенадцать» написана за три дня, в январе 1918 г., Поставив точку в конце поэмы, Блок записал в дневнике: «Сегодня я - гений».
В поэме звучит музыка разыгравшейся стихии, ею наполнена вся поэма. Музыка слышна и в свисте ветра, и в маршевом шаге «двенадцати», и в «нежной поступи» Христа. Музыка - на стороне революции, на стороне нового, чистого, белого. Старый мир (черный) музыки лишен.

Основной художественный прием - антитеза, контраст что же противопоставляется в поэме?

Старый мир Новый мир
буржуй красноармейцы
писатель-вития ветер
товарищ поп снег

Пёс
Стихия цвета «Черный вечер. Белый снег» Черное - старое, уходящее, белое - новое, устремленное в будущее. Жестокое разделение - таково время, никаких полутонов. А еще в поэме возникает красный цвет - цвет знамени, крови, революции.
Стихия музыки 2 глава - ритм марша; 3 глава - частушка, 9 глава - городской романс.
Стихия природы Безудержная, веселая, жестокая. «Ветер - на всем божьем свете!» Космический масштаб, ветер сбивает с ног, загоняет в сугробы представителей старого мира. «Ветер веселый и зол, и рад. Крутит подолы, прохожих косит, рвет. Мнет и носит большой плакат: «Вся власть Учредительному собранию».
Ветер сопровождает «Двенадцать» («Гуляет ветер, порхает снег, идут двенадцать человек»). Ветер играет красным флагом. Снег крутит, порхает, переходит в метель, «снег воронкой завился, снег столбушкой поднялся». Метель в душе Петрухи. Начинается пурга.
Стихия душ человеческих Безудержная, жестокая, непостижимая у «двенадцати»: «В зубах цигарка, примят картуз, на спину б надо бубновый туз» (бубновый туз - знак каторжника) Свобода, свобода, Эх, эх, без креста!», т. е. дозволено все.Ненависть к старому миру выливается в призыв «Пальнем-ка пулей в Святую Русь - в кондовую, в избяную, в толстозадую».
8 глава Самая страшная глава. Скучно! Все без меры: горе, радость, тоска. Скучно - это серо, серо - это безлико.
11 глава Идут без имени святого
Все двенадцать - вдаль.
Ко всему готовы,
Ничего не жаль.
Стихия вседозволенности Всё это жестоко, непостижимо, безудержно, страшно! Но все-таки впереди «двенадцати» - Христос. Он словно выводит их с метельных улиц Петрограда в миры иные.
Появление Иисуса Христа С появлением Христа меняется ритм: строчки длинные, музыкальные, будто наступает вселенская тишина:
Нежной поступью надвьюжной,
Снежной россыпью жемчужной,
В белом венчике из роз -
Впереди - Иисус Христос.

В статье «Интеллигенция и революция», написанной почти одновременно с поэмой, Блок восклицал: «Что же задумано? Переделать все. Устроить так, чтобы все стало новым, чтобы лживая, грязная, скучная, безобразная наша жизнь стала справедливой, чистой, веселой и прекрасной».

Предварительный просмотр:

Конспект

открытого урока по литературе

на тему:

«А.А. Блок. Мотивы лирики».

Екатерина

Александровна,

Учитель русского

Языка и литературы

МОУ Гимназия №56»

П. Красково

Тема урока

А.А.Блок. Мотивы лирики.

Цели урока:

Образовательные

  1. Выявить основные мотивы лирики Блока.
  2. Через творчество познакомиться с биографией автора.

Развивающие

  1. Способствовать

Формированию у учащихся навыков поисково-исследовательской деятельности,

Расширению кругозора за счёт приобретённых умений и навыков,

2) Закрепить навык

По систематизации материала,

Участия в дискуссии,

Совершенствовать умение учеников делать самостоятельные выводы после знакомства с несколькими произведениями,

Обоснованно выражать своё мнение, отстаивать его,

Совершенствовать выразительное чтение и умение анализировать поэтический текст.

