Я гляжу на это дело в древнерусской тоске.

«Аквариум»

Друзья, обращаюсь к вам с просьбой — не судите строго товарища Кадзунори Ямаути, уже который десяток лет возглавляющего студию Polyphony Digital и трудящегося над серией Gran Turismo. Он перфекционист и гонщик, но, увы, не игрок. Поэтому не стоит удивляться тому, что в его последнем проекте под названием Gran Turismo Sport вы не найдёте ничего, что бы дарило простую радость. Да и откуда ей взяться, когда внезапно оказывается, что за полную стоимость ты получаешь не просто огрызок Gran Turismo 6 — игра огорошивает странной и спорной реализацией чуть ли не всех составляющих.

Так, Gran Turismo Sport намертво привязана к онлайну. Когда сервера закроются, игра превратится в тыкву. Без подключения к интернету доступен лишь режим «Аркада», где можно кататься на купленных автомобилях на доступном количестве трасс (согласно уровню гонщика), да вот незадача — без онлайна вы не сможете приобрести новые машины, а достижения не сохраняются.



«Кампания» — здесь есть кампания! — представляет десятки испытаний, разбитых на три группы, где вас нудно и долго будут учить разгоняться и тормозить, входить в повороты и обходить противников. Баланса сложности нет. Отдельные испытания в начале списка проходятся с трудом и бранью, другие без проблем дарят золото и призовые наградные.

Несмотря на всю скуку подобного времяпрепровождения, где нет и намёка на «Карьеру» с чемпионатами, проходить испытания надо. Только так можно стать обладателем нескольких весьма дорогостоящих автомобилей. В противном случае копить, чтобы купить, придётся долго. Экономика настроена так, чтобы вы денно и нощно торчали в онлайне, зарабатывая кредиты и «бонусные мили». Последние — альтернативная валюта, которая копится параллельно с кредитами, и за неё можно покупать шлемы и позы для гонщика, раскраски и наклейки для автомобилей, а также новые машины! Но — только те, что в данный момент представлены в соответствующем магазине.

Ничуть не удивлюсь, если «бонусные мили» впоследствии станут продавать за реальные деньги. Уж слишком хорошо они укладываются в модные нынче микротранзакции. Не хватает только контейнеров, но с будущими обновления ещё и не такое прилететь может.




Здесь будут проводиться чемпионаты, и уже висят напоминания о запланированных на следующий месяц событиях. Тут есть ежедневные соревнования — пока лишь три заезда, которые стартуют с 20-минутным перерывом, в строго определённое время. Другими словами, если написано, что гонка начнётся в 23:00, то хоть из штанов выпрыгните, ускорить процесс не получится. В ожидании остаётся лишь проходить квалификацию — нарезать круги на пустой трассе и пытаться показать как можно лучшее время. Чем быстрее, тем меньше шансов оказаться в хвосте выезжающей из боксов колонны.

Когда гонка заканчивается, она автоматически переносится на час вперёд, и теперь можно уделить внимание второму заезду (за ним — третьему). А это значит, ещё 15 минут квалификации и 5 минут мультиплеера… Для игры, которая требует постоянного подключения к интернету, тут слишком редко получается взаимодействовать с другими игроками.

Чтобы уберечь пользователей от «грязной» игры, когда хулиганы пытаются выбивать оппонентов с трассы, здесь они за агрессивное вождение на время становятся «призраками» и не могут сталкиваться с машинами других игроков. Справедливый подход. Дополнительно у каждого игрока есть два маркера. Первый определяет его мастерство, а второй — показывает, насколько аккуратно он водит.

И если данный вид мультиплеера предназначен для парней, которые хотят «честного» спорта со строгими правилами, то другой, называемый «Зал ожидания», реализован по устаревшей схеме и мало кого привлекает. Приходится создавать комнату и надеяться, что к тебе кто-нибудь заглянет на огонёк.

Подобный подход можно было бы списать это на желание Кадзунори Ямаути сделать игру для настоящих фанатов автогонок, готовых мужественно терпеть все ограничения. Проблема в том, что другим игрокам тут делать нечего. Если вам не по душе вышеописанный раздел «Спорт», то, увы, больше тут нет развлечений, поскольку остальные составляющие реализованы в диапазоне от «так себе» до «ёлки-палки».

Хотя нет...




Нет больше ни одной игры в мире, которая бы так же страстно любила автомобили, как Gran Turismo. Ах, как здесь они представлены! Камера скользит по их плавным изгибам, свет танцует по лакированным поверхностям, лёгкая музыка с волнением встречает нового гостя, а довольное урчание двигателя показывает, как он рад оказаться у вас в гараже.

К каждому автомобилю прикладывается краткое описание. В раздел «Центр брендов» ныряешь и надолго зависаешь — столько там интересной информации по автопроизводителям, редких фотографий и YouTune-роликов. Не совсем понятно, что в этом музее делают жизнеописания гонщика Льюса Хэмилтона и швейцарской часовой компанией TAG Heuer. Идея-то хорошая, рассказывать про героев и брендовые игрушки, но в единичном экземпляре подобные разделы смотрится странно.

Изюминкой серии Gran Turismo давно является фотомод, и тут он стал ещё лучше! Купленные автомобили можно фотографировать не только на трассах, но и в огромном количестве живописных локаций (уже доступно бесплатное DLC на 10 ГБ, презентующее ещё больше интересных мест). Устаёшь перебирать варианты. Потом, определившись, находишь нужный ракурс, выставляешь нужные параметры и получаешь превосходное фото — гладкое, реалистичное, с мягким освещением и чёткими отражениями. Совсем не то же самое, что показывает игра.