Воспитательные

Способствовать нравственно-эстетическому воспитанию личности:

Воспитать внимание к слову, формировать интерес к лирике Блока,

Формировать представление о вечных ценностях,

Воспитывать любовь к Родине,

Воспитывать высокое отношение к женщине.

Технологии:

Проектная технология,

Технология опережающего обучения,

Технология группового обучения,

Блочно-модульная технология,

Технология исследовательского обучения.

Межпредметные связи:

История,

Музыка,

Живопись,

Кино,

Философия,

Психология.

Оборудование:

Портрет Блока,

Репродукции картин русских художников,

Фрагменты из художественного фильма «Есенин»,

Запись стихотворения Блока «Незнакомка» в исполнении

Ярцевой,

Схемы, опорные конспекты,

Компьютер и мультимедийная доска.

Предварительно ребята получили задание к уроку: самостоятельно ознакомиться со стихотворениями Блока, его дневниковыми записями, письмами, статьями. На основе своих наблюдений, разбившись на группы, ученики должны были разработать проекты по темам:

1) «Стихи о Прекрасной Даме».

2) Цикл «Город».

3) Тема Родины в поэзии Блока.

4) В чём истоки патриотизма лирики Блока?

План урока

  1. Слово учителя
  2. Проверка домашнего задания:

Проект «Стихи о Прекрасной Даме»,

Беседа по проекту «Город»

3) Новый материал (нравственная мысль стихотворения «Незнакомка»

4) Проверка домашнего задания:

Проект «Родина в лирике Блока»,

Беседа по проекту «В чём истоки патриотизма лирики Блока?»

5) Итоги урока:

Образы,

Мотивы,

6) Домашнее задание

А.А. Блок. Мотивы лирики.

Слово учителя

Когда под забором в крапиве

Несчастные кости сгниют,

Какой-нибудь поздний историк

Напишет внушительный труд…

Вот только замучит проклятый,

Ни в чём неповинных ребят

Годами рожденья и смерти

И ворохом скверных цитат…

Печальная доля – так сложно,

Так трудно мучительно жить,

И стать достояньем доцента,

И критиков новых плодить…

Зарыться бы в снежном бурьяне,

Забыться бы сном навсегда!

Молчите, проклятые книги!

Я вас не писал никогда.

Поэтому говорить о личности Блока, о его судьбе мы будем немного нетрадиционно: не от биографии к творчеству , а через творчество к биографии . Опираться будем на произведения, дневники, статьи, письма.

Тема сегодняшнего урока: «А.А.Блок. Мотивы лирики». А значит, цель занятия – выяснить, каково мироощущение автора, что его волновало, какие мотивы являются главными в его творчестве.

Начинаем знакомство с поэтом. Кстати, о знакомстве с этим человеком мечтали многие: поклонники, начинающие авторы. Давайте посмотрим, как произошла первая встреча Блока и Есенина.

Проследите, каким предстаёт А.А. Блок во фрагменте из художественного фильма «Есенин»?

(Блок представлен интеллигентным, серьёзным, задумчивым.

Кажется, что он разочарован в жизни, умеет разглядеть талант, достойно оценить его. Блок деликатен, рассудителен, пессимистичен)

Это 1915 год. Блок задумчив, пессимистичен. Всегда ли он был таким? В блоковедении высказываются разные мнения. Мы проведём своё исследование. Перенесёмся в далёкий 1901 год. В это время Блок создаёт цикл «Стихи о Прекрасной Даме».

Давайте выясним, каковы мотивы его лирики этого периода? Каково мироощущение Блока?

Но сначала с помощью толкового словаря уточним значение слова «мотив».

(Мотив – составная часть сюжета или тема в произведении искусства.)

Итак, смотрим проект «Стихи о Прекрасной Даме», выясняем, какие темы волнуют автора, какие образы возникают в его творчестве?

(Выступление учеников: читаются стихи из цикла «Стихи о Прекрасной Даме», даётся характеристика поэзии этого периода, делается вывод о мироощущении автора.)

Вопрос выступившей группе

Всё ли вам было понятно в стихотворениях цикла «Стихи о Прекрасной Даме»?