Gran Turismo Sport, увы, не стала очередным бенчмарком для платформы PS4, какой была та же DriveClub. Разработчикам пришлось пойти на огромное количество компромиссов, чтобы обеспечить стабильные 60 к/с при участии в гонке 24 высоко детализированных автомобилей. 17 имеющихся трасс перекочевали из предыдущей части. Деталей минимум, голая земля с монотонной текстурой, плоские трава, деревья и зрители сегодня вызывают усмешку. Тени низкого разрешения и отражения, состоящие из грубых пикселей, мозолят глаза (мы играли на PS4 Pro). Динамической смены времени суток нет, как и погодных условий. Дождь и снег не завезли. Солнца, согласно традициям серии, нет. Небо в этом месте просто очень яркое, ничто не ослепляет водителя.




Да, новая часть — это во многом шаг назад, если сравнивать с Gran Turismo 5-6. Впрочем, благодаря выверенному стилю, мастерской работе с красками и светом, досконально проработанным автомобилям и умению обращать внимание зрителя на то, что сделано хорошо, игра смотрится достойно. Во многом торжественная атмосфера также обязана прекрасному саундтреку с огромным количеством мастерски подобранных музыкальных композиций. Впрочем, вернёмся к отрицательным сторонам игры.

Вы не сможете проехаться на легендарных машинах 50-70-хх годов, вам не устроить чемпионат на болидах прошлого или малолитражках из мира «простых смертных». Зато какой простор для будущих DLC!

Нельзя не отметить, что создатели Gran Turismo кое чему научились у Forza Motorsport. Теперь здесь можно не только раскрашивать автомобили (а также шлемы и костюмы гонщика), как душе угодно, но также делиться ими с другими пользователями посредством удобного сервиса. И в онлайне уже можно найти множество любопытных работ.


Физическая модель Gran Turismo Sport вполне себе хороша. Она обеспечивает азартное вождение, вынуждает учитывать особенности разных автомобилей и больно наказывает за малейшие ошибки. Управление с геймпада настроено великолепно, так что вовсе не обязательно бежать за рулем, чтобы побеждать в онлайне. Хорошо чувствуются колёса, жёсткость подвески и вес машины. Задний привод или передний — этот вопрос отпадает сразу же, стоит войти в поворот.

Повреждения никак не влияют ни на внешний вид, ни на управляемость. «Убить» машину в процессе заезда не получится. Пара царапин на корпусе появится — вот и все последствия удара в стену на скорости 230 км/ч.

Чтобы не было желания, как в старые добрые, использовать соперников и ограждения для торможения и выравнивания траектории, столкновения приводят к падению скорости. Срезать маршруты также не рекомендуется. Трава и грунт здесь обладают удивительным свойством — машины вязнут, стоит им сойти с асфальта.




Diagnosis

Gran Turismo Sport не стоит рассматривать как игру — и тогда сразу отпадает большинство вопросов к ней. Это гоночный тренажёр. В отличие от прочих симуляторов, тут вместо карьеры нам предоставляют длинный и нудный обучающий курс. Коллекционирование автомобилей не приносит радости, поскольку автопарк крайне скуден. «Честный» мультиплеер огорчает странными ограничениями. Соревнования проводятся в строго отведенное время на строго определённых трассах, не более трёх в час, а всё остальное время ты занимаешься прохождением квалификаций, в одиночку гоняя по кругу. Кому-то такой подход понравится, но если вам хочется без лишней нервотрёпки соревноваться с людьми, то лучше поискать другую игру.

Если бы Gran Turismo Sport продавалась не за полную стоимость, вопросов к ней было бы меньше. Но когда на прилавках лежит Forza Motorsport 7, нельзя не обратить внимание на то, какой огрызок выпустила студия Polyphony Digital. Для «простых смертных» в новой Gran Turismo есть лишь прекрасный фотомод, возможность раскрашивать автомобили и режим «Аркада» с туповатым ИИ. Этого слишком мало, чтобы рассыпаться в благодарностях за наконец-то состоявшееся явление Gran Turismo на PS4.

P. S. Игра занимает на жёстком диске около 70 ГБ, что весьма забавно, учитывая малое количество контента.

  • Лучшая в истории игр презентация автомобилей
  • Изумительный художественный стиль
  • Великолепный саундтрек
  • Много познавательных данных об автомобилях и производителях
  • Хорошая физическая модель
  • «Честный» соревновательный мультиплеер с обязательным прохождением квалификации перед заездами

Contra:

  • Без подключения к интернету игра превращается в тыкву
  • «Кампания» — это длинный, нудный, но обязательный обучающий курс управления автомобилем и ознакомления с трассами
  • Очень мало автомобилей и трасс, особенно если сравнивать с Gran Turismo 6 и Forza Motorsport 7
  • Странный выбор автомобилей — представлены только современные модели с перекосом в сторону суперкаров
  • За один час можно принять участие максимум в трёх мультиплеерных соревнованиях
  • Нет динамичной смены времени суток, нельзя настраивать погодные условия

Глядя на засилье сиквелов известных игр, можно сделать умозаключение, что есть два способа производства игровых серий. Первый заключается в нахождении уникальной формулы геймплея и постепенном внесении в него мелких, порой даже очень незначительных элементов. Каждый из них не должен ломать привычный игровой процесс и вписываться в него органично. Второй способ — кардинально переосмысливать все то, что было раньше, и выпускать продолжение, которое максимально отличается от оригинала. Но настоящие гении всегда найдут третий вариант.

Игра: Gran Turismo Sport
Платформа: PlayStation 4
Жанр: Racing
Дата релиза: 17 октября 2017
Разработчик: Polyphony Digital
Издатель: Sony Interactive Entertainment

Одним из таких гениев является господин Кадзунори Ямаути. Этот достопочтенный японец в 1997 году приступил к созданию игры своей мечты и, похоже, не сделал её до сих пор. Нет, саму игру-то он выпустил, и даже не одну часть, но разработчик раз за разом продолжает удивлять и создавать новую версию Gran Turismo, которая всегда поднимает и без того невероятно высокую планку качества, заданную предшественниками.