(Многое непонятно)

Почему Блок в этот период пишет непонятно? Как вы считаете?

(Во-первых, Блок посвящает стихи таинственному, непостижимому, то есть мечте. Во-вторых, Блок в это время увлечён мистикой. Поэтому так много непонятного в стихотворениях этого цикла.)

Вопрос классу

Какие образы являются главными в цикле стихотворений «Стихи о Прекрасной Даме»?

(Это образы природы, женщины, мечты, реальности, общества, города.)

Город у Блока. Это конкретный город или город вообще?

(Это Петербург)

В какие тона раскрашивает Блок Петербург? В каких стихотворениях?

(В стихотворениях 1901 – 1902 года Петербург окрашен в светлые тона, в цикле «Город» - в мрачные тона.)

Как вы считаете, Петербург для Блока друг или враг? Аргументируйте свой ответ.

(У Блока противоречивое отношение к Петербургу. С одной стороны, это друг (здесь происходили встречи с Л.Д.Менделеевой, автор называет город «милым другом», окрашивает его в светлые тона), с другой стороны, Петербург – воплощение зла. Об этом свидетельствуют мрачные тона, страшные существа, карлики, живущие в городе, кровь на мостовой.)

Один из учеников, работавших над проектом «Город» читает стихотворение наизусть.

Как вы думаете, почему в этом стихотворении картина мира совсем не похожа на картину мира в «Стихах о Прекрасной Даме»?

(Во-первых, это стихотворение написано в 1908 году и входит в цикл «Город», во-вторых, автор показывает не мечту, а реальное капиталистическое общество, в-третьих, если Прекрасная Дама – добро, значит, есть и воплощение зла.)

Давайте послушаем ещё одно стихотворение Блока «Незнакомка» в исполнении Ярцевой.

Какие образы мы видим в нём? К какому циклу , на ваш взгляд, принадлежит это стихотворение? Аргументируйте свой ответ.

(Возникают образы города, женщины-незнакомки. Незнакомка показана таинственной, загадочной. Это сближает её с Прекрасной Дамой. Но при описании города используются мрачные тона, обращают на себя внимание такие детали:

- «тлетворный дух»,

- «детский плач»,

- «кривится диск»,

- «пьяное чудовище».

Это свидетельствует о том, что, скорее всего, стихотворение входит в цикл «Город»)

Безусловно, каждый из вас представил свою Незнакомку. Возможно, она такая (на доске – иллюстрация к стихотворению).

Незнакомка таинственна, загадочна. Мы ничего не знаем о её жизни, о её судьбе, но можем предположить, счастлива ли она?

(Вряд ли. Не может женщина быть счастливой в таком городе, в таком обществе.)

В стихотворении «Незнакомка» заложена в высшей степени нравственная мысль : если в обществе женщина несчастна, если она унижена, оболгана, обманута, то унижена и обманута вся нация. Поэтому судьба женщины является для Блока символом судьбы самой России.

Только ли у Блока женщина – символ судьбы России?

(Нет. Подобные мотивы встречаются у Некрасова.)

Давайте посмотрим ещё один проект «Родина в лирике Блока».

(Выступление учеников: характеристика стихотворений о Родине, чтение произведений наизусть, представление видеоматериалов).

Вопрос классу

Какие образы возникают в произведениях Блока о Родине?

Есть ли у вас дополнения? Какие биографические сведения подтверждают любовь Блока к Родине?

(1.После революции Блок перестал писать. Он признавался, что «задыхается». Но несмотря ни на что не только не выехал за границу, но и раздражённо относился к тем эмигрантам, которые осуждали Россию.

2. Блок считал, что нельзя оставлять Родину в трудные для неё времена.

3.У Блока с Родиной была очень крепкая кровная связь. Будучи смертельно больным, Блок так и не выехал на лечение за границу. Сначала очень долго оформлялись документы на выезд. Как только они были оформлены – Блока не стало. Получается Родина-жена не отпустила.)

Как вы думаете, в чём истоки патриотизма Блока?