Появившись на свет в середине жизненного цикла самой первой PlayStation, игра остаётся эксклюзивом этого семейства консолей по сей день. С каждой новой частью происходило все то, чего ждали фанаты: серия становилась больше, лучше, разнообразнее, стремительно влетая на видеоигровой олимп. Игры франшизы GT становились настолько сложными и комплексными, что к пятой части Polyphony Digital выпустили своего рода демонстрационную версию, имевшую подзаголовок «Пролог». В ней самые преданные фанаты могли ознакомиться с тем, что их ждало в будущем. Для некоторых других игр серии прологи тоже выходили и, как правило, содержали гораздо меньшее количество машин и трасс, нежели полноценные игры. Зато они давали возможность прикоснуться к будущему любимой серии автосимуляторов и помогали скрасить время ожидания до релиза полной версии игры.

Именно поэтому многие фанаты GT ожидали, что Gran Turismo Sport окажется таким же прологом к новой «большой» игре. Отчасти предчувствие это оказалось правдой. Например, количество трасс не выигрывает у Gran Turismo 6, но зато все они проработаны настолько великолепно, что в очередной раз удивляешься старанию разработчиков. Я даже провел эксперимент и прокатился на треке Brands Hatch в Gran Turismo 6 и в Gran Turismo Sport. Выбран он был не просто так, а потому, как был доступен со времен бета-версии, о которой мы также на страницах нашего сайта. Увидеть и почувствовать прогресс со времён беты было крайне интересно. Когда я играл в шестую часть серии, трассы казались мне невероятно проработанными и крутыми. Но на фоне GT Sport всё это меркнет. PlayStation 4 позволяет в полной мере насладиться виртуальными треками. Трибуны с болельщиками, пит-стопы, растительность вокруг, красивейшее небо, масса мелких деталей. Все выглядит и играется великолепно даже на обычной PS4. Картинка находится на уровне не только коллег по жанру, но и может посоревноваться за звание самой красивой игры на данный момент. А уж какие красоты игра может выдавать на PlayStation 4 Pro, можно лишь догадываться.

«Проигрывает» игра предшественницам и в количестве машин. Но это слово взято в кавычки не просто так. В уже не раз упомянутой Gran Turismo 6 их количество перевалило за 1200, поэтому не доходящее до двух сотен число автомобилей в Gran Turismo Sport кажется сущей мелочью. Но для заездов и такого количества машин хватает с запасом. Они по традиции разделены на классы, поэтому выпустить на один трек Mercedes AMG и более медленный Chevrolet у вас не выйдет. Радует то, что каждый автомобиль из представленных в игре проработан до мельчайших деталей. Разработчики традиционно тесно сотрудничали с производителями авто, получали от них подробные чертежи, записывали звуки двигателей, выхлопных систем, шуршания шин по трассе для каждой отдельно взятой модели автомобиля, с маниакальной точностью переносили на экран цвета корпуса и внутреннюю отделку салона. Другими словами, к разработке ребята из Polyphony Digital подошли со свойственной им любовью к делу.

А еще в игре есть невероятно крутой фоторежим

Вообще, GT — это серия, которая вдохновляет людей. Некоторые легендарные гонщики выросли на ней и сейчас активно сотрудничают со студией Polyphony Digital. Меня игра в своё время также сподвигла на эксперименты, правда, не столь радикальные. Мне всего лишь захотелось раздобыть руль для того, чтобы проверить машины в деле. И, знаете, руль — это совсем другой уровень игры. GT Sport настолько проработана, что каждая машина ощущается иначе, чем предыдущая. Все они уникальны, а поведение их на трассе разительно отличается. Используя руль, вы со временем начнёте чуть ли не по малейшей вибрации ощущать, что болид съехал с полосы, что машина вот-вот уйдет в занос, что, передержав руль в повороте, вас нехило развернет и так далее. Я, признаться честно, даже не знаю, можно ли сделать ощущения от управления ещё лучше. Разве что прокатиться на настоящей машине по настоящему треку. И, вы не поверите, GT Sport дала мне и такую возможность!

В день мирового релиза игры компания Sony собрала игровых журналистов и предложила всем в рамках презентации почувствовать себя почти настоящим пилотом гоночного автомобиля на треке Moscow Raceway. В ходе этого мероприятия мне стали понятны две вещи: я понял, почему тех, кто управляет гоночными авто, называют пилотами, а не водителями (подсказка: скорости бешеные). И вторая — единственное, чего не хватает Gran Turismo для полноценной симуляции вождения, — это перегрузок, которые испытывает пилот, сидя за рулем. В остальном же модель поведения авто максимально приблизилась к идеалу. Ну а самое удивительное в Gran Turismo Sport то, что в апреле 2018 года состоится первый киберспортивный чемпионат под эгидой Международной автомобильной федерации FIA. Его победители будут приглашены на церемонию вручения наград вместе с настоящими гонщиками мирового уровня. Так серия Gran Turismo стирает границу между виртуальностью и реальным миром.

Для того чтобы в тонкостях овладеть управлением автомобилем, в игре есть масса уроков вождения, испытаний и специальных заданий, за выполнение которых вас наградят как повышением вашего личного уровня (что влияет на подбор соперников во время онлайн-заездов), так и новыми машинами. К сожалению, за исключением этого режима и гонок с ИИ, однопользовательских приключений в игре попросту нет. И это расстраивает, ведь раньше в GT была отличная кампания, которая позволяла вам пройти путь от водителя, который буквально приехал посоревноваться на том, что стояло у него в гараже, до настоящего профессионала мирового класса. Ориентация игры на онлайн, конечно, продлит ей жизнь на долгие годы вперед, но не всем такой подход придется по душе.

А вот в чем игра стала ощутимо лучше, так это в своей образовательной части. Если раньше каждый автомобиль был снабжён дежурной текстовой информацией, то в новой игре разработчики выделили под историческую часть целый раздел в главном меню. Информация представлена в виде невероятно крутого интерактивного учебника. И пускай вас не пугает это слово. Тут есть специальный таймлайн, на котором расположены важнейшие события мирового масштаба и то, как они повлияли на развитие автоспорта. Интересно подана и история самого автоспорта, рассказано о возникновении важнейших чемпионатов и о жизни великих автогонщиков, и на всё это накладывается история самой серии Gran Turismo. Сложно объяснить словами, но когда видишь такое и понимаешь, насколько колоссальный объем работы был вложен в то, чтобы просто передать вам информацию, становится видно, насколько Polyphony Digital любят то, что делают. Я провел несколько часов в этом разделе игры, просто открывая для себя новые интересные факты. Да, просто сидел и читал, ещё не проехав на виртуальной машине ни одного метра. Невероятно увлекательное занятие, поверьте мне на слово.

Приятно радует поддержка игрой гарнитуры виртуальной реальности . Нет, все без исключения автомобили и трассы этим режимом не поддерживаются. Тем не менее владельцы VR-шлема будут приятно удивлены тем, насколько реалистично выглядят и ощущаются дорогие спорткары изнутри. У игроков будет реальная возможность впервые в истории серии GT оказаться непосредственно внутри игры, а не лицезреть её через прямоугольное «окошко» в форме экрана телевизора. Вкупе с качественным игровым рулём, виртуальная реальность позволяет перенестись на легендарные гоночные трассы и прочувствовать атмосферу игры так, как вам ещё никогда не доводилось.

Звуковое сопровождение традиционно на высоте. Звук мотора, визг шин и симфонии корпусов автомобилей, трущихся друг об друга во время поворота, стали уже стандартом для GT. Удивило другое: трассы в игре, что называется, «живые». Если вы остановитесь посреди трека, то не окажетесь в полной тишине. До вас будут доноситься звуки окружающего мира. Так и хочется бросить болид, выйти из машины и пойти гулять по местным просторам. Ну а что касается музыки, то она ничуть не уступает звуку. Музыкальные треки, звучащие во время игры, ничуть не отвлекают и задают нужный ритм происходящему. Ну а композиции, записанные для внутриигровых роликов (как и сами ролики), — это просто произведение искусства. CGI такого же уровня в игровой индустрии делает, наверное, только Blizzard.

Плюсы:

  • Прекрасная графика.
  • Великолепная физика поведения автомобилей.
  • Отличные музыка и звук.
  • Проработка окружения на высоте.
  • Виртуальная энциклопедия автоспорта.
  • Управление очень легко освоить.
  • Поддержка самых разных моделей рулей.
  • Обилие онлайн-возможностей для гонок.
  • Возможность принять участие в чемпионате FIA.
  • Поддержка шлема PlayStation VR.
  • Шикарнейший фоторежим.

Минусы:

  • Ориентация на онлайн и отсутствие одиночной кампании придется по душе не всем.
  • Ощутимо меньшее количество трасс и машин в сравнении с предыдущей частью.

В заключение хочу отметить, что Gran Turismo давно перестала быть просто игрой и стала неотъемлемой частью автомобильного спорта. В честь создателя серии Кадзунори Ямаути называют улицы в реальных городах, в рамках проекта Gran Turismo Vision разработчиками игры и автопроизводителями создаются реальные концепт-кары, которые проходят «обкатку» на физическом движке игры. Например, концепт одного из автомобилей, придуманного для Gran Turismo 6, станет прототипом машины Бэтмена в грядущей Лиге Справедливости. Polyphony Digital сотрудничает с настоящими гонщиками вроде Льюиса Хэмилтона. Ну и, как я уже говорил выше, новая игра даст возможность игрокам участвовать в онлайновых соревнованиях, которые будут проходить под эгидой Международной федерации автоспорта (FIA) в те же дни и на тех же трассах, что и в реальном мире. Такой коллаборацией не может похвастать ни одна другая игра. Лишь из-за отсутствия однопользовательской кампании, а также небольшого количества машин и трасс игра получает 9,5 баллов из 10 . Если же для вас это не так критично — смело ставьте десятку. В ближайшие годы ничего подобного в жанре автосимуляторов точно не выйдет.

Gran Turismo Sport - третий и самый ожидаемый автосимулятор этой осени. На данный момент эта серия фактически является самой именитой в мире. Ее окружает куча маркетинга, ее создатели сотрудничают с производителями авто и профессиональными гонщиками. У GT есть своя история, свои нюансы и свои особенности. Gran Turismo - это целый пласт игровой истории и культуры.

В этом году линейке Gran Turismo исполнится полных двадцать лет. Многие из нас выросли на этих гонках. Для кого-то они стали идеалом, для кого-то - предметом споров или объектом открытой ненависти. На протяжении долгих лет менялись технологии, менялись сами игры, менялись и мы. А Gran Turismo, видимо, остановилось в своем прогрессе. И это невероятно печально. Горько осознавать, что от серии к серии игра теряет свою конкурентоспособность, контент, технологии и банальную актуальность.

Я помню дни, когда сбегал с уроков со своим одноклассником, чтобы у него дома поиграть в Gran Turismo 3. Мы натурально были прикованы к игре, сдавая на права или участвуя в заездах. Возможно, это дело возраста и восприятия, но то же самое было и с другими номерными частями. Даже пятая и шестая GT, несмотря на ряд очевидных проблем и недоработок, оставались в памяти и периодически запускались ради «покататься». И это уже в сознательном возрасте, когда времени на игры стало меньше.

Четыре томительных года ожидания закончились - передо мной Gran Turismo Sport, и у меня есть огромное желание получить что-то грандиозное, захватывающее и эволюционировавшее. Ну, или хотя бы то, что мы и так привыкли видеть в серии: кучу треков, гору машин, хорошую физику и далее по списку. Но на деле передо мной фактически мертвая концепция гонок из прошлого, растерявшая по пути почти весь контент, шарм и былые заслуги. Право слово, в игре есть виртуальный музей производителя часов, являющегося спонсором многих реальных соревнований. В ней, к примеру, можно узнать всю биографию Льюиса Хэмилтона. Похвально, но зачем? Айртон Сенна, Михаэль Шумахер, Колин Макрей, Ричард Бернс, Ники Лауда, Ален Прост - где все эти имена и десятки других? Почему-то я должен поверить, что марка наручных часов гораздо важнее. Это не спорт, ребята.