(Патриотизм – это любовь к Родине. Родина для Блока сначала Шахматово, позднее Родина – вся Россия.

Любовь формируется в результате эстетического воздействия (источник – природа) и нравственного воспитания (источник – семья).

Природа, Родина – слова одного корня. Они дают жизнь человеку, творческие силы поэту. И действительно, настали тяжёлые для Родины времена, и подорваны силы поэта. Уже в 1919 году современники говорили о Блоке: «Мёртвый поэт», - а в 1921…

Фрагмент из художественного фильма «Есенин»

Что стоит за фразой Есенина? Как вы её понимаете?

Почему стихотворения Блока близки и понятны современникам независимо от возраста, происхождения?

(1. Блок продолжает традиции русской литературы 19 века. Он пишет о том, что волнует любого человека:

О любви,

О Родине,

О женщине,

О России,

О революции.

2. Блок – символист, а символ – окно в бесконечность, он допускает несколько истолкований, а читатель становится соавтором.)

Итак, мы пришли к выводу, что основными мотивами лирики Блока являются темы любви, Родины, города, революции.

Мотивы одни, а ощущения? Психологи в этом случае опираются на специальные тесты, важным для них является цвет. Используем эту технологию. Что о мировосприятии Блока говорит цветопись?

Какие цвета использует Блок в начале своего творчества и в конце?

(В начале творчества – белый, лиловый, лазурный, золотой, серебряный, розовый. В конце творчества – чёрный, тусклый, свинцовый, оловянный. Таким образом, цветовая гамма меняется. Это ясно отражает мироощущение поэта.)

В начале урока звучал вопрос: «Всегда ли Блок был пессимистичным, замкнутым?»

Опираясь на наше исследование, напишите эссе «Каким я представляю Блока?»


Рита Соловьева

Основные мотивы лирики Блока

Сам поэт хотел от своих читателей, чтобы его лирика рассматривалась как единое произведение - как трехтомный роман в стихах, названный им «трилогией вочеловечения». В центре его лирики - сама личность современного человека. Именно личность в ее отношении со всем миром (и социальным, и природным, и «космическим») составляет ядро проблематики поэзии Блока. Личность Блока и стала героем «трилогии вочеловечения». Поэтому по отношению к нему в литературоведении используется категория «лирического героя». Впервые этот термин появился в работах литературоведа Тынянова в его статьях о поэзии Блока. По его словам, самой большой лирической темой Блока стала сама личность поэта. «Вочеловечение» - слово из богословского лексикона, обозначает явление Сына Человеческого, воплощение Бога в человеческом облике. В поэтическом сознании Блока образ Христа связан с идеей творческой личности, самоотрекающегося ради идеалов добра и красоты.