Концепция игры, ее философия и методы «повествования» устарели морально. Все это не работает в современном мире, не вызывает вау-эффекта, не мотивирует играть, не доставляет удовольствие. Gran Turismo Sport можно сравнить с пластическими операциями, когда кожу натягивают чуть ли не на затылок. Вроде красиво, но все прекрасно понимают, что старушке давно пора на пенсию. Игра не отвечает современным запросам игрока, не имеет контентной наполненности как у конкурентов и вгоняет в некую грусть. Это даже не игра как таковая, а скорее тренажер или базовый курс теории автоспорта. И это совершенно не тот случай, когда вы стоите на пороге чего-то большого и интересного.


В любой другой игре ты можешь проехать по любой трассе в свободном заезде, потренироваться, понять физику, выучить какие-нибудь траектории или получше узнать поведение машин. В Gran Turismo Sport нельзя просто покататься, так как сначала необходимо прокачивать уровень пилота, который открывает доступ к трассам. При этом трасс этих в игре всего 17. Конечно, есть их вариации с разными поворотами, обратным движением и прочим. Но это просто смехотворно для современного рынка и игры с гордым подзаголовком Sport. Здесь банально негде ездить. Трассы успевают наскучить, особенно на фоне того, что они совсем не уникальны - они есть в других играх или были в прошлых частях Gran Turismo. Этому просто невозможно найти объяснение. Нельзя выпускать новую игру, которая по количественным показателям хуже предыдущей.

Перейдем к автомобилям - их здесь 120 штук. Ничего другого на данный момент нет. Для справки: в шестой части было свыше 1100 автомобилей. Да, не у всех были салоны, многие были малополигональными «портами» из прошлых частей серии - все это жаловались. Создателям игры стоило бы увеличить количество высокодетализированных автомобилей, а не вырезать их вообще. Притом даже эти 120 авто - это лишь искусственное число. Так, например, в ряду Alfa Romeo сразу пять авто, но четыре из них - это вариации одной модели с разными окрасками и обвесами. Из восьми BMW - три M4 и две М6. Пять Chevrolet - это четыре вариации Corvette C7. Продолжать? Не проблема! Из четырех Ferrari три - это 458-я модель. То же самое и с Lamborghini: там три из четырех машин - это Huracan. И так происходит с каждой маркой авто. Зато здесь есть сразу шесть GT-R. Чувствуете масштаб трагедии?


Разработчики с упоением рассказывают о том, что теперь можно делать красивейшие фотографии авто на фоне сотен разных пейзажей, будь то Япония, Париж или Манхэттен. Зачем это все? Почему патч первого дня весит 12 Гб, а дополнительные фоны - 9 Гб? Gran Turismo Sport - это игра о спорте или о часах и красивых фото? Почему в игре настолько мало основополагающего контента? Неужели знаменитый отдел контроля качества, а также отдел маркетинга не видели, что в игре банально нечего делать? Можно задать миллион риторических вопросов. Еще больше вопросов останется за скобками, особенно во время первых часов знакомства с игрой. Это же Gran Turismo, это же Sport. Но складывается ощущение, что четыре года разработки из игры старательно все вырезали, а не добавляли или улучшали.

Не буду врать - по сравнению с шестой и уж тем более пятой частью в плане графики игра шагнула далеко вперед. Это уже не серое месиво без цветокоррекции и с картонными зрителями, квадратными деревьями и постройками. Наконец-то трассы выглядят сочно и фотореалистично. Теперь мы видим вполне приемлемую картинку с картонными зрителями и квадратными деревьями. И это не сарказм или какой-то дикий вид иронии - это правда. Технологически и визуально игра стала лучше, но детские болячки в ней остались. Почему? Из-за чего? Ведь PlayStation 4 гораздо мощнее предшественницы, не говоря уже о PRO-версии. Да, здесь нет таких убогих задников, как у на этой же консоли. Но лица зрителей «замылены», маршалы достают свои флаги из параллельной вселенной, а все, что находится за видимыми пределами трассы, вызывает вопросы.


Но и это еще не конец. Единственное, что вы можете делать в игре без постоянного подключения к Интернету - играть с ботами в аркадном режиме. Если вы не успели прокачать свой уровень пилота - гнить вам на пяти треках до скончания века. У вас не получится взять PS4 с собой на дачу и погонять у камина на выходных. Вы играете на консолях и цените их автономность? Удачи - в этой итерации Gran Turismo все решила за вас. Также вас решили не пускать в онлайн-покатушки, пока вы не посмотрите два ролика по три минуты о гоночном этикете и плохой манере вождения. Как-будто это хоть на что-то влияет. Все эти ритуалы и высокопарные приемы не работают в нынешнем мире. В онлайне все так же выпихивают с трассы, подрезают и используют грязные приемы. Ехать чисто практически невозможно, ведь там, где есть другой игрок и его желание выиграть любой ценой, это просто нереально. В Gran Turismo Sport есть некий рейтинг пилота и рейтинг безопасности. Из их названий вроде бы все понятно, но последний рейтинг складывается не только из тех столкновений, которые произошли по вашей вине, но и из тех, которые произошли по вине других водителей. Таким образом, все эти требования и попытки взращивания гоночного этикета бесполезны.

Вернемся к одиночной части в виде кампании. Никакого сюжета или вводной тут нет, и это нормально. Правда, теперь школа вождения является частью той самой кампании. Получать какие-либо права или лицензии для допуска к определенным соревнованиям больше не нужно. Тот самый «спорт» покинул нас. Садись и едь - никаких проблем. Вам доступны восемь этапов испытаний по восемь гонок в каждом. Это не только кольцевые соревнования - здесь могут быть и задания по достижению определенной скорости к какому-то участку трассы, гонки преследования, задачи по сбиванию конусов, ралли-кросс, скоростные гонки по овальным трассам и другие вещи. Но все это выглядит как разрозненные куски чего-то цельного. От игры про спорт ты ждешь полноценных лиг, отдельных моноклассовых соревнований, именитых гонок, показательных заездов. Ничего такого тут нет. Мотивация проходить все на золото есть только в школе вождения, а во всем остальном ты просто наматываешь километры и получаешь бонусные мили. Последние нужны для покупки дисков, красок, машин или иной мелочевки.