Система мотивов - образные, лексические, интонационные повторы, связывающие отдельные стихотворения и циклы в единое целое. Мотив, в отличие от темы, категория формально-содержательная. То есть мотив в поэзии служит композиционной организации множества отдельных стихотворений в ощутимое лирическое целое. Он создается многократно повторяющимися и варьирующимися от стихотворения к стихотворению лирическими ситуациями и образами (метафорами, цифрами, цветовыми обозначениями). Центральный цикл первого тома трилогии - «Стихи о Прекрасной Даме». В них отразился любовный роман Блока с Менделеевой и увлечение философскими идеями В.С. Соловьева. В учении философа Блока привлекала мысль о вечной женственности, о том, что через любовь возможно устранить эгоизм и объединить человека и мир. В женщине необходимо узреть ее небесную природу. Сюжет стихов «О прекрасной Даме» - это сюжет ожидания встречи с возлюбленной. Лирические герой и прекрасная дама заведомо неравны, это противопоставление земного и небесного. В их отношениях атмосфера средневекового рыцарства, она на недосягаемой высоте. Повторяющиеся мотивы - «неведомые тени», «непостижимая тайна», «все узнается», «жду», «слежу», «гадаю». Герой тоскует от любви. Образные церковные знаки - лампады, свечи, алый, белый и золотой цвета. Герой в то же время боится встречи с музой: «… Весь горизонт в огне, и близко появление. Но страшно мне - изменишь облик Ты. И резкое возбудишь подозрение, Сменив в конце привычные черты.» (Короче, все это закончилось тем, что Блок ни разу не притронулся к Менделеевой, и так ей надоел своим рыцарством, что она ушла к Белому. Это как раз говорит о том, что Блок очень буквально воспринимал и переживал свою лирику, и это было не всегда совместимо с практической жизнью.) Второй том - мотив погружения в жизненные стихии. Теперь сознание героя обращено к НЕ придуманной жизни. Стихия природы, урбанистическая цивилизация, земная любовь нашли отражение в этой лирике. Поле зрения героя - национальная и общественная жизнь страны. Стихия - ключевой символ. Прекрасная Дама вытеснена Незнакомкой - женщиной двух миров, напоминание об высоком идеале в мире разврата и пьяниц. Главное для Блока - мужественная идея противостояния страшному миру, идея долга. Можно понять его философию на этом жизненном этапе на примере этого стихотворения: О, весна без конца и без краю - Без конца и без краю мечта! Узнаю тебя, жизнь! Принимаю! И приветствую звоном щита! Принимаю тебя, неудача, И удача, тебе мой привет! В заколдованной области плача, В тайне смеха - позорного нет! Принимаю бессонные споры, Утро в завесах темных окна, Чтоб мои воспаленные взоры Раздражала, пьянила весна! Принимаю пустынные веси! И колодцы земных городов! Осветленный простор поднебесий И томления рабьих трудов! И встречаю тебя у порога - С буйным ветром в змеиных кудрях, С неразгаданным именем бога На холодных и сжатых губах... Перед этой враждующей встречей Никогда я не брошу щита... Никогда не откроешь ты плечи... Но над нами - хмельная мечта! И смотрю, и вражду измеряю, Ненавидя, кляня и любя: За мученья, за гибель - я знаю - Все равно: принимаю тебя! Третий том. Ведущий мотив - омертвение мира современной городской цивилизации. «Ночь, улица, фонарь, аптека…» - яркий пример. Герой греховен, черств, он устал. Ощущение безысходности, мысль о грядущем возмездии за измену идеалу. Новые ценности - народная жизнь, Родина. Тема России - отныне важнейшая в его творчестве. Для лирического героя любовь к Родине - интимное чувство. Образы Руси и Жены очень близки. Стихотворение «Россия» Опять, как в годы золотые, Три стертых треплются шлеи, И вязнут спицы росписные В расхлябанные колеи... Россия, нищая Россия, Мне избы серые твои, Твои мне песни ветровые,- Как слезы первые любви! Тебя жалеть я не умею И крест свой бережно несу... Какому хочешь чародею Отдай разбойную красу! Пускай заманит и обманет,- Не пропадешь, не сгинешь ты, И лишь забота затуманит Твои прекрасные черты... Ну что ж? Одной заботой боле - Одной слезой река шумней А ты все та же - лес, да поле, Да плат узорный до бровей... И невозможное возможно, Дорога долгая легка, Когда блеснет в дали дорожной Мгновенный взор из-под платка, Когда звенит тоской острожной Глухая песня ямщика!.. Мотив пути. В финале лирической трилогии это общий для героя и его страны «крестный путь».

Отрывок из поэмы "Hа поле Куликовом". Александр Блок 1. Река раскинулась. Течёт, грустит лениво и моет берега. Над скудной глиной жёлтого обрыва В степи грустят стога. О, Русь моя! Жена моя! До боли Нам ясен долгий путь! Наш путь - стрелой татарской древней воли Пронзил нам грудь. Наш путь - степной, наш путь - в тоске.............................безбрежной, В твоей тоске, о, Русь! И даже мглы - ночной и зарубежной - Я не боюсь. Пусть ночь. Домчится. Озарим кострами Степную даль. В степном дыму блеснет святое знамя И ханской сабли сталь... И вечный бой! Покой нам только снится Сквозь кровь и пыль... Летит, летит степная кобылица И мнет ковыль... И нет конца! Мелькают версты, кручи... Останови! Идут, идут испуганные тучи, Закат в крови! Закат в крови! Из сердца кровь струится! Плачь, сердце, плач... Покоя нет! Степная кобылица Несётся вскачь!