В конечном итоге ты остаешься почти у разбитого корыта. Да, Gran Turismo Sport все еще является классным симулятором вождения. Именно вождения, так как в игре присутствует отменная физическая модель поведения автомобиля. Но помимо этого в игре почти ничего нет. Ничто не цепляет, не побуждает к улучшению своих результатов или показателей. Тебя как будто ударили по затылку изо всех сил. Можно бесконечно любить и уважать серию или быть приверженцем определенной игровой платформы, но сказать, что Gran Turismo Sport - это хорошая игра, значит обмануть самого себя.

Gran Turismo Sport - это одна пятидесятая шестой части этой же серии. Это одна тысячная от своих конкурентов. Как и в случае с популярными писателями, которые иногда «исписываются», серия «изыгралась». Создатели игры так сильно ударились в гоночную философию, что забыли про сами гонки как таковые. Gran Turismo Sport выглядит как интерактивная открытка, как кусочек чего-то большого и значимого, что имело имя и успех. Ты буквально чувствуешь всю историю, былые заслуги, громкие скандалы и победы. Но где-то там, в прошлом. Не тут.


То, что произошло с игрой, вызывает уныние. Остается только надеяться, что Sony уделает всех в следующем поколении автосимуляторов. Пусть продолжение серии выйдет через 10 лет - лишь бы оно было грандиозным, захватывающим, интересным и не пустым, как в плане контента, так и в плане наличия той самой автоспортивной «души».

Gran Turismo Sport

Рецензируемая версия игры: PlayStation 4

Плюсы:

  • Хорошая физическая модель.
  • Школа вождения.
  • Nissan GT-R’17.

Минусы:

  • Мало автомобилей.
  • Мало трасс.
  • Проблемы с детализацией трасс.
  • Невозможность играть без подключения к Интернету.
  • Слабая и короткая кампания.
  • Слабое музыкальное сопровождение.
  • Отсутствие погодных эффектов.

Оценка: 5.5

Вердикт : Gran Turismo Sport имеет отличную физику поведения авто, но больше ничего в ней нет. Только очень преданный фанат полюбит этот продукт и будет защищать его. Печально видеть, что некогда несокрушимый бастион с течением времени начинает разрушаться.

Сейчас Кадзунори Ямаути является генеральным директором японской компании-разработчика Polyphony Digital , а также продюсером Gran Turismo , но в далёком 1993 году он мог только мечтать о создании реалистичного симулятора вождения, поскольку для того времени это было довольно серьёзным предложением, на которое руководство SCE не могло просто так согласиться. Однако благодаря успеху гоночной игры Motor Toon Grand Prix , Ямаути удалось заслужить их доверие, после чего разработка GT стала возможна. Первая часть появилась на полках магазинов в декабре 1997 года, а уже в этом году франшиза празднует своё двадцатилетие, подготовив подарок для фанатов и по совместительству первую игру серии для домашней системы PlayStation 4 Gran Turismo Sport . Что преподнесла нам новинка, а кроме того сможет ли она удовлетворить все потребности как заядлых виртуальных гонщиков, так и просто любителей прокатиться за рулём дорогого спортивного автомобиля?


Автоспорт для всех

Многих новичков гоночные симуляторы отпугивают своей повышенной сложностью, из-за которой после пары десятков попыток они по большей части уходят в менее требовательные к навыкам игрока аркадные состязания, вроде Need for Speed или The Crew . Это вполне ожидаемо, ведь далеко не всем доставляет удовольствие заучивание каждого поворота и ежесекундное сражение с лошадьми под капотом в попытках хотя бы тривиально доехать до финиша, не вылетев с трассы и не забрав с собой автомобили других гонщиков. Тем не менее поклонники данного вида спорта жаждут именно реалистичных чемпионатов, кольцевых заездов и пит-стопов, а не неоновых огней и обременённых трафиком дорог города, но слишком тонкое отслеживание контроля, нередко превышающее трудность управления реальным авто, умеряет их пыл, заставляя прибегнуть к всевозможным помощникам в вождении и низкой сложности. По этой причине игра превращается в поездку по рельсам, что непременно наскучивает спустя пару-тройку побед.

Впрочем это не относится к Gran Turismo Sport , так как сплоченная команда Polyphony Digital приложила все усилия, чтобы играть было интересно не только ветеранам, но и новичкам. Доступность однозначно является сильной стороной проекта, потому как для комфортной езды на среднем уровне сложности (Любитель) вам вряд ли придётся часами сидеть на первом же крутом повороте. Вместе с тем машина достоверно чувствуется даже при применении контроллера DualShock 4, что ещё и усиливается во время использования вида из кокпита. Остальные камеры также имеют свои сильные стороны, но для меня предпочтительнее иметь в поле зрения руль и руки водителя, правда это всё субъективно. С видом от бампера лучше ощущается скорость и контроль трассы, следующий вариант - от капота, открывает более широкую видимость, а четвёртый - от третьего лица, позволяет совершать более точный обгон соперников и без лишних усилий просматривать происходящее позади автомобиля. Наверняка, если для манипуляций пустить в ход какой-нибудь Thrustmaster T-GT, то погружение и ощущения будут ещё лучше. Жаль, что игра не поддерживает мой старенький Logitech GT Driving Force Pro, приобретённый лет десять назад, однако с геймпадом, как упомянуто выше, играть тоже весьма удобно.

Кампания представляет из себя одиночные дисциплины, призванные не только научить игроков правильно обращаться с четырёхколёсным другом, но и испытать свои навыки, а также ознакомиться со стратегиями прохождения конкретных трасс.


С чего начать новичкам?

Несмотря на замечательную отзывчивость управления, чтобы не ударить в грязь лицом рекомендую всё-таки тщательно изучить школу вождения перед тем, как приступить к онлайн-состязаниям. Таким образом вы узнаете все тонкости контроля разных классов автомобилей и сможете без труда проходить самые сложные участки трасс. Стоит отметить, что данная деятельность не ограничивается лишь полезностью, ведь благодаря системе наград и таблице лидеров, кампания принимает соревновательный оттенок. Помимо прочего, за получения золота на всех уроках, испытаниях и трассах предусмотрена тройка трофеев: два серебряных и один бронзовый, а кроме них ещё несколько за завершение отдельных типов челленджей. Также по мере завершения этапов, в ваш гараж будут поставлять новенькие авто. Довольно приятный бонус, не так ли?

Если вам не очень хочется тягаться с настоящими игроками, то всегда можно перейти в Аркаду, где вас будут ждать только водители с искусственным интеллектом или друзья, сидящие рядом с вами на одном диване. Да, в Gran Turismo Sport присутствует режим разделённого экрана, правда реализован он не очень хорошо. Во-первых, хотя изображение делиться вертикально поровну, активная зона при этом занимает лишь половину, а остальная часть отводится для отображения дополнительной информации, вроде спидометра, секундомера, позиции, номера круга и прочего, на статичном чёрном фоне. Во-вторых, при игре вдвоём за одной консолью нельзя использовать вид из кокпита, что меня тоже огорчило. Взглянуть на это своими глазами вы можете чуть ниже.

Помимо вышеупомянутого, в Аркаде находится заезд на время, предлагающий прокатиться совершенно одному для установления нового рекорда круга; дрифт-заезд с особыми выделенными участками трасс, где за введение машины в управляемый занос вам будут начислять очки; своя гонка, предоставляющая множество различных параметров от банального количества оппонентов и лимита времени до влияния воздушного мешка, расхода топлива, износа шин и прочего. Завершает список VR-тур, опробовать который мне не представляется возможным по причине отсутствия шлема виртуальной реальности. Однако, исходя из описания в нём доступны гонки исключительно один на один, поэтому ждать от него чего-то масштабного не стоит.


Зонт оставьте дома

В Gran Turismo Sport , как и было заявлено ранее, нет динамической смены погоды и времени суток, в чём нельзя упрекнуть её недавно вышедших конкурентов Forza Motorsport 7 и Project CARS 2 . Да и в эксклюзивном проекте для PlayStation 4 трёхлетней давности DriveClub имеется данная роскошь. Впрочем для честности стоит отметить, что в последнем примере на старте игры она тоже отсутствовала и была добавлена позднее. Для наглядности посмотрите на правый нижний скриншот из группы выше (одиннадцатый по счёту), который демонстрирует варианты периода суток на реальной трассе Suzuka Circuit, под чем указаны климатические условия, строго привязанные к определённому времени и гоночному треку. Также добавлю, что мной не был замечен активный дождь ни на одной из чуть более пятнадцати, как настоящих, так и оригинальных, трассах доступных в игре, но мокрая и грунтовая дороги, являющиеся более важными аспектами для заядлых гонщиков, здесь присутствуют.

Не стоит забывать про физическую и визуальную модели повреждений, поскольку в нашем сегодняшнем госте они на месте. Тем не менее, чтобы увидеть нанесённый внешний урон вашему железному коню придётся постараться его разбить. Механические неисправности в свою очередь могут быть отключены, как и требование к дозаправке или износ шин. Но с ними гораздо интересней, ведь приходится продумывать стратегию, учитывая необходимость посещения пит-стопов.

Аудиальная составляющая в GT Sport выполнена на высочайшем уровне, поскольку каждый автомобиль имеет индивидуальную палитру звуков. Рёв мотора, рокот выхлопа, шум коробки передач, шелест сопротивления шин и многое другое ласкает слух на протяжении каждого заезда, а также во время подготовки к гонке.


Фото на память

Фоторежим совместно с разделом Виды заслуживают отдельного упоминания. Если во время заезда его активировать нельзя, то в любой момент просмотра повторов вам позволено достать виртуальную камеру и проявить всё ваше мастерство. В создании самого лучшего снимка вам помогут множество параметров: экспокоррекция, выдержка, фокус, установка диафрагмы, параметры панорамирования, угол поворота колёс, выбор скорости движения автомобиля, активация освещения (фары, стоп-сигналы, поворотники), а кроме того различные эффекты, например, геометрические и хроматические аберрации, коррекция дымки, температура, зернистость, виньетирование и прочее. Действительно широкий спектр возможностей, однозначно понравится фотографам и любителям красивых пейзажей. Кстати, о них. Обилие локаций для фото вашего автопарка не может не привести в восторг. Именно "вашего", ибо для совершения этого действия доступны только те красавицы, которые находятся в вашем гараже. Взять машину из салона для снимка не выйдет, напрокат не дают.

Хорошего контента много не бывает

Общее число доступных спорткаров составляет более ста пятидесяти скрупулёзно воссозданных и очень точных моделей, куда входят массовые машины, гоночные болиды и невероятные концепты, разработанные в проекте Vision Gran Turismo совместно с известными автопроизводителями и пользователями со всего мира. Изучить полный их список можно на официальном сайте симулятора . Это в несколько раз меньше, чем в предыдущей номерной части серии, но со временем доступный автопарк будет разрастаться благодаря загружаемым материалам. Центр брендов позволяет не только купить новые автомобили, отсортированные по регионам, но вместе с тем изучить истории некоторых компаний в удобном хронологическом порядке, параллельно которым составлен список из важных событий, произошедших в мире в тот или иной промежуток времени.

Графически Gran Turismo Sport не делает опережающего время прорыва, но между тем выглядит довольно приятно. У меня нет телевизора с поддержкой расширенного динамического диапазона, чтобы оценить всю глубину цветности, но даже без него картинка смотрится реалистично. Напомню, что в игре применяется технология True HDR, которая использует HDR и Wide Color во всём цикле обработки визуальной составляющей от поступления данных до их демонстрации на экране. Если окружение не поражает воображение, то сами модели машин более чем радуют взгляд. Оптимизация на обычной версии консоли PlayStation 4 покорила все вершины стабильности, она хороша настолько, насколько это возможно в принципе.