Александр Александрович Блок - русский поэт, писатель, публицист и переводчик, а также классик русской литературы 20 века.

Главные черты поэтической манеры этого автора: тяга к цветовой и звуковой выразительности, музыкально-песенный строй и сложная структура образа. Это очень важные составляющие эстетики символизма, кой автор всячески поддерживал. Как приверженец этого направления автор верил, что всё, что происходит в нашем мире - это лишь отражение других миров. Для него и слова, и язык были некими знаками. Автор видел в них то невидимое для других, что считал особыми знаками свыше, которые оставляют место для непостижимого и неизведанного.

Уже в ранних стихах поэта прослеживались серьёзные черты, такие, как страстность искренность и напряженность чувства. Это был фундамент грядущих завоеваний Александра Александровича как поэта. Такие стихи как "Фабрика" и "из газет" из последнего раздела его первого сборника уже отражают появления гражданских настроений у автора.

Книга стихов под названием "Неожиданная радость", выпущенная в 1907 году, сделала Блока известным среди читателей. В ней уже опять наблюдается изменение тематики его произведений: герой изменился, если в первом сборнике стихотворений он представлялся в образе отшельника, то теперь же он стал жителем города, который жадно спешит жить. По этому сборнику видно, что автор становятся более реалистичным, более нацеленным на действительность, нежели на сказочную романтику. На изменение его взглядов повлияли события революции 1905-1907 годов.

Проигрыш первой русской революции оказался толчком для переоценки ценностей не только Блока, но и всех символистов. Для автора же это время стало осмыслением искусства и его роли в жизни людей. Теперь уже его герой - это человек, который находится в поисках крепких отношений с теми, кто его окружает, олицетворяет свою судьбу с общей судьбой человечества.

Тема человеческой гибели в мире была освещена автором намного глубже и обширнее, чем это сделали авторы до него. К этой теме можно отнести цикл стихотворений "Родина", где автор рассуждает о путях развития России, чей образ контрастирует: она то ужасно привлекательна, то полна страшных событий, вызывает тревогу.

Из этого всего можно заключить, что поэзия Александра Александровича Блока - это некое зеркало, в котором мы можем наблюдать весь драматизм эпохи 19-20 века. С помощью определенной насыщенности, романтической составляющей и реалистичный конкретики автор смог описать сложный и многообразный мир, который нас с вами окружает.

Также читают:

Популярные сегодня темы

  • Какова роль отца в жизни ребенка? Итоговое сочинение

    Семья - это опора человека. Любовь и поддержка близких помогают преодолевать трудности. Мы не выбираем семью, в которой рождаемся. От родителей ребенок берет лучшие и худшие качества.

  • Сочинение Мой любимый сказочный герой (Иван Царевич, Карлсон, Баба яга) 3, 5 класс

    Баба-яга является одним из главных персонажей русских народных сказок. По идее, Баба-яга олицетворяет собой злые силы, она ворует детей, жарит их в печке и съедает

  • Жизнь Матрены с цитатами в рассказе Матренин двор Солженицына

    В своем рассказе Солженицын поднимает тему праведников в России. Простые люди, готовые жертвовать своей жизнью для других, не ожидая благодарности – редкость. Именно такой автор видит свою героиню.

  • Слух о сумасшествии Чацкого в комедии Горе от ума Грибоедова сочинение

    Распространение слуха о сумасшедшем состоянии главного персонажа произведения возникает в третьем действии пьесы на званом балу в фамусовском доме из-за случайно оброненной фразы Софьи Фамусовой.

  • Образ и характеристика Репетилова в комедии Горе от ума Грибоедова сочинение

    Репетилов является одним из второстепенных героев комедии «Горе от ума». Он является другом Чацкого. Его нельзя назвать положительным героем, он имеет ряд серьезных недостатков.