GT Sport имеет в своём арсенале не только редактор внешнего вида шлема, комбинезона и авто, оснащённый помимо окраски ещё и наклейками, но кроме того возможность детальной настройки параметров машины.


Поощрение водителей и гоночный этикет

Большая часть контента симулятора скрыта под толстым слоем уровней гонщика и разблокируется соответственно по мере увеличения вашего стажа. За успешное завершение заездов (сетевых, аркадных и любых других) вам будут начислять денежные призы, то есть некую сумму кредитов, размер которой зависит от занятого вами места; награждать очками бонусных миль, которые можно обменять на предметы или улучшение характеристик автомобиля; запоминать ежедневный суммарный пробег, где за 42,195 километров вы сможете получить новую машину; и конечно же выдавать водительский опыт, открывающий доступ к новым материалам. Чтобы приступить к участию в онлайн-гонке необходимо посмотреть два видеоролика на английском языке без субтитров. В первом из них рассказывают про спортивное поведение, а во втором демонстрируют примеры некорректного вождения. Значит тем, кто совсем не знает английского языка придётся довольствоваться лишь зрительной информацией. При активном интернет-соединении, а также работающих серверах доступны ролики в каждом задании школы, испытаниях и знакомстве с трассами, но они также на английском.

При приобретении игры стоит учитывать необходимость постоянного интернет-соединения, поскольку вне сети доступен исключительно режим Аркада, причём с невозможностью сохранения прогресса. Принимая в расчёт многопользовательскую направленность, данное решение не выглядит чем-то экзотичным, но может стать неприятным явлением для некоторых игроков, особенно для тех, которые и не планировали соперничать с другими пользователями.

Социальные функции позволяют делиться созданными материалами с вашими друзьями. Это могут быть реплеи, схемы окраски, наклейки и фотографии. Для участия в сетевых соревнованиях в спортивном режиме необходимо регистрироваться заранее, а зал ожидания предусматривает создание или присоединение к комнатам своих друзей и любых других пользователей, однако при этом результат заезда не влияет на рейтинг игроков. Во втором случае нет автоматического подбора игроков, когда как официальные гонки соединяют вместе гонщиков одного уровня мастерства, чтобы соревнования были максимально интересными для каждого участника. Каждому пользователю присваивается рейтинг гонщика (РГ), изначально имеющий значение E для всех, но в зависимости от их успехов на просторах спортивного режима повышающийся до D, C, B, A или S. Верхний рубеж РГ ограничен рейтингом безопасности, то есть дисциплиной поведения на трассе. Приложите все усилия, соблюдая осторожность, чтобы достигнуть рейтинга S.


Обзор написан по цифровой версии игры для PlayStation 4, предоставленной редакции издателем. Все скриншоты, использующиеся в материале, сделаны непосредственно автором статьи на указанной платформе.

З а свою почти 20-летнюю историю серия Gran Turismo практически не изменилась - это все та же сложная и реалистичная гоночная игра, какой ее запомнили преданные фанаты.


Но нельзя сказать, что изменений не было вовсе. Просто большая часть из них будет подмечена только самыми наблюдательными игроками. Скажем, новички сразу же увидят, как правдоподобно авто ведут себя на трассах, но не придадут особого значения серьезно поумневшему искусственному интеллекту.

Раньше кремний просто выстраивался в вереницы и лениво наматывал круги по трассе, даже не думая мешать игроку. Сейчас же все кардинально поменялось. Оппоненты остервенело рвутся в лидеры, прижимают к отбойникам, подрезают, постоянно перестраиваются и не дают идти на обгон. Да, до ребят из искусственным гонщикам далековато, но игра явно выбрала правильное направление.

Несмотря на неплохую детализацию автомобилей, а также хорошую работу над светом и тенями, нельзя назвать красивой игрой. Нет, она уж точно не смотрится паршиво, но при сравнении с той же детище Polyphony Digital явно проиграет.

Хотя любой фанат GT скажет вам, что пришел сюда не за красивой графикой, а за реализмом и конскими дозами адреналина от бешеных скоростей и оглушительного рева моторов. Чуть ли не каждая машина на трассе ведет себя предельно правдоподобно. Если у вас есть возможность обустроить себе гоночный уголок с рулем, педалями и шапкой виртуальной реальности, ощущения от вдавленной в пол гашетки, скажем, Porsche Porsche 919 Hybrid , отпечатаются в вашей памят на всю жизнь.

Разработчики явно предпочли качество количеству - иначе не объяснить изрядно поредевший автопарк, относительно малое количество трасс и всего несколько стандартных для жанра игровых режимов, пусть и выполненных на должном уровне. Тут также тяжело избежать сравнения с , которая отчего-то не пошла на такие компромиссы и попыталась затолкать всего, да побольше.


У нас вообще сложилось такое впечатление, что в Polyphony Digital выпустили какую-то промежуточную версию, затравку перед выпуском настоящей - это бы объяснило многие упущения, но нет.

Одиночный режим теперь не делает сильный акцент на количестве машин в гараже, а вместо этого предлагает сосредоточить больше внимания на самих заездах. В нем есть несколько основных режимов вроде школы вождения и миссий, названия которых говорят сами за себя. Кстати, если вы незнакомы с серией, то лучше не выкаблучиваться и посетить несколько уроков в автошколе, чтобы ближе познакомиться с особенностями вождения в Gran Turismo .

Игроки смогут принять участие в стандартных заездах, гоночных марафонах и даже попытаться выполнить некоторые технические задания, в которых гонщикам необходимо следить за состоянием своего авто, чтобы не быть дисквалифицированными. Поначалу кажется, что такого комплекта не хватит надолго, но это ощущение пропадет сразу же, как вы попытаетесь установить новые рекорды в выбранных дисциплинах.